автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Степные думы - органы самоуправления бурят Российского государства, 1822-1904 гг.

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Даржаев, Саян Юрьевич
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Улан-Удэ
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Степные думы - органы самоуправления бурят Российского государства, 1822-1904 гг.'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Степные думы - органы самоуправления бурят Российского государства, 1822-1904 гг."

РГ6 OA

- /кЩкйШй ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Диссертационный совет К 113.36.02.

На нравах рукописи

Даржаев Саян Юрьевич

СТЕПНЫЕ ДУМЫ - ОРГАНЫ САМОУПРАВЛЕНИЯ КУРЯТ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА. 1822-1904 гг.

Специальность 07.00.02 - Отечественная истории

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Улан-Удэ -1999

Работа выполнена в отделе истории, этнологии и социологии Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН

Научный руководитель:

доктор исторических паук, профессор ГЛ. Сапжиев

Официальные оппоненты:

Доктор исторических наук, профессор H.H. Щербаков Кандидат исторических паук О.Д. Базаров

Диссертационного совета К 113.36.02 при Бурятском государственном университете (670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24-а).

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Бурятского государственного университета.

Ведущая организации:

Иркутская экономическая академия

Защита состоится

^¿fuJ/l^, 1999 г. в

часов на заседании

Ученый секретарь Диссерт аций! и mm Гпш-тм

кандидат исторических наук

Т.Б. Григер

ОБЩАЯХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Одним из наименее изученных вопросов социально-политической истории Х\/П1-Х1Х вв. является проблема административного управления Российского государства национальными регионами Сибири, деятельности органов власти у сибирских народов, влияние этих органов на общественно-политическую, экономическую, социальную и культурную жизнь и быт коренных народов. К числу таких органов относятся бурятские Степные Думы, которые являлись национальными органами самоуправления и сьпрали важную роль в жизни бурятского народа. Однако цельного комплексного труда, в котором бы рассматривалась деятельность Селенгинской, Ьар|узинской, Хоринской, Кударипской, Кудинской, Налагапекой, Аларской, Нерхолепской, Ольховской, Идипекой, 'Гункинской и Агинской Степных /Дум пока нет. Поэтому изучение истории возникновения, развития и деятельности бурятских Степных Дум, признанных обеспечить управление коренным населением в соответствии с нуждами и целями самодержавия, а также служить интересам своего народа. Их взаимоотношения с центральными и 1убернско-областными органами власти несомненно является актуальной научной задачей.

Степень изученности темы. Проблема иеториофафии истории бурятских Степных Дум тесно связана с общей периодизацией отечественной исторической науки.

Первый период датируется первой половиной XIX века до отмены крепостного права. Публикации этот периода представлены официальным и демократическим направлениями. К первому можно отнести обозрений Ю.А.1 еденнпрома, А.Ф. Раева, М.М.Гагемейегера, в которых имеются сведения о хозяйственном укладе и управлении народов Сибири, а также статистико-экономичсское обозрение Л. Львова с указанием основных занятий и повинностей сельского населения Забайкалья, статьи П.С. Щукина с

описанием хозяйства и быта бурятского населения и работы В. Паршина1. К демократическому направлению следует отнести "Русскую правду" П.И. Пестеля, в которой прозвучал призыв к улучшению положения сибирских народов2.

После отмены крепостного права начинается новый период российской историофафии, который завершился социальной революцией 1917 года. В связи с реформами 60-70-х годов XIX века усиливается интерес к личности и делам фафа М.М. Сперанского. В этот период опубликована книга видного чиновника николаевской эпохи М.А. Корфа и капитальный груд ВН. Вагина, посвященные деятельности российского реформатора, в которых дана высокая оценка его "Уставу об управлении инородцев" 1822 года 3. И этот же период начинается разработка проблемы обычного права коренных пародов России. К числу работ этого направления относятся исследования Л. Кистяновского, О.И. Лсонтовича, Гурлаида, изучавших обычное право монгольских народов.4

На рубеже Х1Х-ХХ веков появляются работы С.С. Шашкова, Н. Астырсва, А. Щербачева, публикации А.К. Ордынского, С.М. Пругченко, А.И. Тсрмсна, Д.М. Головачева, В.Ф. Барановского, 1>.Г). Пегри, И.Н. Серебренникова, и которых затрагивается тема исследования, а также первые

' Гсдспнггром Ю.Л. Отрывки о Сибири. - СПб., 1830; Обозрение главных оснований местного управления Сибири. • СПб., 1841; 1'аев Л.Ф. Ьуряпл. Пестик гсирафичссхою общества. Том XXIV. 1858; Гатсмейстср М.М. Статистическое ободрение Сибири. - СПб., 1854; Льнов JI. Обозрение Забайкальскою края. - Русский вестник. - 1842. - №№ 7-10; Щукин II.C. Ьуряты. - Журнал МИД. - 1849. 4.25; Он же. 1>ыт крестьян Восточной Сибири. - Гам же. - 1859. Ч. 34, кн. 2; Он же. Исследование о народах, обитающих и Сибири. - Гам же. 1860. 4.66, кн. 5; Партии В. Поездка » Забайкальский край. Часть 1-2. - М., 1844. 2 Корф М.Л. Жизнь 1рафа Сперанского. В 2-х т. - Cl 16., 1861 ; Наши В.И. Исторические сведения о деятельности трафа Снерапското в Сибири с 1819 но 182?. п . - СПб., 1872. 5 Восстание декабристов. Документы. Т.7. - М., 1958. - 145-146.

4Кистяновекий Л. Собрание и разработка обычного нрава. - Киев, 1876; Лсоптонич О.И. К истории права русских ииороднен. - Одесса, 1879; Он же. Калмыцкое право. - Одесса 1880; Гурланд. Стенное законодательно древнейших времен. Известия археологической истории и этнофафии. Г. XX. - 1904;

публикации бурятских просветителей и лидеров национального движения М.П. Хангалова, I ],. Жамцарано и М. П. Богданова.1

Особо следует отмстить возникновение в этот период демократического направления в историографии народов Сибири. Родоначальником этого направления становится Н.М. Ядринцев, который первым вскрыл суть "инородческого вопроса", покачав складывание принципиально новых отношений между русским и коренным населением."'' Высокую оценку законодательным актам фафа Сперанского дал другой видный представитель демократического крыла в сибирской историофафии АЛ 1. Щапов.3

Таким образом, в дореволюционный период был сделан важный задел в изучении рассматриваемой проблемы.

С 1917 года начинается новый период в развитии отечественной историофафии проблемы, длившийся до середины 30-х годов. Па протяжении первого десятилетия развития советской исторической науки основными формами изучения и освещения были публицистические работы. Этот этап

' Шатко» С.С. Сибирские иноро;ии>: » XIX оологии // Метрические :>поды. - СПб., 1872; Астырен II. Монгол» бурятм Иркуюкой |убсриии. - Северный псстиик. ■■ О (б., 1890. - № 12; Щербачев Л. Исторические сведения. Материалы но исследованию землевладения и землепользования н Забайкальской области. Нын. 5. - СПб., 1898; Ордынский А.К. Очерки бурятской жизни. - Тобольск, 1896; Прутчслко С.М. (Сибирская окраина. СПб., 1899; Тсрмси Л.И. Среди бурят Иркутской области и Забайкальского края. - Сиб., 1912; Головачев Д.М. Население агинской с тепи. - Чита, 1911; Ьарановский В.Ф. Инородческие судьи у бурят и желательность коренной реформы. - Право. - 1912. - № 33; Псгри Ь.Г). Среди кудинеких бурят // Изиссч ия Русского Коми тета дня изучения Средней и Восточной Азии. - С116., 1913, сср.2, т.ш. 3; Серебренников И.П. Инородцы » Сибири, их состав и занятия (Статистический сборник). - Иркутск, 1913; Он же. Инородческий »опрос в Сибири. - Иркутск, 1917; Он же. Об автономии Сибири. - Иркутск, 1917; Хашалон .M.II. "Зэюпт аба". Юридические обычаи бурят. Этнографическое обозрение. Чаел. ?.. 1894; Он же. Молочное хозяйство у бурят. -Известия НСОРГО.Т. XXI, 1906. -№ 1-2; Жамдарано Ц. О правосознании бурят. -Сибирские покроем. • 1906.-- № 2. - С. 167-184; Богданов M.I I. Из истории бурят. - 1916.

2 Ялриинси U.M. Снсралск»и и сю реформы н Сибири // Леешик Кврочм. - 1876. -№ 6; Он же. Сибирь как колония. - CI16., 1882.

3 Щапов A.1I. Сибирское общество до Сперанского. - Ноли. собр. соч. • (Л 16., 1908. Л'. 3. - С. 670.

тесно связан с именами C.B. Бахрушина, который первым из советских историков показал противоречивый характер "Устава" 1822 года, и В.П. Гирчепко, в работах которого показано социальное расслоение бурят в течение двух столетий.1 Несомненный интерес представляют материалы дискуссии 1934 года, где B.1I. Гирчснко выступил с докладом "К вопросу о феодальных отношениях в истории Бурят-Монголии". К этому же периоду относятся первые попытки изучения общественного строя монголов периода феодализма.2 В этот же период Ц. Жамцарано совместно с руководителем Центрархива Л.П. Туруповым продолжил свои научные изыскания но обычному праву монгольских народов.3 В эти же годы опубликованы работы известных бурятских ученых М.П. Богданова и Ь.Б. Ьарадина, в которых уделено определенное внимание исследуемой проблеме, работа И.Н. Серебренникова, посвященная хозяйству, быту и землепользованию бурят.4 Тогда же Г.10. Мание разработал специальную профамму по собиранию материалов, касающихся обычаев и народных воззрений.5

В следующем периоде развития отечественной историографии, который датируется второй половиной 30-х - серединой 50-х годов, резко сократилось

1 Бахрушин C.Ii. Сибирские туземцы иод русской властью до революции 1917 г. - Советский Север. - 1929. - j№> 1; Гирчепко H.H. Материалы по истории хозяйства и родового управления забайкальских бурят во второй половине XVIII в. и начале XIX в. // Бурятиеведеиие (Всрхнеудинск). - 1926. - № 1; Он же. Хозяйство кудшюких бурят в XVIII - первой половине XIX в. // Жизнь Бурятии (Всрхнеудинск). - 1927. - №№ 1-3; Он же. Социальное расслоение среди бурят-монголов // Жизнь Бурятии. • 192.9. - № 2.

2 Владимирцев Б.!'. Общественный строй монголов. Монгольский кочевой феодализм. - Л., 1934.

3 Турунов Л.Н., Жамцарано Ц. Образцы писаного права монгольских племен. - Вестник Азии. - 1924. - № 24.

4 Богданов М.П. Очерки истории бурят-монгольского парода. - Всрхнеудинск, 1926; Барадин Б.Б. Бурят-монголы. -Всрхнеудинск, 1927; Серебренников И.Н. Буряты, их хозяйство, быт и землепользование. - Верхиеудинск, 1925.

5 Мание Г.ЕО. Программа но собиранию материалов о народных воззрениях и юридических обычаях в области уголовного права и суда туземных народностей. - Бурятиеведеиие. - 1925. - № 1.

количество публикаций по исследуемой теме. Вместе с тем именно в этот период в развитие данной темы существенный вклад сделали Н.Н. Поппе, А.П. Окладников, Н.'Г. Хаптаев.1 Особо выделяется труд Ф.Л. Кудрявцева,2 где наряду с изучением общих закономерностей и особенностей социально-экономического развития народов Сибири, автор охарактеризовал и направления политики самодержавия в отношении этих народов. Автор обращает внимание на такие элементы "Устава" как введение самоуправления у "инородцев" и позитивно оценивает наметившуюся тенденцию к ограничению административного произвола чиновников. В последующем автор совместно с группой ученых подготовил первый том "Истории Бурят-Монгольской АССР", где уделяется значительное внимание истории Степных Дум.

Следующий период отечественной историофафии начинается со второй половины 50-х го дон и продолжается до начала 90-х годов. Это самый продуктивный период в развитии поставленной проблемы. В конце 50-х годов опубликована монофафия Н.М. Залкинда, посвященная проблеме присоединения Бурятии к России. В его последующих публикациях значительное внимание уделяется ясачной политике царизма в Бурятии.3

К началу 60-х годов относятся публикации Р.К.Пубасва, который много сделал для поиска, анализа, систематизации, перевода со старомонгольского и введения в научный оборот документов бурятских Степных Дум.4 Важным

1 Поние 11.11. Летописи сслешкнеких бурят. - М., 1936; Окладников А.11. Из истории западных бурят-монголок. - Л., 1937; Хата си Н.'Г. Краткий очерк истории бурят-монгольского народа. - Улан-Удэ, 1942.

' Кудрявцев Ф.Л. История бурят-мош'ол1.ского народа. - М.-Л., 1940.

З3алкипд К.М I (рисосдиисиис Курятин к России. - Улан-Удэ, 1958; Он же. Ясачная политика царизма н Бурятии н XVIII •• нерпой половине XIX п. // Сибирь периода феодализма. Вып. 2. -Новосибирск, 1965; Он же. Ясачная политика царизма 1! Кур яги и и XVIII - нерпой иолоиипс XIX п. // Управление. Экономика, культура. - Новосибирск, 1969. 411убасн ¡'.К. Архивные документы на сгаромонгольской письменности об образовании Агинском Стенной Думы // Архивное дело к Бурятской АССР. - Улан -Удэ. 1960; Он же. Архивные документы но истории Бурятии на старомошолъской письменности. // 'Гам же.

событием в развитии исторической науки края стало 5- томное академическое издание "Истории Сибири", где третий том иосвящсн осуществлению реформ в крас в XIX веке.

Проблемам реформ в Сибири, деятельности бурятских Степных Дум посвящены двухтомный труд "История Бурят-Монгольской АСССР", исследования Ь.Ц. Цибикова, JI.M. Дамешека, H.A. Лсалханова, М.М. Федорова, А.'Г. 'Гончего, ILM. Залкинда, М.М. Шмулевича, Ф.А. Кудрявцева, В.М. Кабузана.1 В этих исследованиях рассматривается вопрос об исторических судьбах "инородческого" Устава 1822 года, управление крестьянами в пореформенный период, раскрываются правовые аспекты положения коренных народов Сибири.

На этом этапе появляется первое диссертационное сочинение, в котором подробно анализируются преобразования М.М. Сперанского в Сибири.2

Во второй половине 80-х годов продолжается изучение проблемы реформирования хозяйственной и общественно-политической жизни бурятского народа. Рассматриваемая нами проблема получила достойное отражение в коллективном труде историков Сибири, опубликованном в Томске в 1987 году. В этот период исследователи Ч.Г Андреев, Т.М. Михайлов, Н.В.

1 Залкинд Н.М. Общественный строй бурят в XVII и нерпой половине XIX в. - М., 1970; Цибиков Н.Д. Обычное право сслешинских бурят. - Улан-Удэ, 1970; Кудрявцев Ф.Л. Вопросы экономического развития и социальных отношений в Сибири в XVIU - XX вв. Доклад, обобщающий содержание научных трудов, представленных на соискание ученой степени доктора исторических наук (вместо автореферата). - Новосибирск, 1970; Лсалхапов И.Л. Сельское хозяйство Сибири конца XIX - начала XX в. - Новосибирск, 1975; Федоров М.М. Правовое положение пародов Сибири в XVIIl-псрной половине XIX в. - Якутск, 1978; Дамсшсх JJ.M. Ясачная политика царизма и народы Сибири в XIX - начале XX в. - Иркутск, 1983; Он же. Внутренняя поли тика царизма и пароды Сибири п ХГХ - начале XX в. - Иркутск, 1986; Тончий А.Т. Крестьянские реформы в Сибири (1861-1899). - Томск, 1979; Шмулсвич М.М. Очерки истории Западного Забайкалья XVIII - середины XIX вв. - Новосибирск, 1985; Кабузан В.М. Дальневосточный край в XVII-XX w«. - М., 1985.

2 Никулин В.П. Управление крестьянами Сибири л 1861-1905 г. Автореферат диссертации на соискание ученой етснсни кандидата исторических наук. - Новосибирск, 1979.

Островский, С.Л. Чибиряев, С.Г. Гольдфарб уделяют большое внимание идеологии, духовной и хозяйственной жизни бурят на рубеже Х1Х-ХХ веков, реформаторской деятельности М.М. Сперанского, дают оценку правовых актов, упразднивших Степные Думы.1

Многочисленные публикации по рассматриваемой проблеме вызвали появление историографических работ, что является своеобразным итогом ее изучения.2

С началом 90-х годов меняется политическая конфигурация на политической карте мира, складывается новое государство - Российская Федерация. Одновременно с этим начинается процесс складывания новой российской историографии. Этот период характерен введением в научный оборот новых документальных источников и измеиснием характера публикуемых документов, пересмотром уже сложившихся стсреогииов. Поэтому в 90-е годы усиливается интерес к традиционной истории, проблемам землеустройст ва и землепользования, традиционному праву, местным органам управления. В этот период появляются работы Б.Б. Батуева, Ж.А. Зимина, Т.Б. Батуевой, коллект ивный груд по истории Усть-Ордынского бурятского округа, Л.Л. Бадмаева, в которых находят отражение проблемы образования и

1 Михайлов Т.М. 1С вопросу о духовной жизни и идеологии у бурят // Паииопалыю-освободитслыюо движение бурятского народа. - Улан-Удэ, 1989; Андреев Ч. I'. Земельная реформа начала XX в. срсди забайкальских бурят // Цглбиковскис чтения. - Улан-Удэ. 1989; Островский Н.В. Аграрная иолтика царизма периода имнериачизма. Новосибирск, 1991; Чибиряев С.А. Великий русский реформатор: Жизнь, дсятелыюсп., политические взгляды М.М. Снсранского. - М., - 1989; Гольдфарб С.И. Клсмепц - революционер, ученый, публицист-. - Иркутск, 1986.

2 Мирзос» В.Г. Ис горио1рафия Сибири. I (ервая половина XIX иска. - Кемерово, 1965; он же. Историофафия Сибири (домарксистский период). - М., 1970; Шейцфельд Б.М. C.B. Бахрушин и историмрафия Сибири советского периода. - Красноярск, 1980; Горюппош JI.M. Историо1рафии Сибири дооктябрьского периода (конец XVI - начало XX в.). - Новосибирск, 1984; Он же. Историографии Сибири досоветского периода (конец XVI-XX в.) -Новосибирск, 198-1; Исгориофафии народен Сибири XIX-пачала XX века. - Иркутск, 1990; Дамсшск JI.M. Историо!рафии и источниковедение истории Сибири эпохи имнериашима. -Иркутск, 1990.

деятельности бурятских Стенных Дум.1 13 плане историко-сравнительного анализа несомненный интерес представляет работа Г. А. Тюньдешева, посвященная формированию правовой культуры у хакасов/'

Таким образом, российская историография достигла определенных успехов в изучении истории местных органов самоуправления, принципов их работы и кадрового состава, административной и хозяйственной деятельности. Но специальных исследований но истории бурятских Стенных Дум в целом и конкретно отдельных их них до сих пор не имеется.

Поэтому в данной диссертации поставлена цель - комплексно изучить бурятские Степные Думы как национальные органы самоуправления бурят и местные органы власти Российского государства, проводники сс политики. Исхода из указанной цели определены следующие конкретные задачи исследовании:

в рассмотреть предпосылки и условия создания буря тских Степных Дум; в показать функциональные принципы формирования и работы Степных Дум, их органов и кадрового состава;

н исследовать административную и хозяйственную дея тельность Степных

Дум;

о осветить особенности судопроизводства и дея тельнос ти суда у бурят. Территориальные рамки исследования охватывают административно-территориальные образования Российской империи, - Иркутскую губернию и Забайкальскую область, в состав которых входили 12 бурятских ведомств.

1 Батусл Ь.Ь., Катусна И.Б. Очерки истории сслспгкпских бурят. - Улан-Удэ, 1992; Он же. Буряты и Х\П1-Х1Х ли. - Улан-У;р, 1996; Зимин Ж.Л. История Лларского района. - Иркутск. 1994; История Усп.-Ордынского Бурятского автономного округа. - М., 1995; Кагусна Т.К. Народы Сибири и грудах западноевропейских исследователей XVII-XIX ли. - Улан-Удэ, 1995; Ьадмасв А.А. Ремесла агипских бурят. - 11овосибирск, 1997; Республика Бурятия. Энциклопедический справочник. - Улан-Удэ, 1998.

2 Гюиьдстсй Г.А. История нроисхождепия хакасскою парода и предпосылки формирования правовой культуры. - Улан-Удэ, 1998.

Хронологические рамки - с 1822 по 1904 год, период их деятельности от создания Стенных Дум в соответствии с "Уставом об управлении инородцев" 1822 г. до их ликвидации в Иркутской губернии в конце XIX в. по закону "О земских начальниках" 1889 г. и "Временному положению о крестьянских начальниках" 1898 г. и в Забайкальской области - на основе Закона "Главные основания поземельною устройства крестьян и инородцев Забайкальской области" и Временною положения от 23 апреля 1901 г. "Об устройстве общественного управления и суда кочевых инородцев Забайкальской области". В результате осуществления административных реформ бурятские ведомства во главе со Степными Думами перестали существовать и вместо них введено волос тное самоуправление.

Научнам новизна исследования состоит в том, что в нем впервые в отечественной историо! рафии сделана попытка комплексного исследования всех 12 бурятских Степных Дум за весь период их существования с современных теоретико-методологических подходов. В научный оборот впервые вовлечен целый корпус архивных документов, па основании чего сделаны новые выводы и обобщения, сформулированы новые положения и оценки содержания деятельности Степных Дум как национальных органов самоуправления бурят в условиях самодержавия. Это позволяет значительно изменил, прежние концепции о положении бурятского парода в составе Российского государства.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что ее научные выводы и материалы мотут быть использованы при изучении проблем местного самоуправления народов Сибири и отдельных регионов, при" написании коллективных научных трудов по истории Бурятии, при создании спецкурса по истории Бурятии, в краеведческой работе.

Источниковую базу исследования составили документы фонда 1149 Российского государственно!« исторического архива С-Пстсрбурга (РГИЛ), 27

архивных фондов Национальною архива республики Бурятия (НАРБ), включающих в себя 32255 дел, фонды 24, 98, 715 Государственного архива Иркутской области (ГЛИО), документы рукописного отдела Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (РО ИМБиТ СО РАН), фонда Музея истории Бурятии (МИН), опубликованные сборники официальных документов.

Основными принципами исследования стали основополагающие принципы исторической науки -• принцип объективности и принцип историзма, позволяющие видеть исторические процессы в их реальном развитии и взаимосвязи.

Апробации результатов исследовании. Результаты исследования были изложены в сообщениях и докладах па заседаниях отдела истории, этнографии и социологии ИМЬиТ СО РАН, республиканской (Улан-Удэ, 1998), международной (Улан -Удэ, 1999) научных конференциях и в опубликованных статьях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения, библиографического описания диссертации и приложения.

КРАТКОЙ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.

Во введении обосновываются актуальность темы, формулируются цель и задачи исследования, определяются его территориальные и хронологические рамки, отмечается методология и методика исследования.

В разделе i - "Создание и формирование Степных Дум как органов управлении Суритских ведомств" - изложены факторы и предпосылки их появления, дается анализ основных документов, регламентировавших жизнедеятельность бурятского общества, исследован процесс формирования Степных Дум, их органов и кадрового состана.

Основополагающая нсресфойка системы управления Сибирыо, связанная с именем фафа М.М. Сперанского, началась в 1822 году принятием правительством "Учреждения для управления сибирских губерний", "Устава об управлении инородцев". В последнем документе нашел отражение правительственный взгляд на проблему управления коренным населением края. При выработке его в основе подхода лежали политические прагматическо-меркантильные интересы, ибо налоговые поступления из Сибири и особенно пушнина составляли важнейшую статью доходов империи. В этой связи "Устав" жестко регламентировал экономическую, административную, судебно-правовую и культурно-бытовую стороны жизни коренного населения. Необходимость его принятия обуславливалась следую!Iщми обстояга 1 ьствами:

а) по составу управления - отсутствие четких обязанностей родоначальников, что стало поводом злоупотреблений, отсутствие дифференцированного по,> ода к племенам с различным уровнем хозяйственного и общественного развития;

б) по хозяйству - имевшееся законодательство не учитывало тех изменений в хозяйственно-экономической жизни, которые происходили в хозяйственно-экономической жизни в начале XIX века. Кроме того, запрещение свободной торговли с коренными народами способствовало монополизации процесса чиновниками и вело к увеличению злоупотреблений;

в) по суду • обычное право бурят, па основе которого осуществлялось судопроизводство в родах, не было систематизировано и законодательно оформлено, что порождало появление многочисленных трактовок права.

В основу "Устава об управлении инородцев" было положено 4 основных принципа: 1) разделение коренного населения на три разряда н соответствии с родом занятий и образом жизни - оседлые, кочевые, бродячие. При определении степени экономического развития главным был взят вид

хозяйственной деятельности, ставший основой их пропитания; 2) ограничение опеки над коренным населением со стороны русской администрации и полиции; 3) введение свободной торговли с коренным населением, что способствовало и соответствовало объективным потребностям экономического развития как Сибири в целом, так и се народов; 4) количество налогов и податей надлежало принести в соответствие с экономическими потребностями государства и каждого племени.

"Устав" сохранял наследственные отношения, а также избирательные звания среди кочевников, что допускало наследование должностей, но в ряде случаев он отходил от этого принципа и давал определенную свободу выборному началу.

Вторая часть "Устава" носвящсна организации управления пародами края, построенной па основе учета национальных особенностей коренного населении. Осчоиныл» принц ином правительственной политики и отношении народов Сибири было стремление сохранить род как основную ^дминпетр.'иииную и экономическую единицу.

В административной области устанавливалось трехступенчатое управление кочевыми народами: 1) родовое управление - низшая для отдельных улусов и стойбищ рода, насчитывающих не менее 15 семейств. Во главе стоял староста; 2) инородная управа - средняя для нескольких стойбищ и улусов. Руководил управой голова, несколько выборных и письмоводитель; 3) Степная Дума - высшая для всего племени или народа. Она состояла из главного родоначальника, его помощников, голов и подчинялась окружным управлениям, то сен. царской администрации. Главный родоначальник утверждался генерал-губернатором, остальные - 1уберпатором. Важной структурой Дум стал суглан •• собрание бурятского общества - как важный демократический орган. "Устав" предусматривал как выборное начало администрации Дум, так и родонос наследие. При этом выборы происходили

чаще тогда, когда деятельность администрации бурятских ведомств противоречила законам Российской империи, когда она уличалась в финансовых нарушениях.

"Инородческая администрация" занималась сбором ясака, раскладкой налогов и податей, натуральной повинности, взиманием недоимок, распространением хлебопашества, ростом поголовья скота, развитием торговли, учетом численности населения. В ее функцию также входили вопросы землепользования, составление статистических сведений о количестве скота, урожае хлебов и трав, сенокошении, учете прихода и расхода общественных сумм. Эти же органы осуществляли и судебные функции, занимаясь разбором гражданских дел, в частности бракоразводными процессами, г га основе норм обычного нрава.

"Устав" регламентировал государственные, земслсис и нпутреиние сборы и повинности: па каждый год составлялось общее исчисление всех сборов, которое утверждалось геперал-чуберпатором.

Таким обратом, "Услан" обобщил и си(псматизи[ю>ки! нее элементы системы новой административной власти, согласно которой были выработаны новшества местного самоуправления и выборност и должностей "инородческих начальников".

М соответствии с "Ус тавом" 15 течение ряда лет были созданы 12 бурятских ведомств но главк со Степными /(умами: среди западных бури'г - Аларская, Валагапская, Идипская, Кудипская, Исрхоленская, Ольхопская, Тункинская; в Забайкалье • Кударипская, Ьаргузипская, Селснгинская, Хоринская Степные Думы. В даш.пейшем из Хоринской была выделена Агинская Степная Дума. Думы возглавляли тайши. бурятские ведомства были самыми крупными административно территориальными образованиями за все время пребывания Бурятии в сотгано России. Стенные Думы пользовались большими правами и полномочиями. Нередко они проявляли самостоятельность. Степные Думы

были органами царского правительства, проводниками его политики, а также желаний родовой знати. По при этом они выступали проводниками интересов бурятского народа, за всестороннее развитие бурятских ведомств. Поэтому бурятские ведомства способствовали росту национального самосознания, вхождению бурятского общества в рыночные отношения. При этом многие тайши прославились своей общественной деятельностью, радением об образовании и культуре общества, меценатством. Особенно выделялись такие тайши как Сахар Хамнаев, Ломбоцмрепов, Тобосв, написавшие летописи баргузипских, ссленгинских, агинских бурят; БаторовТолстой, Дымбилов, пожертвовавшие свои дома для Лларского и Агинского приходских училищ.

К середине XIX пека отчетливо прослеживаются попытки правительства подчинить пароды Сибири действию общероссийского законодательства, что обуславливалось колониальной политикой царизма по отношению к коренным народам Сибири. После отмены крепостного нрама предпринимаются неоднократные попытки пересмотра "Устава", ликвидации бурятских Степных Дум и подчинении коренного населения Восточной Сибири действию общих законов. Во второй половине 80 х годов XIX пока в Иркутской губернии Думы были упразднены, а вместо них учреждались инородные управы, бывшие по "Уставу" 187,?. года промежуточным звеном между (лепными Думами и родовыми управлениями. Позднее эта реформа была распространена и на Забайкальскую область, где были ликвидированы не только Стенные Думы, но и инородные управы и родовые управления.

Па основании Временного положения "Об устройстве общественного управления и суда кочевых инородцев Забайкальской области" было предусмотрено проведение волостной реформы, которая осуществлялась с 1901 по 1904 годы. В этот период были созданы полости во главе с крестьянскими русскими начальниками.

Раздел П - "Административная и хозяйственно-экономическая деятельность Стенных Дум" - посвящен непосредственной работе бурятских Степных Дум в указанных направлениях.

"Устав" жестко определял основные направления деятельности Степных Дум, которые состояли: "]) В пародоисчислепии; 2) В раскладке сборов; 3) В правильном учете всех сумм и общественного имущества; 4) В распространении земледелия и народной промышленности; 5) В ходатайстве у высшего начальства о пользе родовичей".1

В административной деятельности Стенных Дум и соответственно инородных управ и родовых управлений на первом месте стояла задача проведения в жизнь политики царского правительства, решений губернско-областиых администраций, согласования с последними всех своих главных мероприятий и действий, утверждение ими кадрового состава. Царское правительство, 1убернаторы добивались соблюдения Думами общероссийского законодательства, постепенного превращения бурятских ведомств в однотипные с: общерусскими, русификации бурятского населения. Степные Думы не могли не дейст вовать в рамках этих установок.

Вместе с тем Степные Думы стремились реализовать ин тересы бурятского населения, являлись национальными органами самоуправления. В этом направлении они добились многого, хотя зачастую выступали защитниками родовой верхушки, богатых слоев. Забайкальская и Лларская Степные Думы и их тайши являлись также покровителями буддизма. 11ередко из среды родовой знати выходили настоятели (ширетуи) дацанов и хамбо-ламы. В хозяйственно-экономической деятельности основным направлением был сбор податей и отправление повинностей коренного населения края. "Устав" регламентировал наложение, исчисление и раскладку сборов, составление денежных сумм, сдачу податей и повинностей деньгами, оценку и сдачу рухляди, а также

1 ГЛИО, ф.715,он. I. д. 8.

"употребление сборов". Кроме того, "Усгав" регламентировал взыскание недоимок и сборы с инородцев "несовершенно зависящих от правительства и приношения добровольныя". Регламентировалась также форма отчетности. К отчетным документам относились книги, отчеты, квитанции. В свою очередь квитанции имели специальные формы. Подати бурятского населения разделялись па денежные и натуральные. В течение нескольких лет была сформирована достаточно стройная податная система.

Важным направлением деятельности Степных Дум было развитие бурятского хозяйства, основными отраслями которого были скотоводство, земледелие и промыслы. В поле зрения Степных Дум всегда находились проблемы развит ия скотоводства, увеличения его поголовья и продуктивности, распространения сенокошения, укрепления кормовой базы и улучшения содержания скота. В годы деятельности Степных Дум буряты добились определенного прогресса в основной отрасли хозяйства.

Стенные .Думы много занимались вопросами распространения в бурятских ведомствах земледелия. Именно в период их деятельности земледелие прочно вошло н жизнь бурятского населения, а в отдельных ведомствах стало ведущей отраслью хозяйства. Ряд тайтей был отмечен наградами правительства за успехи во введении земледелия у бурят.

За время деятельности Дум появились но существу новые виды промыслов.

Важное место в хозяйственно-экономической деятельности Степных дум занимали сельские экономические магазины, ярмарки, сдача родовых земель в аренду, поставки хлеба, мяса и другой сельскохозяйственной продукции по договорам и прочая коммерческая деятельность.

Заработанные сродства шли и основном на содержание приходских училищ, хлебных экономических магазинов больниц, почт, общественных банков, арестантских домов, моргов, вакцинацию населения с целью

предотвращения заболевания оспой, предотвращение пожаров. Кроме того, средства использовались на содержание стипендиаток.

Кроме уплаты денежных сборов Степные Думы исполняли различные повинности: постройка и ремонт казенных зданий, содержание в исправности дорог, охрана лесов от пожаров, охрана телеграфных столбом. Самой тяжелой была уртонная (почтово-перевозочная) повинность.

Важным направлением хозяйственно-экономической деятельности бурятских ведомств стало вовлечение коренного населения в общероссийские благотворительные акции, среди которых выделяются сбор пожертвований в пользу раненных в 1856 году, сбор пожертвований на памятник 1000-летию России в 1857 году, rra строительство памятника iрафу П.Н. Муравьеву-Амурскому в 1882 году и другие. Определенный интерес вызывают взаимоотношения Степных Дум, сгроившиеся в основном через посредничество местных органон русской администрации.

В разделе также уделено внимание недостаткам и злоупотреблениям администрации ('теплых Дум и хозяйственно-экономической деятельности. Стремлением царской администрации уменьшить злоупотребления и беззакония объясняется стремление "Устава" отрапичить власть тайшей регламентацией податных сборов и устройством коллегиальных органов местного самоуправления.

Раздел III - "Суд и судопроизводство Степных Дум" - посвящен этой важной проблеме. Согласно "Уставу" бурятские ведомства, используя нормы обычного права, осуществляли суд и судопроизводство па основе обычаев, передававшихся устно из поколения в поколение и являвшихся результатом развития общественных отношений.

В процессе кодификации норм обычного права для сибирских народов были подготовлены "('вод степных законов кочевых инородцев Восточной Сибири" и "Сборник обычного права сибирских инородце» для Западной

Сибири". Главным источником законов для коренного населения Восточной Сибири стали "Обычаи братских Хори некого ведомства" принятые 30 марта 1823 года и "С тенные законы Ссленгинских бурят-монголов" от 5 июня 1823 года. Документ состоит из 8 частей: 1) о воровстве скота (ни. 1-41, лл. 1-11); 2) о супружеском несогласии и калымном скоте (ни. 42 -69, лл. 11-16); 3) о словесных спорах и драках (пп. 70-92, лл. 16-20); 4) о долговых исках (пл. 93118, лл. 20-26); 5) о наследованных имениях (ни. 119-125); 6) о разных случаях (пп. 126-140, лл. 2.7-31 об.); 7) о наблюдении хлебной и сенокосной поскотины (пп. 141-153, лл. 31-34 об.); 8) о выборе старшин и о прочем (пп. 154-161, лл. 34 об.-35).' Суда, в современном понимании его как государственного института, в Думах не существовало. По "степным законам" и предписаниям царской администрации тайша обязан был "предоставленной ему властью и мерою приличного наказания удерживать подчиненных от всяких преступлений, непорядков, лености и нерадения". Однако он не мог без решения общества определять степень вины и вид наказания. Фактически все жалобы и претензии рассматривались коллективно па сугланах, которые выносили общественные приговоры. Решением суглана, сородичи, уличенные в воровстве и других правонарушениях, подвергались краткосрочному заключению и тюремной избе, телесным наказаниям и прочему.

"Криминальные дела" рассматривались судебными органами царской администрации.

В судопроизводстве бурятских Степных Дум значительное место занимали бракоразводные дела и связанный с ними раздел имущества. Семейное право •• это одна из наиболее разработанных отраслей обычного права, регламентировавшее самые существенные черт фаждапского бытия, ибо семья составляла основную ячейку социально-экономической жизни бурят.

'ПЛРЬ, ф.2,011.2, д. глж

Серьезной проблемой для бурятскою общества была борьба с пьянством. Не случайно н "Хорннском уложении 1823 г.", а затем в "Хоринском уложении 1851 г." говорится "о запрещении пьянства и азартных шр".

Массовый характер в судопроизводстве Дум имели исковые дела. К их числу относятся заявления о взыскании долгов в виде денег, разного имущества и скота, протоколы допросов истцов и ответчиков, распоряжения об исполнении исковых заявлений, описи имущества неоплатных должников.

С конца 40-х годов XIX века заметна тенденция к сокращению полномочий бурятских Сгеппьгх Дум в вопросах судопроизводства, а с принятием судебной реформы 1864 года ограничения стали еще заметнее.

Тем не менее, суды и судопроизводство Стенных Дум, построенные на нормах обычного права, на протяжении нескольких десятилетий становятся реальным механизмом законодательного ре1улирования всех процессов, происходивших и ведомстве, а также средством реализации правительственной политики по отношению к бурятскому народу. Стойкость судопроизводства обуславливалась самим фактом существования обычного права, которое иллюстрировало способность бурятского общества самостоятельно вырабатывать целесообразные в данных условиях нормы жизни. И даже после упразднения Стенных Дум, а с ним и бурятского судопроизводства, инородческие суды, существовавшие до 1918 года, в своей деятельности продолжали использовать отдельные элементы судопроизводства степных ведомств.

В .заключении подведены основные выводы и обобщения диссертации, которые сводятся к следующим положениям:

1. "Устав об управлении инородцев" 1822 года и реформирование национальных административных институтов фактически создали возможность и большинстве бурятских ведомств сохранить традиционный образ жизни, уникальную этпокульгуру, вероисповедание, номадское

хозяйство бурят и вместе с тем приобщить бурят - крупнейший этнос Сибири -к российской государственности, культуре, новым формам хозяйствования и в частности к земледелию, внести существенные изменения в образ их жизни, постепенно подходить к полуоссдлому и оседлому хозяйс тву.

2. Российское государство признало необходимым создание Степных Дум на основе обобщения опыта местных органов бурятского самоуправления и распространения его на другие национальные районы Сибири. Степные Думы стали наиболее крупными в истории коренных народов края национальными органами самоуправления, результаты деятельности которых устраивали царское правительство и сто 1убсрнско-областныс органы в Сибири. Следовательно, бурятское общество внесло свой вклад в укрепление и развитие Российской государственности па востоке страны. Это важное свидетельство роста общественно--политической активности бурятского народа в условиях Российской государственности.

3. Изучение истории бурятских Степных Дум показывает, что они стали деятельными органами национального самоуправления, что бурятское общество выдвинуло из своей среды немало тайшей, зайсапов, шуленгов, судей и других должностных лиц, активно выступавших за развитие хозяйства и культуры буря тских ведомств, в защиту интересов своего парода.

Вместе с тем Степные Думы, конечно же, были органами царского правительства и его 1убсрпско-областных властей, ими заправляли представители бурятского нойонства, стоявшие прежде всего на защите интересов феодально-родовой знати, богатых слоев, верхушки ламаистского духовенства.

4. Деятельность бурятских Степных Дум привела к укреплению экономических связей между ведомствами, что позволило создать внутренний рынок, развивать культурные и религиозные связи. Всс это стало основой для завершения формирования и развития бурятской народности.

2.3

5. Деятельность бурятских (лепных Дум происходила в период перехода Российского государства к капиталистическому способу производства, что способст вовало разложению патриархально-родовых и феодальных отношений в бурятском обществе и вовлечению его н т оварно-денежные отношения.

6. Введение Степных Дум способствовало возникновению предпосылок формирования правовой культуры бурятского общества, как особого социального явления, которое следует воспринимать как качественное правовое состояние общества и личности, возникновению суда и судопроизводства на основе норм обычного права. 11ричем, бытовавшая трактовка норм обычною права как архаичного, а потому нуждавшегося в одномоментном преобразовании и унификации российским государственным правом, на наш взгляд не верна, ибо типичное российское право не может быть механически приложено вместо традиционного права без ущерба для правовой жизни коренного населения.

Указанные выводы позволяют- прийти к мысли о необходимости

дальнейшего расширения и углубления исследований по проблеме "Степные Думы • органы самоуправления бурят- Российского государства". В частности, в работе почти не рассмотрены вопросы культуры и религии, в виду того, что они являются темами для отдельных исследований. Также необходимо поднимать новые архивные документы и верифицирован, их, работать над методикой исследования к отрабатывать се методологию, изучать косвенные источники. Назовем лишь некоторые вопросы по истории бурятских Степных Дум, которые требуют дальнейшей творческой разработ ки со стороны историков. Сегодня имеется реальная возможность создания ряда специальных трудов по истории отдельных Степных /(ум и особенно Хоринекой, Селенгинской, Агинской, Аларской, Кударинской, Ольхопской, фонды которых представлены

сотнями и тысячами документов. Фактически не исследованной остается проблема взаимоотношения Стенных Дум и инородных управ, а также их отношения с земскими судами, областной и губернской администрацией. Совершенно не исследована история Стенных контор, которые предшествовали Степным Думам. Видимо, назрело время создания трудов по "обычному праву" всех ведомств. Причем, дитя подготовки такого рода исследований имеются необходимые условия: офомпый коикрсгно-историчсский материал, подготовленные кадры исследователей, наличие стойкого интереса к истории бурятского парода, богатый опыт создания коллективных трудов. Важнейшей проблемой является история взаимоотношений Стенных Дум и религиозных конфессий. Г)го касается не только мировых религий, каковыми являются буддизм и православие, но и шаманизма. Такого рода работы помо|ут создать академическое издание многотомной "Истории Бурятии", в которой давно нуждается общественность республики. Создание такого труда имеет не только научно-познавательный аспект, но и злободневную полит ическую аюуалыюсть, ибо несомненно будет способствовать укреплению российской государственности и межнациональных отношений в регионе.

Приложении содержат Указ его Императорского величества самодержца Всероссийского, из Иркут ского земского суда, Верхолснскому главному тайше Александру Дугарову, "Устав об управлении инородцев" 1822 года, приговор родоначальников инородцев Аларского ведомства, список из журнала Совета Иркутского общего тубернского управления, состоявшегося 23 ноября 1832 года № 127, список хоринских главных тайш за время деятельности Степных Дум.

У5

Основные положении диссертации отражены в публикациях:

1. Структура административного управления у бурят в XIX веке // Гуманитарные исследования молодых ученых Бурятии. - Улан-Удэ: БИОН СО РАН, 1996.-0,5 н.л.

2. Документы Центрального архива Республики Бурятия как основа для изучения бурятских Степных Дум II Архивы Бурятии и историческая наука. Материалы научно-практической конференции, посвященной 75-летию архивной службы Республики Бурятия. - Улан-Удэ: Комитет по делам архивов Республики Бурятия, Национальный архив Республики Бурятия, 1998. - 0,25 п.л.

3. Организация работы бурятских Степных Дум // Проблемы традиционной культуры народов Байкальского региона. Материалы Международной научно-практической конференции (2-3 июня 1999 г.) - Улан-Удэ: Изд-во БПЦ СО РА11, 1999. - 0,3 н.л.

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Даржаев, Саян Юрьевич

ВВЕДЕНИЕ .3

РАЗДЕЛ I Создание и формирование Стенных Дум как органов управления бурятских ведомств .40

РАЗДЕЛ II Административная и хозяйственно-экономическая деятельность Степных Дум.„„.,.„„. 70

РАЗДЕЛ III Суд и судопроизводство Степных Дум.111

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Степные думы - органы самоуправления бурят Российского государства, 1822-1904 гг."

ЗАКЛЮЧЕН И К

Проводимые в многонациональной России радикальные экономические реформы, преобразование политической системы, развитие федеративного устройства, движение к гражданскому обществу и правовому государству выдвигают в задачу переосмысления истории Российской Федерации и ее составных частей советского периода, а также учета исторического опыта их многовекового развития в предыдущие периоды. В этой связи представляется актуальным изучение истории создания и деятельности бурятских Степных Дум, которые, руководствуясь законами Российского государства и опираясь на нормы обычного права бурятского парода, осуществляли функции национальных органов местного самоуправления, регулировали и регламентировали административно -политическую, социально хозяйственную, культурную жизнь и судопроизводство бурятского общества. В результате возникла новая правовая культура, немыслимая без преемственности всего лучшего из. прошлой истории. Однако и конце XIX века правительство отказывается от этих институтов, признав необходимым подчинить коренное население Иркутской губернии и Забайкальской области общим! законам империи. Подобная позиция стала конкретным проявлением русификаторских тенденций в политике царизма и особенно в период правления Александра III. Эти тенденции сопровождались целым рядом мероприятий по упразднению поразрядной системы, введению волостного и сельского управления, устроенному по крестьянскому образцу, паспортной системы у бурят, попытки привлечения их к отбыванию воинской повинности в 70-80-х годах X.I.X века. После унификации управления русского крестьянского и местного коренного населения царская администрация сталкивается с принципиально новой для себя проблемой - появлением в далекой сибирской провинции первых ростков национального движения, которое привело к созданию профессиональных, а затем политических структур в бурятском обществе Изучение; на конкретном материале истории создания и. функционирования ведомств, возглавляемых Степными Думами, привело к следующим научным выводам и обобщениям:

1. "Устав об управлении инородцев" 1822 года M.IVL Сперанского и реформирование национальных административных институтов фактически создали возможность в большинстве бурятских ведомств сохранить традиционный образ жизни, уникальную этнокультуру, вероисповедание, номад,скос хозяйство бурят и вместе с тем приобщить бурят - крупнейший этнос Сибири " к российской государственности, культуре, новым формам хозяйствования и в частности к земледелию, внести существенные изменения в образе их жизни.

2. Российское государство признало необходимым создание Степных Дум па основе обобщения опыта местных органов бурятского самоуправления и распространило его па другие национальные районы Сибири. Степные Думы стали наиболее крупными в истории кочевых народов края национальными органами самоуправления, результат деятельности которых учитывали царское правительство и его iубсрнсю>•областные органы в Сибири. Следовательно, бурятское общество внесло свой вклад, в укрепление и развитие Российской государственности па Востоке страны. Это важное свидетельство роста общественно-политической активности бурятского парода в условиях Российской государственности.

3. Изучение истории бурятских Стенных Дум показывает, что они стали деятельными органами национального самоуправления, что бурятское общество выдвинуло из своей среды немало тайшей, зайеанов, тулепогов, судей и других должностных лиц,, активно выступавших за развитие хозяйства и культуры бурятских ведомств, в защиту интересов своего народа. Опыт Степных Дум показывает, что они, значительно ограниченные в своих нравах и полномочиях, как национальные органы самоуправления способствовали росту активности, ответственности и предприимчивости сред,и верхушечной части родов и ламетва, выдвижении из их среды наиболее видных деятелей. Вместе с тем, Степные Думы, конечно же, были органами царского правительства и его губернско--областных властей. Ими заправляли представители бурятского нойонства, стоявшие прежде всего па защите интересов феодально-родовой знати, богатых слоев, верхушки ламаистскою духовенства.

4. Деятельность кочевых бурятских Стенных Дум привела к укреплению экономических связей между ведомствами, что позволило создать внутренний рынок, развивать культурные и религиозные связи. Все это стало основой для завершения формирования и развития бурятской народности.

5. Деятельность бурятских Степных Дум совпала с периодом перехода Российского государства к капиталистическому способу производства, что способствовало разложению патриархально-родовых и феодальных отношений в бурятском! обществе и вовлечению его в товарно-денежные отношения.

6. Введение Степных Дум, принципиально новых органов управления, способствовало возникновению предпосылок формирования правовой культуры бурятского общества, как особого социального явления, которое следует воспринимать как качественное правовое состояние общества и личности, возникновению суда и судопроизводства, па основ,е норм обычного права. Причем, бытовавшая трактовка норм обычного права как архаичного, а потому нуждавшегося в одномоментном преобразовании и унификации, с российским! государственным нравом, представляется нам не верным, ибо типичное российское право не может быть механически приложено вместо традиционного права без ущерба для правовой жизни коренного населения.

Па современном этапе развития отечественной историографии проблема изучения опыта местного самоуправления представляется крайне важной. Конечно, многие аспекты деятельности Степных Дум еще не получили всестороннего освещения по причине недостаточной разработанности источникой базы. Ряд вопросов вызывает споры и дискуссии, особенно в стремлении сравнивать "обычное право" бурят и государственное законодательство, лежавшее в основе правовой системы Российской империи. Необходимо поднимать новые архивные документы и верифицировать их, работать над, методикой исследования и отрабатывать ее методологию, изучать косвенные источники. Назовем лишь некоторые вопросы но истории бурятских Степных Дум, которые требуют дальнейшей творческой разработки со стороны историков. Сегодня имеется реальная возможность создания ряда специальных трудов по истории отдельных Степных Дум и особенно Хоринекой, Селенгинекой, А пи некой, Аларской, Кударииской, Ольхоиской, фонды которых представлены сотнями и тысячами документов. Фактически не исследованной остается проблема взаимоотношения Степных Дум и инородных управ, а также их отношения с .'«омскими судами, областной и |убсриской администрацией. Совершенно не исследована история Степных контор, которые предшествовали Степным Думам. Видимо, назрело время создания трудов но "обычному праву" всех ведомств. Причем, для подготовки такого рода исследований имеются г необходимые условия: огромный конкретно-исторический материал, подготовленные кадры исследователей, наличие стойкого интереса к истории бурятского народа, богатый опыт создания коллективных трудов. Важнейшей проблемой является история взаимоотношений Степных Дум и религиозных конфессий. Это касается не только мировых религий, каковыми являются буддизм и православие, но и шаманизма. Такого рода работы помогут создать академическое издание многотомной "Истории Бурятии", в которой давно нуждается общественность республики. Создание такого труда имеет не только научно-познавательный аспект, но и злободневную политическую актуальность, ибо несомненно будет способствовать) укреплению российской государственности и межнациональных отношений в регионе.