автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Белуджи Пакистана, 1947-1990 гг.

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Бобохонов, Р. С.
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Белуджи Пакистана, 1947-1990 гг.'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Бобохонов, Р. С.

введение

Глава 1. Состояние белуджского общества после второй мировой войны. Этнический и политический аспекты.

§ 1» Этнический состав, языки и границы провинций

Пакистана, расселение белуджей/ этнодемографическая характеристика/.v.v.V. .v.v.

§ 2. Белуджская проблема в и Пакистан после получения независимости.

§3* Белуджское движение сопротивления после потери независимости /1948-4 ря 8 гг.7.

Белу <т некие националисты у власти/* Р7?-' Р7 3 гг./ и новое белуджское восстание за автономию

97 3- ' 978 гг. /. . . .v.v.

§5. Социально-экономическое положение Белуджистана после второй мировой войны.

§б. Проблема политической и этнической интеграции белуджей. .Ai

Глава 2.' Хозяйство и материальная культура белу лжей

Пакистана. SO

§1. Сельское хозяйство, земледелие. .v.v.v. SJL

§8. Скотоводство.£~

§3,' Ремесла, промышленность. ЛV.v.v.1. S

§4. Поселения, чили да.

5. Одежда. £

§6. Пища.■.V S

Глава 3. Семейные и общественные отношения у белуджей.

§1. семья иг семейные отношения в. белуджском о бществе». • »y.:. v.!.•»»». .y.V.y.y.y.y. .►••'*•.'. • -КЗ

§2. Общественная организация у белуджей/ племенная* и территориальная/,.V. * ¥

§3. Социальные отношения.1.»'/ V.'.VJ.'J.'.v.v.v. .v. <

Гяааа4. духовная культура.

§1. Народное ш искусство. .V. .vJ.'.'.Y.^.Y.

§2. Религия и верования. ,v. . .V.v.v. Л1. . .v.

§3. Народное образование.iOS

 

Введение диссертации1993 год, автореферат по истории, Бобохонов, Р. С.

Акт уаль чостьт емы, и с сл е довагая. В настоящее время, когда национальный- вопрос стал в высшей мере актуальным в странах "третьего игра", впрочем, и в других странах, возрос интерес к изучению истории экономического, культурного и этносоциального развития и национальных движений за самоопределение малых народов. К числу малых народов относятся белуджи, территория обитания которых разделена политическими границами на несколько частей и входит в состав таких государств, как, прежде всего Пакистана, также Ирана и Афганистана. Относительно небольшими группами белуджи проливают также в СНГ /Туркменской республике/, Индии, в странах Аравийского полуострова и Африке. Обшая численность белуджей около 5 млн. чел. /оценка автора/.

Актуальность темы определяется еще и тем, что белуджская национальная проблема находится в поле зрения многих зарубежных востоковедов, как'английских, иранских, афганских, "индийских, арабских, так и белуджских. Этот широкий интерес вызван наличием сложных этнологических проблем, связанных с белуджами. Пакистан - многонациональное государство, его населяют четыре основных крупных народа: пенджабцы, синдхи, пуштуны и белуджи. Доминирующей нацией выступают пенджабцы, при этом синдхи, белуджи и пуштуны не имеют никаких автономных прав, что вызывает межнациональные конфликты. После раздела Индии в 1947 г. белуджи временно получили независимость. Было создано государство Белуджистан под эгидой Калатского Ханства. Но спустя девять месяцев пакистанские власти захватили Белуджистан и только в 1973 г. была создана провинция Белуджистан, которая,ныне входит в состав Пакистана. Национальное движение белуджей после потери независимости в 1948 г. получило дальнейшее развитие и действует ныне в широком диапазоне культурно-языковой автономии до отдельных попыток выхода из состава Пакистана и создание соответствующего независимого государства Белуджистан.

Указанные причины выявляют особенности белуджской национальной проблемы и объясняют тот широкий интерес, который проявляют к ней в последнее время многие политики и ученые.

Цель и задачи исследования.' Цель данной диссертации заключается в попытке впервые в отечественной историко-этнологической науке изложить политическую, этническую и культурную историю белуджей Пакистана после второй мировой войны /1947-1990 гг./.

В конкретно-историческом отношении ставятся следующие задачи:

-рассмотреть аспекты политического и этнического состояния белуджского общества после второй мировой войны /1947-1990ГГ./;

-произвести анализ социально-экономического положения Белуджистана после второй мировой войны;

-рассмотреть проблемы хозяйства, материальной и духовной культуры белуджей Пакистана;

-описать устройство семейных и общественных отношений современных белуджей; -исследовать проблемы политической и этнической интеграции белуджей в период современной истории Еелуд-щ-стана.

Научная нови знакпрактичеекая значимо сть. Настояшая диссертация представляет собой историко-этногра^ический очерк белуджей Пакистана /1947-1990гг./. Она является первым исследованием такого характера в отечественной истори ко-этнологической науке.

В этом историко-этнологическом очерке впервые в русскоязычной литературе всесторонне рассмотрены и изучены политически^, этнические и социально-экономические вопросы истории Белуджистана после второй мировой войны / 1947-1990гг./

Освещены проблемы хозяйства, материальной и духовной культуры, а также семейных и общественных отношений в белуджском обществе. Начато исследование интеграции белуджей Пакистана. Данная работа имеет большое практическое значе-ние. Во-первых, она мотет быть использована при составлении монографических и справочных работ о народах Г го-Западной и Южной Азии. Во-вторых, ее можно включить в программу общих или специальных курсов в отечественных ВУЗах.

Структура диссертации.Поставленные исследовательские задачи обусловили соответствующую структуру работы. Она со

-у стоит из Введения, четырех глав, Заключения и Библиографии.

Краткая этническая история.

Белуджи ^бало^или "балус") как народ известны с глубокой древности. (Происхождении этого кочевого народа существует нес-колько гипотез. Одни авторы доказывали, что белуджи происходят от арабов, другие приписывали им туркменское происхождение, третьи считали белуджей потомками индийских раджпутов и т.д.

Исследователь истории и этнографии белуджей, англичанин Лдеймс Хеглсон полагает, что белуджи являются выходцами из северных районов Ирана (горного побережья каспийского моря).

Часть историков считает, что белуджи и курды - это две группы одного племени, которое еще до рождества Христова вышло из древнего Аллепа на востоке, с территории современной Сирии в поисках плодородных земель и запасов воды. Курды шли в сторону Ирана, Турции и северо-западную Персию, а белуджи .двигались в прибрежные районы южной части Каспийского моря, а затем продвигались дальше в сторону Кемрана и на нынешнюю территорию Белуджистана. Эту точку зрения разделяют белуджские истории Мир 1Улхан

2 3

Насир и ?лир Худа Букс . ЛЗиярони Мари Балоч .

Во всяком случае, ко времени завоевания южного Ирана арабами (Керман был захвачен иш в 643 г.), белуджи уже жили в юго-западной части Кермана и играли заметную роль в политической жизни этой провинции.

В начале Х1в. войска правителя Панзы султана Махмуда Газне-ви, посланные в Керман нанесли серьезное поражение белуджам, чем I вызвали переселение части из них дальше на восток, вглубь территории современного Белуджистана^ ж Это событие было одним из ryiagных в этнической истории белуджей. По-видимому, именно в это время возникли союзы племен, ставшие ядром белуджского народа.

Массовые переселения белуджей на юг и юго-восток в Иранский и Пакистанский Мекран, были вызваны как внутренними, так и внешними причинами, прежде всего нашествия в XXI веке на Кер5 ман тюрков-сельджуков.

На первом этапе переселения в Синд (ХШ-Х1У вв.) белуджи прибывали сюда, как правило, целыми племенами или крупными племенными подразделениями.

Яесколшпозже, с конца III в., белудаи передвигались в более северном направлении - в Мультан и Пенджаб, так как лучшие земли-пастбшца в Синде были уже заняты и освоены "другим населением.

Племена белуджей, расселившихя в южном Пенджабе ж Синде, принимали активное участие в политической жизни этой части северозападной Индии. В период правления там Великих Моголов, Белуджи 6 принимали участие в их многочисленных походах .

Передвижение белуджей во главе с Мир-Наваром в южный Пенджаб явилось завершающим этапом массового переселения жх за пределы Белуджистана.

В Х1У-ХУП вв. на территории Белуджистана возникло несколько небольших княжеств, в которых господствующее положение заняла знать бедудаскнх племен. Правители их были вассалами шахов Ирана или Великих Моголов. В середине ХУШ в. в результате распада империи Великих Моголов и державы иранского шаха Надир-шаха Афшара возникли условия для объединения всего Белуджистана в рамках единого государства. Это осуществил правитель Калата, самого силшо7 го из княжеств, Насир-хан Белудж .

В начал© XIX в созданное Насир-ханом государство распалось на несколько княжеств, что облегчило захват их английскими колонизаторами. По договорам, навязанным Англией правителям,Калата и Кабула (в 1854, 1876 и 1879 гг.) белуджские земли были разделены на так называемый Британский Белуджистан, управление которым осуществлялось непосредственно британскими колониальными чиновниками, и федерацию белуджских княжеств - Калат, Харам, Макран и о

Лас-Бела, - возглавляемую ханом Калата? Следует отметить, что

Белуджистан шел в это время статус протектора, сравнимы! с

Афганистаном до 1919 г. и Непалом.

Белудай неоднократно поднимали восстания против власти колонизаторов. В 1897-1898 и 1901 году вспыхнуло в&танив в 9

Северо-Восточном и Центральном Белуджистане. В 1907 году прошли-волнения в Калате. Вооруженные востания белуджей проходили в I9I5-I9I6, 1925, I927-1928 гг. и в последующие годы1?

Колониальное иго тормозило социальное, экономическое и культурное развитие Белуджистана, способствовало сохранению у белуджей патриархально-племенных отношений. В 1947 году, то есть накануне образования государства Пакистан, в Белуджистане было всего 80 начальных школ, причем обучались в них преимущественно дети служащих колониальной администрации.**

Около 98% коренного беяудского населения оставалось неграмотным.

В 1947 году как уходящие британцы, так и Пакистан признали Белуджистан суверенным, независимым государством. В сентябре 1947 года Великобритания предостерегала Пакистан в том отношении, что независимый Белуджистан может стать проводником коммунизма и * опасного для имперских интересов Великобритании государства в югозападной Азии. Согласно требованиям совета британского министерства "LoMmon weaw f Пакистан использовал свою военную силу для принуждения правительства Белуджистана к присоединению"^.

В марте 1948 года правительство Белуджистана подписало документ о вступлении в Пакистан. Это историческое событие, которое ознаменовало потерю независимости Белуджистана - как государства и по сей день играет важную роль в политической и общественной жизни белуджей. Это и другие события современной истории Белуджистана освещаются в первой главе настоящей работы.

Историографический очерк.

Белуджи в отечественной историко-этнедогической науке изучены недостаточно. Первая работа, которая посвящена белуджам в отечественной исторической науке, была написана М.Г. Никулиным под названием "Белуджи" и издана в 1959 году. Книга М.Г. Никулина представляет собой краткий исторический очерк Белуджистана. В не автор подробно исследует эволюцию племенной организации белуджей, а также пытаеться обнаружить повсеместный переход Белуджей к феодализму. Идея "феодализации" белуджского общества пронизывает всю работу. Со многими идеями Никулина трудно согласиться. Его мнение о распаде племенного строя в белуджском обществе, как свидетельствуют факты, несостоятельно. Приспосабливаясь к новым историческим условиям, племенные структуры в белуджском обществе претерпели лишь некоторые изменения. Многие общественные институты внутри племени, как совет старейшин, племенные общины до сих пор функционируют. Власть в племенных структурах во многих племенах еще не наследственная. Земля у некоторых племен остается собственностью всего племени. Например, болыпенство крестьян, принадлежащих ж определенному племени, имеют большой или небольшой участок возделываемой земли. С уходом жз племени крестьянин теряет право владения земельной собственностью. Только в последние годы, в силу социально-экономического развития Белуджистана появилась армия арендаторов и сельскохозяйственных рабочих, которые, нарушая племенные традиции переходят из одного племени в другое в поисках работы.

Многие положения книги Никулина в настоящий момент является устаревшими и не дают ясной картины состояния современного белуджского общества. Поэтому книга М.Г. Никулина не была использована I в нашей работе.

В нсторнко-этнографжческом многотомнике "Народы мира", в томе "Народы Южной Азии", изданном в 1963 г. в разделе "Народы Пакистана" дается небольшая справка об этической истории,расселении белуджей, а также о хозяйстве, материальной и духовной культуре белуджского народа.

Во-первых в качестве эмпирической базы при налисанш этого раздела была использована в основном книга М.Г. Никулина "Белуджи". Во-вторых, белуджи здесь как народ ошибочно отождествляется с брагуи, которые в отношении культуры, традиций имеют лишь неко-* торое сходство с белуджским народом. Bpaiyw - это народ дравидкого происхождения, в историческом плане не имеющем ничего общего с белуджами. Их сегодняшнее сходство - результат давнего соседства брагуи и белуджами.

Отечественный востоковед Ю.В. Панковский ;в своей работе "Народа. Пакистана? изданной в 1964 г, а также в другой своей книге "Национальный вопрос и национальное движение в Пакистане", изданной в 1969 г.» также развивает идею отождествления этих двух % народов.

Ю.В. Ганковский считает, что белуджи и брагуи представляют собой 2 подразделения одного народа. Рассматривая этно-социальное развитие этих двух народов он часто употребляет термин "Белуд-кско-бра^'йский народ", что вызывает большое сомнение.

Восстановить истину в отношении происхождения и этнической истории,расселения, хозяйства, материальной и духовной культуры этих двух народов, можно лишь при достаточном изучении каждого ■ ш них в отдельности, а особенно-брагуи. Bpaiyn представляют собой совершенно неизученный в отечественной истории науки народ.

Незначительные сведения о белуджах можно почерпнуть из справочной литературы, как "Пакистан". Справочник. М.1966г., "Пакистан',' справочник, M.I982 г., "Современный Иран", справочник, M.I975 г., "Афганистан", справочник, M.I964 г., "Демократическая республика Афганистан", справочник, M.I98I г., "Народы мира", историко-этнографический справочник, М. Из д. Сов. Энциклопедия, 1988 г., "Этнические процессы в современном мире", M.I987 г., "Этнические процессы в странах Южной Азии (гл.Пакистан)" М.1976г.

Отечественный востоковед В.В. Трубецкой в статье "Националъ ная ситуация в республике Иран", в книге "Национальный вопрос в освободившихся странах Востока", M.I986 дает историческую справку о белуджах Ирана. В своей статье он упоминает о белуджском национальном движении в Ираке и идеи воссоединения иракских и Пакистан ских белуджей в рамках единого "Великого Белуджистана1.1

Другой отечественный востоковед А.Ю. Умнов в статье "Социально-политическое развитие Афганистана и национальный вопрос", в книге "Национальный вопрос в странах Востока", M.I982 г. рассматривает проблему белуджского меньшенства в контексте тогдашней реальности национальной ситуации в Афганистане. Этим исчерпывается вся возможная информация о белуджах, представленная в отечественной исторической науке.

Б отличие от отечественной историко-этнологической науки проблема белуджей широко изучена и освещена в зарубежной этнологической, исторической и антропологической науках. Первые исследования принадлежат английским ученым. Вейкеильд Эдвард в своей книге " poSt ипрегашс, Aenolon 1966 освещает этническую историю белуджей и особенно Великих Моголов. Джеймс Хемеон в работе "ЭпЛ^Ьл&мл*shaded f /Уе*г Уогс,, 198Г, как уже упоминулось выше, излагает свою гипотезу о происхождении белуджей. Он затрагивает также вопросы этнической истории, расселения и культуры белуджей.

Первый археологические раскопки на территории Белуджистана также были проведены английскими учеными. В период британскойо колониального владения было совершено множество историко-этноло-гических экспедиций вглубь районов Белуджистана. Данные об этих экспедициях поступали и обрабатывались в Великобритании. Некоторые из них публиковались. В силу своих возможностей автор в данной работе использовал сведения, полученные английскими учеными и использованные в работах белуджских авторов.

Первая фундаментальная и, наш взгляд, очень ценная работа -это "История Белуджистана" в 2-х томах, Лахор, 1952, 1957 гг.^4 которая принадлежит известному белуджскому историку Мир Гул-хан Насиру. Мир Гул-хан Насир излагает подробно этническую историю белуджей, выдвигает, как уже выше упомянулось, свою гипотезу относительно происхождения белуджей. Он также подробно освещает социально-экономическую, а также политическую историю белуджского народа с древнейших времен до середины IX столетия. Раскрываются вопросы развития культуры, языка, народного искусства, религии во всей истории Белуджского народа. Работа написана живым и красочным языком, в ней много использовано данных ш народного фольклора и белуджского героического эпоса.

Другой автор - белудж Гафур Гульям Фарух в своей работе

Краткий взгляд на историю белуджей", изданной в 1979 г. в Кате буле наряду с изложением социально-экономической истории Белуджистана в колониальный период рассматривает также проблемы этнического самосознания, языка и этнической интеграции белуджей в новейшее время. В специальном выпуске журнала "Братство наций" № 3, Кабул, 1980, было опубликовано несколько статей, посвященных современной истории белуджей, а также перспективам развития национального движения белуджей в Иране, Афганистане и Пакистане. Бало* Инаят Аллах в книге "Л^л^ШП ,faktoniuan tB*6uh&aiL

R 1980, выдвигает идею создания нового Белуджистана с учетом объединения белуджских меньшинств в Иране, Афганистане и Пакистане. Он не исключает в будущем конфедерации белуджских земель, равноправное вхождение в неё соседних пуштунских щшш. Автор рассматривает также вопросы развития национального движения, деятельности политических и общественных организаций белуджей. Другие работы Болота Инята Аллаха посвящены истории развития белуджского движения Сопротивления после потери независимости /1948-1968 гг./, а также белуджского восстания /1873-1978 гг./.

Известный белуджский ученый Болог Малик Аллах в своей книге "Пути развития Белуджеистана", Кветта, 1970, затрагивает воп-ф росы народного образования, просвещения и предлагает пути их решения. При анализе в нашей работе вопросов религии и верований белуджей мы опирались на данные фундаментального двухтомника та

История ислама", Лахор, 1973, 1974 гг. х Книга написана известными религиозными деятелями современного Пакистана.

При освещении политической истории Белуджиастана после второй мировой войны, а также вопросов народного образования, хозяйства, материальной культуры и социальных отношений белуджей, были широко использованы опубликованные документы правительства Пакистана и различных общественно-политических организаций белуджей /см. в конце работы: Библиография; работы под 1 35, 36, 38, , 39, 43, 46, 50, 51, 52, 60, 61, 65/.

Работы многих белуджских авторов не дают ясной картины демографической ситуации в Белуджистане. Переписи, проведенные пакистанскими Правительством в 1951 и 1981 гг. искажают истинную численность белуджского народа. Большинство белуджских исследователей насчитывает численность населения Белуджистана в 18-20 млн. человек, в то время как официальные правительственные органы Пакистана после проведения переписи 1981 года объявили данные в st

Т7

3 млн. человек . Намеренное искажение в меньшую сторону численности белуджей, очевидно, сй!ано со сложными политическими отношениями между властями и провинцией Белуджистан.

До сих пор не решен вопрос о придании официального статуса белуджскому языку. Б настоящее время разрабатывается письменность белуджского языка на базе арабского алфавита. Существует также вариант белуджского алфавита на основе латинской графики. Поэтому многие белуджские авторы вынуждены писать свои работы на языке урду. Следует также отметить, что процесс урдуизации проводится пакистанским правительством на протяжении всей истории сущест-4 вования Пакистана.

- iG

Проведенное нами историографическое исследование позволяет сделать вывод, что имеющиеся на сегодняшний день большинство работ исторического характера, посвященных белуджам, как отечественных, так и зарубежных авторов, недостаточно для восстановления полной картины общественно-политической, социально-экономической, этнической и культурной истории современного Белуджистана. В перспективе нужны фундаментальные исследования, проведенные на базе новых полевых работ.

I.

2,

3,

4,

5,

6,

7,

8,

У,

10,

II

12

13

14

15

16

17

ЛИТЕРАТУРА

Jaraes Hamson, In: Afghanistan's shadow. Hew York, 1981, p.12.

Mir Khuda Byx Biyarani Marri Baloch. Searchlights on Baloch=s and Baluchistan, Quetta, 1982, p.129. w o^ ''-d '(J^A

Там же, ^ Там же, Yl 'с/27 Там же, Yf Там же, [Y^fjtP Там же,

Там же, r&^cf*

-(/>'14 УН ' 0ь4 JL '<> У

Там же, I

Coen Т.С. Indian Political Service, London, 1971, p.44#

Official Report Special Debate on Baluchistan in the National Assembly. Islamabad, 1981, p.22.

- IS

 

Список научной литературыБобохонов, Р. С., диссертация по теме "Этнография, этнология и антропология"

1. Народы мира. Мсторико-этнографический справочник. М., 1988, с.551.

2. Wakesild sir Edward: Post imperative, London, 1966, p.98.

3. Этнические процессы в странах Южной Азии (гл. Пакистан). М., 1У76, С.2С8.

4. Брук С.И. Население мира. <Зтнодемографический справочник. №., . Наука, IS86, с.412.

5. Ahmad Sayed M. Faruq (ed.): Tarikh Pakistan wa-Baluchistan, Karachi, 1977, p.81.

6. Baloch Inayatullah: The emergence of the Baluch nationalism (1920-1948), in: Pakistan Progressive, New York, 1980, p.19.

7. Coen Т.О. Indian Political Service, London, 1971, p. 146. An interview of D.Y. Pell Former Foreign Minister of the Khanate (1948-1968) dy Inayatullah Baloch, held in summerr1979 in the United Kingdom.

8. Baloch Inayatullah: Afghanistan, Pachtunistan, Baluchistan, Hamburg, 1980, p.27.19» Baloch Inayatullah: Dokuments of Kalat State National Party, Islamabad, 1976, p. 18.

9. Ahmad Sayed M. Paruq (ed.): Tarikh Pakistan wa-Baluchistan, Karachi, 1987, p.80.

10. Kamul-Qadari: Baluchistan ki Stasi tarich in: Baluchi Dunya, Multan, June, 1973»

11. Report of the Committee on Constitutional and Administrative Reforms in Baluchistan, Karachi, Government of Pakistan, 1950, p.50.23» Afzal M. Rafique: Selected Speeches and Statements of Quaid-i Azam Iu.A. Jimran, Lahore, 1973, p.304.

12. Baloch Inayatullah Afghanistan, Pachtunistan, Baluchistan, Hamburg, 1980, p.295.25» Gankovsky Yuri Y. and L.R. Gordon-Polonskaya: A history of Pakistan, Lahore, 1978, p.25.

13. Khan Mir Ahmad Yar* Baluch kanmkenam Khani-i~Baluch ka paighan (The message of the Khan-i-Baluch to the Baluch nation), Karachi, 1972, p.183.

14. Weekly chingari, About the Karri uprising of 1964-1968 (pamphlet).

15. Reference Bureau Government of Pakistan Election (pamphlet), Islamabad, 1977, p.3.

16. The Pakistan Times, Lahore, December 21, 1971.

17. Dawn, Karachi, March 7, 1972.

18. Dawn, Karachi. December 27, 1973.

19. Хушкоба ( ) земли, увлажндем&ее только природными осадками;

20. Сайлоба ( земли, орошаемые весной разлившимися горными реками и потоками. Иногда полая вода отводится в специальные водоемы (лиманное орошение);л

21. Адрианов Б.В. Неоседлое население мира, М., 1У85, стр. 158.

22. Ahmad Sayed К. Faruq (ed): Tarikh Pakistan wa-Baluchistan, Karachi, 1977, p.24.

23. Народы £жной Азии. M., 1963, стр. 762.wjm-dX'& я, ^ 'J*

24. II. Пакистан. Справочник, М., 1981, cip. 83.и- m.'jfk'irfj^tsWL13. II. (У C№Y :-UJ JL ^ C^У14. Там же, If. ^15. (J*'tt^'^O^ ^16. nv '(jS 'ItAY OU Ь ^

25. Пакистан. Справочник. №., 1981, стр. 87. ^

26. Народы Южной Азии, стр. 769.19. Там же, стр. 770. . .20. rfA ^ 'M^yU 1" ^ i^

27. Ныне существующие племенные структуры, тесно сотрудничая с правительственными органами, играют огромную роль в общественной жизни белуджей.

28. Малоземельный крестьянин, у которого обрабатываемая площадь невелика и который нуждается в дополнительной земле. Этот аренда-, тор выплачивает ренту с арендуемой площади, что составляет 2/3 урожая.

29. Безземельный крестьянин, который обладает рабочим инвентарем и скотом. Размер его арендной платы составляет 3/5 урожая.

30. Белуджи собственники, имеющие большее или меньшее по размеру стадо, состоящее из мелкого рогатого скота /овец, коз/, крупного рогатого скота /коров, быков* телят/, рабочего скота /верблюдов, ослов и лошадей/.

31. Белуджи собственники, которые совмещают сельскохозяйственное производство с отгонным скотоводством.

32. Там же, ЦЛ ^ 7. Там же, ^^9. Там же,10. К4 ^ ' ' JL^" t fcп" ил -C^ 'J-o-1 оJ-y^i с

33. Тумен термин монгольского происхождения, первоначальноозначавший отряд из 10 тыс. воинов, а также округ, выставляв

34. ЙГ У^п: c^-ly^L^flj О ' <* ^ '15. Там же, ^у?16. Там же18. Там же, Xj^ /19. YYS. -{y'luv iJ^J

35. Арутюнов С.А., Чебоксаров H.H. Передача информации как механизм существования этносоциальных и биологических груш человечества. Расы и народы. Ежегодник, М., 1972, вып. 2, стр. 26.21. Там же, стр. 26.22. Там же, стр. 27.-

36. Baluch Malik Allah. Tarikh Khawanin Baluch, Quetta, 1970, p.43.24» Official Report Special Debate on Baluchistan in the national Assembly, Islamabad, 1976, p.4.25. Там же, p.5.

37. Report of the Committee on Constitutional and Administrative Reforms in Baluchistan, Karachi: Government of Pakistan, 1951, p.23.

38. Official Report Special Debate on Baluchistan in the national Assembly, Islamabad, 1982, p.34.

39. Official Report Special Debate on Baluchistan in the National Assembly, Karachi, 1964, p.21.

40. Ahmad Sayed M. Faruq (ed.): Tarikh Pakistan wa-Baluchistan, Karachi, 1977, p.29.

41. Baloch Inayatullah: Dokuments on Kalat state National Parti, Islamabad, 1976, p.38.

42. Белуджи, как и большинство народов Пакистана, являются мусульманами-суннитами, живя в таком исламском государстве, как Пакистан, они обязаны выполнять все мусульманские религиозные обряды.

43. Несмотря на принадлежность к исламу, белуджи до сих pop проявляют безразличие к строгому выполнению всех мусульманских религиозных обрядов, поскольку они еще не отошли полностью от пережитков доисламских верований и магических представлений.

44. ГА£ -^'НйГ '(jt^), & t ^Ici^^2. Там же. ^^кУ73. Там же.4. Там же. Г П

45. Басни, сказки и легенды белуджей. М., 1986, с. 52-53. ^7* Г4 ,0* ' \qvt- : jUs* ' Г. d> ' fV^ * 8. Там же. tV9. Там же. YH . *10. YY сУ'^УЬ W1^ Ъ и^^У"11. Там же. w -(j*?O^ '/ 9 vttf. I/ CKJ> cr> I. (S14. Там же. \yv .^y?15. Там же. | Vм*

46. Там же. | / 18. Там же. YA°\ г у*4— . ггolLSfU'/ OJ^O*21. Там же.

47. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1977, с.534.f • 1 * 4 У 'W & >" ^ ^24. Там ж е. ^ J ^25. Там же. /^V.^26. Там же.27. '/.с*28. Там же. (ft4^- 40Q 29. Там же. | л V •

48. Report of the Committee on Constitutional and Administrative Reforms in Baluchistan, Karachi: Government of Pakistan. 1951, p.H.

49. Report of the Committee on Constitutional and Administrative Reforms in Baluchistan, Karachi: Government of Pakistan, 1953, p.19.

50. Official Report Special Debate on Baluchistan in the • National Assembly, Karachi, 1956, p. 27.33. /vr'сУ 'im.jlvJ 'r.c^'^VL^f

51. Official Report Special Debate on Baluchistan in the National Assembly, Karachi, 1956, p.32.

52. Official Report Special Debate on Baluchistan in theП National Assembly. Islamabad, 1976, p.14.36. »л c^ '/чя-^ЛJ'' • l* t'j ^

53. Official Report Special Debate on Baluchistan in the National Assembly. Islamabad, 1981, p.33»

54. Арутюнов С.А.Чебоксаров Н.Н.Передача информации как механизмсуществования этносопиальнкх и биологических групп человечества.- Расы и народы,Ежегодник1972,вып.2.

55. Адрианов Б.В.Неоседлое население мира.М.1985.

56. Афганистан. Справ очник,?.', 1964.

57. Национальные пропессы в странах Ближнего и Среднего Востока. М.1970.

58. Пакистан. Справочник,М.1981.

59. Пакистан. Справочник,М.1966.

60. Современный Иран. Справочник,?,!.1975.

61. Трубепкой В.В. Особенности национальной ситуации в ИсламскойРеспублике Ирана.В кн.Национальный вопрос в странах Востока,М.1982.

62. Трубецкой 3.В. Национальная ситуация в Исламской РеспубликеИран.В кн.Национальный вопрос в освободившихся странах Востока,М.1Г86.- 4*3

63. Токарев С.А. Религия в истории народов мира,М.1977.

64. I и ■ gyl v^f d^J '0<( (ciU30' IHYC-lQYr .jl^J > ^ I31. И^оМ^ис/су^с/и c/^ ,32. 1ЧГ4 : J, I 'aks*аз. ^ у сЛ2735* Baloch Inayatullah: Dokuments on Kalat State National Party, Islamabad, 1976.

65. Baloch Inayatullah.; The emergence of the Baluch nationalism (1920-1948), in: Pakistan Progressive, Hew York, 1980*37* Baloch Inayatullah: Afghanistan, Pachtunistan, Baluchistan, Hamburg, 1980.

66. Baloch Inayatullah: Dokuments the Anjuman i - Itahad - i ~ Baluchistan and Kalat State national Party, Islamabad, 1977.39* Back Lois Revolutionary Iran & Its Tribal People MeripReports, Wash., 1980, p.87.

67. Bachhch Malik Allah. Tarikh Khawanin Baluch, Quetta, 1970,41• Khan Mir Ahmad Yar: Baluch kaumkenam Khani-i-Baluch ka paighan (The message of the Khan-i-Baluch to the Baluch nation), Karachi, 1972.

68. Independence of Kalat 1948, Jidia Office Record (unpubliched file).

69. Reference Bureau Government of Pakistan Election (pamphlet). Islamabad, 1977.

70. The Pakistan Times, Lahore, December 21, 1971.

71. The Pakistan Times, Ravalpindi, May 9, 1972.

72. The Pakistan Times. Ravalpindi, February 16, 1973.

73. Dawn, Karachi, December 27, 1972.

74. Dawn, Karachi, March 7, 1972.

75. Official Report Debates of Baluchistan Provincial Assembly, dated June 21, 1972. Quetta.

76. Official Report Special Debate on Baluchistan in the national Assembly. Islamabad, 1976.

77. Monthly Azad Baluchistan, London, July, 1982.63* Jemes Hamson. In Afghanistan*s chadow, Hew York, 1981.64# Mir Khuda Bux Biyarani Marri Baloch, Searchlights on Baluches, and Baluchistan, Quetta, 1982.

78. Official Report Special Debate on Baluchistan in the National Assembly, Islamabad, 1981.