автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.09
диссертация на тему:
Эхирит-булагатские улигеры. Сюжеты и образы

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Гомбоин, Дулма Доржиевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Улан-Удэ
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.09
Автореферат по филологии на тему 'Эхирит-булагатские улигеры. Сюжеты и образы'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Эхирит-булагатские улигеры. Сюжеты и образы"

РГб од

, ; РОССИЙСКАЯ лклдаля НАУК

1 ' СИБИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ;. БУРЯТСКИЙ" ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК

На правах рукописи

ГОАЕОИН Дулма Доржиевна

ЭХИРИТ-БУЛАГАТСКУ.Е УЛИГЕРЫ. СШЕТЫ И ОБРАЗЫ Специальность 10.01.09 - Фольклористика

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соиск&кче ученой степени кандидата филологических наук

Улан-Удэ 1993

Диссертация выполнена в отделе литературоведения, фольклористики и искусствоведения Бурятского института общественных наук Сибирского отделения Российской академии наук..

Научный руководитель - доктор филологических наук, заслуженный деятель науки республики Бурятия УЛАНОВ А.К.

Официальные оппоненты:

доктор филологических наук, профессор ХАМАГАНОВ М.П.

кандидат филологических наук ИШРХУНАЕВ P.A.

Ведущая организация - Восточно-Сибирский институт культуры, кафедра этнографии и фольклора.

Защита диссертации состоится " и^^М 1993 г. в " " часов на заседании специализированного совета по защите докторских диссертаций ДР 200.99.99 при Бурятском институте общественных наук Сибирского отделения Российской Академии наук (670042, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. М.Сахьяновой, 6).

, . С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Бурятского научного центра СО РАН.

Автореферат разослан " л'^^/Я^. 1993 г.

Ученый секретарь

Специализированного совета ' ц . fi^—n

кандидат филологических наук Н.В.Соболева

Актуальность проблемы. Современная фольклористика уделяет 'Собое внимание изучения архаических форм эпоса для решения ге-[етических, историко-типологических проблем.

Произведения эпического творчества бурят, разнообразные по тадиально-типологическим признакам, предоставляют широкие воз-ояносги для исследования сложны* вопросов формирования и раз-ития осноэньк категорий эпоса как фольклорного жанра.

Отечественное эпосоведение на современном этапе своего раз-ития выдвигает в качестве одной из важнейших задач "изучение роблем эпической сюжетики и эаконош эпического сюжетослоне-ияи*. Подчеркивается важность создания новой поэтики эпичес-их сюжетов, которая включала бы "историко-типологический ана-из сюжетного состава мирового эпоса"^.

Специальное рассмотрение вопросов типологии и эволюции эпи-еских сюжетов на материале улигеров эхирит-булагатской группы, редставляицих раннее стадиальное образование в системе герои-еского эпоса бурят, обусловлено теоретической значимостью дан-ой проблемы и необходимостью в настоящее время изучения кон-ретных вопросов художественной системы бурятского эпоса.

Исследование сюжетики эхирит-булагатского эпоса непосредст-енно связано с рассмотрением его образной системы, как ваяней-его аспекта эпического повествования.

Изучение проблем сюжетики и образной системы эхирит-булагат-ких улигеров опирается на труды и обобщения, в которых рассмот-ены жанровые черты бурятского эпоса, принципы отражения истори-еской действительности, идейно-эстетическая природа, художест-енно-изобразительная система, генетические корни, историческое азвитие улигеров, а также история собирания и изучения эпичес-их произведений бурят. Это исследования М.Н.Забанова, Ц.Ж.1ам-арано, Г.Д.Санжеева, А.И.Уланова« Н.О.Шаракоиновой, Ы.П.Хоыоно-а, Ы.П.Хамаганова, С.Ш.Чагдурова, Е.Н.Кузьминой, М.И.ДУлохоно-а, Р.А.Шерхунаева. В них повествовательная сторона и образная истема эхирит-булагатских улигеров освещаются в плане решения

1. Путилов Б.Н. Проблемы эпического творчества народов Сиби-и и Дальнего Востока в свете современного эпосоведения. - Эпи-еское творчество народов Сибири и Дальнего Востока (Материалы сесоюзной конференции фольклористов) - Якутск, 1987.С.8.

2. Таг« же, с.в.

конкретных задач и в системе героического эпоса бурят в целом. Проблема типологии сюжетов и образов эхмрит-булагатских улиге-ров не была предметом специального исследования.

Цель и задачи исследования» Целью данной работы является изучение особенностей сюжетов и образов эхирит-булагатского цикла улигеров в их историчесю обусловленных конкретных реализациях.

При этом ставятся следующие задачи: I) показать эволюцию в развитии сюжетного строя ранних улигеров, постепенное усложнение их структуры» изменение идейно-тематической основы в соответствии с поступательны« развитием общественные отношений; 2) выявить сюжетно-повествовательные типы в эхирит-булагатскок эпосе, исходя из тематических, структурных признаков и функциональной роли главных героев £ 3) показать основные принципы сюжетосложения улигеров эхирит-булагатского цикла; 4) дать типологическую характеристику образов эхирит-булагатских улигеров; 5) проследить эволюцию персонажей, изменение их функциональной роли в процессе развития' сюжета от простых повествовательных систем к сложным; 6) показать связь древних мотивов и зооморфных образов с кругом древних представлений и обрядовой системой. ;

Методологической основой диссертации явились методы сравнительно-иСторического и типологического изучения фолькпра. Ди< сертант опирался на положения и выводы относительно архаических форм эпоса в трудах фольклористов-эпосоведов (В.Я.Проппа, Е.И.Ыелетинского, В.М.Жирмунского, Б.Н.Путилова, С.Ю.Неклюдова и др.). ^

Материалом изучения данной работы являются записи улигеров произведенные в Эхирит-булагатском, Качугском, Ольхонском районах Иркутской области начиная с 1903 г. до 1974 г. В качеств« сравнительного материала используются эпические сказания унгш ской и хоркнской групп и произведения эпического творчества других народов.

Новизна исследования. Работа является первым монографическим исследованием, где подвергнуты систематическому анализу сюжетные структуры и образы улигеров эхирит-будагатской гругаи В ней рассмотрены типология сюжетов и образов с точки зрения 1 исторического развития. На основе привлечения архаического эт ческого материала анализируются эволюция и трансформация осно:

ых сгасетообразующих мотивов, составляющих главные элементы в троении улигеров. В диссертации прослежена диалектика посте-енного формирования образной системы улигеров, развитие и рансформация персонажей от древних зооморфных, зооантропоыор-кых к о(5разам собственно эпическим. Показаны генетические ис-оки древнего сюжетного и образного пласта эхирит-булагатских лигеров о сватовстве.

Практическое значение диссертации состоит в том, что резуль-аты исследования могут использоваться в теоретических иссле-ованиях по проблемам героического эпоса, при составлении ука-ателей эпических сюжетов и мотивов, при разработке научно-ме-одических пособий. Материалы и выводы могут найти применение практике вузовского преподавания и пропаганде устно-поэтичес-ого наследия бурят.

Апробация. Основные положения диссертации докладывались на аучньк сессиях БИОН СО РАН (1987,1989); научно-теоретических ' онференциях, посвященных 100-летию С.П.Балдаева (1989) и П0-етию Ц.Ж.Шамцарано (1991). Основное содержание работы изложе-о в монографии "Эхирит-булагатские улигеры" (Улан-Удэ, 1990), шести статьях, библиографическое описание которых дано в ав-эреферате. Диссертация обсуждалась на заседании 'Отдела лите-атуроведения; фольклористики и искусствоведения БИОН СО РАН.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух пав, заключения. К диссертации приложен список литературы.

" СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы» гепень разработанности исследуемой проблемы, формулируются эли и задачи работы, характеризуются использованный в диссер-ации материал и методы анализа, раскрываются научная новизна практическая значимость диссертации.

Первая глава "Сюжетика эхирит-булагатских улигеров" посвя-гна историко-типологическому анализу сюжетного состава эгчрит-рлагатского эпоса» В ней исследуется характер изменения идей-э-тематической основы улигеров в процессе их эволюции, расс-этрены основные принципы сюжетосложения и связь древних сюже-эобразующих мотивов с этнографическим материалом.

В § I "Характеристика сюжетов" выявлены основные сюжетйо-эвествовательНые типы с точки зрения динамики их развития.

Автор излагает принцип систематизации материала, который ос нован на учете соотношения в улигере "брачной" и "воинской" те матик, функциональной роли брата и сестры (мужчины и женщины), особенностей сюжетосложения (сюжеты о героях одного, двух и трех поколений).

Данный принцип классификации и систематизации эпического ма териала в отличие от традиционного - тематического, позволяет рассматривать его как развивающуюся систему и определить место конкретного улигерного текста в общем стадиальном ряду.

Сюжетный состав эхирит-булагатского эпоса диссертант подраз деляет на 6 типологических разновидностей.

К исходному сюжетно-повествовательному типу А относятся ули геры на тему "Сестра добывает брату суженую-воскресительницу". По сюжетной конструкции они односоставны (описывается жизнь ге роев одного поколения). Тема борьбы с чудовищами ("воинская") отсутствует или носит характер позднего привнесения. Г.Д.Сан-жеев, касаясь композиционных особенностей данных улигеров, определил их как "одноходовые". Исследователи бурятского эпоса едины во мнении о специфичности этого типа сюжета для эхирит-булагатской эпикч.

Сопоставительный анализ улигеров "Айдурай ¿ёргэн" и "Аламжи ¿¿эргэн" в двух разновременных редакциях иллюстрирует явление "устойчивости" и "изменяемости" фольклорных произведе -ий в рам ках единой тематической и сюжетно-композиционной общности. Ана лиз текстов выявляет, что сюжетный каркас этих улигеров состав ляют следующие опорные мотивы и сюжетные звенья: "смерть брата", "сестра отправляется за воскресительницей", "дорожные про исшествия", "брачные испытания", "воскрешение богатыря", "женитьба брата на воскресительнице", "уход сестры и возвращение" "замужество сестры". • . -

Диссертант обращает внимание на стабильность традиционной сюжетной структуры при модификации отдельных архаичных мотивов появлении дополнительных эпизодов, сцен. Так, сохраняет структурную устойчивость сюжетно-композиционное звено - "смерть бра аа" при изменений его конкретного содержания. В архаичном вари анте герой гибнет от рук мифической старухи - хозяйки тайги, а в поздней редакции - от действий злых дядьев, замысливших погу бить его, чтобы завладеть его состоянием.

Значительное количество нововведений, приводящее к стиранию

древнего плас'та рассматриваемого типа сюжета, наблюдается в улигере хоринского цикла "Сагадай Мэргэн и Ногодой Сэсэн". Общность древней основы'эхирит-булагатских и хоринсккх эпических форм отмечает в своем исследовании Н.О.Шаракшинова1.

В диссертационной работе указывается широкая география распространения сгасета о сестре, добывающей брату суженую-воскре-сительницу (в хакасском, тувинском, уйгурском фольклорных традициях).

Дальнейшая эволюция этого типа сюжета ведет к ослаблению роли сестры в сватовстве. Сюжетно-повествовательный тип Б повествует о сватовстве самого богатыря. В нем усиливается роль героя-мужчины в развертывании сюжетного действия. Однако перестройка сюжетной структуры происходит не сразу. Герой продолжает традиционно умирать, а сестре приходится закаливать себя, чтобы обрести богатырские качества или доказывать свое право на поездку за суженой-воскресительницей в состязании с другими претендентами-мужчинами (улигеры "Эрнэн Мэргэн хубун", "Алтан Сэгсэ хубун"). В отдельных улигерах сестра, оживив брата,погибшего в пути, возвращается домой (Тунхабай Йэргэн"). Воскресший богатырь сам совершает поход за суженой. Победив соперников в борьбе, стрельбе и конных скачках, ГунхабаЙ Мэргэн женится и возвращается с йеной в родные края. С дальнейшей эволюцией сюжета сестра теряет функцию спасительницы. Эта роль переходит к богатырскому коню ("Нашан Хуйхэр Мэргэн").

Возвышение героя, обретение юл богатырских качеств ведет к усилению мотива борьбы его с противниками, с которого начинается вторая линия в сюжетной структуре улигеров. Однако брачная тематика в этих сказаниях остается ведущей.

В отдельный сюжетно-повествовательный тип В выделяются улигеры, сюжеты которых построены на антагонизме сестры и брата. Героиня из улигера "Харасгай Мэргэн" убивает брата, чтобы выйти замуж. Богатырь, воскресший с помощью небесных дев-сестер, гестоко наказывает сестру. Дальнейшие события в улигере связаны с брачным походом самого героя.

Сдзетно-повествовательный тип Г повествует о героическом сватовстве богатыря и его борьбе с противниками. Он основывается на традиционной сюжетном стержне: вевупление, сборы и вы-

I. Си.: Шаракшнова Н.О. Героический эпос бурят. Иркутск, 1958, с.21-28.

еэд героя из дома, дорожные приключения, брачные испытания, возвращение. В поздних записях улигеров появляется второй сюжетный "ход": борьба с противниками, разграбившими его владения и пленившими его родственников. Функция сестры как добы-вательницы суженэй-воскресительницы в них сведена на нет, поэтому опущен эпизод смерти героя, служащий завязкой улигерного действия. Традиционный мотив смерти и воскрешения героя перед женитьбой переходит в следующее сюжетное звено: в цикл брачные испытаний, где воскресителями выступают верный конь, небесные сестры или животные-побратимы.

Сопоставление текстового материала данного типа показывает различное оформление основных структурных блоков, как сборы героя в путь, путевые встречи, брачные испытания. Наряду с традиционным выражением героики, где богатырь, как и героиня-сестра, добивается цели с помощью побратима-животного, наблюдается и другая форма - проявление личных ведающихся качеств в состязаниях или же он добивается руки невесты, победив врагов будущего тестя.

Более поздний характер оформления, по мнению диссертанта, имеет сюжетный блок с "низким" героем, где в конце брачных испытаний разоблачаются мнимые герои, присвоившие добычу невзрачного и нежеланного поначалу жениха ("Опор Богдо"). Подобные мотивы характерны для сказочных сюжетов.

Модификация архаичных мотивов, обогащение сюжетного повествования за счет привнесения новых дополнительных "ходов", появление элементов социального неравенства и мотивов йз сказочных сюжетов, наблюдаемые в более поздних эхирит-булагатских улигерах, ярче и полнее отражены в унгинском и хоринехом циклах сказаний. На типологическую близость поздних эхирит-булагатских улигеров с унгинскими, в которых преобладает идеология отцовского рода, указывает А.И.Уланов в своих исследованиях. Хорин-ские улигеры представлены, по его мнению, на этапе перерастания в сказки.

Сюясетно-повествовательный тип Д показывает дальнейщую эволюцию сюжетной структуры посредством объединения отдельных сказаний вокруг одйого центра по линии родства героев. В отдельны* случаях ранее самостоятельные повествования, объединенные впоследствии в единый цикл, сохраняют некоторую сюжетную самостоятельность. Если сказания о героях-сыновьях придерживаются в

б

целом традиционного канона, то повествования о старших героях имеют несколько иное сюжетное оформление. В их основе лежат широко известные легендарные или сказочные мотивы. Так, например, женитьба пердставителя старшего поколения из улигера "Осо-дор ¿Ьргэн" напоминает известную легенду о женитьбе Хоридоя ¿¿эргэна, который подкарауливает деву-птицу у озера. Сюжетный блок о брачных испытаниях, обязательный для улигеров о сватовстве, в данном повествовании отсутствует.

С появлением темы кровной мести (сын мстит за убитого отца и восстанавливает справедливость) происходит более тесное сращение составных элементов в рамках единого сюжетного цикла. Брачная тема опущена, потому что старший герой предстает в преклонном возрасте, мечтающим о рождении сына-защитника. Мотиб о престарелых•родителях, мечтающих о сыне, свойствен многим эпическим поэмам среднеазиатских народов ("Кобланды батыр"). Гибель старца мотивирована или злодеянием жены, пожелавшей уйти к другому (в более ранних записях - "Еречсей") или поражением в борьбе с противником (в поздних записях).

Повествование о героях старшего и молодого поколения с традиционной сюжетной схемой, но имеющие локальные особенности в трактовке отдельных сюжетных элементов, представляют улигеры, записанные на'Ольхоне. Специфика улигеров вызвана местными условиями жизни, связанными с рыболовством, приморским бытом. Например, в эпизоде борьбы героя с чудовищем описывается волнующееся море с поднимающимися пенистыми, затем - кровавыми, в конце - огненными волнами. Одним из брачных испытаний является доставка животного, чтобы из его хЕоста сплести рыболовную сеть и т.д.

Сюжетная формула "Сын - продолжатель дела отца" составляет сю-етную канву улигера "Абай Гэсэр-хубун", представляющего наиболее архаичный вариант бурятской Гэсэриады. Но в системе эхи-рит-булагатской эпики это сказание по своей тематике, сюжетной структуре, обьему занимает особое место. Диссертант отмечает, что "Абай Гэсэр-хубун" оказал влияние на сюжетное оформление отдельных улигеров о сватовстве богатырей. Мотивы из "Гэсэра" легко в шве выделить, потому что они не получили достаточно тесной привязки к основной линии сюжета. Герой из улигера ."Бу-ху Хара хубун" еауекаотся с Верхнего мира к землянам, подобно Гэсэру, з ка^&йтж. освободителя, но миссия его как спасителя

народа от бед не получает развития в процессе повествования.

На основе анализа сюжетной линии улигера "Абай Гэсэр-хубуи автор заключает, что он четко отражает процесс биографической и генеалогической циклизации, происходящий в эхирит-булагатс-ком эпосе. Сватовство здесь становится составной частью эпической биографии героя, которая включает еще и чудесное рожде ние героя у престарелых родителей, наречение имени, первые пс виги в детстве, обретение статуса богатыря (получение от небо жителей коня, доспехов), боевые походы. Предыстория возрождения героя на земле основана на мифах о небожителях, -специфиче ки связанных именно со сказанием о Гэсэре. В данном улигере рассказ о небесной жизни, о тенгриях носит лаконичный характе Раздор между западными и восточными небожителями происходит из-за стремления завладеть Сэгэн Сэбдэг тенгрием, занимающим нейтральное положение. Низвержение с неба Атая Улана, главы восточных тенгриев, и превращение его в зловредных мангадхаев вызывает необходимость послать на землю Гэсэра. Более простра ное описание небесных событий, взаимоотношений небожителей, их шэступков, характеров наблюдается в унгинской Гэсэриаде. В ней космология получает болыцую систематику и детализацию. Б "Абай Гэсэр-хубуне" генеалогическая циклизация осуществлена путем присоединения к сказанию о Гэсэре самостоятельных сюжетов об Ошор Богдо и Хурин Алтае. Повествование о с&ч^л Гэсэре носит.черты типологически более зрелого эпоса по сравнению с улигерами о младших героях.

Автор указывает, что в эпосе нашло отражение картины мирно жизни, бытоБые сцены. Они реалистически воссоздают определенный уклад жизни, обычаи, отдельные этнографические реалии (об ряд "улгвдэ оруудха" - "укладывание в колыбель"), что свидетельствует об их позднем привнесении в улигер.

Вместе с тем, диссертант отмечает, что улигер "Абай Гэсэр-хубун", несмотря на признаки стадиально развитого эпоса, в значительной степени опирается на старую модель повествования В улигере устойчивый мотив "временной смерти" выражен временным превращением героя в коня, богатырь в определенных ситуациях обращается традиционно к покровителям. Сюжетные функции богатырей Гэсэра, его воинской дружины очень незначительны. В унгинской Гэсэриаде им отведена существенная роль в боевых ср. жениях.

К сюжетно-'повествовательному типу Е диссертант относит ули-геры, отражающие стадию трансформации традиционного эпического сюжета. Это в основном поздние записи улигеров, которые представляют прозаические изложения эпических повествований. Автор разделяет мнение ученых, которые относят их к особой разновидности богатырских сказок*.

§ 2 "Сюжетообразующие мотивы в улигерах о сватовстве" посвящен анализу структурообразующих элементов сюжета с брачной тематикой, составляющих основной пласт в эхирит-булагатском эпосе. Автор отмечает, что устойчивость и последовательная связь таких мотивов, как "смерть героя" - "воскрешение" -"брачные испытания" - "женитьба", "дорожное побратимство" -"помощь побратимов в трудных испытаниях" определяют структурную монолитность улигеров. Диссертант считает важным учесть, что заданная сюжетная структура, представляющая определенную ступень в развитии фольклорной традиции, опирается на предшествующую мифологическую систему и качественно преобразует ее черты. Архаичный сюжетно-повествовательный тип А отчетливо сохранил следы мифологических истоков. Предпринятый сестрой по-код преследует прежде всего цель добыть воскресительницу для умершего брата. Воскресительница предстает одновременно и как зуженая героя." Автор выдвигает предположение, что здесь произошла контаминация распространенного сюжета о добывании перво-предком определенного блага и сказания о женитьбе, .утверждающим экзогамию как основную форму брака. Диссертант не исключает того факта, что предшествующая традиция отражала кровнородственную форму брака, выраженную в улигере тематической линией "Брат л сестра - первоначальная пара". Следы древней формы брака сохранились в семантике слова "дуухэй" - "сестра" в значении "же-яа"2 и отдельных улигерных мотивах, как например, уход сестры з лес и возвращение ее после женитьбы брата на воскресительни-де. Далее указывается на наличие мотива женитьбы брата и сестры с целью дать начало человеческому роду в чукотских мифах, зрисутствия типа суженой - сестры жениха в славянском эпосе и

1. См.: Баранникова Е.В. Бурятские богатырские сказки. - Эпи «еское творчество народов Сибири (Тезисы докладов научной конференции. Улан-Удэ, 17-20 июля 1973 г.) - Улан-Удэ, 1973,с.67.

2. См.: Хомонов М.Д. Бурятский героический эпос "Гэсэр". Зхирит-булагзтсгшй зариант. Улан-Удэ, 1976,с.77.

и мотива "Брат и сестра - первопредки" в якутском олонхо.(Ме-летинский Е.М. Происхождение героического эпоса. Ранние формы и архаические памятники. М,1963,с.25-32; Путилов Б.Н. Русский и южнославянский героический эпос. М., 1971,с.134; Пухов И.В. Якутский героический эпос олонхо. Основные образы. М. ,1962, с. 117).

Диссертант обращает внимание на возможность соотнесения структурообразующих элементов рассматриваемого типа сюжета с обрядовыми нормами и представлениями родового общества. Генетические истоки мотива "временной смерти" героя, обязательного момента перед вступлением в брак, автор относит, основываясь на изыскания В.Я.Проппа, к ранним обрядам инициации. "Обряд этот совершался при наступлении половой зрелости. Этим обрядом юноша вводился в родовое обьединение, становился полноправным членом его и приобретал право вступления в брак"^.

Б улигерах о сватовстве присутствует стабильный мотив свадебной поездки. Герой преодолевает огромное расстояние с препятствиями и проходит брачные испытания. Одной из распространенных форм испытаний жениха является братание с зооморфным существом - хозяином местности, покровителем рода невезты. Автор указывает на существование обычая "торгин" у хакасов, телеутов, где сватающийся преподносил стороне невесты лебедя как предка и покровителя^. Таким образом, в выделенных мотивах ьолучили отражение древние формы семейно-брачных отношений, основанные на соблюдении родовой экзогамии.

В § 3 "Традиционное построение сюжета и композиционное оформление эпических сказаний" автор показывает композицию изображения героического сватовства и богатырской битвы, а также.составные элементы строения улигеров.

Выделение отдельных сгаетно-повествовательных типов в эхи-рит-булагатском эпосе не исключает общности в построении сказаний. Она проявляется б узловых действиях героя и его противников, являющихся этапными в развитии сюжета, и выражающих основную идейную направленность произведения. Описание свадебнбй

1. Пропп В.Я'. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1946, с. 43.

2. См.: Потапов Л.Н. Из истории ранних форм семьи и религиозных представлений (обычай дарения убитого лебедя у хакасов) -Советская этнография, 1959, №2, с. 22.

поездки или похода на врага строится по определенным принципам н включает завязку действия, развитие событий, кульминацию повествования и развязку.

¿Ьтивы походов за невестой варьируются следующим образом.

1. Сюжетно-повествовательный тип А,Б - смерть брата (слабо выражен мотив женитьбы на суженой).

2. Сюжетно-повествовательный тип В - смерть брата + женитьба на суженой.

3. Сюжетно-повествовательный тип Г,Д - женитьба на суженой.

В улигерах, содержащих боевые походы, завязкой действия служат:

1. Сюжетно-повествовательный тип Г - пленение родных, угон скота чудовищем или иноплеменником.

2. Сюжетно-повествовательный тип Д - смерть отца или бедствие на Среднем мире, вызванные событиями на небе.

Дальнейшие события развиваются в форме подготовки к поездке за суженой или к битве с неприятелем. В улигерах о сватовстве эта час'гь содержит архаичные мотивы поклонения горе, обращение к родовым тотемам. Сборы перед походом на врага требуют усиленной подготовки воинского снаряжения, боевой одежды и закаливания коня.

Далее описываются дорожные приключения героя. Богатырь или сестра преодолевают огромное расстояние с разными природными препятствиями; происходят путевые встречи, где они за оказанные услуги приобретают будущих помощников.

Следующий этап повествования - развитие действия. Сватающийся проходит брачные испытания. Выполнение трудных поручений тес-' тя, победа героя в бою составляют кульминационное событие в сюжете. Достигнув цели, герой (героиня) возвращается домой. Таким образом, отмечает диссертант, композиция изображения героического сватовства или богатырской битвы имеет устойчивую последовательность этапов событий (выезд героя с какой-нибудь целью, преодоление препятствий, достижение цели и возвращение). Все это образует как бы один замкнутый круг или один "ход". В многосоставных улигерах обнаруживаются ряд таких кругов. С эволюцией улигерного жанра сюжетные о'локи, "ходы" образуют иногда единый большой круг с общими композиционными звеньями. Так, в "Абай Гэ-сэр-хубуне", состоящей из многочисленных походов, завязкой является сошествие Гэсэра на землю для уничгокения мангадхаев.

Его походы и деяния на земле составляют развитие действия, победы над чудовищами - кульминацию, а возвращение на небо - развязку действия.

Отмечая относительную стабильность событийной основы улиге-ров, автор указывает на подвижность, большую подверженность изменениям вступительной части эпоса и таких композиционных элементов, как "угталга" - встреча, "сэг даралга" - песенные вставки между сюжетными частями, "удэшэлгэ" - концовка или проводы, сопровождавшие исполнение улигеров. Они не влияют на характер сюжетного развития эпических поэм, а свидетельствуют, как уже указано исследователями бурятского фольклора ,о живом участии слушателей в исполнении эпических поэм.

Глава II "Образы в эхирит-булагатских улигерах" посвящена анализу образов с точки зрения их исторического развития и функциональной роли в сюжете, а также выясняются исторические корни древних зооморфных, зооантропоморфных образов.

Автор рассматривает образную систему как конкретную обобщенную картину явлений природы и общества, созданную на основе определенных жизненных представлений, особого мироощущения его творцов.

Рассмотрение образов с учетом динамики архаических представлений (фетишистских, оборотнических, тотемистических, анимистических) позволяет проследить движение от зооморфного выражения образа к зооантропоморфному, затем к антропоморфному. Образы "живых" природных явлений, зооморфные, антропоморфные персонажи, образы самих людей представляют собой ступени все более глубокого проникновения е сущность вещи, явления. Человек исходил в объяснении окружающих явлений от понятного ему критерия

- самого себя, с характерными для человека психическими особенностями и от социального устройства, по законам которого он живет.

Автор показывает отражение природных объектов, явлений на различных стадиях развития, во взаимопроникновении. Пример древнего олицетворения, "оживотворения" природы представляет гора Ангай Улан, которая откликается на просьбу героини принять труп умершего. Архаичность этого образа можно усмотреть в том, что нет еще удвоения его, персонификации сущности горы. "Живая" гора присутствует в ранних записях улигеров типа А. В поздней записи этого сюжета появляется мотив поклонения горе, стремле-

ния умилостивить путем жертвоприношения. Это явление связано с возникновением представления о хозяевах, духах гор, лесов, рек. Но в силу традиции в данном сказании образ горы не удвоился, хотя и подразумевается существование могущественного духа горы.

Гора изображается и как природное препятствие на пути богатыря (сюжетно-повествовательные типы Б,В,Г,Д).

Опыт и познавательная способность человека развивались в процессе долгой трудовой деятельности. Воспевая полезность нудных вещей, жизненно важных обьектов природы, древний творец наделяет их чудодейственными качествами. В улигерах дерево, трава, вода обладают свойствами оживлять.мертвых, исцелять больных. Камень "задай", скребок, стрела являются могучими оружиями, способными на самостоятельные действия в результате заклинания их богатырем.

Далее диссертант рассматривает зооморфные образы, являющиеся активными персонажами в развертывании действий в сюжете. Представители животного мира, которые обитали рядом с ним, на которых человек охотился, приручал, разводил, рано стали обьек-том его интереса.

Состав зооморфных персонажей диссертант подразделяет по принципу ролевого отношения к главному герою (героине). Образы "благодарных животных" - побратимов встречаются в основном в архаических формах сюжета о свадебной поездке на этапе путевых встреч. В благодарность за оказанную услугу, предводители муравьев, лягушек-черепах, также еж, налим помогают спасителю-при брачных испытаниях. Отдельные образы животных, как например Щургалжин хан - царь %равей, эволюционизируясь, превращается из предводителя рода муравьев в главу семейства, отца богатыря.

Другую группу помощников-побратимов представляют зооморфные предки рода невесты (воскресительницы), хозяева той местности. Чаще в этой роли выступают собака Гуриг (Галзуу) и бура Хаздаг ( "буре"- "волк").

По мнению диссертанта, категория зооморфных персонажей - помощников, покровителей генетически связана с образами тотемистических мифов. Автор приводит примеры почитания, поклонения им как тотемам в поверьях, преданиях и обычагх бурят. Отдельные названия тотемов закрепились в качестве этнонимов - род "бура" (буровский),"нохой галзууд" (бешеные собаки).

Далее автор обращает внимание на полифункциональность образа

коня. В эхирит-булагатских улигерах нет прямого показа коня как тотема-предка, но в отдельных улигерах (тип Д) он выступает в качестве воспитателя малолетних детей. Б сюжетно-повест-вовательных типах А,Б конь указывает на местонахождение суженой, помогает жениху в брачных испытаниях. В улигерах типа Г конь богатыря участвует в воскрешении погибшего героя, сообщив о случившемся небесным сестрам или доставив воскреситель-цу. Чудесный конь участвует и в боевых походах богатыря. Описание приготовления коня перед походом, закаливания, седлания его стало одним из типических мест в эпосе. Ыотив приручения коня и укрощения его появляется в повествованиях с развернутой эпической биографией богатыря и непосредственно связан с наречением имени. Мотив укрощения коня, на взгляд диссертанта, преемственно связан с мотивами приручения зооморфнък покровителей и побратимства с "благодарными" животными.

В работе представлена характеристика образа кукушки - спасительницы, покровительницы, воскресительницы. Этот персонаж представлен в улигерах в двояком виде: Но лор Саган хухы (кукушка Хрустально-Белая) и хухэй эгэши (сестры-хухэй). Функция птицы Нолор Саган как воскресительницы не проявляется в непосредственных ее действиях, она только упоминается как диковинное существо с чудесным свойством оживлять мертвых в улигере "Осодор АЪрген". В "Буху Хара хубун" она выполняет функцию помощника в состязаниях женихов вместе с Быком, Собакой, Волком, имеющими отношение 1? мифическому объяснению-происхождения отдельных родов.

Образ небесных сестер-хухы автор относят к иным истокам. Здесь автор исходят-из материалов, которые объясняют семантику слова "хэх" - "голубой", "синий","небо"; из легенды рода хухы-дов, связывающих свое происхождение с небом. Указывается на связь с кебом персонажа Хухэдэй (Хухэ+дэй) - небожителя, громовержца. Автор отмечает отсутствие образов сестер-хухы, несмотря на архаичность их происхождения,- в древних сюжетах о сватовстве (тип. А,Б). Они выступают как эпизодические персонажи в "Абай Гэ-сэр-хубуне" и отдельных улигерах, с заметными признаками влияния "Гэсэра". По мнению автора названия небесных покровительниц с разными фонетическими вариантами (хехэй, хухэй, хухэ, хухуй) со временем утратили свое древнее значение "хех" - "небо" и на Основе созвучия стали произноситься "хухэ эгошинэр* - "сестры- кукушки". - _

Отдельную группу составляют зооморфные образы, связанные с мотивами оборотничества. Эпические герои превращаются в зооморфные существа для преодоления препятствий на пути, для быстрого перемещения, для погони за душой противника. Материал эхирит-булагатских улигеров свидетельствует о большой распространенности мотива перевоплощений. Однако видовой набор зооморфных образов, в которые воплощаются эпические персонажи, имеет определенную ограниченность: это - ястреб, сокол, куница, хорёк, заяц, лиса, лягушка, змея, волк.

К числу зооморфных противников героя диссертант относит врагов спасенных им животных. Это медведь, птица Тажи, лиса, волк - персонажи с потенциальными возможностями стать на сторону героя или героини. Они дают обещание иы не заниматься вредительством.

В эхирит-булага.тском эпосе отмечается и обратный процесс перехода животных персонажей из положительных в отрицательные. Так, с изменением характера брачного испытания, когда жених не прибегает к помощи побратимов, животные, выступавшие до этого как чудесные помощники, становятся вредителями. Подобную трансформация претерпел, на взгляд автора, образ зверя-поглотителя (чудовище Загал, хозяин леса Орголи Саган) в результате позднего переосмысления.

В процессе развития эпического аанра происходит эволюция образов в сторону их антропоморфизации. Однако архаичные образы в сказаниях не сразу меняют свое звериное (животное) обличье. К переходному зооантропоморфноыу типу образов автор относит Хан Хчрдиг, с который связан в эпосе мотив брачных испытаний. Черты птичьего в его образе проявляются в присутствии крыльев, умении летать, одновременно он отец сеыейства. Особая роль пти-.цы Хэрдиг в мотивах сватовства позволяет его соотнести с образами почитаемых предков - покровителей рода невесты, как собака Гуриг, бура.

Более позднее стремление к антропоморфизации древних образов осуществляется путем появления рядом с зооморфным персона-аем его человеческого двойника, как например, дева-лебедь из "Осодора Мэргэна", ставшая человеком, когда у нее отнимают лебединую одезду.

Далее автор рассматривает образы зооантропонорфкых представителей зраддебного мира. Старуха с рудиментами прегшего вида

в форме клюва (носа) и огромного глаза выступает, чаще в сюжетной роли "путевого вредителя". В поздних стадиях своего развития этот образ предстает в образе красавицы с клювом, которого она тщательно прячет. В отдельных улигерах орудием убийства путника служит не клюв, а нож. В ранних слоях эхирит-булагат-ского эпоса этот персонаж представлен обитателем лесной чащи, что свидетельствует о возможной генетической связи с образом хозяйки тайги.

Гал Дулэн хан (хан Огонь-Пламя), с которым сражается Абай Гэсэр, сохранил в своем названии древнюю огненную природу. В нем своеобразно сочетаются признаки огня и человека. Образ Гал Дулэн представлен в улигере в развитии. Сначала выделяется огненная сущность этого образа (полыхающий огонь), затем он выступает в облике Галхан Нурыа, огненная природа которого представляется как его магическая сила.

"Гибридными" образованиями являются и мангадхаи. Они различаются не только количеством голов, но и тем, что представлены на различных ступенях развития образа от зооморфного к антропоморфному. В одних преобладает животное начало (мангадхай - поглотитель) , в других ввделяются черты антропоморфного существа (мангадхай - завоеватель).

Рассмотрение образов старух-ыангадхаек показало, что они генетически связаны с образом мифической матери-прародительницу, покровительницы. У них хранятся души ыангадхаев, их грудное молоко придает силу ослабевшим в сражениях. Во внешности ыангадхаек проявляются черты прежнего зооморфизма (острый граненый подбородок, единственный глаз, огромный зуб). Исходя из того факта, что в ранних сюжетах мангадхаи отсутствуют, диссертант полагает, что они не значились в ранней эпике эхирит-булагатов. Объединение образов старух-мангадхаен и многоголовых чудовищ-мангадхаев в одну родственную группу - результат позднего осмысления и переработки архаичных образов.

Автор отмечает сложность проблемы происхождения названия этих чудовищ: мангадхай, мангад гахай (мангад свинья), мангад ахай (мангад брат), эмэ мангадхай (мангадхайка), мангадхайн изы (жена мангадхая) - которая не подучила еще удовлетворительного объяснения.

Далее диссертант рассматривает образы тенгриев-небожителёй, достигших большей степени антропоморфизации. Эти персонах®

представлены в основном в "Абай Гэсэр-хубуне". Состав небожителей неоднороден по генетическим истокам и стадиально-тнполо-гическим разновидностям. В эпосе сосуществуют художественное выражение дождя, тумана, грома в их естественных формах и про- ь явлениях и антропоморфизированные персонажи, воплощающие признаки неба, как например, Эсэгэ Малан (отец Плешивый, Лысый) -образное выражение формы неба. На иноязычное происхождение имен: Гэсэр, Хормуста (Хормос), Манзан Гурмэ, Аксагалдай и др. указывают исследователи "Гэсэра".

Автор в работе отмечает, что жизнь обитателей небесного мира смоделирована с картин земного бытия. Гэсэр, спустившийся на землю, чтобы помочь ее обитателям в бедах, занимает срединное связующее положение. Он сын небесных и зеиных родителей, женится на небояительнице и на земной женщине. В обрисовке характеров и поступков небожителей намечена тенденция к индивидуализации, они наделены человеческими пороками и слабостями: Хан Хормос - безвольный, забывчивый гуляка, Даашн Шохор, брат Гэсэра, из-за обиды отказывается помочь герою.

Полистадиальность космогонических мифов в улигере сказывается в дублировании персонажами ролевых функции. Так, в качестве небесных родителей Гэсэра названы Хан Хормос, Эсэгэ Малан и Эхэ Юрэн, Хухэдэй йэргэн и Хултэй хатан. Гэсэр встречается и со старцем Зарлиг, назвавшимся его творцом-предком. В роли помощниц-покровительниц выступают сестры-хухэй и Манзан Гурмэ. На формирование образа родоначальницы западных тенгриев Манзан Гурмэ в эпоху матриархата справедливо укалывают исследователи бурятского эпоса. Связная и детализированная биография старейшины рода небожителей Манзан Гурмэ и ее антипода Маяс Хара излагается в ыолькинскоы варианте "Гэсэра".

Диссертант уделяет внимание образу Хухэдэя Иэргэна, который представлен на разных стадиях своей эволюции. Первоначальная основа образа непосредственно связана с градом, громом и молнией, в виде которых спускается громовержец на землю для истребления врагов. Поздний персонаж предстает хранителем грома и молний, посылающим огненные стрелы на землю по распоряжению богов. В эхирит-булагатскоы "Гэсэре" Хухэдэй Мэргзн не имеет большой сюжетной нагрузки, он упоминается в связи с обращением к нему Гэсэра с просьбой дать необходимое для предстоящих битз. Диссертант отмечает вероятность существования традиции

воспевания Хухэдэя ДЬргэна в качестве покровителя, защитника землян. Существует сюжет, где небожители посылают на землю Хухэдэя Ыэргэна и Гэсэра с освободительной миссией, но непосредственные действия по уничтожению чудовищ совершает Хухэдэй Ыэр-гэн. Автор указывает на генетическое родство Хухэдэя Мэргэна с образами Кокотэя и Когутэя из киргизского и алтайского эпосов.

В работе ввделен несколько своеобразный образ-персонаж "эжи угэй аман, хуур" - "голос, речь, слово". Этот образ представляет собой персонификацию свойства человека выражать мысли посреди ством слова, речи. Персонифицированный образ слова-повествования выступает обычно в качестве лица, оценивающего поступок героев, в роли комментатора событий в улигере. Аналогичный образ встречается в фольклоре народов Севера. З.Н.Куприянова, анализируя образ слова-песни в сюдбабц, заключает, что "на основе таких древнейших дорелигиозных представлений позднее возникло магическое значение слова"*.

Образы, воплощающие собственно человеческое начало, а не персонифицированные явления природы, стоят на стадиально более высокой ступени развития. В обрисовке этих персонажей сделан значительный шаг в сторону достоверности. И тем не менее при всей тенденции к реалистичности образы эпических героев обнаруживают черты, роднящие их с мифологическими героями. Генетическая связь эпических героев с мифологическими первопредками усматривается в их деятельности, направленной на сохранение и продолжение человеческого рода, в представлении о брате и сестре как о первоначальной паре, живущей на заре зарождения жизни на земле. Автор отмечает достаточную изученность эпических персонажей со стороны их сюжетной роли, происхождения, художественной обрисовки в исследованиях по'бурятскому эпосу.

Типологияация эпических образов эхирит-булагатских улигеров по их функциям в сюжете дает следующие группы: I) героинян:вс-тра, герой-богатырь, 2) жена, 3) родители, 4)побратимы^бога-тыри, 5) старики и старухи, 6) враги.

Как показал анализ вволюции сюжетов в эхирит-булагатском эпосе, наблюдается большая подвижность ролевой структуры состава персонажей, Сестра-спасительница трансформируется в преданную родечлжщу, тржщув дом В отсутствие богатыря или

I. См.; Кущимя»3ик# » Специфика фольклор-

ных жанров * и., ШШ^ с. 18Т.'

превращается в антагониста героя. Брат героини из пассивного персонажа переходит на роль главного действующего лица, определяющего развитие улигерньгс событий и воплощающего собой идеал могучего и справедливого человека.

С появлением сюжетного цикла богатырской биографии в круг действующих лиц вступают родители, обычно преклонного возраста, древние старики и старухи, активно фигурирующие в сценах обряда наречения; жены, побратимы-богатыри из другого рода, воины.

Далее автор выделяет два типа жен: одни - верные, преданные помощницы, спасительницы, другой тип - жены-изменницы. Е.Н.Кузьмина, исследовавшая образы женских персонажей в бурятском эпосе, выделяет тип девы-богатырки, ставшей женой Гэсэра. Образ воинственной Алма Мэргэн отсутствует в эхирит-булагат-ском "Гэсэре".

В работе рассматриваются образы противников героев. В архаичных сюжетах о сестре, героине противодейтсвует одегон-шаман-ка, разоблачившая в "женихе" переодетую женщину. Данный мотив отражает "раннюю ступень ¿^раЬвктии шаманства . К противникам богатырей принадлежат дядья Хара Зутан и Шара Зутан, с которыми связаны мотивы некоторой социальной дифференциации.

С развитием улигеров на смену врагам в облике чудовищ приходят иноземные захватчики. В эхирит-булагатском эпосе этот процесс наблюдается в основном в поздних записях улигеров. Чужеземцы нападают на владения героя, стремясь захватить в плен его сородичей, родственников. Процесс вытеснения древних образов персонажами более реалистического плана усиливается на последующих этапах развития улигерного творчества (унгинском и хориь-ском циклах).

В заключении излагаются результаты исследования» которые сводятся к следующему.

Специфика эхирит-булагатского эпоса заключается в том, что он находится на ступени, наиболее близкой к мифологическим истокам. Это проявляется в структуре сюжетов и образов, в основе которых лежат древнейшие формы олицетворения природы и социальной жизни (тотемизм, анимизм).

Эхирит-булагатским улигерам свойственна своя эволюционная

I. См.: Уланов А.И. К характеристике героического эпоса буряг. Улан-Удэ, 1957,с.57.

последовательность и историческая трансформация в рамках самостоятельного образования "в бурятском героическом эпосе. Рассмотрение сметного состава эхирит-булагатского эпоса с точки зрения их исторического развития позволяет выделить отдельные свжетно-повествовательные типы, которые показывают постепенное усложнение структуры улигеров, смену главных персонажей, выпадение архаичных мотивов и появление новых, а также жанровую трансформацию на современном этапе бытования эпоса.

Разработка темы сватовства относится к наиболее раннему состоянию эпоса. Данная тематика получила реализацию в двух специфических формах (сватовство героини и сватовство богатыря). Развитие сюжета шло по линии усиления мотивов, воплощающих тему богатырской героики. Тема сватовства сохраняет свою актуальность, становясь составной частью эпической биографии богатыря..

Определенная эволюция прослеживается и в образной системе улигероЕ. Наблюдается прямое соотношение и зависимость между характером эпического повествования и типологическими признаками образов. Наиболее древние формы улигеров с относительно небольшим событийно-временным охватом имеют небольшое количество персонажей. Усложнение сюжета влечет за собой увеличение состава действующих лиц, происходит вытеснение древних зооморфных- образов персонажами более реалистического плана.

Архаическая традиция воспевает героев, сила которых в органической слитности с родовой группой, представителями животного мира (тотемными предками).

Устойчивость первоначальных элементов наблюдается в сюжето-образовании. Общая композиционная модель, при которой беда, приключившаяся с одним персонажем, влечет за собой сюжетное функционирование другого героя, лежит в основе разных повествовательных типов.

Историческая доминанта эхирит-булагатского епоса показывает его стадиальное состояние, в котором еще не преодолено мифологическое мировоззрение. Бурятский эпос отражает процесс дальнейшей разработки и систематизации мифов о тенгриях в стадиально развитом унгинском эпосе. Стадиально-типологический уровень эхирит-булагатских улигеров можно определить как "мифологический" (Е.М.Ыелетинский) кто "догосударственньй" (В.Я.Пропп). Термин "богатырская сказка" (В.Ы.Еирыунский), применяемый относи-

льно к архаическим формам эпоса, следует относить х особой, зновцдности эхирит-булагатских улигеров на стадии его жан-вой трансформации.

Содержание диссертации опубликовано в следующих работах"? Небожители в улигерах. // бурятский фольклор. Труда Б10Н. п. 24. Улан-Удэ, 1975, с. 12-42. ( В соавторстве с А.И.Ула-вым и Д.А.фрчиной).

Улигеры в исполнении Ы.О.Олохоева и А.Б.Манжуева. //. Ыас-рство современных бурятских сказителей. Улан-Удэ, 197ь, Ь7-94.

Коыпозиция улигеров Ианщута Имегенова. // Традиционный льхлор вгурят. Улан-Удэ, 19Ь0, с. 10-26. Образы зооантропоморфных врагов в эхирит-булагатских ули-рах.// Поэтика жанров бурятского фольклора. Улан-Удэ, 7У62, 43-57.

Характеристика сюжетов эхирит-булагатских улигеров. // Ти-логия традиционных жанров бурятского фольклора. 19Ь9, 32-53.

Древние мотивы в эпическом собрании Ц.Жамцарано. // Док-ци и тезисы научной конференции к I10-летию Ц.&.Жамцарано. ш-Удэ, 1УУ1, с. 164-165.

Эхирит-булагатсхке улигеры. Улан-Удэ, 1990. - б,1Ь п.л.

|рмат 60x64 1/16. Бумага офсетная. Печать офсетная, л. печ. л. Тираж 100. Заказ 20?.

О "Олзон" при БН4 СО РАН

'0042 г. Улак-Удэ, ул. Сахьяновой, 6.