автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.08
диссертация на тему:
Эвфонико-семантическая функция рифмы Галактиона Табидзе

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Цоцориа, Тамила Нероновна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Тбилиси
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.08
Автореферат по филологии на тему 'Эвфонико-семантическая функция рифмы Галактиона Табидзе'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Эвфонико-семантическая функция рифмы Галактиона Табидзе"

* ¿ТБИЛИССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ^ ИМ. ИВ. ДЖАВАХИШВИЛИ

, ' Л о

V На правах рукописи

Цоцориа Тамила Нероновна

Эвфонико-семантическая функция рифмы Галактиона Табидзе

Специальность - 10.01.08 Теория литературы

Автореферат

Диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Тбилиси 1999

Работа выполнена на кафедре истории новой грузинской литературы Тбилисского Государственного Университета имени Ив.Джавахишвили

Научный руководитель: Хинтибидзе Акакий - доктор филологических наук, профессор.

Эксперт: Тухарели Дмитрий - доктор филологических наук, профессор. Официальные оппоненты:

1. Ломидзе Гивн - доктор филологических наук, профессор.

2. Которашвили Давид - кандидат филологических наук, доцент.

Ведущая организация - Сухумский филиал Тбилисского Государственного Университета им. Ив. Джавахишвили

tj со

Защита диссертации состоится 'Мг^фш да

в JZi часов на

диссертационного совета Р 10.01. С N5 Тбилисского Государственного Университета им. Ив. Джавахишвили

Адрес: 380028, Тбилиси, проспект И.Чавчавадзе №1 ТГУ

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Тбилисской государственного университета.

Автореферат разослан ".¡О "Slhb^ УХШ-

Ученый секретарь диссертационного совета: доктор филологических наук, профессор ^ -——^ (Т. Кикачеишвили)

Общая характеристика работы

Актуальность темы.

Основная линия и направление грузинской поэзии XX столетия наиболее четко и своеобразно отразились в творчестве Галактиона Табидзе.

Галактион не только глубокий знаток версификации грузинского стиха, но и сам внес много нового. Невозможно восприятие неповторимой полноценности поэзии Галактиона без его изумительной рифмы. Виртуоз слова и рифмы чувствовал, что глубина и богатство рифмы создают фон благозвучания и естественности стиха. Стих Галактиона представляет искусные вариации создания и использования рифмы. С одинаковым искусством он владеет как внутренними, лестничными, крестовидными и дугообразными рифмами.

Рифма стиха Галактиона по местонахождеию и способом рифмовки представляет не только все виды рифм грузинского стиха, но и индивидуально обогащает произведение взаимослиянием многовидных рифм - делает ее индивидуальным, Галактионовским - синтез рифм всех видов грузинского стиха или же несколько видов. В основном в поэзии Галактиона встречается характерная только для него музыкальность стиха, параграфа или стопы.

Музыка стиха, строфы, строки поднимается в такой высокий регистр, что слова почти теряют логико-семантическое значение и будто возникают только для благозвучности рифмы. Было бы ошибочным считать, что поэт преобразовывал слова для создания рифмы. Следует верить, что это было продиктовано мыслью и настроенем, силой музыкального ощущения слов. Не рифме, а музыке, звучащей в его сердце, нужно было воплотиться такими словами.

Уровень изучения проблемы.

Поэзия Галактиона Табидзе представляет собой весьма сложный феномен своей многогранной проблематикой. Новая рифма, которая связана с именем Галактиона, постоянно находилась в центре внимания грузинских исследователей, однако необходимо отметить, что еще не было систематического изучения семантики рифм Галактиона Табидзе.

Заинтересованность рифмой Галактиона начинается с 60-ых годов нашего века. В 1961 г. было опубликовано исследование Ак.Хинтибидзе "Рифма Га-

лактиона Табидзе", а в 1979 году "Рифма Галактиона в двенадцатигомнике", в 1974 году был переиздан сборник стихов "Артистические цветы" со словарем рифмы. После двадцатилетнего упорного труда с руководством Ак.Хинтибидзе был разработан "Словарь рифм Галактиона", который в настоящий момент не издан.

Цель работы заключается в выявлении взаимосвязи музыки стиха Галактиона с музыкой его рифм. Мы постарались тщательно изучить звукопись Галактиона. С точки зрения звукописи стихи поэта так звучат, что вполне оправданно можно называть Галактиона композитором грузинского стиха.

Проанализируй семантику рифм Галактиона, можно изменить дефиницию рифм. Говорить о морфологии, семантике и лексике рифм нельзя, если не считать рифмой слова, потому что клаузулы обычно вне семантики, и в грузинском стихе рифма с клаузулей не равна.

Новизна научного труда состоит в том, что путем дифференциации сборников поэта монографически изучена градация рифм Галкатиона.

Существовавшие взгляды в научной литературе о музыкальности стихотворений Галактиона в диссертационной работе изучены с учетом музыки рифмы и сделаны конкретные выводы. Ведь рифма Галактиона обращает на себя внмание в первую очередь звуковым составом, эвфонией. Музыка рифмы существено подразумевает эвфонию.

Музыкальные рифмы Галактиона сопровождают и лексические новинки. Лексика рифмы дает представление о характере стиха, о его смыслово-эмоциональной нагрузке. Поэт ведь старается внести в рифму слова, выражающие главную мысль куплета.

В представленном труде сопоставлены количество использованных слов в рифме с общим количеством слов поэта и установлена частота использования в рифмах этих слов.

Теоретическая и практическая значимость работы определяется тем, что она опирается на весь комплекс музыкальности рифм, на ее истоки, на теоретические достижения истории грузинской литературы, литературоведения. Она может послужить студентам, аспирантам и заинтересованным лицам, исследователям новой грузинской рифмы.

Апробация работы. Диссертационная работа выполнена на кафедре истории новой грузинской литературы Тбилисского Государственного Универ-

ситета им. Ив.Джавахишвили. Здесь же состоялись обсуждение и апробация 28 сентября 1999 г. ( рецензент - кандидат филологических наук, доцент И.Г'атиа-ни).

Результаты работы докладывались на разных научных сессиях (тезисы опубликованы). Основные положения диссертации отражены в статьях (список которых прилагается в конце автореферата).

Объем и структура работы. Диссертационная работа содержит 148 страниц. Она состоит из введения, четырех глав и выводов. В списке использованной литературы 102 наименования.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Введение. Автор рифмы века "Ьой^й'Зо до^^о - Ьоспбддлбяэд" Галактион Табидзе писал: "...поэзия - вечная загадка. В наше время поэзия, которая не ходит по краю пропасти, также мало заслуживает внимания, как и все, что рухнет в эту пропасть. В величайших рифмах должно слышаться и столкновение планет, и войны звездных отрядов, огненное облако,заженное разъяренными солнцами. В это фантастическое время должен быть слышен грузинский голос...".

Эти "величайшие рифмы" выполняют функцию, позволяющую воспринять музыку и содержание поэтического произведения. Рифма - органический компонент стиха. Как структурная деталь стиха, как художественно-эвфонический образ, как граница, разделяющая строфу, она является литературным фактом. Материальная же природа рифмы лингвистична, рифму образуют языковые единицы - звуки, единство звуков, слог, состав слова и т.п.

Изучение рифмы теоретическим и историко-сопоставительными методами представляет предмет научной поэтики. Для развития поэзии необходимо изучение существующих научных положений о рифме. Генезис ее дает возможность установить звучание эмбриональной рифмы, которая дала развитие современной поэзии.

История рифмы свидетельствует, что в древней поэзии рифма не только не использовалась, но и само существование ее исключалось. Поэзия была связана с напевностью, т.е. между рифмой и рефреном существовали дополнительные отношения. Рифма была более характерна для ораторского жанра, свойственна прозе, той орнаментальной прозе, которая структурно отличалась от поэзии, от всех нехудожественных и разговорных жанров.

Эмбриональная рифма сначала зародилась в народной поэзии, оттуда перешла в книжную. По мнению Б.Томашевского, первоначально рифма возникла стихийно, помимо желания автора, затем же стала объектом специальных поисков. Постепенно сказ приобрел определенные формы, одной из которых и стал стихотворный текст. В конце концов сложилось правило, которое позволило создавать целые произведения с выделением параллельных сочленов и созвучными окончаниями. Рифма придала поэзии организованную, метрическую функцию после того, как сложился жанр декламационной поэзии.

Первые рифмы - грамматического, некорневого происхождения, рифмы, которые содержат повторы морфологического и лексического характера, относились непосредственно к семантической сфере.

Глава I.

К истории грузинской рифмы

В первой главе детально прослеживается происхождение грузинской рифмы. В литературоведении признано очень давнее происхождение грузинской рифмы как структурного элемента. Вначале она была грамматической, рифма лексическая имеет более позднее происхождение и является показателем очень высокого уровня поэзии.

В грузинской народной поэзии необходимость рифмы вызвана песенными элементами, понятие "рифма" связывалось с музыкой. Народная рифма вначале была тавтологической. Примеры последней встречаются и в современной поэзии. (Эз^^с^о (ооб ГфЗп"). Основой грузинской книжной рифмы

была рифма народной поэзии. Неприемлемым кажется предположение о том, что рифмы в грузинской поэзии возникли под влиянием арабской, персидской и византийской поэзии, т.к. это влияние начало проялвяться в период, когда рифма в народном стихе давно уже употреблялась.

Первая зафиксированная книжная рифма (д^бй^о - ТЗ^^д^й^п) встречается в агиографическом произведении (Леонтий Мровели, УЛЩ в.). В памятниках грузинской агиографии - "Абукура" и др. есть целый ряд рифм, а в гимнографии необходимо отметить "Псалтырь Борена", который, от начала до конца зарифмован. Наряду с рифмой в духовной поэзии развивалась и рифма в светской поэзии, образцом которой можно считать два рифмованных стиха на стенах Атенского Сиони "оЪод^дот ¿Ьд дйЭо" и "з'й^д офудоЬ Зт^з^соо". Необходимо отметить "Эпитафию Давида Агмашенебели" Арсена йкалтоэли (XII век).

Точная рифма достигла совершенства в "Тамариани" Чахрухадзе и особенно в "Витязе в тигровой шкуре" Шота Руставели. Высокий и низкий шаири, соответственно содержат две- и четырехсложные и три- и пятисложные рифмы. Рифма каждой строфы повторяется четыре раза,

В поэзии т.н. Возрождения особенно отличаются рифмы Давида Гурамишвшш и Бесики. Под влиянием поэзии Мухамбази рифма Бесики была особенно сладкозвучна. В истории грузинской рифмы своеобразный этап

создали романтики. Они умышленно изменили рифму. В основном это была реакция против сладкозвучной рифмы Бесики. Илья Чавчавадзе является наследником Николоза Бараташвили с точки зрения рифмы, а Акакий Церетели и Важа Пшавела продолжают традицию грузинской народной рифмы.

Глава II.

Галактион Табидзе мастер рифмы

Ошибкой было бы считать, что Галактион преобразовывал слова только ради рифмы. Правильнее предположить, что это делалось по подсказке самого слова. Виртуоз рифмы, он чувствовал, что последняя создает фон благозвучия и естесгвенноси для любой строчки.

По количеству риф?»; (31000) и способам рифмования (197) поэзия Га-лактона уникальна. Ему были одинаково подвластны все известные виды рифм.

Способы рифмования Г. Табидзе обогатили историю грузинской рифмы. В его поэзии - синтез всех видов грузинской рифмы. Этот синтез сформировал литературоведческое понятие - "галактионовская рифма".

"Многих поэтов считали королями рифмы, но никогда не ставился вопрос о том, в творчестве какого поэта они наиболее точно, оправданно и закономерно употребляются. Есть дворяне рифмы и есть истинные князья", - писал В.Гаприндашвили в статье "Рифма и ассонанс".

Галактион со всей силой предстал поразительным художником в сборнике "Артистические цветы". Это целый водопад рифм "йфЭоЪ ^-pgognnbo", "{">■363^ (зЪдБдЬо", "оЪ", "Voiles" и др. образцы высокого мастерства.

Галактион обладает уникальной способностью к словотворчеству. В его произведениях не чувствуешь, что над рифмой работали особенно, искали ее, но в записях поэта постоянно встречаюся мысли о ритме и рифмах "я уважаю и ритм и рифму; только они создают поэзию".

Рифмы "Книги свободы", список 34 видов рифм, список рифм двусложным словам, начинающимся с гласной, односложная рифма, тетрадь рифм - даже в день смерти в кармане у него был блокнот с записями. С большим мастерством он рифмовал слова с неодинаковым количеством слогов. Вахтанг Джавахадзе даже ввел понятие "Ъок^ддб^й'оЪЗо" - великолепной рифме Галактиона и приводит ее примеры: ЭЪдЪд-ЭоЪдЪо, спуБ^о - отд og,o, -

ЪбЗйАсл^с^о, rtoybgo - ЬобцЪзояло.

От рифм .йЯдфоЬфо - ЗдфоЬЗдфо выстраивается ряд - - ¿ЭдфоЪ-

б°> " ЭЗбЛцдзкпо, Ь'^Сп'дЬЗй - кп'дгбЬЭйбо. Исследуя своеобразие

рифм Г.Табидзе нельзя забывать о палиндромах, которые в списке 34-ех занимают 17 место. Палиндромы упоминаются у поэта часто, можно сказать, что это один из видов рифмы. Создавая палиндромы, Г.Табидзе утверждает, что может придать слову и мысли любое звучание. Знаменитый пример тому -"йо, Лс ЭЪоЬ ЬоЪЭоЛоб" (1927).

Особым достоинством поэзии Галактиона является эвфония рифмы, ее лексическое и семантическое богатство. Точная, приблизительная, богатая, усеченная, замещенная и неравносложная - создает единство, художественное совершенство.

Глава III.

Эвфония галактионовских рифм

Рифмы Г.Табидзе заслуживают внимания особым сочетанием звуков, своей эвфонической стороной. Г.Табидзе, с одной стороны, ввел в грузинскую поэзию понятие новой рифмы, но, с другой стороны, использовал и традиционные, классические ее формы.

Почти половина произведет! поэта написана с использованием точных рифм. Иногда точные рифмы проходят по всему произведению ("йо ЛоЭббЪ^т"). В раннем периоде творчества в первом сборнике поэт использовал традиционные формы: точных рифм там гораздо больше, чем других (из 1018-843), затем он стал вводить и неточные рифмы.

Изучение клаузул точных рифм в творчестве поэта показал, что количество различных клаузул очень велико, что говорит об эвфоническом многообразии неточных рифм. Тесный контакт с традицией указывает и многообразие омонимических рифм. Омонимическая рифма, характерная для старой грузинской поэзии, перешла в XIX век в виде некоторых образцов. С этой стороны "^(зБй-дйо ЬоЬ^Ь^д", вошедший в "Артистические цветы" явился полной неожиданностью. Эффект которой был тем сильнее, что в 12 строчном стихотворении все строфы имели омонимические формы ("йЗббойо соойдйоо>, ^одооот - {о.ычдйосг?, <ддГ»)оЬ «ддАсойб ^бАдЬосг) "ЗдбпЬдйоЬ 7)д6э5б"). В

отличие от традиционных рифм, эти были однословными.

Тавтологических рифм больше, чем омонимических. Основная причина этого - повторение отдельных строчек. Обычно в тавтологи-ческих рифмах происходит повтор слов с особой смысловой или эмоциональной нагрузкой (см. пример, приведенный выше). Галактиону свойственно характерное для восточной поэзии повторение тавтологической рифмы-рефрена. Образцом такого использования рифмы может служить стихотворение "Хвала Никорцминде", в котором каждая строфа заканчивается одним словом -"Никорцминда".

Такое обилие неточных рифм было необычным для грузинской поэзии. Это был переворот в грузинской рифмологии.

Из форм неточной рифмы наиболее часто встречается ассонанс (повторение гласных, несовпадение согласных). Если в первой книге ассонансы воспринимались как инерция традиции, то в "Артистических цветах" и последующих произведениях он занимает уже определенное место. Поэт специально, с определенной целью нарушает эвфоническую идентичность рифмы. Не случайно, чо все рифмы "Градации" ассонансны (<дй(пб=Ъдо;>йэо-о'Эзолопо, 2,б9д<поб - б^ад^оо).

Ассонансы Галактиона благозвучны. Родственные согласные сменяют друг друга. Внутри ассонанса некоторые избыточные согласные не режет слуха, т.к. "лишние"согласные незаметны. (йЫчЗсподА^ц^Ь-длА'дк^Ь). Особенно заметна избыточность согласных в конце рифмы (Зй^обЗ-ЬоЪЭбАоо). Это так называемая смешанная рифма, внутри которой один член заканчивается гласным, другой - согласным. В старой рифме фактически использовался такой прием. Его ввод и использование связано с именем Галактиона. В ассонасах поэта мы встретились и со случаями перестановки звуков, так называемой метатезой. (^обЭйоттдЪ-Збсо.ьетпдЪ).

Часты в стихотворениях Галактиона закономерные взаимозамены точной и ассонансной рифмы ("Платаны Щиндиси"). После выхода в свет "Артистических цветов" И. Гришашвили сделал вывод: "Ни один поэт не владеет искусством ассонанса так, как Галактион".

Если ассонанс был привычным явлением для грузинской поэзии, то консонанс (замена гласных в рифме) - совершенно новое звучание. Традиционно его присутствие в грузинском стихе не наблюдалось, и 14% консонантно-диссонансных рифм, зафиксированных в "Артистических цветах", говорят о

новых рубежах грузинской поэзии. В консонансах Галактиона обычно меняются последние гласные, что сравнительно легко воспринимается читателем, привыкшим к традиционной рифме (лйдЪ^Ао-ЗдЪййд), но встречаются замены внутри консонанса (8йЬдо(ц>о-ЬйЬдк^о) и в начале (¡^{»¿бйотдк^о-^добяэ.ь S.soiggjo), иногда же одновременно в корне и в конце (IfóB^ogrtm-ifmojogfoo). Эти редкие виды рифм звучат в поэзии Галактиона органично.

Если точные рифмы и ассонансы часто пронизывают стихотворение, то использование консонансов достаточно редко. Они иногда встречаются в стихах, в которых использованы точные и ассонансные рифмы: "Згодл, Эй^АбЭ únsoob?" - всего два консонанса, "Ьо'д&бйо оя^^Ъз"- три и т.п.

В диссонансах Галактиона в большинстве случаев согласованы начальные единицы слов, формирующих рифму. Гармония нарушается в конце рифмы (Aoybgn-boráQbgoswo, ¡Vgr^bOo-cj'grtbSiSo). Такое четкое нарушение в эвфонии рифмы обусловлено художественным мышлением символизма.

В сравнении с консонатами, диссонансы редко встречаются в стихотворении поэта. Более чем 270 диссонансных рифм, зафиксированных в словаре, представляются весьма смелыми многосложные рифмы Галактиона, в большинстве своем указывают на стремление поэта войти вглубь строки, например, для рифмы вполне достаточны были бы (оооч-Ь^З^оосп, Googdb-jcjo.syob) но длина рифмующихся слов наращена за счет приращения сопутствующих единиц: (b^gbgó ooovbü9óoocr), ¡Ьобдю Бос>зоЬ - (о^йоб^о'дс? ¿KJ"^0^)-

Глава IV.

Семантика рифм Галактиона

Во второй главе диссертационной работы рассмотрена семантика рифмы Галактиона, обоснованная морфологией и лексикой: какие части речи рифмутся и какие лексические единицы рифмуются. Так определяют семантику рифмы теоретики литературы (В.Жирмунский, С.Горгадзе, А.Гацерелия, А.Хинтибидзе), и эта мысль определила содержание дискусси о видах рифмы в 10-20-ых годах ("Турнир рифм", "Рифма в 1922 году"). Представленные в качестве иллюстраций рифмы отличались эвфоническим благозвучием и семантической неожиданностью.

Затрагивать вопросы морфологии, лексики и семантики рифмы можно только в случае допущения, что рифму создает целое слово. Клаузулы не рассма-

триваются на лексико-семантическом уровне. В грузинской поэзии рифма и клаузула - не идентичные понятия, поэтому в определении грузинской рифмы место звука и звукосочетания занимает и слово. Обычно поэты используют для рифмы лексические единицы с особым эмоционально-смысловым наполнением. Т.о. рифма самым тесным образом связана со смыслом строки, строфы и целого произведения.

С точки зрения морфологии рифмы также подлежат классификации. По грамматическим признакам рифмы бывают однородными: имя - имя, глагол -глагол, окончание - окончание, суффикс - суффикса. Рифмование имени существительного с именем прилагательным, имени с глаголом и т.д. дает неоднородные рифмы. Это контекстуальные рифмы и, естественно, эстетическая ценность весьма высока. Изучение словаря рифм Галактиона показыват количественное преимущество неоднородных рифм. В частности, рифмы имя-глагол встречаются в три раза чаще, чем рифмы суффикс-суффикс. Так называемые однородные рифмы поэта поражают многообразием (ас^оЛфо-^стсчйю, (ЗдЬ^йЬ-^¡тадЬдЬЬ, 'Зй^ЛззбБо-З^дзйбо). Это и взаимодействие родственных согласных, и стержневой сильный согласный.

В неоднородных рифмах особенный интерес вызывают сочетания имен существительных и числительных. Частота употребления в речи имен числительных не очень высока, поэтому их использование в рифме в сочетании с существительными довольно редко. Это - прием Галактиона. Интересная находка поэта - сочетание имени с глаголом. Этот вид рифмы встречается в стихотворения во всех периодах творчества. Неоднородные рифмы - имя существительное и имя прилагательное часто носят синтаксическую функцию и создает иллюзию конструкций - определение-определение, подлежащее-сказуемое (ЬдЗо бЬАд'Э'зЗл, Ъ^дбол - оЭЗдйой).

Однако встречаются случаи, когда рифмическое единство определение-определение действительно выполняет синтаксическую функцию.

Например: бок^Ыю^бБ ^йЗгчЪ'зд'о

- дЗбйд?>г)д>г> ЗдЪ З^доБдлгчд БйЗсчр^доБо.

Также подтверждаются контекстом рифмические пары - подлежащее -сказуемое: "050 З^дЪбйд ЗсЫотдЬ лгоол, бгсЭде^Э.ьц . . . Ь^йЗйлбддЬо

В случаях, когда рифма выполнят еще и дополнительную функцию (например, синтаксическую) эффект ее особенности велик.

Информативность рифмы во многом связана с ее лексическим разнообразием. Грузинские литературоведы, исследовавшие феномен рифмы достаточно глубоко, мало внимания уделили ее лексико-семантической стороне. Исследователь рифмы "Бахтрнони" Важа Пшавела Григол Кикнадзе пришел к выводу, что однородность рифм в поэме компенсируется лексическим многообразием,

В музыкальных рифмах Г.Табидзе множество лексических находок. Изучение лексики рифм "Артистических цветов" показывает, что лексические единицы грусть, мука, ночь, дождь, темнота, могила и т.д. определяют семантку произведения, дают ясно почувствоать характер лирического героя (например, слова ¿йАо ¿(ппд^б встречаются в сборнике по 35 раз). У поэта есть излюбленные лексические единицы, которые встречаюся в рифмах особенно часто (лзбдЬо - 60 раз, (3638^0 - 40 раз, Ьоб^оо - 60 раз, а^р?0 - 800 раз, Ь^(тог> - 119 раз). Слово "эдйо в "словаре рифм" зафиксировано 200 раз.

Особенный интерес представляет словотворчество Галактиона, способность которому ярко проявляется в процессе создания рифмических единств.

ЗоьолддйЪ, а^йп^йпЬозд^й)

В заключении подведены итоги исследования, которые отражены а 25 пунктах. В них последовательно отражается роль Г.Табидзе в реформе грузинского стихосложения, повторение закономерности и особенности эвфонии рифм Галаетона.

Содержание и основные положния работы изложены в следующих публикациях:

1. Музыка рифм Галактиона - Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы. Материалы научно-методического симпозиума "Язык в действии" 10-12 июня 1997 года г.Тбилиси

2. „Есть слова - алмазы, яхонты, рубины" - журнал "Цискари", №3, 1999.

3. О семантике рифмы Галактиона Табидзе - Материалы юбилейной научной сессии, посвященной памяти Гр.Кикнадзе - (90 лет); 11 У, филологич. факультет, 1999 г., май.