автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему:
Гератская миниатюра и ее традиции в современной живописи Афганистана

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Максуди Фазл Ахмад
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Ленинград
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.04
Автореферат по искусствоведению на тему 'Гератская миниатюра и ее традиции в современной живописи Афганистана'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Гератская миниатюра и ее традиции в современной живописи Афганистана"

Ордена Ленина Академия художеств СССР Ордена Трудового Красного Знамени Института животаси, скульптуры и архитектуры км. И.Е.Репина

На правах рукописи

мдксуда мал АХМАД

ГЕРАТСКАЯ МИНИАТЮРА И ЕЕ ТРАДОЩ В СОВРЕМЕННОЙ ЖИВОШСИ АФГАНИСТАНА

Специальность - I7.00.0-i - Изобразительное искусство

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Ленинград 1991

Диссертация выполнена на кафедре истории искусств зарубежных стран ордена Трудового Красного Знамени Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина Академии художеств СССР.

Научный руководитель -доктор искусствоведения, доцент А.А.Богданов

Официальные оппоненты -доктор философских наук, профессор В.Ф.Рябов кандидат искусствоведения А Л". Адамова

Ведущее учреждение - Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Академии художеств СССР

Зашита диссертации состоится "Эч " октября 1991 года Ьй заседании Специализированного совета Д 019.01.01 по защитам диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при ордена Трудового Красного Знамени Института живописи, скульптуры и архитектуры ям. И.Е.Репина ордена Ленина Академии художеств СССР по адресу : 199034 Ленинград, Университетская наб., 17.

С диссертацией можно ознакомиться в Научно-исследовательской библиотеке Академии художеств СССР (Ленинград, Университетская наб., 17-)..

Автореферат разослан

Ученый секретарь Специализированного совета

Б.И.Кохно

- I -

I - ОЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность теки. В диссертации определяемся место и значение традиции известной герзтскол еколы мяияатярной яявописи ХУ1 века в творчестве соврзг.*енныз афганских худсадаков. Следует сразу ке сказать, что подобный вопрос никогда не освещался в специальной литературе ни на персидской (дариИском), кя на русском или западноевропейских языках, представляя тем семая совер-Е8нно новый дня исследования круг проблем, веяных для уясяедая некоторых тенденций развития художественной культура Афганистана нове{й;зго времени. Именно поэтому в работе предпринята попытка дать по возкожности более полный я целенаправленная исторический обзор возяякновеши и последующей эвоязция искусства киннаторной гавопяся на территории шметкего Афганистана. Реализация этой задачи чреэвычаЛю актуальна я необходима дая правильного, научно объективного я исторически содерзателыгаго понимания основополаггюцез направленности творчества мастеров &5-гансяой киняатвры XX столетия.

Одним из этапов осуществления нанеченной проблематики исследования явилось обнаружение диссертантом в национальной архиве Кабула рукописи поэкы персидского поэта Дзаля "Юсуф и Эу-лейха", текст и аидаатюры которой бши выполнены неизвестным кабульским мастером. Автор счел целесообразным подробное рассмотрение этой рукописи, стремясь таим образом сделать новый наг на пути ликвидация пробела в степени изученности исторки 1Л-ниатвры Афганистана ХУШ-Х1Х вв. и пытаясь доказать, что традиция миниатюрной живописи никогда не прерывалась в иаояонагьноя искусстве. На примере материалов предавствуг^ях эпох и на основе сведений о творчестве современных художников а стало возисж-нш! расскотренке проблемы о традиция я новаторстве в афганское

искусстве. Традиция, как таковая, существует, кыне (по мнению автора) в двух глазных своих измерениях - в конкретных произведениях изобразительного искусства и в общей духовной сфере как историческая преемственность поколения, поскольку своеобразие национального характера неизбежно накладывает отпечаток на образ жслей и способ воспитания художника.

Как и всякое искусство на стадии своего обновленного возрождения, современная шкяатвра Афганистана, появившаяся вновь в начале XX века после столетнего полугосподства английского колониализма, испытывает ка себе различные влияния. По истечении периода культурной изоляции, вызванной указанным обстоятельством, ыногив из ншеинах художников странм получили образование в Европе или в сопредельных государствах региона, что, естественно, не когдо не сказаться на их взглядах и представлениях. Особенная близость при этоа обнаруживается с искусствен Ирана - страны, близкой этнически, территориально и по историческому развитии. Достоинством и недостаткам работ современных персидских мастеров, сопоставлении их творческого опита с кскагаяш и достигенияии афганских художников и посвящен один из аналитических аспектов взаимодействия кабульской и гератской епол миниатюры, сопоставления их сходства и различия в общем процессе активно развиваа-щейся художественной деятельности. Автор вырагает надеаду> 4,0 предлагаемый им обзор и анализ источников и новых изобразитель-¡шх материалов, впервые введенных в научный оборот, смогут дополнить представлеш!я о шниатвре Афганистана текущего столетия.

Целью исследования является характеристика особенностей афганской шшмязрной аивойиси преимущественно последних десятилетий, в течение которых происходило активной формировав» ее образного язшга и сяышстачесш« признаков. Значительное иесто в реаении вгой общая задачи отведено рассыогрэниэ всея прэдаествуз-

п;зй истории исследуемого ганра, связанной с развитием гератской художественной соколы в перяод средневековья. Вполне очевидно, что без выявления ее богатейзего опыта и наследственных черт вряд яг. воэкозно должным образом оценить традиционную направленность катодов и приемов современных иастеров. Практика показывает, что проблема освоения классического наследия пра всея сложности е-з возможных интерпретация приобретает все более пирокие касзтабы в творчестве больсой группы афганских худош-кксв разных поколений. Отмеченная тенденция, в своэ очередь, позволяет говорить о сложении определенных качественных вритериев миниатюрной живописи афганцев, равно как и об индивидуальных манерах наиболее влия-тальных ее представителей. Специфика нацаонального худоззствен-ного видения оказывается еще ощутаиее рядом с аналогичной деятельностью 1?астеров иранского искусства, хотя и у последних инеется немало общих родственных черт с воззрении« их афганских единокшлегйшков. Выяснение этой сблихащей обящости творческих взглядов или, напротив, их существенных различий такке составляет один из научных аспектов данной работы. Исходя из объективных реалий сегодняшней кизил страны автор стре:глтся показать развитие ее изобразительного искусства и прессе всего традиционной ютиатнры в контексте общего исторического процесса, идуцего ныне в офгаискои обществе.

Научная новизна диссертации состоит в тоы, что по существу впервые в советской и афганском искусствознаштл предпринята попытка проследить обцяй ход эволвции современной миниатарной гкво-писи, поскольку кмеггзгяся по текз литература осве^аез саднятай вопрос чрезвычайно кратко, поверхностно и упрощенно. Сформированная узе в саиом названии работы пробяека, по гждаз автора, по-новоиу проевдрует худозгетвекнай сгыт презлого ка творчзсиуэ

практику современности, намечая токам образом еще кало раскрытые возмааноста и перспегстивы познания основ национального искусства.

Практическая ценность работы заключается в выявлении заяоко-кзрнсстей развигия искусства юшиаторы в Афганистане, неотделимых от особенностей исторических и культурных судеб страны. Шесте с тои, определяя их характер к последовательность, диссертация показываем особенности кабульской в гератекой шсолу ьягкиатвры в процессе нсторяческого сганоаленая каздой из них вплоть до последнего Ереыени. В тексте работы впервые приведены высказывания ряда художников и некоторые другие материалы документального плена, каоащиеся проблематики современной афганской шниатэры в целсы, что кыеет неиаловакное практическое значение для наиболее полного восприятия её специфических признаков.

А1гроба1гля работы была произведена на кафедре истории искусств зарубеаных стран Института ¡атошси, скульптуры и архитектур« ш. И.Е.Репина IX СССР.

Обт-еи и структура диссертации. Представленная к згл^зте работа, излсгенная по ксторшсо-хронологическому принципу, состоит из двух частей. I часть - 181 страниц канинописного текста, вилэчгащих две главы, зашоэчешш, сгшсок литературы. 2 часть -альбси, состоящий из ИЗ фотографий, мллгстряруап^х текст дас-сертыраз.

П - СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введения обосновывается выбор теш работы, ее научное и практическое значение, определяется цель к задачи диссертация. Кр&ТЕНй исторжо-библиографическнй обзор знакогит с основными пуб-лякацшпа, связанными с рассмотрение»: изобразительного материала, а такие намечав? общие временные граница поэтапного форгаровакня итшатармоя ¿.ивопяси нове&аего периода.

В этой части работы отмечается большие идейно-художествен-кые изменения, произоаедггие в искусстве Афганистана XX века н связанные со значительными социальными переменам в ннзни страны за этот период. Вместе с тем подчеркивается кысль о преелстзснно-стй основных мировоззренческих и формообразущнх принципов шшя-атюры классической эпохи в том виде, как они находят свое применение в сознании современных мастеров. Предваряя последующие наблюдения и оценки, автор говорит об устойчивости стилистики я иконографии средневековой миниатюрной живописи, нередко используемых и сегодня для отображения явлений и образов реальной афганской действительности. Именно с этой позиции следует рассматривать художественный опыт проплого и прежде всего наследия ге-ратской школы.

Намечая основную проблематику данного вопроса, диссертант констатирует крайне слабую ее разработку в специальной литературе, еще только находящейся в стадии своего формирования. На афганские исследователи, ни отдельные европейские авторы, в тон числе и советские, пока не ставили своей целью сколько-нибудь полное и последовательное изучение киниаторы новейпего времени, впрочем, как и всей национальной художественной школы XX века. Существующие ныне скудные и отрывочные сведения о некоторых художниках-миниатюристах разных поколений и живописных ориентация разбросаны в немногочисленных публикациях на персидской, английском и русском языках, посвященных афганскому искусству в целом. Среди них некоторое исютчение относительной полнотой подает материала составляет, пожалуй, книга Али Наики и Мир Абдул Али Иае-ка "Каллиграфы и художники Герата от эпохи Тимуридов до современности", изданная в 1974 году. Ее достоинство состоит в той, что в ней впервые оценивается попытки сохранения традиций старой ия-

ниатвры в новое время, анализируется характер устремлений в этом плане современных мастеров Герата, способствующих сеоими усилиями общему процессу формирования отечественной сколы. Примерно те же соображения в кратком обзорном виде излонены в ряде работ советских авторов (Н.Григоровича, Б.Веймарна, А.Богданова), обрицахщих основное внимание на выявление главных тенденций в афганском изобразительном искусстве исследуемого периода, но не раскрываждих специфику избранного нали яанра национальной хшвогися.

Что касаются изучения наследия гератской кшиатври предаест-вуюшх веков, то этот вопрос, как известно, весьма подробно и основательно рассмотрен в богатейшем своде специальной литературы на икотах языках штра. Из впадая даже в беглое перечисление илен и названий, фигурирующих в данной сфера искусствоведческой ориенталистика, назовем лишь ифганских ученых Абдулхая Хабиби и Мухамма-да Афзала Беннувала, советских исследователей М.Аирафи, Г.Пуга-ченкову, А.Иванову, А.Адамову, Ш.Щукурова, европейслих аз торов Б.Грея и Б.Робиисона, чрезвычайно много еделобеих как в указанной области искусствознания, так и в деле изучения гошиатары Востока вообще.

Исходя из сказанного, становится ясно, что пробле^ш эволяций традиционных представлений в шшиатврной нивоплси современного Афганистана ез;е не получили своей необходимой научной разработки и снсйекного освещения. Вполне оправданный поэтому кажется стреы^ ление с значительно более полному, логически последовательному и содерк&тельноау разбору обшркого художественного материала, и это - первоочередная задача ьастоящей диссертации.

Первая глава - "Миниатюра гератской шеолы и ее худоаествен-ное своеобразие" излагает краткуи истораз возникновения и развитая отмеченного явления творчества на территории Афганистана. Ис-

кусство гашатгры как кшвшоя, тая я станковой згиккает исклпчл-телъно важнее место а культурной низки страны на протгаежгя долгого исторического периода и в практической деятельности ряда известных якоя или художественных центров. Известно, что восточней худодапк-гзашатприст, иллэстрируя литературные юга исторические сочинения, придерхивался определенных условных приемов в передаче пространства, цвева или трактовке образа человека, диктуемых идейно-эстетичясккки нориама средневекового обцества. В изображении яе архитектуры ели предметов бота он исходил из реалий окруппзцей штат, пркчэг« воспроизводил их с такой точность®, что опл подтверждаются археолотгоескиыя и зтнографическюп ашел к позвохтат оценивать произведение шшопкеп как искусство подлинно национального характера. Поскольку в ХУ-ХЭД вв. в странах Срадаего Востога существовала известная ойцкос-хь культурного и исторического развития в результате обадгостп ралпгта, пдеого-гии к бктовох'о уклада, эта пгтзгрлрузщея тонденцая наяла. о';.рь;.-е-ш:е в с^илк'сткч-гских особенностях средневековых пкол ь'инпктярн ера кх известной кслакпзаипк.

Спйцифячзскуэ черту восточной швшеюда "АУ ьы'о, составляла повторяемость не только тегах язлпбшшых сш.етоа, но и спрэдо-лгккнх локпозиипо.'гогх. с: ,;:, создатели которых соревновались в сригштльиссти и прочих образхяях. сродств Д'гя пзобразетгш

часто одной п той "о идея. Сред!- пакете тредццтоккых тем ч: таркой япвопяси баги: иирзеотзо - кедргяяс, бмаяш, 050*га» встреча на лоне кр"родг, злькооная встреча, подвиг героя я другие, Одкеко глубоко сгу.бошо воззрение ка, пкеСи, гвблонког.-!» со-д-зр5а?ельного ряда подобной группы ¡якжкод. ''з.стеря, сошртгаата не только з тонкости пх г1яюлн!"-**л, ко и в ойнопк-даа! каст-либо особка праекол оперся гокаозяря идя в граззмпт яейзага. Взро-

оно, то г;е с&уое, в конечном счете, имело место и в европейской аивописи, где, например, те^аг ыацонны, распятия и иных евангелических сюжетов варьировались и повторялись бесконечно, что отнэдь нз лизало их худоаественной индивидуальности.

В своих ведущих чертах произведения гератской сколы развивали основные стилистические особенности и условности, присуще миниатюре Среднего Востока в целом. Их тесная связь с искусством книги налагала на исполнителя ряд ограничений, начиная о необходимости разместить изображение в определенных, оставленных переписчиком местах ила раджах. В заслугу «пниатэристу ставились предельная тонкость рисунка, точность наложения цвета, насыщенность колорита. Миииатвра не знает перспективы - условно-пространственные планы располагается по вертикали, без сокращений, в ней нет ни светотени, ни объемной моделировки. Подобного рода плоскостности в наибольшей мере отвечала декоративная яркость од-нопленовых закрасок и именно красочная гармония при цветовом многообразии определяет живописные качества восточных миниатюр. Но в этих общих эстетических критериях школа Герата выработала своё особое направление. Ее развитие протекало в постоянных контактах с каши крушъшл центраш художественного аира, особенно с Тебризоа и Ширазом, вследствие чего »шел место н прямой "обмен" мастерами, ко главкам все ке было усвоемзге творческого опыта, сотрудничество и благородное соревнование.

В начале ХУ в. происходит окончательное становление художественного языка средневековой шняатаряой аивопкси в том виде, как она будет существовать к развиваться в последующие перяоды. Г;п этой следуе? кыеть в ваду, что выбор основных стзетов для ил-лпмрацгш поэм "Ханса" Низами и "Шах-наме" ёзрдоуси - наиболее популярных в народе произведений - был сделал узе к началу ХУ ве-

ка. Ссжеты эти представляли собой узловые моменты в показе того или иного эпизода этих поэм, чем и объясняется известная повторяемость иллюстраций в одноименных произведениях. Складывается определенная композиционная схема, обусловяивеядая кконогрефяа и атрибуты действувщих лиц в каждом конкретной, случае. Вторая половина ХУ-ХУ1 в. характеризуется далънейзян соверзенствовмшеы выработанных прежде худояествеккых представлений, иряводк/:з к блестящему расцвету живописи. Это прежде всего связано с Гер&теа я главным образом с ииенем Бехзада, как а художников его крута.

Автор полагает, что замечательный! досткженюаа гератской Есшиатвры 1420-1430-я гг. является настерсЕИ исполненный рисунок, тщательная графическая прорисовка силуэтов, тонко сгарноннровгя-ный колорит; основные фоны, занимаоцяе больауэ часть плоскости миняатпры и во многом определяющие общую градацяэ цвета, кав правило, выдержаны в светлых и неяных тонах. Эти стилястическке особенности стали эталоном для последующих поколений кнвописцев на Востоке мусульманского кира. Понять суть дыиого явления, его составляющие величины, происхождение, этапа фаркяровекяя - гадача фундаментальной важности для понимания "восточно-яслааской" живописи в целом. Сложность и совершенство того, что нсже*» быть названо "первым гератсккм стилен" есть конечный результат, итог долгого предшествующего развития. Это понятгэ нэ порывает с сущест-Еовавяиии арадицияия, скорее оно преобразует сфарэтровавгхася ранее стили, выкристаллизовывает несколько кнув зивописнуа структуру, способнув ко иногкм изменения!! ори сохранении своих отчетливых формальных черт. Вновь утверздагщаеся стилевое начало доеодгг до совериенства и почти кодирует различные манера еивописй, кнев-сзе иесто на тарряторзн всего Ирена и Хорасана в период правленая Иах Руха (1404-1447), и Еменно такая окончательная тршсфоргггцгя

определяет важность этого начала для последующих поколений. Различные компоненты, которые участвовали в формировании гератского стиля, сами по себе нетрудно распознать, хотя основной источник кандого из них часто определить невозможно. Усовериенствование гератской миниатюрной живописи ХУ в. связано прежде всего с Бех-задом (1455-1537) и его окружением, оно оказало огромное влияние на эволюцию миниатюрной живописи в Иране, Афганистане, Индии, Турции и Средней Азии. Выдающийся мастер не только синтезировал опыт плеяды предшествующих мастеров школ Герата, Тебриза и Шираза, но и выступил как глава нового направления в искусстве.

Бехзад так строит свою композицию, что она предполагает включение множества новых действующих лиц и иных, в частности, архитектурных деталей. Подобное многообразие частей изображения предъявляло особые требовямия к пропорциональной художественной взаимосвязи всех представленных в нем элементов. Обычно фигуры располагазтея по кругу или же овалу, что создает внутреннее движение композиции, при этом особое внимание уделяется изображения человека. Бее персонажи миниатюр переданы во взаимодействии друг с другом, чему способствуют направление жестов, повороты головы, наклоны их тела, а также идеально найденная соразмерность между фигурами и окружающим архитектурным фоном. Весьма существенным является и то обстоятельство, что Бехзад обогатил миниатюру новыми темами, сумел ввести в них эпизоды из повседневной будничной жизни, работая ю всех практиковавшихся тогда жанрах - лирическом, батальном, портретном.

Несомненным достижением Герата в конце ХУ века можно считать частичное преодоление плоскостной структуры миниатюры, в результате чего удалось сделать пространство объемным, сначала, правда, только в пределах, отведенных для изображения главного действия. Успехи, достигнутые гератскими живописцами^получили затем даль-

нейлее развитие: расширяется круг изобретаемых предметов, гозки-кает много жанровых деталей и подробностей быта, фон постепенно исчезает, а плоскость ккниаяоры начинает погаостьи использоваться для изобрваения действуЕцих лиц, наяонэц, киниатяра стеновктся объемной. Крока того, происходят и изменения б сяжетиых трл/мхях, где немалое кеето отводится теперь котиваы социального харютеуа. Если "живопись рукописи" эародасгсь л до сих пор развивалась как иллпстрацяя, то с кокца ХУ1 века реши последней становятся уг.е теоося для худогзкков и миняояэра начинает утверждаться кол сзко-стояталыгай вид искусства, например, в виде своеобразных юдцве-чегашх портретов - в аанре, совершенно новом для культуры мусульманского средневековья. Позднее это явление стянет повсеместна».! и повлечет за собой определенные изменения, обусловленные нобым по-нкмааиен основной функияа ккинаж-га: отделикясь от зпа:гп, ска теряет одно из своих главках качеств - декоративность, во шагов определивзу» ее стилистические черты в моиент заржхденкя и становления. Отчастя утрачкввется и бшгоо значение тщательно разработанной скстеш цветовнх отношения. Ннниатара-иллястрагря ус'гутид-; место кишетвре-портрету, ипкяаязре-Еартйнэ, а наряду с зтга появляется и настенная хкзопись, которая в начале Х.ЭД з. слуггйт- ягегъ увеличенной "кзкаатариой" яогаогиняей.

Далее отмечается, что процессы, начар.якеся в средчеводовоп анвопглси Ирана и Сред!ей Азии, у-тверзденкэ ее ковш явнроз !-.;1:лл я свои оборотную с*сроку. Разрупекяе складосасгахся векшя ¡«ионов оказало гоздейгтвкэ на запетш-илдвстративнуэ фупхцст ювемяв-ры, для которой ковке веяния оказались в немалой степени гуйятоль-ныкя. Особенно наглядно это могло проследить на прсязведгкттях йс-фахгнскоЯ сколы серевши ХУЛ в., где рте утрачивается шгязоернз-реальное соотнопзниа пейзажа и архитектуры с персонаааса, прноб-

ретенноо в ходе длительного развития и являющееся наивысшим до-стикенкем средневековых миниатюристов. Кроме того в указанный период начинают появляться образцы, копирующие европейские кар-теш, как это можно видеть в искусстве Ирана. Изменяется и су-каетея круг сюжетов, среда которых преимущественно доминируют лэбовные сцены и портреты, а позднее явно преобладает изобретение птиц и цветов. Б целом, вторую половину ХЛ1 века иоано охарактеризовать как период упадка искусства миниатюры, так как вместе с исчезновением некоторых специфических особенностей постепенно уходят в проаяое определенные навыки и приемы техники ее исполнения. Вместе в тем следует подчеркнуть, что афганская (хорасанская) традиция отлично привилась и сохранилась на почве индийской ейвописи, мастера которой вполне могли работать в Кабуле и проникнуться там влиянием местной школы (в период господства Дуранидов (1747-1842) территория сегодюшнего Афганистана и северо-гадийский штат Казшир входили в состав единого государства). Несмотря на сильное взаимодействие когольсной, гератской и тебразской традиций, особенности каддой из них в миниатюрах каш-улрехой ориентации читаются достаточно четко. Совмещение этих различных стилевых манес не только в пределах одной рукописи, но в одного листа - характерная черта стиля, который называют мо-годьско-афганский, хотя почти все рукописи ХУШ - начала XIX в., как с шпааяэреии, тах н без них составители каталогов рукописных собраний приписавкат обычно целиком Кашмиру. Найденная ие диссертантом рукопись лииний раз подтверадает, ч?о это шение не соБсеа еерио л идет от пока еце малой нзучениостя сааой проблзхы к связанных с ней иатерналов.

В вакхвчонве общего обзора первой главы хотелось бы отггектаь тог 5]ахт, что атрибуция и датировка иш;цр ябляэт-;л одной из

сшгых трудных проблем в нзучегшя кжниатвряой гивопися Востока. Уезду теы, идснтифахагрм листа я времени его создания имеет ре-пгкяцее значение для исследователя, поскольку способствует локализация стиля, выявленяэ его зволпциа и в целом изучении определенной лудоаественной сколы со всеки возкогншз! последствия!.« ее влияния ка дальнейшее национальное творчество.

Вторая глава "Возрспдегкв-зонра гэниатврм в современной аи-вопаси Афганистана" посвящена анализу произведений афганских худсгкяков разных поколений, работающих в сфере гпвопхси. В этой части диссертации подчеркивается, что традиционно кнсЛящка згяво-пясцы и графика обращают особо пристальное внимание на.изучение национального фольклора и гянх проявлений векового народного \а.~ фотворчества.

После столетнего полугосподства английского колониалнйиа н успешого заверзешш национально-освободительной борьбы ефгснско-го народа а 1919 г. начинается процесс возрояденпя афганской культуры, осеое'зй культурах достижений и ценностей как Европы, так и сопредельных с Афганистаном стран. В русле этих событий в Кабуле открывается школа гавопясп, на базе которой был учрея-ден Институт изкщннх искусств (1960), ставзий уделять серьезное внимание изучения я пропаганде некоторых форм отечественного творчества, особенно таких, пак ипкаатира и каллиграфия. Сохранявшаяся я сегодня чрезвычайная устойчивость навнков кшшатэрно-го шсьиа свидетельствует, ото эта область изобразительного искусства выступает ныне естегтЕе'^ся хрикггелем наследия простого, встушзщего в гшвой диалог с современной культурой.

На Востоке нора» преззого п градация, идугре от древнах вре-кгя, нзредко сглсысгзтгя более дэйстаяшют, чем уо, тл"о порождается воздаПствузг^ыж ояружкщеЯ дейстеятвльнеегп..Но гг-го чдесь, хснечио, кв с'?о;;ь-?о в сшем фззяе, сколько я ??.;нден-

ции отношения к этому прошому. К в области чисто психологической комплексы прекнэго опыта, сложившиеся в систему чувственного мышления, является неисчерпаемым фондом, который непрестанно питает методику, форму и приемы искусства. Eco это достаточно четко и последовательно прослеживается в рассматриваемой надо сфзре минк-атврной кивопкеи, представленной даукя- щеолдои кастеров в Герате и Кабуле. Во главе кабульской группы находится Хукаон Зъ-еазд,; (p. 1918), гератской руководит Мохекмад Сайд Капал (р. 1920)j творчество обоих еццсзе?:хся худссзшкоз охарактеризовано в работе очень подробмо. Дается соответствующий анализ и деятзльностк второго из н&звашшх мастеров по реставрация памявтков ¿.р^л-ек-туры, а также как орнаменталиста, существенно пгрсработахааго я обиовивезго средаевзкоБуз орнакенталькуи систему, элементы которой под его руководством освоили многие ученики. Используя кзвееппге материалы, автор проводит сраЕшгселъный анализ произведений Этекади к Кая ала, нояазав&зт откопение кае&зго-кз нк/. к. традициям средневековой гератской кизописк, ьыаг-ляет в их поисках и открытиях индивидуальные черты, так или иначе сопряженииi с понятием национального своеобразия. Так, анализ работы Этемади приводит к мысли о том, что они занкуаат своего рода промежуточное положение между миниатюрой и станковой картиной, а ведь зяш видан искусств должен соответствовать к разный способ или стиль изображения. Если у Этемади ощущается некий хомпролассный подход к восприятии изобразительной эстетики миниатюрного изображения, то Мао ал, по ыиенк» диссертанта, значительно благе примыкает к традиционно осмысленному направленно канонизированных временен художественных норы и представлений. Параллельно и в хронологической последовательности освещается деятельность некоторых других мастеров старшего поколения, чьи достикания залатали фунда-

ментальную основу для дальнейших поисков молодых художников.

Особое аесто в этой главе занимает оценка творческих усилий, предпринимаемых в последние десятилетия группой миниатюристов, достаточно дифференцированно трактующих наследственные связи и методы их освоения. Произведения Муха1.мада Всуфа Кухзада, иия которого весьма популярно в Афганистане, можно условно разделить на даа типа изображений: это воспроизведения памятников культуры и; тая называемые, фигуративные композиции. С точки зрения обогащения культурного наследия, собственно афганской традиции, они все же менее интересны, чей работы Абдулга^ура Брекны (19081974), картины которого с их неизменным чувством живого образа, импровизированной свободой живописного подхода оказали больное воздействие на последующее развитие портрета и пейзажа в технике акварельного письма, вообще вмроко практикуемого в афгански« искусстве.

Среди представителей младшего поколения художников выделяется Абдул Карим Рахики, Мухаммед Иса Мангал, Мохаьмед Опар Закряя, Аэкмя Мухаммад Шафи, Абдул-Хамид-Набизаде и Махбуба Эльхом. Их композиции, как правило, посвященные далекой истории, поэзии и фольклору прошлых веков, содержат в себе устойчивую духовную основу и чувство -сопряженности с долговечными нравственными ценностями своего народа.

В творческой деятельности Абдул Карима Рахтм ср. 1946) достаточно отчетливо просматриваются три основных этапа: первый -до учебы в институте на факультете изящных искусств в Кабуле, когда он в основном копировал работы современных иранских художников, второй - время получения образования, ознеменовавиееся освоением европейских художественных навыков, и трбтий, положив-вий начало самостоятельному развитию, включая интенсивную работу

над военной тематикой. Ученик Маш ала, он прочно усвоил герат-скую традищщ, о чем свидетельствует его миниатюра с изображением двух всадников {1978). В этом ае духе и в эти ке годы выполнен Рахзши и портрет Бехзада, где автор не ставил перед собой задачи передачи портретного сходства, а главным посчитал для себя передать саму атмосферу творческого труда. К тому же кругу произведений относится к тщательно проработанный портрет старика в чалме, отличающийся выразительным коитуркыа рисунком.

Мухаммад Иса Мангал (р. 1961), в свою очередь, является учеником Рахкки. Он любит компоновать свои сцены в овалах, которые всегда помещены в затейливо сочиненную орнаментальную рамку» Как шогие другие афганские и иранские мастера, Мангал не кыслит себе существования миниатюры без орнамента, мотивы причудливых переплетений которого - это бесконечные вариации тургнда и ислюи. В листах "Охота" и "Чабан" (1989) доминирует яркий и локальный цвет, построенный на контрасте синего неба, зеленой травы, оранжевых, сиреневых и голубых скал и темно-зеленых кипарисов. Подобная интенсивность пятен открытого цвета с его некоторой диссонирующей резкостью выдает в Мангале прилезного ученика Рахими.

Оригинальное освоение приемов классической техники миниатюры присуще Махбубе Эльхои (р. 1957). От смело соединяет в работах, исполненных темперой и. гуаль», мотивы старой и новой жизни, воссоздавая веками бытовагагае теш фольклора и народной поэзии. Ыахбуба Эльхом досконально знает стилистику и иконографии миниатюрной живописи Герата и других икол. В киниатарах, посвященных, как правило, далекой истории, поэзии и фольклору прошлых веков, постоянно живет тонкое ощущение национальной старины, ничего общего не имеющее с простой реставрацией исторически слояквшхся художественных представлений, получазщих у Эльхом глубоко свое-

образное истолкование. Ска хорсщо понимает, что чрзйыерная обска-занность при передаче ландзафтной среды, внешнее правдоподобие изображения неуместны в Искусстве миниатюры, что подробно выписанный "реалистический" пейзаж находится Ене художественных задач этого неповторимого и своеобразного жанра. Кажущаяся условность такого языка логична и необходима: ведь под кистью автора вознихйэт не просто цветы и деревья, а символы образной идеи художницы. Они вмещают понятия о предстоящем и бесконечном цветении, память о прошлом и размышление о будущем. Колорит в большинстве работ Эльхом истинно "гератский", он основан на сочетании голубого, голубовато-зеленого, сиреневого и золотого цветов. Зеленый, красный, синий, коричневый, бежевый лишь дополняют эту основную палитру, а белый цвет, гармонично размещенный, по всей поверхности листов, придает особув приподнятость, нарядность и праздничность.

Иохгеэгад Омар Закрия (р. 1562) и Азими Мухаммед Шафи (р. 1953), как и Махбуба Эльхом такяе являвгоя выпускниками советской екояы искусства. Заярия, завершая период напряженных исканий, супел добиться синтеза лучших черт гератсяого наследия и искусства иранской зявотзеи, значительно продвинувшись по пути обретения подлинно национального мастерства. Выбренн&ч им тема -национальные обычая Афганистана - раскрывается в серии ластов, не связанных между собой единой стилистической общность» я достаточно оригинально утверядзэщих в каждом отдельном случае свой образно-художественный строй. Изфи также работает в аналогичном плане, ставя во '.«йогом сходке образно-зжвописные задачи. Более всего его волнует национальная тема, увиденная прежде везго э утверждении древних обнчеяв, праздничных церемоний и нкых проявлений ярадгарюнной народной гжгяа. При общности тем и стилисти-

- IS -

чзских устремлений творческий почерк обоях худозников вместе с тем заметно различен. Так, влияние современных иранских мастеров у первого кз них по существу целиком отсутствует, его манера близка к Машалу и кругу его учеников, тогда как Закрия более тяготеет к иконографии и стилистике еколы Этеиади. Работы этих двух миниатюристов и направление их мировоззренческих исканий воплощает главные доккниругхцие тендехгцки, суцзствуюцие ныне в искусстве йфганистЕна, в то ко вреия орггшчно дополняя друг друга в общем русле развития традиций национального мастерства.

В этоы ке разделе текста довольно подробно анализируется роль традиционного цветочного орнамента в творчестве современных афганских мастеров, в том число и горечяслешшх выае. Весьма существенно, что такой орнамент ели узор нельзя "увидеть" одним взглядом, поскольку он заставляет изучать себя мздлекно, как бы ке торопясь открывать зрителя незамеченное сразу и ваа ¡желание вновь вериться к уже сндеиюi;y. ¡Ьо^етюа'п, мотивов и вариаций, кажущихся бесконечными, на сглюл деле подчинена строгой системе ритмов и повторов (как в стихотворных газели клк рубак). В этой бесконечности узоров, р-.да.-.ччности, гювторяекой четкости кроется секрет вовлечения человека в орнамент, роздал иасль о той, что всё прехсдгцс, "Цветочная" стиль еде в сродиис века был обг?.ш выражением вкуса, к не только по содержании, ну и чксто внешне: узорность, подчас ьаткзватость во все:.; встала г. казнь людей. Художники чзрпалк свол ьхтивы кз окружавшей природа, но видоизменяла и интерпретировали вх по законам орнаментализма. Мир цветов, растений, кристаллов подсказывал им закону симметрии, рктн прояорцвэнашшх соотнесений. Преяокив все это сквозь призку худсзествснкой фантазии, с одной стороны, к научных воадаша а области прикладной гаааотриа -. с другой, ом; и.

работали особый вид орнаментального искусства, которое составляет основу художественного оформления архитектурных поверхностей, рукописей и предметов декоративно-прикладного искусства. Если бесконечная система узора базируется на ритмах повторения, чередования и прогрессии, то загяснутая система орнамента основана на центричности и симметрии. Современные афганские мастера-миниатюристы обычно применяют сочетание замкнутой и разомкнутой систем орнамента.

Оригинальные и в то же врем традиционные искания молодых художников требуют особого внимания для того, чтобы даке при отсутствии так называемых современных свяетов перед зрителем открылось бы их образное содержание,рожденное автораки - гадьми нагих даей. Оно заключено в условных формах специфического языка искусства миниатюры, способного воссоздавать вечно жиЕые образы лизни посредством линий, характером орнаментики, эмоциональным звучанием цвета: ведь сопряжение понятий и чувств художников прошлого и настоящего^органически объединенных традицией, неизменно устремлено в будущее.

Не менее вазшую роль в современном искусстве Афганистана, как и всего мусульманского мира, играет каллиграфия, представленная в этой главе работы именами известных мастеров Мухаммеда Али Аттора и Азизаддина Фуфалзаи Кандагара. Хороао понимая, что исследование этой области худозественного творчества - тема отдельной работы, автор вместе с тем счел возможным вкратце остановиться на типах и история возникновения наиболее популярных прафтоз, поскольку влияние письма, самой его графики на фор?я?ро-вание национальной эстетики является характернейшей и неотъемлемой чертой всей культуры ислама. При этом необходимо учитывать, что трансформация графики в орнамент знаменует собой ваанбйзяя

этап перехода от мышления религиозного к мышлении поэтическому, художественному. Графический стиль художественного мышления мусульман коренился к необходимости выражать многие понятия и категории посредством буквенных начертаний. Близкая к орнаменту надпись (или стилизованное изображение отдельных букв), продолжая сохранять в себе потенциальна информативные возможности арабской графики, параллельно приобретает и статус самостоятельного художественного приема. Первостепенная роль арабской письменности в создании содержательного и формального единства произведений искусства в первую очередь объясняется выделенностью графики по отношению к остальным формам. При этом существенно отметить: смысл и формы именно вовлекаются в сферу сакрального, но сши не становятся сакральными, ибо приобщение к религиозным, духовным ценностям превращает вещь, изображение, архитектурный памятник прежде всего в значимый объект данной культуры.

Последующий раздел текста посвящен характеристике школы иранской миниатюры, являющейся ныне одной из наиболее значительных и популярных на мусульманском Востоке. Многие ее представители получили солидное художественное образование в различных странах Европы, особенно в Италии, где, в частности, учился один из наиболее значительных мастеров современного Ирана - Мухаммад Тадживиди. Деятельность современных иранских миниатюристов оказало большое влияние и на работы ряда афганских художников, а особенности на Кухзада, имя которого весьма популярно как в Афганистане, так и за его пределами, а из молодых - на Рахими. Как и афганские мастера, живописцы Ирана» также опираются на традиционный опыт средневековых школ миниатюр - ширазской, гератской, тебризской и исфаханской, последовательно используя все многообразие их формальных и образных представлений. Высокая степень

профессиональной подготовки позволяет иранския ниниаторнстам легко преодолевать трудности в кошозиционном построении изображений, показывать фигуры в динамике и сложных ракурсах. Однако в их практике просматривается и ряд отрицательных сторон, ш.«згщих, в частности, оотопгение к трактовке содержания иллюстрации к произведениям классической литературы Востока; интерпретация последних в ряде случаев носит поверхностный, упрощенный характер, к тому ле чрезмерно трансформированный на современный лад. Нередко встречается и ситуация, когда пренебрежение традиционная цветовыми особенностями ниниатары и расчет на достижение богатства формы с помощью одних лизь произвольно подобранных красок, не позволяет добиться делаемого результата. Объекты изображения, составлявшие поэтическое содершше миниатэры, остаются нерасярыта-ш средствкет графического искусства. Тем ие окончиваотся я попытки иных авторов илетстрацяй, излитое увлекающихся стзлевкз» сссбенностякз! станковой зивопзеи, что ведет к .утрате чувства мест в использовании ее элементов з млннатэре. Однако з. большинстве своем работы таких замечательных иранских мастеров, как Хусейн Бехззд, Махмуд 5репчяян, Нухагетад Алн Завия, выполненные з традя-хрях персадской жшяатвры, получили Горохов и заслуженное признаете.

В заключении второй главы дается храткий сравнительный анализ сходства и различия современной афганской я иранской гяшяа-гзры. Зсля первые из них преимущественно червгжт вдохновение из произведений гератсксй сшоды ХУ-ХУ1 ев., ?о вторые яено недооценивают воздействие последней, предпочитая обращаться чез;е всего •л сефевидской эпохе, когда, по их кненга, слспшлгхеь подлягао персидская ила иранская пхола. Деле з станковых тжггахрах афганские агеоштеца, особенно круга "елэла, сохраняют* прянцаш-, при-

сущие вообще книжной иллюстрации, стремясь таким путем достичь органического единства сюяетной композиции и орнаментального обрамления. Иранские же мастера, в свою очередь, считают орнамент вещью необязательной, нередко упуская возможность обогатить км традиционную стилистику оформления книги; к тому Ее, в погоне за эффектом декоративности, они подчас утрачиваат чувство меры, чего нельзя сказать об афганских представителях исследуемого иан-ра живописи, являющихся в больпзшстве своем значительно более изощренными колористами.

В целом, живописцы Афганистана находятся на безусловно верном пути в своем неизменном стремлении к овладению преемственным творческим началом, которое воспринимается ими как исторически сложившийся и кивой художественный организм, нуздаищийся в своей дальнешей динамике роста, ибо не зная собственных корней, невозможно создать подлинно самобытную школу, способную обрести Свое кесго в культуре современности и от.ать таким образом необъемле-мой составной частью мирового творческого процесса.

Заключение диссертации содераит в себе основополагающие вывода, вытекающие из содергания поставленных автором проблей и их освещения во всех разделах работы. В ней суииированы наблюдения, связанные с процессом познания основ миниатюрной гглвогыси Афганистана вообще и в творчестве наиболее значительных мастеров современности в особенности.

Приступая к исследованию, диссертант предпринял попытку решить четыре основные задачи:

1) собрать воедино, систематизировать и по возможности проанализировать изобразительные материалы, касающиеся афганских мастеров живописи новейзего времени;

2) изучить различные проявления влияний традиции средиеве-

ковых школ миниатюры на творчество миниатюристов в XX столетии;

3) дать анализ сюжетной ориентации, философской- и тематической направленности произведений худоуликов разных поколений, выявив при этом причинно-следственные связи тех или иных творческих явлений и не отказываясь там, где это необходимо, от рассмотрения истории искусства соседней страны - Ирана, искания мастеров которого сказали воздействие на судьбы афганской живописи;

4) представить все полученные оценки и наблюдения на общем фоке развития национальной художественной школы с учетом присущих только ей особенностей эстетического восприятия зглзни.

В связи с прекращением исторической и культурной изоляции Афганистана в последние годы и благодаря участию его живописцев и графиков в международных выставках, изобразительное искусство этой страны начинает приобретать масштабы крупного художественного явления, вполне способного выдержать возможные сопоставления с национальными школами, таких, например, сопредельных стран, как Иран или Индия. Оригинальность творчества афганских художников как ярко выраженной системы духовного самовыражения, стойкость ее принципов, обнаруживающих себя в преемственности образов и форм, а также наличие многообразных связей с худолествен-

С^чуа,

ной культурой зарубетлого, в том числе и европейскогоУ придает процессу формирования национального мастерства вполне очевидный самобытный характер.

3 привлеченных к анализу вещах четко просматривается наличие двух основных школ - кабульской и гератской. Икяду никл есть черты различия, но имеются и не менее ватные признаки сходства, причем утверждение их на почве общих культурных трзддаа зроте-х&эт 1-е ззолярозанно, а з постоякнсм ззекмозлятгаи и эзшмосбо-гаэеняи с другямя родсгоентш худая есгвеншс-*!! центрами Среднего

Востока. Что касается стилистического своеобразия обеих указанных школ, то оно отчетливо проявляется в определенном комплексе художественно-образных средств, наложивших печать и на индивидуальную манеру большой группа мастеров.

Восточная миниатюра, выступая в своей .классической форме, всегда отличалась от западных концепций художественного мышления, так как следовала больше своей собственной традиции, воспитанной "местной средой" еще с далеких доисламских времен. Декоративность средств, приверженность к приемам определенной школы, высокая поэтичность изобразительного языка, эпический и романтический склад образной "речи" - все это присуще к современным миниатюристам Афганистана. Рисунок и колорит, насыщенные неповторимыми ритмами восточной жизни, нередко привносят в их произведения обаяние мечты, а круг интересов художников, их внимание к потребностям общества зачастую определяют тему и сгает изображения. Но на Востсте, где изобразительные мотивы постоянно повторялись, центр тяжести неизбежно смещался в сторону их своеобразного переоформления. Последнее же влечет за собой при заметном единстве тем столь же закономерное обновление художественных идей, искание оригинальности еще не испытанных приемов и форм. Современные мастера миниатюры имеют возможность выбора той или иной системы выражения в отличие от средневековых, которые такого выбора не имели, ибо созданные на основе каждой из систем образы оставались, вероятно, самым совершенным отражением своей эпохи и ее идей, Что касается так называемых условностей в искусстве, то они приходят и*уходят вместе с развитием самой жизни, обновляясь и трансформируясь из века в век.

Художественное значение новейшего искусства Афганистана неотделимо от его историко-культурного прошлого. Оно во многом из-

меряется масштабами и ролью миниатюрной живописи, способной в новых исторических условиях вести своеобразный диалог со временем. воссоздавая посредством линий и цвета глубоко укоренившиеся образные представления. Тем самым афганские художники последовательно возвращают память к эстетическому опыту давно ушедших эпох, к расцвету глубокого и мудрого искусства восточного средневековья. Ведь сопряжения творческих понятий и чувств, пронесенных через столетия, преемственность исканий и открытий мастеров прошлого и настоящего органически объединяет современников с традицией, всегда устремленной в будущее.

-Подп. к печ. 13.06.91 Зак. 68 Тир. 120 Бумага 60x841/16 Объем 1,0 уч.-над. л. Бесплатно.

Отпечатало на ротапринте Института имени И. Н. Репина. 199034. Ленинград, Университетская наб., 17.