автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Концепция смысла истории В.С. Соловьева и ее значение для русской религиозной философии истории первой половины 20 века

  • Год: 2004
  • Автор научной работы: Надольская, Евгения Валерьевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Тверь
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Концепция смысла истории В.С. Соловьева и ее значение для русской религиозной философии истории первой половины 20 века'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Надольская, Евгения Валерьевна

Введение.

Глава I. Смысл истории как проблема философии B.C. Соловьева.

1.1. Всемирная история в ее сакральном и гуманистическом измерениях в философии B.C. Соловьева.

1.2. Всемирно-историческое и национальное в смысловом содержании истории.

Глава II. Интерпретация вопроса о смысле истории в русской религиозной философии первой половины 20 в. и наследие B.C. Соловьева.

2.1. Смысл истории в философии Н.А. Бердяева.

2.2. Д.С. Мережковский: смысл всемирной истории в перспективе борьбы христианских и языческих начал культуры.

2.3. Л.П. Карсавин: Смысл истории и будущность евразийства.

 

Введение диссертации2004 год, автореферат по философии, Надольская, Евгения Валерьевна

Размышления о смысле истории составляют важное звено в философском наследии B.C. Соловьева. Разрабатывая собственное понимание смыслового содержания истории, он попытался увидеть его в перспективе нравственного совершенствования человечества. В фокусе его внимания постоянно находилось сложное переплетение начал всемирной и национальной истории, диалогическое единство * России и Европы. Обратившись к проблеме смысла истории, Н.А. Бердяев, Д.С. Мережковский, Л.П. Карсавин и другие крупные представители русской: религиозной философии первой половины 20 в. искали опору собственных построений в учении Соловьева, делая из него порой радикально полярные выводы. Анализ их построений позволяет сегодня глубже осознать основные измерения проблемы смысла истории, те ее грани, которые актуализируются в свете современной ситуации рубежа нового тысячелетия.

Актуальность темы исследования. Анализ влияния концепции смысла истории B.C. Соловьева на русскую религиозную философию истории первой половины 20 в. раскрывает существенные стороны трансформации отечественного исторического сознания. Воззрения Соловьева на смысловое содержание исторического процесса, созданное им понимание этой проблемы в. ключе универсализма и религиозного экуменизма отражали современные ему социокультурные и политические реалии, сложившиеся формы и возможные сценарии взаимосвязи России и Запада. Именно поэтому учение Соловьева стимулировало обсуждение проблемы смысла истории в среде русских религиозных авторов первой половины 20 в. и до сих пор не утратило своего значения.

В границах русской религиозной философии истории первой половины 20 в. сформировались европеистские и антиевропеистские стратегии интерпретации смысла истории, которые оказались востребованными в посткоммунистический период развития России. Окрашивая идеологические дебаты, конкурирующие европеистские и антиевропеистские концепции смысла истории, возникшие под влиянием идей Соловьева, оказываются реальным фактором политической борьбы в условиях современной России.

Теоретический анализ проблемы позволяет глубже понять ценностные основания русской культурной традиции, возникающих в ее пределах альтернатив восприятия взаимосвязи национальной и всемирной истории. Это может способствовать созданию позитивного взгляда на перспективы диалога России и Запада в современной ситуации.

Степень разработанности проблемы. Проблема смысла истории в философии B.C. Соловьева давно привлекает внимание отечественных и зарубежных авторов. В сочинениях А. Валицкого, В.В. Зеньковского, А.Ф. Лосева,.Н.О. Лосского, Е.Н. Трубецкого, Н. М. Зернова, С.С. Хоружева и ряда других авторов1 были достаточно подробно рассмотрены основополагающие моменты трактовки Соловьевым этого вопроса, выявлены те моменты его нетрадиционной интерпретации, которые связаны с пониманием истории как богочеловеческого процесса.

Среди авторов, впервые обратившихся к анализу взаимосвязи историософских идей Соловьева с представлениями о смысле истории Н.А. Бердяева, Д.С. Мережковского, Л. П. Карсавина и других представителей русской религиозной философии истории; первой половины 20 в., нужно,

1 См.: Walicki A. A History of Russian Thought: from the Enlightenment to Marxism. Stanford, 1979; Зеньковский В.В. История русской философии: В 2-х Т. Л.,1991. Т.2, 4.1; Лосев А.Ф. Владимир Соловьев. М., 2000; Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991; Трубецкой Е.Н. Миросозерцание B.C. Соловьева. В 2-х Т. М., 1994; Zernov N.M. Three Russian Prophets (Khomyakov, Dostoyevsky, Soloviev). L., 1944; Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. СПб, 1994. прежде всего, назвать имена В.В. Зеньковского, Н.О. Лосского, С.А. Левицкого, Ф.А. Степуна1. В их произведениях рассмотрены особенности трактовки проблемы смысла истории в русской мысли первой половины 20 в., хотя эта тема не явилась предметом их самостоятельного историко-философского анализа. Все упомянутые исследователи работали вне пределов России, находясь в эмиграции.

В советскую эпоху проблема влияния концепции смысла истории Соловьева на русскую религиозную философию первой половины 20 в. отнюдь не относится к числу центральных в трудах исследователей истории отечественной мысли в силу причин идеологического характера. Лишь в 6080-е гг. она получает некоторое освещение в трудах В.Ф. Асмуса, В.А. Кувакина, Н.С. Семенкина и др. авторов .

Эпоху перестройки и этап посткоммунистического развития России отмечены ростом исследовательского интереса отечественных авторов к историософскому наследию Соловьева и его восприятию русскими религиозными авторами первой половины 20 века. Происходит и очевидное сближение исследовательских парадигм анализа этого вопроса отечественными авторами и зарубежными исследователями, которые в продуктивном диалоге устанавливают общность своих позиций.

1 См.: Зеньковский В.В. История русской философии: В 2-х Т. Л.,1991. Т.2, 4.2.; Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991; Левицкий С.А. Очерки по истории русской философской и общественной мысли: В 2-х Т. М, 1996.Т.2.; Степун Ф.А. Портреты. СПб, 1999.

2 См.: Асмус В.Ф. Эстетика русского символизма // Вопросы теории и истории эстетики. М., 1968; Кувакин В.А. Религиозная философия в России: нач.,XX в. М.: Мысль, 1980; Семенкин Н.С. Философия богоискательства: критика религиозно-философских идей софиологов. М., 1986.

Многие важные аспекты влияния воззрений Соловьева на понимание смысла истории Бердяевым, Мережковским, Карсавиным: и другими русскими авторами первой половины 20 в. стали предметом обстоятельного анализа в трудах ПЛХ Гайденко, Р.А. Гальцевой, Б.Л. Губмана, М.А. Колерова, Ю.Б. Мелих, Н.В. Мотрошиловой, Л.И. Новиковой, И.И. Семаевой, И.Н. Сиземской, С.С. Хоружего и др. авторов1. В этих работах данное тематическое поле рассматривается в свете изучения того обмена идей, который состоялся между русскими философами-эмигрантами и видными представителями философии жизни, экзистенциализма, философской антропологии, персонализма, неотомизма, протестантской философии и других направлений заадной мысли первой половины минувшего столетия.

Схожая исследовательская стратегия присутствует в сочинениях А. Валицкого, Г. Веттера, Г. Л. Клайна, Д. Лоури, О. Клемана, Ф. Нучо, Б.Г. Розенталь, Д. Эди и других зарубежных авторов, которые справедливо подчеркивают, что не только трагический социальный опыт революционных потрясений и войн, но и встреча с новыми философскими подходами, родившимися на Западе, заставили русских авторов по-иному взглянуть на /I я # и ■ 1 ♦

1 Гайденко ГШ. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. М., 1997; Гальцева Р.А. Очерки русской утопической мысли XX века. М., 1992; Губман Б.Л. Россия и Европа в философии русской истории. Тверь, 1997. Колеров М.А. Не мир, но меч. СПб., 1996. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории. М,1997; Мелих Ю.Б. Л.П. Карсавин и Европейская философия. М., 2003; Мотрошилова Н.В.Николай Бердяев // История философии: Запад — Россия - Восток. В 4-х Т. Т. 3. М., 1998. Семаева И.В. Традиции исихазма в русской религиозной философии первой половины 20 в. М., 1993; Хоружий С.С. Жизнь и учение Льва Карсавина // Карсавин Л.П. Религиозно-философские сочинения. М.,1992. концепцию смысла истории Соловьева, породили различно окрашенные тенденции ее переосмыслениия1.

Таким образом, отдельные важные аспекты влияния концепции смысла истории Соловьева на русскую религиозную философию истории первой половины 20 в. нашли отражение в существующей отечественной и зарубежной литературе. Однако до сих пор, как представляется, эта тема не стала предметом целостного типологического анализа, позволяющего судить об основных стратегиях ассимиляции воззрений Соловьева, которые сложились в интерпретациях смысла истории ведущими теоретиками русского европеизма и антиевропеизма в первой половине минувшего века.

Теоретическая неразработанность и практическая значимость данной проблемы обусловили выбор темы исследования, объектом которого явилась философия истории B.C. Соловьева и таких ведущих его последователей как Н.А. Бердяев, Д.С. Мережковский и Л.П. Карсавин, а предметом - влияние концепции смысла истории B.C. Соловьева на разработку этой проблемы в русской религиозной философии истории первой половины 20 века.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является историко-философский анализ концепции смысла истории B.C. Соловьева и ее влияния на; формирование основных стратегий интерпретации данной проблемы, сложившихся в русской религиозной философии истории первой половины

1 См.: Clemant О. Berdiaev. Paris, 1991; Kline G.L. Religious and Anti-Religious Thought in Russia. Chicago, 1968; Lowrie D. Rebellious Prophet: A Life of N. Berdyaev. New York, 1960; Nucho F. Berdyaev's Philosophy: The Existential Paradox of Freedom and Necessity. Garden City, 1966; Rosental B. G. Introduction // Nietzsche and Soviet Culture. Ally and Adversary. Ed. by B.G. Rosental. Cambridge, 1994.; Russian Philosophy. Ed. by J.M. Edie. Chicago, 1965; Wetter G.A. Zun Zeitproblem in der Philosophie des Ostens. Die Theorie der „Allzeitlichkeit" bei L.P. Karsavin // Scholastik. 1949.

20 века. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- показать историко-философские предпосылки и онтологические основания интерпретации B.C. Соловьевым смысла истории в ее сакральном и гуманистическом измерении;

- раскрыть понимание B.C. Соловьевым диалектического соотношения всемирно-исторического и национального компонентов в смысловом содержании истории;

- выявить особенности освоения Н.А. Бердяева историософских идеей Соловьева и его собственной европеистской концепции смысла истории;

- исследовать эволюцию европеистских воззрений Д.С. Мережковского на проблему смысла истории, выявляя специфику его восприятия наследия B.C. Соловьева;

- проанализировать антиевропеистскую по своей сути евразийскую концепцию смысла истории Л.П. Карсавина, предложившего собственную стратегию прочтения историософии B.C. Соловьева.

Источниками исследования являются произведения B.C. Соловьева, Н.А. Бердяева, Д.С. Мережковского, Л. П. Карсавина, в которых представлены их воззрения на проблему смысла истории. К числу источников следует отнести также произведения И. Канта, Г.В. Ф. Гегеля, Ф.В. Шеллинга, О. Конта, Ф.М. Достоевского, Н.Я. Данилевского, К.Н. Леонтьева, Ф. Ницше, М. Шел ера, А. Бергсона, О. Шпенглера, М. Унамуно, М. Хайдеггера и др. отечественных и зарубежных философов, в поле идей которых формировалось творчество названных мыслителей. Сочинения В.В. Зеньковского, Н.О. Лосского, С.А. Левицкого, Ф.А. Степуна, в которых содержатся содержательные интерпретации жизни и творчества этих авторов, также являются интегральной частью источниковедческой базы диссертации.

Методологические основы диссертации определяются целью и задачами исследования, спецификой изучения историософских идей B.C. Соловьева, Н.А. Бердяева, Д.С. Мережковского, JI. П. Карсавина. Определяющей явилась в процессе исследования темы стратегия герменевтической интерпретации изученного материала. В контексте работы использованы генетический, сравнительный, структурный, структурно-функциональный и иные методы научого анализа. Так, например, генетический метод дал возможность проследить генезис концепции смысла истории Соловьева. Сравнительный метод выявил свою эвристическую значимость при сопоставлении концепций смысла истории Соловьева и таких его последователей как Бердяев, Мережковский и Карсавин.

Структура и основное содержание диссертации.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Общий объем диссертации - 181 страница.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Концепция смысла истории В.С. Соловьева и ее значение для русской религиозной философии истории первой половины 20 века"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ проблемы диссертационного исследования позволяет прийти к следующим выводам:.

1. Обратившись к проблеме смысла истории, B.C. Соловьев создал весьма оригинальную концепцию, которая по-новому интерпретирует традиционное христианское понимание этого вопроса. Сохраняя приверженность провиденциально-эсхатологическому видению социокультурного развития, он пришел к его истолкованию в ключе единства сакрального и гуманистического измерений такового. Рассуждая о смысле всемирной истории, Соловьев усматривает его сакральное и гуманистическое измерение. Единство сакральной и мирской истории дано в явлении Христа, на основе чего Соловьев выдвигает идею богочеловечества. Совместное творчество, единение усилий человека и Бога, в его понимании, есть дополнение трансисторических целей истории, очерченных провиденциально-эсхатологическим планом и гуманистическими ориентирами развития человечества.

Подход Соловьева к решению этой проблемы связан с освоением идей Платона и неоплатонизма, учениями Августина и Оригена, представителей немецкой классической философии, О. Конта, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше и русских религиозных мыслителей 19 столетия. Соловьев рассматривал историю в ее основополагающих онтологических характеристиках как поле кооперации усилий человека и Бога, их совместного творчества, в котором «высвечивается» ее смысловое содержание. В созвучии с кантовским видением истории Соловьев верил в поступательное нравственное совершенствование человечества, становление Царства Божия в процессе его социокультурной эволюции. Идеи Соловьева во многом схожи не только с установками протестантской либеральной теологии, но и с последующими исканиями Ж. Маритена, Э. Мунье и других деятелей католического персонализма, П. Тейяра де Шардена, протестантской теологии процесса и других направлений западной философско-теологической мысли 20 в. В целом принимая созданное Соловьевым понимание эволюции общества как богочеловеческого процесса, русские религиозные философы первой половины 20 в. попытались по-своему интепретировать некоторые онтологические проблемы, отвергали просвещенческую по своим истокам идею прогрессивного развития общества.

2. Обращаясь к теме взаимосвязи всемирно-исторического и национального начал социокультурного развития, Соловьев доводит фундаментальные онтологические основания своей концепции до уровня картины реальной: эволюции культур и народов во времени. При этом в центре его внимания - проблема взаимосвязи России и Запада, традиции и перспективах их диалога. Вопрос о единстве всемирно-исторического и национального начал в смысловом содержании истории фокусируется им на дискуссии о возможности единения православия и западных христианских конфессий, культурно-исторических и политических горизонтах, которые могут стимулироваться их воссоединением. В ключе философии всеединства Соловьев рассматривал вопрос о сочетании религии и политики в процессе межконфессионального диалога, осуществления культурного синтеза. Видение смысла истории сторонниками русского европеизма и антиевропеизма складывалось под воздействием интенсивного влияния различных пластов воззрений Соловьева на отношения России и Запада, которые претерпели серьезно эволюционировали на протяжении его жизни. Очевидно, что именно реально-фактологическое наполнение онтологической схемы смыслового содержание истории, созданной Соловьевым, становится основным пунктом расхождения во взглядах русских европеистов и антиевропеистов из числа представителей русской религиозной философии первой половины 20 в.

3. В своем понимании смысла истории Н.А. Бердяев во многом исходил из взглядов Соловьева, но делал это одновременно полемизируя с ним по ряду вопросов. В различные периоды его творчества на него оказали влияние также Ницше, Шпенглер, Шелер, Шестов и другие видные мыслители 20 в. Бердяев всесторонне акцентировал значимость культурно-исторического творчества человека, взаимодействия и взаимопереплетения трансисторического и гуманистического смыслового содержания истории, единства ее сакральной и мирской составляющих, «двух градов», богочеловечества. Это, однако, не исключало его неприятия некоторых онтологических допущений Соловьева, что очевидно прежде всего в бердяевском учении об укорененной в безосновном свободе. Тяготея зачастую ко злу, греху, свобода, на его взгляд, придает истории трагическое измерение. Отсюда и его оппозиция-идее прогресса в понимании смысла истории, видение культурного развития как постоянной неудачи. Бердяев говорил о трагическом противостоянии добра и зла, которое сопровождает весь ход земной истории. В его построениях звучит тема несогласия с классической онтологией, включая ее соловьевскую версию. Она предполагает обоснование философии истории со стороны экзистенциальной концепции свободы, рассмотрение истории сквозь призму человеческого существования во времени. Понимающая установка в рассмотрении смысла истории - итог его экзистенциальной онтологии. Влиянием Соловьева можно объяснить и бердяевскую интерпретацию роли религиозного фактора в ■ истории, кризиса гуманистической культуры. Бердяев яркий представитель линии европеизма и универсализма в трактовке смысла истории, продолжатель стратегии Соловьева в видении взаимосвязи России и Запада. Он : последовательно отстаивал необходимость преодоления национально-государственного и церковного изоляционизма, критику любых форм тоталитаризма, диалог России и Европы в свете общечеловеческих ценностей, христианской традиции. Предложенная им концепция смысла истории нашла одобрение в трудах представителей католического персонализна, неотомизма, различных версий неопротестантизма.

4.На формирование концепции смысла истории Мережковского во многом повлияли идеи Соловьева и Ницше. Его воззрения на этот вопрос значительно эволюционировали, сохраняя существенные черты единства и; самотождественности. Мережковский взял на вооружение генеалогический анализ Ницше, но- при этом сохранил приверженность философии всеединства Соловьева. Мережковский далек от последовательного онтологического обоснования своей концепции смысла истории и занят скорее синтезом избираемых религиозно-философских установок с образно-символическими средствами, необходимыми ему для интерпретации этой проблемы. Он солидаризировался с соловьевскими идеями богочеловечества, единства мирской и сакральной истории, града земного и града Божия. При этом он критически относился к пониманию истории в перспективе поступательного нравственного совершенствования человечества, реализации Царства Божия на земле, не принимая эту просвещенческую по своим истокам идею Соловьева с позиций радикального эсхатологизма. История виделась Мережковскому под влиянием идей Соловьева и Ницше как постоянное поле борьбы христианского и антихристианского начал. Возрождая к жизни идеи Иоахима Флорского, Мережковский рассматривал проблему смысла истории в перспективе последовательной смены трех эпох - Царства Бога-Отца, т.е. господства Ветхого Завета, Царства Бога-Сына, открытого явлением Христа, и грядущего Царства Св. Духа, призванного преобразовать земную жизнь людей в свете христианских ценностей. Его видение смысла истории сопряжено с острой генеалогической критикой культурной традиции Запада и России, исторического христианства и гуманистической культуры, пришедшей, по его убеждению, к глубокому кризису. Одновременно Мережковский всегда сохранял веру в экуменическое объединение человечества как целого, делая это убеждение основанием собственного истолкования проблемы смысла истории.

5. Являясь одним из наиболее крупных теоретиков русского евразийства, Л.П. Карсавин в общетеоретическом ракурсе подхода к проблеме смысла истории находился под очевидным влиянием наследия B.C. Соловьева, но одновременно создал наиболее ярко выраженную программу антиевропеизма. Солидаризируясь с Дильтеем, Карсавин рассматривал историю как рефлексивно ориентированное знание, схватывающее индивидуальное на фоне определенных культурных целостностей, запечатлевающее смысл свершившегося сквозь призму настоящего. Он отвергал исторический номинализм, подчеркивая значимость исторических типологических обобщений. Оборотной стороной его гносеологических воззрений, выдержанных в духе философии жизни, была его теория симфонической личности, культурных целостностей, которые равноценны и тяготеют к высшей персоне — Богу. Теория симфонической личности -развитие идей философии всеединства Соловьева. Развивая ее онтологические установки, Карсавин одновременно резко критиковал все варианты теории прогресса как несовместимые с утверждением о равной ценности любых культур, симфонических субъектов перед ликом Абсолюта. В своих представлениях о взаимосвязи всемирной и национальной истории Карсавин опирался на ранние построения Соловьева, акцентировавшие особую роль России как звена единения Востока и Запада. В наследии Карсавина обнаруживается противоречивое единство национально-изоляционистских, антиевропеистских идей и основополагающих моментов подхода философии всеединства к проблеме смысла истории. Противоречия учения Карсавина о смысле истории во многом характерны для евразийской доктрины в целом.

 

Список научной литературыНадольская, Евгения Валерьевна, диссертация по теме "История философии"

1. Августин Аврелий. О граде Божием: В 4-х Т. М.: Изд-во Спассо-Преобр. Валаам, мон., 1994. Т.1.-394 С.; Т.2.-336 С.; Т.3.-281 С.; Т.4.-404 С.

2. Акулинин В.Н. Философия всеединства: От B.C. Соловьева к П.А. Флоренскому. Новосибирск: Наука, 1990.- 154 С.

3. Асмус В.Ф. Эстетика русского символизма // Вопросы теории и истории эстетики. М.: Искусство, 1968. С. 531 - 609.

4. Барг М.А. Эпохи и идеи: Становление историзма. М.: Мысль, 1987. 348 С.

5. Бахтин. М.М Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979. — 318 С.

6. Белый А. Из воспоминаний о русских философах// Минувшее. Ист. Альманах.9. М.Юткрытое общество: Феникс, 1992.-510 С.

7. Бельчевичен С.П. Проблема взаимосвязи культуры и религии в философии Д.С. Мережковского. Тверь: ТвГУ, 1999. 130 С.

8. Бердяев Н.А. Борьба за идеализм // Мир Божий. 1901. С. 1-26.

9. Бердяев Н.А. Бунт и покорность в психологии масс// Интеллигенция. Власть. Народ (Антология). М.: Наука, 1993. С. 117-124.

10. Ю.Бердяев Н.А. Духовный кризис интеллигенции. М.: Канон +, 1998,- 400 С.

11. П.Бердяев Н.А. Духовные основы русской революции: Опыты 1917-1918гг. СПб.: РХГИ, 1999. 432 С.

12. Бердяев Н.А. Евразийцы// Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. М.: Наука, 1993. С.292-300.

13. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990.220 С.

14. Бердяев Н.А. Кризис интеллекта и миссия интеллигенции// Интеллигенция. Власть. Народ (Антология). М.: Наука, 1993. С.281-285.

15. Бердяев Н.А. Критика исторического материализма // Мир Божий. Октябрь. 1903 .-С. 1-30.

16. Бердяев Н.А. Ф. Ланге и критическая философия в ее отношении к социализму //Мир Божий. Июль. 1900. С. 224-254.

17. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993.- 383 С.

18. Бердяев Н.А. О русской философии: В 2-х Ч. Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1991.4.1.- 234 С.Ч.2.-240 С.

19. Бердяев Н.А. О фанатизме, ортодоксии и истине // Человек. 1997.ЖЗ. С. 67-75.

20. Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности: Избр. тр. М.: Флинта, 1999.-312 С.

21. Бердяев Н.А. Проблема истории и эсхатология// Очерк русской философии истории: Антология. М.:ИФ РАН, 1996.- С.291-312.

22. Бердяев Н.А. Pro et contra.Антология: В 2 кн. СПб.: РХГИ, 1994. Кн.1. -572 С.

23. Бердяев Н.А. Пути гуманизма// Здравый смысл. 1997.№3. С. 64 -72.

24. Бердяев Н.А. Русская идея. Судьба России: Основные проблемы русской мысли 19 в. и начала 20 в. М.: Сварог и К., 1997. 541 С.

25. Бердяев Н.А. Русская идея // О России и русской философской культуре: философы русского послеоктябрьского зарубежья: Сб. М.: Наука, 1990.-С. 43-271.

26. Бердяев Н.А. Самопознание. М.: Мысль, 1991.-318 С.

27. Бердяев Н.А. Собр. соч.: в 4-х Т. PARIS: IMCA-PRESS, 1989-1991.Т. 1.425 С.; Т.2. 452 С.; Т.З. - 713 С.; Т.4. - 598 С.

28. Бердяев Н.А. Сочинения /Сост. Гулыга А.В. М.: Раритет, 1994 416 С.

29. Бердяев Н.А. Смысл истории. М.: Мысль, 1990.- 174 С.

30. Бердяев Н.А. Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о К.Н. Михайловском. СПб.: Типография И.Н. Скороходова, 1901.-479 С.

31. Бердяев Н.А. Судьба России: Опыты по психологии войны и национальности. М.: изд-во МГУ, 1990 240 С.

32. Бердяев Н.А. Философская истина и интеллигентская правда// Интеллигенция. Власть. Народ (Антология). М.: Наука, 1993. С.125-140.

33. Бердяев Н.А. Философия неравенства. М.: ИМКА-ПРЕСС, 1990.- 288 С.

34. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. 480 С.

35. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989.607 с.

36. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 х Т. М.: Искусство, 1994. Т.1 - 542 С. Т.2. - 510 С.

37. Бердяев Н.А. Царство Христа и царство Кесаря. М.: Республика, 1995,— 382 С.

38. Бердяев Н.А. Человек. Микрокосм и макрокосм// Русский космизм. Антология философской мысли. М.: Педагогика-пресс, 1993. С.166-184.

39. Бердяев Н.А. Утопический этатизм евразийцев// Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. М.: Наука, 1993.- С.301-307.

40. Бердяев Н.А. Этическая проблема в свете философского идеализма // Проблемы идеализма. СПб., 1902. С. 91-136.

41. Бессонов Б.Н. Судьба России: взгляд русских мыслителей. М.: Луч, 1993. -252 с.

42. Блок А. Собр. соч. М.- Л: Литера, 1962. Т.6. 274 С.

43. Булгаков С.Н. Апокалиптика и философия истории// Очерк русской философии истории: Антология. М.: ИФ РАН, 1996. С.256-263.

44. Булгаков С.Н. Два града. Исследование о природе общественных идеалов. СПб.: Изд-во РХГИ, 1997. 589 С.

45. Вехи. Из глубины. М.: Правда, 1991. 606 С.

46. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. М. :Республика, 1997. -496 С.

47. Гальцева Р.А. Очерки русской утопической мысли XX века. М.: Наука, 1992.-204 С.

48. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука, 1977. -703 С.

49. Губман Б.Л. Россия и Европа в философии русской истории. Тверь: Изд-во ТГУ, 1997.- 111 С.

50. Губман Б.Л. Современная католическая философия: человек и история. М.: Высшая школа, 1988. 190 С.

51. Гулыга А.В. Русский религиозно-философский ренессанс // Наш современник. 1990.№7. С. 185-187.

52. Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы. М.: Соратник, 1995 310 С.

53. Давыдов Ю.Н. Бегство от свободы. М.: Художественная литература, 1978.-365 С.

54. Дмитриева Н.К., Моисеева А.П. Философ свободного духа: Н. Бердяев: жизнь и творчество. М.: Высшая школа, 1993.- 269 С.

55. Доля В.Е. Иллюзия духовности: О превратном характере религиозного мировоззрения. Львов: Вища шк., 1985. 224 С.

56. Дымерская Л. Т. Манн и Н. Бердяев о духовно-исторических истокахболыпевизма и национал-социализма // Вопросы философии. 2001. №5, С.62-74.

57. Евлампиев И.И. История русской метафизики в XIX — XX вв. Русская философия в поисках абсолюта: В 2 Ч. СПб.: «Алетейя», 2000. 828 С.

58. Ермичев А.А. Три свободы Н. Бердяева. М.: Знание, 1990. 63 С.

59. Зандер Л.А. Бог и мир: Миросозерцание отца С. Булгакова: В 2- х Т. PARIS: IMCA-PRESS, 1948. Т. 1. 479 с.; Т. 2.-381 с.

60. Зеньковский В.В. История русской философии: В 2 т. Л.: ЭГО,1991. Т.1. Ч.1.- 220 е.; Т.2. 4.2. -279 е.; Т.2.Ч.1. -254 е.; Т.2.Ч.2. 268 с.

61. Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа/ Сост. П.В. Алексеева. М.: Республика, 1997. 368 С.

62. Зернов Н.М. Русское религиозное возрождение 20 века/ пер. с англ. PARIS: YMCA-PRESS, 1991. 368 С.

63. Интеллигенция. Власть. Народ: Антология. М.: Наука, 1993. -334 С.

64. Кант И. Религия в пределах только разума // Кант И. Трактаты и письма. М., 1980. С. 78-278.

65. Карсавин Л.П. Государство и кризис демократии // Новый мир, 1991. № 1.С. 148-162.

66. Карсавин Л.П. Культура средних веков. Киев: Символ AirLand, 1995. — 199 С.

67. Карсавин Л.П. О личности // Карсавин Л.П. Религиозно-философские сочинения. М.: Ренессанс, 1992. С. 3-232.

68. Карсавин Л.П. Основы политики // Россия между Европой и Азией: евразийский соблазн. М: Наука, 1993. С.174-216.

69. Карсавин Л.П. Поэма о смерти // Карсавин Л.П. Религиозно-философские сочинения. М.: Ренессанс, 1992. С. 235-305.

70. Карсавин Л.П. Философия истории. С-Петербург: АО «Комплект», 1993. -351 С.

71. Карсавин Л.П. Церковь, личность и государство // Карсавин Л.П. Малые сочинения. СПб.: АО «Комплект», 1994. С. 38-195.

72. Колеров М.А. Не мир, но меч. СПб.: Алетейя, 1996. -375 С.

73. Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. М.: Энигма, 1997. -500 С.

74. Костиков В.В. Не будем проклинать изгнанье.: Пути и судьбы русской эмиграции. М.: Международные отношения, 1990. 426 С.

75. Кувакин В.А. Критика экзистенциализма Бердяева. М.: Изд-во МГУ, 1976.- 205 С.

76. Кувакин В.А. Религиозная философия в России: начало XX в. М.: Мысль, 1980. 309 С.

77. Лебедев В.Э. Философия истории и метаистории. Екатеринбург: Б.и.,1997.-180 С.

78. Левицкий С.А. Очерки по истории русской философской и общественной мысли: В 2-х Т. М.: Канон, 1996.- Т.1.-496 С. Т.2.- 512.

79. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М.: Мысль, 1989.-204 С.

80. Лосев А.Ф. Вл. Соловьев. М.: Мысль.1994.- 230 С.

81. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев. М.: Молодая гвардия, 2000. 614 С.

82. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. М.: 1990.-225 С.

83. Лосский И.О. История русской философии. М.: Высшая школа,1991-559 С.

84. Люкс Л. К вопросу об истории идейного развития «первой русской эмиграции» // Вопросы философии. 1992.№ 9.С. 160-164.

85. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М.: Мысль, 1979.- 431 С.

86. Маритен Ж, Краткий трактат о существовании и существующем // Проблема человека в западной философии. Под ред. П.С. Гуревича. М., 1988. С. 229-260.

87. Маритен Ж. Философ в мире / пер. с фр. Б.Л. Губмана. М.: Высшая школа, 1994.-192 С.

88. Мелих Ю.Б. Л.П. Карсавин и Европейская философия. М.: Прогресс-Традиция, 2003. 271 С.

89. Мережковский Д.С. Антихрист (Петр и Алексей) // Собр. Соч. : В 4-х Т. Т. 2. М., 1990. С. 319-759.

90. Мережковский Д.С. Атлантида-Европа: Тайна трех. М.: Русская книга, 1992.-413 С.

91. Мережковский. Д.С. Вечные спутники // Толстой и Достоевский. Вечные спутники. М.: Республика, 1995. С. 487-520.

92. Мережковский Д.С. Воскресшие боги (Леонардо да Винчи) // Собр. Соч. : В 4-х Т. .Т. 1.М., 1990. С. 309-591. Т. 2. М., 1990. С. 7-318.

93. Мережковский Д.С. Грядущий Хам // Мережковский Д.С. Больная Росиия. Л., 1991.С. 13 -45.

94. Мережковский Д.С. Жанна Д Арк. М.: Международный центр Рерихов, 1995.- 111 С.

95. Мережковский Д.С. Иисус неизвестный. М.: Республика, 1996. 687 С.

96. Мережковский Д.С. Испанские мистики. Томск: Водолей, 1998. 287 С.

97. Мережковский Д.С. Майков // Акрополь. М., 1991. С. 143-157.

98. Мережковский Д.С. Мистическое движение нашего века // Акрополь. М., 1991. С. 172-178.

99. Мережковский Д.С. Рождение богов. Тутанкамон на Крите// Собр. Соч.: В 4-х Т. Т. 4. М., 1990. С. 261- 368.

100. Мережковский Д.С. Смерть богов (Юлиан Отступник) // Собр. Соч.: В 4-х Т. Т. 1. М., 1990. С. 27 308.

101. Мережковский Д.С. Теперь или никогда // Мережковский Д.С. Больная Росиия. Л., 1991. С. 46-72.

102. Мережковский Д.С. Л. Толстой и Достоевский // Д.С. Мережковский. Л. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. М.: Республика, 1995. 485 С.

103. Мотрошилова Н.В. Экзистенциализм // История философии: Запад — Россия Восток. В 4-х Т. Т. 4. М., 2000. С. 230-242.

104. Мотрошилова Н.В.Николай Бердяев // История философии: Запад — Россия Восток. В 4-х Т. Т. 3. М., 1998. С. 333 - 348.

105. Мунье Э. Что такое персонализм? М., 1994. 126 С.

106. Мюллер Л. Понять Россию: историко-культурные исследования. Пер. с нем. М.: «Прогресс-Традиция», 2000. 432 С.

107. Неретина С.С. Бердяев и Флоренский: о смысле исторического// Вопросы философии. 1991 №З.С. 67-83.

108. Ницше Ф. Сочинения: В 2-х Т.М.: Мысль, 1990.- Т.1.-831 С. Т.2.-829 С.

109. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории. М.:ИЧП

110. Изд-во Магистр», 1997. 328 С.

111. О России и русской философской культуре: философы русского послеоктябрьского зарубежья: Сб. М.: Наука, 1990.- 528 С.

112. Пайпс Р. Русская революция: В 3 ч. Пер. с англ. М.: РОССПЭН, 1994. 4.1.-398 С.; 4.2.-584 С.

113. Параллели: (Россия — Восток Запад): Альманах филос.компаративистики. М.: Б.и.,1991. Вып.1.- 165 С. Вып.2.- 182 С.

114. Паршин А.Н. Русская религиозная мысль: возрождение или консервация // Вопросы философии. 2002. №4. С.50-59.

115. Поляков JI. Мессия XX века. (Судьба России sub specie Николая Бердяева)//Параллели. М.: Б.и., 1991.Вып.1. С. 66-90., 1992.-427 С.

116. Раев М.И. Россия за рубежом: история культуры русской эмиграции. 1919-1939/ пер. с англ. М.: Прогресс-Академия, 1994.-294 С.

117. Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн: Антология. М.: Наука, 1993.-367 С.

118. Русская идея: В кругу писателей и мыслителей русского зарубежья; В 2 х Т. М.: Искусство, 1994. Т. 1. - 539 с.Т.2. - 647 С.

119. Русская идея. М.: Республика, 1992.-494 С.

120. Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XX в. М.: РОССПЭН, 1997.-748 С.

121. Семаева И.В. Традиция исихазма в русской религиозной философии первой половины 20 в. М.: МПГУ, 1993. 205 С.

122. Семенкин Н.С. Философия богоискательства: критика религиозно-философских идей софиологов. М.: Политиздат, 1986. 172 С.

123. Смирнов И.П. От марксизма к идеализму: М.И. Туган-Барановский, . С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев. М.: Рус. книгоизд. товарищества, 1995.-284с.

124. Соловьев B.C. Великий спор и христианская политика // Соловьев B.C. Сочинения в 2-х Т. Т. 1. М.: Правда, 1989. С. 59-167.

125. Соловьев B.C. Владимир Святой и христианское государство // Соловьев B.C. Россия и вселенская церковь. Минск: Харвест, 1999. С. 207-232.

126. Соловьев B.C. Гегель // Соловьев B.C. Сочинения в 2-х Т. Т. 2. М.: Мысль, 1988. С. 419-441.

127. Соловьев B.C. Данилевский // Соловьев B.C. Сочинения в 2-х Т. Т. 2. М.: Мысль, 1988. С. 406-414.

128. Соловьев B.C. Идея сверхчеловека // Соловьев B.C. Сочинения в 2-х Т. Т. 2. М.: Мысль, 1988. С.626-634.

129. Соловьев B.C. Идея человечества у Августа Конта // Соловьев B.C. Сочинения в 2-х Т. Т. 2. М.: Мысль, 1988. С.562-581.

130. Соловьев B.C. История и будущность теократии // Соловьев B.C. Россия и вселенская церковь. Минск: Харвест, 1999. С. 131-160.

131. Соловьев B.C. Кант // Соловьев B.C. Сочинения в 2-х Т. Т. 2. М.: Мысль, 1988. С. 441-479.

132. Соловьев B.C. Кризис западной философии // Соловьев B.C. Сочинения в 2-х Т. Т. 2. М: Мысль, 1988. С. 3-138.

133. Соловьев B.C. Леонтьев// Соловьев B.C. Сочинения в 2-х Т. Т. 2. М.: Мысль, 1988. С. 414-419.

134. Соловьев B.C. Несколько слов в защиту Петра Великого // Соловьев B.C. Сочинения в 2-х Т. Т. 1. М: Правда, 1989. С. 414-433.

135. Соловьев B.C. Оправдание добра // Соловьев B.C. Сочинения в 2-х Т. Т. 1. М.: Мысль, 1988. С. 47-548.

136. Соловьев B.C. Россия и Вселенская Церковь // Соловьев B.C. Россия и вселенская церковь. Минск: Харвест, 1999. С. 233-524

137. Соловьев B.C. Россия и Европа // Соловьев B.C. Сочинения в 2-х Т. Т. 1. М.: Правда, 1989. С. 333-398.

138. Соловьев B.C. Русская идея // Соловьев B.C. Сочинения в 2-х Т. Т.2. М.: Правда, 1989. С. 219-248.

139. Соловьев B.C. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории // Соловьев B.C. Сочинения в 2-х Т. Т. 2. М.: Мысль, 1988. С.635 762.

140. Соловьев B.C. Три силы // Соловьев B.C. Сочинения в 2-х Т. Т. 1. М.: Правда, 1989. С. 19-31.

141. Соловьев B.C. Философские начала цельного знания // Соловьев B.C. Сочинения в 2-х Т. Т. 2. М.: Мысль, 1988. С. 139-288.

142. Соловьев B.C. Чтения о Богочеловечестве // Соловьев B.C. Сочинения в 2-х Т. Т.2. М.: Правда, 1989. С.5-170.

143. Степун Ф.А. Встречи. М.: Аграф, 1998.-256 С.

144. Степун Ф.А. Портреты. СПб, 1999. С. 277-293.

145. Степун Ф.А. Бывшее и несбывшееся. СПб., 1994. 429 С.

146. Трубецкой Е.Н. Миросозерцание B.C. Соловьева. В 2-х Т. М.: Мысль, 1994. Т.1.- 604 С.; Т.2. -482 С.

147. Унамуно М. О трагическом чувстве жизни. М.,1997. 414 С.

148. Федотов Г.П. Судьба и грехи России: В 2 т. СПб.: София, 1991.Т.1. -350С.Т.2. -348 С.

149. Философы России XIX XX столетий. Биографии, идеи, труды.2-е изд. М.:МГУ., 1995.-221 С.

150. Хайдеггер М. Время картины мира // Время и бытие. М., 1993. С. 41-62.

151. Хоружий С.С. Жизнь и учение Льва Карсавина // Карсавин Л.П. Религиозно-философские сочинения. М.:Ренессанс,1992. C.V-LXXIII.

152. Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. СПб.: Алетейа, 1994.-445 С.

153. Хоружий С.С. Ницше и Соловьев в кризисе европейского человека // Вопросы философии.2002. №2. С.52-68.

154. Шелер М. Положение человека в космосе // Шелер М. Избранные произведения. М., 1994. С. 1- 128.

155. Шестов JI. Афины и Иерусалим // Шестов JI. Сочинения: В 2-х Т. М., 1993. Т. 1.С. 317-664.

156. Ясперс К. Ницше и христианство. М.: Мир, 1994. 114 С.

157. Clemant О. Berdiaev. Paris, 1991. 256 P.

158. Kline G.L. Religious and Anti-Religious Thought in Russia. Chicago, 1968. -320 P.

159. Lowrie D. Rebellious Prophet: A Life of N. Berdyaev. New York, 1960. -280 P.

160. Nucho F. Berdyaev's Philosophy: The Existential Paradox of Freedom and Necessity. Garden City, 1966. 195 P.

161. Nietzsche and Soviet Culture / Ed. By B.G. Rosenthal. New York, 1994. -421 P.

162. Russian Philosophy, Ed. by J.M. Edie, Chicago, 1965. 427 P.

163. Tsambassis A. Berdyaev's Personalistic Philosophy. "Personalist". Los Angeles, 1965, vol.46, №3. P. 125-135.

164. Walicki A. A History of Russian Thought: from the Enlightenment to Marxism. Stanford, California, 1979. 315 P.

165. Wetter G.A. Zun Zeitproblem in der Philosophic des Ostens. Die Theorie der „Allzeitlichkeit" bei L.P. Karsavin // Scholastik. 1949. S. 96-107.

166. Zernov N.M. Three Russian Prophets (Khomyakov, Dostoyevsky, Soloviev). L., 1944.-327 P.