автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Творчество Василия Белова как художественная система

  • Год: 1989
  • Автор научной работы: Евсеев, Валерий Николаевич
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Автореферат по филологии на тему 'Творчество Василия Белова как художественная система'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Творчество Василия Белова как художественная система"

московский ордена лешша и ордена трудового красного знамени

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ имени В. II. ЛЕШШЛ

Специализированный сонет К 113.08Л1

На правах рукописи

ЕВСЕЕВ Валерии Николаевич

УДК 882—3—21—«19»

ТВОРЧЕСТВО ВАСИЛИЯ БЕЛОВА КАК ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА

Специальность 10.01.02 — советская многонациональная литература

Л В Г О Р Е Ф ЕРЛ Т

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Москва 1989

Работа выполнена в Московском ордена Ленина н ордена Трудового Красного Знамени государственном педагогическом институте имени В. И. Ленина.

Науч и ы й р у к о л о д н т о л ь: кандидат филологических наук, профессор) А. В. ТЕРНОВСКИЙ

О ф п ц и и л 1. н ы е о н ионе н т ы: доктор филологических паук, профессор В. А. СУРГАНОВ кандидат филологических паук, доцент А. Д. ВАРТАНЬЯНЦ

Ведущее научное учреждение — Институт русского языка имени А. С. Пушкина.

Защита диссертации состоится «..1.1989 года в ....¡¿у... часов на заседании специализированного совета К ИЗ.08.11 но присуждению учеиоп степени кандидата филологических наук б Московском ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственном педагогическом институте имени В. И. Ленина по адресу: Москва, Малая Пироговская ул., 1, ауд..............

С диссертацией можно ознакомиться п библиотеке МГ11И имени В. И. Ленина. Адрес института: 119435, Москва, Малая Пироговская ул., д. 1.

Автореферат разослан «. г.

Ученый секретарь специализированного совета

Т. В. ЗУЕВА

ОЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Творчество лауреата Государственной премии СССР Василия Белова вшивает поело публикации повести "Привычное дело" пристальный интерес читателе!!, текущей критики, является объектом исследований в отечественном и зарубежном литературоведении. Основной массив критической и научной литературы о творчестве 3.Белова составляв? сотни рецензий и специальных статей, книги ¡0.И.Селезнева, Л.Ф.Ержэва, Л.Ванглер (ФРГ). В диссертационном жанре творчество писателя монографически рассматривали У.М.Ала-видзе, З.А.Змельлпов, Б.Тесмер (ГДР), Т.Н.Андреева, в "обойме"' с другими писателями - Ю.А.Дворяшш, О.А.Москвина, А.Б.Перзекв, А.О.Больиез, Д.Гврчиньска, П.Г.^аткукян, М.П.Туплчекова.

Произведения писателя находятся в центре внимания исследователей литературы; обращение к ш;м является поводом для полемики по проблемам действительности, литературного развития. Почти о всех них существуют противоположные, взаимоисключающие мнения как в плоскости рецензирования, первичного осмысления, так и на уровне широких литературоведческих обобщений.

В длящейся годами полемике акцент переносится на анализ идейно-тематического.содержания творчества В,Белова как мироз-зре.нческой, идеологической данности. При этом на периферии обсуждения нередко остаются проблемы творчества как художественного явления, обладающего диалектически взаимообусловленным единством содержания и формы, вследствие чего объективное понимание своеобразия содержания - при игнорировании своеобразия форм выражения содержания - затруднено, приводит к произвольному толкованию,, неаргументированным выводам и оценкам, особенно .характерных для истории критики произведений В.Белова.

Актуальность диссертационного исследования определяется тем, что избранный ракурс изучения, во-первых, дает возможность решить ряд спорных вопросов творчества В.Белова в ходе обнаружения единства компонентов художественной системы, во-вторых, позволяет в процессе постижения творчества как целостного литературного феномена снять имеющийся разрыв между эмпирическим восприятием содержания и самодовлеющим анализом авторских форм.

В диссертационных исследованиях продуктивные концепции были выдвинуты Ю.И.Дворятиныи (о нравственно-психологической доминанте беловского повествования), У.М.Алаввдза (о движении от социально-бытовой к социально-психологической повести в > прозе Белова), В.А.Емельяновым (об эволюции двух тшгов характа-

ров в творчестве писателя), Т.Н.Андреевой (о слиянии свойств лирико-философсттй и национально-исторической прозы В.Белова в художественной структуре его поздних рассказов). Выделяются работы А.0.Большева (о структуре народного характера) и А.Б.Пор-зеке, высказавшего значимую мысль о подикоифшпстности беловско-го рассказа, "ловестайной тенденции" в нагл.

В центр диссертационного исследования творчества В.Белова были выдвинуты канровш проблемы, рассматривались особенности изображения писателем народного и национального характеров, а также осуществлен сравнительно-типологический анализ беловской прозы и полого ряда современных писателей (В.Астафьева, С.Воронина, Г.Матевосяка,, В.Распутина, В.Шукшина и других). Спектр анализа в диссертационных работах достаточно широк и разнообразен, но представляет пока научные фрагменты системного исследования и не включает ряд существенных и необходимых характеристик, которые позволили бы составить более полную картину литературного явления - творчества З.Белова. Некоторые аспекты творчества писателя все еще слабо изучены или не получили объективной оценки.

Слабо освещены особенности психологизма В.Белова, не систематизированы его специфические художественные принципы и . способы типизации. Высказывания о литературных традициях в диссертациях эпизодичны, носят характер беглой констатации, перечислительная интонация главенствуем в упоминаниях литературных учителей В.Белова. На наш взгляд, перевес в изучении фольклорных традиций над литературными, наметившийся в диссертационном исследовании прозы В.Белова, уводит в сторону от понимания творчества писателя как синтеза тех и других традиций в единой - индивидуальной - художественной системе. Множество указаний на литературные традиции, как правило, декларируется и не подкрепляется анализом, что не позволяет объективно судить о новаторских чертах творчества В.Белова, его вкладе в современное художественное развитие.

Отечественные диссертации о В.Белове касаются лишь его прозы (Б.Тесмер в докторской диссертации рассматривает лирику и драму писателя главным образом о содержательно-тематической стороны). Однако процесс развития, накопления нового художест-. венного качества в творчестве писателя второй половины 70-х годов и в 80-х годах осуществлялся синхронно - как в прозе, так

и в драме. Наметилась и некоторая повторяемость исследований, дублирующих одни и та же идеи и шлоиения. Например, ото касается очевидного разделения о'еловеких рассказов по жанру на лирические, эпические, драматические и сказовш. Общим местом стал разговор о фольклорных тенденциях в творчестве Белова: классифицируются разновидности используемых фольклорных жанров, а глубинный механизм усвоения и преобразования фольклора в творчестве писателя, по существу, не выяснен, много неточностей возникает при осмыслении эстетического идеала В.Белова, что порождено неясным представлением о принципах его воплощения, способах его реализации посредством целой системы художественных средств и приемов в произведении.

Цель данной работы заключается в выяснении совокупности ' тех закономерностей творческой системы, которые организуют, строят к скрепляют художественный мир произведений писателя.

Научная новизна исследуемой проблемы состоит в том, что ' впервые все творчество Б.Белова рассматривается как целостное литературно-художественное явление, в котором проза, драматургия, лирика, публицистика - разнообразные выражения единого творческого развития писателя. Рассматриваются все видовые и родовые составляющие в контексте всего творчества и с точки зрения проблем художественного своеобразия.

Методологической и теоретической основой диссертационного исследования являются принципы марксистско-ленинской эстетики, труды классиков марксизма-ленинизма, программные документы партии, а также работы ведущих советских литературоведов по проблемам системного исследования литературного творчества.

Предметом исследования являются специфические общие художественно-эстетические закономерности и особенности, присущие творчеству В.Белова, а объектом исследования1 - творчество писателя, художественный мир его произведений'(лирических, драматических, прозаических, художественно-публицистических), в процессе анализа которого и реконструируется целостная индивидуальная художественная система (творчество писателя как художественная система).

Художественная система писателя - это система образных концепций действительности, творческих принципов, средств и форм художественного выражения," ведущая к созданий художественного мира литературных' произведений. Художественная система

возникает на пересечении единичного (творческой личности) и общего (в русла исторического и литературного процессов и в рамках определенных творческих методов и направлений) как феномен художественного сознания, отличающийся признаками и свойствам! целостности, структурности, иерархичности и - исходя из внутренних и внешних по отношению к система противоречий - неповторимыми эаконаьш развития и совершенствования.

Целевая установка на исследование творчества В.Белова как художественной системы предполагает решение следующих задач:

а) определение внутритипологических черт творчества писателя; .

б) исследование поэтики как системы среств выражения в литературном произведении; в) выявление функциональной природы художественной системы; г) определение новаторских черт системы.

В соответствии с поставленными задачами исследовательский метод как системный включает структурно-типологический и сравнительно-типологический подходы к творчеству В.Белова.

Практическое значение исследования состоит в том, что его результаты, полученные выводы и оценки могут расширить представление о художественном мастерстве В.Белова, а содержащийся в диссертации материал может быть использован при разработке лекционных курсов по истории советской литературы, при подготовке спецсеминаров по проблемам современного литературного, процесса, "деревенской прозы", а также при проведении факультативных занятий в школе. -

Апробация материалов диссертации и публикации. Диссертация обсуждена по главам и полностью на аспирантских семинарах, на кафедре советской многонациональной литературы МГПИ имени В.И.Ленина, на кафедре литературы ИЛИ. Основные положения диссертации, отратоны- в трех статьях по теме исследования.

Структура работы. Реферируемая диссертация состоит из введения, двух глав,- заключения и списка использованной литературы. Основная ее часть изложена на 186 страницах. Список использованной литературы содержит 242 наименования,

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении определяется степень изученности избранной темы, обосновывается ее актуальность,определяются цель и задачи' работы, ее методология, структура, научная новизна.

Яоппля глава - "Образ мира в художественной мышлении 3.Белова (человек, природа и культура в художественной систем)" -поовяшена исследованию принципов отбора жизненного материала и его художестве иной ииторпрэтацаи в произведениях З.Болог-а. Глава состоит из двух параграфов, озаглавленных соответственно первый - "Концепции ".гада" и историко-культурной преемственности как системообразующие (Гекторы в творчества В.Белова" и второй - "Трагическое и комическое в худоноствеяном миро Л.Белова: к принципам изображения характера".

3 творчество писателя воспроизводится особнй худолэствеяний шр, обладающий неповторимыми приметами и константами, которые скреплена, сведены в целое идеями исторической преемственности и "лада".

Становлению Еелова-лрозаика предшествовал лирический период его литературной деятельности.В этот период формируются некоторые особенности художественного мышления писателя, возникают то факторы, которые в дальнейшем обеспечили беловской художественной системе целостность, качественную специфику, возможность развития. Ккенно в лирика сформировалось и проявилось ординальное» свойство художественного сознания В.Белова: как сознание личности-творца системы оно обладает признаками родовоги ¡лишения. Художественное освоение действительности как бы начинается от порога родного дога, движется к постижении типических явлений дейстзительности, окру;кающих личность, чтобы затем воплотиться в принципы художественной типизации, оформиться в индивидуальную художественную систему, со свои;.я обобщенным! образами и темами. Ееловская художественная система была изначально ориентирована на продельную достоверность, и это было связано с изображением родственного автору слоя жизни.

Образы родной стороны, отчего дома в лирике продолжают оставаться данью детским и юношеским впечатлениям, они еще не являются непременной частью поэтического сознания автора стихов. Лишь в прозе эти образы окончательно выдвинулись в центр болов-ского художественного мира, а понятие дота стало одной из ведущих категорий художественного мышления писателя. Творчество писателя систематично и последовательно служит апологетике родного дома, связанных с ним представлений о семье, семейном рода, человеческом обшехлтии.

Ощущение целостности мироздания органично присуще творчис-

кому сознанию Б.Белова, определено оно целью понять, как была "устроена" крестьянская "вселенная". Писатель видат в крестьянской культуре кизня "целесообразность во всем и ритм". Подобные представления писателя легли в основу художественной системы, вошли в его произведения, получив различную литературно-родовую аранжировку - в лирике, прозе, драме.

В период перехода от лирике к прозе В.Бзлов ставит перед собой задачу отбора таких художественных средств, которые позволили бы наиболее адекватно отразить крестьянскую психологию.

Сознание деревенского персонажа в беловском художественном мире всегда определяет некое родственное ему пространство и границу, отделяющую это пространство от "чужой стороны", в которой исчезает "защитная сила" дома, родной стороны. Подобное сознание стремится чужое, незнакомое пространство освоить как "свое", сделать его родственно-духовннм. "Одомашнивание" пространства - характерная примета сознания многих беловских персонажей. Для них чувство своего дома - условие "лада", условие освоения.всего "белого света".

У В.Белова адром концепций "лада" и историко-культурной преемственности, художественной.системы в целом, является философия родовой сущности человека. Закономерно, что в центре бе-ловского повествования - образ родного дома или идентичный ему образ семьи; вокруг этих образов, как правило, и расширяется сюжетно-фабульноэ пространство произведения. "Ощущение родного гнезда", "чувство дома" в художественной концепции мира В.Белова являются условием внутреннего, душевного и внешнего (в отношениях с окружающим миром людей и природы) "лада" человека и противопоставляется другому чувству - ощущению "бездомности".

Это чувство "своего дома", образы дома-родины и дома-семьи пронизывают всю лирику, прозу, а название одного из беловских рассказов - ."Иду домой" - могло бы стать "девизом" всего творчества писателя. Б структуре пьесы "Над светлой водой" (1973-1975) образ дома играет важнейшую идейно-художественную роль. В пьесе "Бессмертный Кощей" (1981) такой обобщенно-сим-' воличе ский образ - изба Бабы-Яги.

В прозе Белова традиционное пространство литературы о деревне "овечкинского : периода" - колхозная контора, райком, про.-изводство - переместилось в деревенский дом, а объектом изображения стали человек-труженик, крестьянская семья, живущая по за-

конам эпичеоки-природного, циклического врег/.вни. Изменилось пространственное "местонахождение" авторской точки зрения в изображаемом: автор находится "внутри" дога, он воспринимает пространство и время глазам и чувствами самого крестьянина, сближает свою точку зрения с точкой зрения персонажа.

В беловоком художественном мире тепло семейного очага, тепло солнца, тепло человеческих отношений находятся з одном смысловом ряду - целостность, соединимость мира на единых, родственных началах. Поэтому образы дома, езмейного очага, родной стороны, солнца составляют целостную систему образов-лейтмотивов, воплощающую авторскую концепцию "лада" в жизни человека, общества и природы. Систему указанных образов-лейтмотивов дополняют образы дороги, реки, родника и другие распространенные -образы народной поэзии.

"Традиционная образная система", "традиционная технология", характерные, по мысли самого Белова, для художественного промысла, в некоторой степени применимы и для понимания особенностей художественной системы писателя: в ней "традиционная технология" проявляется в том, что ее автор предпочитает "цитировать" традиционные фольклорные образы, изначально сохраняя их "архетипический" смысл. Речь идет об использования В.Беловым сложившихся, устойчивых художественных фрагментов национально-творческого мышления в своем оригинальном художественном контексте. Этот изначальный смысл традиционных образов необходим для изображения национального образа мира, для воспроизведения национального мироощущения. ,

• . Формирование'системы образов-лейтмотивов в творчестве В.Белова - процесс не длительный, но имевший место и определенную тенденцию: вместе с формированием подобной системы шло нарастание психологизма и историзма в художественном мышлении писателя, в его прозе.

В.Белов уже в ранней прозе создал образ дома не статичный, а динамичный: его содержание является отражением диалектически-противоречивого жизненного, исторического процесса, глобальных измений в мире - движении от тысячелетней крестьянской, патриархальной культуры к современной индустриализованной цивилизации. В раннем творчестве, как художественная "реакция" на-глобальные изменения в мире, начинает стремительно формироваться хронотоп "большой дороги" (М.Бахтин), занимая равноправное по-

ложеше по отношению к деревенскому хронотопу.

Представлзние о "большой дороге" естественно поретекает из лирики в прозу В.Белова. Мотив дороги есть в "юношеском" рассказе "В дождливый вечор" (1956). Впоследствие мотив дороги перерастает из внутреннего переживания в "эпическое" движете, е зримое описание передвижения в пространстве, с наличием событийных моментов.

Хронотоп "большой дороги" служит изображению "эпохального", исторического движения. Время в нем не только событийное, путь - не только внешнее передвижение в пространстве. Это, в последовательно углубляющемся беловском художественном видении мира, путь смоны эпохальных поколений, образов жизни. IIa смену личности, сформировавшейся в традиционном уклада жизни, приходит личность новой, урбанизированной, индустриальной эпохи: подобную смену впервые творчески концептуально художественная система В.Белова хронологически изобразила - как смену эпохальных типов национальной жизни - от "Плотницких рассказов" (1968) (Слеша Смолин) к "Воспитанию по доктору Споку" (1974-1979) (Константин Зорин), В беловском художественно-психологическом анализа "большая дорога" получает характер внешнего и внутреннего движения. Свою личную, "автобиографическую" тему Белов начинает осмыслять как историческую судьбу целого поколения, драматически расстающегося о привычным укладом жизни.

Художественное сознание В.Белова осваивает действительность па границе двух пространств - деревенского и городского. Даже процессы исторического развития писатель изображает преимущественно в пространственных образах., в них же заключены приметы времени. Топографическое пространство - пространство души бе-ловского литературного героя, обладает ли он признаками автобиографичности или полностью объективировался от автора. Архе-типическая модель вселенной - родная сторона - чужая сторона (и дорога между ними) - постепенно в творчестве В.Белова наполняется современным социально-историческим содержанием, а внутренние, нравственно-психологические измояения, душевные состояния персонажа стали изображаться и при помощи топографического • перемощения (или местонахождения) персонажа. Дорога, на ней вокзал, огни большого города и деревенский дом на разных концах дороги, человек в середине пути - вот доминантная пространственная "координатная" сетка" беловскнх произведений 50 - 60-х годов.

Художественное мышление В.Белова обладает свойствами контрапункта. Для писателя ла границе двух пространств как двух социумов (деревенского и городского) в некоторой условной "точки'' начинается одновременное развитие как минимум двух самостоятельных голосов, составляющих целое - духовнкй комплекс персонажа, -находящегося в ситуации между городом и деровнзй. Д'уша такого персонажа "двуголоса": она одновременно "тянется" и к городу, и к деревне.

Беловская система образов-лейтмотивов включает, наряду с образами "лада",'образы "разлада": грозы, пожара, остывшего ■ очага, упавшего дерева. Они проникают в поэтику произведений Белова на стыке лирики и прозы и призваны подчеркнуть, выделить, что гибнет тысячелетний традиционный крестьянский уклад жизни.

Осознание писателем себя в уникальной ситуации - па стыке уходящей навсегда тысячелетней традиционной крестьянской культуры и эпохи научно-технических революций, воплощающей новую культуру мышления, быта и производства, - реализуется, в конечном итоге, как художественная тенденция - видение и изображение внутреннего мира человека как мира культуры (тенденция, по мысли В.Е.Ковского, характерна для всей советской литературы в ее современном развитии).

Художественное мышление В.Белова осваивает действительность не просто на стыке двух пространств - городского и деревенского, а на стыке двух культур, двух бытовых укладов-социумов. Это определенная вненаходимость изображающего, необходимая для осуществления "диалога культур". В художественных произведениях писатель отображает различные ситуации развернувшегося диалога культур. В ранней прозе это мотив возвращения к духовным истокам, корням деревенской культуры, мотив прощания с нею. Это положение изображаемого писателем персонажа в ситуации между городом и деревней. Бто столкновение различных культур мышления и иерархий ценностей. Это"персонификация культуры прошлого (мышления, бита, эстетики, морали, творчества) в образах "стариков и старух" во многих рассказах я повестях. Это соприкосновение бытовых укладов, старого и'нового, причудливо переплетающегося традиционного о современным, городского с деревенским.

В беловсКой концепции "культура - это прежде всего высокая нравственность", а условие "лада" - сила нравственной традиции, находящая свое внратаниз в ?швих человеческих связях, в ч'фело

поколений. Идея культурно-исторической преемственности, преемственности нравственной традиции оказывается главенствующей в творчество В.Белова. На наш взгляд, на протяжении всего белов-ского зрелого творчества (с середины 60-х годов) она не изменяется кардинально, а обогащается и прилагается - в различной художественной интерпретации - к осмыслению современных процессов жизни человека и общества. Соседство старого и нового "дома" - такова образная форпула контрапункта культур в произведениях В.Белова - в "Бобришном угоре" (1967), в "Воспитании по доктору Споку", и других, В беловскои концепции Смолин, Козонков и Зорин - три типа строителя "дома"; их образы - реализация авторских раздумий о необходимости сочетания в строительстве национальной жизни элементов нового и исторического, нравственного опыта предшествующих поколешй. Писатель изобр&'кает ретроспективно ("Плотницкие рассказы"; "Бухтияы вологодские", 1969) и прямо в сюжета ("Кануны", 1972-1987) историческое прошлое, события 'которого.повлияли на психологию современного советского крестьянина. В.Белов смотрит на коллективизацию с позиций тысячелетней культуры труда и жизнедеятельности на земле: все, что было направлено на разрушение многовековых земледельческих традиций, подвергается в романе бескомпромиссной критике.

Концепция "лада" как система взглядов Белова на гармонию человеческих отношений, связей человека и природы и концепция историко-культурной преемственности как система-представлений об условии осуществления "лада", о непрерывности в духовно-нравственном развитии национальной жизни взаимоопределены. О.ни порождают особенности художественных конфликтов, поэтику, жанровое своеобразие беловских произведений, систему обобщенных тем 1! образов-лейтмотивов, типологию конфликтов и характеров в творчестве писателя.

В творчестве В.Белова ведущий конфликт, в основание которого легла мысль о преемственности и "ладе", обретает относительно устойчивы!! характерной призван воплотить смену жизненных укладов, типов культуры или ситуахцш разрушаемой "привычной" среды,'Вследствие этого боловская художественная система порождает обобщенно-поэтическое изображение действительности как картины исторически двгосущейся национальной культуры; а внут-ренниА игр человека воспроизводит как мир определенной культуры, понимаемой в качестве типа связей человека с миром людей и

природы,, его отношения к самому себе. У Б.Белова конфликт начинается с разрушения наиболее устойчивых жизненных связей человека с окружающим миром, и в процесс этого разрушения, распада попадает дом, семья. "Испытывается" на дееспособность и прочность - после художественной экспозиции - весь "культурный" ком-' плекс: формы и образ жизни героя, его физические и духовные связи с миром. Б центре конфликта - дом, семья, .жизнь членов которой изображается таким образом, чтобы выявить и внутрисемейные, ч и общественные, социальные связи эпохальных поколений. Художественные конфликты беловских произведений (изображение "диалога культур" на стыке пространств, на гребне исторической ломки традиционных образов жизни, через встречу поколений) - частные случаи ведущего конфликта в художественной системе писателя.

Идеи преемственности и "лада" глубоко проникают в художественную структуру произведения, структуру литературного героя, с ними связана типология характеров в творчестве В.Белова.

В структуре личности беловского литературного героя заложены два признака, по которым можно определить его место в типологической шкале характеров: это, во-первых, качество его связей с прошлым ("контрапункт культур"), во-вторых, степень способности строить отношения о миром людей и природы на родственных началах ("лад"). Трем основным типам характеров - "традиционному", "внетрадициоиному", "промежуточному" - соответствуют определенные изобразительные каноны и особые формы психологического анализа. Олеша Смолин, Авикер Козонков, Константин Зорин - три разных, по Белову, типа мышления, типа отношений к традициям прошлого. Каждый из них - строитель "дома" или считает себя таковым, кавдый предлагает или.защищает определенную модель "дот", по сути, модель культуры.

Личность автора, введенная в художественное повествование ' (образ-автора в художественной структура произведения,, образ повествователя, лирический герой поэтического периода, герой лирических миниатюр), находится в особых отношениях с указанными характерами, в лирике и ранней прозе приближаясь к третьему типу, который затем в зрелом творчестве все более объективировался от автора.

Становление принципов детерминированности характера в боло-вской художественной системе совпадает с расширением представлений писателя о сущности, 'природе трагического и комического в

niiiutiii человека. Исследование рассказов "Взсна" (19S4), "Око двлыг.ик;)" (1970), "Такая война" (1985), рассказов на военную «¡ну, понести "Привычное дело", романа "Кануны" позволяет сделать вывод, что в беловиком художественном мире трагичзскоо возникает на "виходо" человека из привычного круга, сферы жизни, когда в привычный "лад" вторгаются признаки "разлада". Степень стойкости: личности в писательской концепции определяется ее способностью противостоять "разладу", ¡¡.ш В.Белова трагическое в дагзш! человека - ситуация одиночества, нарушение родственных связей человека с миром, разрушение системы привычного образа жизни.

В.Белов в раннем творчества продвигался от изображения трагических ситуаций к более сложному, многоаспектному отражению действительности. Если в ранней прозе появление элементов трагического было связано с изображением традиционной личности, находящейся в ситуации разрушенной привычной среды, то затем подобная ситуация - уже как ситуация контрапункта культур,' как положение личности, находящейся на рубеже культур - стала осмысливаться и в русле комического.

В повести "Привычное дело" З.Белов исследовал традиционный, тип характера, силу и слабость традиционной личности, для которой "привычное дело" как система-устойчивой жизни может обернуться как положительными, так и негативными чертами. Неприспособленность традиционной личности, ощущающей себя в привычном -"кругу" кизни природы, к новому (или к чужеродным элементам, но учитывающих особенностей этой привычной системы) порождает ,грагичоскоо - (как следствие невнимания к этим особенностям) и комическое (гак следствие неприспособленности самой личности к новым обстоятельствам). Трагикомедия традиционной личности воз-нипдот в "точке выхода" из природного "круга", из "вертикального времени" (где личность приобщается к сформировавшейся культурной традиции) в историческое, неповторяющееся время.

Попытки критиков "Привычного дела" увидеть только драму или только комедию (только положительное или только отрицатель-рое в главном герое) не могли привести к объективным оценкам: в Оеловской концепции сильные стороны личности Ивана Африкановича могут бкть продолжением его слабых сторон (и наоборот). Изобра-жвни»> подобного "контрапункта" двух противоположных начал слу-элементы художественного целого. Конфликт ."Привычного

О

дела", выракаюший взаимодействие мира крестьянина как г;ра определенной культуры лизни на земле с теки соетально-исторпчос-кими процессам!, которые "не учитывают" эту культуру, гораздо многослойное. Указав на вину личности, ее пассивность, ее "но- . шохонство", писатель указал и негативную роль общества в фортл--ровании у личности "пошохонства" (как ее существования вне- ранее сложившихся традиций земледельческой культуры).

Изображение характера как совокупности положительных ~л негативных черт (при выделении доминирующей черты, подчеркивающей, как данный характер "определен" в беловской худо.тествэнной системе к концепциям преемственности и "лада") - ведущий принцип творческого метода писателя. Однако исследование прозаических произведении писателя, его пьес доказывает, что трагическое и комическое в беловском художественном мире возникает при изображении только двух типов характеров - "традиционной'" личности и "промежуточной" личности. В изображении "внетрадиционной" личности Б.Белов исключает трагический пафос. Комическое в изображении "внетрадициоиной" личности ограничено и'сведено к сатирическим средствам.

Творчество В.Белова, обладающее отчетливо выраженным содержанием, приведенным в систему благодаря авторским концептуальным идеям, имеет и вполне сформировавшуюся и развивающуюся систему художественных форм и средств выражения. Для изображения ведущего конфликта, взаимодействия разных типов характеров, способных отразить содержаниа исторически развивающейся действительности, писатель создает и совершенствует художественную структуру.литературного произведения, которая и рассматривается во второй главе диссертации - "Особенности худодост-венной структуры произведений В.Белова".

Двуединство автора и созданной игл эстетической реальности • можно понять, исследуя структуру произведения как "общего об.,тика", типа связей и отношений внутри произволения как художественного целого.. Во второй главе в центр исследования выдвигается изучение роли автора как элемента произведения (его художест-йенной структуры), задача- осмысления того, как автор "растворяется" в "робытил произведения" (Л.Бахтин).

По степени участия образа автора в художественной структуре вычленяются три разновидности структуры в творчестве В.Готова - монологическая, гомофоническая и диалогическая.

Лирика Еалова преимущественно монологична, в ней авторские мысли и чувства выдвигаются на первый план и выстраивают лирическое произведение как единый "монолог". Первые повести и рассказы отмечены ослабленной фабульной основой, ояисательностью, наличием развернутых лирических авторских размышлений. В них преобладает изображение "изнутри", от лица автора-повествователя. Автор ведет повествование, не скрываясь под чужой "личиной", или "доверяэт" повествование своему лирическому "двойнику" -персонажу, который близок олу образом мыслей, мироощущением.

В монологической художественной структуре выдвигается на первый план и "захватывает" все пространственно-временные моменты сюжета и повествования один голос - голос автора, повествователя (рассказчика). Авторский голос свободно совмещает разные временные пласты, комбинирует их, исходя из своей внутренней логики, а также по ассоциативному принципу, открывая возможность "контрапункта" времен в пределах повествования. Автору не нужна логика развития единого действия: он ее не игнорирует, но он ое и на соблюдает, свободно соотнося сцены и "сценки", как бы."вырванные" авторским цепким взглядом из "потока" жизни. "Я-форма" активно используется В.Беловым в ранний период творчества. Авторское повествование - одна из разновидностей монологической структуры; оно может представлять композиционно или "сплошной" монолог ("Весенняя ночь"), или обладать кольцевым "обрашашем", охватывающим авторским чувством, мыслью какой-либо сюжет ("До.клики").встречу ("Гоголев"), ситуацию ("Новост-рой"). Другая разновидность монологической структуры, отличающаяся от авторского повествования (обладающего всеми признаками книжной культуры, литературного языка), - сказ как особый вид характерологического повествования. Сказ в беловской художественной системе является в основном логическим типом монолога ("Маникюр", "Просветление"), тогда как авторское повествование способно передать поток'мыслей и чувств человека ("На родине"). Сказ в творчестве Белова - монологическая речь' рассказчика из крестьянской, народной среды и стилизованная под эписто-ллрнук) форму речь персонажей из простонародной среды ("Калоба", "дрешмп"). .

Отличительная особенность монологической структуры - ее непрерывность и "односоставность", нарожденные одним, прямо вн-]\whhi;m авторским голосом или.голосом рассказчика (голосом "из-

нутри"). Это особая форма психологического анализа в худодест^ венной системе В.Белова, .когда субъект повествовашш и объект художественного изображения и исследования - одно и то же "лицо", "голос" (автор, рассказчик), а все элементы произведения направлены на самоанализ и самораскрытие. • -

Гомофоническая художественная структура возникает на ранних этапах развития Белова-прозаика и является переходной формой ме:вду монологической и диалогической структурами Гомо&ошт-ческая структура отличается от монологической тем, что в первой центральным голосом является уже не голос автора (рассказчика), выражающий себя и свое отношение к окружающему в пределах "я-формы", а голос персонажа, с которым авторский голос в структуре всех голосов произведения вступает в унисошше отношения. Центральный персонаж - эпический "двойник" автора. Единство автора и героя сохраняется уже не на уровне лирического мироощущения, а на уровне нравственно-психологической "конституции" характера. В гомофонической структуре в целом автор солидаризуется со своим героем, почти не ставя свое слово в оппозицию .к голосу персонажа.

В.целом для беловской структуры характерен тип контрапунктной организации произведения. Контрапушст - структурообразующий принцип в творчестве писателя. "Равновесие" старого и нового -отличительная черта архитектоники произведений В.Белова, так как контрапункт предполагает изображение "неснятых" противоречив,

В беловской диалогической структура контрлпушст приобретает всеохватывающий, универсальный характер - на уровно структуры повествования и структуры стожота, стилевой структур« в целом.

Слово в повествовательной структуре превращается в двупланное, обращенное одновременно и к речи автора, и к речи персонажа. Автор может полностью сливаться со своим героем, пршгамая, как свою, диалектную (характерологическую) речь персонажа, не "отмежевываясь" в повествовательной структуре от своего город при помощи литературного языка, то есть скещает свое авторское видение в сферу сознания персонажа. Две точки зрения - автора и персонажа - "накладываются'1 друг на друга в рамках определенного, отрезка повествования (слова, фразы, периода), сопдаипя П'Ь~ •фект глубины,'многомерности, когда слово начинает "жить" п дгух "измерениях" - авторском и персонажном.

С другой сторон«, в диалогической структуре дчтор пяпт

не сливает полностью свою точку зрения с точкой зрения персонажа. Диалогическое повествование "дискретно": авторский план рассредоточен в повествовании. Авторская точка зрения "плавает" в диалогической повествовательной структуре, находясь то "изнутри", то "извне"; писатель то сближает, то отдаляет свою точку зрения от точки зрения персонажа - в зависимости от того, как автор оценивает поступки, поведение персонажа в создаваемо;! ситуации. Для указания на субъектно-объектную прккроплен-ность (автор - персонаж) писатель использует целую систему приемов к средств.

Контапуцктноз затенив, в конечном итоге, ведет к ситуативно-диалогическому сюжетно-кошозиционному строению беловс-kîu произведений, ряду кх жанровых особенностей (в частности, к многоконоянктности рассказов, повестей, романов писателя).

Большинство произведений Б .'Белова обладают контрапунктной структурой, устойчивой в целом, но способной, исходя из авторских задач, к изменению; это выражается в наличии трех видов структуры, что, несомненно, открывает перед индивидуальной художественной системой широкие перспективы и возможности развития,

Заключение содордат общие выводы исследования. Творчество В.Белова - стройная и согласованная в единстве своих компонентов к свойств художественная система, исключающая идейно-эстетическую эклектику взглядов и принципов (на мировоззренческом-и эстетическом уровнях), обладающая эффективным сплавом художественны:': приемов и изобразительных средств (на художественном уровне), неповторимыми признаками своеобразного авторского мышления (на стилевом уровне).

Основные положения.диссертации отражены в статьях:

1. Дракатургия В.И.Белова:(Традиции,.жанровое своеобразие, взаимодействие с прозой) /.Моск."гос.*пед. ин-т им. В.И.Ленина. - M., 198?. - 3S с. - Деп. в ИНИОН АН СССР № 30617 от 31.07.8?.

2. Творчество В.II.Белова как художественная система / Моск. гос. пед. ин-т им. В.И.Ленина. - И.,1987. - 36 с. - Деп. » ¡НЕЮН Ali СССР iï 3Û62Û от 31.07.87.

3. Многогодоелэ wipa:(0 романе В.Белова "Кануны") // Литературное обозрение. - 1988. - № 4. - С.40-43.