автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Жанровое своеобразие произведений декабристов на темы отечественной истории (В. Кюхельбекер, А. Одоевский, А. Бестужев-Марлинский)

  • Год: 1988
  • Автор научной работы: Прокофьева, Наталья Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Автореферат по филологии на тему 'Жанровое своеобразие произведений декабристов на темы отечественной истории (В. Кюхельбекер, А. Одоевский, А. Бестужев-Марлинский)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Жанровое своеобразие произведений декабристов на темы отечественной истории (В. Кюхельбекер, А. Одоевский, А. Бестужев-Марлинский)"

МОСКОВСКИ!! ОРДЕНА ЛЕНИНА II ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ имени В. II. ЛЕНИНА

Специализированный совет К 113.08.11

На правах рукописи ПРОКОФЬЕВА Наталья Николаевна

УДК 882—94« 18»

ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЕКАБРИСТОВ НА ТЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ (В. КЮХЕЛЬБЕКЕР, А. ОДОЕВСКИЙ, А. БЕСТУЖЕВ-МАРЛИНСКИЙ)

Специальность 10.01.01 —Русская литература

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Москва 1988

Работа выполнена в Московском ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственном педагогическом институте имени В. И. Ленина.

Н а у ч н ы й руководитель: доктор филологических паук, профессор В. И. КОРОВИН

Официальные оппоненты:

доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник

А. С. КУРИЛОВ кандидат филологических наук, доцент А. А. СМИРНОВ

Ведущая организация — Московский государственный заочный педагогический институт.

Защита диссертации состоится «.. .%£■■» А<Ш%фА.....1981..г.

в .....-./<3. час. на заседании специализированного совета К 113.08.11 по присуждению ученой степени кандидата филологических наук при Московском ордена Ленина н ордена Трудового Красного Знамени педагогическом институте имени В. И. Ленина по адресу: г. Москва, ул. Малая Пироговская, Д. 1.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МГПИ имени В. И. Ленина (119435, г. Москва, ул. М. Пироговская, Д. 1).

Автореферат разослан «.А Л..» .ММ^рЯ..... 198£.. г.

Ученый секретарь специализированного совета

т- в- ЗУЕВА

г дел "'-'и живем в веке историческом; потом в веке историческом по ртаци% :>евосходс?ву".1- писал в 1833 г. декабрист А.Бестулсев-Марлкнский. Особая острота проблемы истории в начале XIX в. связана прекде всего о возрастающим национальным самосознанием. Изменение системы философских взглядов, новый этап в осмыслении истории приводит к изменению форм художественной литературы, ее жанровой системы. Романтизм наполняет новым художественным содержанием старые литературные формы, находит новые художественные формы. В 1820-е г. , т.е. годы начала и расцвета творчества декабристов, индивидуальные творческие манеры писателей становятся все более очевидными.

Актуальность работы видится в изучении индивидуально-своеобразного проявления жанровой системы романтизма в литературном наследии декабристов, и связана с потребностью расширить представление-о принципах историзма и его жанрового воплощения в творчестве декабристов.

Новизна диссертации состоит в выяснении жанровой оригинальности произведений писателей-декабристов на темы отечественной истории, т.к. проблема своеобразия творчества декабристов, в том числе и жанрового, оставались в литературоведении в тени. Большое общественное движение, служение важной гражданской идее заслонило в глазах исследователей творческую неповторимость каждого из писателей-декабристов. 3 работе выявляется своеобразие нанровых решений трех крупнейших писателей-декабристов - В.Кюхельбекера, А.Одоевского, А.Бестужева-Марлинского, которые, обращаясь к традиционным для романтиков жанрам баллады, поэмы, повести, трансформируют их. Новизна диссертации состоит и в введении в литературоведческий оборот произведений, которые до настоящего времени мало привлекали внимание исследователей: притчи В.Кюхельбекера, некоторые повести А.Бестужева-Марлинского.

Дель исследования - определить специфику художественных форм писателей декабристов в тех произведениях, в которых они обращаются к национальной истории, проследить развитие исторических взглядов писателей-декабристов, воплотившееся в разнообразных жанрах - в балладе, думе, саге, поэме, повести, притче и т.д.

Методологической и теоретической основой работы явились марксистско-ленинские работы о литературе и искусстве. Методика иссле->

1 Бестужев-Марлинский а.а. Сочинения: в 2 т. - М., 1955. -Т.2. - С. 563.

дования основываетоя на иоторико-функциональном, типологическом и конкретно-текстовой анализе.

Исследуя проблему, мы основывались на работах Ю.Н.Тынянова» В.М.Жирмунского, Ф.З.Кануновой.

Научно-практическая ценность исследования заключается в том, . что основные положения и выводы работы могут быть использованы при разработке курса по истории русской литературы первой половины XIX века, спецкурсов и спецсеминаров по творчеству писателей-декабристов.

Апробация работы. Основные результаты исследования докладывались на Ленинских чтениях МГПИ им. В.И.Ленина в 1983 г., на конференции молодых ученых в МГПИ им. В.И.Ленина, на аспирантском объединении при кафедре русской литературы МГПИ им. В.И.Ленина.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, 3-х глав и заключения. Объем работы - 191 страница машинописного текста, список использованной литературы включает 122 названия.

ОСНОВНОЕ СОДЕРКАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается выбор темы диссертации, ее актуальность, новизна, дается общий обзор работ по теме, краткая характеристика круга исторических интересов и исторических взглядов В*Кю-хельбекера, А.Одоевского и А.Бестужева-Марлинского. В.Кюхельбекер - один из- самых филологически образованных декабристов, знания поэта в области древней литературы и древней истории велики. Он был знаком не только с широко известным в то время "Словом о полку Игореве", но и с летописными источниками, житиями, произведениями Дм. Ростовского, Симеона Полоцкого и др. Смерть Владимирка Галицкого, скитания Святослава Ольговича, образы Романа и Даниила Галицких, Мстислава Мстиславича, подвиги Дмитрия Донского, судьба первопечатника Федорова осмысляются в дневнике писателя как сюжеты будущих возможных произведений. Этим замыслам как и многим другим не суждено было осуществиться, из завершенных произведений на темы русской истории известны лишь баллады "Рогдаовы псы", "Кудеяр", сага "Святополк", послание "Святому Димитрию Ростовскому", переложение ряд? древнерусских притч, поэма "Юрий и Ксения". Работа над историческим произведением начинается для В.Квхельбекора с исторического сюжета, который определяет и жанр, и вей систему поэтических средств. Поэт четко представляет, что сюжет о Владимирке Га-лпцком - сюжет для баллады, о первопечатнике Федорове - повести

или романа, о тверской отрочам монастыре - для поэмы. В,Кюхельбекер предстает и как поэт-экспериментатор, стремящийся поставить на службу романтизму различные необычные жанры - сагу, притчу.

А.Одоевский не относил оебя к поэтам-профеосионалац. Известен тот факт, что практически ни одно стихотворение не было им записано. Но мы знаем, что он поражал глубоким осмыслением отечественной истории и литературы современников, и сам признавался, что "с очень давних пор история Росоии служит источником моих обычных вдохновений".1 А.Одоевоким создано большое число произведений на темы русской истории - баллады "Зосима", "Неведомая странница", "Старица-пророчица", "Кутья", поэма "Ваоилько" и незавершенный отрывок поэмы "Послы Пскова".

Круг интересов в области древней литературы и истории А.Бесту-жвва-Марлинакого также широк. Не только "История государства Россий' ского" Н.Карамзина,■но и "История русского народа" Н.Полевого, исторические работы Е.Болховитинова и Г.Успенского, не только "Слово о полку Игореве", но и ряд писателей ХУШ века, которые стояли у истоков русской, украинской и белорусской литератур, Исканикия Галя-товский, Лазарь Баранович, Скорина, Стефан Яворский, Дмитрий Ростов' ский и другие становились объектами его внимания. Многие произведения древней литературы не называются прямо писателем, на них есть только намеки, мимо которых проходили исследователи. "Мудрено ли же, - пишет декабрист в статье "КлятЗа при гробе Господнем. Русская-быль ХУ века. Сочинения Н.Полевого. М., 1832" - что добрые предки наши жадно слушали о том, как черт попался в рукомойник, о блаженных макарийских островах, о странах пригишпанских, где народ немцы 'и торгуют райскими птицами, о людях с собачьим рылом и с рыбьим хвостом, об оленях о финиковым деревом между рогов..." 2. А.Бестужев здесь говорит не о баснословных преданиях, а о конкретных литературных произведениях древней Руси - "Повести о путешествии новгородского архиепископа Иоанна на бесе в Иерусалим" (черт в рукомойнике), "Сказании об Индии богатой" (о невиданных людях), "1итии Ёвстафия Планиды" (олень о финиковым деревом между рогами).

1 Одоевский А.И. Полное собрание стихотворений и писем. -

М.; Л., 1984. - С. 485. р

Бестужев-МарлинскиЙ A.A. Сочинения: В 2 т. - Ii., 1958. Т.2. - С. 601. . .

Ощущение громадного исторического наследия заставляет писателя обратиться к различным историческим сюжетам и в лирике (дума "Михаил Тверской") к в лиро-зпкческих жанрах (поэма "Андрей,князь Переяславский"), но преимущественно в прозе. Им создан ряд исторических повестей, в которых история осмыслена по-разному. Она в них подчас "точна, как Брегетовы часы", подчас "причудлива, как знатная барыкя. Она то герой, то скоморох; она Нибур и видок через строчку".1 История, по представлениям А.Бестужева, явление многоликое, и с этим связаны творческие поиски писателя в различных жанровых вариантах романтической повести.

3 первой главе "Исторические баллады декабристов и их разновидности. Притчи В.Кюхельбекера" рассматриваются малые лиро-эпические фор1:и - баллады и их разновидности. Баллада декабристов, несмотря на это обобщенное жанровое обозначение, явление неоднородное. Практически все поэты начала XIX в. писали баллады, но мы говорим о своеобразии баллад Внуковского и П.Катенина, противопоставляя и сравнивая их, говорим о пушкинской балладе, как о явлении оригинальном, в то время как баллады декабристов рассматриваются как бы обезличенно и все разом. Между тем индивидуальность каждого из поэтов проявляется и в этом жанре. Декабристов отличало стремление наЛти свежие, оригинальные и, главное, национально-своеобразные формы для русской литературы, формы, соответствующие растущему национальному самосознанию. Ориентация на темы русской исторической кизки, на национального героя, на использование русского фольклора к произведений древнерусской литературы характеризует русскую балладу декабристов.

Баллады В.Кюхельбекера ("Рогдаевы псы", "Кудеяр") наиболее тра-диционны, они в большей степени соответствуют жанровым канонам: в балладе проявляется интерес к человеческой судьбе в ее трагическом столкновении с действительностью, для нее характерен напряженный драматический конфликт, противопоставление двух или нескольких позиций, герои-антагонисты, энергичное развитие действия от эпизода к эпизоду, фантастические мотивы. Все это нашло яркое отражение в балладах В.Кюхельбекера.

Баллады А.Одоевского - иное явление. Они представляют собой

1 Бестужев-Марлинский A.A. Сочинения: В 2 т'. - М., 1958. -Т.2. - С. 5&3.

цикл, в котором каждое последующее стихотворение дополняет и разворачивает общую историческую картину. Объединение произведений в циклы - явление характерное для литературы 20 - 30-х гг. XIX в. Стремление выразить мысль как можно полнее, дать изображаемым событиям развитие приводило к созданию циклов. В поэзии А.Одоевского это связано и с появлением более крупной эпической формы - поэмы (в это время он работает над "Послами Пскова", "Василько");-

Стихотвореиия "Зосима", "Старица-пророчица", "Неведомая странница", "Кутья", как правило, называют балладами, но необходимо указать на ряд своеобразных черт баллад А .Одоевского. Б перзую оче-. редь - это неразвитость внешнего действия* Действие баллад обычно активно, герой включается в бурные жизненные события. А что происходит в "Зосиме"? Гости пируют, лишь Зосима не принимает,-участия з дире, а затем предсказывает гибель пирующих. В "Кутье" царит-тиши-на, все действие сведено к одному эпизоду - Грозный' принимает' у себя новгородских изгнанников, справляет тризну. Размыто действие и в "Неведомой страннице". Лишь в одной балладе внешней дейстйие развито более отчетливо - это "Старица-пророчица". А.Одоевский выбирает особые моменты - накануне битвы, разгрома, перед казнью. Это не лишает его баллады драматизма, но напряженность переносится как бы внутрь, драматическая напряженность связана с ожиданием событий.

Одной из своеобразных черт баллад А.Одоевского является использование символических образов (образ Софии), три баллады ("Зосима", "Старица-пророчица", "Неведомая странница") включают видение. Видение как особый жанр характерен для средневековой'литературы, в том числе и для древнерусской. Но в качества определенного художественного приема видение широко используется в литерйтуре'первой половины XIX в. и связан с поэтикой романтизма. Для А.Одоевского характерно использование обеих традиций - и идущей из глубины веков, и чисто романтической. Традиции древней литературы иы видим прежде всего в следующем: одной из причин появления жанра видения в ХУ в. является "ожидание или наступление общественной беды", 1 это так называемые, сказания о конце Новгорода (легенда о Спасе с благоелав-ляющей рукой, о Зосиме, видение пономаря Тарасия и др.). В соответствии с этим А.Одоевский, повествуя о трагической гибели новгородской республики, обращается к видениям.

1 Ключевский В.О., 0,тзвд'о<5 использовали Платонова "Древнерус ские сказания".// Щшлож.'к 6'3 т. Записок имп. Ак. Наук. - СПб,. 1890. - № 9. - С. 56.

Таким образом, свернутый эпический сюжет, особая лирическая насыщенность балЛады, внимание к психологическим драматическим ситуациям, философское осмысление мира через балладную ситуацию, использование приема видения - все это придает балладам А.Одоевского своеобразие и свидетельствует о новом осмыслении жанра. Если баллады В.Кюхельбекера в большей степени ориентированы на литературные завоевания 10-х г. XIX в. (Катенина, Жуковского), то баллады А.Одоевского развивают этот жанр, устремлены в будущее, предшествуют опытам М.Лермонтова и А.Фета.

Однако баллада как литературный жанр часто не удовлетворяла поэтов-декабристов замкнутостью балладного героя кругом собственных, индивидуальных интересов. Это приводило к поискам иных канров, в которые введен был иной герой, а вместе с ним расширился круг проблем, воплотились важные общественные вопросы времени. Жанр думы,противопоставленный балладе, разрабатывался К.Рылеевым. Попытку создать своеобразный жанр, отличный от баллады, мы встречаем у А.Бестужева - дума "Михаил Тверской", В.Кюхельбекера - сага "Святополк". Несмотря на то, что "Святополка" исследовали называют балладой, сам автор дает произведению жанровое обозначение - сага. Сага в интерпретации В.Кюхельбекера - это лироэпическое произведение более широкое по временному, пространственному охвату событий, нежели баллада, в которой стоят проблемы, выходящие за рамки личных интересов героев, и рассказанное определенным типом повествователя, нарисованным с ориентацией на представления исторической науки начала XIX в. о поэтах средневековья.

Литоратуро декабристов в большой степени присущ дидактизм. Объясняется это общей просветительской задачей декабристов. Печатью дидактизма отмечены произведения В.Рылеева, В.Кюхельбекера. Если нравоучительное содержание у К.Рылеева высказано в новых формах (элегия, послание), то В.Кюхельбекер в силу пристрастия к архаике воскрещает древнюю традицию русской и греческой литературы, использует такой жанр, как притча. И если произведения К.Рылеева являются проповедью гражданских идей, то произведения В.Кюхельбекера,написанные уже в николаевскую эпоху, в большей мере содержат, идеи нравственного развития человека, проникнуты идеей самоусовершенствования. Среди разнообразных притч В.Кюхельбекера выделяются два произведения, мало обращавшие на себя внимание исследователей. Од-' на - переложение евангельской притчи о блудном сыне, вторая - пе-релокениэ притчи Дмитрия Ростовского "Нищий".

Начиная с 1833 г. у В.Кюхельбекера возникает устойчивый инте- . рас к личности и творчеству известного русского писателя конца ХУП в. Дм. Ростовского. В 1833 г. В.Кюхельбекер перелагает его притчу "Нищий", затем в 1845 г, вновь обращается к образу поэта в послании, условно названном "Святому Димитрию Ростовскому". Высокое писательское оамосознание, полунищенское существование и высокая духовная жизнь, отрасть к литературному делу, просветительская деятельность, даже привычка вести ежедневные записи и общая любовь к древним классическим пиоателям - все это делало Дмитрия Ростовского близким и понятным поэту XIX в.

Познакомившись со статьей Перевощикова о Ростовском 1 и с его притчей о нищем, напечатанной в конце статьи, В.Кюхельбекер начинает перелагать прозаическую притчу. Поэта взволновало нравственное содержание, заключенное в притче. Помимо религиодного содержания -решения проблемы, -.кому открыта истинная вера, - произведение решает и важный нравственный вопрос о счастье внутри себя. Не случайно В.Кюхельбекер не просто перелагает притчу в стихи, а избирает именно пятистопный белый ямб, т.е. размер,прочно утвердившийся- в драматических формах. Само произведение также представляет собой1 драматическую сценку.

Евангельская притча о блудном сыне в переложении В.Кюхельбекера приобретает необычные черты: поэт XIX в. пишет ее силлабическим стихом. Это может быть объяснено историко-литературными фактами, в частности, знакомством с "Комидией притчи о блудном сыне" Симеона Полоцкого. Это утверждение основывается на ряде текстовых совпадений, на'ряде мотивов, отсутствующих в библейском тексте, на 'общих принципах композиции произведений.

Произведение В.Кюхельбекера не просто перелонение евангельской притчи, но и своеобразный эксперимент в области этого жанра, который строится у поэта на пересечении фольклорного духовного стиха и силлабической пьесы. Анализ притч "Нищий" и "Притчи о блудном сыне" позволяет сделать вывод о близости структур произведений драматическим произведениям.

Вторая глава диссертации "Исторические поэмы декабристов". Также как и баллада, поэма декабристов явление неоднородное. События исторической жизни воплощены в различных жанровых вариантах ро~

1 Перевощиков В. Св.Диыитрий Туягало. // Вестник Европы.-Г822. - И 5. - С. 4. •

мантической поэмы. Произведений.А.Бестужева "Андрей, князь Переяславский" влито в художественную форму лирической романтической поэмы в наиболее традиционной для литературы 20 - 30-х г. варианте, и сопоставимо'с поэмой К.Рылеева "Войнаровский".

Поэма А.Бестужева относится к незавершенным произведениям поэта. Сюжет поэмы строится по двум линиям - исторической, связанной с Андреем и его противниками - Всеволодом и Святославом, с историческим фактом попытки захватить Переяславское княкество; и второй - внутреннего заговора против Андрея Ольговичами. И эта вымышленная сюжетная линия повлекла за собой введение в поэму вымышленных героев - Романа, Любомира, Святовида и др. В соответствии с сюжетными линиями строится и система образов поэмы. Андрей, судя по названию, является главный героем поэмы. Создав образ идеального . правителя, миролюбивого, гуманного, А.Бестужев противопоставляет ему другой тип правителя - князей Святослава и Всеволода, корыстолюбивых, тщеславных.

Следующий круг действующих лиц поэмы - герои вымышленные. Под стать князьям и их приближенные. При князе гуманном расцветают искусства, Андрей приближает к себе поэта Святовида. Воспитанник Оль-говичей - Роман-прежде всего воин. Долгое время герой, подобный Роману, был истинным и главным героем романтических поэм. Роман, наделенный большой страстью, в которой слышатся декабристские мотивы служения Родине, сродни многим, и прежде всего' героям поэм К.Рылеева. Он наиболее близок Войнаровскому из одноименной поэмы. История Романа и Войнаровского - это история заблуждения честных, одаренных, патриотически настроенных молодых людей, отказавшихся от личного счастья, но поддавшихся ложному авторитету (Войнаровский - Мазепе; Роман - Всеволоду) и служению ложной идее. Однако А.Бестужев расширяет и углубляет сюжетную и идейную ситуацию "Войнаровского", . введя в поэму Андрея. Роман в "Андрее, князе Переяславском" действует на фоне и при активном участии идеального и реального исторического героя. Роман воплощает личную, индивидуальную волю, а Андрей - это избранник народа, за его спиной интересы русской земли. Такая "двугеройная" поэма, в которой мысли, поступки Романа просматриваются сквозь личность и деятельность идеального и реального героя, было новым явлением в романтической поэме.

Вероятно в силу трудности в рамках романтизма решить столь серьезную проблему - соотношения судьбы отдельной личности и воли

общей и решить ее многозначно, кроме того неприспособленность традиционного жанра романтической поэмы, на которую ориентировался А.Бестужев, для такой проблематики и для двух героев, - все это заставило А.Бестужева отказаться от дальнейшей работы над произведением. Соединение двух линий, двух типов героев (исторического-и вымышленного) было распространено в исторической романтической повести, в то время как в поэмах вроподобных прецендентов не было.

Поэма Л.Одоевского "Василько" завершена и дает возможность с большим основанием судить об особенностях произведения, хотя одна из ее песен утрачена. В анализе поэмы установлены исторические источники произведения, раскрыта основная художественная проблема,. не отмеченная ранее исследователями - это Проблема суда истории и суда народа и суда княжеского - неправого. Одной из центральных проблем поэмы-является проблема взаимоотношения христианства и язычества и их роли в развитии русского общества.

В анализе художественного своеобразия поэмы А.Одоевского от-' мечена точность использования исторических фактов - явление уникальное в романтической поэме. Исторически точно и достоверно изображены не только главные действующие лица поэмы - Василько, Давид, киевский князь Святополк, но и второстепенные исторические герои - . брат Святополка ярополк, его убийца Нерядец, Владимир Мономах и множество других исторических героев, которые упоминаются только в нескольких словах. Даже в частных эпизодах А.Одоевский точен, и опирается на исторический факт (например,'упоминание о схимнике Иоанне). Как знаток и поэтический исследователь истории, старающийся в общем и в деталях придерживаться точности, А.Одоевский из всех поэтов-декабристов, ближе всего стоит к А.Пушкину и отличается от К.Рылеева, А.Бестужева, и даже от В.Кюхельбекера. Поэма А.Одоевского принадлежит к числу романтических поэм, но ее невозможно отнести к числу лирических байронических поэм. Почти полное отсутствие лирической интонации, энергичный, последовательно развивающийся сюжет, разветвленная система действующих лиц, множество исторических реалий и исторических подробностей, расширяющих горизонты сюжета,соединение нравственных и остро политических проблем делают произведение уникальным и говорят о новом варианте романтической поэмы.

' Поэмй В.Кюхельбекера "Юрий и Ксения" представляет большой ин- : терес для изучения творчества поэта-декабриста. Для самого поэта она была очень важна. С началом работы над "Юрием и Ксенией"свл-зан подъем всех внутренних сил поэта. По завершении работы поэма

била послана А.Пушкину, и хотя в печать она не попала, сам факт отсылки ее Пушкину свидетельствует о большом значении, которое ■ -придавал произведению В.Кюхельбекер.

Продолжая в поэме историческую тему, начатую еще в 1820-е г., В.Кюхельбекер, в отличие от своих ранних исторических произведений, и поэм А.Бестужева и А.Одоевского, лишает ее общественно-политических декабристских мотивов.

Поэт сознательно с первых строк ориентирует читателя на "легкую" разработку исторической темы, упоминая имя Богдановича и его поэму "Душенька". И это должно заставить последователя более внимательно отнестись к проблеме жанра произведения. Ее нельзя безоговорочно отнести к жанру русской романтической поэмы, каким он сложился в 20 - 30-х гг. XIX в. Поэма строится вокруг не одного-двух героев, а четырех-пяти центральных персонажей произведения. Их взаимоотношения, естественно, становятся гораздо сложнее. Юрий ■в названии произведения связан с Ксенией. Но сам автор так определяет сюжет: "басяь о любви Ксении и Ермила, Юрия и Ольги". Традиционная любовная пара, стоящая в центре произведения, распадается, взаимоотношения героев осложняются. Разветвленность сюжета, сложная система действующих лиц говорит о стремлении отказаться от традйционной романтической схемы. Важным структурным элементом ро-': мантической поэма является отчуждение героя, разочарованность его в жизни и желание бежать из порочного мира. Здесь этот мотив приобретает более общий, универсальный характер. Жизнь приносит разочарование не только "мыслящему" Юрию, но и простым, бесхитростным Елисею и Ермиле. В.Кюхельбекер постепенно подходит к изображению внутреннего мира "маленьких" героев. Это связано со стремлением всей литературы 30-х гг.приблизиться к пониманию подобного героя, сделать его-значимым лицом. Чувства Елисея, Ермилы.оказались 8 изображении В.Кюхельбекера ничуть не менее глубоки, чем чувства Юрия. А в последних песнях все три столь- разные героя стали фактически равными не только психологически, но и сюжетно..

Одной из важных черт поэм на исторические сюжета является попытка воссоздания в произведении национального колорита. Непосредственно- связан с проблемой национального колорита вопрос о языческой и христианской культурах. Тема судьбы, связанная поэме с темой язычества, и нравственной силы человека, несущего христианские убеждения, становится важной темой "Юрия и Ксении".

Поэма Б.Кюхельбекера создана на перекрестии многих литератур-

ных традиций, с одной стороны, в ней отчетливо проявляется традиция романтической поэмы с характерными сюжетными мотивами, напри-мер;мотивом отчуждения. С другой стороны, ей оказались не чужды богатые традиции поэмы конца ХУШ - нач. XIX в., она может быть представлена как развитие линии, разработанной И.Богдановичем ' ("Душенька"), Н.Карамзиным ("Илья Муромец"), А.Пушкиным ("Руслан и Людмила"), т.е. линии легкой и .сказочно-исторической поэмы. Диапазон литературных реминисценций, вызванных этой поэмой,чрезвычайно велик - от произведений английского поэта Крабба до А.Пушкина.

Третья глава диссертации - "Исторические повести А.Бестужева-Марлинского". Произведения писателя рассматриваются в хронологическом порядке, что дает возможность проследить развитие ^"исторической прозы.

"Листок из дневника гвардейского офицера" представляет собой часть цикла путевых заметок, оформленных писателем в виде отрывков из дневника. Путевые записки А.Бестужева носят черты поздних путешествий, когда на основе этого жанра возникают, с одной стороны, разрозненные фрагменты - "листки из дневника", а с другой - "самостоятельные отдельные повести ("Замок Венден", "Гедеон").

"Листок из дневника...", представляющий собой один из фрагментов путешествия, тем не менее самостоятельное произведение, т.к. фрагмент как своеобразная литературная форма получил смысловую завершенность именно в литературе романтизма.

Лирическое начало, заложенное в жанре дневниковой записи, очень сильно в произведении. Это выражено и в совмещении в пределах одного текста и стиха и прозы, и в лирическом принципе изображения исторических событий - события ледового побоища рисуются в воображении лирического героя, и своеобразном элегическом стиле произведения.

Несколько ведущих жанров поэзии оказало влияние на развитие романтической прозы. Прежде всего, это элегия, баллада' и поэма. Ранние произведения А.Бостукева, в том числе и "Листок из дневника... "во многом нахоДОтся под влиянием элегической традиции, а повесть "Гедеон" построена по законам баллады. Тема непредвиденности, неразумности рудьбы, расплаты невинных за грехи отцов,дея- . тельный характер героя, своеобразная композиция и система образов, легендарный источник сюжета - все это' роднит произведение с балладой. •

"Роман и Ольга" - историческая повесть писателя, выраженная

д самостоятельной форма, произведение, оторвавшееся от дневниковых записей, путевых впечатлений. На протяжении многих лет желание написать историю Новгорода не покидало А.Бестужева, считавшего себя истинным новгородцам. Попытка создать художественную истории Новгорода воплотилась в повести "Роман к Ольга". Она была призвана нарисовать картину гармонического мира, воссоздать жизнь в идеальном историческом облике. Практически все герои повести, и главные и второстепенные, представлены людьми цельными, сильными, честными. Роман и Ольга предстают образцами человеческих и гражданских достоинств, даже разбойник Беркут рисуется не в своей злодейской роли, а в роли храброго, но заблуждающегося воина. Несмотря на тесше одежды идеала, А.Бестужеву удалось создать широкую и полную картину описываемой эпохи.

Притязания Москвы к Новгороду, решения веча, многочисленные посольства, дипломатическая переписка, новгородское ушкуйничество и разбойничество, отношения Новгорода о Литвой и о немцами, даже упоминание, казалось бы, частных лиц - вое это передано документаль но точно и создает широкую панораму исторической жизни Новгорода. В то же время реальные исторические события ооединены с жизнью частного человека (как в истории главных героев, так и второстепенных). "Этот принцип изображения истории утвердился в русской повес-г, ти первой половины XIX века прежде всего под влиянием романов Вальтера Скотта. Однако историческая тема не соединяется органичеоки с любовной. Повесть как бы состоит из двух половин (исторической и любовн&й), которые соединены лишь частично. Каждая из этих половин не подчинена другой, они сосуществуют в определенной степени самостоятельно.

Главные герои повести, Роман и Ольга, отражают как бы две темы, две сюжегныв линии произведения* Роман и Ольга - герои контрастные. Роман - герой действия, герой балладный. С ним связана прежде всего историческая линия повести. Весь путь Романа -неудачное сватовство, посольство в Моокву, встреча с разбойником, плен в Москве, неожиданное освобождение и в конце счастливая свадьба -путь героя баллад. Вероятно, поэтому возникает аналогия судьбы Романа с судьбой Гаральда Смелого.

Лирическая линия "Романа и Ольги" связана с традицией повести .Н.Карамзина "Наталья, боярская дочь". Любовная история, образ Ольги привносит в повесть лирическую, сентиментальную окраску.

Повеоть "Изменник" может быть соотнесена со "старинной повестью" "Роман и Ольга". Это сходство мы видим прежде всего в декаб-риотской направленности произведений. Если в "Романе и Ольго" нарисована идеальная картина человеческих и гражданских отношений, то в "Изменнике" доказывается декабристская гражданская идоя от противного, на основе негативного примера.

Однако в художественном плаце повесть "Изменник" построена по иным принципам. 3 центре произведения стоит один героя - Владимир Сицкий, - именно на него направлено пристальное внимание автора. Исследованию зла, порока, измены этого героя и посвящена повесть. Причем, сосредотачивая внимание на личности Владимира Ситцкого, автор избирает психологический аспект для своей повести.

Важная гражданская идея, заключенная в повести, что боа четкого, осознанного гражданского ориентира человек неизбежно деградирует как личность (ведь в конце повести Владимир становится не только предателем, но и братоубийцей), не давала покоя не только А.Бестуже*-ву, но и К.Рылееву, обращавшемуся к "изнеженному племени переродившихся славян".

Михаил Ситцкий, брат и антагонист Владимира, в меньшей степени интересует автора. Михаил и Елена, идеальные герои, остаются за пределами фабулы повести. Владимир же представлен в окружении лиц, сходных с ним, лиц, приносящих зло, изменников. Это реальные исто-рическио фигуры поляка Лисовского и Ивана Хворостинина, в которых подчеркнуто их демоническое начало.

В литературоведении сложился взгляд на повесть "Изменник" как на повесть-поэму, как на определенную стадию "в освоении прозаическим повествованием опыта романтической поэмы".1 Связь повестей А.Бестужева с романтической байронической поэмой была отмечена еще А.С.Пушкиным, написавшим* "Это хорошо для поэмы байронической" заключается в интересе к демоническим характерам, в развенчании героя-индивидуалиста, в лирической приподнятости повествования, в передаче психологических состояний героя, во введении религиозно-философского мотийа борьбы добра и зла (дьявола и ангела) за душу че~

1 Петрунина H.H. Декабристская проза и пути развития повествовательных жанров. // Русская литература. - 1978. - № I. - С. 43.

2 Пушкин A.C. Собрание сочинений: В 10 т.- М.; Л., 1951. -Т; 10. - С. 147.

ловека, и в традиционной для романтической поэмы любовном конфликте, хотя он является здесь второстепенным, и в композиционных приемах (большие хронологические купюры в развитии действия,иоповедь героя, "быстрые переходы").

Повесть "Наезды" была напиоана в 1831 г, и принадлежит к новому, последекабристскому этапу развития творчества писателя.

Открывается она подзаголовком - "Повеоть 1613 года". Год этот значим в идейно-художественном содержании произведения. 1613 год, в который происходит действие повести, год избрания на преотол оо-бором нового царя, молодого, демократичного - Михаила Романова. Это и первый год относительной стабильности, наступившей на Руси пооле Смутного времени. События Смутного времени дают писателю большой простор для авантюрного сюжета, для проявления деятельного характера героя. Говорить об истории только как о фоне для острого приключенческого ошвта нельзя потому, что все произведение насыщено историческими именами, иоторичеокими реалиями, потому, что герои постоянно раооуждают об исторических событиях. Один из главных героев, князь Серебряный, не только очевидец всех этих волнующих событий, но и непосредственный их участник. Он тепло был принят Мариной, затем сражался под знаменами Скопина-Шуйского,позже Пожарского, он знает лично Жолковского, он участвует в выдворе-0 нии Яна Струса из Кремля и других исторических событиях.

Но не только русские обсуждают исторические события, отоль же жарко волнуют они и поляков. Такая наполненность повести историей соотносится со олова'^.Бестужева-Марлинского из статьи "Клятяа при гробе Господнем. Русская бияь ХУ века": "Теперь история не в одном деле, но и в памяти, на сердце у народов. Мы ее видим, слышим, осязаем ежеминутно; она проницает в нас всеми чувствами. Она толкает вас логтями на проулке, втирается между вами и дамой вашей в ка-тидьон".1

Определяет история и любовную линию повести.

Все главны? герои повести, князь Степан, Варвара,.Лев Колонтай исключительно хороши и благородны. Но тем не менее все трое оказываются глубоко неочастными.

Любовь чужеземки не несет Льву счастья, он никогда не сможет со всей отдачей служить Польше; На пути к счастью стоит вражда двух

1 Бестужев-Мерлинский A.A. Собрание сочинений: В 2-х Т.Н., 1958. - Т.2» - С.563. .

государств, такие противоречия, которые не могут быть примиримы.

Однако Лев Колонтай, непримиримый враг русского государства, наделен автором всевозможными достоинствами. И если враги Новгорода, москвичи, в повести "Роман и Ольга" представлены были одной враждебной массой, то в поздней повести "Наезды" враги России представлены конкретными и разными лицами - благородными и жестокими, честными и разбойничьими,.

Интересны и важны проблемы повести, связанные с польскими сценами. Польша, поляки представляют как бы новую, по сравнению с Россией, ступень в историческом раззитии. Полма включена А.Карпинским в европейскую цивилизацию. Во всех описаниях незримо присутствуют аналогии с русской жизнью ХУШ-Х1Х "вв.

Если вернуться к тому факту, что повесть обозначена точной датой 1613 г., годом воцарения Михаила Романова, то можно утверждать, что автор хотел представить в польских стенах то будущее России, которое ждет ее с приходом нового царя» основоположника новой династии Романовых, дедом Петра I. Польша в повести представляет как бы праобраз русской жизни ХУШ-Х1Х веков. '

История в повести "Наезды" представлена не просто фоном для развития сюжета, а органически переплетается со всеми проблемами повести.

В художественном плане "Наезды" представляют иную, в сравнении с ранними произведениями писателя» форму исторической повести. И, главное, это отказ от традиции использования приемов лиро-эпических жанров в построении произведения.

Границы повести расширены большим числом второстепенных и эпизодических персонажей, служащих разным идейным и сюжетным целям, но расширяющих картину изображаемых событий, придающих ей эпическую широту.

Сконцентрированность действия до нескольких дней и последовательный разворот событий, без купюр» без недомолвок, отсутствие прямых авторских оценок, лирических интонаций говорят об иных прин-• ципах -организации произведения в сравнении с прежними повестями, принципами развивающегося эпического повествования.

В соответствии с жанром произведения история в произведениях А.Вестуже'ва-Марлйнского приобретает самые разнообразные формы: она то страшна и непредсказуема, как в "повести-балладе", то идеальна и гармонична, как в повести, соединяющей яркоо гражданской звуча-

нио и лирическую любовную интонацию /"Роман и Ольга"/, то полна нравственно-философских проблем, как в повести, созданной под 1 ., оилышм влиянием байронической поэмы /"Изменник"/, то полна неожи-жанностей и приключений, как в повести "Наезды",

Н заключении оумшруются выводы и подводятся итоги исследования.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Обработка древнерусского литературного сюжета в балладе А.И.Одоевского "Зосима".// Литература Древней Руси. -М., ТЯ8Т.-0,4 п.л.

2. О древнерусских источниках двух притч В.Кюхельбекера.// Литература древней Русл. , Т9ьа. -0.fi п.л.