автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Сырдарьинские каракалпаки и Россия в XVIII веке

  • Год: 1995
  • Автор научной работы: Пискунова, Ирина Владленовна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Нукус
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Автореферат по истории на тему 'Сырдарьинские каракалпаки и Россия в XVIII веке'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Сырдарьинские каракалпаки и Россия в XVIII веке"

РГБ ОД

- 3 ИЮП 1995

КАРАКАЛПАКСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ АКАДЕМИИ НАУК

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ИНСТИТУТ ИСТОРИИ, АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ

На правах рукописи

ПИСКУНОВА Ирина Владленовна

СЫРДАРЬИНСКИЕ КАРАКАЛПАКИ И РОССИЯ В XVIII ВЕКЕ

Специальность 07. 00. 02 — Отечественная история

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Нукус — 1995

Работа выполнена в отделе новой истории, историографии и источниковедения Института истории, археологии и этнографии Каракалпакского отделения Академии наук Республики Узбекистан.

Научный руководитель—академик АН РУ, доктор исторических

наук, профессор С. К. Камалов.

Официальные оппоненты: — доктор исторических наук

М. М. Мамбстуллаев. — кандидат исторических наук, профессор М. Т. Тлеумуратов.

Ведущая организация—кафедра истори^народов Узбекистана

и Каракалпакстана Каракалпакского государственного университета им. Бер-даха.

-

Защита состоится « № г. в,Ь ч- на заседании Спе-

циализированого Совета К 015. 30. 21 по защите диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук по специальности 07. 00. 02—Отечественная история—при Институте истории, археологии и этнографии Каракалпакского Отделения Академии Наук Республики Узбекистан.

С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке Каракалпакского Отделения Академии Наук Республики Узбекистан (742000, г. Нукус, ул. М. Горького, 179«а»).

Автореферат разослан « Зо » -^o-t- 1995 г.

Ученый секретарь Специализированного Совета, *

кандидат исторических JiawíJ/К. Т. ТАНГИРБЕРГЕНОВА.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. «70—80 лет для истории народа —лишь мгновение. У нас есть историческая возможность, формируя свою государственность, вернуться к истокам нашей культуры, воспринять и развить все лучшее, что есть в нашем богатейшем историческом прошлом».1 На этом пути независимый Узбекистан совмещает молодую демократию, традиционные ценности, социальную стабильность с самостоятельным выходом на новую международную систему отношений. Необходимую правовую основу независимого Узбекистана, в составе которого обновленный Каракалпакстан, закрепили Конституция Республики Узбекистан и Конституция Республики Каракалпакстан.

Президентом Республики Узбекистан И. А. Каримовым были обоснованы принципы национальной политики Республики Узбекистан.2 Их основа—постепенный переход от тоталитарного режима к демократическому обществу, к условиям свободного, рынка, который исключает социальные потрясения, «шоковую» терапию. Уникальность такова выбора общественного пути развития опиралась и опирается на исторический опыт, который требует более взвешенного подхода к нашим реформам. Поэтому актуальными остаются исследования межнациональных отношений в XVIII, в далеком, казалось бы, от наших проблем, веке. Между тем, объективное и углубленное исследование межнациональных и международных проблем в советской историографии сдерживалось предписанием науке пропагандировать идеи в духе «торжества ленинской национальной политики», «советский народ—новая историческая общность людей», избегать острых тем. В результате происходил отрыв теории от жизненных процессов, простое повторение старого, часто уже известного, а наука ока-, залась не готовой ответить на некоторые сложные вопросы, которые ставила жизнь. Однако, не возможна реализация общенациональной стратегии развития без детального учета позитивного и негативного исторического опыта, в том числе и далекого

>. Каримов" И. А. Основные принципы общественно—политического и экономического развития Узбекистана. // Вести Каракалпакстана. — 1995. — 28 февраля.

Каримов И. А. Узбекистан: национальная независимость, экономика, политика, идеология.— Ташкент,, 1993. _

прошлого. Злободневность поставленных нами проблем определяется еще и тем практическим- интересом, который возник у людей разных наций в связи с распадом СССР и образованием на его территории независимых государств. Тем актуальнее исследование проблем, тенденций, особенностей взаимоотношений сырдарьинских каракалпаков с народами Российской империи в в XVIII в., когда фактически народы имели разную степень уровня социально—экономического и политического развития.

Степень изученности проблемы. Историография каракалпакской тематики занимает одно из направлений исторической.науки. Вопрос только в том, в каком состоянии и на каком, уровне находится изученность, той или иной'проблемы,, а также, в какой степени она оказалась подверженной деформациям времени культа личности и застоя, схематизма и догматизма.. Тем не менее можно констатировать, что на сегодняшний день многие проблемы истории взаимоотношений народов центральноазиатского региона с. Российской империей нашли более или менее фундаментальное отражение в исследованиях советских историков.3 По своей направленности и характеру историографию по нашей, теме можно разделить на следующие группы: 1) литература начала. 30—х— 40—х годов, 2) литература 50—х—начала 80—х годов,.3) литература второй половины 80—х—начала 90-х годов.

Каракалпакская тематика и взаимоотношения каракалпаков с народами Российской империи привлекли внимание исследователей АН СССР. Первым ученым, разработавшим вопросы: социально—политической истории каракалпакского народа, был П. П. Иванов.^ В 30-е годы по заданию Института востоковедения АН СССР Н. Н. Пальмов собирал архивные материалы, о каракалпаках в Астраханском архиве и в архиве г.-Элиста. Не ограничиваясь сбором материалов, написал на.их основе работу «Заволжские и приволжские кочевники в их, взаимоотношениях в- первой половине XVIII века», нами, к сожалению, не обнаруженную.5 Затем появились архивные документы о каракалпаках,

Ахмедов Б. А. Историко—географическая литература Средней Ааии XVI— XVIII в. в. (Письменные памятники).—Ташкент, 1985; Зияев X. 3Y Узбеки и Сибирь. (XVIII—XIX в. в.).—Ташкент, 1968; Он же. Экономические связи Средней Азии с Сибирью в XVI—XIX в. в.—Ташкент, 1983; Народы Средней Азии и Казахстана,—М„ 1962; М., 1963, в 2-х т. т.;, Шаниязов К. Щ. К этнической истории узбекского народа.—Ташкент, 1974; Этническая история И традиционная культура народов. Средней Азии.—Нукус, 1989 и др;

Л ''"Иваноз П. П. Очерк истории - каракалпаков. // Труды Института Востоковедения АН СССР—М; Л., 1935, т. УП,—С. 9—89: Он же. Материалы к изучению истории каракалпаков; // Каракалпакия: Труды Первой, конференции по изучен ню производительных сил Каракалпакской АССР.—Л., 1934, т. 2.1— С. 178—199: Он же. Новые данные о каракалпаках. // Советское востоковедение, 1937, т. 3,—С. 59—79.

5. Письма Н. Н. Пальмова X, Б.. Канукову,—Элиста, 1968.—С. 99.

о

найденные А. Бирзе,5 работа А. С. Морозовой/ Таким образом, до начала Великой Отечественной войны советскими учеными 1 разрабатывались исследования, носившие общий характер, на- .[ метились проблемы, требующие дополнительного изучения, пуб- • ликовался архивный материал.

В послевоенные годы была проведена комплексная научно — исследовательская работа Хорезмской археолого—этнографической экспедиции под руководством С. П. Толстова.8 В течение нескольких лет археологи, этнографы, историки изучали историю всех народов Хорезмского оазиса. В частности, Т. А. Жданко уделила внимание родоплеменной структуре каракалпаков,9 К. Л. Задыхина—истории аральцев—узбеков10 и др.

Особо хотим отметить труды С. К. Камалова, в которых найдем ответ на многие вопросы каракалпакско—русских взаимоотношений.11 Им впервые детально исследованы проблемы добровольного вступления в подданство Российской империи части сырдарьинских каракалпаков в 1731 и 1742 годах, переписка и обмены посольствами со времени Ишим—Мухаммад—хана и Петра Великого до 1743 года. В работе «Каракалпаки в XVIII— XIX веках. (К истории взаимоотношений с Россией и среднеазиатскими ханствами)» посвящена глава каракалпакско—русским отношениям в 20-е—40-е г. г. XVIII века. Здесь найдем ответы на вопросы об экономическом развитии, о социальном, политическом строе каракалпаков в XVIII столетии. Но, к сожалению, в изучении вопросов взаимоотношений сырдарьинских каракалпаков с Российской империей, упор делался на политические взаимоотношения, которые ограничились 1743 годом. По мнению автора, после удара, нанесенного «нижним» каракалпакам, организованного ханом Абулхаиром, «тесная связь с Россией, про-

6. Красный архив,—М., 1938, №6 (91).—С. 225—254: 1939, №1 (92)—С. 177-214.

7. Морозова А. С. Библиографический указатель о Каракалпакской АССР. —Турткуль, 1932.

8. Труды Хорезмской археолого—этнографической экспедиции АН СССР.— М„ 1951 — 1959, т. т. 1—4 (В дальнейшем сокращено—ТХЛЭЭ).'

9. Жданко Т. А. Каракалпаки Хорезмского оазиса. // ТХАЭЭ, М„ 195 к т. 1,—С. 461-566. с

,0. Задыхина К, Л. Узбеки дельты Аму—дарьи. // ТАЭЭ, Л1„ 1951, "г. 1,— С. 319-426.

Камалов С. К. О значении принятия каракалпаками подданства России, в 1731 году. // Вестник КК ФАН УзССР, Нукус, 1965,—№3,— С. 55—62: Он же. Завоевание каракалпаков хивинскими ханами в конце XVIII—начале XIX в.—Нукус, 1958: Он же. XVIII эсирдсгп цара^алпа1\—рус ^атнасьщлары. —Некие, 1966: Он же. Каракалпаки в XVIII—XIX веках. (К истории взаимоотношений с Россией и среднеазиатскими ханствами) .—Ташкент, 1968: Он же. К,аракалпа^лардыц Петрге жазган хатлары. //Амударья, Нукус 1973,—№ 11. —С. 91—93: Он же. О вековых чаяниях каракалпаков, стремившихся присоединится к России, //Вестник КК ФАН УзССР, Нукус, 1973,—№4,—С. 51—58. •

должавшаяся до Конца 1743 г., была прервана окончательно».ь Должны отметить, что исследования С. К. Камалова написаны на основе огромного архивного материала, почерпнутого из архивохранилищ городов России, Казахстана, Узбекистана. В работах Л. С. Толстовой по истории и этнографии каракалпаков, проживавших за пределами Хорезмского оазиса, найдем интересующие нас данные по теме.13 Вопросы русско—каракалпакских культурных связей разрабатывались М. К. Нурмухамедовым,н изучаются М. Тлеумуратовым.'15 Вопросы этнографии каракалпаков XVIII века частично освещены в работах Т. А. Жданко,19 X. Е. Есбергенова.17 Некоторые исследователи, уделяя основное внимание другим вопросам, попутно затрагивают проблемы взаимоотношений сырдарьинских каракалпаков с народами России."

В эти же годы исследователи уделяли внимание изучению вопросов взаимоотношений каракалпакского наррда с отдельными народами Российской империи, например, с башкирами и др19.

Оценка общей литературы по нашей теме дана в ряде очерков, статей, опубликованных в 50 — 80-е годы. Среди историографических работ отметим работу М. А. Ахуновой и Б. В. Лунина. В ней дается краткий обзор работ по нашей теме в общей картине исследований по истории Узбекистана. Большое

и. Камалов С. К. Каракалпаки в XVIII—XIX веках ... —С. 55.

13. Толстова Л. С. Каракалпаки за пределами Хорезмского оазиса в XIX— начале ХХвека.—Нукус; Ташкент, 1965: Она же. Каракалпаки Ферганской долины. ИсторикО—этнографический очерк.—Нукус, 1959.

и. Нурмухамедов М. К. К истории русско—каракалпакских культурных связей.—Ташкент, 1974 идр.

15 Тлеумуратова М. Бердах как историк. // Вестник КК ФАН УзССР, Нукус, 1965.—№4.—С. 53—57: Он же. Каракалпак поэзиясы—тарийхый дерек. —Некие, 1994.

16. Жданко Т. А. Очерки исторической этнографии каракалпаков. Родо — племенная структура и расселение в XIX—начале XX века.— Л., 1950.

17. Есбергенов X. Е. Произведения фольклора и некоторые вопросы истории каракалпаков. (XVI—XVIII в. в.). // Вестник КК ФАН УзССР, Нукус 1981 — №1,—С. 64—68.

1S. Апполова Н. Г. Экономические и политические связи Казахстана с Россией в XVIII—начале XIX в.—М., 1960; Басин В. Я. Россия и казахские ханства в XVJ—XVIII в. в. (Казахстан в системе внешней политики Российкой империи).—Алма—Ата, 1971; Лебедев В. И. Башкирское восстание 1705— 1711 к \\'Ц Исторические записки, 1937,—№1,—С. 81—102.

'9 Жданко Т. А :0 близости некоторых исторических традиций у башкир и каракалпаков. // Сборник тезисов научной сессии, по этногенезу башкир.— Уфа, 1969, — С. 95-97; Камалов С. К. О каракалпакско-башкирских взаимоотношениях в XVIII веке. //Сборник тезисов научной сессии по этногенезу башкир.—Уфа, 1969.—С. 126: Он Же. Исторические! корпи зарождения взаимоотношений и дружбы каракалпакского и татарского народов. // Вестник КК ФАН УзССР, Нукус, 1980,—№3,—С. 62—66; Тлсумуратов М. Истоки культурных связей каракалпаков с соседними пародами. — Нукус, 1986 и др.

20 Ахупова М. А., Лунин Б. В. История исторической науки в Узбекистане. Краткий очерк.—Ташкент, 1970. '

место уделено вопросам становления и развития каракалпакско-русским отношениям в первой половине XVIII века в работе С. К. Камалова21. Однако автором рассматриваются основные итоги всех общественных наук в Каракалпакии, а не только исторической науки. В статье А. К. Кощанова «Карацалиацлар-дыц XVIII эсирдеги тарийхы керкем эдебият бетлеринде» дано детальное освещение как дореволюционной литературы, так и исследований советских ученых по вопросу взаимоотношений каракалпаков с Россией в XVIII веке.22 Причем автор попытался сгруппировать исследуемую литературу исходя из постановки вопроса. К сожалению, автором упущены из внимания, работы русских историков XVIII века, в частности, В. Н. Татищева, И. К. Кирилова и других, писавших о каракалпаках. Таким образом, к середине 80-х годов, благодаря энергичным усилиям исследователей, в научный оборот был введен обширный фактологический материал, позволяющий представить содержание, основные направления и формы каракалпакско-русских взаимоотношений в XVII—- начале XX в. в. Вместе, с тем^ общая картина истории взаимоотношений сырдарышских каракалпаков с народами Российской империи в XVIII в. не была нарисована. Она носила фрагментарный характер.

С середины 80-х годов, в результате призывов политического руководства к очищению обществоведения от пут догматического мышления и последовательного нарастания процессов демократизации и гластности, стали проявляться позитивные перемены в отечественной историографии. На этом фоне выявились исследования, в которь£х так или иначе затрагиваются некоторые проблемы по нашей теме23. Падение прежнего тоталитарного режима, ликвидация монополии марксистской идеологии, вхождение Республики Узбекистан в систему здоровых товарно-рыночных отношений позволяют ученым по-новому обратить опыт прошлого, в действенное средство экономического и духовного

21 Камалов С. К. Общественные пауки в Каракалпакии. // Наука в Узбекистане. — Ташкент, 1974, т. 2.—С 328—340.

22 Кощанов А. К. Кара^алпа^лардыц XVIII оеирдеги тарийхы керкем одебият бетлеринде. // Амудэрья, Нукус, 1974.— № 8. — С. 116—123.

23 Есбергенов X., Хошпиязов Ж Этнографические мотивы п каракалпакском фольклоре. — Ташкент, 1988; Камалов С. К., Уббиииязов Ж. У., Кощанов А. К. Из истории взаимоотношений каракалпаков с другими народами Средней Азии и Казахстана в XVII — начале XX в. в. / Очерк политических, экономических и культурных связей/. — Ташкент, 1988; Кощанов А. К. Об историографии русско-каракалпакских отношений в XVIII—XIX веках. // Вестник КК ФАН УзССР, Нукус, 1991. — ЛЪ 2. — С. 82 — 85 Умарова К. К вопросу о генезисе политической культуры каракалпаков XVIII—XIX веков. // Вестник КК ФАН УзССР, Нукус, 1992. № 2. — С. 96—102; Утепов К. Т. Великой Октябрь, становление и развитие историографической науки в Кара-калпакстане. 1917 — 1987. — Нукус, 1988 и др.

возрождения Узбекистана и Каракадпакстана, вызывает интерес у зарубежных историков к будущему Узбекистана24. Только в 1993 году было опубликовано несколько исследований, в которых прямо или косвенно затронуты вопросы отношений каракалпаков с царской Россией в XVIII в. Среди них работа М. Тлеу-муратова, в которой указываются интересные данные о взаимосвязях башкирского и каракалпакского народов. Однако, по справедливому замечанию самого автора, вопрос этот требует дополнительного исследования, так как специально еще не разрабатывался25. В книге О. Ж. Юсупова имеется богатый фактический материал по вопросам взаимоотношений каракалпаков с Россией в XVIII в., с хивинскими ханами26. Но, к сожалению, не найдем теоретических выводов из обширного фактического материала. В исследовании К. Мэмбетова сделана попытка соединить исторические факты с народными преданиями каракалпакского народа с древнейших времен27. К сожалению, не соблюдение автором исторической ¡хронологии событий, затрудняет восприятие мыслей исследователя. Особое место занимает работа X. Е. Есбергенова28. Уже давно требовались тщательные исследования отдельных районов Каракалпакстана, показ особенностей их исторического развития на основе этнографических, археологических, исторических данных. Именно такая работа проделена автором, раскрывающим историю Кунградского района и г. Кунграда. Радует, по-новому написанный авторским коллективом, третий том — «Истории Узбекистана. (XVI — первая половина XIX века»23. Здесь при написании III — IV глав раздела «Хорезм в начале XVI — первой половине XIX в.» С. К. Камалов использует самые новые данные о пребывании каракалпаков на р. Сырдарье в .1578 и 1582 годах30. В отличие от этой работы, "другая, также написанная авторским коллективом, вызывает недоумение и удивление, так как в ней использованы устаревшие сведения, некоторые спорные вопросы затрагиваются поверхностно.31 Среди историографических работ по нашей

24. Международная научная конференция в Тегеране 2—4 марта 1992 г. «Изменения в бывшем СССР и их влияние на страны «третьего мира». // Общественные науки в Узбекистане, Ташкент,. 1992, № 5 — 6. — С. 56—57.

• 25 Тлеумуратов М. Исторические и культурные связи каракалпаков с Россией и Башкирией в XVIII — начале XX в. в. — Нукус, 1993.— С. 5.

25 Юсупов О. Ж« Жэнибек батыр, Маман батыр, Мурад шайых эзийэ

баба, К^оразбек бий — аталыц, Хожамурат ^эм Торемурат сууфылар ямаса «майлы шенгел» етмишинен дереклер. — Нукус, 1993.

27 Мэмбетов К. К,ара^алпа^лар тарийхы. Илнмий изертлеу. — Некие, 1993. 1993.

28 Есбергенов X. К,онырат тарийхый з^эм, мэдений естеликлерн. — Некие, 1993.

29 История Узбекистана. (XVI — первая половина XIX века). — Ташкент, 1993, т. 3.

теме отметим новую статью С. К. Камалова и В. В' Германовой, в которой раскрыты все аспекты изучения истории каракалпакского народа с начала 30-х годов до 1936 года, которая проводилась под общим руководством АН СССР.32 Отметим. также еще несколько работ, в частности, по историографии народов .Узбекистана, которые дают возможность по-новому методологически осмыслить фактический материал нашей проблематики53. В 1995 г. продолжались исследовательские работы ученых Каракалпакстана по истории края, что вносит определенную лепту в нашу тему34. Таким образом, анализ имеющейся литературы позволяет сделать вывод, что на сегодняшний день в Узбекистане и Каракалпакстане нет работы, которая, всесторонне освещала бы историю взаимоотношений сырдарьинских каракалпаков с народами Российской империи в XVIII в. Раскрыты только отдельные аспекты проблемы, но и они нуждаются в дополнительной доработке. Актуальность и недостаточная степень изученности проблемы послужили основой для выбора темы исследования.

Цель и задачи исследования. Ключевой замысел работы заключается в том, чтобы на основе широкого круга архивных источников, как опубликованных, так и неопубликованных, проанализировать, обобщить и дать общую картину взаимоотношениям сырдарьинских каракалпаков с народами Российской империи в XVIII в. Выбор цели обусловил конкретные задачи исследования;

— раскрыть основные направления и сложности связей сырдарьинских каракалпаков с Российской империей;

— осветить особенности каракалпакско-русских отношений XVIII столетия в свете общей политики России в центральноазиатском регионе;

— —выявить и систематизировать круг источников по теме;

— определить круг проблем, которые мало изучены в силу недостатка первоисточников по данной теме;

— выразить отношение к тому "или иному дискуссионному вопросу в историографии проблемы.

30 История Узбекистана. ...—С. 291,

31 История народов Узбекистана. — Ташкент, 1993, т. 2.

32 Камалов С. К., Германова В. В. У истоков изучения культурного наследия каракалпакского народа. // Общественные наукн в Узбекистане, Ташкент, 1993.. — № 1—2, —С. 27 — 34.

33 Ахмедов Б. Тарпхдан сабоклар. —Ташкент, 1994; Иноятов К. X. Историографические аспекты историографии Узбекистана.—Ташкент, 1993; Са-ндкулов Т. Очерки историографии истории народов Средней Азии. — Ташкент, 1992, ч. 1.

34 Тезисы докладов научно-практической конференции «Шахтемир — Чимбай». — Нукус, 1995.

\

Хрополо1Ичсские рамки исследавания охватывают весь XVIII в. Этот выбор определен с учетом исторической логики развития отношений сырдарьинских каракалпаков с народами Российского государства. Начальная грань исследования опредена концом XVII—началом XVIII в., когда сырдарьинские каракалпаки, в силу объективных обстоятельств, усиливают напо.п на границы Российской империи и сталкиваются с калмыками хана Аюкн, призванного в это время на пограничную службу российской стороной. Конечная грань исследования определена концом XVIII — началом XIX в., когда основная масса сырдарьинских каракалпаков покидает среднее и нижнее течение р. Сырдарьи и оказывается под политической властью .хивинских, бухарских, казахских ханов, в Ферганской долине, частично в пределах Оренбургской (области.

Источниковая база исследования. Источниковой базой исследования темы явились архивные материалы, которые изучались в ЦГАДА (г. Москва), где особый интерес представляют фонд 119 «Калмыцкие дела», фонд 186 «Фонд Бюлера Ф. А.», содержащие интересные сведения о каракалпакско-русскнх отношениях па р. Волге. На основании этих фондов была сделана попытка впервые проанализировать каракалпакско-калмыкские отношения в первой половине XVIII в. В ЦГВИА (г.IМосква) изучался фонд ВУА («Военно-ученый архив»), фонд 410. откуда извлечены ' дневниковые записи офицера башкирских' войск А. Субханкулова. Кроме того, автором использовался архивный материал из ГАОО, который хранится в библиотеке ККО АН РУ в отчетах сектора истории дореволюционного периода за 1986—1988 г.г. Богатый материал использован из рукописного фонда указанной библиотеки. Часть документов по нашей проблеме была найдена в некоторых сборниках архивных документов35.

Использована информация о каракалпаках, которая накопилась до 1917 года. Этот материал можно условно разделить на пять групп. К первой группе источников мы отнесли сборники архивных документов, изданные до 1917 г., где имеется информация по теме36. Ко второй группе источников относятся опубликованные источники ^ до 1917 г., которые содержат отрывочные сведения о каракалпаках, например, письма, путевые дневники

35 Казахско-русские отношения в XVIII —XIX веках.—Алма-Ата, 19!>-1; Международные отношения в Центральной Азии. XVII—XVIII в. в. М., 1989. кн. I и др.

30 Памятники Сибирской истории XVII века. 1717 — 1724. — СПб., 1885. кн. 2; ДЪбросмыслов А. И. Материалы по истории России. — Оренбург, 1900, т. т. 1—2.

и др37. Третью группу источников представляют научные труды царских чиновников, известных также в качестве исследователей—историков38. Еще одну группу источников по нашей теме представляют работы А. Левшина и В. В. Вельяминова — Зир-нова, сумевших описать некоторые моменты русско-каракалпакских отношений в XVIII в на основе материала XVIII — первой половины XIX в. в39. К пятой группе источников мы отнесли многочисленные опубликованные исследования второй половины XVIII в. — начала XX в. по разным вопросам истории централь-ноазиатского региона, в которых так или иначе затронуты вопросы нашей темы40. Необходимо отметить, что все сведения о каракалпакском народе разбросаны по многочисленным источникам и носят, как правило, отрывочный характер. Источники отражают в основном политические связи каракалпа!ков с Россией и почти не раскрывают экономические. В источниках упор делался на описание наиболее острых моментов исторических событий, наиболее подробно фиксировались военные столкновения.

Теоретическую и методологическую основу работы составили принципы историзма, объективности, сравнительно—исторический метод исследования. Мы исходили из позиций нового исторического мышления, опирающегося на общечеловеческие ценности, на идеи гуманизма, что обусловило безусловную необходимость изучения относящихся к теме процессов, событий, явлений в динамике и диалектической связи с породившими их объективными и субъективными факторами.

Научная новизна и практическая значимость исследования заключается прежде всего в том, что она представляет первую попытку комплексного исследования проблемы взаимоотношений сырдарьниских каракалпаков с народами Российской империи

37 Ефремов Ф. Странствия в киргизской степи, Бухарин, Хиве, Персии, Тибете и Индии и возвращение оттуда через Англию в Россию. — Казань, 1811; Восточные известия за 1815 год. №№ 9—12; Поездка из Орска в Хиву, и обратно, совершенная в 1740—1741 г. поручиком Гладышевым и геодезистом Муравнным. // Географические известия, отд. 2 — СПб., 1850, вып. 1; Посол Петра I на Востоке. /Посольство Флорио Беневенн в Персию и Бухару в 1718 — 1725 годах/. — М., 1986.

38 Кирилов И. К. Цветущее состояние Всероссийского государства. — М., 1977; Татищев В. Н. История Российская с самых древнейших времен. — М., 1769, кн. 1, ч. 2: Он же. Избранные произведения. — Л., 1979 и др.

39 Левшин А. Описание киргиз — кайсацких, или киргиз — казачьих орд и степей.—СПб., 1832, ч. 1; Вельяминов—Зернов В. В. Исторические известия о киргиз — кайсаках и сношениях России с Средней Азию со времени кончины Абул—Хайр хана (1748—1765),—Уфа, 1853, т. 1—2.

40 Павлов Н. Г. История Туркестана в связи с историческим очерком сопредельных стран (Персии, Афганистана, Белуджистана, Индии и Восточного Туркестана). — Ташкент, 1910 и др. (

в XVIII в. На основе широкого круга опубликованных, и неопубликованных источников освещаются стержневые, аспекты проблемы. Впервые вводится в научный оборот ряд новых архивных документов, фактических данных, что восполняет некоторый пробел в литературе. Сегодня историографии необходим новый вз1-гляд на соотношение социального, национального, религиозного в жизни человеческого общества. В исследовании уделено внимание межнациональным отношениям народов, придерживающихся разных религий.

Практическое значение работы состоит в том, что содержащиеся в ней обобощения, выводы, фактические данные можно использовать при написании сводных трудов по истории Узбекистана и Каракалпакстана. Кроме того, материалы исследования могут оказаться полезными при чтении специальных курсов по отечественной истории в вузах, техникумах, школах республики.

Апробация работы. Основные положения диссертации были изложены на научно—теоретических конференциях молодых ученых и специалистов (г. Нукус, май 1990 г., г. Нукус, май 1991г.), в статьях. Диссертация обсуждалась на объединенном заседании секторов новой и новейшей истории и на Ученом совете Института истории, археологии и этнографии Каракалпакского отделения Академии наук Республики Узбекистан, где получила рекомендацию к защите.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается выбор темы диссертации, ее актуальность, раскрываются цель и задачи исследования, а также хронологические рамки, новизна и значимость работы, дан историографический обзор литературы по теме и краткий анализ источников.

В первой главе диссертации «Сырдарышские каракалпаки и Российская империя в первой половине XVIII века» рассматриваются каракалпакско—калмыкские, каракалпакско—башкиро!-кие, каракалпакско—русские -военно—политические отношения в системе внешней политики России на Востоке и в централь-ноазиатском регионе, в частности, в первой половине XVIII в., когда отношения сырдарьинских каракалпаков с народами Российской империи претерпели несколько этапов, что было связано с общей исторической обстановкой и конкретной политикой царской России. Непосредственные контакты сырдарьинских каракалпаков с народами России в конце XVII—-начале XVIII вв. носили скорее военный, чем мирный характер на

границах, что было связано в первую очередь с давлением джунгар на казахские жузы. Территория проживания каракалпаков, по русским источникам, в то время достаточно обширна. В основном документы касаются сырдарьинских каракалпаков, так как через территорию их проживания проходили караванные дороги нз России в Центральную Азию.

После военных удач джунгарских феодалов, часть сырдарьинских каракалпаков была вынуждена покинуть привычные места обитания и вместе с казахами искать новые пастбища, что привело к резкому обострению каракалпакско-калмыкских отношении, а само Калмыкское ханство смогло продолжить существование благодаря военно—политической помощи России. Сырдарьинские каракалпаки оказались в худшем положении, чем соседние народы, так как были еще разделены в пределах казахских жузов после смерти хана Тауке (1680—1718) и втягивались в борьбу за власть казахской родоплеменной знатью. Найти хорошего союзника или сильного покровителя в создавшихся условиях становится объективной необходимостью для сырдарьинских каракалпаков. Поэтому, начиная с 20—х годов XVIII в. видно желание части каракалпакских биев вступить в подданство Российской империи. Но по этому вопросу нет единого мнения даже в ближайшем окружении известного Ишнм— Мухаммад—хана. Относительно борьбы за верховную власть внутри каракалпакской родо—племенной верхушки в первой половине XVIII в. не выявлено по источникам, но предполагается, что такая борьба велась, что находит более четко выраженное отражение в вопросах подданства - и при переходах сырдарьинских родо—племенных каракалпакских групп. Ряд экономических и политических интересов толкал царское правительство на переговоры с каракалпакскими биями. Беглый анализ разбора по составу родо-племенных подразделений каракалпаков, принявших присягу вторично уже 10 ноября 1743 г. и некоторые сопоставления с данными этнографов приводят к выводу о преобладании тяги к русскому подданству среди биев арыса онторт уру. Предполагаем, что часть сырдарьинских каракалпаков, прибывших на р. Эмба и р. Урал (Яик), объединяется с уже жившей здесь западной группой каракалпаков. Каракалпакско— башкирские отношения в это время носили сложный характер и зависели от общей обстановки и политики России как в Башкирии, так и в центральноазиатском регионе.

Во второй главе диссертации «Сырдарьинские каракалпаки и Российская империя во второй половине XVIII века» дана картина взаимоотношений сырдарьинских каракалпаков с казахскими жузами, считавшимися подданными России, с другими народами царской России. В это время сырдарьинские каракалпаки

и

продолжали находиться в крайне тяжелом положении—подчиняясь разным правителям, вели борьбу за свое существование. Почти непрекращающиеся набеги казахских феодалов, разобщенность родо—племенных подразделений каракалпаков, сильнейший удар казахских феодалов в 1762—м г. ускорили переход сырдарьинских каракалпаков. Наблюдалось разногласие среди'биев «нижних» каракалпаков, которое вылилось в отход некоторой их части к «верхним» каракалпакам и дальнейшее движение к Ташкенту, Бухаре, Самарканду, в Ферганскую долину. А другая часть «нижних» каракалпаков переходит в жана-дарьинский оазис и далее в пределы Хивинского ханства и Аральского владения. При этом процессе вновь отдельные группы каракалпаков шли в Бухарское ханство. Наблюдался также обратный переход. Уход с р. Сырдарьи был длительным и продолжался вплоть до конца XVIII—начала XIX вв. Политических связей с царской Россией сырдарьинские каракалпаки в это время не имели, но торговые связи не' прерывались. Какой—либо существенной поддержки сырдарьинским каракалпакам не оказывалось, а в случаях просьб казахских ханов уладить отношения между ними и каракалпаками, царская администрация бездействовала, Такое положение было связано с общей политикой России в этом регионе во второй половине XVIII века.

В заключении диссертации подводится , итог проведенному исследованию. На протяжении XVIII в. резко менялась обстановка и, как следствие, политика царизма в центральноазиатском регионе и в степях Казахстана. Но основная линия внешней политики Российской империи сводилась к упрочению своих позиций здесь разными методами. Именно в таком русле развивались отношения сырдарьинских каракалпаков с народами Российской империи.

Исследуя первоисточники и данные этнографии пришли к выводу, что какая—то группа сырдарьинских каракалпаков осваивала путь в Туркестан с р.-Волги со времени завоевания русскими войсками Казанского и Астраханского ханств на протяжении второй половины XVI—XVII в.в.

Предполагаем о существовании полусамостоятельного каракалпакского ханства очень непродолжительное время в горах Уллы-тау во времена хана Тауке (1680—1718), сумевшего объединить на время казахские жузы. Считаем, что султан Тэа-тыр, разделивший управление государственным' объединением с каракалпакским советом старейшин, был сыном хаш Тауке. В это время каракалпаки, проживающие в низовьях р. Амударьи по правому берегу, на среднем и нижнем течении р. Сырдарьи были также объединены. Ими управляли султаны и бии. Из известных султанов и биев времен хана Тауке—Табурчак султан, султан Батыр, Казий султан управляли каракалпаками,

занимавших среднее и нижнее течение р. Сырдарьи а каракалпаки правобережья' р. Амударьи управлялись каракалпакским Сасыкбием. Согласно первоисточникам каракалпаки представляли достаточно самостоятельную группу населения среди казахов, а хан Тауке, имевший ставку в Туркестане, делился с ними при сборе пошлин с городов. Учитывая, что через города Туркестана проходили торговые пути, а сама территория долгое время была спорной между казахскими ханами и потом ками узбеков Шейбанидов, предполагаем, что казахский хан был вынужден считаться с каракалпаками не только в вопросах сбора пошлин. Учитывая также слабость объединения казахских жузов и расстояние от правобережья р. Амударьи до ставки хана, предполагаем относительную независимость этой группы каракалпаков от ханской власти. И, если хан Тауке назначал ханов каракалпакам, то тосле его смерти сырдарьинские каракалпаки оказались в зависимости от разных казахских ханов и разделенными территориально в пределах казахских жузов. Поэтому в начале XVIII в. в русских источниках упоминаются многие каракалпакские ханы и даже несколько одновременно. Ханская власть была относительно слабой и во многом зависела от позиции биев. что наблюдалось и в казахских жузах. Видимо в царском правительстве об этом знали, так как в грамотах, кроме хана, обязательно шло обращение к родо-племенной верхушке и духовной знати каракалпаков.

Относительно каракалпакских чингизидов нами не найдено никаких сведений среди русских источников и среди исторических исследований, кроме данных об Ишим—Мухаммаде—хане. Относительно его происхождения есть разные точки зрения. Одни исследователи связывают его родство с домом сибирского хана Кучума, другие—с домом казахского хана Тауке, третьи исследователи подтверждают его каракалпакское происхождение. Считаем, что вопрос о каракалпакских чингизидах — проблема отдельного исследования.

В конце XVII—начале XVIII в. в. решающую роль в политической жизни сырдарьинских каракалпаков играла родо-племен-ная верхушка и духовная знать, а рядовые члены рода подчинялись ее решениям, что было связано с особенностями и пережитками родо-племенного деления и особенностями ¡хозяйственной жизни каракалпаков. Родо-племенная структура носила устойчивую форму, внутри которой имелась неделимая единица — коше — сохраненная дольше всего, независимо от преобладения рода хозяйственной деятельности каракалпаков. Внутри родов наблюдалась классовая дифференциация, которая была слабо выражена и плохо зафиксирована источниками.

У сырдарьинских каракалпаков были рабы. Первоисточники говорят о них очень скудно. Можно отметить, что рабство было

п

патриархальным, численность рабов относительно небольшая, при возможности каракалпаки обменивали пленных рабов на соотечественников, отпускали рабов на волю за выкуп.

В начале XVIII в. возникли обоюдные интересы для политических отношений сырдарьинских каракалпаков и России, усиливается борьба части каракалпаков с калмыками за пастбища на реках Волга, Эмба, Урал (Яик). Оказавшись между двумя сильными государствами, каракалпакские бии ищут выход в поддержке одного из них. Ишимхан, видимо, имеющий улусы поблизости от башкир и волжских калмыков, первым из сырдарьинских каракалпаков обращается за помощью к России. Но в окружении Ишим-хана не все поддерживали его решение. Собственно, сам термин «подданство» обеими сторонами понима-ся неоднозназно — для каракалпакских биев оно означало в первую очередь военную или политическую поддержку, а для царской России — включение в состав государства.

Внутри Бухарского и Хивинского ханств часть каракалпакских биев ориентируется на Россию, о чем свидетельствали некоторые данные из писем Ф. Беневени Петру 1. Но мы полагаем, что какая-то часть каракалпакских биев сотрудничала с хивинским ханом во время похода А. Бековича — Черкасского, хотя основная часть каракалпакского населения, проживающего в переделах Аральского владения, действовала совместно с араль-цами против власти хивинских ханов.

В 30-е годы XVIII в. «нижние» каракалпаки находятся как бы в двойном подданстве, продолжая платить ясак казахскому хану Абулхаиру, но и присягая на верность царской России. На эти обстоятельства накладывался фактор скрытой борьбы между царскими чиновниками, имеющими отношение к каракалпакам, башкирам, казахам, калмыкам, например, неприязненные отношения между В. Н. Татищевым и И. К. Кириловым.

В 40-х г.г. XVIII в. связи с приходом к власти-нового императора в Российской империии, бии «нижних» каракалпаков вновь присягали, имели намерение платить ясак России, которое не было выполнено практически из-за разгрома их в 1743 г. Конфликт был заложен еще в условиях присяги 30-х г.г., однако условия договора 40-х г. г. XVIII в. не исправляли его, даже усугубляли. Если, после вторжения войск шаха Надира в Хиву, российское правительство подтвердило подданство «нижних» каракалпаков, что, по мнению академика АН РУ С. К. Камалова избавило сырдарьинских каракалпаков от угрозы завоевания, то, после разорения их в 1743 г., Россия не предприняла ни одного шага для выполнения своих обязательств.

Наблюдалась тесная связь • сырдарьинских каракалпаков с башкирским народом — этнокультурная, торговая, военная. Ка-ракалпакско-русские отношения через Башкирию носили такой

и

Характер, который зависел от общего состояния и обстановки в Средней Азии и Казахстане. Так, некоторое обострение кара-калпакско-башкирскнх отношений наблюдалось в первой половине XVIII в. в периоды восстаний в Башкирии, когда сами башкиры делились на восставших и на помощников царских властей, когда прибывали сюда в большом количестве каракалпаки после событий 1723 года. Первоисточники показывают, что в Башкирии каракалпакии упоминаются чаще всего на Ногайской и Сибирской дорогах. По мнению исследователя С. К. Камало-ва, западная группа каракалпаков не признавала подданства России. Но это, в свою очередь, вносило путаницу в каракалпак-ско-русские отношения, так как царские чиновники какое-то время не знали о разделении сырдарьинских каракалпаков на «верхних» и «нижних» и вообще принимали все группы каракалпаков за единое V целое.

С середины XVIII в. сырдарьинские каракалпаки испытывают почти постоянные военные набеги со стороны казахских феодалов Россия мало делала для поддержки отношений с сырдарь-инскими каракалпаками и для улаживания отношений между ними и казахами, хотя эти народы юридически были подданными царской" России, которая несла обязательство поддержки отношений мира между своими подданными. Отметим лишь указ 1752 г., по которому каракалпакам разрешалось селиться в Башкирии, в Уфимской провинции.

К концу XVIII в.в. России накопилась большая информация о каракалпаках, которую использовали историки. Так, П. И. Рынков проанализировал народные предания каракалпаков при описании этого народа, М. Д. Чулков дал широкую картину ка-ракалпакско-русским отношениям первой половины XVIII века, В. Н. Татищев упоминул место обитания каракалпаков, дал описание Аральского моря.

Во второй половине XVIII в. не было политических связей с Россией у сырдарьинских каракалпаков, так как на настоящее время не известны какие-либо документы по этому вопросу. Но торговые связи сохранились. Относительно подданства Российской империи не было единства среди биев сырдарьинских каракалпаков. Но и в царском правительстве тоже не было твердого решения по этому вопросу. Сырдарьинским каракалпакам в подданстве не отказывалось, но не было уверенности, что каракалпакские бии не изменят своему решению. С середины XVIII в. каракалпакские бии не присягали русским императорам, хотя по положению была необходима присяга от подданных народов вновь вступающему на российский престол. Для народов Российской империи указы издавались Правительствующим Сенатом, но основополагающая документация о каракалпакском народе з продолжении XVIII в. проходила в основной

Через Коллегию иностранных дел. Тем не менее, начиная с донесений Ф. Беневени и вплоть до 70-х годов XVIII в. высказывались предложения . о переселении каракалпаков в тот пли иной район для укрепления позиций Российского государства, подчеркивался миролюбивый характер народа' и выгоды от таких переселений. Во второй половине XVIII в. царские чиновники сомневались и не знали в каких вопросах можно причислять сырдарьинских каракалпаков к подданым России народам. В силу того, что тенденция и намерение сырдарьинских каракалпаков платить ясак и вступить в подданство Российской империи без посредников практически не осуществились в первой половине XVIII в., российская сторона стала принимать: территорию проживания сырдарьинских каракалпаков во второй половине XVIII в. как зону своих интересов, а сам термин «подданство» понимался неоднозначно обеими сторонами с самого начала, мы пришли к выводу, что юридически «нижние» -каракалпаки продолжали считаться подданными Российской .империи в XVIII в., а фактически — нет. История взаимоотношений сырдарьинских каракалпаков с народами Российской империи в XVIII в. показывает, что в позиции царского правительства рукбводящее положение занимали собственные интересы экономики и'политики, и которое умело использовало в достижении своих целей трудности и стремления отдельных народов, в частности, сырдарьинских каракалпаков.

По теме диссретации автором опубликованы следующие работы:

1. Некоторые вопросы изучения истории каракалпакско-рус-ских отношений (XVIII —нач. XX в. в.) в ККАССР. // Вестник ККФАН УзССР, Нукус, 1989. —№ 2. —С. 91 — 92.

2. Некоторые вопросы каракалпакско-русск-их взаимоотношений в начале XVIII века. // Тезисы IX научно-теоретической конференции молодых ученых и специалистов. — Нукус, 1990 — С. 13—15.

3. О некоторых вопросах каракалпакско-русских взаимоотношений кон. XVII — нач. XVIII в. в. // Тезисы 1-ой Республиканской научно-теоретической конференции молодых ученых и специалистов Каракалпакстана. — Нукус, 1991. —С. 124— 127.

4. Русские историки XVIII века о каракалпаках. // Вестник КК О АН РУ, Нукус, 1993. —№ 3. —С. 91 — 93.

5. К 80-летию со дня рождения члена-корреспондента АН СССР Сергея Павловича Толстова. // Вестник КК ФАН УзССР, Нукус, 1987. — № 4. —С. 106.

6. Рецензия. М Тлеумуратов. «Истоки культурных связей каракалпаков с соседними народами». (Нукус, 1986). // Вестник КК ФАН УзССР, Нукус, 19§7.—№3.—С. 89—90. (В соавторстве).

«XVIII асрда Сирдарё буйидаги цора^алпо^лар ва Россия», ^исцача мазмуни.

Узбекистон Республикаси ва бегараз Кора^алпогистои Рес-публикаси миллий муста^иллнкка эришгач, миллий давлатчили-гимиз негизларини ани^лаб, буюк -маданиятимпз томпрларига 1^айтиб, утмишимиздаги бой анъаналарни янгн жамият цурили-шига, миллий цадриятларимизни тиклашга улкан а.\амият бер-моцда Кейинги йилларда ^ора^алпо^ хал^ининг^ тарпхига 6of-ли^ айрим масалалар буйича купгина илмий тад^ицот ишлари юзага келмоцда. Ленин баъзи долзарб мавзулар ^озиргача фан-да уз ечимини топмасдан ^олмовда. Шундай му^им ва муноза-рали масалаларидан бири XVIII асрда Россия империяси хал^-лари билан Сирдарё буйларида яшовчи цора^алпоцларшшг уза-ро алоца мунсабатларидир. Мазкур иш нафа^ат К,оракалпо-ристон халцлари ^аётнда, балки Марказий Осиё мннтдцасида яшовчи хал^лар учуй ^ам цимматли ва бой материал бериши турган ran.

Иш кириш, иккита боб, хулоса, фойдаланилган архив манба-лар ва адабиётлар руйхатидан иборат.

Ишнинг кириш цисмида мавзунинг долзарблиги, тадкицот-нинг ма^сади ва вазифалари аник; белгилаб олинди. Х^мда дис-ссртациянинг илмий янгилиги, амалий а^амиятп ва ушбу мав-зуга яцин бош^а ишлардан фарцли хусусиятларн ^ацида фикр юритилди.

Ишнинг биринчи бобида Сирдарё буйида яшовчи цорацалпо^-' ларнинг цора^алпоц— цолми^, цорацалпо^—бош^ирд, цора^ал-noi^ — русларнинг ^арбий-сиёсий, шунингдек улар орасидаги узаро савдо-сотиц, этно-маданий ало^о-муносабатларп хам та^-лил этилди.

Иккинчи боби эса Сирдарё буйидаги кора^алпоцлар билан ^озо^ларнинг юз уруги уртасидаги борланишлар ва Россия «фу-царолиги»ни цабул цилиши хасида цисцача изо^ига багншлан-ган. XVIII асрнинг иккинчи яримида Сирдарё буйида яшовчи цора^алпо^лар Россия империяси. учун цасам к,абул цилмадилар .\амда Сирдарё буйм ^ора^алпоц беклари «фуцаролик»ни ^ар-бий-сиёсий ёрдам деб тушиндилар. XVIII асрнинг иккинчи яр-мида чор Россияда Сирдарё буйида яшовчи цорацалпо^ ерлари-ни узларининг таъсирида булган деб ^исобладплар.

Диссертация охирида мавзу юзасида цисца ва аниц илмий .хулоса чицарилди.

-1788

1?

'The sur-dakua karakalpaks and RussiA

\N THE XVIII c.

When the Republic of Uzbekistan, including renewed Karakal-pakstan, became independent and sovereing states, the interest to the hiSfory and cultural heritage of our ancestors sharply increased, ihere appeared a lot of scarcely investigated problems at this background. Among them, in particular, the problem of relationship between the Syr—Darya Karakalpaks and the peoples of the Rus' sian Impire. On the basis of archives sources this work analyses the trends and complexities of the Syr —Darya Karakalpaks connections with the peoples of the light of geneial Russian policy in the Central Azian region during the XVIII c.

This worn consists of introduction, two chapters, conclusions and list of used sources and literature.

The 1-st chapter of the thesis considers Karakalpak—Kalmyk, Karakalpak —Bashkir and Katakalpak-Russian military and political relations. In the 1-st half of the XVIII c. Karakalpaks had ethnic, cultural, military and trade ties with Bashkirs. But at the same time they had complicated, hostile relations with the Volga Kalmyks. Kalmyk Kanate could withstand the attacks of the Syr-Ga-rya Karakalpaks and Ka/akhs only due to the aid of the aid of Russia. The tsar Russia helped Auka—Khan, because he performed the duties of the frontier guards. Ishim Khan, who had his ulus (lands) near Bashkirs and the volga Kalmyks, asked Russia to make'him and his tribes the Russian subjects. Among the retinue of the khan there was a fight concerning this matter. In the 1-st half of the XVIII c. the part of the Syr—Darya Karakalpaks twice became the Russian subjects.

The 2-nd chapter of the thesis giv^s the view of relationship between the Syr—Darya Karakalpaks and the Kazakh luses (Hordes), which were considered the Russian subjects, as well as other peoples. In the 2-nd half of the XVIII c. the Syr—Darya Karakalpaks didn' n swear allegiance to the Russian Emperors. The Biys (chieftains) of the Syr —Darya Karakalpaks understood the term „to be one's sublect" as the military and political aid which they couldn't receive from Russia. In the 2-nd half of the XVIII c. the Russian Empire considered the territory inhabited by the Syr-Darya Karakalpaks as its sphere of influence.

At the and of this work there are conclusions from the whole content of the thesis.

Нукуский ПолиграфкрмбннаТ. ,3ак 1788 Тир 100 обълм 1,25 1995 г. ¡ »