автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Творчество А.А. Кирпищикова (проблемы фольклоризма)

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Красильникова, Елена Владиславовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Свердловск
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Автореферат по филологии на тему 'Творчество А.А. Кирпищикова (проблемы фольклоризма)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Творчество А.А. Кирпищикова (проблемы фольклоризма)"

л '•

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РСФСР

УРАЛЬСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.М.ГОРЬКОГО

На правах рукописи УДК 8Р1.3С470.5) - 45

КРАСИЛЫШОВА ЕЛЕНА ВЛАДИСЛАВОВНА

ТВОРЧЕСТВО А. А. КИРШ ЦИКО ВОЙ (ПРОБЛЕМУ ДОЛЬКЛОРИЗМА)

10.01.01 - русская литература 10.01.09 - ¿[ольклористика

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Свердловск - 1990

Работа выполнена в Челябинском государственном университете на кафедре русской и советской литературы филологического факультета.

Научный руководитель

- доктор филологических наук, профессор А.И.Лазарев

Официальные оппоненты

- доктор филологических наук, профессор И.А.Дергачев

~ кандидат филологических наук, доцент Л.И.Брянцевн

Ведущее учреждение

- Свердловский педагогический

институт

Защита состоится 1990 года в часов

на заседании специализированного совета Д 063.78.03. по присуждению ученой степени доктора филологических наук при Уральском ордена Трудового Красного Знамени государственном университете им. A.M.Горького

( 620083, г.Свердловск, К-83, проспект ¿енина,51, комната 248)

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Уральского государственного университета.

Автореферат разослан " " e-tV_1990 года

Ученый секретарь специализированного сов< доктор филологических наук, профессор

. 0Б1ДОЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

~~Актуальность теми исследования. В последнее годы заметно возрос интерес к изучению региональной литературы. В современной науке постепенно утверждается особое отношение к провинциальной беллетристике, "писателям второго ранга" (В.Г.Белинский), в творчестве которых возникали и вызревали некоторые тенденции, получавшие окончательное оформление и яркое выражение у общепризнанных литературных талачтов. К числу так называемых "второстепенных" писателей принадлежит А.А.Кирпищикова. Литературное наследие уральской сотрудницы некрасовских журналов, отразившее характерные черты демократической литературы 60-х годов и одновременно расширяющее представление об уральской литературе второй половины XIX века, заслуживает более пристального изучения.

Творчество А.А.Кирпкщиковой исследуется в аспекте литературного фоль..лоризма. Проблемы фольклоризма приобретают все большую актуальность в современном литературоведении и фольклористике. Это вызвано и состоянием современной устной пооэии, угасание которой вызывает тревогу за сохранение национальных художественных традиций, и потребностью дальнейшего изучения многих явлений литературы и (фольклора в их взаимосвязи. Актуализация проблем фольклоризма обусловлена, наконец, тенденциями развития современной советской науки, тяготеющей к рассмотрению любых проявлений творческих возможностей человека в контексте его духовной культуры в целом.

Последние работы ученых подтверждаит продуктивность и необходимость изучения фольклоризма отдельного писателя или поэта. Представляется, что анализ фольклоризма А.А.Кирпищиковой, творчество которой приходится на один из переломных периодов в развитии русской литературы и совпадает с коренными изменениями, происходившими в фольклоре во второй половине XIX века, дает возможность вскрыть новые стороны "литературного фольклоризма", уяснить характер литературно-фольклорных отношений в демократической литературе середины прошлого века.

Степень разработанности проблемы. Современной наукой накоплен достаточно большой опыт в теоретическом осмыслении "литературного фольклоризма" как идейно-эстетической и историко-литературной категории, характеризующей многообразные отношения писателя к фольклору, вялечшшдие и использование им конкретных фольклорных источников, и освоение народных художественных принципов типизации с соответствующей фольклорной поэтикой. Существующая потреб-

3

ность дальнейшего углубления понятия "литературный фольклоризм" и одновременно его конкретизации применительно к творчеству писателей различных эпох, различных художественных направлений заставила ученых обратиться к разработке проблемы типологии литературного фольклоризма, Возможный путь решения этой проблемы - анализ литературно-фольклорных отношений по групповому принципу, а также по линии глубокого изучения фольклоризма писателей внутри группы. Некоторые исследователи ввделяют в качестве самостоятельной типологической разновидности "естественный фольклоризм" писателей-шестидесятников, к которому предварительно относят и уральскую писательницу А.А.Кирпищикову.

В настоящее время творчество А.А.Кирпищиковой относится к разрдцу малоизученных. Заслуга в восстановлении забытого имени уральской писательницы принадлежит П.С.Богословскому, сформулировавшему еще в 20-е годы основные задачи изучения ее литературного наследия. Однако появившиеся в 30-е, 50-70-е годы статьи об А.А.Кирпищиковой не выходили за рамки краеведческих исследований.

Первой крупной работой, посвященной творческому пути А.А.Кирпищиковой, проблематике ее основных произведений, стала монография М.М.Верховской. Интересные наблюдения над особенностями художественного метода писательницы в контексте общерусского литературного процесса, а также уральской литературы второй половины XIX века делает И.А.Дергачев.

Связь творчества А.А.Кирпищиковой с фольклором, устнопоэти-ческие истоки образности, стиля ее произведений рассматривает М.А.Ганина. Многие выводы исследовательницы сохраняют свою актуальность и значимость. Вместе с тем М.А.Ганина ограничивается анализом только ранних произведений уральской писательницы, некоторые вопросы, касающиеся связей ее творчества с фольклорной традицией либо вообще не учтены, либо только поставлены, и поэтому нуждаются в более глубоком освещении с позиций современного понимания "литературного фольклоризма".

Цели и задачи исследования. Дель диссертационной роботы состоит в том, чтобы проанализировать творчество А.А.Кирпищиковой с точки зрения отношения писательницы к устной поэтической традиции своего времени, а также в контекст : особенностей фольклоризма демократической литературы 60-90-х годов.

Конкретные задача исследования:

V выявить наиболее существенные черти фольклоризма писато-' 4 •

лей-демократов второй половины XIX века (в частности, уральской демократической литературы): связь писателей с современной фольклорной традицией ; соотношение принципов отбора и оценки фактов действительности в устной поэзии и литературе; новые и общие для фольклора и литературы типы героев, конфликты, особенности поэтики ;

- определить степень принадлежности А.А.Кирпищиковой к типу фольклоризма демократической литературы, учитывая индивидуальные особенности ее творчества;

- исследовать механизм усвоения фольклорной традиции А.А.Кир-тпциковой, особенности проникновения фольклора в художественную структуру ее произведения, художественный метод ;

- проследить эволюцию фольклоризма А.А.Кирпищиковой •

- рассмотреть вопрос о характере фольклоризма уральской писательницы с связи с динамикой фольклорного процесса во второй половине XIX века.

Методологической основой диссертвции явились положения диалектического материализма о закономерностях общественно-исторического развития, о диалектике художественного освоения мира, об исторической преемственности и ео противоречиях.

Изучение фольклоризма А.А.Кирпищиковой ведется с учетом конкретно-исторического принципа, который присутствует и при анализе особенностей литературной эпохи 60-х годов, и в оценке состояния фольклорного процесса второй половины XIX века. При помощи сравнительно-исторического метода выявляются общие (объединяющие А.Кирпищикову с писателями-демократами) и своеобразные черты фольклоризма уральской писательницы. Этот же метод позволяет проследить эволюцию фольклоризма А.А.Кирпищиковой. При помощи сравнительно-типологического метода в работе анализируется связь творчества А.А.Кирпищиковой с современным для нее фольклорным процессом.

Теоретическая основа исследования. Диссертация базируется на современных исследованиях в области литературоведения и фольклористики. Теоретическую основу работы составили труды советских ученых, посвященные проблеме фольклоризма: В.Е.Гусева, А.А.Горелова, П.С.Выходцева, Л.И.Емельянова, В.Г.БазаНова, Г.В.Кравцова, Н.И.Савушкиной и др., а также во про сап типологии литературного фольклоризма - работы А.И.Лазарева, Д.Н.Медриша, У.Б.Далгат и других. Диссертация опирается на исследования литературоведов,

обратившихся к изучению реализма писателей-демократов 60-х годов (П.С.Ндановский, Л.М.Лотман и др.), а также на концепцию И.А.Дер-гачева о неродном реализме демократической литературы второй половины XIX века.

Научная новизнп исследования обусловлена выбором художественного материала - малоизученного литературного наследия А.А.Ки-рпищиковой. Творчество уральской писательницы представлено в аспекте современного понимания литературного фольклоризма ; выявлены особенности фольклоризма А.А.Кирпищиковой как динамической системы, в развитии от 60-х к 90-м годом.

Особое положение А.А.Кирпкщиковой в литературе - писатель-демократ, находящийся в чрезвычайной близости к народной культуре, - позволяет дать такой поворот в решении проблемы фольклориэма ее творчества, при котором существенное значение приобретает соотнесенность писательницы с современны.! для. нее фольклорным процессом. Анализ фольклоризма А.А.Кирпищиковой проводится с учетом изменившегося состояния устного поэтического творчества, формирования в условиях переходной эпохи нового типа художественного мышления народа.

Изучение особенностей фольклоризма, его эволюции в связи с развс-.ыощейся фольклорной традицией, на наш взгляд, может служить одним из продуктивных направлений в установлении характера фольклоризма демократической литературы 60-70-х годов XIX века как типологической разновидности.

В процессе работы были использованы новые факты, документы (в частности, письма брата А.Быдарина, находящиеся в Центральном государственном архиве Октябрьской революции), фрагменты ее творческих рукописей (отрывки рукописной повести "Мои мытарства".хранящиеся в архиве Пушкинского дома) ; выявлены дополнительные факты, характеризующие социально-общественную обстановку Пермской губернии, родины писательницы (Государственный архив Пермской области) .

Практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть использованы в общем курсе русской литературы второй половины XIX века, при подготовке ''Очерков по истории русской литературы Урала", в спецкурсах и спецсеминарах по проблеме взаимодействия литературы и фольклора.

Апробация работ1. Диссертация непосредственно связана с научно-исследовательской тематикой кяфедрн русский я советской лиС

тератури Челябинского государственного университета и выполнена в соответствии с комплексной программой УрО All СССР.

Промежуточные и конечные результаты работы были представлены в форме докладов и сообщений на ежегодных научных конференциях Челябинского государственного университета (1985-1988) ; на зональных конференциях: Седьмые Бирюковские чтения (Челябинск, 1986), Восьмые Бирюковские чтения (Челябинск, 1988).

Диссертация обсуждалась на кафедре русской и советской литературы Челябинского государственного университета (дек., 1989) и на кафедре русской и зарубежной литературы Уральского ордена Трудового Красного Знамени государственного университета им.А.Н.Горького (март, 1990).

По теме диссертации имеется шесть научных публикаций.

Структура работы определена целями исследования и природой изучаемого предмета. Диссертация состоит из введения, трех глав (первая и вторая главы включают по три раздела, третья - два раздела) , заключения и списка используемой литературы. Содержании изложено на 167 страницах, список литературы, вклячапщий 291 наименование, изложен на 25 страницах.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цели и задачи исследовачия, указываются научная новизна и практическое значение, раскрываются методы работы и ее методологическая основа.

Первая глава "Оольклоризм уральской демократической литературы второй половины XIX века" состоит из трех разделов.

Порвкй из них "Демократическая литература Урала второй половины XIX века и фольклорная традиция" посвящен выявлению наиболее существенных особенностей уральской демократической литературы, обусловивших характер ее фольклоризма.

Основным критерием, позволяющим рассматривать в одном раду Ф.М.Решетникова, Д.Н.Мамина-Сибиряка, Н.З.Казрнцева, Е.С.Гадмер, А.С.Погорелова, А.Г.Туркина и др., служит общность положения этих писателей в литературном процессе второй половины XIX вока, принадлржность к новому типу писателя-разночинца, тесно связанного с народом обстоятельствами жизни л взглядами. Уральские писатели-демократы обогатили литературу новыми темами из жизни рабо-

чего класса, новыми героями из рабочей среды, новым способом освоения народной жизни ("народный реализм").

Социальное происхождение этих писателей явилось объективной предпосылкой, определившей новизну их форм приобщения к фольклорной традиции. Выходцы из социальных низов, они росли и воспитывались в атмосфере живого бытования фольклора, ежедневно сталкиваясь с ним как неотъемлемой частью быта, образа жизни простых людей заводских поселков. Фольклор служил почвой, питавшей художественное сознание уральских писателей, формировавшей особенности мастерства, художественного метода. "Народный реализм" можно определить и как способ освоения народной жизни с позиций фольклора (фольклорного сознания - органичной части сознания обеденного).

Особая роль устной поэзии в системе мироощущения, творческого видения писателей-демократов позволяет говорить о решающем значении фольклорного фактора в становлении демократической литературы. Под фольклорным фактором в данном случае подразумевается не столько воздействие на писателя традиционных форм устной народной поэзии, сколько воздействие на него фольклора как целостной художественной системы в ее развитии.

Характер литературно-фольклорных отношений демократической литературы - ему посвящен второй раздел главы "О новом типе литературно-фольклорных отношений в творчестве уральских писателей-демократов" - рассматривается в зависимости от состояния народного поэтического творчества середины прошлого веяа.

Переходная эпоха - опоха ломки общественного сознания, становления новых капиталистических отношений - определила глубокие внутренние изменения в народной эстетике: формирование нового типа народного художестиеиного мышления, подготовившего появление рабочего фольклора, особого направления в общенациональном фольклоре, характеризующегося своими принципами отражения действительности и соответствующей им поэтикой. На Урале в силу объективных обстоятельств, связанных с особенностями края кок промышленного региона, новые явления, сопровождавшие формирование рабочего фольклора, получили наиболее яркое выражение. Своеобразие фольк-лоризма уральской демократической литературы обусловлено своеобразием устной поэзии горнозаводского Урала. Содержание категории "фольклориэм" применительно к писателям-уральцам приобретает особое звучание в связи с тем, что высвечивает их отношения не с

О

фольклором вообще, а с традициями уральского рабочего фольклора.

Можно предположить, что в лице писателей-демократов (в частности, уральских) в литературном процессе второй половины XIX века создается прецедент, когда литература вступает с современной для нее формирующейся фольклорной системой не в простой контакт, а в органическое глубокое взаимодействие. Наряду с устоявшимся в литературе механизмом освоения фольклорной традиции как некой архаической данности возникает форма параллельного существования демократической литературы и рабочего фольклора на базе единой формирующейся о условиях переходной эпохи эстетической основы. Это создавало условия для неопосредованного естественного усвоения литературой фольклорной традиции. Неизбежное и одновременно органи»чюе усвоение народной поэзии в современных ее проявлениях писателем, сознание которого воспитано в народном духе, мы называем "естественным фольклоризмом".

Выделяя "естественный фольклоризы" в качестве самостоятельной типологической разновидности литературного фольклоризма мы не предполагаем его всеобщей обязательности для всех писателей-демократов , в частности, для всех уральских писателей. Объективные условия развития фольклора и литературы предусматривали возникновение нового типа литературно-фольклорных отношений. Но проявился он не у всех и не в одинаковой форме в творчестве различных представителей демократической литературы. Например, Н.В,Казанцев в отношении к новой фольклорной традиции остается на позициях бытописателя ("По разливу", "На шурфовке") ; Е.С.Годмер сознательно подчиняет фольклор познавательным, "учебным" целям ("Около железа и золота") ; у Е.А.Словцовой устная поэзия присутствует как экзотический элемент ("Любовь или дружба"). "Естественный фольклоризм" как выражение органичного усвоения литературой новой фольклорной традиции наиболее ярко проявился в творчестве 55.М.Решетникова и ранних рассказах Д.Н.Мамина-Сибиряка. Новый характер литературно-фольклорных отношений обнаруживает себя и в творчестве А.А.Кирпи-щиковой.

Завершает первую главу раздел "Особенности формирования фольклорных интересов А.А.Кирпищиковой", посвященный общей оценке мировоззрения А.А.Кирпищиковой, направленности и пафоса ее творчества ; особое внимание обращено на характер приобщения писательницы к местной фольклорной традиции.

Насыщенная важными историческими событиями общественная и

культурная атмосфера Пермской губернии во второй половине XIX века, обстоятельства жизни А.А.Кирпищиковой (происхождение из крепостной семьи, жизнь на уральских заводах, чтение передовых журналов, общение с прогрессивно настроенными людьми и т.д.) определили демократический характер ее взглядов. С самого начала она выступила как сторонница демократического крыла русской литературы, опубликовав свои первые произведения в революционно-демократическом "Современнике". Все произведения уральской писательницы пронизаны ненавистью к крепостному праву, несправедливому социальному устройству общества, глубоким сочувствием к угнетенным. А.А.Кирпищикова почти одновременно с Ф.М.Решетниковым и независимо от него ввела в русскую литературу нового героя - рабочего, внесла свой вклад в художественное осмысление темы рабочего класса. Близость А.А.Кирпищиковой народной среде, "отсутствие касти-ческого отчуждения от трудящихся" выступает важным аргументом, позволяющим рассматривать творчество писательницы в ряду литературы "народного реализма".

Обстоятельства личной жизни А.А.Кирпищиковой - прежде всего ее социальное происхождение, двойственный характер положения в обществе, жизнь в замкнутой среде горнозаводских поселков - ставят вопрос о решвющем значении фольклора в становлении ее художественного сознания. Почвой, формировавшей фольклорные интересы А.А.Кирпищиковой, явилась устная поэзия рабочих горнозаводского Урала. Присущий уральским писателям-демократам источник знакомства с местной фольклорной традицией - впечатления детства, юности - бил основным и для А.А.Кирпищиковой. Но в отличие, например, от Д.Н.Мамина-Сибирлка и Ф.М.Решетникова, писательница целенаправленно не занималась изучением и собиранием устной поэзии ; она обращалась к тем элементам народного творчества, которые знала сама, которые были у нее "на слуху" и составляли органическую часть ее мировоззрения.

В отношении творчества А.А.Кирпищиковой можно говорить не столько о фиксации конкретных жанров рабочего фольклора, сколько об отражении современного для нее фольклорного процесса - относительно единого для всего горнозаводского населения рабочего репертуара. Преимущественно писательница опирается на изменившийся в новых условиях традиционный фольклор как составную часть рабочего репертуара.

Б отличие от Д.Н.Мамина-Сибиряка и Ф.М.Решетникова, мастерст-

во и талант которых позволял им осознанно осуществлять контакты с новым поэтическим мышлением рабочих, А.А.Кирпищикова до конца не осознавала "опосредованность" своего художественного сознания народно-поэтическим мировосприятием. Но именно этот нюанс является, на наш взгляд, существенным в раскрытии нового типа литературно-фольклорных отношений. Творчество А.А.Нирпищиковой, писательницы-самоучки, служит материалом, подтверждающим закономерность появления "естественного фольклоризма" в литературе середины прошлого века.

В творческой биографии А.А.Кирпитциковой можно выделить три основных периода, хронологически относящихся к 60-м, 70-м, 60-90-м годам XIX века. Основу данной периодизации определяет творческая эволюция, процесс художественного становления писатольницы, сопровождавшийся расширением тематики, появлением новых героев, обогащением жанровых форм. Существенным показателем, позволяющим судить о динамике творчества А.А.Нирпищиковой, о его особенностях, может служить хлрпктер фольклоризма.

Во второй главе "Фольклор в художественной структуре ранних произведений А.А.Нирпищиковой" анализируется фольклориэм произведений, написанных писательницей в бО-о годы и опубликованное в журналах "Современник", "Отечественные записки".

В рассказе "Антип Григорьич Мережин" (1865), в повестях "Порченая" (1865), "Как жили в Куморе" (1867) обнаружено большое количество конкретных фольклорных реалий. Они присутствуют как средство раскрытия особенностей быта, психологии местного горнозаводского населения. Использование А.А.Кирпищиковой элементов различных обрядов (например, фрагменты родин - "Антип Григорьич Мережин", описание проводов в рекруты - "Порченая", описание свадебного об-рзда - "Как жили в Куморе"), цитирование песен, пословиц свидетельствуют о ее хорошем знании рабочего репертуарл региона. В обращении А.А.Кирпищиковой к фольклору в этнографических целях мы усматриваем проявление одной из основных тенденций русской литературы 60-х годов, которая "в это время приобретает характер, тгк скапать, этнографический, посвящает себя разработке подробностей жизни" (М.Е.Салтыков-Щедрин). В то же время отношения уральской писательницы с народной поэзией выходят за рамки "этнографического фольклпгизма". Народный характер ее миропонимания обусловил глубиннее усвоение А.А.Кирпищиковой устнснгоэтической традиции. Подтверждение тому - особый хграктср проникновения элементов фоль-

клирной поэтики в художественную структуру первых произведений, в творческий метод начиняющей писательницы.

В первом раздело "Канровый ¿ольклоризм" рассказа "Антип Гри-горьич Мережнн" устанавливается связь одного из ранних произведений А.А.Кирпищиковой с устной поэзией на уровне жанра.

Важными обстоятельствами, позволяющими говорить о ханрообра-зугацих приметах устного сказа п структуре рассказа "Антип Григорь-ич Мережин", яэляются: "литературно-художественная ориентация на устный монолог повествующего лица" (В.В.Виноградов) ; присутствие образа рассказчицы, выразительницы фольклорного сознания, народного жизненного опыта, этики, народных суеверий. С учетом существенной роли в садетно-композиционной структуре произведения образа рассказчицы, подчиняющего себе все повествование (события пропущены через народное сознание), анализируется конфликт (столкновение Варвары с Лнтипом), своеобразный характер фантастического, художественные особенности рассказа, явно тяготеющего к фольклорной об-, разности, в частности, к традициям сказочной поэтики.

Проявившиеся в рассказе стпрушки-няни приметы новой повество-ва!ельной традиции (рассказ очевидца о событиях, действительно имевших место в кизни ; сочетание реального и фантастического с установкой на достоверность ; наличие устойчивой композиционной форой, сюжета, "поэтической идеи") позволяют судить о жанровой природе литературного произведения в целом. Рассказ А.А.Кирпищиковой можно определить как литературный сказ: литературно-художественное повествование, опирающееся на устно-поэтические мотиву и образы, восходящие к народным суевериям и приметам ; допускающее элемент фантастического, связанный с образом Антипа-колдуна, и одновременно повествующее о типичном событии из жизни крестьянской семьи на реалистическом, историческом и бытовом фоне.

Проявление элементов фольклорной формы уже в первом произведении А.А.Кирпищиковой вполне объяснимо. Художественное сознание начинающей писательницы, еще не освоившее литературные каноны и нормы, но глубоко вобравшее традиции народной эстетики, ищет соответствующую художественную форму и находит ее в иной системе - в фольклоре. Причем не просто в фольклоре, а в повествовательных жанрах современной устной поэзии. Будучи очень близким народному мышлению, сознание А.А.Кирпищиковой невольно уловило процессы, связанные с образованием новых форм в несказочной прозе и воспроизвело некоторые их элементы в литературном произведении.

Во втором разделе анализируется роль фольклорных уотивоо в сюжетной ог'-анизации повести "Порченая".

Развитие действия в этом произведении следует кок бы вслед за основными мотивами песенной лирики, повторяет отдельные ситуации любовных, семейно-бытовых, рекрутских песен, сохранивших место в репертуаре горнозаводского населения. Основу сюжета повести составляют типичные события, сопровождающие жизнь многих простых женщин-тружениц: любовь, замужество, проводы мужа в армию, ежедневная работа, смерть ребенка и т.д. Каждый последующий этап в жизни героини произведения Насти имеет соответствующую по содержания, иногда и по форме, песенную аналогию. Эффект совпадения содержания повести А.А.Кирпищиковой и мотивов народной лирики менее всего объясним прямым воздействием фольклора. В художественном воссоздании эпизодов, связанных с жизнью Насти-солдатки, писательница скорее идет от собственных жизненных впечатлений. Однако критерий отбора событий, лежащих в основе повествования, совпадает с фольклорным: А.Л.Кирптцикова отбирает самые острые и одновременно типичные моменты из народной жизни, нашедшие отражение и в народной песенной лирике. В данном случае можно говорить о типологическом характере соответствий (типологии мотивов), появление которых в повести обусловлено содержанием и характером мышления ' А.А.Кирпищиковой.

Включившись в литературное произведение, традиционные для устной поэзии мотивы трансформируются, неизбежно подвергаются авторской переработке. Но ее .характер несколько иной, отличный от традиционного понимания творческой переработки писателями фольклорных первоисточников. В повести в ее основе лежит не столько сознательный акт, сколько естественный, органичный для художественного мышления А.А.Кирпищиковой процесс переосмысления фольклорного мотива (например, мотива порчи). В отличие от писателей-народников, которыо так или иначе шли от заданной идеи к образу, представляющему иллюстрацию нужной идеи, А.Л.Кирптцикова идет от полноты ощущения жизни к художественному образу.

Третий раздел "Фольклорные принципы типизации п повести "Ках жили в Куморв" посвящен анализу фолоклоризма произведения, в котором писательница впервые выступила с новой темоН, из жизни и быта рабочих Урала. Рабочая тема определяет содержание конфликта, сюжета, характер дейсткулцих лиц.

Обращения А.А.КирпищикоРОй к событиям и героям, связанным с

нсвыии явлениями и процессами народной жизни, предопределило ощутимый контакт произведения с устной поэзией рабочих. Связь повести с рабочим фольклором наиболее убедительно прослеживается на уровне образной системы. Эффект сходства персонажей А.А.Кирпищиковой с фольклорными в данном случае обусловлен близким устно-поэтическому механизмом авторской типизации - характером соотношения общего и индивидуального в раскрытии внутренних качеств героя.

Понимание А.А.Кирпищиковой сущности главных порсонвжей повести совпадает с народной концепцией личности в устной поэзии. Поступки и поведение ее героев определяют не столько индивидуальные, сколько общезначимые качества, получившие признание в неродной эстетике: смелость, преданность в любви (Григорий), верность (Груня), сила, мастерство (Набатов). На первый план в повести выдвинуты социально активные черты героев из рабочей среды (осознание социальной несправедливости, стремление противостоять ей), сближавшие их с персонажами устных рассказов и преданий - рабочими-бунтарями.

Существенным показателем типологического родства образов литературного произведения и устной поэзии является способ раскрытия характеров герсонажей. Герои повести Кирпищиковой статичны. Это не столько индивидуальные характеры, сколько готовые типы, выражающие те или иные ценностные качества, санкционированные народной художественной памятью. Структура их на протяжении действия не меняется, происходит лишь смена обстоятельств, высвечивающих одни и те де изначально заданные черты. Попытки Кирпищиковой показать героев индивидуализированными и жизнеподобными соответствуют уровню типизации в рабочем фольклоре того времени. Реалистичность персонажей достигается прямолинейно: указываете«возраст, профессия, детали одежды и т.д. Индивидуализация героев растворена в их социальной характеристике: принадлежность к какому-либо сословию уже сама по себе выступает типичной чертой. "Мастеровой", "рабочий" (Набатов, Григорий) - вто не профессиональная характеристика, а скорее эпитет, возводящий гороев в тип "человека-труженика". Уровень разработки внутренних переживаний персонажей повести остается односложным: герои мыслят и переживают сказочными формулами, песенными категориями. Во всех приемах создания образной системы повести А.А.Кирпищиковой (портрет, речь, поступки, внутреннее состояние) явно ощущается инерция следования фольклорным принципам, предполагавшим изображение не индивидуального лица, а некоего поэтического типа.

Итак, в первых же произведениях А.А.Кирпищикова проявила себя кок истинно демократически:! писатель, что наило отражение не только в откровенно демократическом содержании, но и в особом "трезвом" способе воспроизведения народной жизни. Связь первых произведений с фольклором, проявившаяся на уровне жанра, сюжета, системы образов, - это не столько итог сознательной ориентации писательницы но фольклорные первоисточники, сколько результат самопроявления авторской мысли, по содержанию и форме приближавшейся к народному поэтическому мкилению. Анализ фольклоризма творчества 60-х годов позволяет говорить об естественном, органичном и в то ко время отчасти стихийном механизме усвоения устной поэзии, проникновения фольклорных форм и принципов в художественную структуру произведений уральской писательницы.

В третьей главе "Эволюция фольклоризма А.А.Кирппщге-'овой" рассматривается творчество А.А.Кирпищиковой 70-90-х годов в связи с особенностями ее фольклоризма кис динамической системы.

Творчество 70-х годов свидетельствует об идейном и духовном росте уральской писательницы, следовавшей традициям демократической литературы 60-х годов. Связь ее произведений этого периода с идейным и художественным наследием шестидесятников находит отражение в проблематике, разработке конкретных тем, яонрорых особенностей. Центральной темой продолжает оставаться народная жизнь, социальные процессы, происходящие в горнозаводской рабочей среде ; разрабатывается тема идейного становления, духовного созревания демократа-интеллигента ; писательница активно обращается к очерку, характерному жанру литературы 70-х годов.

Вместе с тем особенности творчества А.А.Кирпищиковой в 70-е годы были во многом обусловлены характером ее отношения к фольклорной традиции, эволюцией фольклоризма писательницы.

Ранние произведения А.А.Кирпищиковой свидетельствуют об органической близости художественного сознания писательницы народному поэтическому мышлению. Прогрессирующий в дальнейшем творчестве процесс писательского самоопределения кардинально не меняет п^ож-ней фольклорной природы художественного-сознания А.А.Кирпищиковой. Более того, в творческом процессе самосознания крепостной интеллигентки, погруженной в птмосферу "особого бита" рабочего Урала, усиливается влияние социально-политических и эстетических взглядов рабочих, нашедших выражение в их устной помчи.

Содпрчпние и характер произведений А.А.Кирпищиковой 70-х го-

дов (трилогия: "Прошлое", "Настоящее", "Двадцать пять лет назад"; рассказ "Петрушка Рудоыетов"), которым посвятцен первый раздел "Очерки 70-х годов как выражение нового типа народного художественного м)тления". позволяет рассматривать творчество писательницы этого периода в его соотнесенности с текущим фольклорным процессом.

Анализ очерков подтверждает содержательную общность идеалов А.А.Кирпищиковой и новых идеалов трудящихся масс. Это нашло выражение в стремлении писательницы отразить повседневное существование простых людей, условии их быта, труда ("Недавнее" - главы "В руднике", "Страда", "Весна" и др.) ; в ее обращении к классовым конфликтам, порожденным новой эпохой ("Прошлое" - глава "Стачка"); в нескрываемой симпатии к бунтовщикам-рабочим, защитникам народных прав из среди заводской интеллигенции ("Двадцать пять лет назад" - главы: "Заговорщики", "Рад доносов и гонений"). А.А.Кирпищикова в числе первых вводит в литературный обиход новые понятия, идеи ("социальное равенство", "свобода", "товарищество", "борьба, исключающая революционное преобразование" и т.д.), имевшие ценностное значение в художественном сознании рабочих. Постановку проблем, жизненно важных для рабочего класса, выдвижение героев из рабочей среды и утверждение их идеалов можно расценивать как проявление в творчестве А.А.Кирпищиковой эстетики нового фольклора.

Общность художественного сознания А.А.Кирпищиковой и нового типа художественного мышления рабочихч про явилась и в близости некоторых авторских принципов художественного отражение действительности народно-реалистическому методу в фольклоре. Подобно произведениям рабочей поэзии писательница возводит частный факт в объект художественного отражения и освещает его с позиций народного обыденного сознания. Само обращение А.А.Кирпищиковой в 70-е годы к очерковому жанру предстает закономерным явлением. Очерк в творчестве писательницы является оптимальной формой для передачи нового "трезвого" мироощущения народа. Многие ее очерки (например, повествование Аграфены Степановны о заговоре - глава "Заговорщики" ; рассказ дедушки Савелия о крепостной службе - глава "В Кужгорте"; рассказ Анны Степановны о переселенцах - глава "На Позорихе" и др.) тяготеют к фольклорным формам, перенимают стилистические приметы жанров несказочной прозы. Близость творческого метода А.А.Кирпищиковой фольклорным способам типизации обнаруживается в прямо» подведении частных случаев под общие явления, в непосредственном выходе отдельных ситуаций в область социально-исторических законо-

16

мерностей; в простой констатации, изначальной заданности той или иной черти героя; в односложном уровне разработки внутреннего мира действующих лиц.

Рабочая поэзия Урала органично вошла в духовный мир, художественное мышление А.А.Кирпищиковой, определив во многом особенности ее творческого метода. Фольклоризм творчества А.А.Кирпищиковой в 70-е годы можно рассматривать как проявление ее "народного реализма", иначе говоря, проявление особой формы художественного мыт-ления писательницы, родственного новому народно-поэтическому сознанию.

Характер фольклормзма А.А.Кирпищиковой не остается неизменным. Творчество писательницы 80-90-х годов, которому посвящен второй раэдел "Особенности фольклоризма произведений А.А.Кирпищиковой 80-90-х годов", свидетельствует об определенном отходе авторского сознания от фольклорного. Этот процесс явился итогом естественного стремления писательницы осознать свою творческую самостоятельность, свою принадлежность к профессиональной литературе.

80-90-е годы явились плодотворными в писательской деятельности А.А.Кирпищиковой. Эти годы отмечены появлением большого количества произведений на страницах "Екатеринбургской недели", разнообразием жанрэркх (форм (рассказы "Лухомский мельник", "Искатели", повести "Из-за куска хлеба", "К СЕету и жизни", тяготеющий к романной форме "Фельдшер Крапивин", автобиографическая повесть "Мои мытарства", литературный сказ "Катерина Алексеевна"). Сознательное намерение Л.А.Кирпищиковой совершенствоваться профессионально не могло не отразиться на характере ее "естественного фольклоризма". Показателем "отстраненности" А.А.Кирпищиковой от устно-поэтического мышления выступает ее способность точно зафиксировать фольклорные явления, прокомментировать их с фольклористической точки зрения ("Фельдшер Крапивин"), дать проявлениям фольклорного сознания народа соответствующую идейную и художественную оценку ("Искатели" ).

Поздние произведения А.А.Кирпищиковой неравноценны в художественном отношении. Показательно, что ее попытки овладеть приемами литературного мастерства, как правило, заканчивались неудачей. !3 то тге время нозпрацение к апробированным народным формам обеспечило успех некоторых глав ео поздних произведений (например, повествование Кирилловны с своей молодости - "К своту и жизни") или рассказа "Катерина Алексеевна".

В заключении подведены итоги исследования, сделаны выводы.

Творчество А.А.Кирпищиковой неразрывно связано с эпохой "шестидесятых годов". Особенности его обусловлены литературным процессом второй половины XIX века, общим характером развития литературы пясетелей-яестидесятников. А.А. Кирпищико в а - писатель-демократ по происхождению и по убеждениям, нашедшим выражение в содержании ее произведений. 3 историю уральской демократической литературы она вошла » как автор женской темы, отразивший ее с особой искренностью и человеческой теплотой, и как один из первых бытописателей русского рабочего класса. Актуальные вопросы современности (положение рабочих, их первые формы борьбы, рост сознания интеллигента-демократа и т.д.) писательница решала на материале уральской действительности, хорошо знакомого ей пермского горнозаводского края, в своеобразной творческой манере.

Особое положение писателей-демократов (в частности, уральских) в литературном процессе второй половины XIX века, их связь с современным фольклорным процессом позволяют рассматривать фольк-лоризм этой группы беллетристов как самостоятельную типологическую общность. Творчество А.А.Кирпищиковой, имеющее ярко вырккен-ную фольклорную природу, является интересным материалом, иллюстрирующим особую форму приобщения писателя к фольклору, тип "естественного фольклоризма", для которого характерно органичное усвоение авторским сознанием народного художественного мышления, фольклорной традиции.

Изучение фольклоризма А.А.Кирпгациковой в динамике свидетельствует о его тесной связи с новыми процессами, происходившими в фольклоре во второй половине XIX века.

Анализ фольклоризма А.А.Кирпищиковой, подтверждающий ярко выраженный демократизм мировоззрения, народность эстетической позиции уральской писательницы, позволяет рассматривать ее творчество в русле демократической литературы писателей-шестидесятников, оценить самобытное литературное наследие А.А.Кирпищиковой в целом как значительное явление в литературе Урала второй половины XIX века.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Фольклоризм А.А.Кирпищиковой // IX Итоговая науч. конф: Тез. докл. - Челябинск, 1985. - С.49.

2. Революционно-демократическая литература и фольклор // X Итоговая науч. конф.: Тез. докл. - Челябинск, 1906. - СА2.