автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.09
диссертация на тему:
Фольклоризм прозы Н. М. Карамзина

  • Год: 0
  • Автор научной работы: Позднякова, Елена Геннадьевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Б. м.
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.09
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Фольклоризм прозы Н. М. Карамзина'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Позднякова, Елена Геннадьевна

Введение.

Глава 1. Фольклор в теории и практике писателей-сентименталистов

1.1. Проблема фольклоризма литературы сентиментализма в отечественной науке.

1.2. Собирание и публикации фольклора в ХУШ веке.

13. Фольклор в литературных памятниках ХУШ века.

Глава 2. Эволюция подхода Н.М.Карамзина к фольклору.

2.1. Место очерка «Сельский праздник и свадьба» в эволюции подхода Н.М.Карамзина к фольклору.

2.2. Идея свободы чувств в повести Н.М.Карамзина

Бедная Лиза» и способы ее выражения.

2.3. Роль фольклора в исторической повести

Н.М. Карамзина «Наталья, боярская дочь».

2.4. Повесть-сказка «Прекрасная царевна и счастливый карла» как обобщение опыта Н.М.Карамзина в работе с жанром фольклорной сказки.

2.5. Фольклорные мотивы в неоконченном романе

Н.М.Карамзина «Рыцарь нашего времени».

 

Введение диссертации0 год, автореферат по филологии, Позднякова, Елена Геннадьевна

Одним из наиболее перспективных направлений современной филологической науки является изучение взаимодействия литературы и фольклора. Впервые эта проблема была поставлена в конце XIX века, причем ее разрешение в это время иногда было еще малонаучным: обращение писателя к фольклору зачастую понималось только как его добавочная «этнографическая» деятельность (таким было, например, и название работы Вс. Миллера «A.C. Пушкин как поэт-этнограф» 1899 г.).

В советское время проблема взаимодействия литературы и фольклора сводилась к выявлению в произведениях элементов устной народной поэзии. В 60-е годы XX века появляется понятие «фольклоризм». Однако определение термину «фольклоризм» исследователями в этот период не дается.

В 70 - 80 гг. XX века проблема взаимодействия литературы и фольклора поднялась на качественно новую ступень. Основное внимание исследователей в этот период было направлено на определение типа фольклоризма, характера связей, логики отношений между литературой и фольклором в разные общественно-исторические эпохи и на разных идейно-эстетических уровнях. Предметом глубокого изучения становится содержание понятия «фольклоризм».

В общеэстетическом (культурологическом) плане определение фольклоризма дал В.Е.Гусев. Фольклоризм - это «социально детерминированный эволюционный процесс адаптации, репродукции и трансформации фольклора в условиях, отличающихся от тех, в каких развивался и бытовал традиционный фольклор. Как социальное явление фольклоризм появляется тогда, когда в жизни общества возникают объективные причины, затрудняющие развитие традиционного фольклора в народной среде, и тогда, когда сам фольклор воспринимается общественным сознанием как утрачиваемая ценность, как

ИСТОЧНИК и материал для создания или возрождения национальной культуры»

Ш, 7].

У.Б.Далгат в работе «Литература и фольклор» (1981) изложила свое понимание фольклоризма применительно к литературоведческой науке: «Сознательное обращение писателей к фольклорной эстетике принято называть фольклоризмом» 4]. По мнению У.Б.Далгат, фольклоризм литературы возникает с момента «самозарождения художественной письменности», проходя в развитии два уровня: «уровень младописьменных литератур и уровень развитых литератур» [50,13-15].

В появившихся в начале 80-х годов XX века работах Д.Н.Медриша литература и фольклор обозначены как две словесно-поэтические системы: «В реапьное взаимодействие вступают не просто элементы одной системы с другой системой, а две целостные и взаимосвязанные системы - фольклор и литература» [-¿^3, 5-6]. Фольклоризм, таким образом, определяется как художественное качество литературного произведения, появившееся в результате взаимодействия двух разных словесно-поэтических систем.

Особое внимание изучению данного вопроса уделил А.И.Лазарев. В работе «Типология литературного фольклоризма» (1991) исследователь излагает свое понимание термина «фольклоризм», определяя его как «единство художественных принципов отражения действительности в фольклоре и литературе, несмотря на принадлежность их к различным художественным структурам» 8]. А.И.Лазарев особо подчеркнул, что «факт использования в литературном произведении готовых форм фольклора (былинных образов, сказочных сюжетов, песенной стилистики и т.п.) не требует особого термина, хотя часто сам по себе является показателем фольклоризма данного произведения. Но еще чаще наличие в романе, поэме, стихотворении, пьесе выдержки из фольклора, цитирование песни, использование пословицы и поговорки не означает их фольклоризма» [Ш.Ъ, 9].

В указанной работе А.И.Лазарев анализирует фольклоризм литературы ХУШ века в главе «Целевые, идейно-эстетические и технологические типы фольклоризма ХУШ века» (подробно см. гл. 1). За пределами внимания А.И.Лазарева остался, к сожалению, вопрос о фольклоризме прозы Н.М.Карамзина, ставший предметом нашего исследования.

Монографических работ, посвященных анализу взаимодействия литературы и фольклора в прозе Н.М.Карамзина, нет. Отдельные аспекты проблемы рассматриваются в работах А.Н.Соколова, М.К.Азадовского, Ф.З.Кануновой, Н.Д.Кочетковой и др.

Так, А.Н.Соколов в работе «Очерки по истории русской поэмы ХУШ и первой половины XIX века» (1955) упоминает о роли Н.М.Карамзина в становлении национально-самобытной литературы (поэма «Илья Муромец»), но проза писателя автором исследования не анализировалась. А.Н.Соколов затронул, на наш взгляд, одну из важных проблем творчества Н.М.Карамзина -проблему соотношения в произведениях писателя западноевропейских и национально-русских традиций, справедливо отметив, что «внимание к национальному уживалось у Карамзина с «европеизмом» [А1?б, 29 Г.

В «Истории русской фольклористики» (1958 - 1963) М.К. Азадовским высказано спорное, с нашей точки зрения, мнение, что «Карамзин остался навсегда чужд культу народной поэзии, и в его собственное творчество фольклор вошел очень слабой струей» [11, 133]. Вслед за В.Г.Белинским М.К.Азадовский высоко оценил «Историю государства Российского» Н.М.Карамзина: «История» Карамзина - одна из самых значительных вех в истории самопознания русского народа и в формировании идей народности»

11, 133]. Но в богатырской поэме Н.М.Карамзина «Илья Муромец» М.К.Азадовский увидел «приглаживание и прихорашивание народной поэзии под рыцарскую стать» [11, 140].

Одной из первых статей, затрагивающих проблему фольклоризма прозы Н.М.Карамзина, была работа Л.В.Крестовой «Романическая повесть

Н.М.Карамзина «Наталья, боярская дочь» и семейные предания ХУП века» (1967). Л.В.Крестова справедливо отметила тесную связь повести и фольклора, проявляющуюся прежде всего на жанровом уровне, так как основой для создания произведения явились семейные предания ХУП века, былины, лирические песни и сказки. Автор исследования обратила также внимание на сходство мотивов и художественных приемов повести и произведений устного народного творчества. Но функции фольклорных элементов в произведении писателя Л.В.Крестовой не рассматривались.

В работе Ф.З.Кануновой «Из истории русской повести» (1967) отмечено наличие литературно-фольклорных взаимосвязей в таких произведениях Н.М.Карамзина, как «Бедная Лиза», «Сельский праздник и свадьба», «Наталья, боярская дочь» [69, 57]. Автор исследования говорит о фольклорных средствах, которые использовал Н.М.Карамзин для передачи душевного состояния героев. Особое внимание Ф.З.Канунова обратила на ]ллил.л'т/Ылл фольклорного материала в повести Н.М.Карамзина «Наталья, боярская дочь», подчеркнув его разнообразие. Использование писателем народной лексики, обращение к фольклорным жанрам и народной этнографии служит, по справедливому замечанию Ф.З.Кануновой, тому, что «писатель полнее и красочнее раскрывает душу своей героини» [63, 8Г .

Исследуя эволюцию мировоззрения Н.М.Карамзина в монографии «Русская литература и фольклор (XI - ХУШ вв.)» (глава 9. «Карамзин и литература сентиментализма»), Н. Д.Кочеткова попыталась проследить эволюцию отношения писателя к фольклору. По определению автора, важную роль в формировании взглядов Н.М.Карамзина сыграла литература Запада [-162, 352". Анализ статей, высказываний, рецензий, отдельных произведений Н.М.Карамзина привел Н.Д.Кочеткову к спорному выводу, что фольклор «в его глазах» имел слишком примитивные формы, «чтобы служить источником для литературы будущего» [г1&2, 386]. Вызывает сомнение и мысль Н.Д.Кочетковой об «учительной» роли фольклора в произведениях Н.М.Карамзина, впервые прозвучавшая в этой работе: «И несмотря на эту недооценку художественных достоинств фольклора, Карамзин существенно помог писателям XIX века решить проблему народности литературы. Не пустыми фразами, но большим серьезным трудом Карамзин доказал необходимость знать и любить прошлое своей страны. «История государства Российского» стала источником, вдохновившим Пушкина на создание истинно народных произведений» 386].

Связь повести «Наталья, боярская дочь» с устными преданиями была отмечена также в учебнике В.И.Федорова «Литературные направления в русской литературе ХУШ века» (1919). В.И.Федоров на основании анализа лексики произведения пришел к следующему заключению: «В «Наталье, боярской дочери» есть немало элементов фольклорного, разговорно-бытового языка, отражающих типичные народно-русские средства и приемы эпического выражения» [А9А, 116]. Очень важно, на наш взгляд, что В.И.Федоров подчеркнул «усвоение» Н.М.Карамзиным «некоторых особенностей мышления устного поэтического творчества, в частности, распространенный в устной поэзии прием психологического параллелизма» 116].

Лексика повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» была тщательно исследована в работе Е.Г.Ковалевской «Анализ текста повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» (1981). Е.Г.Ковалевская опровергла мнение исследователей, согласно которому в повести отсутствует социальная речевая характеристика персонажей. Автор статьи отметила наличие в повести слов и выражений народно-поэтической речи, слов с эмоционально-экспрессивными суффиксами, просторечных языковых единиц, бытовой лексики.

В статье «Литературная и фольклорная традиции в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» (1986), на наш взгляд очень удачно, Т.П.Фохт проследил «соприкосновение с миром фольклора в повести», подчеркнув, что «Карамзин ориентировался прежде всего на эстетический мир русского фольклора, на высоту его нравственных ценностей» 3-4]. Т.П.Фохт отметил «жанровый фольклоризм» повести: ориентацию произведения на поэтическую образность народной лирической песни и баллады. «Жанровый ореол» внутреннего мира Лизы «окрашен поэтической образностью народной лирической песни» [196, 5]. По мнению исследователя, «разрешение конфликта повести Карамзина принимает балладный характер» [2А6, 8]. Ориентация Н.М.Карамзина на поэтику жанров лирической народной песни и баллады, таким образом, «способствовала созданию в его повести человеческой личности, отмеченной высокой нравственностью, духовной красотой, предельной искренностью и чистотой чувства» [158, 10\

Н.Д.Кочеткова в работе «Литература русского сентиментализма» (1994) выделила некоторые аспекты проблемы взаимодействия литературы и фольклора в произведениях Н.М.Карамзина. В частности, было отмечено наличие фольклорных мотивов в повести Н.М.Карамзина «Прекрасная царевна и счастливый карла». Мы считаем, что Н.Д.Кочеткова обозначила важную мысль о том, что Н.М.Карамзин в повести ориентируется на народные вековые ценности, поэтому добро в повести побеждает зло [82., 135]. Взаимодействие фольклора и литературы в повести «Наталья, боярская дочь» Н.Д.Кочеткова определила как «поверхностную стилизацию» [82а 199]. Такая трактовка фольклоризма названной повести представляется нам не совсем верной.

Важный вклад в разрешение проблемы фольклоризма прозы Н.М.Карамзина внесла статья С.Б.Каменецкой «Фольклорные мотивы в неоконченном романе Н.М.Карамзина «Рыцарь нашего времени» (1996). С.Б.Каменецкая рассматривает эволюцию отношения писателя к фольклору; жанры, к которым обраш;ался писатель в конце ХУШ - начале XIX веков: лирическая народная песня, сказка, прибаутка, поговорка, обряд, легенда. Тема судьбы главного героя - сюжетная линия романа, объединяющая фольклорные мотивы трех разновидностей: «собственно фольклорные, фольклорно-легендарные и собственно христианские» [8а, 52].

Анализ указанных работ, посвященных исследованию поставленной проблемы, приводит к выводу, что в них затронуты лишь отдельные ее аспекты. Таким образом, фольклоризм прозы Н.М. Карамзина - одна из актуальнейших проблем литературоведческой науки.

Работы А.А.Горелова, Д.Н.Медриша, А.И.Лазарева и других исследователей являются убедительными примерами системного , изучения фольклоризма отдельных писателей как неотъемлемой оставляющей их художественного мастерства. В этой связи особый интерес вызывает исследование прозы Н.М. Карамзина.

Актуальность диссертационного исследования обусловлена, во-первых, необходимостью исследования процессов взаимодействия литературы сентиментализма и фольклора; во-вторых, необходимостью анализа литературно-фольклорных взаимосвязей в творчестве Н.М.Карамзина для оценки идеостиля писателя, выявления общности мировоззрения художника и народных этических и эстетических традиций.

Предмет исследования - элементы фольклора в художественной прозе Н.М.Карамзина.

Объектом исследования является проза писателя периода 1791 -1802 годов.

Материалом исследования послужили произведения Н.М.Карамзина: очерк «Сельский праздник и свадьба» (1791), повести «Бедная Лиза» и «Наталья, боярская дочь» (1792), повесть-сказка «Прекрасная царевна и счастливый карла» (1792), неоконченный роман «Рыцарь нашего времени» (1802).

Цель нашего исследования заключается в том, чтобы выявить место и роль фольклора в прозе Н.М. Карамзина; определить тип фольклоризма произведений писателя.

Задачи, поставленные в соответствии с целью, следующие:

1. Обозначить место и роль фольклора в литературе сентиментализма.

2. Проследить эволюцию подхода Н.М. Карамзина к фольклору.

3. Определить идейно-композиционные функции фольклорных мотивов в творчестве Н.М. Карамзина.

4. Исследовать место и значение фольклора в очерке «Сельский праздник и свадьба», в повестях «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь», «Прекрасная царевна и счастливый карла», а также в романе «Рыцарь нашего времени».

5. Выявить фольклорные средства типизации, оказавшие воздействие на идйостиль Н.М. Карамзина.

Методы исследования. В работе использованы методы историко-сравнительного и типологического анализа. При отборе литературного материала использовался хронологический метод.

Научная новизна исследования заключается в том, что 1) выявлены и прослежены фольклорно-литературные связи в творчестве писателей-сентименталистов; 2) впервые осуществлен эволюционный подход к изучению роли фольклора в произведениях Н.М. Карамзина; 3) впервые выявлены типы фольклоризма в произведениях Н.М.Карамзина.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что сделанные в ходе работы выводы могут явиться основой для разрешения ряда актуальных вопросов, возникающих в процессе исследования проблемы фольклоризма литературы ХУШ века.

Практическая значимость работы. Материалы диссертации могут найти применение в практике преподавания курса общей истории русской литературы ХУШ века в вузах, а также в спецкурсах и спецсеминарах по творчеству Н.М.Карамзина и литературному фольклоризму на филологических факультетах вузов. Отдельные положения диссертации могут быть использованы при проведении факультативных занятий в гуманитарных классах средних школ.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Фольклоризм прозы Н. М. Карамзина"

Заключение

В результате исследования фольклоризма прозы Н.М.Карамзина мы пришли к следуюш;им выводам:

1. Одной из актуальных проблем современной филологической науки является изучение роли фольклора в литературе сентиментализма. Фольклоризм литературы ХУШ века, по нашему мнению, нуждается в более детальном изучении, в пересмотре сложившихся точек зрения на место и роль народной культуры в творчестве писателей-сентименталистов.

2. В нашей работе высказывается мысль о присутствии фольклора в произведениях писателей сентиментализма, об их глубоком интересе к народной культуре, о понимании места и роли народного творчества в сентиментальной литературе. Нами было уточнено, что обращение писателей сентиментализма к национальным истокам было естественным в попытках понять свою историю и свой народ. В своих истоках и развитии фольклоризм сентиментальной литературы был национально-самобытным явлением, выросшим на русской почве.

3. Собирание и публикация фольклорных памятников - распространенное явление русской действительности ХУШ века. Важное место в нем отводится Н.М.Карамзину, который принимал активное участие в издании памятников старины.

4. В творчестве Н.М.Карамзина можно выделить три периода, отражающих эволюцию его отношения к фольклору: 1) начальный - формирование интересов к устному народному творчеству Л . 80- - V -е гг.); 2) творчество писателя конца ХУШ - начала XIX вв. - широкое освоение и использование средств и принципов народного творчества; 3) 1803-1826 гг. -работа Н.М.Карамзина над «Историей государства Российского».

5. Начало второго периода в творчестве Н.М.Карамзина связано с созданием очерка «Сельский праздник и свадьба» (1191), который показывает отношение молодого писателя к народности и народному языку, к крестьянскому быту и народно-поэтическому творчеству. Описание сельского праздника и свадьбы в очерке Н.М.Карамзина - значительный вклад в становление и развитие фольклористики и этнографии. Впервые в русской прозе художественным средством изображения внутреннего мира героев явился древнейший обряд свадьбы; мастерская русского фольклора была привлечена так полно и широко.

6. Идея свободы чувств, высказанная Н.М.Карамзиным в очерке «Сельский праздник и свадьба», становится определяющей в повести «Бедная Лиза» (1792). Сопоставление повести с очерком выявляет расширение объема фольклорного пласта в «Бедной Лизе», показывает углубленный интерес писателя к жанровой системе фольклора и фольклорным принципам создания характеров, фольклорной символике. Повесть «Бедная Лиза» явилась вторым этапом в эволюции отношения Н.М.Карамзина к фольклору. Взаимодействие литературной традиции и фольклорной выходит в повести на структурообразующий уровень. Нами отмечена ориентация Н.М.Карамзина на поэтику жанров баллады и народной лирической песни. Но, в отличие от первого этапа, связь развития сюжета с народной лирической песней здесь более сложная, внутренняя. Писатель обращается к психологическому параллелизму, который становится главным приемом в раскрытии тяжелых душевных переживаний героини. Опора на эстетический мир русского фольклора, на высоту его нравственных ценностей позволила Н.М.Карамзину изобразить яркую личность, ее неповторимый внутренний мир.

7. Следующим этапом в эволюции отношения Н.М.Карамзина к фольклору, где отмечается усиление интереса писателя к культуре народа, явилась повесть «Наталья, боярская дочь» (1792). Повесть позволяет говорить о творческом интересе Н.М.Карамзина к широкому спектру фольклорных жанров. Процесс работы над лирической песней был освоен писателем. Тема историческогс прошлого требовала обращения к другим жанрам. Н.М.Карамзин использоваг поэтику разных фольклорных жанров; для раскрытия внутреннего мира героев, изображения эволюции их чувства автор опирался на поэтику лирической народной песни (жанровый фольклоризм). В «Наталье, боярской дочери» ярко проявляется опора на фольклорную стилистику: произведение включает в себя фольклорные мотивы «брака-убега» и «перемены пола», ставшими сюжетообразующими. Для повести характерен также фольклорный принцип изображения времени, отражение глубинных представлений о бытии, добре и зле.

8. Роман «Рыцарь нашего времени» заканчивает второй период творчества Н.М.Карамзина. В сюжете предромантического романа занимают существенное место мотивы, связанные с фольклором и русской народной культурой вообще. Тема судьбы, воспитания, отношения к миру и людям увязана с фольклорными и историческими отголосками в романе самым непосредственным образом. Жанры лирической песни, сказки, обряд, мифология, верования, легенда, бытовой народный уклад, психология играют в романе важную роль. Роман Н.М.Карамзина стоит у начала складывающейся традиции произведений о герое времени. «Рыцарь нашего времени» воспринимается как очень значительное и новаторское литературное явление конца ХУШ - начала XIX века.

9. Таким образом, фольклоризм прозы Н.М.Карамзина, согласно классификации А.И.Лазарева, можно обозначить как народт.о-познавательный. Творчество писателя в обращении к фольклору с желанием с его помощью познать народ - новаторское, опережающее свое время. Поэтому оно во многом явилось образцом для подражания писателей XIX века.

 

Список научной литературыПозднякова, Елена Геннадьевна, диссертация по теме "Фольклористика"

1. Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. - 127 с.

2. Карамзин Н.М. Записки старого московского жителя: Избранная проза. -М.: Московский рабочий, 1986. 525 с.

3. Карамзин Н.М. Избранное. М.: Правда, 1984. - 463 с.

4. Карамзин Н.М. Избранные сочинения: В 2 т. М.-Л.: Худож. лит., 1964. ~ 2 т.

5. Карамзин Н.М. Избранные статьи и письма. М.: Современник, 1982. -351 с.

6. Карамзин Н.М. Илья Муромец. Богатырская сказка // Литературная сказка пушкинского времени / Сост., вступ. ст. и комм. H.A. Тарховой. -М.: Правда, 1988. С. 43-54.

7. Карамзин Н.М. Марфа-посадница: Повести; Главы из «Истории государства Российского». Л.: Худож. лит., 1989. - 432 с.

8. Карамзин Н.М., по его сочинениям, письмам и отзывам современников: Материалы для биографии, с примечаниями и объяснениями. М., 1866. -507 с.

9. Карамзин Н.М. Сочинения: В 2 т. Л.: Худож. лит., Ленингр. отд-ние, 1984.- 2 т.

10. Адрианова-Перетц В.П. Древнерусская литература и фольклор. Л. Наука, Ленингр. отд-ние, 1974. - 171 с.

11. Азадовский М.К. История русской фольклористики: В 2 т. М.: Госуд. уч.-пед. изд-во Мин. просвещ. РСФСР, 1958-63.- 2 т.

12. Азадовский М.К. Статьи о литературе и фольклоре. М.-Л.: Худож. лит., 1960. - 548 с.

13. Акимова Т.М. и др. Русское народное поэтическое творчество. М.: Высш. шк., 1983.-208 с.

14. Акимова Т.М. О фольклоризме русских писателей: Сб. ст. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2001. - 204 с.

15. Аникин В.П. Календарная и свадебная поэзия. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1970.-122 с.

16. Аникин В.П., Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество. -Л.: Просвеш;ение, 1983. 416 с.

17. Аникин В.П. Русский фольклор. М.: Высш. шк., 1987. - 286 с.

18. Арзуманова М.А. Русский сентиментализм в критике 90-х годов ХУШ века // Русская литература ХУШ века. Эпоха классицизма. М.-Л.: Наука, 1964. - С. 197-224.

19. Балашов Д.М. и др. Русская свадьба. Свадебный обряд на Верхней и Средней Кокшеньге и на Уфтюге (Тарногский район Вологодской области). ~М.: Современник, 1985. 390 с.

20. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. ~ 2-е изд. М.: Худож. лит., 1990. - 543 с.

21. Белинский В.Г. Собр. соч.: В 9 т. -М. : Худож. лит., 1976 1982. Т. I: Статьи, рецензии и заметки 1834-1836 гг. - 736 с.

22. Т.7. Статьи, рецензии и заметки. Декабрь 1843 август 1845 гг. - 799 с. Т. 8. Статьи, рецензии и заметки, сентябрь 1845 - март 1848 гг. - 783 с.

23. Берков П.Н. Державин и Карамзин в истории русской литературы конца ХУШ начала XIX вв. // Русская литература ХУШ века. Исследования советских ученых. Минск: Университетское, 1988. - С. 208-221.

24. Берков П.Н., Макогоненко Г.П. Жизнь и творчество Н.М.Карамзина // Н.М.Карамзин. Избр. сочинения: В 2-х т. М.-Л., 1964. - Т. 1. - 142 с.аА.Берков П.Н. Проблемы исторического развития литератур: Статьи. Л.: Худож. лит., 1981.-496 с.

25. Бестужев-Рюмин К. Биографии и характеристики. (Летописцы России). Татищев, Шлецер, Карамзин, Погодин, Соловьев, Ешевский, Гильфердинг. М.: Изд-во «ВЕК», 1997. - С. 172-195.

26. Благой Д.Д. От Кантемира до наших дней. М.: Худож. лит., 1972. - Т. 1.-560 с.

27. Богатырев П.Г. и др. Русское народное творчество. М.: Высш. шк., 1966.-358 с.

28. ЗЛ. Бочаров Д.В. «Беседа любителей русского слова» и отечественна* фольклористика // Литература и фольклорная традиция. Тезисы докладо!научной конференции 15-17 сентября 1993 г. Волгоград: Перемена, 1993.-С. 15-17.

29. S3». Фаддей Булгарин. Встреча с Карамзиным // Ф. Булгарин. Сочинения. -М.: Современник, 1990. С. 667-677.3Л. Вацуро В.Э., Гиллельсон М.И. Сквозь «умственные плотины». Из истории книги и прессы пушкинской поры. М.: Книга, 1972. - 320 с.

30. Виноградов В.В. Избранные труды. Язык и стиль русских писателей. От Карамзина до Гоголя. М.: Наука, 1990. - 388 с.3?. Виноградов В.В. Очерки по истории русского литературного языка ХУП-ХУШ веков. 3-е изд. - М.: Высш. шк., 1982. - 530 с.

31. Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей. М.: Худож. лит., 1961.-614 с.

32. Вознесенский М.В. Народная музыкальная культура в русской сентиментальной повести // ХУШ век. Сборник 17. Санкт-Петербург: Наука, С.-Петербургское отд-ние, 1991. - С. 203-206.

33. А0. ХУШ век. Сборник 8. Державин и Карамзин в литературном движении конца ХУШ начала XIX века. - Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1969. - 355 с.

34. Н. Выходцев П.С. На стыке двух художественных культур (Проблема фольклоризма в литературе) // Русский фольклор. Вопросы теории фольклора. Сборник XIX. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1979. - С. 3-30.

35. HZ. Глухов В.И. «Евгений Онегин» Пушкина и повести Карамзина // Карамзинский сборник. Творчество Карамзина и историко-литературный процесс: Сборник статей. Ульяновск: УГУ, 1996. - С. 24-35.

36. VB. Гончаров Б.П. Фольклор в творчестве писателей // Литература в школе. -1 995.-№3.-С. 48-51.

37. Ш. Горелов A.A. К истолкованию понятия «фольклоризм литературы» // Русский фольклор. Вопросы теории фольклора. Сборник XIX. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1979. - С. 31-48.

38. А8. Гуковский Г.А. Русская литература ХУШ века. М.: Аспект Пресс, 1999.-453 с.л9 Гура В. Времен соединенье: Очерки, портреты, этюды, обзоры. -Архангельск, Вологда: Сев.-зап. кн. изд-во. Волог. отд-ние, 1985. 335 с.

39. SH. Десницкий В. Избранные статьи по русской литературе ХУШ-Х1Х вв. • М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1958. 404 с.

40. Нл.Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым.

41. СПб: Тропа Троянова, 2000. 432 с. 5S. Евгеньева А.П. Очерки по языку русской устной поэзии в записях ХУП

42. XX вв. М.-Л.: Изд-во АН СССР, Ленингр. отд-ние, 1963. - 348 с. 5л.Елеонский С.Ф. Литература и народное творчество. - М.: Учпедгиз, 1956.-239 с.

43. АЯ. Емельянов Л.И. Методологические вопросы фольклористики. Л.:

44. Наука, Ленингр. отд-ние, 1978. 206 с. л3. Западов A.B. Н.М. Карамзин // Русская проза ХУШ века: В 2 т. - М.-Л.:

45. Худож. лит., 1950. Т. 2. - С. 225-237. во. Западов В.А. Литературные направления в русской литературе ХУШвека. Санкт-Петербург: ИМА-пресс, 1995. - 79 с. б-А. Захарова О.В. Былины. Поэтика сюжета. - Петрозаводск: Изд-во

46. Ч.Канунова Ф.З. Начало писательской деятельности. Бытовая повесть о маленьком человеке // Русская литература ХУШ века. Исследования советских ученых. -Минск: Университетское, 1988, С. 277-288.

47. Колпакова Н.П. Русская народная бытовая песня. М.-Л: Изд-во АН СССР, 1962. - 285 с.л?.Коровина В.Я. Фольклор и литература. М., 1996. - 237 с.

48. Лв.Кочеткова Н.Д. «Всемирная отзывчивость» и патриотизм участников Новиковского кружка // Карамзинский сборник. Национальные традиции и европеизм в русской культуре. Ульяновск, 1999. - С. 69-80.

49. Кочеткова Н.Д. Герой русского сентиментализма. 1. Чтение в жизне «чувствительного» героя // ХУШ век: Сб. 14. Л., 1983. - 21 см.

50. Кочеткова Н.Д. Литература русского сентиментализма. (Эстетические и художественные искания). СПб: Наука, 1994. - 281 с.

51. Кочеткова Н.Д. Сентиментализм. Карамзин // История русской литературы: В 4 т. / Под ред. Д.С. Лихачева и Г.П. Макогоненко. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1989. - Т. 1. - С. 726-765.

52. Кочеткова Н.Д. Формирование исторической концепции Карамзина-писателя и публициста // ХУШ век: Сб. 13.-Л., 1981.-22 см.3Л. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчетво. -М.: Высш. шк., 1983. 448 с.

53. ВО. Круглов Ю.Г. Русские свадебные песни. М.: Высш. шк., 1978. - 215 с.•92>. Кулакова Л.И. Эстетические взгляды Н.М, Карамзина // Русская литература ХУШ века. Эпоха классицизма. М.-Л.: Наука, 1964. - С. 146176.

54. Орловъ М.А. Курсъ Истории Русской Литературы. С.-Петербургъ: Типо-Литография «Энергия», 1911. - 378 с.

55. Лазарева Т.Г. Фольклорные традиции в английской литературе эпохи романтизма. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2001. - 88 с.5в. Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора. 2-е изд. - М.: Высш. шк., 1989.-207 с.

56. Лазутин С.Г. Русские народные песни. М.: Просвеш;ение, 1965. - 291 с.5<в. Лебедева О.Б. История русской литературы ХУШ века. М.: Высш. шк.; Изд. центр «Академия», 2000. - 415 с.

57. Л0\ Липовский А., Жохов Д. Очерки по истории русской литературы. Девятнадцатый век. Выпуск 1.-2 изд. Петербург-Киев: Сотрудник. 1913.-340 с.

58. Медриш Д.Н. Литература и фольклорная традиция. Вопросы поэтики / Под ред. проф. Б.Ф. Егорова. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1980. - 296 с. US- Мезенцев П.А. Белинский и русская литература. - М.: Просвещение, 1965. - 344 с.

59. Иб. Миллер В.Ф. Очерки русской народной словесности: В 3 т. М,-Л.: Госуд. изд-во, 1924. - Т. 3. - 368 с.

60. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры: В 3 т. М.: Прогресс. Культура и газета «Труд», 1993. - 3 т. 1Л§. Минц СИ., Померанцева Э.В. Русская фольклористика. - М.: Высш. шк., 1965.-468 с.

61. Народная проза. М.: Русская книга, 1992. - 608 с.

62. Народные баллады. М.-Л., Сов. писатель, 1963. - 447 с.1ВА. Народные русские сказки А.Н.Афанасьева: В 5 т. М.: ТЕРРА, 1995 - 5 т.й5. Новикова A.M., Александрова Е.А. Фольклор и литература. М.:

63. Обрядовая поэзия: Книга 2. Семейно-бытовой фольклор. М.: Русская книга, 1997.-624 с.

64. Обрядовая поэзия. М.: Современник, 1989. - 735 с.

65. Обрядовые песни русской свадьбы Сибири / Сост. Р.П. Потанина. -Новосибирск: Наука, 1981. 320 с.18%. Орлов О.В,, Федоров В.И. Русская литература ХУШ века. М.: Просвещение, 1972. - 304 с.

66. Орлов П.А. История русской литературы ХУШ века. М.: Высш. шк., 1991.-320 с.

67. Орлов П.А. Русский сентиментализм. М.: Изд-во Московского ун-та,1977. -271 с.

68. Осетров Е.И. Три жизни Карамзина: Роман-исследование. М.: Московский рабочий, 1989. - 287 с.156. «От Киевского жителя к его другу (Письма)» // Вестник Европы / Сост. М. Каченовским. М. -1818. -№ 18. - С. 122-127.

69. Померанцева Э.В. Русская народная сказка. М.: Изд-во АН СССР, 1963.- 128 с.

70. Пропп В.Я. Русская сказка (Собрание трудов В.Я.Проппа). М.: «Лабиринт», 2000. - 416 с.1.-i. Пугачев В.В. Пушкин, Радищев и Карамзин. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1992. - 216 с.

71. Пуртова Н.В. Закон травестии в русской былине и сказке о Ставре Годиновиче // Устная и рукописная традиции: Сборник научных трудов, Екатеринбург, 2000. - С. 174-189.

72. Путилов Б.Н. Русский и южнославянский героический эпос. Сравнительно-типологическое исследование. -М.: Наука, 1971. 315 с.

73. Пьшин А.Н. История русской литературы: В 3 т. СПб, 1902. - 3 т.15А Радиш,ев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. Л.: Худож. лит., 1981.-200 с.

74. Русская народная песня: Библ. ук-ль. 1735- 1945 гг. М.: АН СССР, 1962.-171 с.

75. А&Ч. Русская народная поэзия: Лирическая поэзия: Сборник. Л.: Худож. лит., Ленингр. отд-ние. 1984. - 584 с.

76. П65. Русская народная поэзия: Обрядовая поэзия: Сборник. Л.: Худож. лит., Ленингр. отд-ние, 1984. - 528 с.

77. Русская народная поэзия: Эпическая поэзия. Л.: Худож. лит., Ленингр. отд-ние, 1984. -439 с.

78. Русская обрядовая поэзия. Жили-были. СПб: Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ, 1998. - 287 с.16§. Русская свадебная поэзия Сибири. Новосибирск: Наука, 1984. - 262 с.

79. ЛЩ. Рыцарева М.Г. Русская музыка ХУШ века. М.: Знание, 1987. - 125 с.1 аа. Сакулин П.Н. Русская литература. Часть вторая. М.: Госуд. академия худож. наук, 1929. - 640 с.

80. Славянская мифология: Словарь-справочник / Сост. Л.М. Батурина. -М.: Линор & Совершенство, 1998. 320 с.

81. Степанов В.П. Державин и Карамзин в литературном движении ХУШ века начала XIX века. - М.: Просвещение, 1982. - 234 с.18S. Татаринова Л.Е. История русской литературы и журналистики ХУШ века. М.: Изд-во Московского ун-та, 1975. - 334 с.

82. Типология литературного фольклоризма: На материале истории русской литературы // А.И. Лазарев. Челябинск: Урал. гос. ун-т, Челяб. гос. унт, 1991.-96 с.

83. Федоров В.И. История русской литературы ХУШ века. М.: Просвещение, 1982. - 335 с.1.l Федоров В.И. Литературные направления в русской литературе ХУШ в. М.: Просвещение, 1979. - 156 с.

84. Федоров В.И. Русская литература ХУШ века. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1990.-351 с.

85. ИДеблыкин И.П. История русской литературы (XI-XIX вв.). М.: Высш. шк., 1985.-51 1 с.

86. Эйдельман Н.Я. Последний летописец. М.: Книга, 1983. - 174 с.