автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Купальская обрядность на Украине (историко-этнографическое исследование)

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Климец, Юрий Дмитриевич
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Минск
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
Автореферат по истории на тему 'Купальская обрядность на Украине (историко-этнографическое исследование)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Купальская обрядность на Украине (историко-этнографическое исследование)"

РГ6 од 2 1 МОИ 1993

АКАДЕМИЯ НАУК БЕЛОРУСИ

институт искуссгеоввдшя, этнографии и фольклора

На правах рукописи ' ЮШМЕЦ Юрий Дмитриевич

уда 394.21 /477/

клшьамя обрядность на. Украине

/исгошо-этнограшеское иссвдоваше/

Специальность 07.00.07 - этнография

автореферат диссертации на соискание ученой степени кавдвдата исторических наук

Минск

- 1993

Работа выполнена в Институте народоведения АН Украины

Научный руководитель - доктор филологических наук

Р.Ф.Кирчив

Официальные оппоненты - доктор исторических наук

И.П.Корзун

кандидат исторических наук П.Л.Гуд

Ведущая организация - Львовский государственный

университет

Защита состоится 25 июня 1993 года в 14 часов на заседании специализированного совета К 006.07.01 по присуждение ученой степеии хацгукгта наук в Институте искусствоведения, этнографии и фольклора АН Б /220072, Минск, ул. Оурганова, I, корп.2/.

С диссертацией ыогко ознакомиться в Центральной научной библиотеке им. Я .Колоса АН Б /г.11инск, ул. Сурганова,

15/.

Ученый секретарь с

кавдвдат филологических Л.И.Соловэй

3.

Общая характеристика работы

В последние годы к древней духовной культуре славянских народов заметно усилился интерес представителей разных наук - историков и археологов, филологов и философов, этнографов и искусствоведов. Анализ этнографически-фольклор;шх фактов и явлений духовной хизни славян дает~ возможность в известной степени реконструировать и осшслить архаические фор;.ш хозяйствования и быта, общественных отношений, систему древ-неславянского «¡ровоззрения. В изучении конкретных локальных тра-дициГ:, которые неодинаково сохранились у разных народов, да могут изгнало дополнять друг друга, ученые ввдят перспективу для мысленного воспроизведения основных-контуров древнеслзвянской духовной культуры. Токи.; образом, внимание исследователей сосредотачивается на тех реалиях исторической действительности, которые, несмотря на изменения, наслоения, модификации и гранефэрмации как в содержании, так и в формальной структуре, не перестали быть Пенным источником для научного анализа широкого круга проблем.

Наиболее устойчивыми традиционными элементами духовной культуры являются, например, календарные обычаи о обряды, в которых проч

являются, во-первых, те черты, которые свидетельствуют о генетической общности и одинаковых или сходных закономерностях исторического развития определенных этносов ; во-вторых, те признаки, которые были прис.уци общечеловеческой культуре ; в-третьих, этническая специфика того или иного народа. С этой точки зрения исследование календарных обычаев и обрядов играет особо важную роль в комплексе неот-ложъгг. зэдач современной этнографической науки.

3 обрядово).: комплексе европейских нардов одной из наиболее значительных календарных дат является праздник летнего солнцестояния , который отмечали 24 июня по старое стилю. Он символизировал

зенит расцвета сил природы и был известен у восточны*' славян под названием Ивана Купалы.

Изучение купальской обрядности имеет важное значение для воссоздания древней славянской духовной культуры, поскольку научный анализ купальских ритуалов в значительной степени пропивает свет на систему исторически сложившихся форм общественной жизни у разных, даже довольно отдаленных друг от друга народов.

Избранная для диссертационного исследования тема дает также возможность проанализировать генезис, функциональна направленность, формальную структуру, эстетическое богатство купальской обрядности украинского народа в контексте общеславянской духовной культуры.

'Ватаость данной работы обуславливается также современной этно-национальной ситуацией, характеризующейся возросташем национального сознания людей, возрождением лучших традиций украинской народной культуры.

Введу вышеизложенного, исследование купальской обрядности на Украине, ее общих и этнически специфических черт является актуальным и социально значимым, имеет теоретическое и практическое значение.

Цель_иссл§3225225-" Дагь научный анализ купальского празднества на Украине, проследить те его черты, которые свидетельствуют о генетической общности и одинакових или сходных закономерностях исторического развития определенньссэтносов, вьщелить признаки, присущие общечеловеческой культуре, показать географию распространения .купальских обрядов на Украине, определив их специфику и локальные варианты с перспективой возрождения народной купальской традиции в современных условиях жизни,*

Исследование купальской обрядности на Украине связано с рас-

смотрением рада сложных и иногоплановых вопросов, научный анализ которых дате в раыках диссертации не полет быть освещен с исчерпывавшей полнотой. Поэтому главное внимание в диссертации сосредоточено на_Еешени^слещю^к_задач__:

1. Исследовать структурные компоненты праздника Ивана Купали в синхронном плане.

2. Истолковать функции и ритуальную семантику купальской обрядности.

3. Рассмотреть 'традиционные народные знания и верования, вошедшие в ритуальньч'1 купальский комплекс.

4; Проследить трансформация народной купальской традиции в современной празднично-бытовой культуре.

Наувдая_товизна диссертации состоит в тоы, что она является первой обобщающей работой по изучению купальского празднества на Украине. В исследовании сделана попытка раскрыть.генетическую основу и тенденции развития купальских обрядов, определить их конкретно-историческую, социальную, психологическую основу, поздней-иие религиозные наслоения, показать общенациональные черты купальских обрядов и их локальные особенности.-В связи с этим автор диссертации на основе собранных, систематизированных и проанализированных фактов впервые использовал в данной работе элементы картографирования, поскольку до сих пор календарные обычаи и обряды в ареальком плане, как замечает С.II.Толстая,еще не изучались? Кегду тек еще К.Квитка, указывал на перспективность картографирования при научноы исследовании купальской обрядности : "На основе разновременных описаний, дане если бы их было достаточное коли-

I. Толстая С.и. Материала к описанию полесского купальского обря-. да // Славянский и балканский фольклор : Генезис. Архаика. Традиции. - И.,1978.-0.132.

чёство, нельзя создать точное представление о географии распространения разных типов купальской обрядности, поскольку не может быть уверенности, что в кавдой местности она остается неизменяемой' на протяжении столетия или нескольких десятилетий. Но и неточная карта имела бы великое значение, потопу что до сих пор существует какое-то неопределенное и туманное представление о купальских обрядовых действиях и купальских песнях'.'^

В научный оборот вводится большой литературный, архивный и полевой материал.

Практическое значение диссертации. Исследование купальской обрядности важно не только с научно-познавательной точки зрения. Его актуальность заключается также в определении воспитательного 'и эстетического потенциала купальского празднества в системе современной национальной культуры.

Одним из средств духовного обогащения современного человека является изучение и познание древних обычаев и обрядов в связи с возможностью использования лучших элементов народных традиций в современной культуре.

Материалы, теоретические выводы и обобщения диссертации используются в лекционной пропаганде, положены в основу некоторых тем курса "Современные обычаи и ритуалы", читаемого автором студентам Львовского сельскохозяйственного института.

Результаты исследования могут быть также использованы учителями общеобразовательных школ,преподавателями и студентами исторических и филологических факультетов вузов.

ё§12Л^Н§екио_по™шп^исслещвани^ В основу работы положены I. Квитка К.В. О напевах правоберегшых украинских купальских песен. - Архив Государственного. Центрального ьузея музыкальной культуры России ик.М.Глинки, ф.275, оп.24, ед.хр.6186.- Д.20.

структурно-функциональный и сравнительно-исторический методы, открыв ающие значительную перспективу для анализа общности и национальной? специфики купальской обрядности славян, закономерностей ее формирования и развития, ее функций в общественной жизни этих народов.

Наряду с этим автор использовал причинно-следственный анализ изучаемых проблем. В процесса исследования уделено значительное внимание ыатериалгы, полученным в результате этнографических экспедиций, позволяющим раскрыть содержание купальского праздника, его степень сохранности в современных условиях в разных этногра- . фнческих зонах Украины, убедиться в необходимости возрождения высокопоэтических купальских обрядов.

Степс!1ь_изу}№ния^]робле!.мл В дореволюционном периоде изучения купальского празднества шяно ввделить два направления : I/ описания купальских обычаев, обрядов и ритуалов ; 2/ сбор, систематизация и попытка дать научный анализ содержанию праздника Ивана Купалы и его формальной структуре.

В многочисленных публикациях дореволюционных авторов /Д.Бан-тьа-Каменский, А.Шафонский, Ю.Мопшнская, Х.Ящуржинский, Леся Украинка, И.Франко, В.Каминский, Г.Стёцкий, М.Теодорович, Н.Коробка, И.Пиотровский, В.Доианицкий, С.Бельский, А.Шафонский, Б.Гринченко, П.Иванов, В.Шздорадович, И.Галько, С.Чернявская, А.Малинка, И.Абрамов, Б.Шухевич и др./ зафиксированы ценные историко-этнографи-ческие сведения о купальском празднестве в разных этнографических ..зонах Украины, что дает возможность в определенной степени реконструировать первичную сущность праздника Ивана Купалы, истолковать . его функции и региональные особенности. *

Анализу духовной культуры славянских народов посвящены труды А.Афанасьева и А.Погебни, в которых купальская обрядность рассмот- •

рена.на широком контекстуальном фоне обычаев и традиций европейских народов.

И представители мифологической школы /А.Афанасьев, А.ПотебняЛ объясняющие весь комплгяс обрядов, в частности купальски, с точки зрения солярной теории, и эволюционисты /Н.Суыирв/, и основатели "теории заимствований" /А.Веседовский» Е.Аничков/, которые усматривали корни восточнославянской купальской традиции в древне-арийских, древнесештских культах, в античных мифах умирающего и воскресающего бога, - все эти ученые анализировали явления духовной жизни, в т.ч. купальскую обрядность, изолированно от общест- . венно-экономических факторов, от социально-производственной организации общества, забывая, что ыевду общественными формами труда и Сыта и формами (лишения существует определенная закономерная диалектическая связь.

Глубокий научный анализ материальной и духовной культуры даст в своих исследованиях ученые послевоенного периода. Так, В.Пропп, анализируя календарные обычаи и обряды русского народа в восточнославянском контексте, предложил трудовую теорию происхождения народного календаря и калевдарной обрядности, в т.ч. и купальской. Однако за пределами внимания ученого остались эстетические и морально-этические аспекты народных обычаев и обрядов,их вдейный и шрально-воспитательный потенциал.

Несколько в ином плане написаны исследования Б.Рыбакова "Язычество древних славян" /11., 1231У "Язычество древней Руси /1,1., 1987/, которые, правда, лишь частично касаются проблем; интересую-щк нас. Заслугой ученого является опровержение безосновательного противопоставления язычества христианству. Исследователь стремится определить стадии в развитии языу.аских представлений, обосновать их связь с производственной деятельностью человека.

В историко-этга графических исследованиях послевоенного периода наметилась также тенденция к истолкованию изначального смысла календарной обрядности, в т.ч. и праздника Купалы. Так, В.Иванов и В.Топоров пытаптся реконструировать основной миф дрезнеславянс-ких представлений. Главное содержание этого гифа заключается, как считаят учение, в борьбе бога грозы с его антиподом. Именно в этом ь.'ифе исследователи усг.;агривакт изначальную сущность древнеславянс-кой религии, аграрных культов.

В шнографин Н.Всленуой "Языческая сшволикз славянских архаические ритуалов" /К.,1973/ токе в значительной степени нашло освещение купальской обрядности: Автор считает, что изначальной

ь

основой народных обычаев и.обрядов является культ умерших родственников.

Восточнославянские весенне-летние калевдарные обрады, в контексте которых важное иесто знниыает праздник летнего солнцестояния, стали предметом научного' анализа в исследовании В.Соколовой /"Зесенне-леткие-.калецДарные обрады русских, украинцев и белору сов Х1Х-начало XX вв". М., 1979/.

Фольклориста А.Лиса купальский праздник интересовал с точки зрения исследования социального генезиса и эстетической природы белорусского песенного фольклора /конографм "Купальскгя пеенг", Шнек, 1974/. Кроье этого, купальские песни белорусского народа надли основательное ьгузыковедческое освещение их эстетического я интонационного богатства в монографическом исследовании Г.ТавлаЙ '-/"Белорусское купалье. Обряд, песня". Кинск, 1986/.

В шло" в историографии проблеш уже определялись основные аспекты изучения купальского празднества, однако обобщащего исследования купальских обычаев и обрядов украинского народа в контексте восточкосдазшской и общеевропейской духовной культуры,

определения общих и отническй специфических черт, локальных вариантов праздника Ивана Купалы в разных этнографических зонах Украины до сих пор не было.

сл§довашя^лялись__:

- полевые материалы, собранные автором во время научных экспедиций и командировок в 1980-1988 гг. в разных этнографических зонах Украины ;

- архивные фонды Института искусствоведения, фольклора и этнографии иы.М.Ф.Рыльского АН Украины, его Львовского отделения, Государственного Центрального музея музыкальной культуры России

им. Глинки, Центрального Государственного исторического архива Украины во Львове, Львовской научной библиотеки им.В.Стефаника АН'Украины ;

- периодические издания XIX - начала XX вв., публикации белорусских, украинских, польских ученых ;

- публикации современных этнографов, фольклористов, искусствоведов," литературоведов, философов, археологов.

- купальская обрядность Украины, как и других народов, генетически восходит к временам доклассового общества, ее возникновение, развитие и функционирование детерминировано практическими, жизнен-ниш потребностями людей, их трудовой деятельностью ;

- купальская обрядность отобратает кировоззронческие прсдставле--нля, связанные с культами солнца, т>гня, воды, земли, зелени, У'.-ериих родственников, а такие реалистические взгляды человека на ккзнь и окрукаювда'его действительность ;

- в купальской обрядности особенно ярко прослеживается вдея плодородия, иашедсая свое функциональное выражение в-двух аспектах: аграрном м лкбовно-оротическом ;

- вариативность формальной структуры купальского обрядового комплекса в разных этнографических зонах Украины обусловлена географическими условиями, спецификой социально-экономического и культурного развития.

Аггсобш£Ш. Основное содержание диссерташи отражено в 8 публикациях общин объемен 10 авторских листов. Результаты исследования изложены в докладах и материалах Всесоюзной сессии по итогам полевых этнографических и антропологических исследований 1982 -1963 гг. /1984, г .Черновцы/, республиканской историю-краев едчес-■ кой конференции /1565, г.Каменец-Подольский/, республиканской научнэ-тэоретичсспоГ: конференции молодых учегштх-обществоведов /1987, г.Львов/. Издана в 1990 г. монография "Купальська обрадовать на Укратш" /К., "Наукопа думка"/ обьемоы 8 печатных листов, получила пэлозительше рецензии в журнале "Дзвш" /1990.;>" 10/ и газете "Друг члгача" /2 июня 1992 г./.

Работа состоит из введения, четырех глаз, заключения и списка использованной литературы.

§2_2253§2Я!1Ь обоснованы выбор и актуальность проблеш исследования, определена степень изученности, сформулированы цели и основные задач:! работы, указана ее научная новизна и практическая значимость, освещены методические принципы исследования.

"Праздник Ивана Купалы в исторических документах и научной литературе" содержатся историко-этнографические сьодения э купальском празднестве на Украине. Исследование ведется в ареальном плаке.

Дрезнейпие упоминания о празднике Купалы зафиксированы в Во-лъмской летописи /Ж в./, в документах Х1У в.:договоре литовских князей с польски;.! короле»,! Казимиром /1350 г./, грамоте Витовта /1396 г./.

Однако первые описания купальских обрядов содержат лишь документы ХУ1—ХУП столетий : послание игумена Панфила /1505 г./, "Стоглав" /1551 г*/, Густынская летопись /начало ХУП в./, "Синопсис" и др. Во всех этих документах лрко выражена идеологическая тенденциозность, открытая враждебность та авторов к купальским игрищам и обрядам, поскольку последние являлись антиподом смирения, страху, послушанию, аскетизму, проповедуемы.: христиански.! вероучением.

Однако нссдвтря на запреты к преследования духовенство и административные власти на протяжении столетий так и не смогли окончательно искоренить "богохульных'■', "бесэвских", "сатанинских" купальских обрядов и ритуалов, которые дане в XIX - начале XX вв. под искусственной оболочкой христианских напластований сохранили ■ глубинные пласты своей дохристианской сущности, языческую символику, типичные архаические черты духовкой культуры народа.

Наиболее значительное количество историко-этнографических сведений о купальской обрядности на Украина относится преимущественно ко второй половине XIX - началу XX вв. Эти сведения мокко условно разделить на две разновидности : а/ описание купальского праздника без анализа его содержания и формы ; б/ попытка научного исследования купальских обрядов и ритуалов.

Автор диссертации считал целесообразным сгруппировать исто-рико-этнографическис данные о купальском праздновании по принципу территориального распространен«.-: этого явления, исследуя по мере возмомюстеп отдельные временные изменения в содеркании купальских: обычаев и обрядов и в его формальном выражении. Этот принцип позволил систематизировать необычайно неразномерный по своей пол-коте г. знглг.и.дсти фактологический материал и создать на этой основе картосхему бытования структурных компонентов купальского

празднования на Украине в Х1Х-начале XX вв.

Во второй главе диссертации "Структурные компоненты купальского праздника и их локальные разновидности" диссертант рассматривает комплекс обрядов как стройную и целесообразнуп систему народных мировоззренческих представлений, морально-этических нор«, ритуальных действий.

Исследователи духовной культуры единогласны : в основе купальской обрядности лепи культ огня, воды и растительности. В связи с этим автор считал наиболее правоверным выделить и проанализировать -эти компоненты в структуре купальской обрядности.

В параграф "Ритуальная семантика купальского огня" прослеяи-вается в »реальном плане традиция бытования огня, утвервдается тот факт, что вокруг костра сосредоточены основные действия купальской обрядности и огонь является ее основным мотивом, а также высказывается шсль о важности и культовом характере огня в купальских празднествах, об их архаичности, многолюдности, массовости.

Разнообразие общественно-исторических факторов, влияние приро-дно-географической среды и т.п. обусловили бытование своеобразных локальных вариантов купальского костра, которые исследованы и проанализированы на большом сравнительном материале как в синхронном, так и в диахронном плане.

Сункцлональнус природу купальского огня автор рассматривает сквозь призму обычаев л ритуалов, что обусловили выбор 1:0ста для купель ого костра ; способы сбора материала для скигания, выбор лст,ей, которым выпала честь разжечь огонь, добывание "живого" огня трением и т.д. Акцентируется внимание на таком обычае, как перепрыгивание через купальский огонь, что свидетельствует об очистительной, лечебной, апотропеической и оплодотворяицей силе, что отражает мировоззренческие представления каких предков.

Определение ритуальной семантики и функциональной направленности купальского огня аргументируется также примерами народнопе-сенного богатства : пословиц, поговорок украинского народа в общеславянском и, в частности,- восточнославянском контексте.

В^а2а1^^е^Во5а_и_ее_^нк^и_^1213аль ских_обр2зах " про слеживается необычайно важная сшсловая и функциональная роль воды /точно так же, как и огня/ в купальском праздновании.

Исследователи к&левдарной обрядности единогласно считают, что обряды, связанные с водой и исполняемые в честь летнего солнцестояния, по своему характеру и направленности были очищающими.

Анализ компонентов купальского празднования дает основания утверждать, что одним из наиболее распространенных аспектов обрядового очищения следует считать купания, известные всем народам ■ Европы. Характерной особенностью этого ритуала является совмещение купания и перепрыгивания через купальские костры. Та или иная последовательность в исполнении этих обрядовых актов, их количество и т.д, определяют локальные разновидности купальского празднования. Однако в указанных обрадах кроме локальных вариантов, есть и общие черты. Это, во-первых, выбор места купальского празднования не где-нибудь, а именно возле воды ; во-вторых, своеобразный симбиоз одновременного ритуального очищения огнем и водой ; и в-третьих, сохранение перечисленных реликтовых явлений в определенном хрошлогичко-синхронном срезе, что приходится на окончание Х1Х-начало XX века. Вода, как и-огонь, выступает во всех приведен^-ных примерах равнозначной ему очистительной стихией.

Сведения о Купальских обрадах дают возможность судить о том, что в день праздника Купалы чудодейственной считалась утренняя роса. Полкфункциональная направленность и полисемантика воды и росы в день Ивана Купалы проявляется в тон, что эти.; обоим компонентам

народным пред став лениег.г приписывалась способность влиять на благосостояние человека, укреплять его здоровье, вызывать довдь и этим способствовать урожайности полей, быть средством предсказания будущего и фактором влияния на судьбу.

Эти функционально-семантические характеристики воды и росы выракались в обрядовых актах купания в воде и качания в росе в день Купалы с цельв укрепления здоровья, собирания купальской росы, разнообразных девичьих гаданьях /пускание венков на воду, окы-вание колокола и т.п./, направленных на то, чтоб быстрее выйти замуж.

Идея плодородия в купальских ритуалах с водой проявляется в . актах жертвоприношений, через сакральные действия с целью вызова дойдя, что в конечном результате подчинено аграрно-земледельчес-ким целям - способствовать "магическими способами урожайности полей и огородов.

Мотивы жертвоприношения, такие прозрачные'в функциональном предназначении купальских костров, достаточно четко выражены и в ритуалах, связанных с купальской водой.

Этот аспект в выяснении семантики и функций купальского праздника разрабатывается в третьем параграфе,, который называется "Антропоморфные обрядовые изображения и купальское деревце"..

В структуре купальского обрада ритуалы с антропоморфными фигурами не менее важны, чем другие, а фактологической основой для истолкования семантики, функциональной нагрузки купальских ритуалов с человекоподобными изображениями, определения географии их распространения, уяснения локальных особенностей, являются записи этнографов XIX - начала XX веков. Сведения, зафиксированные А.Афанасьевым, А.Терещенко, Н.Маркевичем, А.Малинкой, П.Ивановым, П.Чу-бинскиы, Г.Гальком, О.Кольбергом и др., автор дополнил материалами,

почерпнутыми из архивных источников л научных экспедиций.

Выяснение семантики антропоморфных изображений осуществлено на основании критического осмысления концепций, высказываем« представителей разных научных ¡лкол и течений. К примеру, трактовка ритуальной купальской куклы как антропоморфного воплощения идола определенного божества, в частности, бокества Купали, отрицается в данном исследовании, поскольку антропоморфное изображение не могло быть персонификацией носущсстБуацего бога Копали. Ка оскзваши анализа материала опровергается такие концеп:?:я купальского антропоморфного изображения как символического воплощения боппп: зимы и смсрти и высказывается гипотеза о закономерной связи ритуальной куклы гаи деревца с г.ертвопринопеншми, осуществляемой в период летнего солнцестояния согкснием или потоплением. По все;: вероятности, антропоморфные куклы жи их обрядовые эквиваленты -купальские деревца, сохранив на протяжении столетий название варена, Морена, могли усвоить эти определения как реалии, которые олицетворяли лвдей, приюсга.ъх в нерЛу, отдаваем« ка смерть.

Обычаи изготавливать в определенные календарные сроки антропоморфные изображения с последующим их уничтожением Сиг. широко распространен в славянском мире и далеко за его предела:.".! у всех европейских народов. Идентичность ритуальных действий, сирота географии бытования данной традиции подтверждает типологические черты функциональной. направленности обрядов с антропоморфными фигурами как магических актов вызывания доэдя. Обрядовые действия с антропоморфными изображениями в купальски.; праздновании на Украине -еще одно свидетельство трудовой хозяйственно-производственной основы купальского коматекса, связанного с мечтг~и язытаика-земдеделъ-ца об урокайности поля, о дозде, который дос-е;; сыт способствовать росту и созреванию хлеба.

Ритуальны.! эквиваленте« антропоыорфгаго изображения следует считать купальское деревце. Характерно, что обряды с деревцем именно з купальском празднований не били распространены среди других славянских народов или не несли, встречаясь кое-где как эпизодическое явление, такой значительной функциональной нагрузки, как на Украине. Это дает основания констатировать, что празднование Купалы с приукрашенным деревцем - специфический обряд украинцев. К своеобразны;.! зонам распространения обрядового деревца в комплексе купальского празднования з конце XIX - начале XX веков относилась западная и центральная части Украинского Полесья, территория Подолья, среднего Приднепровья, центрального и восточного Левоберекья.

Одновременно с ярко выраяенными аграрю-магическими функциями купальское деревце сохрангао те черты, которые дают основание трактовать его как атрибут сватания и женитьбы г семантическая схожесть калездарного и свадебного атрибута, закрепление общей терминологией /"п'льце", "вхльце'7; художественные параллелизмы в купальских песнях, где ивовое "гхльце-купало" ассоциируется с женитьбой или сватанле-м и т.д._Именно в такой интерпретации чаще всего выступает ритуальное деревце в купальском обряде на Украине, о чем свидетельствуют источники XIX - начала XX веков, а также материалы современных этнографических экспедиций^

Третья глава исследования 'Народные верования и знания, свя-занще^_к^палмкой_об]о^юстью" такне скомпонована из трех параграфов. В первом из них - "Отголоски культа предков в купальских обрядах" - анализируется, главным образом, связь праздника Купали с языческими русалиями, поскольку и купальский праздник и русальная неделя непросто существовали сами по себе, но органично входили в структуру языческого аграрного календаря, и именно купальские

обряды и к при являлись кульминационным заверсаащим пунктом летних язшгских русалий. Прослеживаются в параграфе разнообразные концепции, касающиеся русалок : "русалки - умершие родственники" /А. Веселовский, Е.Аничков/ ; "русалки - покойники - самоубийцы, не-крещонше умершие дети" /Д.Зеленин/ ; "русалки - водяные существа, способствующие плодородности полей" /В.Пропп, Б.Рыбаков, В.Соколова, В.Смирнов/. Не вызывает сомнений, однако, тот факт,что в обрядах весенне-летних русалий четко прослеживается культ умерпих родственников и разделение на следующие структурны компоненты : I/ приглашение, встреча покойных предков ; 2/ Ритуальное общение с ними ; 3/ проводы к их постоянному месту пребывания /кладбище, пола, лес/.

Реликты проводов русалок, которые сохранились до нагих дней на территории центрального и восточного Полесья, свидетельствует о «штос общих признаках в троицко-русальюм цикле и купальских обрядах /ритуал венкоплетения, разжигания костров и перепрыгивания через них ; бросание венков в каг^сткые грядки или лен как проявление аграрко-магичееккх действий ; коллективная трапеза/. Итак, русалки - это демонологический антропоморфный образ мировоззренческих представлений, уходящих своими генетическими корнями к культу предков и сввдетедьствующий о несомненной связи с вегетацией а едеей плодородия. Ритуальный период сезонного пребывания русалок на земле завершается днем Купалы.

Во втором параграфе "Собирание трав и ягод на Ивана Купалу" прослеживается традиций собирать в этот день травы и ягоды, кото-рыл приписывали особые магические и лечэбнче свойства.

В основе народной медицины - знания о лечебных свойствах тех или иных растений и ягод, приобретенных вследствие многовековой практики поколений. Одновременно эти свойства считались в народ-

ном сознании необыкновенными, магическими, поэтому в традиции собирания трав и ягод в день Ивана Купали чатко просматривается ссэ-динение рациональных народных знаний с иллюзорными предстазленияш и верованиями.

Обычай собирать лекарственные травы в день купальском праздника был особенно интенсивным в Карпатах и в Ползсье. Буховинстеэ гуцулы называли праздник Купалы Зильныы Иваном, а полещуки имвнова-ли "Ивановыми ягодами" чернику, собраннуи в день Кугшы, а зверобой - "святоянской травой*.

Процесс сбора трав и ягод на Ивана Купала был окутан кисеей таинственности и набожности,.осуществлялся с соблвдением целого ряда обязательных условий. Перед тем, как вдти за купальским "зил-лям", лвди умывались, надевали чиступ одевду, а растения я ягоды собирали, раздевшись, до восхода солнца, поскольку считалось, что только соблюдение, этих условий обеспечит сохранение щлебпой сшш трав, корней и ягод. .......

Купальские травы собирали, тихо напевая песни гни шшгепткзая споциальные заклинания, в которых фигурируют.имена христианслое святых, хотя генетические корни этих заклинаний значительна гдубгз и уходят в те времена, когда человек с помощью словесной шгдн пытался сделать представляемое реальным, а желаемое - действительным.

Купальскими травами "заиаювали^т.э. украшали жилища Уг&лиц-кое Подолье, Покутье, Гуцульщина, Бойковщина, Леюговщнна, некоторые местности галицкого Подолья/, зму приписывались лечебные и ага-тропеические свойства, его использовали как средство против града или пожара, а также с целью приворожить суженого. Все это свидетельствует о полифункциональных признаках травы, собранной в день Ивана Купалы.

Третий параграф называется "Легенды, предания и еадьскохозяй-

ственные примети в контексте купальской обрядности'', в нем анализируются те примеры народнопоэтического эпоса и сельскохозяйственные приметы, которые касаится купальского празднования.

Среди значительного количества легенд и преданий, примет и верований, имеющих отношение к празднику Купали, особенное место принадлежит верованиям о солнце. Связанные с ними обычаи встречать восход солнца, "чатувати сонце" были распространены у многих народов Европы.

В Украине бытовали верования, что солнце в день Купала "играет", "купается", то есть меняет цвета и триады подымается и-оцу-' скается, прение чем выйти на небаснуп орбиту. Эти верования отражены в купальском песенном фольклоре и обычаях, связанных со встречей восходящего солнца. Названные обычаи и верования являются, во-пержых, реликтом аграрно-производствекной магии /"солнце восходит на хлеба-уроакаи"/, а, во-вторых, рудиментом лечебной магии /"солнца в этот день лечит"/.

Не менее интересными в обрядовом купальском цикле европейских народов является верования о цветении папоротника в ночь накануне Ивана Купалы. Обладатель цвета папоротника, по народным представлениям, мог повелевать духами к другими сверхъестественными силами, находить сокровища, понимать язык животных, становиться невидимым и т.п. Анализ сюжетов некоторых легевд и преданий об обладателях цветов папоротника, а также художественных произведений Н.Гоголя, А.Стороженго, Г.Дакилевского, написанных на основании фольклорных источников, дает основание утверждать, что морально-этические аспекты составляют идейно-художественное ядро в произведениях купальского народно-поэтического эпоса. Морально-этические нормы народа всегда выражают его взгляд на труд как на единственно правильный и оправданный источник существования человека и осувдали богатство,

приобретенное хитростью, случайно и нечестно. Вот почему во всех вариантах легеццы о папоротнике волшебный цветок неожиданно исчезает, а приобретенное богатство проваливается сквозь землю.

В системе народно -по о тичс с;::гх представлен:!;';, икзгг^чх отношение к купальскому празднику, можно вэделить больяую группу верований и примет аграрно-магической направленности, связанных о заботами крестьянина-земледельца о судьбе будущего урожая, о благополучии, Так, налщ предки по погоде в день купальского праздника пытались предугадать урожай зерновых культур, фруктов и овощей /например, солнечная погода в день Ивана Купалы значила, что в этот год следовало ожвдать урожай овощей и орехов, а до яд и предвещали "мокрую жатву", неурояай арбузов и фруктов/.

Кое-где на Украине бытовала традиция осматривать посевы в день Купалы и тем самым предвидеть будущийурожай зерновых, бросать в грядки кацусты конский череп Дитомирщина/ с целью сталировать ее рост, продирать ложкой несколько картофелин /Гуцульщина/, чтобы увеличить урожай картофеля. .

Комплекс народных легецц, верований сельскохозяйс.венных примет имеет к коллективному обрядовому празднованию опосредствованное отношение, однако без юс описания и анализа картина купальской обрядности на Украине была б лишена своей целостности и полноты.

В четвертой главе "Трансформация народной купальской традиции в современной обрядности" анализируется усвоение народных купальских традиций главным образок во время усиления официального курса на замену или трансформацию народных традиций новыми обычаями а об-радаыи, ознаменованных коммунистической вдеологией. Подчеркивается, что в процесса исторического развития магически-ритуальная сущность купальских о бредов приходила в упадок-, переосмысливались, приобретали все большего значения символические игрово-дешнстрациокные

элементы, ювшалась эстетическая и воспитательная функция обредов. Дается детальная характеристика купальского празднования в разных регюнах Украины /Полтавской, Ивано-Франховской, Харьковской, Черкасской, Хмельницкой, Винницкой, Волынской и Черновицкой обл. ^указывается, что из традиционных народных обрядов и обычаев организаторы купальского празднования использовали такие элементы, как вен-коплетение, разжигание купальских костров и хороводы вокруг них, установление ритуального деревца и т.п.

. Однако в проведении купальского празднования в 60-70-х гг. случалось немало искусственного, надуманного, слишком официально-заи-деологизированного, что являлось данью требованиям контроля со стороны компартийных органов. Чрезмерная театрализация купальского празднования приводила х нежелательному разделению на немногих участников художественной самодеятельности и пассивных наблвдате-лей, а присутствие персонифицированных фигур "князя", "водяного", "Нептуна", "гороха", "кукурузы" и т.п. также звучало резким диссонансом естественной структуре и содержанию народного традиционного праздника.

В 60-70-х гг. традиционные элементы купальского празднования нередко заменялись новообразованный» обрадотворческими действиями или переосмысленными согласно тогдашним идеологическим догмам : преимущество речей и выступлений перед песнями и обрядовых»! действами превращало прекрасное торжество в административное мероприятие, эмоционально обедняло его. Это - очевидное пренебрежение народными традициями - является чужеродным и потому заранее обреченным на отшфание.

Таким образом, есть основания угверздать, что купальские празднования, на Украине в 60-70-х гг. включали в себя рад традиционных

элементов, которые не всегда корректно переосмысливались под прес" »

сом теологических требований. Традиционные формы праздника во всем

многообразии его локальных вариантов использовались в некоторых

Л

местностях неполно, без ложного осмысления его роли как источника . воодушевления и радости лвдей.

Завершается исследование выводами :

Купальский праздник - одна из ведающихся вех народного календаря, образованного многовековым опытом поколений. Он органически вписывается в структуру традиционно-бытовой духовной культуры народа, которая своими генетическими корнями уходит во времена доклассового общества. Купальские обычаи, обряды и ритуалы, как и обычаи и обрдды других календарных циклов, неразрывно связанц с бутом народа и обусловлены практическими, жизненными нугдами лвдей.

Эти практические интересы и нувды выражались прежде всего в обеспеченности урожайности, защите жилища от всякой беды, а также в попытках предвидеть будущее способом Еорожбы.

Магическая практика, играющая в купальской обрядности существенную роль, была связана, кроме того, с пониманием животворной энергии солнца как важнейшего источника жизни. А посколику именно 24 июня /по старому стилю/ солнце достигает зенита своих возможностей, оно не могло в воображении человека раннеэтнических общностей нз ассоциироваться с огнем. Именно поэтому возле ритуального деревца как средоточия плодотворных сил природы разжигали купальские костры, водили вокруг них хороводы, танцевали, прыгали, что представляло собой разнообразные веды земледельческой ыагии. Мэяодеш», перепрыгивая чзрез огонь, ганда пыталась пояерпнугь для себя как шяш больше этой животворной силы.

Основой перечисленных ритуальных действий являются элементарные ассоциации, имитативная магия. Конкретной целью характеризуются также обряды, направления® на защиту членов семьи, жилища, скота от пагубных действий ведьм и коддугав, которые, по народным верованиям, становились особенно активными и опасными в день купальского празд-

ннка. Эти обряды вытекают из представлений о необычайной активизации в период летнего солнцестояния не только животворных сил природы, но и сил зла.

Аналогичный характер присущ также магическим действиям в обря- • дах очистительного характера - перепрыгивание через огонь, чтоб защитить жилице и членов семьи от влияния злых сил.

Картина бытования компонентов купальского праздника на Украине характеризуется локальной вариативностью тех или иных ритуалов как в структурно-формальном выражении, так и в полифунхщинальиой семантике.

Архаический характер купальских обрядов подтверждают традиция обязательного присутствия наиболее возможного количества людей на празднике, разжигание костра способом трения или высекания, пережитки архаических жертвоприношений /символическое уничтожение антропоморфных изображения сжиганием, потоплением, разрыванием/.

Купальскими обрядами завершался- период весенне-летних русалий и именно праздник Купалы был кульминационным моментом этих русалий, которые генетически достигали культа предков и были связаны с вегетацией и вдеей плодородия.

Купальские обряды украинского народа свидетельствуют также о генетической общности и-типологической однородности с аналогичными обрядами других славянских народов, особенно восточных славян. В украинском купальском обрядном комплексе, как и других европейских народов, важную роль играют вода, растительность и огонь, хотя удельный вес той или другой реальности в определенных территориальных границах был неодинаковый, что обусловило появление локальных разновидностей купальских ритуалов.

И содержание, и формы купельской обрядности, направленные на достижение вышеназванных целей, в процессе исторического развития

*

подвергались определенным изменениям и модификациям, происходившим

от простейших ассоциативных связей меэду явлениями природы до появления новых, более сложных абстрактных представлений в обрадовой практике. В связи с этим рассматривается возникновение ассоциативных параллелей плодородности зеши с человеческой способностей роядать и продлевать жизнь..

Поэтому в купальской обрдцности нашла яркое выражение идея плодородия - магистральная вдея всей народной /и семейной, и калевдар-ной/ обрядности. Эта идея прослеживается в сохраненных рудиментах аграрной магии, направленной на повыпение урожайности шлей и огородов /комплекс ритуалов вызывания до удя, обрядовое потопление деревца и его антропоморфных эквивалентов, реминисценция архаических жертвоприношений и т.д./. Идея плодородия проявляется также в ассоциативных связях мелду плодородием природы и женской фертильностьв: четко прослеживается прерогатива девушек и женщин з обрядовых действах /разжигание купальского костра, исполнение песен, венкоплето-ние, украшение купальского деревца, собирание ягод, трав/.

Этой же адеей плодородия подчинена совокупность купальских рн-. туалов, направленных на предввдение судьбы и комплекс обрядовых действий, призванных согласно с верованиями наших предков полной мерой повлиять на будущую супружескую жизнь и приблизить время женитьбы, приворожить суженого.

Ритуалы с купальским огнем, водой и растительностью - голисемантические и полифункциональные. В них тесно переплетаются очистительные и охранительно-аштропеическиз мотивы с земледельческой и свадебной магией.

С принятием христианства купальская обрядность осложняется -христианские верования соединяются с архаическими народными культами -и на этой основе возникают более сложные синкретические формы. Церковь и административные власти преследовали купальские обрада и за-

прещали их организовывать, поскольку языческая символика этих ритуалов на соответствовала основным каютам христианского вероучения. Однако идеологи христианства не могли искоренить содержанке народных обрядов, в том числе и купальского праздника, и потопу вынуждены были прибавить к традиционным языческим некоторые свои элементы ритуальной формы, чтобы хотя бы в некоторой степени примирить обрядность народа с основными канонами христианской религии.

С купальскими обычаями и обрядами тесно связаны народные ле-гевды /о цветении папоротника в ночь накануне Ивана Купалы, об игре и купании солнца в этот день, о возможности найги сокровища и т.д./, а также некоторые сельскохозяйственные приметы, в которых отразился многовековой опыт народа, его. наблюдательность и природный ум.

С течением времени одни магические действия наслаивались на - другие, образовывая при отом сложные переплетения из разных исторических эпох. Содержание одних обрядовых действий забывалось, других - переосмысливалось.

Развитие купальской обрядности происходило путем постепенного • упадка магически-ритуальных функций и трансформирования их в эстетически-развлекательные.

Совреме:шая этносоциальная ситуация На Украине характеризуется усилением интереса широких масс трудящихся к народным обычаям, обрядам, традициям - этим вечно живым и чистым истокам национального сознания. В связи с этим день Ивана Купалы в современных условиях должен праздноваться с наиболее полным восстановлением национальных традиций, как важный и обязательный компонент духовной культуры народа.

Основные положения диссертации изложены в публикациях :

1. Из современных полевых исследований традиционной купальской обрядности на Украине // Всесоюзная сессия по итогам полевых этнографических и антропологических исследований Г962-1983 годов. Тезисы докладов. - 4.2. - Черновцы, 1984.-С.264-265.

2. Рел1кти купальско1 обрядовостх на Подгллг // Тези доповтдей У1 Под1льсько1 1сторико-краезнавчо! конференци. - Кам"янець-Под1ль-ський, 1965.-0,08 друк.арк.

3. Ой на 1вана, ой на Купала //Наука I суспхльство. - 1987. - № б. - С.62-63.

4. Календарные обычаи и обрады //Общественный, семейный быт и духовная культура населения Полесья. - Минск, 1987.-С.48-62. - В соавт. с Л.И.Миньком.

5. До питания про семантику 1 функцхТ купальско? обрядовостх на Ук-раТш // Тези республ1кансько1 науково-теоретично! конферегед! 17-18 грудня 1987 р. - Львхв, 1967.-С.264-265.

6. Що про купальськх свята. - Лвдина х свхт. - 1988. - № 7. - С.15-17. . •

7. Купальська обрддовхсть на Укра¥[П //К., Наукова ж>йка,1990,- 8 друк. арк.

8. Аграрно-магические аспекты купальского фольклора //Фольклор у духовному житт1 украТнського народу : РеНоналыи науков1 питания. - Львхв, 1991. - С.75-76.

Шдшсанэ до друку 18.05.93. Формат папару .60x84 I/Te. ílantp друхарсыей К I. Друк сфсетнаЯ. Ун.др.арк. 1.0. Уи.ф5рбо-з1дб.1.1. Tupas 100. Зам. В ICS9. •

НяЕчально-влробшл! Maflcrepai Льв1всь?.ого nc.ilrpeítii'oro тзхд!-ку«у. 290094, м.Льв1в, гул.Влнютеняа, 12.