автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Свадебные песни северо-западных областей России

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Теплова, Ирина Борисовна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
Автореферат по искусствоведению на тему 'Свадебные песни северо-западных областей России'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Свадебные песни северо-западных областей России"

РГ8 ОД

МШЗДЕРЙЬО кулыуш российской i^pa'çs! СЛНлТ-гЕТЕРШТСКЛЛ KCi:C2PBATOR5I

;::&»;{ h.a.ркмского-йорсакс.--я

На празадс рукописи ТЕйЛСВЛ. Ирина шрисоька

СВАДЕШИ ПЕС: î il CE5EFö-3AIWmX ОБЛАСТЕЙ РОССИИ

uíir.hürtauwcyt. iv.со. - *до7.*УйЛЫ108 ИСКУССТВО

/. в т и Р S о z i' л ï

niríui на comc'^imú ученой craiwioi i к ш t> одпга к z i (у а с т ь о а&де) ыя

caikl-lle'mwr 15ш

МАСТЕРСТВО КУЛЬТУРУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦ® C'lriu - Г5ЛЕРЕУ РГС Ш КШС2ГВАТСШ 3®ГЛ H.A.РИМОКОГО-KürCAKCBA

Ha правах руквпяей ТЕЛЯОВА Ирана Борисовна

СЗАДЕШЫЕ ПЕСНИ СЕЗЕРО-ЗаГВДЬК ОБЛАСТЕЙ РОССИИ

Специальность 17.00.02 ~ Музыкальное искусство

АЙТ0Р»П?;1Т •^rccscTStr-'K на зомзхздиз учгчей степени

■ 'л ; '/, с улг с ct э о £ о д5н ч л

Работа Блтхй-гена гл кафедре музыкальной этногргфга и 'древнерусского пзбчзского ис усстзз Санкт-Петербургской

sc кгя ршторки :;.vck>! H.A. Рдас кого • НЬрсакоеа

НаучннГ: рукородитель: хакдидат кснусстзоведеяия, допеят 'йхкецов A.M.

Официальные оппоненты: доктор искусствоведения, профессор Щуров B.'i.

ггядидат искусствоведения Иванов А.Н.

Ведущая организация: Уральская государственная консерватория имени М.П.".Мусоргского

?ar.,vra состоится Я/<Р" cK^sJ/Lj' 1993 v., э 15 часов на

заседают^ социализированного совета K-092-C9.0I по лрксухдешяз степени кандидата искусствоведения Сакхт-Петербургско" ::снс-лрБЯторин im. Н.А.р1а:ского-Корса::ова (ICCCOC, г.Саша Петербург, Театральная пл., д.З)

С диссертацией ¡.гокно ознакомиться в биб;;котеге Саятг-П«тербургской консерватория

Автореферат расослая */6а 9S3 г.

Ученая" r,9';:i,':-?np:v ггетта-теэйроря.кйого совета • • какДидат кскуе-ствог-едзкия Saftysea Т.А. {!/»' _.

Общая характеристика диссертации

Песенные традиции Русского Севера прикадяака* к сокровищнице национальной культуры, музыкальный фольклор храни? бесцешщя художественный и практический огсиг многих поколешь русских ладей, отражая глубины исторической памяти.

На протяжении многих десятилетий народная пзс<?даая культура Севера являлась объектом пристального вшшаняя специальных исследований этнографов, филологов» в той числе - муэыко&здов-фольклориотов. Настоящая работа освещает некоторые стороны северно-русской песенной нультуры на основа современных да»шнг экспедиционного обследования и в русле методов системного изучения музыкального фольклора.

Актуальность выполненного исследования заключается б постановке и определении подходов к реаешш ряда основопояагаэаркг проблей традиционной музыкальной культуры Русского Севера Срэди них: I) пробдеьш определения своеобразия местных песенных традиций, составляющих единый севернорусский этнокультурный комплекс; 2) проблемы формирования и исторической жизни традиций севернорусской песенной культуры.

Актуальность исследования определяется и стремлением автора рассматривать явления фольклора в систеыо традиций духовной культуры. Комплексный метод изучения музыкально-поэтического языка-песни в контексте обрядовозначкмой форж её бытования становится в работе ведущим. ТакоП ракурс исследований свидетельствует об отношении к народной песне как к художественной форме, особыми средствами воплоцзащей систему представлений, образов, понятий, связанных с глубокими основаниями этнического сознания. Именно в этом русле и формируются различные направления .современных научких исследований в области зтноцузыкологии.

Цэли и задачи. Общее направление работа, связанное о выявла-яиeis schob севернорусской культуры, систеш язиковых средств, предопределяет необходимость рассмотрения ведущих проблем пэ-сйнноро отпал в общем «руте жаирого-стилегкх, функциональна*, ксторкхо-гекетичпс»« характеристик конкретных форм фольклора. На севернорусском материала эти проблемы в полной «ера проявляйся в cv.ctom9 свадйбно-обрлдовоЙ песенности. При этой на первый лдан дедригдотся следую^®: I) характеристика структурных осо-6«>twocTsfl свадебного обряда с учётом проблем истории северно-русскоЛ культуре; 2) выявление основных злзменгез муаыкальио-позтдаеского языка свадебных пасен на уровне их типологических свойств, концентрйруюи^а в епбе сшелоше начала художественной фор!«ы.

Для достижения поставленных целей предполагается решение ряда исследовательских задач:

I) аоиштехеное исследование обряда северноруссяей свадьба, Бь'лзлсниа его основных структурообразующих олементов;

?.} определение места, -значимости свадебных песен в системе худогйственш-ойрядового комплекса;

•33 поиск принципов енутрижшровей дггЭДеренциации свадебных песен;

4) стругигурно-тидолапиоское исследование свадебных песен э свете харйкгвравгаот яуэнкащ.но-с*ияввю: закономерностей

севернорусской песенной культур:-;

5) сопоставление результатов разнонаправленных исследований текста для заявления внутренних эзкопоиссностзР. худохест-

аенной öopiM в обрядовое рольклоре.

Предмет л ыатаг./.зл лсслелс-чна?. Предй-sтем изуз-т-мя йзлл-атся сездэйшз песни :-:-ik один вь веяу~;их т-н-ов в "р^г^и.гх русского Сепера.

Опираясь на широкий круг материалов ю свадебному фольклору севернорусских областей, ш придаём особое значение формам традиционной культуры, сформировавшимся в северо-западных районах России (Новгородская, северная часть Псковской, Ле'нп5!-градскад области, Белозерьэ ц прилегающие г: Ши территории). При этом имеем в виду следящие аспекты: I) здесь сложился наиболее ранний по време.-ш формирования культурный комплекс, принадде.мицкй к древнерусское этапу становления норм обрядовой гкзни, образной и языковой системы народных песен; 2) главным образом, на етой основе складывались в более поздний период на обширной территории Русского Севера традиции народной культуры, получившие развитие ухе в качестве великорусских этнических традиций.

Материалом исследования служат записи фольклорных скспеди-цнй 1971-1993 гг., принадлежащие Собранию Фольклорно-этогра-Ч>йчосыго центра Санкт-Петербургской консерватории. Дополни -тельно в работе использованы материалы Фонограшархива ИРЛЙ Российской Академии наук (Пушкинский дом), отдельные записи Кабинета фольклора ^зфонда ЛО СК. Важным источником послужили фсльклорно-зтнографические материалы в цубликациях разных лег.

Основное внимание обращено на те стороны разнообразного в жанрово-стилевом отношении материала, которые свидетельствуют об истоках северноруссмэй песенной культуры, подчёркивают общность её ьузакально-с тилешх закономерностей.

Методологической основой диссертации стали разработанные в отечественной науке положения, которые определяют диа.-'зктичес-кий характер становления и.развития явлений культуры,'историзм •фор« художественно-образного отражения действительности.

- А -

Сложная природа и системные связи яародно-песекной культу-

ри прздопрэдолй'Ш необходимость применения ко:-тлененого метода иесладогагглл :г обращения ггсыознтг с аузыкзльлсй Ьодькдо-ркскгкой v-.yy.La - истории, отногра^.тл, филологии и ряду спе-ц:\ч «.ш:: ндучнах ц>.еципл:ад. Автор опирается на труда виднейших кссдедо?ат<злей: Б,В.АсаЬьева, К.3,Квитки, 5.А.Рубцова, л.о„Гиппиуса, А, 3.г'уднесой, Б.З.Гуоева, В.Я,Путилова, посвященные осковополага.1.. проблемам теории и ©стегикм фольклора. 3 области •¿ч'годики и метододся ни анализа экспедиционных материалов автор используот дэсэтясснмя гочре^еппой фольклористики. В первую очередь - принципы, слотагешлеся в научно-исследоз&тельской практике $ольклорно-этнографического центра Санг.т-Петербургской консерватории (научный руководитель -А.М.Мохк&цоз), в основе которых лепит понятие фольнлорно-эт-ногрг^ического текста как целостного в содержательной и струц'.^рном отношении оле«ента в системе народной тр-ддиц^сн-110 культур ц.

Нова.-н 1 «сслодсглнк» связана: I) о доспершдосалышм :<а-р.'.;";'ерг,..! работа, ..отсрал дсдде^ся поргея! опытен, обойти: акачитгл^кого г.о о^-гёиу материала - около пяти -гнели экешз-дчцг-.оннчх ^шнооП по он ад-^но'-гу .гольглору Русского >вера с кирокиы охватом местных традиций. Привлечены матеркаад поле-ьих исслвД03.л£31й, ксогодккчх роль::лорггл;н дкспе,тщияаи. Санкт-ивтербургскоЛ консерватории (с участием автора'1 в лодгород-Окую, Тверскую, Ленинградскую, Псковскую, Вологодскую и Архангельскую области; 2) с использованием методов коотлеггеного ;:уыгка:;ь;ю-отногрл^!Чос;:ого изучени.-; трз-;;;;^исн<?-рго русского свадебного обряда; 3) с разработкой прииздлез внутрн-ггярезе» грулпиропкк песенного :;;'/:ла сяо^о^когй- о'рлла :-:а

основа функционально-стилевых и типологлг ->ских характеристик художественной форш как элемента фольклорко-зтно графического текста; 4) с определением признаков ыузыкально-стилевсй о5с-нос-ти песенная традиций, свидетельствующей об этнокультурной своеобразии севернорусской музыкально-стилевой зоны.

Практическая ценность исследования заключается в расиирекпп исследовательской базы ыугыкальноЕ фольклористика. Еыэстэ с включенной в оборот новых цузыкально-этногра$:гческ11х материалов (около тысячи нотных расшифровок), подученные результаты наследования определяет важнейшие методические установки в полевой, собирательской работе; корректируют принципы отбора-материала при подготовке к публикации, при использовании фольклорных образцов в разнообразных формате современной музыкальной практики; способствуют решения проблем классификаций, типологии напевоз, музыкальной диалектологии. Ецё одна область проявления практической значимости работы - использование результатов в дальней-аеи раскрытии проблем историко-культурных и супоганетачоекк; процессов на Русском Севере.

Апробация диссертации состоялась ка кафедре кузыкальной зт- ■ кографии и древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской консерватории.

Результаты исследования были апробированы в работе Фольк-лорно-ьтнографического центра Санкт-Петербургской консерватории в течении ряда лет 1с 1Ш г.), в разработке ь'аучко- исследовательской теш "Создание централизованного фонда музыкально-этнографических иачериалсв Вологодской области", в рааработ-■ ке принципов формирования и систематизации ыузыкадъно-этлогра-фичзского Собрания Фольклорно-этнографического центра.

•' -Материалы, фольклорных экспедиций, .пршадаи научного ос«ыс-

- б -

лекия экспедиционных записей, изложенные в диссертации, используются в построении лекционная курсов "Теория музшсального фолытсра" и "Русский музыкальный фольклор", в практических, ■ '¿ндизидуальшх занятиях по специальности на ыузьгкальнс-этнографическом и других отделениях Санкт-Петербургской консерватории.

3 связи с разработкой проблем диссертации были определены принципа использования народных пасен з современной г^узггкальяо-худогественной практике - программа Фольклорного ансамбля консерватории (руководитель - А.М.Мехнецоа) б йбокощптяшг концертах Йалого зала им. А.К.Глазунова Санкт-Петербургской консерваторки (с участием автора): "Традиция древнерусской нузз-аальиоЯ культуры" (сезон 1981-1982 гг.), "Чуэшса русских обрядов я праздников' (сээон 1982-1983 гг.), "Народяо-песенна-: г/льтура Россия" (сезон 1983-1984 гг.), 'Русская песня. Яоеыэ о-^иг-гля" "(еззой 1904-1085 гг.), "Пэсяя родаоЯ земли-. Пои* йольнлораиа ансамбли" (сезон 1985-1985 гг.), "Из истории народной музшмиьноЗ культуры" (сээоя 1965-1987 гг.), "Народная сес;1я л русская литература" (сезон Гл87~1988 гг.), "Народная песня. йреогязпа (традиций" (сеяон 1938-1939 гг.); иирохая концертная и просгетительская деятельность Фольклорного ансамбля, выступления по ра^ио к телевидению. Результаты исследования сбосяет.жч доступ к фондовым записяу, вешедагаи в грашластанну "Из-га лесу, лесу -гё иного Лирические, плясовые я свадебные пески Архангельской области (аннотация -.й.ТолстнзоаоЗ-Тепяэ-вой).

По теме диссертации автероу б!пт< подготовлены доклада на, гоареронцяи молодах фольклористов а '¿оскогской консерва-ор^я •Л?С0 г.), на контракции "'{у тага руссзоР сгадьбы. Проблема. • регионального исследования'' .Тохисии ¡г/зиговедэнля а 2ьк-

- 7 -

лора CK РОЗС? (Смоле..ск, 1987 г.).

Структура работа. Диссертация состоит из Введения, трёх глр.в, Заключения к Списка использованной литературы i 251 название). Прилозение к работе составляют: I) Карта-схема Русского Севера с основными путями его освоения, 2) Исторически?; сизрк освоений славянам севернорусских территорий. 3) Перечень основных санетов свадебных пзсен северо-западных областей России. 4) Перечень районов и областей Русского Севера, обследованных ¿ояы:~ яорш.ми экспедициями Санкт-Петербургской Консерватор:»!. 5) Свод образцов напевов свадебных песен севернорусской традиции (г.о материалам фольклорных ыгопедз:ц>!? Санкт-Петербургской консерватории). Все нотниз расикфровки выполнены автором.

Введение содержит обосновант научной актуальности избран-» ной теш, критический обзор литература по теме диссертаций» постановку конкретных задач исследования, связанных с соврзвдн» кым состоял».зы изученности проблеин. Во введении определяется источниковедческая база и круг основных'опросов, получт-такх освещение в диссертации.

3 Первой главе - "Песенные традиции в контексте духовной культуры Русского Севера" - рассматривается характерные черты севернорусской песенносги, являющееся частью всего культурного наследия региона. Своеобразие музыкального фольклора, cner.uhi-iry местных стилеГ tat наблюдаем с точки зрения длительного процесса сложения самостоятельной историко-культурной целостности на Русском Севере. Формирование этоП целостности, продолтаквей-ся с XI по ХУП зека, отрезает различные этапы освоения обкир-üof: территории Русского Севера выходцалет из новгородских, р^з-тово-суздальских земель и их потомков. Особенности этого процесса оказались оппед&ляогри-.и в становлении своеобразных черт мест-

ж пзсвттох традчцяй ка» дйазгаркяк форм *№«ввско(1 культура, а ушйеС' - и осноакчк чрязнакоэ.

Чч Мй<"И1 ЛИУХ«0»Я»МрШЗ® ^гу^р'.'Г»,. '|®»ЙКЕЯ я мзучэячя локальных градаций «улл'^рс- 1-ух.ч:когс (к>>>;& ггакошюы обширный фактологи-«¡е-.глй мдеоцкгш >дк «к>чиых шммдовйний. Я ныне ак-

туальна «лова гиище^ина В.В.АсафАОЗ&.г ¿¡иторый счтая насущной » "члй«члй»ь«»Г' 'гщ^нок -задачей изучение; «ф»ыкаяьйого искусства 5^еског«г Севера.х

"чтериах. иэляясь .вдаазк ттътжем ч историко-зтнографичеегйя» нзучеиш ¡«.родной культур« сосредоточивай!' в ;ебв «дапяек'- с?мшх «редс*в$ отражающие раннне югаси» об-эвзких чрвде^аытвний 'и музыкально-поэтического языка» Изучение ¡ародной музыкальной культуры ото, зоуштея важным этапом на пути зеиекня щювпет генезиса и природа севернорусской архаики.

¡¡оддяей (с точки зрения хронологии) характер

.;!;}';:р1!оруг..>,1»ОЙ « КО НвШвцу ЫНвНИЙ. ив

!!лугцц'нх' п; ■:}К'.'''аг;лояйа «: Счиер« ли» гааяоведнмкй уяд» арха-

явлений: #н<п2«ру«*4йй» к ягши дни фольклорно-.тигя'Яаг-'члсчж« 1терчэлн «тола®* рассматривать о.евернорус= куя; культуру ». ряду' '»•ак цдзидеекнх ''арргличвйких »тнокультур-ж обадгосуи. Своеобразие архаики

ясэ-'Н„В„ ?(рс>':*?ьянское искусство Севера. Об искусетво-

едческой экспедиции на Русакнй Север«- Л.» Т026,~ СЛС. 2.

Толстей Ней» йз славянекюг этнокультурных древностей, йкотсиге *о«бре-«»ния й реконструкции слаьлнской духовной *уль-урн // к г&внансляй Фольклор. Рекокструггщм ^•ание."

жвянско»? духовно? 'кулмукп источкда« а метода»* У., 1533.~

.14-16.

народных традиций русского Севера - и в "ансамблевой"характере сохранности памятников материальной к духовной куямурн. В ряду причин такой сохранности - особенности географического йололешщ, природных условий, замедленноеть соцназьно-экономических процессов, происходивших в въои. регионе, Эгкм объясняется длительная продуктивность форм традиционной культуру .на Русской Севере.

Сохранность музыкально-поэтического фольклора, этнографии обрядов, фори прикладного искусства названа к устойчивой об-[цикной организацией гизни северной дереьта, Значимость общинных норн, которым присущ функции формирования, йакраплзнкя, хранения к передачи традиций, определила своеобразие севернорусского свадебного обряда, частью которого являются и свадебные песни.

Отмечая высокую степень сохранности архаических пластов в системе традиционной культура, мы обнаруживаем следе кх проявления в системе верований, отражающих мифологические представления, в традициях обрядовой кизни, в образно-поэтической системе средств художественной выразительности, в худогест-веннше комплексах плачевой и сназительской культура (эпические традиции) и других. '

В дальнейшем изложении даётся обобщённая характеристика этих Явлений.

Сопоставляя исторические источники прошлого столетия, опись вакчие традиционные верования севернорусских крестьян, с совр« ыеннымя свидетельствами, полученными в фольклорных экспедицию иабдэдаеи развёрнутую скстеку мифологических образов, представлений, которые пронизывают все формы хозяйственной у се-«э2ио2 хизня. Чрезвычайно устойчивыми в историческом времени

sf лироко распространенными з географiwoczoir пространстве окв,-

sueesreoa герозанпя, о?рала»ц»ге раапгайые урозни сгзэянсаого яан^аслого пантеона. Важное агесто в системе представлений и •.

обргдегой гкаа:; на Русском Сапера а^яплаз? культ npo,irsoE> so-лчжр? в осяовв разнообразиях ритуальных действий, миш-чялдлд раэг5ёрйугыЯ асапкехо худоле скатал: тзорц = Это - хален-д.и..чад, похогоквая, ст?ад~б~эл otfprr^stcffTS " ттргга^йга:тг.с .-?у w.-usясно-пойт»{»скио ^ергяг, яообразителыаге uowsu г? орнаментике традиционной одехды и других обрядовых атрибутов 1 , ? для с^^пвочот оорядч).

В аанроаоЯ система музыкального фольклора fyccsoro Севера особо" место занимают напевные онические сказания, принадлежала а еогровяарьде русского песенного наследия. Основный-: хранителя:«:: эпоса ш Руси были северные крестьяне. Отражение в образном строе бшгщг "теологического периода сознания", •'я'Л->обрг.2Хя>: лвв5>?й с древнейшей здическоп трл-.ггпто;; "сн-■ окаг] ггиаа ::сследователя акоса, ааа A,.'.LАстахова,

ÍTyiaaaoií. Coaabítaa с^мтаж ьстию дрелнеруссгих былин ло щгигаи Цу7й.ч'<аа облга));-' ''на едякатаояг детонисша ;а;г?ал, a сгел:-аюзаиа«;-; «рхаичесхого одического еознакна с :;сзсй дл;: аарода хоторачелгоЗ д-зйсгглгелы'остьгз, с каьш 4 Соерсиоаниа оасседацяи з района f^c-

к*?а::о?а Х.'.и шлака;Итога яроблоуц аэуч?ния. !Lí Я.» I966.-C.I2.

^ цгталоа D.fT. Севернорусская бнлина в ей отноленли к.

" *ОЛЬ7ДОр

sepa.-Л., Í973,- 'J. Í26.

ского Севера проломают фигсйронаяь оггодоски былинных тради» цийг небшящы, духовто счыш, Прстшнк напевных форм бшгин (напршер( в Обовогт) нрннадяежа? древяейшй сохранившейся воетотаоелавянской системе намевного эпоса (ранние форш по-■вествовательного интонирования). ^

Характерную грань севернорусской иесетаюй традиции составляет кошиекс обрядовых представлений шюяевой культура, охватывающий большую область обрядовой жизни (календарные, погребальные, поминальный, свадебные обряда). Отнетам чрзззи--чайную развитость в широкое распространенно на Севера образных представлений, авемеатоа художественной выразительности, музыкально-поэтических форм шсачввой куямуры: ыржи'смшп е развитой системе обрядов отчуждения, генетически ■ еаязанныо с ними опевалыше песни", ранние '{¡орт ¿оаркчвсккж nvctm, тт-торые группы календарных явееви Снствлй ародтя ауятальт-поатичесвой выразительности, сшош^нгриромакн&й ■» виае жанрах (особенности мелодической» ладовой оргашзацки}, в наибольшей степени выявляет специфику отеза севернорусских традиций.

Закономерности песенной культуры в значительной кере заключены в иерархии жанровой оистеш, 9 севернорусской традиции из всего цикла обрядового фольклора наиболее- полно представлена причитания и песни свадебного обряда,; потаи oosce-местно сохранившиеся в сиЛу своей функциональной значимости.

5 йшна, Русский музыкальный эпос /Сост.Добровольский Б.М., Коргузалов B.S.-M., I98I.-C.27.

- "Основные проблемы изучения севернорусского

'.н5;?;/г)Зг'. (Ж$Е(!цг.к •"брадноогь м« ч'еру^торчэт Руссто-_ «глчшчгиШо сдшшая и ¿зоросоствий'зл И'.нт руст.: .г/ук'ч.*/ч'-:;оч^ь-г/р^. ^'оголосз

"г.аг^"1'", «х специфическое обрддс'Ьо^ ^у.-мчль-

• ЛКосова-

у..-:-.. »• ,.т.) '' продмхаят Зятсироьатл фольклорное

й р«иу вшоокоа проб ¡тематик» свадебной обрядное?* ¡га Севе-¡'5. »'м.»»,.*. ''*".' мм гпо^.Чу «МЯО^ЯЭМСОГО фошч-

роранч'г ибрнде, В ягой т»яах» обращают <тоса ¿нааанич осо-

•юо'рнс!??!«^ пр?тяо»1ьтт «юздаего дамана сложения ййнв диисч^'еяш: фор* *рс\деюк®ии>г» свадаа'но»ч> обряда ч ар» уа»у«з/-адго «5оя обрядовых и худезеетветда: элементов в его сое?а!м.

• • - к'.,■ п.1иг,ик!Л1кх процессов развития

у . . •■ \ ' -Л7'Ь;;: -VI'!: ггл'Г 'ГГч!-

:.' .ч. » ' ,Л;-Лг'1' оопл-.'тавлй-

•,. .'•л.с:-'.-. ..о!.^. • ■■.¿■г.г;>. лоуно-эт^оп^У'^-оких

".1 ••!.:. Г, ; .:;улц|'-геяь<:тв\!йт >>? истоках

' ■■..: оор'-- 'рачно.-- '.-^■"'ндьистн, и л на ин кото-

рыл иу.:^, рн . ...• : '¡усс.л^ „м-аре. 1р':г:к

; ---..««/»к-ий о свадебных обычаях далёкого прошлого ш ; _ . . О г; рX;IИ"::зл>": .'РИГи

обоядкостй, среда которых - магичссдействия "^чс-ииого" Почти восемь столетий разделяют исторические фак-■ -■. ,л>'—тт!г.< ичтеейшего для севорнорусскоЗ с.-,..-.у Лп^озо-' -у^к-сгОК ритуала •¿■рудах

- 13 -

З.Г.Кагарова, Д.И.ЗеленинаV С.И.йжгрнзвой и др. отражает его поли$унхциоиальноать, связь с очис-ктельной, карпогонической магией, сакральным значением обрядовых мотивов "смерть - воз-рогдение", с архаическими представления^:; о девственности ("воле") как о могучей и живительной силе.

фактологическая близость приводишк в работе фрагментов, которые принадлежат отдаленным друг от друга епохазх^ свидетельствует о преемственности, поразительной устойчивости древнейпих представлений, консервативности ряда элементе® церемониальной стороны свадебного обряда. йг,ё в большей степени качество консервативности заключает в себе обрядом-смысловой комплекс, воплощенный в различных художественных формах.

Сдедухсрй раздел главы раскрывает ряд связанных хезцу собой проблем, которые касаатся композиции свадебного обряда, в лаки оде Лет вия ооставлящих его элементов. • Так, разноплановость развития действия отражается в динамике отношений свадебных чинов, в структуре я характеристичности элементов художественной стороны свадьбы.

Многообразие причётно-песенних форы связано с ритуальной значииостьэ парсонахьЗ невестиной сторону. Включение в обряд персонажей, принадлежал^ роду хениха, происходит на основе произнесения обрядовых "заклинаний"» поэтических приговоров свата, дружки, "формул торга", ритуальных загадок.

Обе группа действующих лиц отлетает к характер участия в неремонаалъной стороне обряда: действенное, реальное (сопровождается переменил-гл в ритуальном пространстве) для генпха и поезжан; статичное (предполагаете действия, опо-

срелованные в поэтических текстах причитаний, песен) для вто-

Когч'феч*.«»* представления, отголоски кзичесг.их верований во-*".,:■"'" ч - -"ч.?Чл ?яг;-°'чогс ,пеГс:-ва *:■>:-: пркчхталь-

г-гу'.-ьч^г^г (!гвпр"п?ьтоая обрядовые действгл, оберег яря её

' г.; :г;ггго? колпунн, исполняющие обязательные иа-

ЗиавдгеяьшгЗ раздел главы посвящен рассмотрению месиах 1-;...;:гг"г •*•>«*>«>:! >им> ^ г:'""* ?ре«ч»я »

особенного, Вселяя обязательные згапы севернорусского обряда, гафикскроваккае в большинстве местных традиций,' ш наблюдаем их олокнуз гьутреГ'Шззп структуру, е свои очередь зклю-чащуз? обязательнее и подвижные элементы. Определённая вре-иенкад приуроченность свойственна лишь некоторым обрядовым :::-/■.ц-.:-;., • г.-ье: ?*ч "стречч "поезда" гениха у дома невее-

иаэгообглз** нгетаь'х веоенГ. свадебной игр«.- (и гсчкя зрения и последовательности отдельных звеньев) складывается

определённую приуроченность, охр:.:. а г.1\7ачс-.<уяьтутч?:о особенности формирования традиций. Однако основные, смыслоопрг • лЛи«.г>уг:1вазот устсйчигуг поэторлемость, что

- 15 -

Такое соотношение постоянных ь мобильных элементов убедительно тяыдеио Д..II. Балашовым (при участии коллектива авторов) на. локальном материале свадебного обряда на Верхней и Средней Кокшеньге и на Уфтюге (Тарнохн5КИй район Вологодской обяае«0.®

Учитывая «акхе известные результат определения ш;вариантной структуры свадебного обряда, иаяатчдше я работах Ä,B«.iy-ры, Т. В, Варфоломеевой, Во Б. Юшенковой t Т.А.Еермятам, ш предлагаем следующий отю осмысления основных за&онсшеряоетей, генетических оснований„ форыирумда состав оорадожи'о действа, специфику традиций. Он связан с выявлением целостного комплекса 'ааем?нтоа ритуала к обусловленных шх худоаествеыш. форм в контексте доминирующей функции. На наи взгляд, именно такие художественно-обрядовые комплексы различной функциональной значимости, взаимодействие их мезду собой к формирую? структуру и семантику свадебного цйкла.

Состав художествеюю-обрадового комплекса нам представляется s виде многоуровневой системы соподчинённых адешштой. Ведуц?ш является уровень обрядовой семантики, функциональная направленности худохес.твенко-обрядового кошшекса, Он» в с so» очередь, включает в себя едедукчдие составные? церемониалаяая (событийная) торока-обряда, персонажи обряда (свадебнш т® См« г Балашов Марченко D.H., Калмыкова Н,й. веская свадьба г Свадебный обряд на Верхней и Средней Кокаеные и на Уфтгге (ТарногскШ район Вологодской, области; .--М. f 19в5„-390 с. В исследовании использована материалы студенческих фольклорных экспедиций, методологические установки, аыра-ботаянифольклористами Ленинградской консерватории.

;::;), фор».«н. Церемониальная сторона обряда

дрсдстаёт з кснтспсте ритуального вр::.:знн, ритуального про-г-гга-ссвл^анз с рэтуаяъкши атрибутам:. Своеобразие ^-дс-согв^таоГ; фор-д; пр»дгггсд?ллет об: ¿зно—г.глсясео?. ряд, ; пл^ттеескиш, пластически»1;:,

азобразадедыхззд д^тт." ередо

" сс»:,;:ног;,'гск:!;: свчдэГпс-.' с^рлдз тодаляем следуйте основкгз и наиболее худокествогзю-обр тдев:^

^"птоко!-;; ^д.гпд"^ связанней с обрядакя отчугдения; 2} комплекс, напразлелп^,,., определится функцией

приобщения невесты к роду стиха, Последк;::": заключает в себе несколько футпргонзльн^х линий, близких по обрядово-с;.г^слсзо;.гу наполнению. Одна из них сийзана с припеван::-ем, обоядовда соединением кенпха и невесты, представителей их родов: другая - воплощается в формах величаний гест:, ц;-.'.::азд~чштп; третья - от, еллуг;;':! сбр.'дч ;зо;тлкчюдл?, ■';лгс;:\'йр, к -лплр злеч^лл,; ритуального «<роогр'г:г:тва :.'.е:л::лл; лрлдзтлллтолллл >гс рода),

; свг!До.*';юго обр. оказывается воо'л'чл:?.! склзлл приз::/ сло:;.лоЛ снегом'! ^унлцлоллр твгл.'нл г. ппал^о-действия выделении* коуплег.ерв и состъюяк-~их кх тоь. с'.лЗ ) р;;?у1Л'функций прилевания и величания

тия в ней свадебных чипов, элементов худо.-кес-ГБОллс;.

В дальнейшем пзло.тении анализируются характерные особен

По-;VI-. :•: :-;дг;-о л. 1> лчлл'.л;;; :". —~тг?аЧ"о-обр.;;дового комплекса, Оенойлол г.;:!;'.'.:р ^гого^рльллплА.

ритуалов, принадлежащим им худоаествекнын формам, которые связаны с обрядами отчуждения. Иерархия этих обрядов включает ритуалы прогоняя невесты с окруаагции её миром, с членами своего рода (в том числе - с предками), со сверстниками. Смысловые мотивы обрядовшс ситуаций воплощены в поэтических текстах причитаний, опевальных песен. Музыкальный строй напевов воплощает характерность плачевого интонирования.

Событийная сторона свадебного действия пркнадаекг? области бытового, но в системе элементов ритуала приобретает особый обрядовый статус благодаря включению различных художествен-

7

та форм.

Наряду с ритуальным планом повествования, наполнен® наги-

о

чесхим содержанием, выступает я "микологический" ° план значения, не сводимый прямым образом к обрядовым действиям.

"Микологический" план значения худсзественно-обрядового комплекса отчуждения обращен к архаэтескнм представлениям, уходяцим корнями к древнейшему славянскому культу предков. Яркая грань данного плана значения связана с представлениями о непрерывном жизненном цикле, которые вопло^астся в оппозиция образов "смерть-возроадение."

п

См.: Кехнецов АД. Яародко-пессгаал культур^ русского старожильческого населения Западней Сибири: Дне. ... канд. искусствоведения,-Л., 1?еЭ.~ С. ГС5.

о

См.: %'т;'_зоэ Б.Я.Методология сравнительно-исторического изучения фольклора .-Л., I976.-C.2D7.

Близость представлений, лежащих в основе погребальных и

оранных обрядов, стиечаейал э работах ряда учёных, составляет важную особенность севернорусской культуры. Наблюдаемое еркнстг-о оЬару ^уикаисапльного, «агичэского обусловливает общность ритуальнах, фдоаеетсаннкх и других ^ср«, принадле-гацих зтиг обрядам,

подтверждение этому ш находим во фрагментах пап-асо,"; Сакпт-Петорбургской консерватор*;«, спеланных в Вологодской области: обрядовые прсзодк дули умер-«.¿гг г а ярово.вы "красота" ? смдьбе, "при-

га-вакне"-приглашение уыараих предков в поминальной п свадебной обрядности обнаруживает общность обрядовых ситуаций, ратуадыкз; атрибутов, поэтических Сйзгеотшх мотивов и напевов причитаний. Объяснение а;-ну явле:птг мы находе* в единой ¡[¡уккцяокалькой направленности художественно-обрядового номп-г. они;!,

ына;: пг.'ин/р/^т г саада^'ой тр?.д?пя;". притёт-;:ога гааа. Ь других типах севернорусской свадьба ¡-'алое знз-«•гсю иас^ худоЕгстьенко-сбрлдо хс.чплегс приобаа.аия ле-кести к году геккха. Церемониальна.', сторона этого комплекса -:атуаа!'к аоктаатов друх родов. Худоэсестйглшап воплощается хак с формулы«* прозаических, зогтичеспх, таа и а лесенках

Музык'ально-поотическая сторона этих посек отражает :сс,!,атаг'Леа;:я, (сторне зосходлт к система продуцирующей магии.

Рассматривая вопросы еьазк хулг-естгекнсй форкн с обрядо-

—чу- ...... .

Среди ге.'х: А.А.Потебня, А.А.Котляревсккй, Д^рэзер,

..Н.Пралп, Б.П.^З'ляте и др.

sum контекстом, ш обнаруживаем диф;>ереггциац!ет лричётнкх, песенных и других форм. Характер соотношения этих форм с основными Функциональными мотивами севернорусской свадьбу позволяет нам определить внутркпанрсвый состав .свадебках песен. Это - опевальнке песни, связанные с обредами отчугэдешя; пески-приперакия, соединения двух родов; велкчадькце пески - персокифицировакние благо-погкелания и корильиые песни - "благопояелание"-.наоборот; песни церемониально-обрядовой функции.

Глава третья - "Черти стиля св-здебних песен северо-западных областей России" - концентрирует внимание на закономерностях музыкального строя песен.

Свадебный ритуал псково-новгородской традиции принадлежит к причётно-песенному типу свадьбы, который охватывает основную территорию русского Севера (в отличие от причётно;" свадьбы, характерной для центральной части Вологодской области).

В комплексе сольных и хорових причитаний, опевальных песен o í узились развитие традиции севернорусской плачегой культуры,

Функционально и стилистически близки к песенной форме причитаний оповальные песни. В различных районах северо-запада России ш наблюдаем разнообразие местних форм бпевальшх песен, возникших на основе с&дих-закономерностей данной местной песен-* ной традиции. Сто разнообразие воплощается» главным образой, в !1т:"я2лгн;;и принципов внутрислоговоЯ распетоста "йЛй деК-лауаЦй» онности напева, которые, возможно, свидетел!':твуют о сохранности либо утрате признаков, генетически связц'еакцкХ причетную и ne сей» ну» ф.")г;г.т.

К числу обир::< закономерностей опевальных песен северо-запад-!-:х областей ш откосии:

17 п; v.i-uu:"-; ыстро-рит'лгчэгноЯ ергэьизатуш, связпшке с семп~> SoctMM-, дегдтасдояк-ги тонически стихом$

2) композиционное строение музыкзлько-позтических текстов -периодические стггсош.-е и стро-Гическис структур« на основе принцип?. погторнолти в многообразных формах его проявления, в том

числе - и б сфере интонационных закономерностей.

Оппозиция прич'чтно-опевалыюго комплекса - аеличал^кне и кошльше песни. Ритуальна л К'-ЧП ОаРЛОШЮСТЬ ЗТ«*^ Ш1П £? BOB f С5Я 3£LH*" кюг с продуцкррзтчй магией, ил .ходит выражение в ледоио-интонаци-<зтшх Vз::о:;омерностях, осногрнгш на трвхордовнх отно.-зииях ла-дорчг опор; в особенностях композиции, проявляющихся в повюр-¡iücr.i полустнхоь, в )«.|.реках. При этом с»/ыелообраоукчр? роль та»« рапт также и попевочные образования.

Наблюдая особенности музыкального стиля, мм обнаруживаем поразительное сходство отделыпк nec£f) и песеннж групп в местях Русского Севера, довольно удалённых друг от друга. Такое сходство показательно для характеристики общность севернорусского Фольклора. .". vo г?т--гj; - oro оврятчот и многообразие песеннах традиций.

J'-* > ?r¿'.r i üoir.zzpn знглкзу дг-ух, ~<лов нйп^вов ^о^гзродс'ко.'' тр'лззкик ( 'Селегеи", "Но во мг.ртз месяце"). См;: т:..::-;'; инзгт .'¡-vice: ¡с-ст-юе распространение и на Се: ере (;.:зте-p::iiлом ■ ,лл спг.зпожш посдузя:.";: вариант» из ряэоттч; областей Росс;;;: - около ста »аписей), Варианты ргсеттрива'.'шх типов об-яадакт об^и.нн чертами не слогорить'ичесгом, деледхчгскок и комно-з;:п:ст?т!ом уровнях. Отчётливо проявляется единство принципов музн-;:а::ь:;с--пспезо,:ного р..-.;. гиткн. Зариштк типологически ра-лнчнчх напевов связаны с широким кругом лосеншх cxwotob, сопроеог,пякглс ¡зерздко контрастные ситуации обрядового действа.

П.сс;г!т: ;:ki.\- «чг»*ч с точки зрения обрядовой *ункшт-

;I¡?,'¡Ó!-:OC:'H, п'^лвдм:.! г.сп стно^нпГ •.•ле'.'.'н-ггпт;:

поогичеепп/ текст - (¡'•сей - ебвдд. Оушествонатае в у-стгггх

гьад.^-". иного ди:>яазогз. гмь-слон;гх auwwa "t-n~m!f<>i-u-

- 21 - •

сеются" лишь в контексте 'выявления функциональности зтапоа обряда (точнее, его полисункциональности). Наблюдения показали, что в области фольклорно-этнограЛического текста доминирующая роль (в определении функциональной принадлежности) иожет нринадлеглть различные его элементам. При этом в большинстве случаев ведущая роль, определяющая функционирование песни в контексте обряда,, принадлежит поэтическому тексту. Э"-и типы напевов соотносятся с поэтический текстом на принципах напева-формулы.

Характеристичность' свадебных песен северо-западных областей России связана такяе с элемента®; архаики цузыкально-поэтичес-кого языка, которые обнаруживаются в области кетро-ритмической организации. Ми- выделяем группу явлений, объединённых общим принципом ритшгческой организации, основанном на конструктивной роли устойчивой форма ритмического звена, подчеркивающего соотношение долготы элементов слогорктка в отношении 3 : 2 {"хеиюльный ритм"). Сравнение вариантов показывает, что ритмический импульс имеющий ярко выраженное сьшслооргашзующее начало, а также несущий формообразующие функции в связи с чётко фиксируемой позиционность*) этого звена, является важным типологический признакои песен рассматриваемой групш.

Наблюдения о роли долготных соотношений во врэиенноН организации народной музыки принадлежат целому ряду авторов. Среди них Н.М Владыкина-Бачинская, С.Л.Краз, А.М.Мэхнецов, В.М.1^уров, Б.Б.З^-иыеикова, Г.Кондратьев, автор даннс" работы. Это своеобразное явление пзсе;шоЙ речи ещё нз подучило своего тератологически ясного выражения. (В работах А.А.Еанкна, Е.З.Васильеве!":, 3.А,Лапина, Г. З.Тавлай' используется понятна кванткгаг.шнсста).

На территории псковско-ковгородско? традиция напзш свадэбшпс песен, содержащие такой риткическкЯ. кмцудьс-тезис зафиксированы

з Нгегогокдаг» Яогездзяг, Эойггинскои, Хвойнинском районах Новгородской области, в Лугакок районе Ленинградской области, Онежском pai.DH-.- Архангельском области,'в TfcwweHo-Чудском Поозерье...

Ноша ^а.тср:аата позеодямт значительно распирать reorpafiia рас-еаатрлгааасго яр>д«таулгная о разнообразии ?орм данной

ритмической ааконоизраости. Vj: наблюдаем очагов:-г'! характер расггро-c-:a\v;;j:ai;. пасса .--гсго типа на Русском Сев-зре ' Пине га, Сухона, Во-гегодский, Сяженсяий и 7сж;зис:-п:Г! раРоня ВологодскоГ: области, Тгтра^я^, rlMjiObûiia;;, Псрггсгчя области. Поморье), встречаем его и в других регионах России id западно- к пгнорусских областях, из Урале, в Сибири, на Алтае, на Доку, в Нижнем Поволжье), в песенных традициях восточных славян. ' ■

Этот тип ритмики на Севере характерен длл сольной и хоровой причети, свадебных песен (опева ьных и принадлежащих к обоядово-

in«?jiy). Реже встречается в других канрах: в до-:.•■..■•:-.:.. uuaaaaa. агаоаах песклх, а духовном стихе

со -::-, восьап и девятислогого" нор:.:;;. Напев;:, ;;оорн:;н;!руг:;аеея с сс .':;сло~!?!::: ст>!хо:: яоотячоского текст?, часто сопровождают ситуации ритуальны--: передвижений в хода евгутбного о'.'ряда.

.:ог;:о :.;:^д:юло.'.".:ть, ч?о ггЛтппа°"Ой явление имеет значение

отражает стадиальной. уровень музыкального г.сляле;шя. ' В Закличении подчто.-гнваЕтся основные результаты работа. '.!ссле-

• , .. ¡.-¡r^ROVX .-"С !■■!■■:-■-:.■•'■ : ■ . - .«•"•■».•»«vri МНОГОСЛОЙНОСТЬ

аа'Лр^ного обредиього дсал;. *• а« со .•••--с о-г апап-огс гегкокя Po:c:ti:,

• * -23 -

отражающую 'полистадазльныЕ характер явлений ■градицяояной культура. Наряду с этим-, методика современных иа-еледоваккй ссадгбгйга фольклора позволяет фиксировать устойшшве архаические яредетав-ленияг воплотивапеся в функциональной значимости рятуаявн&х действий, смысловой направленности комплекса средств музыкально-поэтической выразительности, семантике изобразительных мотивов свадебных атрибутов и т.д.

На основе многообразия диалектных версий фольклорно-этиогра-фического материала, относящегося к свадебное обряду, в работе определены инвариантные характеристики структуры обряда,, закономерностей муъикально-поэткческого язьжа песен. Данные наблюдения нашли подтверждение на территории р"спространеяия стилевых' традиций не только русского северо-западаг но и в целом севернорусской историко-культурной ОбцИОСИЖг

Выявление системы связей фрагментов ритуала и принадлежал^ им художественных форм привело к нор^цу ионимаяизз взаимообусловленности и подвижности функциональных характеристик элементов художественной формы в контексте обряда. Ка этой основе ми располагаем возможностью более дифференцированной трактовки функциональности отношений: художественная форма - обряд.

Основой выявлю лных- в'работе принципов внутр;гаганровой д:й-свадебных песен стало осмысление вероятного диапо-зока и иерархии функциональных значений песенной формы (при главенстве её доминирующей функци») г дяТп-е^енциации см..-слоеэй направленности элеыентов м/змкально-поэто-еского текста.

Результаты исследования представляет возможность типологических сопоставлений» в которых паходит Енратоиие геяетачеснгф родстго форм, восходящих к дреекерусскому' фольклорному' наследи»,.

ели ¿л'с-.,01с.

Осчот.ные ПО Л О Г.^ Г: /.Л

работы заклвчаетея в определений Г- ст.-_"с;::>: гллоно'.^рностсГ с:'¡де^ло-;-гг::о:Г1 России в систеке трад.1-

1. Музыхально-стидеше особоь-м^с:;-: сг^д^'л -V >ле.'--5ГгГ. /,' ~...л:лл" ..лул"~-т?'орч«>сксго общества :.5ГД)Л.'{

Л<й.лл^псгологс.- : 7ГГ2-СС. - й

2. Лирические, плясош.*е в свадебные песни Архангельске? облас-/¿глетация к грзилластинке "Из-за лесу, лесу теглюго": З.С.Г.

"¿злодея", 1Г84. - С20 21557-006. '

3. Опыт систематизации иапзьов свадебных песен северо-запад-гбл^"!--? Раса:::.» ?! Русская народная пссня : Стиль, ~анр,

.¡и) ' ' М

Пеон::, приуроченные к зимни« а ;.;се:гн::ч ¡и -.кт-лг ач: . : г. :' ■■ г=чпплу) // Песни ПсковскоЯ

земли: лал-нд^л-'-:'", ......• : ■гл-'лл;-.- ,..:

Сов. композитор, 1Р8Э.- Вг;пЛ.- С.73-Р6.