автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Теория опыта сознания и философии Ф. Брентано

  • Год: 0
  • Автор научной работы: Громов, Роман Анатольевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Б. м.
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Теория опыта сознания и философии Ф. Брентано'

Текст диссертации на тему "Теория опыта сознания и философии Ф. Брентано"

(04 ' ^ ^ 41 / о ^ 0 ^

Российский Государственный Гуманитарный Университет

Философский факультет

Громов Роман Анатольевич

Теория опыта сознания в философии Ф. Брентано

09.00.03 - история философии

Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук

профессор -

Научный руководитель Доктор философских наук, Молчанов Виктор Игоревич

Содержание.

Введение. 2

Глава 1. Проблема сознания в философии Франца Брентано. 8

1. Философия и психология.

2. Сознание как предмет психологического иссле- 17 дования у Ф.Брентано. Понятие физических и психических феноменов.

3. Понятие внутреннего восприятия. 33

4. Проблема единства сознания. 43 Глава 2. Проблема интенциональности у Ф.Брентано. 50

1. Постановка проблемы интещ^ио'н^лЬйбсти. Понятия 51 intentionale Inexistenz и имманентной предметности.

2. Классификация психических феноменов. 67 Глава 3. Основные классы психических феноменов. 82

1. Психические феномены класса представлений.

2. Реальное (Reales) и нереальное (Undinge) в ка- 98 честве объектов сознания.

3. Теория представлений после 1904 года. Концепция 114 модусов представлений.

4. Психические феномены класса суждений. 140

5. Феномены любви и ненависти как основа этического 154 познания.

Заключение. 161

Библиография. 170

Введение. Актуальность исследования,

Франц Брентано занимает особое место в западно-европейской философии конца 19-го начала 20-ого века. Можно сказать, что он работал на стыке различных философских традиций. С одной стороны, в его философии нашел свое выражение антиспекулятивный, позитивистский дух, характерный для европейской философии второй половины 19-го века. С другой стороны, новаторство, присущее Брентано при решении ряда, казалось бы, традиционных проблем, ставит его в один ряд с философами принадлежащими уже современной философии. Брентано стоял у истоков возникновения ряда ведущих, в начале 20-го века, философских направлений. Его учениками были - основатель феноменологического движения Эдмунд Гуссерль, теории предметов и грацкой школы психологии Алексиус фон Мейнонг, Львовско-Варшавской логической школы Ка-зимеш Твардовский. Среди учеников и слушателей Брентано были З.Фрейд, К.Штумпф, А.Марти, X.Эеренфельс, А.Хефлер, Г.Шелл и другие. Влияние на себя идей Брентано признавал М.Хайдеггер.

Важнейший вклад Брентано в современную философию заключается, на наш взгляд, в разработанной им оригинальной концепции сознания. Брентано известен прежде всего как автор, который ввел в современную философию понятие интенциональности. Описание опыта сознания при помощи понятия интенциональности привело к возникновению совершенно новой проблемной ситуации в области философских исследований сознания. Оно становится одним из центральных понятий феноменологической философии. Таким образом, изучение философии Брентано несомненно имеет важное историко-философское значение. Ключевая роль в этом принадлежит исследованиям его психологической концепции, посколь-

ку, в духе современной ему философии, Брентано рассматривал психологию как базисную философскую дисциплину. Без целостной реконструкции психологии Брентано невозможно дать адекватную оценку его философских взглядов.

Разработанность темы.

На настоящий момент существуют многочисленные зарубежные исследования, в которых затрагиваются разнообразные стороны философского творчества Брентано. Прежде всего мы выделяем те из них, в которых дается целостное изложение его философских взглядов - это работы А.Вернера (144) (здесь и в дальнейшем первая цифра обозначает номер цитируемого источника в библиографии, цифры, идущие после точки через запятую,номера страниц), А,Кастиля (110), Г.Шпигельберга (134), В.Штегмюллера (137). Сравнительный анализ исходных эпистемиологических и онтологических принципов у Брентано и Декарта предпринимали Г.Кюнг (118) и Г.Катков (111), у Брентано и Аристотеля Ф.Вольпи (142). Большое количество специальных исследований посвящено психологической концепции Брентано. Среди широкого спектра психологических проблем наиболее разработанными, на наш взгляд, являются проблема интенциональности, вопросы касающиеся метода психологического исследования, брентановская теория суждения, теория эмоций и с&язанная с ней этическая проблематика. Из работ посвященных брентановской трактовке предмета и метода психологического исследования можно выделить статью К.Хедвига (104) , где рассматривается исторический контекст, в котором Брентано развивал идею психологии как самостоятельной, чисто дескриптивной научной дисциплины, В.Баумгартнера, анализирующего взаимосвязи в определении предмета и метода психологии у Брентано и Дж.Ст.Милля (57). Нам представляется, что ра-

боты этих авторов имеют первостепенное значение для реконструкции оригинальных взглядов Брентано на задачи и способы психологического исследования. Также важное значение для изучения этого вопроса имеют статьи Л.Жильсон (98) и Т.де Бура (93).

В работах посвященных интенциональности можно выделить несколько направлений исследований. Во первых, это работы, в которых предпринимаются попытки выявить исторические корни этого понятия. Здесь, прежде всего, мы можем назвать статьи Г.Шпи-гельберга (133), А.Марраса (121), Г.Каткова (110), ряд статей К.Хедвига (102;103 ), обобщающую работу по этой проблеме Э.Ба-умгартнер (55). Ряд авторов предпринимали сравнительный анализ концепции интенциональности у Брентано и Гуссерля (88;120). На протяжении многих лет шла дискуссия по вопросу об эволюции взглядов австрийского философа на проблему онтологического статуса непосредственный данных сознания. Здесь также имеется обширнейшая литература. Это работы Ф.Майер-Хиллебранд (123), Г.Шпигельберга (133), Р.М.Чизхольма (90;94), Я.Срцедники (135), В.Смита (136), Л.Л.Алистер (52), Р.Аквилы (53 ). Подробный обзор дискуссии по этому вопросу дает в своей статье Р.Рихардсон (131). Среди работ посвященных брентановской концепции внутреннего восприятия мы можем выделить в первую очередь статьи К.Грамера (96), И.Брандла (87). Важным вкладом Брентано в развитие философских исследований сознания стала разработанная им теория сознания времени. Проблеме генезиса его взглядов в этом вопросе, а также сравнительному анализу брентановской и гуссерлевской трактовки опыта сознания времени посвящены работы О.Крауса (117), Л.Альбертацци (51), М.Брюк (88).

Говоря об отечественных исследованиях философии Брентано, приходиться констатировать, что он все еще остается в нашей стране малоизвестным автором. Первые попытки освоения Брентано предпринимались уже до революции. Были переведены некоторые фрагменты из его произведений (5;6;7). В статье А.И.Кунцмана, вышедшей в 1914 году, давалось общее изложение исходных положений психологической теории Брентано (25). Фрагментарно о его психологических идеях упоминалось также в статьях Г.Э.Ланца (28) и В.В.Зеньковского (16,281). В советское время отдельные положения философии Брентано рассматривались в связи с изучением феноменологии и экзистенциализма (2;10;32;3б;37;38). Важным событием для освоения идей Брентано в нашей стране стала публикация в 1996 году перевода избранных работ философа, а также публикация в 1997 году избранных сочинений одного из его учеников - Казимеша Твардовского.

Имеется два диссертационных исследования по психологии Брентано (17;45), а также диссертация Сергодеевой Е.А. посвященная брентановской концепции интенциональности. В последней рассматриваются исторические корни этого понятия, его трактовка у Брентано, затрагивается вопрос об эволюции его взглядов, связанных с данным понятием.

Цель и задачи исследования.

Главная задача нашего исследования заключается в том, чтобы дать целостную картину брентановской психологической концепции. Мы предполагаем проанализировать оригинальную логику и мотивы, которыми руководствовался Брентано в ходе своих психологических исследований. Это представляется тем более важным, поскольку лишь на основе адекватной реконструкции оригинального брентановского учения о сознании можно оценить степень его

- б -

влияния на позднейшие концепции сознания его учеников. Для этого прежде всего необходимо выяснить в связи с каким оригинальным философским проектом и характерной для него проблематикой психология получила у Брентано значение фундаментальной философской дисциплины. Этому вопросу посвящен первый параграф первой главы нашего исследования.

Мы рассматриваем брентановское истолкование понятия сознания в связи с предшествующей новоевропейской традицией в трактовке понятия духовной субстанции и ментальных явлений. Лишь в контексте этой традиции, по нашему мнению, можно выявить не только истоки брентановского понятия сознания, но и продемонстрировать его оригинальный и даже революционный характер. Психологическую концепцию Брентано мы рассматриваем также в связи с с современными ему психологическими течениями, в первую очередь с ассоциативной психологией. Так, анализируя ключевое для его психологии понятие психического феномена, мы стремились показать, что при определении предмета и метода психологии Брентано продолжал руководствоваться ассоциативной моделью психики.

Ключевое место в исследовании брентановской теории сознания занимает проблема интенциональности. Вслед за Шпигельбергом и Чизхольмом мы различает два аспекта данной проблемы - вопрос об онтологическом статусе непосредственных данных сознания или тезис об л^еп^опаХе Inexistenz и проблему классификации психических феноменов. Эти два аспекта мы рассматриваем в двух отдельных параграфах. Мы пытаемся показать необоснованный характер, проводимого рядом исследователей, противопоставления взглядов Брентано относительно онтологического статуса непосредственных данных сознания на разных этапах его творчества.

Кроме того, мы критикуем редукцию проблемы интенциональности к вопросу об онтологическом статусе объектов сознания (Шпигель-берг). Мы пытаемся показать, что понятия д.гИ;еп"Ь:1опа1е 1пех1й-tenz и имманентной предметности вводились Брентано в первую очередь в связи с проблемами эпистемиологии, а не онтологии.

Брентано выделял три основные типа психических активностей: представления, суждения, эмоции. Каждый из них имеет свои собственные характерные особенности и способы взаимодействия. С психологическим изучением каждого из этих типов психической активности связана своеобразная философская проблематика. Поэтому нам представляется целесообразным последовательное рассмотрение каждого из трех классов психических явлений в отдельности. Поскольку Брентано представлял сознание в виде иерархической структуры, в которой им выделялись первичные и обусловленные ими вторичные, надстраивающиеся над ними психические активности, такой способ анализа позволяет также яснее представить способы взаимодействия между активностями различных классов.

Брентано всегда отличало состояние критического поиска истины, ему был чужд догматический схематизм мышления. По ряду проблем он неоднократно критически пересматривал свои позиции, в связи с чем его философия так и не получила вид законченной системы. В рамках каждого раздела мы попытались описать генезис его взглядов по соответствующему вопросу. С этой целью мы рассматриваем взгляды Брентано относительно психических феноменов класса представлений и на связанную с их описанием проблему сознания времени в двух отдельных параграфах. В первом анализируется его позиция по этим вопросам до 1902-1904 годов, во втором после указанного срока.

Теоретико-методологическая база исследования.

Теоретической основой нашего исследования являются опубликованные тексты Брентано. Нами использовались также произведения тех авторов, к которым в ходе своей работы обращался Брентано , авторов полемизировавших с ним по тем или иным аспектам рассматриваемой нами темы, а также произведения его учеников и последователей. Круг привлекаемой нами критической литературы не ограничивается работами непосредственно касающимися темы данного диссертационного исследования. Он включает также историко-философские работы, посвященные истории ряда важнейших понятий использовавшихся Брентано, философам принадлежавшим к так называемой брентановской школе, а также к феноменологическому движению. Ряд идей, которыми мы руководствовались в ходе исследования, были почерпнуты нами из лекционных курсов по истории философии, прочитанных в последние несколько лет В.И.Молчановым в Ростовском Государственном Университете. Наша работа строится прежде всего как текстуальный анализ. В ней использовались главным образом методы сравнительного анализа текстов.

Глава 1.Проблема сознания в философии Франца Брентано.

1.Философия и психология.

Уже в самом начале своей профессиональной деятельности Брентано оценивал состояние современной ему философии как глубочайший кризис. Именно в это время, в начале 60-ых годов прошлого века, возникает его историко-философская концепция четырех фаз развития философии и искусства.(138.89-90) С его точки зрения, в каждую эпоху, а таких он выделяет три - Антич-

ность, Средние века и Новое время, философия последовательно проходит четыре стадии развития. Первая - это стадия прогрессивного развития философского знания, за которой следуют три стадии упадка. Главными чертами восходящего развития является преобладание в философских исследованиях чисто теоретических проблем, а также использование в философии "естественных" методов исследования. Прогрессивное развитие философии в античности олитцетворяет Аристотель, в Средние века Фома Аквинский, в Новое время Ф.Бекон и Декарт. Современная философия, под которой Брентано в первую очередь подразумевал немецкий идеализм, представляет собой четвертую, завершающую фазу новоевропейской философии и третью, высшую стадию ее декаданса. Суть его заключается с том, что, стремясь преодолеть скептицизм, характерный для предшествующей стадии развития, возможность достижения истинного знания обосновывают посредством апелляции к "неестественным", иррациональным способам познания. Брентано полагал, что в настоящий момент, за фазой наивысшего упадка начинается новая эпоха в развитии философии, которую мы могли бы назвать пост-новоевропейской. Многие из тех, кто лично знал Брентано, отмечали в своих воспоминаниях присущее ему особое мессианское самосознание.(106.158,160;141;143) Он видел себя стоящим в начале новой эпохи в развитии философии. Основная задача, стоящая перед ней, заключалась, по его мнению, в том, чтобы преодолеть досадный разрыв между спекулятивным и научным знанием. При этом научное знание отождествлялось Брентано со знанием эмпирическим. В первом из габилитационных тезисов 1866 года он писал:"Философия должна протестовать против различия между спекулятивными и точными науками." Философия должна стать строгой наукой. Для этого она, при решении стоящих перед

ней проблем, должна опираться на опыт, то есть на эмпирические наблюдения, а также использовать методы естественных наук. Речь здесь не шла о прямом переносе методов естественно-научных исследований в философию, скорее Брентано отказывает спекулятивным наукам в каких-либо специфических способах познания, которые выделяли бы философию из ряда других наук.

В качестве первого знака возрождения научной философии Брентано рассматривал возникновение позитивизма. По его мнению, Огюст Конт дал мощнейший толчок для становления научной философии. (64.99) В тоже время, он отвергал контовское противопоставление теологии и метафизики позитивным исследованиям. В отличии от Конта, утверждавшего, что задача философии заключается в обобщении и систематизации данных частных естественных наук, Брентано полагал, что философия имеет свою собственную, оригинальную проблематику, несводимую к проблемам других научных дисциплин. Научная философия не отказывается от традиционных проблем теологии и метафизики, но только должна решать их на новом научном основании.

Создание новой философии представлялось Брентано как синтез на современной научной основе философских систем прошлого, принадлежавших восходящим стадиям развития философии в различные эпохи. В первую очередь он пытался реконструировать философию Аристотеля. Обращение Брентано к Аристотелю не случайно. В середине 19-го века целый ряд философов - учитель Брентано А. Тренделенбург, О.Апельт, Э.Целлер и др., пытались, опираясь на Аристотеля, занять в онтологии и эпистемиологии антиидеалистическую, антиспекулятивную позицию. Именно под влиянием А.Тренделенбурга Брентано обращается к Аристотелю. Сам Тренделенбург, разрабатывая свое собственное учение о категориях,

пытался в опоре на Аристотеля преодолеть ряд негативных тенденций философии немец