автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.01
диссертация на тему:
Теоретико-методологический анализ формирования духовного мира сельской женщины

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Мясина, Елена Петровна
  • Ученая cтепень: кандидата социологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.01
Автореферат по социологии на тему 'Теоретико-методологический анализ формирования духовного мира сельской женщины'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Теоретико-методологический анализ формирования духовного мира сельской женщины"

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА, ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В.ЛОМОНОСОВА

Специализированный Совят /К.053.05.<39/ по социологическим наукам

На правах рукописи

ШСИНА Елена Петровна

ТЕОРЕТИКОЧуЕТОДО^ОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНОГО МИРА СЕЛЬСКОЙ ЖЕНЩИНЫ

Специальность 22.00.01 - Теория, методология и история

социологии

Автореферат сиссортации на,соискание ученой степени кангигата социологических наук

Москва - 1992

Диссертация выполнена на кафедре методологии г методов социологических исследований факультета социологии Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова.

Научный руководитель - доктор философских наук, профессор

ХАРЧЕЗА В.Г.

Официальные оппоненты - доктор философских наук, ведущий

научный сотрудник ГОЛУБЕВА Г. А. - кандидат социологических наук, старший преподаватель СОКОЛОВА Г.В.

Ведущая организация - Институт социально-политических исследований Российской Академии наук, сектор социологии сельского хозяйства.

Защита состоится * " 1992 года в- А" часов

на заседании Специализированного Совета /К.053.05.89/ по социологическим наукам в Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова по адресу: г.Москва, Ленинские горы, 3-й корпус гуманитарных факультетов, социологический факультет, ауд._£{^.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки 1-го корпуса гуманитарных факультетов МГУ имени М.В.Ломоносова.

Автореферат разослан " С'М.* хаз2 года.

Ученый секретарь Специализированного Совета

Масалков И.К.

Актуальность тет, В ходе реализации "новой экономической политики" все отчетливее проявляются проблемы деревни и соответственно ее жителей. Снижение уровня инвестиций а сельское хозяйство значительно усложнило условия труда селян. Практически остановлены все социальные программы преобразования деревни. О о циал ь но - э к о но 1.плч е с к икризис усилил темпн депопуляции деревни. Коэффициент прироста населения на 1000 сельских жителей в целом по России составил в 1589 году 4, а в 1992 году ожидается 1,8. Соответственно коэффициент смертности вырос с 10,7 до 11,5. А из 9,3 млн. работающих в блшсайлие три г да перейдут черту пенсионного возраста около половины. За последние пять лет деревню покинули 1,5 1длн.человек. Иначе говоря, процесс миграции населения продолжает нарастать. Увеличивается диспропорция мужского и женского населения села в сторону снижения первого. Это усложняет возможности огромного числа женщин зыйти замуж, завести семью и детей.

Сложившаяся на селе ситуация негативно сказалась на мотивации трудовой деятельности селян, окончательно поработила сельскую женщину, несущую непомерно тяжелую профессиональную и бытовую нагрузку, деформировала ее психологию и мораль.

Весь парадокс нашей системы заключался /и заключается/ о том, что проповедуя социалистический гуманизм и человеколюбие, мы низвели женщину села до уровня "рабочего механизма", деформировали не только ее духовное, но и физическое бытие.

• Находкс-ь у истоков не только физического, ко и духовного воспроизводства личности /как мать-воспитательница/, дегради- . руя, женщина замыкает порочный круг деформации общества. Поэтому, отказывая в поддержке женщине, каше общество теряет не столько еще одного .производителя материальных благ, сколько "производителя" человека, личности, что, по нашему мнению, является более ценным для общественного прогресса. Мы можем механизировать производство и освободить часть тружеников, но переделать природу, заменить ребенку мать нам но удастся. Поэтому важные гункции женщины - деторождение и материнство - должны особенно поддерживаться обществом.

Характеризуя зту.социальную группу,ш хотели бы указать на ряд показателе"!, даш'.и/Г представление о тяжелом положении

сельской женщины:

- ограниченность и неразвитость потребностей и интересов в силу экономической и социально-психологической незащищенности;

- пессимизм во взгляде на будущее свое и своих детей;

- неблагополучное состояние здоровья;

- отсутствие ориентации на саморазвитие.

Все это делает чрезвычайно актуальной проблему изучения духовного мира сельских женщин России.

ДухоЕШй мир представляет целостную систему потребностей, ценностных' ориентации, идеалов, эмоций и т.п. Базисом духовного мира являются духовные потребности, так как они выполняют побудительную и регулятивную функции, интегрируют в себе наиболее важные личностные структуры. Без учета мотивационно-побу-дительной сферы, базирующейся в первую очередь на потребностях, невозможно понять суть духовного мира личности. Поэтому, анализируя процесс формирования духовного мира сельской женщины, основное внимание уделяется прежде всего формированию духовных потребностей и их реализации.

Изученность темы. Проблема духовных потребностей вообще, и женщины в частности, долгое время оставалась вне поля зрения общественных наук. Лишь приблизительно в последние 15 лет активизировался интерес к ней со стороны философов, социологов, экономистов, психологов.

Анализ научной литературы позволяет утверждать, что проблемная область этого сложного социально-психологического и социального феномена наиболее четко сформулирована философе-, кой и менее социологической теорией. Выявлена недостаточная разработанность теоретико-методологических оснований конкретно-социологического анализа проблемы духовного мира и духовных потребностей личности.

В социологии наиболее всесторонне изучен механизм функционирования потребностей и возможностей их реализации. Значительный вклад в разработку этого аспекта проблемы внесли Бабин Б.А., Гребенников Р.В., Дилигенский Г.Г., Жилина Л.Н., Здравомыслов А.Г., Иванчук Н.В., Каган М.С,, Кикнадзе Д.А., Коган Л.Н., Маргулис A.B., Марченко Т.А., Михайлов H.H., Сам-синА.И., Спасибенко С.Г., УледовА.К., Чудинова U.M., Ядов В.А. и др.

В работах Алексеевой В.Г., Арзамасцева А.М., Афасижева М.Н., Буевой Л.П., Воронцова A.B., Злотникова P.A., Когана Л.Н., Кудриной Т.А., Тарасенко В.И., Слепенкова K.M., Толстых В.И., Уледова А.К. и др. весьма плодотворно разрабатывались проблемы ценностных ориентация личности в сфере духовной жизни.

Большое значение в своих работах придают разработке проблем духовных потребностей сельских жителей Великий П.П., Воронцов A.B., Рывкина Р.В., Симуш П.И., Староверов В.И. и др. Однако практически отсутствуют специальные исследования проблемы духовных потребностей сельской женщины, за исключением работ Панкратовой М.Г. Наибольшее внимание придается проблемам городских жительниц, что показывают работы Груздевой Е.Б., Кузнецовой Л.Н,, ?Лартыновой Э.И., Новиковой Э.Е., Чертихи-ной Э.С., Шинелевой Л.Т. и др. Та же авторы, которые изучают духовную жизнь села, не выделяют специфических черт сельской женщины.

Однако в имеющейся научной литературе, по мнению Дилигзя-ского Г.Г., "прослеживается преобладание подхода, который моя-но назвать нормативным. 5 отличие от подхода аналитического, для него характерна ориентация не столько на выявление реальных процессов и тенденций, их причинно-следственных и системных связей, сколько на обоснование "должного" - желательных или идеальных типов психологии и поведения людей в общества".*

Преобладание такого подхода не могло не сказаться на качестве получаемого научно-теоретического и эмпирического знания. Абстрагирование от реальности, теоретическое экстраполирование черт должного на область реального не способствовало выяснению того, как протекают процессы в действительности. В результате многие области нашей жизни оказались мало исследованными. Особенно это касается духовного мира личности.

Мы далека от того, чтобы кого-либо здесь обвинять» Развитие науки подчиняется таким яе социально-историческим закономерностям, как и развитие любого другого социального явления. Значит, были определенные объективные причины, приведшие к такому положению. Одной из них было отсутствие социального заказа на реальный анализ действительности. "Невостребо-

I. Дилигенский Г.Г. Перестройка и духовно-психологические процессы в обществе //Вопросы философии, 1987, ü 9, С. 3-4.

ванность обществознания привела к "ому, что в нашей стране десятилетиями ке проводились широкомасштабные социологические и социально-психологические исследования, которые позволяли бы судить о состоянии общественного сознания в каждый данный период...

...науйа не исследовала глубоко и всесторонне общественное сознание в его целостности и не могла выработать конкретных рекомендаций о путях духовного развития, психологической перестройки и методах ретзния других вопросов."* Объектом настоящего исследования являются женщины, проживающие и работающие в сельской местности. Предметом - диалектика формирования духовных потребностей сельской женщины в процессе духовного становления личности. Целью работы является исследование состояния духовных потребностей у современной сельской женщины России в условиях коренных преобразований нашего общества. Цель обусловливает следующие задачи:

- уточкчть систему категорий, связанных с понятием "духовный мир";

- выявить основные факторы и механизмы формирования духовного мира сельской женщины;

- рассмотреть духовные потребности как главную внутреннюю силу, побуждающую деятельную активность личности в различных сферах жизни.

. В качестве рабочих гипотез выдвинуты следующие: а/ К исследованию сущности потребностей сельской женщины следует подходить не с точки зрения традиционного сравнительного анализа "горожанка- селянка", где последняя искусственно дотягивалась до первой, а с точки зрения специфики среды бытия, а значит, и специфики самих потребностей.

б/ Уникальность индивидуальности, а следовательно, и структуры потребностей, порождает и уникальность их удовлетворения на личностном уровне.

в/ Специфика сельского образа жизни создает как позитивные, так и негативные предпосылки духовного развития женщины, при

I. Уледов А,К, Духовное обновление общества. - М.: Мысль, 1990, С. 13.

¡том социальная направленность реализации духовных потребностей в значительной степени детерминируется активностью самой гичности, ее ценностной структурой.

¡мпирическую базу составили данные государственной статистики; :атери;иы социологического исследования "Человек и учреждения ;ультуры /село/", проведенного в 1986 г. отраслевой социологи-¡еской службой Министерства зультурн РСЙСР /объем выборки !оШ человек/ в Архангельской, Волгоградской, Воронежской, Ка-[книнской, Калужской, Кировской, Красноярской, Новосибирской, [ермской областях, а так>:.<? в Краснодарском и Приморском крапе; данные исследовашй ассоциации "Духовное достояние дерев-т", полученные весной 1991 года в 10 регионах страны: Алтайс-сий край, Белгородская, Волгоградская, Кировская, Псковская, ¡вердловская, Тюменская области /Россия/, Черкасская область 'Украина/, Витебская область /Белоруссия/, Кустанайская область 'Казахстан/ - объем выборки 4650 человек. В ходе данных исследований были изучены проблемы практически всех социальных групп древни.

Детоды исследования: анализ документов, опросы, интервью, на-5лгадения, методы математической статистики. ручную новизну настоящего исследования можно сформулировать зледующим образом:

- проблемы формирования духовного мира сельских женщин в условиях происходящих реформ исследуются практически впервые;

■ по-новому подходит автор к методологии раскрытия теш:- в ра-5оте осуществлен теоретический анализ с точки зрения междисциплинарного комплексного подхода к проблеме с учетом полозке- 1 тая, что потребности формируются в единстве биологического, юихологического и социального. Это дает возможность по-новому рассматривать соотношение теоретического и эмпирического в социологическом исследовании потребностей;

- уточнены понятия "духовность", "потребность", "духовная потребность";

- выявлена специфика духозных потребностей сельских женщин, объясняемая целым рядом объективных и субъективных обстоятельств.

Практическая значимость диссертации заключается в показе "механизмов" Нормирования духовных потребностей сельских ненщин

России. Общие результаты исследования могут быть исп льзозаны в научных, разработках по проблемам социальных и духовных процессов ка селе; при проведении экспертных работ над проектами социального развития деревни; в работе над курсами лекций по проблемам социального развитии деревни; в работе над курсами лекций по проблемам социологии деревни и общей социологии. Апробация результатов. Диссертация-обсуждалась на заседании кафедры методологии и методов социологических исследований социологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова и рекомендована к защите.В ;:оде непосредственной работы над диссертацией и по результатам ее автор принял участие в подготовке докладной записки правительству о полоаеиии ленщины в Российской деревне.Идеи диссертационного исследования нашли отражение в опубликованной автором брошюре "Духовный мир сельской женщины /с рабочего стола социолога/".

Структур^! диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕР^ШШ^; ДИССЕРТАЦИИ

Зо введении обосновывается актуальность избранной теш исследования, характеризуется степень ее разработанности, методологические опновы. Сформулированы цель, задачи, предает, объект исследования, выделены положения, составляющие новизну. Первая глава - "Теоретический анализ основных концепций духовности" - состоит из двух параграфов, б которых рассматривается процесс формирования и развития духовного мира личности в зависимости от основных его детерминант: макро-, микросреды, а также внутренней активности самого человека.

исследование проблем духовного мира человека /в частности, личности г.:енщины/ имезт глубокие социально-философские корил как в отечественной, так и в зарубегчно!; науке.

¿месте с тем сложность и противоречивость исследуемого феномена порождает различие концептуальных подходов, а, следовательно, и дефиниций, интерпретирующих те или иные понятия, связанные с проблемой духовности.

Использование понятий "духовное", "духовность", -"духовная потребность", "духовный мир человека" в■истории философских,

этических, педагогических и других учений-о человеке в той или иной мере опосредуется спецификой предмета исследований эмх наук. Применяемые для характеристики внутреннего мира человека данные понятия являются атрибутивными для исследования проблем воспитания, формирования личности, изучения стереотипов сознания и поведения»

Благотворная традиция использования этих понятий была прервана советскими философами, вынужденными ориентироваться на официально институционализированный проблемы, категории и методы анализа. И хотя такими терминами как "духовные интересы", "духовные потребности", "духовная культура" и другими производными они пользовались достаточно широко, однако основная концептуальная категория - "духовность" - всегда уходила из круга их внимания, а, следовательно, и кз научного анализа.

В справочных изданиях понятие "духовное" отсутствует, а "дух" полностью отождествляется с сознанием. Утверждается, например, что дух является средоточием и совокупностью всех функций сознания."''

Однако, не выявляя соотношение сознательного и духовного, невозможно признать за последним право на самостоятельное существование, что фактически элиминирует духовное как феномен философского исследования.

Аналогичный вариант наблюдается и по отношению к категориям "душа", "душевное".

Начиная.с середины 60-х годов, мы являемся свидетелями резких изменений во всех сферах жизни нашего общества, в том числе в философии и других социальных науках. Не удивительно, что в последние годы актуализируется интерес философов и социологов к осмыслению феномена духовного. Как считает Голубева Г.А., вопрос об использовании и введении в научный оборот понятий "духовное", "духовный мир личности" не является праздным или коныоктурным, поскольку общепринятым стало понимание того, что духовность есть характеристика уровня развития личности, ее социальности, что отнюдь не тождественно сознанию как таковому.^

1. См.: Философская энциклопедия. - М.:Советская энциклопедия, 1962. Т.2.С.82 и Философский энциклопедический слозарь. - м.: Советская энциклопедия,'КЬЗ. С. 179.

2. 2м.: Голубева Г.А. Взаимодействие нравственного и правового

Наиболее распространенной методологической основой в решении поставленной задачи является анализ духовного на основе учета многообразности и взаимообусловленности всех видов человеческой деятельности.

Деятельностный подход кажется нам наиболее продуктивным. С материалистической точки зрения психика, дух возникают для обеспечения наилучшей ориентации и приспособляемости индивида к окружающему его миру. Такая ориентация реализуется и раскрывает свою значимость в деятельности, а последняя - самая характерная черта человека.

Большой вклад в разработку категории "духовное" внесли такие ученые: Голубева Г.А., Каган М.С., Симонов П.В., Холостова Т.В., Федотова В.Г., Яценко А.И. и др..

Наиболее фундирована позиция Кагана М.С. Он предпринял достаточно убедительную и логично обоснованную попытку развести как понятия "дух" Осознание", так и "дух" и "психика", исходя из того, что имеющиеся трактовки понятий "сознание", "разум", "мышление", "интеллект" не фиксируют психическую активность человека в ее целостности, а психологическая наука для определения богатства и всей сложности работы"человеческой психи™ вынуждена прибегать к таким терминам, как "подсознательное", "бессознательное", "неосознаваемое", "сверхсознательное", "надсознательное".

Логика решения данной проблемы "духа" с отой позиции подводит ¡Сагана М.С. к выявлению четырех основных аспектов активности человеческого духа.

1. Познавательные действия человека приводят к превращению его интеллекта в дух в результате двунаправленное™ человеческого мышления - не только вовне, на окружающий мир, но и внутрь, на самого себя.

2, Ценностно-ориентационная деятельность человека предполагает соединение оценки другого с самооценкой, то есть " способность судить себя как другого, а другого как самого себя единой мерой социальной требовательности, общечеловеческим масштабом".^

воспитания в социалистическом обществе: /Социально-философский анализ/. - М.: Высшая школа, 1985. С.55„

I. Каган М.С. О духовном.//Вопросы философии» 1965. КФ. С.96,

3. Преобразование реальности в качестве отправного пункта требует формирования идеалов.,, в которых осознается далекая перспектива развития общества, а это предполагает такой аспект духовной активности личности лак самопроектирование, идеальное самосозидание.

4. Человеческое общение настоятельно требует одухотворенности как шражения готовности личности приобщиться к роду людскому через сопсрокивашю чувств любви, симпатий, дружелюбия и т.п.1

За исходный пункт и целзполагакгцую тенденцию развития духовности следует брать формирование бескорыстной заинтересованности и потребности человека в другом человеке.

Уровень д/ховности различных людей неодинаков, !1жала духовности обширна и дихотомична: от наличия в человеке всех вышеперечисленных черг. до полного их отсутствия. lie случайно, по мнению Федотовой В.Г., проблема формирования духовности тесно связана с уровнем душевной жизни, под которой понимается не только психика, но и не отчуядаемый от человека непосредственно данный ему мир чувств, его психический уклад, определяющий ценностное содержание, непосредственную целостность чувственного восприятия мира, психической жизни.^

Чем пире спектр чувственных переживаний, которыми обладает человек, тем богаче его душ. Современный уровень развития наук о человеке позволяет истолковать эту область человеческой жизни не только как чисто психологическое явление, но как социально обусловленный феномен.

Духовность и душевность находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Отсутствие достаточной гаммы чувственных переживаний является причиной неразвитости духовности. Путь к высокой духовности ле:::ит через культивирование душевности. Привить человеку необходимый уровень душевности невозможно только вербальный путем, он 'рормируется прежде всего путем практических действий самой личности.

нормирование человеческого индивида как личности происходит под воздействием большого числа весьма противоречивых фак-

1.Каган 'А.С. О духовном. С.9?.

2.Федотова В.Г. Душа и душевное.//Человек.и духовность. - Рига.: Зинатне, 1950. C.B.

торов. Однако решающее значение в этом процессе принадлежи? о'лизайшему социальному окружению человека и характеру его социальной активности. Интериоризация вссго того, что необходимо человеку для существования и деятельности в обществе, то есть со^ализация - есть превращение индивида в личность, занимающую определенное место в системе социальных отношений и выполняющую определенную роль.

Формирование человека идет прежде всего под влишшем взаимосвязанных факторов: объективных условий жизни и деятельности /обстоятельств/ и воспитания. Но как обстоятельства сами по себе не могут создать личность, полностью адекватную общественным потребностям, так и Боепитание без учета реальных условий жизни или в отрыве от нее также не способно достичь поставленной цели«

В последнее время все больше исследователей приходят к по ниманию духовности как цементирующего элемента в процессе формирования личности. Поэтоцу первейшей целью воспитания должно быть формирование личности с духовиошогообразнаии потребности ми* Именно этим объясняется значение проблеш"личности, анализ которой был проведен в диссертационной работе,

В диссертации подчеркивается^ что любая личность представ^ ляет единство всеобщего, особенного и единичного» Социология рассматривает личность через призму всеобщего /через ту общест венно-экономическув формацию, в которой она живет; через те об' щественныв отношения, которые характерны для данного общества/ социальная психология выходит на средний уровень анализа, то есть выявляет в личности особенное - социально-типическое чере: анализ микросреда данной личности и, наконец, общая психология рассматривает личность как единичное, индивидуальное.

Все исследователи подчеркивают содержательное совпадение и связь сущности личности и ее социальной структуры.

Структура личности включает в себя;

I/. Потребности и интересы /как содержание личности и источники эе активности/.

2/. Общение и деятельность /как структурную взаимосвязь и единство потребностей и интересов, формы и способов их удовлетворения/.

3/. Общественные отношения /как сущность всех этих образований/.

В работа отмечается,чтобы дать наиболее адекватное понятие тичности, необходимо сближение философского , социологического 1 психологического подходов. Философия не акцентирует внимание га биологическом. Более правомерно понимание личности как здинства социально-значимых черт и индивидуальных особенностей, включая и биологические. Причем в процессе фило- и онтогенеза зочетание того и другого компонентов з различные периоды варьируется. Сейчас наступил тот момент а развитии человечества, когда значение еоциобиологического компонента возрастает и уже фиксируются проблемы развития человека, при которых биологическое может встать на пути формирования социального /например, экологический кризис/. Если взять отдельного человека, в частности женщину/ а именно она является основным объектом нашего исследования, то п ее низни также бывают периоды, когда значение еоциобиологического феномена оказывает определяющее влияние па образ низни /например, вынашивание.и вскармливание ребенка/,

Если вернуться к структуре личности еще раз и рассмотреть ее с точки зрения духовности, то можно прийти к выводу, что вся ее структура детерминирует духовность,

Очевидно, что общественные отношения играют иаяцур роль в формировании духовности. Они через нравственные и рсгетичэо« кие норда определяют господствующий в обществе тип духорнооти. Но в формировании каждой отдельной личности общественные отношения преломляются, во-первых, чероз систему минросреда, что создает специфику этих отношений, во-втарнх, исходя из нащей концепции активности личности, создается возможность видоизменять и сами отношения. Главным"звеном", отвечающий ва формирование личностной духовности, являются потребности и деятельность.

Итак, духовность как бы "пронизывает" личиоотуа структуру. Еще один важный вопрос, рассматриваемый в диссертант на каком этапе становления личнооти закладываются основы духовности9

Становление личнооти происходит в процесс© социализации. Социализация - это по сути дела процесс интеграции человека э окружающий его мир людей, "Это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального

опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны... процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет активной деятельности, активного включения в социальную среду'.'*

Становление личности происходит в трех сферах: в деятельности, общении, самосознании. Во всех этих сферах в процессе социализации происходит расширение, увеличение социальных связей развивающейся личности с окружающей действительностью. Причем, личность не просто "впитывает" в себя влияние своей микросреда, осваивает микросреду, но и изменяет ее.

Личность социализируется посредством институтов социализации, под которыми понимаются структуры, трансформирующие и передающие ей социальный опыт. Такими институтами являются семья, школа, трудовой коллектив, общественное мнение и т.д.

От того, где и при помощи каких инс. лчутов протекает социализация, зависят многие духовные особенности складывающейся личности. Именно здесь, видимо, чам надо искать ту духовную специфику личности сельской женщины, которая определяет ее мо-тивационную и потребностную сферу.

В диссертации доказывается, что наиболее важным в плане формирования духовности человека является период ранней социа-* лизации, который осуществляется прежде всего путем семейного воспитания.

Отрыв женщины от детей и семьи привел к колоссальному подрыву духовного потенциала нашего народа.

Рассматриваемые внешние по отношению к человеку факторы формирования духовности, не исчерпывают всей гаммы обстоятельств, создающих духовный мир личности. На определенном этапе развития личности "включается " фактор внутренней саморегуляции, проявляющийся в .избирательной активности человека по усвоению внешних воздействий. Человек начинает сознательным образом действовать, изменять мир, самого себя, то есть в конце концов превращается в активного творца своего внутреннего духовного мира. Здесь следует сразу же оговориться, что снут-реннио и внешние детерминанты духовности существуют в диалектическом единстве. Вычленение того или иного аспекта довольно

I. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Изд-во Московского университета, 1968. С. 334.

условно, так как в действительности даже на самых ранних этапах становления личности все вида диалектически противоположных детерминант присутствуют в человеке. Но если на раннем этапе социализации превалируют внешние воздействия, то по мере развития, "созревания" личности приоритетное значение приобретает внутренняя сторона этого единства.

Такого рода детерминанта находит свое проявление в наличие духовных потребностей, а таюяе формирующихся на их основе мотивов, которые существенным образом определяют облик личности, особенности ее поведения, специфику отношения к миру и к себе.

Ясли причинно-мотивационный комплекс отсутствует, то человек впишвает влияние внешней среды без отбора. В конечном счете причины формирования этого комплекса уходят корнями во внешнюю по отношению к человеку реальность, но, сформировавшись, он оказывает на поведение человека активное влияние уже независимое, а, порой, направленное вопреки воздействию этой объективной реальности.

Таким образом, духовные потребности выступают внутренней предпосылкой деятельности субъекта, главной побудительной силой активности человека.

Формирующаяся в процессе социализации .готовность сама становится потребностью, которая в свою очередь способствует возникновению и реализации в потребностях духовности.

Духовные потребности "по своей сущности есть состояния людей, побуждающие их к познанию действительности, творчеству, нравственно^ совершенствованию, эмоционально насыщенному духовному общению и т.п. Духовные потребности являются не только... потребностями в уже созданных духовных ценностях, но и в творческой деятельности",^

Духовные потребности отличаются от материальных потребностей своими специфическими чертами:

- более тесной связью с сознанием;

- бескорыстной связью между объектом и субъектом духовных потребностей;

- по существу бесконечным процессом их удовлетворения;

I. Уледов Л.К. Общественная психология и идеология. - М.: Мысль, 1985. 5.128.

- теской связью с мировоззрением и социальными интересами;

- а также тем, что духовные потребности в отличие от материальных не являются только предметными, то есть потребностями

в уже существующих духовных ценностях^ они являются потребностями в самой творческой деятельности."

Важный вопрос, который встает перед исследователями духовных потребностей - это вопрос о их классификации. Имеются саше разные методики классификации, но наиболее убедительным, как показано в диссертации, является деятельностный подход, разделяемый многими учеными. Такой подход правомерен, так как духовные потребности складываются и реализуются только в деятельности.

В нашей научной литературе имеется классификация духовных потребностей, включающая в себя следующие:

I/. Потребность в общении. Она проявляется в страмлинии людей друг к другу, в выражении истинно духовных, социальных чувств в виде любви, уважения, преданности.

■ 2/. Потребность в творческом труде как главном способе самовыражения и развития сущностных сил человека и потенций любого социального объекта. Эта потребность и духовная, и материальная. Не всякий труд способен быть объектом духовной потребности. Им он становится тогда, когда требует от человека творческого отношения, когда приносит моральное удовлетворение, когда превращается в наслаждение, игру интеллектуальных и физических сил человека, когда становится сферой самовыражения личности.

3/. Потребность в общественно-политической деятельности. Личность всегда участвует в делах общества /активно или пассивно/. Чем более развито общество, тем выше уровень актуальности этой потребности.

4/. Мировоззренческая потребность. Всякий социальный субъект нуждается в определенной системе взглядов на мир и на своо место в нем, что дает ему возможность и моральное право бороться за мес'л.о в окружающем мире, в освоении природы... Потребность в мировоззрении, как правило, выливается в убеждения личности

I. Уледов А.К. Духовная жизнь общества: Пробл. методол. исслед. -, М.: Мысль, 1^80. С.63-84.

и направляет ее духовное творчество, являясь одновременно важнейшей побудительной силой, причиной всей ее деятельности.

5/. Потребность в познании. Она неотделима от вшленазван-шх потребностей. Чтобы творчески трудиться, иметь мировоззрение и т.д.» надо обладать знанием. Потребность з познании предполагает потребность в приложении знаний к практике, к деятельности личности, потребность в самообразовании /ото высшее проявление потребности в познании/,

б/. Нравственная потребность. Она определяет наличие, са-!ло существование всех других духовных потребностей социального субъекта,

7/. Эстетическая потребность. Это потребность в эстетическом наслаждении. Она заключается в таком состоянии социального объекта, которое требует наличия элементов красоты в человека и вокруг него, в любой сТеро деятельности.

Мы представляем систему духовных потребностей личности не как совокупность различных видов потребностей, замкнутых в социальном субъекте, а как систему его специфических связей с внешним киром„ связей, формирующих как■социального субъекта, так и окружающую его действительности являющихся источником га развитая,

¡Сачзственкши грантам духовных потребностей являются такие аспекта?

- потребностн личности всегда представляют собой целостную динамическую систему, структурирующим фактором которой выступает духовность;

■» скстеца духовных потребностей представляет собой не сумму заставе« состояний субъекта, а систему его специфических связей с внетзш! миром, обладающую интегративннм свойством и качаст-ветю Кб сводимых к сумме потребностей;

- пряча.Ч58)-аяедственные связи внутри системы духовных потребностей нося? стохастический характер;

- специфика потребноетных противоречий обуславливается яогккой развития сторои, каждая из которых обладает своей индивидуальной жизнью» своей структурой, форлируемой куль-турой, социальными связями, Лэрники жизнедеятельности.

,Детальный ъ конкретный анализ этих аспектов составляет необходимое условна аесяэдеяашй духовных потребностей различ-

ных видов личностей, в том числе и объекта нашего исследования - сельских женщин.

Вторая глава - "Социальные показатели духовности в системе жизнедеятельности сельской женщины: эмпирический анализ проблеыым-состоит их "трех параграфов. В ней основное внимание уделяется проблеме диалектики духовного и материального как методологии разработки социальных показателей. На основе эмпирического материала рассматриваются различные формы деятельности, позволяющие реализовывать духовные потребности, а также негативные Факторы, сдерживающие процесс развития духовного мира селянки.

Традиционно верным считается представление об отставании развитости духовных потребностей сельских женщин по сравнению с городскими. Среди причин такого положения называются следующие: монополизация городом духовного производства /то есть на селе духовное производство никогда не было отраслью общественного труда/ и практическое отсутствие в деревне такого мощного двигателя материального■и духовного производства как профессионализация труда.

'Гак как сельскохозяйственный труд и весь сельский образ жизни имеют яркую специфику, то и духовный мир крестьянки имеет свои особенности, отличающие его от духовного мира городской жительницы, lio материальные условия жизни сельских жителеи постоянно,изменяются, постепенно по своим стандартам приближаясь к городу, а, значит, изменяется и их духовный облик, все более и более приближаясь к облику горожанина. Сто тоже традиционные рассуждения. Но всегда ли материальное непосредственно влияет на духовное? Если следовать такой логике, то изменения в социально-профессиональной структуре села /появление в деревне множества городских профессий и т.п./, изменения в с;ере трудовой деятельности, преобразование всей предметно!) среда -все это должно коренным образом изменить духовный мир сельской женщины и во многом сблизить его с духовным миром горожанин, а в перспективе ожидается полное их отождествление. Однако наши эмпирические исследования совсем не подтверждают таких радужных, с точки зрения горожанина, прогнозов /а он считает свой духовный облик, свой образ жизни наиболее прогрессивными, а значит достойными подражания/.

Такие субъективные представления о сельских жителях стали

постепенно формироваться и в научной среде, а также находить отрешение и в политике государства.

Весь образ жизни крестьянской женщины и прежде всего сфера труда в, очень сильной степени отличаются от городского и это неминуемо вызывает формирование иного духовного облика.

Прежде всего труд крестьянки отличается от труда горожанки своей зависимостью в большей степени от природа . Неразрывная связь с природой является мощным источником духовности. Общение с природой дает возможность осознать сложность органического роста, а, следовательно, неповторимость, исключительность, ценность любой жизни. Здесь основное отличие сельского и городского менталитета. Мироощущение горожанки неизбежно имеет'технократический уклон, восприятие жизни идет через призму механистического прогнозирования возможностей вмешательства в любой процесс с целью его улучшения с помощью технических средств и приемов, что невольно понижает значимость органической жизни.. Учитывая, что нравственность и духовность человеческой цивилизации формировались прежде всего на основе опыта, полученного путем усвоения органических процессов, современный резкий крен в индустриализацию человеческой цивилизации неизбежно будит и вызывает эрозию прежней структуры нравственности. Можно спорить о прогрессивности или реакционности этого процесса, однако эта тенденция носит объективный характер, в меньшей степени проявляясь в менталитете сельской женщины, что и нашло свое подтверждение в диссертационном исследовании. Крестьянка постоянно не просто соприкасается о органическими процессами зарождения, роста, развития различных видов растительного и животного мира, но и ставит их в центр своей производственной деятельности, тем самым вольно или невольно проникает в своеобразие, неповторимость и чрезвычайную сложность, а, следовательно, уникальность любого витального процесса, ¡/а этой основе происходит формирование опущения ценности любой.жизни, бережного отношения к ней, проявления заботы, осторожности обращения.

Зти и подобные особенности производственной деятельности формируют особенности духовного облика сельской жительницы,. закрепляют традиционные структуры нравственности. Здесь следует учитывать амбивалентность этого явления. Постоянное столк-

новение с витальными процесса}/« при недостатке образованности и отсутствии целенаправленного духовного воспитания могут дать противоположный эффект - пренебрежение отдельной жизнью.

Говоря об особенностях духовного мира крестьянки, обусловленных ее взаимоотношениями с природой, следует указать, что природа является основным источником эстетических переживаний для сельской жительницы в отличие от городской, которая может удовлетворять свои эстетический голод при помощи профессионального искусства и т.п., что подтвердилось в диссертационном исследовании. Так, например, 54/ сельских женщин считают наиболее дорогой ценностью в деревне наличие красивой природа и окружающей среда.

Связь с землей - также один из главных источников духовности. Если эта связь прерывается, а происходит это в результате отчуждения крестьянина от земли, то это неминуемо отражается на духоЕности.как, впрочем, отчуждение работника любой отрасли от основных средств производства, поскольку это влечет эманацию ответственности за конечный результат труда, что неизбежно сказывается на трудовой морали, а затем и на всем духовном облике.

Наши исследования установили наличие корреляционной связи между отчуждением и творческим отношением к труду. Выяснилось, что традиционные производственные отношения, существующие в сельском хозяйстве, не стимулируют возникновение у сельской женщины духовных потребностей в труде. Новые же формы организации производства и собственности, восстанавливая нормальную взаимосвязь с землей, продуцируют новую систему трудовой мотивации, способствуют формированию у селянки творческого отношения к трудовому процессу, а также других духовных потребностей. Так, при традиционных формах ведения сельского хозяйства лишь 1/3 женщин стремятся повысить свою квалификацию, при переходе же к новым формам собственности и хозяйствования, такое желание высказали 92% женщин.

Немаловажное влияние на формирование духовности сельской жительницы оказывает присущая сельскохозяйственному производству ритмичность основных трудовых процессов» Любая нравственность построена на повторении, поэтому люди, ведущие упорядоченный, размеренный образ жизни, а в первую очередь это каса-

зтся производственной деятельности, имеют больше шансов на закрепление ранее начавшихся формироваться нравственных, духовных основ своего существования. .

В большей мере это относится к сельским жителям, которые подчиняют как производственную, так и все остальные вида деятельности сезонности природных циклов. Чередование времен года, а, следовательно, и смена видов производственной деятельности неизбежно формирует ощущение упорядоченности социальной жизни, ее размеренности и оправданности. 3 этом источник как консерватизма сельского менталитета, так и причина большей стабильности его и нравственной устойчивости, что положительно сказывается на прочности духовных процессов и явлений, хотя и в ущерб усвоению некоторых, казалось бы, прогрессивных новаций.

В то не время существует возможность компенсировать традиционализм сельскохозяйственного производства за счет потенциальной нестандартности выполнения большинства видов сельскохозяйственной деятельности. При всей ритмичности и кажущейся рутине сельского производства уникальность органической жизни представляет широкие возможности для творчества, применения новых приемов и способов обращения с землей и домашними животными.

Конечно, реализация этого потенциала не в последнюю очередь зависит от уровня производительности труда, его условий и характера стимулирования, то есть от наличия возможности посвящать свое свободное время обдумыванию, хотя бы мысленному конструированию новых технологий.

Сегодняшние же условия сельскохозяйственного труда деревенской женщины, как свидетельствует диссертационное исследование, в своем подавляющем большинстве препятствуют развитию творческих элементов труда; и оОУ» кенщин признаются, что работают не в полную меру своих 'сил и способностей.

Не в меньшей мере детерминирует духовность сельской житлль-ницы специфика деревенского поселения, его малочисленность, низкая интенсив*'Лсть связей между отдельными пунктами к т.д. Ограниченный круг общения невольно порождает изменение характера я структуры общения сельской жительницы. 3 отличие от горожанки, которая '.смеет ооширные, ко для сохранения свсей психической стабильности поверхностные межличностные контакты, сельская жительница вынукденг. ориентироваться ка более глу'Зские и эмоционально

насыщенные связи. Результаты диссертационного исследования в полной мере подтверждают такого рода вывода. Действительно, наиболее важными для сельской женщины являются нравственные потребности и потребности в общении. Если в городе 60^ людей не знают '-в о их соседей по лестничной клетке, то в деревне такого просто нет; 50% женщин высказывают удовлетворение от общения с соседями. Отсюда и традиционная тактичность жительниц села, которые общаются большей частью не по интересам /как горожанки^ а по необходимости /с соседями/, и поэтому вынуждены строить свои межличностные отношения с большим тактом и уважением к своим партнерам. Сельская женщина, контактируя на производстве, в свободное вре^л и в быту по сути с одними и теми же людьми, не имеет возможности играть принципиально разные роли в разных сферах деятельности, что нередко удается горожанке, которая может менять свой моральный имидж по нескольку раз в сутки, оставаясь при этом в глазах окружающих постоянной и неизменной. Это означает для сельской женщины наличие более жесткого социального контроля, который способствует закреплению официально санкционированных норм поведения и жизнедеятельности, в том числе и духовной. Дефицит же культурно-зрелищных учреждений при характерной для современного общества нарастающей пассивности в культурном творчестве, ориентация на большее усвоение, чем на генерацию культурных ценностей неизбежно должны компенсироваться, по нашему мнению, большей значимостью для сельской женщины нравственно-психологических моментов и межличностных форм общения.

Особенностью сельского уклада жизни является ведение личного подсобного хозяйства, на которое крестьянка тратит значительно большую часть своего времени, чем горожанка. Его ведение закрепляет и развивает у крестьянки такие черта духовности как домовитость, рассудительность, бережливость, потребность эстетического оформления своего быта.

Итак, на основе наших рассуждений вырисовываются следующие особенности духовного облика крестьянской женщины, которые нашли место в соответствующих социальных показателях:

- традиционализм, граничащий с консерватизмом;

- стремление к упорядочивании всех форм жизнедеятельности;

- большая самостоятельность и ответственность;

- большая глубина чувств одновременно с большей эмоциональной сдержанностью;

- преобладание атрибутов внутренней духовной жизни над внешними;

- предпочтение межличностных форм общения всем другим видам духовных потребностей;

- своеобразная структура ценностей, во главе которой дом и семья.

Естественно, что описание духовного мира сельской женщины тлеет еще некоторые особенности'. И объясняется это наличием некоторых обстоятельств жизни, свойственных только сельской женщине. К ним относятся: острый дефицит свободного времени, резкая дифференциация в среде сельских женщин по квалификационно-образовательному и профессиональному признаку /в городе эти уровни менее четко выражены/ и повышенные по сравнению с горожанкой репродуктивные настроения.

Дефицит свободного времени влечет за собой сокращение времени, используемого на удовлетворение духовных потребностей. Это, по нашему мнению, вызывает у сельской женщины желание компенсировать возникающий дефицит за счет более простых, но и более интенсивных форм и способов'удовлетворения духовных потребностей» Во-первых, за счет большей глубины и эмоциональности межличностных контактов, повышенного интереса к личной жизни своих односельчан и т.д. Зо-вторых, за счет преимущественного интереса к разнообразным видам народного искусства и творчества. Этот интерес объясняется не только дефицитом свободного времени, но и традиционным консерватизмом женского мировоззрения /кстати, явно проявляющегося и в городской среде/. Не в последнюю очередь это обусловлено неизменностью, консерватизмом основных форм жизнедеятельности женщин, превде всего в ведении домашнего хозяйства и воспитания детей.

Поскольку духовность расслаивается аналогично разным аспектам социальной дифференциации, то у каждой социальной группы существуют свои специфические способы передачи духовного наследия, которые отличаются друг от друга большей или меньшей ролью письменности, семьи, „идов искусства и образного ряда. По нашему мнению, у сельской женщины это проявляется в предпочтении вербальных форм духовного творчества и превалирующего интереса к нравственно-психологической проблематике.

Дифференциация сельских женщин по Образовательному и про-

фэссиональноцу уровню создает потенцкальную возможность формирования в сегодняшней деревне различных модификаций духовности-с одной стороны, тех, которые основаны на более глубоком, но пассивном усвоении общекультурных ценностей, а, с другой стороны, тех, которые носят традиционалистский характер.

Большая репродуктивность сельских женщин, по нашему мнению, объясняется многими обстоятельствами¡, прежде всего:

- большей долей жанщин, находящихся в браке;

- меньшим уровнем разводов;

- более высокой степенью заинтересованности сельской женщины в устойчивости семьи и т.п.

Следствием б.'ого явления становится такая особенность сельской женщины, как большая ориентация на создание семьи, а, следовательно, и большее осознание ценности всех ее составляющих компонентов /предде всего, детей и ровных отношений с супругом, а также благоприятного духовного микроклимата в семье/.

В нашей стране на протяжении долгих десятилетий женщина воспринималась только как необходимый обществу рабочий элемент, реализующий па практике "планов громадье". В общественное сознание последовательно внедрялась доель, что женщина - это прежде всего работница, а не кещина как таковая. Еще десяток лет назад крамольной казалась мысль о том, что фабрика без женщины не остановится, что ее основная задача - не выполнять производственный план, а растить и воспитывать детей.

А ведь именно о рождением ребенка женщина проходит через пиковые вершш своего развития во всех сферах: физической, физиологической, психической и конечно духовной. Как отмечают -¿¡ногие исследователи, через материнство женщина обретает истинную духовность: подарив свое дитя миру, женщина начинает другими глазами смотреть на него. Изменения в личности женщины начинают происходить еще задолго до рождения ребенка. Он не умеет еще говорить, но находясь в ыа^ершеком лоне, уже живет со своей матерью единой чувственной жизнью и своей реакцией на внешние обстоятельства, передагаые ему через нервную систему матери, изменяет женщину и прежде всего ее духовный облик. И хотя в процессе формирования личности женщины влияние биологического фактора чрезвычайно велико, об этом почему-то часто забывают. Мы всегда в своих рассугщежтях исходили из личности как

таковой, но есть природное разделение, и от этого никуда не уйти, Для того чтобы получить истинно духовную женщину, общество должно готовить ее к материнству, создавать все необходимые условия, чтобы женщина решилась на этот шаг, чтобы она вынашивала свое дитя с радостью, а-тем самым формировала позитивный фундамент духовности у своего ребенка.

3 современной деревне нормальных условий для этого нет. Нет также и хороших условий для воспитания детей. Лишь 14% опрошенных сельских женщин довольны условиями для воспитания детей.

Итак, сельская женщина имеет свой специфический духовный мир, стержневыми компонентами которого являются нравственность и потребность в общении. Вся сложность современной ситуации заключается в том, что условия сегодняшней деревни разрушающе действуют на эти основополагающие компоненты, и прежде всего на нравственность. Попытки же придать более весомую роль целому ряду других духовных потребностей таких, как потребность в познании, в общественно-политической деятельности, мировоззренческой и т.д., не принесли, да и не могли принести ожидаемого результата, т.к. их развитие сдерживается как внешними обстоятельствами, так и отсутствием или недостаточной развитостью мо-тивационной сферы, которая также во многом зависит от внешних детерминант.

В заключении обобщаются основные вывода, полученные ь ходе диссертационного исследования.

'0557 в отделе оператпеиой полиграфия ориовокого областного управления статистики, Тирад юр экз. Баказ Я 303.