автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Традиционные жилище народов плато Тэйнгуен

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Као Тхе Чинь
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
Автореферат по истории на тему 'Традиционные жилище народов плато Тэйнгуен'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Традиционные жилище народов плато Тэйнгуен"

. I 4 • • _£—-

?-!. ? Ь —|

" АКАДЕМИЯ НАУК СССР ;

ОРДЕНА ДРУЖБЫ НАРОДОВ ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ шэни Н.Н. МИКЛУХО-МАКЛАЯ

На правах рукопиои

КАО Т1Е ИШЬ

ТРАДИЦИОННОЕ ЖИЛИЩЕ НАРОДОВ ПЛАТО ТЭЙНГУШ

Специальность: 07.00.07 - Этнография

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторически наук

Москва - 1991

Работа выполнена в отделе отнографш народов Зарубекизй Азии, Австралии и Океании Инотитута агиологии в антропологии им, Н.Н.Миклухо-Маклая АН СССР.

Научный руководитель - доктор исторических наук

Р.Ш,Джарьшгасинова

Официальные оппоненты i доктор исторических наук

Е. П. Бусыгин,

кандидат иоторичаоких наук Я.ВЛеонов

Ведущее учреждение - Кафедра этнографии Исторического факультета Московского Государственного университета имени М.В.Ломоносова,

диссертаций на соискание ученой отепени кандидата иоторических наук при Институте этнологии в антропологии имени Н.Н. Миклухо-Маклая АН СССР (Москва, 117334, Ленинский пр-т, д. 32-А),

С диссертацией ыовно ознакомиться в библиотеке Инотитута этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая АН СССР.

Автореферат разослан С 1991 г.

Ученый секретарь специализированного совета

кандидат историчеоких наук Н.Л.Луткарева

Защита состоится часо!

на заседании специализированного совета К 002*76.01 по ведите

часов

© ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ им. Н.Н» МИКЛУХО-МАКЛАЯ

АН СССР, 1991 г.

« .Л:;:' ;

. ОВЦДЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. РАБОТЫ

""•Актуальность теш. Плато Тэйнгуен представляет собой осо-1 исторшсо-этнографический регион во Вьетнаме» на его огром-I территории проливает много гдшх народов и этнических общ-¡тей, говорящих как на мон-кхмерских (банары, седанги, ма, ;о, мнонги, эе-чиенги, рмам и брау), тан и на малайско-псди-шйских (дкарая, одо, раглан и тару) языках и стоящих на раз-шых ступенях общественного развития, включая и стадию распа-первобыгного строя. Поэтоцу этнографическое исследование этих юдов имеет бсшыаое значение не только для решения теоретичес-: проблем этнографии, но и для планирования и осуществления 1граш, мероприятий по социально-эконо&гяческому подъему и ватин народов данного региона.

Плато Тэйнгуен - составная часть полуострова Индокитая и >е - Юго-Восточной Азии; мевду народами плато и населением тих регионов этой огромной зоны земного шара существует мно-общего в историко-культурном облике н соцяально-эконошчес-I строе, поэтому изучение проблем, связанных с народами плато :нгуен, долано внести вклад в освеценме аналогичных вопросов, ащихся других народов ЮВА.

Из числа проблем, связанных о этнографхческим исследовани-народов плато Тэйнгуен, несомненный интерес представляет тра-ионноа киладе. Выбор аалица в качестве предмета исследования ной диссертации вызван рядом причин. Во-первых, яилищэ, в бенности традиционное, является одной из ва&нейших сторон ической культуры, в которой находят отранение этногенез и ическая история народов, различные сферы соцяально-экономи-кой аизни, историко-культурные особенности этносов, а такзе собы их адаптации к округащей среде обитания. Традиционное пще - универсальный культурно-бытовой комплекс, отранащий этначесгси специфические черты обитателей постройки. В этой еле, гозно слазать, что изучение традиционного ашшда наро-плато Тэйнгуен дает материал для исследования таких кардц-ышх проблем как нилище и социально-экономическое развитие эса, гшлкде и историко-культурные особенности народов, а хе для научения актуального вопроса адаптации обитателей док экологической среде.

Бо-вторих, несмотря на то, что в последние десятилетия во гна&е» вообще, и на плато Тэйнгуен, в частности, интенсивно

происходят процессу обновления всех областей Еизнедентельности, за исключением некоторых случаев, традиционное ишшце горных на родов плато сохраняет свои основные черты, многие из которых восходят к глубокой древности. В связи о этим мокно сказать, чт исследование этих сооружений помокет раскрыть проблемы, связанные с исторической этнографией народов рассматриваемого нами плато.

В-третьих, дане беглого взгляда на некоторые специфические черты традиционного кюиаца народов плато Тэйнгуен достаточно для того, чтобы ощутить наличие связей мекду их килшцем и еилым постройками других народов Юго-Восточной Азии. Очевидно, что ис следование этдх контактов может приблизить нас к решению многих пока невыясненных проблем дровней истории народов данной обшр-ной области мира.

Таким образом, изучение традиционного шща народов плате Тэйнгуен занимает особое место в этнографическом исследовании народов Вьетнама и Юго-Восточной Азии. Оно способно осветить не только одну из важнейших сторон материальной культуры интересу! щих нас народов, но и мокет дать нам "ключи"» при помощи которь откроются "тайные двери" - ответы на ряд вопросов, относящихся к другим аспектам традиционной культуры указанных народов, а также на вопрос об особенностях отношений шжду народами Тэйнгз ена и другими этносами Юго-Восточной Азии.

В диссертационной работе исследуется традиционное шшще коренных народов плато Тэйнгуен. В последнее врет, в результате культурных контактов с вьетами, среди аборигенов плато получили распространение и дома, построенные по кьетскоыу, а в некс торых случаях даже по европейскому образцу. Хотя такие сооруае-ния построены самими горцами плато, они находятся вне рамок нашего исследования, поскольку они не относятся к категории традиционных построек интересу щих нас народов.

Цель и задачи исследования. Основной целью данной диссерт< ции является исследование традиционного кшшца народов плато Тэйнгуен, как в формально-конструктивном, так и в социально-функциональном аспектах. Жилище указанных народов рассматривав' ся в качестве культурно-бытового комплекса - "квинтэссенции освоенного человеком мира" или продукта "доместикации лвдьми окр, кащей среди", по определению А.К.Байбурина. Кроме того, аргументируется гипотеза о наличии древних культурных связей менаду

л

уродами плаго Тэйнгуен и другими народами Юго-Восточной Азии I основании данных по юс традиционному килшцу.

. В соответствии с указанными целями исследования были опре-злены следующие основные задачи:

- выявить характерные особенности традиционного шлица на-адов плато Тэйнгуен Спревде всего визуально-конструктивше и зциально-функциональные) ^

- исследовать поверья, представления, обряды и обычаи на-здов плато Тэйнгуен, связанные с нилицем;

- проанализировать и сопоставить специфические черты тра-щионного кплищп горцев плато Тэйнгуен и других народов ЮВА ш того, чтобы проследить взаимосвязь мевду этшли видами на-здной архитектуры, а посредством этого - взаимоотношения между с создателями.

Теоретической и методологической базой работы послужили зуды советских и вьетнамских ученых по теории и истории этно-эа^ни и культуры. Важное значение для проведения исследования дели концепции и принципы изучения аилища, предложенные С.А.То-1ревым, Н.Н.Чебоксаройым, Е.П. Бусыгиным, М.В.Крюковым, Я.В.Чес-эвым, А.К.Байбуриныы, Нгуен Кхак Тунгом, Чу Тхай Шоном, Чан Гок Выонгом.

При работе над диссертацией автором применены используемые советской этнографии методики непосредотвенного полевого наб-едения, а также сравнительно-исторического исследования,

Щеточники и историограф. Проблемы, связанные с изучением ¿лица народов плаго Тэйнгуен, стали предметом исследования мно-а вьетнамских и зарубежных ученых« Данная проблематика затра-иалась и получила освещение в целом ряде монографий, статей и 5общаодих работ, посвященных народам Вьетнама, вообще, и этно-ш плато Тэйнгуен, в частности. Материалы, находки, точки ареал, вывода, оодераащиеся в этих работах, позволяют обратить злее пристальное внимание на традиционное килшце народов плато, си работы оказали больное влияние на выбор налги теш диосерта-аюнного исследования и на решение поставленных в настоящей ра-эте задач.

Особую группу источников представляет литература на вьет-амском и европейских языках по разным аспектам материальной ^льтуры изучаемых народов. Наибольший интерес в связи с темой ассертации представляют работы К.Кондоыинаса («илище ьлнонг-

гаров), А.Метра (аилицо едасцав), П.Азе.мара (шще стиенгов), Л.Патте (кклиде стиенгов), М.Нера (силище эдосцев), Г.Парменть ера (общинные дома банаров), А,Монфлера (ишяище мнонгов в Бан-донге), А.Н.Лескинен (длинные дома у ма), Чу Тхай Шона (длинны дома адэсцев), Нгеун Зуи Тхиеу (длишше дома стиенгов), Ви Хоа га (общинные дома народов северной части плато Тэйнгуен), Нго Дык Тхиня. (выделение типов килида народов Восточного Индокитая Чан Мань Ката (анализ некоторых черт аилища народов Тэйнгуена) Чан Кама (формы жилища и поселений народов Ламцонга). Указанна авторы описывают килиде отдельных этносов плато, их пристально внимание привлекают такие визуально-конструктивные особенности галища народов указанного ллато.

Основной для написания данной диссертационной работы пос-лукили и материалы, собранные автором за время его полевых экс педиций в изучаемом регионе (1385-1989 гг.)»

Научная новизна.

- До сих пор нет ни одной обобщающей работы монографического характера по проблемам традиционного гашада народов плате Тэйнгуен, поэтому новизна диссертации заключается в постановке самой темы исследования.

- В отличие от предшествующих работ, затрагивавших главнь образом, только визуально-конструктивную сторону килща народе плато Тэйнгуен, г настоящей работе уделяется более пристальное внимание и социально-функциональному аспекту изучаемых построе

- Посредством сравнения специфических черт килица разных народов Юго-Восточной; Азии выявляются культурные связи мевду этими видами народной архитектуры и их создателями.

Практическая значимость работы, Изложенные в настоящей да оертации материалы и вывода могут быть использованы при изуче* общих проблем этнографической науки, в первую очередь при дал! нейшем исследовании этнокультурных особенностей народов плато Тэйнгуен, а такте в вузовских курсах лекций по этнографии нарс дов Вьетнама и народов Юго-Восточной Азии.

Исследование может внести определенный вклад в дело реше! ряда актуальных проблем, относящихся к планированию и осуществлению программ, мероприятий по социально-экономическому поды му и развитию народов описываемого региона, а такке в дело со; дания новой современной культуры на основе сохранения, преемес ценности и развития квинтэссенции традиционной культуры аборш нов данного региона.

6

Апробация работы. С докладами по тема диссертации автор 5тупал на научных конференциях Исторического факультета Уни-эситета города Далат (Взетная). Текст диссертации обсуждался заседании Отдела народов Зарубежной Азии, Австралии и Океа-I Института этнологии и антропологии АН СССР, получил полога-1ьиуа оценку и был рекомендован к защите. Некоторые результа-наших исследований изложены в публикации в курнале "Совете-; 1 этнография".

Структура работ». Данная диссертация состоит из Введения, эх глав, Заключения н списка использованной литературы.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Но введении обосновывается актуальность темы, определяйся пи исследования^ раскрывается степень иэучеиности данной про-вмы, характеризуются источники, ставятся задачи диссертацион-й работы.

Первая глава "ХЪрние народы плато Тэйнгуен" посвящена крат-й этнографической характеристике народов указанного региона, чь идет об основных природных условиях проживания этносов пла-, об их расселошш, численности и этническом составе.

Проблема происхоздония горш« народов данного региона пока получила окончательного решения. Считается, что предки монтерских этносов пришли на плато Тэйнгуен тысячи лет тому назад приморских или северных регионов под давлением волны пересе-ния предков малайско-полинезийских этносов; позднее предки аравв, адэ, твру и раглаев такие мигрировали сода из приморо-х областей.

В течение многих веков о самого начала н.э. территория пла-являлась ареной аестоких войн мекду древними государствами 1Ша и Фунань (затем Ченла), пытавшимися захватить данный реги-и подчинить народы, населящие его. В то ке время среди гор-в появились "королевства" (на деле - племенные союзы) Пгао Дуй, ао Еа и Королевство Иа, С ХУП в. вьетские феодальные династии тановили контроль над этими "королевствами". В конце ХЫ в." на ато пришли французские колонизаторы, которых затем сменила ериканские захватчики. Мирные (торговля) и немирные (войны) нтакты с более развитыми соседями внесли изменения в социально-ономическую аизнь этносов данного региона. Но в целом влияние' их изменений было незначительным, в силу чего, вплоть до не-

давнего времени почти все этносы плато перевивали начальный ш риод перехода к раннеклассовому обществу.

Основной формой традиционного хозяйства этносов плато Тэ] гуен является подсечно-огневое земледелие. Главные сельскохоз^ ственьые культуры у этих народов - рио, кукуруза и маниок. Животноводство, собирательство, охота и рыболовство также играм определенную роль в их хозяйственной кизни, в особенности в ш сяцы, предшествующие сбору урожая. Другие отрасли экономики (з кие ремесла, как гончарство, кузнечное дело, ткачество) у горцев плато били развиты слабо. Многие предметы обихода горцы пс купали или обменивали у соседей.

Поселения местных кителей не имеют четкой планировки. Их форма в значительной степени зависит от конкретного географич« кого рельефа.

Традиционная одевда этих народов, в общем» одинакова, лрс та по фасону и покрой. Будничный, праздничный и даже ритуальнь типы их одевды не отличаются друг от друга. Мужчины носят набе ренные повязки и куртки, а кещины - юбки и кофты. Одевда изгс товляется из хлопчатобумажных тканей. Главный цвет тканей - те 1шй. Ткань темного цвета дополняется полосами из тканей йелогс красного и синего цвета. Эти полосы выполняют функцию украшеш и орнаментов.

К числу наиболее ярких этнокультурных особенностей горце! плато принадлежат и украшения посредством производства некото] операций на теле человека (подпиливание передних верхних зубох прокалывание мочек ушей и ношение массивных серег, татуировка)

Женщины-горцы собирают волосы в форме шиньона, располагая его либо на темени, либо низко на затылке. (Дуачины-горцы короа стригут волосы.

В основе питания этносов Тэйнгуен - растительная пища. В меню преобладают рис, кукуруза или маниок. Местное население также любит употреблять в пищу овощи и фрукты. Мясо считается как бы высоким, королевским блвдом и едят его преимущественно праздникам, во время жертвоприношений или приема гостей. Горць любят алкогольные напитки, которые они приготовляют из риса, и курузы или маниока. %кчины-горцы любят курить. При курении о* обычно используют курительные трубки.

Домашняя утварь у горцев довольно проста. Горцы спят пря& на полу свайного дома или на лекаш<ах'(у групп, обитащих в на земных домах). Роль шкафа играют бамбуковые корзины или полки;

исящле вдоль стены. Самыми ценными предметами считаются бронзо-ые гонги» и глиняные кувшины, стоимость которых измеряется в уйволах или слонах.

Главным способом передвижения горцев плато являются пешие ереходы. Иногда они передвигаются на лодках по рекам или ручь-м.

Автор считает, что до Освобождения плато (30 апреля 1975 .) почти у всех групп горцев данного региона не сложилось пред-осылок появления классового строя, поскольку они к тому времени ще не достигли того уровня развития производительных сил, при отором могут появиться излишки продуктов. Общественное неравен-тво заключается только в том, что некоторые семьи были "богаче" ругих на несколько кувшинов, гонгов или буйволов, т.е. престиж богатство измерялись в обладании тем имуществом, которое не вдяется средством производства (буйволы здесь не используются ля подготовки земли к посеву, а только для кертвоприношений ли продави).

Самым главным средством производства для горного населения вляется земля, которая принадлежит всем членам деревни. Землю ни использовали не постоянно: через несколько лет эксплуатации, осле ее истощения, переходили на новое место. В общинной соб-твенности находились такке леса, ручьи.

Каядая деревня плато была самоуправляющейся единицей. Все ители деревни были равны во всех сферах кизни. Совета старейшин ак особого института управления у них не было, однако к мнению тариков относились о уважением. Во главе деревни стоял старос-а С"птао", "мтао", "мдонг" или "куанг"), избиравшийся всеми ленами деревни, обладавший большим опытом и познаниями в сель-кохозяйственных работах, охоте и рыболовстве. Он - организатор ведущий обцедерэвенеких собраний; главный жрец во время про-едения деревенских культовых церемоний; почетное лицо, вступаю-ее от имени деревни в сношения с другими деревнями, командир оорукенного формирования деревни. Он "служил" воем жителям бео-латно.

На деревенском суде нарушителей запретов, преступников су-или по нормам и традициям обычного права.

В районах прояивания даараев, эдэсцев и ма раньше существо-али "Пгао Дуй" ("Король Огня"), "Птао Еаи ("Король Воды") и так азываемый "Король Ма". На деле эти "короли" являлись просто ливрами союзов, состоявших из нескольких деревень.

У этносов плато и ныне существуют две формы семьи: больше и малая. Кроме того, здесь наблюдается и переходная форма семь для которой характерно проаивание в одном длинном доме несколь ких нуклеарных семей, каждая из них имеет и личный очаг, собст венный рисовый амбар и отдельный участок земли для выращивания риса.

Самым ярким элементом духовной культуры этносов плато явл ется фольклор, в особенности эпические аанры "хан" или "хмон". Наибольшей известностью пользуются поэмы (канр "хан") "Датан" "Дамной", "Сингня". В основе сюжета данного вида устного художественного творчества лежат деяния, подвиги героев, наделении большой магической силой. У горцев плато также широко распрост ранены мифы, легенды, предания, в которых объясняются происхок дение человечества, явлений природы, а также обычаев и обрядов горцев.

У горцев плато бытуют песни, сопровождающие процессы земледельческого труда. Имеются и "правовые песни", в которых в стихотворной форме излагаются различные традиционные нормы и правила, регулирующие взаимоотношения между членами общности.

Богаты и разнообразны музыкальные инструменты описываемых народов, среди которых наиболее известны каменные ксилофоны и бронзовые гонги. Предполагают, что гиато Тэйнгуен является оди из очагов возникновения бронзовых гонгов.

Танцы горцев берут свое начало в трудовых процессах, в ни широко используются движения, имитирущие трудовые операции,

Любовь горцев к красоте ярко отражается в ремесленных изделиях (одежда, утварь, предметы обихода). Особую худокествен-ную ценность и научный интерес представляют надмогильные скуль туры. В мотивах украшения этих народов нередко встречаются изо ракения, напоминающие орнаменты донгшонских барабанов.

Важное место в духовной кизни местных кителей занимают и праздники, связанные с земледелием. Много обычаев, обрядов, св эано с важнейшими событиями в »изни человека (рождение, свадьб погребение). Обычным способом погребения горцев считается захо ронение трупа в земле. Родственники "кормят" умершего в течени трех лет. По истечении этого срока они устраивают церемонию "п кидания могилы", и с этого момента все узы, связывавшие покойн го и его родственников, считаются разорванными.

"Список" духов, которых почитают горцы, довольно длинный. Но представлениям горцев, почти все вещи, природные явления ш/

своих духов. Однако, люди и духи выступают по отношению друг цругу в качестве сравнительно равноправных партнеров, в основе "связи" лежит "обмен", "взаимовыгодное сотрудничество", т.е. рцы приносят аертвы духам, а духи обязаны им за это помогать, гех случаях, когда духи не выполняют "договор", люди мстят им неблагодарным духам и заключают союз с новыми духами.

В заключении первой главы автор диссертации приходит к вы-цу, что основные этнокультурные особенности народов плато йнгуен имеют соответствия в культурах многих других народов о-Восточной Азии. Это свидетельствует об общности исторических цеб народов данного обширного региона мира, а такке объясняет, чему в традиционных килых постройках разных народов ЮВА имеет-много сходных специфических черт.

Во второй главе "Формально-конструктивные особенности тра-ционного жилица народов плато Тэйнгуен" рассматриваются проб-иы типологии аилища указанных народов, а также основные визу-ьно-конструктивные особенности традиционных построек.

Отмечается, что до сих пор не опубликовано ни одной работы нографического характера по проблеме классификации аилшда на-дов Тэйнгуена. Правда, эта проблема затрагивается в той или ой степени в тех работах, авторы которых при рассмотрении ви-ща описываемых народов используют термины, имеющие типологи-ский характер, хотя никто из них не дал этим терминам научно-определения.

Автор анализирует термины, используемые в работах разных торов, которые занимались изучением жилища народов плато; терны, например, встречающиеся в статьях Чан Мань Ката, А.Н.Лес-нен, Чан Кама, Нго Дык Тхикя, Чу Тхай Шона. Самыми распростра-нными понятиями, терминами, используемыми вышеназванными авто-ми, являются такие, как: "наземное жилище", "свайное килице", линные дома", "короткие дома", "общинные жилища", а такав "ви-щв с каркасно-столбовой конструкцией без слег".

Автор очитает, что "Основные принципы выделения типов кя-ща", сформулированные Н.Н.Чебоксаровым и его соавторами, в нографиях, поовяценных типам традиционного сельского жилища родов всей Зарубежной Азии, не на всех классификационных уров-х могут выступать в качестве признаков выделения типов жилища, и являются наиболее яркими критериями главных аспектов постро-больших групп народов мира, расселенных на огромных террито-ях. По мнению автора, этнографа должны,в первую очередь, инте-

ресовать этнокультурная специфика, проявляющаяся в архитектуре, т.е. технико-конструктивная специфика кил ища призвана слуаить выявлению его этнических характеристик. Выделенные Н.Н.Чебокса-ровым и его соавторами принципы (критерии) не могут быть полно« тью применимы при анализе жилища народов плато Тэйнгуен, в час ности, и жилища народов Юго-Восточной Азии, вообще, в силу глобальности этих критериев. Ясно, что если опираться только на указанные критерии высокого таксономического уровня, то трудно разграничить килища разных народов ЮВА друг от друга. Исходя и: этого, диссертант приходит к выводу, что при рассмотрении кили народов конкретных регионов, в данном случае - плато Тэйнгуен, нельзя ограничивать себя рамками вышеназванных критериев выдаж ния жилища, как критериев высокого таксономического уровня.

В ходе дальнейшего исследования, диссертант уделяет больш< внимание точке зрения С.А.Токарева, А.К.Байбурина, Чан Куок Вы-онга о том, что жилище следует рассматривать не только в рампа материальной культуры, но нужно изучать и его "духовную сторон;

В связи с тем, что пока не выработана более совершенная система классификации типов килада, автор исследует конкретные факты, материалы по килицу народов плато Тэйнгуен, а затем выя: ляет на основе этих данных общие и специфические особенности oi новных видов их жилища; исследует особенности, отличающие еилш этих этносов от жилищ других народов.

По мнению автора, термин "традиционное жилище", в ochobhoi не отличается от термина "народное жилище". На плато Тэйнгуен : шире - в Юго-Восточной Азии, до второй половины XIX в. существ-вала только одна форма архитектуры - народная, или традиционно а так называемая "городская архитектура" была принесена свда европейскими колонизаторами.

Самым главным признаком "традиционного кшшща", по мнению автора, является стабильность особенностей конструкции, формы крыши, стен, внутренней планировки и других компонентов килища на протяжении значительного исторического периода. Эти особен» ти с течением длительного времени приобретают этнокультурный х рактер, что позволяет четко отличать жилища данного народа от килищ других народов. В связи с этой точкой зрения автор терми ном "традиционное жилище" обозначает только те кшше постройки которые строят согласно обычаям и традициям аборигенов данного региона.

В килище народов ЮВА - региона, подверженного постоянном}

здействко сальных тайфунов, наркасно-столбовая конструкция вы-лняет на только функцию опоры кровли, но, превде всего, явля-ся важнейшим фактором, обеспечивавдим стабильность и прочность его дома, чем и объясняется ваяная роль балок в этой конструк-и. В связи с этим, диссертант предлагает называть эту конст-кцио конструкцией "балочно-столбового каркаса".

Балочно-столбовой каркас аилища народов Тэйнгуен состоит двух параллельных рядов столбов, соединенных друг о другом езде всего продольными, а затем поперечными балками. Кроме то, в указанной конструкции велика роль продольных и поперечных усьев- пола, которыо таияо выполняют функцию обеспечения проч-сти постройки. Техника связующего сочленения разных элементов лочно-столбового каркаса друг о другом представлена пазами, резанными на столбах, а такяе обвязками о помощью разных вив лиан.

Одной из самых заметных особенностей традиционного аилища носов плато Тэйнгуен являются постройки на сваях. В сравнении свайным яилищем, наземное кшшще появилось на данном плато зднее; оно выступает в качестве нового вида построек у изуча-их народов, в качестве элемента, заимствованного из культуры с.эдних народов в процессе контактов о мши.

В отличие от прогнозов многих исследователей, предсказывает "исчезновение" свайных сооруаений на изучаемом плато, ав-р убежден, что процесс замены свайных домов наземными на плй-является только одной из тенденций эволюции жилища описывае-х народов. На наш взгляд, именно свайное гшлище - самый пред-чтительный тип аилища для экологии рассматриваемого региона, этому и в будущем данный вид сооруаений будет существовать в нном регионе, утверждая "свой авторитет" среди других видов родной архитектуры народов плато Тэйнгуен.

В отличие от платформенной конструкции свайного еилща мно-к других народов Юго-Восточной Азии, которая всегда отделена каркаоной конструкции юшща, платформа-пал адллща народов ато Тэйнгуен всегда тесно соединяется о балочно-столбовым кар-сом и является составной частью данного каркаса. Если другие роды ЮВА сначала делают платформ, поддераиваецуэ сваями, и гом на данной платформе устанавливают столбовой каркао, то рцы Тэйнгуена, наоборот, сначала создают балочно-столбовой ркас жилища, и затем сочленяют продольные и поперечные усьл пола со столбами с помощью пазов, продолбленных на стс-1-

бах, а такса с помощью перевязей из разных вцдов лиан. Итак, ясно, что полы в свайных домах горцев Тайнруена не опираются на сваи, а как бы "висят" меаду столбами. В связи о этой особенностью, автор предлагает назвать свайное силище горцев описываемого региона "килщцем о висячими полами".

По мнению автора, разделение построек горцев плато на "длии ные" и "короткие" на основе визуально-конструктивных характеристик довольно относительно, поскольку никто не мокет со всей определенностью установить, начиная с какой длины мокно назвать дом "длинным", и наоборот. В действительности, с технико-конструктивной точки зрения, "длинные дома" и "короткие дома" незна-( чительно отличаются друг от друга;и в основе обоих этих видов строений лекат одни и те Ее принципы строительства. Диссертант считает, что различия ыевду указанными видами сооружений определяется, главный образом, сшайшш институтами: институтом больших семей ц институтом ьвлнх сшей, В соответствии с этой точкой арешш "длинный доа" рассматривается в качестве "материальной ободочка" большое семей, то еоть дом, в котором проживает несколько индивидуальных семейных ячеек, а "короткий дом" -постройка, в которой кивет только одна малая семья.

В отличие, от стен «шлица европейских народов, которые прек-да всего выполняют функции опоры кровля и затем - границ мевду окрусакщш ьшрои и интерьером дома, а такие делят клише помещение на комнаты; стены в сплще народов Вьетнама, включая и кили-це этносов Тэйнгуена, выступают только в роли границы мевду еи-лыш пространством внутри дома и внеонш шром. Функцию опоры крысш в конструкт; 1Ш ¡¡Елща от их народов осуществляет балочно-столбовой каркас. Предаовено называть такие стены "неопорными".

Самой яркой специфической чертой стен силища народов Тэйнгуена являются стены, которые дше и в настоящее время устанавливаются не перпендикулярно по отноаениэ к земле, а стоят наклонно.

При Ецделешш видов крша сшшца народов плато, диссертант уделяет пристальное внимание "дшним", "нерациональным" элементам в конструкции криз. По инешш автора, такие элементы ярче отражают сгнокультурную специфику, чем рациональные, обязательные компоненты. В соответствия с этой точкой эрения автор считает, что предлозенные Нго Дни Тхинеы и Чу ТхаЙ Шоном классификации видов кршаи силища народов Тэйнгуена, не совсем точными.

По мнению автора, общей формой крошш аплица всех пародов йнгуена является двускатная крыла. В ралкед общего типа кокно целить пять основных.видов: крыша в форме черепсаьего панциря зе-чиенгов и некоторых групп мнонгов; крша в форме трапеции большм основанием наверху у эдэсцев; крша в форме прямоугольна с "рогами" у банаров, седангов и некоторых групп даараев; ana в форма прямоугольника без "рогов" у га, кохо и некоторых упп мнонгов и крыша в форме гигантского топора, обращенного к Зу в общинных домах ("роонгах") банаров и седангов, аивущпх в здах Контум и Дакто провинции Зялай-Нонтум.

Автор также сравнивает указанные вида кршш аилкца народов ато Тэйкгуен с формами крыш аилищ других народов Юго-Восточ-й Азии и считает возмояным говорить о взшшосвязи этих видов дни и сооружений.

Самой яркой особенностью конструкции крши ашиаца этносов ангуена является разделение балочяо-столбового icapitaca и кар-за кркаи. Здесь крышу собирают отдельно на земле и затем вод-£ашт на балочно-столбоЕой каркао. В отличие от конструкции дай многих народов, состоящей на трех слоев, конструкция кры-килища этносов Тэйнгуена образована четырьмя элементами: ропила, продольные олеги, ваклотше маленькие палки и слой юмы.

Строительным материалом для традиционного аилища народов но слукат бамбук, разные виды деревьев н листья. В строениях, данных народов полностью отсутствуют камни, глина, земля, а <ке разные виды изделий из глины. Вое строительныо материалы юльзуются, главным образом, без обработки, в том виде, каком i были срублены или добыты. Здесь пока но появшшоь "каотй" яесленников-специалистов плотницкого дела.

В северной часта плато Тэйягуен ппроко распространены общие дот "роонгн", В основном роонга отличатся от аалых поо->ек только большими размеряли, а такаэ наличием некоторых де-затлвных элементов, украшающих внутреннее пространство дома я л»ки крыши. В уездах Контум а Дакто крыши таких сооруаениЗ шно отличатся от всех видов кровли аилнх построек. Но роон-выступают в качестве особого типа народной архитектуры плато, шным образом, благодаря своим социально-функциональным осо-шостям.

В заключении второй главы автор обобщает главные общие фор-ib но-ко нсгр/к? ишш а особенности традиционного аидшца народов

плато Гэйнгуен, подчеркивая, что указанные особенности встреча ются не только в силища горцев слаго; многие па них иаблодаатс. и в домах тех или иных народов йго-Восточной Азии. Нельзя считать эти сходства случайными, напротив, 0Ш1 заставляют выдвину гипотезу о родственных связях ыезду народами данного обширного региона мира; в меньшей степени данное сходство свидетельствуе о том, что некогда в прошлой мецду народами ЮВА существовали о ределешше связи в культуре, приводившие к заимствованию одним народами у других некоторых олементов культуры.

В третьей главе "Социаяьно-йущамональныв особенности тра диционного жилила народов плато Тэйюгуек" рассмотрены внутренн пространство, домашняя утварь, убранство, обычаи, обряды и пре ставлешш, связанные с вшжщеы; проанализировано отражение семейных институтов в длинных постройках; охарактеризован феномэ общинных домов у народов Тэйнгуена,

Автор подробно рассматривает внутреннее пространство трад ционного кшшца народов плато Тэйигуен.

Обобщив я проанализировав результаты исследований по данн проблеме, содержащиеся в работах А.Н.Дескинен, Ж.Ковдоминаса, Чан Мань Ката и Чу Тхай Шона, диссертант считает, что никхо из этих авторов не провел системного анализа внутреннего просграи сгва шлица и не пытался рассштреть данный аопект кйлшца в ка чеотве проявления этнической специфики.

Автором рассмотрена вертикальная структура внутреннего пр странства силища описываемых народов. Несмотря на то , что npi входе в дом горцев плато, сразу брооается в глаза почти подкос отсутствие каких-либо ограадений, которые могли бы выполнять функцию границ, разделящих внутреннее пространство данной not тройки на разные части по вертикали и по горизонтально, прин* чая 1 во вшшашб размещение различных овящещшх вещей в верхней внутренней части доиа, дксоергант считает, что шкно выделить две вертикальные части этого пространства. Первая чаоть услов! охватывает пространство, начлнащееоя от помоста пола и доход? цее до верхней части стен вшшца. Эта часть мозет быть назван! "частью для ладей? поскольку в пределах этого пространства проходят все основные виды повседневной деятельности обитателей доыа.Здесь также хранятся различные предметы обихода и продую тесно связанные с жизнью человека. Выделение второй части оснс вывается на наличии в обрешетке крывш, на верхних частях столбов или в ыешочках, висящих под коньковой балкой, священных в<

S (аьаулетов, ветвей деревьев, рисовая колосьев, черепов или иостных костей буйволов я др.). Автор условно предлагает наз-гь оту часть "верхней"» "священной" пли "частью для духов".

Автором дан анализ горизонтальной структуры традиционного шца народов плато. Хотя ныне на плато Тэйнгуен бытуют два ювных вида аилища: "длинные" постройки для больших семей и зроткие" постройки для одной тлей семьи, но о точки зрения зизонтальной структуры первый ввд зшшца мопет быть рассмот-i в качестве первоначального вцда интерьера традиционного ви-ja интересующих нао народов, а второй вид - как простейший )иант первого вида, и поэтому в данном пункте анализируется [ько первый вад интерьера.

Но мнению автора, по горизонтали пилоо помещение народов но делится на две главные части. Первая из них находится ря-1 о главным входом и выполняет роль своего рода "актового за'. В данной части дома совершаются ритуалы, происходят приемы лей, семейные собрания. Эта часть дома такае слуяит местом [ сна и отдыха холостяков и гостей-муачин. Вторая часть, в ювном, выполняет функцию места для сна и отдыха брачных пар 1яев дома и их маленьких детей, а такае для отдыха незаыушшх ¡ушек, вдов, и гостей-женщин, В этой части готовят пищу, хра-1 продукты и различные предметы обихода.

Автор считает возмогшим предложить, что указанное горизон-аьное членение интерьера аилища народов плато Тэйнгуен моано щнить о членением внутреннего пространства пещер первобытных •ей.

Автор обосновывает необходимость исследования домашней ут->и и убранства в качеотве неотъемлемых, составных компонентов ¡ища. Отмечается, что хотя, полное отсутствие в доме предметов ¡ашнего обихода и украшения не влияет на главную функцию аилн-(зацита от докдевой воды и солнечной радиации) и ничего не [еняет в его "материальной оболочке", но, наверное, тогда пивце не моает считаться аилищем в истинном смысле этого поня-[, а является проото пещерой или логовом зверя.

Домааняя утварь в доглах народов плато Тэйнгуен довольно ста. Самыми ценными'предметами горцы очнтают глиняные куваи-и бронзовые гонги, стоимость которых эквивалентна стоимости колышх буйволов илн олонов. Ясно, что данная ценность отра-т не потребительскую стоимость указанных вещей. Она определя-

стоя религиозными предо? авлевиямз ш: владельцев. Указашша пред-моты связаны о культовой деятельностью и являются преступными прэдцетами.

Автор такие обращает внш.шше на наличие черепов и челюстных костей дшшх и домашних шшотшх на задней стене или на обрешетке крапп дот. Но мнению автора, эти трофеи нельзя считать "акопонатами", отранахщими достижения охоты и пивотноводства, ели рассматривать шс с качестве "реликтов" обычая "охоты эа головами". О ни, по мнению автора, отражают культовое отношение к черепу или к голове у рассматриваемых народов. Эта форт культа черепа и связанные с ней представления существовали у многих на родов Юго-Восточной Азид.

В домах народов плато почти полностью отсутствуют все те виды предметов обихода, которые широко встречается в домах многих других народов мира. Горды плато спят прямо иа полу свайного дома иле на легашах (у групп,, обытшещих в наземных постройках). Функции шкафа шполняат ба:.'.буг.0Еие корзины ы полки, висящие вдоль степы дома«

Ассортимент кухонных принадлежностей (котелки; но^н-резакн в домах описываемых народов довольно невелик. В ооновном такие, вещи горцы покупают или выменивают у соседей.

Горцы плато не затрачивают много труда на украшение своих домов. В некоторых домах моано видеть резные барельефы~изобра-пения на столбах хши на балках каркаса дома. Самыми популярными мотивами розьбы, украааяцой их дома являются изображения венской груди, пары слоновых бивней, полумесяца, котлов, черепах и разных видов птиц.

Сопоставление цаобрадешгй Ебнокой груди в домах эд&сцев о такими Ее декораш в поотройках тоба-батаков, а такие изобраае-ний "рогов буйволов" на пороге у входа в дом банаров с аналогии ныш узорами, изображенными на тимпанах доытаонских барабанов иэ Нгоклу и Хоангха, автор выдвигает гипотезу о взаимоотношении мевду отима видами украаешш к народной архитектуры.

Диссертант отмечает, что "шртина" домшней утвари и убра* ства в домах народов плато ярко отрааает их социально-экономическое состояние, достаток. Критерий имущественного достатки пс воляет подразделить семьи горцев только на "богатые" и "бедные* но не моает слупить достаточным основанием для выделения антагс настических классов, С другой стороны, нарисованная выше "кар-

а"в в основном, «а отличается от "убранства" поотроеп других одов Вго-Еосточной Аззл.

Автор анализирует обычаи, обряда я представления, овязан-с ашщем интереоущих нас народов, подчеркивая важность ченпя обычаев, обрядов и представлений, связанных с шшщем, исследовании жилых построек. Считается, что при рассмотре-аллкща нельзя пройти мимо таких обычаев, обрядов и представ-ий#ОИи"яе':Емеот прямого отношения и "материальной" стороне рукений, но ...' оказывают реиаэдев влияние на "судьбу", "воз-г" и дело на даты "роздения" и "смерти" строений.

Большой интерес представляют обряды, обычаи н представле-горцев Тэйнгуена, овязанные о процессов строительства ново-цома.

В ходе строительства, нач1шая от выбора места для будущего озим вплоть до новоселья, горцы проводят разнообразию обря-и церемонии, соответствуодяо главным операцшш этого процес-Первый из них - определение места для новостройки путем га-ий (яичное гадание, гадание на моллюсках, гадание по риоу, ание по веревкам), При интерпретации результатов гаданий гор-опираются на "хорошие" или "плохие" пршлеты,.символизирукцие гласив" или "несогласие" духов с предварительным выбранный том. Церемонии проводятся при заготовке материалов для строль ства, в особенности, при выборе деревьев для изготовления шценшх" элементов будущего строения, прн определении време-благопрлятного для перехода на новое место и водруяения ба-но-столбового каркаса, а такде установлении главных ксмпонен-дома, которые горцы считают священными (хозяйааде столбы, гоо-ныо столбы, гостевой очагв главная лестница). В конце строи-ьотва устраивается самый торжественный ритуал - новоселье.

Автор уделяет больаое внимание родильной обрядности горцев, астностп обычаю, согласно которому роаенвдам запрещено рожать илых постройках (они долины была розать либо под полом, либо есу), а такяе обычаю первого внесения новорожденного в дом места его роздения. $ этом пункте также анализируются и дру-обычаи, обряды и представления, относящиеся к "овяцоишм гам" в доме, к ориенаации голов спящих, к запретам для чуаа-входить в дом в чрезвычайных ситуациях, или трогать л оск-нять определенные детали постройки и вещи в домах горцев, а не траурный ритуал.

Диссертант сопоогаЕляат указанные обычаи, обряды и представления горцев плато со схсдат ойичалщ, обрядами и представ лешями других народов Юго-Восточной Азии. Отмечается,, что вши ляеше' сходства свидетельствуют о существовании культурных связей мевду этими народами.

В отличие от других исследователей, которые рассматривают, главным образом, внешнюю форму "длинных домов", автор настоящей работы приходит к выводу,, что "длинные дома" являются "материал ной оболочкой" института большое семей и, в меньшей степени, -постройками, объединяющими под своими крышами несколько индивидуальных семей.

Автор анализирует соотношение мевду семейными институтами и видами длинных построек, социально-экономическую базу (общинная собственность) и духовную опору (обычаи, обряды и представления, связанные с длинными постройками, верования о духах-покровителях всех обитателей постройки) этих форм архитектуры» Здесь таксе высказывается прогноз относительно "судьбы" длинныз ооорукений на данном плато. Диссертант считает, что нельзя идег тифэднровать процесс сегментации больших семей на малые с процессом замены "длинных" домов "короткими". Отмечается, что эта вамена является лишь одной из тенденций эволюции шлища у рассматриваемых народов. В будущем длинные постройки будут существовать и аашшать "почетное место" среди других видов народной архитектуры данного региона.

Диооертантом таксе сравниваются виды длинных ооорукений горцев штате с такиш се постройками у других народов Юго-Восточной Азии.

Автор рассматривает общинные, дома ("роонги") народов севе] ной части плато в качестве "культурного феномена" данного региона.

Он анализирует разнообразные фрикции роонгов, такие, как "общеаитие" для невенагых юношей и вдовцов, "общедеревенский гостиный дом", "Дои общодеревенских собраний", меото работы "Ci вета старейшин", место отправления судопроизводства, "Школа да молодежи", "Дои культуры", мобщедеревенский клуб", место "доел кации" воорувенного формирования самообороны, "Дом молений" и д же в прошлом, как место проведения ритуального коллективного а лового сношения.

Выделенные функции роонгов сопоставляются с другими видам

зшшшс д(х:ол раз?и.х народов Юго-Бостотасй Азия, в порзугэ оче-ц> о "дпне.ч" вьет оз.

Л Зщигачетэд речь идет о "причинах" схсйотв в ебцих а опэ-[ачеекпх чертах килкща разных парадов плато, независимо от их тесной принадлегхгаотя. Автор щдоляет пять подтипов трздкця-юго глшшча описывае.'.ых пародов па ооково oana ярких особенной, отлячпщих шшгце данных групп горцев от ядлпд других хщов и друг от друха. Прнстальноо внимание автор дкооортещш !Ляот псторгасо-кулгтурнш.! овяаям «езду cthooolei плато п дру-a народами Зго-ЕосточноЗ Аз па по дешиш традиционного ап-',a. Высказывается предиолозенио, что сходства разлшпшх эло-ггоз з гшлпцах гаюгпх народов ЮВА является зшслучаПшга, и нх ¡дует рассматривать па в качество следотп'л прямого влияния ¡ды vx обитания, глл "ролпктов" ДонгсококоЗ волны. По ишшш юра, отп черты япляптся олебиг.*д охблеокаин овета па далекой ализецин, которая запнг.'зла болзо обширный ареал - ароал Юго-яочпоЙ Азии и дазо пира, включат а Ессгочпуа Аэпп. Дошкш !шшзсция прегзесгЕовала Донгпопокой культуре, то есть ее i'oi-датпровать эпохой неолита. Днсоортант предлагает назвать оту шлазоти "пракультурой" прото-йго-Боото'дю.1 Азия,

nojTeríe .рироеотятп; опублнуотто;

ICelo Тхе Чнш>. Традиции Донгпонской культуры в пгипцо ндро-I плато ТэЙнгуен // Советская стиогрЕфш, 19Э1, й 5. С. 103-

24.10. XS9I г. Сюряат 60 ж 84 I/I6 . Тираз 100. зкэ,- Обгон 1,6 п.л.

писано в печать аз .4 79

[I Институт этнологии и антропология Ж ССС? 7334, Иоснвз, Ленинский пр., 32-А.