автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему:
"Трагическая Америка" в романах Джойс Кэрол Оутс.

  • Год: 1989
  • Автор научной работы: Нартыев, Нурмухамед Нурягдыевич
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.05
450 руб.
Диссертация по филологии на тему '"Трагическая Америка" в романах Джойс Кэрол Оутс.'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Нартыев, Нурмухамед Нурягдыевич

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ГЕНЕЗИС ТРАГИЧЕСКОГО МИРООЩУЩЕНИЯ В РАННЕМ

ТВОРЧЕСТВЕ ДЖ.К.ОУТС.

1. Концепция трагического в теоретических трудах Оутс.

2. "Американская мечта" и трагедия Уолполов /"Сад радостей земных"/.

3. В вакууме бездуховности /"Шикарные люди"/.

4. Хроника трагедии капиталистического города /"Те"/.

ГЛАВА II.НОШЕ АКЦЕНТЫ ТРАГИЧЕСКОЙ ОТЧУЖДЕННОСТИ В

РОМАНАХ ДЖ.К.ОУТС 70-Х - 80-Х ГОДОВ.

1. Трагический путь самоутверждения /"Страна чудес", "Делай со мной что захочешь"/.

2. Политический ракурс "американской трагедии" /"Ангел света", "Мария: жизнь"/.'.

 

Введение диссертации1989 год, автореферат по филологии, Нартыев, Нурмухамед Нурягдыевич

Творчество современной американской писательницы Джойс Кэрол Оутс /род. в 1938 г./ - многосторонний и во многом неоднозначный процесс, в ходе которого проявились сильные и слабые стороны романистки, ее достижения в области реалистического письма. Произведения Оутс известны читателям многих стран мира, в том числе, и Советского Союза /на русский язык переведены три романа - "Сад радостей земных" /1967/, "Делай со мной что захочешь" /1973/ и "Ангел света" /1981/1. С самого начала художественного становления Дж.К.Оутс проблема трагизма, пронизывающего все уровни американской жизни, определилась как доминирующая в ее творчестве. Коррупция, насилие, взаимная отчужденность людей как неотъемлемые черты современной капиталистической Америки, являются основным объектом изображения талантливого прозаика.

Проблема "трагической Америки", ставшая одной из определяющих в творчестве Оутс, возникает в американской литературе на рубеже XIX и XX веков, когда кричащие противоречия национального империализма обостряются до предела. В этих условиях все более ощутимым становится кризис "американской мечты", растление личности и ее обреченность в капиталистическом мире. Американские писатели-реалисты разных эпох, каждый по-своему неповторимо, решали проблемы трагических конфликтов и коллизий, коренящихся в буржуазной природе "демократических" Соединенных Штатов. Этот вопрос имеет свой генезис и свою эволюцию. В рамках настоящей работы мы не в состоянии подробно рассмотреть все узловые моменты этого процесса. И все же есть Годы указываются по американским изданиям. необходимость исследовать данную проблему в контексте развития реалистического романа США.

Одним из тех, кто сумел подняться до широких обобщений в художественном анализе "трагической Америки", был Т.Драйзер, реалистические традиции которого были продолжены его преемниками. Уже в ранних своих произведениях выдающийся мастер разворачивает исследование трагических закономерностей американской жизни, которые заняли важное место в творчестве его непосредственных литературных предшественников - Фуллера, Крей-на, Гарленда и других. Драйзер становится первым писателем-реалистом, поставившим трагические проблемы американской жизни во всей их обнаженности. В "Сестре Керри" и последующих произведениях Драйзеру удалось показать главные противоречия действительности США эпохи империализма. Характерной чертой романов писателя-реалиста является рассмотрение в них трагической судьбы личности на широком социальном фоне. Глубокое сочувствие угнетенным массам, демократизм - вот те черты мастерства Драйзера, что были унаследованы писателями-реалистами других эпох.

Американская трагедия" Драйзера определила магистральную линию развития темы трагизма в реалистическом романе 20-х годов. Она была подхвачена целой плеядой таких классиков американской литературы, как С.Льюис, Э.Синклер, Ф.С.Фицджеральд. Первая мировая война и ее последствия вызвали глубокие изменения в художественном сознании писателей-реалистов буржуазной Америки. Прогрессивный американский критик В.В.Брукс отмечал, что "в общем порицании "американского образа жизни" не было ничего заговорщического, не было никакого сговора. и тем не менее романисты и поэты, драматурги и критики из каждого уголка страны, казалось, видели главным образом отрицательные стороны в "джунглях", в "водовороте", в самодовольной, в исключительно скучной, в обуянной страстью к деньгам стране, которую они знали" /212, с.166/. Именно в 20-е годы бурно развивающийся критический пафос американских писателей приобрел новое звучание. Все более стабильным становилось ощущение трагизма буржуазного мира. В числе тех, кто выступил во всю мощь протестующего голоса против реакционной сути послевоенной Америки, стал Э.Синклер. В своих лучших пролетарских романах "Король Уголь" /1917/, "Джимми Хиггинс" /1919/ и "100 %. Биография патриота" /1920/ писатель поставил важнейшие вопросы современной ему Америки. Несмотря на некоторую ограниченность реформистских взглядов Синклера, он является ярким представителем той плеяды критических реалистов, которых интересовали в первую очередь причины трагической неустроенности жизни бедных кварталов индустриальных городов. Вслед за Э.Синклером выдающимся мастером трагических полотен американской действительности 20-х годов стал С.Льюис. Критические тенденции в его творчестве приобретают еще большую определенность после Октябрьской революции.

Под воздействием идей Октября были написаны романы "Главная улица" /1920/, "Бэббит" /1922/ и "Мартин Эрроусмит" /1925/, в которых больше, чем в других произведениях, предстала Америка без прикрас. Считая себя прямым наследником Драйзера, Льюис писал в этой связи: "Сомневаюсь, чтобы без первооткрывателя Драйзера кто-нибудь осмелился писать жизнь такой, какова она есть, всю ее красоту и весь ужас /подч. автором. - Н.Н./, разве что кому захотелось бы очутиться за решеткой" /237, с.466/.

Своеобразным подходом к проблемам "трагической Америки" отличается творческий путь Ф.С.Фиццжеральда. Советский литературовед Я.Н.Засурский так определил основну вдейную направленность произведений Фиццжеральда 20-х годов: "В этом глубоком ощущении социальных аспектов американского общества и тесной связи социальной и морально-этической сторон основного его конфликта, порождающего американские трагедии - главный пафос раннего творчества Фиццжеральда" /82, с.193/. Согласно Фиццжераль-ду главный источник трагедии Америки заключается в духовном убожестве богатых, отсутствии в них человечности. Именно с такой позиции следует рассматриваэь проблематику лучшего романа Фицджеральда "Великий Гэтсби" /1925/, о котором английский литературовед К.Кросс сказал: ". это один из очень немногих действительно трагических романов этого века" /215, с.53/. Немаловажен тот факт, что роман Фицджеральда был опубликован одновременно с "Американской трагедией" Драйзера, и оба произведения развивали схожие вдеи, связанные с ощущением зыбкости капиталистического мира и верой в его близкое крушение.

Традиции Драйзера были унаследованы и лучшими представителями критического реализма 30-х годов, которые во главу своего художественного мироощущения поставили осознание трагической неустроенности американского общества. В этот период самой очевидной чертой американской реалистической литературы становится более частое обращение писателей к проблемам социального плана, рассмотрение источников трагического положения неимущих слоев Америки.

В 30-е - 40-е годы особую тональность приобретает многоплановое творчество такого мастера слова, как Э*Хемингуэй. Не случайно известный советский литературовед В.Н.Богословский характеризует данный этап в творческом самоопределении писателя как "умение передать богатство чувств, трагическое /подч, нами.

Н.Н./, социально и психологически насыщенное содержание через внешне обыденный факт" /37, с.204/. Совершенно справедливо одно из важнейших произведений 30-х годов "Снега Килиманджаро" В.Н. Богословский называет "трагической повестью" /37, с.207/. Проблема "трагической Америки" решается в творчестве Хемингуэя и в контексте антивоенной и антифашистской тематики, которая особенно отчетливо прочитывается в романе "Иметь и не иметь" /1937/, ставшем первой книгой, разрабатывающей социальные вопросы глобального характера.

Антифашистская тема стала одной из ключевых в произведениях тех писателей, которые выступили против политики изоляционизма, проводимой правящими кругами США. В этом смысле книга С.Льюиса "У нас это невозможно" /1935/ явилась предостережением тём, кто не видел опасности фашизма в Америке. Роман пронизан ожиданием катастрофы, которая и разразилась в стране в послевоенное время.

С новой силой проблема "трагической Америки" встала на страницах произведений писателей-реалистов 60-х годов. В это время завершает свой творческий путь У.Фолкнер, лучшие романы которого доказывают плодотворность традиций реалистического письма Т.Драйзера. Недаром, подводя итоги работы над романной серией, Фолкнер назвал Драйзера одним из своих учителей. Фолкнер раскрыл правду трагической послевоенной Америки, и эту правду подхватила группа писателей, принадлежащих к южной школе американского романа - Р.П.Уоррен, К.Маккаллерс, Т.Капоте. После эпохи засилья конформизма 50-х годов их голоса стали приобретать гневные интонации протеста против тупика, в который зашла американская художественная мысль. К этим голосам присоединились Д.Стейнбек, Д.Сэлинджер, Д.Апдайк, другие писатели, многие из которых уже в течение нескольких десятилетий несут своими произведениями правду "трагической Америки".

Среди многоголосицы творческой мысли вот уже более двадцати лет звучит непохожий на другие, оригинальный и чуждый любого рода эпигонства, голос Джойс Кэрол Оутс. Впитав то лучшее, чем отличались американские писатели-реалисты предшествующих эпох, Дж.К.Оутс создала свой яркий и неповторимый художественный мир. Своеобразие его заключается прежде всего в выделении писательницей трагических линий человеческой судьбы в большом капиталистическом городе, беспристрастном показе всеобщей отчужденности и духовной изоляции. Отсюда и столь частая констатация критиками связи творчества Оутс с экзистенциалистским мироощущением.

Отчуждение личности в современном буржуазном обществе стало лейтмотивом творчества целого поколения американских прозаиков. В работе прогрессивного американского критика-марксиста С.Финкелстайна указывается на присутствие экзистенциалистских тенденций в послевоенном творчестве Д.Дос Пассоса, У.Фолкнера, У.Стайрона, Д.Апдайка. Он пишет: "Отчуждение стало в значительной мере не только предметом творчества американских писателей, но и манерой, стилем письма" /194, с.260/.

Советское литературоведение, отмечая подобные отголоски экзистенциалистского сознания в произведениях романистки, все же не принимает их за точку отсчета ее художественного роста. Совсем иначе воспринимаются произведения Оутс в литературоведении США. Главное, что их объединяет - желание свести к минимуму реалистическую направленность творчества писательницы и безоговорочно отнести ее в лагерь литературы иного плана.

Американский критик М.К.Грант в труде "Трагическое видение

Джойс Кэрол Оутс" стремится приблизить творческий метод романистки к художественному видению Ф.Кафки. Автор работы пытается доказать, что у Оутс больше оснований быть причисленной к писателям трагического мироощущения, потому что "тогда как Кафка не верит в трагедию, Оутс верит" /219, с.117/. Грант вводит романистку в "традицию трагического", несмотря на непризнание ее героев "истинно трагическими характерами".

Многие американские литературоведы справедливо относят к писательским удачам Оутс создание трилогии "Сад радостей земных", "Шикарные люди", "Те". Рассматривая эти произведения, критик Д.Люро останавливается на характеристике романа "Те", где он видит "непредсказуемую жестокость, которая угрожает в любой момент войти в жизнь. Разворачивающийся на фоне войны, убийств, жестокой и неизбежной смерти, роман "Те" бесстрастно раскрывает моральную безответственность двух поколений. Это необычный и страшный роман" /222, с.18/. Обращает на себя внимание тот факт, что критик не усматривает социальных задач произведений Оутс, а лишь констатирует обилие трагических сцен.

Фундаментальный труд, посвященный жизни и творчеству Дж.К. Оутс, создан Д.Крейтон. Американская исследовательница многостороннего творчества Оутс делает особый упор на натуралистические детали ее романов, в частности, "Сада радостей земных". Но наиболее типичным произведением, построенным по канонам натурализма, Крейтон считает роман "Те". Критик пишет: "Большинство читателей относят Оутс к традиции американского натурализма, что понятно в отношении тематики и метода. Раннее творчество Оутс, в частности, детализируя ужасную, дегуманизирован-ную жизнь людей, мне кажется самой сущностью натурализма" /2X3, с. 37/. Другими словами, Крейтон затушевывает главную суть творчества Оутс - изображение трагических конфликтов Америки в социальном контексте.

Немаловажной является оценка вклада Оутс в национальную литературу американского критика Э.Фридман. Она также указывает на связь метода романистки с натурализмом, но отмечает и своеобразие творческой манеры Оутс в русле натуралистической традиции литературы США: и0утс отличается от натуралистов в философском аспекте. Жизненным истоком ее искусства не является возмущение против недобрых сил наследственности и среды. Вероятно, наиболее резким отличием художественных произведений Оутс от натуралистов является ее отношение к волеизъявлению. В натурализме воля человека бессильна по отношению к внешним обстоятельствам, в то время как в творчестве Оутс разрушительная сила воли становится главной мишенью писательницы" /217, с. 6 /. Наиболее заметны реалистические детали, по мнению критика, в романе Оутс "Те".

Сборник статей по современной американской литературе, представленный на Московской международной книжной ярмарке в 1985 году /210/, включает статью о Дж.К.Оутс. Здесь дается обзор творчества известной романистки, отмечается ее художественный рост от произведения к произведению. Выделяя характерные черты почерка американской писательницы, авторы указывают на ее "тонкое проникновение в психологию героев, и в убедительном описании ткани и ритма психической одержимости" /210, с.222/. Подобные суждения о вкладе Оутс в национальную литературу, несомненно, снижают истинную сущность ее творчества, потому что во главу угла ставятся те направления мастерства Оутс, которые часто уводят ее в сторону излишнего увлечения психопатологией и фрейдизмом.

Литературовед Г.Хикс, выявляя ключевые стороны художественного метода Дж.К.Оутс, называет его "крайней формой реализма". Расшифровывая это понятие, он указывает, что это "реализм, имеющий дело с теми, о которых читатель не хотел бы слышать" /224, с.14/. Однако, утонув в изобилии терминов, критик оказался не в состоянии выявить, что же главного внес в реалистическое направление литературы США "крайний реализм" Оутс.

Словно в противовес написанному о ней в американской критике, романистка доказывает необходимость обращения "ко всему самому худшему" в современной жизни, потому что такова сама жизнь, й писать об этой жизни правдиво - значит не утаивать ее мрачных сторон. В этом заключается, на наш взгляд, жизнестойкий реализм Дж.К.Оутс. В статье известного специалиста в области прозы А.Кейзина, в отличие от многих других современных литературоведов США, признается социальная направленность романов Оутс и прослеживается связь ее творчества с реалистической традицией американской литературы. Один из немногих, Кейзин называет Оутс "социальным романистом" особого рода: "Читая ее, можно видеть трагедию многих сегодняшних американцев, которые не могут определить, что с ними происходит" /226, с.158/.

О реалистической сущности художественных произведений, созданных писательницей, пишет и американский критик Г.Уоллер. Свой труд "Наваждение и абстрактность в творчестве Джойс Кэрол Оутс" /236/ он посвящает поискам основных граней творческого метода романистки. Анализируя раннее мастерство американского прозаика, литературовед акцентирует внимание на "противопоставлении сна и реальности, духовного и материального", а также "внезапных вспышках ярости" и "разбитых ожиданиях", которыми изобилуют произведения Оутс раннего периода. Более же поздние творения художника, как отмечает автор, "позволяют нам видеть постоянно развивающиеся поиски адекватных форм видения жизни, а также то, как, фактически, ее мечта об Америке выдвигает на передний план традицию реализма, с которой ее раннее творчество имело родственные связи" /236, с120 /.

Сложность расстановки акцентов на зигзагообразном пути писателя влечет за собой неодназначные суждения. Подобная аксиома как нельзя лучше подходит к ситуации, создавшейся по отношению к произведениям Дж.К.Оутс и в советском литературоведении. Тем понятнее станет данный факт, чем глубже мы вдумаемся в смысл ее романов и пройдем по пути ее творческих поисков. В первую очередь рассмотрим те работы, в которых авторы оценивают Оутс неодназначно, часто делая упор на ее модернистское мироощущение. Прежде всего хочется отметить критический труд "Экзистенциализм и современный американский роман", в котором известный советский литературовед Т.Н.Денисова вводит Дж.К.Оутс в лагерь приверженцев философии существования. Вместе с тем, она отмечает реалистичность художественного видения писательницы, а также то, что для Оутс, как и других писателей-реалистов, "отчужденность человека не первична, не задана, не извечна" /67, с.130/. Подчеркивая разнородность и неравноценность произведений Дж.К.Оутс, Т.Н.Денисова совершенно справедливо дает высокую оценку первым ее романам, особенно, роману "Сад радостей земных" /1967/. По мысли исследователя, наиболее удачными страницами книги необходимо считать те, которые насыщены психологизмом, где писательница выступает как мастер художественной детали, одновременно создавая обобщенные типические картины. Отмечается и такое важное достоинство романов Оутс, как эпичность. Т.Н.Денисова права в том, что талантливая американская писательница, следуя традиционными путями реалистического художественного отображения действительности, тем не менее создает собственную оригинальную образную систему. Говоря о неравнозначности творчества Оутс разных периодов ее художественного роста, советский ученый подчеркивает особую значимость ее романов 60-х годов, для которых "характерны эпические решения, близкие к "Гроздьям гнева" - создание картины народной жизни, написанной с позиций народа, переданной через образы людей из народа" /67, с.39/.

Другой известный советский исследователь А.М.Зверев утверждает, что Дж.К.Оутс идет по пути неуклонного смещения творческого метода в сторону "сюрреалистического абсурдизма", который заметно стирает реалистическую основу ее романов. Однако и в критических работах А.М.Зверева отмечается тяготение Оутс к изображению повседневности, будней рядовых людей во всей их обнаженности. Так, в частности, исследователь считает большой творческой удачей Оутс роман "Делай со мной что захочешь". Анализируя его, литературовед пишет о явном стремлении Оутс затронуть наболевшие вопросы, которые стояли в то время перед американским обществом. Справедливо также утверждение о том, что романистка сумела отметить серьезные изменения в духовной жизни США. Дж.К.Оутс удалось, по мнению А.М.Зверева, воссоздать весь трагизм и жестокость существования в буржуазной Америке, полное бесправие и униженное положение рядовых американцев, бессильных перед лицом власть имущих /III/. Советский исследователь полагает, что само фрагментарное построение романа позволило ярко и точно выразить всю глубину разобщенности, разочарования, которые так типичны для капиталистического мира.

Другие работы советских критиков менее категоричны в отнесении произведений Оутс ко всякого рода модернистским течениям. Много значительных наблюдений по творчеству Дж.К.Оутс сделано в работе Я.Н.Засурского "Американская литература XX века". Причисляя Оутс к писателям-реалистам, советский литературовед указывает, однако, на "сочетание углубленного реализма со стремлением увидеть динамику жизни в ее трагических преломлениях" /82, с.446/. Так, анализируя один из ранних романов Оутс, роман "Те" /1969/, исследователь отмечает совершенно новый и оригинальный для американской литературы тех лет взгляд на жизнь как на совокупность трагических коллизий. По мнению Я.Н.Засурского, Оутс - одна из самых популярных американских писателей, сочетающая в своей художественной практике высокое литературное мастерство и свежесть мысли при прочтении сложной действительности Америки. Нельзя не согласиться и с утверждением о том, что одним из главных достоинств Оутс - художника и человека, является честный, беспристрастный взгляд на жизнь.

А.С.Мулярчик, рассматривая художественное мастерство Оутс с самого начала ее творческого пути, приходит к выводу: писательница во всех произведениях подтверждает приверженность реализму, который характеризуется "готовностью к охвату существенных сторон действительности Соединенных Штатов" /145, с.166/, Так, исследователь, основательно проанализировав произведения Оутс, заключает, что в большинстве из них налицо пристальный интерес писательницы к реальной действительности со всеми ее коллизиями. По его мнению, творения Оутс неравноценны и в некоторых из них можно заметить эксперимент в области формы. Да и само твор-чкство в целом представляет довольно сложную, неоднородную и противоречивую картину. Критик подчеркивает психологизм ситуаций и характеров в таких романах писательницы, как "Сад радостей земных" /1967/ и "Те" /1969/. И главное здесь, подчеркивает А.С.Мулярчик, то, что психологические изыскания тесным образом связаны с социальным анализом. Обращение к теме простого трудового человека, по мысли литературоведа, значительно выделяет романистку среди других американских писателей. В итоге, А.С.Мулярчик пишет, что антибуржуазный настрой, критический пафос неизменно присутствуют в ее романах, принося автору заслуженный успех и признание.

Для советского исследователя, Оутс - одна из немногих американских прозаиков, тонко чувствующих и быстро откликающихся на едва обозначившиеся общественные изменения. Такой реакцией на подспудные перемены в духовном климате США явился роман "Ангел света" /1981/. А.С.Мулярчик совершенно справедливо указывает на возродившийся интерес писательницы к важнейшим социальным и политическим проблемам современной Америки. По его мнению, Оутс интересует не только и не столько критика правящих кругов, сколько серьезный поиск положительного, инициативного и деятельного героя в среде современной американской молодежи. А.С.Мулярчик - один из немногих, кто анализирует романы Оутс 80-х годов.

К этому ряду советских американистов отнесем и Н.М.Пальце-ва, который сделал ряд точных и продуманных наблюдений относительно оригинального дара писательницы. Критик полагает, что крупнейшему на сей день американскому прозаику удалось создать яркий, многоликий, во многом раздираемый противоречиями художественный мир. Оутс вводится им в современную американскую литературу демократической ориентации, подчеркивается твердая позиция неприятия ею агрессивного курса правления вашингтонской администрации. Большим достоинством романистки Н.М.Пальцев считает постоянство, своего рода привязанность ее пера к самым злободневным и драматичным аспектам американской действительности. Суровой критике подвергает Оутс современный мир, оставае ясь на позициях последовательного реализма. Поразительного, магического по своей силе эффекта достигают многие из ее романов, раскрывающие, по мысли исследователя, "катастрофичность обыденного, привычного, повседневного течения американской жизни" /162, е.9/. Несомненно прав Н.М.Пальцев, утверждая, что отчуждение - одна из главных проблем, постоянно занимающих Оутс, -выводится ею из атмосферы духовного застоя, в которой находится Америка. Подробно останавливается он на структуре романа "Ангел света" /1981/, отмечая его полифоническое звучание.

Творчеством Оутс интересовались и критики Т.Ротенберг, С. Белов, которые выделяют такую важную особенность художественной системы романистки, как умение и настойчивое желание сочетать самые различные стилевые манеры. В своей статье "Как поживает роман?" /172/ Т.Ротенберг, отдавая должное таланту и оптимистическому взгляду на будущее американского романа, тем не менее считает, что Оутс зачастую обращает чересчур много внимания на форму, в которую облекается произведение, в ущерб его идейно-смысловому содержанию. С.Белов /33/, в противовес предыдущему критику, убежден, что несмотря на все формальные эксперименты и испытываемые влияния со стороны классических мастеров литературы, писательницу отличает самобытность и полная самостоятельность художественных поисков и решений. Нельзя не согласиться с литературоведом и в том, что романистку влекут сильные, волевые и решительные личности. По мысли С.Белова, за любым единичным, частным и внешне обычным конфликтом стоят противоречия глобального, общественного характера. Не вызывает сомнения и утверждение исследователя, характеризующее героев произведений Оутс как стандартных, типичных представителей американского буржуазного общества. Но изображая их, в частности, в романе "Делай со мной что захочешь", талантливый прозаик поднимается, утверждает С.Белов, до нестандартных и не столь часто практикуемых художественных решений.

Вклад Оутс в мировую художественную мысль получил своеобразное отражение и критическое осмысление в диссертации И.Н. Клепацкой /101/. Так, в романе "Делай со мной что захочешь", пишет исследователь, Оутс предстает зрелым психологом, сильно и точно передающим душевные состояния героев, дающим убедительную мотивацию их поступков. Далее романистка, по мысли И.Н.Клепацкой, повествует о бесправном положении женщины в буржуазной Америке и шире - о трагедии человеческой личности в мире бездуховности и трезвого расчета.

Известные советские литературоведы М.М.Коренева и Н.А.Ана-стасьев также не обошли вниманием творчество американской писательницы. Так, М.М.Коренева, анализируя романы Дж.К.Оутс 70-х годов, подчеркивает смелость художественного поиска, большую творческую энергию, которые позволяют прозаику, учитывая обращение к разным жанровым разновидностям, создавать, как правило, необычные, но всегда интересные и актуальные произведения. Сделав предметом своего рассмотрения романы "Сын утра" /1978/, "Кибела" /1979/ и "Несвятая любовь" /1979/, исследователь отмечает их неравноценность в художественном отношении, подчеркивая общий для них критический пафос. Далее, М.М.Коренева говорит о стремлении романистки затронуть саше серьезные проблемы Соединенных Штатов - "духовную жажду, неутолимую в обстановке

•охватившего страну затяжного социально-этического кризиса" /103, с.69/. Роман "Сын утра", по мнению автора, раскрывает затхлую атмосферу провинциальной Америки, отсутствие духовных и общественных интересов у людей, живущих в ней. М.М.Коренева отчетливо представляет себе антирелигиозный настрой писательницы, которая с позиций гуманиста и материалиста убедительно раскрывает бесчеловечную суть христианского вероучения. Справедливым будет и следующее утверждение исследователя, что каким бы специфическим ни был сюжет повествования, это скорее всего будет лишь очередное истолкование магистральной для Оутс темы -темы человеческого отчуждения, расщепления естественных межличностных связей. Роман "Кибела", считает М.М.Коренева, также во многом традиционный для Оутс. Традиционным является и сам конфликт, где за внешним благополучием главного героя кроется внутренняя неудовлетворенность и тоска. Именно они побуждают Эдвина Локка - процветающего дельца разрушить тот жизненный стереотип, к которому он привык и без которого раньше не мог обходиться. По мысли советского литературоведа, Оутс с большой силой и выразительностью изобличает теневые стороны жизни "демократического" государства. Роман "Несвятая любовь" для советского исследователя - удачное воссоздание писательницей академического мира Америки, в котором давно нет уже настоящей духовной и интеллектуальной жизни, пребывающего в самодовольном сознании своей привилегированности, по сути отстраненного от общественной жизни. Оутс, рассуждает М.М.Коренева, выступает ярым противником карьеризма, наглости и беспринципности, которыми заражены многие "ученые" мужи высших учебных заведений страны. В романе слышны порой сатирические интонации. Исследователем выявляется и вера самобытной американской писательницы в гуманистическую функцию искусства, в его способность служить людям, преодолевая разобщенность и вражду.

В нескольких своих работах по современной американской литературе советский литературовед Н.А.Анастасьев рассматривает и творчество Дж.К.Оутс /12, 14, 16/. Важным качеством ее писательской манеры он считает принципиальное в своей оригинальности и самостоятельности художественное видение и освоение окружающей действительности. Анализируя один из первых и самых удачных романов - роман "Сад радостей земных", исследователь выделяет умение Оутс за малым, частным увидеть большое, всеобщее. Нельзя не признать точным и убедительным рассуждение Н.А. Анастасьева о том, что автору удаются психологические разработки персонажей, умелое использование метафоры. Говоря о проблемах литературы США наших дней, литературовед наряду с группой писателей, продолжающих традицию демократического искусства, называет и Дж.К.Оутс, твердо стоящую на реалистических позициях.

Другой известный советский литературовед М.О.Мендельсон, отмечая своеобразие дарования Оутс, не обходит вниманием и слабые стороны ее творчества: отсутствие, на его взгляд, композиционной гармонии некоторых произведений, недостаточно развитое лирическое начало ее мастерства. Но в целом он продает огромное значение тому влиянию, которое оказывают романы Оутс на современную американскую прозу.

Мы разделяем его точку зрения на то, что "ближайшее будущее американской прозы /и романа, в первую очередь/ будет не в малой степени зависеть от того, как станет развиваться повествовательный дар Оутс" /126, с.261/.

В последней работе по творчеству Дж.К.Оутс ее автор Рудайтите Р.Б. /173/ рассматривает лишь ранние романы американской писательницы, которые не дают общего представления о многосложном и не всегда поддающимся прямолинейной оценке художественном видении Оутс. В диссертации определяется сущность писательского метода американской романистки. По мнению исследовательницы, творческий метод Оутс представляет собой синтез преимущественно элементов эстетики американского романтизма XIX века /подчеркивается влияние Н.Готорна/ и достижений социального романа США 30-х годов XX века. Не исключая влияния художественного опыта выдающегося романтика на писательское сознание Оутс, мы, однако, полагаем, что эта точка зрения является спорной. Мы считаем, что Дж.К.Оутс - крупный представитель современного критического реализма литературы США. Самобытность реалистического метода Оутс и большинства ее произведений заключается в трагическом взгляде писательницы на американскую действительность, в широком использовании натуралистического элемента и экзистенциалистских модусов в художественной практике.

Отметим, что большинство представителей американского литературоведения стремится отдалить Дж.К.Оутс от богатого реалистического наследия литературы страны. Сама же писательница неоднократно высказывала следующее отношение к подобного рода оценкам своего художественного мира: "Я не признаю, что я чрезмерно жестока в моем писательском труде. Большинство из моих романов и рассказов являются исследованием современной жизни, интерпретированной реалистическим методом, который можно назвать трагическим и гуманистическим мироощущением" /219, с. 164/. Именно с таких позиций рассматривает романы Джойс Кэрол Оутс советское литературоведение.

Проведенный выше анализ критической литературы о творчестве Дж.К.Оутс позволяет сделать вывод о том, что как в американском, так и в советском литературоведении творчество писательницы представлено в многочисленных статьях и в более фундаментальных трудах, затрагивающих отдельные аспекты художественного вклада романистки в американскую и мировую литературу. Однако наличие достаточно большого количества исследований отнюдь не означает, что все стороны ее многогранного художественного мира отражены в этих трудах. Цельного монографического исследования, охватывающего полностью эволюцию решения проблемы "трагической Америки" у Оутс , ни в отечественном, ни в американском литературоведении не имеется. Кроме того, ни один из выше перечисленных трудов не рассматривает сколько-нибудь тщательно и детально романы Оутс 80-х годов. Это стало задачей данного диссертационного исследования. Подвергнув тщательному критическому осмыслению романное творчество Джойс Кэрол Оутс, мы имеем основание полагать, что писательская деятельность этого неординарного художника Соединенных Штатов Америки наглядно демонстрирует те прогрессивные идейно-эстетические тенденции литературы страны, которым принадлежит будущее.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему ""Трагическая Америка" в романах Джойс Кэрол Оутс."

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В романах Дж.К.Оутс, которые стали предметом данного исследования, имеется немало значительных и ярких зарисовок, касающихся коллизий между человеком и обществом потребления. Это общество часто представлено в виде жестокой и разрушительной силы, словно изначально созданной для ниспровержения личности. Тема трагической отчужденности в условиях буржуазного общества нашла свое воплощение и в логике развития центральных персонажей лучших социальных романов Оутс, и в стремлении к более широкой и объективной форме изображения действительности.

Изоляция человека, оторванность его от мира и существование вне всяких связей есть лейтмотив всего раннего творчества Оутс. Вследствие этого, одной из типичных особенностей ранней прозы американской писательницы является некоторая узость социального диапазона и упор на значительность иррационального начала. Отсюда мотивы сил, довлеющих свыше и пресекающих саму возможность человеческого счастья и радости бытия. Однако Оутс не стирает грани между мистическими силами и реальным миром, предпочитая реальность ее идеалистическим суррогатам. В произведениях 60-х годов писательница предлагает своим героям единственный выход из тупика духовных страданий: для сохранения собственной индивидуальности необходимо вырваться из сковывающих пут буржуазного общества и погрузиться в узколичностную сферу. Но и здесь людей ожидает разочарование, поскольку всюду они встречают лишь враждебность и непонимание. Весь трагизм существования героев ранних произведений Оутс заключается в невозможности и попросту в нежелании жить интересами близких людей. Жестокость и насилие не позволяют людям найти духовную общность; не будучи в состоянии предъявить никаких конкретных обвинений членам своей семьи /а именно внутрисемейное отчуждение становится объектом исследования Оутс в первый период творчества/, герои Оутс тем не менее чувствуют неудовлетворенность, развивающуюся в настоящую духовную катастрофу. Так случается с Ричардом, героем "Шикарных людей", подобная опустошенность становится перманентным состоянием Джула, одного из "Тех".

Данная мотивация настроения персонажей Оутс позволяет отметить связь ранних романов писательницы с экзистенциализмом. Роковая любовь, трагедия несостоявшейся семьи становятся замкнутым- кругом жизни. Культ насилия, вспышки необузданной ярости, убийства - вот те реалии, без которых не обошелся ни один роман американской писательницы первого этапа художественного становления. Однако способ изображения жизни у Оутс остается все же реалистическим, несмотря на экзистенциалистские мотивы и натуралистические сцены. Свидетельство этому - углубленность романистки в социальную мотивировку поступков героев.

В ходе развития общественных и художественных взглядов Дж.К.Оутс приходит к иной формуле поиска самоутверждения личности. Она считает, что человек должен проявить себя в общественной борьбе, начать поиск своего места в жизни с попытки воздействия на окружающий мир. Герои романа "Ангел света", несмотря на участие в актах терроризма, имеют вполне определенное жизненное кредо - наказать тех, кто повинен в злостных политических преступлениях. В одном из последних крупных произведений -романе "Мария: жизнь" героиня эволюционирует от представителя литературоведческой науки к политическому борцу, стремящемуся к утверждению принципов справедливости во всех жизненных сферах.

Говоря о традиции, которую наследует Дж.К.Оутс в америный литературовед. Она настойчиво идет к своей цели - стать литератором-политиком: "Она была чем-то вроде Амазонки, женщи-ной-войном, прокладывающей свой путь уверенно и непоколебимо" /с.248/. Так, веруя в собственные силы, Кнауэр закончила аспирантуру, создав труд по американской прозе середины XIX века.

Эти страницы составляют кульминацию романа. Именно здесь автор выявляет одну очень яркую особенность личности Марии: ее внутреннюю борьбу с самой собой. Но в отличие от других произведений Оутс, конфликты, раздирающие сознание героини данной книги, отнюдь не непреодолимы. Полной растерянностью и смятением сознания объясняется отсутствие явного положительного героя в романах 60-х - 70-х годов. В романе "Мария: жизнь" дело обстоит совсем иначе.

В возрасте двадцати пяти лет Мария поступила в колледж Нью-Гемпшира, где заняла должность профессора. Продолжая публиковать статьи в журнале "Меридиан", редактор которого вскоре стал ее хорошим другом, она осознавала, что все эти публикации говорили не в пользу ее научной деятельности. Занятие политикой не было престижным делом для преподавателей. Да и сама система высшей школы в США пронизана коррупцией. В колледже царит жесткая конкуренция: "Восемь профессоров претендуют на две ставки, одиннадцать профессоров - на две ставки. Бесконечные библиографические листы и смущенные просьбы о рекомендательных письмах от ученых других колледжей" /с.260/. Устав от всех неурядиц и от вечного страха не выдержать конкуренции, Мария хочет умереть. На велосипедной прогулке, куда она отправилась со своим коллегой Грегори, после полученной легкой травмы она с досадой воскликнула: "Мне бы следовало сломать шею. Это решило бы все мои проблемы" /с.266/. Так, канской литературе, мы будем считать точкой отсчета "Американскую трагедию" Т.Драйзера. Но, выделяя трагический аспект в произведениях Оутс, мы не должны забывать и о другом мощном источнике подобного рода идей и представлений - творчестве Ф.М.Достоевского. Трагическое мироощущение Достоевского приобрело в XX веке чрезвычайно актуальное звучание. Посвятив великому русскому писателю немало критических исследований /252/, Оутс не могла не впитать в свое творчество целый ряд идейно-художественных особенностей романов классика реализма. Герои Оутс, как и герои Достоевского, восстают против существующего порядка, хотя протест этот не всегда имеет четко очерченные формы. Для них характерно социальное действие, направленное на изменение порочного мира. Столкновение человека и общества в целом, человека с человеком внутри жестокого и несовершенного мира представляет широкое поле для изучения проблемы трагического. Таким образом, трагическое у Оутс является важным инструментом художественного познания действительности и существенным элементом ее писательского сознания.

Джойс Кэрол Оутс - одна из самых значительных и сложных современных прозаиков Соединенных Штатов Америки. Творчество ее неоднозначно, во многом противоречиво, но в лучших своих произведениях Оутс выступает как крупный художник-реалист, правдиво отображающий американскую действительность.

 

Список научной литературыНартыев, Нурмухамед Нурягдыевич, диссертация по теме "Литература народов Европы, Америки и Австралии"

1. К.Маркс и Ф.Энгельс о литературе и искусстве. В 2-х т. -М.: Политиздат, 1984. T.I. - 605 е.; Т.2 - 704 с.

2. К.Маркс и Ф.Энгельс о литературе и искусстве.- М.: Политиздат, 1967. 535 с.

3. В.И.Ленин о литературе и искусстве. М.: Художественная литература, 1986. - 575 с.

4. Горбачев М.С. Политический доклад Центрального Комитета КПСС ХХУП съезду Коммунистической партии Советского Союза. // Материалы ХХУП съезда КПСС. М.: Политиздат, 1986. - С.З - 97.

5. Материалы XIX Всесоюзной конференции Коммунистической партии Советского Союза. М.: Политиздат, 1988. - 160 с.

6. Алякринский 0. Джойс Кэрол Оутс. Женщины, чья жизнь еда, мужчины, чья жизнь - деньги. // Современная художественная литература за рубежом, 1980. - № I. - С.87 - 89.

7. Американская литература и общественно-политическая борьба. 60-е начало 70-х годов XX века: Сб. статей. - М.: Наука, 1977. - 230 с.

8. Американская художественная культура в социально-политическом контексте 70-х годов XX века: Сб. статей. М.: Наука, 1982. - 270 с.

9. Американский экспансионизм. Новейшее время: Сб. статей. -М.: Наука, 1986. 611 с.

10. Анастасьев Н.А. В поисках формы. // Литература США в 70-е годы XX века. М.: Наука, 1983. - С.III - 140.

11. Анастасьев Н.А. В поисках цельности. // Иностранная литература, 1983. № 10. - С.242 - 243.

12. Анастасьев Н.А. Массовое сознание и американский писатель. // Литература США XX века. Опыт типологического исследования. М.: Наука, 1978. - С.109 - 133.

13. Анастасьев Н. Массовая культура и индивидуальность таланта. // Новый мир, 1976. № 8. - С.242 - 255.

14. Анастасьев Н. Навстречу жизни. Заметки о современной американской прозе. // Вопросы литературы, 1980. Р 4.1. С.135 167.

15. Анастасьев Н. Обновление традиции. Реализм XX века в противоборстве с модернизмом. М.: Советский писатель, 1984. - 349 с.

16. Анастасьев Н. От персонажа к герою. Американский романв 70-е годы. // Вопросы литературы, 1982. № I. - С.91 -123.

17. Анастасьев Н. Продолжение диалога. Советская литература и художественные искания XX века. М.: Советский писатель, 1987. - 425 с.

18. Анастасьев Н. Разочарования и надежды. Заметки о западной литературе сегодня. М.: Советский писатель, 1979. -181 с.

19. Анастасьев Н. Расширение художественных горизонтов. // Иностранная литература, 1982. Р 6. - С.244 - 247.

20. Анастасьев Н. Свой голос. "Позиция автора" в литературе XX века. // Вопросы литературы, 1985. № 3. - С.57 - 96.

21. Анастасьев Н. Соперничество с традицией. // Литературное обозрение, 1982. № 8. - С.36 - 44.

22. Анастасьев Н. Традиция реализма. // Вопросы литературы, 1982, № 6. - С.258 - 263.

23. Анджапаридзе Г. Потребитель? Бунтарь? Борец? Заметки о молодом герое зарубежной прозы 60-70-х годов. М.: Молодая гвардия, 1988. - 267 с.

24. Аникин Г.В. Соцреализм в литературе США. // Социалистический реализм на современном этапе его развития. -М.: Наука, 1977. С.305 - 339.

25. Афасижев М.Н. Критический анализ идеалистических концепций художественного творчества в буржуазной эстетике: Ав-реф. дис. . д-ра филол. наук. М., 1977. - 44 с.

26. Афасижев М.Н. Фрейдизм и буржуазное искусство. М.: Наука, 1971. - 121 с.

27. Балашов II.С. Писатели-реалисты XX века на Западе. Очерки жизни и творчества. М.: Наука, 1984. - 256 с.

28. Балашова Т.В. Активность реализма. Литературно-художественные дискуссии на Западе. М.: Искусство, 1982. - 208 с.

29. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975. - 502 с.

30. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. - 403 с.

31. Белов С. В поисках гармонии. // Дж.К.Оутс. Делай со мной что захочешь. М.: Художественная литература, 1983. -С.З- 18.

32. Беляев А.А. Литература США и действительность. М.: Высшая школа, 1965. - 40 с.

33. Беляев А.А. Социальный романканский роман 30-х годов и буржуазная критика. М.: Высшая школа, 1969. - 91 с.

34. Бехер И.Р. Самоцензура. // Литературная газета, 1988. -№ 30. С.15.

35. Богословский В.Н. Введение. // История зарубежной литературы XX века. I9I7-I945. М.: Просвещение, 1984. - С.4 -17.

36. Богословский В.Н. Реализм и американская литература конца XIX века. // Проблемы реализма в зарубежной литературе XIX-XX веков. М.: МОПИ, 1981. - С.З - 14.

37. Борев Ю. Критика буржуазных теоретико-литературных концепций важнейшая идеологическая задача. // Теории, школы, концепции. Критические анализы. Художественный процесс и иделогическая борьба. - М.: Наука, 1975. - С.7 - 97.

38. Борев Ю.Б. Критика современных буржуазных эстетических концепций. М.: Высшая школа, 1977. - 171 с.

39. Борев Ю. О трагическом. М.: Советский писатель, 1961. -390 с.

40. Борев Ю.Б. Трагическое и комическое и проблемы литературы: Автореф. дис. . д-ра филол. наук. М., 1963. - 32 с.

41. Борев Ю.Б. Художественные направления в искусстве XX века. Борьба реализма и модернизма. Киев: Мистецтво, 1986. -132 с.

42. Борев Ю.Б. Экзистенциализм и его "философия человека". // Современные проблемы реализма и модернизма. М.: Наука, 1965. - С.458 - 468.

43. Бронич М.К. Отражение духовного кризиса личности в американской литературе 60-х годов: Автореф. дис. ,. канд. филол. наук. М., 1979. - 24 с.

44. Вайсман Н.И. Опыт идейно-художественного анализа английского реалистического романа XX века. На примере романов А.Дж. Пронина 30-х годов. Благовещенск.: Благов, изд-во, 1981.- 103 с.

45. Вейман Р. История литературы и мифология. М.: Прогресс, 1975. - 302 с.

46. Великовский С.И. Грани "несчастного сознания". Театр, проза, философская эссеистика, эстетика Альбера Камю. М.: Искусство, 1973. - 238 с.

47. Великовский С.И. Критика философско-идеологических основ экзистенциалистского миросозерцания во Франции XX века. По материалам наследия А.Камю писателя и мыслителя: Автореф. дис. . д-ра филос. наук. - Тбилиси-Москва, 1974.- 44 с.

48. Великовский С.И. Экзистенциализм. // Краткая Литературная Энциклопедия в 9 томах. М.:Книга, 1975. - Т.8. - С.851 -854.

49. Волков И.Ф. Литература как вид художественного творчества.- М.: Просвещение, 1985. 190 с.

50. Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. -М.: Искусство, 1978. 263 с.

51. Гайденко П.П. Трагедия эстетизма. Опыт характеристики миросозерцания Серена Киркегора. М.: Искусство, 1970. -235 с.

52. Гайсмар М. Американские современники. М.: Прогресс, 1976.- 310 с.

53. Гарднер Д. 0 моральной ответственности литературы. // Писатели США о литературе. В 2-х т. М.: Прогресс, 1982. -Т.2. - С.388 - 398.

54. Геевский И.А., Червонная С.А. Душители демократии в роли "борцов? за права человека. М.: Знание, 1982. - 63 с.

55. Гиленсон Б.А. Социалистическая традиция в литературе США.- М.: Наука, 1975. 200 с. .

56. Голенпольский Т.Г., Шестаков В.П. "Американская мечта" и американская действительность. М.: Искусство, 1981. -208 с.

57. Голенпольский Т.Г., Шестаков В.П. США: кризис духовной жизни. Противоборство двух культур. М.: Мысль, 1982, -298 с.

58. Григорян А. Анализ структуры литературного произведения.- Ереван: Изд-во Ж Арм. ССР, 1984. 178 с.

59. Григорян А.Г. Экзистенциализм в США. // Современный экзистенциализм. Критические очерки. М.: Мысль, 1966. - С.450 -489.

60. Гуляев Н.А. Некоторые спорные вопросы теории реализма. // Проблемы русской филологии. Сб. тр., М.: МГПЙ, 1976.1. С.7 14.

61. Денисова Т.Н. Американский роман XX века. Проблема художественного метода: Автореф. дис. . д-ра филол. наук. -М., 1983. 34 с.

62. Денисова Т.Н. Живая традиция. О трансформации романтизмав реалистическом и модернистском романе США. // Борьба методов и направлений в литературах современного Запада. -Киев.: Наукова думка, 1986. С.99 - 189.

63. Денисова Т.Н. На пути к человеку. Борьба реализма и модернизма в современном американском романе. Киев.: Науковадумка, 197I. 326 с.

64. Денисова Т.Н. Современный американский роман. Социально-критические традиции. Киев.: Наукова думка, 1976. - 294 с.

65. Денисова Т.Н. Экзистенциализм и современный американский роман. Киев.: Наукова думка, 1985. - 240 с.

66. Днепров В.Д. Идеи времени и формы времени. JI.: Советский писатель, 1980. - 596 с.

67. Днепров В.Д. Литература и нравственный опыт человека. Размышления о современной зарубежной литературе. Л.: Советский писатель, 1970. - 423 с.

68. Днепров В.Д. Черты романа XX века. М.-Л.: Советский писатель, 1965. - 548 с.

69. Добреньков В.И. Критика неофрейдистской концепции Эриха Фромма. М.: Знание, 1972. - 48 с.72. !.ДрайзерТ.Жизнь, искусство и Америка. Статьи, интервью, письма.- М.: Радуга, 1988. 416 с.

70. Дудура О.И. Творчество Томаса Вулфа: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Ташкент, 1986. - 24 с.

71. Духовный кризис современного буржуазного общества. Круглый стол. // Вопросы философии, 1976. № 2. - С.75 - 115.

72. Елистратова А. "Трагическое животное человек". О романах Джона Апдайка. // Современная литература за рубежом. Литературно-критические статьи. - М.: Советский писатель, 1966. - Вып. 2. - С.126 - 150.

73. Ермолаева В.Н. Борьба за реалистическое искусство и гуманизм в эстетике США. 60-70-е годы XX века. М.: Наука, 1979. - 277 с.

74. Ершова Е.Н., Сетунский Н.К. США: социально-политическая борьба. М.: Наука, 1976. - 64 с.

75. Жлуктенко Н.Ю. Ьунт внутри традиции. Творчество Джона Уэй-на и современный английский критический реализм. Киев.: Вища школа, 1977. - 174 с.

76. За и против человека. Идейно-эстетическая борьба в культуре Запада 70-х годов: Сб. статей. М.: Советский писатель, 1980. - 376 с.

77. Замошкин Ю.А. Личность в современной Америке. Опыт анализа ценностных и политических ориентаций. М.: Мысль, 1980. -246 с.

78. Западное искусство. XX век: Сб. статей. М.: Наука, 1978.- 366.

79. Засурский Я.Н. Американская литература XX века. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 493 с.

80. Засурский Я.Н. О некоторых формах идеологического воздействия на литературу в США. // Иностранная литература, 1982.- № 8. С. 188 - 192.

81. Засурский Я.Н. США: размышления у книжной витрины. // Литературная газета, 1971. I декабря. - С.15.

82. Затонский Д.В. В наше время. М.: Советский писатель, 1979. - 432 с.

83. Затонский Д.В. Зеркала искусства. Статьи о современной зарубежной литературе. М.: Советский писатель, 1975. -343 с.

84. Затонский Д.В. Искусство романа и XX век. М.: Художественная литература, 1973. - 536 с.

85. Затонский Д.В. Реализм в искусстве и в литературоведении. // Иностранная литература, 1977. № 2. - С.215 - 221.

86. Затонский Д.В. Творчество писателя и личность писателя. // Современная литература за рубежом. Лит.-крит. статьи, сб. 5.- М.: Советский писатель, 1983. C.I47 - 180.

87. Зверев А. Джойс Кэрол Оутс. Темная сторона. Восемнадцать притч. // Современная художественная литература за рубежом, 1980. № 5. - С.93 - 96.

88. Зверев A.M. Духовная биография века. // Вопросы литературы, 1977. № 12. - С.136 - 144.

89. Зверев A.M. Меняющиеся ориентиры. // Иностранная литература, 1976. № 3. - C.I88 - 196.

90. Землянова JI. "Эстетика молчания" и кризис антиискусствав США. // Неоавангардистские течения в зарубежной литературе 1950-60 гг. М.: Художественная литература, 1972. -С.ЗЗ - 156.

91. Злобин Г.П. По ту сторону мечты. Страницы американской литературы XX века. М.: Художественная литература, 1985.- 329 с.

92. Ивашева В. К проблеме натурализма в западных литературах второй половины XX века. // Вопросы литературы, 1985. -Р 2. С.58 - 77.

93. Ивашева В.В. Новые черты реализма на Западе. М.: Советский писатель, 1986. - 280 с.

94. Изгнанники: Судьбы книг в мире капитала. М.: Книга, 1987. - 192 с.

95. Каримский A.M. Американская романтическая утопия. // Проблемы американистики 4. Сб., М.: изд-во Моск. ун-та, 1986.1. С.276 294.

96. Каули М. Дом со многими окнами. М.: Прогресс, 1973. -316 с.

97. Кепеци Б. Идеология "новых левых". М.: Прогресс, 1977. -330 с.

98. Клепацкая И.Н. Ццейно-художественное преломление "женской темы" в романе США 70-х начала 80-х годов XX века: Творчество писательниц-женщин: Автореф. дис. . канд. филол. наук. - Пермь, 1987. - 16 с.

99. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. -М.: Политиздат, 1984. 333 с.

100. Коренева М. Романы Д.К.Оутс конца 70-х годов. Обзор. // Современная художественная литература за рубежом, 1982. -№ 2. С.68 - 75.

101. Коренева М. Новеллистика Джойс Кэрол Оутс. Обзор. // Современная художественная литература за рубежом, 1977. -№ 6. С.59 - 64.

102. Коссак Е. Экзистенциализм в философии и литературе. М.: Изд-во полит, лит-ры, 1980. - 360 с.

103. Кривицкий А.Ю. На полях книг. М.: Советский писатель, 1986. - 454 с.

104. Крылова Л.А., Мосолова JI.H. Экзистенциализм в Англии и США. М.: Знание, 1976. - 62 с.

105. Лейбин В.М. Психоанализ и философия неофрейдизма. М.: Политиздат, 1977. - 246 с.

106. Лейбин В.М. Философия социального критицизма в США. М.: Наука, 1976. - 205 с.

107. НО. Лидский Ю.Я. Очерки об американских писателях XX века. -Киев.: Наукова думка, 1968. 266 с.

108. Литература США в 70-е годы XX века. М.: Наука, 1983. -368 с.

109. Литература США XX века. Опыт типологического исследования. М.: Наука, 1978. - 568 с.

110. Литературная история США: В 3-х т. М.: Прогресс, 1979. -Т.З. - 646 с.

111. Литературные направления и стили. М.: МГУ, 1976, - 390 с.

112. Личность в XX столетии. Анализ буржуазных теорий. М.: Мысль, 1979. - 258 с.

113. Лосев А.Ф. Символ и его социально-историческое значение.

114. Проблемы русской филологии. Сб. трудов МГПИ, М., 1976. С. 17 - 22.

115. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. - 365 с.

116. Любимова Т.Б. Категория трагического в эстетике. Исторический очерк. М.: Знание, 1979. - 63 с.

117. Любимова Т.Б. Трагическое как эстетическая категория. -М.: Наука, 1985. 127 с.

118. Марков Д.Ф. Исторически открытая система правдивого изображения жизни. // Вопросы литературы, 1977. № I. - С. 26 - 66.

119. Мартынова А. Кролик разбогател. Что дальше? Современная действительность в зеркале американской литературы. // Литературная газета. 1982. - 14 июля. - С.15.

120. Мендельсон М.О. Американская сатирическая проза XX века.- М.: Наука, 1972. 361 с.

121. Мендельсон М. "Американская трагедия" Теодора Драйзера, -М.: Художественная литература, 197I. 101 с.

122. Мендельсон М. Джойс Кэрол Оутс. Страна чудес. // Современная художественная литература за рубежом, 1973. № 3.- С.51 53.

123. Мендельсон М.О. Роман США сегодня. М.: Советский писатель, 1977. - 400 с.

124. Мендельсон М.О. Роман США сегодня на заре 80-х годов. -М.: Советский писатель, 1983. - 414 с.

125. Морозова Т.Л. Учение Эмерсона о "доверии к себе" и проблема индивидуализма в американской общественной и духовной жизни. // Романтические традиции американской литературы XIX века и современность. М.: Наука, 1982. - С.101 - 159.

126. Мотылева Т. Достояние современного реализма. М.: Советский писатель, 1973. - 438 с.

127. Мотылева Т. Роман свободная форма. - М.: Советский писатель, 1982. - 400 с.

128. Мулярчик А. Беспокойство неутоленных сердец. "Женская тема" в современной литературе США. // Литературное обозрение, 1988. № 3. - С.42 - 48.

129. Мулярчик А.С. В поисках альтернативы. 0 новых чертах современной литературы США. // Иностранная литература, 1986. № 12. - С.212 - 221.

130. Мулярчик А. Вызов восьмидесятых. 0 некоторых тенденциях современной литературы США. // Иностранная литература, 1983. № 12. - С.193 - 201.

131. Мулярчик А, Джойс Кэрол Оутс. Ангел света. // Современная художественная литература за рубежом, 1983. № 2. - С.89 -93.

132. Мулярчик А. Джойс Кэрол Оутс ищет выхода. // Литературная газета. 1973. - 26 декабря. - С.15.

133. Мулярчик А.С. Завершение трилогии Апдайка. // США. Экономика. Политика. Идеология, 1983. № 5. - С.40 - 46.

134. Мулярчик.А.С. Идейная борьба в США и художественная литература. // Проблемы американистики. Вып. 6. Современный этап кризиса ГМК в США: экономика, политика, идеология. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. С.275 - 299.

135. Мулярчик А. Послевоенные американские романисты. М.:

136. Художественная литература, 1980. 278 с.

137. Мулярчик А. После "нового консерватизма". Литература СШАв начале 80-х годов. // Вопросы литературы, 1985. № 4. -С.73 - 101.

138. Мулярчик А.С. Потери и приобретения. Американский роман второй половины 70-х годов. // Человек за и против. Идейно-эстетическая борьба в культуре Запада 70-х годов.- М.: Советский писатель, 1980. С.141 - 182.

139. Мулярчик А. Джойс Кэрол Оутс. // Дж.К.Оутс. Сад радостей земных. М.: Прогресс, 1974. - С.5 - 16.

140. Мулярчик А.С. Противоречивый облик десятилетия. // США. Экономика. Политика. Идеология, 1980. № 3. - С.50 - 60.

141. Мулярчик А.С. Реализм в послевоенном романе США. Некоторые теоретические аспекты. // Проблемы американистики. Вып. 3,- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. С2260.- 280.

142. Мулярчик А.С. Реализм "субъективной прозы" в послевоенной литературе США. Конец 40-х начало 60-х годов. // Проблемы американистики. Вып. 4. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. - С. 294 - 314.

143. Мулярчик А.С. Современный реалистический роман США. 1945 -1980. M.s Высшая школа, 1988. - 173 с.

144. Мулярчик А. Спор идет о человеке. О литературе США второй половины XX века. M.s Советский писатель, 1985. - 351 с.

145. Мулярчик А. Судьбы "литературного истеблишмента" в США. // Иностранная литература, 1982. № 5. - С.206 - 209.

146. Неделин В. В сумерках психоанализа. // Современная литература за рубежом. Сб. 2. М.: Советский писатель, 1966.- С.151 207.

147. Некряч Т.Е. Политический роман США. Проблемы становленияи современное состояние: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Киев, 1987. - 17 с.

148. Николюкин А.Н. Литературные связи России и США. М.: Наука, 1981. - 391 с.

149. Николюкин А.Н. Утраченные надежды. Американская литература и крушение "американской мечты". М.: Знание, 1984. -63 с.

150. Николюкин А.Н. Человек выстоит. Реализм Фолкнера. М.: Художественная литература, 1988. - 287 с.

151. Новиков Н.В. Мираж "Организованного общества". Современный капитализм и буржуазное сознание. М.: Политиздат, 1974. - 213 с.

152. Новиков Н.В. Социальное содержание современного левого радикализма в США. М.: Политиздат, 1970.- 10 с,

153. Новые художественные тенденции в развитии реализма на Западе. 70-е годы. М.: Наука, 1982. - 320 с.

154. Образ человека и индивидуальность художника в западном искусстве XX века. М.: Наука, 1984. - 213 с.

155. Огурцов А.П. Отчуждение. // БСЭ. 3-е изд. - М., 1975. -Т. 19. - С.22 - 23.

156. Олдридж Д. Отчуждение социальное самоубийство. // Советская культура. - 1966. - 12 мая. - С.4.

157. Оленева В.И. О двух традициях в современной прозе США. // Борьба методов и направлений в литературах современного Запада. Киев.: Наукова думка, 1986. - С.42 - 98.

158. Основные произведения иностранной художественной литературы. Европа, Америка, Австралия. Лит.-библиогр. справочник. Ответств. ред. Л.А.Гвишиани. М.: Книга, 1980. - 800 с.

159. Основные тенденции развития современной литературы США.1611621631641651661671681691701711721731. М.: Наука, 1973. 395 с.

160. Оутс Дж.К. Современный роман. // Писатели США о литературе. В 2-х т. М.: Прогресс, 1982. - Т.2. - С.380 - 383. Пальцев Н. Грезы и прозрения Джойс Кэрол Оутс. // Дж.К. Оутс. Ангел света. Роман. Рассказы. - М.: Радуга, 1987. -С.З - 28.

161. Пальцев Н. Джойс Кэрол Оутс. Делай со мной что захочешь. // Современная художественная литература за рубежом, 1975. № 3. - С.64 - 67.

162. Проблема метода, жанра, стиля в прогрессивной литературе Запада XIX-XX веков. // Ученые записки / Пермский госуниверситет, 1975.-Вып. I.-223 с.

163. Проблемы американистики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. -255 с.

164. Проблемы литературы США XX века. М.: Наука, 1970. - 527 с. Проблемы новейшей литературы США. - Киев.: Вища школа, 1981. - 384 с.

165. Противоречия современного американского капитализма и идейная борьба в США. М.: Наука, 1984. - 290 с. Пумпянский А. Возвращение к Голгофе. Немного об Америке американских писателей. // Новый мир, 1981. - № 3. - С. 219 - 235.

166. Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. -Л.: Наука, 1974. 299 с.

167. Ротенберг Т. Американский романист как "энтрополог". // Иностранная литература, 197I. № 6. - С.238 - 240. Ротенберг Т. Как поживает роман? // Иностранная литература, 1981. - № 6. - С.213 - 216.

168. Рудайтите Р.Б. Соотношение традиций и новаторства в ранних романах Джойс Кэрол Оутс: Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1988. - 21 с.

169. Руткевич A.M. От Фрейда к Хайдеггеру. Критический очерк экзистенциального психоанализа. М.: Политиздат, 1985. -174 с.

170. Самохвалов Н.И. Возникновение критического реализма в литературе США. 1830-1885. Краснодар.: Краснодарское книжн. изд-во, 1961. - 428 с.

171. Седельник В. Отчаяние и надежда. Литература Швейцарии в 80-е годы. // Вопросы литературы, 1988. № I. - С.78 -108.

172. Семенова С.Г. Философская притча Альбера Камю "ПосторонVний". // Писатель и жизнь. Вып. 8.-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. С.199 - 213.

173. Современное литературоведение США. Споры об американской литературе. М.: Наука, 1969. - 305 с.

174. Современное политическое сознание в США. М.: Наука, 1980. - 438 с.

175. Современные проблемы романа в советском и зарубежном литературоведении. М.: ИНИОН, 1984. - 232 с.

176. Соловьев Э.Ю. Экзистенциализм и научное познание. М.: Высшая школа, 1966. - 155 с.

177. Сохряков Ю.И. Русская классика в литературном процессе США XX века. М.: Высшая школа, 1988. - 108 с.

178. Средний Д.Д. Основные эстетические категории. М.: Знание, 1974. - III с.

179. Судьбы реализма. Сб. ст. М.: Прогресс, 1975. - 349 с.

180. Сучков Б. Исторические судьбы реализма. М.: Советский писатель, 1977. - 528 с.

181. Сучков Б.JI. Некоторые актуальные проблемы науки о литературе. // Зарубежные литературы и современность. Вып. 2. -М.: Художественная литература, 1973. С.7 - 18.

182. Сучков Б.Л. Творчество Ф.Кафки в свете действительности. // Современные проблемы реализма и модернизма. М.: Наука, 1965. - С.276 - 308.

183. США: от "великого" к больному. М.: Политиздат, 1969. -444 с.

184. Тертерян И. Литературы капиталистического Запада на пороге нового десятилетия. // Вопросы литературы, 1981. -№5. С.61 - 87.

185. Топуридзе Э.Е. Поэтика романа Уильяма Фолкнера: Автореф. дис. . д-ра филол» наук. Тбилиси, 1987. - 46 с.

186. Урнов Д.М. Литературное произведение в оценке англо-американской "новой критики".- М.: Наука, 1982. 263 с.

187. Уэллек Р. и Уоррен 0. Теория литературы. М.: Прогресс, 1978. - 326 с.

188. Уэллс Г. Крах психоанализа. От Фрейда к Фромму. M.i Прогресс, 1968. - 280 с.

189. Финкелстайн С. Экзистенциализм и проблема отчуждения в американской литературе. М.: Прогресс, 1967. - 317 с.

190. Финкельштейн И.Л. Хемингуэй романист. Годы 20-е и 30-е. - Горький.: Волго-Вятское книжн. изд-во, 1974. - 195 с.

191. Фурсенко А.А. Критическое десятилетие Америки. Л.: Наука, 1974. - 322 с.

192. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М.: Художественная литература, 1977. - 416 с.

193. Храпченко М.Б. Художественное творчество, действительность, человек. М.: Советский писатель, 1982. - 410 с.

194. Цебаковский С.Я. "Новая журналистика" в США: за и против. // Писатель и жизнь. Сб. ст. Вып. 10. - М.: Советский писатель, 1981. - С.260 - 283.

195. Цехановская Л. Проблема личности в творчестве Джойс Кэрол Оутс. // Проблемы реализма и романтизма в зарубежной литературе XIX и XX веков. Тр. по ром.-герм, филологии. -Вып. 568, X. Тарту, 1981. - C.I00 - 107.

196. Чернец Л.В. Литературные жанры. Проблемы типологии и поэтики. М.: йзд-во Моск. ун-та, 1982. - 192 е.*

197. Шахова К.А. Вечно обновляющийся реализм. О творчестве современных зарубежных писателей. Киев.: Вица школа, 1984. - 216 с.

198. Шохина В. Непробужденные души. // Литературное обозрение, 1983. № 4. - С.102 - 106.

199. Щербина В.Р. Актуальные проблемы современной литературы. // Современные проблемы реализма и модернизма. М.: Наука, 1965. - С.28 - 81.

200. Эльсберг Я.Е. Современная буржуазная литературная теория. М.: Высшая школа, 1972. - 123 с.

201. Эльсберг Я.Е. Творчество Горького в борьбе против модернизма. // Современные проблемы реализма и модернизма. -М.: Наука, 1965. С.114 - 145.

202. Юлина Н.С. Буржуазные идеологические течения в США. Проблемы и противоречия "американского сознания". М.: Наука, 1971. - 135 с.

203. Allen М. The Necessary Blankness. Women in Major American Fiction of the Sixties. Urbana: Univ. of Illinois Press, -1976. - 226 p.

204. Alter R. New American Novel // Commentary, 1975» Nov. -P. 54.

205. America Through American Eyes : An Exhibit of Recent Books that Reflect Life in the United. States. Association of American Publishers. - M., 1985. - 283 p.

206. The American Novel since World War II. N.Y., 1972. -203 p.

207. Brooks V.W. Days of the Phoenix. N.Y.: Macmillan, 1957. -210 p.

208. CreightonJ.V. Joyce Carol Oates. Boston, 1979. - 172 p.

209. Critical Essays on Joyce Carol Oates / Ed. by L.W.Wagner. -Boston: K.Hall & Co., 1979. 173 p.

210. Cross K.G.W. Scott Fitzgerald. Edinburgh; London, 1964. -218 p.

211. French W. Joyce Carol Oates. IncL-ianapolis: Indiana Univ. Press, 1978. - 194 p.

212. Friedman E.G. Joyce Carol Oates. N.Y.: Ungar, 1980. -X;.238 p.

213. Gardner J. The Strange Real World // New York Times Book Review, 1981, July 20. P. 1.

214. Grant M.K. The Tragic Vis-ion of Joyce Carol Oates. -Durham: Duke Univ. Press, 1978. 164 p.

215. Hassan I. Contemporary American Literature; 1945 1972. -N.Y.: Ungar, 1973. - XI; 194 p.

216. Hendin J. Vulnerable People (A View of American Fiction since 1945). N.Y.: Oxford Univ. press, 1978. - 227 p.

217. L'Heureux. Mirage-Seekers // Critical Essays on Joyce Carol Oates / Ed. by L.W.Wagner. Boston, 1979. - P. 16-18.

218. Literary Horizons: A Quate<-r Century of American Fiction.

219. N.Y.: N.Y. Univ. Press, 1970. VIII, 270 p.

220. Hicks G. What Is Reality? // Critical Essays on Joyce Carol Oates / Ed. by L.W.Wagner. Boston, 1979. - P. 13-15.

221. Joyce Carol Oates: Artist in Residence / Ed. by E.T.Bender. Indianapolis: Indiana Univ. Press, 1987. - 164 P«

222. Kazin A. On Joyce Carol Oates // Critical Essays on Joyce Carol Oates / Ed. by L.W.Wagner. Boston. 1979. - P. 157160.

223. Kennard J.E. lumber and Nightmare: Forms of Fantasy in Contemporary Fiction. Hamden (Conn.): Archon Books, 1975. - 244 p.

224. Kiernan R.F. American Writing since 1945: A Critical Survey. N.Y.: Ungar, 1983. - 178 p.

225. Klinkowitz J. The Life of Fiction. Urbana: Univ. of Illinois Press, 1977. - 156 p.

226. Leif S. Interview with Joyce Carol Oates // Contemporary Literature. 1980. - No. 23. - P. 272.

227. Lercangee F. Joyce Carol Oate s: An Annotated Bibliography with a Pref. and Annotations by B.F.Michelson. N.Y.; London: Garland, 1986. - XXII; 272 p.

228. Macinton Ch. Second-Class Citizenship: The Status of Women in Contemporary American Fiction // What Manner of Woman: Essays on English and American Life and Literature / Ed. by M.Springer. N.Y.: N.Y. Univ. Press, 1977. - 342 p.

229. Modern Critical Views. Joyce Carol Gates / Ed. by H.Bloom. -Philadelphia: New Heaven, 1987. 145 p.

230. Norman F. Isolation and Contact : A Study of Character Relationships in Joyce Carol Oates's Short Stories, 1963 -1980. Goteborg, 1984. - 261 p.- Т7 4

231. Oldeman R.M. Beyond the 7/aa^te Land: A Study of the American Novel in the Nineteen-Sixties. Hew Haven; London: Yale Univ. Press, 1972. - XI; 258 p.

232. Waller G.P. Dreaming America (Obsession and Transcendence in the Fiction of ЗГоусе Carol Oates). Baton Rouge: La. State Univ. Press, 1979. - XII;; 224 p.1. Художественные источники.

233. Капоте Т. Совершенно хладнокровно // Писатель и современность. Документальная проза писателей Запада. 60-е годы. -М.: Прогресс, 1972. С. 319-376.

234. Льюис С. Собр. соч. в 9-ти т. М.: Правда, Г965. - Т. 6. 527 с.

235. Оутс Дж.К. Ангел света. Роман. Рассказы. М.: Радуга, 1987. - 734 с.

236. Оутс Дж.К. Венец славы: Рассказы. М.: Известия, 1986. -252 с.

237. Оутс Дж.К. Делая со мной что захочешь. М.: Худож, лит., 1983. - 629 с.

238. Оутс Дж.К. Сад радостей земных: Роман. Рассказы. М.: Прогресс, 1974. - 543 с.

239. Стейнбек Дж. Гроздья гнева. М.: Худож. лит., 1957. -533 с.

240. Стоун Р. Флаг на заре. // Иностранная литература, 1986. № I. - С.10 - 90; № 2. - С.126 - 201.

241. Фиццжеральд Ф.С. Великий Гэтсби. М.: Худож. лит., 1965. 180 с.

242. Фолкнер У. Сарторис. Шум и ярость: Собр. соч. в 6-ти т. -М.: Худож. лит., 1985. Т. I. - 591 с.

243. Фолкнер У. Свет в августе. Авессалом, Авессалом! Собр. соч. в 6-ти т. - М.: Худож. лит., 1985. - Т. 2. - 687 с.

244. Фуллер Г.Б. Падение Эбнера Джойса. М.: Гослитиздат, 1959. - 247 с.

245. Oates J.С. Angel of Light. H.Y.: Dutton, 1981. - 434 p.

246. Oates J.C. Contraries: Essays. N.X.: Oxford Univ. Press, 1981. - XI; 187 p.25U Oates J.C. Do with Me What You Will. H.Y.: Vanguard Press, 1973. - 563 p.

247. Oates J.C. The Edge of Impossibility: Tragic Forms in Literature. N.Y.: Vanguard Press, 1972. - 249 p.

248. Oates J.C. Expensive People. N.Y.: Vanguard Press, 1968. - 308 p.

249. Oates J.C. A Garden of Earthly Delights. Greenwich (Conn.), 1967. - 384 p.

250. Oates J.C. New Selected Poems; 1970 1982. - Princeton (N.J.), 1982. - 99 p.

251. Oates J.C. Last Days: Stories. I.Y.: Dutton, 1984. -241 p.

252. Oates J.C. Maria: A Life. N.Y.: Dutton, 1986. - 310 p.

253. Oates J.C. New Heaven, New Earth: The Visionary Experience in Literature, U.Y.: Vanguard Press, 1974. - 298 p.

254. Oates J.C. The Profane Art: Essuays and Reviews. N.Y.: Dutton, 1983. - 212 p.

255. Oates J.C. Them, E.Y.: Vanguard, 1969. - 508 p.

256. Oates J.C. Wonderland. N.Y.: Vanguard Press, 1971. -512 p.