автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Трансцендентное в процедуре понимания у К. Ясперса и З. Фрейда

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Щербаков, Владимир Петрович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Трансцендентное в процедуре понимания у К. Ясперса и З. Фрейда'

Текст диссертации на тему "Трансцендентное в процедуре понимания у К. Ясперса и З. Фрейда"

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ А. И. ГЕРЦЕНА

Щербаков Владимир Петрович

Трансцендентное в процедуре понимания у К. Ясперса и 3. Фрейда.

Специальность 09.00.01 - Онтология и теория познания.

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель -доктор философских наук,

профессор - Грякалов A.A.

Санкт-Петербург 1999

ОГЛАВЛЕНИЕ

СТР

ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА 1. Проблема трансцендентного:

классический и постклассический опыт.

1. От объяснения к пониманию. 9

2. Трансцендентное - имманентное

как "историческое априори". 35

ГЛАВА 2. Трансцендентное как "бессознательное" человека и культуры.

1. Процедура понимания в аналитической практике. 58

2. Природное - культурное в структуре "бессознательного" 86

3. Психоаналитический "миф" в культуре. 102

ГЛАВА 3. Трансцендентное в опыте "исторической коммуникации".

1. Проблема понимания: от психологии к философии. 122

2. Постижение бытия в категориях

"объемлющего" и "трансцендентного". 141

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 161

ЛИТЕРАТУРА 163

Введение.

Обращаясь к теме исследования, обозначенного проблемой поисков возможных подходов в изучении человека и культуры в двадцатом столетии, необходимо проследить, в каком историко-философском контексте разворачивались эти поиски. Наиболее общей характеристикой проблемного поля современности может служить антропологическая направленность большей части научных исследований, принимающих в расчет фактор присутствия человеческой составляющей в совокупности представлений о мире, с одной стороны, и понимающих обусловленность внутреннего мира человека со стороны природных закономерностей - с другой.

Повышенный интерес к исследованию познавательных способностей человека, который впервые детально реализовал И. Кант, направлен с середины XIX века на выявление истоков мышления, вынесенных, в отличие от позиции Канта, за пределы саморефлексии. Это приводит к признанию принципиальной ограниченности возможностей сознания сферой имманентного, "сконструированного" игрой воображения и рассудка, и к поиску внерефлексивных детерминант сознания, располагающихся либо в области социального у К. Маркса, либо в мировой воле у А. Шопенгауэра, в витальности и "жизненном порыве" у Ф. Ницше и А. Бергсона.

И в том, и в другом случае речь идет о попытках трансформации философского дискурса Нового времени, сформированного работами Р. Декарта, К. Спинозы и Г.-В. Лейбница на принципах абсолютной достоверности опыта познания, происходящего в пространстве самоочевидности и "самопонятности". Результатом предпринятой реформации становится то, что сознание, ранее являвшееся достоверным истоком мышления, не требующим дополнительных усилий по прояснению своей сущности, превращается в главную проблему философской мысли. Сознание, утратившее позицию абсолютного центра и не претендующее на постижение абсолютной истины, становится проблемой, разрешение которой может позволить миру восстановиться в целостности, избавившись от кажущейся непреодолимой разделённости на сущее и становящееся, протяжённое и непротяжённое,

скрытое и явленное, сакральное и профанное, трансцендентное и имманентное. Разрешение этой проблемы осуществлялось, главным образом, в направлении, расширения плана имманентного, когда предполагалось возможным осознание скрытых от непосредственного усмотрения детерминант в рамках наук об обществе, языке, душе и, наконец, духе. Другими словами. преодоление ограниченности саморефлексии предпринималось в основном в рамках научного дискурса, стремящегося превратить все составляющие познавательного опыта человека в позитивное, т.е. проверяемое и воспроизводимое знание. Сохраняемая при этом уверенность в объективности получаемого знания принадлежит непреодолимой в рамках научного знания идеологии рациоцентризма.

Вследствие глубокой укорененности в традиции европейской мысли картезианской позиции, философский анализ занят поисками истока, первоначала, лерводвигателя, который должен стать точкой отсчета в разворачивании линейного пространства самоочевидных взаимосвязей явлений, не задаваясь вопросом об их происхождении. Однородность предметного бытия создается метафорой видения как безусловной способности сознания", Пространство паноптикума естественным образом обуславливает существование сферы невидимого, включающего и в принципе невидимое, и пока ещё не увиденное. Эта «естественность» и создаёт возможность онтологи-зации трансцендентного, которое вводится в универсум бытия вообще, что приводит к удвоению мира. Об одном из этих двух миров можно судить по результатам эмпирического познания, в отношении другого возможны метафизические, чисто умозрительные допущения.

В такой ситуации познание бытия во всей его полноте оказывается невозможным несмотря на продолжающийся рост научного знания. И более всего "ущербность" классического мышления проявляется в области знания о человеке как познающем, чувствующем и деятельном существе, производящем в своем активном' обращении к миру все богатство культурной жизни. XX столетие характерно именно усилением интенсивности философ-

ских исследований в направлении возвращения, перефразируя выражение Гуссерля, "к самому бытию".

Проблема истока мышления связана с попыткой редукции до предельных оснований тех культурных смыслов, которые выступают в качестве "опосредованных" - либо эпохой, традицией, культурной ситуацией с одной стороны, либо неявным, неочевидным материалом для самого же сознания - бессознательными и скрытыми смыслами мотивами - с другой. Закономерен вопрос - если деятельность сознания и повседневная активность человека становится осмысленной благодаря тому, что они конституируются в символических структурах, то каким образом можно избежать той опосредующей функции, которую несут вместе с собою эти символические структуры, естественным образом являющиеся слепками культуры. Иначе говоря, как возможно консгитуирование "перво-смысла", задающего пределы и условия последующей деятельности сознания и человека?

В диссертационной работе рассматривается предположение, что в основании культуры существуют базовые, неочевидные для рефлексии' и самой культуры разделения, определяющие собой как их существование, так и последующее развитие. Безусловно, научным дискурсом, который как раз работает в области предметной пред-ставденности. эти базовые разделения не схватываются, оставляя на долю философского анализа область пред-ус танов лен ностей. Соответственно, центральным: положением исследования становится выявление и актуализация той роли, которую играет первичное разделение имманентное/трансцендентное в культуре. Именно оно, на наш взгляд, обосновывает существование разделений на профан-ное/сакральное, запретное/доступное, инородное/однородное, конституирующих жизнь человека, общества, культуры. Анализ исторического процесса, традиции наследования смыслов, мифологические основания любого проявления жизни культуры становятся очевидными экспликациями данного тезиса о том, что в пространстве трансцендентного - вынесенного за пределы доступности сознания - полагается основание для первичного выбора человека.

Опираясь на достижения феноменологического анализа, структурализма и герменевтики, предпринимаемое исследование не ограничивается их тематикой, предполагающей анализ идеальных структур сознания, и вводит дополнительные допущения, направленные на выявление досозна-тельных, довербальных предпосылок, опосредующих становление сознательных структур.

Изложенные выше проблемы проясняют выбор для более углублённого анализа именно концепций 3. Фрейда и К. Ясперса. И тот, и другой предлагают собственные способы интерпретации человеческого бытия посредством обращения к сфере трансцендентного - своего рода силового взаимодействия, - скрытого от предметного постижения. Первый - через толкование бессознательного, репрезентированного в сознании. Второй -через расшифровку трансцендентного, скрывающегося в символах, откровении и других «шифрах».

Общей целью является для них выявление смыслового поля человеческого существования, ускользающего от функциональных естественнонаучных моделей объяснения. Анализ смыслового ноля возможен в трёх планах познания. Рефлексивный план разрабатывался Гуссерлем с позиции cogito, ограничивающей возможности выявления человеческого способа существования в силу приводимых выше причин. Фрейд и Ясперс пытались работать, соответственно, с семантическим и экзистенциальным планами, расширяющими исследование человека в направлении преодоления традиционной схемы европейского систематизирующего мышления.

И здесь направление мысли Фрейда и Ясперса, при всей внешней непохожести, значительно сближается, если выделить значимые для обоих требования необходимости гармонизации отношений человека с миром и себе подобным, в контексте сохранения жизненных ориентиров и единства коммуникативного пространства культуры. Необходимо отметить, что смягчение противопоставления" между философией и психологией позволяет выделить философские аспекты проблемы психического здоровья, прин-

ципиально неразрешимые в пределах психиатрической науки, расширив тем самым и возможности философского анализа.

Философская рефлексия- форм человеческого существования, работа с предельными её основаниями невозможна без обращения к способу консти-туирования психической реальности, задающему координаты для развертывания всего многообразия' проявлений человеческой деятельности. Исследование фундаментальной оппозиции трансцендентное - имманентное представляется особенно актуальным именно в контексте проблем, ставших центральными для современной философии.

Диссертационное исследование является попыткой актуализации некоторых наиболее важных, по мнению автора, аспектов произошедших и происходящих изменений в европейской философии XX века. Прежде всего это относится к значительному сближению и даже взаимопроникновению философского и психологического знания. Подобное сближение открывает новые перспективы: развития' знания о человеке и обществе, поскольку обращение к глубинным структурам человеческой психики и сознания приводит к постановке предельных вопросов о человеческом бытии, данном в совокупности телесного, душевного и духовного существования.

Цель диссертационной работы состоит в исследовании предпосылок возникновения разделения познавательных процедур объяснения и понимания в европейской философской традиции, а также результатов этого разделения. открывших новые перспективы самопознания человека. Для достижения поставленной цели решаются следующие конкретные задачи:

Анализируется историко-философский контекст изменения познавательных установок европейской философии от Нового Времени до начала XX века;

Исследуются основные концепции и теории, использующие методы психологического понимания;

Ставятся проблемы исследования" конституирования смысловой реальности;

Анализируются психоаналитическая теория. 3. Фрейда и экзистенциальная философия К. Ясперса.

Отдельным аспектам проблем, поставленных в диссертационной работе посвящен достаточно широкий объем работ отечественных и зарубежных исследований, среди которых методологическим аспектам посвящены работы Н.С. Автономовой, Г.Х. фон Вригта, IIII. Гайденко, X.Г. Гадамера, М.К. Мамардашвили, П. Рикера, М, Фуко, При анализе философско-психологических проблем были использованы работы Ж. Батая, М.М, Бахтина, Ж. Бодрийяра, В.Н. Волошинова, Л.С. Выготского, Ю.Ю. Дорохова, В.М. Лейбина, Г, Маркузе, A.M. Руткевича.

В настоящей диссертационной работе впервые в отечественной литературе подробно анализируются изменения: философского знания в контексте появления новых подходов в исследовании природы человеческой психики и процессов мышления, происходящего на стыке философского и психологического знания. Научная новизна выносимых на защиту положений состоит в следующем:

В рамках единого исследования проанализированы различные методологические подходы изучения человека - феноменологический, герменевтический, экзистенциальный.

Процедура понимания рассмотрена в качестве автономной познавательной практики, предполагающей рефлексию границ возможностей познания. При этом границей понимания выступает транс цен дентное, мыслимое одновременно как предел и исток, конституирования смысла.

Намечены перспективы изучения культуры и человека в гуманитарных науках и философии в направлении выявления" внерефлексивных установок, располагающихся как в поле индивидуального сознания, так и в области социальной практики.

Методологическими идеями при работе над диссертацией служили положения постклассической философии, постулирующие гетерогенность современного культурного опыта, сложность психических и мыслительных процессов, требующих фундаментальных изменений в подходах по их ис-

следованию. Источниками, послужившими материалом диссертационного исследования являются психологические, культурологические и философские произведения К. Ясперса и 3. Фрейда, а так же их предшественников и современников - В. Дильтея, Э. Гуссерля, А. Бергсона и М. Хайдеггера. К числу этих материалов принадлежит обширная критическая литература, посвященная' исследуемым проблемам, В диссертации проанализирован соответствующая; литература на немецком языке, введены в критический контекст малоизвестные и ранее не переводившиеся материалы.

Материалы диссертации' могут быть использованы для продолжения: исследовании современных гносеологических, культурных и социальных проблем, а также в курсах лекций по теории познания, философской антропологии и философии культуры.

ГЛАВА 1. Проблема трансцендентного: классическим и постклассический опыт.

От объяснений к пониманию.

Тема исчерпанности познавательных процедур классического типа рациональности давно уже стала предметом многих исследований', освещающих эту проблему с самых различных точек зрения. Вместе с тем, представляется уместным предложить еще один ракурс анализа произошедших и происходящих изменений, а именно: актуализировать разделение познавательных процедур на объяснение н понимание, произошедшее в конце XIX - начале XXI вв.. которое, в свою очередь, заложило основания для последующей смены познавательных установок. В рамках поставленной задачи представляется необходимым проследить истоки этих фундаментальных изменений в историко-философской перспективе становления: европейского способа мышления2, обусловившего своеобразие европейской культуры и философия.

Представления Нового Времени о природе мыслимого мира .предполагали необходимость методологического единообразия: процедур ко-

1 Различным аспектам указанной темы посвящено большое количество работ зарубежных и отечественных авторов. Наиболее заметными и глубокими из зарубежных представляютсяработы М. Фуко, К.О. Апеяя, Ю. Хабермаса, П. Рикёра и Г.Х. фон

Вригта. В отечественной философской традиции «первооткрывателями» темы трансформации философского и научного знания могут быть признаны М.К. Ма-мардашвшга, Э.Ю. Соловьёв и B.C. Швырев (Классика и современность: две эпохи в развитии буржуазной философии // Философия в современном мире. М., 1972). Исследование проблем, затронутых авторами этой работы, было активно продолжено в публикациях ПЛ. Гайденко, Н.С. Автономовой, В.А. Полороги, В.И. Молчанова и многих других. Среди других необходимо отметить два сборника: Проблемы философской герменевтики. М.Д990 и Антропологический поворот в философии XX века. Вильнюс, 1987. ■

* Несомненно, что истоки собственно европейского способа мышления берут свое начало в традициях античности. Однако наиболее хоарактерные черты европейской мысли сложились именно в Новое Время, с его поисками метода научного познания, что нашло свое выражение в трудах Ф. Бэкона, Р. Декарта и Б. Спинозы.

знания, сводящего познание мира к объяснению причинных взаимосвязей вещного универсума. Такое положение дел обуславливалось ситуацией, включающей познающего субъекта в пространство паноптикума3, в котором субъект наделялся способностью охватить представляющийся его анализирующему взору мир с точки зрения, вынесенной за пределы этого мира. Познание отождествлялось с видением, наблюдением. Занятие привилегированной позиции наблюдения гарантировало верность открывающейся взгляду бестелесной мыслящей субстанции картины мира. Трансцендентная позиция наблюдения устраняла включенность наблюдающего взгляда в «протяженную» субстанцию, делала его чистым, абстрагированным, безотносительным/