автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Женский идеал в системе аксиологических представлений Ф.М. Достоевского

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Барышникова, Ольга Олеговна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Орел
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Женский идеал в системе аксиологических представлений Ф.М. Достоевского'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Женский идеал в системе аксиологических представлений Ф.М. Достоевского"

На правах рукописи

Барышникова Ольга Олеговна

ЖЕНСКИЙ ИДЕАЛ В СИСТЕМЕ АКСИОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО

Специальность 10.01.01 Русская литература

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

5 ДЕК 2013

Орёл-2013

005542955

Диссертация выполнена на кафедре литературы ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет»

Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор Криволапов Владимир Николаевич

Официальные оппоненты:

Ермолаева Нина Леонидовна, доктор филологических наук, профессор ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет»

Конышев Евгений Михайлович, кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет»

Ведущая организация:

ФГБОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»

Защита диссертации состоится «24» декабря 2013 года в 16.00 на заседании диссертационного совета Д 212.183.02 при Орловском государственном университете по адресу: г. Орел, ул. Комсомольская, д.41, корп.З, ауд. 421.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Орловского государственного университета по адресу: 302026, г. Орёл, ул. Комсомольская, д. 95.

Автореферат разослан < ноября 2013 года

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат филологических наук, доцент

А.А. Вельская

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

В последнее десятилетие в русской научно-философской мысли осуществился поворот к религиозной аксиологии и религиозной этике. Это обусловлено переживанием духовного кризиса и утратой нравственных идеалов в современном обществе. Аксиология привносит новое видение в теологическое постижение художественного наследия Ф.М. Достоевского, по убеждению которого, вне Бога человечество не сможет найти ответы на фундаментальные вопросы человеческого бытия.

Реферируемая диссертационная работа посвящена исследованию непосредственной связи между женскими образами и эстетической формулой Ф.М. Достоевского о спасении мира и человека. Женский образ рассматривается в ракурсе главной аксиологической проблемы писателя - проблемы красоты, визуальным воплощением которой в образной системе романов великого «Пятикнижия» выступает тип «необыкновенно прекрасной женщины». Красота героини понимается как попытка писателя художественно воплотить непреходящие духовные ценности.

Проблема женского идеала поднимает вопрос о духовных ценностях самого писателя и возможностях их художественного воплощения средствами искусства. Раскрытие «загадки» красоты способно многое объяснить не только в личности и психологии великого русского писателя, в его индивидуальном отношении к миру, к человеку и к Богу, но и в психологии творчества и диалектике человеческого духа. Этим и определяется актуальность исследования.

Творчество Ф.М. Достоевского при жизни писателя рассматривалось в гоголевских традициях, а классифицировать персонажи, как мужские, так и женские, предлагалось в социально-психологическом аспекте. Женский идеал Достоевского не был отражением общественных воззрений и эстетических вкусов эпохи писателя, вследствие чего его новаторский художественный метод, заключающийся в пристрастии к «исключительным», «фантастическим» явлениям действительности, не мог быть в полной мере понят и принят современниками. Если первые произведения молодого Ф.М. Достоевского получили положительные критические оценки в силу их сострадания к «униженным и оскорбленным», то последующие - вызывали ожесточённую полемику в литературных кругах. В частности, В.Г. Белинский, высоко оценивший романтическую повесть «Белые ночи», впоследствии не принял эстетическую позицию Ф.М. Достоевского, оставшегося верным «идее красоты»: «Мы сами были некогда жаркими последователями идеи красоты, но с одной красотой искусство ещё далеко не уйдёт»1. В глазах современников Ф.М. Достоевский выступал сначала сторонником искусства для искусства, потом - тенденциозным мистиком.

Впервые вопрос о значении женского персонажа в творчестве Достоевского подняли русские религиозные философы культуры Серебряного века,

' Гроссман Л.П. Достоевский. - М„ 1965 (ЖЗЛ). С. 89.

оценивая новаторский метод писателя в изображении взаимосвязей, которые существуют между мужчинами и женщинами.

Концепция любви B.C. Соловьёва: «<...> истинный человек в полноте своей идеальной личности не может быть только мужчиной или только женщиной, а должен быть высшим единством обоих»1 - восходит к Достоевскому по убеждению которого, мужчина и женщина составляют «единый цело-купный организм»2. Пытаясь разгадать тайну пола, философская мысль начала XX века, называет два пути преодоления неполноценности человека: любовь и творчество. Затрагивая проблему женского идеала Достоевского, В.В. Розанов отмечает, что в художественном мире писателя «идеал содомский переходит в идеал Мадонны» и обратно, тем самым открывая «безграничную свободу всякой красоте»3. По мнению философа, в творчестве Ф.М. Достоевского мучительно звучит мотив не спасительной, а убийственной красоты, в которой извращена сама идея красоты, в которой отчётливо слышится трагический разрыв между телесным и духовным.

H.A. Бердяев, отмечая антропоцентризм творчества Достоевского, делал акцент на том положении, что у него «исключительно мужская антропология»4. Рассматривая женщину как некую иррациональную стихию, а не как самостоятельную личность, Бердяев оценивает женщину в романах Достоевского как средство раскрытия трагического пути человека, понимая под «человеком» исключительно мужской персонаж.

Определённый вклад в изучение проблемы внесла культура Русского Зарубежья. В 30-е годы XX века Марк Слоним предпринял попытку психоаналитического анализа творчества Ф.М. Достоевского по методу З.Фрейда, приоткрывая закрытую в советском литературоведении тему личных отношений писателя с женщинами, основываясь на опубликованных материалах дневников и личной переписке писателя. М. Слоним, вслед за некоторыми современниками писателя (И.С. Тургеневым, H.H. Стаховым), с которыми тот был в сложных взаимоотношениях, отказывал Достоевскому в чувстве прекрасного.

Концептуально важными для исследования обозначенной проблемы являются мысли В.В. Зеньковского, рассматривающего творчество великого писателя в русле христианского мировоззрения. В.В. Зеньковский проблему красоты в творчестве Достоевского представляет как антиномию: красота как спасение и красота как губительная сила. Философ утверждает, что у Достоевского было «замечательнейшее чувство прекрасного», однако это чувство было отягощено сознанием того, «как мучителен путь человека к красоте, ка-

1 Соловьев B.C. Смысл любви. //Философия искусства и литературная критика. - М: Искусство, 1991. С. 122.

2 Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30 т. — Л.: Наука, 1972 - 1990. Т. XXVII. С. 46.

3 Розанов В.В. На лекции о Достоевском. Библиотека «Вехи». 2000 г. [Электронный ресурс]: http//www.vehi.net./rosanov/dost 3.html.

4 Бердяев H.A. Миросозерцание Достоевского. [Электронный ресурс]: http://www.ahraerov.com/book_518_chapter_7_glava_v.html

кая опасность заключается для него в нём самом, принять за красоту её противоположность»1.

Важный вклад в развитие собственно литературоведческого метода в достоевистике вносят исследования советских учёных 60-70 годов (Л.П. Гроссмана, В .Я. Кирпотина, В.Г. Одинцова), Большой интерес для исследования нашей проблемы представляет работа В.Г. Одинцова «Типология образов в художественной системе Ф.М. Достоевского», в которой исследователь высказал мысль об универсальной личности как воплощении идеала писателя.

При погружении в проблему женского идеала Ф.М. Достоевского, принимаются во внимание исследования Т.Н. Касаткиной, A.A. Гачевой, Е. Новиковой, Е. Местергази, предлагающие рассматривать женский идеал писателя в русле православной традиции. Интерес для решения проблемы женского идеала в ракурсе религиозного миропонимания представляют работы зарубежных исследователей разных конфессий. Католический священник Романо Гуардини отождествляет понятие «совершенное» с понятием «завершённое»: «Гибнущая красота, несущая на себе печать отчаяния — и завершённости»2 - воплощение идеальной сферы бытия в предельном, конкретном, завершённом существовании. Православный французский философ-богослов Оливье Клеман предостерегает от поиска тотальных общечеловеческих ценностей, который осуществляется за счёт свободы: «Я думаю, например, о Достоевском <...>... Как будто пришёл тот момент, когда свобода должна сделать выбор: или разрушиться, или почувствовать, в самой глубине ада, через сияние глаз, - например взора Владимирской Богоматери, - что она сама нуждается в освобождении» .

Размышления религиозных философов об онтологических воззрениях Ф.М. Достоевского приоткрывают завесу тайны сотворения художественного мира гения, в котором исключительная роль принадлежит идее Софийности мира. Утверждая единство добра, истины и красоты, в «Трех речах в память Достоевского» B.C. Соловьёв определяет это единство как «три неразлучные вида одной безусловной идеи»: «Истина есть добро, мыслимое человеческим умом; красота есть то же добро и та же истина, телесно воплощённая в живой конкретной форме. И полное её воплощение - уже во всём - есть конец и цель и совершенство, и вот почему Ф.М. Достоевский говорит, что красота спасёт мир»4.

Женский образ в творчестве Достоевского, его типология, нравственно-эстетическая проблематика - востребованные темы в современном литературоведении. О героинях писателя современные исследователи пишут много, рассматривая тему женского персонажа в контексте проблем: духовной и социальной свободы, гордости и смирения, проблемы эмансипации, а также в

' Зеньковский В.В. История русской философии. — М., 2001. С. 410.

2 Гуардини Р. Человек и вера. — Брюссель, 1994. С. 284.

3 Клеман Оливье. Отблески света. Православное богословие красоты. - М., 2002. С. 57.

4 Соловьев B.C. Три речи в память Достоевского //Философия искусства и литературная критика. М.: Искусство, 1991. С. 245.

контексте проблемы традиций и новаторства Достоевского в создании женского образа. Из последних диссертационных работ значимы работы Т.В. Гущиной «Художественно-эстетические функции женских характеров в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». (Орел, 2004), Т.Ф. Дойниш-никовой «Женские образы Ф.М. Достоевского: итоги и перспективы изучения» (Улан-Удэ, 2006), Е.В. Кузнецовой «Художественная аксиология в романе Ф.М. Достоевского «Идиот» (Магнитогорск, 2009), Ф.Ф. Камельяновой «Романы Ф.М. Достоевского «Идиот» и Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго»: типологическое сходство художественных систем (Бирск, 2011). Наиболее близкой по тематике и методологии к нашему исследованию является работа Е.В. Кузнецовой, но аксиологический метод автор в большей степени применяет к главному герою романа «Идиот», рассматривая Мышкина в качестве художественного воплощения идеала личности, а женский образ, в частности, образ Настасьи Филипповны расценивается в данном исследовании как представление героя о возможном идеале. Вопрос о том, насколько соответствуют эти представления представлениям самого Достоевского о красоте женской личности, остается открытым. Таким образом, можно констатировать, что степень разработанности темы исследования незначительна, так как изучение женского образа в ракурсе главной аксиологической проблемы жизни и творчества писателя не становился объектом самостоятельного научного изучения. В реферируемой работе приводятся доказательства того, что женский образ можно рассматривать как «телесную» форму воплощения представлений писателя об «идеальном» и «прекрасном».

Объект исследования - художественная аксиология и антропология, представленная в романах, составляющих великое «Пятикнижие» Ф.М. Достоевского.

Предмет исследования - женский образ в романах Ф.М. Достоевского, его генезис и эволюция, красота женщины в иерархии ценностей писателя.

Материалом исследования послужили тексты романов, составляющих великое «Пятикнижие» Ф.М. Достоевского; публицистические, эпистолярные произведения, дневники и заметки писателя; воспоминания и дневники о Достоевском его современников и современниц (А.П. Сусловой, А.Г. Достоевской, Л.Ф. Достоевской, А.Е. Врангеля и др.).

Цель исследования: определить свойства женской красоты, имеющие безусловную нравственно-эстетическую ценность в художественной аксиологии писателя и служащие авторской идее спасения мира и человека.

Задачи исследования:

1) рассмотреть идею Ф.М. Достоевского о красоте как религиозно-философскую проблему в ракурсе исторических эпох и авторских концепций;

2) выявить признаки новаторства художественного метода Ф.М. Достоевского в создании женского образа и изображении драматичных взаимоотношений мужчины и женщины, в интерпретации любви и страсти;

3) выявить причины противоречивости между рациональным представлением Ф.М. Достоевского о женском идеале и его художественно-образным воплощением;

4) предложить характерологию «необыкновенно прекрасной героини» Ф.М. Достоевского в проекции её личностного развития к идеалу Богородичного образа: от уникальности образа к универсальности идеала.

Научная новизна исследования. Женский образ в творчестве Ф.М. Достоевского, его типология, художественно-эстетическое значение многократно исследовался литературоведами. Однако при изучении аксиологических и онтологических проблем в художественном мире Достоевского женский образ рассматривался фрагментарно, как средство раскрытия мира героя и его идеи. В центре внимания исследований находился герой как носитель великой идеи самого автора (например, князь Мышкин как воплощение «положительно прекрасного человека»).

Выбор темы для диссертационного исследования может показаться парадоксальным, так как, на первый взгляд, ни один из женских персонажей не является конкретным воплощением совершенства, а чаще наоборот - противостоит ему. Вопрос в том, почему Ф.М. Достоевский, высоко ценивший идеал «положительной красоты», воплощением которой он считал образ пушкинской Татьяны, прорисовывая прекрасные черты своих героинь, не наделил их цельностью характера «идеальной» героини, вскрывает внутренние противоречия в мировоззрении писателя.

Обращаясь к «аксиологии» Ф.М. Достоевского в его художественном наследии, мы имеем дело не с логически выстроенной системой взглядов на проблему красоты, а с её художественной интерпретацией. Для исследования данной проблемы интерес представляет не только мировоззрение Ф.М. Достоевского, но и его творческая интуиция. Творчество писателя не исчерпывается идейно- художественным толкованием. Гениальные откровения Достоевского неожиданно возникали под влиянием взаимоотношений с женщинами, игравшими большую роль в его личной и общественной жизни.

Женский образ Достоевского предлагается рассматривать в его динамике, так как именно способность к эволюции отражает сущность женского идеала в художественной аксиологии писателя. Художественная символика, используемая автором в создании женского образа, задаёт вектор его развития в сторону Богородичного идеала.

Женский идеал, его генезис, эволюция, аксиологическое значение в наследии Достоевского - относительно новая и перспективная тема отечественной достоевистики. Представленная на защиту диссертационная работа призвана стать первой попыткой изучения женского образа в качестве главного носителя красоты в художественном мире писателя. «Фантастически прекрасная женщина» Ф.М. Достоевского рассматривается как литературный тип, воплотивший в себе эстетическое кредо великого писателя и мыслителя.

Теоретическая значимость заключается в выделении типа «необыкновенно прекрасной» героини и представлении его характерологии, учиты-

вающей нравственно-эстетический идеал Ф.М. Достоевского, основывающийся на религиозном понимании красоты; а также в определении метода Ф.М. Достоевского в создании женского образа как новаторского, предвосхитившего символистские идеи рубежа XIX-XX веков в области философии, культуры, художественного творчества, и, особенно, в поэзии, в числе которых важное место занимает актуализация женского начала (идея Софийно-сти, «Прекрасная дама» у Блока).

Теорстичико-методологической основой исследования стали религиозно-философские труды по проблемам антропологии и аксиологии (Платон, H.A. Бердяев, С.Н. Булгаков, В.В. Зеньковский, И.О. Лосский, Р. Гуардини, О. Клеман и др.), философские и психологические исследования проблемы пола и женственности (В.В. Розанов., B.C. Соловьёв, М.О. Меньшиков, О.В. Рябов, В. Свинцов), труды по теории художественного восприятия (С.Н. Выготский, 3. Фрейд, И. Нейфельд), литературоведческие исследования поэтики и художественных образов Ф.М. Достоевского (М.М. Бахтин, А.П. Белик, В.Г. Одинцов, В.Е. Ветловская, Г.С. Померанц, Т.А. Касаткина, Л.И. Сара-скина, A.A. Гачева, Е. Новикова, Е. Местергази, А.П. Власкин и др.), биографические исследования жизни и мировоззрения Достоевского (Л.П. Гроссман, В Л. Кирпотин, Б.И. Бурсов, И.Л. Волгин, Г.М. Фридлендер и др.)

Концептуальную основу данного исследования составляют работы философов и ученых, изучавших наследие писателя с религиозно-философских позиций. Обращение к психоаналитическому методу 3. Фрейда и его последователей позволяет вскрыть внутренние причины противоречий в динамике развития и формирования мировосприятия Ф.М. Достоевского, рассмотреть проблему понимания и воплощения идеалов писателя как важную проблему творчества с различных идеологических позиций.

В рамках диссертационного исследования используется комплексный подход, сочетающий в себе методы: аксиологический, историко-литературный, сравнительно-исторический, биографический, контекстуальный, проблемно-логический, психоаналитический.

Положения, выносимые на защиту:

1. «Идеальное» в художественном мире Достоевского следует понимать как норму и потенцию в развитии личности через призму христианской любви и веры в человека. Главным критерием «идеального» в мире Достоевского выступает красота, понимаемая писателем как религиозная проблема.

2. Визуальным воплощением идеи красоты в романах Достоевского является тип «необыкновенно прекрасной женщины». Черты гордости и страдания - проявления красоты в образе героини, приближенной к женскому идеалу писателя. Движущей силой развития образа является антиномия сатанинской гордости (красота Клеопатры) и христианского смирения (красота Мадонны).

3. Характерология «необыкновенно прекрасной женщины» Достоевского актуализирует проблему воплощения религиозной идеи средствами искусства и претворения её в реальность и объясняет причину противоречия

между рациональным пониманием и художественным воплощением женского идеала писателя.

4. В характерологии «необыкновенно прекрасной женщины» Достоевского как сущностные грани красоты выступают свойства: мечтательность, искренность, загадочность, непосредственность, на основании которых можно выделить типы характеров: «героиня-мечтательница», «инфернальная героиня», «героиня-сестра», «юродивая героиня». Данные характеры, являясь уникальными, восходят к Богородичному идеалу, который раскрывается не в отдельном романе и не в конкретной героине, а в системе женских образов, представленных в развитии.

Достоверность выводов подтверждается опорой на целый корпус теоретических источников, включающий в себя литературоведческие исследования поэтики и художественных образов Ф.М. Достоевского, биографические исследования жизни и мировоззрения писателя, а также религиозно-философские труды по проблемам антропологии и аксиологии, психологические исследования в области изучения художественного восприятия и психологии творчества. Положения и выводы диссертации подтверждаются филологическим анализом текстов и сравнительным анализом аксиологических воззрений писателя, представленных в документальных и художественных источниках.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования его материалов для подготовки лекционных курсов по истории отечественной словесности XIX в. и специальных курсов, посвященных традициям Достоевского в творчестве русских писателей и поэтов конца XIX - XX вв.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования были представлены в виде докладов на всероссийских и международных научно-практических конференциях:

- «Знаменские чтения»: «Церковь и общество: история и современность» (Курск, 2008), «Молодёжь, Общество. Религия: современная модель взаимодействия» (Курск, 2009), «Духовные ценности российского общества в XXI веке» (Курск, 2010), "История и перспективы церковно-общественного соработничества в России» (Курск, 2011);

- «Фетовские чтения» (Курск, 2012, 2013).

По теме диссертации опубликовано 6 статей, в том числе 2 - в журналах, аккредитованных ВАК Министерства образования и науки РФ.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, 3-х глав, имеющих внутреннюю рубрикацию, заключения и библиографии.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы исследования, охарактеризована степень её научной новизны, определены цель и задачи работы, выделены объект и предмет исследования, раскрыта теоретическая и практическая

значимость работы, представлена методология исследования, изложены положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Красота как главный критерий в определении женского идеала» аксиология Ф.М. Достоевского рассматривается через призму идеи красоты и выделяется женский образ как основной объект в системе образов писателя, визуально воплощающий эту идею. Красота определяется как первостепенная в иерархии ценностей Ф.М. Достоевского, раскрывается её сущностная связь с понятиями истины, добра, любви, веры.

В параграфе 1.1. «Красота как философская проблема» понимание красоты рассматривается в ракурсе эпох и концепций, начиная с античности и приближаясь к современности. Экскурс в историю проблемы демонстрирует неоднозначность понятия красоты и вместе с тем помогает выявить важные критерии «прекрасного» в классической философии, которые имеют для данной работы фундаментальное значение:

- Гармония (греч. - «связь», «стройность», «согласованность», «соразмерность») - основной критерий красоты в понимании античных философов -один из универсальных принципов организации Космоса, природы, искусства, человека, заключающийся в способности преодолевать первичный хаос бытия;

- Триединство красоты, добра и мудрости. Сократ определяет учение о красоте термином «калокагатия» (от греч. «колос» - «прекрасный» и «агатос»

- «добрый»), поставив эстетическую восприимчивость на один уровень с мудростью и добродетелью.

- Красота как эйдотичечский образ, а не как характеристика вещей. По Платону, насколько вещь соответствует своему эйдосу (идее) - настолько она совершенна.

- Стремление к красоте как проявление Эроса (греч. егоБ - желание, стремление, страстное влечение) - созидательного, творческого начала в человеке. Ценность любви состоит в том, что она «требует от любящего и от любимого великой заботы о нравственном совершенстве» (Платон).

Как фундаментальные в аксиологии Ф.М. Достоевского рассматриваются религиозные идеи христианской философии:

- Иерархическое постижение красоты. Красота, постигаемая душой человека, рассматривается Плотином как первая ступень на пути человека к совершенству.

- Гармония как единство противоположных составляющих: прекрасного и безобразного. Истинно прекрасным, в понимании Августина Блаженного, мыслится единство красоты душевной и телесной. Между тем, несовершенство физической формы не исключает причастности человека к высшему совершенству;

- Красота как важный критерий в оценке истинности отношений человека и Бога. Отмечая символическое воплощение красоты в литературных образах Достоевского, принимается во внимание многовековая отечественная традиция, сложившаяся со времени Крещения Руси, в которой красота осмыслива-

ется через художественный образ-символ, опережая его теоретическое осмысление. На языке символов в отечественной словесной культуре утверждается всеединство добра, истины и красоты.

Просветительская идеология конца XVIII - начала XIX века, отожествляет понятия «прекрасное» и «полезное», вследствие чего красота принимает утилитарное значение, утрачивается её религиозный смысл. В противовес просветительским идеям в Европе зарождается новое художественное направление, которое разрушает каноны классицизма - сентиментализм, а вслед за ним - романтизм и реализм. Безобразное как феномен художественно-эстетического сознания начинает занимать важное место в культуре и искусстве с начала XX века. Этот процесс продолжается и сегодня, как в мировой, так и в отечественной культуре. Принимая эстетические принципы европейского модернизма, в своей мировоззренческой основе русский символизм впитал идеи русского мыслителя и поэта B.C. Соловьева о Душе Мира, Вечной Женственности. Мифологема B.C. Соловьёва о красоте, спасающей мир, заимствована из романа Ф.М. Достоевского «Идиот». Художественный метод воплощения идеи красоты в женском образе у Достоевского характеризуется в представленной работе как новаторский. Отстаивается позиция, согласно которой великий писатель предвосхитил литературные обретения русского декаданса, опередив своё время. Для русского символизма особенно характерен феномен жизнетворчества. Его действенным орудием оказывается поэтический символ, позволяющий прорваться через явления земного мира к трансцендентной красоте. Если европейский символизм ориентирован на новые формы в искусстве, то русский символизм через трансформацию формы стремится переустроить само содержание мира. Констатируется тот факт, что символизм в искусстве, а вместе с ним и наследие великого Достоевского, находят своё логическое обоснование в религиозной философии Серебряного века. С Достоевским русских религиозных мыслителей объединяет понимание человека как созданного по образу и подобию Божию. Именно Человек выступает как олицетворение истинной красоты Бога.

В исследовании делается попытка доказательства непосредственной близости идей Достоевского с православным миропониманием, согласно которому «красота-загадка» мыслится как одно из проявлений Бога и соотносится с понятием «доброго» и «истинного», вследствие чего воплощение эстетического идеала немыслимо без его сопричастности с нравственно-религиозными началами в душе человека. В.В. Зеньковский называет знаменитую формулу Достоевского его эстетической утопией. По мнению философа, всё творчество Ф.М. Достоевского наводит на мысль, что «в формуле о спасении мира через красоту дана не апология искусства, а дана религиозная идея - спасения мира через святость, через восстановление образа Божия в нас»1. Идеи современного православного автора-богослова О. Клемана помогают аргументировать мысль о глубинных связях веры Достоевского в спаси-

Зеньковсккй В.В. Проблема красоты в миросозерцании Достоевского// Эстетические исследования: методы и критерии. - М., 1996. С. 17.

тельную красоту с православной верой, которая «способна уважать во всякой красоте, сколь бы «конвульсивной» она не казалась, попытку «углубления в бытие»1.

В параграфе 1.2. «Связь красоты с проблемой пола» женщина в мире Достоевского выступает узлом противоречий, разрешение которых приближает читателя к разгадке тайны творчества и человеческого бытия. Главным противоречием выступает противоречие между женским идеалом Достоевского, рационально выраженным в дневниках и письмах, и образом «фантастически прекрасной героини», созданном в художественном мире писателя, олицетворяющим собой мучительную «красоту-загадку».

Касаясь тайны творчества и прототипов героинь Достоевского, в параграфе рассматривается взаимосвязь эротической, творческой и духовной энергии человека в психолого-философском контексте. Проводя аналогию с личным опытом отношений Ф.М. Достоевского с женщинами, утверждается мысль С.Н. Булгакова о том, что именно человеческий дух, а не эротическая энергия управляет творческим процессом. В качестве аргументов приводятся фрагменты из произведений писателя, материалы его дневников и переписки с женщинами, в которых лейтмотивом звучит выражение сострадательного, целомудренного отношения к женщине, как к ребёнку. Утверждение H.A. Бердяева, что у Достоевского «исключительно мужская антропология» в данном контексте оспаривается: женская личность у Достоевского не лишена способности самосознания, а, напротив, наделена ею в равной степени с мужчиной. На примерах судеб героинь Достоевского рассматривается свойство любви, заключающееся в её связи с совестью и проблемой выбора. Если для героя это выбор между личным счастьем и идеей (причем и то, и другое -страстно по своей природе), то для героини - это побег от личного счастья. Именно желание быть честной по отношению к человеку, за судьбу которого героиня чувствует себя ответственной, заставляет её совершать жертвенные, порою парадоксальные поступки.

В исследовании раскрывается символический смысл фрагментов, в которых запечатлены мечты, сны, грёзы, ожидания, предчувствия героев, свидетельствующие об интуитивных связях между женщинами и мужчинами. Доказывается мысль о равнозначности духовной сущности мужчин и женщин в мире Достоевского. Героиня Достоевского наравне с героем проходит путь духовного развития, но, в отличие от героя, процесс формирования самосознания героини скрыт от читателя. «Загадка» героини постигается через эмоциональное восприятие её прекрасного внешнего облика, осознание её предыстории и в понимании скрытых импульсов, которые движут её неожиданными поступками. Встреча с «прекрасной», но не совершенной героиней становится для героя началом поиска утраченной связи с Богом.

В параграфе 1.3. «Красота героини в ракурсе Богородичной традиции» рассматривается неоднозначность проблемы женского идеала Достоевского.

1 Клеман Оливье. Указ. Соч. С.37.

В центре внимания оказывается полемика о Богородичных традициях в создании женского идеального образа, которую инициировал В.В. Розанов, подвергнув критике религиозную эстетику писателя. Аргументом в пользу мысли о безусловной роли Богородичных традиций в создании женского идеального образа Достоевского являются художественные параллели, которые прочитываются в сюжетных аналогиях со Священным Писанием, собственных именах и названиях, в устойчивых оборотах речи, эмоциональных эпитетах, характерных для библейских текстов. В работе приводятся фрагменты, в которых на языке символов выражено религиозное отношение к женщине, как к святыне. Вместе с тем отмечается парадоксальность женского идеала, который не находит конкретного образного воплощения, а существует как потенциальная возможность в проекции устремлённости к Богородичному идеалу. Женский идеал, воплощённый Достоевским в авторском оксюмороне «юродивой Мадонны» не противоречит и не опровергает Богородичную традицию, а, напротив, развивает её. Скорбная Мадонна выступает неким двуликим Янусом, в незримом лике которого угадывается светоносный, лучезарный Богородичный образ. Символический язык, используемый автором, указывает на некий смысл, таящийся за прямым значением слов. Обращаясь к образу Мадонны, Достоевский художественно интерпретирует его, вкладывая в него особый, а не канонический смысл. Образ имеет явные ассоциативные связи не столько с католической, сколько с классической, гуманистической, и особенно - поэтической традицией, утверждающей пушкинскую высоту отношения к земной, несовершенной женщине: «Чистейшей прелести чистейший образец».

Идеал Мадонны и идеал Клеопатры - два архетипа в образе героини Достоевского, которые не противостоят друг другу, а являются крайними точками амплитуды колебаний в развитии женского характера. В каждой героине проявляются явно или угадываются как потенциально возможные черты характера, являющиеся полюсами её духовного развития. При этом положительным полюсом выступают черты, составляющие каркас русского женского характера в его православном понимании: бескорыстие, целомудрие, сострадательность, способность к подвигу самопожертвования во имя любви. Идея о женщине как носительнице красоты у Достоевского не выглядит абстрактной и схематичной. Героини Достоевского слишком жизненны, по словам писателя, «взяты с натуры». Признаками необыкновенной красоты героини, способной не просто привлекать, а надолго задерживать на себе внимание, являются черты страдания, свидетельствующие о глубине душевных переживаний и существовании некоторой истории, загадки героини.

Таким образом, идеальный женский образ восходит к архетипам женского характера, берущим своё начало в античных, библейских, литературных образах и сюжетах, впитавших в себя постижение «положительной красоты», являющейся импульсом к созиданию, а не к разрушению. Православное мироощущение, характерное для «позднего» Достоевского, находит выражение не в абстрактных рассуждениях, и даже не в конкретных художест-

венных образах, а в языке символов, в сюжетных перипетиях и в высоком трагическом пафосе его произведений.

Вторая глава «Женский идеал Достоевского: замысел и его художественное воплощение» раскрывает судьбу авторских замыслов, их непростой путь от рождения до образного воплощения, рассматривает вопрос о степени женского влиянии на творческую интуицию писателя.

В параграфе 2.1. «Идеал русской женщины и идея эмансипации» заостряется внимание на неоднозначности проблемы женского идеала для Достоевского, мыслителя и художника. Писатель искал эталоны женской красоты в формирующихся идеалах русской и европейской культур. Авторский идеал реализует себя в полной мере в судьбах «фантастически прекрасных» героинь, в облике и поступках которых угадываются и вполне конкретные черты смелых, самоотверженных современниц Достоевского. В женском характере Достоевский ценил стремление к независимости и самостоятельности. Черты незаурядных женщин, которых имел случай любить Ф.М. Достоевский, нашли своё отражение в целой галерее прекрасных гордых героинь.

Приветствуя идею социального равноправия, уподобление женщины мужчине он рассматривает как искажение, неправильное понимание идей женской эмансипации. Принимая в качестве эталона женской красоты образ Татьяны Лариной, Ф.М. Достоевский соотносит идеал с понятием естества как сути явления, характера. Именно такие качества как «искренность» и «естественность» стали мерилом в определении Достоевским роли Жорж Санд как личности и роли её героинь в формировании самосознания русской женщины. Неслучайно, на пути героя часто встают две героини, воплощающие в себе разные грани человеческого бытия: смирения и гордости. Писателю интересен женский образ, незавершённый в своём развитии, наделённый и способностью к рефлексии, способностью к решительным поступкам во имя любви и правды.

Идеал универсальной женской личности, представляющий собой единство и противостояние русской традиции и современных веяний своей эпохи, сотканный из отдельных устремлений к обретению целостности и гармонии, под пером писателя приобретает очертания и воплощается в удивительные, «фантастически прекрасные» женские образы. Идеал (норма) в контексте исследования понимается как божественный импульс, который движет героиню к совершенству и обретению утраченной целостности.

В параграфе 2.2. «Портретная характеристика «фантастически прекрасной» героини» внимание заостряется на художественных деталях, которые использует Достоевский, представляя в поэтической манере духовный портрет идеальной героини. Парадоксальным в мире Достоевского является то, что некоторое отклонение от совершенства в портрете героини свидетельствует о её изначальной сопричастности с идеалом, содержит в себе потенциальную возможность возвращения к жизни, реабилитацию истинной натуры. Подлинную сущность красоты героини прозревает влюбленный в неё герой.

Образ героини меняется в зависимости от степени пристрастности героя к её красоте.

Образ «прекрасной героини», представленный в развитии, отражает эволюцию взглядов и художественного метода Достоевского: от идеала эллинской красоты до Богородичного идеала. Красота героини в позднем творчестве писателя - красота страдания, понимания в семантике креста. В портрете «прекрасной героини» подмечаются её индивидуальные черты, свидетельствующие о личностном потенциале героини, её возможности соответствия божественному замыслу, который изначально несёт в себе свет неоспоримой красоты, доброты, истины. Для Достоевского важен в женском персонаже не столько характер, обусловленный внешними причинами, сколько её духовная сущность - безусловная любовь как творческое, созидательное начало в ней. Внешняя красота героини Ф.М. Достоевского отражает ее внутренний духовный потенциал, её устремлённость к искуплению и преображению.

С целью определения пафоса эстетической формулы Достоевского в параграфе 2.3. делается подробный анализ контекста романа «Идиот», в котором по-разному звучит и интерпретируется знаменитая фраза Достоевского: «Мир спасёт красота». Осуществляется попытка доказательства, что рациональный замысел писателя входит в противоречие с его художественной интуицией. Особое внимание обращается на авторскую интонацию и стечение обстоятельств, при которых озвучивается мысль о спасительной красоте. Ключевым моментом является и тот факт, что читатель ни разу не слышит фразу, авторство которой герои приписывают Мышкину, из уст самого Мышкина, а только в интерпретации других героев - Аглаи и Ипполита. В монологах героев красота выступает субъектом спасения мира, однако ироническая интонация выдаёт непричастность автора к самой фразе. Для самого Ф.М. Достоевского проблема красоты оказалась узлом трагических противоречий, который человеку самому одним усилием воли развязать невозможно.

В данном исследовании выдвинута гипотеза, что главным носителем красоты в художественном мире Достоевского является женщина. Именно в героине Достоевского консистенция красоты достигает наивысшей концентрации. В глазах прекрасной женщины, о которой в любимом романе писателя сказано: «красота-загадка», герою открывается и глубина истины, и бездна отчаяния. Эстетическая формула «красота спасёт мир» проверяется на состоятельность на примере женских судеб, проживаемых в «Пятикнижии» Достоевского. Достоевский осознанно обозначает проблему двусмысленности красоты, которую невозможно разрешить средствами искусства, именно поэтому мысль писателя о спасении мира красотой проникнута высоким трагедийным пафосом.

В третьей главе «Характерология "необыкновенно прекрасной" героини Достоевского» выделены разновидности женских характеров: «героиня-мечтательница», «инфернальная героиня», «героиня-сестра», «юродивая

героиня», аккумулирующие в себе свойства женской красоты, имеющие для писателя особую ценность.

В параграфе 3.1. «Проблема типологии героинь Достоевского» обращение к истории типологии женских образов Достоевского в русском литературоведении выявляет неактуальность для данного исследования традиционной для критики XIX века классификации героев и героинь по принципу проявления в них гордости и кротости, так как гордость, которой самозабвенно жертвует героиня, рассматривается как необходимый атрибут красоты «женщины Достоевского» и предпосылка её духовного развития. В системе женских образов Достоевского выделяется образ «необыкновенно прекрасной» героини. Спасительная идея красоты находит своё художественное воплощение в универсальном женском идеале, аккумулирующим в себе свойства, на первый взгляд, кажущимися несовместимыми. Являясь уникальными, характеристики «необыкновенно прекрасных» героинь Достоевского восходят к Богородичному идеалу, который раскрывается не в отдельном романе и не в конкретной героине, а в системе женских образов, представленных в развитии.

В параграфе 3.2. «Героиня-мечтательница» мечтательность раскрывается как одна из идеальных черт в характерологии «женщины Достоевского», которая свидетельствует о развитии духовной сферы героини, её способности к самосознанию и возрождению. В образе героини-мечтательницы прослеживается преемственность традиций романтической поэзии, для которой характерно противостояние миров: реального и духовного. Мечта «прекрасной» героини имеет конкретное образное воплощение, свидетельствующее об интенсивности её душевных переживаний, её внутренней свободе и о хрупкости, незащищённости женской мечты перед «великими» мужскими идеями. Мечта рассматривается как альтернатива абстрактной идее о возможности переустройства мира силовыми методами. Красота героини-мечтательницы вдруг открывается одержимому идеей герою — обезоруживает его, приводит к катарсису, возвращает к «живой» жизни.

Принимая во внимание тот факт, что мечтательность героини подчас свидетельствуют о её душевной болезни, что действительно «воображение есть огромная творческая, но и жуткая, и страшная сила души» (В.В. Зень-ковский), мечтательность не рассматривается как универсальное свойство красоты. Мечтательность представлена как одна из составляющих женского идеала Достоевского. В исследовании приводятся примеры, подтверждающие амбивалентную направленность мечты героини. Доказывается мысль, что мечта, не имея векторной направленности к спасению и принимая катастрофические размеры, может стать для героини орудием разрушения или саморазрушения.

В параграфе 3.3. «Инфернальная героиня Достоевского» раскрывается духовная сущность «женщины Достоевского», выявляется преемственность литературных традиций и новаторство писателя в создании оригинального женского образа. В сюжетных линиях, в мотивах поступков, в характере и

интенсивности душевных переживаний инфернальной героини Достоевского прослеживаются определённые сходства с идеалом пушкинской Татьяны. Однако в силу объективных условий воспитания и развитого максимализма в желаниях, героиня Достоевского лишена целевых установок и, как следствие, хаотична, иррациональна в своих душевных проявлених и порывистых стремлениях.

Тема трагедии красивой женщины у Ф.М. Достоевского не сводится к раскрытию судьбы отдельной героини и обличению её пороков или пороков общества, погубившего её. История героини приобретает философско-символическое звучание и объясняет воззрение писателя на сущность человеческой природы, способной к духовному возрождению. Именно в необыкновенно прекрасной женщине у Достоевского концентрация апофатической красоты не только достигает своего максимального предела, но даже выходит за рамки возможного для человека. Эволюция героини рассматривается как путь к подлинной свободе через смирение и любовь. Инфернальная героиня, обладая правдивостью натуры, способна к неожиданным метаморфозам: переживания страсти перерастают в глубокое чувство, делают её великодушной, способной на подвиг во имя любви.

В параграфе 3.4. «Героиня-сестра как тип загадочной женщины Достоевского» доказывается мысль, что героини — сёстры по-своему воплощают идею Достоевского: «красота- загадка», которая не исчерпывается эротическими взаимоотношениями, акцентируя проблему непонимания человека другим человеком, особенно если речь идёт о понимании мужчиной женщины. Проблема непонимания парадоксально заострена и драматизирована в отношениях родных по крови людей. Автор предлагает рассматривать отдельный роман Достоевского как развёрнутый диалог, в котором каждый говорящий сконцентрирован на собственных ощущениях и восприятии происходящего. Логическое и интуитивное понимание реальности не всегда одинаково отражают сущность явления, тем более, если речь идёт об абстрактных, исключительных и «фантастических» (терминология Достоевского) вещах, к роду которых относятся понятия истины, красоты и добра. Автор ссылается на наблюдения А.П. Власкина, заметившего, что Достоевский оставляет в тексте многозначительные обмолвки, любая из которых могла бы развернуться в повесть, предлагая читателю самому догадаться, о чём умалчивают его героини. Отчаянные намерения и поступки сестры рассматриваются в работе как женский вариант воплощения идеи брата. Отличие состоит в том, что идея героя объясняется читателю и неоднократно интерпретируется в романе, а загадка остаётся нераскрытой. Гордость, которая роднит сестру с братом в романах Достоевского, рассматривается как внутренний импульс жертвенных поступков. Жертвенный выбор сестры в пользу брата, своего рода Голгофа, - это самостоятельный, осознанный выбор гордой женщины, которая готова сама отвечать за свои поступки. Парадоксальным образом сестра становится жертвой идеи брата, который по причине крайнего эгоцентризма не в состоянии понять сестру. В противовес кровному родству в ро-

манах Достоевского рассматривается духовное родство между мужчинами и женщинами. Подлинную функцию сестры выполняют героини - сестры по духу. Сущность натуры женщины-сестры проявляется в её сострадательном отношении к человеку, в её способности всё понять, простить, привести к истинному покаянию. Именно эта «красота-загадка» мнится Мышкину в облике трёх сестёр Епанчиных. Духовное несовершенство героинь-сестёр заостряет проблему бесконечной устремлённости человеческого духа к красоте. Надломленность в характере героини-сестры свидетельствует о недосягаемости совершенства в мире, расколотом надвое: мир мужчин и женщин, которые катастрофически не могут понять друг друга.

Параграф 3.5. «Юродивая героиня Достоевского» обращен к раскрытию идеала скорбной Мадонны, в чертах которой писателю открывается юродивая, - образное, наглядное воплощение идеи красоты Достоевского. Анализ контекста помогает выявить, что «юродивый» в художественной интерпретации Достоевского не вполне соответствует каноническому христианскому представлению о юродстве: юродивый - значит не такой как все, непохожий, иной. Словесная оценка героини - «юродивая», которую дают ей мужские персонажи, часто стоит в одном семантическом ряду с эмоциональными эпитетами: «безумная», «сумасшедшая», «помешанная», «бесноватая». В отличие от канонического представления, различающего юродивых и безумных (бесноватых), относящего их к полярным сферам духовности, Достоевский, следуя традициям русского народа, сострадательно относится ко всем иным людям, непонятным и непонятым. Беспомощность безумных героинь Достоевского - испытание человечества на духовность и нравственность. Прозревая в женщине юродивость, герой прозревает в ней своего духовного двойника. Именно женщина, наделённая детской непосредственностью, интуитивным восприятием явлений, способна обостренно чувствовать и различать добро и зло, истинное и ложное, прекрасное и безобразное. Юродивость как отличительная черта в характере, не умаляющая рассудка, отмечается во многих женских образах писателя, и, прежде всего, в образах двух «интеллигентных» Сонь - Долгоруковой и Мармеладовой. Смирение, кротость, любовь, жертвенность, способность к покаянию и прощению - эти начала предназначено привнести женщине в «мужской» мир. И в этом она -«иная, другая, юродивая» по отношению к миру. В авторской оценке именно юродивость раскрывает сущность идеи красоты мира, как её понимал Достоевский. Женский идеал юродивой Мадонны в концепции Достоевского воплощает идею спасения красоты, которая изначально заложена в образе каждой из его героинь. Путь к совершенству представлен как путь страдания и преодоления гордости.

В Заключении представлены выводы и намечены дальнейшие перспективы исследования. Ф.М. Достоевский оценивается как новатор в создании универсального и одновременно уникального женского образа, который в образе прекрасной, но несовершенной героини акцентировал идеальные, сущностные свойства красоты мира и личности, обозначил духовные ориен-

тиры, помогающие человеку сохранить в себе духовное начало, объединяющее мужчин и женщин узами любви, понимания, сострадания. Проводя литературные параллели и аналогии с женскими образами в литературе двадцатого века, в работе подтверждается мысль о значимости для современной литературы проблем, поднятых Достоевским.

Основные выводы в результате проделанной работы сводятся к следующему:

1. Женский образ Достоевского является носителем красоты, воплощающим в себе эстетическое кредо писателя. Внешняя красота героини свидетельствует о правдивости натуры и потенциальной возможности обретения утраченного духовного совершенства.

2. Достоевский - новатор в изображении драматичных взаимоотношений мужчины и женщины. Страсть в интерпретации писателя - всеобъемлющее чувство, которое не исчерпывается чувственными влечениями. Страсть имеет творческую природу: она способна пробудить в человеке стремление к духовному преображению. Достоевский поэтизирует страсть, раскрывает её как свойство человеческой души, объятой духовным горением, жаждой восстановления целостности личности, обретения подлинного смысла бытия.

3. Идеальные черты наиболее отчётливо заметны в образе «необыкновенно прекрасной», гордой женщины, добровольно обрекающей себя на страдание. Духовная красота героини раскрывается в проекции устремлённости к Богородичному идеалу. Движущей силой развития является внутреннее противоречие и борьба света и тьмы в душе героини. Крайними точками амплитуды в развитии женского образа выступают идеал Мадонны и идеал Содомский.

4. Каркас универсального идеального женского образа составляют свойства, свидетельствующие об апофатической красоте мира, выходящей за пределы возможного для человека. В нравственно-эстетическом контексте романов Достоевского прекрасное (невозможное, чудесное, божественное) в земной женщине ставится в один семантический ряд с юродством. Проблема понимания «иного» человека (первая в этом ряду - женщина) - одна из ключевых проблем в художественной аксиологии Достоевского. Женщина Достоевского - зримое доказательство невозможности осуществления идеи, основанной на насильственных методах переустройства мира и природы человека. В облике «необыкновенно прекрасной женщины» заключается вера Достоевского в возрождение человека через покаяние и искупление греха.

Основные положения диссертационного исследовании отражены в следующих публикациях:

В изданиях, включенных в Перечень рецензируемых научных изданий, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ:

1. Идеал красоты в образе юродивой героини Ф.М. Достоевского // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. - Орёл, 2010. - №4 (12). - С. 234 - 240. 0,4 п.л.

2. Героиня-сестра как тип загадочной женщины в художественном мире Ф.М. Достоевского //Учёные записки Курского государственного университета - 2011. — №2 (18). — [Электронный ресурс]: ЬАр^Аулулу.яЫепНАс-notes.ru/index.рЬр?раее~б&пеуу= 19. 0,4 п.л.

в других изданиях:

1. Идея женственности в философской концепции Ф.М.Достоевского // Церковь и общество: история и современность. Материалы IV Всероссийских научно-образовательных Знаменских чтений (25 — 28 марта 2008 г.). Т.1. -Курск, 2008. - С. 306 - 312. 0,4 п.л.

2. Аксиология Ф.М. Достоевского в контексте современности //Молодёжь, общество, религия: современная модель взаимодействия. -[Электронный ресурс]: материалы V Всероссийских научно-образовательных Знаменских чтений (16 марта - 20 марта 2009 г.) - Курск: Изд-во Курского государственного университета, 2009. 0,3 п.л.

3. Идеал женщины в системе духовных ценностей Ф.М. Достоевского //Духовные ценности российского общества в XXI веке. - [Электронный ресурс]: материалы VI Всероссийских научно-образовательных Знаменских чтений (22 марта - 25 марта 2010 г.) - Курск: Изд-во Курского государственного университета, 2010.

ЬИр://\у\у\у.курская-епархия.рф/гпатеп5к1'е сЦегнау^ОЮ/рсШП/! 1 3.pdf 0,3 п.л.

4. Метаморфозы страсти в романах Ф.М. Достоевского и Б.Л. Пастернака: преемственность литературных традиций //История и перспективы цер-ковно-общественного соработничества в России. - [Электронный ресурс]: материалы VII Всероссийских научно-образовательных Знаменских чтений (22 марта - 25 марта 2011 г.). - Курск: Изд-во Курского государственного университета, 2011. 0,3 пл.

Сдано в набор 20.11.2013 г. Подписано в печать 20.11.2013 г. Формат 60x84 1/16. Бумага Снегурочка. Объем 1,0 усл. печ. л. Гарнитура Тайме. Тираж 100 экз. Заказ № 1440.

Отпечатано: ИП Киселева О.В. ОГРНИП 304463202600213

 

Текст диссертации на тему "Женский идеал в системе аксиологических представлений Ф.М. Достоевского"

¥

На правах рукописи

04201453677

БАРЫШНИКОВА ОЛЬГА ОЛЕГОВНА

ЖЕНСКИЙ ИДЕАЛ В СИСТЕМЕ АКСИОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО

10.01.01.- Русская литература

Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук

Научный руководитель - доктор филологических наук,

профессор В.Н. КРИВОЛАПОВ

Орёл-2013

Содержание

Введение...........................................................................................3

Гл. 1.Красота как главный критерий в определении женского идеала

1.1.Красота как философская проблема ....................................14

1.2.Связь красоты с проблемой пола.........................................25

1.3.Красота героини в ракурсе Богородичной традиции.....................44

Гл. И.Женский идеал Достоевского: замысел и его художественное воплощение

2.1.Идеал русской женщины и идея эмансипации.........................61

2.2.Портретная характеристика «фантастически прекрасной» героини ............................................................................................... 70

2.3.Определение пафоса эстетической формулы Достоевского в контексте романа «Идиот» ........................................................................ 81

Гл. III.Характерология «необыкновенно прекрасной» героини Достоевского

3.1. Проблема типологии героинь Достоевского...............................91

3.2.Героиня-мечтательница ........................................................ 99

3.3.Инфернальная героиня Достоевского......................................... 105

3.4.Героиня-сестра как тип загадочной женщины Достоевского.............119

3.5.Юродивая героиня Достоевского....................................................133

Заключение..........................................................................................146

Список литературы

150

ВВЕДЕНИЕ

В последнее десятилетие в русской научно-философской мысли осуществился поворот к религиозной аксиологии и религиозной этике. Это обусловлено переживанием духовного кризиса и утратой нравственных идеалов в современном обществе. Аксиология привносит новое видение в теологическое постижение художественного наследия Ф.М. Достоевского, по убеждению которого, вне Бога человечество не сможет найти ответы на фундаментальные вопросы человеческого бытия.

Работа посвящена исследованию непосредственной связи между эстетической формулой Ф.М. Достоевского о спасении мира и человека и женскими образами. Женский образ рассматривается в ракурсе главной аксиологической проблемы писателя - проблемы красоты, визуальным воплощением которой, по нашему мнению, в образной системе романов великого «Пятикнижия» выступает тип «необыкновенно прекрасной женщины». Красота героини понимается как попытка писателя художественно воплотить непреходящие духовные ценности.

Проблема женского идеала поднимает вопрос о духовных ценностях самого писателя и возможностях их художественного воплощения средствами искусства. Раскрытие «загадки» красоты способно многое объяснить не только в личности и психологии великого русского писателя, в его индивидуальном отношении к миру, к человеку и к Богу, но и в психологии творчества и диалектике человеческого духа. Этим и определяется актуальность исследования.

Новаторский художественный метод писателя, заключающийся в пристрастии к «исключительным», «фантастическим» явлениям действительности, ж. мог быть в полной мере понят и принят современниками. Женский идеал Достоевского не был отражением общественных воззрений и эстетических вкусов его эпохи. Официальное отношение к Достоевскому в разные исторические периоды существенно изменялось.

Неоднозначная личность Ф.М. Достоевского всегда вызывала интерес в литературных кругах. Уже при жизни писатель стал «легендарной» личностью. Б восприятии современников Достоевский выступал то патологически нездоровой и нравственно ущербной личностью, а то идеалистом и праведником. Практически сразу после смерти Достоевского H.H. Страхов в письме к JI.H. Толстому от 28 ноября 1883 года обвинил своего бывшего друга в страшных пороках. Затрагивая тему отношения Достоевского к женщине, Страхов отметил, что «у него не было никакого вкуса, никакого чувства женской красоты и прелести»1 и что он не мог воплотить прекрасное в женском образе так, как, например, это умел делать Тургенев. Сам И.С. Тургенев в письме к М.Е. Салтыкову (1882 г.) назвал Достоевского «русским де Садом», имея в виду сцены жестокости и проявления сладострастия в его романах: «...и как подумаешь, что на этом нашем де Саде все российские архиереи совершали панихиды и даже предки читали о вселюбви этого всечеловека. — Поистине в странное живём мы время»2.

Для литературного исследования тема личной жизни Ф.М. Достоевского долгое время оставалась закрытой. Это можно объяснить и скрытностью характера самого Достоевского, и заботами Анны Григорьевны, которая ревностно оберегала своего мужа от неприятных переживаний и пыталась сохранить его безукоризненную репутацию, тем более что у такого сложного человека, как он, было много недоброжелателей.

Культура Серебряного века, для которой идея женственности и религиозно-метафизическая теория любви B.C. Соловьёва стали важнейшими концептуальными доминантами, взяла под свои знамёна имя великого писателя и внесла большой вклад в изучение его философско-религиозного наследия. Художественные традиции Ф.М. Достоевского получили развитие в «фантастических» образах поэтов-символистов, самый яркий пример - «Незнакомка» А.Блока. Герои и героини Достоевского, в отличие, например, от классических тургеневских, не про-

1 Голос из могилы (из письма Н. Н. Страхова Л. Н. Толстому). [Электронный ресурс]: http://culturology.livejournal.com/779588.html

2 Никольский Ю. Тургенев и Достоевский (История одной вражды). - София, 1921. // Современные записки. 1921. Кн. V. С. 382.// [Электронный ресурс]: http://www.ernigrantika.ru/bib/102-tur-dost

сто «испытываются» любовью - «они проходят испытание концепцией любви в особых, «экстремальных» условиях»3, как это становится привычным в литературной традиции Серебряного века.

После революции отношение к творчеству Ф.М. Достоевского принимает тенденциозный характер и в принципе становится закрытой темой для отечественного литературоведения. В ракурсе пролетарской критики, не приемлющей религиозного взгляда на сущность жизни и творчества, Достоевский рассматривался с социальных позиций. A.M. Горький высказался о вредном влиянии «карамазовщины» на сознание человека новой формации. Образы Достоевского он охарактеризовал как «садические и болезненные»4, объясняя их появление пристрастием писателя к изображению человеческих страстей и пороков. Вместе с тем Горький признал гениальность Достоевского и увидел в его образах реальную силу, способную влиять на сознание, мировоззрение и поступки читателя.

В.Ф. Переверзев5, руководствуясь классовым подходом к классификации персонажей Достоевского, дал «кротким» и «своевольным» героиням оценки, которые противоречат позиции самого писателя. Критерии оценки женского пер сонажа у В.Ф. Переверзева не отличаются от критериев оценки мужского. Вместе с тем критик впервые выразил мысль о «нетипичности» женских образов, которая исключительно важна в контексте данного исследования.

Обострённый интерес к загадке великого гения возникает в культуре Русского Зарубежья. Психоаналитический метод в изучении творчества, зародившийся в западной традиции, был воспринят и активно пропагандировался в среде русской эмиграции. В 30-е годы XX века Марк Слоним предпринял попытку психоаналитического анализа творчества по отношению к Ф.М. Достоевскому. Интерес исследователя был вызван выходом в свет книги Л.Ф. Достоевской «Ф.М. Достоевский в изображении его дочери» (1922 г.) и дневников А.П. Сусловой «Годы близости с Достоевским» (1928 г.).

3 Криволапова Е.М. «Преодолеть без утешенья...». Зинаида Гиппиус и её время. - Орёл, 1991. С. 124.

4 Горький М. О «карамазовщине» // Ф.М.Достоевский в русской критике. -М., 1956. С.389

5 Переверзев В.Ф. Достоевский, Гоголь. -М., 1982

Вопрос психологии творчества побуждает нас обратиться к теории бессознательного и к работам психоаналитиков. В данной работе мы не абсолютизируем психоаналитический метод З.Фрейда. По нашему мнению, он позволяет взглянуть на проблему творчества лишь под определённым углом зрения, не касаясь духовной составляющей творческого процесса. В контексте заявленной проблемы в большей степени значимы не психические механизмы, бессознательно реализующиеся в работе художника, а сфера нравственных отношений, духовная основа творческого процесса. Мы попытаемся проследить, как рождались авторские замыслы, какой проходили путь от возникновения до образного воплощения, какое влияние оказывали женщины на идеи и творческую судьбу писателя, как обогащался его духовный опыт, обретались новые ценности - и, как следствие, изменялся образ идеальной «женщины Достоевского».

Впервые роль женских персонажей в творчестве Ф.М. Достоевского оценил Н.А.Бердяев. Отмечая антропоцентризм творчества Достоевского, философ делал акцент на том положении, что у него «исключительно мужская антропология»6. По мнению H.A. Бердяева, женский образ не имеет в творчестве Достоевского самостоятельного значения, он интересует автора лишь как «момент в судьбе муж чины»7. В нашей работе мы постараемся оспорить категоричность данного утверждения. Достоевский - новатор в изображении взаимосвязей, которые существуют между мужчинами и женщинами. В произведениях его великих современников: Тургенева, Гончарова, Толстого - героиня - самостоятельная личность, способная к осознанному выбору, принятию решения, поступку, рефлексии. Личностная сущность героини Достоевского проявляет себя иначе. Не героиня, а именно герой Достоевского, казалось бы, делает сознательный выбор, претворяет идею в жизнь и переживает её крушение. Однако, раскаиваясь, он парадоксальным образом сохраняет в себе личность, обретает целостность именно благодаря героине, которая как бы лишена личностной сущности.

6 Бердяев H.A. Миросозерцание Достоевского. [Электронный ресурс]: http://www.ahmerov.com/book_518_chapter_7_glava_v.html

7Там же.

Важными для нашего исследования являются мысли В.В.Зеньковского, рассматривающего творчество великого писателя в русле христианского мировоззрения. В.В.Зеньковский проблему красоты в творчестве представляет как анти номию: красота как спасение и красота как губительная сила. Приверженность Достоевского к мысли о спасительной миссии красоты философ расценивает как утопический идеал, в котором он сам писатель начинает сомневаться, признавая, что «эстетическая идея помутилась в человечестве»8.

Определённый вклад в развитие собственно литературоведческого метода в достоевистике внесли исследования советских учёных 60-70 годов, хотя женский образ не становился предметом монографического изучения. Л.П. Гроссман9, В.Я. Кирпотин10, В.Г. Одиноков11 рассматривали героинь в контексте типологии героев. Концептуальное значение для обозначенной в исследовании проблемы представляет работа В.Г. Одинокова «Типология образов в художественной системе Ф.М. Достоевского», в которой исследователь высказал мысль об универсальной личности как воплощении идеала писателя.

Погружаясь в проблематику, связанную с идеалом Ф.М. Достоевского, мы принимаем во внимание исследования Т.А. Касаткиной12, A.A. Гачевой13, Е.Г. Новиковой14, Е.Г. Местергази15, которые предлагают рассматривать женский образ писателя в русле гуманистических и православных традиций.

С целью решения проблемы женского идеала Достоевского в ракурсе религиозного миропонимания мы обращаемся к работам зарубежных исследователей разных конфессий. Католический священник Романо Гуардини отождествляет понятие «совершенное» с понятием «завершённое»: «Гибнущая красота, не-

8 Зеньковский В.В. История русской философии. - М., 2001. С. 432

9 Гроссман Л.П. Достоевский. -М., 1965 (ЖЗЛ)

10 Кирпотин В .Я. Достоевский и русские писатели: сборник статей. - М, 1971

11 Одиноков В.Г. Типология образов в художественной системе Ф.М. Достоевского. - Новосибирск, 1881

12 Касаткина Т.А. Характерология Достоевского. Типология эмоционально-ценностных ориентаций. - М.: Наследие, 1996

13 Гачава A.A. «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется». Достоевский и Тютчев. - ИМЛИ им. Горького, РАН, 2004

14 Новикова Е.Г. Христианские тексты и проблема софийности романа Ф.М. Достоевского «Идиот». Роман Достоевского «Идиот». // Раздумья, проблемы. (Межвузовский сборник научных трудов). - Ивановский государственный университет. 1999.

15 Местергази Е.Г. Вера и князь Мышкин// Роман Ф.М. Достоевского «Идиот»: современное состояние изучения. -M., 2001.

сущая на себе печать отчаяния - и завершённости»16 - воплощение идеальной сферы бытия в предельном, конкретном, завешенном существовании.

Рассматривая красоту как онтологическую проблему, православный французский философ-богослов Оливье Клеман предостерегает от поиска тотальных общечеловеческих ценностей, который осуществляется за счёт свободы. «Я думаю, например, о Достоевском <...>... Как будто пришёл тот момент, когда свобода должна сделать выбор: или разрушиться, или почувствовать, в самой глубине ада, через сияние глаз, - например взора Владимирской Богоматери, - что она сама нуждается в освобождении».17

Женский образ в творчестве Достоевского, его типология, нравственно-эстетическая проблематика - тема, востребованная в современном литературоведении. О героинях писателя исследователи пишут много, рассматривая тему женского персонажа в контексте духовной и социальной свободы, гордости и смирения, проблемы эмансипации, а также в контексте проблемы традиций и новаторства Достоевского в создании женского образа. Из последних диссертационных работ значимы работы Т.В. Гущиной «Художественно-эстетические функции женских характеров в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». (Орел, 2004), Т.Ф. Дойнишниковой «Женские образы Ф.М. Достоевского: итоги и перспективы изучения» (Улан-Удэ, 2006), Е.В. Кузнецовой «Художественная аксиология в романе Ф.М. Достоевского «Идиот» (Магнитогорск, 2009), Ф.Ф. Камелья-новой «Романы Ф.М. Достоевского «Идиот» и Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго»: типологическое сходство художественных систем (Бирск, 2011). В работе Т.В. Гущиной эволюция характера героини Достоевского определяется степенью развития её внутренней свободы. Е.В. Кузнецова, привнося аксиологический метод в исследование романа «Идиот», в большей степени применяет его к главному герою, рассматривая Мышкина в качестве художественного воплощения идеала личности, а женский образ, в частности образ Настасьи Филипповны, расценивается в данном исследовании как представление героя о возможном идеале. Во-

16 Гуардини Романо. Человек и вера. - Брюссель, 1994. С. 284

17 Клеман Оливье. Отблески света. Православное богословие красоты. - М., 2002. С. 57.

прос о том, насколько соответствуют эти представления представлениям самого Достоевского о красоте женской личности, остается открытым. Таким образом, можно констатировать, что степень разработанности темы исследования незначительна, так как изучение женского образа в ракурсе главной аксиологической проблемы жизни и творчества писателя не становился объектом самостоятельного научного изучения. В представленной работе приводятся доказательства того, что женский образ можно рассматривать как «телесную» форму воплощения представлений писателя об «идеальном» и «прекрасном». Научная новизна исследования. Женский образ в творчестве Ф.М. Достоевского, его типология, художественно-эстетическое значение многократно исследовался литературоведами. Однако при изучении аксиологических и онтологических проблем в художественном мире Достоевского женский образ рассматривался фрагментарно, как средство раскрытия мира героя и его идеи. В центре внимания исследований находился герой как носитель великой идеи самого автора (например, князь Мышкин как воплощение «положительно прекрасного человека»).

Выбор темы для диссертационного исследования может показаться парадоксальным, так как, на первый взгляд, ни один из женских персонажей не является конкретным воплощением совершенства, а чаще наоборот - противостоит ему. Вопрос в том, почему Ф.М. Достоевский, высоко ценивший идеал «положительной красоты», воплощением которой он считал образ пушкинской Татьяны, прорисовывая прекрасные черты своих героинь, не наделил их цельностью характера «идеальной» героини, вскрывает внутренние противоречия в мировоззрении писателя.

Обращаясь к «аксиологии» Ф.М. Достоевского в его художественном наследии, мы имеем дело не с логически выстроенной системой взглядов на проблему красоты, а с её художественной интерпретацией. Для исследования данной проблемы интерес представляет не только мировоззрение Ф.М. Достоевского, но и его творческая интуиция. Творчество писателя не исчерпывается идейно- худо-

10 1

fi

жественным толкованием. Гениальные откровения Достоевского неожиданно возникали под влиян