автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Дастанные традиции в современной башкирской прозе

  • Год: 2010
  • Автор научной работы: Каримова, Альфия Рамиловна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Уфа
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Дастанные традиции в современной башкирской прозе'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Дастанные традиции в современной башкирской прозе"

На правах рукописи

J л

6046Й3432 I

Каримова Альфия Рамиловна

ДАСТАННЫЕ ТРАДИЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ БАШКИРСКОЙ ПРОЗЕ

Специальность 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (башкирская литература)

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

1 о ИЮН 2010

Уфа-2010

004603432

Работа выполнена на кафедре башкирской литературы и фольклора ГОУ ВПО «Башкирский государственный университет»

Научный руководитель:

Официальные оппоненты:

член-корреспондент АН РБ, доктор филологических наук, профессор Баимов Роберт Нурмухаметович

доктор филологических наук, профессор

Родионов Виталий Григорьевич

кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник Надергулов Минлегали Хусаинович

Ведущая организация:

Бирская государственная

социально-педагогическая

академия

Защита состоится «07» июня 2010 года в 12 часов на заседании диссертационного совета Д 212.013.06. по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора филологических наук в ГОУ ВПО «Башкирский государственный университет» по адресу: 450074, Уфа, ул. 3. Валиди, 32 (главный корпус)

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Башкирский государственный университет».

Автореферат разослан « » 2010 года.

Ученый секретарь диссертационного совета доктор филологических наук, профео

А.А. Федоров

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Башкирская словесность, развивавшаяся в течение длительного времен» в рамках изустной традиции, вобрала в себя достижения не только устного поэтического творчества башкир, но и восточной, западной литератур. С началом собственно письменного этапа в развитии башкирской литературы результаты предшествующих периодов получают новое осмысление, новую трактовку и оформление. Наряду с активным освоением новых жанровых форм, в первую очередь западных — роман, повесть и др. — традиционные жанры, как фольклорные, так и заимствованные из восточной литературы — дастаи, хикаят, парса и др. — с одной стороны, как бы отходят на второй план, а с другой — наполняются новым содержанием в меняющихся исторических и культурных условиях. Одним из таких традиционных жанров башкирской литературы является дастан, воспринятый через переводные произведения восточной, средневековой тюркоязыной литературы и вобравший в себя многие черты башкирских фольклорных жанровых форм. Дастан как особая жанровая форма, обладающая специфическими структурно-композиционными, идейно-тематическими, стилевыми чертами, снова начинает активно использоваться поэтами и писателями в наши дни. Многие современные произведения башкирской литературы, появившиеся в течение последних двадцати-тридцати лет, либо созданы в жанре дастана, либо обладают наиболее характерными его чертами: «ящичной», например, композицией, ярко выраженным романтическим обликом героев произведения, широким использованием мотива «сна», введением фигуры повествователя, комментирующего и резюмирующего описываемые события и др.

Актуальность темы определяется тем, что впервые в башкирском литературоведении вопросы влияния традиций жанра дастана на современную башкирскую литературу исследуются в монографическом плане. И хотя литературоведы стали обращать внимание на истоки формирования системы жанровых форм, сложившихся в рамках башкирской литературы и, если брать в целом, всех тюркоязычных литератур России еще с начала 70-х гг. прошлого века предметный анализ процессов становления жанров и жанровых форм, их изменения в процессе развития литературы тюркских народов, исследование эволюции каждого из жанров в отдельности начинается только в наши дни, когда основное внимание направляется на особенности реализации принципов, существенных для каждого из жанров, в тех или иных произведениях.

Научная новизна исследования заключается в детальном исследовании влияния жанра дастана на развитие тюркоязычной литературы Урало-Поволжья и системы жанровых форм, характерных для этого региона, что потребовало по-новому оценить идейно-эстетическое содержание произведений средневековой тюркоязычной литературы Урало-Поволжского региона и их функциональную роль в системе жанровых форм.

Основное внимание при этом было уделено специфике проявления в произведениях современной башкирской прозы таких отличительных признаков дастана, как цепная, кольцевая и ящичная композиция, использование приема описания сновидений или письменного обращения, черты романтико-мифологического видения мира, наличие авторских обращений с увещеваниями и наставлениями и сам образ повествователя-рассказчика, которые выступают не просто стилевыми приемами повествования, а служат структурно-композиционным каркасом произведения, определяющим его жанровую принадлежность.

Целью проведенного диссертационного исследования является изучение влияния традиционного восточного жанра «дастан» на современную башкирскую литературу на основе привлечения широкого круга произведений как современной, так и памятников древней башкирской литературы в сопоставлении с произведениями средневековой тюркоязычной литературы. Особое внимание уделялось тем произведениям, которые до сегодняшнего дня недостаточно активно использовались в исследованиях литературоведов.

В соответствии с поставленными целями в диссертации решаются следующие задачи:

1) определение особенностей развития жанра дастана в башкирской литературе на основе сопоставительного анализа формирования этого жанра по различным литературным источникам;

2) выявление степени распространенности жанра дастана в пределах эпических форм художественной литературы в рамках башкирского словесного творчества;

3) раскрытие специфики формирования, становления и развития жанра дастана в башкирской литературе;

4) определение роли традиционных жанровых форм в становлении и развитии жанровой системы современной башкирской литературы на примере жанра дастана и анализ перспектив использования традиционных форм для дальнейшего развития литературы.

В качестве материала исследования были использованы наиболее

значимые произведения башкирской литературы 1980-2007 годов, тексты древних литературных произведений, включенные в научный обиход. Для сопоставительного анализа в необходимой мере привлекались и художественные тексты других национальных литератур.

Предмет исследования — жанр дастана в его историческом развитии в рамках башкирской литературы.

Объект исследования — произведения современных башкирских писателей в сопоставлении с фольклорными текстами и произведениями переводной и средневековой тюркоязычной литературы Урало-Поволжья. .

Материал исследования. Средневековые произведения: «Бузъегет», «Алдар и Зухра», «Чингизнаме», «Таржемаи хажи Абельманих», «Искандернаме», «Сайфульмулкж», «Идукай и Мурадым». «Тахир и Зухра». Современные произведения: «Моя птица Хумай» Ф. Тугызбаевой, «Открывшиеся тайны» Т. Карамышевой, «Йырауы» X. Тапакова, «Сабля, перо и курай» М. Ишбулатова, «Роббе и Pay» Т. Сагитова. «Вечный лес», «Там лежат останки батыра» Н. Мусина, «Помилование», «Долгое-долгое детство» М. Карима, «Белая крепость» 3. Ураксина, «Конь оседланный» Б. Рафикова, «Кречет мятежный» Р.Н. Баимова, «Полет беркута» Р. Султангареева, «Кровавый пятьдесят пятый», «Исмаил Тасимов» Г. Хусаинова, «Кожаная шкатулка», «Хромая волчица» А. Хакимова и другие.

Теоретической и методологической базой исследования послужили труды видных отечественных востоковедов: Е.Э. Бертельса, И.С. Брагинского, А.Е. Крымского и др. Для анализа произведений башкирской литературы привлекались исследования А.И. Харисова, Г.Б. Хусаинова, Р.Н. Баимова, М.Х. Идельбаева, 3 Я. Шариповой, Г.С. Кунафина.

Выбор приемов и методов литературоведческого анализа обусловлен требованиями историко-филологического подхода к анализу исследуемого литературного материала и целью диссертации. В данной работе используются сопоставительный и историко-опнсательный методы литературоведческого анализа.

Основные положения исследования, выдвигаемые на защиту:

1) в современной башкирской литературе традиции дастана, идущие из глубины средневековой классической восточной литературы (арабской, персидской, тюркоязычной) продолжают играть значительную роль, выступая как жанр, сохранивший, с одной стороны, свои традиционные композиционные черты — «ящичную» композиционную структуру, романтические образы героев, мотивы

«сновидений» как объяснительных принципов повествования, образ повествователя, — ас другой — достаточно сильно видоизменившийся в соответствии с новыми историческими условиями;

2) несмотря на преимущественное развитие современной башкирской прозы в русле европейской жанровой традиции, влияние традиционных эпических жанровых форм, идущих из народного устно-поэтического творчества, классической восточной и древнетюркской литературы, остается значимым в особенностях структурно-композиционного оформления произведений, его образности и поэтики;

3) жанровые традиции .дастана используются в составе других жанровых форм для создания мифопоэтического или романтического колорита в творчестве многих современных башкирских писателей, что является свидетельством его актуальности и высокой художественной ценности.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в исследовании жанра дастана со времени его появления в башкирской литературе до места в современной системе жанровых форм, что позволит более подробно и предметно представить историю развития различных жанров в башкирской литературы. Результаты исследования могут быть использованы в написании учебных и учебно-методических пособий, а также при подготовке тем курсовых и дипломных работ для студентов высших и средних специальных учебных заведений.

Апробация исследования. Основные положения диссертационного исследования докладывались на заседании кафедры башкирской литературы и фольклора Башкирского государственного университета, на научно-практических конференциях различного уровня, публиковались на страницах республиканской научной и периодической печати, в журнале, рекомендованном ВАК.

Структура работы определяется ее целью, поставленными задачами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, определяются цели и задачи исследования, указывается материал для анализа и его источники, формулируются положения, выносимые на защиту, дается обоснование научной новизны и практической значимости, а также сведения об апробации и структуре

диссертационной работы.

В первой главе диссертации «Теоретические основы жанра дастана на материале башкирского словесного творчества»

рассматриваются теоретические аспекты изучения жанра дастана применительно к башкирской литературе.

Изучение системы жанровых форм, свойственных той или иной литературе, представляет значительный интерес как в практическом, так и теоретическом плане, причем не только в целях систематизации и классификации. Само становление жанровых форм, их разновидностей, взаимовлияние жанров является свидетельством эволюции самой литературы. И, как было отмечено Г.Б. Хусаиновым, ни один жанр не существует изолированно от других, они взаимодействуют друг с другом, воспринимают черты других жанров.1 При этом в эпоху изустной традиции, до появления профессиональной письменной литературы, уже складывается своя собственная, весьма сложная и своеобразно организованная система жанров устной словесности, влияние которой на становление письменной традиции вплоть до недавнего времени недооценивалось2. Жанр дастана, широко распространившийся и в башкирской литературе уже с давних пор, впитал в себя особенности национальной устно-поэтической традиции, что привело к возникновению синкретических жанровых форм, сочетающих в себе черты различных жанров.

Литературная энциклопедия определяет этот жанр следующим образом: «Дастан - эпический фольклорный жанр тюркоязычных и фарсыязычных народов, основанный на легендах и преданиях. Состоит из перемежающихся стихотворных и прозаических частей. Позднее - жанр устной и письменной литературы. Стихотворный дастан двух типов: 11-сложный и 7-8-сложный. В классических тюркоязычных литературах дастаном называются отдельные романтические поэмы (например, «Лейли и Меджнун», «Хосров и Ширин», «Искандер-наме» Низами) или главы из больших эпических поэм (например, из «Шахнаме» Фирдоуси). В советскую эпоху произведена огромная работа по записям дастанов. Особенно важные записи сделаны в Узбекистане, где выявлены огромные фольклорные богатства. Среди узбекских дастанов имеются народные варианты поэм Алишера Навои и других поэтов и новые советские дастаны на темы о падении ханской власти в Бухаре в 1920 г., о борьбе с

' Хусаннов Г.Б. Поэтика башкирской литературы. Часть 2. Теоретическая поэтика (на башкирском языке) - Уфа: Гилем. 2006. - С. 38.

Баимов Г'.Н. Суждения разных лет: Избранные статьи (на башкирском языке). - Уфа: Гилем. 2007,- С. 63.

басмачами, о земельно-водной реформе 1927 г., о гражданской войне, о Ленине. Дастаны, как правило, имеют шаблонное начало и концы. Описание действий и образов схематично и неизменно)/. Классическими образцами жанра дастана считаются «Шахнаме» Фирдоуси, «Хамса» Низами и «Искандернаме» Навои.

В башкирскую словесность этот жанр и его разновидности проникли еще в эпоху средневековья в составе так называемых «бродячих сюжетов», которые были переработаны на местной почве и приобрели свойственные местным традициям черты. Основу этих произведений составляли преимущественно сюжеты фантастического, любовного или героического содержания. Наиболее значительными произведениями этого периода развития тюркоязычной словесности Урало-Поволжского региона, в которых жанровые особенности дастана проявились очень четко, выступают «Бузъегет», «Тахир и Зухра», «Сайфульмулюк», «Идукай и Мурадым», «Алдар и Зухра».

«Бузъегет», в частности, совмещает в себе различные особенности жанра дастана. В башкирском фольклоре известно четыре варианта этого сказания. Характерной композиционной чертой этого произведения является сочетание стихотворных частей, большей частью представляющих собой кубаиры (семисложные стихи), и прозаических. Причем стихи зачастую оформлены в виде айтышей (вопросно-ответная структура стиха), традиционной формы поэтических состязаний, которые проводились между сказителями-сэсэнами. Форма айтыша используется для передачи диалогов персонажей, поскольку сам диалог как способ организации художественного текста появляется много позже. Сама ткань повествования пока еще только повествовательная и не включает в себя собственно речевые характеристики героев произведения.

Повествование начинается с характерного для дастанов эпизода сна, который выступает сюжетообразующим началом всего произведения, обеспечивая его целостность и связность всех событий друг с другом. При этом необходимо отметить, что, как и положено в дастане, «...метафоры, аллегории, аллитерации, гиперболы, эпитеты и другие художественные средства имеются главным образом в стихотворной части»4, которая выступает как бы хранителем самой жанровой формы дастана, в то время как прозаическая часть ориентирована в большей мере на местную устно-поэтическую традицию.

Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А. И. Нпколюкина. - М.: НПК "Интелвак", 2003. - С. 105. Краткая литературная энциклопедия. - М.: «Советская энциклопедия». 1964. - С. 530.

Дастан «Сайфульмулюк», также известный в нескольких вариантах, характеризуется близостью к волшебной сказке, как было подмечено A.M. Сулеймановым. Здесь повествование начинается с видения, которое и послужило причиной всех последующих событий, организованных по принципу последовательной связи всех сюжетных линий.

Во время охоты Сайфульмулюк увидел на миг прекрасную девушку, поиски которой и стали основой повествования. Сначала Сайфульмулюк идет к одной волшебнице, которая направляет его к другой своей сестре, а та — к третьей, что создает ступенчатую структуру дастана. При этом сложности, которые должен преодолеть герой на пути к намеченной цели, только возрастают. Первая из ворожей живет за тремя горами и тремя морями, вторая же — за семью горами и семью морями, а третья — за девятью горами и девятью морями. Очень важной для данного произведения является числовая символика — три, семь, девять, двенадцать, — обеспечивающая не только сюжетную структуру произведения, но и выступающая композиционным элементом. Наряду с этим важную роль в дастане играет и введение дополнительных сюжетных линий, оттеняющих основную и выступающих в качестве объяснения происходящего с главным героем.

В отличие от предыдущих, дастан «Тахир и Зухра» был представлен на территории Башкортостана не только в устных формах, но был широко распространен и в письменных вариантах. В основе сюжета лежит история любви двух молодых людей. Сам сюжет довольно широко распространен не только в тюркском мире, но и в мировой литературе в целом. Немолодые уже люди наконец-то испытали счастье отцовства и договорились, что если будут девочка и мальчик, они должны пожениться. Основное место в дастане занимает история романтической любви Тахира и Зухры. Повествование строится на основе принципа параллелизма частей: три мотива-действия, произошедшие в начале произведения и служащие точкой начала конфликта, его завязкой, — мотив договора, обручения новорожденных (т. н. «бишек туйы» - букв, «колыбельная свадьба»), круговой чаши — становятся основой дальнейшего повествования. При этом «бродячий сюжет» реализуется на собственно башкирском материале, на основе реалий местной жизни, с учетом тех проблем, которые в ту эпоху волновали именно башкирское общество.

В дастане «Алдар и Зухра» сюжет основан на том же материале, что и в предыдущем, однако здесь большее значение приобретает сочетание фольклорных и литературных мотивов, обеспечивающих

большую композиционную сложность произведения в целом. Характерной чертой этого произведения является «ящичная» и «рамочная» структура: включение в повествование дополнительных сюжетных линий, не имеющих прямого отношения к основной линии произведения, но позволяющая более детально охарактеризовать каждого из героев на основе приемов контрастного противопоставления, детализации, иносказания и т. п Таким образом, дастан сближается с такими современными жанровыми формами, как роман. В дастане «Алдар и Зухра» это линии Аллаберды — Зухра, Алдар — Зухра, Баййегет -— Гульбустан, Аккубяк — Гульбика, воссоздающие широкие картины народной жизни. При этом в дастане важное место занимают авторские ремарки, отступления, размышления, направленные на осмысление проблем, стоявших перед башкирскими родоплеменными объединениями того времени.

Дастан «Идукай и Мурадым» широко распространен не только среди башкир, где бытовало множество различных вариантов этого сказания, но и татар, казахов, туркмен, узбеков, ногайцев. В основе сюжета лежат события конца XIV ■— начала XV вв., когда Золотая Орда переживала период распада на отдельные государства. Естественно, что в каждом из национальных вариантов этого дастана главные герои сказания являются представителями этого народа и события привязаны к тем или иным географическим точкам, которые значимы для этих народов. В башкирском варианте дастана Идукай является выходцем из башкир, детство и юность его прошли в долине Демы около горы Нарыстау, недалеко от которой, как говорится в сказании, находится и его могила. Основным содержанием дастана выступает описание, с одной стороны, борьбы за освобождение родины от захватчиков, а с другой — братоубийственной резни, где нет ни правых, ни виноватых.

Таким образом, можно отметить, что дастаны представляют собой чрезвычайно разветвленную жанровую форму, характеризующуюся обилием вариантов. Как отметил Р.Н. Баимов: «Дастан, кисса, хикаят аналогичны жанровым формам европейской литературы: роману, повести, рассказу. Дастан, например, как и роман, особенно роман-эпопея, - со сложной структурой, "ящичной" композицией и "рамочным" сюжетом; кисса, как и повесть - несколько проще, преимущественно с одним героем, одной сюжетной линией. Особенности восточных эпических форм в другом: например, дастан иногда называют сказочным романом (дастан "Семь приключений Хатема"). И действительно, в отличие от романа или повести в дастане очень часто обрабатываются сказочные сюжеты, используются древние мифы, легенды и предания. В дастане повествование идет в

романтическом ключе, рядом с историческим присутствует фольклорное и мифологическое. Отличается восточная проза и средствами изображения: романтический стиль, сложная образность, метафоричность, иносказательность. Дастаны могут быть и прозаическими, и поэтическими, нередко проза чередуется с поэзией, стихотворными вставками»5.

Во второй главе «Жанр дастана в современной башкирской литературе», состоящей из двух параграфов, рассматривается эволюция жанра дастана и его бытование на примере прозаических произведений современной башкирской литературы. Исследование жанровой природы художественных произведений несет немало ценного, поскольку жанры представляют собой историческое явление. Появившись в ту или иную эпоху, они достигают расцвета, угасают, видоизменяются, приобретают прежде несвойственные им черты, сливаются с другими жанровыми формами. А это требует, в свою очередь, учета не только внутренних факторов развития жанра как явления литературы или словесности в целом, но и детального анализа факторов и условий, которые приводят к появлению, развитию и видоизменению .жанровых форм6. Некоторые жанры, которые некогда занимали ведущие места в художественном творчестве, сошли на нет, другие же, видоизменяясь, продолжают развиваться и обогащаться.

В первом параграфе второй главы рассматриваются формы дастана, используемые в современной башкирской литературе. При этом следует отметить, что определение жанра произведения, даваемое самими авторами, не всегда соответствует тому, что представляет собой данное произведение на самом деле.

Среди собственно письменных дастанов, появившихся в башкирской литературе, можно назвать такие произведения, как «Бузъегет» Бахауи, написанное в 1842 году на основе народных дастанов, широко известных среди башкир, казахов, татар. Сюжет дастана строится на истории романтической любви Бузъегета и Карасас, увидевших друг друга во сне и преодолевших для встречи множество препятствий.

В этом произведении наглядно представлена авторская позиция: повествователь не просто нейтральный рассказчик, как это часто можно видеть на примере фольклорных произведений, он воспевает любовь и проклинает тех, кто не дал влюбленным соединиться. Одной из черт дастана, как известно, является наличие авторской позиции по

3 Баиымов РН. Великие лики и литературные памятники Востока. - Уфа: Гилем. 2005. -С. 24.

6 Хусапнов Г.Б. Поэтика башкирской литераторы. Часть 2. Теоретическая поэтика (на башкирском языке) - Уфа: Гилем. 2006. - С. 38.

отношению к описываемым событиям, что и позволяет относить дастаны к собственно литературным произведениям, в частности на башкирском материале.

Еще в XVII веке появилось произведение анонимного автора «Чингизнаме», которое представляет исторические события наполовину легендой. «В поэтике "Чингизнаме" сильно выражены черты дастана и киссы. Или более точно, исторические события, и личности подаются в стиле дастана, киссы, то есть историзм сочетается с литературностью, художественностью»7. Произведение состоит из введения и шести частей. В нем множество вставных новелл, легенд, отрывков из других литературных произведений, подаваемых в фольклорно-сказочном виде. Многие приемы, используемые в этом произведении, имеют характер пословиц, поговорок: уцар йортноц тшан вэ бшгесе ул торор: Яудин ипен куп итэр, ала твбвн ур итэр, дыруазып кгщ итэр и т. д. Такая разнородность содержания, значительные колебания в объеме каждой части затрудняют в некоторой степени определение жанровой принадлежности этого произведения. Причисление его к дастанам вызвано, как мы считаем, «рамочной» структурой текста, где каждая часть представляет собой относительно самостоятельное произведение, объединяемое с другими не единством сюжетной линии, а привязкой к определенному географическому региону (весь материал повествования базируется на местном материале) и отчасти содержанием вводной части, в которой дана генеалогия Чингизхана и его потомков.

Первая часть посвящена эпохе татаро-монгольского нашествия. Вторая часть описывает события эпохи Тамерлана/Тимура. Причем повествование имеет не столько историко-фактографический характер, сколько сказочно-мифологический, фантастический. Третья часть — «Сын Гайсы Амет» — резко отличается от двух предшествующих. В основе сюжета — романтическая история любви, повествование отличается динамизмом и напряженностью. Необходимо отметить явно выраженную позицию авторов обоих произведений: защита традиционных патриархально-феодальных устоев. Последующие три части напоминают по своим жанровым характеристикам широко распространенную в средние века в восточной литературе агиографическую литературу и шежере, т. е. представляют генеалогические сведения о различных правителях и легенды, связанные с их эпохой или им посвященные.

Несомненно, что, будучи первыми произведениями, в которых историзм сочетался с художественностью, эти два дастана оказали

7

Хусаинов КБ. Поэтика башкирской литературы. Часть 2. Теоретическая поэтика (на башкирском языке) - Уфа: Гилем. 2006. - С. 94.

определенное влияние на развитие традиций формы дастана и в рамках современной башкирской литературы, среди которых следует назвать «Моя птица Хумай» Ф. Тугызбаевой, «Открывшиеся тайны» Т. Карамышевой, «Йырауы» X. Тапакова, «Сабля, курай и перо» М. Ишбулатова, «Дастан Роббе и Pay» Т. Сагитова.

Дастан X. Тапакова написан стихами и посвящен видному башкирскому поэту Ш. Бабичу.■Повествование начинается с обращения поэту, что является одним из композиционных приемов дастана, давая возможность автору представить читателю наиболее колоритные черты своего героя, о которых и будет идти дальнейшее повествование с использованием детальной характеристики каждого поступка, каждого деяния, каждого слова персонажа.

Традиции жанра дастана в э том небольшом по объему произведении проявились, в первую очередь, в принципах описания главного героя, который предстает не знающим страха батыром, беззаветно преданным своему делу, что как раз и было наиболее характерно для дастанов. В то же самое время говорить о нем как именно о дастане не приходится, поскольку дастан обычно представляет собой большое по объему эпическое повествование со сложной структурой, разветвленным сюжетом, множеством действующих лиц, наличием авторских отступлений. Таким образом, по своей жанровой природе это произведение представляет собой скорее лиро-эпическую поэму, а не собственно дастан.

Дастан Т. Карамышевой «Открывшиеся тайны» создан на основе мотивов и образов башкирского народного эпоса «Урал батыр». Повествование начинается с риторических вопросов, обращенных автором и к себе, и к своим современникам, и к будущему. Введение задает тон всему повествованию, очерчивает смысловое пространство, в рамках которого будет идти анализ волнующих автора проблем: исторические судьбы, культуры народа, его языка, его образа жизни...

Последующий текст представляет собой ответы на эти вопросы, углубленные размышления автора о путях, которыми идет страна, о смысле бытия, о животрепещущих проблемах современного общества, о соотношении традиций и новаторства, месте традиционной культуры в современном обществе, роли духовного наследия в сохранении и развитии национального самосознания.

С традиционными дастанами это произведение сближает его композиционная структура: вводная часть, задающая тон всему повествованию, и основная часть, состоящая из множества самостоятельных глав, каждая из которых содержит размышления автора по той или иной поставленной проблеме.

Другой дастан этого же автора посвящен, как это показано и в названии - «Мир создается любовью», - любви. Однако здесь мы не видим героев, одержимых любовью, готовых даже собственную жизнь положить на алтарь любви, что является одним из непременных условий любовных дастанов восточной литературы. Кроме того, нет здесь и явно выраженной сюжетной линии. Основу повествования составляют размышления лирического героя о любви, как о единственно сильном и подлинном чувстве, на которое способен человек. Это и сближает его с пафосом дастана.

«Сабля, курай и перо» М. Ишбулатова также написаны в форме размышлений героя, но уже не о .любви, а об историческом прошлом своего народа. Однако несмотря на определение жанра этого произведения самим автором как дастана, следует отметить, что здесь мы не видим характерных черт дастана как такового. Его следует определить скорее как просто лирическое стихотворение или поэма.

Т. Сагитов начинает свое произведение, посвященное танцовщице Равиле Хажиевой и известному кубызисту Роберту Загретдинову, с риторических вопросов: «И что это за слово — дастан? Кто его понимает и кто его объяснит? Дастаны посвящались видным людям, значительным событиям, великой любви. А эти-то кто?» Само произведение, по всей видимости, лучше было бы охарактеризовать, с точки зрения жанровой принадлежности, как воспоминания, поскольку здесь нет ни стилевых, ни композиционных особенностей свойственных собственно дастану как жанру.

«Моя птица Хумай» Ф. Тугызбаевой определяется самим автором как реальность пополам с вымыслом. И действительно, наряду с реальными историческими персонажами здесь действуют как и в восточных дастанах мифические герои: птица Хумай, Акбузат и др. Само повествование представляет собой множество относительно самостоятельных текстов, объединенных общей сюжетной линией и героями, перемежаемых авторскими размышлениями.

Дастан начинается с описания картин природы, на фоне которых и будут происходить дальнейшие события: это пейзажи вокруг озера Асылкуль, а само озеро выступает зеркалом, в котором отражена вся история народа, населяющего его берега.

Затем следует предсказание о рождении у Гультан и Балгазы сына, который станет выдающимся героем, черты которого даны с помощью традиционных для дастанов образов, эпитетов, сравнений, метафор. Все дальнейшее повествование также выдержано в традициях дастана.

Говоря в целом, необходимо отметить, что произведение характеризуется глубокой философичностью, умелым использованием

приемов образного параллелизма: картины природы выступают отражением душевного состояния героев произведения и либо предваряют описание переживаний действующих лиц, либо придают им большую глубину и значимость. Автор активно использует эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы; прозаический текст перемежается стихотворным. Все эти особенности текста сближают его с жанром дастана.

Во втором параграфе второй главы анализируются произведения, содержанием которых является романтическая любовь и тема героизма.

Тема безудержной, неистовой любви широко представлена в восточной поэзии. Достаточно назвать такие имена как Амир Хосров Дехлеви, Омар Хайям, Фирдоуси, Низами, Навои... Или такие образы, ставшие нарицательными, как Лейла и Меджнун, Хосров и Ширин.

По своему характеру большинство этих произведений — повествование о трагической любви, о принципиальной невозможности для любящих быть вместе, о роке, довлеющем над влюбленными. Вместе с тем дастаны о любви не просто повествования о любви, они касаются не только мира чувств, любовных переживаний. Значительное место в них занимают вопросы нравственного усовершенствования человека, в первую очередь мужчины, под воздействием истинной любви.

За все время своего существования традиционная восточная поэтика выработала стандартные приемы описания внешнего и внутреннего облика своих героинь: ресницы как стрелы, зубы как жемчуг, медовые уста и т. п.

Две брови черные на белом лбу, Соперничая, начали борьбу. Два глаза — два могучих колдуна. Им сила чародейная дана8.

Уникальность, исключительность возлюбленной подчеркивается сравнением с единичными объектами (солнцем, луной): В его дому была свеча одна, Как в небесах всегда одна луна9. Стройна, как молодое деревцо. Мертвец воскреснет, увидав лицо. Две темные, тяжелые косы -Две ночи в блеске неземной красы10.

8 Навои Алишер. Лейлн и Меджнун. - Ташкент: Издательство Компартии Узбекистана, 1990.-С. 15.

Низами Гянджеви. Хосров и Ширин. - Баку: Элм, 1985. - С. 60.

Ю Навои Алишер. Лейли и Меджнун. - Ташкент: Издательство Компартии Узбекистана, 1990. - С. 14.

Девушка - пери, не пери, а сама луна.

Ее луна (лик) омрачила сотню сердец".

Характерной особенностью практически всех классических дастанов является наличие любовного треугольника: Ширин — Хосров

— Фархад; Лейла — Салам — Меджнун; Вис — Гуль — Рамин и др.

Башкирское устно-поэтическое творчество и изустная словесность, поначалу развивавшиеся в русле восточной и общетюркской поэтической традиции, с середины XVI века несколько утратили связи с восточной литературной традицией. Вместе с тем, начиная уже с конца XVIII — начала XIX века в обиход активно начали входить жанры и приемы, характерные для западной литературы, которые активно осваивались в течение XX столетия. Таким образом, в рамках башкирской литературы переплелись и довольно тесно взаимодействуют три тенденции: устно-поэтическая, восточная и западная литературные традиции. К концу XX

— началу XXI века можно наблюдать, что снова стал возрождаться интерес к традициям восточной литературы, к жанрам, пришедшим в свое время с Востока: дастану, киссе, парсе и др.

Говоря о современной литературе, можно отметить, что традиции дастана в описании романтической любви в определенной мере продолжают сохраняться, обогащаясь новыми приемами и средствами художественной выразительности.

Среди таких произведений можно назвать «Там лежат останки батыра», «Вечный лес» Н. Мусина, «Помилование», «Долгое-долгое детство» М. Карима, «Белая крепость» 3. Ураксина. Части, посвященные любви, любовным отношениям, можно рассматривать как основанные на традиционных для дастанов приемах.

В романе Н. Мусина «Там лежат останки батыра» описание любви Алдара и Гильмиязы во многом напоминает дастанное повествование, что помогает автору дать психологически достоверный, полнокровный образ своего героя. Здесь мы видим сочетание реального исторического лица — Алдара — и вымышленного, являющегося плодом творческой фантазии писателя — Гильмиязы. В романе присутствует и любовный треугольник: Алдар — Гильмияза — Турсунбай. Так же, как и в дастанах, история этой любви заканчивается трагически: Турсунбай, не вынеся, что Гильмияза всю жизнь любила только Алдара, подло убивает его. Завязкой трагического конфликта становится выбор главного героя между чувством и долгом. Верный народным традициям, Алдар вынужден жениться на вдове своего брата. А Гильмиязу ее же братья, стремясь разлучить влюбленных, продают казахам. Описания подлинных исторических событий перемежаются с вымышленными. Соответственно

" Низами Гянджевн. Хосров и Ширин. - Баку: Элм, 1985,-С. 60

меняется и тон повествования с объективно-реалистического на возвышено-романтический. Особенно ярко это проявляется в сценах, описывающих любовные переживания героев. Говоря в целом, можно отметить, что автор умело использует в своем произведении приемы, характерные для дастана.

В романе «Вечный лес» история любви Тулькусуры — Сажиды также-.дана в традициях дастана. Здесь мы видим любовный треугольник и трагический финал жизни двух влюбленных.

В «Белой крепости» 3. Ураксина описание любви Сарыхана и Зильбар дано на основе приемов, принятых в дастанах. Герои принадлежат к враждующим родам, и это главное препятствие для влюбленных. Описание облика героев, их чувств и переживаний, само развитие сюжета, его концовку — смерть влюбленных — можно в целом определить как характерное именно для дастанов.

В историческом романе А. Хакимова «Кожаная шкатулка», характеризующемся сложным сюжетом и композицией, богатством художественных приемов, описание любви двух героев — Кувандыка и Кумуш-Тамсы — дано в характерных для легенд и преданий формах. В основе сюжета конфликт между необходимостью и чувствами влюбленных. Ради сохранения мира между двумя родоплеменными объединениями девушку решают отдать замуж за представителя соседнего рода, что и служит завязкой конфликта. При этом в отличие от других произведений, в которых ставится эта же проблема, герои, пусть даже ценой собственной гибели, становятся победителями в неравной борьбе — никому не дано запятнать их любовь. В описаниях любовных сцен, чувств своих героев автор активно использует приемы, характерные для любовных дастанов.

«Долгое-долгое детство» и «Помилование» М. Карима во многом тоже продолжают традиции дастанов. В особенности «Помилование», которое может быть оценено как современный дастан о любви, в котором поэт широко пользуется приемами возвышенного описания любовных переживаний своих героев. Само описание первой встречи влюбленных — Марии Терезы и Любомира Зуха — поэтическое повествование о вспыхнувшем чувстве.

Наряду с любовной темой значительное место в дастанных формах занимает и проблема героизма. Значительная часть таких произведений основана на древних мифах, легендах и преданиях. Герои этих дастанов люди самоотверженные, бесконечно преданные делу борьбы за справедливость, умеющие с честью и достоинством переносить все тяготы судьбы, благородные и бескорыстные. Среди произведений современной башкирской литературы можем встретить немало

произведений, посвященных историческим деятелям, в характеристике которых писателями активно используются приемы, выработанные в рамках жанровой традиции дастана. Такие произведения, как «Карасакал», «Конь оседланный» Б. Рафикова, «Там лежат останки батыра» Н. Мусина, «Северные амуры» Я. Хамматова, «Кровавый пятьдесят пятый», «Исмаил Тасимов» Г. Хусаинова, «Кречет мятежный» Р. Баимова, «Сын Юлая Салават» М. Идельбаева, «Полет беркута» Р. Султангареева, основанные на народных легендах, преданиях, исторических документах, посвящены описанию героических деяний Салавата, Карасакала, Батырши, Кахымтури, Мусы, Заки Валиди, Алдара. Названные произведения продолжают традиции реалистической биографической прозы. В них последовательно описывается вся жизнь героя с детства и до последних дней. И вместе с тем в описании наиболее важных, с точки зрения как автора, так и народной памяти, черт своих героев писатели прибегают к использованию приемов художественного преувеличения, возвеличивания. Это касается, разумеется, не внешней стороны событий, где авторы стремятся быть исторически достоверными, не нарушать принципа соответствия реальным событиям всех поступков и действий своих героев. Приемы, характерные для дастанов, наиболее широко применяются при описании душевного состояния, переживаний. При этом активно применяется принцип параллелизма, когда состояние героя дано не прямо, а через описание картин природы.

В третьей главе «Структурные особенности жанра дастана в современной башкирской прозе» рассматривается применение писателями приемов структурной организации текста в русле традиций дастанов.

Наиболее характерными композиционными приемами организации текста дастанов традиционно являлись «ящичная» и «цепная» структура. Примером «ящичной» структуры может служить «Г'улистан» Саади. Повествования, включенные в состав этого дастана, сюжетно слабо связаны друг с другом. Структурно дастан состоит из введения и восьми частей, каждая из которых является вполне самостоятельным произведением. Первые семь частей являются новеллами, а восьмая — собранием афоризмов, пословиц, поговорок.

Произведением с «ящичной» или «рамочной» структурой является «Гулистан бит-тюрк» Сараи. Оно представляет собой вольный перевод произведения Саади. Целостность произведения обеспечивается во многом единством некоторой идеи, иллюстрацией которой и выступают собранные воедино тексты. Композиционно дастан состоит из введения, основной части и заключения. Основная часть включает в себя множество произведений разных жанров: 182 рассказа (хикаята), 55

хикматов, 18 наставлений (насихат).

Примером другого типа организации дастана является «Бахтиярнаме», который также представляет собой собрание на первый взгляд не связанных друг с другом повествований. Однако все они объединены вокруг главных действующих лиц, между которыми и разворачивается борьба. В основе сюжета события, связанные с приговоренным к смерти Бахтияром. Первая и последняя части дастана раскрывают отношения между Бахтияром и падишахом и служат скрепляющим звеном для всех остальных рассказов, а между ними 10 рассказов-хикаятов, рассказанных Бахтияром 10 визирям падишаха.

На материале башкирской литературы можно отметить, что дастаны, появившиеся сначала как переводные, а затем и вполне оригинальные произведения, характеризуются активным использованием местного материала, что делает их уже произведениями, возникшими на собственно башкирской почве. Как отметил Г.Б. Хусаинов, «В башкирской литературе традиции дастана проявились в "Чингизнаме" и "Бузъегет". В последующем форма дастана постепенно исчезла, однако часть функций дастанной формы перешла к поэме»'".

В качестве одного из таких произведений, представляющее одновременно и переводное, и оригинальное, можно назвать «Таржемаи хажи Абельманих» А. Каргалы, где реальные исторические события перемежаются фантастическими повествованиями, переводные часта с оригинальными, основанными на местном поэтическом материале.

Подобного рода произведения также имели место в XX веке. Например, явно выраженными структурными особенностями жанра дастана отличаются такие произведения, как романы «Кудей» И. Насыри, «Кровь» Д. Юлтыя, «Красногвардейцы» А. Тагирова, «Поворот» Г. Хайри.

Структура романа Г. Хайри «Поворот» почти целиком повторяет цепную форму дастана. Роман начинается с эпиграфа и обращения к читателям. Первая глава «Афтях» выполняет функцию введения, а все последующие либо вводят новых героев, либо служат описанием какой-либо новой проблемы. При этом часть глав выполняет функцию вставных новелл, иначе говоря, придает роману черты «ящичной» структуры. Время действия романа включает в себя события от начала Первой мировой войны до середины 20-х годов XX столетия. События, описанные в романе, объединены главным героем, Шамси, судьба которого и составляет сюжетную основу романа. Несмотря на одноплановость повествования, в структуре романа заметны стремления автора к дастанной многоплановости описания событий.

~ Хусаинов Г.Б. Литература и наука. Избранные труды. - Уфа: Гнлем. 1998.-С. 386-387.

Однако в последующем эти традиции были либо утрачены, либо отошли на второй план. Вместе с тем, ближе к концу прошлого столетия в произведениях башкирских писателей снова начинает наблюдаться использование структурных особенностей жанра дастана, что можно достаточно наглядно видеть в творчестве таких писателей, как М. Карим,

3. Биишева, К. Мерген, Б. Рафиков, Р. Баимов, А. Хакимов и др.

В первую очередь, это можно видеть на примере включения вымышленных, а то и просто фантастических персонажей в структуру повествования, в использование аллегорических вставных новелл, прямо не связанных с основной сюжетной линией и т. д.

Так, в структурно-композиционном плане «Долгое-долгое детство» М. Карима представляет собой множество самостоятельных возвышенно-романтических рассказов, каждый из которых посвящен какому-либо одному герою. При этом все повествование в целом становится лирико-философской автобиографией писателя с явно выраженной «ящичной» структурой, а каждая из глав наделена символической функцией, разгадать, понять, осмыслить которую и является одной из задач читателя. Вступительное слово автора к книге выполняет функцию ключа, открывающего дверь в пространство символов этого произведения.

Произведения А. Хакимова также можно охарактеризовать как синтетическое единство восточнодастанных и западнореалистических литературных традиций. В повести «Хромая волчица» образ волка — символ судеб людских, символ самой родины. Повесть состоит из пяти частей, и четыре из них начинаются киссой о волке, служащей как бы увертюрой к произведению. Здесь мы видим характерный для жанра дастана прием параллелизма, двойной реализации: в виде объективно-реалистического повествования и символического описания. Среди писателей других тюркских литератур здесь можно указать на

4. Айтматова, в творчестве которого также часто применяется прием аллегорически-символического параллелизма.

Прием «ящичной» структуры произведения довольно широко и активно используется и Н. Гаитбаевым в таких произведениях, как «Черная шкатулка», «Черная шкатулка — 2» и др.

В определенной степени принцип «ящичной» композиции был использован Б. Рафиковым в его фантастической повести «Лоулла». Значительное место в произведениях занимает и использование «сновидений», дающих автору возможность повествовать о событиях, которые иначе представить читателю было бы невероятно сложно.

Каждая глава завершается краткими выводами.

В заключении обобщаются итоги проведенного диссертационного

исследования. В конце диссертации приведен список использованной литературы.

Содержание диссертации отражено в следующих публикациях:

А. Статья опубликованная в научном издании, аккредитованном ВАК

1. Каримова А. Р. Художественные особенности развития жанра дастан в башкирской прозе // Вестник Башкирского государственного университета.-2010. - Том 15.-№1.-С. 113-115.

Б. Другие публикации

2. Каримова А. Р. Структурные особенности повести М. Карима «Долгое-долгое детство» // Актуальные проблемы башкирской филологии. Материалы региональной научно-практической конференции. Бирск, 2006. - С. 130-132.

3. Каримова А. Р. . Символические образы романа А.Хакимова «Кожаная шкатулка» // Ватандаш 2006. - №7. - С. 106-109.

4. Каримова А. Р. Особенности композиции повести А.Хакимова «Ценности жизни» // Труды Стерлитамакского филиала Академии наук Республики Башкортостан. Серия "Филологические науки". Выпуск 2. - Уфа: Гилем, 2006. - С. 140-142.

5. Каримова А. Р. Мотив «сна» в произведениях современной башкирской прозы // Башкирская духовная культура древности и средневековья: проблемы изучения. Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной к 70-летию профессора, доктора филологических наук, члена-корреспондента АН РБ Р.Н. Баимова. -Уфа, 2007. ~ С. 328-331.

Каримова Альфия Рамиловна

ДАСТАННЫЕ ТРАДИЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ БАШКИРСКОЙ ПРОЗЕ

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Лицензия на издательскую деятельность ЛР№021319 от 05.01.99 г.

Подписано в печать 04.05.2010 г. Формат 60x84/16. Усл. печ. л. 1,38. Уч.-изд. л. 1,44. Тираж 100 экз. Заказ 323.

Редакционно-издательский центр Башкирского государственного университета 450074, РБ, г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Отпечатано на множительном участке Башкирского государственного университета 450074, РБ, г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

 

Текст диссертации на тему "Дастанные традиции в современной башкирской прозе"

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

04201005883 На правах рукописи

КАРИМОВА АЛЬФИЯ РАМИЛОВНА

ДАСТАННЫЕ ТРАДИЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ БАШКИРСКОЙ

ПРОЗЕ

специальность - 10.01.02 Литература народов РФ /Башкирская литература/

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель -доктор филологических наук, профессор БАИМОВ Р.Н.

Уфа -2010

БАШХОРТ Д0УЛ0Т УНИВЕРСИТЕТЫ

"Кулъязма хокурында

КЭРИМОВА 0ЛФИ0 РАМИЛ "КЫЗЫ

Х83ЕРГЕ БАШКОРТ ПРОЗАШНДА ДАСТАН ТРАДИЦИЯЛАРЫ

Специальность - 10.01.02 РФ халыктары э?эбиэте /Башкорт эзэбиэте/

ФИЛОЛОГИЯ Ф0НД0РЕ КАНДИДАТЫ Д0Р0Ж0ИЕН0

ДИССЕРТАЦИЯ

Гилми етэксе -филология фэндэре докторы, профессор Р.Н. БАЙЫМОВ

0фе - 2010

9U

Йекмэтке

Инеш............................................................................................3

Беренсе булек

Дастан жанрыньщ башкорт Иуз сэнрэте ерлегендэ теоретик

нигеззэре............................................................................................14

Икенсе булек

Хэзерге башкорт э?эбиэтендэ дастан

формалары...................................................................................42

Осенсе булек

Башкорт прозаЬында дастан поэтикаИы узенсэлектэре....................78

Йомгаклау.................................................................................119

"Кулланылран эдэбиэт..................................................................130

Инеш

Хэ?ерге башкорт э?эбиэте уценен мен йыллык тарихы, жанрзар терлелеге Иэм байтак сыранактары менэн билдэлэнэ. Э?эбиэт тарихы, унын теоретик ниге??эрен быуаттар буйы йэшэгэн халыктьщ рухын, донъяра карашын тэрбиэлэгэн эпостар?ан башлау купкэ ысынбарлыкка тура килэ. «Башкорттарза художестволы ан, рэлэм теория1пы бик куп быуаттар эуэл, хатта антик осорза ук формалаша. Мифология Ьэм нэфис канундары аша 6opohfo башкорттарзьщ донъя королошо, тэбирэт h9M кеше улемЬезлеге идеялары уткэрелгэн «Урал батыр» эпосы ошо художестволы ацдын башы ла, артабанры удеш есен дейемлэштерелгэн нигез да»1.

М. Сэритов уценен башкорт эпостары хакындары хезмэттэрендэ эпостарзьщ эзэбиэткэ йоронтоИон, эзэби фекер урешендэ тоткан ролен терле яклап билдэлэй2.

«Башкорт эзэбиэте тарихы 1пэм унын боронро нигез сыранактары», «Боронро башкорт эзэбиэте йэки уны милли «бетэйтеп» буламы?», «Аллитерацион ширыр. Тамырзарыбыззы белэбезме?», «Тэрбиэ тамырзары кайза? Быуаттар тепкелендэ!» тигэн хезмэттэрендэ ралим Р.Н. Байымов hyHFbi йылдар башкорт эзэбиэте рилемендэ актуаль тип танылран мэсьэлэлэр кутэрэ, тарихи методка нигезлэнеп, hy? сэнрэтенен инештэренэ тиклем тикшеренеузэрде башлап ебэрэ.

Билдэле булыуынса, Иуз сэнгэте удешендэ башка эзэбиэттэр йоронтоРюн да кисерэ.

Донъяла бер эзэбиэт тэ бетенлэй айырымланран рэуештэ у? алдына рына йэшэмэй. Ул башка эзэбиэттэр менэн бэйлэнешкэ инэ, аралаша. Бэйлэнеш - эзэбиэт удешенен hap осорона хас куренеш.

1 Байымов Р.Н. Терле йылдар?а тыуран уй?ар. - Эфе: FnneM, 2007. - 42-се б.

2 Башкорт халык эпосынын мифологии hsM тарихи нигеззэре. - 0фв: Китап, 2009. - 62-се б.

4

"Э?эби байланеш haM у?-ара йоронто, - карамакка едта ятканырак куренеш кеуек куренЬэ ла ул шактай катмарлы haM асылда эске бер ижади процесс. Контактлы байлэнеш, Fa^arra, генетик якынлык, типологии окшашлык менан TbiFbi? урелэ"3.

"Башкортостан - географик яктан Европа менан Азия сиктаренда яткан, ике ?ур китраны тоташтырып торган илдар?ен 6epehe. Культура йэИэтенэн да Кенсыгыш haM Кенбайыш культуралары килеп осраша, у?-ара тоташып, тыяы? берлашеп кита."4 Шуяа кура башкорт а?абиэтендэ милли традициялар менан бер рэттэ кенсыгыш Иам кенбайыш а?эби куренештаренен тыгы? байланеше ку?га ташлана.

Ислам дине менан бергэ башкорттар apahbiHa мосолман культураЬы ла утеп ина. LUyHbihbi ме|-|им: "Керъан, изгелэр?эн изге дини китап булыуы менан бер рэттэн, поэзия enrehe буларак та сыгыш я1пай. Ошо дэуер?э Fapan, фарсы, тажик, терек э?эбиэтен у?лаштереу процесы башлана haM 6opohfo башкорт а?абиэте кенсыгыш а?абиэттэренен тибы рауешенда удеш юлына бада.

1734 йылда батша хекуматенен Ырымбурга кала статусы бирергэ тигэн карары был бэйлэнеште TaFbi ла кесайта.

"Сему городу, с богом, вновь строиться назначенному, именоваться Оренбургом, ... в котором жалуем и даем соизволение всем и всякому народа российского ... также иностранных европейских государств иноземным купцам и художникам, тутошним башкирскому народу и живущим с ними и новоподанным нашим киргиз-кайсацким, каракалпацким народам, из азиатских стран приезжим грекам, армянам, индийцам, ресам, бухарцам, хивинцам ... и иным, всякого звания и веры, приходить селиться, жить и торговать и всяким ремеслом промышлять ..."5

3 Хесэйенов F.5. Быуаттар тауышы. - ©фэ: Башкортостан китап нэшриэте, 1984. - 169-сы б.

4 Башкорт э?эбиэте тарихы. 6 томда. I.tom - вфе: Башкортостан китап нэшриэте, 1990. - 506-сы б.

5 Рынков П.И. История Оренбургская (1730-1750). - Оренбург, 1896 - С. 11

XVIII быуаттьщ 40-сы йылдарында Ырымбур gyp сау?а у?эгенэ эуерелэ. Бында Урта Азиянан, Бохаранан, Хиванан h.6 илдэрзэн карауандар йыш юл тоталар. Улар ебэк, ситса h8M башка киммэтле тауар?ар?ан тыш халыкты терки, Fapan, фарсы телендэге китаптар менэн тэьмин итэлэр. Был классик эрэрзэр Троицк, Стэрлетамак, 0фе, Казан, улар аша башка калаларра, башкорт ауылдарына тарала.

"Татар?ар ?а, ка?актар ?а, башкорттар ?а, кыррыз?ар ?а h.6. халыктар ?а был килгэн э?эбиэтте ниндэй?ер ят хазина итеп тугел, бэлки, у??эренеке итеп кабул иткэндэр. Кенсырышта эле буржуаз миллэттэр h3M кидкен милли айырымлыктар булмаран заманда, исламдын кесле тэьрире аркаИында "дейем мосолманлык" тешенсэИе халыктар ара1пында нык урынлашкан дэуер?э 1пэм, а?ак килеп, "терки" теле ана шул дейемлек идеяЬына тулыЬынса ярашлы булран ижтимари шарттарза э?эбиэт куренештэрен "булешмэу", уларзы "дейем мосолман" донъяЬыныкы итеп карау элекке тарихи-культура процесында тэбири бер хэл"6 булран.

XVIII быуаттан башлап башкорттар йэшэгэн территорияла асылран мэзрэсэлэр башкорт э^эбиэте менэн шэрек э?эбиэтен, мэ?эниэтен тары ла нырырак бэйлэй тешэ.

KeHCbiFbiLii Ренессансы7 тигэн осор?а йэшэусе Ьэм ижад итеусе тиндэшИе? фарсы телле шарир?ар - Рудаки, Фирзэуси, Сэр?и, Хафиз, Жами эдэр?эре мэ?рэсэлэр?э мотлак укытылран, о?ак йылдар буйы башкорт шарир, языусыларынын ижад enrehe, фекер сыранары булып хе?мэт иткэн.

Лэкин «KeHCbiFbiiii э?эбиэтенец 6epehe булран башкорт э?эбиэтенец традицион жанр?ары, жанр атамалары, нормалары, системалары шул э?эбиэттэр?ен дейем норматив поэтикаИында haM

6Харисов Э. Башкорт халкынын э?эби мирады. - бфе: Башкортостан китап нэшриэте, 1965. - 199-сы б.

7 Брагинский И.С. Исследования по таджикской культуре. - Москва: Наука, 1977. - С. 138.

традицияларында формалашкан»8 булыуына карамартан, башкорт э?эбиэтендэ Кенсырыш э?эби традициялары хакында элегэ тейешле тикшереу алып барылмаран.

Бегенге кендэ башкорт эзэбиэте яилемендо э?эбиэтебе??эге терле жанр?ар, жанр формаларынын барлыкка килеу Иэм уреш-у?гэреш юлы, идея-художество кимэле, теорияйы тураЬында хе?мэттэр юк кимэлдэ. 8 э?эбиэтебе?зен бегенге идея-эстетик кимэле был елкэлэ етди, э?мэ-э?лекле, комплексны фэнни тикшеренеузэр талап

ИТ9.

Совет осоронда бик куп милли э?эбиэттэр хакында, революциянан hyn Fbina формалашкан, тигэн ялган караш йэшэне, рухи мирар инкар ителде. "Был эш революцияны яклау байрары артында шэхес культы дэуеренэ хас рухта, административ-бойорок кырымы яр?амында тормошка ашырылды"9. Донья э?эбиэте рамкаларында кенсыгыш э?эби традицияларыныи роле, башка э?эби мирарка йоронтоЬо хакында hy? бетенлэй булманы, тиерлек. Иедемтэлэ, тиртэ йылдар дауамында башкорт э?эбиэтенец тэрэн тамырзары ейрэнелмэне. Тик XX быуаттыц 70-се йылдарынан башлап кына милли э?эбиэттен инеш сыранактары менэн кы^ыкИыныу торран Иайын теремеклэнэ, кыйыулана бар?ы. 70-се йылдар арышында комплексны тикшеренеу?эр уткэреу талабы hap фэн тармарындары уреш кимэлен, елгэшелгэн уцыштар?ы у?-ара сарыштырыу?а юл асты. Ье?емтэлэ, художестволы ижад бер бетен, бэйлэнештэр йэИэтенэн бер комплекс итеп каралды, тиртэлэрсэ йылдар буйы формалашкан традициялар?ы кире какмай, фэн арсеналын байытыусы, теоретик hbiFbiMTanap есен яны мемкинлектэр тыузырыусы итеп танылды, hsM 20-30-сы йылдар?а ниге? hanbiHFaH эш - Октябрь революцияЬына тиклемге э?эбиэтте фэнни планда ейрэнеу ныклап башланды.

8 Башкорт эдэбиэтендэ жанр?ар системаИы. ефе: СССР ФА БФ ТТЭИ, 1980. - 10-сы б. 3 Нургэлин З.Э. Билдэлелек яктыЬында: Э?эби тэнкит мэкэлэлэре. - ©фв: Башкортостан китап

нэшриэте, 1992. - 16-сы б.

Был ocopga объектив тикшеренеу?эр куп нэмэне асыкларра, э?эби процеска яиы бейеклектэрзэн ку? hanbipFa, ер-яцы караштарра килергэ булышлык итте. Рилми э?лэнеу?эр?ен емешле Ье?емтэлэре айырым макэлэлар, э?эби-рилми йыйынтыктар, алты томлык "Башкорт э?эбиэте тарихы" h.6. формаИында донъя кур?е.

Проблеманыц ейрэнелеу тарихына килгэндэ, Кенсырыш мэ?эниэтенен милли э?эбиэтебе?гэ йоронтоИон башкорт э?эбиэт рилемендэ таугелэрзэн булып филология фэндэре докторы 0. И. Харисов ейрэнэ башлай. "Башкорт халкыныц а?эби мирады. XVIII-XIX быуаттар"10 тигэн монографияИында ралим поэтикаЬы, унык башкорт э^абиэтендаге традицияларын айырым э?иптэр ижады миралында тикшерзе.

Башкорт милли э?эбиэтенен боронро тамырзарын барлауза, ейранеуза профессор Р.Н. Байымовтын эшмэкэрлеге баИалап беткеИез. "Шаг в зрелость", "Поискам нет конца", "Истоки и устья", "Судьба жанра", "Великие лики и литературные памятники Востока", "Гармония многообразия", "Импульсы идут с Востока"11 кеуек ижад емештэрендэ Роберт Нурмехэмэт улы башкорт эзэбиэте менэн Шэрек эзэбиэтен, мазэниэтен тырыз бэйлэнештэ караны. Куренекле классик эрэрзэре менэн таныштыр?ы, уларра анализ яИаны. Роберт Нурмехэмэт улы "Боронро Иэм урта быуаттар башкорт эзэбиэте тарихын ейрэнеу мэсьэлэлэре" мэкэлэЬендэ, формаИы Иэм йекмэткелэренэ карап, уткэндэге эзэби комарткыларзы билдэлэузэ куп халыктарра уртак хикэйэт, мэдэл, робаги, хикмэт, тарихнамэ, кисса, дастан атамаларын файзаланыу мемкин, тигэн фекер эйтте.

> ч

10 Харисов Э.И. Башкорт халкыныц э?эби мирады. XVIII-XIX быуаттар. - вфе: Башкортостан китап нэшриэте, 1965. - 230-сы б.

11 Баимов Р.Н. Великие лики и литературные памятники Востока. - Уфа: Гилем, 2007. Он же. Гармония многообразия. - Уфа: Гилем, 2007. Он же. Импульсы идут с Востока // Ядкяр. Вестник АН РБ. - Уфа, 1995. Он же. Судьба жанра. Литературоведческая монография. - Уфа: Башкирское книжное издательство, 1984. он же. Шаг в зрелость. - Уфа: Башкирское книжное издательство, 1975.

Автор "Урал батыр" эпосынын сюжет сыранактары, концепция^ h0M образдар системаЬында Ьиндтар?ыи "Махабхарата", "Рамаяна", гректар?ын "Одиссея", "Илиада", иранлылар?ын "Авеста", шумер?ар?ыц "Гильгамеш"тары менэн ярайИы ук ауаздаш булыу?арын куреу кыйын тугел, ремумэн, Кенсырыштыц донъя э?эбиэте урешендэ, формалашыуындары 6ahanan беткеИе? ролен асты. "Мотив уртаклыры, элбиттэ, ниндэй?ер кимэлдэ сыранактар уртаклыры тураЫнда ла 1пейлэй торрандыр,"12 - тип билдэлэне.

Урал-Волга буйы регионы терки телле халыктар?ыц э?эби мирарын барлау?а, теоретик Иэм тарихи планда ейрэнеузэ академик F.B. Хесэйенов эшмэкэрлеге айырым игтибарра лайык. "Быуаттар тауышы", "Башкирская литература XI-XVlll веков", "Литература и наука", "Башкорт э?эбиэтенен поэтикаЬы"13 h.6. китаптарында автор урта быуаттар?а Урал-Волга регионындагы э?эби комарткылар?ын урындары халык есен уртак, айырылрыЬы? бер бетенлекте тэшкил иткэн системалы куренеш булыу идеяЫн кутэреп сыкты, э?эби бэйлэнеш, жанр традициялары кусэгилешлеге хакында я??ы.

Филология фэндэре докторы, профессор З.Я. Шэрипованын14 был елкэлэге рилми хе?мэттэре лэ рухи мирарты ейрэнеузэ ?ур роль уйнай. Ралимэ рэрэп, фарсы телдэрендэ ижад ителгэн комарткыларга анализ яЬаны, сагыштырыу методын кулланып, башкорт э?эбиэтенэ генэ хас Иэм уртак традицион куренештэр?е айыр?ы.

XX быуатка тиклемге э?эби байлырыбы??ы байкау?а, рилми яктан тикшереу?э М. Нэ?ерролов, 9. Вилданов, Р. Эмиров, F. "Кунафин, М. И?елбаевтар ярайЬы ук ?ур роль башкар?ы.

12 Байымов Р.Н. Терле йылдар?а TbiyFaH уй?ар. - бфе: FnneM, 2007. - 42-се б.

13 Хесзйенов F.B. Быуаттар тауышы. - 0фе: Башкортостан китап нэшриэте, 1984. Он же. Башкирская литература XI-XVI1I в.в. - Уфа: Гилем, 1996. Он же. Литература и наука: Избранные труды. - Уфа: Гилем, 1998.

Шарипова З.Я. Пером и словом. - Уфа: Китап, 1993 . Она же. Башкорт э?эби фекеренен nnhaM сыранактары // Аги?ел. - 2005. - №4. - 98-112-се бб; №5. - 136-144-се бб; №6. - 119-130-сы бб; №7. - 138-149-сы бб.

F.C. "Нунафиндын хе?мэттаре XIX-XX быуат башындары башкорт э?эбиэтен дейем планда ейрэнеуе, куренекле эзиптэрзен ижадтарын кик планда идея-эстетик баЬалауы менэн киммэт. Fhhhot Сафиулла улы башкорт поэзия1"1ы жанр?ар системаЬынын формалашыу ham уреу масьалэлэрен яктыртыура ла ?ур иртибар бирзе.

"Башкорт а^абиэтенда жанр?ар системаЬы" исемле тикшеренеу?эр йыйынтыры айырым кы^ыкИыныу тыу?ыра. Йыйынтыкта "... тэу башлап революцияра тиклемге поэзия, драматургия, елешлата прозанын айырым жанр?арын haM Кенсырыштан килгэн традицион жанр?ар?ы системалы куренеш итеп ейранеуга иртибар буленде, куп кена жанр?ар?ын формалашыу haM ygey юлдары яктыртылды."15:

Бынан тыш, Кенсырыш а^аби-мазани байланештар, шэрек э?эбиэтенец башкорт э?эбиэте урешенэ H0F0HT0h0, поэтик традициялар?ыц дауам ителеше Ф.Ш. Сибаратов, И.К. Янбаев, Ф.Ф. Райсина, Г.Н. "Наскынова, Л.Р. Шарафетдинова, Ф.Р. Эбелружиналар?ын кандидатлык диссертацияларында тикшереу объекты булды.

Югарыла haHan уткан рилми хе?маттар?эн куренеуенсэ, башкорт а?абиэтенен боронро дауер?ар?эн алып ха?ерге ocopFa тиклем тарихын ейрэнеу?ен ?ур FbiHa уныштары кудгэ ташлана. Шулай булыура карамартан, жанрзар проблемаЬын, боронро э?эбиэтебе?гэ хас жанр?ар, жанр традицияларыныц бегенге а?эбиэтебе??э дауам ителешен тикшергэн, ейранган эштар бармак менэн гена haHan сырырлык. Элега тиклем башкорт эдэбиэте рилеменда дастан жанры haM жанр формаларына айырым иртибар булманы.

Билдале булыуынса, урта быуаттар?ан башлап, дастан haM унын жанр формалары башкорт hy? сангатенда ?ур урын билай. Эмма был у?енсалек ралимдар тарафынан махсус ейрэнелмэгэн haM дастан

15 Башкорт э?эбиэтендэ жанр?ар системаЬы. 9фе: СССР ФА БФ ТТЭИ, 1980. - 32-се б.

10

жанры хакында хе?мэттэр юк тиерлек. Шуга курэ fhhmm хе?мэттен актуаллеге лэ дастан жанрыныц башкорт э?эбиэте ерлегендэ удеш тенденцияларын ейрэнеузэн рибэрэт.

Бынын есен, рилми эштэ Кенсырыш э?эбиэтендэ кии таралран дастан жанрынын башкорт э?эбиэтендэ удеш тенденциями, терле осор э?эбиэте менэн бэйлэнештэрен асыклау, дейем художестволы тэжрибэИен ейрэнеу, жанр традицияларынын янылырын, удешенен перспективаларын билдэлэу, боронро э?эбиэтебе??э кии таралран был жанрзын, жанр традицияларынын башкорт э?эбиэтендэ дауам ителеуен ентеклэп тикшереу максат итеп куйылды .

Максатка ярашлы тубэндэге бурыстар билдэлэнде:

1. Дастан жанрыныц теоретик ниге??эрен терле сыранактар аша билдэлэп, башкорт э?эбиэтендэге узенсэлектэрен асыклау.

2. Жанрзыц бай традицияларын ейрэнеп, эпик жанр кинлектэрендэ улар?ын нэфис э?эбиэттэ таралыу даирэИен асыклау.

3. Башкорт э?эбиэте ерлегендэ дастан жанрынын удеш юлын кузаллау.

4. Хэзерге эдэбиэттэ лэ жанр формаларын йыш кулланалар. Ошо эдэр?эр?ен башкорт э?эбиэтен удтереузэге ролен, удеш перспективаларын билдэлэу.

Тикшеренеу есен материал булып, кин вакыт арауырындары ижад Иэм нэшер ителгэн материалдар?ын ин куркэм урнэктэре, fhhmh эйлэнешкэ ингэн э?эби комарткылардын текстары, башкорт эдиптэренен хэтирэлэре, художестволы эдэр?эр хе?мэт итте. Сарыштырыу максатында башка миллэт э?эбиэтенэн дэ елгелэр килтерелде.

Хе?мэттен теоретик Иэм методологик ниге?ен Кенсь^ыш э?эбиэте белгестэре Е.Э. Бертельс, В.И. Брагинский, А.Е. Крымский, милли эдэбиэт елкэЬендэге галимдар Э.И. Харисов, F.5. Хесэйенов,

Р.Н. Байымов, М.Х. И?елбаев, З.Я. Шэрипова, F.C. "Кунафин хе?мэттэре тэшкил итте.

Хэ?ерге башкорт прозаИы удешенэ дастандар?ын йоронтоИон ейрэнеу, Урал-Волга буйы терки халыктарыньщ урта быуаттарзагы уртак э?эби KOMapTKbihbi булган дастандар?ьщ идея-эстетик йекмэткеЬен яны кузлектэн байкау Иэм баИалау, ижад процесында дастандар?ьщ урынын, ролен, функцияИын барлау диссертацияныц рилми янылыры булды. Ошонан сырып, дастан поэтикаЬын тикшергэндэ, yFa характерны бер нисэ теп 1пы?аттар?ын:

- коршаулы йэки каймалы композиция;

- тартмалы композиция;

- теш алымы;

- хат алымы;

- егет-нэсихэт;

- хикэйэлэусе образы

башкорт э?эбиэтендэ сарылышынын эволюцияЬы ку? унында тотолдо.

Был тэнгэлдэ рилми 6aha, анализлау быраса алынмаран эдэр?эр?е э?эби эйлэнешкэ индереугэ иртибар йунэлтелде.

Диссертацияны яклау есен тубэндэге фекердэр сырарылды:

1. Хэ?ерге башкорт э?эбиэтендэ дастан жанр традициялары h9M жанр формалары, Урта быуат KeHCbiFbiiu, рэрэп, фарсы, терки э?эбиэтенек инештэренэн hyT алып, hy? сэнрэтендэ тэрэн э? калдырран тер булып кала.

2. Хэ?ерге башкорт прозаЬыньщ поэтик структураИына, халык ижады, Шэрек, боронро терки э?эбиэтенец эпик формалары йоронто flhafah.

3. Хэ?ерге башкорт э?эбиэтендэ дастан жанры бик актуаль: байтак я?ыусылар ижадында унын жанр формалары ?ур урын билэй.

Рилми эштец практик аИэмиате башкорт эзэбиэте рилеме системаИында айырым жанрзын, дастандын инештэренэн алып, бегенге кенгэ тиклемге уреш юлына байкау яИап, был тикшеренеузэрзен артабан милли эзэбиэт тарихын ейрэнеузэ, республиканыи юрары укыу йорттары студенттары есен эсбаптар тезеузэ, фундаментал