автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.02
диссертация на тему:
Сущность межнациональных противоречий и особенности их проявления на современном этапе

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Викторук, Евгений Александрович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.02
Автореферат по философии на тему 'Сущность межнациональных противоречий и особенности их проявления на современном этапе'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Сущность межнациональных противоречий и особенности их проявления на современном этапе"

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ШИНА, ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЕМ.М„ В ЛОМОНОСОВА

Спецдалнзярованный Совет К 053.Cfi.42

На правах рукописи

ВИКТОРУК Евгений Александрович

СУЩНОСТЬ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРОЯВЛЕНИЯ НА СОВРШЕШШ ЭТАПЕ

Специальность - 09. СЮ.02 -теория и история социализма

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Москва - 1591

Работа выполнена на кафедре политическое социологи гуманитарных факультетов Московского государственного университета вмени И.В.Ломоносова,,

НаучныИ руководитель - доктор философских наук, профессор

СУМБАТЯН Юрий Га&кович Официальные оппоненты - доктор философских наук, профессор

СЕРЦОВА Анна Петровна - кандидат философских наук ИАДАТОВ Александр Сергеевгч Ведущая организация - Московский зкономико-статистичес:

институт, кафедра политической социологии

Зашита состоится ¿"-¿'А с?£/¿¿"199^у. в ¡^аа. Т^&ия.

на заседании Специализированного Совета К 053.05.42 Московского государственного у!шверситета им. М.В.Ломоносова.

Адрес: 117234, Москва, Ленинские горы, МГУ, 1-й корпус

гуманитарных факультетов, ауд. .

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале научной библиотеки МГ7 /1-й корпус гуманитарных факультетов/. Автореферат разослан

"//3? 1991 г.

Ученый секретарь Специализированного Совета, ^

кандидат философских^«^»,

Д0П9НТ {//4г • г-л-

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. На протяжении длительного периода времени считалось„ что национальный вопрос з нашей стране решен полностью н окончательно,, и для межнациональных противоречий в социалистическом обществе не может быть места« Однако, начиная с 1986 га /события в Алма-Ате/ и особенно после 1988 г. /сумгантсяая трагедия и проблема Нагорного Карабаха/ стало совершенно очевидно, что сфера межнациональных отношений в СССР характеризуется наличием очень серьезных противоречиво ^п острые конфликты на межнациональной основе, потрясшие страну, не были случайными. Все гсэ до конца 1989 г„ в советской обществоведческой литературе преобладали попытки объяснить эти события отходом от принципов ленинской национальной политики, нарушениями законности в период культа личности я последствиями идеологии "застоя".

Лишь после того, как произошли события в Фергане, Новом Узене, Тбилиси, Баку, Оше, Абхазии, Южной Осетии, Молдове, я особенно после того, как межнациональные конфликты прокатились по ряду стран Восточной Европы - Болгарии, Румынии, Югославии, Чехословакии - стало ясно, что корт данного явления лежат намного глубне, чем представлялось ранее.

Найти сколь либо правдоподобное объяснение возникших, не-огяданно для многих, проблем на основе господствующих в нашем общество теоретических представлений уг.е нет решительно никакой ^ возможности. Разработанная в советском обществоведении теория этноса, основанная на детальной иерархии этническая овщпостай а кестко привязанная к пятпчлэнноЯ формациояной формула, а тапке детерминизм я олнолякпйпость сатой этой формулы з понпиакпп

исторических процессов, сегодня ужэ явно не работает» Выделение буржуазных и социалистических наций в качестве разных стадиальных типов этнических общностей и характеристика социалистической нации как социально однородной, выглядят сейчас неубедительно, Выводы о неизбежном слияния наций л языков, гармоничном развитии межнациональных отношений при социализма "не позволяли увидеть имеющиеся в этоЗ сфера серьезные противоречия.

Попытку трактовать вспышки кэЕнацйонаяышх конфликтов в СССР как отражение общемировых процессов, такаэ нельзя считать исчерпывающим объяснением. Тавш образом, при наличии глубоких противоречий в сфере межнациональных отношений, в нашем обществоведении отсутствует теория, которая когда бы дать сколь либо правдоподобное объяснение природе этого явления, в на оо~ нобэ котрой ыоано было бы строить концепции разрзшенвя и предотвращения конфликтов»

Следовательно,, актуальность теш данного исследования обосновывается необходимостью построения теории,, раскрывающей сущность межнациональных противоречий в отражающей особенности их проявления в той конкретно-исторической ситуации, которую переживает сегодня наша страна»

Степень разработанности проблемы. Проблема межнациональных противоречий является одной из самых неразработанных в советском обществоведении« Несмотря на то, что категория "противоречие" довольно основательно исследовалась в рамках марксистско-ленинской философии,, на национальные отношения при социализме действие законов диалектики как бы не распростракялос Но даже если отношения между нациями рассматривать через призм

накопленных марксизмом-ленинизмом знаний, то все равно объяснить с этих позиций происходящие ныне события представляется невозмошшм в полной каре. Необходим новый подход к вопросу о роли творив в объяснении п управлении обществом. Прежде всего нужно признать» что выводы» сделанные классиками марксизма-ленинизма в конкретно-исторических условиях XIX в0» нельзя автоматически применять для анализа ситуации в конце XX в. Игнорирование научных достижений» сделанных в рамках других социальных доктрин» в новых» изменившихся условиях поставило перед советским обществоведением целый ряд проблем» к решению которых оно оказалось неготово. Если бы иовно было успешно применять одну и ту же социальную теорию к анализу различных этапов эволюции человеческого общества» то очевидно» развитие научной мысли прекратилось, ..ибо потребность в других теориях отпала бы сама собой.

К счастью» здесь действует другая закономерность» а чем больше в обществе существует направлений научного поиска» тем легче оно может находить ответы на вопросы» возникающие перед ним с изменением ситуации. Плюрализм научных школ - это оялико® благо» тем более» что ни одна из доктрин не может по-'тэнповать на достижение абсолютной истины» при этом не являясь абсолютной ложью. Отсюда вытекает необходимость междоктринального синтеза для решения усложнившихся задач.

В рамках марксистско-ленинской теории совершенно не разработан механизм разрешения противоречий без разрушения системы, Считалось» что антагонистические противоречия снимаются лишь посредством социальной революции и при социализме нм нет места„ Западные же социология и политология удаляли большое лнимани»

разрешению конфликтов без разрушения системных ценностей. Поэтому сегодня возникла необходимость обратиться к зарубежной научной мыслис

Кроме того, все более настоятельная потребность возникает в междисциплинарных исследованиях» причем, необходам не только синтез различных общественных дисциплин, но и активное использование знаний, накопленных в других областях науки. Именно на стыке наук сегодня возможно совершить прорыв к качественно новому знанию»

Уже в конце Х1Х-качаяе XI вв. русская научная мысль стремилась построить обобщающие„ синтетические конструкции к система. Работы Н.Ф.Федорова, В.И.Вврнадскогог К.Э.Циолковского, А,Л.Чижевского по сей день вызывают неизменный интерес. При зтоа некоторые идеи ученых были незаслуженно преданы забвения. Особоэ значение для изучения рассматриваемой проблемы имеют, на наш взгляд, работы А„Л»Чижевского, исследовавшего влияние бзвкчвскЕХ факторов на исторический процесс*.

Среда современных авторов, работающих в русла изучения проблемы через призму общих законов развития, т.е.законов, свойственных всем трем уровням организаций материального ьшра

эволюции неживой материи, органической лизни и общоства, но—

о

обходкмо отметить академика Н.Н.Моисеева. Его работы дают ключ к понимании многих тенденций развития современного мира.

йоЧижевский А.ЛоФнзичесюш факторы исторического процесса.-Калуга,1924| ок та г Солнце ш кы.-№» ,1963; он жегЗемнсэ схо солнечных бурь.-М.,1976»

2„МоЕсеев Н.НсЧеловек и ноосфера,-М.,1989; он же:Национальные проблемы в контексте общих законов развития//Коммунист»-1989, £8;Моисеев Н.Н.„Александров В.В.Человек и биосфера. М.,1985.

Насколько особняком стоят работа Л.Н.Гумилева* по проблемам этногенеза. Многие пологения, выдвигаемые ученым, представляются весьма спорными, однако обилие неординарных суждений на монет на вызывать интереса. Кроме того, здесь также необходимо отметить попытку построения обобщавшей теории этноса именно на основе общих законов развития» что весьма перспективно.-,

Большой вклад в исследование национальных процессов внесен советской этнографической наукой, в частности, такими исследователями, как С.Арутюнов, Э.Баграмов, Ю.В.Бромлей, М,Н.Губегло ^ Л.М'.Дробижвва, И.И.Крупник, Г,В„Старовойтова0 Т.В.Таболина,, В.А.Тншков2.

1.Гумилев Л.Н.Этногенез и биосфэра Земли.-Л.,1989; он гегЭтноса а антиэтносы//3везда.-1990,й3г он же: Биография научной теори илп "Автонекроло'г"//Знамя.-1988,й4.-он же: Письмо в редакцию "Вопросов философ2а"//Вопросы философии.-1989,№5; Гумилев 1.К Панчанко А.Н.Чтобы свеча не погасла:диалог.-Л.,1990.

2.Баграмов Э.Межнациональные отношения:поиска гармони2//Совэты народных депутатов.-1989,й2; Бромлей Ю.В.Национальные процесса в СССР:в поисках новых подходов.-М. ,1988; его Ее:0черкн теории этноса.-М.,1983; его ае:0 разработке национальной проблематике

в свете решений XII партконференции//Советскал этнография.-1989,. Й1; его зе:Основные разновидности национальных общностей//Нау-Ч1шй коммунизм.-1990,Л1; Губогло М.Н.К изучению современной зт-нополитической ситуации в СССР//Йстория СССР.-1990,йв; его гэ? Национальные группы в СССР//Коммунист.-1989,^10; Дробижава Л„Ы„ О проблемах межнациональных отношений а задачах этносоциологпи в современных условиях//Советская этнографяя.-1Э89,й15 Старовой-I това Г.3.Этнокультурное многообразие - величайшая данность чо~ ловечества//Латянская Америка.-1989,Л12; Тишков В.А.Социальноэ и национальное в псторико-антропологической перспактиБэ//Вопр_ философия. 1990,Й12; его гэ:Народа а государство//Ксьглу1гаст,-1989,51 в др0

Большой ннтерэс представляют работы,, раскрывающие особенности этнического оамосознания. Среди наиболее значимых мокно назвать работы Н.А.Бердяева» К.С.,Гадкнева» Г.Б.Гачева» Г.Ч.Гусейнова» В.БоИорданского» Ю.С.Новопашина»*,, В них содержатся оригинальные идеи» которые способствуют разрушению стереотипию: представлений о нации» ее отличительных свойствах» путях 2 'этапах развития«

Проблемы межнациональных противоречий к этнического конфликта обратили на себя пристальное внимание советских ученых лишь в самое последнее время» а потому говорить о серьезных обе бщающих работах пока првядевраменнс. Тем не менее» сегодня уже имеется основа для выработки концепции» а создана она уовлкяин

У

таких специалистов, как Я.С.Бролиш» Д.Г.Жовтун» М.В.Иордан»

2

ВоШ.Нахушев» Э.А.Паин0 А.А.Попов» О.С.Редкепова» Н.З.Ярощук и }

Солидную заявку в этом направлении работы сделали авторы концепция исследовательского проекта Института социологии АН СССР "Социально-политические конфликты в сфэрз мекнациональных

ч

п ..ц.эний и пути их разрешения" Т.&.Знаменская» А.П.Котов» А,Я.Сычев.

1.Бердяев Н.А.Судьба России.-М.»1990; его ке:Русская идея//Во-просы философии. 1990с,№1-2;Гачев Г.Б.Национальные образы мира ¡11., 1988; Гусейнов Г.Ч„»Драгунский Д.В.Национальный вопрос:лош ка ответа//Вопр.философии.-1989,^6; Иорданский В.Б.Этническое мосознание:его структура//Раб.класс и совр,мир.-1990»№4; Гада ев К. С. Американская, нация .'национальное самосознание и культура М. »1990.

2.Паин Э.А..Попов А.А.Межнациональные конфликты в СССР/нэкото; подходы к изучению и практическому решению/.//Сов.этнография.-1990,*1;Ярощук Н.З.Разрешение противоречий как фактор оптимкзг межнациональных отношений//Социально-политические науки.-1991,

Большой опыт в исследовании социальных конфликтов накоплен западной социологией. Уже напротяжении четырех последних десятилетий ее представителями активно изучаются взаимодействия различных социальных групп, ибо само функционирование демократии во многом связано с равными возмоаностями каждой социальной грууппы представлять свои интересы в любых социально-политических институтах. По мнению большинства социологов а политологов, /Л.Козер, Р.Дарендорф, Дя.Зиммель и др/, устойчивость демократии зависит, главным образом,от двух факторов: с одной стороны -свободного выражения оппозиционных политических взглядов; с другой - отсутствия глубокой поляризации общества. Пересечение групповых связей смягчает конфликт и способствует устойчивости демократических процессов. В последние годы американскими специалистами Р.Фишером а У.Юри1 были разработаны основкыз принципы ведения переговорного процесса, которые сегодня успешно применяются для урегулирования конфликтов в целом ряда стран.

Основательные проработки сделаны советскими учешша таких аспектов проблемы межнациональных отношений, как принципы зкс-номического сотрудничества; оптимизация национально-государственного устройства; проблема взаимодействия различных зсультур« ных типов и т.п./Ю.М.Гарушянц, М.С.Дяунусов, А.Б.Зубов, В.В.Ко-ротеева, Я.К.Ребане, Л.С.Перопелкии, А.П„Серцова0 А.А„Сусокс~ лов и др/.

1.Фашер Р.„Юра У.Путь к согласию или переговоры без поравэшм.-Ц.,1990.

- 10 -

Исследования социально-психологических аспектов межнациональных отношений были проведены такими учеными» 1«ак А.И.Розов, И.Дементьев, А.А.Матюшин, П.Й.ГЬатенко, Д.О.Коатрвкова, В.И.Артамонов, В.Б.Кольцов, К.Гизатов. Без изучения данного аспекта проблемы такав представляется невозможным построение полноценной теории. Особенно перспективной является,гна наш взгляд, возможность применения идеи В.А.Лефевра о двух этических системах к анализу социально-психологических причин межнациональных конфликтов. л

В целом разработанность проблемы межнациональных противоречий носит пока фрагментарный характер. Многие положения дискуссионны и требуют более глубокого анализа«

и задачи исследования. Цель диссертационного исследования заключается в выявлении сущностной природы межнациональных противоречий и раскрытии особенностей их проявления -на современном этапе. Достижение этой цели требует решения 'следующих вапач:

- очертить контура новой теории межнациональных 'противоречий, учитывающей новейшие научные открытия и основашкЭй на синтезе достижений ряда наук;

- определить стратегические направления развития геополитических процессов;

- выделить причины межнациональных конфликтов, порожденных реалиями социалистического общества; I

- обозначить роль биосоциального фактора в процессе зарождения и развития конфликтов;

- сформулировать основные психологические предпосылки межнациональных конфликтов;

— определить основные принципы и условия разрешения межнациональных противоречий».

По мере разрешения поставленных задач уточнить содержание таких понятий-» как ""этнос","нация", "этнический конфликт".

Мдтрдологичесуие и теоретические основы исследования- В решении поставленных проблем автор исходит из марксистской мыслительной традиция^, трактующей сосуществование двух взаимно-противоречивых рторон, их борьбу и слияние в новую категории как сущность диалектического двидения. . Межнациональные противоречия рассматриваются автором в " рамках единого процесса мирового развития, направленного в сторону непрерывного усложнения организации.

Важными теоретическими источниками послужили труда Н.А.Бердяева, А.Л.Чикевского, Э.Геллнера, Ф.Хайека.

В работе используется большой статистический и фактологический материал.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в попытке междисциплинарного, комплексного подхода к проблема межнациональных противоречий и обосновании следующих основных положений:

- система взаишдействия этносов обнаруживает признаки самоорганизованной критичности. Являясь сложной интерактивной системойр она, постоянно самоорганизуясь, стрзмится достичь некоторого критического состояния0 в котором даже малое событие вызывав? (Цепную реакцию, способную повлиять на яюбое число элементов системы „ Подобного рода скстаьш никогда по достигают равновесияр

а вместо этого эволюционирует от одного ьгатастабилького состояния к другому. Конфликты в данной систамэ распространяется ашк

лавины» с определенной периодичностью и степенной зависимостью.

- периодичность распространения волн этнических конфликтов в значительной степени синхронизируется с цикличностью гелиофа-зических процессов;

- тенденции дифференциации и интеграции,, характеризующие диалектическое противоречие в национальной сфере,не могут рассматриваться как одна прогрессивнее' другой. Для продолжительного периода времени нельзя выделить ведущую тенденцию. Обе они действуют с переменным успехом, уравновешивая друг друга;

- теория этноса, основанная на детальной иерархии этнических общностей и жестко привязанная к пятйчленной формацконной фор- " муле, не отвечает историческим реалиям. Образование и распад этносов происходят непрерывно /колебательный процесс/;

- человечеству свойственно не столько стремление к объединению, сколько к группированию. Этнос есть способ существования вида З^б/МО . и пока существует "человек разумный" - далекие на этносы не прекратится. Само национальное многообразие

-тавлявг из себя своеобразную-защиту человеческого рода от провратноотей судьбы„ служит предпосылкой выживания как биологического вида. Дублирование информации в разных кодах способствует ее сохранению в самых разнообразных условиях; -

- совместимость этносов зависит от их принадлежности к тому шш иному культурному типу, а таюй от господствующей в этнической среде той или иной этической системы /психологический параметр, отражающий степень компромисености или конфликтности/; |

- преодоление сложившейся в стране конфликтной ситуации может быть найдено лишь на путях глубокой реформы национально-государственного устройства, включающей,, прежде всего, децентрализацию

управления, переход к рыночной экономике и демократизацию всех сфер жизни общества. Проведение этих реформ не является самодостаточным для выполнения задачи урегулирования межнациональных конфликтов8 а слуянт лишь основой для нее.

Практическая значимость, исследования состоит в том, что выводыв сделанные в диссертация» значительно расширяют рамки поиска причин, порождающих межнациональные противоречия и позволяют находить адекватные подхода к разрешению межнациональных конфликтов. В данной конкретной ситуации они могут найти применение в работе органов власти по предупреждению и разблокированию межнациональных конфликтов.

Теоретические выводы могут стать основой для проведения конкретных социологических исследований, могут использоваться в научно-педагогической к просветительской работе.

Аптобаш: „щботщ. Основные положения диссертации была представлены и обсугиуп: ;:а заседания кафедры политической социологии гуманитарных факультетов МГУ з октябро 1991 г. Диссертация одобрена я рекомендована к заштво Выводы исследования докладывались автором на Всесоюзной научно-практической хонферэнцшг "Русская нация в союзе народов СССР*/Куйбышоз„ 1990 г0/0 использовались в преподавательской работе в Сибирском технологическом институте и Московскс;. государственном университете? нашли свое отражение в публикациях.

Структура работ?: сп .-.-жена главной целью н основнн?с! задачами исследования. .¿^сьг, опия состоит из введения0 двух главг объединяющих четыре параграфа заключения и списка использовав _ ной литературы«,

У

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ' РАБОТЫ-. .

АА АРЗда^ррд обосновывается' актуальность избранной для диссертационного исследований! темы,, характеризуется степень ее разработанности, формулируются цели и основные задачи работа, выявляется научная- новизна, указываются методологические ш теоретические основ» работы.

й ТИР?^ ТЛяда ~ "Сущность и истоки межнациональной напряженности" - рассматриваются основополагающие предпосылки возникновения межнациональных противоречий.

В первом паоаграДв - "Этнос" и "нация51 как необходимые категория для анализа межнациональных противоречий*' - проводится категориальный анализ таких основополагающих для исследуемой проблемы понятий, каЗБ "этнос","нация","национализм", Рассматриваются Пути и эта® становления этнического самосознания, которое представляется автору важнейшим элементом для определения содержания понятия "этнос".

Диссертант отмечает, что межнациональные конфликты, имеющие место сегодня В нашей стране, не являются неким уникальным для современного мира явлением, а напротив, присущи практически всем регионам мира, в причина этого заключается, главным образом, в общем -для всей нашей цивилизации переломном характера современного общественного развития. Национальное самосознание поров способно подметать классовые к политические ориентация, а злободневные запросы масс, порождаемые процессам социального обновления, могут подаваться з "национальной-оболочке®о

Нэоднозкачкай подход к опродолэшпэ таких категорй, как ,'1Ш2кя0(,"эта!Х!ю/иацноЕалази™11 затрудняют зачастуи реывкпо

- 15 -

сугубо практических задач политической жизни общества, ибо эсли, например, нет единства в понимании тогое что же такое "нация"в то попытка осуществить на деле право наций на самоопределение всегда л5удет встречать непонимание и, соотватст-шенно, противодействие со стороны определенных политических оши

ГВ евяея'С этим, автор приходит к выводу» что-попытки ра. даонажвного сопределения нации обречены на неудачу. Определить язвне, кто имеет, а кто не имеет "право на самоопределение" | тем более невозможно, ибо формирование национального самосознания представляет собой динамический процесс. Предсказать заранее в какой момент этот процесс достигнет критической точки, когда полностью сформируется и кристаллизуется идея наций, национального суверенитета - невозможно. Но с того момента0 как.-идея над овального суверенитета овладела массами„ противостоять ей у£8 некто не в силах. Теперь осуществление этой идеи является лишь делом времени, ж определять извне? законны эти действия,или незаконны, по меньшей мере бессмысленно.

Теория:формирования наций, основанная на концепции поступательного развития не представляется автору убедительной. Реалиям процессов, происходящих в этнонациональной сфере, скорее, отвечает другая форка движения - колебательная.

Процесс обраповаляя и распада этносов происходит постоянно I и в обозримом буднем ста тенденция сохранится. Идея же нации рождается в эпоху буржуазных революций и образования национальных государств. Она позволила многим народам обрести свою целостность и создать гражданское общество. Сегодня эта идея

продолжает жить, и многие народы пытаются посредством ее реализовать свое самосознание.

Национальное самосознание и национализм во многих отношениях выступают как противоположности. В то время,как первое обогащается за счет внешних заимствований и ведет к изхи-ванию этнических предубеждений, второй - напротив, абсолютизирует этнические барьеры, делает их непроницаемыми.

Второй параграф первой главы - "Проблема взаимодействия культурных типов и этнический конфликт* - представляет собой ^ исследование проблемы зависимости глубины к остроты конфликта от принадлежности контактирующих этносов к той или иной :;уяь-тура, к тому или иному культурному типу. Анализ процессов развития я взаимодействия различных культур во мяогол дает ключ к пониманию сущности н механизма этнических конфликтов, позво~ дяет построить иерархию конфликтов по степени их гяубшш в зависимости от принадлежности контактирующих этносов к тому или иному культурно^ типу.

Наиболее острие конфликты возникают таи, где культурное выступает в комплексе нэ только с социальный, но к с конфессс-оаальшды. То есть, граница ыэвду различными культурниш тапамп проходит, как правило, по конфессиональному рубежу. Культурный генотип, раскрывающийся в этических установках соответствующей религии, весьма устойчив. В определешшэ периоды развитая он иоаэт как бы уходить на задний план, сливаясь с ка- | етш~к2;б?дь политический или ндоологпчесюш дв1::сзщша, но рано кях поздно - возшзае? вновь.

Б у&еовеяу краха вдэологе8 и политики ваглойплиз г.онсол^-квруюезш факуоранл становятся а-гиачаскиВ в конфассионаяыш2,

- 17 -

а этноконфессионалышЗ по своей природа конфликт способен снять все другие конфликты.

Экономическая неравнозначность составляющих страну территорий такая может способствовать возникновении этнических конфликтов. За экояоиаческо! гетерогенностью, как правило, стонт на просто национальная проблема, а проблема КУЛЬТУРНЫХ ТИПОВ. Вероисповедание сказывается на всем экономическом укладе жизни, и с развитием научно-технического прогресса значение этно-культурпых особенностей работников не только не уменьшается, но напротив,, возрастает^ С тзчашем врет на пронсхо-" днт лишь смзна приоритетов в трудовой деятельности и, соответственно,- смена экономического лидера« Эта процесса нэ протекают бесконфликтно, однако, такой ход событий вполне закономерен, к постоянная гонка за дилером позволяет человеческому сообществу не успокаиваться на достигнутом, а идти вперед по пути экономического прогресса»

Автор обращает внимание н на такие ваяннэ для этнических контактов факторы, как толерантность и социальная перцепция культурной дистанции.

Тоталитарному стилю мышления во многом чужда терпимость к чужому образу етзна, поведению,, чувствам, мнениям н ядеям0 Культивировавшаяся на протяжения многих десятилетий борьба с "вредными национальными обычаями" и искусственное насаждение атеизма, сегодня воспринимаются многими народами нашей стра-I ны как попытка уничто&ятьих национальное своеобразие и вх веру. Каждая культура обладает своими непреходящими ценностями и усилия по "подъему культуры"'путем разрушения этих ценностей -неизбежно должны были повлечь за собой негативную ре- .

акдаю народа на такого рода заботу об их культуре.

При регулировании миграционных процессов необходимо учитывать такой ваиный параметр, как социальная перцепция культурной дистанции, т.е. насколько тот иле иной этнос видит другой, контактирующий с ним этнос, культурно близким или культурно далеким по отношению к себе. Современные соцз-ологические исследования лишний раз подтверждают тот вывод» что эта барьеры проходят по конфессиональное рубагу.

Чтобы понять, почему одни конфликты ииэют плавное тече-Hie„ а другие развиваются бурно и стрекательно, с саыымн pas- | рушнтельныма последствиями, необходимо,пшзмо всего прочего, обратиться к загадкам человеческой псехеке. Ключ к покимашгэ некоторых сторон ментальной деятельности по шению автора, saaif теория рефлексивного моделирования В.А.Лвфввра. В хода экспериментальных исследований бшш сделаны выводы о тоа» что ® тех культурных сообществах, где большинство личностей негативно оценивают соединение добра п ала, предпочтение отдается личности, стремящейся к компромиссу. В тех еэ сообществах, где соединение добра в зла оценивается позитивно, предпочтена© отдается лкчноств с бескошроггассным поведегазэы. 15а основании этих данных автор высказьшает предполокекЕе о той, что основания трагических столкновений на межэтнической почва валорны во ВТОРОЙ ЭТИЧЕСКОЙ СИСТШЕ. Лало в том» что если в культуре начинает доминировать вторая этическая система» то данная культура становятся боспомоцкоП перед нс-об- (

хожааэстью разращен внутренних конфликтов» естественных аля любого обсзстаа»

Bg__BTQHOit.глаяа - "Особенности проявления межнациональных противоречий яа современном этапо® - сформулированы основные тенденции этнополиткческого развития в современном мире. Акцент делается на рассмотрение ситуации в нашей стране ш в государствах Восточной Европы.

- "Причины обострения межнациональных противоречий в современном мирз" - зсслелуются наиболее важные предпосылки, пряведЕпгэ к нынешнему осложнении ситуации в сфере «эпнациональных отпопений, При изучении причин историческогог ^политического и экономического характера;, автор стрзкятс*

выделить тэ аспекты проблемы„ которые были порождены реально происходяцики в социалистических странах историческими процессами.

Тоталитарное государство разрусзз? все референтный группы,, когорта слугс^л человеку зосбходгаой ;,шфссрэдс$1: в которой онЪог 1ай7Н подзергку в трудную í^shjfj и обрести защиту0 Выход ез этой ситуации проще всего находится з этничностиь как состоянии сознания. ВаяноЭ цог-экпфуггузй силой такого гетерогенного государственного образования,, как СССР слупила идеология. В условиях дэидоологнзацин общества пустоз кэс?о яенз-бекно должна занять религия н автохтонный культурный субстрат этносов0 что угрожает целостности страны«

Сиыкзтрпчноз ахггкистратнвно-правовое и полатк^зскоз устройство гетерогетглоЯ ¿^деравди еще больше осложнив? сяту-ацшэ, так как усрэдненние политические кодвлн никогда зфгэж-тивно не работают,

Этнофе'деративпая путаница, категорарованпе иародовс прн» писывание гол различного государственного статуса представляет.

яэ себя огромную проблему, которая.будот еще долго вызывать к гшзнк конфликтные ситуации.

Обострение межнациональных противоречий в СССР в Восточной Европе произошло именно в период демократизации общества в здесь сказалось то„ что в тоталитарном обществе не могли быть выработаны принципы цивилизованного разрешения конфликтов« Говоря о причинах социально-экономического характерай автор отмечает такие, как кризисное состояние экономики; экономически в социально необоснованное разделение труда; неэквивалентный экономический обмен между республиками в регионам; ( неконтролируемые миграционные процессы; неравномерность демографических процессов в другие. В обоснование этих положений, диссертант приводит подробный анализ социально-экономической ситуации в нашей стране.

Однако, главная причина, вызывающая недовольство населе-нвя различных республик своим социально-экономическим положением, заключается, по мнению автора, в плановой экономике с системе централизованного определения цен. Достижение любых целей в данной системе хозяйствования не может удовлетворить ожидания всех народов. А это неизбежно влечет за собой конфликт» Следовательнодать возможность каждому индивиду, а соответственно, в каждому народу самим решать свои проблемы, представляется единственно возможным выходом из сложившейся ситуация. _

Авалиавруя глобальные процессы подъема и спада межнациональной напряженности, автор приходит к выводу о наличии влн-янад ка эта процэссн факторов биосоциального свойства.

-21В начала нашего столетия русский ученый А.Л.Чижевский обратил внимание на влияние циклов солнечной активности на исторический процесс. Проанализировав последние достижения в сфере таких наук, как гелиофизика, гелиогеофизика, гелиомедицина а сопоставив их с хронологией межнациональных конфликтов, автор убедился в синхронности циклической деятельности Солнца, процессов, происходящих в биосфере Земли и в социальной сфере. Все это не может быть случайным совпадением я несомненно свн-. дэтельствует о связи биологического и социального, ' Во втором параграфа - "МеетационалышЗ конфликт как отраве кие основных тенденций в современной геополитическом развитии" - исследуются ведущие тенденции социально-этнического процесса, сущностные характеристики межнационального конфликта", условия а пути его преодоления«,

По мнении автора, взаимодоЗствиэ этносов можно прздста-взть как сложную составную систону, действующую на граш хаоса. Понять механизмы, действующие в данной система возможно посредством концепции САМООРГАНИЗОВАННОЙ КРИТИЧНОСТИ» Данная концепция основывается на' том, что глобальные характеристик® „ такие, как "относительное число больших к малых событий"„ ш зависят от микроскопических механизмов. Вследствие этого, глобальные характеристик! системы нельзя понять, анализируя в® части по отдельности» Необходим широкий глобальны! подход к | изучению проблемы с цольо построения теории, учитывающей дзй-ствие универсальных законов я общих свойств развития материального мира, таких, как СТОХАСТИЧНОСТЬ и НЗОПРЩЛгННОСТЬг существование бифуркационных состояний, в результате чего во-

зможно качественное изменение свойств системы.

Благодаря действию этих закономерностей расходятся пути эволюции» непрерывно растет многообразие организационных фора существования материального trapa /в том числе в общества/ и неизбежно происходит их усложнение. Однако, наряду с ростом разнообразия происходят и процессы интегративного характера, а разрешение этого противоречия и порождает самоорганизацию.

Вмешиваясь в этот процесс самоорганизации без знания его особенностей к основных механизмов, общество неизбежно обрекает себя на получение результата, значительно отличающегося, а . зачастую, и совершенно противоположного желаемому.

Проведенное исследование позволяет автору характеризовать систему взаимодействия этносов как СЛАБ0ХА0ТКЧ§СК7Ю, обнару-аиваюиую признаки самоорганизованной критичности. Флуктуации в подобного рода системах /в данном случае - конфликты/ распространяются как лавины, с определенной периодичностью и степенной зависимостью. Этот вывод открывает нам принципиальную возможность моделирования глобальных процессов в геополитической сфере к, таким образом, позволяет выйти на качественно цовнй уровень в решении проблем урегулирования межнациональных конфликтов.

В заключенщ сформулированы основные вывода диссертационного исследования и намочены пути дальпойшэго изучения проблемы.

йшшшйишрг.зшш дасййрганзя отк^ат; в олемгощ: публикациях автора:

1»Росскя в системе кэгкацвоиалышх отновэкпй/Д^сская нашш с

- 23 -

союзе народов СССРЛ'лтвркалн иауч.-праятжч.конфврэнцга/.-Нуйбншвв. 1990.-0,2 п.л.

г.Ивжнашокалышв противореча в современном советской обществе//Сооталь но-полатическкэ проблема соврвив нносм: сборник. • • Рук.дел. в ИНИОЯ АН СССР, »43815 от 01.02.91.-1,1 п.л. 3.Этнический конфликт в свете проблей« культурных типов.-Рук.дэп. в И ЗОН АН СССР, М5524 "от 04.11.91.-1,3 п.л.

\