автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему:
Творчество художника последней четверти XVIII века Михаила Мануйловича Уткина

  • Год: 1995
  • Автор научной работы: Шершова, Нина Викторовна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.04
Автореферат по искусствоведению на тему 'Творчество художника последней четверти XVIII века Михаила Мануйловича Уткина'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Творчество художника последней четверти XVIII века Михаила Мануйловича Уткина"

Научно-исследовательский институт теории и истории нюбразмтельны* искусств Российской Академии художеств

РГ Б ОД

правах рукописи УДК 75/47«

ШЕРШОВА. Нина Викторовна

Творчество художника последней четверти XVIII века ;

Михаила Мануйловича Уткина

17 00.04 • июбразительнос искусство

Автореферат диссертации ,

йа соискание ученой степени канди дата искусетвовечеии*

~ 9 0!'Т 13П"

Москва 1995

Работа выполнена на кафедре русского искусства Санкт-Петербургско! Государственного Академического институте живописи, скульптуры и архитектуры им.И.Е.Репина

I 1лушый руковс пнет. - кандидат искусствоведения Е.Б.МОЗГОВАЯ

Официальные оппоненты: доктор искусс.вопедення А.Г.ИЕРЕЩАГИНУ кандидат искусствоведения А.Л.ПАВЛЕНКО

Нслушая организация - Сннкт-РттерОургский Государственный университет. ^-

01 V/ 13

Ч;шшта состоится ..,.. г.\ . .....; 1995 года в... . .. часов И«

Э'седлнн» Специализированного Совета К 0190.101 по присуждению ученой степени кандидата искусствоведения при ИМИ теории й история юобр.тимсльных искусств Российской Академии художеств/119034. Москва, Пречистенка. 21/.

С диссертацией можно ознакомиться в филиале научной библиотеки

Академии художеств /Москва. Пречистенка. 51/. .<""

У

Автореферат разослан.............¡^............1995 год«

Ученый секретарь Спеинллижрорлнксго Совета,

квшният искусствоведения . • Н.А.Вино(радова

Актуальность темы. Высокий художественный уровень русского • скусетва XVIII века определяется неповторимым своеобразием творчества рупиейших мастеров, произведения которых представляют собой различные гапы в его развитии.

Рассматривая историю искусства сквозь призму его высших проявлений, ожно утверждать, что к 80-м годам нашего столетия эта история уже вписана: исследована деятельность крупнейших художественных центров • 'искан и. Петербурга, изучено творчество ведущих мастеров в различии* спектах - стилевых, жанровых, тематических.

Однако произведения художников "второго слоя" и в, первую очередь, в благо» религиозной живописи выявлены еще недостаточно. результатом чего вл^ется некоторое "сужение" взгляда-на искусство »того период«. Изучение «бот мастеров "второго эшелона", выполненных ими по заказу Церкви, оэволут заполнить существующие лакуны в истории искусства ХУШ веса, :аст возможность подтвердить общие закономерности художественного [роцесса, что, в свою очередь, предстачит картину художественной жизни более юлной и объективной. Это определяет актуальность в обращении к изучению «лигиозной живописи.

Некоторая диспропорция, возникшая как результат преимуществ«..иого нимзни» к столичному искусству, -а последние годы иачйиает постепенно . мешаться в сторону интереса к'изучению провинциального искусства. Его гсслсдование - это задача, которая стоит перед искусствознанием. Оя» юз во л ит выявить еще недостаточно изученный гшаст русской культуры. >

Таким образец, широкий, спектр проблем, касающийся творческой практики мастеров, составлявших "художественный фон", взаимосвязь столичного н провинциального искусства, рассматриваемая, на примере религиозной живописи • все это является в настоящее время актуальным'а современной искусствоведческой науке и в контексте этого определяет необходимость данного исследования. Однако всестороннее решение о черчен ого круга проблем - скорее задача будущего. Приблизить ее сможет комплексное исследование художественной жизни конкретного региона шш изучение творчества отдельных мастеров. u '

Цель исследования. Представить творческий облик малоизвестного живописца последней' четверти XYHI векЬ - Михаила Мануйловича Уткина, выходца кз среды потомственных провинциальных иконописце», воспитанника Академии художеств, в чьем творчестве оказался сфокусированным ooetgp вышеозначенных проблем.

З&ощ. I. Исследовать источники н литературу, необходимые для тйго, чтобы реконструировать жизненный и творческий путь живописца.

П. Рассмотреть вопрос, касающийся изучения религиозной живописи, начиная со второй половины XYI11 века и до настоящего времени. В контексте этого • определить роль и значение творчества Михаила Мануйловича Уткина.

III. Определить авторство Михаила Мануйловича Уткина в создали*

работ для иконостаса Спасо-Преображет кого еббора в Выборге. Показать

1

роль учителей М.М.Уткииа: Г.И.Козлова и А.П.Антропова в создании ансамбля.

iy. Выявить живописные произведения, написанные Михаилом Мямуйловичем Угкммы для Троицкого собора Александро-Непской лавры.

конструировать одну иг. н«сохранившихся картин на основе ее шгмситарного воснроитедення в путеводителе по лавре.

V. Уточнить вопрос о происхождении Михаила Мануйловича Уткина из гтяшковп, из династии иконописцев Уткиных. Выявить ряд иконописных »¿отведения. выполненных художником в Осташкове. Воссоздать ¡тербургский период творчества Михаила Уткина, определить круг его работ,

VI. Реконструировать художественную жи]нь Осташкова во второй э.-ивпнг XVIII века, восстановит!, им'иа мистеров, входивших в династмо ткинмч. укачать'их произведения. Определил, место ?той династии в удожсствсиной среде города.

Метод рссчедоеаиия определяется задачами диссертации и характером рнвлекиемого материала. Это предполагает комплексную методику сследоваиия. при которой затронутые проблемы рассматриваются структурно: ю горизонтали творчество изучаемого художника дается и контексте общей ¡роблематики и развития религиозной живописи второй половины - последней |етяерти XVIII века, по вер.нкялн - затрагиваются проблемы традиций и юватирства. что предопределяет достаточно широкий историчес» 1Й диапазон, |а фоне которого исследуется творчество Михаила Мануйловича Уткина в )а зиооОразных аспектах: источниковедческом, историко-краеведч»* ч>м, (удожественно-стнлистическом, технико-технологическом. '

П .процессе туче ия работ из иконостаса Спасо-Преображенского »бора в Выборге, определения их как подлинных произведений Михаил« .

Уткина, автор испстыовал метод стилистического и сравнительного аиалзо*. ,

• 1

Этот же метоп применялся «втором для исследования живописного полотка "Пророки Иеремия й Даниил", выполненного М.М.Уткины* для Т-онцко« собора Д ¡«.саидро-Невской лавры.

ИЦУЖЮТ HfflWBH» работы состоит в том, что впервые диссертация »води в науку ранее непубликопавшиеся материмы и работы художника последнее четверти XYI1I века - Михаила М.шуйловича Уткина, имя которого «це т привлекало внимания специалисток. Впервые выявлен круг его произведение иконы, живописные полоти* религиозного содержания, историческая картина i академический рисунок. Это явилось основанием для создания первого Списю работ М.М.Уткина как сохранившихся, так и не дошедших до наших дней Исследование творческого-« жизненного пути мастера дало аозможносп составить его первую научную биографию. Затронутый • диссертации вопрос касающийся формирования художника в среде потомственных провинциальны) иконописцев, позволил м) основе впервые введенных ■ научный оборо! архивных материалов, воссоздать художественную среду Осташкова, выявит!

имена работавших там живописцев и составить перечень их произведений

о

которые вошли ■ Список иконописцев, работавших ■ Осташкове и Нило Столобенпсой пустыни во второй половине XYII века, Список художников работавших • Осташкове в первой половине XYIU века и Сдо«ар| художников, работавших в Осташкове в 60-е • 80-« годы XYII1 веха. 1 контексте этого подробно исследована династия Уткиных, выделен», представители трех поколений, определены их* произведения: иконы монументальные росписи, 'выявлено их участие во многих крупны) художественных работах по убранстьу церквей как ■ Осташкове, так и 1 Ннловой пустыни. Это позволило впервые представить династию Уткиных ка> ведущую в художественной жизни Осташкова.

< Практическим ценность исследования обусловлена его научной новизио! и актуальностью. Результаты могут бит», использованы для дальнейших мучения истории русского нскудетва .4YI1I века в аспекте проблематики

иконописи Нового времени и в аспекте взаимодействия провинциального * ■ столичного искусства.

Материалы исследования могут представлять ценность для историков-краеведов, изучающих художественнун> жизнь Тверского края I целом и Осташкова в частности.

Принимая во внимание тот факт, что сохранившиеся произведения Михпи.з» Маиуйлонича Уткина и мастеров, входивши* в чту династию, йахк.зяп-я в действующих. реездврируемых храмах, а также в тех. которь,. * цветок шее время используются как мутен, можно предположить интерес к результатам проделанной работы со стороны Инспекции по охране памятнике» культуры г.г.Выборга. Твери. Петербурга. Осташкова, а также со стороны Ццжви. Учитывая болвшой объем произведений, выполненных живописцами дннпстм Уткиных для монастыря, можно считать материалы исследования необходимыми для воссоздания духовно-культурной жизни Нияо» Столибснской пустыни.

ЛнроГпншя. Помимо пувликаннП я научных сборниках, по ттв диссертации был сделай доклад "Приходо-расходные книги Нило-СтолойенскоП пустыни к к важный исторический источник, характеризующий художественную жини. Осташкова в XVIII веке" на конференции "МвНисшр» Нило-Стплобеиская пустынь - духовный и культурный центр Верхней Волги" в нсторнко-краевелчсском музее ' Ост»ип пня и доклад "Творческий пуп ■ М.М.Утьииа" на заседании кафедры р; :ско!" искусств» Инсзитута живот*си. скульптур^ и архитектуры нм.И.Е.Репина.

ОЛьсу [ Лии. Диссертация представлена в одном томе. Он содержит оеигзиоб текст работы • введение, четыре главы, заключение (139 страниц) и научный аппарат - примечания, список исполыиваииоЯ лигергтуры. сяиюо»

использованных архивных материалов, список иллюстраций, приложения (66 страниц) - Даты жизни и творчества М.М.Уткина, Список произведений, выполненных М.М.Уткиным, Список иконописцев, работавших в .Осташкове и Нило-Стогобенской пустыни во второй половине ХУН века, Список художнике», работавших в Осташкове в первой половине ХУШ г аса, Словарь художников, работавших в Осташкове в 60-е - 80-е годы ХУШ, века, и альбом иллюстраций, включающий фотографии произведений М.М.Уткина, а также чертежи фасада и иконостаса Спасо-Преображенского собора в Выборге и обмерные чертежи интерьера Троицкого собора Александро-Невокой лавры (20

фотографий). . . '

>

Во Введении дано обоснование выбора темы, определены цели и з/ Ми исследования, обоснована структура диссертации.

Глава 1. Историографическая. Оси с шыми источниками исследования, помимо сохранившихся'. до' наших дней произведений искусства, являются документы архивов. Весь источниковедческий материал делится на три группы. К первой относятся

документы Российского Государственного исторического архива,

- <

Государственного архива Тверской области, архива Строительной экспедиции Выборгской казенной палаты, рукописного Отдела Российской национальной библиотеки. Документы этих архивов кьлкются основным источником, я* котором строится исследование. По отношению к изучаемому вопросу ярушные материалы делятся на источники прлмые, непосредственно связанные с «№нью и творчеством М.М.Уткнна; источники косвенные, относящиеся к деятельности бсшиковскнх живописцев Узкиных, освещающие худ<о*всюсин}ю жшнь Осташкова, з также те, которые сообщаю/ сведения о£

осташковских иконописцах второй половины ХУП - последней четверти ХУШ • века.

Вторая группа источников представляет собой извлеченный из архивов матерная как прямой, так и косвенный, использоааниый авторами для составления "картотек", "словарей": "картотека Е.К.Мроз", "Словарь Н.П.СоСко", к ним относятся "Описи . . .". .составленные Тверской архивной ученой комиссией.

И, иакоьец, треть* группа • источники литературные, прямые я косвенные. К ним относятся опубликованные документы крупнейших архивов: архива Академии художесгв, архива Синода. Их материалы были использованы в монографиях: "Русские народные картинки" Д.А.Ровииского, 1881 г., "Синодальный гДОзор • облает иконописания в ХУШ веке" А.Н.Никольского, 1913 г., для составления списков и словарей: "Словарь художников, п ХУШ веке писавших в императорских дворцах" А.И.Успенского, 1913 г., и "Список русских художников к юбилейному справочнику Императорской Академии х. дожеств" 19Иг составленный С.Н.Кондаковым.

В группу литературных источников вошли издания краеведческого

характера и. историко-статнстические',' пэсвящеииые Осташкову, авторы

» ,

ко.орых пользовались разнообразными архивными Документами, многие, из которых не сохранились.

Вторую категорию привлекаемого в исследовании материала составляет - , литература. Условно она может быть разделена на три группы: а первую входят издания упоминающие имя Михаила Уткина. »1 вторую - те, в которых приводятся сведения о художниках из династии Уткиных, н, наконец, в третью -публикации по вопросам развития религиозной живописи в Россия ХУ1И века.

Таким обрпзом. иа основе изучения источников и литературы стала возможным воссоздать жизненный н творческий путь Михаила Маяуйлоеича Уткина, что явилось основанием для исследования его произведений,

Глава II. Художественная династия Уткиных. Биография М.М.У-хиш. ° В главе подробно рассматриваются представители трех поколений династии Утхиных. работавшие в Осташкове на протяжении- X УШ столетия.

Начало ХУИ| вгка - время формирования художественной династии Уткиных. Ее родоначальник - Ерем ей Гаврилович ничем не выделялся ИЗ числа многочисленных иконописцев-ремесленников, 'обслуживающих монастырь массовой иконописной продукцией. Для Уткиных следующего походения -детей Еремея Гавриловича, занятие иконописью становится профессией. Некоторые из них как. например, Мануил, Григорий Уткины, в своей

деятельности не выходят за пределы "серийного" производства икоу для

о

Ниловой пустыни.

В< тс же время,*из этой художественной среды выделяются мастера иного уровня. Речь идет о Борисе и Семене Еремеевичах» писавших иконостасы для Петропавловской и К'рестовоздвнженской церквей Ниловой пустыни. Эти крупные заказы выполнялись артелями, в которые кроме уже упомянутых братьев Уткиных, входили иконописцы Дмитрий Крыжов, Илья Михайлович Верзии и резчики Иван Фомин'и Кондратий Семенов Конягий. Участие Бориса Н Семена Уткиных в таких крупных художественных работах позволяет

т

говорить о широком творческом диапазоне, который был присущ мастерам этой династии. ■

Экономическое процветание Осташкова во второй половине ХУ1Н веха, ррст промышленности, внутренней н внешней торговли благоприятствовал строи тзмгтву церквей н в самом юроде, и в Ниловой пустыни, обновлению

старЫх иконостасов. Растущие потребности города и монастыря стимулировали процесс пополнения кадров иконописцев: появляются новые художественные династии, приезжают мастера нз разных городов Тверского края. Расцвет художественной жизни в Осташкове падает на 60-е - 80-е годы XYIII века. В начале 1780-х годов число иконописцев там достигает сорока двух ч.-ловек, что было значительно больше, чем в таких городах, как Кашнн, Toponea. Торжок, Тверь.

Истоки этого расцвета следует искать в предшествующем столетня. Исследователи прошлого века Д.А.Ровинский и А.И.Успенский не приводят в словарях имена иконописцев Тверского края. Только и (учение источников, краеведческой литературы дало возможность в какой-то мере восстановить имена некоторых осташковских иконописг я X YII века.

Изучение приходо-расходных книг Ниловой пустыни позволило автору составить Список иконописцев,работавших в Осташкове и 11и ло-Столобенской пустыни во второй половине XYII века. Список художников, работавших в Осташкове в первой половине XYIII века и Словарь,художников, работавших в Осташкове в 60-е -'80-е голы XYIil века, в котором вывалены имена более пятидесяти мастеров, уточнены их произведения. Деятельность большинства из них была связана с созданием образов местночтимого святого Нила Столобенского. то есть с массовой иконописью.

Архивные документы стали основанием для того, чтобы воссоздать гворческий облик каждого представителя династии Уткиных. Они представляли собой одну из самых многочисленных художественных семей города. Профессиональные навыки в них передавались от отца к сыну, что яоспвггвовало укреплению и преемственности художественного опыгя.

В то же время, во второй половине ХУШ века а среде провинциальных мастеров обнаруживается необходимость прохождения такой Школы, в которой

»V

обучение строится на иных принципах. Речь идет о потребности в теорети-еском осмыслении и практическом освоении опыта европейского искусства. Соединение академической системы 'обучения с традицией многих поколений иконописцев составило то. своеобразие русской иконописи, примером которой может служить творчество Михаила Мануйловича Уткина, представителя третьего поколения осташковских живописцев. Михаил я Нил

I «> 1

Мануйловичи стали первыми среди художников-осташей воспитанниками Академии художеств. .В то' же время, каждый из них первоначальные художественные навыки подучил в семейной иконописной мастерской.

Исследование архивных материалов дало возможность составить первую научную биографию Михаила Мануйловича Уткина. , - 0

• о

Он родился 15 ноября 1763 года в Осташкове. "Обучался я ... с малых лет жив писиому Искусству", - так впоследствии напишет о себе Михаил Мануйлоаич Уткин. В приходо-расходных книгах Ниловой пустыни

сохранились сведения о работах художника - иконах, выполненных в 1779-ом н

*

1780-ом годах. Эти произведения были оценены невысоко. Однако их сюжетное

разнообразие выгодно отличаегся от массовой иконописной продукции. ' ■Я •

Спустя два года, вероятно, в конце 1782 года Михаил Уткин переезжает в

Петербург. С 5 января 1733 года начинается его служба в Артиллерийском

Инженерном кадетском (шляхетном) корпусе. В том же году Михаил Уткин был

принят в Академию художеств как водьноприходящий. В течение семи лет ом

'• учится у исторического живописца Гавриила Игнатьевича Козлова,

лдновремеино продолжая службу в кадетском корпусе.

В период обучения в Академии в ¡789 году Михаил Мануйлович Уткин по заказу митрополита Петербургского и Новгородского Гавриила выполнил первый самостоятельный заказ • написал образа в иконостас Спасо-Преображенского собора в Выборге. В настоящее время раскрыты четыре из них: "Царь Царем", "Богоматерь с младенцем", "Преображение" и "Великомученица Екатерина".

В 1791 году Михаил Уткин оканчивает Академию художеств, За рисунок с натуры он был удостоен второй серебряной медали. По ходатайству митрополита • Гавриила его зачисляют в пенсионеры Академии. Завершение обучения совпало с отставкой от службы в звании прапорщика. С 1792 по 1794 год деятельность М.М.Уткина была связана с ведомством Синода, куда он был определен в помощь А.П.Антропову на место умершего Мины Колокольннкова. ' '

В период службы в Синоде он написал пять живописных полотег для Троицкого собора Александро-Ненской лавры: Пророки Иеремия и Даниил", "Пророки Исайя и Михей", 'Образ Филиппа Пелусгия, когда он, будучи при морской страже, вцден святых мучеником Бориса и Глеба, едуших в насаде н» помощь святому Александру". Эти произведения находились в главном приделе собора • приделе Александра Невского. Справа от раки с мощами князя на ю&им стене располагалось историческое по!ютно Михаила Мамуйлонича Уткина 'Образ Филиппа Пелусгия , . ." Местоположение двух произведений: "Уверение апостола Фомы" и "Спаситель, поручающий ключи ппот>ау Петру", установить не удалось. В настоящее время сохранилась только оди» работа М.М.Уткина "Пророки Иеремия и Даниил". Живописные иологнл для Троицкого собора стали вторым знвчте.ш/ыи художественным закгюц Михаила Мануйловича Уткин»,

Дальнейшая деятельность М.М.Уткина была связана • с ведйметвом придворного духовенства: в 1794 году он вступает в духовное мание я становится дьяконом и живописцем Чесменского дворца.

о

Изуение архивных материалов стало основанием дм топ., чтобы . составить первый список произведений Михаила Мануйловнч" Уткина,' в который вошли 19 его работ как сохранившихся, так и не дошедших до наших дней. . -V • • - '

Глава III. Живопись Сиасо-Преобрижснского собора ■ ВыГэрсе. В главе рассматривается' одна из главных работ М.М.Утхииа • ярой шсдения для иконостаса Спасо-Преображенского собора а Выборге.

У'ивопнсь иконостаса еще не привлекала внимания специалистов.

Причина заключалась в том. что иконы находились под двум« слоами записей,"

• О

первая запись была выполнена .темперой в 1863 - 1866 года* художником Саввой ПосТемским. Последний раз они переписывались в 50-е годы* нашего столетия. В ходе реставрационных работ после удаления двух слоев записей была открыта авторская живопись XYIII века. ■

Ныне существующий иконостас Спасо-Лреображеиского собор«

е ,

двухъярусный. Он сохранил ту форму, которая появилась у него во второй

Г* .

половине XIX века, когда над первоначальным иконостасом был надстроен •торой ярус, иконы для которого выполнил Савва Постемский. Изменение первоначальной формы иконостаса явилось следствием увеличенна внутреннего пространства собора; различные зтапм его перестройки подробно исследованы Ю.Н'.Китнером. На основании изучения архивных документов он доказал, что автором проекта собора был архитектор Н.А.Львов. Воз ведением собора руководил губернский архитектор Иван Брокман, который на основе проекта

Н.А.Львова разработал чертежи ллпна, фасада, бокового вида собора и одноярусного иконостаса. В декабре 1788 года правитель наместничества генерал-поручик фон Гинцель отправил митрополиту Санк1-Петербургскому и

Новгородскому Гаврилду 1000 рублей "на первоелучаннук- расплату поиражениым им к деланию в упомянутую церковь иконостаса мастеровым",

Иконостас был выполнен в Петербурге в 1784 году по заказу митрополита Гавриила. Ему принадлежал и выбор художника для написания икон Михаила Мануйловича Уткина. Можно предположить, что иконы выполнялись в иконописной мастерской Синод. Это не лишено оснований в связи с тем, что после окончания Академии художеств М.М.Уткин поступил в . синодальное ведомство, в котором он служил вместе с А.П.Антроповым.

Участие воспитанников Академии я выполнении церковных заказов не являлось чем-то исключительным в гом случае, когд'а эти работы возглавлялись опытными мастерами. Например, в 1801 юлу академические воспитан.шки Егоров. Родчев, Корнеев писали иконостас "малой церкви в Царском селе". Местные обраш выполнял Г.Угрюмов, кроме иего иконы писали Ф.Яненко, Ив.Пустынин, Е.Мошков.

В истории создания иконостаса Спасо-Преображенского собора отмечены два важных момента - заказ икон воспитаннику Академии художеств и выполнение чтого закача Михаилом Уткиным. В рЛботе выдвинуто предположение о знакомстве митрополита Гавриила с творчеством осташковских живописцев, в числе которых были и Уткины, в период ею пребывания епископом Тверским. Вошожно. что именно с чтим, а также е опыюм практической работы в Осташкове, связан факт получения Михаилом Угкиным столь ответственного самостоятельною заказа к-1к иконостас Сгисо-Преображеиского собора в Выборге.

В настоящее время из восьми икон нижнего яруса раскрыты четыре: "Царь Царем". "Богоматерь с младенцем". "Прео'ражение", И '•Великомученица Екатерина". Центральная ико-а "Царь Царем" имеет подпись художника Михаила Уткина, в также содержит сведения о том, в каком году она Гч4ла наткана. .

На основании стилистического и сраинительного вналшл произведений, а также микрохимического исследоваиия отшипов, проведенного в химико* биологической лаборатории Русского музея стало возможным утверждать, что иконы "Богоматерь с младенцем", ^Преображение" и "Великомучениц* Екаи-рнна" - были выполнены тем же мастером, который написал икону "Царь Царем" - Михаилом Маиуйлоянчем Уткиным.'

Небольшая икона над алтарными дверями Рождество Христом" обнаруживает мри визуальном анализе живопись ХУШ века. Это подтвердил N микро-химический анализ опиипа: идентичность грунтом и красочных . пигментов доказывают, что икона создавалась одновременно с раскрытыми иконами иконостаса. Она представляет собой нескблько'йзмененную копию е работы Г Реии "Поклонение пастухов" Й1 коллекции Эрмитажа. Обращение Михаила Уткина к творчеству итальянского художника в таких работах, как "Вслнкомученина Екатерина", "Пророки Иеремия и Даниил", может служить косвенным доказательством в пользу его авторств. Хорошая сохранность красочшчи с.чоя яшнась. пероятио, причиной того, что икона не была Переписала в последующее иремя.

„ Определение авторства икон из иконостаса Спасо-Преображенского собора в Выборге ставит вопрос об учителях Михаила МянуПловнча Уткина: Г.И.Ко<лове и А.П.Антропове. Роль Г.И.Козлова, имевшего огромный опыт в облает* лекорагивиой живописи, состояла, вероятно, в том. что;ои оказал

1их<шлу Уткину помощь в художественном решении иконостаса как ансамбля. >снованнем для такого предположения является уже то, что М.М.Уткин был чеником Г.И.Козлова.

Выполнение иконостаса велось, вероятна, в иконописной »астерской Гинодд под наблюдением А.П.Антропова . Это позволяет считать, что »жетидя сторона произведений (некоторые ш них создавались под воздействи ¡м западноевропейских оригиналов) была одобрена главным синодальным княоннснем • А.П.Антроповым. Вопрос об учителях затрагивает проблему градиций в творчестве М.М.Уткина. Речь идет о той художественной среде, в которой формировался художник. Как уже указывалось, истоки расцвета (удожественной жизни Осташкова необходимо 'видеть в предшествующем столетии, когда уровень .иконопжяния определяли мастера, деятельность которых была связана с. иконописной мастерской Оружейной палаты и Посольским приказом, куда вызывались для работ осташковские иконописцы, В произведениях Михаила Мпнуйловича Уткина - иконах дли иконостаса Сппсп-Мреображенского собора н Выборг, написанных в 1789 году, обнрружннается с -одной стороны преемстмснность иконописной традиции мастфов Оружейной палаты, а с другой стороны - профессиональные навыки академической школы.

Глава IV. Живописные роботы для Троицкого собора Алексанаро-Непосой

лавры.

В период службы в ведомстве Синода, с 1792 ;)0 1794 год, Михяня Маиуйлович Уткин выполнил агорой крупный художественный заказ • »(виши-игле полотна для Троицкого соб ра Алекслидро-Невасой лавры. Сведении 0(1 уч.1с■ им Уткина в работе по убранству интерьер.) собора 01р»жс*м В литературе \1\ века. Однако тот факт, чш рлсом с фамилией художника не

упоминались его инициалы, привел к тому, чю и настоящее время в работ современных исследователей. имя Уткина уклзыьается ошибочной с инициале

У

"ГГ ли "Ни. Ясность в этот вопрос внесли документы архива, ид котор! становится известно о тех денежных суммах, которые были выданы в сентяб] 1794 года Кабинетом ЕИВ художникам, принимавшим участие в создан! живописных полотен для Троицкого собора. Среди них встречаезся и) Михаила Уткина, выполнившего большее по гравнеиию с другими мастера» число произведений - лто пять работ: "ОЛрщ пророков Исайи и Михея "Образ пророков Иеремии и Даниила", "<)ораI Филиппа Пелусгия, когда с будучи при морской страже, видел святых мучеников Бориса и Глеба, едущих насаде на помощь Святому Александру". "Уверение апостола Фомы", "Спаситель, поручающий ключи апостолу Пезру".

В , процессе изучения живописи 1 роицкого собора оказало необходимым воссоздать первоначальную схему размещения произведений интерьере храма. В результате этого удалось выявить смысловую взаимосвя живописных работ, выраженную в единстве общего замысла, програм! которого была разработала митрополитом Гавриилом. Проделанная рабО сделала возможным определить местоположение картин, аыполнеит Михаилом Мануйловичем Уткиным: они располагалась а самой важной час собора - в приделе Александра Невского. В ль нете.южной стены находили! два произведени я - "Пророки Исайя и Михей" и "Пророки Иеремия и Даниил а среднем регистре - справа от раки с мотами князя и полководца, помещало историческое полотно "Образ Филиппа Пслусгия ..." В иастоащее вра единственная сохранившаяся работа М.М.Уткина "Пророки Иеремия Даниил" располагается в люнете, «верной стены. Париое к нему произведен!

"Пророки Исай» и Михяй". утраченное в период закрытия собора, было •ОСС1М.1.1Ш) М.И.Перисвым.

Н работе "Пророки Иеремии и Дапнни" Михаил Уткни обращается к запал тчиропенекому оригиналу • картине Гвидо 1'ени "Он р о шов церкви о христианском логмлтс непорочного зачатии" из собрания *}рмитлжа. Следует отмсмть. что в исследованном нконосмсс Спасо-Преобра ленского собора в ВыГ'кри:. как "|чечалоа, выше, уже имел» место обращение М.М.Уткина к Прощнс.к'мняч Г.Реиц н Рафпля в иконах "Великомученица. Нкатерииа", "Ро...дсстио Христово" II "Преобрижение", которые можно рассматривать как "вариации" на тему »шестого оригинала. В данном случае речь идет о том, что художником была выбрана одна из центральных фигур каршнм Г.Ренн для

образа пророка Иеремии и точно воспроизведен» в его работе. При зтом, если

1 ,

учесть, что сюжеты утверждались митрополитом Гавриилом, то можно лре/шоложить. что выб<'|> оригинала, я также конкретного персонажа п< лотиа Г.Рснм. оегаваися I» заказчиком. Поэтому роль художника сводилась к тому, чтобы «МК1ИМ.1 (ьж> прп'ишшпе» к первоисточнику.

Ц изображении пророка Даниила М.М.Уткин обратился к натурному рисунку 1791 гола: обра! юного Даниила и одною из натурщиков совпадают в ракурсе, типе лиц*, жесте рук. Олиако, в данном случае художнику удалось избежать тех анатомических погрешностей, которые имелись в рисунке: образ пророка Даниила выполнен М.М.Уткиным на более высоком Профессиональном уровне.

Кочпоишия картины выстр*>еиа с учеюм ее расположения в интерьер« рвкчре. н к'горлм щображен Иеремия. линия спины инелл.июших драпировок, подчеркиваются овалом левой стороны карIмни и егши. что свжыние! ее с архитектурными членениями сабчра >101 же ..принцип

соотношения живописи и архитектуры лежит в основе композиции двух парных изображений пророков, расположенных в люнете противоположной стены. Также к^к и М.М.Уткин, П.Дрождин и И.Белы кий в "пророках" используют произведения западноевропейских - мастерок. В диссертации также рассматривается живопись нижнего регистра обоих приделов и картины, находившиеся в среднем регистре северного придела, каждая из которых, представляет собой копии, выполненные русскими художниками с известных оригиналов. Характер этих копий укладывается в те границы, которые отмечены В.А.Давыдовым: "... от полной идентичности повторения архетипу • в подделке .... в т.н. "полноценной" копии до самостоятельного творчества "по мотивам" первоисточника в "свободном" копировании или реплике".

Живопись Троицкого собора дает пример бытования как первой, так и второй групп копий, что в целом отражает процесс приобщения русского искусства к художественной культуре Запада.

В . отличие от многочисленных и р чнообразных по отношению к оригиналам копий живописные полотна, располагавшиеся в среднем регистре южного придела, представляют собой оригинальны*; произведение, . объединенные темой военных побед Александра Невского.: В центральной часта регистра помешалось произведений Г.И.Угрюмова "Торжественный вход во Псков Святого Александра Невского по победе Эстаяндских рыцарей", справа от него • каршна Георгия Скливы "Г та Александра Невского на реке Неве при устье Пгкоры, где он пс ранил в лице короля шведского". Слева находилось поло1нс Михаила Уткина "Образ Филиппа Пелусгня, когда он будучи при морской «раже, вплел святых мучеников Бориса и Глеба, едущих в насаде 11,1 помощь Святому ¿Члександру".

Историческая картина Михаила Минуйловича Уткина не сохранилась до наших дней. Однако в двух путеводителях по лавре есть воспроизведения этого полотна, на которых "прочитывается" лишь фрагмент картины. Он дает

(I. ,

возможность в какой то степени реконструировать эту работ} художника. "Образ Филиппа Пелусгия ..." или "Видение Филиппа Пелусгня ..." дает пример появления в русской исторической живописи редкого сюжета "видений". Особенностью картины является достаточно реальный характер проявления "чуда". Это относится к тому, как М.Уткин изобразил водное проораиство Невы, дадыо с князьями, Александра Невского на коне: все это убеждаете подлинности происходящего.

. Историческое полотно Михаила Мануйловича Уткина, как и работа Г.И.Угрюмова "Торжественный вход во Псков Святого Александра Невского . . дают пример разнообразия мотивов: "видения", "чуда", а также "шествий" в "репертуар'}" русской исторической картины. Б>дучи распространенными в живописи западноевропейской, они могут считаться первыми опытами в отечественном историческом жанре.

Цикл полотен, посвященный деяниями Александра Невского, вероятно, был разработан митрополитом Гавриилом н утвержден Екатериной II. В зтог период, как справедливо отмечают И.В.Рязанцев и О.С.Евангулова: "Вне стен Академии художеств превнерусская тематика сохраняется • скульптуре, • двух ее с, оль отличных друг от друга отраслях: в' монументальной пластике и малой форме".

Поэтому скорее как исключение можно рассматривать появление в I Ш-ж годах цикла картин, посвященных подвигам Александра Невского.

Разработка этой темы в форме исторических картин, предиатначемнш для храма, стада новым явлением в области ¡кмигио;ной живописи. Карпы*

становится таким же объектом моления как и икона. В религиозной живописи как и в светской начинает преобладать "индивидуальная мысль художника, е.о творческие вдохновение. Она может увлекать чуиство и воображение, но она не соответствует восточно-православному воззрению на икону как на предмет религиозного почитания и как на одно из учительских средств". В свази с этим А.С'.птыков указывает ия то, что "с точкй зрения строго византийского, п'чшчанмя, картина художников Возрождения и Нового времени, даже написанная на религиозный сюжет, может пониматься как скрытое иконоборчество, опасное отрицание через утверждение, благодаря натуралистическому элементу и свободе обращения с сюжетом".

I) диссертации рассматривается вопрос об отношении Церкви к зарождению того направления, которое развилось постепенно я искусстве ХУИ века и привело к замене иконописи живописью западного типа.

Таким образом, живопись Троицкого собора Александро-Невской лавры дает основание утверждать, чти начавшийся, как справедливо указывает О.С.ПЬангулова. во второй половине XVII века процесс перерастания иконы а

картину. завершился к концу XVIII столетия, ознаменовав победу

' . . 1

иконоборческого направления. Примером -тому может служить творчество художника последней четверти ХУШ века Михаила Мануйловича Уткина.

'{аклю^сшю, В заключении суммируются итог.; исследования, которые позволяют сделать некоторые выводы.. В результате проделанной работы оказалось возможным ввести в научный оборот имя художника • Михаила МануйловИча Уткина, творчество которого еше не привлекало внимания специалистов. Воссоздана первая биография художника, составлен Список иконописцев, работавших в Осташкове и Ннло-Оголобенской пустыни во второй половине X VII века. Список художников, работавших в Осташкове в

первой половине ХУШ века и Словарь художников, работавших в Осташкове в 60-е-ДО-е годы ХУШ века. В процессе изучения деятельности М.М.Уткина в Осташкове 61 'ли обнаружены сведения о его ранних произведениях. Подробно

исследован петербургский период творчества художника: обучение в Академии

а»мг1йлиение —

художеств, двух крупных художественных 1 >аказов: иконостаса Спасо-

Преображенского собора в Выборге и живописных полотен для Троицкого

собора Александро-НевскоП лавры.

В диссертации рассматривались вопросы атрибуции. Было доказано

авторство Михаила Маиуйловича Угкниа в работах: "Богоматерь с

младенцем", "Преображение", "Великомученица Екатерина", "Рождество

Христово" из ихоностаса Спасо-1Треобрпженского собора в Выборге.

Определено авторство Михаила Мануплопн'.а Уткина в создании пяти

живописных произведений для Троицкого собора Александро-Невской лавры.

Была сделана попытка реконструировать утраченное историческое полотно

"Видение Филиппа Пелусгия, когда он будучи при морской страже, видел

святых мучеников Бориса и Глеиа, едущих на помощь святому Александру" на

основе его фрагментарного воспроизведения в путеводителях по лавре.

В результате проделанной' работы был составлен первый Список

произведений Михаила Мануйловича Уткина, в который воцщи 19 рЭДот

художника. Семь из них сохранились до наших дней.

Изучение творчества Михаила' Мзнуйлсвича Уткина, выходца из среды

потомственных осташковских иконописцев, чоаштанника Академии Художеств

дает возможность представить процесс вмимодействия провинциального и

столичного искусстчз, позволяет расшнршь наше знание о русской кксмопися

Нового времени, а это в какой-то степенн сгина основанием для того, чтобы

заполнить существующие лакуны в религионшй живописи ХУШ веха.

Список работ, опубликованных по теме диссертации

1. Об авторстве иконы "Богоматерь с младенцем" и» иконостаса Спасо-Преображенского собора в Выборге // К истории русского и«>бр«отельного искусства ХУЦ - XX в в. /Санкт-Петербургский Государственный академический институт живописи, скульптуры и врмткт;-*>ы имени П.К.Репин« Академии художеств. СПС., 1993 С .7-14.

2. Об автррстле икон "Великомученица Екатерина" и "Преображение" И1 икччичм иса <'пасо-Ирсобряженского собора в Выборге// Искусство и pv.uu ни/ Саню-Носрбургскин Государетвеним1Т пкад'емический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени; Н.Е.Репина Российской Академии художеств. С'пб., 1995. С.55-61.

Гп.СПбШТГЛ ь.571 тпр.ТиО

10.08 95