автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Критический анализ философско-мировоззренческих основ католического клерикального антикоммунизма

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Гайдис, Антанас Антанович
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Вильнюс
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Критический анализ философско-мировоззренческих основ католического клерикального антикоммунизма'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора философских наук Гайдис, Антанас Антанович

введение

Глава I. Католический клерикальный антикоммунизм как предмет марксистского историко-философского исследования

1.1. Католический клерикальный антикоммунизм как составная часть современного антикоммунизма

1.2. Генезис католического клерикального антикоммунизма и его философско-мировоззренческих основ

1.3. Философско-мировоззренческие концепции католического клерикального антикоммунизма в буржуазной Литве и в литовской эмиграции

Глава 2. Методологическая роль католической философии в клерикальном антикоммунизме

2.1. Соотношение католической философии и клерикального антикоммунизма

2.2. Роль философских концепций католического модернизма в изменениях отношения католицизма к коммунизму 147'

2.3. Антикоммунизм - существенная черта социальной доктрины католицизма

2.4. Философско-теологические основы усиления идеологической экспансии современного католицизма

Глава 3. Философско-мировоззренческие аспекты важнейших направлений антикоммунистических акций современного католического клерикализма

3.1. Борьба с теорией и практикой научного атеизма как форма проявления католического клерикального антикоммунизма

3.2. Нравственно-этическая проблематика как средство идеологических акций католического клерикального антикоммунизма

3.3. Идеологическая борьба по вопросам сущности человека и смысла его жизни

3.4. Взаимосвязь католического клерикализма и буржуазного национализма

Глава 4. Идеологическая борьба вокруг проблемы диалога марксистов и христиан

4.1. Влияние марксистских идей на сознание верующих и возникновение философско-теологических концепций левого католицизма

4.2. Историческая необходимость диалога и сотрудничества марксистов и христиан в современной борьбе за мир и социальный прогресс

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по философии, Гайдис, Антанас Антанович

Актуальность данной темы обуславливается рядом факторов, прежде всего тем, что в современном мире идет напряженная классовая борьба между двумя социальными системами. Зта борьба происходит в различных сферах, особенно - в идеологической. В документах КПСС и работах марксистских авторов неоднократно обращается внимание на обострение идеологической борьбы. 5то обострение особенно зримо выступает в нынешней обстановке, когда правящие круги империалистических государств, прежде всего США, прилагают большие усилия с целью попытаться застопорить прогрессивные изменения в жизни человечества, вернуть утраченные позиции, приостановить прогресс разрядки, поставить мир на грань ядерной катастрофы. Империалистические круги росту могущества стран социалистического содружества, распространению влияния марксистско-ленинских идей пытаются противопоставить бешеную гонку вооружении, подрыв нормальных экономических отношений между странами с различным социально-экономическим и политическим строем, проводя изощренные антикоммунистические идеологические диверсии.

Как подчеркивалось на июньском Пленуме ЦК КПСС, ныне переживаемый человечеством исторический период "отмечен небывалым за весь послевоенный период по своей интенсивности и остроте противоборством двух полярно противоположных мировоззрений, двух политических курсов - социализма и империализма.

Идет борьба за умы и сердца миллиардов людей на планете. И будущее человечества зависит в немалой степени от исхода этой идеологической борьбы".

В современной идеологической борьбе между двумя социально-экономическими и политическими системами - социализмом и капитализмом - сложную роль играет религия. С одной стороны, имеют место случаи, когда с религиозными лозунгами выступают некоторые антиимпериалистические и другие народные движения. С другой стороны, усиливается тенденция использования религии защитниками отживающего эксплуататорского строя в реакционных политических целях. Зарубежные антикоммунистические круги спекулируют на религиозных убеждениях и чувствах верующих, стремясь дискредитировать теорию марксизма-ленинизма, реально существующий социализм, а также международное коммунистическое и рабочее движение. Весьма активно действует клерикальный антикоммунизм, в том числе и его католическая разновидность.

Сложную, зачастую весьма противоречивую идеологическую и политическую роль играет нынешнее руководство католической церкви. С одной стороны, Иоанн Павел II, выступая с универсалистских позиций, неоднократно подчеркивает, что церковь стоит вне политики, что она не связывает себя с противоборствующими социально-экономическими и политическими системами, и с конфронтирующими идеологиями. С другой стороны, католицизм под руководством Иоанна-Павла П развернул широкую идеологическую экспансию, добиваясь духовной гегемонии т х Речь Генерального Секретаря ЦК КПСС товарища Ю.В.Андропова." Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС (14-15 июня 1983 года).- М.: Политиздат, 1983, с.7. церкви над жизнью личности и общества. Антикоммунистические круги рассматривают эту экспансию как одно из важнейших средств внутренней эрозии социалистического общества.

В антисоветских идеологических акциях антикоммунизма значительное место отводится католицизму в Литве, где в силу исторических причин большинство верующих являются католиками. Клерикальные круги хотели бы превратить Литву в "аванпост" распространения влияния католицизма в Советском Союзе. Клерикально-националистическая часть литовской эмиграции, являющаяся одним из специализированных отрядов международного антикоммунизма, прилагает большие усилия для того, чтобы разжигать деятельность клерикальных экстремистов, спровоцировать конфликты между верующими и неверующими, служителями религиозного культа и представителями советских властей. Продолжается своеобразный симбиоз рецидивов католического клерикализма и буржуазного национализма.

В ближайшие годы можно предположить активизацию идеологических акций католического клерикального антикорлмунизма, направленных против Советской Литвы. Поводом для этого служат две даты: в 1984 г. исполняется 500 лет со смерти святого Казимира - единственного католического"святого" Литвы. В 1987 г. исполняется 600 лет со времени крещения Литвы. В клерикальных кругах за рубежом и в Литве уже началась подготовка к этим датам. Нашими идеологическими противниками будут предприняты новые усилия по обоснованию "прогрессивной" исторической роли католицизма в Литве и противопоставление его марксистско-ленинской, социалистической идеологии.

Состояние научной разработки темы. Проблемам критики антикоммунизма в целом, в том числе и его клерикальной разновидности, много внимания уделяется в документах КПСС, а также братских коммунистических и рабочих партий, в трудах видных деятелей международного коммунистического и рабочего движения. Различные аспекты клерикального антикоммунизма, в том числе идеологическую и социально-политическую ориентацию католицизма, анализировали ряд советских исследователей: М.В. Андреев, И.Ю.Аничас, З.В.Балевиц, А.Бальсис, Ю.Барздайтис,

A.В.Белов, Л.Н.Великович, М.П.Галочка, В.И.Гараджа, А.Гайга-лайте, М.Гольденберг, Н.С.Гордиенко, И.Р.Григулевич, Г.О.Зи-манас, В.А.Зоц, И.Я.Кантеров, Н.А.Ковальский, И.М.Кичанова,

B.А.Лазутка, Э.И.Лисавцев, И.Мачншис, Я.В.Минкявичюс, М.Т. Мчедлов,В.Ю.Нюнка, Ф.Г.Овсиенко, А.Ф.Окулов, А.С.Онищенко,

A.Р.Пошка, Б.Я.Рамм, Р.Г.Симоненко, Л.Ф.Шевцова, М.М.Шейнман, Л.Шнипас, И.Б.Ястребов и др.

В союзных республиках, где в силу исторических условий католицизм стал влиятельной конфессией (в Литве, Латвии, Белоруссии, на Украине), в области критического анализа католицизма работает целый ряд других обществоведов.

Для научной критики методологических основ клерикального антикоммунизма весьма важное значение имеют работы по критическому анализу философской доктрины католицизма в целом, а также ее отдельных составных частей: Е.М.Бабосова, Э.Б.Быхов-ского, И.С.Вдовиной, В.И.Гараджи, А.И.Гекова, К.М.Долгова, М.В.Желнова, И.М.Заксаса, Б.Ю.Кузмицкаса, Т.И.Ойзермана, А.А. Радугина, Г.М.Тавризян и других, а также анализ современной философской антропологии, содержащийся в работах Б.Т.Григорья-на, Л.А.Чухиной.

В данном исследовании также учтены достижения советских ученых в области критики антикоммунизма в целом; это работы

B.Д.Гранова, П.С.Гуревича, М.Б.Митина, Е.Д.Модржинской, В.В. Мшвениерадзе, И.Т.Якушевского и других авторов.

Проблемы соотношения религии, идеологии и политики, в том числе вопросы критического анализа клерикального антикоммунизма, рассматривают также зарубежные марксисты как в капиталистических странах - Г.Аптекер - в США, А.Казанова, Л.Сэв -во Франции, Р.Штайгервальд - в ФРГ и др., так и в социалистических странах - Н.Мизов, Р.Радев - в Болгарии, О.Клор, Г.Лют-тер - в ГДР, Я.Гурановский, В.Мыслек, Н.Новачик, Т.Плужань-ский, Д.Танальский, Т.Ярошевский - в Польше, Т.Галечка, И.Ла-мош - в Чехословакии и другие.

Таким образом, имеется немало марксистских работ по католицизму, представляющих собой необходимую базу для дальнейших исследований католицизма в целом и католического клерикального антикоммунизма в частности. Однако остается целый ряд неисследованных или недостаточно исследованных проблем в этой области.

Во-первых, в большей части имеющихся работ по католицизму вопросы клерикального антикоммунизма затрагиваются лишь косвенно. В значительной степени исследованы социально-политические аспекты данной разновидности антикоммунизма и недостаточно освещены ее философско-методологические и мировоззренческие основы. В исследованиях, посвященных социально-политическим концепциям католического клерикального антикоммунизма, нередко остаются невыясненными их философско-методологические и мировоззренческие основы; и, наоборот, многие работы по анализу философии католицизма не имеют достаточного выхода в область идеологической борьбы. Между тем, со времени П Ватиканского собора социально-политические нападки католицизма на коммунизм все чаще заменяются изощренной философско-этической, мировоззренческой его критикой. Поэтому без историко-философского анализа генезиса и эволюции католических философских концепций, без исследования их социальной функции, невозможно адекватно понимать как современную католическую философию, так и идеологию католического клерикального антикоммунизма.

Во-вторых, в последние годы роль религии, в частности, католицизма, в современной идеологической борьбе значительно осложнилась. В социалистических странах подавляющее большинство верующих включилось в строительство нового общественного строя, а вслед за ними и основная часть духовенства перешла на лояльные позиции по отношению к этому строю. Вместе с тем, оживляется деятельность отдельных религиозных экстремистов. Идеологическая и политическая дифференциация среди верующих и духовенства в капиталистических и развивающихся странах привела к появлению общественно-политических течений, в религиозной оболочке выступающих против империализма, монархических и реакционных диктаторских режимов, за мир и социальный прогресс. В свою очередь, относительно прогрессивная направленность этих течений не лишена реакционных, теневых сторон. Для анализа этих явлений весьма важное методологическое значение имеют партийные документы, в том числе материалы ХХУ1 съезда партии, в особенности следующее положение Отчетного доклада Центрального Комитета КПСС: "В некоторых странах Востока за последнее время активно выдвигаются исламские лозунги. Мы, коммунисты, с уважением относимся к религиозным убеждениям людей, исповедующих ислам, как и другие религии. Главное в том, какие цели преследуют силы, провозглашающие те или иные лозунги. Под знаменем ислама может развертываться освободительная борьба. Об этом свидетельствует опыт истории, в том числе и самый недавний. Но он же говорит, что исламскими лозунгами оперирует и реакция, поднимающая контрреволюционные мятежи. Все дело, еледовательно, в том, каково реальное содержание того или иного движения".^ Это положение, вытекающее из фундаментальных принципов марксизма-ленинизма, применимо не только к исламу, но и к другим религиозным конфессиям.

В связи с этим некоторые, ранее установившиеся схемы в нашей литературе, например, тенденция огульного зачисления всего, связанного с религией и церковью, в лагерь реакции, устарели. Необходимо глубже исследовать сложную, противоречивую роль религии и церкви в современной идеологической борьбе, более четко показать, что религиозность сама по себе еще не означает отрицательного отношения к коммунизму. Перед марксистами встает важная задача - помочь верующим трудящимся занять правильные социально-политические позиции в острой и сложной борьбе двух социально-экономических и политических систем, для чего необходимо показать, что клерикальный антикоммунизм служит силам империализма и реакции, наносит вред всем трудящимся, всем прогрессивным силам, независимо от различий в их отношении к религии. Между тем имеющаяся у нас литература по критике клерикального антикоммунизма далеко не всегда отвечает этому требованию.

В-третьих, в условиях коренного изменения соотношения сил на международной арене и происходящих других глубоких социальных сдвигов, философско-мировоззренческие, идеологические и политические концепции клерикального антикоммунизма претерпевают значительную эволюцию. Наряду с еще сохраняющимися консервативными, грубыми клерикальными антикоммунистическими концепциями, примитивными способами и методами религиозного воздействия на народные массы в антикоммунистических целях,

1 Материалы ХХУ1 съезда КПСС.- М., 1981, с.13. все большее распространение приобретают более гибкие концепции, действительная реакционная сущность и социальные функции которых раскрываются значительно труднее.

В-четвертых, заслуживают большего внимания специализированные акции клерикального антикоммунизма, направленные на отдельные регионы нашей страны, в частности, на Литовскую ССР. Особенно мало исследованы механизм и содержание новейших попыток зарубежных антикоммунистических кругов воздействовать на верующих и духовенство Литвы, используя религиозных экстремистов и других отщепенцев внутри нашей страны.

Цели и задачи исследования. В силу вышеизложенных обстоятельств автор в диссертации ставит следующую цель: дать историко-философский анализ генезиса эволюции и нынешних особенностей философско-мировоззренческих концепций современного католического клерикального антикоммунизма, раскрыть их роль в современной идеологической борьбе. Для этой цели ставятся следующие задачи:

- рассмотреть социально-исторические, а также идейные истоки католического клерикального антикоммунизма и его философско-мировоззренческих концепций, основные этапы их эволюции;

- рассмотреть место католического клерикального антикоммунизма в системе современного антикоммунизма, проанализировать его структуру и функции, главное внимание уделяя его фи-лософско-мировоззренческим основам;

- исследовать функционирование католических философско-мировоззренческих концепций в современной идеологической борьбе, проанализировать философские аспекты важнейших направлений антикоммунистических идеологических акций католического клерикализма;

- в данной работе ставится задача дать критический анализ католического клерикального антикоммунизма в контексте социально-политической дифференциации современного католицизма, борьбы обновленцев и консерваторов, с учетом появления левока-толических течений. В связи с этим автор диссертации стремится не только раскрыть новые, более тонкие, косвенные проявления католического клерикального антикоммунизма, но и рассмотреть проблему сотрудничества марксистов и христиан в борьбе за мир и социальный прогресс;

- рассмотреть функционирование католических философско-мировоззренческих концепций в идеологических акциях антикоммунизма, направленных против Литовской ССР;

- обобщая вышеизложенные исследования, ставится задача наметить пути комплексного подхода к проблеме борьбы с идеологическими акциями католического клерикального антикоммунизма.

В частности, исследовать теоретическую и практическую возможности сотрудничества неверующих и верующих, марксистов и католиков в борьбе за мир и социальный прогресс, в том числе и в борьбе с клерикальным антикоммунизмом.

Методологической и теоретической основой исследования является теория марксизма-ленинизма, содержащаяся в произведениях К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина, в документах КПСС и братских коммунистических и рабочих партий, в работах видных деятелей КПСС и Советского государства, советских и зарубежных марксистских исследователей.

Для данной работы (как и для любой другой работы по критическому анализу буржуазной философии и идеологии) особо важное значение имеет творческое применение ленинских методологических принципов критики буржуазной философии, сформулированных в заключении книги "Материализм и эмпириокритицизм'.' Исходя из ленинских методологических принципов, весьма важно определить место католических философско-мировоззренческих концепций в системе современного антикоммунизма, их идейные истоки, социальные корни, связи с другими идейными течениями современности, тенденции эволюции и, конечно, социальные функции. При этом необходимо сопоставить позиции марксистско-ленинской философии с теоретическими концепциями католического клерикального антикоммунизма, чтобы разоблачить извращенные толкования теории и практики научного коммунизма.

В связи с этим необходимо подчеркнуть значимость важнейшего ленинского методологического принципа - принципа партийности в философии и установление в конечном счете связи философского идеализма с интересами определенных классов и сил общества. Этот принцип в полной мере применим и в критическом анализе католического клерикального антикоммунизма, адепты которого сейчас маскируют свои реакционные цели ширмой защиты общечеловеческих, религиозных, нравственных и других духовных ценностей, прав верующих, прикрываются мнимой "равноудален-ностью" от двух основных социально-экономических и политических систем.

В данном исследовании автор опирается на решения ХХУ1 съезда нашей партии, июньского пленума (1983 г.) ЦК КПСС и других форумов Коммунистической партии Советского Союза, а также документы братских коммунистических и рабочих партий.

Автор стремился, в частности, руководствоваться требованием, подчеркнутым на июньском пленуме (1983 г.) ЦК КПСС, что "дискуссии по поводу законов и категорий науки, при всей их значимости, не должны носить самодовлеющего, схоластического характера".^- Поэтому автор не ограничился критическим анали Актуальные вопросы идеологической, массово-политической, зом генезиса, эволюции и содержания теоретических концепций католического клерикального антикоммунизма; он ставил цель также показать их функционирование в современной идеологической борьбе, их практическое использование реакционными силами в антикоммунистических идеологических акциях. В связи с этим в данной работе историко-философский подход в ряде случаев дополнен проблемным анализом. Руководствуясь принципами диалектического и исторического материализма, используется также системный подход, структурно-функциональный анализ и другие методы научного исследования.

Общая характеристика источников. Опираясь на вышеуказанные марксистские источники, автор осуществляет анализ фило-софско-мировоззренческих основ католического клерикального антикоммунизма прежде всего на официальных документах католической церкви (папских энцикликах и других), на работах католических теоретиков, католической печати на литовском, польском, английском, немецком, французском, итальянском языках. Широко использовались энциклики и другие работы Иоанна-Павла П (К.Войтылы), еще мало исследованные марксистскими авторами. Впервые подвергаются марксистскому анализу многие материалы литовской клерикально-националистической эмиграции и католических клерикальных экстремистов в Литве. Частично использованы материалы радиопередач Ватикана на литовском языке и проповеди католических ксендзов в Литве.

Материалы для диссертации почерпнуты не только из библиотек и архивов Литовской ССР и Москвы, но также из библиотек, университетов, советологических центров США во время работы партии. Доклад члена Политбюро ЦК КПСС, Секретаря ЦК КПСС товарища К.Черненко.- Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г.- М.: Политиздат, 1983, с.7. научной командировки автора в эту страну. Определенную пользу для работы над данной темой также принесли дискуссии, проведенные автором во время его пребывания в США с некоторыми американскими католическими теоретиками и представителями литовской эмиграции.

Научная новизна исследования заключается в следующем. Данная диссертация является первым обобщающим историко-философским исследованием философско-мировоззренческих основ католического клерикального антикоммунизма. В работе:

- проанализирована эволюция теоретических концепций католического клерикального антикоммунизма и борьба марксизма с ними, начиная с середины 19 века и до наших дней;

- дан критический анализ философско-мировоззренческих концепций современного католицизма (неотомизма, персонализма и др.), которые используются в качестве теоретического обоснования клерикального антикоммунизма;

- выявлено место католического клерикального антикоммунизма в системе антикоммунизма в целом;

- исследованы структура и особенности функционирования этой разновидности антикоммунизма на современном этапе;

- проанализирована роль философско-мировоззренческих и социально-политических концепций литовской клерикально-националистической эмиграции, а также клерикального экстремизма в Литве в современной идеологической борьбе;

- данное исследование дало возможность уточнить, как в современных условиях действует механизм зарубежной клерикальной пропаганды, направленной против Литовской ССР.

В связи со сказанным на защиту выносятся следующие положения.

1. Клерикальный антикоммунизм - это идеология и политика сил международной реакции, опирающиеся на использование религиозно-церковного комплекса в борьбе с теорией марксизма-ленинизма, международным коммунистическим движением и реальным социализмом. Клерикальный антикоммунизм не является внутренне присущим религии. Однако религия как общественное явление обладает рядом особенностей, способствующих ее использованию в реакционных целях.

2. Наряду с общими чертами, присущими всякой религии, католицизм обладает некоторой спецификой, отражающейся на особенностях католического клерикального антикоммунизма: это крупнейшая религиозная конфессия в мире, отличающаяся строгой церковной дисциплиной и большой централизацией, имеющая всемирный центр - Ватикан, обладающий статусом государства, в современную эпоху тесно связанный с монополистическим капитализмом; эта конфессия имеет детально разработанную не только теологическую, но также философскую, в том числе этическую и социальную доктрины, обладает значительным интеллектуальным потенциалом. В силу этого уже со времени возникновения теории научного коммунизма католицизм стал претендовать на ведущую роль в антикоммунизме. f 3. Клерикальный антикоммунизм, порожденный социальными отношениями капиталистического строя и классовыми интересами эксплуататоров, имеет также теоретические и методологические основы, которыми являются религиозные теологические, философские, особенно этические, и социальные доктрины. Для католического клерикального антикоммунизма, прежде всего для его консервативной, интегристской формы, такой основой является неотомизм. Возрождение в конце XIX в. средневекового учения

Фомы Аквинского, превращение его в официальную церковную доктрину католической церкви и в одно из ведущих течений буржуазной философии первой половины XX века - обусловлено прежде всего реакцией империалистической буржуазии на наступление научного коммунизма.

4. За период с середины XIX века до наших дней католический клерикальный антикоммунизм претерпел значительную эволюцию. Из результатов этой эволюции в контексте нашего исследования особенно необходимо подчеркнуть следующее: в идейно-теоретической структуре католического клерикального антикоммунизма центр тяжести от прямых и грубых его проявлений сместился к опосредованным, более тонким и замаскированным его формам; увеличился удельный вес его философско-мировоззрен-ческого аспекта. Социально-политические вопросы все более включаются в мировоззренческую структуру; католический антикоммунизм упорно проникает в философские, культурологические, этические и другие компоненты мировоззрения.

5. На современном этапе эволюции католического клерикального антикоммунизма, наступившим со времени понтификата Иоанна ХХШ и П Ватиканского собора, выделяются два подэтапа. Первый - понтификаты Иоанна ХХШ, Павла У1 и Иоанна Павла I, в основном совпадающие с периодом разрядки международной напряженности. Для этого подэтапа характерно резкое сокращение влияния грубой, консервативной, интегристской формы католического клерикального антикоммунизма и выход на первый план его более умеренных, модернизированных форм; характерен переход от тактики запретов и анафем в адрес коммунизма к тактике диалога и "новой восточной политики" Ватикана; даже наметилась осторожная тенденция искать место для церкви в социалистической перспективе.

Со временем вступления на папский престол Иоанна Павла П вырисовывается второй подэтап, для которого характерно следующее: заявляя о продолжении курса на "аджорнаменто", одновременно предпринимаются попытки приостановить процесс полевения верующих католиков и предотвратить распространение среди них влияния идей марксизма-ленинизма; перейти в контрнаступление против коммунизма путем усиления идеологической экспансии церкви, а также возбуждения проявлений клерикального экстремизма в социалистическом обществе. Наступление этого подэтапа связано с попытками империалистических кругов капиталистического мира перейти в контрнаступление против коммунизма и с активизацией неоконсерватизма.

6. Сущность идеологического экспансионизма как проявления современного католического антикоммунизма заключается в следующем: католическая церковь предпринимает широкомасштабную попытку инкультур^ ации религии - т.е. распространение ее влияния на самые различные области современного общества и его культуры под предлогом спасения человечества от опасностей, якобы исходящих от всякого рода материализма. Церковь, выступая с универсалистских, христоцентрических и экклезио-центрических позиций как эксперт проблем человека и его защитник, добивается гегемонии в жизни личности и общества. Проявляется своеобразная черта стратегии нынешнего верховного руководства церкви - "неполитически политический" способ его деятельности: церковное руководство, официально заявляя, что церковь стоит вне политики и запрещая левокатолическим священникам участвовать в прогрессивных социально-политических движениях, фактически добивается политических целей, но не столько путем непосредственных политических действий, сколько путем усиления религиозно-нравственного влияния на жизнь общества. Все это направлено на ослабление влияния идей марксизма-ленинизма и руководящей роли марксистской партии в массах, подготавливает почву для активизации антисоциалистических элементов. Это обычно делается под видом "конструктивного" подхода к социалистическому обществу - якобы с целью преодоления нравственных и других извращений.

7. Основными направлениями современных антикоммунистических идеологических акций является религиозно-идеалистическая интерпретация современных проблем человека, гуманизма, свободы, смысла жизни, труда, нравственных и других духовных ценностей. Марксистско-ленинское решение этих проблем, достижения марксистской философии и других общественных наук дают возможность аргументированно опровергнуть антикоммунистические концепции о "тоталитаризме", "бездушности" и "безнравственности" коммунизма, об ущемлении прав верующих при социализме.

8. Католический персонализм и другие философские концепции католического модернизма используются не только для обоснования более конструктивного отношения католицизма к коммунизму, но и для обоснования модернизированных проявлений клерикального антикоммунизма.

9. Империалистические силы в своих планах по проведению антикоммунистических идеологических акций, направленных на отдельные регионы социалистического содружества, значительное место отводят клерикально-националистической эмиграции и клерикальному экстремизму. В системе антикоммунистической пропаганды, направленной на Литовскую ССР, действует механизм в виде своеобразного "треугольника" - Ватикан - литовская клерикальная эмиграция - католическая церковь в Литве, - за которым стоят империалистические круги Запада. Клерикально-националистическая эмиграция используется этими кругами в качестве одного из специализированных отрядов современного антикоммунизма для возбуждения клерикального экстремизма в Литве, чтобы, спекулируя на религиозных и национальных чувствах людей, подтолкнуть верующих (да и неверующих) на конфронтацию с социалистическим строем. При этом для обоснования антикоммунизма используются философско-мировоззренческие концепции, выдвинутые католическими идеологами буржуазной Литвы и современными зарубежными, в том числе эмигрантскими, клерикальными теоретиками. Одним из наиболее используемых такого рода положений является положение о неразрывной связи "литовства" и католицизма.

10. Современный католицизм испытывает воздействие противоположных социальных сил и поэтому в нем происходит дифференциация, затрагивающая и его отношение к коммунизму. Заслуживают положительной оценки и поддержки выступления ряда церковных деятелей за мир. Появление движений левого католицизма, особенно таких как "теология освобождения" и "Христиане за социализм" - наглядный симптом кризиса антикоммунистических установок католической церкви. Вместе с тем нельзя упускать из виду того, что католический модернизм и левый католицизм, в силу их мелкобуржуазной социальной основы и в целом религиозно-идеалистической методологии, не лишены проявлений антикоммунизма. Однако в определенных условиях такие движения могут служить для верующих трудящихся, еще не созревших для полного принятия научного коммунизма, средством включения их в борьбу за мир и социальный прогресс.

II. Результаты этого исследования дают возможность сделать ряд выводов о борьбе с клерикальным антикоммунизмом как комплексной задаче. Эти выводы подробнее изложены в заключении диссертации. Здесь их резюмируем следующим образом. а) В методологическом плане для повышения научной обоснованности и точности критики клерикального антикоммунизма необходимо совершенствовать марксистский методологический инструментарий его критического анализа; в частности, не всегда применимо дихотомическое деление "антикоммунист"-"неанти-коммунист". Следует шире использовать принципы диалектической логики, позволяющей раскрыть противоречивую сущность явлений. б) При анализе современного католического клерикального антикоммунизма следует больше внимания уделять его философ-ско-мировоззренческому аспекту. в) Борьба с клерикальным антикоммунизмом (как и антикоммунизмом вообще) должна быть тесно связана с положительным решением социально-экономических, культурных, воспитательных и других проблем, имеющихся в социалистическом обществе. г) Атеистическое воспитание должно быть направлено не только на то, чтобы верующих сделать неверующими, имеющими последовательное научное мировоззрение и глубокие коммунистические убеждения, но и на то, чтобы не оттолкнуть верующих, не дать возможности антикоммунистам превратить их в цротивни-ков социалистического строя. В связи с этим нужно обеспечить единство формирования научно-материалистических, нравственных, патриотических, интернационалистских взглядов и убеждений; совершенствовать культуру общения неверующих и верующих членов социалистического общества; искать более гибких форм для гражданского и патриотического ориентирования духовенства; смелее ставить и решать вопросы, касающиеся диалога и сотрудничества неверующих и верующих в борьбе за мир и социальный прогресс. Борьба с клерикальным антикоммунизмом - это борьба за верующих трудящихся. Имеются практическая потребность и определенные теоретические предпосылки для положительного решения слоеной задачи - привлечения верующих и даже священнослужителей к борьбе с клерикальным антикоммунизмом и его проявлением - экстремизмом, которые на самом деле наносят вред всем трудящимся, в том числе и верующим.

Практическая значимость и внедрение результатов исследования. Выбор темы диссертации обусловлен ее теоретическим значением и практическими потребностями идеологической работы партии. Одной из предпосылок данного исследования явилось многолетнее участие его автора в научной, а также практической партийной, педагогической и общественной деятельности, связанной с проблемами коммунистического воспитания и идеологической борьбы.

Результаты данного исследования могут быть использованы в научно-исследовательской работе по истории философии, в частности, по истории философской и общественной мысли в Литве, а также в педагогической работе при чтении курсов по истории философии и по критике современной буржуазной философии и идеологии.

Критика важнейших теоретических концепций современного католического клерикального антикоммунизма, содержащаяся в этом исследовании, может быть использована для обогащения теоретического арсенала лекторов, пропагандистов, преподавателей общественных дисциплин и других идеологических работников. Выводы и рекомендации, вытекающие из данного исследования, имеют практическое значение для выработки комплексного подхода к борьбе с идеологическими акциями клерикального антикоммунизма, а также для совершенствования атеистического воспитания как органической части формирования нового человека. Это исследование имеет практическую значимость также и для советских учреждений, в сферу деятельности которых входит обеспечение соблюдения законов о религиозных объединениях, а также контакты с представителями этих объединений.

Внедрение результатов данного исследования проводится в следующих формах. Во-первых, посредством научных, научно-популярных и методических публикаций. Но теме диссертации автором опубликовано свыше 20 работ, общим объемом около 30 авторских листов; в том числе монография: - Гайдис А. Католический клерикальный антикоммунизм (Критический анализ философской и социально-политической проблематики).- Вильнюс: Минтис, 1982.- 311 е., 12,68 а.л.; разделы в двух коллективных монографиях: "Идеологические течения в литовской эмиграции".- Вильнюс: Минтис, 1978.- 424 с. (на лит. яз.; автор или соавтор I, И, 1У, У глав); "Прибалтийская реакционная эмиграция сегодня".- Рига: Зинатме, 1979.- 236 с. (соавтор I гл.). Литовское республиканское правление общества "Знание" опубликовало методическую разработку для лекторов "Эволюция католического клерикального антикоммунизма".- Вильнюс: Жиния, 1981, 1,75 а.л., на лит.яз.

Автором диссертации написаны разделы для двух учебных пособий: для книги "Этика" - для ее первого издания (Вильнюс: Минтис, 1974) раздел "Мораль и религия" (с.85-96) и для 2-го издания (Вильнюс: Минтис, 1974) - раздел "Кризис современной буржуазной нравственности" (с.75-80). Для книги "Советская Литва в семье братских народов. Материалы для факультативных занятий в средних общеобразовательных, профессионально-технических и специальных средних школах" (Каунас: Швиеса, 1982, 230 с., 2-е издание - 1983) написан раздел "Реакционная роль церкви в истории литовского народа" (с.208-218).

По материалам диссертации ее автором опубликован целый ряд статей в республиканской печати; два цикла статей ('Рели

V. гия в современном мире - в 1976 г. и "Что такое клерикальный экстремизм" - в 1983 г.) через республиканское телеграфное агентство "Эльта" опубликованы в большинстве городских и районных газет Литовской ССР.

Второй путь внедрения результатов исследования - докладные записки для директивных органов. Автор диссертации, в частности, представил материалы об идеологической активности современного католицизма в Институт научного атеизма Академии общественных наук при ЦК КПСС, представлен ряд докладных записок в ЦК КП Литвы.

Третий путь внедрения результатов - это непосредственная практическая пропагандистская работа: результаты исследования используются при чтении курса лекций по проблемам идеологической борьбы в Вечернем университете марксизма-ленинизма при ЦК КП Литвы, в лекциях для слушателей республиканской школы атеизма, в докладах на многих семинарах, теоретических и научно-практических конференциях в городах и районах Литовской ССР, а также при подготовке идеологических вопросов для обсуждения их городскими и районными комитетами компартии Литвы. По проблематике диссертации ее автор многократно выступал по республиканскому радио и телевидению.

Апробация работы. Основные положения диссертации изложены в докладе автора на методологическом семинаре Института философии, социологии и права АН Литовской ССР в 1981 г. Текст диссертации обсужден на совместном научном семинаре философских отделов того же института 12 и 17 января 1983 г. Основные положения диссертации излагались ее автором на ряде союзных, межреспубликанских и республиканских научных конференций в Москве, Вильнюсе, Риге, Бресте. На публикации по теме диссертации даны положительные рецензии в республиканской и союзной печати. В частности, монография "Католический клерикальный антикоммунизм" получила положительную оценку в обзоре атеистической литературы, помещенном в газете "Правда" за 15 мая 1983 г.1

За книгу "Этика" (Вильнюс, Минтис, 1974) автору диссертации вместе со всем авторским коллективом данной книги присуждена премия Ленинского комсомола республики.

Структура работы. Диссертация написана на 379 машинописных страницах, состоит из введения, четырех глав и заключения, к диссертации приложены примечания, а также список использованных источников и литературы, содержащий 440 позиций.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Критический анализ философско-мировоззренческих основ католического клерикального антикоммунизма"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрение генезиса, эволюции и современных особенностей философско-мировоззренческих основ католического клерикального антикоммунизма, анализ их роли в современной идеологической борьбе приводят к следующим выводам:

I, Католический клерикальный антикоммунизм возник в середине 19 века как реакция клерикальных кругов, выражающих интересы эксплуататорских классов, на возникновение теории научного коммунизма и зарождение рабочего движения. С тех пор католический клерикальный антикоммунизм претерпел значительную эволюцию.

Первый период его эволюции (с возникновения теории научного коммунизма в середине 19 в. и до первой пролетарской революции - Парижской коммуны 1871 г.) характерен тем, что католическая церковь, выступая еще с профеодальных позиций, осуждала коммунизм наряду с различными концепциями и движениями буржуазно-демократического, либерального характера. В качестве идейно-теоретической основы борьбы с коммунизмом в этот период использовалось идейно-теоретическое наследие, накопленное католицизмом в борьбе с ересями, реформацией и особенно с французской буржуазной революцией конца 18 в., с буржуазным либерализмом и атеизмом.

П. Философско-мировоззренческие основы интегристской формы католического клерикального антикоммунизма были заложены на втором этапе его эволюции (после Парижской коммуны и до Великой Октябрьской социалистической революции), в основном в период понтификата папы Льва ХШ. Эти основы складывались в эпоху перехода капитализма в свою высшую и последнюю стадию -империализм, в эпоху распространения международного рабочего движения, начала пролетарских революций. Уже ранее наметившееся сближение католицизма с буржуазией привело к фактическому их союзу. В этих условиях возрождение и осовременивание фило-софско-теологической доктрины Фомы Аквинского, разработка на ее основе социального учения католицизма цриобрели ярко выраженную антикоммунистическую направленность.

Ш. Дальнейшая разработка философско-мировоззренческих основ католического клерикального антикоммунизма и их практическое применение шли на третьем этапе его эволюции, продолжавшемся с победы Великой Октябрьской социалистической революции и основания первого социалистического государства в мире до победы социалистических революций в ряде других стран и образования мировой системы социализма. Главная особенность католического клерикального антикоммунизма (и антикоммунизма в целом) на этом этапе заключается в том, что он ведет борьбу не только с теорией марксизма-ленинизма и международным коммунистическим и рабочим движением, но и с реальным социализмом в лице первого социалистического государства - СССР. На этом этапе стратегической целью международного антикоммунизма является ликвидация коммунизма при помощи грубой силы - военной агрессии, экономической блокады, подрывных диверсий, все это поддерживая грубыми антикоммунистическими идеологическими акциями.

Всему этому соответствовали и философско-мировоззренчес-кие основы католического клерикального антикоммунизма, которые составляли философско-теологическая доктрина неотомизма, особенно социальная доктрина католицизма. Эти доктрины выполняли следующие антикоммунистические функции. Неотомистская философия, в том числе онтология и эпистемология, исходя из религиозно-идеалистического решения основного вопроса философии и метафизического подхода к явлениям действительности, выполнит роль общей методологической основы католического клерикального антикоммунизма. Категориальный аппарат и основные положения этой философской и теологической доктрины явно или скрыто лежат в основе официальных документов, осуждающих коммунизм, а также в основе работ католических "критиков" философской основы марксизма-ленинизма, диалектического и исторического материализма. Клерикальные "критики" марксизма пропускают его положения через сетку понятий томистской философии и теологии, тем самым препарируя их, изобретая их мнимую "логическую противоречивость" и "несоответствие фактам действительности". Томистская метафизическая картина бытия, построенная по принципу иерархии и субординации, фантастическим образом отражающая расслоение классового общества, в свою очередь, придает этому расслоению вечный, якобы самим основам бытия присущий неизменный характер, С этих позиций интегристский клерикальный антикоммунизм делает нападки на революционную теорию и практику марксизма-ленинизма, который, якобы, покушается на установленный богом и вписанный им в природу мира и человека вечный, неизменный порядок. Отсюда выводится, с одной стороны, апологетика эксплуататорского строя, якобы соответствующего вечной; неизменной природе всего мира, в том числе человека, с другой стороны, ведутся нападки на коммунизм, который рассматривался как аномалия в истории человечества и осуждался самым безоговорочным способом. Для этих целей подключались теория естественного права, этическое и особенно социальное учение католицизма. Из религиозно-идеалистической методологии следовали концепции "атеистического коммунизма" и "политического атеизма", объявление коммунизма "сатанической религией" дискредитация социалистического принципа коллективизма, вульгарно-этическая трактовка материализма, отождествление атеизма и коммунизма с безнравственностью и другие.

Одновременно философско-мировоззренческие основы католического клерикального антикоммунизма, особенно его этическое и социальное учение выполняют функцию "альтернативы" капиталистическому и социалистическому путям социального развития; признавая и осуждая некоторые пороки капитализма, католическая социальная доктрина предлагала "исправления" эксплуататрского общественного устройства с целью отвлечения трудящихся от революционной борьбы за социализм.

1У. После образования мировой системы социализма начался четвертый,'современный этап католического клерикального антикоммунизма - период его кризиса и попыток найти выход из этого кризиса. Томистская неподвижная религиозно-идеалистическая картина мира и в соответствии с ней построенная социальная доктрина католицизма, явно выражающая интересы эксплуататрских классов, оказалась не в состоянии задержать распространение идей марксизма-ленинизма. Поэтому сторонники курса на "аджор-наменто", пришедшие к руководству церкви и проводя коррективы ее социально-политических ориентаций, стали брать на вооружение идеи современного католического модернизма - тейярдизма, религиозного экзистенциализма, персонализма. Особенно идеи персонализма оказали значительное влияние на решения П Ватиканского собора и послесоборную эволюцию католицизма: они способствовали обоснованию более положительного отношения католицизма к труду и преобразованию мира; декларированию автономии государства, политики, культуры и других общественных институтов по отношению к религии и церкви; признанию свободы совести, а также гражданской терпимости по отношению к некатолической мысли и атеизму. Тем самым эти идеи стали методологической и теоретической основой для сдвигов отношения католической церкви к коммунизму.

У. В четвертом этапе эволюции католического клерикального антикоммунизма выделяются два подэтапа. Для первого из них, в основном совпадающего с периодом разрядки международной напряженности и охватывающего понтификаты Иоанна ХХШ, Павла У1 и Иоанна Павла I, характерно: резкое сокращение влияния грубой, интегристской формы католического клерикального антикоммунизма и выход на первый план его более умеренных, модернизированных форм; переход от тактики запретов и проклятий коммунизма к тактике диалога с ним, "новая восточная политика" Ватикана; наметились признаки поисков для церкви места в социалистической перспективе*;

В условиях активизации неоконсерватизма в буржуазных странах и усиления попыток империалистических кругов торпедировать разрядку международной напряженности на современном этапе католического клерикального антикоммунизма наметился второй подэтап, для которого характерно следующее: высшее руководство церкви, декларируя продолжение курса на "аджорна-менто", выступая с позиций религиозного пацифизма, вместе с тем усиливает попытки приостановить распространение марксистских идеи, помешать включению верующих в прогрессивные социально-политические движения, предпринимаются попытки перейти в контрнаступление против коммунизма путем усиления идеологической экспансии католицизма, а также возбуждения проявлений клерикального экстремизма в социалистическом обществе.

У1. В обосновании идеологической экспансии современного католицизма ведущую роль играет концепция личности католического персонализма. Согласно этой концепции сущность человеческой личности заключается в духовном, трансцендентном; личностным прообразом, идеалом совершенства и этическим законодателем для человека является Иисус Христос, аутентичным интерпретатором учения которого является католическая церковь. Отсюда вытекает христоцентрический и экклезиоцентрический подход католической церкви к самым различным проблемам, при помощи которого католические идеологи стремятся обеспечить духовную гегемонию церкви в жизни личности, а через нее - и в обществе.

Проявляется своеобразный "неполитически-политический" образ деятельности католической церкви и "конструктивно-деструктивный" ее подход к социализму, которые заключаются в следующем: клерикальные круги добиваются политических целей не столь путем непосредственных политических действий, а главным образом путем развертывания идеологической экспансии церкви, добиваясь ее духовной гегемонии в жизни личности и общества. Внешне речь идет об евангелизации общества, о распространении и защите ценностей религии, нравственности, гуманизма, культуры. Фактически же этим ценностям дается не просто религиозно-идеалистическая мировоззренческая трактовка, но и определенное идеологическое содержание; под видом критики обеих социальных систем современности тонко защищаются основы эксплуататорского общества. Адепты современного католического клерикального антикоммунизма обычно выступают не прямо против социалистического строя, а якобы против имеющихся в нем недостатков, с целью их преодоления и защиты личности. Фактически же путем идеологической экспансии, пытаясь ослабить руководящую роль марксистско-ленинской партии и влияние социалистической идеологии, они готовят почву для активизации антисоциалистических элементов, для "демонтажа" реального социализма. При появлении подрывной деятельности антисоциалистических элементов церковное руководство сейчас, как правило, внешне претендует занять позицию "посредника", "арбитра" между руководящими органами социалистического общества и антисоциалистическими элементами, эту позицию используя для укрепления влияния церкви и фактически для облегчения подрывной антикоммунистической деятельности. При этом церковники довольно умело спекулируют на сложных проблемах современного мира - на определенных отрицательных последствиях научно-технической революции, угрозе ядерной войны, экономических проблемах, противоречиях социального развития, актуальных нравственных проблемах; для клерикального антикоммунизма весьма желательной находкой являются некоторые трудности, а иногда и ошибки в строительстве социализма и коммунизма.

УЛ. В теоретическом арсенале современных католических идеологов концепции теологического и религиозно-философского характера переплетаются с идеями других современных буржуазных идеологических доктрин: технологического детерминизма, единого индустриального общества, тоталитаризма, защиты прав человека и других. Исходя из них, католические теоретики стирают коренные различия между капитализмом и социализмом, пороки капитализма приписывают социализму. Предпринимаются попытки перехватить ряд положений марксизма и завоеваний реального социализма, дать им религиозную интерпретацию и направить их против марксизма и реального социализма.

УШ. Весьма сложное явление в контексте нашего исследования представляют собой левокатолические идейные течения и движения - католический персонализм, "теология освобождения", "Христиане за социализм" и другие. Эти довольно разнородные движения представляют собой продукт кризиса капиталистического эксплуататорского строя и его защищающей официальной церкви; это - яркое проявление кризиса антикоммунизма: часть католического духовенства и католиков-мирян, тесно связанная с народом, разочаровавшись в политике церковной иерархии и в буржуазной демократии, убедившись в невозможности решить острые социальные проблемы при помощи традиционной католической социальной доктрины - прибегают к помощи некоторых марксистских идей (классовой борьбы, социальной революции, коренного преобразования общества на социалистических началах) в качестве инструмента для объяснения и преобразования окружающей их действительности. Эти движения в конфронтации "коммунизм - антикоммунизм" играют противоречивую роль. Они в определенной мере помогают верующим трудящимся (особенно в Латинской Америке и в некоторых других развивающихся странах, частично в Западной и Южной Европе), еще несозревшим для полного принятия теории марксизма-ленинизма, усвоить некоторые марксистские идеи и приобщиться к борьбе за социальный прогресс.

Вместе с тем мелкобуржуазная социальная основа и в целом религиозно-идеалистический подход к общественным явлениям не дают возможности левокатолическим движениям занять последовательно прогрессивные социально-политические и идеологические позиции. В этих движениях происходит дифференциация,- одни их участники приближаются к научному социализму, другие - поддаются антикоммунистическому влиянию и становятся глашатаями антикоммунистических концепций; так случилось с рядом католических персоналистов.

Одна из характерных особенностей проявлений антикоммунизма в левокатолической среде - это его связь с ревизионизмом (частично эта связь наблюдается и у идеологов официального католицизма). Левокатолические концепции и движения (зачастую вопреки добрым намерениям его участников) в определенных условиях играют роль"альтернативы" коммунистическому движению и теории научного социализма; более гибкими антикоммунистами они используются в целях "демонтажа" научного коммунизма (признавая марксистскую критику капитализма и идею социалистического переустройства общества, отбросить философскую основу теории научного коммунизма - диалектический материализм). Поэтому в отношении левокатолических движений со стороны марксистов необходимо гибкое и вместе с тем принципиальное отношение,- бороться за единство действий и союз в антиимпериалистической борьбе не поступаясь принципами марксистско-ленинского мировоззрения и социалистической идеологии.

IX. В идеологических акциях современного католического клерикального антикоммунизма в целом и в этих акциях, направленных против Литовской ССР, можно выделить следующие главные направления.

I. Антиатеизм как проявление клерикального антикоммунизма, т.е. попытки путем дискредитации атеизма тем самым дискредитировать теорию и практику научного коммунизма; отрицание научного характера марксистско-ленинского атеизма и его позитивного, гуманистического содержания, изображение атеизма как явления, чуждого истории литовской культуры, абсолютизация роли атеизма в теории и практике научного коммунизма, извращенное толкование процесса секуляризации социалистического общества, измышления о преследованиях религии и ущемлении прав верующих, возбуждение клерикального экстремизма как проявления антикоммунизма,

2, Своеобразная "этизация" католического клерикального антикоммунизма: использование религиозной нравственно-этической, философско-антропологической, гуманистической проблематики как средства идеологических акций, при этом подхватывая и тенденциозно интерпретируя "пробелы", имеющиеся в марксистских исследованиях по этим проблемам. Тем самым антиатеистические, антимарксистские, антикоммунистические акции клерикальными пропагандистами изображаются как борьба за человека, за его духовные ценности. При этом клерикальный антикоммунизм ловко манипулирует иллюзорно-компенсаторской, утешительной и другими функциями религии, спекулирует на том, что религия в фантастической форме отражает реальные проблемы личности и общества, создает видимость их решения, которое на самом деле является иллюзорным. В этом кроется причина того, что при довольно явной гносеологической несостоятельности религиозных социальных мифов они еще сохраняют определенную функциональность.

3. Спекуляция по национальному вопросу: взаимопроникновение и взаимоподдержка клерикализма и национализма, спекуляции на религиозных чувствах верующих и национальных чувствах представителей определенных наций, тенденциозное толкование относительной моноконфессиональности отдельных наций (в частности, литовцев), неисторическая, идеалистическая трактовка роли католицизма в развитии национальной культуры, противопоставление литовцев-католиков, поляков-католиков и т.д. другим социалистическим нациям, объявление католицизма спасителем этих наций от якобы им угрожающих опасностях при социализме - все это направлено против принципов социалистического интернационализма и дружбы социалистических наций.

X. Таким образом в структуре современного католического клерикального антикоммунизма увеличился удельный вес и значимость его философско-мировоззренческого компонента. Социально-политические проблемы в современном католическом клерикальном антикоммунизме все более включаются в его философско- мировоззренческую структуру. Преобладающий путь клерикальных нападков на теорию и практику социализма сейчас обычно идет через философско-мировоззренческие проблемы. Этот сдвиг в структуре католического клерикального антикоммунизма позволяет больше замаскировать его реакционную классовую сущность, создавать видимость, что нападки на коммунизм ведутся не из эксплуататорских классовых позиций, а из "общечеловеческих", универсалистских позиций борцов за высокие религиозные, нравственные, национальные и другие духовные ценности против "бездушного" материализма и атеизма. Кроме того, философско-мировоззренческий компонент клерикального антикоммунизма более устойчив по сравнению с его непосредственно социально-политическим аспектом.

XI. Учитывая изложенные обстоятельства, борьба с католическим клерикальным антикоммунизмом является многосторонней, комплексной задачей, охватывающей научно-исследовательский, идеолого-воспитательный, социально-экономический, юридический и другие аспекты.

I. Одной из важнейших предпосылок аргументированной критики католического клерикального антикоммунизма и его философско-мировоззренческих основ является дальнейшее творческое развитие марксистско-ленинской философии, особенно тех областей и проблем философского знания, которые стали объектом острой идеологической борьбы: разработка философских проблем человека, теории марксистского гуманизма, соотношения развитого социалистического общества и личности в условиях НТР, диалектико-материалистической концепции свободы и прав человека, развитие марксистско-ленинской этики, научного атеизма, разработка его позитивного содержания и выявление гуманистической ценности. На основе позитивной разработки соответствующих проблем с позиций марксизма-ленинизма целесообразно провести критический анализ эволюции социальной доктрины, в том числе философии и теологии труда, этического учения, философской антропологии, тео-центрического гуманизма, теории культуры современного католицизма и роли этих учений в современной идеологической борьбе; весьма актуальными являются основательные исследования фшю-совских и социально-политических взглядов К.Войтылы (Иоанна Павла П). Следует продолжить исследование таких проявлений католического клерикального антикоммунизма, как идеологическая экспансия современного католицизма и клерикальный экстремизм.

Целесообразно продолжить углубленные исследования модернистских и левокатолических философско-мировоззренческих концепций католицизма и их роли в современной идеологической борьбе.

В связи с 600-летием введения христианства в Литве (1987 г.) и по этому поводу намечающейся эскалации клерикально-националистической пропаганды, целесообразно более эффективно использовать большие возможности для отпора этим концепциям, которые дает история Литвы и история общественно-философской мысли в Литве; в частности, необходимы углубленные марксистские исследования социальной роли католицизма в Литве, традиций критики религии, развития свободомыслия и атеизма как важного, неотъемлемого компонента духовной культуры литовского народа.

Большую актуальность приобрели исследования проблем диалога и сотрудничества марксистов и христиан, неверующих и верующих за мир и социальный прогресс, в частности, необходим философский анализ самого понятия "диалог", а также исследование опыта отношений братских коммунистических и рабочих партий и социалистических государств к религии, церкви и верующим; следует глубже исследовать и освещать социально-политическую дифференциацию католического духовенства в прошлом и в настоящем, в международных масштабах и в Литве, научно исследовать и использовать в идеологической работе теоретическое наследие католических модернистов Литвы 1-ой половины XX столетия, их критику клерикализма; лучше изучить факты антифашистской, гуманистической деятельности части духовенства во время гитлеровской оккупации, трезвые позиции некоторых священнослужителей в период острой классовой борьбы в Литве после П мировой войны; издать отдельным сборником выступления лояльных священников Литовской ССР в советской и зарубежной печати, радиопередачах, в которых отстаивается дело мира и разоблачаются измышления антикоммунистической пропаганды.

2. Важнейшим фактором борьбы с клерикальным антикоммунизмом является углубление процесса секуляризации социалистического общества. Секуляризация важна в данном аспекте не только в смысле конечного ее результата - формирования убежденных атеистов марксистов-ленинцев, которые уже не могут подпасть под влияние церковников и клерикальных антикоммунистов. Процесс секуляризации имеет важное значение и своими "промежуточными" результатами: высвобождение одной за другой различных областей сознания верующих из под влияния религии сужает возможности клерикального антикоммунизма манипулировать этим сознанием.

В связи с этим важные задачи встают перед атеистическим воспитанием трудящихся как составной частью идеологической работы. Наряду с проблемами, которые довольно широко обсуждаются в нашей литературе, но все еще нуждаются в дальнейшей разработке (повышение теоретического уровня, культуры и эффективности атеистического воспитания, подготовки квалифицированных атеистических кадров, повышение авторитета научного атеизма и др.) на наш взгляд необходимо обратить внимание на то, чтобы атеистическая работа не отталкивала верующих и духовенство от социализма, а наоборот, помогала бы их вовлечению в строительство социализма и коммунизма, способствовала бы их привлечению к борьбе с клерикальным экстремизмом и другими проявлениями клерикального антикоммунизма. Это довольно сложная задача. Но имеются теоретические и практические предпосылки для ее решения.

Это прежде всего фундаментальное положение марксистской философии об определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию, из которого следует, что единство мнений и действий трудящихся в борьбе за решение насущных социальных проблем важнее, чем единство или различие их мнений по религиозным вопросам.

Это марксистско-ленинская теория сущности религии, принцшш отношения коммунистической партии и социалистического государства к религии, церкви и верующим, В частности, в работах В.И.Ленина дан непревзойденный образец диалектического сочетания последовательной атеистической принципиальности с глубоким уважением к верующим, с обоснованием возможности и необходимости совместной революционной борьбы неверующих и верующих за социализм.

К этому выводу подводит также анализ сущности, структуры и эволюции католического клерикального антикоммунизма, прежде всего - его философско-мировоззренческих основ: клерикальный антикоммунизм - не тождественен с религией, а является использованием религии в реакционных целях, для борьбы с коммунизмом; религия как общественный феномен дает реальную возможность ее использования в реакционных антикоммунистических целях; однако эта возможность превращается в действительность не сама собой, а под воздействием целого ряда объективных и субъективных факторов; непосредственную философско-мировоззренческую основу клерикального антикоммунизма составляют философско-тео-логические доктрины, особенно социальная доктрина католицизма, которые разработаны религиозными идеологами, выражающими интересы эксплуататорских классов, уже в эпоху капитализма, главным образом - империализма; эти доктрины построены на тенденциозной классовой интерпретации положений католической религии, но относятся не к ее основному содержанию, а составляют как бы верхний пласт всего комплекса религиозного сознания; поэтому верующий и не порвав с религиозной верой может отвергнуть клерикальный антикоммунизм, может стать сторонником и участником строительства социализма и коммунизма. Другое дело, что религиозное мировоззрение мешает последовательному усвоению теории научного коммунизма и оставляет лазейки для проникновения чуждых коммунизму идейных влияний.

Таким образом, анализ соотношения религии (в данном случае - католической) с идеологией и политикой антикоммунизма открывает возможность отграничить религию от реакционной идеологии и политики. Для реализации этой возможности наряду с другими мерами необходима продуманная система гражданского и патриотического воспитания верующих и духовенства. В этой области в нашей стране накоплен определенный опыт относительно православной церкви, частично и других конфессий. В Литовской ССР накоплен некоторый опыт по работе с католическим духовенством. Однако эта работа имеет свою специфику, которая еще мало исследована.

3. Перед идеологическими и административными органами встают ответственные задачи по борьбе с клерикальным экстремизмом. В рамках марксистско-ленинских принципов отношения коммунистической партии и социалистического государства к религии и церкви следует продуманно поддерживать лояльное духовенство, способствовать повышению здоровой инициативы и влияния лояльных священников среди духовенства.

4. С другой стороны, целесообразно шире и убедительнее показать, что деятельность клерикальных экстремистов наносит вред самой церкви и верующим; добиваться идеологической изоляции экстремистов от основной части духовенства и верующих; к злостным нарушителям советских законов о религиозных объединениях следует в полной мере применить силу закона; вместе с тем решительно пресекать всякие проявления беззакония к верующим, духовенству, помещениям и предметам религиозного культа, широко информируя общественность о принятых мерах.

5, В современных условиях обостряющейся идеологической борьбы, бурного прогресса средств сообщения и массовой информации, роста международных контактов в борьбе с антикоммунизмом, в том числе и клерикальным, следует усилить работу по формированию у советских людей идеологического иммунитета к враждебной пропаганде, разработать научно обоснованную систему контрпропаганды, повысить ее качество, особое внимание уделяя ее позитивному содержанию, аргументированности, наступа-тельности, оперативности. Наша контрпропаганда должна навязывать бой антикоммунизму на выгодных нам позициях, стремиться предвидеть предстоящие ходы клерикальной и другой антикоммунистической пропаганды, принять соответствующие цревентивные меры. 6. Главный залог борьбы с антикоммунизмом - в том числе клерикальным - это преимущества социалистического строя перед капитализмом, наши достижения во всех областях общественной жизни. И, наоборот, ничто так не помогает антикоммунизму, как наши недостатки и ошибки. Поэтому борьба с антикоммунизмом не должна ограничиться лишь теоретическими опровержениями антикоммунистических концепций, лишь пропагандой и контрпропагандой, а должна быть теснейшим образом связана с решением социально-экономических, культурных, политических задач, встающих перед социалистическим обществом. Так, успешное решение продовольственной программы будет означать также удар по антикоммунизму. Действенность нашей борьбы с преступностью, с нарушениями принципов коммунистической нравственности, особенно борьбы с алкоголизмом, борьба за крепкую советскую семью -это непременные предпосылки борьбы с идеологическими и психологическими акциями католического клерикального антикоммунизма. В этих и в других областях борьбы с социальным, особенно нравственным злом, коммунисты, комсомольцы, советская интеллигенция, советские активисты должны держать инициативу в своих руках.

Такой комплексный подход к данной проблеме призван привлечь к борьбе с проявлениями католического клерикального антикоммунизма (как составной части антикоммунизма в целом) широкие круги людей доброй воли, не только атеистов, но и верующих, способствовать их сплочению в борьбе за мир и социальный прогресс.

 

Список научной литературыГайдис, Антанас Антанович, диссертация по теме "История философии"

1. Произведения основоположников марксизма-ленинизма

2. Маркс К. К критике гегелевской философии права,- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.1, с.219-368.

3. Маркс К. Тезисы о Фейербахе,- Маркс К., Энгельс Ф., 2-е изд., т.З, с.1-4.

4. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Том I, Людвиг Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений.- Соч. 2-е изд., т.З, с.15-78.

5. Маркс К. Нищета философии.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.4, с.65-185.

6. Маркс К. Коммунизм газеты "Rheinischer Beobachter", -Маркс К., Энгельс Ф., Соч. 2-е изд., т.4, с.194-207.

7. Маркс К. Восемнадцатое брюммера Луи Бонопарта.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.8, с.115-217.

8. Маркс К. Критика Готской программы.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.19, с.9-32.

9. Маркс К. Капитал: Критика политической экономии, т.1.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.23, с.194.

10. Маркс К. Капитал, т.З.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.25, ч.2, с.380-381.

11. Маркс Зигфриду Мейеру.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.31, с.453-455.

12. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.42, с.41-174.

13. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической Партии.-Соч., 2-е изд., т.4, с.419-459.

14. Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.7, с.343-437.

15. Энгельс Ф. Анти-Дюринг,- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.20, с.5-326.

16. Энгельс Ф. Книга откровения.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.21, с.7-13.

17. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.21,с.269-317.

18. Энгельс Ф. К истории первоначального христианства.- Маркс К. Энгельс Ф., Соч. 2-е изд., т.22, с.465-497.

19. Энгельс Ф. Диалектика природы.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.20, с.343-629.

20. Энгельс Ф. Письмо Йозефу Блоху в Кенигсберг.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.37, с.393-397.

21. Ленин В.И. Социализм и религия.- Полн. собр. соч., т.12, с.142-147.

22. Ленин В.И. Классы и партии в их отношении к религии и церкви.- Полн. собр. соч., т.17, с.429-438.

23. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм.- Полн. собр. соч., т.18, с,7-384.

24. Ленин В.И. Конспект книги Гегеля "Лекции по истории философии".- Полн. собр. соч., т.29, с.279-290.

25. Ленин В.И. Проект программы РКП(б).- Полн. собр. соч., т.38, с.81-124.

26. Документы КПСС и советского государства

27. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. Постановление Пленума ЦК КПСС, 15 июня 1983 г.- Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г.- М.: Политиздат, 1983, с.67-80.

28. Материалы ХХУ съезда КПСС.- М.: Политиздат, 1976.- 255 с.

29. Материалы ХШ съезда КПСС.- М.: Политиздат, 1981.- 223 с.

30. Материалы ХУШ съезда Коммунистической партии Литвы.-Вильнюс: Минтис, 1981.- 199 с.29. 0 60-й годовщине образования Союза Советских Социалистических республик: Постановление ЦК КПСС от 19 февраля 1982 г.-М.: Политиздат, 1982.- 31 с.

31. Программа Коммунистической партии Советского Союза.- М.: Политиздат, 1976.- 136 с.

32. Работы руководящих деятелей КПСС и Советскогоправительства

33. Андропов Ю.В. Избранные речи и статьи, 2-ое изд.- М.: Политиздат, 1983.- 320 с.

34. Андропов Ю.В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР.- М.: Политиздат, 1983.31 с.

35. Андропов Ю.В. Речь на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС (Речь Генерального Секретаря ЦК КПСС товарища Андропова).-Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС (14-15 июня 1983 г.).- М.: Политиздат, 1983, с.5-26,

36. Андропов Ю.В. Выступление на встрече с ветеранами партии.-Всегда в строю! Встреча в ЦК КПСС с ветеранами партии. 15 августа 1983 г.- М.: Политиздат, 1983, с.6-15.

37. Брежнев Л.И. Ленинским курсом. Речи и статьи, т.5.- М., Политиздат, 1976, с.81.

38. Черненко К.У. Избранные речи и статьи.- М.: Политиздат, 1981.- 679 с.

39. Snieckus A. Su Lenino veliava, V.: Mintis, 1977; t.l.-438 p.; t. 2. - 454 p.

40. Документы и работы руководящих деятелей международного коммунистического и рабочего движения

41. За мир, безопасность, сотрудничество и социальный прогресс в Европе. К итогам Конференции коммунистических и рабочих партий в Европе (Берлин, 29-30 июня 1976 г.): Сборник статей. М.: Политиздат, 1976.- 48 с.

42. Коммунистический Интернационал в документах.- М.: Политиздат, 1975, с.7.

43. Международное совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы.- Москва, 5-17 июня 1963 г. М., 1969, с.309-310.

44. Кастро Ф. Христиане в революционной борьбе.- Зарубежные марксисты о религии и церкви.- М.: Политиздат, 1975, с.60-65.39.