автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Вклад Ризаэддина Фахреддина в формирование нового статуса женщины в татарском обществе конца XIX - начала XX вв.

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Кадымова, Римма Ришатовна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Казань
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Вклад Ризаэддина Фахреддина в формирование нового статуса женщины в татарском обществе конца XIX - начала XX вв.'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Вклад Ризаэддина Фахреддина в формирование нового статуса женщины в татарском обществе конца XIX - начала XX вв."

На правах рукописи

КАДЫМОВА РИММА РИШАТОВНА

ВКЛАД РИЗАЭДЦИНА ФАХРЕДДИНА В ФОРМИРОВАНИЕ НОВОГО СТАТУСА ЖЕНЩИНЫ В ТАТАРСКОМ ОБЩЕСТВЕ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX вв.

Специальность 07.00.02 - Отечественная история

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

1 О ОКТ 2013

КАЗАНЬ-2013

005534585

Работа выполнена в отделе истории общественной мысли и исламоведения ГБУ «Институт истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан»

Научный руководитель: Мухаметшин Рафик Мухаметшович

доктор политических наук, профессор

Официальные оппоненты: Сенюткина Ольга Николаевна,

доктор исторических наук, профессор кафедры культурологии, истории и древних языков Нижегородского государственного лингвистического университета имени Н.А. Добролюбова (г.Н.Новгород)

Махмутова Альта Хазиевна, кандидат исторических наук, доцент (г.Казань)

Ведущая организация: ГУ «Институт Татарской энциклопедии

Академии наук Республики Татарстан» (г.Казань)

Защита состоится « 1 » ноября 2013 г. в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д 022.002.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук при Институте истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан по адресу: 420014, г. Казань, Кремль, 5 подъезд.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института истории им. Ш. Марджани АН РТ по адресу: 420014, г. Казань, Кремль, 5 подъезд.

Электронная версия автореферата и объявление о защите размещены на официальных сайтах ВАК Министерства образования и науки РФ http://vak.ed.gov.ru и Института истории им. Ш.Марджани АН РТ http: // www.tataroved.ru.

Автореферат разослан « ^Jfj » сентября 2013 г.

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат исторических наук

Хайрутдинов Р.Р.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Современное российское общество переживает период трансформаций. Изменения затронули все сферы социума, породили множество противоречий и актуализировали целый комплекс проблем, в том числе и тендерные отношения, в рамках которых особое место занимает «женский вопрос». Сложившаяся ситуация порождает интерес общества и специалистов к тем периодам истории, когда не просто активно обсуждалась эта проблема, но и предпринимались различные шаги для ее решения. В данном контексте в истории татар особое место занимает период конца XIX - начала XX вв., поскольку именно на рубеже веков была наиболее ярко выражена смена концептуальных подходов к пониманию сущности человека, семьи и детства, в соответствии с которыми развивались инновационные процессы, менялось представление о положении и статусе женщин в татарском обществе. Именно в этот период проблема правового положения женщины, как одна из самых актуальных вопросов в' мусульманском сообществе получила широкое обсуждение. Этот период очень наглядно показал, что вопросы семьи и положения мусульманской женщины в семье и обществе - это комплекс проблем, каждая из которых представляет сложное переплетение самых различных аспектов. Пожалуй, ни одна тема не привлекает к себе такого внимания и не обрастает таким количеством ложных представлений, толкований, и наконец, не отличается такой степенью непонимания, как вопрос о статусе женщины в мусульманском обществе.

В современных условиях проблема исторического анализа данного вопроса актуальна, так как положение женщины в исламе является не только мерилом цивилизованности того или иного общества, но и свидетельством потенциала его эволюционного развития, своеобразным барометром, определяющим перспективы преобразований. В период подъема общественного сознания в России в целом, возрастания интереса в нашей стране к религиозным и морально-этическим нормам изучение проблем, связанных со статусом женщины в исламе, приобретает особую актуальность. Причем обращение к этой теме вызвано не только актуальностью этой проблемы в контексте диалога различных цивилизаций, но и необходимостью адекватного освещения ключевых положений, характеризующих статус женщины в исламе, показа несостоятельности многих мифов, порождаемых в последние годы в условиях возрастания общественного и научного интереса к религии и религиозной практике.

В период конца XIX - начала XX вв. вклад конкретных деятелей в формирование духовных ценностей своего народа, в определение основных ориентиров идейного развития татарского общества значительно возрастает. Постановка на повестку дня «женского вопроса» было явлением закономерным, поскольку общественно-политические условия требовали интенсивного обновления всех сфер жизни народа, определения новых подходов в формировании новых принципов и совершенно иных подходов в определении идеалов по вопросам развития татарского общества. Многогранная деятельность Ризаэддина Фахреддина является доказательством того, что многие просветители и общественные деятели принимали активное участие в решении данной проблемы.

Степень изученности темы. При рассмотрении степени разработанности темы использован тематический подход, обусловленный структурой диссертационной работы: в первую очередь дается анализ научной литературы по истории изучения статуса женщины в исторической науке, представлены материалы по определению роли женщины в исламе, достаточно подробно освещены труды, посвященные анализу деятельности Р.Фахреддина.

Хронологически библиографию можно разделить на ряд периодов; дореволюционный (до 1917 гг.), советский (1920-1980-е гг.), современный (начиная с 1990-х гг.).

Историография работы включает статьи и монографии российских и зарубежных исследователей.

К первому блоку относится труды отечественных и зарубежных авторов по вопросу формирования статуса женщины в обществе и женского равенства. Среди зарубежных исследований можно выделить работы таких авторов, как Дж. Скотт1, Дж. Келли2, Н.З. Дэвис3, Г. Буде4, Р.Хоф5, Ж.Дюби6, М.Перо7 и др.

1 Скотт Дж. Тендер: полезная категория исторического анализа // Введение в тендерные исследования: В 2 ч. - Харьков, 2001.

Келли Дж. Женщины, история и теория // Хрестоматия к курсу «Основы тендерных исследований». - М., 2001; Келли Дж. Социальные отношения полов и методологическое значение истории женщин // Женщины. История. Общество. - Тверь, 2002.

Дэвис Н.З., Скотт Д.У. Новый вид истории // История женщин. От древних богинь до христианских святынь. - СПб., 2005; Дэвис Н.З., Фарж А. Женщины как действующие лица истсуии // История женщин. Парадоксы эпохи Возрождения и Просвещения. - СПб., 2008.

Буде Г.Ф. Пол истории // Пол, тендер, культура: Немецкие и русские исследования. - М.

1999.

5 Хоф Р. Возникновение и развитие тендерных исследований // Пол. Тендер. Культура. Немецкие и русские исследования. - М., 1999.

Дюби Ж., Перо М. Рассказывая историю женщин // История женщин на Западе: В 5 т. T. 1: От древних богинь до христианских святых / Под ред. П.Шмитг Пантель. - М., 2005.

Histoire des femmes en Occident / Sous la dir. G.Dudy, M.Perrot. - P.: Pion, 1999.

К отечественным исследованиям по проблематике социальных ролей и статуса женщин можно отнести работы Н.Л.Пушкаревой8, Л.П.Репиной , Л.С.Егоровой10, А.Р.Усмановой11, О.А.Ворониной12, Т.Б.Кот-ловой13, Л.Е.Васильевой14, А.Я.Тарасюк15, М.А.Гадицкой16, Т.И.Зай-

V17 цевои .

В большинстве перечисленных работ рассматриваются различные аспекты жизни русских женщин в контексте отдельной исторической эпохи. Следует отметить, что в последние десятилетия в исторической науке доминирует интерес к исследованию положения представительниц других этнических и конфессиональных групп, проживающих в России. Среди таких исследований можно выделить работы Ю.А.Ибрагимовой18,

8 Пушкарева Н.Л. Женщины Древней Руси. - M.: Мысль, 1989; Ее же. Русская женщина: история и современность. Два века изучения «женской темы» русской и зарубежной наукой. 1800 - 2000: Материалы к библиогр. / Н.Л. Пушкарева - М., 2002; Тендерная методология в истории // Тендерный калейдоскоп: Курс лекций. - М., 2002.

9 Егорова Л.С. Жизненные стратегии: тендерный аспект; М-во общ. и проф. образования РФ. Иван. гос. текстил. акад. - Иваново, 1999.

10 Репина Л.П. «Женская история»: Проблема теории и метода // Средние века. - М., 1994.

11 Антология тендерных исследований: Сб. пер. / Сост. и комментарии Е.И. Гаповой и А.Р. Усмановой. - Минск, 2000.

12 Воронина O.A. Основы тендерной теории и методологии // Теория и методология тендерных исследований. Курс лекций. / Под общ ред. О.А.Ворониной. - М., 2001.

13 Котлова Т.Е. Российская женщина в провинциальном городе на рубеже XIX-XX вв. 1890— 1914 (На материалах Владимирской, Костромской, Ярославской губерний): Дис. ... д-ра ист. наук. - Иваново, 2003. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. - URL: http://www. lib.ua-ru.net. (дата обращения: 02.03.2013).

14 Васильева Л.Е. Роль женщины в социально-экономической и политической сферах жизни советского общества в 1945 - 1965 гг. (На материалах Саратовской области): Дис. ... канд. ист. наук - Саратов, 2004. [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: http:// www.miirabot.com. (дата обращения: 10.03.2013)

15 Тарасюк А.Я. Социальная политика Советского государства и жизнь женщины. 1918 -1929 гг. (На материалах Зауралья): Дис. ... канд. ист. наук. - Тюмень, 2004. [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: http://www.mirrabot.com. (дата обращения: 12.02.2013)

16 Гадицкая М.А. Сельские женщины в условиях колхозного строительства в конце 1920-х -начале 1940-х гг.: На материалах Дона, Кубани и Ставрополя.Участие женщин в Великой Отечественной войне, освещение их жизни на фронте и в тылу: Дис. ... канд. ист. наук. -Новочеркасск, 2008. [Электронный ресурс]. - Режим доступа - URL: http://www.lib.ua-ru.net. (дата обращения: 16.02.2013).

17 Зайцева Т.И. Специфика новоевропейского гендерного кода: кросскультурное исследование ментальности французской и южнонемецкой элит первой трети XVIb.: Научная монография. - Томск, 2011; Ее же. Развитие тендерных исследований в свете истории раннего Нового времени. [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: http://sun.tsu.ru/ mminfo/000063105/343/image/343-095 .pdf (дэта обращения: 20.01.2013).

18 Ибрагимова Ю.А. Башкирская женщина в семье и обществе в первой половине XIX в.: Дис.... канд. ист. наук. - М., 2003.

O.e. Мутиевой19, A.M. Булах20, К.А. Бекмургановой21, A.M. Хаби-буллиной22 и др.

В начале XX в. появились исследования, посвященные «женскому вопросу» в татарском мусульманском обществе Российской империи данного периода. К первым работам, детально характеризующим жизнь татарского народа, его социально-экономическое развитие, семейно-бытовые отношения можно отнести труды этнографического характера К.Ф.Фукса23, М.Машанова24 и А.Сперанского25, в которых рассматриваются женские проблемы в контексте семьи. Эти работы отражают социальное поведение татарских женщин в XIX в.

В начале XX в. положение татарской женщины впервые становится предметом общественного обсуждения, которое проводилось сквозь призму ценностей и представлений мусульманской религии. Положение женщины в татарском обществе Российской империи конца XIX - начала XX вв. рассматривали мыслители и богословы данного пепиода: З.Кадыйри , З.Камали27, Р.Фахреддин28, А.-Х. Максуди29, М.Бигиев3 и др.

В 90-е гг. прошлого столетия вновь пробуждается интерес к изучению женской проблематики. Вопросы борьбы женщины за равноправие и образование в начале XX в. стали центральной темой в

19 Мутиева О.С. Роль женщины-казачки в жизни населения Нижнего Терека в XIX - начале XX вв.: Дис. ... канд. ист. наук. - Махачкала, 2004. [Электронный ресурс]. - Режим доступа. -URL: http://www. lib.ua-ru.net (дата обращения: 03.04.2013).

20 Булах A.M. Социальный статус женщины в традиционном обществе осетин и их предков: Дис. ... канд. ист. наук. - Владикавказ, 2005. [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: http://www. lib.ua-ru.net (дата обращения: 24.01.2013).

21 Бекмурганова К..А. Историческая роль женщины в социально-экономической и культурной жизни Кыргызстана: XX век: Дис. ... канд. ист. наук. - Бишкек, 2009. [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: http://www. lib.ua-ru.net (дата обращения: 27.01.2013).

Хабибуллина A.M. Положение женщины в татарском обществе в конце XVIII - в первой половине XIX вв.: Автореф. дис.... канд ист. наук. - Казань, 2011.

23 Фукс К.Ф. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях / К.Ф. Фукс. - Казань, 1844.

24 Современное состояние татар-мухаммедан и их отношение к другим иноверцам (Доклад профессора Казанской Духовной Академии М.Машанова Миссионерскому съезду 1910 года). -Казань, 2002.

25 Сперанский А. Казанские татары (Историко-этнографический очерк). - Казань, 1914.

26 Кадыйри 3. Кызлар деньясы. -Казан, 1911; Его же. Хатын-кыз мэсьэлэсе. -Уфа, 1915.

27 Камали 3. Фэлсэфэи игътикадия. 1 кис. Фэлсэфэи исламиядэн. - Уфа, 1910.

28 Фэхретдин Р. Гаилэ. - Оренбург, 1912; Его же. Тэрбияле ана. - Казан, 1909; Его же. Тэрбияле хатын. - Оренбург, 1910.

29 Максуди А.-Х. Гыйбадэте исламия. - Казан, 1898; Его же. Шэригать хекемнэре. - Казан, 1997.

30 Бигиев М. Женщина в свете священных аятов Благородного Корана. - Казань, 2006.

новых исследованиях Т.А.Биктимировой31, А.Х.Махмутовой32, С.Ф.Фаизова33.

Ко второму блоку относятся труды, в которых раскрывается образ женщины, освещаются ее права и положение согласно исламу; это работы Г.Гадиуллиной34, Г.Р.Балтановой35, МВ.Вагабова36, А.Р.Искандаровой , Д.Ф.Латыповой38, И.А.Соколовой39, М.Эриш40 и др.

В своей работе «Мир мусульманской женщины» Г.Гадиуллина дает достаточно подробное описание образа жизни и поведения мусульманки. Книга представляет особый интерес: ее автор, будучи мусульманкой и зная изнутри жизнь мусульманской женщины, показывает упорядоченную систему жизненных ценностей и ориентиров для женщин, исповедующих ислам.

31 Биктимирова Т.Д. Ступени образования до Сорбонны. - Казань, 2003; Биктимирова T.A. Апанай кызлары // Татарстан. - 1999. - №2. - 46-49 б.; Ее же. Мэгьрифэтчелек хэрэкэтенец хатын-кыз мэгарифенэ йогынтысы. // Мэгариф. - 2001. - №3. - 71-74 б.; Ее же. Урта Азиядэ мэгьрифэт нурын татарлар чэчтс. // Татарстан. - 2001. - №9. - 58-61 б.; Ее же. «Мохэммэдия» мэдрэсэсе Ьэм татар хатын-кызы мэгарифе // Мэдэни жомга. - 2003. - №3. - 14 б.; Ье же. Зыялыларыбыз ярдэме // Мэгариф. - 2003. - № 7. - 75-77 б.; Ее же. Мэгърифзтле Терегуловлар

Кавказда// Сеембикэ. - 2007. -№7. - 10-12 б.

32 Махмугова А X. Лишь тебе, народ, служенье! (История татарского просветительства в судьбах династии Нигматуллиных-Буби). - Казань, 2003; Махмугова А.Х. Пора и нам зажечь зарю свободы! - Казань: Татар, кн. изд-во, 2006. - 287 е.; Ее же. П.А.Столыпин: направить «серьезные усилия к пресечению национально-татарского натаска» // Гасырлар авазы - Эхо веков - 1998. - №3/4. - С. 68-87; Ее же. Проект, не успевший стать законом // Гасырлар авазы -Эхо веков. - 2001. - №1/2. - С. 29-^7; Ее же. Габдулла Буби: «Без основательных знаний и просвещения невозможно узнать болезни нации и по-настоящему лечить их» // Гасырлар авазы - Эхо веков. - 2001. - №3/4. - С. 191-201; Ее же. «Риза кази писал про женщин знаменитых...» / Источники и исследования по истории татарского народа: материалы к учебным курсам в честь юбилея академика АН PT М.А.Усманова / Сост. Д.М.Усманова, Д.А.Мустафина; науч. ред. И.А.Гилязова. - Казань: Казан, гос. ун.-т, 2006.

33 Фаизов С.Ф. Движение мусульманок России за права женщин в 1917 г.: страницы

истории.-Н.Новгород, 2005.

34 Гадиуллина Г. Мир мусульманской женщины // http: mukniin.narod.ru/mir.html

35 Балтанова Г Р. Экономические и политико-правовые аспекты положения женщины в традиционных исламских странах: Науч. изд.; М-во образования Рос. Федерации, Казан, гос.

энерг. ун-т. - Казань, 2003.

36 Вагабов М.В. Ислам. Женщина. Семья. [Текст]. - Махачкала, 1994.

37 Искандарова А.Р. Проблема правового положения женщин в мусульманских государствах и пути ее решения: Монография / АН Респ. Башкортостан, Отд-ние социальных и гуманитарных наук.-Уфа, 2008.

38 Латыпова Д.Ф. Правовое положение женщин: Историко-методологический аспект: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. - Казань, 2004.

" Соколова И .А. Тендерные аспекты христианства и ислама: Монография: [статус женщины в христианстве, статус женщины в исламе, перспективы развития женского религиозного опыта]; Мин-во трансп. Российской Федерации, Федеральное агентство ж.-д. трансп., ГОУ ВПО «Дальневосточный гос. ун-т путей сообщ.». - Хабаровск, 2008.

40 Эриш М. Жены пророка. - М., 2007.

Исследование М.В.Вагабова «Ислам. Женщина. Семья» позволило взглянуть на проблему женского равноправия в Аравии в доисламский период с точки зрения западных исследователей и выявить существенные разногласия между западными и мусульманскими учеными по обсуждаемому вопросу, а также определить основные этапы изменения положения мусульманской женщины в период до и после Джахилии и дать соответствующую характеристику места женщины в мусульманском обществе на том или ином этапе исторического развития.

В работах Г.Р.Балтановой «Экономические и политико-правовые аспекты положения женщины в традиционных исламских странах» и в исследовании И.А.Соколовой «Гендерные аспекты христианства и ислама» детально описываются события начала XX в. Кроме того, данные работы полезны с точки зрения понимания закономерностей становления женского движения на арабском Востоке в целом и в татарском обществе в частности.

Следует также выделить работу М.Эриш «Жены пророка», в которой собраны самые яркие и назидательные примеры из жизни любимых жен посланника Аллаха пророка Мухаммада.

В следующий блок работ были включены монографии, посвященные творчеству Р.Фахреддина.

В силу объективных и субъективных причин специальная литература о жизни и деятельности Ризаэддина Фахреддина немногочисленна. Первые заметки о трудах Р.Фахреддина появились до 1917 г. В них раскрывается только одна сторона творчества мыслителя, тем самым с их помощью невозможно дать полную оценку многогранной и разносторонней деятельности ученого. Выдающийся татарский поэт Габ-дулла Тукай в письме Ахмеду Урманчиеву высоко оценивал первые литературные произведения Р.Фахреддина. Он охарактеризовал ученого как великолепного писателя, способного поэтично и ясно излагать художественную мысль и обладающего стилистическим мастерством41.

Поскольку основные публикации, посвященные Р.Фахреддину, стали появляться во второй половине XX в., мы решили рассмотреть только эти работы, классифицировав их по основным проблемам и направлениям:

А. Исследования в области просветительства и образования;

Б. Работы, в которых рассматриваются религиозно-политические взгляды Р.Фахреддина и его деятельность;

41 Тукай Г. Эсэрлэр. 5 томда Т.5 - Казан, 1909.

8

В. Общие работы, включающие в себя полное освещение жизни и деятельности мыслителя;

Г. Работы, освещающие «женский вопрос», характеризующие взгляды ученого на формирование нового статуса женщины в татарском обществе конца XIX - начала XX вв.

Несомненно, противоречивость в оценке общественно-политических воззрений Р.Фахредцина определяется эпохой, в которой жил ученый -это было время кардинальных изменений в обществе. Противоречивости взглядов относительно деятельности и творчества Р.Фахредцина посвящена работа М.А.Усманова. Автор исследует этапы жизненного пути ученого, раскрывает первопричины противоречивости данных оценок. По мнению М.А.Усманова, с одной стороны, Риза Фахреддин - это искренний человек с чистой душой, стремившийся к объективности ученый, постоянно самосовершенствующийся, с другой - человек, имевший достаточно ошибочные взгляды на суть жизни и окружающий мир42. В своих трудах выдающийся тюрколог М.А.Усма-нов обращает внимание на деятельность Р.Фахреддина в должности муфтия. На основе документальных источников с Р.Фахреддина были сняты обвинения в контрреволюционной деятельности, в противодействии советской власти, жертвой которой он стал. В одной из своих работ М.А.Усманов отмечает, что в 20-30-е гг. XX в. Р.Фахреддин был своеобразным «заложником» правительства, был изолирован от общества, лишен определенных прав; его сугубо религиозные обращения к верующим по случаю праздников специально извращались и преподносились как образцы антисоветской пропаганды43.

Широкой татарской общественности известно, что религиозные и общественные взгляды Р.Фахредцина тесно переплетаются с его деятельностью в области просвещения и педагогики. В монографии Б.Х. Юлдашбаева44 оценивается деятельность ученого как крупного представителя джадидистского движения, открыто критикующего консервативные взгляды кадимистов.

Анализ работ, близких к теме диссертации, показал, что проблема татарской женщины в обществе конца XIX - начала XX вв. мало популярна в среде исследователей. В научных трудах женский вопрос рассматривается частично.

Историческое наследие Р.Фахреддина в плане освещения статуса женщины в татарском обществе конца XIX - начала XX вв. до

42 Госманов М. Катлаулы чорньщ каршылыклы вэкиле. - Казан, 1990.

43 Госманов М. Каурый калэм эзеннэн. - Казан, 1984.

44 Юлдабашев Б.Х. История формирования башкирской нации. - Уфа, 1972.

сегодняшнего дня не являлось предметом специального изучения, однако отдельные фрагменты темы получили освещение в ряде исследований, касающихся других направлений деятельности Р.Фахреддина (работы Ф.Баишева45, Б.Султанбекова46, М.А.Усманова47, Л.Ф. Байбу-латовой48 и других авторов49).

Ф.Баишев в своих исследованиях большое внимание уделял общественно-политическим и нравственно-этическим взглядам Р.Фахреддина, изучал отношение ученого к науке и религии, идеи гуманизма в трудах просветителя.

Религиозные взгляды ученого и его отношение к окружающему миру, деятельность в должности муфтия освещены в публикациях историков М.А.Усманова50, Б.Султанбекова51, Б.Х.Утябаева и др.

Значительный интерес с точки зрения ввода в научный оборот новых материалов о творчестве Р.Фахреддина представляют работы А.Хайри, особенно его переводы педагогических трудов Р.Фахреддина с арабской графики и старотатарского языка на современный язык.

В монографии Г.Хусаинова «Ризаэтдин бин Фахретдин» на основе многочисленных материалов рассматриваются жизненный путь Р.Фахреддина, его общественная деятельность, литературное творчество, религиозные взгляды и труды, научная деятельность как историка, ориенталиста, просветителя.

Большой вклад в изучение биографии и творческого наследия Р.Фахреддина внесла М.К. Рахимкулова 4, составившая библиографию опубликованных трудов и произведений ученого. Они представлены в хронологическом порядке - по времени их опубликования, в том числе и работы, посвященные деятельности и наследию Р.Фахреддина.

45 Баишев Ф.Н. Общественно-политические и нравственно-этические взгляды Ризы Фах-ретдинова.- Уфа, 1996.

46 Султанбеков Б.Ф. Татарстан XX в. Личности. События. Документ. - Казань, 2003.

47 Усманов М.А. Библиографический указатель журнала «Шура». - Казань, 2000.

48 Байбулатова Л.Ф. «Асар» Ризы Фахреддина: источниковая основа и значение свода. -Казань: Таг. кн. из-во, 2006.

49 Шэрэфетдинов 3.T., Даутов Г.Ф. XX йоз башы татар мэгарифе тарихында Ризаэтдин Фэхрегдин. - Яр Чаллы, 2000; Госманов М,Г. Каурый калэм эзеннэн. - Казан, 1994; Хесэенов Г. Ризаитдин бин Фэхрегдин. Тарихи-библиографик китап. - 9фе, 1997.

м Госманов М. Угкэшган-килэчзккэ. - Казан, 1990; Госманов М. Катлаулы чорныц каршылыклы вэкиле // Казан утлары. - 1984. -№1.

51 Султанбеков Б. Страницы жизни Ризы Фахретдинова - ученого, муфтия, литератора, педагога // Татарстан. - 1993. - №1.

52 Утэбаев Р. Хезмэтлэрендэ - халык рухы // Агыйдель. - 1984. - №1.

53 Хесэенов Г. Ризаэтдин бин Фэхретдин. - вфе, 1997.

54 Рэхимкулова М.К. Ризаэтдин бин Фэхретдингэ 140 яшь тулу менэсэбэте белэн (1859 -1936).-Оренбург, 1998.

М.К. Рахимкуловой также переведен со старотатарского языка (с арабской графики) на современный язык религиозный труд ученого «Джавамигуль калим шархи» (Комментарии к изречениям пророка Мухаммада)55.

В монографическом исследовании «"Асар" Ризы Фахреддина: источ-никовая основа и значение свода» Л.Ф.Байбулатовой на основе широкого круга источников, как опубликованных, так и архивных, раскрывается становление Р.Фахреддина как историка, дается характеристика биобиблиографических работ ученого, анализируется его методика исторического исследования и богатая источниковая основа наиболее крупного произведения - свода «Асар».

В монографии Л.И.Тухватуллиной «Проблема человека в трудах татарских богословов: XIX - начало XX веков»57, в частности в параграфе «Специфика тендерных представлений в татарской общественной мысли», дается краткий анализ взглядов Р.Фахреддина, приводятся примеры, касающиеся тендерного аспекта в его творчестве на фоне других представителей татарской общественной мысли начала XX в. На примере трудов З.Камали, Р.Фахреддина, А.-Х.Максуди, М.Бигиева и ряда других авторов Л.И.Тухватуллина раскрывает процесс формирования новых представлений о человеке в татарской теологической литературе.

Несмотря на то, что специальных научно-исследовательских работ, посвященных глубокому изучению статуса женщины в татарском обществе конца XIX - начала XX вв. в историческом наследии Р.Фахреддина, нет, в целом наблюдается значительный интерес молодых ученых к изучению женских образов в татарской художественной литературе и «женского вопроса» в татарском обществе начала XX в. За последние десятилетия представителями гуманитарных наук проводились специальные исследования и были написаны научные труды по данной тематике, Это работы Д.М. Хайруллиной «Образ женщины в русской и татарской литературе 1890-1917 годов: на примере творчества Г.Исхаки и М.Горького» (Уфа, 2005), А.А.Фаттаковой «Женские образы в татарской просветительской литературе» (Тобольск, 2011), Э.И. Минуллина «Нравственное воспитание женщины в татар-

55 Ризаэтдин ибн Фахретдин Джавамигуль калям шархи (Комментарии к изречениям пророка Мухаммада). — Казань, 2002.

Байбулатова Л.Ф. «Асар» Ризы Фахреддина: источниковая основа и значение свода. -Казань, 2006.

57 Тухвэтуллина Л.И. Проблема человека в трудах татарских богословов: конец XIX -начало XX веков. - Казань, 2003.

ской демократической педагогике» (Казань, 2006), A.M. Хабибуллиной «Положение женщины в татарском обществе в конце XVIII - первой половине XIX вв. (на материалах Казанской губернии)» (Казань, 2011).

Проблема женщин в литературном творчестве Р.Фахреддина изучалась Д.Г. Гимрановой. В 2011 г. она защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Проблема женщин в литературных трудах Ризаэддина Фахреддина («Салима, или Целомудрие», «Асма, или Деяние и кара»)»58.

Несмотря на то, что в последние годы интерес к различным аспектам жизни и наследия Р.Фахреддина значительно возрос, нельзя утверждать, что все стороны его сложной и многогранной деятельности достаточно проанализированы и освещены на страницах научных публикаций.

Источниковая база

В процессе работы над диссертацией был использован широкий круг источников. К опубликованным источникам следует отнести: 1) материалы периодической печати, 2) нарративные источники, 3) труды Р.Фахреддина, посвященные женской тематике, 4) литературу, характеризующую творчество Р.Фахреддина, которая была опубликована до 1917 г. К неопубликованным источникам относятся рукописные материалы ученого, включающие: различные документы о его жизни и деятельности, рукопись первой части первого тома свода «Асар» с цензорской поправкой.

I. Опубликованные источники:

1) Материалы периодической печати. Особый интерес представляет журнал «Шура», (публиковался в 1908-1917 гг.), главным редактором которого являлся сам Р.Фахреддин. Именно в этом издании представлена часть материалов в виде отдельных статей, позволяющих более подробно представить мысли и взгляды ученого относительно проблемы женщины в татарском обществе на рубеже XIX-XX вв.

2) Нарративные источники. Сохранившийся комплекс источников весьма разнообразен, он предоставляет возможность решить поставленные перед исследователем задачи. Но это может быть реализовано только при рассмотрении объекта исследования в контексте своей эпохи. Именно поэтому в процессе подготовки диссертации нами была изучена литература и труды некоторых ученых данного периода, в которых характеризуются взгляды представителей татарской общественности по вопросу формирования нового статуса женщины в

58 Гимранова Д.Г. Проблема женщин в литературных трудах Ризаэддина Фахреддина («Салима, или Целомудрие», «Асма, или Деяние и кара»): автореф. дис. ... канд. филол. наук. -Казань, 2011.

татарском сообществе Российской империи конца XIX - начала XX вв. Для более полного понимания общественных дискуссий, проходивших в среде мусульманской интеллигенции, относительно положения женщины в татарском обществе, ее статуса и прав в качестве источников были привлечены сочинения татарских реформаторов: З.Кадыйри59, З.Камали60, М.Бигиева61.

3) Труды Р. Фахреддина, посвященные женской тематике. В ходе изучения творческого наследия Р.Фахреддина мы убедились в том, что значительное большинство трудов ученого посвящено рассмотрению положения женщин в татарском обществе конца XIX - начала XX вв. В процессе исследования были выявлены и проанализированы работы Р.Фахреддина, представляющие наибольшую ценность для раскрытия заявленной темы: это «Знаменитые женщины», одна из крупнейших биографических работ мыслителя, в которой он повествует об общественном положении женщины, ее функциях и статусе в различные исторические эпохи; «Воспитанная жена», «Воспитанная мать», в которых детально описываются правила и нормы поведения женщины в доме, подробно характеризуются качества, присущие воспитанной правоверной жене и матери; «Семья», «Воспитание в семье», в этих сочинениях значительное внимание уделено институту семьи, ученый акцентирует внимание на правилах должного взаимоотношения супругов; «Правила обучения», «Наставление-2», «Наставление-3», где представлены правила, которыми должны руководствоваться женщины при получении образования и в процессе воспитания детей.

Большинство перечисленных книг написаны на старотатарском языке, что значительно замедляет темпы их изучения; работу облегчают библиографические указатели книг, позволяющие лучше ориентироваться в материалах, опубликованных в начале века. Книги хранятся в фондах Научной библиотеки им. Н.И.Лобачевского Казанского (Приволжского) Федерального университета в отделе рукописей и редких книг, Национальной библиотеки РТ.

2. Литература, характеризующая творчество Р.Фахреддина, опубликованная до 1917 г. В силу исторически сложившихся причин специальная литература о жизни и деятельности Р.Фахреддина, изданная до 1917 г., немногочисленна. Работы данного периода не дают полной оценки творческой деятельности ученого, а раскрывают лишь

59 Кадыйри 3. Кызлар деньясы. - Казан: В.Еремеевъ и Шашабринъ, 1911; Его же. Хатын-кыз мэсьэлэсе. - Уфа, 1915.

60 Камали 3. Фэлсэфэи игътикадия. 1 кис. Фэлсэфэи исламиядэн. - Уфа, 1910.

61 Бигиев М. Женщина в свете священных аятов Благородного Корана. - Казань, 2006.

одну из сторон его многогранного наследия. К числу работ, появившихся до 1917 г., в которых рассматривается творчество Р.Фахреддина, относятся работа Ш. Эхмир62 и статья в календаре «Заман»63.

II. Неопубликованные источники. В ходе исследования были изучены следующие категории источников, хранящихся в отделе рукописей и редких книг Научной библиотеки им. Н.И.Лобачевского Казанского (Приволжского) Федерального университета: рукописный библиографический сборник составленной М.Рахимкуловой64, личная переписка Р.Фахреддина с Габдрахманом Гумари65, рукописный свод первой части первого тома «Асар» Р.Фахреддина с цензорской поправкой66. Нам удалось ознакомиться с различными документами, имеющими отношение к личности ученого, которые хранятся в фонде отдела рукописей и текстологии ИЯЛИ АН РТ67. В данном фонде собраны материалы о жизни и деятельности Р.Фахреддина, там же хранятся личные фотографии, несколько видов шаджаре ученого, формулярный список, письма и обращения дочерей ученого в различные инстанции с просьбой о реабилитации их отца и др.

Хронологические рамки исследования охватывают период с конца XIX в. до первой трети XX в. и связаны с жизнью и деятельностью Р.Фахреддина (1859-1936 гг.).

Теоретико-методологической основой исследования послужили принципы историзма, объективности и системного анализа, позволяющие объективно исследовать проблему, выделить в ней главные приоритеты и сделать обобщающие выводы, которые могут подтвердить теоретические предположения и наблюдения конкретными фактами и событиями, а также взаимодетерминирующую связь происходивших процессов. Рассмотрение нового социального статуса женщины в татарском обществе конца XIX - начала XX вв. сквозь призму идей просветителя и историка Р.Фахреддина, сформировавшихся на основе менталитета и культурных факторов татарского народа (религиозные воззрения, традиционные представления общества, этика, эстетические взгляды) будет весьма полезно.

Исследование направлялось по пути познания объективной истины и объективных закономерностей истории.

62 Эхмир Ш. Матбагачылык тарихы. - Казан, 1909.

63 Ризаэтдин эфенди бине Фахреддин // «Заман» календаре. - Казан, 1908.

64 ОРРК НБ им. Н.И.Лобачевского, ед.хр.4197-т. •

65 ОРРК НБ им. Н.И.Лобачевского, ед. хр. 2680-т.

66 ОРРК НБ им. Н.И.Лобачевского, ед.хр. 1496-т.

67 Хранилище отдела рукописей и текстологии ИЯЛИ АН РТ. Ф. 125.

Для достижения целей исследования в работе реализован подход к изучению проблемы с позиций следующего набора методов и подходов.

Сравнительно-исторический метод используется для выявления общего и особенного в исторических явлениях путем сопоставления различных исторических ступеней развития одного или разных сосуществующих явлений. В данном случае он используется для демонстрации ранее существовавших в мусульманском обществе порядков, взглядов о правах и социальных функциях женщины в татарском мусульманском сообществе Российской империи конца XIX - начала XX вв.

Системный анализ использован для комплексного изучения исследуемой проблемы с целью выявления взаимосвязи элементов системы и их удельного веса - места и функций в данной системе. Его использование помогает сделать выводы о степени зрелости «женского вопроса» в татарской общественной мысли конца XIX - начала XX вв., в частности о взглядах Р. Фахреддина.

Проблемный подход использован для выявления проблем и поиска путей их решения. В данном исследовании он помог определить степень успешности передовых взглядов Р.Фахреддина в плане решения «женского вопроса» в татарском обществе конца XIX - начала XX вв.

Case study (метод кейсов) позволяет рассмотреть как на практике осуществлялась в татарском мусульманском обществе Российской империи конца XIX - начала XX вв. трансформация тендерных представлений. Под данным методом понимается детальное, целостное описание индивидуального случая, включенного в более широкий социальный и культурный контекст. В качестве «случая» («case») может рассматриваться «культура, общество, организация, группа, или же такие явления, как верования, практики, формы взаимодействия, так же как почти все другие аспекты человеческого существования»68. В нашем случае в роли case выступают взгляды и идеи Р.Фахреддина по вопросу тендерных ролей в татарском мусульманском обществе России начала XX в.

Метод изучения (анализа) документов позволил проанализировать важнейшие материалы для раскрытия специфики тендерных представлений Р.Фахреддина. Прежде всего, это труды автора, написанные специально для женщин и о женщинах; в них представлены истинные взгляды и предложения мыслителя, касающиеся «женского вопроса».

68 Jorgensen D.L. Participant Observation: A Methodology for Human Studies. -Sage Publications, 1989. - P. 19.

Thousand Oaks:

Объектом исследования в данной диссертационной работе является процесс формирования нового статуса женщины-татарки в мусульманском обществе России конца XIX - начала XX вв.

Предмет исследования - изучение вклада Р.Фахреддина в формирование основных тенденций «женского вопроса» у мусульман Российской империи конца XIX - начала XX вв.

Целью данной работы является изучение исторического, богословского наследия Р.Фахреддина для определения его вклада в формирование нового статуса женщины-мусульманки в татарском обществе конца ХЕХ - начала XX вв.

Достижение поставленной цели предполагало решение следующих задач:

- анализ представлений о статусе женщины в татарской общественной мысли конца XIX - начала XX вв. в трудах крупнейших мыслителей таких как: З.Кадыйри, З.Камали, М.Бигиева;

- определение особенностей взглядов Р.Фахреддина на статус женщины в татарском обществе конца XIX - начала XX вв;

- обозначение функции женщины в брачно-семейных взаимоотношениях в контексте дидактических и теологических трудов Р.Фахреддина;

- анализ роли женщины в хозяйственно-бытовых отношениях повседневности в татарском обществе конца XIX - начала XX вв. на основе произведений Р.Фахреддина;

- выявление тендерных аспектов творческого наследия Р.Фахреддина на основе его историко-биографического труда «Знаменитые женщины».

Научная новизна исследования заключается в следующем:

• осуществлен комплексный подход к изучению и теоретическому сопоставлению взглядов и предложений крупнейших представителей татарской общественной мысли, таких как З.Кадыйри, З.Камали, М.Бигиева по вопросу статуса женщины и решению «женского вопроса» в татарском обществе конца XIX - начала XX вв.

• выявлен многогранный вклад Р.Фахреддина в обсуждение и решение «женского вопроса» в татарском обществе начала XX в.;

• систематизирован ряд трудов Р.Фахреддина в контексте освещения в них «женской проблемы». Выявлены три основных направления, характеризующих данную проблематику: 1) определение внутрисемейных функций и прав женщины («Воспитанная жена», «Семья»); 2) характеристика роли женщины-матери в процессе воспитания детей («Воспитанная жена», «Воспитание в семье», «Настав ление-3»);

3) выявление значимости статуса образованной женщины в татарском обществе начала XX в. («Наставление-2», «Правила обучения»);

• впервые был проанализирован и введен в научный оборот один из крупнейших историко-биографических трудов Р.Фахреддина «Знаменитые женщины», опубликованный в 1903 г. с использованием арабского шрифта;

• обобщен вклад Р.Фахреддина в формирование нового статуса женщины в татарском обществе конца XIX - начала XX вв.

Положения, выносимые на защиту:

• В кругах татарской интеллигенции в начале XX в. активно обсуждались такие вопросы, как отношение общества к женщине, уровень ее образованности и критерии нравственности. Проводились дискуссии о роли женщины в татарском обществе, подробно рассматривались ее функции и обязанности в семье, обсуждалось ее право на возможность получения образования, появления вне дома без сопровождения мужа и т.д.

• Одной из особенностей татарского просветительства было выдвижение проблемы женского равноправия и свободы в ряд общественных задач, требовавших незамедлительного решения. Эта проблема активно обсуждалась в трудах татарских просветителей и общественных деятелей конца XIX - начала XX вв., выступавших с резкой критикой существующего положения женщины.

• В конце XIX - начале XX вв. «женский вопрос» стал одним из самых актуальных в татарской общественной мысли. Ученые и общественные деятели - Р.Фахреддин, З.Кадыйри, З.Камали, М.Бигиев - неоднократно указывали в своих трудах на то, что изменение отношения общества к женщине - очень трудная проблема, поскольку это требует изменения стереотипов и поведенческих норм в обществе, воспитания нового миропонимания и совершенно иного мировоззрения.

• Характеризуя семью как «зеркало религиозности и нравственности для всей нации», Р.Фахреддин в своих трудах рассматривает все аспекты семейной жизни. Рисуя целостную картину взаимоотношений жены и мужа, он четко определяет нормы и правила гармоничной семейной жизни.

• По вопросу нравственности женщин в татарском обществе начала XX в. в контексте обусловленности ее статуса и ролей мыслитель предлагал объединить традиционно-нравственное воспитание мусульманки по нормам ислама с разносторонней образованностью женщины.

• К основополагающим социальным функциям женщины Р.Фахреддин относил не ее способность как самостоятельной личности достичь высот в той или иной сфере общественной жизни, а первичную

функцию «женщины-матери и хозяйки», заложенную генетически самой природой. К ключевым обязанностям женщин ученый относил их ролевые и репродуктивную функции в семье и обществе.

Практическая значимость работы состоит в том, что материалы диссертации, выводы и обобщения автора, могут способствовать дальнейшему изучению наследия Р.Фахреддина и татарской общественной мысли конца XIX - начала XX вв.

Материалы данного исследования могут быть использованы при составлении лекций по истории татарского народа, при изучении особенностей тендерного вопроса, в процессе подготовки учебных пособий, разработки спецкурсов по истории татарского народа, при подготовке монографии, посвященной общественной мысли начала XX в., при проведении тендерных исследований, при подготовке методических пособий по изучению истории и просветительства Поволжья начала XX в.

Апробация работы

Основные идеи, положения и выводы настоящего научного исследования были освещены на международных, республиканских и региональных научно-практических конференциях: «Духовные основы толерантности в творческом наследии Р.Фахреддина» (Альметьевск, февраль 2009 г., 2012 г., 2013 г.); «Актуальные проблемы истории Татарстана и татарского народа» (Казань, май 2010 г.) Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ; «Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании» (Уфа, декабрь 2010).

Основное содержание диссертации изложено в семи публикациях.

Структура диссертации обусловлена рядом исследовательских задач, необходимых для достижения поставленной цели. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы, дается оценка степени её изученности, формулируются объект, предмет, хронологические рамки, цель исследования, обозначаются методика, структура ис-точниковой базы, научная новизна и практическая значимость работы, а также приводятся общие сведения об апробации полученных результатов.

В первой главе «Женщина в исламе. Общественные дискуссии о её статусе в татарском обществе на рубеже Х1Х-ХХ вв.» проанализированы положение, права и обязанности женщины по исламскому вероучению, её образ и отношение к ней в мусульманском обществе. Комплексно рассмотрены взгляды и предложения крупнейших предста-

вителей татарской общественной мысли по вопросу статуса женщины и решению «женского вопроса» в татарском обществе конца XIX - начала XX вв.

В первом параграфе «Место женщины в исламе» рассматривается ее положение в обществе и особое внимание уделяется анализу традиционных ценностей ислама по отношению к женщине, ее права и обязанности в браке, имущественные права, обязанности мужа по материальному обеспечению семьи, проблема верности супругов в браке, права которыми обладает женщина в случае развода с супругом др. Характеризуются различия установленные исламом между мужчиной и женщиной в правах и обязанностях. Данное разделение отражается в возложенных на них социальных ролях.

Проанализировав роль женщины в исламе следует отметить, что роль женщины в мусульманском обществе, так же как и роль мужчины, велика и обширна. Её можно проследить в самой концепции устройства жизни на земле. Определено, что на женщину возложена важная функция - функция сохранения человеческого рода. Выявлено, что по исламу главной сферой жизнедеятельности женщины является семья, а важнейшей задачей - материнская функция.

Во втором параграфе «"Женский вопрос" в татарской общественной мысли конца XIX - начала XX вв.» рассматриваются сложные перемены, общественные трансформации, связанные с изменением социальной жизни татарского общества. На рубеже Х1Х-ХХ веков характерной особенностью татарской общественной жизни стало неотъемлемое желание пересмотреть и переосмыслить свое историческое прошлое. В обществе преобладала тенденция переоценки ряда представлений. Вследствие этой переоценки, на первый план в татарском обществе наряду с другими животрепещущими вопросами вышел и «женский вопрос».

Анализ источников показал, что татарские просветители выступали против укоренившейся системы определенной иерархии, намеченной исламом в области семейных отношений и доведенные традиционалистами до абсурда. Известно, что в среде кадимистов в татарском обществе женщина рассматривалась, как неполноценное существо и была обязана во всем подчиняться мужчине. Просветители были против слепого шествия по пути европейских традиций в данном вопросе, они лишь стремились очистить ислам от возникших со временем искажений. Религиозные реформаторы, выступавшие за всеобщее обновление татарского общества, стремились совместить общеисламские ценности с достижениями европейской науки и философии.

Среди ученых обсуждавших положение женщины и ее роль в татарском обществе конца XIX - начала XX вв. несомненным лидером, про-

явившим большую активность в написании трудов, был Ризаэддин Фах-реддин.

Для мыслителя свойственно рассмотрение проблем женщин как в современном ему обществе, так и в отдельный период исторического пространства в прошлом. Автор в своих трудах выделяет отдельные проблемы, присутствующие в жизни женщин мусульманского общества, требующих скорейшего решения.

К данной теме в начале XX столетия обращались многие татарские общественные деятели, писатели, публицисты. Достаточно упомянуть имена некоторых из них: Закир Кадыйри, Зияэтдин Камали, Ахмадхади Максуди, Муса Бигиев, Фатих Амирхан, Гаяз Исхаки и др. Их произведения, посвященные «женскому вопросу», так же как и труды Р.Фахредцина, проникнуты ощущением тоски и несогласием с существующим положением и правами женщины в татарском обществе начала XX века.

Во второй главе «Концептуальные основы тендерных представлений в трудах Ризаэддина Фахреддина» освещаются основные представления ученого о роли и статусе женщины согласно системе брачно-семейных и хозяйственно-бытовых отношений повседневной жизни. Анализируется историко-биографический труд ученого «Знаменитые женщины» позволяющий раскрыть взгляды Р.Фахредцина относительно социальных функции женщины и ее статуса в татарском обществе конца XIX - начала XX вв.

В первом параграфе «Женщина в системе брачно-семейных отношений» рассматриваются взгляды Р.Фахреддина на различные аспекты функционирования мусульманской семьи и места в ней женщины.

Подробно в своих работах Р.Фахреддин останавливается на вопросах семьи и роли женщины в семье, детально рассматривает взаимоотношения мужа и жены в браке. Мыслитель считает, самым главным в семейной жизни чувство согласия и товарищества в браке. Напоминая о том, что создание семьи очень ответственный и серьезный шаг, Р.Фахреддин старается ознакомить всех мусульман с основными правилами и навыками семейной жизни, являющимися ключевыми в вопросе взаимоотношений супругов. В работе под названием «Семья» ученый неоднократно указывает на то, что семья является показателем повышения авторитета нации и фактором её сохранения. Так же мыслитель поясняет, что в процессе сохранения семейного счастья главная роль возлагается на женщину. Указывает на то, что праведная и добродетельная женщина - твердая основа, на которой держится семья. Она же самая главная радость в жизни мужчины.

Р.Фахреддин считает, что живущие в мире нации состоят из разных племён, в свою очередь они состоят из разных семей, а семьи состоят из отдельных лиц. Зеркалом религиозности и нравственности, мерилом для всей нации и общества в целом служит семья. Именно по этой причине жизнь и вопросы воспитания в семье должны быть предметом особого внимания.

Во втором параграфе «Роль женщины в хозяйственно-бытовых отношениях повседневности в татарском обществе конца XIX - начала XX века» анализируются проблемы воспитания, обучения девушек и женщин-мусульманок, нормы и правила введения домашнего быта, правила поведения в обществе, навыки по правильному воспитанию детей, обязанности жены-мусульманки перед мужем и др. Эти проблемы изложены Р.Фахредцином в таких книгах как «Воспитанный ребенок» (1889), «Воспитанная мать» (1897), «Воспитанная жена» (1899), «Нормы поведения учащихся» (1899), «Семья» (1901), «Наставление-1» (1902), «Наставление-2» (1902), «Наставление-3» (1902), «Воспитание в семье» (1902). По названиям книг становится ясно, что значительная часть данной серии написана специально для женщин.

Рассматривая основные обязанности женщины Р.Фахреддин считает, что женщина-мусульманка в первую очередь должна знать каноны исламской религии, быть знакомой с правилами ухода и воспитания детей, уметь читать и писать - быть грамотной, осведомленной общими житейскими навыками, которыми должна владеть хозяйка, уметь управлять домашним и дворовым хозяйством, отличать и разграничить положительные и порочные нравы, присущие людям, окружающих ее, постоянно сохранять и поддерживать здоровье свое и близких, быть знакомой с нормами духовно-нравственного воспитания, знать и соблюдать правила шариата, быть заинтересованной в усовершенствовании своих знаний во всех выше перечисленных областях. Все выше перечисленные функции Р.Фахреддин считает ключевыми в воспитательном процессе женщин.

Предложения по обеспечению счастливой, спокойной и благоприятной жизни в семье у Р.Фахреддина, так же как и у других просветителей того времени, целиком и полностью пронизаны морально-нравственными нравоучениями дидактического характера. Специфической чертой взглядов Р.Фахреддина, по сравнению с другими мыслителями того времени является, то, что не смотря на свое глубокое уважение к женской половине человечества, он рассматривает личность женщины не как особую ценность, а относится как к социальному фактору, который обеспечивает воспитание детей, выполняет домашнюю работу, заботится о муже и семье.

В третьем параграфе «Взгляды Р.Фахреддина на статус женщины в историко-биографическом труде «Знаменитые женщины» анализируется отношение мыслителя к жизнедеятельности выдающихся женщин исламского мира. После публикации данная книга Р. Фах-реддина пользовалась большой популярностью в широких кругах общественности. В этой книге автор повествует о судьбах и деяниях женщин, вызывающих восторг и восхищение, вписавших свои имена золотыми буквами в историю мусульман.

В книге «Знаменитые женщины» приводятся биографии и краткие сведения о женщинах, которые были известны в мусульманском мире, так же совершившие благие дела для своей нации: женщины занимающиеся меценатством, обучающие знаниям, женщины, родившие на свет людей, способствующих развитию ислама, женщины лекарки, паломницы, писательницы, ученые, правительницы, женщины, содержавшие на свои средства пансионаты, а так же женщины-воительницы, умеющие отважно сражаться за родину и мн. др.

Женщины, о которых идет речь в произведении, жили в разные эпохи. Биографические данные многих из них были написаны, опираясь на произведения античных авторов, религиозной, исламской литературы. Если на сегодняшний день книга «Знаменитые женщины» практически не является предметом изучения, в свое время данная книга пользовалась огромным спросом. Секрет её популярности заключался в том, что она адресована как мужской, там и женской части населения. В широких кругах татарской интеллигенции она была воспринята как самый главный и значимый толчок, послуживший начальным этапом в процессе изменения отношения мнения общественности к женщине в целом и её социальным функциям в семье и обществе.

В заключении подводятся итоги исследования.

Деятельность выдающегося ученого носит энциклопедический характер в период конца ХЕХ - первой половины XX вв. Он известен как историк, талантливый журналист, религиозный деятель, мыслитель, просветитель, деятельный педагог, переводчик, библиограф, писатель и т.д. Подтверждением выше сказанным словам служит богатое творческое наследие ученого, относящееся к различным направлениям гуманитарных наук и использование ученным различных стилей и жанров в написании научных трудов и произведений.

Труды Р.Фахреддина, посвященные проблеме женщин, для своего времени несли передовые знания и были написаны, учитывая национально-религиозные и традиционно-нравственные особенности татарского народа. Все его работы ставили цель нравственного воспитания: в качестве примеров приводилось большое количество примеров из первоисточников ислама - Корана и Сунны.

Работа Р.Фахреддина «Знаменитые женщины» являлась своего рода ответом на запрещение и ограничение татарского женского образования и равноправия женщин. В целом все труды Р.Фахреддина, освещающие проблему женщин, успешно переплетались с вопросами переустройства татарского общества конца XIX - начала XX веков. Они были своего рода ответом ортодоксальной части общества, проявлявшей отрицательное отношение к вопросу пересмотра положения женщин в сознании представителей татарского общества.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

В изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации:

1. Кадымова P.P. Особенности восприятия тендера, изложенные в трудах Р.Фахреддина / Р.Р.Кадымова // Теория и практика общественного развития. Сер. Гуманитарные науки. - Краснодар, 2012. -№10. -С. 175-181.

2. Кадымова P.P. Концептуальные основы тендерных представлений Ризаэддина Фахреддина / P.P. Кадымова // Тендерные исследования в гуманитарных науках: Коллективная науч. монография. - Новосибирск: «СибАК», 2012. - С. 65-86.

В прочих изданиях:

3. Кадымова P.P. МэшЬур хатыннар - ханымнар энциклопедиясе / Р.Р.Кадымова // Идель. - Казан, 2008. - №7. - Б. 56-59.

4. Кадымова P.P. Специфика тендерных представлений в трудах Р.Фахреддина / Р.Р.Кадымова // Актуальные проблемы истории Татарстана и татарского народа: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ. Сборник научных трудов молодых ученых и аспирантов за 2010 г. -Казань, 2010. - С. 34-38.

5. Кадымова P.P. Специфика тендерных представлений в трудах За-кира Кадыйри / P.P. Кадымова // Минбар. - Казань, 2010. - № 2 (6). -С. 31-38.

6. Кадымова P.P. Взгляды Р.Фахреддина на формирование нового образа женщины в татарском обществе конца XIX - начала XX вв. / P.P. Кадымова // Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании. - Уфа, 2011. - С. 217-222.

7. Кадымова P.P. Специфика тендерной проблематики в трудах Р.Фахреддина / P.P. Кадымова // Эволюция гуманистической мысли в творчестве Р.Фахреддина: Материалы Международной научно-практической конференции, приуроченной к 60-летию г. Альметьевска и 70-летию начала разработки месторождений нефти в Татарстане (18-19 апреля 2013 года): В 2-х частях. Часть 1. - Казань, 2013. - С. 208-211.

Подписано в печать 24.09.2013 г. Формат 60x84 7i6 Тираж 120 экз. Усл. печ. л. 1,5

Отпечатано в множительном центре Института истории АН РТ г. Казань, Кремль, подъезд 5 Тел. (843) 292-95-68,292-18-09

 

Текст диссертации на тему "Вклад Ризаэддина Фахреддина в формирование нового статуса женщины в татарском обществе конца XIX - начала XX вв."

ИНСТИТУТ ИСТОРИИ им. Ш.МАРДЖАНИ АКАДЕМИИ НАУК РТ

КА ДЫМОВ А РИММА РИША ГОВНА

ВКЛАД РИЗАЭДДИНА ФАХРЕДДИНА В ФОРМИРОВАНИЕ НОВОГО СТАТУСА ЖЕНЩИНЫ В ТАТАРСКОМ ОБЩЕСТВЕ КОНЦА XIX — НАЧАЛА XX вв.

Специальность 07.00.02 - Отечественная истории

На правах рукописи

04201363269

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени

кандидата исторических наук

Научный руководитель:

доктор политических наук, проф. Р.М. Мухамстшин

КАЗАНЬ-2013

*

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение .................................................................................................................3

Глава 1. Женщина в исламе. Общественные дискуссии о её статусе в татарском обществе на рубеже XIX - XX вв..................................................30

1.1. Место женщины в исламе.............................................................30

1.2. «Женский вопрос» в татарской общественной мысли конца XIX - начала XX вв...........................................................................................45

Глава 2. Концептуальные основы тендерных представлений в трудах Ризаэддина Фахреддина................................................................69

2.1. Женщина в системе брачно-семейных отношений.....................................69

2.2. Роль женщины в хозяйственно-бытовых отношениях повседневности в татарском обществе конца XIX - начала XX вв......................................98

2.3. Взгляды Р.Фахреддина на статус женщины в историко-биографическом труде «Знаменитые женщины»..........................................................................133

Заключение................................................................................... 1 76

Список использованных источников и литературы..........................180

Введение

Актуальность темы исследования.

Современное российское общество переживает период трансформаций. Изменения затронули все сферы социума, породили множество противоречий и актуализировали целый комплекс проблем, в том числе и тендерные отношения, в рамках которых особое место занимает «женский вопрос». Сложившаяся ситуация порождает интерес общества и специалистов к тем периодам истории, когда не просто активно обсуждалась эта проблема, но и предпринимались различные шаги для ее решения. В данном контексте в истории татар особое место занимает период конца XIX - начала XX вв., поскольку именно на рубеже веков была наиболее ярко выражена смена концептуальных подходов к пониманию сущности человека, семьи и детства, в соответствии с которыми развивались инновационные процессы, менялось представление о положении и статусе женщин в татарском обществе. Именно в этот период проблема правового положения женщины, как одна из самых актуальных вопросов в мусульманском сообществе получила широкое обсуждение. Этот период очень наглядно показал, что вопросы семьи и положения мусульманской женщины в семье и обществе - это комплекс проблем, каждая из которых представляет сложное переплетение самых различных аспектов. Пожалуй, ни одна тема не привлекает к себе такого внимания и не обрастает таким количеством ложных представлений, толкований, и наконец, не отличается такой степенью непонимания, как вопрос о статусе женщины в мусульманском обществе.

В современных условиях проблема исторического анализа данного вопроса актуальна, так как положение женщины в исламе является не только мерилом цивилизованности того или иного общества, но и свидетельством потенциала его эволюционного развития, своеобразным барометром,

определяющим перспективы преобразований. В период подъема общественного сознания в России в целом, возрастания интереса в нашей стране к религиозным и морально-этическим нормам изучение проблем, связанных со статусом женщины в исламе, приобретает особую актуальность. Причем обращение к этой теме вызвано не только актуальностью этой проблемы в контексте диалога различных цивилизаций, но и необходимостью адекватного освещения ключевых положений, характеризующих статус женщины в исламе, показа несостоятельности многих мифов, порождаемых в последние годы в условиях возрастания общественного и научного интереса к религии и религиозной практике.

В период конца XIX - начала XX вв. вклад конкретных деятелей в формирование духовных ценностей своего народа, в определение основных ориентиров идейного развития татарского общества значительно возрастает. Постановка на повестку дня «женского вопроса» было явлением закономерным, поскольку общественно-политические условия требовали интенсивного обновления всех сфер жизни народа, определения новых подходов в формировании новых принципов и совершенно иных подходов в определении идеалов по вопросам развития татарского общества. Многогранная деятельность Ризаэддина Фахреддина является доказательством того, что многие просветители и общественные деятели принимали активное участие в решении данной проблемы.

Учитывая, что «женский вопрос» в советской историографии был признан решенным, исследователи, занимающиеся историей татарского народа, уделяли мало внимания изучению процесса формирования нового статуса женщины в татарском обществе. В связи с возросшим интересом к изучению статуса женщины в отдельные исторические эпохи в гуманитарных науках стала очевидной необходимость рассмотрения вопроса, касающегося «женской темы» и тендерного аспекта ислама на примере трудов отдельных мыслителей. На наш взгляд, подход к данной проблеме требует объективного и целостного анализа взглядов, с целью определения

роли и места женщины, ее прав и социальных функций по исламскому вероучению. Особенно интересным в этом отношении нам представляется период конца XIX - начала XX вв.

Просветители, проповедовавшие принципы свободы и равенства, не могли не обратить внимания на крайне приниженное и угнетенное положение женщины—татарки. Одной из особенностей татарского просветительства было выдвижение проблемы женского равноправия и свободы в ряд вопросов, требовавших незамедли гельного решения. Эта проблема активно обсуждалась в трудах татарских просветителей и общественных деятелей конца XIX - начала XX вв., выступавших с резкой критикой существующего положения женщины и создавших в своих трудах женские образы соответственно гуманистическим и просветительским идеалам. В процессе обсуждения проблемы женщин в широких кругах общественности и на страницах периодических изданий активно участвовал выдающийся историк и просветитель Ризаэддин Фахреддин.

Ученые, изучавшие жизненный путь Р.Фахреддина, отмечают, что «формирование мировоззрения, становление его как личности и общественного деятеля происходило в условиях коренных изменений в общественной жизни мусульманского населения»1. Исторические взгляды Р.Фахреддина базировались на просветительстве. Основа исторических исследований ученого была шире, чем просто ознакомление читателей с историей татарского народа. Под влиянием арабо-мусульманской средневековой литературы, основной целью которой были дидактика и назидание, Р.Фахреддин пытался в своих исторических работах просвещать

л

читателей . Его работы посвященные женской проблеме в татарском обществе, в основном носят назидательно—поучительный характер. Часть трудов автора вошла отдельными главами в большую серию под общим названием «Наука нравственности». Из брошюр, вошедших в данную серию,

1 Баишев Ф.Н. Общсственно-полиIические и нравственно-)!ические взмяды Р.Фахреддина. — Уфа. Китап, 1996. — С.35.

2 Байбулатова Л. Ф.«Асар» Рты Фахреддииа: источниковая основа и значение свода -Казань: I атар кп изд-во, 2006 - С.21.

освещающих «женский вопрос», можно выделить следующие: «Воспитанная жена», «Воспитанная мать», «Семья», «Воспитание в семье», «Правила обучения», «Наставление—2», «Наставление—3» и др. В них автор систематически излагает основы правильного воспитания прекрасной половины человечества, формирующей основу нации. Некоторые моменты поучительно-назидательного характера можно встретить и в исторической работе автора историко-биографического характера «Знаменитые женщины». В некоторых биографических очерках, вошедших в эту книгу, автор дает оценку какому-либо событию или результату деятельности кого-либо, положительно или отрицательно сказавшихся на судьбе тюркских народов, демонстрируя свое одобрение относительно их действий, приносящих пользу отдельным людям и нации в целом. Это доказывает, что Р.Фахреддин считал, что достижению высокого нравственного уровня и просвещению женщин больше всего способствуют реальные примеры из истории парода или реальные человеческие судьбы, а не художественный вымысел.

Жизнь и деятельность Ризаэддина Фахреддина как крупнейшего просветителя, общественного деятеля, историка, педагога и богослова, привнесшего в татарскую общественную мысль новые идеи и подходы, направленные на преобразование различных сторон жизни татарского общества, в том числе и на решение «женского вопроса», до сих пор изучены недостаточно. Безусловно, каждая грань его творческой деятельности заслуживает отдельного исследования. Перу ученого принадлежит немалое количество произведений. К сожалению, лишь небольшая часть трудов Р.Фахреддина известна и доступна широкому кругу читателей, большая часть наследия ученого находится в рукописном виде или опубликована на арабской графике, такие издания доступны лишь специалистам.

Р.Фахреддин является автором большого количества публикаций, посвященных жизни и деятельности выдающихся личностей. К числу таких работ автора относятся — «Лсар», «Знаменитые мужи», «Знаменитые

женщины» и статьи в рубрике «Знаменитые люди и великие события», опубликованные в журнале «Шура», главным редактором которого был сам мыслитель.

Актуальность выбранной нами темы определяется как недостаточной изученностью наследия Р.Фахреддина в целом, гак и возрастающим интересом исследователей к его научно-историческим произведениям. Современность темы характеризуется тем, что труд автора «Знаменитые женщины» является известнейшим историко-биографическим исследованием по истории духовной культуры татар и уникальным памятником, судя по богатству содержащегося в нем материала.

Степень изученности темы.

При рассмотрении степени разработанности темы был использован тематический подход, обусловленный структурой диссертационной работы: в первую очередь дается анализ научной литературы по истории изучения статуса женщины в исторической науке, представлены материалы по определению роли женщины в исламе, достаточно подробно освещены труды, посвященные анализу деятельности Р.Фахреддина.

Хронологически библиографию можно разделить на ряд периодов: дореволюционный (до 1917 гг.), советский (1920 —1980-е гт.) и современный (начиная с 1990-х гг.).

Историография работы включает статьи и монографии российских и зарубежных исследователей.

К первому блоку работ относятся труды отечественных и зарубежных авторов по вопросу формирования статуса женщины в обществе и женского равенства. Среди зарубежных можно выделить работы таких авторов, как Дж. Скотт3, Дж. Келли4, Н.З. Дэвис5, Г. Буле6, Р.Хоф7, Ж.Дюби8, М.Псро9 и др.

3 Скотт Дж. Тендер: полезная категория историческою анализа // Введение в тендерные исследования: В 2

ч. — Харьков: ХЦГИ, 2001.

Рассматривая процесс формирования «женской темы» в науке, можно отметить, что в российской историографии она присутствует уже более двух веков10. Но как самостоятельная дисциплина «история женщин» или историческая феминология в отечественной наукой появилась, лишь в конце 1980-х гг."

Становление тендерных исследований означает введение «женской проблематики» во все отрасли общественных наук. Происходило оно во многом под мощным воздействием волны женского движения на Западе в конце 60-х — 70-х гг. XX в.

Если обратиться к истории формирования «женской темы» на Западе, то можно сказать, что в 1980-е гг. в ответ на развитие исторических «женских исследований» ("women's studies"), как особое направление в изучении роли пола, в истории появилось направление, именуемое исторической андрологией или историей мужчин. Впоследствии в процессе предопределялось формирование генетически связанных с «женской темой» исторических тендерных исследований, изначально как теория, в дальнейшем — как конкретно историческая проблематика. 12

В отечественной исторической науке «женские исследования», или тема формирования статуса женщин в обществе, являются одной из активно

4 Келли Дж. Женщины, история и теория // Хрестоматия к курсу «Основы тендерных исследований». М.: Б. и., 2001; Келли Дж. Социальные ошошения полов и методологическое значение истории женщин // Женщины. История. Общество. - Тверь: Твер. обл. кн.- жури, тд-во, 2002. Вып.2.

5 Дэвис Н.З., Скотт Д.У. Новый вид истории // История женщин. От древних богинь до христианских святынь. — СПб.: Алатейа, 2005; Дэвис H.3., Фарж Д. Женщины как действующие липа истории // История женщин. Парадоксы эпохи Возрождения и Просвещения. — СПб.: Алатейа, 2008.

6 Буле Г.Ф. Пол истории // Пол, тендер, культура: 11емецкие и русские исследования. М.: Б.и.. 1999 Вып. I.

7 Хоф Р. Возникновениее и развитие тендерных исследований // Пол. Тендер. Культура. Немецкие и русские исследования,- M.: Б. и., 1999. Вып. 1.

8 Дюби Ж., Перо М. Рассказывая историю женщин // История женщин на Западе, в 5 т. 1. I: Oí древних богинь до христианских святых / под ред. П.Шмптт Пашель.— М. : Алстейя, 2005.

9 Histoire des femmes en Occident / Sons la dir G.Diidy. M. Perrot. - P.: Pion. 1999. Vol I - V,

10 Пушкарева H.Jl. Русская женщина: история и современность. Два века изучения «женской темы» русской и зарубежной наукой. 1800 — 2000: Материалы к библиогр. / ПЛ. Пушкарева. — М.: Ладомир, 2002.

11 Там же. - С.36.

12 Зайцева Т.И. Развитие тендерных исследований в свете истории раннего Нового времени. - С.95 // http://sun.tsu.ru/mminfo/000063105/343/image/343-095.pdf

развивающихся отраслей исторического знания. Хронологические рамки научных исследований охватывают периоды от Древней Руси до наших дней.

К отечественным исследованиям по проблематике социальных ролей и статуса женщин можно отнести работы Н.Л. Пушкаревой13 и Л.П.Репиной14, Л.С.Егоровой13, А.Р.Усмановой16, О.А.Ворониной17, Т.Б.Котловой18, Л.Е.Васильевой19, А.Я.Тарасюк20, М.А.Гадицкой21,Т.Н. Зайцевой22.

В абсолютном большинстве перечисленных работ рассматриваются различные аспекты жизни русских женщин в контексте отдельной исторической эпохи. Следует отметить, что в последние десятилетия в исторической науке доминирует интерес к исследованию положения представительниц других этнических и конфессиональных групп, проживающих в России. Среди таких исследований следует выделить работы

13 Пушкарева Н.П. Женщины Древней Руси. — М.: Мысль, 1989; Не же. Русская женщина: история и современность. Два века изучения «женской темы» русской и зарубежной наукой 1800 - 2000: материалы к библиогр. — М.: Ладомир, 2002; Тендерная методология в истории // Тендерный калейдоскоп. Курс лекций. — М.: Академия, 2002.

14 Репина Л.П. «Женская история»: Проблема теория и метода // Средние века. — М.: Наука, 1994. -Вып.57.

15 Егорова Л.С. Жизненные стратег ии: тендерный аспект; Мин-во общ. и проф. образования РФ. Иван. гос. текстил. Акад. — Иваново: Юнона, 1999.

16 Антология тендерных исследований: сб. пер сост. и комм. Г. И. Гаповоп и А. Р. Усмаповоп. — Минск: Пропилен, 2000.

17 Воронина O.A. Основы тендерной теории и методолотии // Теория и методология тендерных исследований. Курс лекций / иод общ. ред. О А. Ворониной. — М.: МЦГИ - МВШСЭН-МФФ, 2001. С. 101 -- 105.

18 Коиюва Т.П. Российская женщина в провинциальном юроде на рубеже XIX — XX вв. 1890 — 1914 (Па материалах Владимирской, Костромской, Ярославской губерний): дне. ... д-ра. ист. наук. — Иваново,

2003. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. - URL: http://www lib. ua-ru. net (дата обращения: 02.03.2013)

19 Васильева Л.Е. Роль женщины в социально-экономической и политической сферах жизни советского общества в 1945 — 1965 гг. (Па материалах Саратовской области): дне. ... канд. ист. наук. — Саратов.

2004. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http:// www. mirrabot. com (дата обращения: 04.03.2013)

20 Тарасюк А.Я. Социальная политика Советского государства и жизнь женщины. 1918 — 1929 п. (Па

материалах Зауралья): дис.....канд. исг. наук. — Тюмень, 2004. [Электронный ресурс]. - Режим

доступа. — URL: http://www. mirrabot. com (дата обращения: 15.03.2013)

21 Тадицкая М.А. Сельские женщины в условиях колхозного строительства в конце 1920-х — начале 1940-х гг.: на материалах Дона, Кубани и Ставрополя: участие женщин в Великой Отечественной войне, освещение их жизни на фронте и в тылу: дне. ... канд. исi. наук. Новочеркасск. 2008. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http: // www. lib. ua-ru. net (дата обращения: 16.03 2013)

22 Зайцева Г.И. Специфика новоевропейского тендерного кода: кросскулыурное исследование ментальности французской и южнонемецкой элит первой трети XVIb.: науч. монография. — Томск: Изд-во ТП1У, 2011. 196 е.: Се же. Развитие тендерных исследований в свете истории раннею Нового времени. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. URL: http://sun.tsu.ru/mminfo/000063105G43/image/343-095.pdf (дата обращения: 20.01.2013)

Ю.А.Ибрагимовой23, О.С. Мугиевой2\ A.M. Булахь, К.А. Бекмургановой26,

О 7

A.M. Хабибуллиной" и �