автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему: Культурно-философская сущность музея, как ценности социального бытия
Полный текст автореферата диссертации по теме "Культурно-философская сущность музея, как ценности социального бытия"
На правах рукописи
Ч-
РЕЗНИК Ирина Ивановна
КУЛЬТУРНО-ФИЛОСОФСКАЯ СУЩНОСТЬ МУЗЕЯ, КАК ЦЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО БЫТИЯ
Специальность: 24.00.01.-теория и история культуры (философские науки)
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук
- 7 ОКТ 2015
Омск 2015
005563032
Диссертация выполнена в ФГБОУ ВПО «Омский государственный университет путей сообщения
Научный руководитель: Купарашвили Мзия Джемаловна
доктор философских наук, профессор
Официальные оппоненты: Дмитриева Лариса Михайловна
доктор философских наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Омский государственный технический университет», заведующий кафедры дизайна и технологий медиаиндустрии
Лукьянова Наталия Александровна
доктор философских наук, доцент, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет»,
заместитель директора института социально-гуманитарных технологий по научной работе
Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Омский государственный
аграрный университет им. П. А. Столыпина»
Защита состоится 24 ноября 2015 г. в 12-15 часов на заседании диссертационного совета Д 212.274.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, созданного на базе ФГБОУ ВО «Тюменский государственный университет» (625003, г. Тюмень, ул. Республики 9, ауд.211).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке и на сайте Тюменского государственного университета http://d21227402.utmn.ru/defenses
Автореферат разослан » сентября 2015 г.
Учёный секретарь диссертационного совета, кандидат философских наук, доцент
А. И. Павловский
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования. В настоящее время, когда российское общество переживает период становления новых ориентиров, в условиях роста процесса глобализации, связанного с серьезными проблемами, выраженными безработицей, имущественной поляризацией, и, как следствие, чётко выраженном пессимистическом настрое большинства граждан, пребывающих в поисках социальной стабильности, наблюдается процесс этического релятивизма, уничтожающего все нравственные мерила, когда различие между добром и злом становится относительным. Техногенной цивилизации присущ тип развития, цель которого - накапливание материальных благ, богатств, и только на этой основе решение человеческих проблем, в том числе социальных и культурных. В наше кризисное время, в ситуации обесценивания культурных, этических норм и ценностей, нарушения преемственности между поколениями, постепенного разрушения передачи культурных традиций от отцов к детям особенно актуально социально-философское осмысление настоящего, прошлого и возможных прогнозов будущего. Насущно необходимыми становятся новые попытки дать ответы на вечные нравственные вопросы: о смысле явления человека в мир, о высшей цели его существования и деятельности, как полноценного, самостоятельного, самодостаточного члена общества.
В качестве одного из механизмов противостояния распаду общества современные мыслители все чаще рассматривают музей, выполняющий миссию удержания непреходящих ценностей предшествующих этапов развития и подчёркивающий значение этого наследия для поддержания преемственности, а значит, непрерывности культуры.
Музей, как социокультурный институт, неразрывно связанный с жизнью общества и его культурой, сам являющийся частью культуры своего времени, призван служить межкультурному взаимодействию, информационному обмену между поколениями, этносами, возрастными, профессиональными и иными субкультурами. Н. Ф. Фёдоров предрекал музею быть «средоточием всех народов». Диалог культур поможет ощутить величину и разнообразие духовного богатства, созданного на протяжении тысячелетий, что позволит каждому человеку раскрыть творческий потенциал и найти смысл бытия.
Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена целым рядом причин, наиболее важной из которых является формирующееся в последнее время восприятие музея как чего-то несовременного и несвоевременного. В связи с эти возникает острая необходимость в раскрытии культурно-философских смыслов музея, призванного решать предначертанную культуре задачу - связывать людей в единое человечество, внося огромный вклад в постоянный процесс развития культурного
3
диалога, который позволит человечеству избежать «самоубийства», сохранив жизнь во всём её многообразии.
Степень разработанности проблемы. Феномен музея на протяжении длительного времени привлекает пристальное внимание философов, культурологов, педагогов. Само понятие «коллекционирование» ввёл в обиход более двух тысяч лет назад Марк Туллий Цицерон. Античная культура сформировала появление слова «мусейон» (тияеюп), что в буквальном переводе означает «место, посвященное музам». В эпоху Возрождения появились труды, свидетельствующие о зарождении музеографии, посвященные философскому осмыслению и описанию музейных учреждений. В 1727 г. в Лейпциге вышел трактат К. Найкеля «Музеография», явившийся наиболее значительным трудом того периода по теоретическому осмыслению феномена музея. Со второй половины XX в. феномен музея стал привлекать внимание исследователей, рассматривающих его с различных сторон. На основании культурологических исследований О. Шпенглера, эпистемологических концепций о формировании и развитии культуры К. Лоренца, философских проектов, изложенных в трудах Н. Ф. Фёдорова, а также работ современных исследователей М. Д. Адамса, А. С. Балакирева, О. В. Беззубовой, В. Ю. Дукельского, М. С. Кагана, М. Б. Каулен, Е. В. Мавлеева, Е. Н. Мастеницы, И. А. Никишина, Б. Нильсона, О. С. В. Пшеничной, Б. Росена, Черкаевой, Т. Ю. Юреневой, рассматривающих взаимозависимость музея и общества, раскрыты суть и значение социокультурного института музея. Некоторые исследователи в области музееведения (Гнедовский М. Б., Колчанов В. М., Суризов В. М.) ещё в 80-е годы прошлого века отмечали необходимость рассматривать музей как центр культуры и общественной жизни. Принимая во внимание идеи Н. А. Бердяева о древности происхождения культуры, выводы исследований первобытной культуры Э. Б. Тайлора, теории эстетического воспитания музейными средствами А. В. Бакушинского, раскрыта деятельность музея, направленная на передачу ценностей от поколения к поколению как сущность воспитания. Труды Д. С. Лихачёва, отмечавшего важную роль искусства и традиций в истории, а также М. М. Бахтина, И. В. Глана, В. Ю. Дукельского, И. А. Колесниковой, И. А. Никишина, Э. Б. Тайлора, Р. Дж. Эйбрама явились важным материалом для проведения исследования, определяющего музей, как память культуры и очаг современного её развития. Необходимо отметить, что, благодаря трудам Гадамера, реабилитирующего авторитет и традицию, К. Лоренца, работам А. С. Кузьмина, Е. Е. Кузьминой, А. А. Радугина, Е. А. Воронцовой, С. Н. Иконниковой, В. Ю. Дукельского, раскрывающим значение и место традиций в культуре, трудам Н. Ф. Фёдорова, М. С. Кагана, придававшим большое значение просветительской миссии музея, работам современных исследователей Т. X. Хансена, а А. И. Мартынова,
4
Ю. И. Зверевой, А. В. Карпова было раскрыто одно из предназначений музея - сохранение традиций. Однако в исследованиях данных авторов недостаточно выявлена роль музея в формировании у посетителя системы мировоззрения и ценностей. Несмотря на большое количество публикаций, вопрос о социальных функциях музея вряд ли можно считать окончательно решённым.
При выявлении общей направленности деятельности музея и храма существенную роль сыграли взгляды православных мыслителей П. А. Флоренского, А. Меня, протоиерея Фомы Хопко, архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста, архимандрита Тихона. Автором использованы философские идеи Сократа, Аристотеля, Н. А. Бердяева, М. Хайдегтера, работы А. Т. Твардовского, Д. С. Лихачёва, Ю. Г. Боженкова, которые являются теоретической базой для проведении анализа деятельности музея, как. места встречи смысла жизни и смерти. Идеи С. Н. Булгакова, П. Тиллиха, К. Ясперса, Н. Ф. Фёдорова, Г. Вейля, А. К. Горского, М. К. Мамардашвили, исследования Т. Н. Кандауровой, Т. П. Калугиной, М. Е. Каулен, отражающие религиозные концепции культуры, соединяют культурность и церковность, однако в работах данных авторов, отмечается в основном внешнее сходство деятельности музея и храма, тогда как их внутренние точки соприкосновения остаются за рамками научных дискуссий.
Важное значение при исследовании свойств предмета, как продукта человеческой деятельности, имеют труды И. Канта, О. Шпенглера, М. Хайдегтера, Ю. Ромедера, С. Лангер, П. Тиллиха, К. Маркса, Ж. Бодрийяра, Р. Барта, Р. Декарта, М. П. Фуко, К. Ясперса, В. Н. Муравьёва, Д. Камерона, М. С. Кагана, Хосе-Ортега-и-Гассета, Э. Аронсона, В. П. Зинченко, а также работы Ю. У. Гуральника, В. Л. Егорова. В развитии темы использованы семиотические исследования сущности вещей Ж. Бодрийяра, А. Ф. Лосева, Ю. М. Лотмана, а также работы А. Д. Столяра, Е. В. Волковой, А. А. Озерова. В диссертации использованы работы Л. Б. Альберти, М. А. Барга, В. С. Библера, М. В. Глана, Р. Инглегарта, Т. П. Калугиной, Н. В. Маслова, А. М. Разгона, М. Н. Япштейна, Т. X. Хансена, общие работа в области культурологии Г. Г. Григоряна. И. Т. Пархоменко, А. А. Радугина, А. В. Никонова. В трудах учёных разных стран в различной степени раскрывались вопросы, касающиеся культурно-формирующей функции произведений искусства, предметов - подлинных документальных исторических источников. В данных работах, послуживших основой исследования семиотики музейных экспонатов, недостаточно полно раскрыта тема их внутреннего смысла, в котором заключено объективное содержание истины как их идеи.
В России о «языке музея» шла речь на I Всероссийском музейном съезде в 1930 году, а в 1970-е годы Д. Камерон ввёл в теорию и практику музейного дела термин
5
«музейная коммуникация». При определении свойств музейного языка, как вида социокультурной коммуникации, использовались работы Р. Барта, С. Лангер, Д. Ф. Камерона, М. Д. Адамса, М. Мамардашвили, Д. С. Лихачёва. В отечественной и зарубежной науке имеется сравнительно небольшая группа работ, посвященных языку музея. Особо следует отметить работу М. С. Кагана, «Философия культуры», где музей рассматривается не изолированно, но в системе высшего порядка, в условиях которой он функционирует. В работах Н. А. Никишина, А. М. Разгона, И. В. Иксановой, А. С. Балакирева, И. К. Чекодановой, Ж. П. Гома музейная коммуникация рассматривается как средство вхождения в культуру. Проблема понимания, возникшая ещё в античности и сформированная в Новое время, в эпоху романтизма, восходит к концепции Ф. Д. Э. Шлейермахера, создавшего философию созерцающего мышления. Особую роль в сложении концепции понимания сыграл В. Дильтей, трактующий его как специфический метод гуманитарного знания. В 1959 г. в работе «Истина и метод» X. Г. Гадамер сформулировал свою концепцию проблемы понимания, рассматривая её сквозь призму культурных динамических норм. Для иллюстрации музейного понимания в процессе общения посетителя с «реальными вещами» использованы герменевтические концепции этих авторов. Важное значение для решения данной проблемы имеют труды И. Канта, М. Хайдеггера, М. Бахтина, Э. Бэтти.Д. Аламбера, М. Моора. В отечественной науке имеются работы Р. Ф. Абдеева, Столярова Ю. Н., исследующие информацию, как философскую категорию, но для определения сущности музейного понимания они являются в основном, справочными материалами. Для более глубокого раскрытия данной темы использована работа Е. В. Волковой «Зритель и музей», характеризующая взаимосвязь понимания-сопереживания с созерцанием и объяснением в акте восприятия экспозиции. Для определения места музейного языка в семиозисе культуры наибольшую ценность представляет для нас статья М. С. Кагана «Музей в системе культуры», в которой автор представляет музей в качестве социально-культурной информационной системы, имеющей свою специфику. В диссертации использовались работы, посвящённые исследованию визуальной коммуникации и познанию природы вещей У. Эко, М.-П. Фуко, результаты исследования первобытной культуры А. Д. Столяра, диалоговая концепция культуры В. С. Библера, семиотические идеи Ю. М. Лотмана, А. Ф. Лосева, Ф. де Соссюра, С. Лангер, работы Б. Нильсона, Б. Росена, В. С. Даниловой. В настоящее время наиболее серьёзные научные исследования в области изучения знаково-предметного «музейного» языка проводит С. В. Пшеничная, чья работа послужила опорным материалом для более полного раскрытия данной темы, в то время как особенности
автономного замкнутого пространства атмосферы музея все еще остаются за рамками научных дискуссий.
Следует отметить, что многие научные публикации и практические разработки, посвященные музейной деятельности, раскрывают, в основном, отдельные аспекты и структурные компоненты сущности музея. Целостное же видение феномена находится в стадии формирования, не получив до настоящего времени полного философского осмысления, что подтверждает актуальность настоящего исследования.
Научная проблема. В современной научной литературе до настоящего времени недостаточно осмыслен потенциал и специфические особенности социокультурного института музея в процессе развития современного общества, в ситуации обесценивания культурных, этических норм и ценностей, что ведет к формированию индифферентных, беспечных поколений. Внедрение новых информационных технологий порой порождает прогнозы относительно снижения значимости или возможного исчезновения музея, как актуального культурного института, что порождает научную проблематику.
Объект исследования - музей в культурной жизни социума.
Предмет исследования - особенности музея в его многофункциональности, определяющие его социально-культурный статус.
Цель исследования - определение значимости социально-культурной сущности музея как ценности бытия с его философскими, антропологическими, культурными составляющими в качестве явления гражданского общества. Поставленная цель конкретизируется в следующих задачах:
1. Проанализировать деятельность музея, определяющую его статус как социокультурного института; выявить критерии, определяющие музей как память культуры и центр современного её развития.
2. Определить общие черты деятельности музея и православного храма; рассмотреть музей как место встречи смысла жизни и смерти.
3. Определить специфику, назначение музейного экспоната и его целесообразность.
4. Исследовать семиотику музейного экспоната.
5. Выявить свойства документальности и текстуальности музейного экспоната, определяющие его культурно-формирующую функцию.
6. Определить место музейного языка в семиозисе культуры.
7. Выявить свойства музейного языка, определяющего его, как вид социокультурной коммуникации; исследовать процесс формирования понимания историко-культурных объектов в музее.
Методологическая н теоретическая основа исследования:
- диалектический метод, единство исторического и логического методов;
- герменевтический метод;
- сравнительно-исторический (компаративный) метод при анализе схожих философских, педагогических, культурологических, теологических концепций;
- аксиологический анализ той роли, которую играет музей в формировании личности современного человека;
- структурно-функциональный метод исследования концептуальных моделей социокультурного института музея;
- теоретический анализ и синтез, индукция, дедукция, экстраполяция, аналогия, т. д.
Концептуально значимым принципом для осмысления культурно-философской
сущности музея является следующий: в диссертационном исследовании под концептом «сущность музея» понимается совокупность его существенных свойств, являющаяся основой разносторонней деятельности этого социокультурного института, основные функции которого сформулированы Н. Ф. Федоровым, М. С. Каганом, Т. Ю. Юреневой. В поисках точек соприкосновения музея и храма использована концепция А. К. Горского, объединяющая понятия храма и музея в одно целое. Субстанциональным ядром структурного образования музея рассматривается экспонат, для исследования свойств которого использованы теоретические разработки П. Тиллиха, С. Лангер, А. Ф. Лосева. Органичным способом осуществления внутренней цели музея рассматривается понятие музейного языка, в исследовании которого нашла применение концепция И. Канта о сущности познания, семиотический анализ знаковых систем Ж. Бодрийяра, теория М. Хайдеггера о потаенности, таящейся в природе. Для исследования музейного понимания используются герменевтические концепции Ф. Д. Э. Шлейермахера, В. Дильтея, М. Бахтина, X. Г. Гадамера, Э. Бэтти, Е. В. Волковой. В современной философской и культурологической литературе концепт культурно-философской сущности музея не получил полного анализа. Диссертационная работа посвящена исследованию данного тематического вектора.
Научная новизна исследования:
1. Определены общие черты деятельности музея и храма: обращение к корням, память; стремление к правде; просветительство; направленность деятельности храма и музея на благо и духовное развитие человека; осознание долга перед родителями; воспитание терпимости; стремление к воскресению и бессмертию; экспозиционность и сохранение культурного наследия.
2. Дано авторское обоснование определения музея как места встречи смысла жизни и смерти.
3. В процессе исследования свойств музейного экспоната дана нетрадиционная характеристика идеациальности материальных символов.
4. Проведение сравнительного анализа языков культуры позволило нестандартно, в духе авторской концепции выделить специфику «музейного» языка и его особое место в семиотическом пространстве культуры.
Положения диссертации, выносимые на защиту:
1. Развитие культуры, в основе которой во всех её проявлениях лежит религиозный опыт (П. Тиллих), способствует целенаправленному улучшению морально-нравственных качеств человека и общества. Расцвет подлинной культуры немыслим без интенсивной духовной жизни. Музей и храм располагают человека к мыслительной деятельности, формирующей возникновение вопросов о смысле жизни и смерти, устройстве мира, этических ценностях и т. д. Общие черты деятельности музея и храма: священность и исключительность пространства, способного переключить обыденное сознание посетителя в иную реальность; экспозиционность и сохранение культурного наследия; обращение к корням, память; направленность деятельности храма и музея на благо и духовное развитие человека; просветительство; «нравственно-родственное согласие»; осознание долга перед родителями; воспитание смирения; стремление к воскресению и бессмертию.
2. В пространстве музея, для которого имманентным и необходимым является сохранение и понимание ценностей прошлого и смысла настоящего, а значит, самой жизни, с особой остротой возникают вопросы на темы вечности, бессмертия. Музейные экспозиции дают посетителю музея ощущение бесконечности, непрерывности истории. Человек - единственное существо, которое осознаёт свою смертность, и это осознание неизбежно приводит к возникновению проблемы бессмертия, включающей в себя понимание смысла бытия и смерти. Деятельность музеев, содержащих плоды человеческого творчества, направлена на обретение бессмертия в делах человеческих, руководимых понятием нравственности.
3. В музейном пространстве материальные символы, располагающие к осмысленному созерцанию, становятся идеациальными, благодаря заключённой в них творческой мысли, «эйдосу», о котором говорили уже в античности. Именно идеация наполняет символы истинным значением и бесконечной информативностью. Музейный экспонат становится носителем ценностно-духовного смысла. Атмосфера музея, представляющего достаточно автономное замкнутое пространство, обладает особой
9
аурой, благодаря потаенному началу, которое содержится в каждом подлинном предмете культуры.
4. В семиотическом спектре культуры, отмечающем общность, и, несмотря на различные способы кодирования информационных сообщений, близких по своей природе знаково-предметных языков: письменного, изобразительного, «музейного», выделяется специфика последнего, благодаря его уникальной особенности создания эффекта присутствия, сопричастности объекту культуры.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в возможности использования сё результатов при разработке курсов лекций прикладных музееведческих дисциплин, таких как экскурсионное дело, история и развитие музейного дела, в целом комплексе культурологических и философских дисциплин, таких, как теория и история культуры, философская антропология, эстетика и социальная философия. Материалы и полученные выводы диссертации могут быть использованы при подготовке семинаров и спецкурсов по этим дисциплинам для высших и средних учебных заведений.
Апробация работы. Основные положения и материалы исследования получили отражение в выступлениях автора на V Международной научно-практической конференции «Книга и мировая культура» (ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, 2010 г., Омск); VIII Региональной научно-практической конференции «История образования и просвещения в Западной Сибири» (18 ноября 2011 г, Омск); IV Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) «История образования и просвещения в Сибири и Казахстане»: «Выставочная деятельность музея ОмГУПСа» (19 -20 октября 2012 г., Омск).
Главные положения диссертации обсуждались на заседании и методических семинарах кафедры «Связи с общественностью» ОмГУПСа, на заседании кафедры философии ОмГУ.
Структура диссертации определяется целью исследования и отражает последовательное решение поставленных в ней задач. Диссертация состоит из введения, трёх глав, содержащих 7 параграфов, заключения, библиографии, содержащей 185 наименований. Общий объём работы 138 страниц.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, раскрывается её научная разработанность, определяется объект и предмет исследования, устанавливаются цель и задачи, характеризуется методологическая основа работы, аргументируется
10
научная новизна, выдвигаются положения, выносимые на защиту, обозначается научно-практическая значимость полученных результатов.
В первой главе — «Культурно-философские смыслы музея» рассматриваются и анализируются цели, задачи и" функции музея, важного не только как хранилище, собиратель ценностей, но и как учреждение, переориентированное на зрителя, тем более что в основе музейной деятельности лежит особая социальная функция предмета, непосредственно созданного людьми.
В первом параграфе - «Становление музея в статусе социокультурного института» - анализируются вопросы, обусловленные неудовлетворенностью традиционными представлениями о том, что музей характеризируется лишь двумя социальными функциями - документирования и образовательно-воспитательной. В диссертации определяется задача музеев в ряду других учреждений культуры -минимизировать ущерб от превратностей цивилизации, сохранив то, что легко безвозвратно уничтожить. Это обусловило обращение к историческому пути процесса формирования современного музея, включая появление архаичных форм невербальной коммуникации, рождение названия «тизеюп» (храм муз), уходящего своими корнями в культуру Древней Греции, возникновение явления целенаправленного коллекционирования в эпоху эллинизма, создание института частного коллекционирования в Древнем Риме, в средневековой культуре, в эпоху возрождения, явившуюся началом процесса становления музея как социокультурного института. XVII столетие называют «золотым веком» коллекционирования. В течение XIX столетия музей, постепенно превратившись в неотъемлемую часть повседневной жизни человека, приобрёл значение учреждения, работающего во благо всего общества и выполняющего функцию просвещения населения.
Стратегическая задача восстановления исторического самосознания общества соответствует самой природе музея, обладающего, кроме коммуникативной функции и функции социальной памяти, так же и функцией рефлексии, и образует его духовно-интеллектуальное и программно-целевое ядро. Множество музеев, каждый из которых уникален и неповторим, имеют некоторые сходные черты, позволяющие осуществлять их классификацию. Так, музеи одной специализации объединяются в профильные группы: естественнонаучные, исторические, художественные, архитектурные, литературные, театральные, музыкальные, научно-технические, промышленные, сельскохозяйственные, педагогические. По признаку общественного назначения музеи делятся на научно-исследовательские, научно-просветительные и учебные музеи. В соответствии с административно-территориальным признаком различаются республиканские, краевые,
11
областные, районные музеи, по юридическому положению - государственные, общественные и частные. В XX в. получил распространение новый тип специализированного музея, предназначенного для детской аудитории, а также музейное учреждение, получившее название «экомузей». В начале XXI века в музейном мире России появилась представительная группа церковных музеев.
Таким образом, краткий исторический экскурс позволяет сделать заключение о том, что музей является одной из институализированных форм, обладающей средствами, приёмами и методами освоения культурного наследия и основным каналом его включения в современную культуру.
В своей материально-конструктивной форме музей определяется важнейшими социальными функциями: социальной памяти, коммуникации, рефлексии, адаптации, предвидения, проектирования, а именно: деятельностью в отношении собирания, систематизации и экспонирования продуктов научной, духовной, религиозной, творческой деятельности человека; исследованием всего накопленного человечеством софийно-культурного потенциала, его анализом и синтезом, диахроническим установлением связей и отношений между вещественными носителями этого потенциала; просветительством и развёртыванием исторического процесса во взаимосвязи времён, в социальной реальности, практике.
В параграфе рассматривается деятельность музея, как своеобразного центра пересечения идеологического, научного и художественного пластов, определяющая смысловое содержание всякой человеческой деятельности. Выполняя миссию сохранения традиций, являющихся средством передачи культуры, элементом этнического самосознания, как коллективной памяти, музей содействует возникновению у людей чувства патриотизма и национальной гордости, внося неоценимый вклад в дело воспитания молодого поколения. Особую важность это приобретает сегодня, когда в жизнь вступает поколение, рождённое в середине 80-х - начале 90-х годов, формирование самосознания которого совпало с острейшим общественным катаклизмом. Деятельность музеев, обращённая к многомиллионной аудитории, способная сбалансировать научность и развлекательность, оказывает влияние на развитие различных слоев общества и на окружающую среду. Приобщая посетителей к участию в исторической эстафете поколений, музей способствует развитию у них способности осмысления жизни, то есть сущностного проявления человека, как разумного и духовного существа.
Во втором параграфе — «Музей н храм» рассматривается деятельность музея, как культурно-образовательного учреждения, и храма, призванного охранять и представлять истинные нормы и ценности для каждого человека. Сравнение музея с храмом имеет под
12
собой вполне конкретные основания, так как в эпоху средневековья в монастырях, церквах, костёлах собирались сосуды, ризы, складни, потиры, рукописи и другие предметы, поэтому можно утверждать, что одним из первых коллекционеров была и церковь. Экспозицию в пространстве средневекового храма можно считать прародительницей экспозиции в современном понимании этого явления, так как в ту эпоху именно в стенах храма происходила встреча человека с произведениями искусства. В основе культуры, во всех ее проявлениях лежит религиозный опыт (П. Тиллих). В представлениях А. В. Меня «религия и культура неразрывно связаны между собой, и расцвет подлинной культуры немыслим без интенсивной духовной жизни» [89, с. 31]. Взаимодействие науки и религии, а значит музея и храма, по принципу дополнительности рационального и интуитивного способов освоения мира приводит к пониманию важности того, чтобы направить на благо все научные достижения человечества. Музей и храм располагают человека к мыслительной деятельности, формирующей возникновение вопросов о смысле жизни и смерти, устройстве мира, этических ценностях и т. д. Как в храме предоставляется возможность «покаяния» и исправления своих взглядов на выполнение норм общественного поведения, так в музее наступает понимание необходимости уважения к старшему поколению. По мнению Н. Ф. Фёдорова, музей сам по себе является храмом. Духовная жизнь человека и его творческая деятельность связаны таким образом, что оказывают возвышающее действие одно на другое. Пространства храма и музея способны удовлетворить потребность человека не в физическом хлебе, а в насущном хлебе духовности, любви к вечности, тайне. Музей, отражающий область земного - окружающий мир, подчиненный законам пространства и времени, и храм -место, где вмещается бесконечность, являются исключительными пространствами, имеющими некоторые точки соприкосновения: обращение к корням, память; стремление к правде; просветительство; направленность деятельности храма и музея на благо и духовное развитие человека; осознание долга перед родителями; воспитание терпимости; стремление к воскресению и бессмертию; экспозиционность и сохранение культурного наследия.
В музее и храме, для которых имманентным и необходимым является сохранение и понимание ценностей прошлого и смысла настоящего, а значит, самой жизни, с особой остротой возникают вопросы на темы вечности, бессмертия, памяти, неразрывно связанные с проблемой времени. Музей самим своим существованием утверждает, что память составляет часть нашей жизни, музеи можно назвать грандиозной памятной «книгой» человечества, имеющей прямое отношение к науке, образованию, культуре и воспитанию. Понятие памяти неразрывно связано с понятием смерти, а сознание
13
собственной смертности наводит человека на мысль о своем месте в жизни и о смысле самой жизни. Деятельность церкви направляет человека к такому пониманию смысла смерти, при котором жизнь должна восприниматься, как подготовка к смерти, а сама смерть - ожидаемый естественный и важный момент перехода в жизнь вечную. Деятельность музеев, содержащих плоды человеческого творчества, направлена на обретение бессмертия в делах человеческих, руководимых понятием нравственности. Музейное и храмовое пространства, как два места встречи смысла жизни и смысла смерти, утверждают приоритетные смыслы социального бытия, пытаясь каждое своими, средствами сохранить эти смыслы в коллективной памяти.
Во второй главе — «Культурная специфика и назначение музейного экспоната» рассматривается его целесообразность, семиотика, то есть знаковость, одухотворённость, а также документальность и текстуальность музейного экспоната.
В первом параграфе - «Целесообразность музейного экспоната» отмечено, что любой предмет, помимо утилитарного, функционального назначения, является носителем определённой информации и в его множественности смыслов и значений составляет основу музея. Уже на заре своей истории человечество собирало и стремилось сохранить предметы, представляющие интерес с познавательной или эстетической точки зрения, появлялись частные коллекции, явившиеся праформами музейных собраний. Развитие музейного дела, как составляющей части развития человеческого общества, проявлялось наполнением музейного пространства продуктами творческой деятельности человека. Для того чтобы стать музейным, предмет должен обладать определёнными свойствами, характеризующими его различные стороны: информативностью - способностью стать источником информации о каком-либо событии, социально-культурных явлениях и природных процессах; аттрактивностъю, характеризующей внешнюю форму предмета; экспрессивностью, связанной с ценностным восприятием предмета, репрезентативностью - представительностью в ряду однотипных предметов. Став музейными экспонатами, предметы обретают особое место в бытии человеческой цивилизации, культуры, не позволяя нам бесследно потерять образ того или иного события, представленного в музейном пространстве не в протяжённом, а в зафиксированном виде. Музейный предмет - ретранслятор трёх ипостасей времени, лишившись прежнего функционального значения, становится первоисточником знаний и эмоционального воздействия, памятником истории, культуры и природы, ценность которого с течением времени увеличивается в связи с его информативностью. Музейное пространство, наполненное произведениями искусства и подлинными предметами и фотографиями, являющимися результатом творческой деятельности человека - наиболее
14
благоприятная среда для развития и раскрытия человеческой души, творческого начала субъекта. Таким образом, опираясь на свойство вещи быть носителем и трансляционным каналом информации, музей сам превращается в механизм этой трансляции, организованный особым образом.
Во втором параграфе - «Семиотика музейного экспоната» раскрывается смысловая сущность знаков и символов - членов музейной знаковой системы, которая в силу её универсальности и одновременно специфики выполняет в общественном сознании особую ориентирующую, координирующую и управляющую роль. В культуре, как основообразующей части ноосферы, всё функционирует в тесной связи со знаками, как языковыми, так и неязыковыми, через них привносятся собственно человеческие смыслы. Знак - всегда член системы, и его содержание и значение во многом зависит от-места данного знака в системе и от смысла и назначения самой системы. Обычному, обиходному предмету искусство сообщает другой модус существования, не отрицая прежнего. Награда, знамя, герб, как необходимый элемент для экспозиции, является словом в тексте культуры и истории, без которого мы можем не уяснить общего смысла. Представление, возникшее в сознании благодаря знаку, сливаясь со своим значением в некоторое внутреннее единство, образует символ. Каждый музейный предает содержит в себе набор знаковых составляющих, значимых для всей совокупности предметов, для трактовки всей экспозиции, которая дает нам, наряду с эстетическим переживанием, некую информацию. В музейном пространстве материальные символы, располагающие к осмысленному созерцанию, становятся идеациальными, и именно идеация наполняет символы истинным значением и бесконечной информативностью. Все вещи, предметы, в том числе ставшие музейными экспонатами - это результат деятельности «мыслящей руки» человека-творца, способного заранее представить себе конечный результат, и вложившего в своё творение энергию этой мыслительной работы. Именно поэтому человеческая мысль является руководством к творчеству, а в самих предметах заключено объективное содержание истины, как их идеи, в подлинном произведении искусства присутствует душа художника, энергия, вложенная им при его создании. Таким образом, в пространстве музейного зала зритель оказывается в сложном силовом поле взаимовлияний художественных произведений, предметов и живых людей.
В третьем параграфе - «Документальность, текстуальность, культурно-формирующая функция музейного экспоната» рассматривается значение музея, как документально-текстуального пространства - хранителя подлинных документальных источников, роль которого остаётся главнейшей в сохранении связи времён. Музейный предмет-документ необходим для достоверного и в то же время образного рассказа о
15
прошлом, для представления музейным посетителям накопленного наукой знания. Музейная коммуникация, которая осуществляется через предметно-вещные формы культуры, отражает разнообразные процессы, происходящие в современном обществе, поэтому одним из главнейших принципов музейной экспозиции является исключительная подлинность демонстрируемых предметов, так как любая инсталляция может вызвать недоверие к работе музея и откровенную скуку у посетителя. С точки зрения функционального подхода музейные экспозиции как некое семиотическое целое, как текст культуры, могут рассматриваться в качестве интегративного явления, не позволяющего обществу распасться во времени, и обеспечивающего трансляцию поведенческих норм и социальных ролей. Составляя основу музейного пространства, где на фоне актуализации исторического сознания происходит целостное восприятие прошлого, входящего в современность как её живая культурная основа, музейный экспонат как инструмент эмоционального развития, формирует духовный мир личности, её мировоззрение. Музей во всех его составляющих становится посредником между обществом и его культурой, индивидом и обществом, т. е. включается в систему социально-культурной коммуникации, обеспечивая комплексное воспроизведение ценностей ушедших и настоящих культур. В современных условиях он оказывается универсальным средством реализации культурного наследия, основным каналом его включения в современную культуру.
В третьей главе «Язык музея» раскрывается суть данного вида социокультурной коммуникации, обеспечивающего переход предметно-воплощённых форм культуры в творческий потенциал индивида; определяется место музейного языка в семиозисе культуры, рассматривается процесс формирования понимания в музее.
В первом параграфе «Музейный язык в семиозисе культуры» проводится исследование по определению особенностей и места музейного языка среди других языков культуры, то есть тех знаков, символов, текстов, которые позволяют людям ориентироваться в пространстве культуры. В параграфе обозначена специфика знака музейного языка - подлинного предмета, пропитанного духом времени, с помощью которого происходит достоверное моделирование временных отрезков, кодирование путём «явленности» самого предмета, имеющего знаковую природу и информационный потенциал и исключающего любые искажения информации о свойствах предмета. Каждый из языков культуры адекватно не переводим ни на один другой язык. Любой вид искусства существует только потому, что может выразить на специфическом, присущем только ему языке нечто такое, что невозможно передать никакими другими способами, т. к. социальные функции искусства не сводятся только к познавательным, искусство —
16
образное познание. В семиотическом пространстве культуры, отмечающим общность знаково-предметных языков: письменного, изобразительного, «музейного», выделяется специфика последнего, благодаря его уникальной особенности создания эффекта присутствия, сопричастности объекту культуры. В «музейном» языке происходит слияние предметного и понятийного значений, т. к. сам предмет-знак тождествен своему понятию.
Во втором параграфе «Музейный язык - вид социокультурной коммуникации» рассматривается суть музейной коммуникации, как основы синхронного и диахронного развития культуры. Самим своим рождением музей во многом обязан потребности усиления выразительности культурной коммуникации за счёт предметных реалий, сохраняющих дух эпох, наслоения веков, стилей, школ индивидуального мастерства. В музейном пространстве, благодаря самоценности подлинного предмета — фрагмента моделируемой действительности в сочетании с комментариями экскурсовода, происходит процесс рождения понимания «в модусе его подлинности». Понимание направлено на постижение духовной жизни человека и внутреннего смысла памятника культуры, так как любая музейная экспозиция имеет дело с людьми, как с духовными целостностями и их структурами.
В параграфе исследуется система отношений и взаимосвязей в музее, включающую в себя проблему понимания историко-культурных объектов. Для иллюстрации музейного понимания в процессе общения посетителя с «реальными вещами» использованы герменевтические концепции Ф. Д. Э. Шлейермахера, создавшего философию созерцающего мышления, В. Дильтея, трактующего понимание как специфический метод гуманитарного знания, а также X. Г. Гадамера, который в 1959 г. в работе «Истина и метод» сформулировал свою концепцию проблемы понимания, рассматривая её сквозь призму культурных динамических норм. В музее, где духовно-исторические реальности представлены в единстве с Целым и Вечным, понимание направлено на постижение духовной жизни человека и памятника культуры, Само существование музеев подтверждает, что нет ничего вне истории, так как мы сами в ней находимся. Время - не зияющая бездна, а непрерывность традиции, поэтому не имеет смысла стремление преодолеть возникшую дистанцию. Восприятие музейной экспозиции - это интеллектуальный акт, направленный на выявление смысла. Процесс музейного понимания, восприятия музейного языка некоторым образом связан со способностью посетителя музея к эмоциональному перевоплощению, перенесению себя во внутренний мир других людей - «эмпатии». Процесс понимания, происходящий в музеях разного профиля, имеет свои особенности: в художественных музеях ключом к пониманию позиции автора может быть воздействие на эмоции через интеллект зрителя, чтобы
17
постичь и достойно оценить суть изображённого; в исторических музеях очень важно, чтобы экспозиция давала ответы на вопросы, поднимающиеся в книгах, прессе, телевидении, на радио, затрагивала «больную» тему, имела достаточно полное содержание, высокую информативность; в мемориальных музеях важно соблюдение трёх основных пунктов последовательной логической цепочки: дом - обстановка - личность, являющихся составляющими механизма восприятия посетителя; в экомузях, уничтожающих былую преграду между хранителем и посетителем, музеем и самой жизнью, информацией и предметом, происходит процесс вовлечения посетителей в их деятельность. В музейном пространстве создается особый культурный контекст музейных экспозиций, который определяет особенности эстетических переживаний. А они как «преобразованные чувства» составляют главную функцию культуры.
В заключении диссертации подводятся основные итоги исследования, обозначаются результаты, формулируются выводы и намечаются перспективы дальнейшего изучения темы.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ ОТРАЖЕНЫ В СЛЕДУЮЩИХ ПУБЛИКАЦИЯХ АВТОРА: Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК РФ:
1. Резник, И. И. Музейный экспонат - носитель духовного смысла [Текст] /И. И. Резник //Омский научный вестник. Серия «Общество. История. Современность». 2011. №4. С. 222 - 223 (0,095 пл.).
2. Резник, И. И. Диалог на языке музея [Текст] /И. И. Резник //Омский научный вестник Серия «Общество. История. Современность». 2012. №2. С. 264 - 265 (0, 095 п.л.).
3. Резник, И. И. Музей как утверждение бессмертия [Текст] /И. И. Резник //Вестник Омского университета. 2012. №3. С.69-71 (0, 125 п.л.).
Монографии
4. Резник, И. И. Музейный мир вещей и смыслов [Текст] /И. И. Резник. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2013. - 164 с (10, 25 п.л.).
5. Резник, И. И. Музей: время и общество [Текст] /И. И. Резник. - Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2013. - 181 с (11, 31 п.л.).
Публикации в других изданиях
6. Резник, И. И. Роль музея истории организации в развитии корпоративной культуры [Текст] /И. И. Резник //Книга и мировая культура: материалы V Международной научно-практ. конференции. - Омск: Вариант-Омск, 2010. - С. 365 - 368 (0, 187 п.л.).
18
7. Резник, И. И. Роль музея в нравственно-эстетическом воспитании студентов (на примере работы музея ОмГУПСа) [Текст] /И. И. Резник //История образования и просвещения в Западной Сибири: материалы VIII Региональной научно-практической конференции. - Омск: Амфора, 2012. - С. 167 - 170 (0, 187 п.л.).
8. Резник, И. И. Культурная среда или лавка старьевщика? [Текст] /И. И. Резник //Международный научно-исследовательский журнал. 2013. №5. С. 108 - 109 (0, 125 п.л.).
9. Резник, И. И. Дух творчества в университете [Текст] /И. И. Резник // Национальные приоритеты России. 2013. №1. С. 84 - 87 0, 187 п.л.).
10. Резник, И. И. О потребности в искусстве [Текст] /И. И. Резник //Национальные приоритеты России. 2013. №3. С.84 - 85 (0, 125 п.л.).
11. Резник, И. И. Образовательно-воспитательная функция музея истории вуза [Текст] /И. И. Резник //Национальные приоритеты России. 2014. №1. С. 99 - 101 (0, 156 п.л.).
12. Резник, И. И. П. А. Азбукин в истории отечественной науки [Текст] /И. И. Резник //Вторые ядринцевские чтения: материалы II Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 100-летию Первой мировой войны. - Омск: ОГИК музей, 2014.-С. 76-78 (0, 187 п.л.).
Типография ОмГУПСа, 2015. Тираж 120 экз. Заказ 523 644046, г. Омск, пр. Маркса, 35.