автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Молла Мурад Хорезми и его литературное наследие

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Маметджумаев, Аразнепес
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Ашхабад
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
Автореферат по филологии на тему 'Молла Мурад Хорезми и его литературное наследие'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Молла Мурад Хорезми и его литературное наследие"

' АКАДЕМИЯ НАУК ТУРКМЕНСКОЙ ССР , . ИНСТИТУТ ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ им. МАХТУМКУЛИ '

. , На правах рукописи

. ' * * 1 ■1

; . < , МАШДОТАЕВ АРАЗНЕЛЕС ' 1

' ♦ '' I

МОЛЛА МУРАД ХСРЕЗМИ И ЕШ ЛИТЕРАТУРНОЕ ■' НАСЛЕДИЕ

■ ' : ■ • ;— 10.01.03 - Литература народов СССР

/Туркменская литература/

4 »

А В ТОРЕФЕРА Т

диссертглдии на соискание ученой степени кандидата филологических наук

АШХАБАД - 199 I

; Работа выполнена в Институте рзыка и литературы им., Махтумсули АН Туркменской ССР.

Научный руководитель:

доктор филологических наук профессор Короглы Х.Г.

Официальные оппоненты:

1.Доктор филологических наук Редаепов Р.

2.Кандидат филологических наук Гельдыев Г.

Ведущая организация - Научно-исследовательский

институт педагогических наук МНО ТССР

Защита состоится " ЪЧ " {Л^^Ь

час,

на заседании Специализированного совета, Д-014.02.01 по защите диссертаций на соискание учёной степени доктора наук при Институте языка и литературы им. Махтумкули АН Туркменской ССР.

Адрес: 744000, г.Ашхабад, центр, ул.Гоголя, 15.

С диссертацией можно ознакомиться в Центральной научной библиотеке АН Туркменской ССР /г.Ашхабад, ул.Гоголя,

15./.

' Автореферат разослан

1991 г.

УЧЁНЫЙ СЕКРЕТАРЬ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО СОВЕ КАЦОДЦАТ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ,

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАШШ

Актуальность теки.Как пишет В.Д.Бояч-Бруевич о своих воспоминаниях, в третью ночь после победи Взликой Октябрьской социалистической революции В.И.Ленин говорил: "Нам совершенно необходимо собрать все рукописи классиков и других писателей, привести их в полный порядок и издать, 1ак яе как и вез другие материалы,для изучения обширной литературы ХН зека, нашей критики, публицистики, история. Ыы должны показать всему миру, что значит истинно кулмусная работа в стране, где власть установлена всерьёз и ' надолго диктатура пролетариата".*

Руководствуясь ленинскими принципами, туркменское литературоведение добилось больших достижений в исследовании прошлой турк-менскоЛ литературы, оообенно литературы ХУ&-Х1Х вв. Несмотря на это, з ¡туркменском литературоведения ещё много проблем, требующих специального исследования. Дагм в туркменской лито car/pe ХУШ-- ХК вв. встречаются такиз поэты, литературное наследие которых пока не изучено. Одним из них является поэт Молла Мурад-Хорезми, живший на стыке ХУШ-ХК вв. .исследование своеобразного творчества которого- актуальная проблема туркменского литературоведения. Изучение общих тенденций развития литературы способствует познапил и определению направленной литературы конкретного периода. Это дает хорошие результаты при его увязывании с изучением творчества отдельных представителей литературы. Поэтому изучение а отдельности творчества представителей туркменской литературы дореволкь ционного и советского периодов - шравдалное явление. С этой ' точкой зрения нельзя считать нормальным явлением то, что до сих пор определение роли и места литературного наследия Молла Мурада " в туркменской литературе XIX в; не явилось объектом специального исследования. Данным обстоятельством определяется я актуальность темы нашей диссертации;

Лель и задачи исследования. Целью f задачей нашего исследования - изучение собранных рукописных материалов о жизни и творчестве Молла Мурада, сопоставительный анализ имеющейся научной литературы о поэте, поиск новых фактов о нем и определение его роли и места в туркмокской литературе XIX в., раскрытие идейка-тематической и художественной ценности его произведений, конкретизация его биографии.

1.Бушин А. Преемственность в развитии литературк^Тенинграц: Худок.ли!., I978.-C.2S.

Научная новизна. Данная работа - парная специальная работа, посвясенкая биографии и литературное наследию Молла Мурада на , основз первоисточников^ В работе впервые введено в научный оборот болзе 20-ти рукописных источников, В ней впзрвые делается попытка по установлению и конкретизации биогра&пи поэта. При этом основывались на сведения, данные в его произведениях. Сведения, собранные в разнос время у народа и у потомков гхоэта, использовались как дополнительные источники.

В диссертации впервые на основе обдирного плана анализируются стихотворения и дестаны Молла Мурада. До сих пор читателю были известны лишь 5-6 стихотворений поста, и исследователи, анализировавшие его поэтическое наследие,останавливались лишь на них. В нашей работе анализируется около 30-ти стихотворений поста,которые в силу неизменности не были известны научной обществонности.Путем текстологического анализа нам удалось установить некоторые стихотворения поэта, конкретизировать их источники*

Источники и материалы исследования. Материалом для исследования псслукили первоисточники - рукописи, хранящиеся главным образом в рукописном фонде Института языка и литературы иы.Махтумкули ¿Н.ТССР. Кроме того, автор использовал рукописные штериалы;храня-щиеся в Туркменской государственной библиотеке им,К.Маркса , в музее !.'ахтумкули Туркменского государственного университета ш.А.М.Горького, а -Центральной библиотеке АН ТССР, в Ленинградском отделении Института Востоковедения АН СССР, в Ленинградской публичной библиотеке ш.М.Е.Салтыкова-Щедрина, в Институте рукописей шл.К.С.декелидзе АН ГССР.

Методология и методика исследования .Методологической основой работы дослужили учение классиков марксизма-ленинизма о литературных и культурных памятниках прошлого,постановления партии и правительства по вопросам литературы и искусства, а также современные' исследования в области литературоведения. Исследуя рассматриваемую проблему, диссертант опирался аа теоретические выводы таких советских ученых, как Е.Э'.Бертельс, В.А.Жуковский, А.Н.Самойлович, В;;л.1ирыунский, Х.Зарифоа, Б.Абдуллаев, Х.Г.Короглы, Р.А.Кекилов, С.А.Каррыев, Р.Редкепов и другие. Впдущим методом исследования слукил аналитический и сравнительный анализ.1

Практическая ценность работы заключается в г ом, что она может Сыть использована при иссладовекни проблем туркменской литэратура дооктябрьского периода, а такао при создании соответствующих

учебников и учебных пособий для писаих учебных заводегаШ, ирп чгапия курсов лекций по туркменской литературе;

Апробация дпссвртагпи. Диссертация оосуздалась, одобрена д рекомендована к защите на заседаниях отдала рукописей, совдш литературоведения и ученого сопата Института языка и литературы им.Махтумкулп АН ТССР. Основные положения диссертации нашли отражение в докладах, сделанных на республиканских научных кокфе-рендаях молодых Филологов а 1980, 1982 , 1984, 1989 гг. з трах статьях, опу&лкооашых а Изтсчтх АН ТССР. Сзрля общественных наук".

Структура работа. Диссертация состоит из введения, трвх глав, заключения и библиографии.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обосновывается выбор тогш, оё научная значимость а актуальность, определяются цель я задачи, методология и методика анализа, состояние изученности теш, дается краткий обзор основных публикаций, посвященных творчеству поэта,определяется научио-теорвтичасков и практическое значение исследования.

Первая глава диссертации - "Источники о нпзни и творчество Молла ?.*урада" - посвящена анализу и сопоставления данных мнгго-численяых рукописей -первоисточников, разных сведоний,.собранных у потомков поэта,- а такав опхабадских в ленинградских каталогов, в которых содержатся описания списков с сочинениями поэта.

лек пишет видный текстолог Д.С.Лихачев,"и литерато ре древней (русской, славянской, западяоазропвПских и восточных) имеет значение не только "авторский" период жизни произведения, но и весь последующий''.'1" В этом аспекте большое значение имеет определение судеб произведена*} Молла Мурада после того,как они были написаны ям и уточнение обстоятельств передачи их до наших длеЕ.

Исходя именно из этого обстоятельства, в работз данн описания более 20-ти рукописей, включающих в себя произведения поэта й сведения о его жизни. Основную часть огясанных рукописей составляют рукописные источники рукописного (|онда Института языка я льтбратурн им.Махтумл7лп АН ТССР. Креме того,даны, научные описания рукописей стихотворений а дасгалоа"Дилавер яТюльэсрар", "Зохре и Тахир", хранящихся е рукописных фондах Института рукописей АН ТССР. Ленинградского отделения Института Востокэевдвнлл I. Лихачев Д.С.Такстология, краткий очерк. - К.Л.:Наука,1%4.-С.5,

АН СССГ', Публичной библиотеки ям.М.Е.Салгцковэ-Цсдршм г.Ленинграда, Туркменской государственно!} библеотека см.К.Маркса; Отдельным рукописям с произведениями Молла Мурэда^дшш научные описания Г.Назаровыг.1,^ А. Асадовым,** Л.В.Димцтриевой.0 Они включают в себя около 10-ти рукописей поэта. Кроме того,последние два автора описали одни и го ке рукописи» В натай диссертации научно списаны все рукописи, связашшэ в той иле иаоз мера с творчеством Молла Мурада.

Как а у большинства туркменских поэтов, и у Ыолла Мурада на сохранилась собственноручные рукописи - автографы. Однако рукописи под инввн!арными номерами 5487, 5508 рукописного фонда Института языка и литературы иы.Махтуыкули АН ТССР, рукопись под номером ТУР АС„16 Института рукописей АН ТССР отличаются близостью к оригиналу. Дату записи рукописи с достаном "Дилавер и Гюльэсрар" под инвентарным номера« 3759 рукописного фонда Института языка и литературы ш.Ыахтуикули АН ТССР Г.Назаров на основе палеографических признаков предполагает начало XIX в.4 В таком случае данная рукопись была записана при яязнл самого поэта.

Во второй части данной главы делается попытка по установлении биографии Молда Мурада. В разное время с биографией поэта в некоторой степени интересовались А.Н.Сашйлович, Х.Г.Корогяы.М.Анкаму-хаммедов, Г.Назаров. Но из-за отсутствия достоверных источников их сведения остались лишь предположениями. Поэтому по вопросам квота, времени рождения и кончины поэта у литературоведов продолжались прогиворечивче мнения.

Написание тезккре с различными сведениями о жизни и творчеокоы пути видных восточных поэтов прошлого как традиция не использовалось в отношении туркменских поэтов,писавших. на родном языке. В

Г.Назаров Г. Турки дилли годязыаларын, каталоги.-Аигабад: Ылым, 1980.- 195 с.

2.Ая»ров А. Магтылиулышц голязмаларынан тесвири.-Аида баг.: Ылш, 1ЭВ4.-211 с. .

3. Дмитриева Л.В; Описание иоркски:: рукописей института Востоко-ведзния. В 3 - Ц.: Наука, главная редакция восточное литературы, 1980. -1.3.- 234 с.

4.Назаров Г. Турки дилли гояязмедарын, каа-злоги. - ктг.абег: Ылым, 1960, С .140.

гаки:: условиях поп изучении творчества каздого поэта единственным достоверным источником является его литературное наследие. Об этил исследователь персидской литературы В»А.2уковский писал: "Сашм важным я без сомнения единственным я верным источником для биографии персидскдх поэтов слукат их стихи";1 Правильность такого мнендя особо подчеркивал в Е-.Э.Бертельс:"Не говоря об использования с этой целью собственных произведений отдельных авторов,- что вполне обычно при ловкоЗ литературоведческой работе, здесь прЕплосй прибегнуть к ещё одному методу, редко применяемому при язучении других литератур - к сбору сведений путем собрания расспросяых данных"."

Исхода из приведениях указаний, в яаяай работе в целях уста- ; новлен'ия биографии, личности и жизни Молла Цурада мы изучили материалы, касашдиася места 014} учебы, времени написания и записи отдельных произведений. При этом основной упор сделан.на сведения, записанные от потомков поэта и на рукописях имеягцикся в фондах; Если раньто предполагали, что Молла Мурад родился в Манкиалаке,3 то мы на основе убедительных источников пытались доказать,что поэт родился но в Маянпшлаке, а а Хорезма. Приобретение двух схем, показывавших родословную поэта, способствовало дополнению дгсто-вернымп фактам его биографии.' Первую родословную сдал а, 1361 г'.1 в рукописный фовд Института языка и литературы ям.Махтумкули АН ТССР Аж.чр Сейит огла ю Небатдаха,вторую праправнук поэта Нурд-кая в 1975 г. В конце второй части указывается и родословная Молла Мусада.

Во Еторой глаге диссертации - "Особенности поэзии Молла ?Лурада"рассмагриваится ядейяо-темагяческиа и художественные особенности поэзии Молла Мурада. Несмотря на то, что до нас доила небольшая часть литературного наследия поэта, эти стихотворения доказывают, что оп был продолжателем прогрессивных традиций туркменской классической литературы. Вместе с тем, его поэзия имеет и свои своеобразные особенности. Тематика стихотворений

1. Советскоэ востоковедение,-1947.- Я 4.-С.67.

2. Советское востоковедение,-1947.- й 6.-С.48,

3. Туркмен эдеблятиязд тарыхы, 6 т^ - Ат-абат:Ылыы,1976.-2 т., 2 к. — 291 с.

Молла Мурада отличается многотеыностью. Они социального,патриот-' ческого, ыорально-дщшктическогс,любовного,философского,бытового и религиозном содержания. Однако ни одно стихотворение целиком не посвяцоно одной и той х:в вышеназванной тама, т.о.,как и у других туркменских поэтов ХУШ в., в одном стихотворении Молла Мурада затрагиваются многие вопроси иязял,преобладает мяоготемность. Все это подтэсркдаов, что поэт в большинства случаоа не смог выходить за рамка влияния классических градаций. Тем ка »иное это но означает, что поэт только ходил вокруг тех вопросов, затронутых творчеством ¡.¡ахтуккули и Шабонде. Туркменская литерптура конца ХУШ и начала XIX веков отличается от туркменской литературы ХУШ в. вщишлениом и поиском положительных решений ваштх вопросов общественной жизни своого времени, отражением различных исторических событий, показывающих характерные стороны общоственно-полити-ческой низпи, приближением литературы к повседневной жизни народа. Поэзия представителя туркменской литературы того периода Молла Ыурадц отличается глубоким раскрытием различных сторон национального характера, приближением идейного содержания.поэзии к повседневной низни народа, я ото социально-экономическим условиям. В творчестве поэта номало стихотворений, отракаюцше жизнь туркменских крестьян,кивотноводоа конца ХУШ в. и начала XIX в., их заботы, помыслы и желания.

Тематика стихотворений Молла Мурада включает в себя вопроси, широко разработанные в туркменской литературе. Но поэт в стихотворениях не рассматривал их в равной мере. Он больше обратился к дидактике и назиданиям. Как и другие поэты - современники,Молла Мурад увидел трудные стороны ¡лизни бедных, социальное царааенство и выражает свое несогласие с таким положение-. В своем стихотворении "Знндан болуидыр" ("Превратилась в зиндан") пишет: йыл - Сылдан кет бетбагтлыкдан нышан* Из года в год много несчастья,приметы.2 Этим поэт подчеркивает, что жизнь бедняка все более ухудшается.Чтобы продолжать свою трудную кизиь, бедняк вынужден обратиться к скупым бата,жадным ростовщикам,которые екагодно требуют виданные им в долги. Поэт отмечав! это о следующей строке:

1. Здесь и далее - подстрочный перевод - наш.

2. Рукописный £оад ИГЛ ям.Нахгуикуди АН ТССР, Пив. И 2025,

- 9 -

Хер ииме карг берса, Нылда тап' диМ;.1 Ежегодно тробуот долги, данные каждому.

По словам поэта ростовщики доведи бедный народ в трудное , , состояние, sscroKo ограбив их, жизнь для трудящихся становится всё хуже.

Суйгхорларын, халка атар зняны, Аш-нан берсе ертенермит иллери.^ Ростовщики введя! народу, От их кормления мучается народ.

Конечно, социально-экономические условия XIX в., в котором жил Молла Мурад, не особенно отличаются от ХУЛ э. И в этот период , все подчинялось деньгам, богатству, имуществу. Как отмечал в ; > своих стихотворениях Молла Мурад, баи, ростовщики,на взирая ви ' ' на что, собирали богатство, получали прибыль. В ХУШ-Х1Х вв.Махтум-кули. Комине, Зэлялг и другие поэт пытались раскрыть причины различных взглядов периода на людей» Молла Мурад в одном из стихотворений такого содержания показывает обляк периода, а котором судьба людей решалась богатством.

Ёксул дардиц. алтын стеди пос болар, КвфШ атак душвр галар лез болар, Бил довама гайратына кес болар; . ,

■ Мупер аты.гаер доны болмаса«"3 Р:.:авеет .золотая кость неимущею храброго, £уша его не достигнет желанного, Знает это навечно,мужество его не познается, Если нет у него коня, халата.

Молла Мурад не только рисует общественный облик XIX а., но и высказывает свои решительную позицию. Но поэт не может найти пути избавления от угнетения и трудностей, продолжавшихся в том обществе, Кат конца трудной гшяни.нат признаков хорошей низни. Поэтому, как и поэты -соаременни, он осуждает трудную жизнь. Говорить о трудности жизни, постоянно упоминать о ней, высназать несогласие о ней,противиться ей - один из способов борьба поэта.

X.Рукописный фонд И31 им.Махгумкулд АН ТССР, Инв'. J" 2025.

2. Там яе.

3. Там же, инв.К 373I/I.

Однако он на смог разоблачать угнотателей поименно.

В стихотворениях на патриотические темы Ыолла Мурад призывает своих современников быть храбрым, отвахным,гостеприимным, человечным, трудолюбивым, любить родной очаг, свой народ, воспитывать людей на лучших традициях предков. Такие особенности содер-канил его стихов отмечает и Х.ГЛСороглы."Стихи Бандз-Мурада обращены исключительно к трудовому люду и полны призывов быть трудолюбивыми, гостеприимными, общительными".1 Конечно, такое обращение к вопросу были присущи Махтумкули и последователям его творческой иколы. И Молла Мурад был поэтом, воспитанным в этой школе.

Творчестве Молла Ыурада свидетельствует о том, что он уважал грамотных людей и обратил особое внимание учить людей грамоте.' Этому вопросу он часто обращается во многих стихотворениях, его затрагивают дано в своих дестанах. Поэт не мог представить себе храбрых парней без образования. Грамотный человек, по утверждению поэта, мокет быть лучшим, храбрым и достойным своего времени человеком.

Разработка поэтом образа храброго человека имеет ещё следующую отличительную особенность: поэт не представляет храброго человека в качестве бая и но считает его представителем класса угнетателей, а считает представителем бедных, неимущих слоев общества. Е стихотворении поэта"Болмаса"(Есла нет) храбрый парейь показывается в качестве'представителя яизких слоев общества.

Бар мерт галлач мыхмая гелсе^гам басар,

Супрасында вшы-наны болмаса.**

Храбрый неимущий парень тоскует ери приезде гостя,

Если в скатерти яе имеется хлеба.

Здесь наблюдается не только отсутствие хлеба в скатерти, но и облик униженного героя из-за социальной несправедливости и социального неравенства. Поэт выражает несогласие,возмущение из-за унижения достоинства человека в обществе. Причины несогласия кроится на только в личном несчастье поэта,истоки его в социальном неравенстве.несправедливости общества. Это показывает, I. Проблемы восюковедеаия. - 1960. - £ 3, - 0.207. ¡¿. Указанный $овд, инь. № 1464.

что поэт глубоко рассматривает вопрос.

При анализа творчества Молла Мурада наблюдается малочисленность стихотворений на тему любви. Как объяснить то,что у Колла Парада встречаются 2-3 стихотворения на эту тему,когда в творчества большинства представителей туркменской литературы прошлого преобладала любовная тот. Наверное, это связано с тем, что большинство ранних стихотворений поэта не доили до нас в поляом объёма. В доаедох до нас стихотворениях известно*',что поэт имел очень прогрессивные взгляды на чоловечоскув любовь. Выступая как лоэт-хуманист в отношении любви, он подчеркивает, что любовь 'должна быть свободной.

Выдвинутые в произведениях поэта идеи, думы и чаянья очень понятны народу. Поэт старался, чтобы язык его произведений такие1 '•, был попятным,близким народу. В его произведениях встречаются новые подходы к различным вопросам, оригинальные словосочетания, поэтические обороты,. Во многих произведениях поэт старается использовать сравнения, метафоры, эпитеты, встречаемые в речи крестьян, животноводов, вводит их речь в стихотворения. Например, использованные в нияеследующих строках сравнения доказывает:, что поэт уместно использует разговорную речь животноводов. Гаррылнкда гошулан бивеца ярдан, . ,

Яшлнкда тил билен квиек ягшдыр.^ От непокятливай спутницы,встреченной в старости, Хсрошо верблюжонок,помощник хозяина, Сарван болуп ярытмадык чопандан, Чогдадан ишиын душак ягшшшр.'* От пастуха верблгодов.чьё стадо не увеличивается Хороша веревка, витая от шерсти.

Молла Мурад старался мзло,использовать однообразные эпитет и метафоры. Это упоминает и Х.Г.Короглы:"Своеобразен и слог поэта. Он мало пользуется метафорами, эпитетами в другими приемами, принятыми V всех туркменских поэтов, сгавгммя традиционнымя в литературе".

1. Указанный фонд, инв. № 3731/1.

2. Труды Института литературы ю^Кахтумкули, выпуск У-Апхабад.-- 1961, - С.195.

3.

С гроша ни в поэта быть дальше от однообразия, искать новые приемы кривели к тому, что многие его стихотворения оказались художественно удачными. А поэзия Молла Мурада, стремившегося на всю свою пизнь говорить сладко, радовать свою бедную душу,имеет полное право занимать достойное место в туркменской литературе XIX 8.

Третья глава - "Особенности дыстанов Молла Му рада'.'занимающая • основное место в диссертации,состоит из четырех разделов: I) сведения о любовно-героических дестанах; 2) "Дестан"Дилавер и Тюльэсрар", 3) "О сюжете "Зохре и Тахир", 4) Дестан"Зохре и Тахар" Молла Мурада".

В начала первого раздала рассматриваются распространение какра дестана в туркменской литературе и фольклоре, различия и . общность между письменными и народным дастанами.

О любовно-героических дестанах в туркменском литературоведении мало специальных научных исследований. Поэтому название их таким термином условно. Эти ДБотаны по различному называются в туркменском литературоведении. Например, Х.Г.Корогли называет их"деста-нами новеялип тича ского и фантастического характера"? А.Мередов-"лбовно-фантастичаскиш дестанами",^ С.Дурдыев -"дестанами романтического характера",3 М.Овезгельдыев считает правильном назвать их "любовно-героическими дестанами".^ О жанровом своеобразии в разделении дестанов на виды более подробно останавливался профессор С.А.Каррыев. Однако -и он не смог приходить к конкретны.! мнениям о любовно-гароичаских дестанах. Диетами такого характера

Г.Труды Института языка а литературы, вып. I. - Ашхабад:Изд-во

АН ТССР,- 1956. - 0.125. 2,1Лередоа А; Шайдайы,- Аш:;аба-; Туркменистан,-1964.-С.7. З.Дурдыеа С. Туркмен.парс эдяби гатнашкларынын тарыхындан,-

- Ашгабат: Туркменистан,-1977. - С.76;

4.&вазгелдаев М. Шабендэниц эдеби мирасы^2 кн,-Ашг.абах:Ылыл,-

- 1974,- С.5;

"С81й1олм8лек-}Л8дхалднзмал","Гюль-Свпубор" он считает любовно г фантастическим и дестан "Коль и Билбилъ",не отличающеюся по своему характеру от вышеназванных дестанов,любовно-героическим.*

Разделение дестанов на виды и группы, хотя и'на первый взгляд на является таким слоаным, связано,на наш взглядусинекорорымя непонятными, до конца теоретически неразработанными вопросами жанра дестана - самого распространенного жанра классической туркменской литературы.

Во втором разделе рассматриваются дестан "Дилавер и Гплъ-эсрар" Молла Мурадя и его идяйно-тематичаскиа и худомсествешшо особенности. По своему содержанию и характеру этот дестан близок к дестанам "Гюль а Билйиль", "Сейпелмелек и Медхалдцемаль", "Гюль и Сенубер", "Рай Чины", которые показывают, что ь период их создания дестаны любовно-героического и (фантастического содер-нания стали очень распространенной традицией.

О дастане"Дилавер и Гальэсрар" поэт приводит некоторые ценные сведение в стихотворении "Азат эйледйм" ("Я спас"). В нем-конкретно показываэтся, что дестан был создан в 1230 (1814-1815) году.

Бу кишапныч сенвсиняц бвяны Хезар-у ду езду си хасап эйледйм.^

Дашу написания згой книги отметил 1230 (1814-1815)- ым годом. Последние строки данного стихотворения свидетельствуют,что поэт посвятил данный дестан любимой девушке. Загпыран эйледйм гызыл й'-'зт/ми, Ишк отуга багрым кебап эйледйм.** Молла Мурат асаннын эйлэп иысаге Бвр жанан шаныада кигап эйле;<ии Пожелтело моа красное лицо Огонь любви зажег моа печень.

1.Гаррыев С.А. Туркмен опоек, дессанлары ве Г'/ндогар халклары-

шц эпики дорадшшшги. - Ат/абат: Ылым,-1982.-С, 44-47, 2„Рукописный фонд Института рукописей АН ГССР,инв.Тур.АС, 16. З.Там хб'.

Колла Нурад, шжертвуя свою душу, , Создал кни17 об одной любимой.

Основам идея данного дестана состоит в том, подчеркивает Молла Мурад, что любовь должна быть свободной, каждый должен устраивать свободную семейную жизнь. Однако в период жизни поэта такие идеи встречала сильное сопротивление. Такие противоречия Молла Ыурад иногда показывает в реальном виде, иногда фантастическими приемами в образе суровых сил. .

Борьбе основного героя дестана Дилавера за достижение сгоей кели в любви противостоят его родителя. Когда Дилавер сообщает опту с своой лабиыод, что кроме неё <ш на кого не женится,готов умереть за нее, отец говорит ему свое первое слово:"Эй,балам,сен бу совдадан гайтгыл"* - Ты откажись от такою дела". Слова такого содаржаняч говорит ему и мать.Начиная первое препятствие с роди-телиЛ, поэт ставил перод собой цель показать жизнь,присущую туркменской оемье. Вместе с тем он хстол показать решимость Дилавера в достижения цели с первых событий дас.ана. Это одна из его' отличительных сторон; Как и в других дестанах, Молла Мурад начинает усиливать данное препятствие в продолжении событий,особенно л тех, когда Дилазер отправляется в путь в поисках Гшъасрар. На долото погибают две тысячи людей, которых Дилавер увел с собой. Остается лишь сам Дилавер. Скоро он попадет в зинданы падишахов оонгя, а потом страны Заман. После выхода из зинданов, он,блуждая, аеоть месяцев бродит на г-оре Келан. Каждый раз перед заточением в зшгдонц, Дилавер, храбро сражаясь, уничтикает многих свочх противников. В этом отношении он во многом отличается_от Сенубера и Сейпелмелека из дестанов'Тюль и Сенубер" и "Сейпелмелек и Мед-халдазмаль".

Многие боевые эпизоды, переживаемые Дилавером,показывают,что данный достан близок к героическим дестанам. Автор,показывая в дестано любовные приключения, много внимания обращает и героический теме.'Любовные и героические мотивы,дополняя друг др;га, способствовали выявлению основной идеи дестана. Преодоление трудностей с боевыми действиями,непримиримая борьба с разными черными силами представляют Дилавера героем, борющимся за достижение

I. Рукописный фот Института рукописей АН ТССР, инв.Тур.АС., 16.

целей своей любви и дают возмоаность определить его жизнаннцо позиции. По своему происхождений Дилавзр из сомьп падишаха; Но не своим богатством, а умом, усердием, находчивостью он отличается от своих ровесников. Автор, изображая Дилавера храбрим,отягшиш героем, показывает и то,что он не является всегда победят.лом сверхъестественных сил. Как и все другиа люди, Дилавор и обессиливает, обмалывается, терпит поражение. Ко ого основная особенность - он не отказываемся от поставленной цели. Это ого сильная сторона. Этот характер образа придает ему конкретную реальность. Таким образом, этот образ оказал влияние на устойчивость и ¡щепную выдержанность всего содержания дестапа.

"Дилавер и 1Ьльэсрар" - произведение (Тантастичоского характера, но поэт своеобразно подходил к фантастике. Это особошо нпблю-дается в событиях, связанных с образом Дилавера. Есдя в других фантастических дестанах в трудных .условиях главней горой спасается или. победит противника при помощи кской-нибудь фантастической силы - чудодейственных птиц, туфель, дэвбв,то в достане "Дилавор и Гюлъэсрар" такав конфликт разрешаются только по логика событий. Зсли по логике событий победа героя не возможна, автор, выйдя из логики, не показывает его победу, а рисует пораненным. В эпизодах, показывающих победу главного героя, но наблюдается помощь дополнительных фантастических сил, а наблюдаются его находчивость,отвага;

Автор старался изображать своих героев своевольными, энергичными, хорошо воспитанными, показывающими самостоятельность в каацом деле. Это присуще и кеясним образам в дестано. Таким образом, Ыолла Ыурад ставит их против тех коншин,но сумевших принимать активное участие в общественной жизни того общества, ншвших кап рабыня религии, словом, ставиг их против реальной действительности того периода. В действительности, свободную любовь, воспетую в дестане, поэт показывает не только как желание Дилавера и Гюльэс-рара,но и как мечту своих современников, как общественное аеланио.

Как обычно, в фантастических дестанах тру .дно придерживаться национального. Несмотря на это, автор обратил особое внимание на национальный характер созданных им образом.

Высоко худоааствзнной вышла то часть дестана, которая состоит из 80-ти стихотворении, составляющих 1937 строк. Большинство стихов создано в виде монологов. Около 10-ти стихотворений создано

' й вида пасен-состязаний. Стихотворения в основном состоят из

0. II, 14, 16 слогов, большая часть которых создана п форме мураббага. широко распространенного в туркменской литературе.

В третьем раздела рассматриваются скжзты о йохре и Тахире созданные на их основе произволения.Ученые высказывают мнение о первичном происхождении данного сюжета среди тюркских народов. Он сначала распространился в фюльклора различных пародов в виде : предания и сказок. Предания и скезки,соединении-, на основе сш-товпЗохре и Тахир", встречаются в фольклора туркмвк, узбеков, казахов, ааарбайдаак, турок, татар, уйгуров и других тюркских народов. В качестве одной из особенностей преданий и сказок, связанных с сжссгом о "Зохре и Тахире",необходимо отметить наличие в них дйстанной формы, т.е,чередование прозы и поэзии. Например, в азербайджанской сказке, связанной с этим сшетом, имеется 113 строк стихотворений, в узбекской - 596 строк, в татарской - 44 строки.1 А казахская сказ.,а на основе данного ожога поляком создана в стихах. Таков обстоятельство способствовало к формированию их в вида народных дестааов. В результате среди многих народов начали распространяться многие дэотаны и-поэмн о йо::ре а Тахире'и их многочисленные варианты. Например, у овербайдканцэв дестан "Зохре я Тахлр" имеет около 20 вариантов.

Распространение данного еже та, как отмечает академик В.А.Абдулааев, но ограничивается но только о фольклором тюркских народов,- Он "широко популярен и среди народов вредней Азии, Арабистунз, Индия".3 По г.шэнию турецкого ученого Фикрета Туркмена аскет "Зохре и Тагира" по сравнению о тюркскими народами "более популярен среди соседних армянского, грузинского, албанского народов".^

1. ХУШ-Д1Х асыр туркмен эдебиятыныц тарыхы бою::ча очарклор.-Аа'.:аб"Ь|'лы.л.-1967.-С.379.

2. Азербайчан дэстанлары, т.1.-Бакы.-1964.-С.ЗП.

3. Абдуллаэв В.А.Узбек адабиати тарихи,2 кн.-Ташкент.5АН.-1964.-- С.33.

4. Советская тюркология.-1987,- В 3.-С.63.

.« 7,7

Очень раннее а более сарокое распространенно данный сккот шал а туркменской литоратура п фольклора. В туркменском Лоль-клоро данный сюавт имеет четыро коронным обрззом отличающихся иеаду собой самостоятельных варианта«, Три пз них записал академик А.Квкплоп из разных уголков Туркменистана. ЧотвеьгиЧ вариант записал Б.Валпев среди ставропольских туркмен. Среди туркменского народа апроко известны два двотана,созданные н? основа этого ешега, - дзстан "Зохре и Тахнр", иапвсатш целиком в стихах, поэта Сеида Мухашеда Саяды, асяпшаго в Караколе, я дестан "Зохрв и Тахир': Молланепеса.

В четвертом раздало настоящей главы рассматриваются достан "Зохре и Тахир" Молла г^/рада, его взаимосвязи с ранними сюжетами. Единственная рукопись дестана хранится в Институте рукописей им.К.С.Кекелидзе АН Грузинской ССР. По сведению праправнука поэта Нурдкана Акиакурадова, собственноручная рукопись поэта хранилась у Ягмур-сопы, яивиего в Тсааузской области.^ Однако яаль, что до сих пор на удалось обнаружить эту рукопись.

Молла Мурад -- первый туркменский поэт, обратившийся к сюжету "Зохрв и Тахио". До него в письменной литературе встречается дестан Саяды, который г.апясан целиком в поэзии и поэтому ого называют поэмой. Моллп Мурад в соответствии с требованиями г.анря дослана создал свое произведение чередованием прозы и поэзии. Творчески относясь к ранним сюяятам, поет влонил в ного социальный облик своего времени, свою творческую уангазиэ, давал новую трактовку каждого события и образа. Например, образ Тахира отличаются умелостью, храбростью от аналогичных образов в дестанэ Саяды и народных вариантах. Имея в виду последуюшзе действия Тахира посла сообщения о его любви падишаху, об образе Та сира в ставропольском варианта Б.Велиев писал:"После этого логика событий требует,что главные героя,особенно Тахир,долшщ действовать репитольно. Однако в ставропольском варианте ш не наблюдаем его такие действия. Он сразу соглашается с напа.шзвизй на его голову угрозой, признает свою смерть и ограничивается лишь жалобой на беспомощность. Зто в цзлом вредит активности действия образа Та,: и да" В дастана Саяды Тахиру не хватает решите льноота.

1. Советская тюркология.-19Б7.-Я 3.- С.63.

2. Рукописный фонд АН ТССР, анв. № 4240.

3. Беляев Б. Сзавроподь ггркмэклоряния, дессанлари.-Аштаба*:: Ылым.-19Б.С.32-33.

Даже то,что его бросают в реку Тахпр рассиатринаег как првдначэ|>-тпнио судьбы. 3 таких условиях в дэстано Ыолла Мурада Тахир сначала огьазаваогся явиться к шаху. Ясаулам он так отвечает: Вагдт кылш вагдасында дурмайын, Ашыкларкы маппугына бермеЬин, Еабаханкд Ггт'н хергиз гермейвя, Мечя^ пояшаяы скзлер егящщ. Вогда кылып инди намарт олыасын^ Мени^ кэламымны сизпер отири^.* . 0бощпя,нз держит обещания, Не дает любимую любимому, Но хочу увсдзть лицо Бабахана, Мое обращение передайте ему. Обещая, пусть теперь не станет трусом, .Мое слово передайте ему.

Решительность Тахира наблгдается во многих событиях достана. Он очень храбро действуй при встреча с разбойниками по возвращении из Багдада. Он отважно стоит перед семью разбойниками, с угрозой нападавшими на него.

Намарт олур киши савош зтмэсе, Ваыып бу ив ¡совдеп жида этмесп, • Гнлыч уруп барыя'гыран этыесе, Гайты^ бу гук охнрзамш эйлвром.*" Трусом будет тот, кто пе сражается, Если голову сегодня не пожертвует, Ыочом не сразит сегодня Есех, Возвращайтесь, а то вам сегодня конец света. Тахир побеждает в бою всех разбойников. Как в гороичвских достшхах, автор детально рисует эпизоды боя. Такие решительные действия Тахира не встречаются в деотанэх, написшкых до дестанв "Зохре И Тохир" Молла Мурад.

1. Рукописный фонд Института рукописей вм.КсВ.Квкелидзе АН ГССР Тур. АС.16.

2. Там ко.

Молла Мурад по-нопоц/ подояал п к созданию образа Зохре,которая наделана достойным чоловачвским характером. Она и от других всегда овддает друябу, псдд0р,1ку. Г.Назаоов откачает отлична этого образа от образа Зохро п дэстако "Зохре и Тахир" Мсллсиилеса: "Б пзобраяшнпи человечности Зохре в этом дестане(лес1ан Молла Мурада - A.M.) много интересных эпизодов,соперничающих с произведением Моллаяепеса и дат отсутствующих у Моллзнепсса и визывэ'зщпх сожаление за отсутствие

Значоние дестана Молла Мурада состоит и а том, что он не ограничился новым подходом к ранее созданным образом, но н мел в него около 15-ти целиком новых героев. Например, образы Усса Дарана, Ханпери, Камара, Мупым сагаяда(музыканта) ,Ыахпеоы-дочсрп Бедреддина, Шахмура, Абдулвахида, Сахиб мунеддипа (звездочетаэ, Дловхера, Гвльгаб, Махтаб встречаются лишь о достала "Зохра и Тахир" Молла Мурада,

Дестан "Зохро и Тахир" Молла Мураца оказал влияние на туркменского поэта Молланепеса обратившемуся к этому so сто ту. Мекцу двумя дестаяаш имеется близость в язлоавнии событий, в изображении образов. Отдельные стихотворения сходятся и по содержанию. Вообще в творчество Молланепеса оставили следи не только дистан "Зохра и Тахир" Молла Мурада, но и .ьго другой дестан "Дилавер а Гюльэсрар" и стихотворении.

В заключении диссертации делаются обобщающие выводы об особенностях творчества Молла Мурада, определяйся ого место в истории 'туркменской литературы XIX в. Молла Мурад - один из оригинальных поэтов, продолжавших и развивших реалистические традиции туркменской литературы XIX в. Своими дестанами и лирикой он внес достойный вклад в туркменскую литературу ИХ ь.

Основные положена! диссертации изложены в слодующих публикациях:

I. Особенности образа Тахира в народном варианте дестана "Зохре а Тахир"//Каучная кснф.молодых филологов"Актуяльяие воп-роы туркменской филологии",посвященная ИО-летии со дня ровдошдя В.И.Ленина: Тпз.докл.-Ашхабад. - 1980.-С.35-36.- На турки.пз.

I; Назаров Г. Ковонайданннй дестан "Зохре -ТахирV/Здебият вь сунгат. - 1976. - 21 июля.

2. Сведения о биографии Молла Мурада Хораоми //1У республиканская кояф.молодых филологов: Тез.докл.-Ашхабад. - 1982. - C.S6-

- о9. - L'a туркм.лз.

Î3.0 дсстаяэ "Еохре и Тахир" Молла ЭДурада Хореэми//1У научно-практическая конф.молод*« ученых и специалистов Туркменистана: Тез.докл. - Ашхабад.- 1984.- С.60.-На русск.яз.

4.Молла Мурад Хорезмк//Известия АН ТССР. Сери? общественных ¡'.аук1907. - № 5. - О,Б п.л. - С.06-91.- На ^ркм.яз.

•г>.0б изучении литературного наследия Молла Мурада//Известия АН ICCP. Серия общественных наук.- т989. - № 5. -0,5 п.л.-

- С.78-04. На туркм.лз.

6.Просветительские идеи в туркменской литературе в ХУШ - XIX веках и Молла Мурад Хорезми//Межреспубликанскал научно-практическая конференция: Тез.докл. - Ашхабад. - 1909. - С.ЬМй. На турки. яз.

7.Поэзия Молла Мурада//Известия АН TCQP.Серия общественных наук.- 1990. - № 5. - 0,5 п.л. На туркм.яз.