автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.09
диссертация на тему:
Татарский фольклор периода Казанского Ханства в русских исторических источниках

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Садеков, Марат Рафаилевич
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Казань
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.09
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Татарский фольклор периода Казанского Ханства в русских исторических источниках'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Садеков, Марат Рафаилевич

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РУССКИХ ИСТОЧНИКОВ ПО ИСТОРИИ КАЗАНСКОГО ХАНСТВА.

ГЛАВА II. ТАТАРСКИЕ ЛЕГЕНДЫ О ПОСТРОЕНИИ КАЗАНИ, ЗАПЕЧАТЛЕННЫЕ В РУССКИХ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКАХ.

ГЛАВА III. ОБРАЗ ТАТАРСКОГО ЗМЕЯ — ЗИЛАНТА В КОНТЕКСТЕ МИРОВОГО ФОЛЬКЛОРА.

ГЛАВА IV. ДЕЯТЕЛИ КАЗАНСКОГО ХАНСТВА В ТАТАРСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ И «КАЗАНСКОЙ ИСТОРИИ» (XVI ВЕК).

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по филологии, Садеков, Марат Рафаилевич

Фольклор татарского народа богат и разнообразен. Он основательно изучен известными учеными и в жанровом, и в проблемном отношениях. В последние годы фольклор изучается в рамках такой широкоохватной темы, как этногенез татарского народа. Как часть культуры нации, народа, фольклор отражает опосредованным, а иногда и непосредственным (риваяты, легенды, исторические песни) образом историю своего создателя. Поэтому вполне объясним интерес к народному творчеству как филологов-фольклористов, так и историков, стремящихся изучить фольклор в историческом ракурсе.

Фольклор — творчество народа, древняя культура, которая в свою очередь является неотъемлемой частью истории. Эта взаимосвязь важна как для той, так и другой науки. Официальная история пишется учеными, деятелями, которые служат определенному правителю или определенному политическому строю. Она отражает идеологию современного им общества, т.к. история — это политика своего времени. Поэтому часто не может быть и речи об объективном изложении событий. В таких случаях помощь исследователю может оказать устное народное творчество. Это очень существенно в тех случаях, когда письменные источники по истории народа ввиду определенных обстоятельств были утеряны. Так случилось с татарским народом. При взятии Казани «погибли почти все культурные сокровища, накопленные предыдущими поколениями» [Худяков, 1991, 163], в огне пожаров были уничтожены библиотеки, мечети, где хранились книги, рукописи — письменная история народа. Поэтому для воссоздания действительно объективной истории иногда просто необходимо обратиться к устному народному творчеству. Тема «Татарский фольклор периода Казанского ханства в русских исторических источниках» представляет большой интерес именно в этом плане. Эта тема до сих пор не была предметом специального исследования. А изучение татарского фольклора периода Казанского ханства, запечатленного в русских письменных источниках, является актуальным. Ведь фольклор помогает воссоздать объективную историю татарского народа, а исследование его поэтики является вкладом в татарскую фольклористику. Объективность анализа и сама по себе является целью настоящей науки, если она, конечно, не лженаука. А то, что задействованы русские источники, вполне объяснимо. История татарского народа того периода, а также и фольклор, часто могут воссоздаваться лишь по тем документам и записям, которые сделаны русскими или иностранцами — летописцами, путешественниками, учеными, (русские — Иоанн Глазатый (?), П.Рычков, А.Лызлов, Н.Ры-бушкин, М.Пинегин, Н.Загоскин; немцы — Олеарий, Гер-берштейн). Сквозь идеологическую завесу того времени, через эмоциональные оценки, симпатии и антипатии к современнику прорываются и реальные факты. И для того, чтобы выявить их, необходимо взглянуть на труды вышеуказанных авторов через призму объективности, отделить зерна от плевел, пытаясь представить психологическую картину времени, когда эти работы создавались, попытаться соотнести тот или иной образец татарского фольклора, определенный способ подачи устного народного творчества татар с исследованиями исторической науки, которыми располагал автор в тот или иной период. В этих целях весьма плодотворной может явиться попытка этой работы осветить историю народа путем анализа фольклорных произведений, посвященных историческим деятелям, происхождению города Казани, завоеванию Казанского ханства.

Тему «Татарский фольклор периода Казанского ханства в русских исторических источниках» невозможно рассматривать в отрыве от многовекового развития татарского фольклора. Он является естественным продолжением народного творчества Булгарского периода, периода Золотой Орды, лишь затем — периода Казанского ханства. Менялись эпохи, государства, правители, а народ в своем творчестве использовал из века в век традиционные образы. Это запечатлели труды миссионеров, ученых, путешественников, посещавших государства булгаро-татар. Особенно часто исследователи обращаются к записям ученого секретаря багдадского посольства Ахмеда Ибн-Фадлана, посетившего Булгарское государство в 922 г., затем Абу Хамид аль-Гарнати из Гренады, побывавшего здесь в XII веке, монаха Юлиана из Будапешта — в XIII в.

Правда, имен было значительно больше, но многие из них оставили фольклор вне своих исследований. В сочинениях названных авторов, наряду с описанием быта, обычаев булгаро-татар, показаны и их верования, мифы, фольклорные образы, которые традиционны для татарского фольклора всех последующих веков. Они запечатлели фольклорные сюжеты, а чаще образы, характерные для эпоса, мифов, сказок татарского народа как булгарского, золотоордынского периодов, так и для периода Казанского ханства и далее до последнего времени. Это — сюжеты о великанах — Алыпах; о змеях — тотемах булгаро-татар, которые в фольклоре XVI в. уже трансформировались во враждебные существа; о девушках — воительницах; Плач Йусуфа из поэмы Кул Гали (XIII век) нашел отзвук в плаче Сююмбике из байта XVI века, вошедшего в «Казанскую историю». Эти и многие другие доказательства единства булгаро-татарского фольклора дают возможность рассматривать фольклор периода Казанского ханства, зафиксированный в русских исторических источниках, как важное звено духовной культуры татарского народа.

В данной работе путем анализа освещается богатство и самобытность, многожанровость фольклора именно того времени, что доказывается записями, сделанными в XVI веке. Это редкий, уникальный случай в фольклоре, когда доказана принадлежность произведений точно определенному времени. Фольклорные легенды и предания, байты и дастаны, песни, в свою очередь, помогли четче высветить подлинную сущность некоторых исторических деятелей того смутного времени. Возможно, подобное освещение является предостережением некоторым современным политическим деятелям. Официальную историю можно трактовать согласно политической концепции, доминирующей в определенный период, но фольклор неподкупен и отражает деяния людей, как в зеркале. В нем воскрешаются и подвиг богатыря Аталыка, и дипломатия князя Чуры, любовь и трагедия царицы Сююмбике, и поступки хана Шах-Али. Они запечатлены такими на века, вот уже 400 лет, и ничто не изменит оценки их современни- ^ ков.

Как известно, в науке раскрытие темы зависит в первую очередь от имеющегося материала. Иногда он начинает диктовать свою волю, выводы. Данная работа планировалась, как фольклорный анализ, и диссертант старался следовать его правилам. Но тема, как она была сформулирована, находится на стыке фольклористики и истории. Это осложняло выполнение поставленных задач, и во избежание превалирования или фольклорного анализа, или обзора исторических факторов в отдельных главах, диссертант стремился к равномерному распределению этих материалов.

Известны капитальные труды Ф.И.Урманчеева, написанные на стыке истории и фольклора, освещающие исторические портреты реальных деятелей — Идегея, Сююмбике, Чуры, Нурсултан. Одновременно он анализирует поэтическое бытование их образов в народном творчестве.

Разработка темы на стыке наук требует большой эрудиции, аналитического подхода к проблемам и огромного труда. Известны работы Х.Ш.Махмутова, который анализирует фольклорные образцы, широко привлекая в своих трудах исторический материал: труды И.Н.Надирова об исторических песнях, Ф.В.Ахметовой — о татарских дастанах и байтах.

История и фольклор так или иначе сопутствуют друг другу и в работах других фольклористов. Интерес к проблеме связи истории и фольклора остается злободневным и актуальным. Эти две науки дополняют друг друга.

Цель и задачи исследования

Цель данного исследования — системное и сравнительно-историческое изучение татарского фольклора периода Казанского ханства, откуда и вытекают следующие задачи:

1. Исследование русских исторических источников, относящихся к периоду Казанского ханства, включающих образцы татарского народного творчества.

2. Анализ жанрового и поэтического своеобразия и мира образов татарского фольклора периода Казанского ханства.

3. Сравнительный анализ образов известных исторических деятелей и фольклорных персонажей — Сююмбике, Чу-ры-батыра, Аталыка, Шахгали, воплощенных в «Казанской истории», а также сохранившихся в татарском народном творчестве.

Фольклор периода Казанского ханства не был пока предметом отдельного исследования. А между тем необходимость специальной работы по данной проблеме давно назрела. Этот сложный, полный войн и трагедий период истории татарского народа привлекал внимание исследователей-историков. В основном в трудах М.Худякова, Р.Фахрет-динова проводится тщательный анализ исторических явлений этого периода.

Задачей современной науки является системный анализ фольклорных образцов этого периода в свете исторических событий, объективное освещение их содержания и особенностей их жанрового состава, мира их образов. Так как большинство татарских рукописей, которые могли бы дать необходимый фольклорный материал, безвозвратно утеряны, необходимо было обратиться к русским источникам, которые запечатлели образцы народного творчества татар. Целью диссертанта явился анализ имеющегося фольклорного материала, отраженного в русских исторических источниках с точки зрения современной науки.

Научная новизна

1) В данной работе путем научного анализа доказывается принадлежность задействованных образцов фольклора именно периоду Казанского ханства, т.к. они впервые письменно запечатлены в сочинении Казанского летописца, историко-литературном памятнике XVI века «Казанская история».

2) Доказывается первичность появления татарского фольклора на русском языке и в письменном виде именно в этом памятнике.

3) Впервые анализируются труды русских историков, задействовавших татарский фольклор в своих сочинениях.

4) Впервые дан параллельный анализ исторического и фольклорного материала этого периода. Он дает возможность установить соотношение исторических фактов, явлений, портретов и специфических их отражений в фольклорных произведениях — легендах, преданиях, байтах, исторических песнях и дастанах.

Теоретическая и практическая ценность исследования, полученных в нем результатов заключается в следующем: материалы диссертации и статей по ее теме могут быть использованы в преподавании курса «История Татарстана» в средней школе и в вузах, а также в преподавании курса «Татарский фольклор» в вузах.

Теоретическая основа исследования

Теоретической основой исследования явились труды видных историков, литературоведов, фольклористов и писателей — В.М.Жирмунского, Л.И.Емельянова, М.Г.Худякова, В.Я.Проппа, Е.М.Мелетинского, И.В.Стеблевой, С.Е.Малова и др.

В процессе работы диссертант опирался на труды видных татарских филологов» историков, фольклористов, ученых, осветивших также в своих работах проблемы, находящиеся на стыке филологических и исторических наук — М.З.Закиева, Ф.И.Урманчеева, Х.Ш.Махмутова, А.Х.Халико-ва, Р.Г.Фахрутдинова, Н.Ш.Хисамова, Р.К.Ганиевой, М.Х.Ба-кирова, М.И.Ахметзянова, Ф.^.Яхина и др.

Методологическая основа исследования

Методологической основой послужили теоретические положения филологии, истории о познании объективной действительности, объективного исследования фактов и явлений, а также принцип историзма при научном анализе. В процессе научного анализа диссертантом были применены сравнительно-исторический, описательный и типологический методы.

Апробация работы

Основные идеи, теоретические выводы автора по проблемам исследования фольклора, запечатленного в русских источниках, в сопоставлении с образцами, сохранившимися в татарском народе, были доложены им на 3-х научных конференциях Института языка, литературы и истории им. Г.Ибрагимова в 1996, 1998, 2000 гг., а также в 6-и научных статьях, опубликованных в научных сборниках и журналах.

Объем и структура работы

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Татарский фольклор периода Казанского Ханства в русских исторических источниках"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Фольклор — это история, мысли и чувства народа. Это его духовное зеркало» [Ибрагимов, 1978, 30]. Веками он был кладезем народных творений, вбирая в себя и отражая культуру, историю, быт народа присущими каждому жанру поэтическими средствами. Издревле, начиная с Орхоно-Енисейских памятников древних тюрков, древних булгар, а также со времен Золотой Орды, он находил и письменную фиксацию на руническом письме, на уйгурском, на арабском, на латыни и кириллице. Такое параллельное существование фольклора и зафиксированных в письменности образцов народного творчества присуще для старописьменных литератур, в том числе татарской. Эта традиция прервалась почти на целое столетие после взятия Казани — в 1552 году. Как следствие, муза татарского народа надолго замолкла, затаилась. Но творчество татарского народа периода Казанского ханства и, несомненно, более раннего периода сохранилось запечатленным и руками иноземцев, на родном, на русском и иностранных языках.

В диссертации проведен анализ имеющейся литературы — русских исторических произведений и сделан вывод, что к XVI веку оформился жанр русской исторической повести нового типа, как «Казанская история», которая впервые осветила фольклор казанских татар этой эпохи. Здесь отразился процесс перестройки традиционной летописи в сюжетно организованное произведение, а именно в историко-военную повесть, жанр русской литературы. Автор, предположительно Иоанн Глазатый, использовал здесь летописные материалы, сказания о замечательных событиях, посольскую переписку, родословные книги, апокрифическую литературу и др. Он включил и устные источники, как русские, так и татарские: легенды, рассказы, слухи и др. В результате был создан сложный сюжет, который автор умело нанизал на идеологический стержень. В диссертации дан обширный анализ содержания, жанровых особенностей, идеологической направленности этого памятника. Все это помогло высветить на историческом фоне татарский фольклор, доказать его датиро-ванность и принадлежность именно татарскому народу. Причем необходимо было отсеять зерна от плевел, то есть исторические факты от наносных идей времени. Фольклор и история здесь показаны во взаимосвязи. «Казанская история» — выдающееся явление русской литературы, благодаря художественному мастерству автора. Это также памятник языка, литературы, социальной психологии и средневековой идеологии, впервые представивший собой синтез источников по истории Русского государства и произведений устного народного творчества и, прежде всего, татарского народа. Здесь отразились плачи Сююмбике, имена татарских богатырей и подвиги Аталыка, Чуры и других, популярный персонаж Зилант и др.

Далее исследуются труды русских историков по истории Казанского ханства, которые запечатлели образцы татарского фольклора.

Анализ «Казанской истории», его идей, содержания, жанрового своеобразия дал возможность определить место татарского фольклора в сюжетной канве произведения. Образцы татарского фольклора, его легенды, образы, имена служили определенным целям автора — для создания экзотичности, занимательности повествования, а также для характеристики деятелей часто с враждебной точки зрения. В то же время автор иногда, следуя логике повествования, поневоле выражал и личностное отношение — симпатии к царице Сююмбике, восхищение мужеством богатырей и др. Все это дает материал для объективных исследований ученых. В этой диссертационной работе задействовано большое количество русских авторов, написавших труды по истории Казанского ханства — А.И.Лызлова, П.И.Рычкова, Н.М.Карамзина, Н.К.Баженова, Н.М.Рыбушкина, Н.П.Загоскина, С.М.Шпилевского, М.Н.Пинегина, П.Заринского,

Наряду с изложением истории ханства они включили в свои труды множество фольклорных произведений, имевших хождение среди татарского народа, особенно о построении г. Казани.

В работе дан анализ в сопоставлении трудов тех или иных авторов, использующих одни и те же легенды в своих трудах, особенно соотносительно с запечатленными в «Казанской истории». Легенды о змее-драконе, о царе Саине, плач Сююмбике, о Сююмбекиной башне (это более позднее включение у Н.Баженова), об основателях Иски-Казани — сыновьях булгарского царя, о зарытой в основание города собаке — у С.Шпилевского и многих других. Выясняется, что русские историки многие легенды и предания восприняли из той же «Казанской истории» и пытались дать свое видение и отношение к татарскому фольклору, к его историчности и даже сравнивали с собственными записями фольклора из уст татар (Н.М.Рыбушкин).

Все эти записи фольклора и их использование в трудах XVI—XIX вв., при всей их тенденциозности, помогли сохранить уникальные образцы татарского фольклора для исследований современной науки. Диссертация выявила ценность этих работ для современной науки, преемственность их использования русскими авторами разных столетий. Благодаря этим авторам они стали известны фольклористике.

В диссертации выявлены и проанализированы не только тексты легенд, преданий и плачей из трудов разных историков, но и отдельные популярные персонажи, например, змей — Зилант. Проведен анализ образа в контексте мирового фольклора. Выявлено, что очень часто этот образ использовался в различных источниках как символ враждебного государства, в идеологических целях.

Образы исторических деятелей Казанского ханства из фольклора представлены в сравнении с их изображением в «Казанской истории». Убрав налет тенденциозности, присущий той эпохе, диссертация показала отличия и сходства, положительное и негативное. При таком методе настоящий облик исторического деятеля, как на картине, выступал из-под слоя ложных мазков. Причем оценки народа в его фольклоре часто оказывались исторически более верными.

Фольклор периода Казанского ханства — явление эпохальное, и его трудно вместить в одну тему. Он был изучен в определенной степени в рамках отдельных тем, освещающих жизнь и деяния исторических личностей XVI века. Ввиду известных обстоятельств материал для исследования не лежит наверху. В перспективе новых исследований есть возможность, с использованием уже имеющихся работ по этому периоду, заняться темой «Татарский фольклор периода Казанского ханства», где будут задействованы и татарские, и русские источники, а также привлечены материалы других народов региона. Наряду с фольклорными образцами нужно будет обратиться и к литературным произведениям, запечатлевшим фольклор этого и предыдущего периода — к произведениям татарских писателей XVI—XVII вв: Кул Шарифа, Мухаммедьяра, Умми Камала и др. Это значительно расширит научное видение исследований по народному творчеству периода Казанского ханства.

В представленной работе сравнительно-исторический метод помог объективно осветить и проанализировать татарский фольклор этого крайне сложного периода, запечатленный в русских исторических источниках.