автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Библейские мотивы в поэмах С.А. Есенина 1917-1920 годов

  • Год: 2011
  • Автор научной работы: Юдушкина, Олеся Васильевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Библейские мотивы в поэмах С.А. Есенина 1917-1920 годов'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Библейские мотивы в поэмах С.А. Есенина 1917-1920 годов"

На правах рукописи

005009019

Юдушкина Олеся Васильевна

БИБЛЕЙСКИЕ МОТИВЫ В ПОЭМАХ С.А. ЕСЕНИНА 1917 - 1920 ГОДОВ

Специальность 10.01.01 - русская литература

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

2 ОЕЗ Ш

Москва-2011

005009019

Работа выполнена на кафедре русской литературы и журналистики XX - XXI веков филологического факультета Федерального государственного Бюджетного образовательного учреждения Высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет»

Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор Занковская Людмила Васильевна

Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор Савченко Татьяна Константиновна кандидат филологических наук, доцент Бпишкина Наталья Вячеславовна

Ведущая организация:

Московский государственный областной университет

Защита состоится «20» февраля 2012 года в 16 часов на заседании диссертационного совета Д 212.154.15 при Московском педагогическом государственном университете по адресу: 119991, Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, ауд.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского педагогического государственного университета по адресу: 119991, Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1.

Автореферат разослан « января 2012 г.

И.о. учёного секретаря

диссертационного совета

Т.М. Колядич

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

В творчестве С.А. Есенина (1895 - 1925) особое место занимают тринадцать поэм, созданных в 1917 - 1920 гг. («Товарищ», «Певущий зов», «Отчарь», «Октоих», «Пришествие», «Преображение», «Инония», «Сельский часослов», «Иорданская голубица», «Небесный барабанщик», «Пантократор», «Кобыльи корабли», «Сорокоуст»), В 1926 - 1927 гг. все они, кроме «Сельского часослова», были включены во второй том «Собрания стихотворений» Сергея Есенина и названы по воле автора «маленькими поэмами»1. Судьба их, как и всего художественного наследия Есенина, была драматичной. Их православная тематика не вписывалась в контекст эпохи «воинствующего атеизма».

«Маленькие поэмы» семантически и стилистически связаны общей идеей преображения мира; каждая из них наделена сложной образной структурой, явно тяготеющей к евангельской, восходящей к традициям христианской культуры. Теоретические работы С. Есенина - «Отчее слово» (1918), «Ключи Марии» (1918) и «Быт и искусство» (1920) - также подтверждают, что библейские мотивы в эти годы стали ведущими в его творчестве.

Художественно переработанное слово Библии предстало в поэмах разнопланово - в форме реминисценций, церковных песнопений, иконографических образов и др., что потребовало от критиков и исследователей немалых усилий для адекватной интерпретации. На основе проведенного нами анализа работ зарубежных и отечественных авторов в оценке «маленьких поэм» можно выделить следующие периоды.

Первый - 1917 - 1925 гг. - прижизненный - характеризуется их положительным восприятием.

Второй период - амбивалентный в оценке названных произведений -связан с трагической гибелью Есенина. С одной стороны, это отклики Русского зарубежья (В. Ходасевич, И. Бунин и др.), с другой, - советской партийной номенклатуры («Злые заметки» Н. Бухарина, газетные статьи Л. Сосновского, брошюры А. Крученых). 2

Третий этап начинается с 1930-х годов, это - период «есенинщины» . Имя поэта и его произведения официально удаляются из русской культуры. Формально о Есенине продолжали писать, его книги издавали даже в годы Отечественной войны, но его поэзию называли «упадочнической», не соответствующей духу времени3.

Четвертый" период (конец 1940-х и далее) - возвращение, с определенными купюрами, творчества Есенина, в том числе и революционных поэм. Литературоведы 1960 - 1980 гг. называли их

' Есенин С.А. Полное собрание сочинений: В 7 т. / Гл. ред. Ю.Л. Прокушев: ИМЛИ им. A.M. Горького РАН. М.: Наука; Голос, 1995 - 2001 (в дальнейшем ссылки на это издание даются с указанием тома и страницы). Жанр «маленькая поэма» был обозначен самим Есениным при подготовке Собрания сочинений (1926 -1927).

: Литературная энциклопедия. М., 1930. Т. 4. С. 90. Впервые это понятие появилось в книге «Против упадочничества, против есенинщины». М„ 1926.

3 Есенин Сергей. Стихи и поэмы. М., 1931. С. VII - VIII. Есенин Сергей. Стихотворения. М„ 1934. С. 7.

«революционными» откликами на события Октября 1917 года. Библейская символика поэм оказывалась на периферии исследовательской мысли (работы П. Юшина, А. Марченко, В. Вдовина и др.):

Пятый этап в исследовании «маленьких поэм» 1917 - 1920 гг. -начинается с 1990-х годов: все тексты печатают без цензурных купюр; изучаются закрытые до этого архивы; обнаруживаются неизвестные факты. Произведения оцениваются есениноведами под иным (неклассовым) углом зрения; революционные поэмы рассматриваются в русле православной культуры. Из научных работ, учитывающих контекст христианской образности в этих поэмах, интересны диссертация М.В. Скороходова «Раннее творчество С.А. Есенина в историко-культурном контексте: «Радуница» 1916 г. и маленькие поэмы 1917 - 1918 гг.» (М., 1995); исследование Н.М. Кузьмищевой «Мифопоэтическая модель мира в «маленьких» поэмах С.А. Есенина 1917 - 1918 гг.» (М., 1998); книга O.E. Вороновой «Сергей Есенин и русская духовная культура» (М., 2002); работа Н.К. Юнусовой «Формирование эстетической концепции С.А. Есенина и ее воплощение в поэмах 1917 - 1920 годов» (М., 2004). В них проанализированы теоретические статьи; исследовано формирование эстетической концепции поэта; выявлены мифологические и библейские аллюзии, рассмотрена революционная образность в связи с языческими и христианскими символами, продолжена работа по определению количества поэм в цикле. Таким образом, современным литературоведением создана основа для многостороннего изучения художественного мира С. Есенина.

В настоящее время можно говорить о новом этапе в осмыслении художественного наследия Сергея Есенина4. В XXI столетии оно оценивается с позиции его писательской индивидуальности, идиостиля. Одна из составляющих последнего - обращенность к древнейшим культурам, в том числе к Священным писаниям (Библии).

Актуальность исследования продиктована необходимостью прочтения «маленьких поэм» С. Есенина 1917 - 1920 гг. с позиций православной культурной традиции.

Материал исследования - особенности индивидуального стиля С. Есенина в «маленьких поэмах», написанных с марта 1917 по август 1920 годов.

Предмет исследования - семантика библеизмов (собственные имена, фразеологизмы, прямые и косвенные цитаты, отрывки из богослужений и молитв, апокрифические версии вневременных событий Священной истории). Основное внимание уделяется христианской образности, сюжетике религиозных источников, их функции в поэтическом мире Есенина. Привлекаются отзывы современников поэта, исследователей последующих поколений, эпистолярное наследие поэта, его критические и теоретические статьи («Отчее слово», «Ключи Марии», «Быт и искусство»).

4 См. работы: Михаленко Н.В. Небесный Град в творчестве С.А. Есенина: поэтика и философия: Дисс... канд. филолог, наук. М., 2009 и Серегиной С.А. Андрей Белый и Сергей Есенин: творческий диалог: Дисс... канд. филолог, наук.. М., 2009.

Цель диссертационного исследования - выявить особенности функционирования библейских мотивов в структуре поэмного творчества Есенина 1917- 1920 гг.

Цель исследования определила его конкретные задачи:

- изучить теорию художественного образа, изложенную Есениным в работах «Отчее слово», «Ключи Марии», «Быт и искусство»;

- проследить развитие жанра «маленькой поэмы» в системе революционных поэм С. Есенина;

- выделить семантические приращения в поэтическом языке, образах, сюжетике «маленьких поэм», генерированных библейскими мифами и мотивами;

- провести мотивный анализ «маленьких поэм»;

- охарактеризовать особенности использования поэтом Ветхозаветного и Новозаветного текстов в поэмном пространстве 1917 - 1920 годов;

- проанализировать специфику религиозного субстрата в художественном мире Есенина;

' - отметить степень влияния православных традиций на мировоззрение и творчество поэта;

- установить соответствие образной структуры изучаемых поэм с иконографическими и церковными источниками.

- составить частотный словарь библеизмов в «маленьких поэмах» Есенина 1917- 1920 годов;

- разработать материалы к урокам при изучении творчества

С.А. Есенина в школе.

Теоретико-методологическую базу работы составляют труды отечественных ученых, философов, славистов, критиков: М. Бахтина, А. Белого, Н. Бердяева, А. Веселовского, М. Гаспарова, Б. Гаспарова, Р.Иванова-Разумника, Ю. Минералова, Г. Поспелова, А. Потебни, Б.Томашевского, 10. Тынянова, Н. Федорова и др., а также исследования отечественных и зарубежных литературоведов, внесших весомый вкладов изучение творчества С. Есенина: В. Базанова, В. Вдовина, О. Вороновой, Л. Занковской, А. Захарова, А. Марченко, М. Павловски, Ю. Прокушева, Т. Савченко, Е. Самоделовой, М. Скороходова, Е. Шокальски, Н. Шубниковой-Гусевой и др.

Использованные методы: историко-культурологический,

сопоставительный, а также метод функциональной «мифореставрации»^. Осуществлен герменевтический подход к проблеме понимания эстетической реальности.

Научная новизна исследования определяется темой диссертации. Во-первых, всесторонне анализируются революционные поэмы (1917 -1920 гг.) как некое композиционное единство, состоящее из произведений однородного жанра. Впервые в цикле «маленьких поэм» рассматривается «Сорокоуст» (1920). Во-вторых, предпринят целостный и системный анализ библейской образности «маленьких поэм» Есенина. В-третьих, обосновано,

5 Телегин С.М. Философия мифа. Вьедсние в метод мифореставрации. М., 1994.

что одной из главных составляющих поэзии Есенина в означенный период является евангельская традиция. Она позволила поэту расширить творческий диапазон, о чём свидетельствуют и его теоретические работы о природе поэтического образа: «Отчее слово», «Ключи Марии», «Быт и искусство». В-четеертых, проанализирована образная структура «маленьких поэм» в их связи с иконографическими и церковными источниками. В-пятых, по результатам работы над этими поэмами составлен частотный словарь библеизмов.

Конкретные признаки новизны исследования формулируются в положениях, выносимых на защиту:

1. Одним из самых продуктивных в творчестве С.А. Есенина в период 1917- 1920 гг. становится жанр «маленькой поэмы».

2. В ней наиболее ярко проявляются стилевые особенности романтической поэмы: ослабление фабулы; фрагментарность сюжета, подчиненного лиризму повествования; метафорическая образность.

3. Революционная эпоха обусловила обращение поэта к теме преображения мира как общей художественной метафоре событий, к библейским мифам о сотворении мира. Синтез двух начал (личностного и надличностного) - шаг к рождению нового художественного образа.

4. Ветхозаветные и Новозаветные книги, иконографические и церковные источники, иконография, элементы молитвенного канона, принятые в церковной практике характерные обращения, формулировки обусловили художественное своеобразие мотивной структуры изучаемых поэм.

Апробация работы. Основные положения работы были изложены на межвузовских научных, научно-практических конференциях: «Филологическая наука в XXI веке: взгляд молодых» (М., 2008, МПГУ), «IV Пасхальные чтения» (М., 2007, МПГУ), Всероссийский фестиваль «Учитель русской словесности» (М., 2008, МПГУ), «Синтез в русской и мировой художественной культуре» (М., 2009), «VII Пасхальные чтения» (М., 2010, МПГУ), «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук» (М., 2011. № 2), в изданиях, рекомендуемых ВАК РФ - «Религиоведение» (М., Благовещенск, АмГУ 2009. Jte 4), «Преподаватель XXI век» (М., 2011. № 4).

Практическая значимость работы. Материалы и результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания истории русской литературы в вузе и школе при изучении творчества С.А.Есенииа и других поэтов и писателей, чьи произведения тесно связаны с православной культурой.

Цели и задачи исследования обусловили структуру работы. Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения, Библиографии и Приложения.

Объем диссертации - 170 страниц; Приложения состоящего из репродукций икон, упоминаемых в «маленьких поэмах», частотного словаря библеизмов, употреблённых в них, материалов к факультативному курсу «Изучение творчества С. А. Есенина в аспекте православной культуры» - 111 страниц. Библиография насчитывает 289 наименований и содержит список электронных источников.

Основное содержание работы

Во Введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, определяются цели, задачи и основные методы исследования.

В первой главе «Функции библейских мотивов в поэмах Есенина 1917 - 1920 годов» анализируются теоретические работы поэта, рассматривается жанр «маленькой поэмы», определяется мотивная структура сюжетов изучаемых произведений.

Первый параграф - Концепция художественного образа в теоретических работах С.А. Есенина «Ключи Марии» (1918), «Отчее слово» (1918), «Быт и искусство (1920).

Образ и символ были в центре внимания Есенина-теоретика. Проблема познания многозначности слова в поэтической речи была поставлена им в работах «Отчее слово» (1918), «Ключи Марии» (1918) и «Быт и искусство» (1920). Изложенные в них эстетические взгляды поэта оригинальны, не заемны. Он развенчивает антиномию «быт и искусство», второе прорастает из первого, в простом, обиходном, бытовом зашифрованы великие смыслы .

Символичность народного мифотворчества стала объектом пристального внимания поэта в теоретических работах. В статье «Отчее слово», размышляя над романом А. Белого «Котик Летаев», Есенин пишет о важнейших ипостасях поэтического языка: слово - мысль - образ - символ. Такая градация художественного образа в речи и произведении роднит С.А.Есенина с A.A. Потебней и А.Н. Веселовским.

В статье «Ключи Марии» поэтом показано единство национального миропонимания, выразившееся как в символических обозначениях средств бытового обихода, так и в знаках «открывающейся книги в книге души нашей» (5, 203). Автор выделяет три вида образов: «образ заставочный», или словесный, первоначально дающий имена предметам - «Стихни, ветер, / Не лай, водяное стекло» [здесь - дождь] («Преображение», 2, 55);

6 «Все наши коньки на крышах, петухи на ставнях, голуби на князьке крыльца, цветы на постельном и тельном белье вместе с полотенцами носят не простой характер узорочья, это великая значиая эпопея исходу мира н назначению человека. Конь (...) в русской мифологии есть знак устремления, но только один русский мужик догадался посадить его к себе на крышу, уподобляя свою хату под ним колеснице. (...) Это чистая черта скифии с мистерией вечного кочевья. «Я еду к тебе, в твои лона и пастбища», — говорит наш мужик, запрокидывая голову конька в небо. Такое отношение к вечности как к родительскому очагу проглядывает и в символе нашего петуха на ставнях. Известно, что петух встает вместе с солнцем, он вечный вестник его восхода, и крестьянин не напрасно посадил его на ставню, здесь скрыт глубокий смысл его отношения и восприятия солнца. Он говорит всем проходящим мимо избы его через этот символ, что «здесь живет человек, исполняющий долг жизни по солнцу. Как солнце рано встает и лучами-щупальцами влагает в поры земли тепло, так и я, пахарь, встаю вместе с ним опускать в эти отепленные поры зерна труда моего. В этом благословение моей жизни, от этих зерен сыт я и этот на ставне петух, который стоит стражем у окна моего и каждое утро, плеском крыл и пением встречая выкатившееся из-за горы лицо солнца, будит своего хозяина». Голубь на князьке крыльца есть знак осенения кротостью. Это слово пахаря входящему. «Кротость веет над домом моим, кто б ты ни был, войди, я рад тебе». Вырезав этого голубя над крыльцом, пахарь значением его предупредил и сердце входящего. Изображается голубь с распростертыми крыльями. Размахивая крыльями, он как бы хочет влететь в душу того, кто опустил свою стопу на ступень храма-избы, совершающего литургию миру и человеку, и как бы хочет сказать: «Преисполнясь мною, ты постигнешь тайну дома сего», — и действительно, только преисполнясь, можно постичь мудрость этих избяных заповедей, скрытых в искусах орнамента» («Ключи Марии» (5,191 - 192).

«корабельный образ» - «образ вращения», «двойственного положения» (метонимия, сравнение): «Из звездного чрева / Сошла ты на твердь» («Пришествие», 2, 47); «ангелический образ» обозначает символ, высшую форму поэтического искусства: «Как овцу от поганой шерсти, я / Остригу голубую твердь» («Инония», 2, 61) Овца - символ праведников здесь приравнена к небу (метонимия «голубая твердь»).

В следующей работе - «Быт и искусство» поэт-теоретик развивает созданную им систему художественных образов и их жизни в произведении: «текучесть и вращение образов имеет согласованность, законы нарушения которых весьма заметны» (5, 220); их оригинальный порядок соотносим со средствами выразительности: слово («словесный») - метафора («заставочный») - олицетворение («мифический») - сравнение («типический») - метонимия («корабельный») - символ («ангелический»),

В «орнаментальном» слове Есенин ценит «вязь поэтических украшений» (5, 197), «образ образа»7, колорит народной речи, библейские мотивы, символы. При этом он наделяет его высшей степенью индивидуального художественного высказывания, авторской свободы.

Система, созданная Есениным, показывает, насколько безграничны возможности языка истинного художника, когда «каждая линия согласуется с законами общего» (5, 220).

Второй параграф - Синтез лирического и эпического в «маленьких поэмах» 1917 - 1918 годов - посвящен характеристике жанровой модификации, получившей название «маленькая поэма».

Она «замечена» историками литературы в XIX веке, является вполне самостоятельным жанром русской поэзии. В ней обнаруживаются признаки как лирического стихотворения (воспроизведение субъективного личного чувства или настроения автора, создающего семантическую напряженность), так и эпоса (наличие единого эпического пространства, сюжетообразующего конфликта; символико-философская разработка темы; тяготение к циклизации). С 1912 года («Песнь об Евпатии Коловрате») «маленькая поэма» в творчестве Есенина стала существовать параллельно'' со стихотворениями малой формы.

«Маленькая поэма» Есенина 1917 - 1920 гг. характеризуется многочастной композицией. Она состоит из нескольких главок, представляющих собой циклическое единство, строящееся на сложных сюжетно-тематических и ассоциативных связях. Таким образом, «маленькая поэма» Есенина является по сути небольшим циклом, построенным по идейно-тематическому принципу. Подчиняясь субъективно-эмоциональному началу, она тяготеет к масштабной проблематике, исторической коллизии, к появлению сюжета, раскрывающего линию лирического героя.

Исследуя развитие жанра «маленькой поэмы» Есенина, мы обратились к сопоставительному анализу стихотворения «Тучи с ожереба...» (1917) и поэмы «Отчарь» (1917). Очевидно типологическое сходство этих двух произведений: общий тематический «корень» и мифологический источник;

7 Минералов Ю.И. Теория художественной словесности. М., 1999. С. 262.

близкий по характеру лирический сюжет; стихотворный размер -трехстопный хорей с промежуточным пиррихием.

Стихотворение «Тучи с ожереба...» глубоко философично и исторично: поэт провидит скорые изменения в жизни и судьбе родины и народа. Лирического героя тревожат апокалипсические переживания,

Архитектонику стихотворения «Тучи с ожереба...» создают контекстные противопоставления: «забрезжит» - «вспыхнет», «восславят» -«пролает»; - аллитерация подчеркивает прерывистость ритма. Верю: завтра рано, Чуть забрезжит свет, Новый над туманом Вспыхнет Назарет (1,106).

Лирические и эпические границы стихотворения расширены, что приближает его к поэме. «Маленькая поэма» «Отчарь» состоит из пяти частей, они представляют собой отдельные стихотворения, но при развертывании их образных рядов ее художественное пространство становится единым. Первая часть - метафоризованные представления лирического героя о меняющейся реальности («обновленный / Отчарь мой, мужик!» (2, 35); вторая - обращение к Отчарю; третья - стилизованная молитва перед зримым обликом (иконой) - «седины - снег», «глаза голубые - небо» (2, 37); в четвертой части появляются макрообразы Божественного присутствия: «прижимаешь к плечу нецелованный мир»; «горит на плечах необъемлемый шар» (2, 38); пятая часть - кульминация: обновление, преображение мира через страдания («Рыжий Иуда целует Христа»), Антитеза новому - «дряхлое время».

«Маленькие поэмы» требуют особых художественно-речевых средств, в последующие годы ее поэтическая форма усложняется: романтические черты вступают в нерасторжимое единство с реалистическими, эмоциональные и оценочные эпитеты тяготеют к необычным метафорам, стилевые особенности способствуют более полному воплощению синтеза лирического и эпического. Таким образом, есенинская «маленькая поэма» -это новое жанрово-стилистическое явление в его поэзии.

Третий параграф - Сюжетообразующее начало лироэпических форм 1917-1920 гг.

Революционные поэмы С.А. Есенина нельзя рассматривать без связи с событиями Февраля и Октября 1917 года и их последствиями, иносказательно отраженными в поэмах. Поэт наполняет их эпохальным содержанием, усиливает идейное содержание, усложняет сюжет за счет введения библейских мотивов. Коллажная поэтика - это и дань эпической традиции, и лирическая рецепция драматичного исторического периода, и образная система, прорастающая из формы самого слова. Функциональность повествовательных единиц соотносится с авторской классификацией художественного образа («Ключи Марии»): «заставочный образ» -орнаментальная функция, «корабельный образ» - тематическая, «ангелический образ» - моделирующая.

Стилизуя поэмы под библейский текст, используя реминисценции, поэт создает образы-архетипы, образы-мотивы - мифологически© смысловые единицы («простейшие повествовательные единицы»8). Орнаментальная функция образа осуществляется в «маленьких поэмах» через различные элементы текста: молитва (в поэмах «Певущий зов», «Отчарь», «Октоих», «Пришествие», «Инония»), диалог («Пришествие»), скрытый диалог («Певущий зов», «Товарищ», «Октоих», «Преображение»); ритмика и мелодика стиха (ритм марша, окказиональные формы, разнослоговый стих).

Более подробно мы рассматриваем мотив призыва. Проходя через тринадцать «маленьких поэм», он приобретает различные модификации сообразно разным историческим контекстам й свидетельствует об эволюции взглядов Есенина.

Тематическая функция образа, так же, как и орнаментальная, проявляется и в заголовках «маленьких поэм», создающих целый мотивный комплекс. Анализ их символики позволяет увидеть, что поэмы 1917 года объединены христианским мотивом преображения мира; в поэмах 1918 года Есенин усиливает мотивы пророчества и обновления; в 1919 - 1920 гг. появляются апокалипсические мотивы. Говоря о тематической функции мотива, проявленной в символических заголовках поэм, приходим к выводу, что названия являются способом их объединения в единый цикл.

Художественное пространство в «маленьких поэмах» 1917 - 1920 гг. формируется моделирующим мотивом. Органичное сосуществование лирического и эпического начал выражают мотивные ряды, усложняющие стиховую структуру (композиционно поэмы дробятся на несколько частей, связанных общим сюжетом). Моделирующие мотивы проявляются также в средствах поэтического языка: назовем метафоры («Она загорелась / Звезда Востока» (2, 27), сравнения («Над тучами, как корова, / Хвост задрала заря» (2, 55), метонимии («Зреет час преображенья» (2, 55), аллегории («Грозно гремит твой гром / Чудится плеск крыл» (2, 53). Создают крепкую мотивную структуру, придающую произведению символическое содержание. Моделирующая функция мотива используется при создании, психологических характеристик героев, а также композиции «маленькой поэмы».

Так в «Пришествии» первые же стихи поэмы - перифраза строк «Моления» Даниила Заточника: «Помяни меня каплями дождевыми, яко стрелами пронизаема»9. Шестая часть поэмы - стилизованная молитва об усопшем. Здесь в повторе представлен евангельский эпизод: Опять Его вой Стегают плетьми И бьют головою О выступы тьмы... (2,47) Под ивой бьют Его вой И голгофят снега твои (2, 50).

8 Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М„ 2008. С. 495,

Русская хрестоматия; Памятники древней русской литературы и народной словесности. Для средних учебных заведений / Сост. Ф. Буслаев. М., 1912. С. 135.

Мф. XXVI, 67-68.

«Тогда плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам и говорили: прореки нам, Христос, кто ударил Тебя?»

Окончание этой части - отсылка к словам из молитвы св. Иоанна Златоустого перед Святым Причастием: «Но не в суд или во осуждение» (2, 50). Молитва св. Иоанна Златоустого: «Да не в суд или во осуждение будет мне причащение Святых Твоих Тайн, Господи, но во исцеление души и тела»10.

Изучив функции библейских мотивов в «маленьких поэмах» 1917 -• 1920 годов, приходим к выводам, что мотивная структура поэмного пространства в них тесно связана с сюжетом произведения. Тематика поэм революционного периода во многом обусловлена историческим подтекстом. Образ и символ взаимосвязаны, они создают семиотическую систему, основанную на евангельском тексте, что является выражением индивидуально-авторского видения мира.

Во второй главе «Символика Священного писания в «маленьких поэмах» С.А. Есенина 1917 - 1920 годов» проводится подробный анализ «маленьких поэм» в русле христианской традиции. Библейский мотив «пропущен» сквозь призму революционных и постреволюционных событий в этих произведениях.

Первый параграф - Мотив мечты о «вольном роке» в поэмах 1917 года («Певущий зов», «Товарищ», «Отчарь», «Октоих», «Пришествие», «Преображение»).

Мифологема судьбы, романтические топосы рока соединяются в рассматриваемых маленьких поэмах в мотиве мечты о «вольном роке», угадывающемся в библейских мотивах надежды и ожидания.

Обращение поэта в этот период к христианской тематике свидетельствовало о качественно новом синтезе традиционных жанровых форм и возможностях поэтического слова:: Евангельская символика в этих текстах занимает особое место: доминантными становятся «ангелические образы» в стилизованных молитвах, в иконографии и т.д. Есенин создает уникальную художественную систему, вбирающую в себя древнейший опыт многовековой культуры предшествовавших поколений.

Значимым для Есенина стало осмысление революции как духовного Преображения, во многом подсказанного лозунгами «скифства». Именно такое понимание оказало огромное влияние на Есенина в 1917 году. Эстетические взгляды поэта во многом были определены сочетанием как его собственных симпатий к этой проблеме, так и идей двух родственных ему литературных групп: «скифов» и «новокрестьян». Именно идея сотворения нового мира посредством духовного преображения человека подтолкнула поэта обратиться к христианской литературе, к созданию произведений, подчеркивающих «богоизбранность» русского народа.

Тема обновленной России становится ведущей в «маленьких поэмах» Есенина, ставших поэтическими откликами на Февральскую и Октябрьскую

10 Православный молитвослов. СПб., 1998. С. 78.

революции. Мы рассматриваем их в порядке расположения в Собрании стихотворений С. Есенина 1926 -1927 гг.11

В параграфе детально рассматриваются «маленькие поэмы» 1917 года, отмечаются стилевые особенности каждого произведения; проводятся параллели с текстом Священного писания, анализируется сложный философский подтекст, связанный, прежде всего, с преобладающими в этот период темами и идеями: преображение мира, соборность, гибель старой России. Художественные картины поэм соотносятся с евангельскими эпизодами, выступающими в виде смыслообразующих доминант в поэмном пространстве. Толкованию подвергается символика. «Корабельные» и «ангелические» образы представлены в виде символов веры, атрибутов праздника, элементов проповеди, ассоциативных рядов, церковнославянизмов. Сюжетика сопоставляется с иконописными изображениями евангельских героев.

Проанализировав стиль, символику, особенности синтаксических построений этих поэм, делаем выводы об их тесной связи с темами (мотивами) Священного писания, при помощи которых поэт иносказательно отражает исторические события.

В «маленьких поэмах» Певущий зов», «Товарищ», «Отчарь» наличествуют мотивы Всеединства, духовной радости. Через мечту, революционный пафос, позитивное восприятие лирического героя в этих поэмах запечатлены события и настроения первой революции.

В «Октоихе», «Пришествии» появляется тема божественного присутствия, незримого, но угадываемого во всем окружающем мире, осененном Его светом.

О боже, боже, Ты ль Качаешь землю в снах? Созвездий светит пыль На наших волосах («Октоих» (2,43). За горой нехоженой, В синеве долин, Снова мне, о боже мой, Предстоит твой сын («Пришествие» (2,46).

Тематика поэм «Пришествие» и «Преображение» обусловила мотив боговоплощения, один из сильнейших в творчестве Есенина после Октябрьской революции. Поэт обращается к библейским образам, к другим искусствам, тесно связанным со Священным писанием.

Символика евангельских мотивов свидетельствует об изменении есенинских взглядов в революционные годы. История, настроение народных масс, авторское мышление, основанное на христианской традиции, таковы идеологические и эстетические доминанты в «маленьких поэмах» Есенина 1917 года.

Второй параграф - Герой-пророк 1918 года в «Инонии», «Сельском часослове», «Иорданской голубице», «Небесном барабанщике».

1' Это издание легло в основу Полного собрания сочинений С. А. Есенина (1995 - 2001).

Если главная тема лирики Есенина 1917 года - переустройство и преображение старого мира, то в поэмах 1918 года - осмысление и анализ революционных событий с позиции истории, государственности, будущего России. Основная особенность, в частности, поэм «Инония», «Сельский часослов», «Иорданская голубица», «Небесный барабанщик», состоит в том, что библейские мотивы, прослеживающиеся в данных произведениях, выполняют моделирующую функцию. Ритмическая организация стиха по напевности близка к библейскому слогу и в то же время заряжена энергией революционного императива.

От идеи соборности, всеединства, воспетой в поэмах «Певущий зов», «Товарищ», «Октоих» и др., поэт переходит к осознанию роли индивидуального начала в истории. В «маленьких поэмах» 1917 года герой кровно связан с народом, в 1918-м - это активный участник-преобразователь, сильная цельная личность. Он буквально опьянен происходящими событиями, как и сам Есенин, отразивший через него изменение своей мировоззренческой позиции. Это некий художественный двойник автора-поэта, ратовавшего и за новое государство, и за его богатейшую культуру. Герой выступает в качестве лица, наделенного особенностями индивидуальной судьбы («Только ведь приходское училище / Я кончил, / Только знаю Библию да сказки» (4, 175), своеобразным внутренним миром («Ради вселенского / Братства людей / Радуюсь песней я / Смерти твоей» (2, 58) , а подчас и приметами реального облика («Грозовой расплескались вьюгою / От плечей моих восемь крыл» (2, 62).

В художественном пространстве поэм 1918 года этот герой является посредником между всеведущим небом и заблудившимся земным человеком. При этом есенинский герой-пророк находится в кровном родстве с личностью автора-поэта, громогласного выразителя своего времени.

Мировосприятие автора в «маленьких поэмах» 1918 года, изменяется: вера в лучшее будущее уступает место мотивам сочувствия и сопереживания «отчалившей Руси» (2, 57). И если в «Сельском часослове», «Иорданской голубице» и «Инонии» доминирующими остаются библейские образы, то в «Небесном барабанщике» они полностью исчезают. Интонации стиха в корне меняются: от восторженной патетики 1917 года к горькому сожалению 1918 года.

При характеристике рассмотренных «маленьких поэм» следует отметить их сходство и различия. Их содержательная часть соответствует романтической организации текста. В емких символических заголовках поэм манифестируется их тема, кодируется идея, Герой, воплощающий авторское «я», практически сливающийся с ним, становится выразителем времени, и в четырех исследованных поэмах исполняет функцию провозвестника грядущих событий. Все произведения создаются на «горячем» историческом материале: Россия в череде революций и войн.

Поэмы отличаются своим композиционным строем. В этом ряду особняком стоит «Сельский часослов», ритмический рисунок которого разнится с другими «маленькими поэмами». Каждая поэма по-своему связана с библейской традицией. Есенин соотносит разные периоды истории,

включая евангельскую, как эталонную для христианского мира, с современностью. Противоречивые чувства и настроения русского крестьянства в постреволюционный период описаны им документально. Поэтика маленьких поэм - художественное пространство, лексика, средства выразительности - адекватны изображаемым реалиям. Поэт привлекает фольклорные народнопоэтические традиции в стих поэм.

Евангельская символика «Инонии», «Сельского часослова», «Иорданской голубицы», «Небесного барабанщика» становится «языком» эстетического воплощения революционного восторга и светлой мечты. Она обрамляет сложнейший образно-метафорический ряд в поэмах. При этом библейские мотивы всеединства, братства, свободы постепенно уходят из маленьких поэм, оставляя на поверхности оценку происходящих событий в апокалипсическом ключе.

Третий параграф - «Духовная направленность в «Пантократоре», «Кобыльих кораблпх», «Сорокоусте».

В первых послеоктябрьских произведениях Есенин искренне, горячо приветствовал революцию. Он надеялся, что революция даст людям свободу. Однако вскоре радостные порывы сменяются более глубоким осмыслением значения исторических и социальных перемен в жизни русского народа и, особенно, деревни.

К 1919 году идеалистическое мировосприятие постепенно исчезает из поэзии Есенина. Это касается и «маленьких поэм» «Пантократор», «Кобыльи корабли» и «Сорокоуст». Восторженный пафос предыдущих поэм в них сменяется романтической иронией. Исповедальная интонация «маленьких поэм» передает «крик души» лирического героя. Он уже не старается изменить мир, как это было в 1918 году, его главная задача - сохранить в своей душе доброту, уважение к людям, силу духа. С иронией, чаще с горечью, в апокалипсическом ключе рисуются образы времени. Тональность стихов по большей мере патетическая, призывная, но за ней скрыта глубокая боль от понимания истинной сути происходящих событий.

Ведущим мотивом лирики Есенина в постреволюционный период (1919 - 1920 годы) становится любовь, преданность родине. В символических библейских образах выражается отношение к кровавым событиям Гражданской войны, которая болезненно прошла через его душу, сознание. Каждое произведение - отклик на события трагического времени. Поэт пытается разобраться и в произошедшем, и в самом себе.

Одним из ярчайших произведений постреволюционного времени становится «маленькая поэма» «Сорокоуст» (1920), опубликованная в журнале «Творчество» в 1920 году. В ней Есенин выражает свои размышления о происходящем с особенной лиричностью, взволнованностью и откровенностью. В сложных метафорических рядах мы видим изменение позиции автора по отношению к переменам в России.

«Сорокоуст» состоит из четырех главок. Эпическая сторона содержания усилена. Лирический герой, как свидетель времени, с иронией и злобой бросает дерзкие вызовы системе: «Вы, любители песенных блох, / Не

хотите ль пососать у мерина» (2, 81), «Хорошо, когда сумерки дразнятся / и всыпают вам в толстые задницы / Окровавленный веник зари» (2, 81).

Символичен заголовок произведения. В православии Сорокоуст - это молитвы об усопшем, читаемые в церкви в течение сорока дней. В данном случае Есенин переживает трагическую гибель столь любимой им деревенской, патриархальной Руси, родины его предков.

Трубит, трубит погибельный рог! Как же быть, как же быть теперь нам На измызганных ляжках дорог? (2, 81) Никуда вам не скрыться от гибели, Никуда не уйти от врага (2,81). Идет, идет он страшный вестник, Пятой громоздкой чащи ломит (2, 82).

Наступающая большевистская действительность представляется поэту врагом, «скверным гостем». Лирический герой из пророка, предвестника грядущего рая, становится псаломщиком, скорбный удел которого отпевать умершую Русь: «Только мне, как псаломщику, петь / Над родимой страной «аллилуйя» (2, 83). Здесь звучит мотив безутешной скорби поэта, искренне сострадающего судьбе родины.

В сложных метафорических рядах обрисованы картины деревенского быта. Имитационные звуки создают грустную тональность: «Так плачет жалостно гармоника: / Таля-ля-ля, тили-ли-гом» (2, 82). Через олицетворения «Водит старая мельница ухом» (2, 82), эпитеты «Дворовый молчальник бык» (2, 82), антитезы реализован мотив борьбы мира нового и мира старого. В жестокой схватке побеждает «чугунный поезд».

Л.В. Занковская отмечает: «Только Есенину в образе непокорного жеребенка дано было увидеть лик деревянной Руси, погибающей в схватке с неравной силой. Произведение, названное поэтом символически «Сорокоуст», аллегорически точно отражает главную мысль поэмы, запечатлевшей трагедию России» п.

Поэма, наполненная мрачным пафосом и вместе с тем элегической грустью, завершается апокалипсической картиной умирания всего живого: Оттого-то в сентябрьскую склень На сухой и холодный суглинок, Головой размозжась о плетень, Облилась кровью ягод рябина. Оттого-то вросла тужиль В переборы тальянкой звонкой. И соломой пропахший мужик Захлебнулся лихой самогонкой (2, 84).

■ В начале 20-ых годов XX века поэт переживает глубокий духовный кризис, вызванный неприятием постреволюциониой действительности. Особенно возмущала поэта культурная политика новой власти и классовый подход к явлениям эстетического порядка. Свой протест против

Занковская Л.В. «Большое видится на расстояньм...» С. Есенин, В. Маяковский и Б. Пастернак. М., 2005. С. 160.

утилитарного отношения к искусству он выскажет еще в 1918 году в «Ключах Марии»: «То, что сейчас является нашим "глазам-в строительстве пролетарской культуры, мы называем: «Ной выпускает ворона». Мы знаем, что крылья ворона тяжелы,- путь его недалек, он упадет, не только не долетев до материка, но даже не увидев его, мы знаем, что он не вернется, знаем, что масличная ветвь будет принесена только голубем - образом, крылья которого спаяны верой человека не от классового сознания, а от сознания обстающего его храма вечности» (5,221).

С этого момента начинается новый этап творческого восприятия действительности Есениным, что накладывает отпечаток и на его поэзию. В ней появляются мотивы одиночества, душевной усталости и трагической безысходности. Религиозная символика исчезает из стихотворных произведений поэта.

В третьей главе «Церковные образы в поэмном творчестве Есенина

1917 - 1920 годов» дается обзор произведений поэта с точки зрения православной атрибутики и ритуальной службы. Художественные формы и приемы, стилевые черты, заимствованные Есениным из православной культуры, в новом содержательном контексте используются поэтом для достижения эстетических целей: вторичное применение узнаваемых художественных форм позволяет воссоздать и лаконичными средствами передать атмосферу исторической среды. Наиболее значимыми в этом сопоставлении классических евангельских сюжетов в их современной интерпретации в «маленьких поэмах» 1917 - 1920 годов становятся образы молитвы и иконописных изображений.

Первый параграф - Художественная трансформация молитвы в стилевой орнаментике стиха поэм 1917 -1919 годов.

Традиция обращения к канону текста православной молитвы прослеживается в стихотворениях С.А. Есенина с самого начала его творчества. Светский поэт, хорошо знающий и глубоко понимающий христианскую культуру, Есенин обращается к молитве как к творческому процессу. Евангельские мотивы, пронизывающие маленькие поэмы автора, создают ситуацию богообщения. Кардинальное изменение организации стиха — переход к верлибру — помогает поэту с большей точностью верифицировать ощущения и чувства лирического героя, выделить наиболее семантически значимые части в произведении, создать сценические параллели, что делает маленькую поэму эпически масштабной, приближающейся по объему к классической форме поэмы.

Внутренние монологи, диалоги выстроены динамично и психологически достоверно и убедительно, чему способствуют нагнетание ритма, энергия звуковых оборотов. Введение евангельских имен, символических пейзажных зарисовок способствует лаконичному и необыкновенно точному изображению сложнейших сцен. «Я видел: с ним он / Нам сеял мрак!» / «Нет, я не Симон... / Простой рыбак»; «Друг, ты откуда?»/ «Шел за тобой...»/ «Кто ты?» - «Иуда!» - / Шамкнул прибой. («Пришествие» (2,48).

Второй параграф - Иконопись как часть символической метафоры в «маленьких поэмах».

Использование иконы как идеографического образа-символа, кодирующего православный христианский мир, прослеживается у Есенина на всех этапах его творчества. Но именно в поэмах 1917 •— 1919 гг. функция культового предмета расширяется. Поскольку на смену многовековой вере приходит идеология, обращение к иконографии становится актом протестного поведения. Поэт вводит икону в произведение как объект поклонения подлинно верующих православных и как функциональный сюжетообразующий образ. Хорошо зная православную культуру и обычаи, Есенин апеллирует к истокам христианства.

Евангельские аллюзии, иносказания, литургические формулы — все это становится благодатным материалом для художественной метафоризации наступающей новой эпохи. В революционное и постреволюционное время, когда был написан цикл «маленьких поэм», для Есенина важно сблизить два мира, земной и небесный, видимый и невидимый. Символично, что в русской традиции икону называют еще и «образ», что вносит в трактовку религиозного пласта исследуемых текстов дополнительный нюанс смыслового единства земного и небесного.

В диссертации подробно исследуется иконографический образ Богородицы в «маленьких поэмах» С. А. Есенина 1917-1919 годов .

Используя мотивы иконографии, Есенин вводит образ Богородицы в свои поэмы, развивая и усложняя существующий канонический образ. Мотив рождения по определению связан с образом Богородицы. В России в муках рождается новый мир. Иррациональная вера в Бога противостоит жесткой революционной логике исторического момента. Для всех страждущих справедливого мироустройства мотив заступничества является самым оптимистичным и надежным гарантом светлого будущего.

Апокалипсический мотив в анализируемых произведениях приводит драматический сюжет в действие, придает ему динамику. Образ иконы («образ образа») дает поэту возможность глобализировать содержание, осознать происходящие события в контексте вечности.

Обогатившись церковной культурой, Есенин не теряет своей индивидуальности и становится мастером русской поэзии. Апокрифические мотивы, тесно связанные с народным стихом, становятся платформой к созданию стилизованной молитвы. А многочисленные «иконописные» образы, разнообразно представленные в «маленьких поэмах» 1917 - 1920 годов доказывают, что эстетические возможности слова для художника безграничны.

В Заключении содержатся основные выводы работы:

1. Доминирующими в революционный и постреволюционный периоды (с 1917 по 1920 годы) в поэзии С.А.Есенина становятся библейские мотивы. Основными в «маленьких поэмах» предстают картины преображения мира, пророчества, богоборческие образы.

" Прикладная часть диссертации (Приложение, Словарь) подкрепляет изложенные положения.

2. Поэт находит точки соприкосновения христианской культуры с современностью. Теоретическое обоснование изложено им в статьях «Отчее слово» (1918), «Ключи Марии» (1918), «Быт и искусство» (1920).

3. В «маленьких поэмах» смыслообразующими доминантами являются параллели с текстом Священного писания, евангельские эпизоды.

4. Библейская символика, «корабельные» и «ангелические» образы, символика иконописи создают ассоциативные ряды, интерпретация которых позволяет проникнуть в есенинское восприятие революционных событий.

5. В «маленьких поэмах» проявляются романтические стилевые традиции; используется церковно-гимнографическая традиция; заметно усилены интонации духовной риторики («Господи, я верую!»); поэтически пересозданы акафистные песнопения, соборная молитва.

Результаты исследования изложены в публикациях, а также в выступлениях, докладах на научных конференциях, семинарах:

1. Юдушкина О.В. Евангельская символика в «маленькой поэме» С.А. Есенина «Товарищ» (1917) (Опыт интерпретации) // Преподаватель XXI век. М., 2011. № 4. С. 339 - 344. - 0,42 п.л.

2. Юдушкина О.В. Иконографический образ Богородицы в «маленьких» поэмах С.А. Есенина 1917 - 1919 гг. // Религиоведеине. М., 2009. № 4. С. 160 - 164. - 0,38 п.л.

3. Юдушкина О.В. Библейские образы в поэме С. Есенина «Певущий зов» // IV Пасхальные чтения. М., 2007. С. 233-236. - 0,26 п.л.

4. Юдушкина О.В. Своеобразие «маленькой» поэмы как новаторской модели художественного произведения в творчестве С.А. Есенина // Научные труды молодых ученых-филологов фестиваля «Учитель русской словесности» МПГУ. М., 2008. С. 297 - 302. - 0,28 п.л.

5. Юдушкина О.В. Семантика заглавия поэмы С.А. Есенина «Пантократор» (февраль 1919) // Филологическая наука в XXI веке: взгляд молод ых. М„ 2008. С. 174 - 176. - 0,13 п.л.

6. Юдушкина О.В. Христианская символика в поэме С.А. Есенина «Сельский часослов» (1918) // Синтез в русской и мировой художественной культуре. М., 2009. С. 211 - 216. - 0,24 п.л.

7. Юдушкина О.В. Православная традиция в стихотворении С.А. Есенина «Троицыно утро, утренний канон...» (1914) И VII Пасхальные чтения. М., 2010. С. 312-315. - 0,2 п.л.

8. Юдушкина О.В. Библеизмы как основа поэмной лексики С.А. Есенина. Функция православной молитвы // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. М., 2011. № 2. С. 136 - 139. - 0,39 п.л.

ГГояпис. к печ. 19.01.2012 Объем 1 пл. Тир. 100 экз. Типография МПГУ

 

Текст диссертации на тему "Библейские мотивы в поэмах С.А. Есенина 1917-1920 годов"

61 12-10/472

МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

Юдушкина Олеся Васильевна

БИБЛЕЙСКИЕ МОТИВЫ В ПОЭМАХ С.А. ЕСЕНИНА 1917-1920 ГОДОВ

Специальность 10.01.01 - русская литература

Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук

X том

Научный руководитель: доктор филологических наук профессор Занковская Л.В.

Москва 2011

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...................................................... стр. 3-14

ГЛАВА ПЕРВАЯ. Функции библейских мотивов в поэмах Есенина 1917-1920 годов.................................. стр. 15-61

1.1. Концепция художественного образа в теоретических работах С.А. Есенина «Отчее слово» (1918),

«Ключи Марии» (1918), «Быт и искусство» (1920)............... стр. 15 - 31

1.2. Синтез лирического и эпического в «маленьких

поэмах» 1917 - 1918 годов.......................................................... стр. 32 - 46

1.3. Сюжетообразующее начало лироэпических форм

1917-1920 годов......................................................... стр. 47-61

ГЛАВА ВТОРАЯ. Символика Священного писания в «маленьких поэмах» С.А. Есенина 1917 - 1920 годов.......... стр. 62-130

2.1. Мотив мечты о «вольном роке» в поэмах 1917 года («Певущий зов», «Товарищ», «Отчарь», «Октоих», «Пришествие», «Преображение»)...................................... стр. 62 - 92

2.2. Герой-пророк 1918 года в «Инонии», «Сельском часослове», «Иорданской голубице», «Небесном барабанщике».............................................................. стр. 93 -118

2.3. Духовная направленность в «Пантократоре», «Кобыльих кораблях», «Сорокоусте»................................ стр. 119 - 130

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Церковные образы в поэмном творчестве Есенина 1917 - 1920 годов.............................. стр. 131 - 149

3.1. Художественная трансформация молитвы в

стилевой орнаментике стиха поэм 1917 - 1919 годов.......... стр. 132 - 140

3.2. Иконопись как часть символической метафоры в «маленьких поэмах».................................................................... стр. 140-149

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................... стр. 150-153

БИБЛИОГРАФИЯ................................................ стр. 154-170

ПРИЛОЖЕНИЕ................................................. стр. 171 - 281

ВВЕДЕНИЕ

В творчестве С.А. Есенина (1895 - 1925) особое место занимают тринадцать поэм, созданных в 1917 - 1920 годах («Товарищ», «Певущий зов», «Отчарь», «Октоих», «Пришествие», «Преображение», «Инония», «Сельский часослов», «Иорданская голубица», «Небесный барабанщик», «Пантократор», «Кобыльи корабли», «Сорокоуст»). В 1926 - 1927 гг. все они, кроме «Сельского часослова», были включены во второй том «Собрания стихотворений» Сергея Есенина и названы по воле автора «маленькими поэмами»1.

Целостная художественная концепция указанных произведений очевидна. Их мифоцентричная органика структурно многосложна и семантически многослойна. И все же доминантными цредставляются те образные явления, которые восходят к традициям христианской культуры. Теоретические работы Есенина - «Отчее слово» (1918), «Ключи Марии» (1918) и «Быт и искусство» (1920) - также свидетельствуют о том, что библейские мотивы в эти годы стали ведущими в его творчестве. Вышеизложенным объясняется выбор темы диссертации.

Судьба поэм 1917 - 1920 годов, как и всего художественного наследия Есенина, была достаточно драматичной. Их православная тематика не вписывалась в контекст эпохи «воинствующего атеизма». В оценке «маленьких поэм» отечественной и зарубежной критикой можно выделить следующие периоды.

Первый этап - 1917 - 1925 годы - положительный, он создавался при жизни поэта. Естественно, революционно-романтические поэмы находились под защитой автора: не было ни одного отрицательного отзыва, направленного в сторону этих произведений.

Первым на эти «маленькие поэмы» откликнулся знаток литературы, авторитетнейшая фигура в русской культуре - Р.В. Иванов-Разумник, увидев

1 См. Евдокимов И.В. Сергей Александрович Есенин // Сергей Александрович Есенин. Воспоминания под ред. Ив. Евдокимова. М.; Л., 1926. С. 208 - 209.

в них глубокий современный философский смысл. В статье «Две России» он размышлял над поэмой «Отчарь»: «Всемирность русской революции - вот что пророчески предвидят народные поэты, и в этом их последняя глубокая радость <...>. И русский народ идет ко всему миру с открытой душой и с благой вестью о всемирной свободе» . Критик имел oipoMHoe влияние на поэта. В письме к А. Ширяевцу (24 июня 1917 года) Есенин писал о нем, что «натура его глубокая и твердая, мыслью он прожжен, и вот у него-то я сам <.. .> и отдыхаю, и вижу себя, и зажигаюсь от себя» .

Е.И. Замятин в сборнике «Мысль», размышляя об особенностях национальной литературы, писал: «<...> лучшее русской души лежит в основе непреодолимой русской тяги к миру всего мира. В любви к серцу и ненависти к мечу - подлинно русское, народное. И потому так хороши отсюда идущие строфы в <.. .> революционных стихах Есенина»4.

И.А. Оксенов в газетной статье «Слово пророка» отозвался на «маленькую поэму» «Инония»: «Не всякому дано сейчас за кровью и пылью наших (все же величайших) дней разглядеть истинный смысл всего совершающегося. И уже совсем немногие способны поведать о том, что они видят, достаточно ярко и для всех убедительно. К последним немногим <...> принадлежит <...> Сергей Есенин, выросший за три года в большого народного поэта»5.

В 1919 году B.JI. Львов-Рогачевский в книге «Поэзия новой России: Поэты полей и городских овфаин» заметил: «Из революционных стихов С. Есенина особенной задушевностью и необычной 1фасотой отличалось чудесное стихотворение "Товарищ" <...> поэтичная "повесть"...»6.

Критик П.С. Коган в журнале «Красная новь» отмечал, что «Есенин -один из немногих поэтов, душа которого бушует пафосом наших дней, который радостно кричит: «Да здравствует революция на земле и небесах».

2 Иванов-Разумник Р.В. Две России // Скифы, СПб., 1918. Вып. 2. С. 224.

3 Есенин Сергей в стихах и жизни. Письма. Документы. М., 1995. С. 71.

4 Замятин Е.И. // Мысль. Пг., 1918. Кн. 1. С. 290-291; подпись: Мих. Платонов.

5 Оксенов И.А. Слово пророка // Знамя борьбы. Пг., 1918. № 56.

6 Львов-Рогачевский В.Л. Поэзия Новой России: поэты полей и городских окраин. М., 1919. С. 55.

<...> Он чувствует бурную динамику революции, как редкие из наших поэтов. Но он по-своему протянул нити от крестьянской исконной воли к ее

7

конечным целям» .

В 1922 - 1923 годы Есенин посетил Европу и Америку, представив там свои произведения, в частности, поэму «Инония». Вокруг нее «полемика шла по разным направлениям: одни, осознавая гениальность стиля «Инонии», отмечали Божий дар Есенина, «выросшего за три года в большого народного поэта», другие обвиняли его в богоборчестве, в «яростном бунте против старого неба и старого Бога», третьи - в непонимании истинной сути революции 17-го года»8.

Отзывы этого периода о поэмах в целом, и в России, и за ее пределами, носили позитивный характер. Однако глубина их достоинства не была отмечена в полной мере. B.C. Чернявский, анализируя цикл этих стихотворений, назовет их «Есенинской Библией»9, что во многом соответствовало их внутренней стилевой сути. Это «все-таки было бесконечно больше, чем литература, - продолжал исследователь, - это было без оговорок - почвенно и кровно, без оглядки - мужественно и убежденно, как все стихи Есенина. Весь словарь его поэм («Инонии» в первую голову) при тогдашней его фанатической вере в самодовлеющее слово-образ определяет в своих сгустках напряжение его личного темперамента»10.

Второй период - амбивалентный в оценке названных произведений -связан с трагической гибелью Есенина. С одной стороны, это отклики Русского зарубежья, с другой, советской партийной номенклатуры («Злые заметки» Н. Бухарина, газетные статьи JI. Сосновского, брошюры А. Крученых).

Писатели Русского зарубежья, знавшие эти поэмы, не могли не оставить своего мнения о них. В. Ходасевич отзовется об «Инонии», как о

7 Коган П.С. // Красная новь. М., 1922, № 3.

8 Занковская Л.В. «Большое видится нарасстояньи...» С. Есенин, В. Маяковский и Б. Пастернак. М., 2005. С. 20.

9 Чернявский B.C. Три эпохи встреч (1915 - 1925) // С.А. Есенин в воспоминаниях современников. В 2 т. Т. 1. М., 1986. С. 220.

10 Там же. С. 220.

неком революционном порыве автора на октябрь 1917 года: «"Инония" была лебединой песней Есенина как поэта революции и чаемой новой правды. Заблуждался он или нет, сходились или не сходились в его писаниях логические концы с концами, худо ли, хорошо ли, - как ни судить, а несомненно, что Есенин высказывал, "выпевал" многое из того, что носилось в тогдашнем катастрофическом воздухе. В этом смысле, если угодно, он действительно был "пророком"»11.

Ив. Бунин, негативно относившийся в этот период к Есенину, был необъективен к его творчеству. Поэтому всю свою злобу, связанную с большевистской Россией, он излил в критике на «Инонию»: «"Я обещаю вам Инонию!" - Но ничего ты, братец, обещать не можешь, ибо у тебя за душой гроша ломаного нет. <...> А главное, все-то ты врешь, холоп, в угоду своему новому барину!»12.

Оценки писателей Русского зарубежья, при всей их разнохарактерности, не отрицали поэтического дара Есенина. Их точка

13

зрения в этом плане стала известна в России только с 1993 года .

Третий период начинается с 1930-х годов, это - период «есенинщины»14. Имя поэта и его произведения официально удаляются из русской национальной культуры. В предисловии к книге 1931 года «Есенин Сергей. Стихи и поэмы» читаем следующее: «Место Есенина не в нашей эпохе, а позади ее. <.. .> Замечательный лирик предреволюционного времени, честно искавший путей в революцию, Есенин отразил в ряде своих стихов стремление отрешиться от ограниченности крестьянского мироощущения и вызвать в своем творчестве голоса, созвучные нашей эпохе»15.

А. Селивановский во вступительной статье к сборнику «Есенин Сергей. Стихотворения» писал: «Юродствуя перед алтарем, Есенин в то же время

11 Ходасевич В.Ф. // Современные записки. Париж, 1926, <кн.> XXVI. С. 311.

12 Бунин И.А. // Возрождение. Париж, 1925, 12 октября, № 132. Подробнее об этом см.: Занковская Л.В. Иван Бунин о Сергее Есенине // Занковская Л.В. «Большое видится на расстояньи...» С. Есенин, В. Маяковский и Б. Пастернак. M., 2005. С. 16 - 27.

13 Русское зарубежье о Есенине. Воспоминания, эссе, очерки, рецензии, статьи. В 2 т/Сост. Н.И. Шубникова-Гусева. М., 1993.

14 Литературная энциклопедия. M., 1930, Т. 4. С. 90.

15 Есенин Сергей. Стихи и поэмы. М., 1931. С. VII - VHI.

показывал себя религиозным похабником. Уже в таком смешении таились зачатки будущей «есенинщины»16. Из «маленьких поэм» 1917 - 1920 годов читателю в это время стали доступны лишь «Небесный барабанщик» (в издании 1931 года), «Товарищ» и «Инония» (в издании 1934 года).

Четвертый период (конец 1940-х и далее) - возвращение с купюрами творчества Есенина, в том числе и революционных поэм. Литературоведы 1960 - 1980 гг. характеризовали эти произведения Есенина как «революционные» отклики на события Октября 1917 года. Проблематика и поэтика поэм оказывались на периферии 1фитаческой и исследовательской мысли.

П.Ф. Юшин писал: «Есенин встретил Октябрьскую революцию так же восторженно, как и Февральскую, но, приветствуя и воспевая ее, восхищаясь ее размахом и величием, не заметил истинного ее содержания»17. Исследователь считает, что подлинные задачи революции не были поняты поэтом. Не стоит забывать, что Есенин воочию наблюдал за событиями, поддержанными народом. Эта мысль и стала ведущей в его революционных поэмах,

Ю.Л. Прокушев, изучая творчество Есенина, полемизировал с

П.Ф. Юшиным. Он соглашался с критиками 1910-х годов: «Судьба родины в

18

революционную эпоху - вот стержневая мысль, волнующая поэта» .

Е.М. Галкина-Федорук19, Л.Г. Юдкевич20, A.M. Марченко21, В.А. Вдовин22, В.В. Базанов23, A.C. Карпов24 и др., стараясь проникнуть в таинства глубин художественного мира Есенина, отмечая внутреннюю взаимосвязь поэм, как правило, рассматривали эти произведения как романтические, скифские, богоборческие, орнаментально-библейские. В это

16 Есенин Сергей. Стихотворения. М., 1934. С. 7.

17 Юшин П.Ф. Сергей Есенин: Идейно-творческая эволюция. M., 1969. С. 202.

18 Прокушев Ю.Л. Сергей Есенин: Образ. Стихи. Эпоха. М., 1978. С. 78,206.

19 Галкина-Федорук E.M. О стиле поэзии Сергея Есенина. М., 1965.

20 Юдкевич Л.Г. Лирический герой Есенина. Казань, 1971.

21 Марченко А.М. Поэтический мир Есенина. M., 1972.

22 Вдовин B.A. «О новый, новый, новый, прорезавший тучи день» // Есенин и современность. M., 1975.

23 Базанов B.B. Сергей Есенин и крестьянская Россия. Л., 1982.

24 Карпов A.C. Поэмы Сергея Есенина. М., 1989.

время в есениноведении впервые вводится термин «библеизмы»25 по отношению к «маленьким поэмам» 1917 -1920 годов.

Пятый период - после 1990-х годов: тексты печатают без цензурных купюр. Произведения оцениваются есениноведами под иным (неклассовым) углом зрения; изучаются закрытые до этого архивы; обнаруживаются неизвестные факты. «Маленькие поэмы» 1917 - 1920 гг. становятся предметом исследования в контексте православной культуры.

Наука на рубеже XX - XXI веков пополнилась новыми работами о С.А. Есенине, в том числе и о «маленьких поэмах». Вышло Полное собрание сочинений поэта в 7 томах, 9 книгах (1995 - 2001)26. Опубликованы 4 тома

27

Летописи жизни и творчества С.А. Есенина (2003 - 2010) . Отметим также книгу «С.А. Есенин и православие» (М., 2011), где представлены 22 статьи о Есенине в аспекте православной культуры, в том числе и зарубежных авторов. В журнале «Современное есениноведение» (Рязань, 2004 - 2011) публикуются работы по актуальным вопросам изучения творчества поэта.

Впервые к изучению содержательной части «маленьких поэм» 1917 — 1918 годов обратился М.В. Скороходов. Одиннадцать «революционных» поэм - «Товарищ», «Певущий зов», «Отчарь», «Октоих», «Пришествие», «Преображение», «Инония», «Сельский часослов», «Иорданская голубица», «Пантократор», «Небесный барабанщик» - он анализирует с точки зрения

библейских текстов как составной части стиля поэтики Есенина .

Н.М. Кузьмищева, развивая идеи М.В. Скороходова, дополняет изучаемые материалы поэмой «Кобыльи корабли» (1919). Расширяя границы

25 Библеизмы - фразеологические сочетания и афоризмы библейского происхождения. Выделяют фразеологизмы, образованные от имен библейских персонажей или географических названий; фразеологические сочетания, отражавшие реалии библейского сюжета или древнеиудейской истории и быта; цитаты из проповедей Христа и т. д. Использование библеизмов в поэзии привносит в текст элемента высокого стиля. (Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. М., 2007. С. 60). Первым в изучении поэтики «маленьких поэм» Есенина терминологию «библеизмы» использовал KJ1. Зелинский (См. Зелинский КЛ. Черты поэтического стиля Есенина // Есенин и русская поэзия. Л., 1967. С. 64 - 65).

26 Есенин С. Полн. собр. соч. В 7 т., 9 кн. М., 1995 - 2001 (в дальнейшем ссылки на это издание даются с указанием тома и страницы).

Летопись жизни и творчества С.А. Есенина: В 5 т. 1 - 4 тт. М., 2003 - 2010.

28 Скороходов M.B. Раннее творчество С.А. Есенина в историко-культурном контексте: «Радуница» 1916 г. и маленькие поэмы 1917 -1918 гг.: Дисс... канд. филолог.наук. М., 1995. Убрать

исследования, она рассматривает революционную образность Есенина в контексте языческих и христианских символов, сопоставляет их в соприкосновении с «антиреволюционным» содержанием «Слова о погибели Русской земли» (1919) A.M. Ремизова. К толкованию сознательных и бессознательных заимствований поэта, как и к интерпретации самих произведений, диссертантом привлечен ритуальный элемент: рассмотрены темы смерти/воскрешения, в образе коня осмыслена похоронная обрядность и т.д.29.

O.E. Воронова, размышляя над этими поэмами, делает вывод, что «необиблейский эпос Есенина», представленный в «маленьких поэмах» 1917-1919 годов, - это «попытка создания индивидуально-авторского мифа о новом Богооткровении». Исследуя поэмы, O.E. Воронова останавливает свое внимание на дохристианских, христианских и неохристианских началах

30

в них .

Н.К. Юнусова в «революционный» контекст «маленьких поэм» включает также стихотворения «Тучи с ожереба», «Песнь о хлебе», «Я последний поэт деревни», статьи «Ключи Марии» и «Быт и искусство», выявляющие смысловую доминанту этих произведений - роль художественного слова в духовном развитии русской культуры31.

Итак, наукой в изучении стиля «маленьких поэм» 1917 - 1920 годов сделано следующее: проанализированы теоретические работы и поэмы Есенина этого периода в мифологическом контексте. Проведен их анализ с точки зрения выявления аллюзий32 из библейских текстов, рассмотрена революционная образность в связи с языческими и христианскими

29 Кузьмшцева H.M. Мифопоэтическая модель мира в «маленьких» поэмах С.А. Есенина 1917 -1918 гг.: Дисс... канд. филолог.наук. М., 1998.

30 Воронова O.E. Сергей Есенин и русская духовная культура. М., 2002.

31 Юнусова H.K. Формирование эстетической концепции С.А. Есенина и ее воплощение в поэмах 1917 — 1920 годов.: Дисс... канд. филолог.наук. M., 2004.

32 «Аллюзия [намек] —риторическая фигура, заключающаяся в ссылке на историческое событие или лит-ое произведение, к-рые предполагаются общеизвестными. Таковы напр. выражения: Пиррова победа, Демьянова уха и т.п. Иногда А. представляет целую выдержку из произведения» (Литературная энциклопедия. В 11 т. M., 1929 -1939. Т. 1, С. 120).

символами, продолжена работа по определению количества �