автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Мон-кмерские народы плато Тэйнгуен (историко-этнографический очерк)

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Лыу Ван Ан
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
Автореферат по истории на тему 'Мон-кмерские народы плато Тэйнгуен (историко-этнографический очерк)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Мон-кмерские народы плато Тэйнгуен (историко-этнографический очерк)"

САШЧ1ШРЗУШЖИ,! ПЩАКТВЗНКШ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

JIuy Ван Ан

ион-кхштЕ НАРОДЫ ПЛАТО ТЭлйГ/гН (ЖЯОШО-ЭГКОГРАФКЕСКйЯ ОЧЕРК)

Саецяальяость 07.00.07 - этнология (этнограф)

Автореферат диссертации на сoneканиэ ученой стапеяя кандидата ясторачесют наук

Саягсг-Зетэрбург 1392

Работа выполнена на кафздра этнографии и антропологии исторического факультета Салкт-Потербургского государственного уназерситста.

Научные руководителя - доктор исторических иаук профессор ¡Р.З.Итс [

- доктор исторических наук профессор Л. В.Гадло

Официальные оппоненты - до.таор исторических паук М.В.Крюков

- кандидат исторических каук А.М.Релетов

Ведущее учрездеяие ■ - Московский государственный

университет ил. И. В. Ломонос обо

Запита состоится"*"'^ 1592 г. в час.

на заседании спе:жш:(злроэаляог^-&а£ота К 033.57.40 по присуждения ученой степени кандидата яаух в Санкт-Петербургском государственном университете (139034, Санкт-Петербург, Менделеевская лншьч, 5. ауд. 70).

С диссертацией молно ознакомиться в научной библиотека ел.А.И.Горького Санкт-Петербургского государственного уяи-

И.о.ученого с е кретаря специализированного сошта

В.А.Козьмин

. дцггсертагия посзяцена характеристика культуры и бита ряда экпчсами общностей (народов), тозорвах на языках т.юн-югарею>5 группа азстроаззагсхой этнолингвистической семьи, которыз населяглг сегернке а шные народы горного шгато Тэ.'я-гуен, распасояенного на юго-западе Вьетнама.

Актуальность теш диссертации определяется, Е.о-перв;>гс, обдш научнш интересом к проблеме лрогсхозденая, этнической лсторзи к культура шн-кхмерсгсос народов, снграншкх значдта-льную роль з история Йго-Восточяои Азии и продолжающих оказывать заметное зз^яниг на развитее современных государств этого региона, и, по-Егорвх, змюгочитвлышм зншанаем к коренному населения» шаго Тзйнгуез, в основном заселенному кон-кхие-Реси, со сторона правительства СЕВ, которое после объедапашгя сгранн начало интенсивной экономическое освоение плато ^соответственна встало перед проблемой преобразования традлцисн-ного уклада лиззя горцев.

Тэйвгуен является одной из ca»ux сложных по своему от;ш-чоскщу составу частей Вьетнама» Здесь до настоящего времени сохраняются арэиическае формы хозяйственной деятельности ir многие характернее для первобытнообщинной формация содяальнао института. Из-за многолетних so2а этнографическое изучение населения плато до недавнего времени (Зато затруднено л поэтому остается одно;! из наименее исследованных областей страны. 3 начале 80-х годов в связи с принятием Государств аяноЗ про. рамг.ы исследования ТэЛзгуен впервые начатось планомерное экспедиционное изучение этого края, в процессе которого во вьетнамской научной печати поязояся целый ряд статей и монографий, посзядеакызс отдальякм этническим группам горцев а з том числе некоторая иоя-кхмерскзм общностям..Представленный в диссертация обобцапций эти исследования сводккй ясторико-зт-нографическнй очерк призван дать материал доя дальнейшего планирования экономической и социальной политика з населениях мон-кхыера\га районах ялаго я тем сачскм способствовать оптимизации яеннацпояалышх отношений з СРВ.

Степень изученности проблема, источники. Первые упоминания о населении: Тз£нгуев содержатся в тямских эпиграфических памятниках, относящихся к рубежу I и I! тыс.н.э., а такае в

cpajEGBeKoitix кхкзрсклх хрогшках, где есс этнлчеыске группа, населяющие плато, как правим, пиеяуигся оЗоск;еяно одним тер-J.CL40M - "длксрл" или гсрци". С ХУ1 л. сведения о каослсн-Е елето появляйся в гтсьг.жщгг. памятниках ньетов, а в ХУП е. с лрясояш на плато порви: христианских миссионеров оял проникают я в Европу.

До 1975 г. практически вое материалы о населении-плато, включая T9iu.ce и кон-гасмрзшв "группы, кояцентрпровалг: ъ з европейской, глаЕЮл ойразсм Оранцузской, литературе. В основ--пег,: obi ссбирглпсъ Еоеннкуд:, ojij'janiE.ci колониальной аджшяст-раци;<: я члеяагз христианских kícckí:. 3tie.hi лзцакк (Згла собрана ценная жлорглацня, харакгеразущая этнографическое ооото-яштз региона"?. кояпа i.H - начале П вв. (П.Дуршнбург, 11.3. Кз.-.eik, X.Метро, Р.Гуершз и др.;. Впервой полодапе IX в. били кз-;аяи лоаогрвфея о ряде коы-юанерских ойгдостей плато, созданное сструднякаш Французское ш;слн изучения Дальнего ■ Востока (П.Гуле:,"дне - о <5анарах, И.ЗЛСеклина - о седангах, Х'-.КоНдохшаса - о кконгах, Ж.Лурна - о кохо). И, хотя в IS37r. вктао в свет первое вьетнамское .исследование, пешщездое ез-селешгю Тзйнгуен ("Кой: Конку:,;"), а затеи а <0-е - 63-е щек енло издано несколько статей вьст-намег-лх авторов (IÍ«ok tea, Нгуен Хау Тхау, £а Хсанга, Игуец Куок Дока и др.), сосвжйа-кых откичесхс.: проблемам пчато, прЕорзтет б _отнотргс+"Ечес:'.аи изучении региона оставался у европейцах и американское ка-еяедозателей.

После объединения страны Б*&?нгаг;кйе ученые, ксгояьзул: опыт к полоть советски коллег, качала систематический cdop материалов, характеризующих ха:с историческую этнографию коя-кх'.:зров и других груш, населяющих Тэйнгуея, так к происходящие да птато ооврекеннкз эа-ноиулиурные процессы. Были изда-йи труды Данг Hwíji Palia, лооьядеяш:е этнической ectoolti г традиционно^ хозяйству, Буй Кинь Дао и Чая Мань Ката - хозяйственной деятельности, Лыу Хунта, Фан Суан Биеяа - традиционной социальной организации, Егуен Кхак Тунга, Чу Тхаи Кона и too Дых Тхпея - жилищу и др. Б 80-х годах бьпше в свет тр:: коллективных монографии, содержащие описание трех провинций Тэйнгуэн, а тгкке сборни; статей авторе,, участников экс-

ледащий, предпринятых в связи о Государственной программой . исследования плато. В 80-х - начале 90-х годов несколько вьетнамских аспирантов, обучавшихся а российских.университетах, подготовили я защитили диссертации, посвщеннне вопросам этнографии пазннх народов Тэйнгуен - Зам.Куанг Хоан (семье и браку), 5аа Суая Екен (социальной организация), Чш Ыаяз Кат (хозяйству и материальной культуре), Као Тхо Чинъ (жиищу)..

В советской лаиературе специального исследовании по теме диссертации нет. Однако нельзя не отметить значение дяя ее разработка целой серии исследований советских авторов, посвященных народам Юго-Восточной Азктс и, в частности, этнической истории - М.Г.Лезжа, Н.К.Чебоксарова, р.й.Итса, А.М.Ре-иетова, Я.ВЛеснова, "А.И.Мужшюва; археологии.- П.И.Бориско-вского,, антропологи; - НЛг.Чебоксароза, этгсгчеокой демографии - С.И.Брука, хозяйству и материальной культуре - Я.Б.Чес-нова и А.НДескинен, история языка и культуры - С.А.Арутшо-ва н С.З.Яхонтова и др. В 1985, 12Я7 и 1990 ходах советские я вьетнамские этнографы провели несколько совместных экспедиций на плато Тэйнгуен. Работы созетских ученых шевт большое теоретическое и методологическое значение дай автора данного исследования.

Б основу диссертации положены литературные глтериали, материалы Архива .Института этнографии 2ьегал.\:а, а таете информация,. собранная автором во время двух зкоеодиций, проведенных на.плато Тэйнгуен в 1990 п Х9ЭГ годах.- -

Автор ставил перед собой цель собрать, проанализировать и обобщить все накошгешше к настоящему времени. наукой исторические и. этнографические сведения о мси-ххмерских народах (общностях) Тайнгуен. В соответствии с этил в диссертации рассматриваются следуадяе. проблема их истории и культура. - . I) проблема форлдрозанзя мон-нпиероких об'дноатей, населявдях плато Тэйкгуен, и их-территориальное, размещение; 2) .традиционное хозяйство а тенденция его развития; 3) .спецкфгеескиа черты материальной-культурн моя-кхмерских. общностей региона (поселение, иилице, одеяда,- пища).; 4)..структура традиционной организации и ее-современная эволюция; 5) специфические черты духовней культуры.-

- б -

-Научая повязка диссертации заключается в том, что она. представляет первое в историографии В&етн^ка монографическое исследование лракпгчески всех мон-ххмерскях этносов _ их отдельных групп, которые населим; "эйягуен.и, соответственно,, первую попытку .определить реальное значение традиционной культуры ион-кхмеров для формирования и развития современной. полиэтнической вьетнамской социальной обзно.сти.-В. диссерта^. ции сделана такяе первая попытка дать обобщённув характеристику культуры кок-кхмеров Зоемоиа-с учетом последних работ. Еьетнакских и советски: исследователей как в.области эмпирической згнегргЗж:, raze я .в .области .теоретической этнографии и .этносоциологки. Новизной содерканяя характеризуются материалы полевых гсслсдозаний автора, включенные б состав его основных источников.............■ - - .

Практическое значение диссертации определяется непос-р^дотззэиной..связью ее темы с Государственной программок исследования плато Тэйнгуен, предусматривающей в качестве одной т своих генеральши' задач подготовку базовых данных для-прогрессивных преобразований -экономики и культуры малочисленных народов-Е этнографических.-групп, населяющих заладив е. провинции .Вьетнама,- к которым относятся изучаемые мон-кхмерские общности. Еластз с тем материалы, собранные и-проанализированное автором, имеют, погтого этого конкретного значения, и более» иирокое - научно-практическое еначение, так как они вводят В йедц ¡пирогой этнографической науки,по существу новый .свод данных об.Етнических образованиях, сохранивших до пашах дней реликтовые пласты культура, -а. также социальную организация, стразкшцую различные стадчи развития общества в эпоху первобытнообщинной (первичной) формации. Материалы диссертации и ее вывода могут быть широко использованы в научно-исследовательской рз..1оте специалистами различного профиля - историкам, востояоведаш, этнографзм-этнологамк, лингвистами, археологами, социологами, антропологами и др., могут быть включены з практику преподавания этнографии и этнологии, истории стран-Азии и истории игровой культуры.

-Теоретической ш методологической базой работы послужили труда оовегегшх и вьетнамски ученых в области истории со-

циэльного развития обдзства, а также в области теорги культуры и-исторической социология. Работа оснознвается на прзн-гппах историзма. Автором испсяьзоешш сравнительно-исторический к типологический методы, широко приценяется разработанная советскими ученшк концепция хозяйственно-культурннх типов, метод системного анализа и комплексного подхода к характеристике разнообразных культу пних яачений. Форма исторл-ко-этнографического очерка позволяет представить изучаете этнические оспностп во всей многогранной реальности их битовой культуры, несущей на сэоа отпечатка их слоаной этнической история я разносторонних взаш/рсвязей с другими общностями Юго-Восточной Азия.

Апробация оаботн. Отдельные частя диссертации и ее ато" говый вариант в целом обсувдались на кафедре этнографии а антропологии Санкт-Петербургского государственного универсяте-та. Обцее направление работы а основные выведи автора были -предыетлм обсуждения текге з Институте этнографии СРВ в апреле 1931 г.

Структура диссертант. Диссертация состоит из введения, -пяти глав и заключения. К тексту прилежен альбом иллюстраций, заключительная часть которых представляет материалы, собран-, яые автором во время экспедиционной- работы на плато Тэйнгуен.

СОДЗШШЕ РАБОТЫ

Во-введения обосновывается актуальность теин, ее научная л практическая значимость, характеризуется степень изу--чеяности, дается обзор источников, определяются цели и задачи исследования. , ....

. Первая глава "Общая этяодекографичеокая характеристика' плато Тэйнгуен" посвящена.история мон-кхмерских этнических, общностей, населяющих плато.Тэйнгуен, атакке их.демографя--ческой характеристике.а современной этносоциальной структуре.

Древнейшее прошлое кон-кхмерских народов связано с территориями Ккяого Китая, Сезэряого Индокитая и Восточной Индии. Как мскно полагать на основании данных археологии, антропологии, лингвистика и .исторического фольклора, плато Тэй-нгуея было заселено и эпоху неолита, а в эпоху бронзы на его

_ s -

¡территории >se-обитали предки современных моя-юпгерсяшс народов.-Разделенше в дальнейшем индонезийски.шчныии группами, заяяваяш лей раяьну» часть плато-Sэ-дэ, зарая и др.) , кон-кхмеры Тэйкгуеп образовали два обособленных массива - север-. вый и ееш2, которые представляет две самостоятельные диалектные общности. - -- - На протяжении: всего П тыс.н.э. плато-было территорией, за обладание которой соперничали различные политические обра- • зования, возникавшие в равнинных районах Индокитая.. В-течение ХП-ХУ вв. плато входам о в состав государства Тампа, создатели -которого тяган оказали больное влияние на его коренное население..Тяков сманили продвинувшиеся на плато с севера лао, а с юга - равниннкэ кхкеры. В этот,период кителя плато заимствовали от соседей культуру заливного земледелия и умение до-■ бывать и обрабатывать келезо. Тогда ге, по-видимому, в Тэйнгу-ек возникли нервке авгохтонша политические.образования -союза сделен: "королевство Огня и Водами "королевство ма", о которых сохранились письменные свидетельства и .устные предания. С ХУХ i. в Гэйнгуен стали проникать вьеты, политической и культурное влияние которых в последующие столетия стало все более усиливаться. Сапой-яркой страницей истории мон-ххт-ров Тэйягуэн является их участие в восстании Тзйяон, победа которого привела к значительному-подъему Вьетнама. Однако феодальное вьетское государство, статавпсе Тэйнгуен .своей про-викпиай, а его население дгкникамд, враздебно относилось к обитателям шсато. Особо отрицательные последствия имело втор-ненае аа плато в начале ХК в. таев; оно способствовало замедлению социально-экономического и культурного развития.коренного населения Тэйнгуен.

С 1849 г. начинается история борьбы народов плато Тэ£я-гзен с еьропейскгшя колонизаторами. Она подиа примеров совместных выступлений различных этнических групп,-которые наиз-. мекно поддараявалк друг друга, отстаивая свободу и независимость своей земли от французских, а позднее американских агрессоров. Все они внесли значительный вклад в освобождение -Вьетнама ж его возроздениэ. В. настоящее врем на плато быстро идет процесс индустриализации. Этот процесс сопровождается

усилением пеияния яа мон-кхмеров плато языка л культура зьо-гов, которые в последнее годы активно переселяются в Тэйнху-es с равнина.

На плато в настоящее время определяются восемь этнических общностей (народов), говорящих яа кон-кхмерских языках. Каждая такая общность является бамостоятельной этаяческо" единицей и, как правило, состоит из нескольких этнографических групп. В северной чг та пла'. > (провинция Зялай-Конгтум) кизут банари (НО тыс.), седанги (75 тес.), зеченги (24 тыс.), а такте две малые общности - рдами и.брао, (насчитшащне соответственно всего 160 и 300 человек). которые населяют только со одной деревне (!е и Даияз). Банары включают 7 этнографических групп (кокггум, тело,-голар, ¿.-онгао, 'золанг, бонам,крем); седанги - 6 (сетенг, тодра, mm, казокг, халанг, тачи); зече-яги - 4 (зе, ченг, ве, баноаг). 3 шной часта плато (провинции Дарлак и Лаглдонг) кхвут кохо (70 ткс.), шонги (46 тыс.) и ма (30 тнс.). Хохо включают 5 этнографических групп (ерз, тия, ноп, лаг, KwOht, трияг); .мнонгя - таккэ S.(гар, лрех.тял, рша, нояг,-буданг); ыа - 5 (нган, то, con, крунг, хоачг). ■

Несмотря на некоторые различия, вызванные в основном длительным взаимодействием каждой отдельной группы .или общности в целом с соседними народа\ш .(вьетшя, тямамж, лао, таями,-кхмераш, эдэ, гаражи и др.), но антропологическим характеристикам, по язику, особенностям культуры. мои-гамзрь Тэйнгуэн гредставляго вполне определенное этническое единство, которое поддергивается их сбздсг самосознанием и самоопределением. В работе подробно анализируются различила точки зрения по воп- -рооу о составе мон-яхиерегаа народов ТоЯягуен, приводятся даа-нне об эндо- и экзоотаонишх, сведения о современном расселении. ... .

Вторая глава "Традиционное хозяйство" посвящена характеристика' основных отраслей хозяйственной деятельности-мон-кх-керских общностей Тэйнгуен - земледелию, животноводству, собирательству, охоте, рыболовству, ремеслам и промыслам, обмену и торговле. -

Наибольшее значение в хозяйственной деятельности моя-кхио-ров Тай;гуен гадает выравдвашо суходольного pica и клубне-,

корнеплодоз на .освобожденных от леса участках, занятие, называемое или "мир" или ''зиек". Яри этом-на выбранном о соблюдением слоеной система обрядов участие тропического леса вырубают деревья и после того, как от подсохнут, его вьЕкгаот. В покриващузз зеки» золу сажают семена риса, кукурузы, Лобовых, тыквы, дани, различных видов перца, хлопчатника, кашго-ку, таро, ямс к т.д. Взращивание на одном поле одновременно нескольких культур является особенностью подсечно-огк^вого . земледелия изучаемых народов. Зелледельческяе работы проводятся только в течение сезона доддей - о марта по ноябрь. Глав-Ш1.Е орудия:,л труда служат железный опор, ноя о длинной рукоятка, мотыга, заостренный кат для проделызания лунок под семена и бамбуковая трубка для внесения семян з почву. После сбора одного-двун урожаев участок cómo забрасызается и вновь зарастает лесом. В диссертации подробно описываются земле-Дйяьчесгсае работы - выбор участка, вырубка и выниг деревьев, посадка семян, организация охраны поле?:, прополка, сбор уро-яая, а такке обряды и представления, связанные с этими рабо-

tsxi.

Относительно новой формой земледелия для мон-кхмеров Тэй-нгуена (за исключением группы срэ общности кохо) яыяется за-лизное рисоводство, известное как '>а:р ок" или "срэ гол", ког торое в настоящее время пол/чает все большее распространение на плато. Участки для устройства заливных полей обычно вкбл-разгся в долинах, б сойках. на заболоченных местах. Для про--ведения води на поля мон-кхнеры, подобно тая:,!, мяо, яо и другим народам Юго-Восточной Азии, используют систеш бамбукового водопровод". Почла на заливных полях обрабатывается моты-гащ и стволами деревьев, .которые используются как бороны. . Для рыхлчкия почвы под посевы используется также способ ее топтания копытами еуйзолов, издавна. применяема в Тейнгуен. В последнее время начинают применяться.все белее эффективные . методы заливного рисоводства. У вьетов приобретаемся железные плуги и бороны., буйволы начинают- попользоваться как тягло-. . вая скла, вводятся более урогайнне соряа риса, боле е. радиокалькой становится система обводнения полей, практикуется заготовка расоада. В диссертации подробно рассмотрены методы за-

лкпиого земледелия, практикуемые срэ (кохо), седангами, ма и гзюягамя.

С традицией земледелия на лесных участках связано огородничество и садоводство мон-кхкеров. Огороды п сади представляют как бы приближенные к деревне поля. На них з настоящее вре:«: выращивается различные овощные культура, саяарний 'тростник, табак, чай и долголетние растения - цитрусовые, бананы, хлебное дерево.

* дквотнотлдство играет в хозяйстве мон-кхмеров гторссте-пекнуп роль. Здесь отсутствуют специальные ластбща, не прак-тируется заготовка кормов. Разводят крупный рогатый скот -буйволов и быков, в некоторых пестах - слонов, лошадей. Наибольшее значение имеет разведение свиней, коз, собая, мясо которых используется в пищу, и птицеводство - разведение кур.

В качестве .одного из' важнейшие дополнительных источников пкцевых продуктов рассматривается занятие собиратсльстлюм. Тропический лес, покрыващий плато богат съедобными растениями, в том числе дшешп видаш. фруктоз и овощей. 3 лесу собирают, кроме пищевых продуктов, лекарственные растения, мед, ведут заготовку древесины ценных пород. Столь на батьзое значение придают и охоте, которая ьедется с цель» получения мхе-яоЗ пищи к с целью провисла. Охотятся на мелкую я крупную дичь, в том числе диких слонов, буйволов, оленей, хищников. При охоте. применяются арбалеты и луки с отравленными стрелами, копья, ловушки различных таюз. Те группы мон-кжзров, . котоше нлвут .вблизи-водоемов, занимаются рыболовством. Рыбу ловят при помоги плетеных корзин, вершей, сетей, сачков, был; копьями, острогами. Сохраняют«! архаические-способы-.-.-сбор рыбы в золистом иле на рисовых полях-после спуска вода и сбор рыбы в. специально отравляемых водоемах»-В-работе подробно . описываются способы, охоты и-рыболовства,, снаряжение юхотни-. ков и рыболовов, орудия, связанные с эти,и видали деятельности верования и обряды. - . ...'.

В натуральном хозяйстве моя-кхмеров домашние, -промыслы и кустарные ремесла занимают видное место. Обитателя кок-кхмерских деревень .сами, как правило, изготовляют все необходимые иг.! бытовые векш и практически не используют изделий, произво-

дещпхся на стороне.-Наиболее разветши видаки проглыслов, которые у отдельных .групп приобретает .хараоср специализации, является кулачное дело, гончарстзо.,. ткачество, плетение, прсскзЕа золота.- В работе пт>изодктся описание состветствуЕ-зкх производственных процессов,- которые .рассматривается .на конкретных примерам их бытования у отдельных групп. Так, кузнечное, дело характеризуется ка основе-данных-сб этой виде промысла у садаягоЕ, которые икроко практикует добычу железной руды-и переработку ее в полуфабрикаты-крицы с последующей И" проковкой для получения чистового металла. Гончарство характеризуется на основе данных о гончарном промысле у зс-ченгоз к мноягов. Как к другие мон-кхмерк плато,' они ке используют гончарного кр,уга и изготовляет керамику (горки:, котлы, кувзинк, челн и т.д.) способом калепа, а обаиг производят в костре та открытом воздухе. Ткачество, плетение циновок, корзин, домашней утвари из бамбука,-ротанга и пальмовых листьев, плотницкое дело, зхяячая художественную резьбу, характеризуется на основе данных, полученных у разик групп ка севере а ж-* плато, так как этк вида деятельности входят з комплекс г.0Еседкеки;х занятии кагдой семьи.

Келду отдельная группами населения плато и глеаду обпта-теляжг плато п равнины существуст ¡постоянное общение и обмен. Предметами обнана со стороны поп-кхмеров слузкат ряс, ткши, кузнечика изделия, некоторые орудия труда, орузие, иродтатн, полученные путей собирательства и охоте. От вьстов, яхмэроа и тямов з горы поступают прокЕГтепш-'е изделия, морские продукта, украшения и т.п. Эквивалентами при обмене традиционно считаются буйволы, слоны, гончарные изделия. Сохранение обмена свидетельствует о слабом до настоящего времени: развитии в коч-кхмерских обществах товарно-денекных отношений.

Тпетт->я ТИ&1. "Материальная культура" аоовящена описании поселений, шяща, хозяйственных и ритуальных построек, оде-вды и шеля. Будучи тесно связанной с современной хозяйственной деятельностью, материальная культура в 'то ке время содер-кит информацию об этнической истории кавдой конкретной груп-шг к ее традиционных контактах с соседними обжностяыа.

У кок-кхмеров-Тэйнгуен представления о поселении (до-

- -

ревне) совладают с представления! о сельской обднне, включая л само üscto обитания конкретной социально обуд-юсти и ее производствен!;?;о территорию, которые в:лэоте обозначаются одним .терминам "алой", "буок" пли "срук". Собственно дерезни-поселения обычно располагается на ровных мостах вбллзя от водили источников в центре лесного кассета, которой рассматривается гак потшсиатьчый резерз для разработка под посевные участка. Названая поселениям даются в соответствии с особенностями их территории или производятся от имени ю: основателей, глазных родов, входяцих з обзишу, или ст.каких-то событий, запечатленных в местном Фольклоре. Размеры деревень обычно невелики л их населенна пе превышает -300-400 человек. Ri-деляютоя чстнра типа плакировки - I) .линейный, когда жилке до--тла строятсл рядом ларатлгльно один другому; 2).нерегулярный v. беспорядочный). когда дома свободно размещается ла опроде- . ленной территории; 3) круговой гли озальекй, когда дома строятся по доркмстру деревенской плоцадп лицозеи фасадом к об-. • винному дому, и 4) гнездовой, когда вез поселение состоит из. одного, двух рзх, стоянии рядом домов. Дермни-посслзния . всегда хггоют ограждении. Згнкы располагается югэдбЕЦз, родильные дсмлки, пзксторксг хозяйствэннпе сооружения.

Общей констр/кткзкоЗ.особенностью построек в 7-эйягуен . является копатьзозание столбового каркаса, на который опирается двуехгатная или. четырехскатная крь'иа без потолка. Каркас образуется из соадипокних продольное; балками нескольких пролетов, галднй из которах представляет сочленение двух, вертикальных столбов а сыгзузавдих их посеревших балок. Осковннк материалом для построек слудат дерево, бамбукг лианн и пальмовые листья. 3 местах соединения балки и стслй;»1 скрепляется ■ при погони нарезанных в зерглхсалышх столбам: пазоз и обвязок из бамбуковых .канатов л лиан. В работе подробно рассматриваются -специфические, черти злишх построек, обэдшшх домов и временных, в основном хозяйственных, сооружений.

Наиболее распространенна.! типом голого дока в Тэйпуен является дом, пол которого настилается на поперечине балки, соединенные о вертикальными столбами каркаса яг высоте 1,01,5 м над уровнем зекшг Ссгайшй дом), Дчша такого дода до-

стягает 100 м и более, он всегда ориентирован длинной ссьи с севера налог. Его стены делаются из расщепленного бамбука и представляют перегородки, кг насугт'е .никакой нагрузки. Крыша покрывается травой ели пальмовнми листьями. Крыша и каркас изготовляются отдельно и соединяются только при окончании строительства. Kai: правило, дон имеет несколько входов. Перед входам: устраиваются платформы-помосты на столбах, к которым приставляются лестгащы - стволы деревьев со ступенями-заруб-хаш. Такие дома у кавдой отдельной обцности или группы шзиг отличную традиционную внутренний плакировку, но обычно они разделяются на общее помещение (зал или корридор), гдц находится oöiiwä очаг, лежанки да,- цужчзш-холостяков и места для гостей, а также помещения, отделенные.перегородками, для малых семе?'5. Нкяе лола-пог,госта содержатся мелкие домаание животные и птица, хранится часть домашней.утвари. В диссертации рассматриваются особенности длинных свайных домов седангов, зеченгов, ма и мнонгов. 3 последние годы у всех групп отмечается тенденция к замене длинных домов небольшими (короткими), рассчитанными на одну малую семьи.

У мнонгов,'ма, кохо под влиянием других народов Тэйнгуе-на выработался таете иной тип постройки - наземный дом, стоящий на невысоком земляном цоколе. Для этих домов характерна овальная ("черепахообразная") крша, края которой спускаются почти до земли. Его внутренняя планировка практически не отличается от планировки свайного дома, за исключением только одной существенной особенности - в его центральном помещении находится рисовый амбар,.которнй представляет кастил, поднятий на главных столбах дома под кршу.

. ... В традициях строители ;тва яияюс .домов северных районов ■ сооружается главный, обдагшшй, дом деревни (роонг, мрао, кот). Гребень.его крыш обычно имеет поднятые-концы, которые украшены внрезаншшиз .дерева головами буйволов, птиц и-изображениями.' солнца. Внутри него выделяются места для проведения обрядов, для хранения фетишей деревни - .священного камня ¡юга топора, для собраний глав общины, приема гостей и для пребы^ ванля мужчин-холостяков,'которые проводят тем свое свободное время. Характеризуя приемы строительства и описывая раачич-

нне типы построек, автор приводит материалы о строительна обрядах ;г обрядах, связанных с духаки-покровптеяяж килах и ■ общественных сооружжй {шбор квота для поселения, внбор глота для хилого дома, выбор деревьев для основных столбов каркасной конструкции, .установка столбов рисового агл5ара, вход в новый дом, завйряешге .строительства и др.).

Традиционная одеяда мон-кхкеров Тзйнгуена изготовляется в основном из домотканной хлопчатобумажной ткана, которая сменила более архаическую одежду, изготовлявшуюся из луба некоторых.деревьев. Кеяский ког.гпдэкс состоит из несшитой юбки, прямоугольного полотнища размером 1,0x2,0 м, которое обертывается вокруг-бедер, и короткой рубахи, (кофты). Муле-' . кой'дог.илекс включает набедренную повязку (кусок ткани, имеющий длину 3,0-4,0 м и ширину'0,15-0,20 и, который обертггаа-стса вокруг бедер и пропускается г.:еяду Ниг так, чтобы его концы свободно спадали спереди л сзади) и такую жо так у яен-гцин рубаху, но более длинную, а такке накидку, которую носят только в холодное вреда и при-работе в. лесу. Юбки и набедренные повязки обычно окраливаютсав темно-егдай цвет посредство;! индиго._Характерной особенность» к иухчин и кекщик мон-кхмерских групп Тэйнгуен " является обычай ходить с открытой грудью. Обувь ;.;он-кхмеры не употребляет. 3 прошлом представители обоих полов носили длинные волосы, которые при помощи шпилек из бамбука, слоновой кости или из металла, укладывали ка голове в слсенеэ прически, налог,янаэдне рога. Во время ритуальных действий украшали голову перьями. Сейчас муячини.как правило, коротко стригут волосы, а хекднян покрывают их гсаго-вньы платком той плетеной из рисовой соломы шипой. У -всех групп сохранилось пристрастие к украшениям - браслета?, серьгам, ояэрельям, кольцам. Обмен браслета,иг - один из волщейЕих этапов свадебной церемонии. У седангоз и брао до сих пор сохранился обычай татуировки тала. Практически у всех кон-кхмо-рских групп .существует обычай подпиливания я чернения зубов, представляющий реликт инацкационкси обрядности.

Главное г,тесто в пкдевок рационе зоех ксн-ххмереках общностей занимает растительная шща и в первую очередь рис. По существу все растительные продукты, так да гак и кясшк и

рыбные служат лд1ш дополнением ют ирицравой к нему. Надо имеет самоетоятельноз значение только при приготовлении обрядовой лхлк. Молоко т молг"ные продукты тси-кхмераии не употребляется. В д? с^рга^ин подробно рассмотрены способа приготовления традиционных блта из риса, оводей, мяса и рыбы. Приводятся сведения о приготовлении и употреблении традиционных алкогольных напитков (рыо,, кап), традиции курения и жевания бе-ть-:я. , . -

Уетвет.тз.я глава "Традиционный общественный. строи** содержит характеристику социальной культуры мон-кхкерсдих обдное-тей Тзйгшуен , которая рассматривается на уровне обычны, родового коллектива я семьи.

Кадцая деревня-поселение у ыон-кхиеров представляет практически 'лвтоношуи сельскую общину или территориальное сообщество,- которые до недавнего времени были единствзнньч.я поли-т:гческ/с.га образованиями во всех заселению: мон-кхмерами районах плато.. В состав обаины обычно входят одна или несколько родовых групп. Их объединяет совместное проживание ча общян-• ной территории, совместное владение общинной собс-ченностью, общее управление' к признаваемое всеми группам обычное право, общие, религиозные предотарлен:и и обрядовые традиции, а в недавнее прошлом такае и необходимость совместной обороны и, . соответственно, единая военная организация. Земля у мон-юоге-роз считалась собственностью общиш и распределялась ее администрацией в.соответствии о потребностями и возможностями калдой родовой группы. Передача земли от одной группы другой (в юн 'числе и се продажа) допускались, но только в пределах обдиш и .с санкции ее администрации. Орудия труда, оружие, постройки, .скот рассматрлв ш как Устная собственность родового коллектива или его отдельных членов, они ае были подконтрольны общине. . . .....

. Вовлечении народов Тэйпгуен в систему товарной экономики, хотя и яв-привело еде к резкоиу изменении традиционных, . сси~аль;шх институтов, тем ве-менее способствовало -расширению сйсри частной.собственности и,, как следствие зтого, возникновению внутри общины имущественного фактического социального неравенства. В настоящее время внутри обдан могут быть выде-

леш .четыре, социальные категории, из которых три первые ("богатые", "середняки/' и "бедные") представляет с: Годных полноправных общинников,, а .четвертая-- лиц, не имевших никаких праа .в дачной обкдао от родцекия-пли.лишенных их временно , вследствие ката-то объективных .пли субъективных при чан ("дам" или "дик", т.е. временные работники ели Домашние рабы).-. "Бо-гатие"...-. это члегш .обздпы, маде-лше бодышши• запасает риса, большим количеством буйволов, кувшинов и котлов .для-пряготоз-ления-напитков-и пищи, несколькими "раба?.®".. "-Середняки"..-. это обычные-общинники, ничем ив выделяющиеся из среды односельчан, имеющие равные с другими шансы подняться в категории "богатых" и опуститься в-категории "бедных". "Бедные." - это люди, хотя и имеющие дом, землю, орудия производства, но не. владеющие значительным количеством скота, не кмещие bowos-аости.устраивать общественные жертвоприношения, иногда вынуд-деняне обращаться за помоаью к .односельчанам. "Дики" - это либо приобретенные в другой обдяне военнопленные, либо отданные общинной аджгкистрадизй в "рабство" неисправшме долнники, либо злостные шрузитсли обычного права. Они не имеет свое;";, собственности и работаюгв чудом хозяйстве, где, гак правило, находятся на положении младших членов семьи.

Кз лиц, относящихся :< категории "богатых" фортдруетсч администрация общин. В .нее. входят глава деревни ("тоыплей", "куангбуоп"), его помощники - члены совета старейаи,-глава общинного дома (у северных моа-кхмеров Тэйнгуек ), военачальник, "хозяин земли z леса" (у да), колдун. Глава, деревня от паясг общины решает все вопросы ее отношений с другими обк:-наглг, организует переселения, охоты и группы, уходящие из деревни для обмена, принимает гостей, следит за проведением обрядов и совладением норы обычного права, назначает членов общинного суда. Он избирается всеми членами общикы. В своей деятельности он опирается на совет старейааш, включающий глаз родов или больших семей. Военачальник (его функция иногда исполняет cms. глава деревни) организует оборону общинных земель, обучение юношей военному делу, охрану оружия. Глава общинного дотла отвечает за гостей деревни, руководит колоды:,к пвдьш при организации общинных праздников и совершении обря-

roe. "Хозяин земля и леса" определяет участки территории для обработки, оргаччзуе? их защиту, определяет время начала и окончания земледельческих рабог, следит за исполнением обрядности, связанной с земледельческими культами. Все члены администрации участвуют з повседневной трудовой деятельности общины и не получают никакого вознаграждения за исполнение 'дол-кеостншс обязанностей. Пояь\чса французских kon;ohw3atopo3 за-■ К4лить грэдишшую систему управления" новой практически не тела успеха. Традиционная система продоляает действовать и э кгли дни, равно гак и ноша обычного г.рава, которые она охраняет.

У глон-кшероа Тэйягуен наряду с развитием институтов сельской обтяни продолжают сохраняться институты родовой организации. Родственная группа ("ктум" - у баяароз и седакгов, "чоо.чг" - у зеченгов, "нао" - у ма, "клал" - у кохо и шон-гов) состоит из нескольких больших (таи малых) сеней, кявудих, как правило, по-соседству шла даяе в одном длинном доме, связанных общностью ьроасхоздеидя от одного предка па кате райской (матршшаейкне общности) или отцовской (патр^танейнне) линии. Основной ' экономической ячейкой общества в настоящее время выступает на родовой коллектив, а отдельная семья, интересы которой задицает и поддерживает обдана (например, выделение общинных земель в пользование семьям), но з сфере брачных отношений к в обрядовой практике ведущую роль играет по-

прекаему род.....

.. .У матрюшнейних общностей (кохо, кнонги) главами больших сеней (от 20 до 50 человек) являются кешцшц (матери семей), которые управляет всеми делами своей.социальной ячейки. Б такой семье дети получают йа..илив матери. Имущество семьи наследуется дочерями,' сыновья выделяются из семьи с выплатой ел только незначительной доли. Еласть в семье наследуется либо старшей, либо младней дочерью. Все члены такой семьи ботают.. вместе, ко пищу готовят отдельно (по малым семьям) из продуктов, издаваемых км матерью сежи. У патралинейннх общностей (большинство груш ион-кхмеров) полновластным главой ■ семья (большой и малой) паляется.-старший мужчина, а после него - его старший сын. В'этих семьях хендина занижает подчк-

- IS- -

ненное положение. Пережитком катрилинейкссти з -патриархальных семьях является обычаи временного проживания Иногда кг-сколько лет/ цу-чннн после свадьба.в доме хсни или работа на семья жена...Для SCSX болъзнх семей характерно прозпвакие в -них значительного числа боковых родственников и лиц, связанных искусствентым родством. В последние годы наблздастся интенсивный процесс распада больших семей. Малая семья, включенная только родителей и малолетних детей становится самостоятельной единицей общества.

Брак у мон-кхмерокне народоз Тэшггуен экзогамный. Экзогамия строго соблюдается (за ксглжением нескольких групп базаров и седх-:гов, соблэдаэдих экзогамию только до пятого колена) . Кровосиепение считается одним из cat.tsx тяг.етх преступлений. Обычно брак заключается внутри деревни, а если за ее пределами, то предпочтительно с представителями одной этнической группы. Обычный: брачкни ь.озраст у шонгоз седакгоз 18-20 лет, у ма и кохо - 15-16. При выборе невест;: ялк "ещг-ха, кроме их личных качеств имеют значение прзстпз семьи и . ее материалы ->e пояояение. При заключении 0~чка прздусматпи-вается имущественная кемп сация за непесту (или жениха, у. иатрилине'зшх общностей). выплачиваемая .""шотннки, утварью, украпениями и пр. Широко распространены обычаи лезнрата к сорората. У -всех групп глон-кхмеров преобладает. моногамия, ко полигамия не считается нарушением принятых общественных норм. У кохо, ка, ынопгоз допускается добрачное сожительство поло-дых лиден, у .остальных народов оно запрещено.

Пятая глаза "Духовная культура" посвядева традиционным верованиям и связанней .с а. л секейзоЯ. обрядности мои-кхмероз. Для мон-кхмерских народов Тзйнгуен характерно . сохранение всего комплекса архаических воззрений ка явления природы, на .человек! и на его взанме -ношение с округс^даи миром. Анимистические представления находят свое выражений в .ряде .обдос коскогонг^еских ковцвпцнй, по-виджому, возникших под влиянием более развитых религиозных воззрение сссад-ких народов, и в убеждении о том, что все веси и явления имеют своих духов-хозяе . Духи бывает добрые и злые, мезду духами существует система иерархического соподчинения. Наг злее

значительными являются духи-хозяева грог,и (Глак), риса (Сри), Х'ор, огня, леса. Человек нацелен тремя душами (главная - в макушке головы, вторая - во лбу, третья - в теле), временное отсутствие кх вызывает болезнь, полней з'Ход - смерть. Лщи, по представлениям ыон-кхыеров, имаго своих прародителей и сородичей в окружаицем их мире, нарушать целостность которых, убивать, использовать £ пищу категорически запрещено. Именами этих: сородичей (тотемов) называется отдельные родовые группы. Так, у зеченгов имеется роды оленя (Де), черного дрозда (Доанг), грабя, (Прок), моста (Трорим), огня (Ун) и др. У северных шн-кхмеров существует культ кашя (или каменного . топора), эти §етши хранятся е общинном доме и строго охраняются, так как с шши связывается благополучие общин. Есте- . ствеаное стремление избегать влияния вредоносных сил и подчинить сабе явления природы породило г/лссу способов магического воздействия на них. В диссертации подробно описаны практикуемые моп-кхмераш вида магических действий. Особое внимание уделено также бытующим в Тэйнгуен шаманистским возврениям к. ритуалам.

Цикл обрядов, связанных с рождением человека, начинается у мон-ххдаров задолго до его появления на свет. В период беременности яеквдна постепенно все более вхо,дит в стадию запретов и ограничений. Роды происходят за пределами деревни в специальном родильном домике.. Через семь дней (у мноагов) или далее через год (у северных груш) ребенок признается членам рода и ему после соблэдешш соответствующих обрядов дается . имя. Безымянные младенцы не погребаются на родовом кладбище. Дети рано включаются' в хозяйственную деятельность семьи и обрядовую яизнь рода. Их знакошгг с традициями, обычаями, обучают нависам .земледельческих работ, знакомят с лесом». приучают к собирательству, охоте, рыбной ловле, ремеслам. По достижении половой зрелости юноши и девушки проходят цикл ииици-ациошшх обрядов, которые в основном совершаются публично перед обдинншд домом, после чего они признаются полноправными членами обэдны..

.Свадьбы обычно совещаются в свободное, от земледельческих работ врем года. В цикл свадебных обрядов у всех груш

входят сговор, сватовство и сама свадьба. Инициатива заклте-ния брака 3' кагралвнейтэс групп п?:-шагУ1з.г.ит, кг.к правило, до-зузке или ее роду. В диссертации подробно рассматриваются сва-дебкко обряди кохо, мл и мнонгов. Свадьба вызывает значительна расходы, продолжается от 4 до 7 дче.1, сопровоздц-.гся цела» рядом ~ертволр:-..чо^знип к восщлзвшаогся не только как дело двух родов, а как вамнее о5щеотЕ-гнноз собкк», в котором долина принп.;ать участие вся обддна.

. Точно таао общественный характер янеет и погребальные обряда. Они подробно озшо&ш в диссертации. Родовая груша покойного на определении;: период заключается из всех видов производственно:; ;; облзствзнной деятельности. Культ уиердего строго соблюдается в течение года и от него отступает только после совершения особого обряда "покидания глогплк". Все погребальное обряды сопровождается жортвоаржоЕенаьп, среди которых особое значение придается ритуальному закланию буйвола. Этот ритуал 'эгеет ярко гыраяенкнй общественной характер и производится ойкчно на дзрегезскоЗ площади перед общественным домом з приг сутстЕнк все: глаз обкинз.

В закютгешге диссертачдп подводятся итоги анализа отдельных аспектов культура мон-кзалгрсклс обдноетеп, васелвхшх плато Тэйкгуея. Еесмотря на локальные особенности, которклз характеризуется культура северных и шш обцмустей, мон-юолзра ' Тэннгуен представляют единое образование, связанное не только близостью языков, но и единством системы традиционного хозяйства, единством материально:": к духовно;:-культур:, обц;д.: уровне социального развития. 3 гдело.м это .культура рзнялх. земледельцев леонсЗ.зона тропического пояса, которая, с одной стороны, сохраняет реляют сгадпат./ш более раннего хсеянетвенно-культурного комплекса, а,, о другой, включает в себя. р-гд нсва-да.1, зажегьошшшх У более .проявгнуг.м: в ио'зяЛзтиенно-культу-рнсм отношении соседних народов Индокитая ■ и, прежде всего, блккапштх соседей: кхмерсз,тямов и вьетов.