автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.01
диссертация на тему:
Теория политики Жозефа де Местра

  • Год: 2005
  • Автор научной работы: Пикуль, Дмитрий Леонидович
  • Ученая cтепень: кандидата политических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 23.00.01
450 руб.
Диссертация по политологии на тему 'Теория политики Жозефа де Местра'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Теория политики Жозефа де Местра"

На правах рукописи

Пикуль Дмитрий Леонидович

ТЕОРИЯ ПОЛИТИКИ ЖОЗЕФА ДЕ МЕСТРА

23.00.01. - теория политики, история и методология политической науки

автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ ЭКЗЕМПЛЯР

Москва - 2005

Диссертационная работа выполнена на кафедре истории социально-политических учений философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

Научный руководитель

доктор политических наук, профессор Мощелков Е.Н.

Официальные оппоненты

доктор философских наук, профессор Маслин М.А.

Кандидат политических наук Мячин А.Г.

Ведущая организация

Российский университет дружбы народов

Защита диссертации состоится 5 октября 2005 г. в 15.00 на заседании Диссертационного совета К 501.001.01 в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова по адресу: 119992, ГСП-2, Москва, Ленинские горы, МГУ им. М.В. Ломоносова, 1-й корпус гуманитарных факультетов, философский факультет МГУ, аудитория 1161.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале Научной библиотеки МГУ (1-й корпус гуманитарных факультетов).

Автореферат разослан « » сентября 2005 г.

Ученый секретарь Диссертационного совета Кандидат политических наук

А.В.Мырикова

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Актуальность диссертационного исследования

Актуальность исследования теории политики Жозефа де Местра (17531821) может быть обоснована как в научно-познавательном, так и в практико-политическом аспекте.

В практико-политическом аспекте актуальность исследования теории политики де Местра особенно ярко выражена в выходе на первый план в современном российском, европейском и даже мировом политическом процессе тех вопросов и проблем, которые являлись важной, если не базовой составляющей доктрины савойского мыслителя. Речь идет, прежде всего, о таких моментах, как анализ феномена революции. Конечно, мысли де Местра здесь «точкой отсчета» имели французскую революцию конца XVIII в., однако при постановке проблемы он стремился выйти на такую степень обобщения, которая позволила ему сделать ряд наблюдений, актуальных и для нынешнего времени.

Это было явно небезуспешным, если учесть, к примеру, что такие мыслители, как Н.Бердяев и П.Струве признавали прогностическую силу де Местра в отношении уже русской революции начала XX в. Стоит также отметить, что для современного политического процесса, в том числе и на постсоветском пространстве, в контексте т.н. «цветных» или «бархатных» революций, особенно важен поднятый де Местром вопрос о возможности управления революционным процессом.

Важным моментом в учении де Местра, не утратившим актуальность до сих пор, является также анализ роли религиозного фактора в политике. Потребность в данном анализе особенно обострилась в начале XXI в., прежде всего, в контексте все возрастающей геополитической важности процессов, связанных с исламским востоком и арабским миром. Де Местр, при этом, в своих сравнительно-исторических штудиях напрямую касался вопросов

данного региона. Понятно, впрочем, чт

могут и должны БИБЛИОТЕКА

СПетеуРургЛ/А- » 09 тф и&г)

бьггь скорректированы с учетом требований времени при применении их на практике. Однако важен сам факт, что в своей концепции мыслитель принципиальное внимание уделяет взаимосвязи религии и политики и дает хороший урок политической анализа, предостерегая от того, чтобы забывать эту взаимосвязь, что, до некоторой степени, имело место в мировой политике к концу XX в.

Помимо этого можно отметить еще много аспектов, указывающих на практическую актуальность учения де Местра: анализ политических институтов, исследование роли идей в политике, указание на роль воспитания государственных служащих, рассмотрение феномена суверенитета государства и т.д. Но кроме этого представляется возможным обратить внимание еще и на тот факт, что де Местр по профессии своей являлся политическим советником государей, по сути, политологом до политологии. И хотя некоторые его идеи могут оспариваться, некоторые должны корректироваться, исходя из требований времени, тем не менее, можно утверждать, что он в полной мере своей жизнью и творчеством представляет ту модель следования идеалам политической науки, которая может оказаться небесполезной для современной, относительно молодой российской политологии.

Что касается научно-познавательного аспекта, представляется возможным утверждать, что в российской политической науке учение этого мыслителя изучено не до конца, ярким свидетельством чему служит тот факт, что на русский язык на данный момент переведены всего две его работы: «Рассуждения о Франции» и «Санкт-Петербургские вечера».

Между тем, отличительной чертой теории политики Жозефа де Местра является как раз системный характер, благодаря которому практически все его произведения увязываются в единый комплекс, который трудно разделить на части без ущерба для целого. Именно поэтому актуальной представляется задача комплексного исследования спектра трудов де Местра, в том числе и на французском языке, а также введение последних в исследовательское поле российской науки.

Представляется также необходимым обратить внимание на тот факт, что при изучении де Местра возникает довольно сложная проблема соотношения его учения с идеологией консерватизма. Он считается одним ее основоположников, но при этом стоит учитывать, что его учение является, во-первых, более широким, выходящим за рамки любой идеологии, а во-вторых, оригинальным и самобытным, то есть достойным отдельного изучения, а не только через призму его вклада в консерватизм.

Важным свидетельством актуальности изучения де Местра может также служить тот факт, что в российской политологии до сих пор отсутствовало системное исследование и изложение именно его политической теории, которая, между тем, большинством ученых все-таки признается главным звеном его теоретических изысканий, среди которых, присутствует и философия, и теология, и масонские опыты и пр.

Таким образом, как с научно-познавательной, так и с практико-политической точек зрения на данный момент исследование теории политики Жозефа де Местра представляется актуальным.

Степень разработанности проблемы

Говоря о степени разработанности, исследованности учения Жозефа де Местра, представляется необходимым различать российскую и западную науку. В последней степень изученности жизни и творчества мыслителя является более высокой. Это объясняется, прежде всего, более длительной историей исследований по де Местру. Представляется возможным кратко очертить ее основные вехи.

Изучение началось еще в XIX в. - уже тогда был ясен масштаб личности и важность доктрины мыслителя. Именно поэтому, к настоящему моменту западная наука в своем изучении смогла пройти все необходимые стадии - от простого накопления и «переработки» всего корпуса текстов де Местра (что закончилось изданием в 1884 г. в Лионе полного собрания сочинений, которые и поныне остается единственным и, соответственно, классическим) с

параллельным установлением максимального числа фактов его биографии; через отчасти еще политические споры «критиков» и «апологетов» учения де Местра как идеологии (ориентировочно - до конца XIX - начала XX в.); к обобщающим и систематизирующим исследовательским трудам, полно излагающим, хотя и по-разному интерпретирующим учение де Местра (первая половина - начало второй половины XX в.); вплоть до детализирующих исследований и статей, которые раскрывают тот или иной еще неосвещенный, упущенный или малоисследованный аспект учения, факт биографии и т.п. (начиная с издания при Савойском университете периодического «Révue des études maistriennes», первый номер которого вышел в 1975 г.).

Наиболее полно данные этапы становления западного местроведсния освещены в диссертации профессора Католического университета Любляны П.Матьяжевски, а также в его книге «Философия общества или идея человеческого единства согласно Жозефу де Местру»1. В ней проведен анализ нескольких сотен основных и второстепенных исследований, составивших классический корпус второисточников по многочисленным темам, связанным с учением данного мыслителя.

Повторное изложение этих источников на страницах данного исследования не представляется возможным, однако стоит обратить внимание на тот факт, что уже после выхода в свет книги ПМатьяжевски появились несколько новых работ по изучению де Местра. Так, особого внимания заслуживает довольно полная и, во многом, свободная от критических или наоборот апологетических замечаний биография де Местра, написанная Б.Микелем, также вышедшая в Париже в 2000 г2.

Важным событием стал также выход в свет в декабре 2004 г. нового номера «Журнала местровских исследований»3. В номере собраны статьи целого ряда видных исследователей, включая Ж.-Л.Дарселя, развенчивающего

1 Отрывки из книги доступны в Internet: http://www.sabaudia.org/v2/dossier5/maistTe/Dublic3.php.

Bastien Miquel Joseph de Maistre un philosophe de tszar, Paris, 2000

3 «Révue des études maistriennes».

теорию идеологической эволюции де Местра; Ж.Денизе, предпринимающего очередную попытку исследования де Местра как экономиста; Б.Тюрстона о философии языка де Местра; Ж.-И.Праншера, исследующего связь религии и политики в учении де Местра и устанавливающего связь его теории суверенитета с учением Ж.Бодена и пр.

Стоит отметить, что данному журналу принадлежит особая роль в процессе институционализации местроведения в западной политической науке. Журнал издается университетом столицы французского департамента Савойя, а замысел издания принадлежит его бессменному руководителю профессору Ж,-Л.Дарселю. Во многом благодаря его усилиям произошла систематизация уже наработанных исследований учения де Местра, а также появилась возможность последовательно изучения остающихся «белых пятен» по данной теме.

При этом работа ведется не только в рамках самого журнала, но также силами самого университета, а также Центра франко-итальянских исследований (CEFI), созданного на базе университетов Савойи и Турина, в котором существует отдельная программа по де Местру также во главе с Ж.-Л.Дарселем4.

Также следует отметить, что в архиве департамента Савойя находится основной архив Жозефа де Местра и его семьи, а на сайте департамента отдельный раздел уделен братья Жозефу и Ксавье де Местр5. Некоторая часть личных документов Жозефа де Местра также хранится в архивах Парижа и Турина.

Вторым по значимости центром местроведения можно считать канадский университет Манитобы. Заслуга в этом принадлежит, прежде всего, проф. Р.Лебрюну, который известен как один из лучших специалистов по исследованию связей учения де Местра с философскими учениями других

4 Информация о работе университета Савойи доступна на его сайте: http://www.univ-savoie.fr/Portail. Там же действует раздел CEFI: http://www.univ-savoie.fr/labos/cefi/.

Данный раздел доступен по адресу: http://www.sabaudia.org/v2/dossiers/maistre/publicl php. Информацию по архиву семьи де Местр можно найти по следующему адресу: http://www.sabaudia.org/v2/archives73/inventai/seriei/note-2J.htm.

мыслителей (И.Канта, Д.Юма и др.). Его силами в Internet даже создана т.н. «Домашняя страница Жозефа де Местра»6.

В российской политической науке наследие де Местра изучено в меньшей степени, особенно остро стоит вопрос о необходимости систематизирующих исследований, проводящих комплексный анализ либо учения в целом, либо отдельных его аспектов: философского, политологического, теологического, экономического и др.

Тем не менее, в России де Местр пробыл 14 лет, поэтому неудивительно, что в дальнейшем творчество де Местра нашло свое отражение в работах самых разных представителей социально-политической мысли России. Прежде всего, принято упоминать следующие фигуры: П.Чаадаев, который во многом вдохновлялся мыслями де Местра из «Четырех глав о России»; Ф.Тютчев, Н.Катков; Н.Данилевский, чью концепцию культурно-исторических типов де Местр во многом предвосхитил в своей философии истории; К Леонтьев, яркий представитель русского эстетического консерватизма, который также близок де Местру в ряде пунктов учения, включая критику современного состояния Европы; такие представители консервативной мысли, как К.Победоносцев и Л.Тихомиров; философ И.Берлин убежден, что де Местр оказал влияние на Л.Толстого; существуют исследования, доказывающие преемственность идей савойского мыслителя в работах Ф.Достоевского.

Краткий экскурс в историю влияния де Местра на представителей русской культуры сейчас можно найти в статье С.Хоружего, опубликованной в журнале «Вопросы философии»7. \

В этом же номере содержится статья, или как она первоначально называлась, этюда Л.Карсавина «Жозеф де Местр», которая, до сих пор является одной из наиболее систематичных русских работ по де Местру. В то

6 Страница доступна по адресу: http://www.umanitoba.ca/faculties/arts/Mstorv/maistre.html,

7 С.Хоружий Карсавин и де Местр // Вопросы философии, №: 3, 1989.

же время, следует отметить, что Л.Карсавин во многом опирался на современные ему французские исследования, прежде всего, Ж.Когордана.

Схожей стратегии придерживался и Н.Бердяев, также внесший свой вклад в исследование де Местра в России. В частности, он «перенес» в российское исследовательское поле результаты последних французских изысканий (Э.Дерменгема и Ж.Гойо) по теме масонства де Местра8.

Значительной, и до сих пор не утратившей исследовательской актуальности считается также статья В.Соловьева для XX т. «Энциклопедического словаря Брокгауза и Евфрона»9. вышедшего в 1897 г. в Санкт-Петербурге.

В целом, довольно значительное число русских философов конца ХТХ -начала XX в.в. высоко оценивали учение де Местра, хотя и не давая при этом систематического изложения его идей. Среди них можно упомянуть С.Франка, П.Новгородцева, А.Градовского, Б.Чичерина, а также П.Струве и П.Милюкова. При этом, однако, были попытки и отдельных исследований ряда аспектов творчества де Местра. В частности, еще до революции была заложена традиция исследования пребывания де Местра в России. Можно отметить работы А.Попова и М.Морошкина, затрагивающие проблему связи де Местра с иезуитами10.

В целом исследовательские работы того времени в России носили скорее характер изучения отдельных проблем в творчестве де Местра. Это видно, в частности на примере анализа мыслей де Местра о войне ученым М.Ревоном"; довольно критичной статьи историка А.Пыпина12; очерка политических идей де Местра А.Савины во втором номере «Вестника Европы» за 1900 г.

8 Н.Бердяев Жозеф де Местр и масонство // Журнал Путь, 1926, №: 4. См. «Путь», М., 1992.

9 В. Соловьев О Жозефе Мари де Местре // Местр Ж. де Рассуждения о Франции, М., 1997

10 А.Попов Очерк из Посмертного сочинения об истории двенадцатого года // Русский архив, №: 6, 1892 М.Морошкин Иезуиты в России с царствования Екатерины П и до нашего времени, СПб, 1870.

1 Жозеф де Местр. Философия войны, М., 1897.

12 А.Пыпин Советы графа Ж. де Местра И Современник, 2,1886

В советское время по идеологическим причинам внимание учению де Местра серьезно ослабло. Однако необходимо выделить две работы АШебунина, в которых он продолжил традицию исследования российского периода биографии де Местра, а также дал определенный очерк его взглядов13.

В постсоветское время начата попытка «институциализирования» исследований де Местра. Это отразилось, прежде всего, в появлении трех кандидатских диссертаций. М.Дегтярева14, широко используя французский материал современных исследований, продолжила традицию изучения периода пребывания де Местра в России, в частности, особый акцент сделав на участии сардинского посланника в придворных интригах, в том числе в деле отставки М.Сперанского. В дальнейшем М.Дегтярева опубликовала ряд статей по де Местру (большинство доступны в Internet), в которых раскрывает как ряд положений политической теории де Местра, так и продолжает транслирование и введение в российский «научный оборот» последних французских исследований.

Н.Полякова15 предприняла попытку обобщить сведения по влиянию де Местра на консервативное направление российской социально-политической мысли XIX в. В дальнейшем она также опубликовала ряд статей, затронув, в частности, проблемы соотношения политики и истории, а также понятия суверенитет в учении де Местра (доступны в Internet).

Г.Самуйлов16 в своей работе предпринял попытку системного изложения философской части учения де Местра, раскрыв ее как христианскую метафизику, неотделимую от политической составляющей его теории. На

13 Европейская контрреволюция в первой половине XIX в., Л, 1925. М.Степанов Ж де Местр в России // Литературное наследство, т.т. 29-30., М.,1937. (М.Степанов - псевдоним А.Шебунина).

14 Консервативная адаптация Ж. де Местра : Автореф. дис.... канд. ист. наук : 07.00.03 / Пермский гос. ун-т 1997.

15 Ж де Местр и политическая философия русского консерватизма второй половины XIX и. : М.Н. Катков, Ф.И. Тютчев : Дис. канд. филос. наук : 09.00.10 1996.

16 Философский и социально-политический консерватизм Жозефа де Местра: Дисс. канд. филос. наук, М., МГУ, 2004

данный момент это исследование является одним из наиболее полных как в российской, так и в западной науке по данной теме.

Наконец, стоит отметить, что определенным событием в российском местроведении стало появление в 2001 г. сборника статей И.Берлина «Философия свободы», в которой содержится очерк «Де Местр и истоки фашизма», вносящий определенный вклад в вопрос политического прогнозирования де Местра.

Подводя итоги, можно отметить, что в российской политической науке существует традиция исследования отдельных тем, связанных с биографией де Местра: история его пребывания в России, связь с иезуитами, связь с масонством и др. В конце XIX - начале XX в.в. также была заложена традиция трансляции зарубежных исследований творчества де Местра в российское научное поле.

В постсоветское время были продолжены исследования российского периода в биографии мыслителя. Также были предприняты попытки раскрыть его влияние на представителей русской социально-политической мысли. Появилась также работа, дающая системное изложение философских взглядов де Местра. Стоит также отметить, что большинство из них, когда уделяют внимание политической теории де Местра, как правило, ограничиваются сведением ее к идеологии консерватизма

Таким образом, на данный момент степень разработанности проблемы комплексного исследования теории политики де Местра можно считать невысокой.

Цель и задачи исследования

Целью данного исследования является проведение комплексного историко-политологического анализа теории политики Жозефа де Местра. Для этого представляется необходимым выполнение следующих задач:

• Проанализировать теоретико-методологические основания теории политики де Местра.

• Исследовать основные положения теории политики де Местра, связанные с пониманием им сущности, принципов и форм государственного устройства.

• Выявить основные аспекты понимания де Местром государственной политики: позитивный - построение моделей государственной политики; и критический - теория политической революции и анализ ее причин.

Источники и теоретико-методологические основы исследования

Основными источниками для данного исследования стали работы самого Жозефа де Местра, как переведенные на русский язык, так и, в основном, доступные на данный момент только на французском языке. Наряду с теоретическими работами мыслителя использованы его политические записи, донесения, составленные на госслужбе, его переписка с современниками.

Второисточники, нашедшие отражение в данном исследовании можно разделить на две группы. Первую группу источников составили работы русских и зарубежных ученых по различным темам учения де Местра. Среди них можно выделить произведения Ж.-Л.Дарселя, П.Матьяжевски, П.Генифе Р.Лебрюна, Б.Микеля, О.Виата, Э.Дерменгема, Ж.Гойо, а также философов Л.Карсавина, Н.Бердяева, современных исследователей М.Дегтяревой, Н.Поляковой, Г.Самуйлова.

Вторая группа источников представлена работами по различным аспектам теории политики, а также произведениями, раскрывающими сущность консерватизма, родоначальником которого считается Жозеф де Местр. Среди них можно выделить исследования В.Шамшурина, В.Семенцова, Е.Шацкого, а также М.Вебера, С.Франка, В.Эрна.

Методологическую основу диссертационной работы составили как общенаучные методы, в частости, системный анализ, так и принципы историко-политологического исследования. Принцип историзма положен в

основу периодизации биографии мыслителя. При изложении основ государственного устройства по де Местра использованы метода анализа и синтеза, обобщения и аналогии. Метод моделирования и принцип реконструкции являются основными при анализе моделей государственной политики по де Местру, а также при анализе феномена революции.

Научная новизна исследования

Исследование представляет собой одну из первых в отечественной

политической науке попыток проведения системного анализа теории политики де Местра. Ряд положений и выводов диссертации содержат научную новизну:

• Введен в научный оборот ряд забытых и малодоступных политических произведений де Местра.

• Предложен авторский вариант периодизации жизни и творчества де Местра.

• Комплексно выявлены методологические основания теории политики де Местра.

• Проведены анализ и систематизация таких значимых разделов политического учения де Местра, как концепция политического идеала и принципы государственного устройства.

• Выявлено системное понимание де Местром государственной политики: в сфере анализа основных ее моделей, с одной стороны, и в сфере связи антигосударственной идеологии с политической революцией, с другой.

Положения, выносимые на защиту

По итогам исследования, на защиту выносятся следующие положения:

• Теория политики де Местра является целостной системой, в основу которой положены четко верифицируемые методологические принципы, а ее главные элементы органично и последовательно развивались на всем протяжении творчества мыслителя, составляя единую политологическую концепцию.

• Теория политики де Местра носит выраженный государствоцентричный характер, поскольку ее центральным звеном является понимание сущности, принципов и форм государства.

• Теоретические положения де Местра относительно государственного устройства органично дополняются анализом практической политики: рассмотрением моделей государственной политики и выявлением взаимосвязи между антигосударственной идеологией и политической революцией.

Апробация диссертационной работы

Диссертация обсуждалась на заседании кафедры истории социально-политических учений философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова и была рекомендована к защите. Положения диссертации отражены автором в научных публикациях.

Структура диссертационной работы

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Во «Введения» обоснована актуальность темы диссертационной работы, проанализирована степень разработанности проблемы, определены цель и задачи исследования, выдвинута рабочая гипотеза, обозначены теоретико-методологические основы и источники, указана научная новизна, сформулированы положения, выносимые на защиту, приведены сведения об апробации работы, а также описана структура диссертации.

Первая глава «Теоретико-методологические основания политического учения де Местра» состоит из двух параграфов. В ней решается следующие задачи: уточнение периодизации творчества исследуемого мыслителя, прояснение проблемы эволюции его теории политики, анализ определения им политики как науки и практики, выявление основных методологических принципов, положенных в основу политического учения.

В первом параграфе «Периодизация творчества и вопрос об эволюции взглядов де Месщ>а» автор исходит из того тезиса, что изучение биографии, хронологии жизни и творчества мыслителя является важной основой комплексного исследования его теории политики. Считается, что биография Жозефа де Местра на данный момент в достаточной степени известна и не содержит значительных лакун. Вместе с тем, существует точка зрения, согласно которой в своем политическом учении мыслитель претерпел значительную эволюция взглядов - от, условно, либерализма юности, до консерватизма и определенного ригоризма в зрелом возрасте.

Автор предпринимает попытку на основе исследования хронологии жизни де Местра показать, что его учение составляет целостную систему, стержневые темы которой не претерпевали серьезных трансформаций. Для этого предлагается уточнить периодизацию творчества мыслителя.

За основу берется хронологический принцип. В соответствие с ним, выделяется ряд этапов жизни и творчества де Местра: дореволюционный или шамберийский (1753-1792 г.г.), в котором дополнительно обособляется масонский период; первый эмшрационный (1792-1804 г.г.); второй

эмиграционный или российский (1804-1817 г.г.); и, наконец, туринский (18171821 г.г.).

Далее дается краткая характеристика основных произведений каждого этапа. Основные теоретические работы мыслителя написаны в поздние российский и туринский периоды, однако на основе проведенного анализа, автор отмечает, что основные идеи, а также мыслительные и аргументационные механизмы их раскрытия сформулированы де Местром уже в ранние -шамберийский и первый эмиграционный периоды.

Таким образом, автор резюмирует, что де Местр изначально наметил себе стержневые темы, которые его интересуют, и на протяжении своего творчества рассмотрел их глубоко и подробно: тема укорененности политического мира в религиозных началах, тема сакральной поддержки государственного порядка религией, тема страдания праведников и теория искупительной жертвы, тема божественного происхождения суверенитета и исследование принципов власти в целом, тема пагубного влияния отвлеченных идей на мир политики и пр.

Тем самым, делается вывод, что в учении де Местра есть единое идейное ядро, и вокруг него - «орбиты» нескольких принципиальных тем, это ядро раскрывающих. Таким образом, все работы савойского мыслителя носят взаимосвязанный характер, действительно образуя систему, единую на всем протяжении его творчества.

Во втором параграфе «Принципы и методы исследования политики в теории де Местра» анализируется общее понимание политики мыслителем, приводится принципиальное для его учения определение понятия метаполитики, рассматриваются основные методологические принципы политических исследований де Местра, особо выделяются сравнительно-исторические исследования или компаративистика, которые сам мыслитель считал базовым для своей теории политики.

Приводится несколько принципиальных убеждений де Местра. Во-первых, политику нельзя знать и нельзя говорить о ней, не изучив ее. Таким образом, политика - это наука, которая требует своего постижения и знаний

для своего постижения. Во-вторых, главное знание - историческое. Де Местр неоднократно определяет историю как экспериментальную политику, или как единственно верную политику. В-третьих, такое знание, противопоставляется мыслителем метафизическим абстракциям и априорным подходам, которые, как он считает, пытались положить в основу политики теоретики просвещения.

В-четвертых, политика есть не только наука, но и искусство, ибо даже то, что кажется здравому смыслу в ней наиболее очевидным на первый взгляд, на поверку может оказаться ложным и даже губительным.

В-пятых, политика имеет религиозные основания, что де Местр выражает понятием метаполитика, которая для политики должна являться тем же, чем метафизика является для физики. Указывается, что данное определение весьма характерно для де Местра: его не интересует просто политика, так же как его пе интересует просто религия. Его интересуют основания политики, которые он видит в религии. Это реализуется им во множестве теоретических положений, таких как: происхождение суверенитета, конституционных законов, движущая сила революции и пр.

Анализируются основные методологические принципы де Местра в исследовании политики. Среди них выделяются: приоритетная опора не на теорию, а на опыт; принцип беспристрастности при проведении политического анализа; принцип системности данного анализа; принцип невозможности абсолютизаций; принцип четких дистинкций и недопущения смешения идей. Указывается, что в построении своего политического учения де Местр также активно пользовался понятийным и методологическим арсеналом и других гуманитарных им естественнонаучных; дисциплин, как, например: юриспруденция, история, экономика, литературоведение и др.

Отмечаются иные такие методы, используемые де Местром, как: метод институционального анализа, метод литературного анализа, метод мониторинга СМИ, метод средних оценок.

Наконец, приводятся различные примеры использования де Местром методов сравнительных исследований различных государств, обществ, народов,

религий и культур. Делается вывод, что сравнительно-исторические исследования или компаративистику де Местр полагает основой построения любой политической теории, противополагая их априорным концепциям.

Во второй главе «Политический идеал и принципы государственного устройства в теории политики де Местра» анализируется концепция наилучшего правления согласно де Местру, его взгляды на типологию форм правлений, рассматривается его теория суверенитета, теория конституций, теория институтов, а также решается задача выяснения роли, которой мыслитель наделяет религиозный принцип в своей концепции государственного устройства.

В первом параграфе «Концепция политического идеала» решается задача исследования основных положений де Местра относительно проблем, связанных с существованием различных форм правлений в различных обществах в разное историческое время.

Автор доказывает, что концепция политического идеала реализуется Жозефом де Местром в русле его философско-исторических воззрений, а также на материале, предоставляемой ему распространенной в его время типологией форм правлений. Главное правило правлений гласит, что не существует уникальной формы правления для всех государств и народов, для каждого хороша та, которая естественным образом взрастает на его почве.

При этом де Местр не уходит полностью от оценочных суждений. Напротив, он формулирует критерии, по которым можно судить соответствие данного конкретного правления его собственным принципам, заложенным в его основу. Помимо главного, «исторического» критерия (каждому народу подходит свое, уникальное правление), это также критерии: культурного расцвета государства при данном правления, а также критерий стабильности этого правления.

Отсюда же проистекает скептическое отношение де Местра к любой «закрытой» типологии форм правления, так как, по его мнению - это тот случай, когда теория базируется на исключениях и тем самым отделена от

практики. Из этого же очевидным становится, что политологическую теорию де Местра трудно обвинить в детерминированности конкретной политической идеологией или, в частности, в апологии монархии.

Монархия кажется более естественной, распространенной и прочной формой правления, однако, во-первых, нет одной общей формы монархии для всех государств, она разнится в зависимости от места и времени; во-вторых, конечно, есть примеры и длительных аристократий, и счастливых времен демократий. Однако ни одна из них не должна быть предлагаема как уникальная форма легитимного правления или как формула, которая должна решить все политические вопросы, - как это делают, по мнению де Местра, теоретики просвещения относительно демократии.

Во втором параграфе «Принципы государственного устройства» анализируются взгляды де Местра на государство, доказывается, что именно оно полагается мыслителем центральным понятием его теории политики.

Понимание суверенитета де Местром, с одной стороны, направлено против современных ему договорных теорий происхождения государства, с другой, представляет полноценную собственную концепцию. Суверенитет является главным, сущностным признаком государства: именно факт наличия суверенитета делает общество обществом или, точнее - государством.

С функциональной точки зрения суверенитет абсолютен, неделим (вне зависимости от конкретной организации распределения властей в государстве) и деспотичен (ему подсудны все, он не подсуден никому). В вопросе происхождения суверенитета де Местр основывается на определении Аристотелем человека как существа политического. Из самой политической сущности или природы человека проистекает необходимость суверенитета.

Де Местр также в равной степени основывает свои рассуждения на фразе апостола Павла о том, что земные власти от Бога установлены. Именно Бог -творец природы, которая для человека заключается в том, чтобы быть существом политическим. Происхождение суверенитета, таким образом, всегда божественное.

Конституция, наряду с суверенитетом, является вторым важнейшим основанием государства - именно она делает нацию нацией, конституирует ее. Автор указывает, что де Местр призывает отличать конституционное право от позитивного: истинная конституция не может быть записана, она предполагает высшую волю, ее происхождение божественно, она коренится, прежде всего, в нравах, обычаях, языке, культуре и пр. данного народа.

Важным моментом в теории конституции является фигура законодателя. Трактовка его роли де Местром во многом базируется на доктрине божественного провидения Боссюэ. Он олицетворяет тот случай, когда Бог решает не давать нации медленно «вызревать» и формировать свою конституцию, а сразу сформировать то или иное государство. В этом случае миссия законодателя возлагается на избранного человека, который, впрочем, выступает лишь со-творцом с Богом, и всегда относится лишь к периоду «юности наций».

Понятие со-творения важно и в теории институтов, где основными вопросами для де Местра являются длительность, возможность заимствования и происхождение. Человек может выступать со-творцом, но никогда истинный институт (т.е. длительный) не может быть сделан «на заказ», в результате какого-либо обсуждения и постановления. Соответственно и к возможности заимствования институтов де Местр относится весьма сдержанно.

При этом длительность институтов напрямую связана с происхождением - чем более в основу института заложен религиозный принцип, тем более он будет стабилен во времени. Здесь де Местр ведет речь не столько о теологическом постулате, сколько о функциональном принципе. Ибо сакрализация института делает отношение к нему гораздо более почтительным, что служит залогом его сохранения.

Резюме теории институтов де Местра заключается в том, что никакой человеческий институт не может быть длителен, если он не имеет религиозной основы, если он не носит имя, принятое в национальном языке, и не рожден сам из себя, без всякого предшествующего и известного обсуждения.

В итоге констатируется, что важнейшими характеристиками при рассмотрении государственного устройства для де Местра являются принцип длительности исторического существования - или «временнбй» укорененности, а также религиозный принцип, заложенный в основу этого существования -или «вневременной» укорененности.

Религиозный принцип в жизни государства обладает важным функциональным значением. В решении вопроса о соотношении религии и политики де Местр опирается на фразу английского исследователя Варбертона [\УагЪш1оп]: нельзя сказать, что религия и политика имеют одну цель, но можно сказать, что цель политики цель политики не может быть достигнута, если религия не служит ей основой.

В третьей главе «Государственная политика в теории де Местра» автором решается задача анализа ключевых тем практической политики выделяемых мыслителем: рассматриваются модели государственной политики, исследуются проблемы антигосударственной идеологии, исследуется понимание де Местром причин и смысла политической революции.

В первом параграфе «Модели государственной политики» рассматриваются основные направления практической политики, которые, по де Местру, должно реализовывать государство для поддержания своей стабильности и органичного развития. Анализируются модели: реформы и традиции, иерархии и социальной мобильности, воспитания и науки.

Автор показывает, что де Местр в своей теории политики отказывается от увязывания понятия реформы с понятием инновации. Напротив, он его тесно сближает с понятием традиции. Сущность реформы - в восстановлении первоначальной формы, адекватной божественному содержанию главных человеческих институтов, т.е. в их со-хранении и, таким образом, со-творении. Со-творение путем со-хранения и есть сущность традиции.

Таким образом, де Местр в некотором роде отбирает уникальное право на понятие реформы у идеологов новаторства, и придает ему строгий

консервативный оттенок. При этом он, во многом, опирается на тезисы Платона, а также на средневековую философскую мысль.

Рассматривая модели иерархии и социальной мобильности, автор показывает, что де Местр стремится к их балансу, отказываясь от какого-либо «преувеличения» значимости одной или другой. При этом, он принципиальное внимание уделяет тому, что в дальнейшем в политической науке получит название теории элит. И, прежде всего, он ориентируется на анализ многочисленных психологических аспектов, составляющих механизм властвования одной социальной группы и подчинения другой. Основным выводом является указание на тот факт, что оптимального соотношения моделей иерархии и социальной мобильности в государственной политике можно достичь при монархии.

Подобную же оптимальную модель де Местр предлагает найти государствам и в отношении сочетания воспитания «государственных людей» и развитии науки. Науку, согласно ему, следует почитать и развивать, но на ее законном месте - которое естественным образом является вторым. Главенство в государственной политике де Местр отдает воспитанию добродетелей дворянства.

Во втором параграфе «Антигосударственная идеология и политическая революция» решается задача анализа де Местром причин, а также понимания им смысла политической революции.

Основным источником политической революции де Местра полагает антигосударственную идеологию. Ярким примером последней он считает т.н. философизм, который может реализовываться во многих формах -протестантизм, иллюминизм и т.п. Суть остается одна - по его мнению, это единородная «секта», которая распространилась по Западной Европе ориентировочно с начала XVI в.в. вместе с духом рационализма и атеистически понятой науки. Основной задачей данной идеологии является ниспровержение всех видов авторитета, прежде всего: религиозного и политического.

Против такой «подрывной деятельности» может быть бессилен суверен, особенно, если при этом он не опирается на под держку церкви. Де Местр верен своему тезису - цель политики не может быть достигнута без помощи религии.

Когда установленная от Бога власть бессильна против антигосударственного произвола, то в дело вмешивается провидение. Отсюда рождается провиденциальная теория революции, реализованная де Местром на основе понимания провидения французским теологом Боссюэ. В рамках данной теории революция понимается как явное исключение из обычного хода событий - она есть последствие редкого вмешательства Бога в установленный им же порядок вещей. Таким образом, революция есть в строгом смысле - чудо.

Как чудо революция не может быть человеческим произведением - она более управляет людьми, нежели люди управляют ею. Задача революции -наказание виновных и искупление вины. Виновны при этом все, кто с помощью рационалистических софизмов выступал против религиозного и политического авторитета, а также все, кто споспешествовал им. Но страдают от революции далеко не только они. Страдают и невинные, что де Местр объясняет с помощью теории искупительной жертвы, которая в его учении базируется на постулатах древних философов, прежде всего: Сенеки, Плутарха, Оригена.

Основным выводом параграфа является указание на тот факт, что де Местр полагает антигосударственную идеологию главным источником революции и предлагает считать ее посягательством на государство, а значит и на религиозную санкцию власти.

Автор также указывает, что хотя толчком к рассуждениям де Местра служит конкретный исторический материал - теории эпохи просвещения и французская революция, - тем не менее, в своем учении мыслитель стремится подняться к более высокой степени обобщения, пытаясь проанализировать феномен революции как таковой, как не имеющий временных ограничений.

В «Заключении» обобщены выводы диссертационной работы, определены задачи и направления дальнейших исследований.

ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Пикуль Д.Л. У истоков консерватизма: учение де Местра // Из истории общественной мысли: культура, идеология, политика (Межкафедр, сб. статей) / Под ред. E.H. Мощелкова, A.A. Ширинянца, М., 1999. Деп. в ИНИОН РАН No 55051 от 14.10.1999. - 0,7 п.л.

2. Пикуль Д.Л. Христианская метаполитика Жозефа де Местра // Schola-2003 М., 2003. - 0,5 п.л.

3. Пикуль Д.Л. Понятие «реформа» в учении де Местра // Schola-2005. Сборник научных статей философского факультета МГУ. М., 2005. - 0,5 п.л.

Напечатано с готового оригинал-макета

Издательство ООО "МАКС Пресс" Лицензия ИД N 00510 ot01.12.99 г. Подписано к печати 02.09.2005 г. Формат 60x90 1/16 Усл.печл 1,5. Тираж 80 экз. Заказ 512. Тел. 939-3890. Тел./факс 939-3891. 119992, ГСП-2, Москва, Ленинские горы, МГУ им. М.В. Ломоносова, 2-й учебный корпус, 627 к.

Ig 2 О 3 6 9

РНБ Русский фонд

2006-4 22463

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата политических наук Пикуль, Дмитрий Леонидович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ ДЕ МЕСТРА.

§ 1, Периодизация творчества и вопрос об эволюции взглядов де

Местра.

§ 2, Принципы и методы исследования политики в теории де Местра

ГЛАВА II.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ И ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА В ТЕОРИИ ПОЛИТИКИ ДЕ МЕСТРА.

§ 1. Концепция политического идеала.

§ 2. Принципы государственного устройства.

ГЛАВА III.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ТЕОРИИ ДЕ МЕСТРА.

§ 1. Модели государственной политики.

§ 2. Антигосударственная идеология и политическая революция.

 

Введение диссертации2005 год, автореферат по политологии, Пикуль, Дмитрий Леонидович

Актуальность диссертационного исследования

Актуальность исследования теории политики Жозефа де Местра (17531821) может быть обоснована как в научно-познавательном, так и в практико-политическом аспекте.

В практико-политическом аспекте актуальность исследования теории политики де Местра особенно ярко выражена в выходе на первый план в современном российском, европейском и даже мировом политическом процессе тех вопросов и проблем, которые являлись важной, если не базовой составляющей доктрины савойского мыслителя. Речь идет, прежде всего, о таких моментах, как анализ феномена революции. Конечно, мысли де Местра здесь «точкой отсчета» имели французскую революцию конца XVIII в., однако при постановке проблемы он стремился выйти на такую степень обобщения, которая позволила ему сделать ряд наблюдений, актуальных и для нынешнего времени.

Это было явно небезуспешным, если учесть, к примеру, что такие мыслители, как Н.Бердяев и П.Струве признавали прогностическую силу де Местра в отношении уже русской революции начала XX в. Стоит также отметить, что для современного политического процесса, в том числе и на постсоветском пространстве, в контексте т.н. «цветных» или «бархатных» революций, особенно важен поднятый де Местром вопрос о возможности управления революционным процессом.

Важным моментом в учении де Местра, не утратившим актуальность до сих пор, является также анализ роли религиозного фактора в политике. Потребность в данном анализе особенно обострилась в начале XXI в., прежде всего, в контексте все возрастающей геополитической важности процессов, связанных с исламским востоком и арабским миром. Де Местр, при этом, ь своих сравнительно-исторических штудиях напрямую касался вопросов данного региона. Понятно, впрочем, что эти его рассуждения могут и должны быть скорректированы с учетом требований времени при применении их на практике. Однако важен сам факт, что в своей концепции мыслитель принципиальное внимание уделяет взаимосвязи религии и политики и дает хороший урок политической анализа, предостерегая от того, чтобы забывать эту взаимосвязь, что, до некоторой степени, имело место в мировой политике к концу XX в.

Помимо этого можно отметить еще много аспектов, указывающих на практическую актуальность учения де Местра: анализ политических институтов, исследование роли идей в политике, указание на роль воспитания государственных служащих, рассмотрение феномена суверенитета государства и т.д. Но кроме этого представляется возможным обратить внимание еще и на тот факт, что де Местр по профессии своей являлся политическим советником государей, по сути, политологом до политологии. И хотя некоторые его идеи могут оспариваться, некоторые должны корректироваться, исходя из требований времени, тем не менее, можно утверждать, что он в полной мере своей жизнью и творчеством представляет ту модель следования идеалам политической науки, которая может оказаться небесполезной для современной, относительно молодой российской политологии.

Что касается научно-познавательного аспекта, представляется возможным утверждать, что в российской политической науке учение этого мыслителя изучено не до конца, ярким свидетельством чему служит тот факт, что на русский язык на данный момент переведены всего две его работы: «Рассуждения о Франции» и «Санкт-Петербургские вечера».

Между тем, отличительной чертой теории политики Жозефа де Местра является как раз системный характер, благодаря которому практически все его произведения увязываются в единый комплекс, который трудно разделить на части без ущерба для целого. Именно поэтому актуальной представляется задача комплексного исследования спектра трудов де Местра, в том числе и на французском языке, а также введение последних в исследовательское поле российской науки.

Представляется также необходимым обратить внимание на тот факт, что при изучении де Местра возникает довольно сложная проблема соотношения его учения с идеологией консерватизма. Он считается одним' ее основоположников, но при этом стоит учитывать, что его учение является, во-первых, более широким, выходящим за рамки любой идеологии, а во-вторых, оригинальным и самобытным, то есть достойным отдельного изучения, а не только через призму его вклада в консерватизм.

Важным свидетельством актуальности изучения де Местра может также служить тот факт, что в российской политологии до сих пор отсутствовало системное исследование и изложение именно его политической теории, которая, между тем, большинством ученых все-таки признается главным звеном его теоретических изысканий, среди которых, присутствует и философия, и теология, и масонские опыты и пр.

Таким образом, как с научно-познавательной, так и с практико-политической точек зрения на данный момент исследование теории политики Жозефа де Местра представляется актуальным.

Степень разработанности проблемы Говоря о степени разработанности, исследованности учения Жозефа де Местра, представляется необходимым различать российскую и западную науку. В последней степень изученности жизни и творчества мыслителя является более высокой. Это объясняется, прежде всего, более длительной историей исследований по де Местру. Представляется возможным кратко очертить ее основные вехи.

Изучение началось еще в XIX в. - уже тогда был ясен масштаб личности и важность доктрины мыслителя. Именно поэтому, к настоящему моменту западная наука в своем изучении смогла пройти все необходимые стадии - от простого накопления и «переработки» всего корпуса текстов де Местра (что закончилось изданием в 1884 г. в Лионе полного собрания сочинений, которые и поныне остается единственным и, соответственно, классическим) с параллельным установлением максимального числа фактов его биографии; через отчасти еще политические споры «критиков» и «апологетов» учения де Местра как идеологии (ориентировочно - до конца XIX - начала XX в.); к обобщающим и систематизирующим исследовательским трудам, полно излагающим, хотя и по-разному интерпретирующим учение де Местра (первая половина - начало второй половины XX в.); вплоть до детализирующих исследований и статей, которые раскрывают тот или иной еще неосвещенный, упущенный или малоисследованный аспект учения, факт биографии и т.п. (начиная с издания при Савойском университете периодического «Revue des etudes maistriennes», первый номер которого вышел в 1975 г.).

Наиболее полно данные этапы становления западного местроведения освещены в диссертации профессора Католического университета Любляны П.Матьяжевски, а также в его книге «Философия общества или идея человеческого единства согласно Жозефу де Местру»1. В ней проведен анализ нескольких сотен основных и второстепенных исследований, составивших классический корпус второисточников по многочисленным темам, связанным с учением данного мыслителя.

Повторное изложение этих источников на страницах данного исследования не представляется возможным, однако стоит обратить внимание на тот факт, что уже после выхода в свет книги П.Матьяжевски появились несколько новых работ по изучению де Местра. Так, особого внимания заслуживает довольно полная и, во многом, свободная от критических или наоборот апологетических замечаний биография де Местра, написанная Б.Микелем, также вышедшая в Париже в 2000 г .

Важным событием стал также выход в свет в декабре 2004 г. нового номера «Журнала местровских исследований» . В номере собраны статьи целого ряда видных исследователей, включая Ж.-Л.Дарселя,

1 Отрывки из книги доступны в Internet: http://vvvvvv.sabaudia.org/v2/dossiers/maistre/public3.php.

2 Bastien Miquel Joseph de Maistre un philosophe de tszar, Paris, 2000

3 «Revue des etudes maistriennes». развенчивающего теорию идеологической эволюции де Местра; Ж.Денизе, предпринимающего очередную попытку исследования де Местра как экономиста; Б.Тюрстона о философии языка де Местра; Ж.-И.Праншера, исследующего связь религии и политики в учении де Местра и устанавливающего связь его теории суверенитета с учением Ж.Бодена и пр„

Стоит отметить, что данному журналу принадлежит особая роль в процессе институционализации местроведения в западной политической науке. Журнал издается университетом столицы французского департамента Савойя, а замысел издания принадлежит его бессменному руководителю профессору Ж.-Л.Дарселю. Во многом благодаря его усилиям произошла систематизация уже наработанных исследований учения де Местра, а также появилась возможность последовательно изучения остающихся «белых пятен» по данной теме.

При этом работа ведется не только в рамках самого журнала, но также силами самого университета, а также Центра франко-итальянских исследований (CEFI), созданного на базе университетов Савойи и Турина, в котором существует отдельная программа по де Местру также во главе с Ж.-Л.Дарселем4.

Также следует отметить, что в архиве департамента Савойя находится основной архив Жозефа де Местра и его семьи, а на сайте департамента отдельный раздел уделен братья Жозефу и Ксавье де Местр5. Некоторая часть личных документов Жозефа де Местра также хранится в архивах Парижа и Турина.

Вторым по значимости центром местроведения можно считать канадский университет Манитобы. Заслуга в этом принадлежит, прежде всего, проф. Р.Лебрюну, который известен как один из лучших специалистов по исследованию связей учения де Местра с философскими учениями других

4 Информация о работе университета Савойи доступна на его сайте: http://www.univ-savoie.fr/Portail. Там же действует раздел CEFI: http://www.univ-savoie.fr/labos/cefi/.

5 Данный раздел доступен по адресу: http://www.sabaudia.org/v2/dossiers/maistre/public 1 .php. Информацию по архиву семьи де Местр можно найти по следующему адресу: http://www.sabaudia.org/v2/archives73/inventai/seriei/note-2J.htm. мыслителей (И.Канта, Д.Юма и др.). Его силами в Internet даже создана т.н. «Домашняя страница Жозефа де Местра»6.

В российской политической науке наследие де Местра изучено в меньшей степени, особенно остро стоит вопрос о необходимости систематизирующих исследований, проводящих комплексный анализ либо учения в целом, либо отдельных его аспектов: философского, политологического, теологического, экономического и др.

Тем не менее, в России де Местр пробыл 14 лет, поэтому неудивительно, что в дальнейшем творчество де Местра нашло свое отражение в работах самых разных представителей социально-политической мысли России. Прежде всего, принято упоминать следующие фигуры: П.Чаадаев, который во многом вдохновлялся мыслями де Местра из «Четырех глав о России»; Ф.Тютчев, Н.Катков; Н.Данилевский, чью концепцию культурно-исторических типов де Местр во многом предвосхитил в своей философии истории; К.Леонтьев, яркий представитель русского эстетического консерватизма, который также близок де Местру в ряде пунктов учения, включая критику современного состояния Европы; такие представители консервативной мысли, как К.Победоносцев и Л.Тихомиров; философ И.Берлин убежден, что де Местр оказал влияние на Л.Толстого; существуют исследования, доказывающие преемственность идей савойского мыслителя в работах Ф.Достоевского.

Краткий экскурс в историю влияния де Местра на представителей русской культуры сейчас можно найти в статье С.Хоружего, опубликованной п в журнале «Вопросы философии» .

В этом же номере содержится статья, или как она первоначально называлась, этюда Л.Карсавина «Жозеф де Местр», которая, до сих пор является одной из наиболее систематичных русских работ по де Местру. В то

6 Страница доступна по адресу: http://www.umanitoba.ca/faculties/arts/liistorv/maistre.htrnl.

7 С.Хоружий Карсавин и де Местр // Вопросы философии, №: 3, 1989. же время, следует отметить, что Л.Карсавин во многом опирался на современные ему французские исследования, прежде всего, Ж.Когордана.

Схожей стратегии придерживался и Н.Бердяев, также внесший свой вклад в исследование де Местра в России. В частности, он «перенес» в российское исследовательское поле результаты последних французских изысканий (Э.Дерменгема и Ж.Гойо) по теме масонства де Местра8.

Значительной, и до сих пор не утратившей исследовательской актуальности считается также статья В.Соловьева для XX т. «Энциклопедического словаря Брокгауза и Евфрона»9. вышедшего в 1897 г. в Санкт-Петербурге.

В целом, довольно значительное число русских философов конца XIX - начала XX в.в. высоко оценивали учение де Местра, хотя и не давая при этом систематического изложения его идей. Среди них можно упомянуть С.Франка, П.Новгородцева, А.Градовского, Б.Чичерина, а также П.Струве и П.Милюкова. При этом, однако, были попытки и отдельных исследований ряда аспектов творчества де Местра. В частности, еще до революции была заложена традиция исследования пребывания де Местра в России. Можно отметить работы А.Попова и М.Морошкина, затрагивающие проблему связи де Местра с иезуитами10.

В целом исследовательские работы того времени в России носили скорее характер изучения отдельных проблем в творчестве де Местра. Это видно, в частности на примере анализа мыслей де Местра о войне ученым М.Ревоном11; довольно критичной статьи историка А.Пыпина12; очерка политических идей де Местра А.Савины во втором номере «Вестника Европы» за 1900 г.

В советское время по идеологическим причинам внимание учению де Местра серьезно ослабло. Однако необходимо выделить две работы

8 Н.Бердяев Жозеф де Местр и масонство // Журнал Путь, 1926, №: 4. См. «Путь», М., 1992.

9 В. Соловьев О Жозефе Мари де Местре // Местр Ж. де Рассуждения о Франции, М., 1997

10 А.Попов Очерк из Посмертного сочинения об истории двенадцатого года // Русский архив, №: 6, 1892. М.Морошкин Иезуиты в России с царствования Екатерины 11 и до нашего времени, СПб, 1870.

11 Жозеф де Местр. Философия войны, М., 1897.

12 А.Пыпин Советы графа Ж. де Местра // Современник, №: 2, 1886

А.Шебунина, в которых он продолжил традицию исследования российского периода биографии де Местра, а также дал определенный очерк его взглядов13.

В постсоветское время начата попытка «институциализирования» исследований де Местра. Это отразилось, прежде всего, в появлении трех кандидатских диссертаций. М.Дегтярева14, широко используя французский материал современных исследований, продолжила традицию изучения периода пребывания де Местра в России, в частности, особый акцент сделав на участии сардинского посланника в придворных интригах, в том числе в деле отставки М.Сперанского. В дальнейшем М.Дегтярева опубликовала ряд статей по де Местру (большинство доступны в Internet), в которых раскрывает как ряд положений политической теории де Местра, так и продолжает транслирование и введение в российский «научный оборот» последних французских исследований.

Н.Полякова15 предприняла попытку обобщить сведения по влиянию де Местра на консервативное направление российской социально-политической мысли XIX в. В дальнейшем она также опубликовала ряд статей, затронув, в частности, проблемы соотношения политики и истории, а также понятия суверенитет в учении де Местра (доступны в Internet).

Г.Самуйлов16 в своей работе предпринял попытку системного изложения философской части учения де Местра, раскрыв ее как христианскую метафизику, неотделимую от политической составляющей его теории. На данный момент это исследование является одним из наиболее полных как в российской, так и в западной науке по данной теме.

Наконец, стоит отметить, что определенным событием в российском местроведении стало появление в 2001 г. сборника статей И.Берлкна

13 Европейская контрреволюция в первой половине XIX в., Л, 1925. М.Степанов Ж де Местр в России // Литературное наследство, т.т. 29-30., М.,1937. (М.Степанов - псевдоним А.Шебунина).

14 Консервативная адаптация Ж. де Местра : Автореф. дис. канд. ист. наук : 07.00.03 / Пермский гос. ун-т 1997.

15 Ж. де Местр и политическая философия русского консерватизма второй половины XIX в. : М.Н. Катков, Ф.И. Тютчев : Дис. канд. филос. наук : 09.00.10 1996.

16 Философский и социально-политический консерватизм Жозефа де Местра: Дисс. канд. филос. наук, М., МГУ, 2004.

Философия свободы», в которой содержится очерк «Де Местр и истоки фашизма», вносящий определенный вклад в вопрос политического прогнозирования де Местра.

Подводя итоги, можно отметить, что в российской политической науке существует традиция исследования отдельных тем, связанных с биографией де Местра: история его пребывания в России, связь с иезуитами, связь с масонством и др. В конце XIX - начале XX в.в. также была заложена традиция трансляции зарубежных исследований творчества де Местра в российское научное поле.

В постсоветское время были продолжены исследования российского периода в биографии мыслителя. Также были предприняты попытки раскрыть его влияние на представителей русской социально-политической мысли. Появилась также работа, дающая системное изложение философских взглядов де Местра. Стоит также отметить, что большинство из них, когда уделяют внимание политической теории де Местра, как правило, ограничиваются сведением ее к идеологии консерватизма

Таким образом, на данный момент степень разработанности проблемы комплексного исследования теории политики де Местра можно считать невысокой.

Цель и задачи исследования Целью данного исследования является проведение комплексного историко-политологического анализа теории политики Жозефа де Местра. Для этого представляется необходимым выполнение следующих задач:

• Проанализировать теоретико-методологические основания теории политики де Местра.

• Исследовать основные положения теории политики де Местра, связанные с пониманием им сущности, принципов и форм государственного устройства.

• Выявить основные аспекты понимания де Местром государственной политики: позитивный — построение моделей государственной политики; и критический - теория политической революции и анализ ее причин. источники и теоретико-методологические основы исследования Основными источниками для данного исследования стали работы самого Жозефа де Местра, как переведенные на русский язык, так и, в основном, доступные на данный момент только на французском языке. Наряду с теоретическими работами мыслителя использованы его политические записи, донесения, составленные на госслужбе, его переписка с современниками.

Второисточники, нашедшие отражение в данном исследовании можно разделить на две группы. Первую группу источников составили работы русских и зарубежных ученых по различным темам учения де Местра. Среди них можно выделить произведения Ж.-Л.Дарселя, П.Матьяжевски, П.Генифе Р.Лебрюна, Б.Микеля, О.Виата, Э.Дерменгема, Ж.Гойо, а также философов Л.Карсавина, Н.Бердяева, современных исследователей М.Дегтяревой, Н.Поляковой, Г.Самуйлова.

Вторая группа источников представлена работами по различным аспектам теории политики, а также произведениями, раскрывающими сущность консерватизма, родоначальником которого считается Жозеф де Местр. Среди них можно выделить исследования В.Шамшурина, В.Семенцова, Е.Шацкого, а также М.Вебера, С.Франка, В.Эрна.

Методологическую основу диссертационной работы составили как общенаучные методы, в частности, системный анализ, так и принципы историко-политологического исследования. Принцип историзма положен в основу периодизации биографии мыслителя. При изложении основ государственного устройства по де Местра использованы метода анализа и синтеза, обобщения и аналогии. Метод моделирования и принцип реконструкции являются основными при анализе моделей государственной политики по де Местру, а также при анализе феномена революции.

Научная новизна исследования Исследование представляет собой одну из первых в отечественной политической науке попыток проведения системного анализа теории политики де Местра. Ряд положений и выводов диссертации содержат научную новизну:

• Введен в научный оборот ряд забытых и малодоступных политических произведений де Местра.

• Предложен авторский вариант периодизации жизни и творчества де Местра.

• Комплексно выявлены методологические основания теории политики де Местра.

• Проведены анализ и систематизация таких значимых разделов политического учения де Местра, как концепция политического идеала и принципы государственного устройства.

• Выявлено системное понимание де Местром государственной политики: в сфере анализа основных ее моделей, с одной стороны, и в сфере связи антигосударственной идеологии с политической революцией, с другой.

Положения, выносимые на защиту По итогам исследования, на защиту выносятся следующие положения:

• Теория политики де Местра является целостной системой, в основу которой положены четко верифицируемые методологические принципы, а ее главные элементы органично и последовательно развивались на всем протяжении творчества мыслителя, составляя единую политологическую концепцию.

• Теория политики де Местра носит выраженный государствоцентричный характер, поскольку ее центральным звеном является понимание сущности, принципов и форм государства.

• Теоретические положения де Местра относительно государственнсгс устройства органично дополняются анализом практической политики: рассмотрением моделей государственной политики и выявлением взаимосвязи между антигосударственной идеологией и политической революцией.

Апробация диссертационной работы

Диссертация обсуждалась на заседании кафедры истории социально^ политических учений философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова и была рекомендована к защите. Положения диссертации отражены автором в научных публикациях.

Структура диссертационной работы

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Теория политики Жозефа де Местра"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенной работы представляется доказанной рабочая гипотеза исследования, в соответствие с которой анализ политики де Местром является полноценной, оригинальной политологической теорией. При этом предпринята попытка изложения теории политики как таковой, вне предзаданного сведения ее только к идеологии консерватизма.

В первой главе была выполнена такая задача исследования, как анализ теоретико-методологических основ политического учения мыслителя. Применительно к данному учению введен в научный оборот термин «метаполитика», демонстрирующий метод де Местра, в соответствие с которым, в основание большинства политических феноменов полагается религиозный принцип. Продемонстрирован второй важнейший метод анализа политических институтов мыслителем, в соответствие с которым, любая политическая теория должна строиться на обширной основе исторический фактов. Де Местр выражает этот принцип определением истории как экспериментальной политики.

Также в данной главе уточнена периодизация творчества мыслителя. Выделены периоды: дореволюционный (или шамберийский), первый эмиграционный, второй эмиграционный (или российский) и туринский; Проанализирована динамика идей де Местра, основные произведения каждого периода.

На основе проделанной работы сделан вывод о системном единстве теории политики де Местра, представляющей комплекс взаимосвязанных идей, предзаданных уже в первых произведениях и органично развивавшихся на всем протяжении творчества. Исходя из этого определен как некорректный тезис о линейной эволюции теории политики Жозефа де Местра от либерализма юности к консерватизму и ригоризму.

Во второй главе выполнена задача исследования основных теоретико-политологических положений де Местра. Доказано, что теория политики мыслителя носит государствоцентричный характер. В соответствие с этим проанализировано понимание де Местром сущности государства и принципов государственного устройства.

Показано, в частности, скептическое отношение мыслителя к любой априорной типологии форм правления. Продемонстрирована связь этого убеждения с пониманием политического идеала. Де Местр формулирует главное правило правлений, которое гласит, что не существует уникальной формы правления для всех государств и народов, для каждого хороша та, которая естественным образом взрастает на его почве.

Тем самым показана важность исторического принципа для построения де Местром своей политической теории. Выделены и иные критерии оценки человеческих обществ и их политических форм: стабильность правления, возможность культурного расцвета.

Также в данной главе реконструирован ряд теорий де Местра: теория суверенитета, теория конституций, теория институтов. В своей теории суверенитета де Местр спорит с договорной концепцией государства, а опирается, прежде всего, на понимание Аристотелем человека как существа политического, а также на новозаветные высказывания, в частности апостола Павла, о богоустановленности любой земной власти.

В теории конституций де Местр разделяет позитивное (писаное) и конституционное (неписаное) право, следуя при этом традиции диалектики нравов и законов, заложенной еще Платоном и продолженной, в том числе, Макиавелли.

В теории институтов особо выделяется поиск религиозного принципа в их основании, являющегося залогом из стабильности и длительности во времени.

В итоге, во второй главе доказывается, что религиозный принцип имеет особой значение для теории политики де Местра. Он закладывается в основу государства, иных институтов и политических феноменов. Тем самым подтверждается важность метаполитического. принципа для де Местра: исследования религиозных основ политики.

После анализа принципов государственного устройства по де Местру, в следующей, третьей главе рассматривается понимание мыслителем политики как процесса. Прежде всего, внимание уделено моделям государственной политики: реформы и традиции, иерархии и социальной мобильности, воспитания и науки.

Показано, что де Местр в своей теории политики отказывается от увязывания понятия реформы с понятием инновации, но тесно сближает его с понятием традиции. Тем самым он, в некотором роде, отбирает уникальное право на понятие реформы у идеологов новаторства, и придает ему строгий консервативный оттенок, опираясь при этом, во многом, на тезисы Платона, а также на средневековую философскую мысль.

Рассматривая модели иерархии и социальной мобильности, показано, что де Местр стремится к их балансу, отказываясь от какого-либо «преувеличения» значимости одной или другой. В своем анализе данной модели мыслитель также серьезно приближается к тому, что в дальнейшее f политической науке получит название теории элит.

Такого же баланса де Местр требует и в соотношении воспитания и науки. Основная мысль де Местра здесь также схожа с идеями Макиавелли: наука важна, однако главенство в государственной политике принадлежит воспитанию добродетелей дворянства.

Если модели государственной политики представляют собой позитивный аспект теории политики де Местра, то феномен революции - ее критический аспект. Тем самым демонстрируется понимание де Местром политики как противоречивого процесса.

В данной главе также реконструируется анализ источников революции де Местром, которые он видит в антигосударственной идеологии. Он находит принципиальное единство в разлагающем воздействии на авторитет таких ее, казалось бы, разных форм, как протестантизм, иллюминизм, религиозное сектантство и пр. Все это вместе де Местр увязывает с рационалистической направленностью европейской эпистемологии, начиная с эпохи Бэкона и Лютера, и заканчивая эпохой просвещения.

В анализе собственно революции де Местр во многом опирается на теорию провиденциализма французского теолога Боссюэ. Важными источниками для де Местра также являются трактаты Сенеки и Плутарха, а также рассуждения Оригена, из которых он черпает основы для своей теории искупительной жертвы, связанной с объяснением масштабности бед, приносимых революцией, в том числе и людям, которые кажутся невинными.

Таким образом, конечно, следует принимать во внимание, во-первых, критику де Местром современных ему рационалистических теорий, во-вторых, его опору на обширный круг источников в истории политических учений. Однако критически осмысляя современные ему концепции, а также умело используя «мудрость древних», де Местр выстраивают свою оригинальную теорию политики.

Он базирует ее одновременно на фундаменте метаполитики или религиозного принципа и фундаменте сравнительно-исторических исследований конкретных обществ. Он значительное внимание уделяет принципам устройства и функционирования государства, но не менее важным для него является понимание политики как противоречивого процесса.

Тем самым, представляется достигнутой поставленная цель данного исследования: проведен комплексный историко-политологический анализ теории политики Жозефа де Местра.

Вместе с тем, в ходе работы был затронут ряд положений, которые могут быть более подробно и систематично исследованы в дальнейшем. В частности, речь идет об экономических взглядах де Местра. Они представляются довольно оригинальными и носящими направленность, которая на современном языке может быть названа «либеральной». В итоге, необходимым образом может быть дополнено распространенное представление о де Местре как об идеологе консерватизма.

Значительный «пласт» для исследований представляет теория языка де Местра, которая также дополняет его политические воззрения в части анализа институтов и проблемы метаполитики.

Наконец наиболее актуальным направлением для дальнейших исследований представляется выявление предшественников де Местра в части построения его политической теории. Речь идет как о поиске конкретных персоналий, так и о реконструкции происхождения «корпуса идей», положенных де Местром в основу своей теории политики.

 

Список научной литературыПикуль, Дмитрий Леонидович, диссертация по теме "Теория политики, история и методология политической науки"

1. Абрамов В.Н. Основные идеи концепции «нравственного порядка» политической философии Эдмунда Берка // Политическая мысль и политическое действие, М., 1987.

2. Бакунин М.А. Письмо С.Г.Нечаеву от 2 июня 1870 г. // Бакунин М.А. Избранные сочинения, Пг-М., 1920.

3. Бердяев Н.А. Жозеф де Местр и масонство // Путь, М., 1992.

4. Бердяев Н.А. Новое средневековье, М., 1990.

5. Бердяев Н.А. Размышления о русской революции И Бердяев Н.А. Holoc средневековье, М., 1990.

6. Бердяев Н.А. Философия неравенства // Бердяев Н.А. Судьба России, М., Харьков, 1998.

7. Берк Э. Защита естественного общества // Эгалитаристские памфлеты в Англии середины XVIII в., М., 1991.

8. Берк Э. Правление, политика и общество. М., 2001.

9. Берк Э. Размышления о революции во Франции, London, 1992.

10. Берлин И. Де Местр и истоки фашизма // Берлин И. Философия свободы, М., 2001.11 .Бурдъе П. Исторический генезис чистой эстетики. Эссенциалистский анализ и иллюзия абсолютного // НЛО, 2003 г, №: 60.

11. Бэкон Ф. Сочинения в 2-х т.т. М. 1977-1978.

12. Вебер М. Политика как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения, М., Прогресс, 1990.

13. Виат О. Граф Жозеф де Местр // Местр Ж. де Санкт-Петербургские вечера, СПб., 1998 г.

14. Вергилий Георгики // Вергилий Собрание сочинений, СПб., 1994.

15. Вергилий Энеида, кн. VI. // Вергилий Собрание сочинений, СПб., 1994.

16. Волков А.А. Курс русской риторики, М., 2001.

17. Галкин А.А., Рахишир П.Ю. Консерватизм в прошлом и настоящем" О социальных корнях консервативной волны, М., 1987.

18. Гарбузов В.Н. Консерватизм: понятие и типология (историографический обзор) // Полис, 1995, №: 4.

19. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии, кн.1 // Гегель Г.В.Ф. Собрание сочинений, t.IX, М., 1932.

20. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа, М., 2000.i

21. Гегель Г.В.Ф. Философия духа // Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук, т.З, М., 1864.

22. Генифе П. Рассуждения о Франции Ж. де Местра и Французская революция // Французский ежегодник 2003: Правые во Франции, М., 2003.

23. Гомер Одиссея // Гомер Илиада. Одиссея, М., 1996.

24. Гусев В.А. Консервативная политология Ивана Ильина // Социс, 1992, №: 4.

25. Гусев В.А. Консервативные идеологии // Социс, 1994, №: 11.

26. Данте Алигьери Божественная комедия, М., 1998.

27. Дарсель Ж.-Л. Местр и революция // Местр Ж. де Рассуждения о Франции, М., 1997.

28. Дегтярева М.И. Жозеф де Местр и русская общественная мысль XIX века, Обзор монографий // http:// knowledge.isiTas.ru.

29. Дегтярева М.И. Консервативная адаптация Ж. де Местра: Автореф. дис. канд. ист. наук : 07.00.03 / Пермский гос. ун-т, 1997.31 .Дегтярева М.И. Консервативная эволюция Жозефа де Местра // Французский ежегодник 2003: Правые во Франции, М., 2003.

30. Декарт Р. Рассуждения о методе, М., 1953.

31. Длсивелелгов А.К. Никколо Макиавелли // Творцы итальянского возрождения в 2-х кн., кн. 2., М., 1998.

32. Зеньковский В.В. История русской философии, Ленинград, 1991.

33. Карсавин Л.П. Жозеф де Местр // Вопросы философии, 1989, №: 3.

34. Консерватизм как течение общественной мысли и фактор общественного развития («круглый стол») // Полис, 1995, №: 4.

35. Консерватизм в России («круглый стол») // Социс, 1993. №: 1.

36. Консерватор: эксперт, гражданин, правитель. Государство, общество,частная жизнь, познание («круглый стол») // Вестник Московскогоуниверситета, серия 12: Политические науки, 1995, №: 4.

37. Коплстон Ф. Ч. История средневековой философии, М., 1997.

38. Къеркегор С. Болезнь к смерти // Къеркегор С. Страх и трепет, М., 1998.

39. Кузнецов В.Н, Мееровский Б.В, Грязное А.Ф. Западноевропейская философия XYIII века, М., 1986.

40. Лосев А.Ф. История античной эстетики, т.6 Софисты. Сократ. Платон, М., 1969.

41. Макиавелли Н. Государь, СПб., 1997.

42. Макиавелли Н. История Флоренции // Сочинения; СПб, 1998.

43. Макиавелли Н. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия // Государь, СПб., 1997.

44. Мангейм К. Идеология и утопия // Утопия и утопическое мышление М, 1991.

45. Мангейм К. Консервативная мысль // Мангейм К. Диагноз нашего времени, М., 1994 .

46. Местр Ж. де Рассуждения о Франции, М., 1997.

47. Местр Ж. де Санкт-Петербургские вечера, СПб., 1998.

48. Местр Ж. де. Пять писем об общественном образовании в России // http://teacher.rio.ru/news.php'?n=19556&c=1441

49. Местр К. де Путешествие вокруг моей комнаты, М., 2003.

50. Монтескье Ш.-JI. О духе законов М., 1999.

51. Новалис Христианство и Европа // Гимны к ночи М., 1996.

52. Новгородцев П.И. Об общественном идеале, М., 1991 .

53. О'Брайен К. Манифест контрреволюции // Берк Э. Размышления о революции во Франции, М., 1993.

54. Платон Государство // Платон Собрание сочинений в 4-х т.т., т. 3, М., 1994,

55. Платон Законы // Платон Государство. Законы. Политик, М., 1998.

56. Платон Парменид // Платон Собрание сочинений в 4-х т.т., т. 2, М., 1993.

57. Платон Пир // Платон Собрание сочинений в 4-х т.т., т. 2, М., 1994,

58. Платон Политик // Платон Государство. Законы. Политик, М., 1998.

59. Плутарх Избранные жизнеописания, М., 1987.

60. Плутарх Моралии. Почему Божество медлит с воздаянием, перевод и комментарий Л.А.Ельницкого // Вестник древней истории, 1979, № 1,2.

61. Полякова Н.В. Ж. де Местр и политическая философия русского консерватизма второй половины XIX в. : М.Н. Катков, Ф.И. Тютчев, Дис. . канд. филос. наук : 09.00.10 1996.

62. Полякова Н.В. О роли «экспериментального метода» в политико-философской системе Ж. Де Местра, СПб., Серия Symposium, Выпуск №: 12.

63. Рахшмир П.Ю. Проблемы западно-европейского консерватизма в современной буржуазной историографии, М. 1982.

64. Рахшмир П.Ю. Эволюция консерватизма в новое и новейшее время // Новая и новейшая история, 1990, №: 1.

65. Руссо Ж.-Ж. Об Общественном договоре. Трактаты, М., 1998.

66. Самуилов Г.Н. Философский и социально-политический консерватизм Жозефа де Местра, Дис. . канд. филос. наук: 09.00.03; М., МГУ, 2004.

67. Санктис Ф. де Макиавелли // Макиавелли Н. Сочинения, СПб, 1998.

68. Семенцов B.C. Проблема трансляции традиционной культуры на примере судьбы Бхагавадгиты // Восток-Запад. Исследования. Переводы. Публикации, М., 1988.

69. Сенека Луций Аней Философские трактаты, СПб., 2001.

70. Синченко Г. Ч. Столетие русской философии права // Вестник Омского университета, 1998., вып. 1.

71. Смирное Ф. Ксавье де Местр. заметки переводчика // Местр К. де Путешествие вокруг моей комнаты, М., 2003.

72. Соловьев В. С. О Жозефе Мари де Местре И Местр Ж. де Рассуждения о Франции, М., 1997.

73. Соловьев Э.Г. У истоков российского консерватизма // Полис, 1997, №: 3.

74. Степанов М Ж де Местр в России // Литературное наследство, т. 2930, М.1937.

75. Субкоманданте Маркое Другая революция, М., 2002.

76. Кн. Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии, М., 1997.

77. Тынянов Ю.Н. Пушкин // http://puslildn.niv.ru/text/text.pl?25

78. Утопия и утопическое мышление, М., 1991.

79. Фагэ Э. Политические мыслители и моралисты первой трети XIX веха, М, 1900.

80. Филиппова Т.А. Мудрость без рефлексии (консерватизм в политической жизни России) // Кентавр, 1993, №: 6.

81. Флоренский П.А. Смысл идеализма // Флоренский П.А. Сочинения, т.3(2)., М., 2000.

82. Франк С.Л. Духовные основы общества, М., 1992.

83. Франк C.JI. Ересь утопизма // Квинтэссенция. Философский альманах 1991 г., М., 1992.8в. Хоружий С.С. Карсавин и де Местр // Вопросы философии, 1989 , №: 3.

84. Чичерин Б.Н. История политических учений, М, 1902, ч. 5.

85. Чудинов А.В. Э.Берк и современные реинтерпретации Великой Французской революции // От Просвещения к революции, М., 1990.

86. Шамшурин В.И. Учение Э.Берка о человеке и обществе. Идейные истоки неоконсерватизма//Социс, 1991, №: 6.

87. Шацкий Е. Утопия и традиция, М., 1990.

88. Шебунин А.Н. Европейская контрреволюция в первой половине XIX в., Л., 1925.

89. Эрн В. Ф. Верховное постижение Платона // Эрн В. Ф. Сочинения, М., 1991.

90. Bastien М. Joseph de Maistre un philosophe de tszar, Paris, 2000.

91. BayleF. Les idees politiques de Joseph de Maistre, P., 1945.

92. Darcel J.-L. «La conversion» de J. de Maistre (1789-1791): a propos de notes marginales attribuees a J. de Maistre // Ail. Hist, de la Rev. fr., P., 1978, An. 50, 1971, №: 231, p. 81-90.у

93. Darcel J.-L. Presentation // Maistre J. de Ecrits sur la revolution, P., Presses Universitaires de France, 1989.

94. Dermenghem E. J. de Maistre mystique, P., 1946.

95. Descotes F. Joseph de Maitre avant la Revolution. Souvenirs de la societe d'autrefois, 1753-1793, P., 1893.

96. Joseph de Maistre esquisse biographique // http://www.umanitoba.ca/faculties/arts/history/links/maistre/fnnaistrebio.ht nil

97. Lebrun R. Joseph de Maistre et Malebranche // Revue des etudes maistriennes, 1990.

98. Maistre J. de De la souverainete du peuple, P., 1992.

99. Maistre J. de Discours a Madame la marquise de. Costa I I http://gallica.bnf.fr/scripts/catalog.php?MA=MAISTRE%20JOSEPH

100. Maistre J. de Du Pape, Geneve, 1966.r

101. Maistre J. de Ecrits sur la revolution, P., 1989.

102. Maistre J. de Essai sur le principe generateur des constitutions politiques et d'autres institutions humaines, Lyon, 1833.

103. Maistre J. de Examen d'un ecrit de J.-J.Rousseau sur l'inegalite des conditions // http://gallica.bnf.fr/scripts/catalog.php?MA=MAISTRE%20JOSEPH

104. Maistre J. de Examen de la philosophic de Bacon, Paris-Lion, 1836.

105. Maistre J. de Lettres d'un royaliste savoisien a ses compatriotes // Maistre J. de Ecrits sur la revolution, P., 1989.

106. Maistre J. de Lettres sur l'Inquisition espagnole // http://cage.rug.ac.be/~dc/Literature/JMIE/

107. Maistre J. de Quatre chapitres inedits sur la Russie, P., 1859.

108. Maistre J. de Trois fragments sur la France // Maistre J. de Ecrits зиг la revolution, P., 1989.

109. Madouvas Y. Joseph de Maistre, lecteur de Kant // Revue des etudes maistriennes, 12/1996, pp. 9-64.r

110. Matiaszewsky P. Etat des recherches et tendances des etudes maistriennes 11 http://www.sabaudia.org/v2/dossiers/maistre/recherches.htm

111. Matyaszewski P. La philosophie de la societe ou Г idee de la unite humaine selon Joseph de Maistre, Lublin. 2002.r

112. Triomphe R. Joseph de Maistre. Etude sur la vie et sur la doctrine d\un mat6rialiste mistique, Geneve, 1968.

113. Vermale F. J. de Maistre emigre, Chambery, 1927.

114. Содержание полного издания в 14-ти томах трудов Жозефа де Местра. Лион.1884-1889). Изданно Эманюэлем Biitt.

115. Tome III: De l'Eglise gallicane (1818), Lettres sur l'Inquisition espagnole (1815). Tome IV: Soirees de Saint-Petersbourg (1809-1821) six premiers entretiens.g) A

116. Tome V: Soirees de Saint-Petersbourg suite., Eclaircissement sur les sacrifices (1810). Sur les delais de la justice divine (1816).

117. Montagnole a ses concitoyens (1795), Discours du citoyen Cherchemot (1799),

118. Bienfaits de la revolution fran9aise (1795), Son Eminence le cardinal Maury1799), Examen d'un ecrit de J.-J. Rousseau (1795).

119. Tome VIII: Observations critiques sur une edition des Lettres de Madame de

120. Sevigne (1806), Reflexions sur le protestantisme dans ses rapports avec la

121. Rasoumovsky sur l'education publique en Russie (1810), Observations sur le

122. Tome IX: Correspondance (1786-1805). Tome X: Correspondance (1806-1807). Tome XI: Correspondance (1808-1810). Tome XII: Correspondance (1811-1814). Tome XIII: Correspondance (1815-1816). Tome XIV: Correspondance (1816-1821).