автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему:
Архитектура Выборга конца 19-первой половины 20 века. Проблемы стилистической эволюции

  • Год: 1996
  • Автор научной работы: Кудрявцева, Любовь Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.04
Автореферат по искусствоведению на тему 'Архитектура Выборга конца 19-первой половины 20 века. Проблемы стилистической эволюции'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Архитектура Выборга конца 19-первой половины 20 века. Проблемы стилистической эволюции"

Р Г Б ОД

на правах рукописи

Кудрявцева Любовь Александровна

Архитектура Выборга конца 19 - первой половины 20 века. Проблемы стилистической эволюции

17.00.04 - изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство и архитектура

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Санкт-Петербург 1996

Работа выполнена на кафедре теории и истории архитектуры факультета архитектуры Санкт-Петербургского Государственного Академического института живописи, скульптуры и архитектуры им.И.Б.Репина Российской Академии Художеств

Научный руководитель: доктор искусствоведения, профессор Б.Г.Лисовский

Официальные оппоненты: доктор искусствоведения, профессор Г.П.Степанов

кандидат сиу^итясту|Ч>|.'<", доцент Ю.А.Никитин

Ведущая организация - Санкт-Петербургский Государственный

Архитектурно-строительный Университет

Защита состоится " ^ 1996 г. на заседании

диссертационного совета Д 019.01.01 в Санкт-Петербургском Государственном Академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры им.И.Е.Репина Российской Академии Художеств (199034 Санкт-Петербург, Университетская наб., 17).

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Российской Академии Художеств (199034 Санкт-Петербург, Университетская наб., 17).

Автореферат разослан "' " ° 1996 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Б.И. Кохно

ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ в данной работе являются архитектура Выборга конца 19 - середины 20 века и проблемы ее стилистического развития. ЦЕЛЬ работы заключается в возможно более полном изучении архитектурного развития Выборга определенного периода. При этом ставятся следующие ЗАДАЧИ: проследить стилистическую эволюцию выборгской архитектуры конца ¿9 - середины 20 века; выявить развитие в этот период ретроспективной тенденции в городской архитектуре, подчеркнуть ее перманентный характер, связь с исторической и природной средой; наметить проблему сопоставления выборгского и балтийского регионального зодчества Сна примере Риги, Таллинна, Хельсинки, Петербурга« др.). При решении задач нас прежде всего интересовало развитие формально-стилистических и декоративных приемов, визуально определяемых как признаки "старинного", "ганзейского" города, опиравшихся на наследие северного барокко, возрождения, средневековья.

АКТУАЛЬНОСТЬ исследования определяется необходимостью более глубокого изучения, охраны и использования такого уникального историко-архитектурного наследия, каким обладает Выборг - семисотлетний балтийский город. Одна из самых актуальных задач исследования - выявление ретроспективной тенденции; решение ее позволило бы существенно расширить наши представления о стилистических особенностях балтийского зодчества. Проведенная работа свя-на и с необходимостью решения ряд научных и практических проблем, возникших при реставрации памятников выборгской архитектуры данного периода.

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ диссертации обусловлены желанием продолжить историко-архитектурное изучение архитектуры города на новом этапе.Избранный период, то есть именно конец 19 - середина 20 веха, характери1уется развитием ретроспективного зодчества.

Нуждающаяся в дальнейшей конкретизации связь архитектуры эклектики и модерна определяет нижние хронологическую границу исследования - конец 19 века. Верхняя граница - середина 20 зека /точнее - 19ЗД год/ - совпадает о тем историческим рубежом, когда Выборг утрачивает характер "международного" города после Второй Мировой еойны и когда весь его архитектурный облик кардинально меняется. Кроме того, эти хронологические границы связаны с зарождением в конце прошлого столетия и непрерывным развитием, влоть до 19^4 года, ретроспективного стилизаторства, влиявшего на сложение романтического образа города.

В основе МЕТОДА ИССЛЕДОВАНИЯ лежат архивные и археологические изыскания, а также натурные исследования памятников, дополняемые обращением к соответствующей литературе. Выводы базируется на изучении стилистических признаков конкретных памятников, а также на изучении документации, связанной с их датировками л атрибуцией. Важное место отводится изучению общетеоретических идей и критических выступлений, характеризующих развитие архитектуры Выборга и других городов балтийского региона в рассматриваемый период.

В диссертацию включены материалы, собранные автором за время работы в выборгском отделении Санкт-Петербургского Научно-Исследовательского Института "Спецпроектреставрация" и обучения в аспирантуре Академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина. Собранные во время работы материалы легли в основу исторических справок и пояснительных записок к проектам реставрации и исследования различных сооружений Выборга, в числе которых общественные, админстративные, жилые, хозяйственные, промышленные здания.

- з -

архитектурные формы и пр.. В ходе выполнения практической и научной работы изучались градостроительная и архитектурная история Выборга и региона, анализировалась типология строительства и связанные с ней конструктивные приемы, образно-композиционные средства. Использовалась обширная, в основном финскоязычная, литература, а также архивы Выборга, Санкт-Петербурга, Хельсинки, Миккели и других балтийских городов.

Использованная в работе литература может быть разделена на несколько основных групп: книги и статьи, посвященные изучению выборгской архитектуры - прежде всего публикации выборгских зодчих О.Меурмана, Ю.Виисте, Я.Аренберга, 7.Ул&берга; исследования стилистических и градостроительных проблем балтийского и выборгского зодчества, среди них в особенности работы Е.Е.Кеппа, Б.М.Кирикова, В.Г.Лисовского, М.И.Мильчика, А.Л.Лунина, а также работы зарубежных авторов Я.Крастиньша, Л.Лапина, Ю.Ланкинена, Н.Лукшените, П.Неувонена, И.Халлас; общие исследования в области истории архитектура интересующего нас периода /работы Е.А.Борисовой, В.С.Горюнова, В.В.Кириллова, Е.И.Кириченко, Д.В.Сарабьянова, Т.А.Славиной и др./.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА работы заключается:

- в комплексном анализе стилистического развитая: архитектуры Выборга на протяжении рассматриваемого нами периода;

- в выявлении стилевых взаимосвязей в архитектуре города и региона;

- в расширении границ исследованного материала за счет введения в научный оборот данных - недавно изученных

-4 _

памятников архите>-1ура Выборга;

- в систематизации сведений о творчестве выборгских и других упоминаемых в тексте диссертации архитекторов;

- в классификации преобладающих в то или иное время в Выборге типов архитектурных заказов;

- в привлечении к исследованию ранее непубликовавшихся архивных материалов;

- в выявлении и анализе осооенностей стилистических направлений, характерных в рассматриваемый нами период для архитектуры Выборга, в частности ретроспективных.

Совокупность решаемых в диссертации вышеуказанных вопросов можно, на наш взгляд, оценить как новое перспективное направление в изучении выборгского и регионального зодчества.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ диссертации определяется ее актуальностью. Результаты, полученные в ходе исследования, по нашему мнению, могут быть использованы в педагогической и издательской деятельности, в деле пропаганды и охраны архитектурного наследия, при организации выставок и семинаров, посвященных проблемам стилистического развития архитектуры конца 19 - первой половины 20 столетия. Они также могут быть использованы в градостроительной и архитектурно-реставрационной деятельности, в частности, в процессе поиска стилистических аналогов при выработке соответствующих композиционных решений и в процессе обсуждения целесообразности сохранения и реставрации тех или иных памятников архитектуры. Кроме того, результаты исследования могут быть использованы и в историко-архитектурной науке в целях дальнейшего изучения архитектуры городов балтийского региона, ибо они связаны с новой оценкой особенностей стилистического развития этих городов.

АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ результатов исследования проводились автором на международном симпозиуме Остзейской Академии в Таллинне (1995 г.). на международной конференции института искус-тва и дизайна Хельсинки (1994 г.), на международной конференции в Принорске (1995 г.), на Эрмитажных чтениях (1994 г.). на международной конференции, посвященной 700-летив Выборга (1993 г.), на Доброклонских чтениях в институте им.И.Е.Репина (1994 г.) -в опубликованных и неопубликованных докладах. Результаты использовались для выпуска карты архитектурных достопримечательностей Выборга (1994 и), в книге П.Неувонена "Уприи* НйокмШыем КеМа " (1994 г.), при подготовке международной выставки и семинара "Меиду прошлим и будуцим. Реставрация архитектурного наследия Выборга" (1995 г., Выборгский Краеведческий Музей), основные выводы излагались в ряде научных статей в России и за рубежом.

НА ЗАЩИТУ ВоШОСЯТСЯ выводы автора об особенностях стилистической ьво-гоции выборгского зодчества; о развитии ретроспективной тенденции и сложении "старинного образа" города; о связях выборгской и балтийской архитектуры, о значении ретроспективной тенденции, ее местных корнях, связанных с историко-природныки факторами.

СТРУКТУРА И ОБЪЕМ определяйся стремлением выделить четыре основных главы, соответствуояих эклектике, модерну, неоклассицизку, функционализму. 3 каждой главе особое место отводится "параллельной" этим стилистическим этапам ретроспективной тенденции. Специальная вводная глава посвящена общему обзору градостроительной истории Выборга. Во введении формулируется задачи работы, дается обзор источников. 3 заклечении подводятся ее итоги, вырабатываится практические рекомендации. Диссертация оформлена в двух частях. Первая состоит из основного текста (149 машинописных страниц) и приложений (40 страниц). Приложения представлявт собой

- б -

краткие биографические справки, составленные автором о каждом из упомянутых архитекторов, список русско-финских названий улиц Выборга, список использованных архивных, литературных и других источников, список примечаний к основному тексту, а также, как примеры проделанной автором практической подготовительной исследовательской работы, некоторые подробные исторические справки на недавно изученные памятники выборгской архитектуры конца 19 - середины 20 столетия.

Вторая представляет собой альбом иллюстраций /в количестве 145/.

ГЛАВА I "Градостроительная история Выборга" содержит анализ основных предпосылок, определивших развитие архитектуры города рассматриваемого нами периода.

Выборг развивался в условиях взаимодействия и взаимовлияния

нескольких национальных культур, сложившихся на берегах

Балтики. Наиболее тесно город связан в течение длительного

времени со Швецией, Германией, Россией и Финляндией. Шведы

в 1293 году заложили на острове в устье Выборгского залива

замок-крепость, напротив которого, на мысу, вскоре стал

развиваться и сам город. Ганзейскому немецкому купечеству

город обязан своим процветанием в качестве крупного

торгового центра. После присоединения к Российской империи

Финляндии судьба Выборга оказалась теснейшим образом связанной

и с историей Эстонии, Латвии, Петербурга - тех территорий,

которые нередко объединяет понятием "Царская Прибалтика".

После Октябрьской революции Выборг стал одним из крупнейших

городов независимой Финляндии, и этот период его истории

продолжался фактически до 19*й года, когда Карельский перешеек вновь отоаел к России.

Сегодня, с обретением Прибалтикой независимости, Выборг остается единственным древним балтийским городом в составе России. Подобно целому ряду таких городов-крепостей, Выборг в середине - конце

19 века "перешагивает" границы своих укреплений, что отразилось в генеральных планах городского развития (1861 г., арх.-землемер Б.Нульман и 1929 г., арх. О.Меурман). Их реализации помог экономический подъем, начавшийся в городе и регионе на исходе прошлого века. В этот период утверждаются новые строительные уставы, которые не регламентировали, как это нередко бывало раньше, внешний облик зданий, открывая тем самым путь стилистическим поискам. На развитие архитектуры Выборга конца 19 - середины 20 века повлияло постепенное совершенствование строительных материалов и конструкций, распространение железобетона, сборного строительства; а также изменение структуры заказов. В конце прошлого века местные богатые заказчики - остзейские немцы строили промышленные, административно-торговые здания. В это же время активно велось строительство по муниципальным заказам - больниц, школ. В начале

20 века множество заказов выполнялось для местных и региональных банков, на пожертвования строились культурные сооружения, развивалось доходное строительство. В 1920-х гг. произошло новое оживление муниципальных заказов, в частности на дома для рабочих, учреждения культуры, развитие инфраструктуры. В то же время

по заказам буржуазии, в среде которой заметное влияние приобрели финские предприниматели, продолжалось акционерное жилое строительство, возводились промышленные комплексы в городе и его окрестностях, развивался культурный облик Выборга - в это время здесь были построены крупные общественные здания и сооружения, музеи, стадионы, певческие поля и пр.. В этом у Выборга было много общего с прибалтийскими городами, особой же чертой

стало почти полное отсутствие в городе таких частных построек, хак особняки и особенно виллы. В Выборге особняк преобразовался в т.н. "торговый дом", - вклвчавщий апартаменты хозяев, квартиры сотрудников, банк, склад.

Известная связь существовала между типологией строительства и статусом архитектора: муниципальные заказы выполнялись, как правиле, архитекторами, входившими в итат Главного Строительного Управления Финляндии, тогда как частные - архитекторами-практиками, не состоявшими на государственной службе. В Выборге первым частным архитектором стал З.Диппель, который-уяе в 1890 г. зел проектирование зданий принадлежавших его семье лесопилки и кирпичного завода. Вместе с тем, состоявшие на службе архитекторы, конечно, также брались за те или иные частные заказы. Отличие Выборга от других финских городов состояло в том, что здесь уже с 17 века существовала должность городского муниципального архитектора. В середине 19 века была введена должность архитектора Выборгского лена, что расширило влияние выборгских зодчих на архитектуру окружавших город более мелких населенных пунктов. В 1918 году учредили и должность "главного архитектора" Выборга, которув в 1918 -1937 гг. занимал О.Меурман, а в 1937 - 1944 гг. - ОЛайсаари. В конце 19 века большинство выборгских архитекторов были немцами или шведами, позже среди них стали преобладать финны. Архитекторы Выборга, как правило, были выпускниками старейшего финского архитектурного факультета Технологического Университета Хельсинки /до 1897 г. - Техническая школа, в 1897 - 19С6 гг. - Технологический институт/. Однако некоторые зодчие, работавшие в Выборге в конце 19 века, получили свое образование в Петербургской Академии Художеств, а также Швеции или

- 9 -

Германии, что было характерно и для архитекторов Эстонии и Латвии, где местные профессиональные архитектурные школы сложились относительно поздно. Конец 19 века стал временем укрепления профессиональных позиций финских архитекторов. В 1892 году они объединились в Техническо-архитектурный клуб, отделение которого было и в Выборге. В течение следующего полувека получила значительное развитие финская архитектурная периодика /в т.ч. издания клуба/, более частыми стали архитектурные конкурсы. В числе архитекторов - первыми в балтийском регионе - появились женщины; в Выборге работали несколько женщин-архитекторов - М. Мартикайнен-Юпвя, А. Суониваара- .Неюскя З.Борг и др. Велика была градообразующая роль природных факторов. Старый Выборг расположен на омываемом с трех сторон мысу, что формировало "морской" характер города. В его ландшафте важное место занимают выходы скал, определяющие "крутизну" улиц ».ближайший ана-'лог - Стокгольм), своеобразие архитектурно-планировочных решений.

В ГЛАВЕ II "Эклектика и зарождение ретроспективной тенденции" рассматриваются особенности развития в Выборге эклектической архитектуры. Ее внедрение в строительную практику замедлялось сильным влиянием.классицистической традиции, которая постепенно превращалась в одну из разновидностей эклектики. Этот процесс тормозился и длительным использованием в городе "образцовых" проектов, разработанных в конце 18 века Д.Кваренги. Распространению эклектики с элементами классицизма в Выборге и ряде других балтийских городов - Таллинне, Риге, Хельсинки и др. - способствовал Петербург и его архитектурная школа. В Петербурге учился выборгский архитектор Й.Йохансон, там же работали И.Аминов, Я.Аренберг, который писал, что

классицистическую, "в стиле Энгеля", архитектуру "легко строить". Классицистические детали, более свободно трактованные, применялись для украшения перестраиваемых старых "образцовых" и средневековых зданий, соединялись с формами итальянского ренессанса, особенно в представительных административных зданиях /дом губернатора, Крепостная, 35, 1891 г., арх. Я.Аренберг; новый дом губернского правления, Советская, 12, 1892, арх. Я.Аренберг; реальный лицей, Советская, 7, 1896 г., арх. Я.Аренберг и пр./.

Традиции классицизма в значительной степени развивали и такие региональные направления, как "столярный" и "кирпичный" стили, названные так современниками в конце 19 века. Первый характерен для рядовой застройки большинства прибалтийских городов. Например, одноэтажными или двухэтажными деревянными домами этого стиля были застроены многие кварталы Таллинна, Нарвы, целые окраины Выборга. Подобная застройка, рассчитанная на небогатых горожан, как правило, анонимна. Для нее характерным было выделение деревянной "ордерной системы" белым цветом на охристом, кирпичном, голубом фоне. Из дерева строились также курортные павильоны, эстрады, смотровые вышки; характерными примерами таких построек в Выборге являлись эстрада и летний ресторан /парк им.Ленина, 1890-1908 гг., арх. И.Еломквист/, х сожалению не сохранившиеся. В Хельсинки тот же выборгский архитектор построил аналогичные здания: на эспланаде Рунеберга.

"Кирпичный" стиль Выборга характеризовался ивпользованием скромных- классицистических элементов - портиков, полуколонн, фронтонов на кирпичных неоштукатуренных фасадах. Подобные решения демонстрируют примеры "дешевого" строительства -

- II -

промышленные предприятия /пивной завод, Онежская, 7, датируемый концом 19 века, арх. Й.Йохансон/, доходные дома "средней руки" /Крепостная, 5а, конец 19 века, арх. неизвестен/, казармы, офицерские дома /на ул.Штурма и Петровской, датируемые кшцом 19 века, арх. неизвестен/. В Выборге это направление было распространено даже несколько шире, чем в других городах балтийского региона.

Вместе с тзм, в Выборге не получили развития типичные для эклектики мотивы рококо и ориентализма, поскольку они не имели здесь никаких корней. Рокайльные детали встречаются только з интерьере и экстерьере дома купца Сергеева /пр.Ленина, 14 а, 1882, арх. Ф.Оденваль/, а о восточных мотивах автору диссертации удалось найти только одно письменное свидетельство, указывающее на то, что в стиле "арабеск" была исполнена не сохранившаяся роспись /Подгорная, 13, 1795 г., арх. неизвестен, лз сохр./. То же относится и к "русскому" стило, который в Р'^срге представлен лишь одним сохранившимся памятником -зданием русской женской школы /Лужская, 5/27, 1883-84, арх. Н.Курвуазье, 1906 - 1910 перестройка и надстройка, арх. А.Максимов/.

В последнем десятилетии прошлого века в Выборге, как и в других прибалтийских городах, а в особенности в Таллинне, сложилась "ретроспективная" тенденция, опиравшаяся на использование мотивов северного позднего средневековья, возрождения, барокко. "Ганзейский" образ хорошо подходил этим старинным городам, где сохранились средневековые монастыри и соборы, ратуши, подлинные купеческие дома 16 - 17 века, а также множество старых фундаментов и других фрагментов исторических зданий. В то же время складывается идеал старинного

живописного города, рожденный романтическим воприятием средневековья, а также ативизацией научных исследований древнего зодчества и исторического прошлого. Именно на исходе 19 столетия появляется первое серьезное исследование истории и старинной застройки Выборга /ГЛагус. Из Выборгской истории. Стокгольм. 1895/. Подобные работы появляются в Таллинне, Риге. В Выборге идея создания /или воссоздания/ ретроспективного образа целого города опиралась на изображение замка и городской застройки 17 века, представленное на гравюре 1709 года, сделанной по натурному рисунку 1681 года .'ведского фортификатора Э.Дальберга. Гравюра могла быть гироко известна - в 1715 году она была впервые опубликована в книге "Буеоа аы-к^ча е-* ноЛеаыл " г

изданной в Стокгольме и затем неоднократно переиздавашейся, а с появлением исследований, посвященных истории и зодчеству Выборгу, она часто публиковалась и в них. В 1890-х годах в характере "северного ренессанса" был решен морской фасад города - со стороны замка. Его формируют т.н. "дом Вольфа" /Южный вал, 4/2, 1890-е гг., арх. неизвестен/, отель "Мельблон" /Северный вал, 3, 1897 г., арх Э.Диппель/, здание исторического музея /перестроенное из старой ратуши, Выборгская, Крепостная, 2, 1898 г., арх. И.Бломквист/, склады верфи /Выборгская, I, 1897 г., арх. В.Аспелин/ и ряд других построек. В декоре их фасадов использованы нарядные барочные фронтоны, "зубчатые" щипцы, напоминающие об общем динамичном облике города на вышеупомянутой гравюре; они завершаются многочисленными коваными шпилями и флюгерами. Полихромные фасады пречисленных зданий украшены картушами с изображениями гербов Карелии, Выборга, ренессансными розетками в виде морских раковин, декоративными анкерами, воспроизводящими

местные исторические образцы и другими декоративными деталями, подчеркивающими региональный и старинный образ зданий.

В русле той же тенденции проектировались и официальные постройки Выборга, которые в силу ряда причин остались нереализованными /магистрат, Крепостная, 1899 г., арх-ры У.Нюстрем, В.Пенттиля/. Нереализованным остался также проект реставрации и приспособления под музей выборгского замка /1883-4 гг., арх. Я.Аренберг/, выполненный в пышной барочном духе, близком тому, который зафиксирован гравюрой и рисунком, но также основывавшийся на натурном изучении. Сохраняющийся и поныне вид замок получил по проекту русского военного инженера Лезедова в 1690-х гг..

В других кварталах города, в том числе и в новых также было построено много жилых и торговых домов в духе ретроспективной стилизации, в русле которой развивались не только "северо-ренессансные" и "северо-барочные" направления, но и "готическое". В стиле "современного готического" направления как его назвал выборгский архитектор Я.Аренберг, была построена важнейшая доминанта города - новый кафедральный собор /Крепостная, без номера, 1893 г., арх. З.Диппель, не сохр./, увечанный высоким шпилем.

На основании изложенного в настоящей главе можно прийти к выводу о сосуществовании в архитектуре Выборга конца 19 века двух основных тенденций - рационалистической, к которой прежде всего можно отнести "столярный" и "кирпичный" стили, развивашиеся в рамках эклектики, и романтической. Наиболее характерным проявлением последней стало стремление выявить в облике Выборга черты старинного города, подчеркнуть его ¡.егиональную принадлежность путем осуществления нового

строительства в духе ретроспекций, несмотря на повсеместные утраты подлинных старых построек.

ГЛАВА III "Национальный романтизм и ретростили" посвящена выяснению вопроса о том, в какой мере в архитектуре Выборга рубежа столетий проявилось 'кационально-романтическое" направление, сформировавшееся в Финляндии, и как е ним взаимодействовали такие "ретростили", как "северное барокко" и "северный ренессанс". В связи с этим сопоставляются произведения финского "национального романтизма" и родственного ему "северного модерна", появившегося в этот период как в Выборге, так и в других городах балтийского региона. В Выборге в характере "национального романтизма" были построены такие здания, как торговые дома "Хякли, Лаллука и /Вокзальная, У, 1905 г., арх. А.Шульман/, "Хакман и №" /Северный вал, 5, 1908 г., арх-ры У.Ульберг и К.Гвльден/, вокзал /1913 г., арх-ры Э.Сааринзн; Г.Гезеллиус, не сохр./, доходный 'Хом Пиетинена" /Ленинградский ПР-. 3L г-> арх-ры Б. Юнг и О.Бомансон, фасады А.Линдгрен/

и многие другие значительные постройки. Важным фактором распространения недолгого по времени существования, но плодотворного направления, каковым был "национальный романтизм" стала борьба финнов и других прибалтийских народов за свое национальное и государственное самоопределение. "Национально-романти-ческиё' тенденции проявились в архитектурев использовании местных строительных материалов, в декорации фасадов мотивами северной природы, образами эпоса "Калевала" /в Финляндии/ и "Калевипоэг" /в Эстонии/. Однако уже в 1910-х гг. наметился поворот от живописности этого направления к упорядоченности неоклассицизма. Как писал виборгский архг -ктор 0.Неурман-

"романтика оказалась непригодной в городских квартирах". Зтому переходному периоду в Выборге соответствовало появление зданий, композиция которых решалась в духе международного стиля модерн /фабрика Шалиена, Мира, 8, 1908 г., арх-ры У.Ульберг и А.Гвльден' или ллассицизированного модерна /банк "Карелия", пр.Ленина, 8, 1910 г., арх. У.Ульберг/. Примечательно, что к собственно зданию банка в 1911-14 гг. были пристроены жилые дома одноименного акционерного общества, решенные У.Ульбергом уже в характере "северного барокко", что отвечало последовательному развитию в этот период ретроспективной тенденции. На фасадах упомянутых домов мы встречаем барочные картуши с изображениями выборгского и карельского гербов, волюты, стилизованные изображения морских раковин и т.д.. Отмеченная тенденция в начале 20 столетия получила более основательное, чем раньше, научное обеспечение, что было связано с развитием искусства реставрации. В 1910-х гг., в частнасти, ведутся реставрационные работы в мднастыре Пирата под Таллинном кафедрального собора и замка в Выборге, ряда старых крепостей Финляндии. При стилизаторских перестройках старых зданий выявляются их исторические формы; так, при переотройке торгового дома "Фастингетс Эрнен" в Выборге /Крепостная, б, 1907 г., арх. Б.Солберг/ были сохранены исторические подвалы, а на стилизованный под барокко фронтон нового здания вынесена дата, обнаруженная в подвале -1650-й год.

Идея создания цельного по облику "ретроспективного" образа города подкрепляется в этот период рядом теоретических высказываний; морской фасад города дополняется еще одной "стилизацией" в духе "северного барокко" -зданием Финского банка /пр.Ленина, 2, 1910 г., арх. Г.Нюстрем/, в облике которого

снова подчеркивается местный колорит; например, фигуры путти украшающие фасад, держат символы процветания Выборга - морские якори, жезлы Гермеса, гербы городов- партнеров по торговле.

Начало 20 века явилось временем дальнейшего развития в городской архитектуре рационалистического и романтического направлений. Однако явное предпочтение отдавалось второму, из-за чего не получили реализации некоторые яркие рационалистические замыслы /проект выборгского вокзала, 1904 г., арх. С.Фростерус/.

В ГЛАВЕ 1У "Нордический классицизм" 1920-х гг. и новый расцвет ретроспективной архитектуры" изучается развитие неоклассических тенденций в архитектуре города вплоть до 1940-х гг., а также сопутствовавшей этому процессу эволюция "ретростилей", интрепретировавиих мотивы север.югс барокко и Возрождения-Привлекая неизвестные ранее материалы, автор исследует влияние неоклассицизма на стилизаторскую архитектуру, что проявлялось в более широком распространении симметричных построений, упорядочивании декорации, в которой сочетались барочные и классицистические мотивы.

Неоклассицистические тенденции, получившие в 1920-х гг. широкое распространение в выборгском зодчестве, были характерны для большинства северных стран - это показала юбилейная выставка в Гетеборге в 1923 году, где Финляндия выступала "единым блоков' со Скандинавией. Б Выборге развитие неоклассцизма опиралось и на местное архитектурное наследие. Преемниками "столярного" и "кирпичного" стялей стали "деревянный" и "кирпичный" неоклассицизм, а первые функционалистические поиски отразил "бетонный" неоклассицизм - так, в зависимости от применения

строительных материалов^ современники разделяли формы проявления одного и того же направления . Если "деревянный" неоклассицизм в основном находил применение при строительстве небольших домов-коттеджей, то "кирпичный" использовался, как и раньше, при возведении промышленных сооружений. Кроме того, он стал более широко применяться и в гражданской архитектуре /гостиница "Карелия", Ленинградский пр., 29, 1929 г., арх. У.Ульберг; банк "Саво Карьялан Осаке Панкки", Ленинградский пр., 14, 1929 г., арх-ры В.Виисте и П.Уотила/. Как в только что упомянутых, так и в аналогичных постройках других городов региона отчетливо обозначилось стремление архитекторов выявить декоративные возможности орнаментальной кирпичной кладки. В Эстонии это направление получило название "Ар-деко". Характерными примерами перехода от неоклассицизма к функционализму в русле "бетонного" классицистического направления являются такие памятники Выборга, как здания Художественной школы и музея /Лужская, I, 1930 г., арх. У.Ульберг/ и архива /Штурма, I, 1933 г., арх. У.Ульберг/.

Традиционные четкие и лаконичные классические формы хорошо отвечали задачам.восстановительного строительства в Выборге 1940-х гг.. Были разработаны масштабные планы по ремонту разрушенных и строительству новых зданий, отражающие развитие архитектурной мысли. Перед сог'-с'о-финской войной часто перестраивали здания эпохи Национального романтизма" и также поступали пей разработке их ремонта в 1940-х гг. /проект перестройки торгового дома "Хакман и К0" в неоклассическом духе, 1942 г., арх. У.Ульберг/. Однако война в большинстве случаев не позволила еоплотить в жизнь эти замыслы.

Е общем русле неоклассицизма нашла свое яркое выражение ретроспективная тенденция и получила дальнейшее комплексное

развитие идея создания "старинного" образа города. Прежде всего закончилось формирование ансамбля морского фасада - в 1920-х гг. улица ЮжВый вал, повторяющая направление проходившей здесь когда-то крепостной стены, была дополнена жилыми домами акционерных обществ "Памппала" и "Вярье" /Южный вал, 18, 22, 26, арх. У.Ульберг/. Уже само название "Памппала" ассоциировалось с древностью - на месте этих домов находилась раньше одна из крепостных башен - "Памппалаторни". В декорации этих зданий по-прежнему важное место отводилось барочным деталям, лепнине, скульптуре. Высокие крыши прорезались мансардными окнами, увенчанными декоративными фронтонами. Подобные здания, в композиции котороых использовались и такие формы, как черепичные крыши, щипцовые завершения торцовых фасадов, появились и в других частях города /"дом Диппеля", Крепостная, 18, 1921 г., арх. У.Ульберг; многоквартирный дом, Первомайская, 2, 1927 г.,, арх-ры Леюске/. В статьях, которые выборгские архитекторы публиковали в журнале "Арккитехти", посвященных строительству того или иного здания, ясно указывалось стремление следовать образу, навеянному гравюрой по рисунку З.Дальберга. Именно в это время научные исследования древней архитектуры, предпринятые в интересах реставрации, позволили накопить достаточно полные данные, пригодные для использования и в новом строительстве, осуществлявшемся в характере стилизаций "под старину". В Выборге была учреждена должность "хранителя древностей", которую занимал главный архитектор О.Меурман. Под его руководством были сделаны обмеры практически всех зданий в старом городе и замке. В 1923 году была отреставрирована и превращена в ресторан /по проекту У.Ульберга/ оборонительная башня 16 века - Круглая. Архитектор выявил исторический характер сооружения: интерьеры

башни, а также мебель, одежда официантов'были выполнены в духе 16 - 17 века. Проект опирался на данные детальных исследований памятника, а также на новые публикации историков. Подобное же усиление интереса в истории региона наблюдалось и в обретших., подобно Финляндии, независимость прибалтийских странах.

1920-е гг. ознаменовались преобладанием ретроспективных исканий в архитектуре Выборга и других прибалтийских городов, что совпало с распространением неоклассицизма. Однако неоклассицизм приобрел и такие черты, которые были связаны с зарождением функционализма. Вместе с тем сохраняли свои прежние позиции и другие варианты ретроспективизма, практическое использование которых, как и прежде, помогало выявлению традиционных черт в архитектуре города.

В ГЛАВЕ У "Функционализм и ретроспективное направление" проводится обзор архитектуры Выборга 1930-х и 1940-х гг.. В это время в городе и регионе наблюдаются примеры более широкого распротранения функционалистической архитектуры, впервые широко продемонстрированной северными архитекторами на выставке декоративно-прикладного искусства в Стокгольме в 1930 г. и на выставке, посвященной 700-летию Турку в 1929. Среди памятников функционализма в Выборге наибольшей известностью пользуется спроектированная А.Аалто и построенная в 1Э35 году городская библиотека. Соседство библиотеки, корпус которой решен в "распластанных" горизонтальных объемах с устремленным евысь 'готическим" кафедральным собором, сооруженным по проекту Э.Диппеля б конце прошлого столетия, наглядно демонстрировало смену художественных направлений в архитектуре города, которая произошла менее чем за полстолетия. О смене художественных пред-

почтении свидетельствовали также многочисленные примеры перестроек зданий конца 19 - начала 20 века в духе 'Ьовременного движения", поскольку живописность модерна и эклектики стала восприниматься как проявление "дурного нсуса". Освда и некоторое угасание стилизаторской ретроспективной тенденции, которая все же продолжала исподволь развиваться. Возводились отдельные дома в "ганзейском" духе /Куйбышева, 17, 1931 г., арх-ры Ю.Виисте и А.Ростила/, где внешние приемы стилизаторства сочетались с не менее формальными приемами "новой архитектуры". Однако в то же времй отнодь не было утрачено понимание ценности подлинных исторических ансамблей, традиционной городской среды. Это о особой силой проявилось в таких масштабных проектах, как относящееся к 1944 г. предложение У.^льоерга по реконструкции старого города, согласно которому предусматривалось макск^альное сохранение ряда исторических улиц /Подгорная, Крепостная, Прогонная, Водной Заставы/, что позволило бы выявить психический ансамбль старого города. Ульберг также планировал застроить все оставшиеся участки морского фасада, иниеируя изображение на вышеуказанной граворе. Появился проект переноса порта за Город, что позволило бы еще более полно раскрыть к заливу морской фасад по улице Охный вал. К согаденив, воплощение отих замыслов, которые в то время были характерны и для других балтийских городов, где архитекторы ставили перед собой задачи сохранения и интерпретации исторического наследия, в Выборге оказалось невозможным из-гза продолжения войны.

Распространение функционализма символизировало победу рационалистической архитектуры над романтической, которая, однако продолжала заявлять о себе. В частности, продолжал развиваться

и даже полностьв сформировался замысел по выявлении единого исторического заповедного центра.

- 21 -

ЗАКЛЮЧЕНИЕ содержит следующие основные выводы:

1. Стилистическая эволюция выборгской архитектуры конца 19 -середины 20 века соответствует в целом общеевропейской, особенно балтийской, системе развития. Она характеризуется взаимодействием рационалистической и романтической тенденций. В Выборге исключительно важную роль сыграло романтическое направление, благодаря которому город приобрел особый облик, сохранявшийся до 1940 гг.

2. Романтическое направление ярко заявило о себе в эпоху эклектики, когда, в 1690-х гг. в Выборге зародилась ретроспективная тенденция, опиравшаяся на местное наследие барокко, ренессанса, готики. Вместе с тем в городе развивались и другие, в основном классицизирующйе направления эклектики. Дальнейшее развитие ретроспективная тенденция получила в эпоху активного распространения в Выборге финского "национального романтизма" и модерна Ц9С0-10 гг.). Однако ее подлинный расцвет,'с появлением теоретического обоснования, пришелся на эпоху неоклассицизма 1920-х гг., в рамках которого она развивалась. Некоторое угасание ретроспективизма произошло во время господства рационалистического направления - в 1930-х гг. в выборгской архитектуре распространился функционализм.

3. Главным итогом неуклонного развития в Выборге ретроспективной региональной тенденции явилось постепенное формирование стилизованного образа "старинного" города, что особенно явно выразилось в застройке морского фасада, в систему которого вошли улицы Южный и Северный вал и главный исторический памятник -Замковый остров.

4. Проделанная работа по изучению процесса формирования старинного" образа Выборга позволяет поставить вопрос о необходимости реконструкции и реставрации застройки морского фасада, понеспего

в послевоенный период значительные утраты. *ахже требует пересмотра отношение к таким региональным направлениям, как "столярный" стиль, памятники которого в настоящее время часто не рассматривается заслуживающими реставрации, .'¿рревянный" неоклассицизм.

Диссертация, в целом решив поставленные перед ней задачи, все же выявила необходимость продолжения изучения выборгской и балтийской архитектуры, что объясняется сложностью и многогранностью соответствующих историко-архитектурных проблем. Активизация усилий в этом направлении поможет, несомненно, более полному раскрытию значения выборгского архитектурного наследия.

ПУБЛИКАЦИЙ АВТОРА ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ:

1. Изобразительные искусства и архитектура северного модерна. - Б кн.: Эрмитажные чтения, посвященные памяти В.Ф.Левинсона-Лессинга. Материалы чтений 25 - 27 октября 1994 г., - Спб., Государственный Эрмитаж, 1994, с. 63-65

2. Интерьеры эпохи национального романтизма в Царской Прибалтике /на примере усадеб "Хвиттреск" и "Суур-Мерийохи"/. -В кн. Доброклоские чтения.Материалы чтений 21 - 23 апреля 1994 г.. - Спб.. Ияститут ем.И.Е.Репина, 1995, с.5-7

3. Санкт-Петербург и Выборг. Некоторые аспекты архитектурного взаимодействия в эпоху эклектики. - В кн. Петербург и Россия. Материалы конференции "Петербург и Россия" 10 - 12 апреля 1994 г..-Спб., 1994, с.42 - 45

4. Выборгский архитектор Уно Ульберг. - В кн. Тематический сборник научных трудов института им.Й.Е.Репина "Искусство архитектуры". -Спб., институт им.Й.Е.Репина, j-995, вып.1

5. Die ¿ichifekfur des osts^ee^u^s ¿us RussiCHeR SîchI . - В Кн. HusbliCK : ZeitscHRift für DeufscH-Sc^NcJiN/iyiscHe ßezieHuGeM. ÜbeRSetst ' von Robest ScHveitzeR . - Lübeck , 1995. s 4£>-56.

6. Deutsche EînfIus odeR deMeiwLUROp/ùscHeR Stil des Osïsee«uuMS "> rJL1™- DeR F)NM|scHe /Vleecbuseu ¿ls BReNNPuNkt. Üben.vom 1?. MuAUieNt^lER 1995. s. 15- 17.