автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.19
диссертация на тему:
Лексическая структура рассказа

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Кунтыш, Марина Федоровна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Минск
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.19
Автореферат по филологии на тему 'Лексическая структура рассказа'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Лексическая структура рассказа"

БЕЛОРУССКИЙ' ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.И.ЛЕНИНА.

На правах рукописи

КУН1НШ МАРИНА ШВДОРОВНА

ЛЕКСИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА РАССКАЗА 10.02.19 - Теория языкознания

АВТОР® ЕРАТ диссертации гга соискание ученой степени кандидата Филологических наук

Минск 1991

Работа выполнена на кафедре теоретического и славянского языкознания Белорусского государственного университета им. В.И.Леаиш

Научный руководитель - доктор филологически: н ^-.., профессор А.Е.Супрун.

Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор А.И.Горшков, кандидат филологических наук,доцент Я.И.Вилътовская.

Ведущая организация - Ыогилевский педагогический институт.

Защита состоится 19Э2 года в часоа на

заседании Специализированного^совета Д 056.03.06 по защите диссерт таицй на соискание ученой степеш кандидата филологических наук при Белорусском государственном.университете имени В.И.Ленина • /220030, Минск, ул. Красноармейская, 6, филологический факультет/,

С диссертацией ысмно ознакомиться в библиотеке Белорусского государственного университета имени В.И.Ленина /Минск, Ленинский проспект, 4/.

Автореферат

Диссертационное исследоваше посвящено анализу лексической структуры художественного текста.

Текст являзтся важнейшей из лингвистических сущностей. В последнее время проблематика текста выдвинулась на одно из первых мест в языкознании.

При всем разнообразии взглядов на проблемы текста наблюдается абсолютное единство в признании связности основополагающим параметром текста, его организующим принципом. Связность предопределяет цельность, а связность и цельность являются условием текстульнос-ти.

Большое внимание в научных работах обращается на синтаксические средства, обеспечивающие связность текста, на синтаксическую организацию текста. До сих пор отсутствует цельная картина лексического уровня текста, хотя об отдельных лексических особенностлх текста, о функционировании отдельных лексем в тексте говорится все чаще.

Из анализа конкретных факторов, характеризующих текст, вытекает задача описания типов текстов по наличию в них таких факторов, установления общих черт, присущих текстам. Возможны самые разнообразные' подходы л решению проблемы типологии текстов, поскольку многоаспектна сама природа текста и " имеется ;лгого факторов, характеризующих текст. Построение- лингвистической типологии текстов остается насущным вопросом современной лингвистики.'

В работах последнего времени, посвященных изучению текста, высказывается плодотворная шсль о том, что текстовой анализ, должен бить направлен не стать ко на отдельные языковый факты, сколь-' ко на способ их соотнесенности, организации. Локсичоскал структура текста определяется взаимодействием отдельных элементов. Лвг.-сико-тематическиЯ отбор, отбор отдельных слов, сочетаемость -слоп, частотная характеристика^ и характеристики закономерностей появления новых слов п тексте, установление семантических бвлзей 'п~ду

словашг в тексте, усгеловление адсоциативгшх связей слов в тексте -все ото части общей лексической структуры текста.

•Рассмотрение динамики текста, выявление языковых средств, которые обеспечивают непрерывность движения текста, являются одной из актуальных проблей современной лингвистики текста.

Цель настоящего исследования заключается в выявлении наиболее существенных факторов, характеризующих текст в плане его лексической организации, в создании классификации текстов рассказов по представленности в них анализируемых факторов. Задачи исследования:

- выявить-в текстах рассказов субъекты и предикаты, охарактернзо- • вать способы и средства их лексического выражения;

- объединить выявленные субъекты и предикаты в группы по семантике,. проанализировать состав и функции в тексте таких лексических груш;

- изучить движение в тексте -наиболее многочисленных и существенных для рассказа лексико-тематическш, групп субъектов и предикатов^,

- создать классификации рассматриваемых текстов рассказов по особенностям их лексических структур.

Актуальность данного исследования состоит в изучении вопросов лексической организации текста, в анализе динамики текста. Актуальность обусловливается такае потребностью создания типологии текстов,- к которой модно прийти путей изучения разных текстов с различных точек зрения,' В данном случае осуществляется попытка построения типологии текстов по представленности в них существенны* единиц лексического плана.

Научная ног.пзна исследования заключается в новых аспектах . анализа лексической структуры текста, его основных элементов, в . рассмотрении все;; факторов текстообразования с учетом содержания произведения. Применяемая в работе методика анализа структуры текста' предполагает взаимодействие собственно лингвистического и

- & -

литературоведческого подходов. Текст рассматривается как сложное струнтушо-семантическое- единство, в котором лексические единица имеют определенную функциональную направленность и выражают идеА-но-худо^ественное содержание произведения. Новым моментом является и изучение фактора распределения слов в тексте.

Теоретическая ценность исследования состоит в выявлении в лексической структуре существенных элементов, в создании классификации этих элементов и построении типологии текстов по выявленным признакам. Ценность определяется вкладом исследования.в решение ряда актуальных для современной лингвистики проблем; проблем связности текста, проблемы типологии текстов.

Практическая ценность диссертации состоит в возможности ис- , пользования се материала в теоретических курсах по лингвистике текста, на занятиях по лингвистическому анализу текста, а тахте в прикладной лингвистике.

Нет оды исследования: методы наблюдения и лингвистического* описания, метод количественного анализа.

Материалом для исследования послужи.™ десять рассказов А.П. Чехова, общим объемом 110 страниц /34800 слов/.

Структура работы: диссертация состоит из введения, грех исследовательских глав, заключения и списка литературы.

На защиту выносятся следующие положения:

I. Субъекты и предикаты я&ляются важны/л тенстооЗразущики факторами, характеризующая! текст с точки зрения его лексической структуры. Лексико-семантическуп структуру конкретного рассказа определяют специфика тематики субъектов а предикатов, отражающая содержание произведения, своеобразие способов и лексических средстп юс гараяения, их количество, ссобеггностл взаимодействия субъектной и предикатно? систем в тексте, их взаммообуслопле'пюсть. Роль субъектов л предикатов в формировании структуры текста рэялкчча«

лексическая структура текста может быть представлена в виде совокупности лексико-тематических групп со своей внутренней иерархией и распределением. Рассказы оригинальны по представленности в них лексико-тематических групп,, их качественному и количественному составу, функция;,! и значимости в тексте, по" взаимосвязям и взаимоотношениям в тексте слов, входящих в разные тематические группы.

3. Лексическую структуру рассказа характеризует фактор распределения слов в тексте, отражающий развитие сюжета повествования,, реализующий связность и цельность текста. Характер распределения на протяжении текста номинаций персонажей, лексико-темати-ческих групп определяется их значимостью в раскрытии главной идеи произведения, в создании' его смыслового и тематического стержня. Равномерность распределения лексики одних тематических групп, периодичность или эпизодичность появления слов других групп, наличие или отсутствие внутренней динамики в лексико-тематических группах, изменение характера леке! ки на протяжении текста, особенности распределения лексико-тематических групп в связи с номинациями персонажей определяют своеооразие лексической структура.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ .Во введении ооосновывается актуальность теш, определяются ' цель и задачи исследования.

'Глава I "Лексическое,¡выражение субъектов и предикатов как ¡элементов структуры текста рассказов" посвящена вопросам языкового 'Ёыраясшш существенных, влементов текстообразования, без которое текст немыслиы,-

Каждый рассказ рассматривается с точки зрения личных суог-втюа, образумрк в тексге яексико-оемантическую группу обозначений шреона-ш!. Анализируются способы презентации пероонакой, сродства 1& нойиницци, саявляэтой роль местоименных оамештьлей а обозначений; гйрооь.'

Неличные субъекты выделяются в тексте с учетом их количества и значимости г- произведении. Некоторые их семантические группы повторяются от рассказа к рассказу, однако их конкретный лексический состав изменчив. Это относится, например, к номинациям чувств, обозначениям частей тела, наименованиям-объектов природы. Другие же группы неличных субъектов появляются лишь в одном из рассматриваемых рассказов: обозначения лекарств присутствуют в рассказе "Воло-* дя", юридическая лексика представлена в рассказе "Пари", номинации церковных объектов встречаются в рассказе "Золодя болызой. и ВолодЯ маленький".

Тексты анализируемых рассказов отличаются семантическим многообразием предикатов. Некоторая часть тематических групп предикатов представлена в большинстве рассказов. Это, например, предикаты эмоционального состояния и его внешнего проявления, предикаты речи и мышления, предикаты движения. В то ке время многочисленна и существенна группа предикатов интеллектуальной деятельности лишь й рассказе "Пари", восприятия - только в рассказе "Красавицы", из- , иенения физического состояния -.в рассказе "Душечка".

Различные типы номинаций персонажей - личных субъектов текста, тематика неличных субъектов, лексические группы предикатов, взаимодействие в текста субъектной и предикатной систем участвуют п создании- своеобразной лексической структуры каждого рассказа.

В паздсм рассказе выделяются опорные лексико-тематические группы субъектов и предикатов, вокруг которых объединяются другие. Такие группы субъектов и предикатов рассматриваются в главе "Организующая роль тематических групп в лексической структуре текста".

В главе дается типология рассказоЭ. по представленности в i-r.es конкретной локсико-тематичеспой группы.

Например: наименования частей тела, суцзйтвнтелъпда, связанные с портретной характеристикой челопега., многочислен?!}! и у;?ачл?/ы

в рассказах "Красавшр", "Душечка", "Верочка". В рассказах "Володя", "Страх", "Верочка", "Дама с собачкой" особо значимой оказывается оценка внешности и изменение отношения персонажа к внешности героини. В рассказах "Володя" и "Володя большой и Володя маленький" номинации частей тела используются часто в обозначениях мимических и жестикуляторннх движений.

Подгруппы слов со значением мыслительной деятельности по-разному количественно представлены в каждом конкретном рассказе, что обусловлено содержанием произведения. Подгруппа лексем со значением памяти преобладает в рассказах "Верочка" и "Пари", в которых события 'излагшэтея в форме воспоминания главных персонажей. Лексическая подгруппа размышления существенна и многочисленна в рассказах "Дама с собачкой", "Душечка1,1 "Володя", "Володя большой и Володя маленький". Множественность лексем со значением мыслительных процессов говорит о погруженности персонажей в свой внутренний мир, о постоянном их самоанализе. Подгруппа слов со значением знания и понимания наиболее многочисленна в рас саз ах "Страх", "Красавицы",' "Человек в футл*фе".

Особой значимостью и многочисленностью предикатов зрительного восприятия отличается рассказы "Дама с собачкой", "Красавицы", "Ограх". В рассказе "Красавицы" созерцание красоты, передаваемое -глаголами зрительного восприятия, является одной ие основных воз-нокност.ей восприятия человеком прекрасного. В рассказе "Страх" глаголи зрительного восприятия фиксируют возрастающее вшшание героя-рассказчика к внешнему облику, поведению, эмоциональному состоянию героини после посвящения рассказчика в тайну семейной жизни главного персонажа. В рассказе "Дама с собачкой" глаголы зрительного восприятия активно характеризуют эмоциональное состояние персонажей, ими даже определяются некоторые этапы в осознании героями своих чувств. Нэьалу» роль в воссоздании душевного состояния персонажей .

играют оост-оЕгельсгва, пршюзи?1е к прсдшагап зрительного восприятия, з р--ое;п:зах "Володя", "О л-обви4.

В за:я«чс2пш к главе даются хароисрпсгяки рассказов по наличие в них лсксико-ш'атичесмпс групп:

В рассказе "Верочка" предикат памяти передает содорпаь-ив произведения в ферме воспоминания. 1ексико-тс.:ат:тевск<о группы обозначении частой тела, одо~д:: в ког'ккщпяя коптов я цнапт, колинацнЯ природных объектов, обозначен::;! чувств, •^слителььта и рэчових процессов, предикатов движения нанрагшонк на воссоздание дуезаного со-с.оянпя перосгагсЛ. Й&гзшз1?л частей угла и оде:;-д>л с опр-здвяения'Л дорагдот портрзт герошш, о 1111:1:1 связана экоцаенальная оценка ее впегшего облика Огневчм.

В рассказа "Володя" еггоцреиалыюо состояние пзрсснакей передается посредствен предикатов речи, зрительного восприг.гия, двпзешя. В воссоздании настроения пришт»? участие обозначения ггаичеегмх и ззетпцулягорчкх дшзегсШ, состав;:«»?. «тестю когорт* ягляотся иеупна-ц:ш частой тала. В тексте существенна группа предикатов размылясння, любовная лгкеигл, лексика обучения и нз'"г:л:ова;гпя лекарств. С но:п;~ нацшкп одо;:;ди и предметов связано пкошепапьное сткоазшю героя к скру-аал-ему миру,

В центре рассказа "Красавица* портретные- описания довуезх /по-мшгации частой тела с определения:,::!/. Красота человек! сопоставля-стся с красотой, прнродц /нс:л:нз'цгй1 ебьзкгоз природу/. Красоту весь-ршимают героР-расскаочик и ноойггго. больсс-э количество второстопсн-тгх и эпизодических порсотахой. 1Гр?.сот-у они ййэорцтот /прэдякатн зрительного восприятия/.к оксЭДадолыю йэр^пва»* /пр^д'иаг!,' ока-цшЧ, оаралшнкыз в один тон/, но и силах осодсяизь /щуусикм* пн"Г!'я и понимания/. С иосто:« делений овг:за:ы нези^ция по::;•:;:;

У героев рассказа "Пари'' отсутствуя? бо-Зсувгнниз лньнз, лбе-» значения персоч-пей по роду эазнгхяй зходя? з «гематгегло грунт

юридической и финансовой лексики произведения. Змощюналыше состо-жие персонажей передают предикаты речи и чувства. С описанием внешнего оОлика героев и оирумающеР обстановки связаны но-.и-шации частей тела и артефактов. Предикаты памяти выражают еодщгхлииз поопзведе-ния в форме воспоминания.

В рассказе "Страх" преог' адает одна эмоция, в передаче эмоционального состояния персона-;;ег участвуют предикаты размышления, знания н понимания, речи. О предикатами зрительного восприятия соединяется номинации частей тела, оденди /при них особенно значимы зш-ционалыю-оценочше определения/ и наименования объектов природы. Среди* ьоминаций персонажей особую семантическую нагрузку несет обозначение второстепенного персонажа по прозвищу.

Мир собственных чувств /в тексте лексико-тематическая группа обозначений омоционального состояния и его внешнего проявления через мимику и жесты с использованием номинаций частей тела/ и шелей /субъекты и предикаты мыслительных процессов/ - самое важное для героини рассказа "Володя большой и Володя маленький". Ее психическое состояние передают предикаты речь и движения. В рассказа выделяются номинации церковных объектов и религиозные понятия.

В расевазе "Человек в футляра" номинации одежды, обуви, артефактов обозначают футляр на предметном уровне. Обозначения эмоций, окрашены в один тон. Списание природы /номинации объектов природы/ контрастирует с аизныо человеческого общества. В тексте значимы предиката знания, понимания'и речи, "брачная" лексика. Герой-рассказчик является второстепенным персонажем.

Й рассказе "О любви" героР-рассказчик является главным персонажем. Суть содержаний произведения выр. жает "любовная" лексика. Преда кати размышления тесне/шим- образом связаны о предикатами эмоционального состояний. Душевное оостоямие персонажей передают и предикаты врительнбго восприятия.

Рассказ "Душечка" отличает необычно большое количество основных действующих лиц. С каядым предметом любви главной героини связана особая группа профессиональной лексики. Любовная-лексика, номинации пищи, предикаты речи и мышления связаны с виратением любви Душечяп. Портретное описание героини /используются номинации частей тела с определениями/ отражает сущность ее характера.

Душевнее состояние героев рассказа "Дама с собачкой" передают номинации чувств н мыслительных процессов, предикаты речи, зрительного восприятия, движения. Эмоциональное состояние главного персонажа проявляется в восприятии им внешнего облика героини и о крякающей обстановки, предметов, природы.

Таким образом, в принципе в целом набор лексико-тематических групп в каждом сексте оригинален, качественный и количественный состав таких групп, их функции и значимость в текстах различны.

Исследование лексической структуры текста предполагает не только рассмотрение тематического состава слов, но и анализ лексико-се-мантичеекпх связей и изучение закономерностей распределения лексики в тексте. Этой проблеме посвящена глава 3 "Распределение .слов по тексту как элемент его лексической структуры".

В главе осуществляется поабзацнов описание лексики текстов /гадцому рассказу посвящен отдельный параграф/. Лексический состав катдого абзаца анализируется с точки зрения семантики. В каждом абзаце выделяются лексемы, существенные для данного абзаиД- и значимые в масштабах всего текста, т.е. определяются лексические средства, объединяющие текст и обеспечивающие его развитие. При анализе учитывается и количественный показатель: количество лелеем определенной тематической группы в абзаце и частота их появления в тексте.

Поабзацное распределение лексики фиксируется в таблицах, где в наглядной форме представлен характер распределения в тексте конкретного рассказа определенных Лексико-тематических груш, последовательность по-.шления и особенности распределения номинаций глзтпж

к второстепенных персонажей.

В тексте главы описывается наблюдения над организацией ^онн-ретцога лексического материала в тексте, над развитием определенных .тем на протяжении некоторого количества абзацев, над появлением в тексте лексически* средств Еырадения нового тематического содержания, при этом осуществляется попытка проанализировать семантическую связь лексического, состава разных абзацев и функции в произьедешш конкретных лексем.

Изучаются пршгципы организации слов т«рста внутри гематичоских групп, а тагае отношения иазду группами, в частности, распределеще тематических групп в связи с номинациями персонажей, взаимопроникновение лексем, относящихся к разным тематическим группам, но выполняющих в произведении одинаковую функцию.

Способ распределения лексем по тексту и взаимодействие единиц различной семантики является сродством выражения содержания произведения, поэтому все явления распределения лексики в тексте рассматриваются в их отношении к содержанию рассказа.

В текотосбразовашш всех анализируемых произведений активно участвуют номинации персонажей. Через тематическую линию главных и второстепенных персонажей устанавливается логическое единство, без которого невозмоана связность текста.

Имена собственные деЛствующих лиц и их заменители /местоиме-' ния и другие обозначения/ входят, естественно, в зону вцоокочастот» ной лексики произведения, Количество обозначений конкретных персонаж^ и характер их распределения на протяжении рассказа определяв ется значимостью втнх образов в раскрытии главной идеи текста.

Среди всех персонажей рассказов выделяется один, обозначения которого имеют сквозной характер'распределения.

В одних произведениях /"Володя", "Страх", "Володя большой и Володя млленыаФ*', "Дама с ообачкой"/ в начальных абзацах, основной

функцией которых и является презентация персонажей, вводятся все основные действующие лица, в других яе новые персонаки включаются в ход действия постепенно.

Характерной особенностью рассказов "Верочка", "Красавицы", "Душечка" является то, ч^о в них'номинации одного'иа оснознш действующих лиц с:.!.зн;::г."ге* обозначениями другого.

Обозначения '-.тор-.-с^^йгашк перссназо"; г.'огут появляться перед иоьвшацияш глоыядс а после вклпчйнптг псследшос исчезать '/"Человвь в футляре", "О любви"/ или псяпллтьсгг периодически на протяжении всего текста /"Страх"/, а такжэ эпизодически /"Красавицы".

В каждом рассказе несколько лексппо-тематичзских групп остаются очень значимыми в пределах всего текста. Ото особенно характерно практически во всех рассказах для ^ематшгесисй группы обозначений эмоционального состояния к его внешнего проявления,'

Предикатц речи и мыслительно» деятельности. имеют фактически сквозной характер распространения в тексте. В рассказах "Верочка", "Володя", "Страх", "Володя больпоП и Володя маленький", "О любви", "Дама с собачкой" наблюдается довольно четкое чередование фрагментов с преобладанием то одних» то других предикатов.

Отмечается периодичность пополота ¿3: текстах рассказов номинаций частей тела, что связано, с одной сторош, о деконцзнтрирован-яой портретной характеристикой чеховских героев, а о другой стореад, с тем, что номинация частей- тола входят а обозначения постов а мимики, являющиеся одним из средств воссоздания дупэвного состояния порссшжей.

Периодический характер распределения свойствен для номинация объектов природы в рассказах "Взрсч/а", "Страх", "Красавицы", "Дама с собачкой". Периодически Появляется в тексте рассказа "Луночка" профессиональная локсика.

Периодическая иозюряеыост^ является характерной особенность»

распределения значимых в произведении слов, несущих содержательную нагрузку. Это относится к тематической лексике рассказов: словам с семой "красота" в рассказе "Красавица", лексике со значением "любить" в рассказах "О любви", "Душечка". Повторяющиеся слова окатываются важнейшим средством текстоббразования на лексическом уровне»

Повторяться могут целые блоки слов, олкс^вччгих определенную ситуацию. Намеренно используются одни и те г.с лексо:и в рассказе "Верочка" в ситуациях прощания Огаева с Кузнецовым и с Верочкой. В рассказе "Страх" одинаковое лексическое выражение получает эмоциональное отношение героя-рассказчика к друабе Силина и любви Марии Сергеевны. Ё рассказе "Дуиечка" ситуации влюбленности героини и ее одиночества повторяются неоднократно. В двух частях рассказа "Красавица" одна и та же ситуация ощущения грусти при восприятии красо'П-Некоторые лексийо-гематичеснио группы имеют четкую локализовал-ность в отдельных участках текста: например, предикаты речи /"Пари"/, лексика, характеризующая брачные отношения /"Ограх"/, номинации объектов природы /"Человек в футляре"/.

Кроме внешнего движения лексики со значением эмоционального состояния по тексту, прослеживается и внутренняя динамика в этой лексико-тематической группе, именно она представляет изменение душевного состояния героев.

Лексика определенной тематической группы получает иногда распространение среди все увеличивающегося количества персонажей: конкретная эмоция. захватывает все новых героев. Это характерно для рассказов "Красавицы", "Страх".

Определяет лексическую структуру текста фактор изменения характера лексики на протяжении текста. В рассказе "Володя", например, к концу произведения исчезают лексемы, обозначающие эмоциональное состоя;ше главного персонажа, основпшш в организации текста становятся предикаты конкретных дегствиг, В одноС г- сти рассказа "Володя Осль'лоР и Володя маленький" текст сцепляет лексика со

значением двтетя, в других фрагментах тенета таяие лексемы отсутствуют.

Распределение лексико-тематических групп в связи с ношнация-ми персонажей также является фактором, характеризующим лексическую структуру рассказа. Четким распределением такого рода отличается рассказ "Пари", где с номинациями банкира соединяются предикаты мыслительных процессов, конкретных действий, финансовая лексика, а с обозначениями юриста - предикаты интеллектуальной деятельности и обозначения книг. В рассказе "Володя большой и Володя маленький" предикаты эмоций и мышления соединяются с номинациями Софьи Львовны, наименования церковных реалий и религиозные понятия сопутствуют номинациям Оли. Интересно распределение в связи с номинациями пер-соналей профессиональной лексики в рассказе "Душечка": каждому герою - объекту любви героини соответствует своя подгруппа такой лексики, потом же она вся становится как бы принадлежностью главной героини в каждый данный период ее жизни.

Равномерность распределения лексики одних тематических групп, периодичность или эпизодичность появления в текста слов других групп, наличие или отсутствие внутренней динамики в лексико-тема-тических группах, изменение характера лексики на протяжении текста, особенности распределения лексических групп в овязи о номинациями персонажей определяют своеобразие лексической структуры рассказа.

Итак, субьектнй-предикатная система, представленная в тексте обозначениями персонажей - личных субъектов, выраженными различными лексическими средствами неличными субъектами н предикатами разной семантики, определяющаяся соотношением предикатов и номинаций персонажей, взаимодействием в тексте субъектов и предикатов в целом, отражающим содержание произведения; лаксико-тематические группы, представляющие тематику раеоказа, составляющие систему, в которсЭ взаимосвязаны лексемы о разным значением; распределений слов а

тексте, шещоо различна характер в савиекмости от значимости и Функций слова пли лексико-тематичзской группы, связанное с тематическим развитием теиста, - являются существенными факторами, характеризующими лексическую структуру текста, обеспечивающими его связность и развитие ого содерлшшя.

В зашлченик -оойцэп'сся результаты проведенного исследования и камочаагса пути дальнзйгак иссясдо^атш лексической структур« текста и текстовой типология,

В заключении даемся киассх-фиищин текстов рассматриваемых рас— ошзов по перечкеленшп Оакгор-дм' с «юрой па содержат елышс и структурный характеристики д/екстов.

В наибольшей степени -с? анализируемых рассказов отличается рас-» ехг-з "Пар:;". Целый ряд тематичзегл::: групп слов /об^еств&нно-нолитк-чзская и финансовая лош-н:а, предикаты интеллектуальной деятельности, номинации книг/ представлен лишь в это:: рассказе, поэтому модно говорить сб отличии рассказа, от. доугйх по тематике« Основная! номинациями перооналсой являются обозначения по роду деятельности, в тексте отсутствует ниака собственнее. Сообщенная номинация лкщи связана с публицистической формой пзлакоккя героем своих езглядоз. Лишь в этом рассказе в центре-внимания писателя отбывается не столько эмоциональное состояние персонала, сколько нзмонегпю его мировоззрения, -что'отразилось-на количестве в текста предикатов эмоционального состояния и предикатов интеллектуальной деятельности, Характер лексики'На протекции текста меняется.

Особняком стену и рассказ "Душечка", имеющий отличительные черты в струстуро поесогеошкия: построен "блоками" с повторением одних и тех ко ситуаций. Следствием особенностей построения явилось относительно большое количество основных порсонаасй и четкое распределение их номинацМ: но тексту. Четко-чередуются в тексте прз-дикаты полгеттельного п отрицательного эмоционального состояния. Лг,!:•'.- я тасскаэе понятия любовь и счастье тождественны, состо»

ние любви характеризуют только приятные эмодои. В тексте есть лек-сико-тематические группы, многочисленные и значимые лишь в данном рассказе: профессиональная лексика, номинации пищи, Предикаты мышления не только обозначают мыслительную деятельность героини, но и отражают ее отнесение к объектам любви, характеризуют несамостоятельность мышления Оленьки.

Остальные рассматриваемые рассказы в той или иной степени соотносятся тематически и эмоционально, имеют сходные з чем-то особенности структуры. В центре изображения в рассказах "Взрочка", "Володя", "Володя большой и Володя маленький", "О любви", "Дама с собачкой" любовные отношения, В первых трех изображается любовь безответная. В рассказах "Верочка", "Стразе", "Дама с собачкой", "Володя большой и Володя маленький", "О любви", "Человек в футляре" боль-шоз место занимают исповеди персонажей, с чей связано относительно большое количество местоимений 1-ого лица в качестве средства обозначения персонажей.

Рассказы "Красавицы" и "Взрочка" отличает описательность; их герои, через призму восприятия которых дается изображаемое, являются лишь наблюдателями, воспринимающие, и переживающими субъектами, но не действующими. Описательность обусловливаютдва момента; развернутые портретные характеристики персонажей /номинации частей тела с определениями и наименования одежды/ и лирические отступления с пейзажными описаниями. Оба рассказа имеют двухчастное построение /первый из рассказов и формально делится на две части/ с повторением определенной ситуации /прощания, встречи с красивой девушкой/ при замене одного из персонажей, что влечет за собой четкое распределение номинаций персонажей по частям,

В рассказах же "Володя большой и Володя маленький", "Володя", "Дат с собачкой", "Страх" вычленяются эпизоды с представленностью в них номинаций персонажей, которые появляются периодически.

В рассказах "Даш с собачкой", "Верочка" и "Красавицы" в центра внимания оказываются взаимоотношения двух персонажей: Гурова и Анны Сергеевны, Огнева и Верочки, героя-рассказчика и красавицы. В других ае рассказах в той гаи иной степени значимыми являются отношения нескольких персонажей, Часто пересекающиеся. Например, в рассказе "Ограх" изображается отношения героя-рассказчика с Силиным, Силина с Марией Сергеевной, Героя-рассказчика, с ней ко.

Рассказы "Страх" и "Взрочка" отличаются периодичностью пояш-ления в тексте номинаций объектов природы. В обоих рассказах отмечается тесная связь предикатов шшхешя и предикатов эмоционального состояния и его внешнего проявления»

В рассказах "Ограх", "Взрочка", "Даш с собачкой" описания природа выполняют не только вмециокальнуа функцию, но и значимы в раскрытии характеров персонажей. Эмоциональнее состояния пероона-кэй контрастны, ситуации обнаиеиая взаимоотношений драматичны, герои оказываются к ним кеподготовяеннкш, события несаиданщ /того предикатов эмоционального состояния и его внешнего проявления, передающих взволнованность, растерянность/! для Огнева совершенно неожиданным оказалось признанна в любви к нему героини, О шин порагеИ предательство:! друга, и изменой кеж, Г/ров, дая которого привычна ^омшш и приключения, неожиданно для самого егбя почувствовал настоящую любовь. .

В рассказах "Ограх", "Верочка", "Дама о собачкой"* "Володя" портретные детали значимы не сами по себе, а в качестве объекта оценки персоналии, проявления его отношогздя к героине..

В рассказах "Володя", "Даш с собачкой" омоциональноэ состояние персонажей в некоторой степени передает их отношение й обстановке, к вещам« Герои приходят к осознанна невозможности так жить . дальше в результате рас чтений, что находит вырааениэ в большом относительно количества в тексте предякатой мышления.

Рассказы "Володя" и "Володя большой и Володя маленький" сходны общностью центральных персонал ей, погруженных в свой внутренний шр, занятых самооценкой и оценкой других люде Л, их волнует отношение людей к ним и те собственное отношение к людям, В текстах относительно много предикатов мыслительной деятельности и предикатов эмоционального состояния и его внесшего проявления. Номинации частей тела особенно многочисленны в обозначениях мимических и жестикуляторных движений. Общей чертой рассказов является изменение характера лексики на протяг.ении текста. Оба центральных персонажа чувствуют, что их не понимают и не хотят понять окружающие, оа[ущают трагизм своего состояния безысходности, загнанности киэнью в тупик.

Отказываются от активных действий, смиряются'ö невозможностью счастья, изменения ииэни герои расоказов "Володя", "Володя большой и Володя маленький", "О любви".

Рассказы "Человек в футляре" и "О любви" представляют собсЯ по композиции "Рассказы в рассказд", построенные в какой-то степени одинаково: общую экспозицию дает повествователь, а потом вступает основной рассказчик, в обоих раыказах есть "философское" вступление, которое рассказ персонала доляен подтвердить и обооно* вать. Есть общее и в содор?.ании$ дается история дизш центрального персонажа, он "проверяется" любовью, финал в той или иней степени трагичен. Ссщее есть и. во взаимораспределении главных и второсте-*-пеннцх персонажей: первыми в такстэ появляются второстепенные, явившись поводом к основному повбетйовашй.

Итак, рассказы пересекаются nö одним признака« и отлича&тоя по другим, структурные и содсряатолышэ оссоенноотя текстов взаимообусловлены. Ото позволяет прэдАфлсезиь, что nocipoäjma .типологии рассказов по их леисичзеккы структур im йсэм^но, но на базе солее широкого массива текбтей.'

Содержание диссертационного исследования отражено в следующих публикациях:

I. О субъектных цепочках как одном из признаков лексической структуры текста // Совершенствование методики обучения студентов педагогических институтов в условиях перестройки высшей школы. Тезисы докладов научно-методической конференции, посвященной 70-ле-

тию основания Советской власти в Литве. /13-14 октября 1У88 г./ -Шяуляй,. 1988. - С. 242-243

2. О номинации персонажей в рассказах А.П.Чехова // Весник £ДУ. - Сер. 4. - Р 2. -1990. - С. 37-41

2. Распределение слов по тексту как элемент его лексической структуры // Весник $ЦУ. - Сор. 4. - Р 3. - 1991. - С.