автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Эстетическое отношение в экологической культуре

  • Год: 1997
  • Автор научной работы: Даллакян, Галия Рашидовна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Уфа
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Автореферат по философии на тему 'Эстетическое отношение в экологической культуре'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Эстетическое отношение в экологической культуре"

На празах рукописи

о - 1

.1 ОН

- - АВГ 1237

Даллакян Галия Рашидовна

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ В ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Специальность 09.00.11. - "Социальная философия"

АВТОРЕФЕРАТ

ЗО^-Т-ЧШ!! * К а СОИСКанЧЭ стспзнп

кандидата ¡ЬилэссЬскпх наук

УФА 3957

Диссертация выполнена на кафедре философии Уфимского государственного нефтяного технического университета.

Научный руководитель - заслуженный деятель науки РБ,

доктор философских наук, профессор Камаев Раши.т Бурханович

Официальные оппоненты - доктор философских наук,

профессор Хазиев B.C.

Ведущая организация - Башкирский государственный медицинский

университет

Защита состоится "- 1997 года на заседании

Диссертационный совет Д 064. 13. 05. при Башкирском

государственном университете по присуждению ученой степени кандидата философских наук (450074, Уфа, ул. Фрунзе, 32)

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке БГУ

кандидат философских наук Хидиятов Н.Б.

Автореферат

года

Ученый секретарь Диссертационного совета

кандидат философских наук

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы диссертации

Современный этап взаимодействия общества и природы характеризуется дальнейшим обострением социоприродных противоречий. Общепризнано, что человечество стоит на грани экологической катастрофы, сознание возможности которой актуализирует необходимость изменения ориентиров последующего социокультурного развития. Это предполагает формирование новой экологической культуры, ориентирующей человека на коэволюционное развитие со своим природным окружением.

Господство рационально-механистической парадигмы привело не только к расчлененному видению природы, но и к потере целостности самого человека, функционирующего часто лишь как интеллектуальная машина для создания материальных благ, удовлетворяющих порой его абсурдные потребности. "Мы изрядно преуспели,- пишет О.Тоффлер, в этом искусстве, преуспели настолько, что нередко забываем собрать разъятые части в единое целое, которое они некогда составляли" [123,6]'. Необходимость "склеивания" разорванного мира, восстановления его утерянной целостности и человека осознается сегодня практически всеми учеными, однако механизмы и пути её достижения остаются пока неясными. Очевидно, что ядром гармонизации отношений общества и природы является формирование экологической культуры, которой в последнее время посвящено много работ.2 Следует заметить, что находясь под влиянием рационалистической культуры, большинство авторов вычленяют интеллектуально-рациональные методы формирования экологической культуры, в то вре-

1 Цит. по кн.: Пригожин П., Стенгерс И. Порядок из хаоса.М.: Наука, 1986, стр. 6

: Бондаренко В.Д. Культура общения с природой.-М.: Просвещение, 1987; Кочергни Л.Н. и др. Экологическое знание и сознание.- Новосибирск: Наука. 1987 и т.д.

мя, как иррационально-эмоциональные остаются, как правило, в тени. Между тем, лишь целостное рационально-иррациональное отношение к миру составляет культуру личности, и экологическую в том числе. В связи с этим особенно актуализируются проблемы эстетического целостного и надпрагматического отношения к социальной и природной действительности.

Цель исследования.

Расширение возрождающейся значимости эстетического отношения к окружающему миру как элемента экологической культуры, способствующего восстановлению социоприродной целостности, является основной целью данной работы. Без развитого эстетического чувства природы, отражающего глубинную связь "Я" человека с "Я" природы, без непосредственности эстетического восприятия "всеюдности" и вечности многообразной жизни, без формирования целостных этико-эстетических ценностных установок невозможна культура вообще, и экологическая культура, в частности.

Будучи ценностным рационально-иррациональным феноменом эстетическое отношение не только позволяет воспринимать мир как целостность, но и способствует воссозданию целостности как самого человека, так и системы "общество-природа". Степень научной разработанное! и проблемы.

В современной отечественной литературе, как нравпло, преобладают дескриптивные методы исследования роли эстетического отношения в освоении действительности и в формировании "гармонически развитой личности" ( Апресян Г.З., Буров А.И.Линник Ю.В., Печко Л.П., Зверев И.Д. и др.). Признание аксиоматичным универсальности свойств эстетического как бы снимает его теоретическую значимость в современных условиях. С другой стороны, эстетическое рассматривается как феномен допостиндуст-риального развития, вследствие чего также исключается из области актуальных проблем философии или сужается до пространства искусства. Эсте-

тическое отношение рассматривается, обычно, автономно от экологического. Следует отметить, что в работах Хацкевич Д.Х., Игнатовской Н.Б. и других осуществляется качественной изменение эколого-эстетической проблематики, фиксирующее взаимосвязи двух типов отношений, но нередко это остается на уровне констатации, без развернутого анализа механизмов этой взимосвязи.

Что касается западных авторов, то в их работах доминирует нормативно-этический подход, направленный на поиск общечеловеческих ценностей (А.Данто, Ж.Марголис, Д.Дики, Т.Бинкли, Ю.Сепанма и др.) Утверждая возможность гармонии между природой и человеком, экологическая эстетика исходит из принципа, согласно которому культура призвана не только разрушать "первую природу", но и созидать её, умножая эстетическое богатство окружающей природной среды и культуры как целостности.

Можно сказать, что западные исследователи более интенсивно и продуктивно разрабатывают эколого-эстетическую проблематику, выделяя растущую приоритетность эстетического отношения в формировании экологической культуры населения.

Основная цель работы реализуется посредством решения следующих задач:

1) определение сущности экологической культуры;

2) исследование исторического развития эстетико-экологических отношений в социокультурной эволюции;

3) выявление общих оснований экологического и эстетического отношения к природе;

4) раскрытие исторической динамики роли эстетического отношения в формировании экологической культуры;

5) выяснение содержания и сущности эстетического отношения к при- • роде;

6) анализ ценности как ядра эстетического отношения;

7) определение места и роли эстетического отношения в формировании экологической культуры.

Объектом исследования является экологическая культура и пути её формирования.

Предметом - эстетическое отношение, его место и роль в формировании экологической культуры.

Теоретические и методологические основы исследования.

Теоретической основой исследования служили произведения европейской классической философской мысли (Платон, Аристотель, Леонардо да Винчи, Ж.-Б.Дюбо, И.Кант, Гегель, И.Гердер, А. Шопенгауэр, О.Шпенглер и др.), русской философии, включая представителей русского космизма (Соловьев В., Федоров Н., Флоренский П., Лосский Н., Бердяев Н. И др.), работы крупнейших ученых современности Вернадского В., Тейяра де Шардена . Швейцера А., Пригожина И., а также труды Ортега-и-Гассета X., Фромма Э., Сорокина П., Белого А. и др. Большое внимание было уделено работам западных исследователей, так называемых глубинной экологии (Нейс А., Дивал А., Лавлок Ж. и др.), экологической эстетики, энвайронментальной этики.

Методологическим основанием исследования явились аксиологический принцип, а также принцип историзма, использован метод восхождения от абстрактного к конкретному.

Научная новизна исследования заключается в следующих моментах:

1) вводится новое определение экологической культуры как целостного коадаптивного механизма человека и природы, реализующегося через отношение к окружающей природной среде;

2) впервые вводится новый принцип отношения к природе - экокалока-гатия базирующийся на глубинном единстве экологического, эстетического и этического отношений к окружающей природной и социальной действительности, где эстетическое отношение служит связующим звеном данного единства;

3) на основании данных современной экопсихологии доказывается имманентная экологичность эстетического восприятия и отношения к природе как основания для формирования экологической культуры. В работе получает развитие мысль о том, что восприятие есть процесс активного вычерпывания информации из окружающего мира, при этом субъекту восприятия противостоит не физический мир, каким его описывают физики, а экологический мир;

4) исходя из экокалокагатического принципа продуцируется новый метод образования и воспитания: синкретизм экологического, эстетического и этического:

5) определяются конкретные пути формирования экологической культуры:

а) экокалокагатический;

б) рационально-гуманистический;

в) иррационально-ойкуменистический.

Теоретическое п практическое значение работы определяется тем, что ее разработки, положения и выводы могут быть использованы в научных исследованиях, в процессе преподавания общих курсов философии и эстетики, а также ряда элективных курсов по соответствующей тематике. Практическое значение определяется методологическими принципами в воспитании и образовании, начиная с младшего детского возраста, вплоть до профессиональной подготовки.

Результаты исследования были апробированы в публикациях автора, в выступлениях на межрегиональных конференциях, методологических семинарах, а также как методическая основа в социологических исследованиях лаборатории " Регионология" - научный руководитель, профессор Р.Б.Камаев ( материалы исследования представлены в приложении диссертационной работы).

Структура работы представлена следующим образом: введение, три главы, заключение, библиографический список, приложение.

2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Первая глава-" Экологическая культура как социальный феномен". Основная задача главы заключается в выявлении сущности и содержания экологической культуры, раскрытии экологических приоритетов в формировании новых ценностных ориентиров общества, основывающихся на коэволюционной парадигме.

Значительная часть первого параграфа- "К определению понятия "экологическая культура "- посвящена анализу определения культуры, выявлению места экологической культуры в развитии человеческого общества. В работе вычленяется определение культуры, основанное не деятельностном под-ходе( Маркарян Э.С., Жданов Ю.А., Давидович В.Е. и др.), позволяющим рассматривать культуру в качестве имманентного механизма реализации самодеятельности, способа ее осуществления.1

Культура возникла как механизм адаптации к окружающему миру, которая осуществляется посредством преобразовательной деятельности. Квинтэссенцию культурного развития, ее результат и основу составляют ценности. Сегодняшняя экологическая ситуация обусловлена господством технократической системы ценностей, необходимость смены которой осознается в теоретических исследованиях как отечественных, так и западных исследователей (Гуревич П.С.,Моисеев H.H., Карпинская P.C., Лисеев И.К., Орешников И.М., Хесле В., Козловски П. и др.). Изменение ценностей есть относительно свободный творческий процесс. Это затрудняет переориентацию ценностных установок личности и общества. Ценности объективируются в определенные отношения к тому или иному явлению и объекту действительности. Человечество на каждом конкретном этапе общественного развития трансформировало свои представления

0 природе как культурной ценности. На первом этапе(доиндустриальный), ко-

1 См. Культурология,- Ростов-на -Дону: Феникс, 1995, стр.90

гда преобразовательный потенциал человека был слаб, и наблюдалась высокая степень зависимости общества от природных факторов, ценность природы как средства и условия выживания была велика. Постепенно, в ходе развития человек берет инициативу в свои руки, отгораживаясь созданной искусственно-технической средой от препятствующих его развитию воздействий природы. В этот период триумфальных "побед" над природой ее ценность, естественно, была утеряна. На следующем этапе, когда нарушение социально-природного равновесия стало угрожать существованию человека, возникло понимание значимости природы, как условия не только физического, но и духовного развития. Формируются экологические ценности, отражающие осознание ответственности человека н общества перед природой.

Несмотря на то. что количество работ, посвященных анализу экологической культуры значительно возросло( Кукк A.A., Маслеев А.Г., Бондаренко В.Д., Кочергин А.Н., Стошкус К., Шнлин К.И. и др.), проблема содержания экологической культуры и путей ее формирования относится к числу наименее разработанных. Авторы, выделяя определенные структурно-функциональные особенности экологической культуры акцентируют внимание, в основном, лишь на рациональном осмыслении экологических проблем. В диссертационной работе экологическая культура рассматривается как "вертикальное" сечение культуры, являющееся целостным коадантационным механизмом человека н природы, проявляющимся через отношение к окружающей природной среде.

Формирование экологической культуры в современных условиях предполагает вычленение приоритетности экологических ценностей на всех уровнях взаимодействия: материально-практическом, духовно-теоретическом и ценностном. Это взаимодействие исторически видоизменялось как в связи с развитием человека и общества, то есть культурной эволюцией, так и в связи с эволюцией самой природы, иначе говоря, в процессе коэволюции.

Во втором параграфе -" Историческое развитие экологических отношений "- рассматривается эволюция экологических отношений, их философской рефлексии. Раскрывается корреляция между материально-практическим и духов-

но-теоретическим уровнями экологического отношения, где ценностный уровень отношения выполняет роль " моста" между ними. Под экологическим отношением подразумевается, в самом широком смысле, интегральное отношение человека к окружающей среде.

В наиболее общем виде можно выделить следующие этапы развития экологических отношений:

1) когда природа предопределяет содержание культуры, отражающей, прежде всего, потребность в приспособлении к ней (общинно-аграрный или доиндустриальный);

2) когда в культуре сознательно ставятся цели борьбы с приро-дой(индустриальный или модерн);

3) когда культура трансформируется, в определении Кутырева, в " текту-ру"- нечеловеческое, роботообразное и довлеет над природой, подавляя при этом двойственную природу человека(постиндустриалы1ый или постмодерн).

В работе отмечается недостаточность вычленения исторических этапов отношения общества к природе на основе лишь материально-практического освоения природы, так как наряду с часто "экофобным" отношением к природе на уровне практического преобразования природы, на духовно-теоретическом уровне господствовали экофильные ценностные мотивы. Эстетическое отношение к окружающей среде выделяет духовную значимость природы, окружающего "внекультурного пространства'^ Лотман Ю.)"' , позволяет фиксировать его "человекоразмерность", способствуя преодолению отчуждения субъектов экологического отношения от природы.

Вторая глава- "Сущность эстетического отношения к природе "- посвящена выявлению фундаментальных общих особенностей эстетического и экологического отношений к окружающей природной среде, позволяющих определить экологическую сущность эстетического отношения.

2 Лотман Ю.М. Культ} ра и взрыв.-М.: Г'нозис, 1992

В первом параграфе - " Ценность как ядро эстетического отношения "- аргументируется необходимость рассмотрения эстетического отношения как отношения, созидающего ценности духовной культуры, с одной стороны, и как ценность самой культуры, с другой стороны. В этом заключена уникальная особенность эстетического отношения как генератора универсальных ценностей и основного механизма "интериоризации" ценностных установок культуры. В параграфе выделяются сущностные особенности эстетического отношения, которое выступает как целостно-образная основа мироотношения. Это отношение ценностно, эмоционально-чувственно, духовно, личностно, универсально, креативно и эвристично. Эстетическое отношение к миру оказывается сегодня почти последней силой противостоящей отчуждению и дегуманизации, поэтому сохранение и развитие способности человека к эстетическому отношению становится задачей не столько эстетической, сколько социальной.

Во втором параграфе главы- "Содержание и сущность эстетического отношения к природе"- вычленяются общие основания экологического и эстетического отношения к окружающей природной среде, что позволяет видеть глубинную эколопгшость эстетического отношения. Нарушение объективной основы эстетического восприятия, то есть разрушение экологического равновесия природы приводит к утрате способности к ее эстетическому освоению. С другой стороны, специфика человека заключается в том, что заложенная в нем способность к эстетическому отношению позволяет не только улавливать естественную гармонию природы, но и воссоздавать, хранить и творить ее. В параграфе отмечается необходимость нового осмысления понятия "гармония", которое давно перешагнуло рамки традиционной эстетики, став одним из основных понятий социально-экологических исследований.

В третьей главе -" Место и роль эстетического отношения в формировании экологической культуры "- рассматриваются пути формирования экологической культуры, базирующиеся на фундаменте эстетического отношения.

Первый параграф - "Эстетическое отношение как фактор формирования экологических ценностных ориентиров"- посвящен анализу эстетического от-

ношения как фактора формирования экологической культуры с позиций антропоцентризма, в частности, с точки зрения создателей теории ноосферы В. Вернадского и П. Тейяра де Шардена, которые отмечая целостно-гармоничную устроенность Земли в своей первозданности, использовали эстетико-художественпые образы мифологии, философии и искусства. При этом они указывали, что личность создаст ноосферу не только как сферу проявления "чистой мысли", но и как область духовной культуры, создающей красоту и гармонию.

В отличие от антропоцентрических концепций экоценгризм, особенно его радикальное направление, отвергает идею человеческого доминирования, утверждая, что "человек будет свергнут с трона монарха всего сущего и придет демократия всех живых существ." С этих позиций эстетическое отношение становится одной из форм психофизиологического механизма восприятия действительности, которое присуще в той или иной степени любому живому организму.

Отмечается также особый подход к идеи творческой вселенской гармонии, так называемого течения русского космизма( Киреевский 1-1., Соловьев В., Федоров Н., Флоренский Г1. и др.).

В работе выделяются взгляды теоретиков "глубинной" экологии, получившей достаточно широкое распространение в западных социально-экологических исследованиях. Основным вопросом глубинной экологии стал вопрос о невозможности современного общества удовлетворить фундаментальные "глубинные" потребности людей в любви, безопасности и общении с природой.

Весьма показательным в контексте работы является рассмотрение глубинными экологами такой формы экологического сознания как экологической чувствительности, способной охватить естественный мир в его внутренней ценности совершенно независимо от выгоды человека (Б. Дивал, Д. Сессион). По существу это и есть эстетическое отношение к природе. Прямое эстетическое схватывание целостности природы и внутренней уникальности каждой

индивидуальности позволяет определить путь формирования экологических ценностей. Эта мысль получила свое развитие в работах представителей экологической эстетики( М. Бердли, Г. Осборн, Г. Бинкли и др.), отмечающих, что основой эстетического отношения к природе является фундаментальная общечеловеческая тоска по прекрасному.

Во втором параграфе- " Синкретизм эстетического и этического как перспективное направление формирования экологической культуры "- показаны возможные практические пути формирования экологической культуры на основе синкретизации эстетического и этического отношений к природе. Указывается, что духовное развитие человека как в онтогенезе, так и в филогенезе формируются в общении с природой. Нельзя абсолютизировать генетические коды, в которых, по утверждению социобиологов (Уилсон Э.), программируются и передаются нравственные ценности. Экологические принципы и установки исходят из основных ценностей, на которых строится вся культура. Экологический нравственный императив понятен лишь человеку, для которого вообще жизнь имеет смысл. Если античный синкретизм этического и эстетического в форме "калокагатии" являл собой совершенно иной уровень по сравнению с синкретизмом сознания древних культур, то современное единство эстетического и этического является необходимым условием воссоздания целостности человека и формирования экологически ориентированного мироотноше-ния. Наряду со специфическими особенностями экологического, эстетического и этического отношений существуют и общие фундаментальные качества, которые делают возможным этот синкретизм. Так в качестве общих для эстетического и этического можно выделить следующие моменты: надпрагматизм, конкретность, свобода, субъектность. Это позволяет сделать выводы:

1) синкретизм эстетического и этического ( калокагатия) коренится в их глубинной связи, определяющей духовные и душевные качества целостного человека;

2) общность экологического и эстетического отношений позволяет сделать заключение о возможности экокалокагатического принципа формирования экологической культуры, а затем и экологизации культуры в целом;

3) экокалокагатические принципы являются необходимым условием формирования общечеловеческих ценностей.

Теоретический уровень постановки проблемы формирования экологической культуры часто "спотыкается" на сложных механизмах реализации их в практике. В работе подчеркивается, что указанные особенности эстетического освоения окружающей среды и калокагатического отношения к ней позволяют преодолеть существующий разрыв между теорией и практикой:

Формирование экологической культуры предполагает в своем конкретном воплощении процесс образования и воспитания. В работе констатируется, что в последнее время в отечественной литературе экологическому воспитанию не уделяется должного внимания. Порой оно без достаточной аргументации подменяется понятием "экологическое образование".1

Методика единства образовательно-воспитательного процесса, основанная на экокалокагатическом принципе, позволяет преодолеть разрыв когнитивного и ценностного начала в воспитании и образовании. Примером могут служить практические результаты деятельности педагогов, которые учитывают фактор целостности личности и целостного гуманистического подхода в педагогике.

В заключении приводятся основные выводы диссертационной работы, в числе которых следует выделить:

1) эстетическое отношение к природе как естественно-духовная потребность человека, является неиссякаемым источником творческого начала и чувства гармонии, является фактором, позволяющим преодолеть нарушенную целостность и утерянное чувство природы;

2) при формировании эколого-коэволюционной парадигмы приоритет сегодня должен отдаваться, именно, непрагматическому эстетическому отноше-

1 См. Дерябо С.Д., Ясвин В.Л. Экологическая педагогика и пснхология.-Ростов-на-Доиу: Феникс, 1996

ниго к природе, для того, чтобы восстановить нарушенный социоприродный баланс, где преобладает потребительско - прагматическое отношение;

3) эстетическое отношение экологично по своей сущности, так как онтологически заложено в самой природе человека;

4) эстетическое отношение к природе "человекоразмерно", то есть оно позволяет уловить меру и гармонию, в рамках которых человек будет чувствовать свою целостность, а потому способен к самореализации;

5) одним из путей формирования общечеловеческих ценностей, как необходимого условия экологизации культуры, определяется экокалокагатический принцип;

6) формирование экологической культуры через воспитание-образование, которые также должны основываться на экокалокагатическом принципе. Знания без ценностного отношения не дает не только ожидаемого результата, а часто остаются "благими намерениями", ведущими к самоуничтожению человечества.

В качестве приложения прилагается анкета и экспертный лист по изучению уровня экологической культуры населения.

По теме диссертации автором опубликованы следующие работы:

1. Особенности экологической ситуации в условиях современного научно-технического прогресса. Тезисы докладов конференции " Движущие силы и социальные факторы ускорения научно-технического прогресса".- Уфа, 1988, с. 100-101.

2. К проблеме экологизации социальной инфраструктуры в эпоху научно-технического прогресса. Тезисы докладов научно-практической конференции "Проблемы развития социальной инфраструктуры в условиях совершенствования управления".- Уфа, 1988, с. 82-83.

3. Научно-технический прогресс и проблемы формирования экологической культуры. Тезисы докладов научно-практической конференции " Проблемы

развития социальной инфраструктуры в условиях совершенствования управления Уфа, 1988, с. 112-113.

4. Здоровье человека и развитие социоэкологии в условиях современной научно-технической революции. Тезисы докладов научно-практической конференции " Ускорение научно-технического прогресса и совершенствование образа жизни",- Уфа, 1989, с. 46-49.

5. Место и роль формирования экологической культуры студентов в процессе гуманитаризации высшего образования. Тезисы докладов конференции "Подготовка и движение кадров в условиях радикальной реформы",- Уфа,

1990, с. 130.

6. К проблеме экологизации медико-биологического знания. Тезисы докладов и выступлений к Всесоюзно^ научно-теоретической конференции

" Философские и социальные проблемы медицины и здравоохранения",- Уфа,

1991, с. 134-136.

7. Проблема формирования экологических ценностей как условия преодоления кризиса культуры. Тезисы докладов региональной научно-практической конференции "Философия, наука и техника в свете новой культурной парадигмы",- Уфа, 1997, с. 21-23.