автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Традиционное жилище народов плато Тэйнгуен

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Као Тхе Чинь
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
Автореферат по истории на тему 'Традиционное жилище народов плато Тэйнгуен'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Традиционное жилище народов плато Тэйнгуен"

АКАДЕМИЯ НАУК С О С Р

ОРДЕНА ДРУЖБЫ НАРОДОВ ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ имени Н.Н.ШКДУХО-МШАЯ

На правах рукопиои

КАО Т1Б ЧИНЬ

ТРАДИЦИОННОЕ ЖШШЩЕ НАРОДОВ ПЛАТО ТЭЙНШН

Специальность: 07.00.07 - Этнография

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Москва - 1991

Pedorra выполнена в отделе этнография народов Зарубеаной Азии, Австралии и Океании Института этнологии я антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая АН СССР,

Научный руководитель - доктор исторических наук

Р.Ш.Дварылгасинова

Официальные оппоненты: доктор исторических наук

Е.П.Еуоыгш1,

кандидат исторических наук Я.В«Чеонов

Ведущее учреждение - Кафедра этнографаи Исторического факультета Ыосковокого Государственного университета имени

М.В.Ломоносова,

". { • _

Защита состоится V¿> " (рл&гЛ/^д 1991 г. в часов <> о

на заседании специализированного совета К 002*76.01 n¿ гащите' диссертаций на соискание ученой степени кандидата иоторичеоких наук при Институте этнологии и антропологии имени Н.Н.Миклухо-Маклая АН СССР (Москва, II7334, Ленинский пр—т, Д. 32-Jó.

С диссертацией мокно ознакомиться в библиотеке Института этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая АН СССР.

Автореферат разослан "J/ " ^ГЛ^/гЯ^-1991 г.

Ученый секретарь специализированного совета

кандидат исторических наук Н.Л.Цушкарева

© ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ им. Н.Н.МИКЛУХО-МАКЛАЯ

АН СССР, Í99I г.

ОЕЩЛЛ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. Плато Тэйнгуен представляет собой особый историко-этнографический регион во Вьетнаме, на его огромной территории пропивает много малых народов и этнических общ-ноотей, говорящих как на мон-кхмерских (банары, седанги, ма, кохо, мнонги, зе-чиенги, рмам и брау), так и на малайско-поди-незийских (двараи, эдэ, раглай и тюру) языках и стоящих на различных ступенях общественного развития, включая и отадию распада первобытного строя. Поэтому этнографическое исследование этих народов имеет большое значение не только для решения теоретических проблем этнографии, но и для планирования и осуществления программ, мероприятий по социально-экономическому подъему и развитию народов данного региона.

Плато Тэйнгуен - составная часть полуострова Индокитая и пире - Юго-Восточной Азии; ме&ду народами плато и населением других регионов этой огромной зоны земного шара существует много общего в историко-культурном облике и социально-экономическом строе, поэтому изучение проблем, связанных с народами плато Тэйнгуен, долкно внести вклад в освещение аналогичных вопросов, касающихся других народов ЮВА.

Из числа проблем, связанных о этнографическим исследованием народов плато Тэйнгуен, несомненный интерес представляет традиционное жилище. Выбор ашшща в качестве предмета исследования данной диссертации вызван рядом причин. Во-первых, иилшдв, в особенности традиционное, является одной из важнейших сторон этнической культуры, в которой находят отракение этногенез и этническая история народов, различные сферы социально-экономической аизни, историко-культурные особенности этносов, а такае способы их адаптации к окруаащей среде обитания. Традиционное ашшще - универсальный культурно-бытовой комплекс, отрааащий вое этнически специфические черты обитателей постройки. В этом оиысле, моано сказать, что изучение традиционного пшшца народов плато Тэйнгуен дает материал для исследования таких кардинальных проблем как килшце и социально-экономическое развитие этноса, килшце и историко-культурные особенности народов, а такае для изучения актуального вопроса адаптации обитателей дома к экологической среде.

Во-вторых, несмотря на то, что в последние десятилетия во Вьетнаме, вообще, и на плато Тэйнгуен, в частности, интенсивно

происходят процессы обновления всех областей кизнедеятельнооти, за исключением некоторых случаев, традиционное жилище горних народов плато сохраняет свои основные черты, многие из которых восходят к глубокой древности. В связи о этим моано сказать, что исследование этих сооружений поможет раскрыть проблемы, связанные с исторической этнографией народов рассматриваемого нами плато.

В-третьих, даке беглого взгляда на некоторые специфические черты традиционного жилища народов плато Тэйнгуен достаточно для того, чтобы ощутить наличие связей мевду их килищем и кшшт постройками других народов Юго-Восточной Азии. Очевидно, что исследование этих контактов может приблизить нас к решению многих пока невыясненных проблем древней истории народов данной обширной области мира.

Таким образом, изучение традиционного асилшца народов плато Тэйнгуен занимает особое место в этнографическом исследовании народов Вьетнама и Юго-Восточной Азии. Оно способно осветить не только одну из важнейших сторон материальной культуры интересующих нас народов, но и мокет дать нам "ключи", при помощи которых откроются "тайные двери" - ответы на ряд вопросов, относящихся к другим аспектам традиционной культуры указанных народов, а также на вопрос об особенностях отношений между народами Тэйнгу-ена и другими этносами Юго-Восточной Азии.

В диссертационной работе исследуется традиционное жилище коренных народов плато Тэйнгуен. В последнее время, в результате культурных контактов с вьетами, среда аборигенов плато получили распространение и дома, построенные по вьетскому, а в некоторых случаях даке по европейскому образцу. Хотя такие сооружения построены самими горцами плато, они находятся вне рамок нашего исследования, поскольку они не относятся к категории традиционных построек интересующих нас народов.

Цель и задачи исследования. Основной целью данной диссертации является исследование традиционного килища народов плато Тэйнгуен, как в формально-конструктивном, так и в социально-функциональном аспектах. Жилище указанных народов рассматривается в качестве культурно-бытового комплекса - "квинтэссенции освоенного человеком мира" или продукта "доместикации людьми окружающей среды", но определению А.К.Байбурина. Кроме того, аргументируется гипотеза о наличии древних культурных связей между

л

народами плато Тэйнгуен и другими народами Юго-Вооточной Азии на основании данных го их традиционному аилищу.

. В соответствии с указанными целями исследования были определены следующие основные задачи:

- выявить характерные особенности традиционного жилища народов плато Тэйнгуен (превде всего визуально-конструктивные и социально-функциональные);

- исследовать поверья, представления, обряды и обычаи народов плато Тэйнгуен, связанные с аилищем;

- проанализировать и сопоставить специфические черты традиционного килища горцев плато Тэйнгуен и других народов ЮВА для того, чтобы проследить взаимосвязь мевду этими видами народной архитектуры, а посредством этого - взаимоотношения мевду нх создателями.

Теоретической и методологической базой работы послужили труды советских и вьетнамских ученых по теории и истории этнографии и культуры. Вааное значение для проведения исследования имели концепции и принципы изучения ¡шлшца, предлокенные С.А.Токаревым, Н.Н.Чебоксаровым, Е.П.Бусыгиным, М.В.Крюковым, Я.В.Чес-новым, А.К.Байбуршшм, Нгуен Кхан Тунгом, Чу Тхай Шоном, Чан Нуок Выонгом.

При работе над диссертацией автором применены используемые в советской этнографии методики непосредственного полевого наб-лвдения, а такяе сравнительно-исторического исследования.

Источники и историография. Проблемы, связанные о изучением аилища народов плато Тэйнгуен, стали предметом исследования многих вьетнамских и зарубекных ученых. Данная проблематика затрагивалась и получила освещение в целом ряде монографий, статей и обобщаюцих работ, посвященных народам й>етнама, вообще, и этносам плато Тэйнгуен, в частности. Материалы, находки, точки зрения, выводы, содержащиеся в этих работах, позволяют обратить более пристальное внимание на традиционное зилище народов плато. Эти работы оказали большое влияние на выбор наш темы диссертационного исследования и на решение поставленных в настоящей работе задач.

Особую группу источников представляет литература на вьетнамском и европейских языках по разным аспектам материальной культуры изучаемых народов. Наибольший интерес в связи с темой диссертации представляют работы К.Кондоминаса Скилиде мнонг-

гаров), А.Метра (аилицв эдэсцев), П.Азеыара (еилищэ стиенгов), Д.Патте (жилище стиенгов), М.Нера (шще эд8сцев), Г.Парменть-ера (общинные дома банаров), А.Монфлера (кшшще мнонгов в Бан-донге), А.Н.Лескинен (длинные дома у ма)I Чу Тхай Шона (длинные дома эдэсцев), Кгеун Зуи Тхиеу (длинные дома стиенгов), Ви Хоан-га (общинные дома народов северной части плато Тэйнгуен), Нго Дык Тхиня (выделение типов жилища народов Восточного Индокитая), Чан Мань Ката (анализ некоторых черт ашшща народов Тэйнгуена)„ Чан Кама (формы ашшща и поселений народов Ламдонга)♦ Указанше авторы описывают килице отдельных этносов плато, юс пристальное внимание привлекают такие визуально-конструктивные особенности килшца народов указанного плато.

Основной для написания данной диссертационной работы послужили и материалы, собранные автором за время его полевых экспедиций в изучаемом регионе (1985-1989 гг.).

Научная новизна.

- До сих пор нет ни одной обобщающей работы монографического характера по проблемам традиционного кшшца народов плато Тэйнгуен, поэтому новизна диссертации заключается в постановке самой темы исследования.

- В отличие от предшествующих работ, затрагивавшие главным образом, только визуально-конструктивную сторону аилища народов плато Тэйнгуен, в настоящей работе уделяется более пристальное внимание и социально-функциональному аспекту изучаемых построек.

- Посредством сравнения специфических черт вилшца разных народов Юго-Восточной Азии выявляются культурные связи мевду этими видами народной архитектуры и их создателями.

Практическая значимость работы. Изложенные в настоящей диссертации материалы и выводы могут быть использованы при изучении общих проблем этнографической науки, в первую очередь при дальнейшем исследовании этнокультурных особенностей народов плато Тэйнгуен, а таете в вузовских курсах лекций по этнографии народов Вьетнама и народов Юго-Восточной Азии.

Исследование может внести определенный вклад в дело решения ряда актуальных проблем, относящихся к планированию и осуществлению программ, мероприятий по социально-экономическому подъему и развитию народов описываемого региона, а также в дело создания новой современной культуры на основе сохранения, преемственности и развития квинтэссенции традиционной культуры аборигенов данного региона.

6

Апробация...работ». С докладами по теме диссертации автор выступал; на научных конференциях Исторического факультета Университета города Далат (Вьетнага). Текст диссертации обсувдался на заседании Отдела народов Зарубежной Азии» Австралии и Океании Института этнологии и антропологии АН СССР, получил поло&и-тельнуа оценку и был рекомендован к защите. Некоторые результаты наших исследований излоневд в публикации в аурнале "Совете-, кая этнография".

Структура работы. Данная диссертация состоит из Введения, трех глав» Заключения и описка использованной литературы.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во Введении обосновывается актуальность теш, определяются цели исследования, раскрывается степень изученности данной проблем, характеризуются источники, ставятся задачи диссертационной работы.

Первая глава "1Ърные народы плато Тэйнгуен" посвящена краткой этнографической характеристике народов указанного региона. Речь идет об основных природных условиях проживания этносов плато, об их расселении, численности и этническом составе.

Проблема происхоядения горных народов данного региона пока не получила окончательного решения. Считается, что предки мон-кхмерских этносов пришли на плато Тэйнгуен тысячи лет тому назад из приморских или северных регионов под давлением волны переселения предков малайско-полинезийских этносов; позднее предки даараев, эдз, тору и раглаев такке мигрировали сода из приморских областей.

В течение шюгих веков с самого начала н.э. территория плато являлась ареной аестоких войн мекду древними государствами Тямпа и фунань (затем Ченла), пытавшимися захватить данный регион и подчинить народы, населяющие его. В то ке время среди горцев появились "королевства" (на деле - племенные союзы) Пгао Дуй, Птао Еа и Королевство На. С ХУП в. вьетские феодальные династии установили контроль над этими "королевствами". В конце XIX в.' на плато пришли французские колонизаторы, которых затем сменили американские захватчики. Мирные (торговля) и немирные (войны) контакты с более развитыми соседями внесли изменения в социально-экономическую аизнь этносов данного региона. Но в целом влияние" этих изменений было незначительным, в силу чего, вплоть до не-

давнего времени почти все этносы плато переживали начальный, период перехода к раннеклассовому обществу.

Основной формой традиционного хозяйства этносов плато Тэйнгуен является подсечно-огневое земледелие. Главные сельскохозяйственные культуры у этих народов - рис, кукуруза и маниок. Животноводство, собирательство, охота и рыболовство такие играют определенную роль в их хозяйственной жизни, в особенности в месяцы, предшествующие сбору урожая. Другие отрасли экономики (такие ремесла, как гончарство, кузнечное дело, ткачество) у горцев плато были развиты слабо. Многие предметы обихода горцы покупали или обменивали у соседей.

Поселения местных кителей не имеют четкой планировки. Их форма в значительной степени зависит от конкретного географического рельефа.

Традиционная одежда этих народов, в общем, одинакова, проста по фасону и покрою. Будничный, праздничный и даже ритуальный типы их одежды не отличаются друг от друга. Мужчины носят набедренные повязки и куртки, а кенщины - юбки и кофты. Одежда изготовляется из хлопчатобумажных тканей. Главный цвет тканей - темный» Ткань темного цвета дополняется полосами из тканей белого, красного и синего цвета. Эти полосы выполняют функцию украшений и орнаментов.

К числу наиболее ярких этнокультурных особенностей горцев плато принадлежат и украшения посредством производства некоторых операций на теле человека (подпиливание передних верхних зубов, прокалывание мочек ушей и ношение массивных серег, татуировка).

Женщины-горцы собирают волосы в форме шиньона, располагая его либо на темени, либо низко на затылке. Мужчины-горцы коротко стригут волосы.

В основе питания этносов Тэйнгуен - растительная пища. В их меню преобладают рис, кукуруза или маниок. Местное наоеление также любит употреблять в пищу овощи и фрукты. Мясо считается как бы высоким, королевским блвдом и едят его преимущественно по праздникам, во время жертвоприношений или приема гостей. Горцы любят алкогольные напитки, которые они приготовляют из риса, кукурузы или маниока. Ифжчины-горцы любят курить. При курении они обычно используют курительные трубки.

Домашняя утварь у горцев довольно проста. Горцы спят прямо на полу свайного дома или на лежанках (у групп, обитающих в наземных домах). Роль шкафа играют бамбуковые корзины или полки,

висящие вдоль стены. Самыми ценными предметами считаются бронзовые гонги, и глиняные кувшины, стоимость которых измеряется в буйволах или слонах.

Главным способом передвижения горцев плато являются пешие переходы. Иногда они передвигаются на лодках по рекам или ручьям.

Автор считает, что до Освобождения плато (30 апреля 1975 г.) почти у всех групп горцев данного региона не елокилось предпосылок появления классового строя, поскольку они к тому времени еще не достигли того уровня развития производительных сил, при котором могут появиться излишки продуктов. Общественное неравенство заключается только в том, что некоторые семьи были "богаче" других на несколько кувшинов, гонгов или буйволов, т.е. престиж и богатство измерялись в обладании тем имуществом, которое не является средством производства (буйволы здесь не используются для подготовки земли к посеву, а только для всертвоприношений или продааи).

Самым главным средством производства для горного населения является зешя, которая принадлежит всем членам деревни. Зелию они использовали не постоянно: через несколько лет эксплуатации, после ее истощения, переходили на новое место. В общинной собственности находились такае леса, ручьи.

Каждая деревня плато была самоуправлящейся единицей. Все аители деревни были равны во всех сферах аизни. Совета старейшин как особого института управления у них не было, однако к мнению стариков относились о уважением. Во главе деревни стоял староста ("птао", "мтао", "мчонг" или "куанг"), избиравшийся всеми членами деревни, обладавший большим опытом и познаниями в сельскохозяйственных работах, охоте и рыболовстве. Он - организатор и ведущий общедеревенских собраний; главный арец во время проведения деревенских культовых церемоний; почетное лицо, вступающее от имени деревни в сношения с другими деревнями, командир вооруяенного формирования деревни. Он "слу&ил" воем аителям бео-платно.

На деревенском суде нарушителей запретов, преступников судили по нормам и традициям обычного права.

В районах проживания джараев, эдэсцев и ма раньше существовали "Цгао Цуй" ("Король Огня"), "Птао Еа" ("Король Воды") и так называемый "Король Ма". На деле эти "короли" являлись просто лидерами союзов, состоявших из нескольких деревень.

У этносов плато и ныне существуют две формы семьи: большая и малая. Кроме того, здесь наблодается и переходная форма семьи, для которой характерно проЕивание в одном длинном доме нескольких нуклеарных семей, каждая из них имеет и личный очаг, собственный рисовый амбар и отдельный участок земли для выращивания риса.

Самым ярким элементом духовной культуры этносов плато является фольклор, в особенности эпические Еанры "хан" или "хмон". Наибольшей известностью пользуются поэмы (жанр "хан") "Дамлан", "Дамной", "Сингня"» В основе сюжета данного вида устного художественного творчества лежат деяния, подвиги героев, наделенных большой магической силой. У горцев плато также широко распространены мифы, легенды, предания, в которых объясняются происхождение человечества, явлений природы, а также обычаев и обрядов горцев.

У горцев плато бытуют пеони, сопровождающие процессы земледельческого труда. Имеются и "правовые песни", в которых в стихотворной форме излагаются различные традиционные нормы и правила, регулирующие взаимоотношения мевду членами общности.

Богаты и разнообразны музыкальные инструменты описываемых народов, среди которых наиболее известны каменные ксилофоны и бронзовые гонги. Предполагают, что плато Тэйнгуен является одним из очагов возникновения бронзовых гонгов.

Танцы горцев берут свое начало в трудовых процессах, в них широко используются движения, имитирущие трудовые операции,

Любовь горцев к красоте ярко отражается в ремесленных изделиях (одежда, утварь, предметы обихода). Особую худокеотвен-ную ценность и научный интерес представляют надмогильные скульптуры. В мотивах украшения этих народов нередко встречаются изображения, напоминающие орнаменты донгшонских барабанов.

Важное место в духовной кизни местных жителей занимают и праздники, связанные с земледелием. Много обычаев, обрядов, связано с важнейшими событиями в кизни человека (рождение, свадьба, погребение). Обычным способом погребения горцев считается захоронение трупа в земле. Родственники "кормят" умершего в течение трех лет. По истечении этого срока они устраивают церемонию "покидания могилы", и с этого момента все узы, связывавшие покойного и его родственников, считаются разорванными.

"Список" духов, которых почитают горцы, довольно длинный. 11о представлениям горцев, почти все вещи, природные явления име-

вт своих духов. Однако, леди н духи выступают по отношению друг к другу в качестве сравнительно равноправных партнеров, в основе их "связи" леаит "обмен", "взаимовыгодное сотрудничество", т.е. горцы приносят корт вы духам, а духи обязаны им за это помогать. В тех случаях, когда духи не выполняют "договор", лоди мстят этим неблагодарным духам и заключают союз с новыми духами.

В заключении первой главы автор диссертации приходит к выводу, что основные этнокультурные особенности народов плато Тэйнгуен имеют соответствия в культурах многих других народов Юго-Восточной Азии. Это свидетельствует об общности исторических оудеб народов дэшгого обширного региона мира, а также объясняет, почему в традиционных кклых постройках разных народов ЮВА имеется много сходных специфических черт.

Во второй главе "Формально-конструктивные особенности традиционного аилища народов плато Тэйнгуен" рассматриваются проблемы типологии килща указанных народов, а также основные визуально-конструктивные особенности традиционных построек.

Отмечается, что до сих пор не опубликовано ни одной работы монографического характера по проблеме классификации аилща народов Тэйнгуена. Правда, эта проблема затрагивается в той или иной степени в тех работах, авторы которых при рассмотрении ки-лшца описываемых народов используют термины, имеющие типологический характер, хотя никто из них не дал этим терминам научного определения.

Автор анализирует термины, используемые в работах разных авторов, которые занимались изучением «шлица народов плато; термины, например, встречающиеся в статьях Чан Мань Ката, А.Н.Лес-кинен, Чан Кама, Нго Дик Тхиня, Чу Тхай Шона. Самыми распространенными понятиями, терминами, используемыми вышеназванными авторами, являются такие, как: "наземное «силище", "свайное аилище", "длинные дома", "короткие дома", "общинные килшца", а такае "ки-лище с каркасно-столбовой конструкцией без слег".

Автор очитает, что "Основные принципы выделения типов ки-лшца", сформулированные Н.Н.Чебоксаровым и его соавторами, в монографиях, посвященных типам традиционного сельского аилища народов всей Зарубекной Азии, не на всех классификационных уровнях могут выступать в качеотве признаков выделения типов килища, они являются наиболее яркими критериями главных аспектов построек больших групп народов мира, расселенных на огромных территориях. По мнению автора, этнографа долккы.в первую очередь, инте-

ресовать этнокультурная специфика, проявляющаяся в архитектуре, т.е. технико-конструктивная специфика жилища призвана служить выявлению его этнических характеристик. Выделенные Н.Н.Чебоксаровым и его соавторами принципы (критерии) не могут быть полностью применимы при анализе жилища народов плато Тэйнгуен, в частности, и жилища народов Юго-Восточной Азии, вообще, в силу глобальности этих критериев. Ясно, что если опираться только на указанные критерии высокого таксономического уровня, то трудно разграничить жилища разных народов ЮВА друг от друга. Исходя из этого, диссертант приходит к выводу, что при рассмотрении жилица народов конкретных регионов, в данном случае - плато Тэйнгуен, нельзя ограничивать себя рамками вышеназванных критериев выделения жилища, как критериев высокого таксономического уровня,

В ходе дальнейшего исследования, диссертант уделяет большое внимание точке зрения С.А.Токарева, А.К.Байбурина, Чан Куок Вы-онга о том, что жилище следует рассматривать не только в рамках материальной культуры, но нужно изучать и его "духовную сторону".

В связи с тем, что пока не выработана более совершенная система классификации типов жилища, автор исследует конкретные факты, материалы по жилищу народов плато Тэйнгуен, а затем выявляет на основе этих данных общие и специфические особенности основных видов их жилища; исследует особенности, отличащие жилища этих этносов от жилищ других народов.

По мнению автора, термин "традиционное килище", в основном, не отличается от термина "народное жилище". На плато Тэйнгуен и тире - в Юго-Восточной Азии, до второй половины XIX в. существовала только одна форма архитектуры - народная, или традиционная, а так называемая "городская архитектура" была принесена сода европейскими колонизаторами.

Самым главным признаком "традиционного жилища", по мнению автора, является стабильность особенностей конструкции, формы крыши, стен, внутренней планировки и других компонентов жилища на протяжении значительного исторического периода. Эти особенности с течением длительного времени приобретают этнокультурный характер, что позволяет четко отличать жилища данного народа от жилищ других народов. В связи с этой точкой зрения автор термином "традиционное килще" обозначает только те жилые постройки, которые строят согласно обычаям и традициям аборигенов данного региона.

В жилище народов ЮВА - региона, подверженного постоянному

воздействию сильных тайфунов, каркасно-стодбовая конструкция выполняет не только функцию опоры кровли, но, пренде всего» является ваднейшим фактором, обеспечивающим стабильность и прочность всего дома, чем и объясняется вакная роль балок в этой конструкции, В связи с этим, диссертант предлагает называть эту конструкцию конструкцией "балочно-столбового каркаса".

Балочно-столбовой каркао килица народов Тэйнгуен состоит из двух параллельных рядов столбов, соединенных друг о другом превде всего продольными, а затем поперечными балками. Кроме того, в указанной конструкции велика роль продольных и поперечных брусьев пола, которые также выполняют функцию обеопечения прочности постройки. Техника связующего сочленения разных элементов балочно-столбового каркаса друг о другом представлена пазами, вырезанными на столбах, а такяе обвязками о помощью разных видов лиан.

Одной из самых заметных особенностей традиционного килица этносов плато Тэйнгуен являются постройки на сваях» В сравнении оо свайным аилищем, наземное килшце появилось на данном плато .позднее; оно выступает в качестве нового вида поотроек у изучаемых народов, в качестве элемента, заимствованного из культуры сос.едних народов в процессе контактов о ними.

В отличие от прогнозов многих исследователей, предсказывающих "исчезновение" свайных сооруиений на изучаемом плато, автор убекден, что процесс замены свайных домов наземными на плато является только одной из тенденций эволюции аилшца описываемых народов. На наш взгляд, именно свайное ¡шлице - самый предпочтительный тип аилища для экологии рассматриваемого региона, поэтому и в будущем данный вед сооруиений будет существовать в данном регионе, утверядая "свой авторитет" среди других видов народной архитектуры народов плато Тэйнгуен.

В отличие от платформенной конструкции свайного ашшца многих других народов Юго-Восточной Азии, которая всегда отделена от каркаоной конструкции аилшца, платформа-пол валища народов плато Тэйнгуен всегда тесно соединяется о баючно-столбовым каркасом и является составной частью данного каркаса. Если другие народы ЮВА сначала делаит платформу, поддерашваецуи сваями, и потом на данной платформе устанавливают столбовой каркао, то Горцы Тэйнгуена, наоборот, сначала создают балочно-столбовой каркас яилшца, и затем сочленяют продольные и поперечные брусья пола со столбами с помощью пазов, продолбленных на стс-1-

бах, а также о помощью перевязей из разных видов лиан. Итак, яо-но, что полы в свайных домах горцев Тэйнгуена не опираются на сваи, а как бы "висят" между столбами. В связи о этой особенностью, автор предлагает назвать свайное жилище горцев описываемого региона "жилищем с висячими полами".

По мнению автора, разделение построек горцев плато на "длинные" и "короткие" на основе визуально-конструктивных характеристик довольно относительно, поскольку никто не может со всей определенностью установить, начиная с какой длины можно назвать дом "длинным", и наоборот. В действительности, о технико-конструктивной точки зрения, "длинные дома" и "короткие дома" незна-^ чительно отличаются друт от друга,и в оонове обоих этих видов строений лежат одни и те се принципы строительства. Диссертант считает, что различия мезду указанными видами сооружений определяются, главным образом, семейными институтами: институтом больших семей и институтом малых семей. В соответствии с этой точкой зрения "длинный дом" рассматривается в качеотве "материальной оболочки" больших семей, то есть дом, в котором проживает несколько индивидуальных семейных ячеек, а "короткий дом" -постройка, в которой живет только одна малая семья.

В отличие, от стен жилища европейских народов, которые прежде всего выполняют функции опоры кровли и ватем - границ между окружапцим миром и интерьером дома, а также делят жилое помещение на комнаты; стены в жилища народов Вьетнама, включая и жилище этносов Тайнгуена, выступают только в роли границы между жилыми пространством внутри дома и внешним миром, функцию опоры крнзи в конструкции силища этих народов осуществляет балочно-столбовой каркас. Предложено называть такие стены "неопорными".

Самой яркой специфической чертой стен жилища народов Тэйн-гуена являются стены, которые даже и в настоящее время устанавливаются не перпендикулярно со отношению к оемле, а стоят наклонно.

При Езделешш видов крыа валища народов плато, диссертант уделяет пристальное внимание "лгаашш", "нерациональным' элементам в конструкции крыа. По мнении автора, такие элементы ярче отражают этнокультурную специфику, чем рациональные, обязательные компоненты. В соответствии с этой точкой зрения автор считает, что предложенные Его Днк Тхинем н Чу ТхаЙ Шоном классификации видов крыши жилища народов Тэйнгуена, не совсем точными.

По мнению автора, общей формой кровли шща всех народов Тэйнгуена является двускатная крьша. В р^таах общего типа мояно выделить пять основных ввдов: крыша в форме черепашьего панциря у зе-чиенгов и некоторых групп мнонгов; крыша в форме трапеции о большим основанием наверху у эдэсцев; крыша в форме прямоугольника о "рогами" у банаров, селангов и некоторых групп дпараев; крыша в форме прямоугольника без "рогов" у ма, кохо н некоторых групп мнонгов и крыша в форме гигантского топора, обращенного к небу в общинных домах ("роонгах") банаров и седангов, анвущпх в уездах Контум и Дакто провинции Зялай-Контум.

Автор такие сравнивает указанные виды крыш аилшца народов плато Тэйнгуен с формами крыши аилищ других народов Юго-Восточной Азии и считает возможным говорить о взаимосвязи этих видов крыши и сооружений.

Самой яркой особенностью конструкции крыши ашшца этносов Тэйнгуена является разделение балочно-столбового каркаса и каркаса крыши. Здесь крышу собирают отдельно на земле и затем водру кают на балочно-столбовой каркас. В отличие от конструкции крыши многих народов, состоящей из трех олоев, конструкция крыши аилшца этносов Тэйнгуена образована четырьмя элементами: стропила, продольные слеги, наклонные маленькие палки и слой соломы.

Строительным материалом для традиционного аилшца народов плато слуаат бамбук, разные виды деревьев и листья. В строениях, указанных народов полностью отсутствуют камни, глина, земля, а также разные виды изделий из глины. Все строительные материалы используются, главным образом, без обработки, в том зиде, паком они были срублены или добыты. Здесь пока но появшгазь "каст 11" ремесленников-специалнотов плотницкого дела.

В северной части плато Тэйнгуен широко распространены общинные дога "роонги". В основном роонгп отличаются от вилых поо-троек только большими размерами, а такко наличием некоторых декоративных элементов, украшающее внутреннее пространство дома и коныш крыши. В уездах Контум и Дакто крыши таких сооружений оильно отличаются от всех ввдов кровли аилых построек. Но роонги выступают в качестве особого типа народной архитектуры плато, главным образом, благодаря своим социально-функциональным особенностям.

В заключении второй главы автор обобщает главные общие формально-конструктивные особенности традиционного ашшща народов

плато Тэйнгуон8 подчеркивая, что указанные особенности встречаются но только в кшшде горцев плато; многие из них набл вдаются и в домах тех или иных народов Юго-Восточной Азии. Нельзя считать эти сходства случайными, напротив, они заставляют выдвинуть гипотезу о родственных связях ыевду народами данного обширного региона мира; в меньшей степени данное сходство свидетельствует о том, что некогда в прошлом мецду народами ЮВА существовали определенные связи в культура, приводившие к заимствованию одними народами у других некоторых элементов культуры.

В третьей главе "Согшалько-чпункционаггькыа особенности традиционного килища народов плато Тэйнгуен" рассмотрены внутреннее пространство, дошшняя утварь, убранство, обычаи, обряды и представления, связанные о вилищеы; проанализировано отражение семейных институтов в длинных постройкахг охарактеризован феномен общинных домов у народов Тэйнгуена,

Автор подробно рассматривает внутреннее пространство традиционного силища народов плато Тэйнгуен.

Обобщив и проанализировав результаты исследований по данной проблеме, содерЕащиеся в работах А.Н.Лескинен, й.Коцдоминаса, Чан Мань Ката и Чу Тхай Шона, диссертант считает, что никто из этих авторов ие провел системного анализа внутреннего пространства вилища и не пытался рассштреть данный аспект килища в качестве проявления этнической специфики.

Автором рассмотрена вертикальная структура внутреннего пространства силища описываемых народов. Несмотря на то , что при входе в дом горцев плато, сразу брооается в глаза почти полное отсутствие каких-либо ограадешй, которые могли бы выполнять функцию границ, разделяющих внутреннее пространство данной поо-тройки на разные части по вертикали и по горизонтально, принимая V во внимание размещение различных овящещых вещей в верхней внутренней части дома, диссертант считает, сто моено выделить две вертикальные части этого пространства. Первая часть условно охватывает пространство, начинахщееся от помоста пола а доходящее до верхней части стен силища. Эта часть моает быть названа ■частью для лвдeйf поскольку в пределах этого пространства проходят все основные виды повседневной деятельности обитателей дома»Здесь такие хранятся различные предметы обихода и продукты, тесно связанные с изнью человека. Выделение второй части основывается на наличии в обрешетке крыши, на верхних частях столбов или в мешочках, висящих под коньковой балкой, священных ве-

щеЗ (амулетов, ветвей деревьев, рисовых колооьев, черепов или челюстных костей буйволов и др.). Автор условно предлагает назвать эту часть "верхней", "священной" или "частью для духов".

Автором дан анализ горизонтальной структуры традиционного жилища народов плато. Хотя ныне на плато Тэйнгуен бытуют два основных вида килща: "длинные" постройки для больших.семей и "короткие" постройки для одной малой семьи, но о точки зрения горизонтальной структуры первый вид яшшща может быть рассмотрен в качестве первоначального ввда интерьера традиционного жилища интересующих нас народов, а второй вид - как простейший вариант первого вида, и поэтому в данном пункте анализируется только первый вид интерьера.

По мнению автора, по горизонтали жилое помещение народов плато делится на две главные части. Первая из них находится рядом о главным входом и выполняет роль своего рода "актового зала". В данной части дома совершаются ритуалы, происходят приемы гостей, семейные собрания. Эта часть дома также служит местом для сна и отдыха холостяков и гостей-ыуачин. Вторая часть, в основном, выполняет функцию места для сна и отдыха брачных пар хозяев дома и их маленьких детей, а такие для отдыха незамужних девушек, вдов, и гостей-женщин. В этой части готовят пищу, хранят продукты и различные предметы обихода;

Автор считает возможным предложить, что указанное горизонтальное членение интерьера жилища народов плато Тэйнгуен можно сравнить о членением внутреннего проотранотва пещер первобытных лвдей.

Автор обосновывает необходимость исследования домашней утвари и убранства в качестве неотъемлемых, составных компонентов жилища. Отмечается, что хотя, полное отсутствие в доме предметов домашнего обихода и украшения не влияет на главную функцию жилица (защита от дождевой воды и солнечной радиации) и ничего не изменяет в его "материальной оболочке", но, наверное, тогда ан-лище не может считаться жилищем в истинном смысле этого понятия, а являетоя проото пещерой или логовом зверя»

Домашняя утварь в домах народов плато Тэйнгуен довольно проста. Самыми ценными-предметами горцы очитают глиняные кувшины и бронзовые гонги, отоимость которых эквивалентна стоимости нескольких буйволов ила олонов. Яоно, что данная ценность отражает не потребительскую стоимость указанных вещей. Она определя-

е?ся религиозными представленкяш и; владельцев. Указанные пред-кеты связаны о культовой деятельностью и является престийныш продает шли.

Автор такие обращает вншдание на наличие черепов и челюот--ных костей диких к домашних еивотных на задней стене или на обрешетке крыши дока. По мнения автора, эти трофеи нельзя считать "экспонатами", отракандиш достижения охоты и Бивотноводства, шш рассматривать их в качестве "реликтов" обычая "охоты за головами". Они, по мнению автора, отражают культовое отношение к черепу иле к голове у рассматриваемых народов. Эта форма 1сульта черепа и связанные с ней представления существовали у многих на- . родов Юго-Восточной Азии.

В домах народов плато почти полностью отсутствуют все те виды предметов обихода, которые анроко встречается в доках шю- , гих других народов мира. Горцы плато спят пршдо на полу свайного дома шш на леаанках (у групп, обитащш: в наземных постройках). функцию шкафа выполняют бшлбуковне корзины и полки, висящие вдоль стены дома.

Ассортимент кухонных принадлежностей (котелки, нови-резаки) в домах описываемых шродов довольно невелик. В основном такие, вещи горцы накупают или выменивают у сооедей.

Горцы плато не затрачивают много труда на украшение овоих домов. В некоторых домах моано видеть розные барелье{ы-изобра-кения на столбах пли на балках каркаса дош. Самыми популярными мотивами резьбы, украшающей их дома являются изображения пенс- • ной груди, пары слоновых бивней, полумесяца, котлов, черепах и разных видов птиц»

Сопоставление изображений венской груда в домах одесцев о такими ве декораш в постройках тоба-батаков, а такае изобраее-ний "рогов буйволов" на пороге у входа в дом банаров с аналогич-ш узорашг, пзобрапенныш на тимпанах донгшонских барабанов из Нгоклу и Хоангха, автор выдвигает гипотезу о взаимоотношении ыевду »тиш хшдаш украления и народной архитектуры.

Диссертант отмечает, что "картина" домашней утвари и убранства в догмах народов плато ярко отражает их социально-эконош-чеохюв состояние, достаток. Критерий имущественного достатки позволяет подразделить семьи горцев только на "богатые" и "бедные", но не моает слупить достаточным основанием для выделения антагонистических классов, С другой стороны, нарисованная выше "кар-

тина", в основной, не отличается от "убранства" построек других народов Юго-Всс?очной Азии.

Автор анализирует обычаи, обряды и прздставлонш!, связанные с шшщем интереоукйщх нас народов, подчеркивая вааность изучения обычаев, обрядов и представлений, связанных с шалящем, при исследовании аилых построек. Считается, что при рассмотрении аилида нельзя пройти мимо таких обычаев, обрядов и представ-лош1й,0ня"яо<:шек>г прямого отношения к "материальной" стороне ооорунений, но ...оказывают решапцее влияние на "судьбу", "возраст" и даке на даты "ровдения" и "смерти" строений.

Большой интерес представляют обряды, обычаи и представления горцев Тэйнгуена, овязанше о процессом строительства нового дома.

В ходе строительства, начиная от выбора места для будущего отроения вплоть до новоселья, горцы проводят разнообразные обряды и церемонии, соответствуйте главным операциям этого процео-са. Первый из них - определение моста для новостройки путем гаданий (яичное гадание, гадание на моллюсках, гадание по риоу, гадание по веревкам). При интерпретации результатов гаданий горцы опираются на "хорошие" или "плохие" приметы,.символизирующе "согласие" или "несогласие" духов о предварительшм выбранным местом. Церемонии проводятся при заготовке материалов для строительства, в особенности, при выборе деревьев для изготовления "священных" элементов будущего строения, при определении времени, благоприятного для перехода на новое место и водруяения ба-лочно-столбового каркаса, а также установлении главных компонентов дома, которые горцы считают священными (хозяйские столбы, гости иные столбы, гостевой очаг, главная леотшща). В конце строительства устраивается самый тораествешшй ритуал - новоселье.

Автор уделяет большое внимание родильной обрядности горцев, в частности обычаю, согласно которому розешщам запрещено роаать в аилых постройках (они долшш были роаать либо под полом, либо а лесу), а такае обычаю первого внесения новоровденного в дом из места его ровдения, 5 этом пункте такае анализируются и другие обычаи, обряды и представления, относящиеся к "овященнын местам" в доме, к ориентации голов спящих, к запретам для чуяа-ков входить в дом в чрезвычайных ситуациях, или трогать а осквернять определенные детали постройки и вещи в домах горцев, а такие траурный ритуал.

Диссертант сопоставляет указанные обычаи, обряды и представления горцев плато со сводными обычаяш, обрядами и представлениями других народов Юго-Восточной Азии. Отмечается, что выявляемые' сходства свидетельствуют о существовании культурных связей мевду втими пародами.

В отличие от других исследователей, которые рассматривают, главным образом, внешнюю форму "длинных домов", автор настоящей работы приходит к выводу, что "длинные дома" являются "материальной оболочкой" института больших семей и, в меньшей степени, -постройками, объединяодими под своими крышами несколько индивидуальных семей.

Автор анализирует соотношение мевду семейными институтами и видами длинных построек, социально-экономическую базу (общинная собственность) и духовную опору (обычаи, обряды и представления, связанные с длинными постройками, верования о духах-покровителях всех обитателей постройки) этих форм архитектуры. Здесь также высказывается прогноз относительно "судьбы" длинных соорукениЁ на данном плато. Диссертант считает, что нельзя идентифицировать процесс сегментации больших семей на малые с процессом замены "длинных" домов "короткими". Отмечается, что эта замена является лишь одной из тенденций оволюции' ¡шлища у рассматриваемых народов. В будущем длинные постройки будут существовать и занимать "почетное место" среди других видов народной архитектуры данного региона.

Диссертантом такве сравниваются виды длинных сооружений горцев плато'с такими Ее постройками у других народов Юго-Восточной Азии.

Автор рассматривает общинные, дома ("роонги") народов северной части плато в качестве "культурного феномена" данного региона.

Он анализирует разнообразные функции роонгов, такие, как "общежитие" для неженатых юношей и вдовцов, "общедеревенский гостиный дои", "Дои общедаревенских собраний", место работы "Совета старейшин", место отправления судопроизводства, "Школа для молодежи"„ "Дом культуры", "общедеревенский клуб", место "дислокации" вооруженного формирования самообороны, "Дом молений" и даже в прошлом, как место проведения ритуального коллективного полового сношения.

Наделенные функции роонгов сопоставляются с другими видаки

общинных домов разных народов Иго-Восточной Азии, в первую очередь с "динем" вьетов,

В Заключении речь идет о "причинах" сходств в общих и специфических чертах пил ища разных народов плато, независимо от их этнической принадлежности. Автор выделяет пять подтипов традиционного аилшца описывае.мых народов па основе са-.их ярких оообен-ноотей, отличающих вшщо дшпшх групп горцев от аилищ других народов и друг от друга. Пристальноо вши/лине автор дпооортещш уделяет историко-культурным связям мепду относш.ш плато и другим народами Юго-Восточной Азии по данным их традиционного ни-лища. Шокаэывается предполозошю, что сходства различных элементов в ядлицах многих народов ЮВА является неслучайные, н их следует рассматривать но в качества следствия прямого влияшш среды их обитания, илд "реликтов" ДонгпошзкоЗ волны. По мнению автора, оти черты являются слабым отблоокама овета иа далекой цивилизации, которая заншлзла более сбялршШ ареал - ароал Юго-Восточной Азии и дало шрз, включая л Восточную Азия. Данная цивилизация предшествовала Донлзюнской 1^ультуро, то есть ое моз-но датировать эпохой неолита. Диссертант предлагает назвать оту цивилизацию "пракультурой" прото-Иго-Вооточной Азии.

По теме диооорташт опубликовано:

Као Тхе Чинь. Традиции Донгаонсиой культуры в ашшце народов плато Тэйнгуен // Советская стнографня, 1991, Л 5. С. 103110.

24.10.1991 г. Формат 60 х 84 1/16 . Тираа ЮО экз.- Объем 1,6 п.л.

Подписано в печать Заказ Л 79

УОП Институт этнологии и антропологии /Н СССР 117334, Москва, Ленинский пр., 32-А.