автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему:
Взаимодействие эпических жанров в творчестве У. Фолкнера (конец 30-х - начало 40-х гг.)

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Дубовик, Инна Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Тбилиси
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.05
Автореферат по филологии на тему 'Взаимодействие эпических жанров в творчестве У. Фолкнера (конец 30-х - начало 40-х гг.)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Взаимодействие эпических жанров в творчестве У. Фолкнера (конец 30-х - начало 40-х гг.)"

твшкския пзсудирстееншя университет швни и.джанахшши

ФАКУЛЬТЕТ ЗАПАЛФКВЮПШааа ЯЗИЮВ и лкгтты

№ правах ружогмои

ДУЕОЕШ Инна Владимировна

одшддогвюг зиичшких ишгов в твоивсгвв у.шкня*

/ШНЕЦ 30-х - НАЧАЛО 40-х ГГ./

Специальность IU.tiI.Ob - Литература отрав Западной Европи, Америки и Австралии

Автореферат диссертации на аа тканые ученой степени кандидата филологических наук

Тбшши 19С0

Работа выполнена на ка+едре зарубежной литературы днепропетровского государственного уштсрситета.

Ивучиий руководитель; кандидат филологических наук, доцант ИВЛШК А.И.

Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор ТОИУРДДЗЕ Э.К., кавдидат филологических наук, доцент ИиСГЩШВ В.А.

Ведущая организация: Симферопольский государственный университет

, Защита диссертации состоится в [^ часов на заседании специализированного совета Д 057.03« 18 при Тбилисском государственном университете им. И.Дкавйхипщюш. Адрсс: 380026, Тбилиси, пр. Чавчаводзе, 36, факультет западноевропейских языков и литература.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Тбилисского государственного университета им. И.Дкэвахишвилн.

Автореферат разослан

1990Г.

УченыЯ секретарь специализированного совета,

ДОЦРНГ Р'А.ЩПСИГАТВИВШга

Проблема изучения канров выдвинулась в последнее время в число важнейших теоретических и историко-литературных проблем ■ является одним из приоритетных направлении в области литературоведения, что объясняется актуальностью создаваемой сейчас исторической поэтики .

Сложная и важная для творчества /.Фолкнера проблема жанрового взаимодействия связана о. традициями и художественным опытом американской новеллистической прозы XIX - первой пол.XX в«» a такта обусловлена целим комплексом социально-политических, фвло-софско-эстетических взглядов писателя, художественными принципами освоения действительности, его идейно-этичеокими поиоками, своеобразием фолкнеровской поэтики.

Цель и задачи данной диссертации - последовать некоторые тенденции взаимодействия канров в вкериканокой литература 2030-х гг. и выяснить,как основные из них .преломляются в творчестве писателя.

Выбор произведений для расомотрения("Непобезденниэ" (1938), "Дикие пальмы" (1939), "Сойди, Ыоиоей" (1942))оправдан том, что эти произведения занимают особое место в система романов Фолкнера. Это определенный отап, достигнутый Фолкнером на пути жанровых поисков новых фоци, отвечающих временя и оотетачеоким задачам писателя.

Интерес к усложненной форме романов Фолкнера, к жанровой интеграции (в честности, новеллы, повеоти, романа) обьясняотоя её вашшм значением для выявления путой движения романного мышления писателя от новеллы и повести к новеллистическим романам '"Непобежденные" и "Сойди, Моииой", роману в повестях "Дикие пальмы".

Изучепио жанровых разновидностей американского романа I пол. XX в. (новеллистического романа) как одной на тенденций развития американской литературы представляется актуальном с точки зреиия изучения современного литературного процаос.-i, перспектив ого развития, образования новых художественных яллоний.

Научная новизна данной работы оооюит и том, что в ней виервые в совотокои литературоведении проводится специально«) доследование романов Фолкнера конца 30-х - начала 40-х Г7. о точки зрения проблемы взаимодействия эпических жанров как к»чеот-ленпо нового этапа в развитии новеллистического романа, лл4тая анилиз их эстетической основы, всследуися худокеит&енш* ссо-

•аопти отдельных произведений. Автор диссертации раскрывает ¡огообралше пути взаимодействия романа, повести и новеллы в .¿оказывает, что такое взаимодействие определяет особенности фодоирооачия d олькой эпической формы в творчестве писателя. Это позволяет получить более глубокое представление о развитии романа л литературе в XX в., раскрывающего сложный и противоречивый кар Америке.

На материале романов Фолкнера рассматривается проблема становления личности и морального выбора, концептуальная для писателя проблема любви, проблема функционирования ыифа в его наследии.

О работе над длссертацией автор опирается на выводы и достижения советского и зарубежного литературоведения в области теории и иотории развития апвческих жанров.

Практическая ценность работы состоит в том. что её результаты могут бить использованы при подготовке оба« курсов лекция по истории зарубенноЯ литералы XX в., а также в спецкурсах по проблемам американского романа I пат. XX в.

Аиробацкя работы. Основные положения диссертации были изложены автором в публикациях цо теме, а также на итоговых научных конференциях Днепропетровского госуниверситета, региональной ьаучной конференции (Нальчик, 1988), Вое сошной научной конференции "Тенденции литературы и журналистики США 80-х гг. XX в." <11оскаа, 1989), конференций молодых учёных (Институт Литературы им.Т.Г.Шевчанко ЛН УССР, 1988), Крымской научной конференции "Зарубежная литературная критика: проблемы изучения и преподавания" iСимферополь, ХЭБЭ), Всесоюзной конференции "Литература и критика в духовной казна XX в." {Тюмень, 1989), Всесоюзной научно-практической конференции "Эпопея Н.Шолохова "Тихий Дон" « мировая культура" (Ростов-на-Дону, 1990).

Структура работы. Исследование состоит из введения, основной главы, включавдей четыре раздела, зашютения. списка исполь-аоваиыо£ литературы.

Зо ьведзпиа на оонове краткого обзорч критической литература совещается степень разработанности данной темы в советском и зарубежном литературоведении, обосновывается выбор темы, её новизна и актуальность, формулируются задачи и цели диссертации, постановка проблемы.

Зо введете также говорится, что в обширной зарубежной кри-

тической литературе, посвященной Фолкнеру, проблема взаимодействия жанров повествовательной прозы в романном творчестве писателя постоянно привлекает внимание исследователей я многоплш-ново рассматривается киниками, представляицими различные литературоведению пколы. Отмечается, что отрицание целостности произведении принципиально меняет ох этическую доминанту в идеологическую трактовку, так ка? изъятие из органически едгного по замыслу и воплощению произведения отдельных глав разрушает замысел художника. Создание фрагментарного новеллистического романа у Фолкнера не является его сознательной целью. 4олк:;еров-ская новеллистическая фрагментарность имеет различную функциональную направленность. Так, шшракер, в романах "Солдатская награда" (1926), "Сарторис" (1929), "Святилище" (1931) новелла, выступая в качестве вставной, вводной, лишь доиолнягт, оттеняет основную повествовательную линию произведений. В новеллистических романах "Шум и ярость", "Как я умарила" (1930), "Авессалом, Авессалом!" (1936) новелла - основной структурный элемент, наделенный внутренней потенцией ронянного синтеза, обобщения, спвч-hoctz. йратентврность, нозедлистичность в романе "Деревушка" -следствие стремления писателя выйтп за райки натуралистической онясательности, разрушить натуралистическую последовательность в рсыане, передать ощущение времени, которое входит во внутренний мир человека IX в. Единство "Деревушка" воссоздается на основе восприятия, оценки в трактовки одного и того же сожития или сходных событий разными лвдьма. Сам писатель с$эриулировсд этот принцип так: "Я думаю, что никто не иозеет смотреть и лицо истине. Ош вао ослепляет. Зи смотрите на ней з вгдгте только одну её $<*зу. Кто-то другой омотрит на неё и видят эту физу слегка искаженной. Но если ото ной собрать вместе, то исгпна зп-ключается в той, что она увидела, хотя никто не видел ясгииу целиком..."1 Этот принцип веДёг, » известной мире, к фрзпи;нтар-нсму новеллистическому построению его романов.

В критической лятературб о Фолкнере успел оложитьзя отгцло-Тип о поступательном дввтснии писателяот композиционной рыхлости первых произведений к дельности а оиаяпноста последних. Действительно, у охот показаться, что нясмзль, начал о во,» литературную прозаическую к&рьгру со сборегкоэ распаа^св "¿&:»Л)рлл-оь'скив наСроокв" (IS25) и дьу* фрашоп гарных "Со-уат-

о.чая награда" (1926) к "Москиты" (lSJi*/), а соолодулких ршязх^ I Faulkner In th« i'niwreitjr« Ъ, ISO

достигаог большего сшетно-комнозицяонного единстпа. Однако а в зрелых романах пиоателя 30-40-х гг., ив последних его произведениях, написанных в 50-60-е гг., Фолкнер не преодолевает новеллистического влияния - характерного для него художественного принципа, а разворачиваете кавдом последу ином произведении то, что уяе содерзшлось в одном аз простых моментов его творческой деятельности. Эхо связано, как отыечаетоя в работе, не только о традициями и художественным опитом американской новеллистической прозы XII - первой половины XX вв., а прецде всего с худокзетвешшми принципами писателя.

Известно, что Фолкнеру более удавалась малая жанровая форма. На это, начиная с il.ltаули, неоднократно обращали внимание критики. Дробность, фрагментарность, полицентризм, эпизодичность его произведений, вероятнее всего, объясняется стремлением автора аз мозаичных фрагментов (новелл), соответствущта внутренней логико худовеотвенного строя романа, сложить собственный образ мирозданья, повернуть его разными гранями, показать разные стороны, формы существования, воссоздать вссь круг человеческого опыта, показать, что мир многомерен и многолик, При этом каждая из новелл, включенная автором в роман или новеллистический цикл, обладает автономной сюаетпой завершенностью, кокет жить свое£ суверенной жизнью. Будучи включеннеЗ в роман, она подчиняется законам полостной художественной системы .произведения, органично входит а упорядоченную композиционную структуру, подобно тому, как каздий из романов Фолкнера, являясь самодельным произведением, приобретает несколько иное звучание в контексте ваого цикла об йокнапатофе.

Исходя из целей, поставленных в работе, в первой части основной главы "Романы У.Фолкнера 30-40-х гг. в контексте жанровых ноиокоа американской коаеллиатичеокой прозы XIX - начала ХХв." для более полного осмысления своеобразия жанровой динамики в наследии Фолкнера определяется место романов писателя в американской литературе", обладающей большим опытом и богатыми тра-дицкями в создании жанров романа в вовелл?.х, новеллистического цикла и книги новелл. Процесс разнообразного взаимодействия эпических жанров (романа, повести и новеллы) в американской литературе I пол. XX в. преломился в Художественном опыте Дк.Лондона, С.Генри, Ш.Андероона, Э.Хемингуэя, Дж.Стейнбека, Э.Колдуэлла, ¿«.Сэлинджера в даёт возможность говорить о закономерностях раз-

витил данного жанра в литературе США. Отмечается, что генетические корни новеллистического романа можно обнаружить о :<ниге вовелд В,11рввига "Адьгаибра" (1832). По своей структуре сходны с "ДдьгаиЗрой" предазстауианв ев шин повода "Кияга эскизов" (1819),"Брвйс<5радк холл* (1822), "Рассказы путешественника" (1884). Это позволяет ведать в В.Ирвинге, как говорятся в гавоте, одного из первооткрывателей этой разновидности »аира, заво-геавагго особую популярность в омераканездй литературе XX в. В раОоте показано, что художественный опыт америкзнохой новеллистической прозы ИХ - первой половины XX в. явственно пролвля-ет тенденция взаимодействия рМштой я иовеллиотичесгоЯ формы. Делается вивод о том, что эта каировая лшия борот начало от ккаг рассказав ¿.Ирваига и остаётал плодотворной прежде а^его потому, что даЗт возмокность художнику создать иозий тин единства повествования и в совершенно'новом биксы качестве отразить человеческие истории и оуяьбы.

В первом раздело ооновной главы рассматривается рошкшо-новедластическив цовествованак Ы.Дндероона "Уайнсбург, Огайо", Э.Хемингуэя "Й наше время", Дд.Стейнбокн "Райскао пастбища" а "Рыгай пони", Э.Колдуэлла "Мальчик из Дгордаз", Дх.Сзлищхерз "Десять рассказов".

Изучение этих: прозаических произведений свидетельствует о плодотворной развитие традиционного .для литературы США жаяра, возникшего на стыке взаимодействия романа, повеога, новеллы -новеллистической совестя и новеллистического романа. Это врам-ло к глубннньм изменениям внутри канра, визволо появление нова* жанров и их разновидностей, которые предотавлнхт различны) тагш взаимопроникновения,интеграции эпических галров. Это, кал отмечается в результате анализа, связано не толыш с формальными экспериментами писателей, со и оо стремлением оовоить американскую действительность во воеи её многообразии я протаворочяееотн.

Зо втором разделе основной главы раосьдарюеятоя то, как проблема становления личности а морального анбора наколет ош* шаровое еопдощэиис в новеллистическом роман« "Непобеждеинмо". В раздело раоомотривается, каазе градационные черты кайра со-. -хранил писатель в прокараденяи, что раЬо исаат^жогэ ж £4за«г» ванра. Аяшша романа позволил сделать вивод с том, что "1!эц'И}в»» денные" - это не цикл рассказов, л псвелюстячооый рииав. имооаязв новелл сяуыл вдщитло тзиаиде, обра? »¿торе-рлссьл* •<

ка, стилистическое единство повествования, фрагментарная опич-иос'.'ь, диахронное повествование, показывающее изменение характера главного героя Баярда Сарторкса во времени, его динамику. Основная тема романа - становление характера Баярда, его взросление. постижение противоречий слогасй послевоенной Америки (1661-1865 гг.). Каждая глава-новелла - ею asan взросления Ьаярда - сначала он мальчик, затем взроолевдиИ подросток, наконец, взрослый мугчина, определивший свои роль в исс-0 в мире. Фрагментарное постижение героем мира дпределяот в'фрагментарную структуру , романа. Озоляе понятным становится ьашрение Сашшра, к выбрашюя им форма построения провззеде-ник внутренне соответствует эстегичеоким и этическим задачам писателя. Дробность последней новеллы "Задах вербены", проявив-паяоя в структурном принципе "рамка в рамке", обусловлена несколько иными причинами. Это уже не фрагментарность ведения и миропосгикекия героя, и объединение разрозненных алементов. сознания Бадана в целостную картину мира .То есть не расчленение мира на отдельные элементы в представлении героя, как было в предыдущих шести главах, а их интеграция в ваши в воображении Сартораса под единой мировоззренческой концепцией.

Функциональная оправданность новеллистического построения этого произведения садится ещё и в том, что своеобразная не-ирачычная форма была для Фолкнера одним из возмокных способов выразить своё ощущзние драматического конфликта Ere. Амбивалентное отношение писателя к Гражданской войне и её последствиям для исчорип Era проявилось а романе изображением войны по прин-цнпу "контрастною параллелизма" или контрарного коитрапункта. Кншрпанги темы войны uygot для романа не только важное вдейпо-худокественное значение, но и выполняют определенную структуро-' образувду» роль, придавая роману уровень организации материала, прюЗлиьаиздйся к романному едйнотву и целостности. Фрагментарность романа ие означает его рыхлость и екяектичность. Главы построены по принципу симметричного контраста, антитезы нападение-отстушшнае, Это не только систематизирует внешне разрозненные опизоды аз вигни героя, ко а акцентирует замысел автора - герой изображен благодаря этому аналитически, поставлен в различные жизненные ситуации.

Цель третьего раздела основной главы - изучение ханрово-коквозиционкоЗ организации романа "Дикие пальмы". Это необходи-

ио для определения характера структурных изменения, которые протериевает жанр романа, а таюга может соцеИстзогать выяснению идейно-художественной природы родственных апичеокях жанров -повести, раосказа, новеллы, романа. Произведение состоит иэ двух фрагментарных повестей - "Дикие пальмы" и "Старик", .главы-новеллы которых последовательно переплетаются. Принцип объединения структурных единиц в произведении новаторский и оригинальный. Для уяспсния его о третьей разделе "Своеобразие раскрытия теш любза в романе "Дикие пальмы" рассматривается рвторокая концепция любви, положенная в основу произведения, кок канро-образущая з концептуальная. Т.е. способ реализация художественного единства книга видится не л каком-то внесшем прайме, а в о ли ной адеЦьо-эс тешчесяш принципа, который коипозицвешго организует части произведения изнутри. В данном случае - это нравственно-этическая проблематика. Своеобразная дробная форма произведения выражает стремление автора в изобретении различных сторон, форы, проявлений лвбви, показать дцалектичиость этого чувства, его разносторонность в неиоотиаииость. Размежевание любва'на греховную ("Дикие палиш") а аскотпчоскую ("Старин") было на'лерело сделано писателем. Объединенные в единое произведение две повеота показали, что на возведенная в абоолга плотская любовь, ни пуританская сдержанность пе приносят человеку радости и удовлетворения. Это находит отражение п фрагментарной структуре, которая, однако, благодаря реалистической многомерности, объединяй! новеллиотичсскую повеогь "Дикие иальш" л повесть "Старик" в новеллистический рсиан. Оригинальны* композиционные принципы "зеркальных отражений" я чередование дзух различных повеотей служат средством создана,? рсалястичзсхэй многомерности. В этем ввдится содержательном* композиции. У лз-роев отсутствует единое представление о дюбвв, которая, несмотря на вою индивидуальность сё проявления, по саоэй оутв сохраняет единое, с общечеловеческой точке зрения, оуиествс. Дау-планоьое развитие действия, выгачивание одаого аспекта 8« проявления в повести "Дикие пальмы" - эротомания, догуиаивззчж* чувства; а ь невеста "Старик", наоборот, боэрадсстков суквптьо-вание, лишенное чувственности - попытка автора иолиябриш.тного раскрытия темы.

Срагментарность романа Фолкнера - это ирояпдвадс мжмзк-иего эстетического принципа автора, ооэваихиго нос^хадшсст*.

й Н£еззможчоо*ь охвата действительности во всей её полноте. В «тодмыолэ поэтика фрагмента Фолкнера• »то не столько ага^о-к;'пюс всоариятие действительности в её диссонансах, сколько характерное для романтического мироощущения стремление к недосказанности я всеохватности.

Оригинальное соединение - переплетение двух повестей, свидетельству щгс о погребцоств писателя бесконечно обиовляхь ромашке формы, переростаег в иное структурное единство - ро!лаа в повестях.

'Четвёртый раздел ссиовноП главы посвящен мифотворчеству, а такжз теме йдвальнего сообщества лвдей, основанного на обвдн-ности я патернализме, которые являются жанрообразунвдми в книге "Сойди, Ыовсе£".

Сборникам рассказов Фолкнера присуща единство форш и цельность. Ош обладаю? собственной внутренней оргсшизашеД. вздер-яшш в единое эмоциональной, интонационной, стилистической тональности. Даже структурно сборника рассказов писателя составлены, как и большенство романов пноателя, по принципу контрапункта. А традиционно причисляемый к сборникам рассказов циклы "Гамбит конЗм" и "Большие леса" присущ целый ряд романных признаков. Для больипыс*ва сборников характерно единство проблемно-тематической а структуроо^хоипоэвдаошюИ организации. Сборники рассказов построена тек, что в ках присутствуют вое необходимые композиционный елементы раяввгия оохета. Вероятно,новая, созданная Фолкнером жанровая форма, облядасцая романными.признаками, однако в границах малого повествовательного жанра, была оозиательша» и органичным для Фолкнера стремлением к обновлению жанров уже существующих в созданию оригинальных, гибридных, балансирующих на грани нескольких жанров произведений.

Фолкнер был превосходным новеллистом и состоялся как болыгой художник именно а границах малой повествовательной формы, но стремление к эпическому охвату бытия побудило писателя расширить новеллпетиадокиэ райка и создать сборника б романы, каписаннне на материала ужз опубликованных ранее рассказов. Сборника рассказов Фолкнера - ото, по существу, всё та же "тринадцать чёрных дроздев", различные гранв одной и- той же хсми. Другими словами, в лгюей книге рассказов писателя, так же зак и в романах в новеллах "Ееаооевдеввне" и "СоДдв» Исиоег* присутствует объединяющая их все в единое целое идея ипсателя, общий для всех ооотав-

дявдих фрагментов произведений конфликт, который по-разноиу интерпретирует различные персонажа. Та«, в рдагне "Непобежденные" - ато ироблеад отношения молодого поковеияя к скошроие-тироваввам себя и устаревшим традициям. Какшй из героев решает её по-овоему. Гот же приём прикеияет Фолкнер « в данной прокззедениа. В начале раздела дая уясненчя принципа внтегрв-роаанвя новелл с книге рассматривается я марля создайся произведения. Уяснение изменеылй, внесение Солка зрей а редактируемые рассказы для книги, опубликованной в 1942 г., помогает осознан особенности романного шакенгя автора, а также свидетельствует о зароадашеися стремление писателя шгргстатеязсвать из сборника рассказов единую тему, общий конфдуа, придать произведение романные черты.

Повесть "Медведь" - кульминационная глоре произведения, е8 анализ доиогает уяснить ссаовше егнко-фнлософские правцшш, связывайте все главы-новеллы в единое целое. ЬЬфологизпрованне, оонованное на библейских реминиоцекодял, аллезиях являвт-оя одним ва евгетообразувдих художественных пряёнов повести и её этической суть». Делается вывод о тем. что в отличие от других фрагментов романа, которые являются главамя-новелламп, материал главы "Медведь" позволяет утвередать, что ато - повесть. Это подтверждает мифологическая стих?«, библейские аллюзии как средство эсизации произведения, фермирупма структуру жанра. Условная стихая расплряег ле ограниченное заранее поставленными ранками ллобрлэднле мира, 'способствует поднятии сложнейсгх обцо-человечеоких проблем, воспроизведения зппчесда ааоитабяоЗ пар-тины менявшегося мира. Здеоь Фолкпгр яытаетоя объяснить проплыв и современные общестланные явления категораши и понятия.® хриотпанства. В эстетической сиотеме У.Фоякнгра библейские мифы ймеют одно из кльчевих значений. Мировосприятие художника базируется на яафологязме как способе мышления и кироиоотихения. Посредством мифологических моделей Фолкнер конструирует свой йок-напатофскай цикл. Да«е способ структурирования произведений писателя напоминает своей эпизодичностью, жанровой открытость®, недосказанностью, полизариантноотгю Ветхозаветные и Новозаветные мифы. Именно мифотворчество как мироощущение, как "всеобщая рг-адьнооть для всех времен"* позволило писателю, несмотря ев жанровую открытсоть многих произведений, создать цельную оистк!»у,Ч1

Шеллинг Ф.Философая еск^осгва. -'«"., 1566.-0112.

-Ii-

модель мира, достичь обобщений коомодогическах по своей сути, йодккеровская модель мира держатся на обпехристианских идеалах я направлена на единение л идей вокруг общего дела - духовного возрождения Ста. Проблема возрождения toa, поднятие итого самосознания, идея всеединотва, поиск модели идеального государ-ciBOHHoro устройства тесно связаны с обращением писателя в 3040-е гг. к поиску социального идеала. Воплощением его, по tájese писателя, явалаоь патриархальная юная с'бщиаа кш: образец идеального духовного сообщества. Так как cía проблема, влаваяоь в новеллистическое повествование отдельным потоком, влпкет на cípyKiypy нанра, с разделе рассматривается её преломление я различных произведениях писателя. Показана эволюция взглядов Фолкнера на значение и роль общини в и«нш соцауие. £ рогапах . 30-х гг. духовная разобщённость кгного .сообщества приводи! Фолкнера к мысли о неосуществимости собственных надевд на сохранении традиционных общинных ценностей и бесплоднсств попыток противопоставить что-либо усаливающемуся прагматизму в сознании американцев, резкому подъёму прошвы* нного развития на Lre. В 40-50-е гг.. циоатель подходит вплотную к проблеме создания и воспроизводства модели южного мира, пытается найти пути восстановления оьязи времен, обращается к духовному опнту, накопленному потомками, ищет рациональный исторический опыт. Фолкнер пытается воссоздать модель идеального сообщество лвдей, идеал мани и деятельности сообща, что, очевидно, навеяно в религиозно-« бещинши идеалами справедливости и равенства лидей. Отмечается, что представление'автора об изначальном человеческом равенстве во многом отракает социальный идеал раннего христианства. йреада всего егк идеи содержатся ь мифе об апостольской сб-

ц1шэ.

Хряогнаногво у Фолкнера было проявлением не только его лич-1Щ1 п4.естрасгнй, по явилось отражением никоторых тенденций развития оС«вс;веш!игй сознания первых десятилетий XX в.- Г.Мар-eftib, Х.УЛемпл, Н.Ьердявв, ЕЛ'рубецкоЬ, главный в учениях которых пило про^ивошетаьлеиие вечных ценностей е идеалов моральному релямвяьму. Поэтому, зная, что этические, ^лссофокиа *£rzjuK кшшерв - вто контаиипацкя, впихивание всего, что было » лупимой наш го>1вм«1шой ему &иохи, денется предположение, од ч мехгторов степени «рвствааские воззрения писателя, его t*liu¿x т кроАзоии (едяадьього устройства иохло рассматривать (ulk скцмлша осаокьеос воложеаи! теорив социальных евангелистов

В произведении отражены (¿ноли писателя о равенстве, с одной стороны, с точки зрения социальных принципов христианства, как "мера идей..., зримого царства", которое "по необходимости преобразовывалось в иерархию"1 (Например, Исход, 21). Фолкнер убежден в необходимости сохранения иерархии в человеческих взаимоотношениях как нравственно-этической, а не социально-правовой категория. Это положение писателя наглядно продемонстрировано в первой глазе-новеллз романа. С Другой стороны, у пксателя находят плодотворное развитие раннехристианские идеалы хазня сообща (например, Новый зазет - Деяния : 2, 4). Вероятнее ссего, паса-тель пытается объединить ¡>тп две идеи, стреизтся добиться их-разумного сосуществования в обществе. Интересно, что в последило годы кизна Фолкнер дополняет овои взгляды на эту проблему, В статье "О частной жизни" Фолкнзр определяет равенство не в библейском, обцинно-хрисгиаяском смысле, а называет его основной любой демократии. В своих рассуждениях автор старается па Декларацию независимости, которая в соответствий с философскими воззрениями Дкеф|«рсона провозглашрлй. равенство ладей, ех право ка жизнь и свободу. Мысль о спаоенпа 8га сводится к призыву выполнять моральные норыы, религиозные заповеди каяззм челоззкш, что поможет Югу возродить его былые патрпархачьно-общянпкэ традиции братства и равеаотва. Терпение и смирение - это, как считает писатель, основные моральные установки, которые дзиху? человеческим сообществом в естественна.! миром. 11о г во взадгоогпоиенаи человека о человеком, г человека о природой главам остаётся совладение этих аровии, которые опираются на иерархию в равенство в их диалектическом единстве. Если человек войдёт в человеческое сообщество, общину без терпения и сиарепия, то общппа отвергнет его, так же как и отвернётся от него оскверненная гы природа. Отступление человека от нравственных норм, христианских заповедей привело к тему, что человек вошёл в мир природы как властелин, опираясь на силу и гоццость, а лишь затеи на то, что мыслилось писателю как главког: справедливость, ответственность, жалость.

Рассмотрев этико-фвлософские пристрастия писателя, делается вывод, возражащий исследователям, по мнении которых роман "Сойди, Моисей" открывается впологетизмом еграрного рабоалалела-т~-

* Шеллинг Ф. Филооофия искусства. С.137.

ческого (новелла "Шло"), а завершается списанием морального падения, девальвацией нравственности на Юге (новелла "Сойди, Ыоясой"). Так как нравственной основой Старого Кга была община, тс Фолкнер, показывая петрвкрхольнондоллнчеокяе взаимоотношения хозяев и рабов, пытается найха в ник приемлемый опыт, спссобст-вушей установление в упрочнению социальной гармонии. Патриархальную вдилдд» аисатедь идет и находит в прошлом, в его укладе в образе жизни. Эту же гармонию писатель усматривает в мироощущении жителей округа, описывая его в сборника "Страна" в "Деревушка" (до появление Фдема Саоупса). Зтической доминантой, заимствованной ввсагелен на традецаоиыого уклада. сгввсввтоя патернализм, основанный на добровольной подчинении слабого сильному, терпимости и заботе сильного по отношению к слабому. В данном произведении слабыми выступают у писателя негры и ведей- ' цн. ß работе отмечается, что вагляды Фолкнера на взаимоотношения рао берут ыачало в учеши Т.Лже4ферсола & являлся их логическим продолжением.

Все сказанное позволяет считать патернализм к сСдакность ооновшми нравственными ссорами старого миропорядка, в котором Фолкнер вкдел спасение от надвигавдейоя урбанизации, растущей стч>1, ннооти, внутренне! разобщенности цельного asaoia социума . Полому новеллы и "Было", и "Сойди, Моисей" обраыляют произведешь, придают ему зааериеннссть, показывая динамику и логическое видоизменение традиционных ценностей, их живучесть на Юге, возможность приспособить их к современный нравам.

В заключении делается вывод, что фрагментарность, новелли-стичность в романе "Сойди, Моисей" более ощутима, чем в предыдущих произведениях автора. Это связани со стремлением Содкне-ри соединить историческую, мифологическую, интеллектуальную, условную, конкретно-бытовую а конкретно-чувственную стихии в одлном вогеотвовагельаь« потоке, а также с поиском решения гло-Owuma проблей - расовых, ©кологвческих, ссциалъно-политиче-«eä (характерных для СНА I сел. XX ь.) и общечеловеческих (по-с.чрздедриия социального и нравственного идеала). Это способствует цровгывиию структуры жанра, ü атом произведении ¡;сп «гёмоЗ стдогдаюй сдеэж между глаы^а-новеллама как в новоллв-(хачс^ш докщда "Ь.олоЛсгдсниыи" г ли "¿аки> папьмк", гдь иросли ргшпод встоужл незколшезх героев на сравнительно короткой адшпнло* отроаг».

Vurirptugu ридичшх ъакроып зорм с исы-ллистичссках и о-

вествованиях "Непобежденные" и "Дикие пальмы" достигается благодаря единству конфликта и проблематики. В новеллистическом романе "Сойди, Моисей" - предает исследования шире. Это - история народов - белых и негров, положивших основу американской нации, проблемы, стоящие перед человечеством в целом.

Если в "Непобоэдешых" п "Дякпх пальмах" связь не яду гла-вама-новеллами соподчинительная, а они сохраняют относительную самостоятельность, то в романе "Сойдя, Моисей" писатель создаёт такую жанровую модель, где органично сочетаются аналитическое и синтетическое качала.

Таким образом, принцип интегрирования новелл в сасгто целого произведения (новеллистического романа) - сочетание'эпического и субъективно-личного в авторском видении мира. Ото делает возможным своеобразно п разносторонне выявлять а рассматривать многообразные события, глобальные проблема по меро течения исторического временя.

Тенденции взаимодействия эпических жанров явственно прослеживаются в романах Фолкнера о ярко выраженным новеллистическим влиянием: "Как я умирала" (1930), "Свет в августе" (1935), "Де-ревупка" (1940), "Город" (1957), "Особняк" (1959). В эту литере-турную традицию писатель вше ряд нозаций. Наиболее репрезентативными представляются произведения 30-40-х гг.: "Непобежденные"-новеллистический роман, "Дакие пальмы" - где романное единство образуется из переплетения глав двух повестей, "Сойди, Моисей" -роман в новоллах.

Новеллистические повествования У.Фолкнера в отлячие от аналогичных по жанровой структуре сборников Э.Хемингуэя, Э.Колдуэлла, Дк.Стейнбека можно с большим основанием определить как новеллистические романы. Этому способствует идейнс-тематическоо единство произведений, внутренний динамизм, слаженная, логически стройная композиция, проблематическая связь глав-новелл.

Общая этическая идея, функционально объединяющая глови-повел-лы романов "Непобежденные", "Дикиа пальмы", "Сойди, Моисей" так *е является одним из компонентов, связывазспщ фрагментарные повествования а единое целое. Отречение Боярда Спртосиса е заключительной главе "Запах вербена" от ю/лого кодеков чести, оо-нованного на изгпвших себя патриархальны:: традициях, так же как п осознание Шарлоттой, Герра и Каторжником новозмолнсств лябить и сохранить взаимные чувства в эгоистическом оОцсхтв^, огрече-

нне Atxa Каккаодана от наододотва на зеыш, которую иного десяти летай подряд поливали кровью в потом рабы - всё это постижение исторической вины Юга, важнейшие этапы становления героя, вошувашш, зредооть, попытка найти в понять правду и высшую справедливость. Всё это придаёт глубокое внутреннее единство идейному замыслу кквг, создаёт из разрозненных опиадов в фрагментов целостный художественный космос,макромир.

По теме диссертации опубликовали следупцие°работы:

X. I'poiecK как средство создания реалистической образноотя s роман« У.Фолкнера "Как а лежала мёртвая" //Тезисы докладов региональной научной конференции "Проблемы взаимосвязей русской, советской и зарубежной литератур". - Нальчик; КБ17, 1988,-С.16-19.

2. I^ûTecK как средотво реалистического отображения действительности в романе У.Фолкнера "Как я лежала мёртвая". Деп. в ШЮН All СССР, » 36732 о; 31.01.89, 20 стр.

3. О некоторых особенностях фу: ца£ душевнобольных в произведениях У.Фолкнера. Деп. а ШПШН АН СССР, И 36771 от 31.01А. 69г. 19 стр.

.. Дшвше социалистических идей на творчество У.Фолкнера 30-х гг. Деп. в ШИШ! АН СССР, ¡i 38129 от 30.05.69. 18 стр.

5. Трансформация библейской мифологии в новеллистическом романс У.Фолкнера "Сойди, Ыоисей" (глава "Медведь"). Деп. в ИШЮИ ДК СССР, * 38489, от 22.06.89. 26 стр.

6. ЬсэеллястичепкиВ роман У.Фолкнера "Непобежденные" UXß). Жанровая специфика. Деы. в ШШОН АН СССР, Л 4U028, от {О.II.89, 16 стр.

7. Соцгвлышй идеал У.Фолкнера в произведениях 30-х гг. а «го ъооаряятне критиками 80-х. // Тезисы научной ионферен-una "Токденца* дяхеретуры и вуряалвстыи США И0-х гг." -ЦОС «л; MIT, 1Ш9. - С.44-45.

8. Зйссркятшз творчества У.Фолкнера советокой критикой 30-х ir. /Два асы научн.конф. "Лита [«туга и критика в духов-«й шзнз XX ьака". -'.Члеьь. 1989. -С.72.

9. вздшиде&твяз ьплчслои жолроа в творчестве У.Фолкне-V* в дим^-яретодиа aapytii-KJcß критики //Тезиси Крымской ньучн.

' лптерагу^н.критика в пробл. изучения я арыш-

iÇiuhiи". -Сшф-'цшивь, 1*оЭ. -С.90-91.

10. Развитее романа в новеллах в литературе критического реализма США 20-30-х гг. //Зарубежный роман в оиотемэ литературных направлений. -Днепропетровск: Д17, 1969.

11. РЬманы /.Фолкнера в контексте жанрошх поисков американской новеллистической прозы начала XX в.// Эксперимент и т;^ диция в американской литературе. - Москва; МГУ, 1990.

12. Идеи Фолкнера о социальнэП гармонии " их вэшгос'.еиие в романах 30-<30-х гг.// Тенцетши ляторатури и журналистики США 00-х гг. Дэп.Г 23П , от6.иг..-Х.

с'