автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Героические пьесы Джона Драйдена

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Морозова, Мария Никитична
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Героические пьесы Джона Драйдена'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Морозова, Мария Никитична

Введение.

Глава 1. Творчество Джона Драйдена в социо-культурном контексте его времени.

Глава 2. Литературно-эстетические воззрения Джона Драйдена 60-х середины 70-х годов.

Глава 3. Сюжетно-образная система героических пьес Джона

Драйдена.

3.1 Проблема личности в героических пьесах Джона

Драйдена.

3.2 Женские образы и виды любви.

Глава 4. Проблема правдоподобия в героических пьесах Джона

Драйдена.

Глава 5. Средства художественной выразительности в героических пьесах Джона Драйдена.

Глава 6. Истоки героических пьес Джона Драйдена.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по филологии, Морозова, Мария Никитична

Джон Драйден (1631-1700), поэт, драматург, эссеист, привлекает к себе внимание исследователей западноевропейской литературы на протяжении уже трех веков.

В оценках его творчества неизменно присутствует указание на нерасторжимую связь Драйдена со своим временем. Так, Т.Маколей, историк, публицист, политический деятель, в XIX веке писал: "Никто не имел такого влияния на свой век. Ни на кого век не имел такого влияния. Он, быть может, величайший из поэтов, названных нами критическими, и в его литературной карьере выразилась, в уменьшенном объеме, целая история той школы, которой он принадлежал: шероховатость и крайности её в младенчестве, приличие, грация, полный достоинства здравый смысл и умеренный блеск в возмужалости. В его книгах можно видеть в миниатюре переворот, совершавшийся в литературе, от времен Каули до Скотта"1

Эти слова почти дословно повторил известный английский поэт и критик XX века Т.С.Элиот: ".ни один человек во всей истории английской литературы не обладал таким влиянием столь долгое время и в таком полном объеме. И даже в XIX столетии литературный язык оставался языком Драйдена, каким он является и по сей день"2 .

Обращаясь к различным жанрам, Драйден никогда не терял связей со своим временем, его произведения, так или иначе, отражали величайшие события эпохи: революции и Реставрацию,

1 Маколей. Джон Драйден // Маколей. Собр. соч. в 10 т., Т.5, СПб, 1863, С.274.

2 Eliot, T.S. John Dryden. NY, 1932, P.24. государственные и религиозные войны. Они были сопряжены с актуальными проблемами поэтики, острыми эстетическими спорами, выражающими дух времени, по ним можно судить о характере человеческих отношений, поскольку его посвящения были адресованы знаменитым современникам, сатиры высмеивали литературных оппонентов, наконец, по его переводам можно составить впечатление о литературных вкусах английских читателей и зрителей, проявляющих интерес к античному наследию.

Кроме того, Драйден оказался писателем, воплотившим в своем творчестве черты переходного периода в литературном процессе: «совершенно очевидно, - писал Ю.Б.Виппер, - что такие писатели, как Мильтон, а также, скажем, Драйден, Батлер, Бэньян или Конгрив в Англии . не могут быть отнесены ни к литературе Возрождения, ни к литературе Просвещения. Их творчество представляет собой качественно своеобразный этап в развитии западноевропейской литературы.»1. С.Моэм считал, что «Драйден творил в удачный момент. Всем своим существом он ещё чувствовал звучные периоды и барочную массивность языка времен Иакова I, а гибкость и находчивость, которые он перенял у французов, позволили ему превратить этот язык в орудие, пригодное не только для возвышенных тем, но и для выражения любой мимолетной, преходящей мысли»2. Джон Драйден и сам писал о себе как о поэте, стоящем на грани между двумя литературными эпохами:

Let him retire bewixt two Ages cast, The first of this, and hindmost of the

Позволь ему остаться меж двух веков,

1 Виппер Ю.Б. О "семнадцатом веке" как особой эпохе в истории западноевропейских литератур // XVII век в мировом литературном развитии. М., 1969. С. 11-12

2 Моэм С. Подводя итоги. М., 1991. С.45. last.

Меж этим и прошедшим здесь и далее за исключением специально отмеченных случаев перевод автора данного исследования).

Эта тема "переходности" оказалась менее всего исследованной на материале произведений Драйдена, а она, несомненно, представляет интерес как для понимания особенностей творчества писателя, так и для рассмотрения "совокупности проблем классицизма в их динамике"2, качественных изменений в поэтике художественной литературы на ее пути к новому времени.

Предметом настоящего исследования являются героические пьесы Джона Драйдена 1664-1675 гг.: "Королева индейцев"("ТИе Indian Queen", 1664 написана в соавторстве с Р.Ховардом), "Император индейцев"("ТЬе Indian Emperor, or the Conquest of Mexico by the Spaniards", 1665), "Тираническая любовь" ("Tyrannic Love, or the Royal Martyr", 1669), "Альманзор и Альмахида, или Завоевание Гранады испанцами" в 2-х частях ("Almanzor and Almahide, or the Conquest of Granada", 1669-1670), "Ауренг-Зеб" ("Aurengzebe", 1675). Они рассматриваются как цикл литературных произведений (если под циклом понимать группу произведений, объединенных по жанровому и тематическому принципу, где каждое произведение может существовать и как самостоятельное, но утрачивающее часть своей эстетической значимости3), в рамках которого осуществляется определенное развитие поэтических принципов, предопределяющих переход литературы к новой стадии

1 The Works of John Dryden / With an introduction by David Marriot and Bibliography. Ware, Hertfordshire, 1995. P. 226

2 Сидорченко Л.В. Александр Поуп и художественные искания в английской литературе первой четверти XVIII века, СПб., 1992. С.9.

3 Литературно-энциклопедический словарь. Под ред. В.М.Кожевникова и П.А.Николаева. М., 1987. С.492. своего развития. Обращение к этому жанру оказывается принципиально важным для рассмотрения обозначенных вопросов. "Героические пьесы" периода Реставрации, - как писал А. Апхэм, - представляют собой особое, уникальное явление. Они были такими же "героическими", как и французские романы того же столетия. Описываемые приключения являлись отражением реальных исторических фактов, так же как и персонажи были, по-видимому, историческими фигурами. Но эти римляне, испанцы и азиаты обязательно были примером учтивости, мастерами ораторского искусства, и в особенности - прекрасными возлюбленными"1.

Отметим также, что период написания пьес по-своему завершает целую эпоху, после которой наступает новый этап развития английской культуры, подготавливающий ранние стадии эпохи Просвещения.

Таким образом, исследование его произведений невозможно без ясного представления о XVII веке с его политической, экономической и художественной жизнью. Равно как невозможно и понимание литературных процессов, проходивших в Англии XVII века, без обращения к произведениям Драйдена. Особый интерес приобретает и его биография как своего рода "документальная" основа творческого процесса.

Литература XVII века получила в наследство от Возрождения разработанную систему жанров. Эта система в значительной мере определяла авторское сознание, характер творчества писателя. Драйден писал оды, исторические поэмы, стихотворные эпистолы, сатиры, трагедии и трагикомедии, героические пьесы, он занимался

1 Upham А.Н. The Typical Forms of English Literature. NY, Oxford Univ. Press, 1917, P. 237238. переработкой шекспировских драм, делал переводы, выступал с теоретическими трудами по вопросам эстетики, по выражению С.Джонсона ему по праву принадлежит высокий титул "отца английской критики"1.

Изучению его многостороннего творчества посвящено много специальных исследований. Чаще всего в отечественном литературоведении на Драйдена ссылаются в связи с его теоретическими работами ("Опыт о драматической поэзии" (1668)2 и "В защиту опыта о драматической поэзии" (1668) в контексте полемики о ценности античного наследия, с целью более полно осветить идеологические и эстетические тенденции XVII века3. В учебной литературе Драйден упоминается при характеристике периода Реставрации "как крупнейший представитель классицизма Англии второй половины XVII века"4 Д.Драйдену посвящены отдельные статьи в академической «Истории английской литературы»5 и в девятитомном издании "Истории всемирной литературы"6 В первом труде А.К.Дживелегов исследует театр и драму периода Реставрации и отдельно останавливается на творчестве Драйдена; он называет

1 Johnson S. Lives of the Poets/Ed. By G.B.Hill. Oxford, 1905. Vol.1. P. 410-411.

2 данная работа вошла в сборник: Литературные манифесты западноевропейских классицистов. Под общ. ред. Н.П. Козловой. М., 1980.

3Лекции по истории эстетики. Под ред. М.С.Кагана. Ленинград, 1973. С.148-149; А.А.Аникст. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. М., 1967. С.266-271

4 Ступников И.В. Глава о литературе эпохи Реставрации //История зарубежной литературы XVII века. Под ред. М.В.Разумовской. М., 2001. С. 246-248

См. также учебники:

История западноевропейского театра. Под общ. ред. С.С.Мокульского. М., 1956. История зарубежной литературы XVII века. Под ред. З.И.Плавскина. М., 1987. Михальская Н.П., Аникин Г.В. История английской литературы. М., 1998.

5 История английской литературы. Под ред. М.П.Алексеева, И.И.Анисимова. АНСССР. Вып 2. Т. 1. М., 1945.

6 История всемирной литературы: В 9 т. Под ред. Ю.Б. Виппера. Т. 4. М., 1987. СС. 196-202. героическую пьесу самым оригинальным жанром драйденовской драматургии, говорит о ее популярности и переходит к оценке сатирических и критических произведений Драйдена. Во втором труде -рассматриваются некоторые биографические факты из жизни Драйдена и отмечается его творческий интерес к национальной английской традиции. Героические пьесы упоминаются лишь косвенно, без оценки их стилистического своеобразия, отмечаются лишь веяния барокко и светский, салонный характер1.

Важным ориентиром в работе стали труды В.Г.Решетова, исследующего творчество Драйдена в контексте становления литературной критики в Англии2, Н.П.Верховского, который рассматривает героическую пьесу Драйдена в связи с шекспировской традицией3 и Л.В.Сидорченко по теории драматического искусства Драйдена4.

В разное время о героических пьесах писали А.А.Аникст5, характеризуя их как компромисс между традициями ренессансной и классической драмы, и О.В.Плаушевская6, отмечавшая их уникальную природу.

Этот список может быть пополнен диссертационными работами, защищенными в последние годы, в которых авторы обращаются к творчеству Драйдена: среди них докторское диссертационное

1 История всемирной литературы: В 9 т. Под ред. Ю.Б.Виппера. Т.4. М., 1987. С.196-202

2 Решетов В.Г. Джон Драйден и становление английской литературной критики XVII-XVIII веков. Иркутск, 1989

3 Верховский Н.П. Драйден и Шекспир // Ученые записки ЛГУ. Серия филологич. наук, вып.9, №72, 1944. С. 176-209

4 Сидорченко Л.В. К теоретико-художественным исканиям в английской литературе XVII века (Проблемы остроумия)// Проблемы метода и жанра в зарубежной литературе. Межвузовский сб. научных трудов. М., 1985

Сидорченко Л.В. Теория драматического искусства Джона Драйдена // Эстетические идеи в истории зарубежного театра. Л., 1991. С. 16-25.

5 Аникст А.А. Указ. соч. С. 269.

6 Плаушевская О.В. Классицистические тенденции в ранних героических пьесах Д.Драйдена // 1ноземна фтолопа. Льв1в. Вып.53.1979. С. 14 исследование Полякова О.Ю. "Литературная критика в периодических изданиях Англии 1690-1750х гг. (Эволюция жанровых концепций и трансформация метода)", М., 2002 и кандидатские диссертации Щербаковой Т.В. "Самюэль Джонсон (1709-1784) писатель и литературный критик", Нижний Новгород, 2001; Ковряковой Д.Ю. «Жанр писательской биографии в творчестве В.Скотта» СПб., 20021.

То, что героическая пьеса не превратилась в давно забытый артефакт, свидетельствуют и многочисленные труды зарубежных исследователей. Работы Л.Чейза2, Л.И. Бредволда3, С.В.Дина4, Е.М.Уэйтса5, исследовавших художественное произведение, исходя из положений "новой критики" или компаративизма, указывают на изменение отношения к героическим драмам в XX веке по сравнению с XVIII - XIX вв. Известно, что С.Джонсон, Дж. Аддиссон, У. Вордсворт и Т. Маколей не принимали героическую трагедию, вырабатывая своеобразную традицию неприятия, которая продолжает сказываться до сих пор. Героическая пьеса до недавнего времени часто рассматривалась как шутка, забава известного поэта и сатирика, как следствие изменения идеала того времени6, как реакция на всеобщую "расслабленность"7, и даже как "оскорбление человеческой природы"8 Лишь некоторые исследователи видели в героической пьесе составляющую самого значительного периода в

1 В последних работах большое внимание уделено «Жизнеописанию Драйдена» С.Джонсона и «Жизни Драйдена» В.Скотта.

2 Chase L. The English Heroic Plays. NY., 1903

3 Bredvold L.I. The intellectual millieu of John Dryden. Some aspects of seventeenth century thought. Univ. of Michigan press. 1934.

4 Dean C.V. Dramatic Theory and the Rhymed Heroic Play. L., 1967.

5Waith E.M. Ideas of greatness. Heroic drama in England. L., 1971.

6 Dobree, Bonamy. Restoration Tragedy. Oxford, 1929. P.28

7 Nicoll A. A History of English Drama. Vol. 1; Restoration Drama. Cambridge, 1955. P.88

8 Цит. no: Kirsch A.C. Dryden, Corneille and the Heroic Play// Modern Philology, LIX, 1962. P.249 (Review of "Five Heroic Plays" / Ed. by B. Dobree. Oxford, 1960) истории английской драмы и театра до XX века1. Особый интерес вызывают работы американских литературоведов Д.Маршалла2 и М.У.Олссида3. Д. Маршалл анализирует важные философские, политические и нравственные проблемы века, отразившиеся в драмах периода Реставрации и в частности в героических драмах, а М.У.Олссид в "Рифмованной героической драме Драйдена" дает краткий обзор критических работ, посвященных его творчеству, отмечая суждения Т.С.Элиота, ставшие причиной более внимательного отношения к героическим драмам. Олссид рассматривает героические пьесы, "разбивая" теорию Драйдена на концепции - концепцию эпического и концепцию трагического и исследует их смешение в драме. Остановившись на анализе отдельных драм, автор этой работы выделяет их основную идею - противостояние хаоса и порядка вещей, однако, далее не идет, переходя к исследованию стиля пьес.

Следует также отметить книги Д.Хьюса «Героические пьесы Драйдена"(1981 )4, в которой основное место занимает проблема идеализации человека на примерах героев героических драм, и Д.Хейли "Драйден и проблема свободьГ(1997)5. В октябре 1999 года в Зальцбурге прошла конференция "Джон Драйден и мир неоклассицизма"6 . Она носила международный характер и на ней рассматривался широкий круг

1 Parsons Ph. Restoration Tradegy as Total Theatre U Rstoration Literature: Critical Approaches. Ed. By Love H. L., 1972. P. 27-68.

2 Marshall G. Restoration Serious Drama. Univ. Of Oklahoma press, XX, 1975.

3 Alssid, M.W. Dryden Rhymed Heroic Tragedies. A critical study of the plays and of their place in Dryden's poetry. Vol. 1-2. Salzburg. 1974.

4 Hughes D. Dryden's Heroic Plays. Hong Kong. 1981

5 Haley, D.B. Dryden and the Problem of Freedom. The Republican Aftermath 1649-1680. Yale Univ. Press. New-Heaven and London, 1997 с

Информация почерпнута с интернет-страницы Зальцбургского Университета (www.sbn.ac.at/ang/home.htm - the Website of English and American Studis) в октябре 1999 года.

J1 г- -ч. ^o вопросов. С одной стороны, не ослабевает интерес исследователей прежде всего к специфике определенной эпохи в литературном процессе, в данном случае к жанровым формам XVII века и их эстетическим особенностям, а именно, к проблеме вербального создания образов, как в лирических, так и в сатирических произведениях, экзотерической традиции в изображении аллегорических образов и элементам барокко в представлении природы и власти.

С другой стороны, рассматривалась вопросы социального существования нации и личности, в определенной мере созвучные современному состоянию мира: проблема королевской власти, противостояние основных социально-политических группировок и на этом фоне - проблема отношений людей, неизбежно вовлекаемых в конфликтные ситуации.

Список специальных исследований должен быть пополнен статьями, в которых рассматриваются отдельные аспекты героических пьес: их источники1, литературные связи Драйдена, Мильтона, Корнеля, Кальдерона2, идеи Гоббса и Тассо в героических пьесах3, их значимость4, литературный размер и данных произведений Драйдена5.

1 Clark W.S. The Sources of the Restoration Heroic Play // The Review of English Studies, vol.4, №13, 1928, pp. 49-64

2 Perkins M.L. Dryden's The Indian Emperour and Voltaire's Alzire II Comparative Literature,. summer 1957, Vol. IX,№3, Univ. of Oregon, pp.229-237.

Kirsch A.C. Dryden, Corneille and the Heroic Play// Modern Philology, LIX, 1962. Shergold N.D., Ure P. Dryden and Calderon: A New Spanish Source for "The Indian Emperor"//MLN. 1966. Vol.61, pp. 24-383.

Rosenberg D.M. Milton, Dryden, and the Ideology of Genre // Comparative Drama. Spring 1987, Vol. 21, №1, pp.1-18.

3 Sherwood J.C. Dryden and the Critical Theories of Tasso // Comparative Literature №18, Univ. of Oregon, 1966, pp.351-359. Winterbottom J.A. The Place of Hobbesian Ideas in Dryden's Tragedies

4 Jefferson D.W. The Significance of Dryden's Heroic Plays / Restoration Drama. Modern Essays in Criticism. Ed. by John Loftis. NY., Oxford Univ. Press, 1966, pp. 161-179.

5Dean C.V. Dramatic Theory and the Rhymed Heroic Play. L., 1967

Приведенные факты, свидетельствующие о непреходящем интересе, как к истории европейской литературы, так и к героической пьесе Драйдена, определяет актуальность данного диссертационного исследования, обратившегося к осмыслению явления, отразившего историко-культурные и эстетические явления своей эпохи.

Цель работы определяется как выявление жанровых и стилевых особенностей героических пьес Драйдена, а также динамики их развития - в рамках художественного цикла драматических произведений - их сюжетной структуры, исторической и пространственной прикрепленности событий, характера их героев. Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:

- исследовать творчество Драйдена в социо-культурном контексте второй половины XVII века и влияние драматического наследия Драйдена на литературу этого времени;

- представить литературно-эстетические взгляды Драйдена в контексте литературно-эстетических дискуссий XVII века;

- определить жанровую уникальность героических пьес, подтверждающую специфический характер литературы второй половины XVII века;

- проанализировать героические пьесы как отдельный цикл драматических произведений, где каждый элемент выполняет функцию воссоздания определенного набора факторов, влияющих на становление героической личности в кризисной ситуации;

- выявить те задачи, которые ставил перед собой автор, и исследовать истоки героических пьес;

- дать анализ образной системы пьес Драйдена, проследить эволюцию героической личности и выявить стилистические особенности данного жанра путем исследования средств художественной выразительности. В работе также приводятся факты, свидетельствующие о взаимосвязях английского и русского театров XVII века и об интересе к английским театральным постановкам в России.

Многоаспектность поставленных задач определила методику анализа. Диссертация представляет собой комплексное исследование, сочетающее историко-функциональный, сравнительный и типологический методы.

Методологической и теоретической основой диссертацией послужили работы С.С.Аверинцева, М.П.Алексеева, А.А.Аникст, М.М.Бахтина, М.Л.Гаспарова, М.С.Кагана, Н.П.Михальской, В.Г,Решетова, Л.В.Сидорченко, И.В.Ступникова, В. Е.Хализева, И.О.Шайтанова, посвященные различным проблемам истории и теории литературы.

Научная новизна диссертации связана с выбором в качестве предмета исследования одного из наиболее противоречивых и наименее изученных аспектов творчества Джона Драйдена. Данная работа представляет собой первое в отечественном литературоведении исследование, посвященное анализу героических пьес Джона Драйдена, определению их жанрового своеобразия и эстетической ценности, места в литературном процессе XVII века.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты и выводы могут быть учтены при разработке и подготовке общих курсов лекций по истории зарубежной литературы XVII века, спецкурсов и семинаров по проблемам истории жанров, при составлении пособий и справочников по английской литературе данного периода.

Апробация данного исследования осуществлялось в ходе обсуждения отдельных положений диссертации на аспирантских семинарах кафедры истории зарубежных литератур в Санкт-Петербургском Государственном Университете, при обсуждении докладов, прочитанных автором на международных научных конференциях (V Международная Конференция преподавателей английской литературы). Пермь, 1995; VI Международная Конференция преподавателей английской литературы. Киров, 1996; Международная Научная Конференция "Взаимосвязи и взаимовлияния русской и европейских литератур". СПб., 1997; Международная Научная Конференция "Четвертые Лафонтеновские чтения". СПб., 1998).

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Героические пьесы Джона Драйдена"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Героические пьесы Драйдена, несомненно, можно считать важным этапом в развитии английской драматургии. Они не только увлекали зрителей той поры, не только возрождали категорию героического, но и обучали молодых сочинителей основам этического творчества. Последнему способствовала и литературно-эстетическая теория, созданная Драйденом. Разрабатывая её, Драйден останавливается на целом ряде важнейших вопросов, тесным образом связанных не только с жанром героической пьесы, но и с литературной практикой того времени в целом.

Проведенный в работе анализ позволяет сделать ряд выводов относительно содержательных и художественных особенностей героических драм, об их месте в английском и мировом процессе.

Прежде всего, подтвержденным оказалось положение современников Драйдена и исследователей его творчества о его органичной «связанности» со своим веком. Факты его биографии, его теоретико-эстетические выступления оказываются включенными во все главные политические и эстетические события XVII века, что не могло не отразиться в его художественном творчестве. Среди произведений разных жанров, в которых выступал Драйден, героические пьесы заняли особое место, что было обусловлено, с одной стороны, их созвучием этому жанру в европейской литературе, с другой - их способностью в привычных для читателя и зрителя коллизиях представить актуальные для своего времени проблемы: власти и народа, власти и личности, власти чувства и возможности её гармонизировать. Драйден исследует причины конфликтов, определяя их источники: страх, соперничество и стремление к славе. Эти три составляющие автор вводит в сюжет своих пьес: страх перед неизбежным крахом, соперничество в любви и власти, честно добытая слава. Что касается внутренних противоречий драиденовских героев, то в их основе лежит противопоставление естественного состояния и общественного состояния.

Пьесы Драйдена обнаружили тесные связи с французской и испанской литературами, но более всего они оказались обусловленными традициями английской литературы, её основными тематическими мотивами и приемами их воплощения, стихотворной формой выражения, что соответствовало общей ориентированности литератур XVII века и о чем постоянно говорил сам Драйден в своих теоретических сочинениях.

Его героические пьесы составляют своего рода цикл произведений, посвященных, прежде всего, проблеме власти и достойного этой власти героя. Анализ позволил выявить динамику развития образа героя, постепенное приближение его к личности современника по мере усложнения индивидуально-психологических характеристик. Цикл этот является завершенным, поскольку дальнейшее движение по этому пути потребовало бы для своего развития иных жанровых форм и иных общелитературных установок.

Сосредоточенность на главном персонаже - герое, носителе позитивных этических свойств, проявлена всей системой образов драмы, имеющей контрастно организованную структуру: герою всегда противостоит «антигерой», утративший необходимые для носителя власти качества, или не обладающий ими. За каждым из этих героев стоят свои второстепенные персонажи, оттеняющие их характеры. Стройно и последовательно выстроена система женских образов, также взаимодействующая с системой «герой - антигерой».

Сверхъестественные элементы», используемые в героических пьсах, причудливо вписываются в теорию правдоподобия Драйдена.

Делая местом действия своих пьес экзотические далекие страны, автор дает волю своей фантазии; загоняя себя в жесткие сюжетные рамки, он оттачивает свое мастерство; решая конфликтные ситуации, в которые попадают его герои, он доводит до совершенства свою способность сталкивать прямо противоположные убеждения, передавать полемику, используя стихотворный размер; описывая своих персонажей, он практикует свое умение четко показывать гротескность, сатиричность тех или иных человеческих качеств.

Изучение выразительных средств героической драмы - метафор и сравнений - дает ключ к пониманию авторских этических или исторических позиций, чувственно-конкретных образов и ассоциаций художественного произведения.

Метафоры и сравнения в пьесах Драйдена, соседствующие с античными образами, обращенными к культурно-исторической памяти зрителя и ассоциируемыми с символико-этическими категориями, не шокируют своей изысканной непонятностью и, несмотря на структурную сложность, они гармонично вписываются в канву повествования, исподволь подводя читателя к важным, по мнению автора, идеям и выводам: к проблемам человека и общества, брака и семьи, любви и ненависти, веры и предательства, правителя и подданных.

Таким образом, в век социальных потрясений, общей перестройки мировоззрения людей и характера самой литературы, в Англии появилась пьеса, не только отвечающая вкусам зрителей того времени, не только позволяющая осознать английскую действительность того времени, но и выполняющая все функции искусства воспитательную, формирующую личность, внушающую, воздействующую на подсознание, информативную, сообщающую и обобщающую и дающую наслаждение, что позволяет охарактеризовать её как интереснейшее явление английской литературы.

 

Список научной литературыМорозова, Мария Никитична, диссертация по теме "Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)"

1. ПРОИЗВЕДЕНИЯ И ПИСЬМА ДЖОНА ДРАЙДЕНА

2. The Critical and Miscellaneous Prose Works of J.Dryden / Ed. E.Malone. In 4 vols. L., 1800

3. The Dramatic Works of J.Dryden / Ed. by Sir W.Scott and G.Saintsbury. In 8 vols., Edinburgh, 1882.

4. The Works of John Dryden / Ed. by W.Scott. In 18 vols, Edinburgh, 1882-1893.

5. Essays of John Dryden. In 2 vols. / Ed. by W.P.Ker. Oxford, 1920.

6. The Works of John Dryden / Ed. by Ch.Oxford, MDCCCCI.

7. The Letters of J.Dryden, With Letters Addressed to Him. Ed.Charles E. Ward. Durham, 1942

8. Five Heroic Plays / Ed. by Bonamy Dobree. Oxford, 1960The Works of John Dryden / Ed. by J.Harrington Smith, Dougald McMillan and V.A.Dearing. Univ. of California Press, Berkeley and Los Angeles, 1962

9. Dryden J. Critical Opinions / Completed and edited by J.M.Aden. Nashville, 1963

10. Песнь любви. M., 1981. С. 118-119.

11. The Works of John Dryden / The Wordsworth Poetry Library, 1995

12. The Works of John Dryden / With an introduction by David Marriot and Bibliography. Ware, Hertfordshire, 1995.

13. John Dryden. Selected and edited by David Hopkins. Univ. of Bristol, L.,1998

14. ПРОИЗВЕДЕНИЯ АНТИЧНЫХ МЫСЛИТЕЛЕЙ, ПИСАТЕЛЕЙ И ФИЛОСОФОВ XVI XX ВЕКОВ

15. Boswell J. The Life of Samuel Johnson. Selected and abridged by E.Fuller, NY, 1960

16. The Complete Works of Shakespeare. Ed. by Peter Alexander, London and Glasgow, 1991.

17. Villiers, George. The Rehearsal. Univ. Of Durham, 1976.

18. Hobbes T. An Answer to Davenant's Preface Before Gondibert // The Oxford Anthology of English Literature. Vol.1, NY, 1994.

19. Johnson, S. Lives of the English poets. L., 1886

20. Johnson S. The Lives of the most eminent English Poets: With critical dissertations on their works: In 4 Vol. L., 1878-89.

21. Landor, W. The Works. L., 1853, II.

22. Pepys, S. The Diary. In 9 vols / Ed. by R.Latham and W.Matthews. Berkeley Los Angeles, 1971-76.

23. Pepys, S. The Diary of S. Pepys. In 3 vols. / Ed. by J.Warrington, L. And Melbourne, 1983

24. Rymer T. The Critical Works / Ed. by Curt A.Zimansky. New Heaven. 1956.

25. Sidney Ph. An Apology for Poetry. English Critical Essays XVI-XVIII cent. / Ed. by Edm.Jones. L., 1941

26. Английская лирика первой половины XVII. Сост, ред. А.Н.Горбунов. М., 1989, с. 145.

27. Аристотель и античная литература. Отв. ред. М.Л.Гаспаров. М., 1978.

28. Аристотель. Поэтика. Пер. М.Л.Гаспарова // Соб. соч.: В 4 т. Т.4.- М., 1984.

29. Аристотель. Об искусстве поэзии. / Пер. В.Г. Аппельрода. М., 1957.

30. Буало Н. Поэтическое искусство./ Пер. Э.Л.Линецкой. Ред. А.А.Смирнова. М., 1957.

31. Бэкон Ф. Соб. соч.: В 2 т. 2-е изд., испр. и доп. М., 1971-72

32. Хинес Перес де Ита. Повесть о Сегри и Абенсеррахах. М., 1981

33. Гоббс Томас. Соб. соч.: В 2 т. М., 1991.

34. Испанская классическая комедия. Ред. А.Г.Козакова. Л., 1991

35. Карамзин Н.М. Избранные сочинения. Часть 2. Письма русского путешественника. С.-Петербург, 1910.

36. Конгрив У. Комедии. М., 1977.

37. Локк Д. Педагогические сочинения. М., 1939.

38. Маколей Т.Б. Полн. соб. соч. т.5, СПб., 1863, стр. 249-295

39. Материалисты древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура. М., 1955.

40. Младшие современники Шекспира. Под ред. А.А. Аникст, М., 1986.

41. Моэм, С. Подводя итоги. М., 1991.

42. Пастернак Б. Антология английской поэзии (Отзыв) / Пастернак Б. Соб. Соч.: В 5 т. Т.4. Под ред.А.А.Вознесенского. М., 1991.

43. Педро Кальдерон де ла Барка. Драмы. / Пер. К.Бальмонта. Соч.: В 2-х кн. М., 1898.

44. Педро Кальдерон де ла Барка. Враг своей чести. / Пер.Корнеева Ю.//Испанская классическая комедия. Л., 1991. С.617-725.

45. Платон. Государство // Платон. Соб. соч.: В 3 т. Т.З, ч.1. М., 1971.

46. Сент-Эвремон. О древней и современной трагедии. // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Т. 2, М., 1964.

47. Шекспир, У. Ромео и Джульетта. / Пер. А.Григорьева // Шекспир У. Соб. Соч.: В 4 т. Т.1. Под ред. С.А.Венгерова. СПб., 1902.

48. СПРАВОЧНЫЕ И ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ, СЛОВАРИ, УЧЕБНИКИ

49. A Literary History of England / Ed. by A.C.Baugh. N.Y. and L., 1948.

50. Beckson, K. Literary Terms: A dictionary. NY, 1987

51. Harner, J.L. Literary Research Guide. NY, 1989.

52. Literary Criticism index. L., 1984.

53. Metaphor: A bibliography of post-1970 publications // Amsterdam studies in the theory and history of linguistic science. Ser. 5, №17, Amsterdam, 1985.

54. The Oxford Anthology of English Literature Vol.1. /Ed. by Frank Kermode and John Hollander, N.Y., 1972.

55. The Encyclopedia Britannica/ A Dictionary of Arts, Sciences and General Information. 11th Edition, VXIII, 1910-1911.

56. The Norton Anthology of English Literature. NY-London. 1986. P. 1765-1851

57. The Pelican Guide to English Literature. From Dryden to Johnson. Vol. 4. / Ed. by Boris Ford. L., 1957.

58. The Wordsworth Companion to Literature in English. / Ed. by Ian Ousby. Cambridge Univ. Press, 1992.

59. The Revels History of Drama in English. London; New York: Methuen, 1981.

60. Всеобщая история литературы. Т.З, ч.1, СПб., 1888.

61. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972.

62. Михальская Н.П. Аникин Г.В. История английской литературы. М., 1998.

63. История всемирной литературы: В 9 т. / Под ред. Ю.Б. Виппера. Т. 4. М., 1987

64. Современное зарубежное литературоведение: Энциклопедический справочник. /Под ред. Ильина, И.П., Цургановой Е.А. М., 1996.

65. История западноевропейской литературы. Раннее средневековье и возрождение. /Под ред. В.М.Жирмунского. М., 1947.

66. История зарубежной литературы XVII века. /Под ред. Плавскина З.И. М., 1987.

67. История зарубежной литературы XVII века. /Под ред. Разумовской М.В. М., 2001.

68. История философии: В 4-х т., Т.1, М., 1957.

69. История французской литературы Т.1. М.-Л., 1946.

70. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: В 5 т. Т.2, М., 1964.

71. Лекции по истории эстетики. Ленинград. ЛГУ, 1973.

72. Литература древней Руси: Библиографический словарь. М., 1996.

73. Литературный энциклопедический словарь. / Под общ ред. Кожевникова В.М., Николаева П.А. М., 1987.

74. Литературная энциклопедия. В 12 т. Т.З. М., 1930.

75. Морозов А. А, Проблемы европейского барокко // Вопросы литературы. 1968 №12.

76. Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. М., 1986.

77. Семнадцатый век в мировом литературном развитии. М., 1969.

78. Ступников И.В. Великобритания: Драматургия и театр, М., 1992.

79. Спор о древних и новых. М., 1985.

80. Эстетика. Словарь. / Под общей ред. А.А.Беляева и др. М., 1986.

81. Энциклопедический словарь. Брокгауз и Эфрон. Биографии. Т.4. М., 1993.

82. Энциклопедический словарь. Т.2. СПб., 1890.

83. Энциклопедия литературных героев. Возрождение. Барокко. Классицизм. М., 1998.

84. НАУЧНО-КРИТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

85. Aden J.M. Dryden and Imagination. // PMLA of America. Vol. LXXIV, 1959. P.28-32/

86. Alssid, M.W. Dryden rhymed heroic tragedies. A critical study of the plays and of their place in Dryden's poetry. Vol.1-2. Salzburg, 1974.

87. Amarasinghe, U. Dryden and Pope in the early 19th century. A Study of Changing Literary Taste 1800-1830. Cambridge, 1962.

88. Ashley R. Of Honour, ed. V.B.Heltzel. San Marino, 1947.

89. Barber C.L. The Idea of Honour in the English drama 1591-1700 // Gothenburg Studies in English, Goteborg, № 6, 1957.

90. Barber C.L. The Theme of Honour's Tongue: A Study of Social Attitudes in the English Drama from Shakespeare to Dryden, Goteborg, 1985.

91. Barnish J.A. Baroque Prose in the Theatre: Ben Jonson // Publications of Modern Language Association, Vol.LXXIII,№3, June, 1958.

92. Boas F.S. An introduction to Stuart Drama. L.,1946.

93. Bredvold L.I. The intellectual milieu of John Dryden. Some aspects of seventeenth century thought. Univ. of Michigan press, 1934.

94. Brower R. Dryden and the Invention of Pope // Restoration and Eighteenth Century Literature. University of Chicago Press. 1961. P. 49-58.

95. Brown, L. English dramatic form, 1660-1760: An essay in generic history. New Haven; London. 1981.

96. Burgess Anthony. English Literature. Hong Kong. 1990.

97. Chase L. The English Heroic Plays. NY., 1903.

98. Child C.G. The Rise of the Heroic Play//MLN. Vol.19. 1904.

99. Clark W.S. The Sources of the Restoration Heroic Play // The Review of English Studies, vol.4, №13, 1928. P. 49-64.

100. Critical Essays of the Seventeenth Century / Ed. by J.E. Spingarn. Vol. 1-3. Bloomingtom, 1957.

101. Cross, A.G. The Russian theme in English literature: From the sixteenth century to 1980. Oxford. 1985.

102. Davison D. Dryden. L. 1968.

103. Dean C.V. Dramatic Theory and the Rhymed Heroic Play. L., 1967

104. Dobree Bonamy. Restoration Tragedy. Oxford, 1929.

105. Doran Madeline. Endeavors of Art: A Study of Form in Elizabethan Drama. Madison. The Univ. of Wisconsin Press, 1954.

106. Draper J.W. The Rise of English Neo-Classicism // Revue Anglo-Americaine. 1933. №5.

107. Eliot T.S. The use of poetry and the use of criticism. L.,1934.

108. Eliot, T.S. John Dryden. NY, 1932.

109. Ellis A.M. Horace Influence on Dryden. // Philological Quaterly. Vol. IV, 1923. P. 39-46.

110. English drama: forms and development: Essays in honor of Muriel Clara Bradbook/ Ed. by Marie Axton a. Raymond Williams.-Repr.-Cambridge etc.: Cambridge Univ. Press, 1979.

111. Gagen J. Love and Honour in Dryden's Heroic Plays // Publications of Modern Language Association, June 1962, Vol. LXXVII, №3. P. 208-220.

112. Gamett, R. The Age of Dryden. London. 1895.

113. Guibbory, A. Dryden's Views of History // Philological History, Vol. 52, №2, April, 1973. Pp. 187-205

114. Haley, D.B. Dryden and the Problem of Freedom. The Republican Aftermath 16491680. Yale Univ. Press. New-Heaven and London, 1997.

115. Hauser A. The Social History of Art. Renaissance. Mannerism and Baroque. London, vol.2, 1968.

116. Hill H.W. LaCalprenede's Romances and the Restoration Drama. Chicago, 1911. Reprinted from Univ. of Nevada Studies, vol. ii, №2-, vol. iii, №2

117. Hume R.D. The Development of English Drama in the Late Seventeenth Century. Repr. Oxford, Clarendon press, 1977.

118. Hubage A. Cavalier Drama. NY. 1936.

119. Hughes D. Dryden's Heroic Plays. Univ. of Nebrasca Press. Lincoln. 1981.

120. Jefferson D.W. The Significance of Dryden's Heroic Plays / Restoration Drama. Modern Essays in Criticism. Ed. by John Loftis. NY. 1966. P. 161-179.

121. Kamm, Jurgen. Der Diskurs Des Heroischen Dramas. Trier, 1996

122. Kirsch A.C. Dryden, Corneille and the Heroic Play// Modern Philology, LIX, 1962.

123. Literary Criticism and Historical understanding. Selected Papers. NY, L. 1967.

124. Literary Symbolism. Belmot (Calif.), 1967

125. Literary Views. Critical and historical essays / Ed. Carrol Camden. Chicago -London, 1964

126. Thomas Franklin Mayo. Epicurus in England (1650-1725). The Southwest Press. Dallas-Texas, 1934.

127. Loftis J. Spanish Drama in Neoclassical England // Comparative Literature, vol. XI, № 1, Univ. of Oregon, 1959. Pp.29-34

128. Lynch K. Conventions of Platonic Drama in Heroic Plays of Orrery and Dryden // Publications of Modern Language Association, 1929. Vol.44

129. Marshall G. Restoration Serious Drama. Univ. Of Oklahoma, XX, 1975.

130. Martin L.H. The Source and Originality of Dryden's Melantha ("Marriage a la Mode") // Philological Quaterly, Vol.52, October, №4, 1973. Pp. 746-53

131. Moor J.R. Political Allusions in Dryden's Later Plays // Publications of Modern Language Association, March 1958, vol. LXXIII, №1. Pp. 36-42

132. Nicoll, A. A history of Restoration drama 1660-1770. 3d ed. Cambridge, Univ.press, 1940.

133. Nicoll A. British drama. 6th ed., rev. London: Harrap, 1978.

134. Nicoll A. A History of English Drama. Vol. 1; Restoration Drama. Cambridge, 1955.

135. Mayo Thomas Franklin. Epicurus in England (1650-1725). Dallas-Texas, 1934

136. Osborn, J.M. John Dryden: Some biographical facts and problems.-Rev.ed.-Gainesville. Univ. of Florida press, 1965.

137. Osborn S.C. Heroical Love in Dryden's Heroic Drama. II Publications of Modern Language Association, vol. LXXIII, №5, part 1, 1958, p.480-490

138. Parsons Ph. Restoration Tragedy as Total Theatre // Restoration Literature: Critical Approaches / Ed. by Love H. L., 1972. P.27-68.

139. Perkins M.L. Dryden's The Indian Emperour and Voltaire's Alzire II Comparative Literature, summer 1957, Vol. IX,№3, Univ. of Oregon, Pp.229-237.

140. Phillips J.E., Allen, D.C. Neo-Latin Poetry of the XVI and XVII century. Los Angeles, Univ. of California, 1965.

141. Prior M.E. The Language of Tragedy. N.Y., Columbia Univ. Press, 1947, p. 157-177

142. Riedel Otto. Dryden Influence on the Dramatical Literature in England. Rostocker Diss. Crossen. 1868.

143. Roper Alan. Dryden's Poetic Kingdoms. NY., 1965.

144. Rosenberg D.M. Milton, Dryden, and the Ideology of Genre // Comparative Drama. Spring 1987, Vol. 21, №1. P. 1 -18.

145. Russell, T.W. Voltaire, Dryden and Heroic Tragedy. NY, 1946.

146. Saintsbury, G. Dryden. London, 1912.

147. Schilling, B.N. Dryden and the Conservative Myth. New Heaven-London, 1961.

148. Simmons E.J. English Literature and Culture in Russia (1553-1840). NY, 1964.

149. Shergold N.D., Ure P. Dryden and Calderon: A New Spanish Source for "The Indian Emperor" // MLN. 1966. Vol.61. Pp. 24-383.

150. Sherwood J.C. Dryden and the Critical Theories of Tasso // Comparative Literature №18, Univ. of Oregon, 1966. Pp.351-359.

151. Smith F. The classics in translation. L. NY, 1930.

152. Swedenberg H.T. Dryden's Obsessive Concern with the Heroic II Studies in Philology. The Univ. of North California, extra series. January, 1967, №4. Pp. 12-26.

153. Upham A.H. The Typical Forms of English Literature. NY, Oxford Univ. Press, 1917.

154. Waith E.M. Ideas of greatness. Heroic drama in England. London, 1971.

155. Westerfrolke, H. Englische Kaffehouser als Sammelpunkte der Literarischen Welt im Zeitalter von Dryden und Addison. Jena, Frommann, 1924.

156. Winterbottom J.A. The Place of Hobbesian Ideas in Dryden's Tragedies.

157. Аверинцев С.С., Андреев М.Л., Гаспаров М.Л., Гринцер П.А., Михайлов А.В. Категории поэтики в смене литературных эпох // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М. 1994. С. 3-38.

158. Алексеев М.П. О связях русского театра с английским в к. XVII h.XVIII веков//Ученые записки ЛГУ. №72.1944 .

159. Алексеев М.П. О связях русского театра с английским в конце XVII начале XVIII вв. //Уч. записки ЛГУ. Серия гуманитар, наук. -Саратов. №87, 1943.

160. Аникст А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. М., 1967.

161. Бак Д.П. Эстетика М.М.Бахтина в контексте генезиса идеи исторической поэтики / Бахтинология. Исследования, переводы, публикации. СПб, 1995. С.179-189.

162. Балашов Н.И. Повесть Переса де Иты о гранадских мавританских рыцарях Сегри и Абенсеррахах и её роль в литературном процессе. II Хинес Перес Де Ита. Повесть о Сегри и Абенсеррахах. М., 1981.

163. Бахмутский В.Я. На рубеже веков. // Спор о древних и новых. Сб. Пер. с фр. В.Я. Бахмутского, Н.В.Наумова. М., 1985. С.7-40.

164. Бахтин М.М. В большом времени // Бахтинология. Исследования. Переводы. Публикации. Сост., ред. К.Т, Исупов. СПб., 1995.

165. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

166. Берг М. Литературократия. М., 2000.

167. Беркнер С.С. Развитие лексико-фразеологических средств в языке английской драмы // Анализ стилей зарубежной художественной и научной литературы. Л., 1985, Вып.4, стр. 44-50

168. Беркнер С.С. Развитие языка в английской драме /Филологические науки. №2. 1991.

169. Веселовский А.Н. Старинный театр в Европе. М., 1870.

170. Верховский Н.П. Драйден и Шекспир// Ученые записки ЛГУ. Серия филологич. наук, вып.9, №72, 1944. С. 176-209.

171. Виппер Б.Р. Искусство XVII века и проблема стиля барокко//Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблема стилей в западно-европейском искусстве XV- XVII вв. М., 1966.

172. Виппер Ю.Б. Творческие судьбы и история (О западноевропейских литературах XVI первой половины XIX века). М., 1990.

173. Виппер Ю.Б. О "семнадцатом веке" как особой эпохе в истории западноевропейских литератур // XVII век в мировом литературном развитии. М., 1969.

174. Владимиров С.В. Действие в драме. М., 1989.

175. Воробьев Ю.В. О строфичности героического куплета в английской поэзии XVIl-XVI11 вв.// Ученые записки Омского пед. ин-та 1970, Вып. 60, стр. 211-217.

176. Гаспаров М.Л. Очерк истории европейского стиха. М., 1989.

177. Геттнер Г. История всеобщей литературы XVIII века. Т.1., Английская литература (1660-1770). Пер.Пыпина. СПб., 1897.

178. Горбунов А.Н. Драматургия младших современников Шекспира // Младшие современники Шекспира. Под ред. А.А. Аникст, М., 1986.

179. Гузова И.И. Аллитерация как художественный прием в памятниках письменности древнеанглийской и среднеанглийской литературы: АКД. М., 1987.

180. Давыдова, М.Ю. Природа театральности английской постренессансной трагедии: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. иск. // Рос. ин-т искусствознания. М., 1992.

181. Женетт Ж. Фигуры. В 2-х т. М., 1998.

182. Жирмунский В.М. Литературные течения как явления международное. Л., 1967.

183. Зонина Н.В. Творчество Ричарда Брума и пути развития английской комедии 1620-30 гг. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ, канд. филолог, наук, ЛГУ, СПб, 1991

184. Комарова В.П. Личность и государство в исторических драмах современников Шекспира. СПб., 1997.

185. Клименко Е.И. Традиции и новаторство в английской литературе. Л., 1961.

186. Клименко Е.И. Байрон. Язык и стиль. М., 1960.

187. Каган М.С. Ведение в теорию художественной культуры. СПб., 1993.

188. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996

189. Каган М.С. Музыка в мире искусств. СПб., 1996

190. Краснова Э.А. Формирование поэтического словаря и его организация // Сб. научн. трудов МГПИ. 1975. Вып.60, стр. 29-39.

191. Ларин Б.А. О лирике как разновидности художественной речи // Ларин Б.А. Эстетика слова и язык писателя. Л., 1974. С.76-77.

192. Левин Ю.Д. Восприятие английской литературы в России. Л., 1990.

193. Литературные манифесты западноевропейских классицистов. Сб. .текстов /Вст.ст и общ. ред. Н.П.Козловой. М., 1980.

194. Макуренкова С.А. Английская метафизическая поэзия XVII века // Известия АН ССР. Сер. Литературы и языка. Т. 45. №2. 1986. С.160-168.

195. Метафора в языке и тексте. М., 1988.

196. Минералов Ю.И. Теория художественной словесности. М.,1999.

197. Михайлов А.В. Поэтика барокко: завершение риторической эпохи. // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М, 1994. С. 326-385.

198. Мокульский С.С. История западно-европейского театра. М.,Л., 1936-1939.

199. Мотрошилова Н.В. Познание и общество. Из истории философии XVII- XVIII вв. М., 1969.

200. Моэм С. Подводя итоги. М., 1991.

201. Новые черты в русской литературе и искусстве XVII начала XVIII в. / Под ред. А.Н.Робинсона. М., 1976.

202. Пекарский П.П. Мистерии и старинный театр в России, СПб., 1857.

203. Плавскин З.И. Испанская литература XVII сер.XVIII вв., М., 1978.

204. Плаушевская О. В. Классицистические тенденции в ранних героических пьесах Д.Драйдена// 1ноземна фтолопа. Льв1в. Вып.53. 1979.

205. Плошкина Н.С. Драматургия Афры Бен. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. филологич. наук, СПб, 1993.

206. Подгорский А.В. Английские мемуары XVII века. Магнитогорск, 1998.

207. Потемкина Л.Я. Пути развития французского романа в XVII веке. Днепропетровск. 1971.

208. Проблемы стиля и жанра в театральном искусстве. М., 1979.

209. Реизов Б.Г. У истоков романтической эстетики: античность и романтизм. // Из истории европейских литератур. Л., 1970.

210. Решетов В.Г. Джон Драйден и становление английской литературной критики XVII-XVII веков. Иркутск. 1989.

211. Сигал Н.А. "Поэтическое искусство" Буало // Буало Н. Поэтическое искусство. М., 1957.

212. Сигал Н.А. "Спор древних и новых" // Романо-германская филология. Сб. статей в честь акад. В.Ф. Шишмарева. Л., 1957. С.248-262.

213. Сидорченко Л.В. К теоретико-художественным исканиям в английской литературе XVII века (Проблема остроумия)// Проблемы метода и жанра в зарубежной литературе. Межвузовский сб. научн. трудов. М., 1985.

214. Сидорченко Л.В. Дж.Драйден в полемике о классическом наследии в Англии // Вестник Ленинградского Университета. Вып. 1, 1987. С.31-39.

215. Сидорченко Л.В, Творчество Александра Поупа и формирование английского просветительского классицизма конца XVII первой четверти XVIII вв., ЛГУ, 1988.

216. Сидорченко Л.В. Национальное своеобразие английского стиха второй половины XVII первой половины XVIII века.// Филологические науки. Вып.2, 1991. стр. 11-117.

217. Сидорченко Л.В. Теория драматического искусства Джона Драйдена // Эстетические идеи в истории зарубежного театра, Л., 1991, стр. 16-25.

218. Сидорченко Л.В. Александр Поуп и художественные искания в английской литературе первой четверти XVIII века, СПб., 1992 .

219. Сидорченко Л.В. "Опыт об изучении литературы" Э.Гиббона и полемика об античном наследии в Англии периода зрелого Просвещения // Синтез культурных традиций в художественном произведении: Сб. научных трудов. Н.Новгород, 1996. С.27-37.

220. Силюнас В. Испанский театр XVI-XVII веков. От истоков до вершин. М., 1995.

221. Сичковская Т.В. Жанро-стилевые особенности английской драмы периода Реставрации 1660-1680 гг. Нежин, 1986.

222. Ступников И.В. Английский театр, конец XVII начала XVIII века. Л., 1986.

223. Ступников И.В. Уильям Конгрив и его комедии // У.Конгрив. Комедии. М., 1977.

224. Татаринова К.Н. Очерки по истории Англии 1640-1815. М., 1958.

225. Теория метафоры. / Под. ред. Арутюновой Н.Д. и Журинской М.А., М., 1990.

226. Тетерина Л.М. Жанровая дифференциация английского пятистопного ямба XVI XVII веков. // Проблемы взаимодействиялитературных направлений. Сб. научн. работ. Вып. 3. Днепрпетровск, 1975. С.96-104.

227. Тревельян, Джордж Маколей. Социальная история Англии. М., 1959.

228. Трубицина И.В. Зарождение и развитие английской журналистики. Английские периодические издания XVII века и памфлет английской буржуазной революции. : Автореф. дисс. на соиск. уч. степ, канд филологич. наук, М., 1981.

229. Философские аспекты культуры и литературный процесс в XVII столетии. Материалы Международной научной конференции "Пятые Лафонтеновские чтения", Спб., 1999.

230. Хализев. В.Е. Драма как явление искусства. М., 1978.

231. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999.

232. Художественная культура в капиталистическом обществе. Научный ред. М.С.Каган. Л., 1986.

233. Шайтанов И.О. Жанровая поэтика; Жанровое слово у Бахтина и формалистов. Бахтин и современное литературоведение. // Вопросы литературы. №3. 1996.

234. Шпинарская Е.Н. Классицизм и барокко: историографический анализ" СПб, Петрополис,1998.

235. Штейн А.Л. Литература испанского барокко.М., 1983.

236. Эстетические учения древних философов античного мира. Античные философы об искусстве. М., 1938.

237. Этика Аристотеля. СПб., 1908.1. ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА235. Телескоп, 1832.

238. Атеней, 1828, ч.1, №2, стр. 93.

239. Галатея, 1830, ч. XVI, №32.

240. Корифей, 1803, кн. II, стр.178.

241. Московский телеграф, 1833, 4.LIII, №19, стр. 405.

242. Московский телеграф, 1832, ч. XLIII, № 19, стр. 361.

243. Ланн, Е. Забытая английская комедия //Театр, №2, 1941, стр. 121-131.

244. РОССИИ: Л ГОСУДАРСТВЕННА^ БИБЛИОТЕК/?- ОСЬ