автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.01
диссертация на тему:
Вклад К.Д. Кавелина в становление отечественной социологии

  • Год: 2007
  • Автор научной работы: Антонов, Вадим Борисович
  • Ученая cтепень: кандидата социологических наук
  • Место защиты диссертации: Саратов
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.01
450 руб.
Диссертация по социологии на тему 'Вклад К.Д. Кавелина в становление отечественной социологии'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Вклад К.Д. Кавелина в становление отечественной социологии"

Антонов Вадим Борисович

ВКЛАД К.Д. КАВЕЛИНА В СТАНОВЛЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ

Специальность 22 00 01 - Теория, методология и история социологии

Автореферат *

диссертации на соискание учёной степени кандидата социологических наук

Саратов - 2007

003071925

Диссертация выполнена на кафедре теории и истории социологии социологического факультета ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н Г. Чернышевского»

Научный руководитель:

кандидат философских наук, доцент Бегинина Ирина Александровна

Официальные оппоненты: доктор социологических наук, профессор

Калугина Татьяна Алексеевна

кандидат социологических наук, доцент Штапова Ольга Владимировна

Ведущая организации:

Саратовский юридический институт МВД России

Защита состоится «31» мая 2007г. в 16 00 часов на заседании диссертационного совета Д 212 243 06 по социологическим наукам при Саратовском государственном университете им НГ Чернышевского (410012, г Саратов, ул Большая Казачья, 120, СГУ, корпус VII, ауд 27)

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале № 3 Научной библиотеки Саратовского государственного университета, автореферат размещен на сайте http //www sgu ru/news

Автореферат разослан «28» апреля 2007г

Ученый секретарь

диссертационного совета Калиникова M В

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Современный этап развития отечественной социологии характеризуется интенсивным процессом усвоения идей отечественных ученых Х1Х-ХХ столетий Идет активное изучение разработанной ими методологии эмпирических исследований, интерпретации социальных фактов, построения социологических теорий и парадигм Все это, безусловно, имеет положительное значение для укрепления методологических позиций современной российской социологии В поисках «точек опоры» не следует забывать о богатом наследии русской общественной мысли, о замечательных достижениях нескольких поколений отечественных социологов Перспективной, многообещающей тенденцией является возрастание интереса к трудам многих полузабытых представителей российской науки, значение творчества которых осознается только в последнее время

К числу выдающихся, но несправедливо забытых деятелей нашей культуры принадлежит и К Д Кавелин, вклад которого в развитие общественной мысли велик и разнообразен Будучи юристом по образованию, ои писал в основном на историко-правовые темы В дальнейшем Кавелин выступал как философ, историк, публицист и социолог В литературе подчеркивается, что научная деятельность Кавелина является как бы итогом предсоциологического этапа социальной мысли в России Философ, историк, он писал по проблемам отечественной истории, российской государственности, не был чужд политической публицистике Однако в этом многообразии «ипостасей» не должен теряться творческий облик Кавелина-социолога

Собственно социологическими проблемами Кавелин интересуется с самого начала своей научной деятельности, хотя, естественно, социологом себя он не считал Проблемное поле социологии включало в себя широкий круг эмпирического материала, истории, политической экономии, философии, права и других наук До 60-70-х гг XIX века социологическая мысль в России еще не приобрела статуса самостоятельной науки

В европейской науке того времени господствовал позитивизм, в среде же русских ученых было распространено критическое отношение к контовской парадигме К Д Кавелин переосмыслил позитивистские установки О Конта, и его взгляды носили полупозитивистский характер Кавелин стремился выйти за пределы политизированных дилемм (западники - славянофилы, либералы -консерваторы)

Приходится с сожалением констатировать, что имя талантливого ученого было надолго вычеркнуто из истории отечественной науки Если оно изредка и упоминалось, то лишь мимоходом Многое из того, над чем размышлял наш соотечественник в середине XIX столетия, напоминает идеи и концепции, обсуждаемые и в наши дни реформы в России, переустройство всех сторон

жизнедеятельности общества, проблемы личности, социального прогресса и т.д

Окончательная оценка его творческого наследия принадлежит будущему Но уже сейчас можно с уверенностью утверждать, что деятельность К Д Кавелина представляет собой одно из выдающихся явлений отечественной культуры Его идейный и научный вклад должен быть изучен, понят, развит. Без выяснения исторических корней и преемственности идей невозможно адекватно понять и специфику современных социологических концепций И ныне задача осмысления генезиса и становления социологии как самостоятельной науки является актуальной Особенно она важна в современных условиях, когда наша социологическая наука переживает сложный период формирования и поиска методологических основ. Обращение к материалу, собранному и систематизированному К Д Кавелиным в XIX столетии, на наш взгляд, полезно и с теоретической, и с практической, и с нравственной точек зрения

Степень разработанности проблемы. Если обратиться к литературе по социологии, то обнаружим, что К Д Кавелина социологом не считали прежде всего сами социологи Так, в работе Н И Кареева,1 где названы десятки имен, нет даже упоминания фамилии Кавелина Ни в одном из учебников по социологии, появившихся в последние два десятилетия в нашей стране, имя Кавелина также не фигурирует В справочных социологических изданиях последних лет лишь в двух ведется речь о Кавелине, идеи которого, по мнению авторов, носят социологический характер2

Лишь в самые последние годы в нашей социологической литературе наметилась тенденция пересмотра прежних негативных оценок наследия дореволюционной социологии Изменилось отношение и к творчеству таких ученых как К Д Кавелин Появились работы, авторы которых стремятся объективно проанализировать и оценить его научный вклад в становление отечественной социологии

Работы современных авторов по истории русской философии и социологии содержат определенные материалы и по деятельности К Д Кавелина Наиболее значительные из них «Русская социология XIX -начала XX века» Е И Кукушкиной, «Социология в России» под редакцией В А Ядова, «История социологии» под общей редакцией А Н Елсукова, Г Н Соколовой, А А Грицанова и «История русской социологии» А Н Медушевского, «Социологическая мысль в России Очерки истории немарксистской социологии последней трети XIX - начала XX века» под редакцией Б А Чагина, которые до настоящего времени являются основными источниками информации по данной проблематике Наряду с этими работами, указанный период в развитии социальной мысли России в той или иной степени представлен в трудах историков русской философии Н О Лосского,

1 См Кареев Н И Основы русской социологии СПб , 1996

2 См Социологическая энциклопедия в 2-х тт М , 2003 Т 2 С 406, Социологи России и СНГ Х1Х-ХХ в Биобиблиографический справочник М , 1999 С 122-123

В В Зеньковского, а также современных исследователей В В Богатова, П С Шкуринова

Существенные аспекты деятельности К Д Кавелина отмечены в монографиях «История социологии» Г Е Зборовского и «Социология-история, основы, институционализация в России» С С. Новиковой Здесь излагается творческая биография К Д Кавелина, дана сжатая, но емкая характеристика его мировоззрения, принципов научного исследования и социологические аспекты его идей В данных работах содержится материал о социологических воззрениях Кавелина, при этом особо подчеркивается, что его творческая деятельность является как бы итогом предсоциологического этапа социальной мысли в России Примем при этом во внимание то обстоятельство, что К Д Кавелин был одним из выдающихся представителей так называемой государственной школы в отечественной социологии, созданной Б Н Чичериным

Большое внимание вопросам истории отечественной социологии уделяют саратовские ученые Так, в частности, в диссертационном совете по социологическим наукам при Саратовском государственном университете имени Н Г Чернышевского защищено более двадцати диссертаций по различным проблемам истории отечественной социологии В их числе особого внимания заслуживают работы Ю В Селивановой, Д Б Крахмалева, И О Кузнецовой, Д Н Гусельникова, В Ю Мазаловой и др

Однако мы не найдем в социологической литературе монографических работ, раскрывающих социологические аспекты творчества К Д Кавелина Ценные и интересные страницы его научного наследия еще фактически не прочитаны или прочитаны бегло, без должного анализа Наше исследование является лишь одной из первых попыток продвижения в данном направлении Творчество К Д Кавелина обширно и разнообразно, всеобъемлющая его характеристика не может «уместиться» в рамках одной диссертационной работы Тем не менее, исследование социологических аспектов его творчества является весомым вкладом в историю отечественной социологии

Целью диссертационной работы является анализ историко-социальных взглядов К Д Кавелина и их значения в становлении отечественной социологии

Реализация данной цели предполагает решение следующих исследовательских задач

- раскрыть идейные истоки и социально-экономические условия формирования мировоззрения К Д Кавелина,

- рассмотреть специфику взглядов К Д Кавелина на место и роль личности в российской истории,

- выявить идеи К Д Кавелина на особенности и судьбы российской государственности и бюрократии,

- обобщить воззрения К Д Кавелина на крестьянский вопрос и место сельской общины в российском общественном устройстве,

- показать значение его трудов на современном этапе развития социологической мысли в нашей стране

Объект исследования - научное творчество К Д Кавелина Предметом исследования являются историко-социальные взгляды К Д Кавелина

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют, помимо работ отечественных ученых XIX-XX вв, труды самого К Д.Кавелина «Взгляд на юридический быт древней России» (1847), «Мысли и заметки о русской истории» (1866), «Краткий взгляд на русскую историю» (1887), «Записка об освобождении крестьян в России» (1855), «Мысли об уничтожении крепостного состояния в России» (1857), «Мнение о лучшем способе разработки вопроса об освобождении крестьян» (1857), «Дворянство и освобождение крестьян» (1862), «Взгляд на русскую сельскую общину» (1859), «Проект поземельной реформы» (1875), «Общинное владение (1876)», «Крестьянский вопрос» (1882), «Мысли о выборном начале» (1876), «Политические призраки» (1877), «Мысли о современных научных направлениях. По поводу диссертации г.Неклюдова «Уголовно-статистические этюды»» (1865), «Философия и наука в Европе и у нас»(1874), «Априорная философия или положительная наука' - По поводу диссертации г Соловьева» (1875), «Возможно ли метафизическое знание7» (1875), «Русское исследование о позитивизме» (1877), «Задачи психологии» (1872), «Наш умственный строй» (1876), «Идеалы и принципы» (1876), «Задачи этики» (1884), «Злобы дня» (1884), а также его письма

В диссертации используется совокупность методологических приемов и подходов, среди которых системно-структурный подход, диалектический и сравнительно-исторический методы Автор использовал философскую, экономическую, историческую, социологическую, политологическую и юридическую литературу

Научная новизна исследования заключается в следующем

- раскрыты предпосылки и этапы формирования взглядов К Д Кавелина в контексте социально-экономических и идейно-политических процессов предреформенной России XIX столетия;

- выявлены исходные основные философские, идейно-политические и социологические предпосылки исследования К Д. Кавелиным проблематики личности в историческом контексте,

- обобщены его социологические идеи о специфике монархического управления российским государством,

- систематизированы взгляды К Д Кавелина на крестьянский вопрос и сельскую общину, составляющие значительный вклад в становление отечественной аграрной социологии,

- показана актуальность идей и методологических подходов К Д Кавелина для развития отечественной социологии и практического совершенствования управления процессами реформирования современного российского общества

Положения выносимые на защиту.

1 Формирование мировоззрения К Д Кавелина происходило в условиях предреформенной России XIX столетия Кризис крепостничества, канун буржуазно-демократических преобразований породили в стране атмосферу

«брожения умов», духовных исканий и идейного противоборства Одним из генераторов такой атмосферы был Московский университет, который закончил К Д Кавелин Здесь он получил не только глубокое юридическое образование, но и усвоил основы системы взглядов на мир в целом, на общественную жизнь, исторические судьбы России Именно здесь он выработал навыки и потребность в самостоятельном творческом историко-социологическом мышлении

2 В предреформенной России XIX века социологическая мысль еще не была самостоятельной, научной, ее развитие происходило в рамках других общественных наук Проблемное поле включало в себя широкий материал истории, экономики, философии, права и т д К Д Кавелин в этих условиях выработал свой взгляд на социальную реальность и механизмы проявления социальных процессов

3 КД Кавелин вошел в историю как один из видных представителей государственной школы Наряду с основателем этой школы Б И.Чичериным он придавал ключевую роль сильной государственности в судьбах России, способствовал разработке социологических позиций теории государства и права При этом особое внимание он уделял социальной природе государственной власти, разделению властей в правовом государстве, соотношению государства и общества, личности и государства Он внес свой вклад в обосновании достоинств конституционной монархии как наиболее устойчивой и способной к социальным трансформациям формы государственности.

4 Анализ идей К Д Кавелина на крестьянский вопрос место и роль сельской общины в жизни России позволяет сделать вывод о том, что перед нами -система взглядов, которую можно охарактеризовать как концепцию аграрной социологии на этапе ее становления и оформления

5 Идеи К Д. Кавелина существенно обогащают представления о процессах современной трансформации российского общества, особенно тех, которые касаются разделения властей, роли права к законности, местного самоуправления, решения аграрных проблем и др

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется прежде всего его актуальностью в плане решения важной задачи формирования правовой государственности и гражданского общества в современной России. Полученные выводы являются определённым приращением социологического знания в области представлений о роли государства в процессах реформирования современного российского общества Они могут быть использованы при разработке мероприятий по повышению эффективности структур власти на всех уровнях, в упрочении социальной базы реформ, формировании новой политической и правовой культуры граждан, выборе путей дальнейшего развития аграрного сектора производства

Материалы диссертации также могут использоваться в научно-педагогической деятельности в преподавании курсов общей социологии, истории социологии, спецкурсов по социологии политики, права, аграрной политики

Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на Всероссийском социологическом конгрессе (Москва, 2006г ), аспирантских семинарах социологического факультета Саратовского государственного университета им H Г Чернышевского, на ежегодных научных конференциях социологического факультета СГУ «Некоторые проблемы социально-политического развития современного российского общества» (2005 - 2007 г г ) и изложены в авторских публикациях, в изданиях включенных в перечень ВАК России, всего 6 публикаций общим объемом свыше 2 печатных листов

Диссертация обсуждена ira заседании кафедры теории и истории социологии социологического факультета Саратовского государственного университета имени H Г Чернышевского и рекомендована к защите

Структура диссертации. Работа состоит из введения, 3 разделов, заключения и списка использованной литературы

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обосновывается выбор, актуальность темы исследования, анализируется степень научной разработанности проблемы, формулируются цель и задачи исследования, определяются объект и предмет, научная новизна работы, ее теоретическая и практическая значимость

В первом разделе — «Формирование мировоззрения К.Д. Кавелина» — анализируются истоки и условия становления историко-социальных взглядов К Д Кавелина, когда социологическая мысль еще не оформилась в виде самостоятельной науки

Кавелин Константин Дмитриевич (1818-1885) — выходец из старого дворянского рода, историк, социальный философ, правовед и публицист Его считают одним из идеологов российского либерализма, виднейшим представителем государственной школы, основанной Б H Чичериным Чтобы понять место и роль К Д Кавелина в отечественной социологии, необходимо знать историю ее становления. Эта проблема получила в последние годы значительное освещение, появился ряд интересных и содержательных работ, основные идеи которых используются в нашей диссертации 1

Исследование показало, что формирование мировоззрения К Д Кавелина происходило в переломную эпоху отечественной истории, в условиях предреформенной России XIX века Это было время зарождения правового государства, начала процесса гражданского раскрепощения, формирования освободительного движения Двумя основными требованиями, под знаком которых Россия развивалась в XIX столетии, становятся ограничение самодержавия и отмена крепостной зависимости Именно эти вопросы привлекали к себе повышенное внимание со стороны свободомыслящей культурной элиты и порождали в стране атмосферу «брожения умов»,

1 См , например Зборовский Г Е История социологии М , 2004, Медушевский А Н История русской социологии М, 1993, Новикова С С Социология история, основы, институционализация в России Москва-Воронеж, 2000

духовных исканий и идейного противоборств? Одним из генераторов такой атмосферы был Московский университет, студентом которого в свое время являлся К Д Кавелин

Исходным источником мировоззрения К Д Кавелина, как и Б Н Чичерина, явилась философия Гегеля Неогегельянство молодого ученого сформировалось частично как результат образования, частично как следствие напряженных раздумий над философской и социально-политической литературой Хотя с годами отношение его к системе Гегеля претерпевает определенные изменения, Кавелин, тем не менее, постоянно ориентировался на основные философско-методологические положения немецкого мыслителя и был признан при жизни одним из ведущих гегельянцев России

В эти годы формируется и историко-социальные воззрения мыслителя По своим убеждениям Кавелин не был заурядным западником или славянофилом, не придерживался ни революционно-демократических, ни узкопозитивистских взглядов Он резко критиковал своих современников за призывы реорганизации общества революционным путем

Свою позицию Кавелин определил как синтез либерализма и консерватизма Он был сторонником мирного, эволюционного обновления и модернизации России на основе ее освобождения «сверху», без разрушения исторически сложившихся форм организации общественной жизни Как сочетание бескрылого позитивизма и вдохновенного этического энтузиазма оценил его воззрения историк отечественной философии В В Зеньковский, который назвал Кавелина «полупозитивистом» 1

В своем творчестве К Д Кавелин стремился выйти за пределы существовавших тогда идеологизированных и политизированных дилемм (спор западников со славянофилами, либералов - с консерваторами и т.д) Используя достижения исторической науки, юриспруденции, этнографии и статистики, он выработал свой взгляд на социальную реальность

В итоге автор исследования приходит к выводу, что рассмотренный период явился для Кавелина поворотным моментом, который определил всю его дальнейшую деятельность и заложил основание его политического и научного миросозерцания Это были годы, наложившие на Кавелина глубокий отпечаток, когда он впервые вошел в соприкосновение с широкими научными и политическими кругами, втянулся в круг глубоких умственных интересов, впервые поставил себе важнейшие вопросы судьбы России, разрешению которых он посвятил всю свою дальнейшую жизнь

Проведенное исследование показало, что в трудах К Д Кавелина была разработана оригинальная система историко-социальных взглядов, представленная как часть универсальной науки о государстве, личности, сельской общине Данная система включала, по замыслу автора, философское обоснование методов и целей изучения общества и государства, проблемы функционирования и взаимосвязи, взаимодействия общества с государством и с отдельным индивидом, и, наконец, политику как особый вид социального

' См Зеньковский В В История русской философии Т1 42 Л, 1991 С 152

взаимодействия Такое взаимодействие обеспечивает координацию социальных связей, поддерживает целостность общества своей жестко институциализированной формой, гарантирует воспроизводство властных отношений и регулирование жизнедеятельности общества

При анализе российской истории К Д Кавелин использовал свою «теорию для русской истории» и концепции политического идеала, адекватные условиям развития российского общества Одним из центральных понятий концепции Кавелина является понятие личности Это понятие рассматривается им в историческом контексте Ученый считал, что большинство существовавших тогда исторических концепций имели общий недостаток они опирались не на исторический факт, а на идеи их создателей, подтверждение которым те искали в истории России В основе кавелинской методологии изучения русской истории лежал ряд положений историко-социального характера

По мнению К Д Кавелина социально-исторический путь развития России - это путь развития семейственного, родственного быта, которым определялась жизнь людей до возникновения между ними юридических отношений. Этот быт со временем переходит в общинный, потом в вотчинный, а затем в государственный На основе этого положения Кавелин создает социально-историческую картину событий на территории России

Как уже отмечалось, для Кавелина основными понятиями в его социально-исторических взглядах являлись категории «личность» и «начала личности» Правда, он не определял четко содержание и объем этих понятий и по всему видно, что в первую очередь он имел в виду личность юридическую Кавелин уделяет особое внимание вопросам ее образования и развития в истории России

Он полагал, что в недрах древнерусской жизни сформировались зачатки гражданственности и «начала личности», но личность еще не осознавала своего значения и оставалась бездеятельной Это была лишь грубая и неразвитая форма личности Наполняться содержанием, начать действовать она могла лишь под европейским влиянием В результате реформ Петра I личность в России вступила в свои права

Эти положения кавелинской «теории для русской истории» явились базовыми принципами нового направления в развитии русского обществоведения - государственной школы По Кавелину, смысл истории России до Петра 1 заключался в разложении патриархальных элементов и нарождении личности, события в России обусловлены внутренней логикой ее социального развития, например, эволюция различных племен базировалась на различных началах и поэтому бессмысленно подходить к истории России с европейскими стандартами

Как полагают некоторые ученые,1 Кавелин, стремясь преодолеть недостатки и ограниченность западников и славянофилов, своими идеями по существу завершает предсоциологический этап и создает необходимые

1 См , например Зборовский Г Е Указ соч С 236

предпосылки для непосредственного перехода к конституированию социологической науки Его главная мысль состоит в необходимости нахождения таких путей развития России, которые позволили бы органически сочетать лучшие достижения человечества и национальный опыт То и другое взятое порознь ведет к негативным результатам

Необходимо развивать самобытное начало собственной жизни, стремиться к высокой нравственности народа «Только когда у нас разовьется индивидуальное начало, когда народится и на Руси нравственная личность, может измениться и наша печальная ежедневная действительность» 1

С личностью, с ее внутренним саморазвитием, нравственностью и культурой, связывал Кавелин общественный прогресс Ученые полагают, что именно в трактовке прогресса как внутреннего саморазвития личности, а не изменения внешних социальных форм, заложен переход к субъективной социологии, которая стала одним из доминирующих направлений развития этой науки в России

Подчеркнем, что при анализе общественно-политической жизни Кавелин руководствуется методом системного анализа, рассматривая общество как систему, он анализирует социальные связи, институты, группы, ценности и нормы Ученым движет желание найти способы организации и функционирования всех социальных элементов общества на основе выгодного и плодотворного союза

Кроме того, в своих научных построениях Кавелин использует традиционно применяемый институциальный подход для изучения исторических, политических и социальных явлений, раскрытия места и роли человека в жизни Для ученого характерна опора на институты - государство, государственные учреждения как главные субъекты политической жизни, которые осуществляют власть и управление, разрешают возникающие конфликты, формируют и принимают законы, упорядочивающие социальное взаимодействие людей При этом Кавелин не отбрасывает влияние личностного фактора Все сказанное выше позволяет правильно понять взгляды Кавелина на государство, государственное устройство и перспективы его развития Об этом ведется речь в следующем разделе диссертационного исследования

Второй раздел — «Историко-социальные основы учения К.Д.Кавелина о государстве» — содержит характеристику основных исторических и социально-политических взглядов ученого

Ученый считал, что самодержавная монархия - это единственно возможная для России форма правления Его аргументация следует в русле поиска политического идеала, характерного для русской социологии Кавелин полагал, что основные этапы развития родового строя - через общинный в государственный, являлись и основными этапами развития российской монархии Начало процессу формирования монархии было положено в IX веке знаменательным в истории приглашением варягов управлять территориями

' Кавелин К Д Наш умственный строй М, 1989 С 318

славянских племен Таким образом, произошел добровольный отказ демократии от государственной власти А поскольку на княжение был приглашен не отдельный человек, а род Рюрика, то династичность была изначально присуща российской монархии

Каждому из последовательно отраженных этапов формирования монархического принципа правления в России соответствовал и тип правителя сначала верховный правитель нескольких родов, затем вотчинник, для которого государство - имение (Андрей Боголюбский), далее первый государь-самодержец Иван III, который уже не делил власть с членами своей семьи - выше семьи была поставлена держава С именем Ивана Грозного Кавелин связывал следующий этап в развитии монархии, когда принципы самодержавного правления были окончательно осознаны и сформулированы самим царем божественное происхождение царской власти Окончательное оформление российской монархии произошло, по мнению Кавелина, при Петре I, который, выражал начала старинной царской власти гораздо резче, сознательнее, чем все его предшественники.1

Важным свойством российской монархии Кавелин считал ее народный характер, который проявлялся в единстве интересов государя и народа. Государь ставил себя выше интересов всех сословий, что давало ему возможность оценивать их притязания с точки зрения интересов общества в целом

Кавелин полагал, что российскому народу имманентно присуще монархическое сознание, а российскому государственному организму -монархическая форма правления Самодержавная монархия - это политический идеал для России, и изменение исконно российской формы правления государством может привести к катастрофическим социальным последствиям

Вместе с тем, в своем творчестве Кавелин уделяет большое внимание анализу российской бюрократии, ее особенностям и характеру В диссертации подробно анилизируется взгляд Кавелина на возможности установления представительского правления в России и классовый характер возможной конституции, рассматривается исторический путь либеральной идеи в российском обществе - от требований декабристов о введении конституционной формы правления насильственным путем до убежденности значительного числа образованной русской публики в том, что все беды в империи проистекают от отсутствия конституции

Кавелин отрицательно относился к перспективе принятия в России конституции. Он отмечал, что более всего говорят и пишут о необходимости ее принятия те, которые надеются с ее помощью забрать власть над государством, на французский манер, в руки нескольких семейств, с устранением всего народа Такая дворянская конституция, по его мнению, России была не нужна

Кавелин считал, что назревшие в жизни государства перемены не связаны с вопросом принятия конституции, а лежат в плоскости административных реформ Он был убежден, что главная проблема внутреннего устройства России -во всевластии огромной армии бюрократии Путь преодоления чиновничьего

'Кавелин К Д Собр соч 1898 Т II, стлб 34

беспредеча он видел в развитии выборного местного самоуправления и повышении уровня нравственности в обществе

Еще в дореформенный период Кавелин поставил вопрос о противодействии администрации реформам, в принципе одобренным высшей властью. Осознание этого обстоятельства становится особенно отчетливым непосредственно в ходе проведения самих реформ, когда, по выражению Кавелина, от них остался не дух, а только буква закона Ученый высказал ряд суждений о социальной природе бюрократии и ее позиции Бюрократия в России всесильна и централизованна, констатирует он, но ей нет противовеса, а потому с ней необходимо считаться.

С развитием общественной жизни бюрократия будет принимать все более цивилизованные формы, но совсем не отомрет, ибо выполняет важные социальные функции Кавелин подчеркивает объективные основы существования бюрократии и ее противодействия реформам «Русский Бог избавил нас от конституционной лжи ограничения царской власти народным представительством, зато все последствия конституционного миража, будто администрация находится в руках царской власти, мы испытали вполне, до единого, во всей их печальной правде» 1

Преодоление административного произвола Кавелин связывает с прогрессом вообще, с подъемом культуры и просвещения, а в качестве непосредственной меры — реформой государственных учреждений, преобразованием центральных и особенно местных учреждений, судопроизводства, освобождением печати от цензуры Вот почему необходимо, по мнению Кавелина, введение гласности, прежде всего справедливого закона о печати и совершенствовании государственных учреждений Насущным вопросом ученый считал не политический (введение конституции), а административный Нужны не преобразования взаимных отношений между сословиями и даже не политические гарантии от произвола верховной власти Основная задача состоит в обуздании «придворной клики»

Также К Д Кавелин большое внимание уделяет вопросам права и юридических норм Как отмечает А Н Медушевский,2 Кавелин пытался установить связь юридических норм с такими объективным категориями, как имущественные отношения Ученый подчеркивает объективный характер отношений, которые он здесь выделяет «главный довод в пользу выделения имущественных прав в особую группу - это их относительная объективность, их относительная, если позволено так выразиться, безличность» 3

Мысль о необходимости реформы основ гражданского права как науки сложилась у Кавелина тогда, когда он преподавал гражданское право в Петербургском университете Изучение юридической науки на Западе, практическая деятельность и работа над Сводом гражданских законов еще более утвердили его в этой позиции В связи с его общей концепцией гражданского

'Кавелин К Д Политические призраки//Собр соч Т2 Спб , 1904 С 945

2 См Медушевский А Н Указ соч С 28-29

3 Кавелин К Д Какое место занимает гражданское право в системе права вообще'' // Собр соч СПб, 1900 Т4 С 890

права находятся размышления Кавелина относительно преобразования в России существующего в России Свода законов Он полагает, что в нем «нет почти вовсе тех общих положений, тех коренных юридических начал, которые вековым опытом и наукою по всей справедливости бесспорно признаны за юридические аксиомы и стоят на первом плане во всех европейских кодексах, составляя их существеннейшее достоинство и лучшее украшение» 1

Говоря о направлениях кодифицированного права, Кавелин исходит из его воспитательной роли, внедрения в общественное сознание идей законностей и правового государства Анализируя специально Свод законов гражданского права, ученый предлагает такую его новую систематизацию, которая на первый план выдвигала бы подразделение права по важнейшим социальным принципам - так выделяются имущественные права, права личные, сословные и т.д.2

Наряду с проблемами государства и государственного устройства К Д Кавелин уделял большое внимание вопросам сельской общины и освобождения крестьянства от крепостного права Этому и посвящен заключительный, третий раздел диссертационного исследования — «Разработка К.Д. Кавелиным некоторых аспектов аграрной социологии»

К Д Кавелин предложил план освобождения крестьян от крепостной зависимости На основе личных наблюдений и анализа статистических данных, Кавелин выявил экономический, финансовый, общественно-политический, демографический и правовой аспекты влияния крепостного права на развитие государства и показал одновременно, что «все сколько-нибудь значительные внутренние преобразования в России, без изъятия, так неразрывно связаны с упразднением крепостного права, что одно невозможно без другого» 3

Знаменитая «Записка об освобождении крестьян» Кавелина содержала предложения, которые касались помещичьих крестьян, государственных крестьян, а также общих принципов военной реформы, в части призыва на срочную службу, срока службы солдат и реорганизации института военных поселений Методологической основой этих предложений был системный подход, который учитывал интересы всех социальных субъектов, затронутых процессом предстоявших реформ Кавелин сформулировал интересы помещиков, крестьян и государства, исходя из их социальной значимости

Ученый отмечал, что владельцы крепостных крестьян отстаивали свое законное право собственности, которое не должно быть нарушено, крестьяне же справедливо считали, что должны быть освобождены с тем количеством земли, которое находилось в их пользовании Государство, в свою очередь, было заинтересовано, чтобы реформа прошла без социальных осложнений и потрясений Кавелин предлагал государству выкупить крестьян с наделами у помещиков, не нарушая их права собственности, причем эти наделы должны

1 Он же Чего желательно для России нового Свода законов или Уложения // Там же С 910

2 Он же Русское гражданское Уложение // Там же С 945

3 Кавелин К Д, Собр соч СПб ,1897 Т I, стлб 18

быть не меньше тех, которыми крестьяне пользовались в течение последних 10-ти лет

«Записка об освобождении крестьян» была стройной, многоуровневой концепцией, содержавшей всесторонний анализ такого сложнейшего социального института, каким было крепостное право, ее можно рассматривать как значительное явление в рамках первого этапа развития аграрной социологии.

Вместе с тем, большой интерес представляют взгляды Кавелина на сельскую общину Предпринятый Кавелиным анализ русской сельской общины как специфического социального института имеет завершенный социологический характер В связи с этим прослеживается эволюция взглядов Кавелина на роль общины в будущем развитии России Споры вокруг общины, которые велись в 40-е годы XIX века, не имели ничего общего, по мнению Кавелина, с конкретным обсуждением проблемы Это были всего лишь рассуждения по ее поводу на общеполитические темы В конце 50-х годов научная полемика отражает уже более отчетливо черты практических рекомендаций в преддверии аграрной реформы В 70-е годы уже можно было говорить о некоторых итогах и сформулировать оценки тех новых социальных процессов, которые имели место в деревне после отмены крепостного права

Кавелин подчеркивал, что сложность понятия общины, как на уровне общественного сознания, так и в научном обиходе создавала трудности в ее определении Каждый исследователь выделял в ней какую-нибудь одну сторону и, абсолютизируя ее, невольно умалял значимость других сторон Кроме того, большинство исследователей считали общину запоздалым остатком варварских времен

В трактовке вопроса о сельской общине в России Кавелин занимал своеобразную позицию, в которой сочетались идеи государственной школы, представлявшей общину как институт, созданный государством, и славянофильские верования в великую роль общины как реальной альтернативы развитию капитализма в России Ученый считал наиболее правильным путь разумного сочетания общинного землевладения с личной поземельной собственностью крестьянина, позволяющей избежать пролетаризации и нищеты крестьянских масс 1

Кавелин исходит из того, что с течением времени наиболее богатая часть населения будет выходить из общины и переселяться в города, а беднейшая, неимущая останется в общине, которая оградит ее от бродяжничества и нищеты, даст работу Обращаясь к истории общины, Кавелин подчеркивал постепенность ее возникновения, естественный характер развития, а также внутренний демократизм Он отмечал хозяйственное значение общины в русском государстве и подчеркивал, что она не является, в принципе, чисто славянским институтом, а представляет собой известную стадию развития всех народов

Прикрепление к земле и введение подушной подати придали древнерусскому общинному владению ее теперешний вид и имели своим

1 См Кавелин К Д Взгляд на русскую сечьскую общину // Собр соч СПб , 1904 Т II С 162-194

последствием введение общинного владения даже в тех общинах, где прежде земля находилась в личном владении и пользовании крестьян Кавелин придает большое значение общинному устройству крестьянства, но в то же время он далек от той идеализации общины, которая была свойственная славянофилам и Герцену 1

Свое понимание термина «община» Кавелин излагает в работе «Взгляд на русскую сельскую общину» (1859) Он выделял прежде всего присущие общине административные, принудительные функции (административная община) и обычай совместного владения землей (поземельная община) Ученый предлагает рассматривать эти две социальные функции раздельно Именно обычай совместного владения землей выделен Кавелиным в качестве главного объекта исследования Выстраивая доказательства в пользу утверждения о необходимости сохранения общины, Кавелин выявляет основные характеристики поземельной общины и, скрупулезно их проанализировав, приходит к выводу, что ни одна из них не противоречит земельным законодательствам европейских стран

К данной проблематике Кавелин возвращается уже в пореформенный период, когда стало ясно, что народ держится обычая общинного землевладения, даже когда имеет реальную возможность выделиться из общины и получить участок земли в частную собственность Это дало основание Кавелину считать, что общину можно рассматривать в качестве субъекта поземельной собственности, которая, однако, коренным образом отлична от частной собственности на землю

Анализ юридических оснований общины был необходим Кавелину для того, чтобы доказать, что коренное отличие поземельной общины от частной собственности на землю, составляет то необходимое и достаточное условие, которое способно уберечь Россию от социальных потрясений европейского образца Сельская крестьянская община, по убеждению Кавелина, это специфический социальный институт, не сохранившийся нигде в мире При незначительной модернизации он мог бы сыграть исключительно важную для будущего России социальную роль

Наряду с частной собственностью на землю, считал Кавелин, должна существовать поземельная община, которая могла бы смягчать возможные нежелательные последствия радикального изменения форм землевладения Возможность вернуться в общину, получить безвозмездно земельный надел, предоставила бы крестьянину своего рода социальные гарантии

Анализ структуры российского общества, привел Кавелина к убеждению, что от материального положения крестьянства, этого самого многочисленного класса России, зависит будущее государства Он полагал, что сознательные, продуманные меры правительства в аграрной сфере способны предотвратить социальную катастрофу

1 См Кавелин К Д Поземельная община в новой и древней России//Там же С 513

В научной литературе отмечается,1 что участие Кавелина в реформах 60-х годов не ограничивалось научной и публицистической деятельностью Он внес свой вклад в разработку ряда законодательных проектов, вел практическую деятельность в своем имении, имел обширную переписку по этим проблемам с общественными деятелями и учеными Кавелин собирал различный законодательный материал о положении таких категорий крестьянского населения, как казенные и удельные, обязанные, вольные хлебопашцы, о различных сторонах экономического положения городского и сельского населения, в том числе об организации акциза, доходах и расходах крестьян в городах, о вопросах местного и центрального управления, в том числе о правах волостных и сельских управлений, ведомств государственных имуществ, земстве, подготовке законодательных изменений и их положений

Изложенные выше положения легли в основу нарождающейся тогда отрасли социологического знания - аграрной социологии, которая получила свое развитие на рубеже XIX и XX столетий, а затем и в годы советской власти, а именно, в 60-80-х годах XX века Поэтому есть все основания считать К.Д Кавелина одним из зачинателей аграрной социологии в России

В заключении диссертации подводятся итоги исследования, даются теоретические обобщения и выводы, формулируются практические рекомендации и намечаются пути дальнейшего изучения проблемы

Основные результаты работы нашли отражение в следующих публикациях автора:

Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК РФ

1 Антонов В Б К Д Кавелин о реформе управления в России // Вестник СГАУим НИ Вавилова 2007 №1,-С 86-88 (0,5 пл)

Публикации в других изданиях

2 Антонов В Б Некоторые аспекты аграрной социологии К Д Кавелина // Некоторые проблемы социально-политического развития современного российского общества Сб науч трудов Вып 14 / под ред Г В Дыльнова — Саратов Научная книга, 2007 — С 8-13 (0,4 п л )

3 Антонов В Б Сельская община как объект исследования в трудах К Д Кавелина // Тезисы докладов и выступлений Всероссийского социологического конгресса «Глобализация и социальные изменения в современной России» Т2 -М,2006 -С 12-14 (0,2пл)

4 Антонов В Б К Д Кавелин о крепостном праве // Некоторые проблемы социально-политического развития современного российского общества Сб науч трудов Вып 13 /под ред Г В Дыльнова - Саратов Научная книга, 2006 -С.166-168 (0,2пл)

1 См , например Медушевский А Н Указ соч С 31

5. Антонов В Б К Д Кавелин о принятии конституции в России // Некоторые проблемы социально-политического развития современного российского общества Сб науч трудов Вып 13 / под ред Г В Дыльнова — Саратов Научная книга, 2006 - С 192-195 (0,4 пл)

6 Антонов В Б К Д Кавелин о развитии государственности в России // Некоторые проблемы социально-политического развития современного российского общества Сб. науч. трудов Вып 12 / под ред Г В Дыльнова -Саратов- Научная книга, 2005 - С 239-241 (0,3 п.л )

Антонов Вадим Борисович

ВКЛАД К.Д. КАВЕЛИНА В СТАНОВЛЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ

Автореферат

Ответственный за выпуск — кандидат социологических наук, доцент А А Воронов

Подписано к печати 27 04 2007 Заказ № ^

Объем 1 п л Тираж 100 экз

Центр полиграфических и копировальных услуг Предприниматель Серман Ю Б Свидетельство № 3117 410600, Саратов, ул Московская, 157, офис 19

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата социологических наук Антонов, Вадим Борисович

Введение.

Раздел I. Формирование мировоззрения К.Д. Кавелина.

Раздел II. Историко-социальные основы учения

К.Д. Кавелина о государстве.

Раздел III. Разработка К.Д. Кавелиным некоторых аспектов аграрной социологии.

 

Введение диссертации2007 год, автореферат по социологии, Антонов, Вадим Борисович

Современный этап развития отечественной социологии характеризуется интенсивным процессом усвоения идей отечественных ученых XIX-XX столетий. Идет активное изучение разработанной ими методологии эмпирических исследований, интерпретации социальных фактов, построения социологических теорий и парадигм. Все это, безусловно, имеет положительное значение для укрепления методологических позиций современной российской социологии. В поисках «точек опоры» не следует забывать о богатом наследии русской общественной мысли, о замечательных достижениях нескольких поколений отечественных социологов. Перспективной, многообещающей тенденцией является возрастание интереса к трудам многих полузабытых представителей российской науки, значение творчества которых осознается только в последнее время.

К числу выдающихся, но несправедливо забытых деятелей нашей культуры принадлежит и К.Д. Кавелин, вклад которого в развитие общественной мысли велик и разнообразен. Будучи юристом по образованию, он писал в основном на историко-правовые темы. В дальнейшем Кавелин выступал как философ, историк, публицист и социолог. В литературе подчеркивается, что научная деятельность Кавелина является как бы итогом предсоциологического этапа социальной мысли в России. Философ, историк, он писал по проблемам отечественной истории, российской государственности, не был чужд политической публицистике. Однако в этом многообразии «ипостасей» не должен теряться творческий облик Кавелина-социолога.

Собственно социологическими проблемами Кавелин интересуется с самого начала своей научной деятельности, хотя, естественно, социологом себя он не считал. Проблемное поле социологии включало в себя широкий круг эмпирического материала, истории, политической экономии, философии, права и других наук. До 60-70-х гг. XIX века социологическая мысль в России еще не приобрела статуса самостоятельной науки.

В европейской науке того времени господствовал позитивизм, в среде же русских ученых было распространено критическое отношение к контовской парадигме. К.Д. Кавелин переосмыслил позитивистские установки О.Конта, и его взгляды носили полупозитивистский характер. Кавелин стремился выйти за пределы политизированных дилемм (западники - славянофилы, либералы - консерваторы).

Приходится с сожалением констатировать, что имя талантливого ученого было надолго вычеркнуто из истории отечественной науки. Если оно изредка и упоминалось, то лишь мимоходом. Многое из того, над чем размышлял наш соотечественник в середине XIX столетия, напоминает идеи и концепции, обсуждаемые и в наши дни: реформы в России, переустройство всех сторон жизнедеятельности общества, проблемы личности, социального прогресса и т.д.

Окончательная оценка его творческого наследия принадлежит будущему. Но уже сейчас можно с уверенностью утверждать, что деятельность К.Д. Кавелина представляет собой одно из выдающихся явлений отечественной культуры. Его идейный и научный вклад должен быть изучен, понят, развит. Без выяснения исторических корней и преемственности идей невозможно адекватно понять и специфику современных социологических концепций. И ныне задача осмысления генезиса и становления социологии как самостоятельной науки является актуальной. Особенно она важна в современных условиях, когда наша социологическая наука переживает сложный период формирования и поиска методологических основ. Изучение материала, собранного и систематизированного К.Д. Кавелиным в XIX столетии, на наш взгляд, полезно и с теоретической, и с практической, и с нравственной точек зрения.

Если обратиться к литературе по социологии, то обнаружим, что К.Д. Кавелина социологом не считали прежде всего сами социологи. Так, в работе Н.И. Кареева,1 где названы десятки имен, нет даже упоминания фамилии Кавелина. Ни в одном из учебников по социологии, появившихся в последние два десятилетия в нашей стране, имя Кавелина также не фигурирует. В справочных социологических изданиях последних лет лишь в двух ведется речь о Кавелине, идеи которого, по мнению авторов, носят социологический характер.2

В самые последние годы в нашей социологической литературе наметилась тенденция пересмотра прежних негативных оценок наследия дореволюционной социологии. Изменилось отношение и к творчеству таких ученых как К.Д. Кавелин. Появились работы, авторы которых стремятся объективно проанализировать и оценить его научный вклад в становление отечественной социологии.

Работы современных авторов по истории русской философии и социологии содержат определенные материалы и по деятельности

1 См.: Кареев Н.И. Основы русской социологии. СПб., 1996.

2 См.: Социологическая энциклопедия в 2-х тт. М., 2003. Т.2. С.406; Социологи России и

К.Д.Кавелина. Наиболее значительные из них: «Русская социология XIX -начала XX века» Е. И. Кукушкиной, «Социология в России» под редакцией В.А.Ядова, «История социологии» под общей редакцией А.Н.Елсукова, Г.Н.Соколовой, А.А.Грицанова, «История русской социологии»

A.Н.Медушевского, «Социологическая мысль в России. Очерки истории немарксистской социологии последней трети XIX - начала XX века» под редакцией Б.А. Чагина, которые до настоящего времени являются основными источниками информации по данной проблематике. Наряду с этими работами, указанный период в развитии социальной мысли России в той или иной степени представлен в трудах историков русской философии Н.О.Лосского, В.В.Зеньковского, а также современных исследователей

B.В.Богатова, П.С.Шкуринова.1

Существенные аспекты деятельности К.Д. Кавелина отмечены в монографиях «История социологии» Г.Е. Зборовского и «Социология: история, основы, институционализация в России» С.С. Новиковой. Здесь

СНГ XIX-XX в. Биобиблиографический справочник. М., 1999. С. 122-123.

1 См., напр.: Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. М., 1998; Медушевский А.Н. История русской социологии. М., 1993; Социологическая мысль в России. Очерки истории немарксистской социологии последней трети XIX - начала XX века. JL, 1978; Зеньковский В.В. История русской философии. Т.1. 4.1. Л., 1991; Зборовский Г.Е. История социологии. М., 2004; Новикова С.С. Социология: история, основы, институционализация в России. Москва - Воронеж, 2000; Алексеев П.В. Философы России XIX-XX столетий. Биографии, идеи, труды. М., 2002; Утопический социализм. Хрестоматия. М., 1982; Кукушкина Е.И. Социологическое образование в России XIX - начала XX века. М., 1994; Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991; Чичерин Б.Н. Россия накануне двадцатого столетия. Берлин, 1900; Шкуринов П.С. Позитивизм в России XIX века. М., 1980; Богатов В.В. Философия П.Л. Лаврова. М., 1972; История социологии / Под ред. А.Н. Елсукова. Минск, 1997. излагается творческая биография К.Д. Кавелина, дана сжатая, но емкая характеристика его мировоззрения, принципов научного исследования и социологические аспекты его идей. В данных работах содержится материал о социологических воззрениях Кавелина, при этом особо подчеркивается, что его творческая деятельность является как бы итогом предсоциологического этапа социальной мысли в России. Примем при этом во внимание то обстоятельство, что К.Д.Кавелин был одним из выдающихся представителей так называемой государственной школы в отечественной социологии, созданной Б.Н. Чичериным.

Большое внимание вопросам истории отечественной социологии уделяют саратовские ученые. Так, в частности, в диссертационном совете по социологическим наукам при Саратовском государственном университете имени Н.Г. Чернышевского защищено более двадцати диссертаций по различным проблемам истории отечественной социологии. В их числе особого внимания заслуживают работы Ю.В. Селивановой, Д.Б. Крахмалева, И.О.Кузнецовой, Д.Н. Гусельникова, В.Ю. Мазаловой и др.1

Однако мы не найдем в социологической литературе монографических работ, раскрывающих социологические аспекты

1 Гусельников Д.Н. Социально-политические воззрения отечественных социологов-народников. Автореф. дис. . на соиск. уч. ст. к. социол. н. Саратов, 2005; Крахмалев Д.Б. Социально-правовые идеи и концепции в истории отечественной социологии. Автореф. дис. . на соиск. уч. ст. д. социол. н. Саратов, 2006; Кузнецова И.О. Социально-политические взгляды Б.Н. Чичерина. Автореф. дис. . на соиск. уч. ст. к. социол. н. Саратов, 1998; Мазалова В.Ю. Вклад В.О. Ключевского в разработку исторической социологии. Автореф. дис. . на соиск. уч. ст. к. социол. н. Саратов, 2005; Селиванова Ю.В. Социально-политические взгляды Г.П. Федотова (социологический анализ). Автореф. дис. . на соиск. уч. ст. д. социол. н. Саратов, 2005. творчества К.Д. Кавелина. Ценные и интересные страницы его научного наследия еще фактически не прочитаны или прочитаны бегло, без должного анализа. Наше исследование является лишь одной из первых попыток продвижения в данном направлении. Творчество К.Д. Кавелина обширно и разнообразно, всеобъемлющая его характеристика не может «уместиться» в рамках одной диссертационной работы. Тем не менее, исследование социологических аспектов его творчества является весомым вкладом в историю отечественной социологии.

Целью диссертационной работы является анализ историко-социальных взглядов К.Д. Кавелина и их значения в становлении отечественной социологии.

Реализация данной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:

- раскрыть идейные истоки и социально-экономические условия формирования мировоззрения К.Д. Кавелина;

- рассмотреть специфику взглядов К.Д. Кавелина на место и роль личности в российской истории;

- выявить идеи К.Д. Кавелина на особенности и судьбы российской государственности и бюрократии;

- обобщить воззрения К.Д. Кавелина на крестьянский вопрос и место сельской общины в российском общественном устройстве;

- показать значение его трудов на современном этапе развития социологической мысли в нашей стране:

Объект исследования - научное творчество К.Д. Кавелина.

Предметом исследования являются историко-социальные взгляды К.Д.Кавелина.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют, помимо работ отечественных ученых XIX-XX вв., труды самого К.Д.Кавелина: «Взгляд на юридический быт древней России» (1847), «Мысли и заметки о русской истории» (1866), «Краткий взгляд на русскую историю» (1887), «Записка об освобождении крестьян в России» (1855), «Мысли об уничтожении крепостного состояния в России» (1857), «Мнение о лучшем способе разработки вопроса об освобождении крестьян» (1857), «Дворянство и освобождение крестьян» (1862), «Взгляд на русскую сельскую общину» (1859), «Проект поземельной реформы» (1875), «Общинное владение (1876)», «Крестьянский вопрос» (1882), «Мысли о выборном начале» (1876), «Политические призраки» (1877), «Мысли о современных научных направлениях. По поводу диссертации г.Неклюдова: «Уголовно-статистические этюды»« (1865), «Философия и наука в Европе и у нас»(1874), «Априорная философия или положительная наука? - По поводу диссертации г. Соловьева» (1875), «Возможно ли метафизическое знание?» (1875), «Русское исследование о позитивизме» (1877), «Задачи психологии» (1872), «Наш умственный строй» (1876), «Идеалы и принципы» (1876), «Задачи этики» (1884), «Злобы дня» (1884), а также его письма.

В диссертации используется совокупность методологических приемов и подходов, среди которых системно-структурный подход, диалектический и сравнительно-исторический методы. Автор использовал философскую, экономическую, историческую, социологическую, политологическую и юридическую литературу.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- раскрыты предпосылки и этапы формирования взглядов К.Д. Кавелина в контексте социально-экономических и идейно-политических процессов предреформенной России XIX столетия;

- выявлены исходные основные философские, идейно-политические и социологические предпосылки исследования К.Д. Кавелиным проблематики личности в историческом контексте;

- обобщены его социологические идеи о специфике монархического управления российским государством;

- систематизированы взгляды К.Д. Кавелина на крестьянский вопрос и сельскую общину, составляющие значительный вклад в становление отечественной аграрной социологии;

- показана актуальность идей и методологических подходов К.Д. Кавелина для развития отечественной социологии и практического совершенствования управления процессами реформирования современного российского общества.

Положения, выносимые на защиту.

1. Формирование мировоззрения К.Д.Кавелина происходило в условиях предреформенной России XIX столетия. Кризис крепостничества, канун буржуазно-демократических преобразований породили в стране атмосферу «брожения умов», духовных исканий и идейного противоборства. Одним из генераторов такой атмосферы был Московский университет, который закончил К.Д.Кавелин. Здесь он получил не только глубокое юридическое образование, но и усвоил основы системы взглядов на мир в целом, на общественную жизнь, исторические судьбы России. Именно здесь он выработал навыки и потребность в самостоятельном творческом историко-социологическом мышлении.

2. В предреформенной России XIX века социологическая мысль еще не была самостоятельной, научной, её развитие происходило в рамках других общественных наук. Проблемное поле включало в себя широкий материал истории, экономики, философии, права и т.д. К.Д. Кавелин в этих условиях выработал свой взгляд на социальную реальность и механизмы проявления социальных процессов.

3. К.Д. Кавелин вошел в историю как один из видных представителей государственной школы. Наряду с основателем этой школы Б.И.Чичериным он придавал ключевую роль сильной государственности в судьбах России, способствовал разработке социологических позиций теории государства и права. При этом особое внимание он уделял социальной природе государственной власти, разделению властей в правовом государстве, соотношению государства и общества, личности и государства. Он внес свой вклад в обоснование достоинств конституционной монархии как наиболее устойчивой и способной к социальным трансформациям формы государственности.

4. Анализ идей К.Д. Кавелина на крестьянский вопрос место и роль сельской общины в жизни России позволяет сделать вывод о том, что перед нами - система взглядов, которую можно охарактеризовать как концепцию аграрной социологии на этапе её становления и оформления.

5. Идеи К.Д. Кавелина существенно обогащают представления о процессах современной трансформации российского общества, особенно тех, которые касаются разделения властей, роли права к законности, местного самоуправления, решения аграрных проблем и др.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется прежде всего его актуальностью в плане решения важной задачи формирования правовой государственности и гражданского общества в современной России. Полученные выводы являются определённым приращением социологического знания в области истории становления отечественной социологии, представлений о роли государства в процессах реформирования современного российского общества. Они могут быть использованы при разработке мероприятий по повышению эффективности структур власти на всех уровнях, в упрочении социальной базы реформ, формировании новой политической и правовой культуры граждан, выборе путей дальнейшего развития аграрного сектора производства.

Материалы диссертации также могут использоваться в научно-педагогической деятельности: в преподавании курсов общей социологии, истории социологии, спецкурсов по социологии политики, права, аграрной политики.

Основные положения диссертации обсуждались на Всероссийском социологическом конгрессе (Москва, 2006г.), аспирантских семинарах социологического факультета Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского, на ежегодных научных конференциях социологического факультета СГУ «Некоторые проблемы социально-политического развития современного российского общества» (20052007гг.) и изложены в авторских публикациях, в изданиях включенных в перечень ВАК России, всего 6 публикаций общим объемом свыше 2 печатных листов.

Диссертация обсуждена на заседании кафедры теории и истории социологии социологического факультета Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского и рекомендована к защите.

Работа состоит из введения, 3 разделов, заключения и списка использованной литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Вклад К.Д. Кавелина в становление отечественной социологии"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование позволяет сделать следующие основные выводы.

Константин Дмитриевич Кавелин, юрист по образованию, известен как разносторонний ученый, сказавший свое слово в различных научных дисциплинах - в истории, юриспруденции, философии, этнографии, психологии и т.д.

Хорошо известны его работы по истории государственного права, этнографии, истории российского государства, философии, работы, посвященные аграрной тематике.

По своим философским взглядам К.Д. Кавелин был приверженцем учения Гегеля. Историко-социальные воззрения Кавелина базировались на исторических традициях отечественной науки и вместе с тем содержали элементы тех новых воззрений, которые были характерны для обществоведческой дисциплины XIX столетия.

К.Д. Кавелин признан в отечественной истории как один из ведущих идеологов российского либерализма. Он не был сторонником ни славянофильства, ни западничества, он был оригинальным самостоятельным мыслителем и общественным деятелем.

Необходимо отметить, что в своих работах К.Д.Кавелин опирался на значительный эмпирический материал других общественных наук, в частности, истории, этнографии, права; широко использовал статистические данные, особенно при разработке вопросов аграрной тематики. При анализе социальных явлений он старался учитывать особенности психологии социальных групп - сословной психологии.

Все разработки К.Д.Кавелина имели непосредственную связь с процессами, происходившими в обществе, и, более того, относились к наиболее важным вопросам жизни общества, к проблемам реальных людей. Сферу научных изысканий ученого составляло скорее не теоретическое знание, хотя в конце жизни он вернулся к разработке такого рода проблем (в работах «Вопросы психологии» и «Вопросы этики»), а исследования с целью активного влияния на социальные процессы. Его главной задачей была попытка найти пути к социальной гармонизации, на основе глубокого изучения природы и специфики общественных явлений, во имя интересов общества в целом.

Все это дает основание считать К.Д. Кавелина одним из «зачинателей» социологии в России, по существу его труды и воззрения завершают предсоциологический этап развития социальной мысли в России в первой половине XIX столетия.

Подчеркнем, что трудам известных русских социологов, внесших значительный вклад в развитие мировой социологию (М.М.Ковалевского, Н.К. Михайловского, Н.И.Кареева, П.А.Сорокина и др.), предшествовали научные разработки целого ряда ученых. С 40-х до 60-70-х годов XIX века, когда эта наука в России еще не самоопределилась, в отечественном обществознании работали мыслители, которые активно исследовали экономическую и хозяйственную жизнь общества, его социальную структуру и организацию. Они выработали оригинальные взгляды на происхождение, природу и суть социальных явлений, Эти концепции можно рассматривать в рамках социологии, хотя сами эти ученые не считали себя социологами.

Известно, что Кавелин не называл себя социологом, да это и не было возможно, т.к. сам термин «социология» долгие годы был в России под запретом. Однако по тому проблемному полю, в котором работал К.Д.Кавелин, по ширине охвата социальных явлений, которыми он занимался: проблема личности; проблема поиска политического идеала; вопросы, касающиеся социальной роли крестьянства; анализ крепостного права и пути его отмены; феномен русской крестьянской общины; сущность и природа бюрократии и т.п., его взгляды можно рассматривать как определенный вклад в социологию.

Другими словами, изучение социальных воззрений К.Д.Кавелина убеждает в том, что мы имеем дело с расширением предметной области истории отечественной социологии за счет введения в нее глубоких и всесторонних исследований ученых предшествующих эпох.

Если вести речь о рекомендациях теоретического и практического характера по идейному наследию К.Д. Кавелина, то следует прежде всего подчеркнуть, что имя К.Д. Кавелина должно быть полностью реабилитировано в истории отечественной социологии, оно должно занять достойное место не только в кругу научных теорий, но и прочно войти во все учебники, учебные пособия по социологии, занять место рядом с такими известными российскими социологами XIX столетия, как Б.Н.Чичерин, М.М. Ковалевский, Н.К. Михайловский, Н.И. Кареев и др.

Если вести речь о практических рекомендациях, то следует принять во внимание следующие моменты.

В данный момент социально-политические идеи К.Д. Кавелина имеют не только теоретическое, но и практическое значение в условиях реформирования и переустройства российского общества.

Конечно, многое из того, что было сделано и написано в XIX веке, сегодня представляется уже не столь ценным и убедительным, но поразительно то, что некоторые выводы, положения и наблюдения Кавелина оказались верными и по сей день, выдержали поверку временем и могут в той или иной степени войти в сегодняшнюю науку и практику.

Речь идет прежде всего о роли государства и государственности в процессе модернизации современного российского общества. Известно, что в стране уровень и качество государственной власти оказались непомерно ослабленными, что негативно сказывается во всех сферах общественной жизни.

Идеи К.Д. Кавелина о структурах власти и, в частности, о ее разделении имеют принципиальное значение для гармонизации отношений между законодательной, исполнительной, судебной ветвями. Отсутствие оптимального соотношения и взаимодействия этих ветвей власти сдерживает процессы формирования правового государства и подлинной демократизации российского общества. Особое внимание привлекают мысли Кавелина о земском самоуправлении. В условиях формирования системы местного самоуправления в нынешней России они имеют принципиальное значение.

Условием демократического общественного бытия выступает у Кавелина идея верховенства права и закона. Взаимосвязь государства с правом, по Кавелину, должна проявляться не в плане подчинения права государственной власти (что длительное время обосновывалось советской наукой), а напротив -связанность государства, его органов, всех государственных и общественных структур установками права, законом.

Как идеолог либерализма Кавелин стремился утвердить либеральные ценности на русской почве, синтезируя идеи западников и славянофилов, традиции христианства и особенности народного менталитета. Оценивая современное ему политическое положение России как самодержавную анархию, он видел цель России в утверждении самодержавной республики, в которой было бы достигнуто единство интересов монарха и народа, бюрократии и общества. Он был убежденным противником резких, революционных методов преобразования общественной жизни.

В итоге диссертант приходит к выводу, что мировоззрение Кавелина, его труды и идеи существенно обогащают наши представления об истории отечественной социологии и способствуют реализации в жизнь основных направлений реформирования современного общества, становления новой российской государственности. Все это дает основание считать К.Д. Кавелина одним из ярких представителей нарождающейся социологии в России в середине XIX столетия.

 

Список научной литературыАнтонов, Вадим Борисович, диссертация по теме "Теория, методология и история социологии"

1.1. Труды К.Д. Кавелина

2. Кавелин К. Сочинения в 4-х частях. М., 1859.

3. Кавелин К.Д. Собр. соч. В 4-х т. СПб., 1898-1900.

4. Кавелин К.Д. Взгляд на юридический быт древней России. СПб., 1847.

5. Кавелин К.Д. Мнение о лучшем способе разработки вопроса об освобождении крестьян». СПб., 1857.

6. Кавелин К.Д. Мысли об уничтожении крепостного состояния в России. СПб., 1857.

7. Кавелин К.Д. Мысли о современных научных направлениях. По поводу диссертации г.Неклюдова: «Уголовно-статистические этюды». СПб., 1865.

8. Кавелин К.Д. Мысли и заметки о русской истории. СПб., 1866.

9. Кавелин К.Д. Задачи психологии. СПб., 1872.

10. Кавелин К.Д. Априорная философия или положительная наука? -По поводу диссертации г. Соловьева. СПб., 1874.

11. Кавелин К.Д. Философия и наука в Европе и у нас. СПб., 1874.

12. Кавелин К.Д. Возможно ли метафизическое знание? СПб., 1875.

13. Кавелин К.Д. Проект поземельной реформы. СПб., 1875.

14. Кавелин К.Д. Идеалы и принципы. СПб., 1876.

15. Кавелин К.Д. Мысли о выборном начале. СПб., 1876.

16. Кавелин К.Д. Общинное владение. СПб., 1876.

17. Кавелин К.Д. Политические призраки. СПб., 1877.

18. Кавелин К.Д. Русское исследование о позитивизме. СПб., 1877.

19. Кавелин К.Д. Злобы дня. СПб., 1884.

20. Кавелин К.Д. Задачи этики. СПб., 1885.

21. Кавелин К.Д. Краткий взгляд на русскую историю. СПб., 1887.

22. Из литературной переписки Кавелина (1847-1884) // Русская мысль. 1892. Кн.1,3, 5, 10; 1895. Кн.2.

23. Кавелин К.Д. Взгляд на юридический быт древней России // Собр. соч. В 4-х т. СПб., 1897. Т.1.

24. Кавелин К.Д. Монографии по русской истории // Собр. соч. В 4-х т. СПб., 1897. Т.1.

25. Кавелин К.Д. Мысли и заметки о русской истории // Собр. соч. В 4-хт. СПб., 1897. Т.1.

26. Кавелин К.Д. О книге г. Чичерина «Областные учреждения в России в XVII веке» // Монографии по русской истории. Собр. соч. В 4-х т. СПб., 1897. Т. 1.

27. Кавелин К.Д. Бюрократия и общество // Собр. соч. В 4-х т. СПб., 1899. Т.2.

28. Кавелин К.Д. Взгляд на русскую сельскую общину // Собр. соч. В 4-х т. СПб., 1899. Т.2.

29. Кавелин К.Д. Дворянство и освобождение крестьян // Собр. соч. В 4-х т. СПб., 1899. Т.2.

30. Кавелин К.Д. Записка об освобождении крестьян в России // Собр. соч. В 4-х т. СПб., 1899. Т.2.

31. Кавелин К.Д. Землевладение в Западной Европе // Собр. соч. В 4-х т. СПб., 1899. Т.2.

32. Кавелин К.Д. Крестьянский вопрос // Собр. соч. В 4-х т. СПб., 1899.1. Т.2.

33. Кавелин К.Д. Наука, философия и литература. СПб., 1899.

34. Кавелин К.Д. Поземельная община в новой и древней России // Собр. соч. В 4-х т. СПб., 1899. Т.2.

35. Кавелин К.Д. Политические призраки // Собр. соч. В 4-х т. СПб., 1899. Т.2.

36. Кавелин К.Д. Чем нам быть // Собр. соч. В 4-х т. СПб., 1899. Т.2.

37. Кавелин К.Д. Какое место занимает гражданское право в системе права вообще // Собр. соч. В 4-х т. СПб., 1900. Т.4.

38. Кавелин К.Д. О теориях владения // Собр. соч. В 4-х т. СПб., 1900.1. Т.4.

39. Кавелин К.Д. Права и обязанности по имуществам и обязательствам // Собр. соч. В 4-х т. СПб., 1900. Т.4.

40. Кавелин К.Д. Русское гражданское Уложение // Собр. соч. В 4-х т. СПб., 1900. Т.4.

41. Кавелин К.Д. Чего желательно для России: нового Свода законов или уложения // Собр. соч. В 4-х т. СПб., 1900. Т.4.

42. Кавелин К.Д. Что есть гражданское право и где его пределы // Собр. соч. В 4-х т. СПб., 1900. Т.4.

43. Кавелин К.Д. Наш умственный строй. М., 1989.

44. Кавелин К.Д. Статьи по философии, русской истории и культуре. М., 1989.

45. Алексеев В.А, Маслин М.А. Русская социальная философия конца XIX начала XX века: психологическая школа. М., 1992.

46. Алексеев П.В. Философы России XIX-XX столетий. Биографии, идеи, труды. М., 2002.

47. Аникин А.В. Путь исканий: Социально-экономические идеи в России до марксизма. М.,1990

48. Антология русской классической социологии / Под ред. Д.С. Клементьева и JI.H. Панковой. М., 1995.

49. Антонова О.Г. Отечественна социология о социальном прогрессе. Саратов, 2001.

50. Белинский B.F. Письмо К.Д. Кавелину, 22 ноября 1847 г. / Утопический социализм. Хрестоматия. М., 1982.

51. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.

52. Бестужев-Рюмин К. О сочинениях Кавелина.//Отечественные Записки.1860,М 4,6,8

53. Богатов В.В. Философия П.Л. Лаврова. М., 1972.

54. Вехи. Из глубины. М., 1991.

55. Волков Ю.Г. Социология. М., 2006.

56. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечупуренко В.Н., Попов А.В. Социология. М., 2000.

57. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. М., 1998.

58. Глобализация и социальные изменения в современной России. Тезисы докладов и выступлений Всероссийского социологического конгресса. Т. 1-16. М, 2006.

59. Голенкова З.Т., Акулич М.М., Кузнецова В.Н. Общая социология. М., 2005.

60. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М., 1997.

61. Гусельников Д.Н. Социально-политические воззрения отечественных социологов-народников. Автореф. дис. . на соиск. уч. ст. к. социол. н. Саратов, 2005.

62. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология в 15 тт. Т.З. М., 2004.

63. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология. В 15-ти т. М., 2003-2007.

64. Добреньков В.И., Кравченков А.И. Социология. В 3-х т. М., 2000.

65. Зборовский Г.Е. История социологии. М., 2004.

66. Зеньковский В.В. История русской философии. Т.1. 4.2. JL, 1991.

67. Ивановский В.В. Бюрократия как самостоятельный общественный класс. Русская мысль. 1903. №8.

68. История социологии. Минск, 1997.

69. История теоретической социологии. В 4-х т. М., 1997-2000.

70. Кавелин К.Д. Собрание сочинений в 4-х томах. Спб., 1897-1900

71. Кареев Н.И. О духе русской науки // Русская идея. М., 1992.

72. Кареев Н.И. Основы русской социологии. СПб., 1996.

73. Ковалевский М.М. Общинное землевладение, причины, ход и последствия его разложения. М., 1879.

74. Корсаков Д.А. Константин Дмитриевич Кавелин. Очерк жизни и деятельности. СПб., 1896.

75. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 1993.

76. Кочетов А.Н., Чернышкина Н.Я. Основы социологии. Саратов, 1996.

77. Кравченко А.И. Социология. М., 1998.

78. Крахмалев Д.Б. Социально-правовые идеи и концепции в истории отечественной социологии. Автореф. дис. . на соиск. уч. ст. д. социол. н. Саратов, 2006.

79. Кузнецова И.О. Социально-политические взгляды Б.Н. Чичерина. Автореф. дис. . на соиск. уч. ст. к. социол. н. Саратов, 1998.

80. Кукушкина Е.И. Социологическое образование в России XIX -начала XX века. МГУ, 1994

81. Култыгин В.П. Классическая социология. М., 2000.

82. Леонтович В.В. История либерализма в России. 1762-1914. М., 1995.

83. Либерализм в России. М., 1996.

84. Лосский И.О. История русской философии. М., 1991.

85. Мазалова В.Ю. Вклад В.О. Ключевского в разработку исторической социологии. Автореф. дис. . на соиск. уч. ст. к. социол. н. Саратов, 2005.

86. Маркович Д. Общая социология. Ростов-на-Дону, 1993.

87. Медушевский А.Н. История русской социологии. М., 1993

88. Медушевский А.Н. Конституционная программа русского либерализма // Медушевский А.Н. демократия и авторитаризм: российский конституционализм в сравнительной перспективе. М., 1997.

89. Миненков Г.Я. Введение в историю российской социологии. Минск, 2000.

90. Миронова Р.Е. Социология. Саратов, 1997.

91. Молевич Е.Ф. Общая социология. Самара, 2000.

92. Моргулис М.Г. Константин Дмитриевич Кавелин: По его трудам. Одесса, 1886.49. Москвитянин. 1847.

93. Новикова С.С. Социология: история, основы, институционализация в России. Москва Воронеж, 2000.

94. Общая социология. Систематический курс / Под ред. Г.В. Дыльнова. Саратов, 1999.

95. Ойзерман Т.И. Марксизм и утопия. М., 2003.

96. Осипов Г.В. Российская социология в XXI веке. М., 2003.

97. Осипов Г.В. Российская социология на рубеже веков / Доклады II Всероссийского социологического конгресса «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы». Т.1. М., 2004.

98. Основы социологии. Курс лекций. Под ред. А.Г. Эфендиев. 4.I-II. М., 1994.

99. Отечественная социология. Вып.1. Под ред. Г.В. Дыльнова. Саратов, 2001.

100. Отечественная социология. Вып.2. Под ред. Г.В. Дыльнова. Саратов, 2003.

101. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. М., 1993.

102. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М., 1993.

103. Политология. Энциклопедический словарь. 1993.

104. Пономаренко О.В. В.М. Хвостов как историк социологии // Автореф. дисс. . на соиск. уч

105. Предвечный Г.П. Общая социология. Ростов-на-Дону, 1991.

106. Российская социология. Историко-социологические очерки. М., 1997.

107. Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы. Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе. Т. 1-3. М., 2003.

108. Россия: трансформирующееся общество. М., 2001.

109. Русская мысль. 1891, январь.67. Русский Вестник. 1858.

110. Русский либерализм: исторические судьбы и перспективы. М., 1999.

111. Селиванова Ю.В. Социально-политические взгляды Г.П. Федотова (социологический анализ). Автореф. дис. . на соиск. уч. ст. д. социол. н. Саратов, 2005.

112. Согрин В.В. Либерализм в России: перипетии и перспективы. М., 1997.

113. Соколова Г.Н. Экономическая социология. Минск, 1997.

114. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М., 1962

115. Солоневич И.Л. Народная монархия. М., 1991.

116. Сопов Г.П. О развитии социально-политической мысли в России. Ростов н/Д, 2001.

117. Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Система социологических понятий. М., 2002.

118. Сорокин П.А. Заметки социолога. Социологическая публицистика. СПб., 2000.

119. Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. М., 1994.

120. Социологи России и СНГ XIX-XX в. Биобиблиографический справочник. М., 1999.

121. Социологическая мысль в России. Очерки истории немарксистской социологии последней трети XIX начала XX века. JL, 1978.

122. Социологическая энциклопедия в 2-х тт. М., 2003.

123. Социология в России XIX начала XX веков. История социологии. Социологическое образование. Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. Вып.1. М., 1997.

124. Социология в России XIX начала XX веков. Общество. Законы истории. Прогресс. Цели и нормы жизни. Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. Вып.З. М., 2001.

125. Социология в России XIX начала XX веков. Социология как наука. Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. Вып.2. М.

126. Социология в России. Под. ред. В.А. Ядова. Изд-е 2-е, перераб. и доп. М., 1998.

127. Социология и общество. Тезисы Первого Всероссийского социологического конгресса «Общество и социология: новые реалии и новые идеи». СПб., 2000.

128. Социология на пороге XXI века. Новые направления исследований. М., 1998.

129. Социология. Основы общей теории. Под ред. Г.В. Осипова и JI.H. Москвичева. М., 2002.

130. Социология. Под ред. В.И. Бегинина. Саратов, 2003.

131. Социология. Под ред. В.Н. Лавриненко. М., 1998.

132. Социология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Под ред. А.Н. Еслукова. Минск, 1998.

133. Тадевосян Э.В. Социология. М., 1998.

134. Тезисы доклады II Всероссийского социологического конгресса «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы». Т.1-3. М., 2003.

135. Тексты по истории социологии XIX-XX веков. М., 1994.

136. Теоретическая социология. Под ред. С.И.Барзилова. Саратов, 2000.

137. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. СПб., 1992.

138. Тощенко Ж.Т. Социология. М., 1994.

139. Утопический социализм. Хрестоматия. М., 1982.

140. Фролов С.С. Основы социологии. М., 1997.

141. Харчева В. Основы социологии. Учебно-методическое пособие для преподавателей. М., 1997.

142. Чичерин Б.Н. Россия накануне двадцатого столетия. Берлин, 1900.

143. Шкуринов П.С. Позитивизм в России XIX века. М., 1980.