автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.09
диссертация на тему:
Функции помощника в азербайджанском фольклоре (на материале сказок и дастанов)

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Гусейнов, Магеррам Асад оглы
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Баку
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.09
Автореферат по филологии на тему 'Функции помощника в азербайджанском фольклоре (на материале сказок и дастанов)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Функции помощника в азербайджанском фольклоре (на материале сказок и дастанов)"

АКАДЕМИЯ НАУК АЗЕРБАЙДЖАНА

ИНСТИТУТ ЛИТЕРАТУРЫ им. НИЗАМИ

На правах рукописи

ГУСЕЙНОВ МАГЕРРАМ АСЛД ОГЛЫ

ФУНКЦИИ ПОМОЩНИКА В АЗЕРБАЙДЖАНСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ

(на материале сказок и дастанов)

10.01.09 — Фольклористика

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Баку — 1992

Работа выполнена в Институте литературы им. Низами Академии наук Азербайджана

Научный руководитель:

доктор филологических наук, проф. засл. деятель науки Сеидов М. М.

Официальные оппоненты:

доктор филологических наук, проф. Намазов Г. М. кандидат филологических наук Рамазанов Ю. М.

Ведущее учреждение — Азербайджанский Государственный педагогический Университет им. Н. Туси.

Защита состоится « » 1992 г. в 14 часов на

заседании Специализированного Совета Д. 004.14.01 в Институте литературы им. Низами АН Азербайджана (адрес: 370143 г. Баку, пр. Азизбекова, 31).

С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке АН Азербайджана.

Автореферат разослан « » 1992 г.

Ученый секретарь Специализированного Сове кандидат филологических

ОСМАНЛЫ С. Ю.

0АШ1 Ш>А.М'»1СШ(Л РАБОТУ

4кЕ^а-2ШО£2ь_темы. Известно,что фольклор, занимая исключительное место в развитии и сформировали« образного мишлешт,поэтического сознания народа, является надежна« источником.аккумулировавшим в себе многообразную картину и уникальные элементы мимического мировоззрения, а такаэ других примитивных представ-ленип. Всесторонний анализ этих источников представляется исключительно важным и актуальным для'выявления корней и раскрытия глубинных пластов такого порядка,как этнопсихология к этногенез народа, Проникновение в глубинные пласты народного сознания,-на уровне различных форм устнопоэтического творчестш-спо-собстЕ-ует разгадке многих историко-психологических проблем.

Б плане отмеченного эпическая жанровая разновидность фольклора занимает особпе место в исторической памяти народного поэти-1еского сознания. Г:;ногае ценные с научной точки зрения работы, посвященные анализу семантики образов и поэтической системы азербайджанских сказок и дастанов, со все;4 очевидность» подтверждая! небывалую силу фольклорной памяти.

Исследовательский опыт показывает,что,параду с традиционпш изучение:.» основных категории и гонктиЛ фольклорного творчества, анализ вспомогательных средств и сил, "чудесных сил",

обеспечивавди сшетную динамику и художественно-эстетическую целостность эшнеских .¿аиров.также может способствовать достижению ценны::, с .}ллологаческой точки зрения, научных результатов. 11о существу невозможно создать целостное научное представлено, о семантика и иоэтачлскоИ системе эпического жанра без всестороннего сравнительно-исторического анализа вспомогательных срчдсги

и сил. В этой области фольклористика располагает рядом ценных с научной точки зрения статей, анализирующих те или иные аспекты вспомогательных средств и сил в эпическом жанре*« К несомненным достижениям азербайджанской фольклористики в данной аспекте след) ет отнести научные изыскания и работы,осуществленные такими азербайджанскими исследователями, как Ю.Б.Чеменземенли, Ь,.л.Тахмасиб, к.Сеидов, В.Велиев, Б.Абдуллаев, М.Хатеми, Р.Халилов, О.Алиев, Ф.Гэзалов, А.Аскеров и др. Ейлесте с тем,данная проблема до настоящего времени не становилась объектом специального научного исследования, в частности на материале эпических жанров, к контексте взаимных сопоставлений и исторической: эволюции.

Обьект^пойдмат,_лдй_2_за11ачи_исслед2вания. у качестве

объекта в диссертации исследованы основные эпические жанры азербайджанского фольклора - сказки и дастаны. В целях уточнения научных суждений и результатов в процессе исследовательское работы в сопоставительном плане был такие использован фольклорный материал других народов, главным образом родственных тюрсклх.хотя в рядё случаев имеют место обрчаенг.я к примерам'из славянского фольклора. Не обойдены вниманием научные положения к разработки ученых, исследовавших типологии фольклорных я тиеш:.: тпрских к славянских народов.

Основным предметом изучения в диссертационно-' работе выступает функциональная деятельность вспомогательных, посре.-н/. ¡еских сил добра, в антагоническом контексте разрушительно/, пагубно^ деятельности сил зла. Особое Енкмачие акцентируется на активно.! роли чудодейственных сил в сюкетнол развитии. Б работе предпринята попытка подвергнуть аналитическому изучение какепмальпое число этих средств.

3.

Понятие "вспомогательный" подразумевает его функционирование в некоем условном контексте, когда на борьбу героя влияют emu добра и зла, а иногда сочетание тех и других сил. С научной точки зрения вспомогательные средства получили свое название по выполняемым ими функциям в эпическом тексте, по их второстепенной роли для героя.

цель.о настоящего исследования является комплексный анализ вс иомогательных сил и средств в эпических жанрах- азербайджанского фольклора /сказках,дастанах/. классификация предмета основана на следующих векторах: направление воздействия на борьбу героя; роль в развитии сшега.

Достижение поставленной цели преду смат рвало решение следующих задач:

- определить основные атрибуты вспомогательных сил и средств, выявить сходншз и отлидательные черты между ниш;

- выявить основные функфи вспомогательных средств и сил в эпическом жанре;

- изучить эволюцию и формирование вспомогательных средств и сил в ходе исторического развития эпического жанра;

- охарактеризовать сущность ыифичеоко-фаитастических сил;

- дать анализ волшебных сил;

- дать ai лиз ьолаебнщ средств;

- установить теоретическую значимость струкгурно-семантичео-ксл а поэтической позиции вспомогательных сил и средств в эпическом жанра.

. -А&Х.ододояаа-й^ледошциз базируется на иау-ших юлжкчлх, связанных с именами З.Ю.Нропш, З.М.Мелвтинского,А.Н.Ьесело£с:кого, ВЛ.Жирмунского,Л.Н.Гумилева, Д,К.Зеленила, Д.Фризера,1*.И.Л-шки-

на, Э.Турсунова и др.

а анализе предмета использован сразнителько-истори ческм принцип,

11§£ЗЗШ1_ШШ1ЭЦ&> В диссертационной работе впервые в азербайджанской фольклористике в качестве самостоятельной проблемы анализируются функции вспомогательных сил и средств б сшетяом пространстве эпических манров,предпринимается попытка но-новому раскрыть кх историческую семантику /образы плешвого, пери-голубки, старухи, дервиша к т.д./, прослеживается эволюция и транс формации на отдельных этапах в обусловленности социально-политическими преобразованиями в азербайджанской действительности к в более1широком контексте. Поставленная н исследовании проблема решается на основе самостоятельного анализа сходных и отличительных черт, существующих мевду сказками и дастанами, причины их совладения или расхождений раскрываются как а .историческом, так и в эстетическом плане.

Анализ содержателько-^унквдональных атрибутов расс;/ат рхБаемого предмета выявил возможность его условной классафакызш: гда ■ческо-йята'СйЛйЙКйе силы, -»олаебныв силы, волшебные средства.

1 ДКсрригазд, Настовая исследова-

тельская работа представляет интерес с точке зрения освещения структурко-секантических аспектов^эпических хояров з азербайджанском фольклоре. Разработанние в диссертации научные лологеняя и выводы могут быть полезны®! при белее развернутом изучении проблематике эпи ческах жанров. Кроме того .отдельные пс ложекил работы, е частности связанные с анализом сказок и даотс ков,могут бить использованы - при создании обобйает.их трудов по теоретически« проблемам азерба¿датского фольклора. .Материал

»слодопзнкя г.'о^ат бкть пмгеэнмм к прогодогаикк ¿Голадлора в ву-

IX.

Апг.обпцпгг габот». Диссертация подготовлена и Институте лкте-зтурн км.гЬ-.замя АК АзпрбаАциана. Стдо.шшэ со полокеккя.охтублз-эпаш; п раэя5Г?и?!х органах печати.

Структура работп обусловлена предложенной класс5^ика;>лб?. !:<:сорта!ги.л состоит йз.р-йодонил, '3-х глав, заключения и спксул СПОЛЬЗОППНГ{0?? .тятерятур;/.

Во пгодпну.и определена основное содержание работи,актуальность зм^пзлъ, научная нопкзна,практическая ценность таботы.

5 п°тжо!т главе реферируемой работа, озЛслачлонпо? "Ш^ическо-знгастяческио с:*лн'% анализируются ми<!отесшз образы вспомогатель-сил р. структурно-ссмантической система таких крупннх эпических анроз.как сказ-я к дастанн. Анализ сказог и ддетанов показывает, то гахную роль я процессе (Горглированкя мировосприятия прртзобкт-отм человоха кгроли, наряду и рвалънкка,. ествственр.ктт1 склагл ог-¡ужаак'вто гаул, мг^тчосхо-'Тпя'гастичозкяе представления. Указанию п;гег.:антч,-'о ьъюгоь: стимуляроваряке развятяв архаэтостшх «эи-х>а на гачэльнои этгяе стэноздсняя геткчесхой. ккелн, оказкглла >прог-ле:шоо влмгння па последуг»дев развитие этических жзнро". !'а-н:на:г с колдовства к зпклшанкй л кончая вредзн-.'аг,

ззнн'-е скл:г, июахаяя вспомогательные, двияуЕ5!в (фикция в стрг/кту-~е ьасгпх -?оль'-лорннх образов,• способствовали белео яркому м;о-.••ообразно»п' выражения семантической сдаосяя такте отноечтеягтзд ?рушнх эбразцоч эпического адкро,. кок сказкс я дастаг-ш. зодобяка обг>т5!; пронште з сказки и дастаны именно госродс-гео».-. архакчаездх данров.

3 рассг.'йгрйвасгжм гяянв достойиг »■зет? я мербаГ-.этяк'Л!»

фольклоре занимает образ Хызра, один из наиболее активных вспомогательных образов, выступающих как символ прочной любви, идеально! семьи, любви к подрастающему поколению, символ жизни. В народном творчестве к древнейших письменных памятниках Хызр зафиксирован под именами Хызр Наби, Хыдр Наби, Хызр Ильяс, Хвдр Ильяс, Хыдр Эллаз, Хыдр Эльяс и др. Все указанные имена, невзирая на фэнетичес кие кодификации^ьосходят к одному корню - ми фи ч е с ко -фант аст и че с ко,", образу Хызра. Во-всех источниках, будь то древнейших иди средневе! еых, устных или письменных, Хызр выступает в образе тоЦ силы, коте рая стремится оказать человеку, попавшему в беду, немедленную по-мошь, спасти его от гибели; своими мудрыми советами, целительным прикосновением излечивает больного, дарует потомство бездетным. В одной из песен "литаби Деде-Коркуд" раненый Буга;, следуя совету святейшего Хызра,пьет материнское молоко, смешанное с соксм горного цветка, и излечивается от ран. В дастане "Ашуг Гариб" Хызр на белом коне приходит на помошь Гарибу и доставляет его домо;: в назн ченныЛ срок. В дальнейшем Хызр помогает его ослегией матери избавиться от своего недуга. Указанный образ как веджогательная сила добра успешно функционирует я в ластане "Дели и ¿(ерам", сказке "Ыалкк-даумлуд", где Хызру удается вернул, к жизни убитого героя.

Наблюдения показывают, что вследствие усиления позп^м пела!/.с религии в Азербайджане, начиная с раннего средневековья, в связи с распространением в регионе шиизма, а такке дераи.шзуа .образ Хызра постепенно уступает образа-.; святого дервиша и Хазратс. Али. Гр обстоятельство, что в дасганах "З ахир-Зохра", "пояруз-Га:-:даи",

"Гурбанк", "лбеас-Гульгяз" цветы юзлюбле.чно-: иргуг.р днос;: 7 ухе не

*

Хызр, а Хазрат Али и свято;: Дервих, указывает на то, что культ Али постепенно усиливается и вытесняет из дастансп культ Хшрз -.Авали:

эеолвционного процесса в дастанах и сказках дозволяет отметить, что Хизр, с одной стороны, выступает носителей облаченных в мифическую форму веры и убеждений, характерных для древнего мировоззрения народа, с другой- служит формированию нового идейно-поэтического мироощуиения,обогащению сюжета эпического произведения.

В этом смысле образ Хызра, синтезируя в себе совокупность сил добра, является одним из основных факторов формирования и развития эпического творчества азербайджанского,народа.

Рассмотренный материал позволяет следующим образом систематизировать важнейшие характерные функции,образа Хызра в сказках, дастанах .легендах и .преданиях: I/ дарует бездетным детей, 2/ преподносит молодым цветы, выступает в роли возлюблнннисо /возлюбленной/; 3/ выручает людей, попаших в беду; 4/ воскрешает погибших героев-- в сказках "Шедс-Гаиар", "Малик Дкумшуд"; 5/ облегчает страдания больных.

В эпических жащ&х фольклора действуют также второстепенные силы, воплощающие в себе негативные стороны жизни и выступащиэ Против сил добра. Часть этих сил.характеризуется мифическо-фан-тастической сущностью.. В этом плане значительное место в диссер- . тащи уделяется исторнко-гпосеологн ческому анализу образов дивов и драконов. Г осмотрение эволюции образов дивов и драконов в мифической, поэтической мысли дает возможность проследить за тем, как оба образа постепенно перевоплощаются от добра к злу.

. Характерно,, что в соответствии с первобытный;- представлениями и див, и дракон воплощали в себе силы добра, помогали герою, •попавшему в беду.даровали"бездетным датеЯ и т.д. В таких сказках, как "Хатем", "И1ахзаде","Муталиб", "Алдврвиш;" "Уч Шахзаде", дна

и дракон относятся к вспомогательны.« силам добра. В "Мелик-Мамеде' и др.сказках эти образы выстушгот в функции сил зла, враждебны человеку, стремясь нанести ему вред, оии лишаюгг его таких символов жизни,как вода и яблоко, уничтожают ростки жизни.Анализ показывает, что по мере распространения зороастризма и его усиления лив я дракон полярно изменились стали воплощать силы зла. he случайно, в "Авесте" они выступает на стороне бога з.па Ахримана. Таким образок, если до появления учения "Авесты" див и дракон воплощали в сеое вспомогательные сила добра, то в последующем они выступают с 'полярно^ позиции.

Ь.и^я.ческо-фантастическил образ птилы Симург в Азербайджанском фольклоре выполняет вспомогательные (|ункцил медиатора, связывао-щего, главным образом, мир тьмы и света. В сказке "¡«елик ¡..амед" мифические атрибуты этого.образа проявляются по всей его полноте. Положительная сторона посредни ческой ¡еятельности птигщ Симург, направленной на торжество сил добра, характеризуется тем, что составляет важнейший фактор историко-мири ческ семантики птиц в эпическом жанре. К той же семантической сфере относится образ пери-голубки, наделенной.космическим содержанием. В диссертации отмечается, что ее фантастический возможности отличаются больдим хазно-образкем. Согласно первобытным представления:/, девулкп-перк .тали, как правило, в воде, при этом repo.i большей -часть» видели их около воды. Способность фей-волаебниц принимать облик голубки, перевоплощаться в птицу или человека еде раз свидетельствует о над: г.гл в них космически-божественных сил. Не случайно: пери лплаюгся своей kocjhiческо.' силы в случае похишения у них волшебного одеяяия-кода божественного. Пребывание феи в облике голубки близ воды также связано с перводыгкша• мимическим» представлениями: ш-ыгвшогду,. она выполняла в' донном случае роль русалки То обстоятельство,«ifо

3.

пери-голубка в УКитаби Деде-Коркуд" предрекает несчастье, - приносит людям чуждого им Тепегеза - наказаний за нарушение законов мифического мировоззрения. _Результатом этого становится появление Гепегаза, как предвестника зла.

Образ коня, занимающий; важное место в структуре дастанов и сказок, также гдавным образом .строится-'на воображаемой, фантастической основе мифического мышления. Как известно, приручение лошади человеком уходит своими корнями в глубокое прошлое. Огромны заслуги этого трудолюбивого и преданного людям животного. В ходе сложного исторического пути, пройденного чзловечеством, добрые деяния его проникали в сознание людей, трансформировав в тотем, часто одушевлялись, а иногда даже приравнивались к действиям божественных сил. Именно этим обстоятельством обусловлена связь героев некоторых сказок /например,образ АЙгыр Гас'ана 'в "Сказке Рейхан"/ с тотемом коня. Как результат комплексных представлений человека конь в сказках и дастанах превратился' в поэтический образ, стал символом помоги герои в столкновении онл добра и зла. Оказание помощи герою,- ведущему борьбу не на жизнь', а на смерть с чаршми силами зла, со стороны наделенного мифической силой необыкновенного коня явилось еще о дни« подтверждением того, что в образном мышлении народа стойко бытовала вера и почитание этого священного животного.

Наделенный мифическими чертами образ коня выступает в качестве мифическо-фантастическол вспомогательной силы в азербайджанских, сказках и дастанах чаше всего под двумя названиями: кон, - моге; КОНЬ-ЕИХрь.

В отличие от реальных коне«*, фантастические кони сопровождают героя не на всем протяжении произведения. Оли проявляется ди::;ь

тогда, когда герой попадает в беду, но и в этих случаях выступают в роли медиатора, а затем вновь исчезают. 14м присущи такие основные признаки мифологичности, как "возникновение" и "исчезновение". Выполняя сходные функции, эти кони с точки зрения их генезиса различаются: одни связаны с водой, другие - с вихрем. В сказках героЛ, как правило, добывает коня - мере с помошыо посредника, в роли которого выступает либо дервиш, либо святой старец, либо девушка - чародейка. Зти посредники учат героя способам в ловле коня - море - с помошью волшебства или заклинаний. В сказке "Царский сын Бахрам" девушка-посредница последовательно разъясняет герою, как поймать коня на берегу моря, куда его лотом вести и как приручить. При этом особое внимание уделяется строгому соблюдению законов мифа, поскольку конь - море имеет крылья, которые является косми ыскли символом божественной силы. В некоторых сказках есть указание на то,что молоко этих коне;! используется для лечения смертельно больных героев, что в свою очередь "втекает из мифического генезиса, тесно связанного с мотивом вод яизни, присудим коню - морю"'''.

В эпических фольклорных, анрах определенное место в сюжете принадлежит подуфантастическим коням, к которым.в частности относ ятся Гырат и Дурат из эпоса КероглыГ связанные как с-мифом, так к с реальностью.Основная причина перехода этих образов из разря да мифическо-^антастических в разряд реалистических заключается в том,что в поэтике дастана, по сравнению'с поэтикой сказки,силы реальности преобладают над силами фантастики. Если бы Гыоат или Дурат выступали в качестве полностью ми-фическлх сил, в атом слу-' чае они были бы не в состоянии - повсюду сопровождать героя - по закону мифологии, мифические силы могут "возникать" или "исчезать I. Голосовкср Я.Э. Гоши ет*а .- Я. с. И©*

п.

шшь при соблюдении определенных условий. В целях сближения Керогла ! Гыратом и Дуратом поэтическое мтление народа создало образ коня ювого типа, в котором мифические силы как бы сливались с силами эеалястическими. /например, матерью этих коней была обыкновенная реальная лошадь, отцом - мифическо-фантастивеская сила/. В начале настала Кероглы, по указанию отца», в течение сорока дней ухаживал в темном хлеве за Шратом и Дуратом. Когла наступил тридцать девя-т гыЛ день.герой поглядел через дымоход на своей коней и увидел, что /■ них появились крылья. Данное обстоятельство, в соответствии с требованиями поэтики дастана,обусловлено преобладанием мифического элемента над, реалистическим. Шесте с тем,наличие крыльев у Гирата и Дурата обусловлено культом коня и связанной с щал божественно'" силы в мифическом мышлении.

Важнук, роль в формировании и развитии первобытных художественных представлений, наряцу с ми(|ическо-фантастическйми силами, играли волшебные силы. . ,

Во второй главе диссертационной работы - ".Волшебные силы" -диссертант, анализируя данный тип вспомогательных сил, приходит к выводу о том, что,если мифическо-фантастические силы в природе от-ствуэт и является ливь плодом художественного Соображения, волшебные силы представляют собой образы, в завуалированной, необычной форме отражающие определенные стороны mi:,mi, природы и общества. Кроме того, если в вспомогательных воляебкнх силах, оказизагавих помощь герою,' на первый план в качестве'основного атрибута выдвигается фактор дарительный, в мифи ческо-фантастя че ских силах эту же функцию выполняет медиатор /посредник/. Под образами змеи, ведьмы, дервиша, плешивого и яр., демонСтрирущиыи способность к совершению волшебных превращений, скрываются в контексте фольклорно-эпической ■

среда конкретные предметы и явления действительности. Включение эти волнебных образов первобытным мышлением в сказочную семантику обу ,-ловлено различными .историческими причинами. Так, знакомство первобытного человека,с окружавдек его природой, поклонснието-тему и онгонам /например, змее/, а также требования, обусловленные социальными условиями отдельных этапов развития цивилизации /например, поклонениежещине в эпоху матриархата; усиление дерви-лшзма в эпоху раннего средневековья и-т.д./ подготовила реальную почву для создания системы волшебных образов в поэтическим мш-леник. Наряду с этим, отношение к волшебным образам во многом определялось происходившими на различных этапах развития общества оо'щественно-политичесадми изменениями. По этой причине часть волшебных образов /ведьма, змея, дервиш/ характеризовалась противоречивостью нашедде:! свое отражение в отдельных фольклорных текстах. ' ' ' . .

ксторкко-семантическим содержанием выделяется также образ змеи, оказавшей значительное влияние в качестве волшебной вспомогательной силы на эпический текст и борьбу героя. Восприятие образа змеи в первобытном мышлении является идентичным,одинаковым для фольклора многих народов мира, в том числе тюрских.* Основная причина этого явления заключается в том, что в древнейшую эпоху змея'стала тотемом, которому поклонялись первобытные люди, тотемические представления Прослеживаются также на территории Азербайджана, в таких топонимических- названиях, как "ьлан пирля-ри", "Йландаг", "клан дааш'\ "клан гапысы" и т.д. Но народный поверьям, каждая семья имеет свою "домаинюю змею",, уничтожение кото-

{« В;.с1;Птоеп, !'.сготшрпя;е :здрШ'., вгдвббной сказки; Локитпад, МВб^с^М-ЯЦ; ' • • ' * '

х>й может навлечь на эту семью горе, что свидетельствует о том,' íto в настоящее время змея, сохранив в определенной мере свои за-штнне, вспомогательные функции, пользуется покровительством лю-[ей. Тотемическое отношение к змее нашло свое отражение и ь фельк-горных эпических сюжетах. В таких сказках, как "Onчу Шрим", Иланла киши", "Аман", "Даа узюк", "Веление времени" и др.; покло-екие змее по многом предопределило способ мышления персонажей, роведенный диссертантом анализ различных аспектов азербайджанских казок свидетельствует о том,что среди многочисленных качеств змеи собо выделяется ее фуикцдя гомощшка - дарителя.

Исключительно важную роль в ориентации героя на борьбу со злом, развитии описываемых событий, распутывании клубков противоречий грает в сказках и дастанах образ дервиша. С точки зрения време--I своего возникновения данный образ, по сравнению с другими вод-збными образами, значительно молод.' Появившись на исторической эене в-начале IX'века, дервишам полу чил широкое'распространение i исламском Востоке, в особенности в Аравии .Турции .Иране .Туркис-ще. Дервиламя главным образом становились лица, исповедовавшие ■физм, в то же саже время это были сектанты, обладавшие способ-ютью заклинать, быть знахарями, заговаривать и т.д.

В сказках "Дкомард" ,'Тамяр вэ шсмс", "Гызал гоч", "Солтан Ибра-м" и др., дастанах "Новруз-Гандаб", "Летим Айдан", "Сеиди" и т.д. peau, присниваись repon,предвещает ему судьбу, помогает снять лдовства, избавиться от наветсв. Такта бал ранг.ий период в раз-rtïiî дерзяалзмс., в которое сочетались положительные черты образа эра, воплошались силы, сояврзавшие'добрые деяния. Однако впос-

ледетвии взаимное переплетание мафических и таригааных представлений обусловило определенное изменение в этом фольклорном образ Мифическое представление, вобрав в себя двойственность отражаемых им предметов и явлений /элементы добра и зла/, постевеияо на чк:ает расчленять дервишей на два долюса-отрицательныи и положительный, Кроме того, внутри самого таригата исторически наблюдались отдельные ответвления, фракции, даяе противостояние,что в ■конечном итоге привело к формированию образов дервилеЛ, противостоящих друг другу. 'Гакш образом, представление образа дервиша в эшческих'.сю&етах в двух планах- положительном и отрицательно;, является результатам закономерного развития мифического мышленш в одной стороны, к исторического .воздействия реализма, с другой, Подобное раздЕоение также проявилось и в исторической судьб( другой волшзбной- силы - образе старухи. Анализ этапов эволюции эпических сшетов, богатых архаических элементами, показывает, .что возникни« в .эпоху раннего, матриархата положительные образ С' рухи до мера движения обиейтва к патриархату стал постепенно те положительные качества-и в конечном итоге-стал' - отрицательчш. Неслучайно,образ старухи £ сказках на первом этапе был положите ш, на втором же этапе приобрел отрицательные черты уже в эпич кол системе. Ввиду того, что исторические особенности противоре ' чий, присущих внутренним атрибутам образа Гары, известной под т нем "проникащед в солнце старухи", носят в больдёк степени тиг гическай характер, не только в азербайджанском фольклоре, но и ^ческах представлениях. других народов также.наблвдаегся. раздвс нооть.Если рассматривать проблему в самостоятельной фореге, то ] ывКктельно,цаЕрааер,:к тюрског^у ос;разу мышления.женски! образ, к?,к правило, дредодноситса с .доаивли положительной вспомогател:

[ой силы. £еиские образы, распространенные в эпическим контексте. 1зербайджанского фольклора, охватывают следующие типы:

I. любимая девушка героя;

возлюбленная героя,похищенная силами, ему враждебными;

3. девушка, с пас еньая героем в пути и ставшая его воз-гюбленно^;

4. обевдоленная девушка-сирота;

5. мать и сестра.

Указанные персонажи тесно связаны с жизнью и борьбой героя, ¡пасают его от колдовства и заклятий,помогают выбриться из беды. 1 большинстве случаев они в той или иной мере обладают колдовскими чарами,которые в случае необходимости пускают в ход, особенно ) тех слуяаях, когда это нужно для торжества сил добра.

Так, в сказкач "Гнзыл гоч", "пасли гылынч", "Солтан Ибрагим", 'Ox-MajtH нагшш", "летид; гыз" и др. вспомогательные женские обра-1Ы в нужны.-, момент принимают статус волшебных с»м и оказывают серь-зное воздействие на ход событии. Данное обстоятельство следует, нз.уксе';ся. признать лолытным этнопсихологическим фактором .рнтекаю-:им 1.3 доверительного отношения поэтического сознания.

Положительное влияние на развитие сюжетов в сказках и даста->ах оказывают необычные люди, так называемые "помощники". В основ-юм, они выполняют связушуо роль между Дугх.: и Бытием, эти люди ! ог:;е не сгорают, в sore не тонут, меч на не берет, стрела в тело :е втнззется. Зокоднихи возникают перед героем внезапно, в трудов гииуты .ни принимав облик героя и бросаются в огонь, воду,бес-.трачнэ идут на противника, но героя непременно спасают. Выполнив воя ;;у:;кци.:, они столь же пнезапко исчезают, в сказках далее о их ае упом.забтея. легк* оказания помаши герою со сторон« лат.ей.

НЗДСЛСКК'.ХХ НООЙЧ^ЙГ'МК СПООООНООТЯТа!, встречается т< Фольклоре к других т,)р&£ях народе». Существует пороятиость того, что ллди с нсоО!п"ил,щ способностям так или иначе связан.'.' с сила№ добра л магическом мгалогшк. Древние тюрки были убагсце:«: п ток, что духа сназивакт серьезное влияние на их жкзнь. В сказках кз цикла "1лх оглу Бахрам" жди с нсобшайшая способностям? встреча-огс я на пути героя, то у. дело вгручая ого из ст>х безнадежных ситуалк"; икенно эти сил» непосредственно восходят к ш.Тч;ческиы прсдстаглониям. По это;5 причине з первобытных художестгзяннх представлениях оти образы приобретали статус покощни'-ов-стасктелей, облядащкх лолпойной

СИЛО'Л .

Наблюдения над <[олт ¡-лоргп*- ьатеркалогл показ:а>апт,что едаст-вувт в другие кеобычаЬше сродс «¡а,которое 1* суч;оствояно{: стачана помогают герои в' его нелегко?5 борьбе с судьбой, оказ:®ают коаде^-ствг.е ка развитие опкчеокого сстета.

В гротьзв главе диссертанта. озаглаглежно? "Голсвбнг-з сходства", зассмотран последниР тик гепоюгатсльшж средстя. Б отличие от »Вгадско-Чактссткчоскух и гол^ебкнх сил, воджбдге ер^гсяс и* обладав» способность1:! к егг.'оупраг-.лищпо, подчгн:-:--.тсл вс.пго'у. ••»о голгелает росиолхзор.глтсл, I! обнчпкх с:!т;у'агя.">: •?«;'У(»бкяс сраг.стаа зпш?.жт статичнул. внкидс'гелгну» позкпго,тотг:: ш" <7'?ш-таотдчесгяо' и ваязйкг'в силк способны сашуправлягься. 3 со по врага гегду то*'-»; в другккв существует несомненная гопоткческак связь. Так,волос, внволшзздкР ^уккки*. лрлзквнего задает, св.ч'зь келду кйфй'хеско-йан'гастичаскот! силой и птзп'г* Каург; ?ол-гг.отое кольцо, встхняодве саже ь.евсроятнне жрлй-шя.-свксъ кевду гздвзбкой сило?' к РоляаЗаой зкее<', • кии.® словзкг, пржзедогадоэ щж-у;рн ягллигся сеьаагэтескги восуЪзхяыи этих срйдсяг.. 3 шло«,

ботг^днетьо вспэ1»1?а?охьй1ос средств, продестзвл^шио: г;гсто пп?:*?:-кг.::?.!31-:пр1?бдя?.а, базирует-

ся на одной и той же основе. Заимствование многочисленными вспомогательными средствами - кольцом» прутом, кисетом, шапко'Л, ковром,, живой водой, яблоком, булавой, волосом, камнем, свирель» и десятками других - первично энергетического потенциала у мистических и волшебных сил сле.дует объяснять законами первобытного мышления; согласно мй'^ческим представлениям, энергия фантастической или волшебной силы может передаваться человеку посредством волшебного средства. Ьгфвческие силы, дарукяие герою волшебный предает,дабы он сумел спастись от беди и достичь своей цела, с генетичэскол точка зрения саде связана с тотемом и по этой причине выполняя? функция либо чудесного дарителя, либо помо^чика-дарителя. Это объясняется тем, что они косвенным образом ачеииваится в деятельность го роя г а подаренные ими предкеты являются как бы двякутгей сило;! происходящих событий.

Однако, о 48 вида о, с другой стороны, что непосредственное юз-дейстшс на ход событий оказытокг гшог.глахи-аиа'зитедл /Сяг.ург, конь/; кроме того, ска "вютчапгск" в действие после того, ззк ropo:: попадает н безвыходное аоловение. Начало деятельности ло-уо'лникоБ-йарятелей возсз необязательно ооусяовле;-;о беззыхопд;ос?ьь еггуацзх, s которой от/гился г ере ¡4; он и воплэааяг в св'б<з некую скрытуд потенциальную силу, вредаосхивагку» будуахе испытания героя. Каждое золаебнос средство имеет свой конкретный историк проявления /т.е. фактор толчка со сторон« такхх тотемов, как змея, дерево, вода, т.е./, пняолняет ярясувде'ему 'функции» В .. структуре сказок и дастанов волшебные средства выполнят' следуэз-еио оснопкке -фикции.

I. Ускорение деистви;: героя: летаюсий ковер, воляеб-пне скороходы я т.д.

2. помоть герою б битве с врагами: волшебная палица, волшебный меч и т.д.

о. обогащение героя, способствующее его возвышению по иерархической лестнице: волшебная шапка,волшебное кольцо,волшебный кисет и т.д.

4. изменение физиологического состояния героя: живая вода, -яблоко и т.д.

5. всевозможные метаморфозы героев.: волшебная трость,волшебная свирель /зурна/ и т.д.

Историко-семантическое содержание и развитие волшебных средс в эпической системе со всей очевидностью свидетельствуют о том, что многообразные мифические образы, их пестрота отнюдь не носят вымышленный, мнимый характер; зц каждым из ник скрывается мифи. чзское отношение первобытного человека к окру:кашеи его действительности, природе.

Вспомогательные силы и средства, взращенные на благодатной почве архаических жанров фольклора-вере,испытаниях,колдовстве и легендах, первоначально функционировали в поэтически системе ск= зок, впоследствии,подвергшись определенному развитию и деформации проникли в относительно молодой эпически;! жанр - дастаны.

Однако, сравнительный анализ приводит к выводу,что в эпической среде дастанов они не сумели проявить ту активность, которая была им присуща ранее в сказках. Более того, по сравнению с начал нша периодом дастанного творчества /например, с эпосом "Китаба Дзде-Коркуд"/, в последующие эпохи, в частности, к средних веках Н1блюдаатся ощутимое ослабление позиции волшебных сил и средств, п.тзюшх мифологическое происхождение, .Основная причина этого явле 1.Ш1 заключается в том, что под влиянием исламского мировоззрения

в эпоху раннего средневековья начинается заметное падение значимости таких понятий, как культ, тотем и онгон. Именно по этой причине в дастанном творчестве эпохи средневековья отдельные вспомогательные силы и средства в определенной мере утрачивают свои мифз-» югические черты, • отделяются от исходного мифологического содержания.

Вспомогательные силы и средства мифического происхождения, подвергшись определенны.! изменениям на различных этапах развития эбвеатва, з эпоху противоборства мнений и общественно-политических -структур, являясь выразителем первобытного мышления, в то яе время сумели сохранить в фольклорной памяти основные атрибуты и исходные воды своего историко-семантического содержания.

В заключении диссертационной работы подводятся итоги проделан-1011 работы, обоиаются научные вывода и суждения.

Основные положения диссертации наяли отражение в следующих публикациях. ;

Г, Образ у'сярч, -з. "Злм ве хаят", 1988, № 7 Вотаобнпя палочка - ж. "Диалог", 1991, № 9. 3. Нпг&<! родв. - ж. "Азербайджан гябияти", 1591, 7.