автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Особенности культурной социализации молодежи

  • Год: 2010
  • Автор научной работы: Халадов, Хож-Ахмед Султанович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Грозный
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Особенности культурной социализации молодежи'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Особенности культурной социализации молодежи"

На правах рукописи

Халадов Хож-Ахмед Султанович

ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ)

Специальность 24.00.01 - теория и история культуры

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

7 6 ЛЕН 2010

Ростов-на-Дону - 2010

004618956

Работа выполнена на кафедре философии ГОУ ВПО «Чеченский государственный университет»

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор

Акаев Вахит Хумидович

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Буйло Борис Иванович доктор философских наук, профессор Данилова Марина Ивановна

Ведущая организация: Грозненский государственный нефтяной

институт им. Д.И. Миллионщикова

Защита состоится 23 декабря 2010 в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.208.11 по философским наукам при Южном федеральном университете по адресу: 344038, г. Ростов-на-Дону, пр. М. Нагибина, 13, ЮФУ, ауд. 434.

С диссертацией можно ознакомиться в Зональной научной библиотеке ЮФУ (г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148).

Автореферат диссертации разослан 22 ноября 2010 года.

Ученый секретарь диссертационного совета

М.В. Заковоротная

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В современных условиях модернизации российского государства формируются новые экономические, политические, культурные условия социализации личности, молодежи. Формирование физически, интеллектуально и культурно развитой, патриотически ориентированной молодежи - важнейшая социокультурная задача государства. С начала 90-х годов XX столетия в России произошла радикальная идеологическая, социально-политическая, духовно-культурная переориентация общества, что требует освоение новых ценностей, норм и идеалов, часто противоречащих тому, что было выработано в ходе социокультурного развития предшествующих поколений.

Общество и государство всегда нуждается в молодежи как активной социальной силе, поколении, которое, включаясь в преобразовательную деятельность, становится непосредственным участником социального, научно-технического и культурного прогресса. Роль молодежи в современной России возрастает, а в некоторых областях, прежде всего в экономической сфере (малое предпринимательство, освоение новых информационных технологий, деятельность в банковских структурах), значительна.

Вместе с тем, в условиях модернизации российского общества и сложившейся социально-экономической обстановке молодежь наиболее незащищена и подвержена различным радикальным и экстремистским идеям, что актуализирует необходимость их анализа и разработки системы мер противодействия. В связи с этим есть смысл говорить о необходимости воздействия государства на молодое поколение с целью формирования физически, морально развитого индивида, вовлечения молодежи в социокультурную деятельность и о поддержке на государственном уровне молодежных организаций, осуществляющих свою деятельность в интересах России.

Выдвигая на каждой ступени исторического развития определенные требования к подрастающему поколению, общество создает условия для интеграции молодежи в социальную структуру. Для этих целей формируется государственная молодежная политика. Сохраняющиеся в российском обществе кризисные явления, актуализируют потребность в духовно-нравственном воспитании молодежи, качественном улучшении ее экономического положения, локализации риска в молодежной среде, поддержки со стороны государства инициатив молодых граждан, молодежных объединений, что предполагает совершенствование государственной молодежной политики.

Анализ особенностей культурной социализации молодежи как социальной группы предполагает уточнение понятия «молодежь». Молодежь — это не только будущее, она «живое настоящее», и важно понять, насколько уже сегодня молодое поколение определяет содержание и характер будущего, несет в себе «дух нового времени». Молодежь представляет собой социально-демографическую группу с характерными для нее возрастными, социально-психологическими свойствами и социальными ценностями, которые обуславливаются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе1. Среди факторов социокультурного определения молодежи исследователями выделяют возрастные границы и социально-психологические особенности, специфику социального статуса, ролевые функции, социокультурное поведение, духовно-культурное состояние, процесс социализации как единство социальной адаптации молодежи и индивидуализации2.

Необходимость исследования темы диссертационной работы заключается в том, что в российском транзитном обществе возникли новые каналы социализации подрастающих поколений, увеличилось количество молодых

1 Ручкин Б.А. Молодежь и становление новой России // Социс. - 1998. - № 5. - С. 32.

2 Т.Н. Горяева Социализация молодежи // Аспирант и соискатель. - 2006. - № 2. - С. 75.

людей, ведущих асоциальный, аморальный образ жизни. В силу различных социально-экономических причин не уменьшается количество инвалидов, алкоголиков, бродяг, «профессиональных нищих», лиц, отбывших заключение в исправительно-трудовых учреждениях. Сказанное подчеркивает наличие тенденций люмпенизации и криминализации молодежи, падение культурного, духовно-нравственного уровня молодежи.

В России в ходе модернизационных процессов радикально меняются все общественные отношения и социальные институты, духовно-культурная ситуация, что отражается на различных формах социализации молодежи, в том числе её культурной модернизации. Так, в проекте «Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации» (М., 2005) отмечается, что «традиционная система образования и воспитания, равно как и государственная молодежная политика и общественные организации, в переходный период развития России не смогли обеспечить целенаправленного воспитания самостоятельной, идейной, ответственной молодежи и ее подготовку к жизни в самоорганизованном обществе».

Анализ современного культурного состояния российской молодежи, ее ориентированность на интеллектуальные, профессиональные, духовно-нравственные ценности - востребованная исследовательская проблема, привлекающая внимание не только ученых, но и практических работников.

Степень научной разработанности проблемы. Общетеоретические и методологические проблемы культурной антропологии, а также различные аспекты форм социализации личности, молодежи, культурные подходы отражены в исследованиях: C.B. Алещенок, Р. Бернса, Т.Н. Горяевой, В.Е. Давидовича, Д.П. Дербенева, Г.В. Драча, М.В. Заковоротной, Е.В. Золотухиной-Аболиной, И.М. Ильинского, A.M. Караева, A.C. Кармина, А.И. Ковалевой, И.С. Кона, С.А. Левиковой, A.B. Лубского, В.Т. Лисовского, В.А. Лукова, Э.А. Орловой, Т.Е. Петровой, Б.А. Ручкина, З.Х. Саралиевой, Е.Г. Слуцкого, П.К. Смирнова, Е.С. Топилиной, Ж.Т. Тощенко, В.И. Чупруновой и др.

Социокультурная адаптация молодежи в условиях социальных трансформаций российского общества, профилактика девиантного поведения рассмотрены в работах: М.С. Блиновой, C.B. Бондаренко, Д.П. Дербенева, И.М. Ильинского, Д.С. Петровой, И.А. Петрулевича, JT.A. Погасяна, Г.Н. Самара, П.С. Самыгина, В.П. Уланова, В.В. Черноуса, P.M. Чумачевой, Л.Л. Шпака и др.

Духовно-культурное состояние, проблемы молодежного радикализма, этнокультурное и профессиональное развитие современной российской молодежи, в том числе молодежи Чеченской Республики, исследуются в работах Э.С. Абдулаевой, В.Х. Акаева, В.Ю. Гадаева, А. Демина, О.И. Даниленко, Г.С. Денисовой, Л.Г. Ионина, Щ.И. Карпухина, Т.Ш. Мукаевой, Г.Р. Наурузовой, Е. Омельченко, И.И. Паньковой, М.Р. Радовель, И.Н. Свинцова, Е.В. Столяренко, K.M. Ханбабаева, З.И. Хасбулатовой, Р.Х. Шогенова и др.

Актуальность темы исследования и недостаточная её разработанность определяют объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования.

Объектом исследования является молодежь как особая социальная группа, которая в ходе развития проходит различные этапы социализации, в том числе культурной социализации.

Предметом исследования выступает культурная социализация молодежи, осуществляемая в ходе взаимодействия с изменяющейся социально-экономической и духовно-культурной российской реальностью, имеющей свою этнорегиональную специфику.

Цели и задачи исследования. Основная цель диссертационной работы заключается в выявлении особенностей культурной социализации российской молодежи, в том числе молодежи Чеченской Республики, в условиях модернизационных процессов в России.

Достижение поставленной цели потребовало решение следующих взаимосвязанных задач:

- рассмотреть молодежь как особую социальную группу с выявлением основных характеристик, ценностных ориентации, социального здоровья, культурного и профессионального самоопределения;

- изучить основы социальной интеграции молодежи и установить особенности ее культурного становления;

- выявить мобилизационные ресурсы культурного развития молодежи;

- раскрыть тенденции изменения качества молодежи в условиях современной модернизации России;

- выявить каналы культурной социализации современной российской молодежи;

- проанализировать опыт духовно-культурного воспитания, культурной социализации молодежи в Чеченской Республике.

Теоретико-методологические основы диссертационного исследования включает общефилософские методы, позволяющие осуществить объективный анализ процессов культурной социализации молодежи, выявить общие и особенные аспекты её адаптации, к изменяющейся социальной реальности.

Системный и структурно-функциональный методы позволили наиболее полно раскрыть противоречивый процесс социокультурного развития молодежи, определить её общее духовно-культурное состояние и региональные особенности становления. В диссертации широко использовались индуктивный и дедуктивный методы, а также социологические методы, графические приемы обработки информации, представленной в виде схем и таблиц.

Научная новизна диссертации состоит в следующем:

раскрыты особенности молодежи как социальной группы, проявляющиеся в ее ценностных ориентациях, социальном здоровье, проблемах профессионального самоопределения, что сопряжено с процессами социально-экономического и духовно-культурного обновления общества;

- определены основные условия интеграции молодежи в социум, характеризующие особенности его функционирования на современном этапе;

- изучены мобилизационные ресурсы культурного развития молодежи, позволяющие проанализировать духовно-нравственное состояние общества на современном этапе;

- установлены социальные тенденции изменения качества молодежи в условиях современной России;

- выявлены основные каналы культурной социализации российской молодежи;

- проанализирован опыт духовно-культурного воспитания молодежи в современной Чеченской Республике, применяемые при этом формы и методы, а также пути её культурного развития.

Положения, выносимые на защиту. По результатам проведенного исследования на защиту выносятся следующие теоретические положения:

1. Факторы социального и культурного прогресса, отображаясь в сознании молодых людей, влияют на их потребности, интересы, ценностные ориентации, поведенческие установки, что, в конечном счете, отражается на интеллектуальном, физическом, профессиональном и моральном облике молодежи. Конкретные условия жизни молодых людей формируют особенности их сознания, духовно-культурную сферу, формирующей мотивацию социокультурной деятельности и отношение к окружающей действительности.

Молодежь как социально-возрастная группа характеризуется соответствующими социокультурными параметрами: мировоззрением, знаниями, убеждениями, духовными ценностями, профессионализмом, здоровьем, необходимыми для реализации как индивидуальных жизненных программ, так общественных и государственных стратегий развития. Студенческая молодежь, выпускники вузов, молодые ученые - это интеллектуальная и духовная элита настоящего и будущего России. В этом контексте важно раскрыть содержательные параметры молодежи как особой социально-демографической и социокультурной группы с выявлением её

основных характеристик, социального здоровья, ценностных ориентации, культурного и интеллектуально-профессионального самоопределения.

2. Процесс социокультурной интеграции российской молодежи в современную жизнь представляет собой сложное, противоречивое явление, сопряженное с трудностями трудоустройства, ограниченными возможностями для того, чтобы быть полезным обществу и в полной мере проявить свой творческий потенциал. Воздействие данных факторов неоднозначно в разных социальных группах, поэтому усвоение молодым человеком системы социальных и культурных ролей взрослых, также оказывается противоречивым. Ибо он может быть ответственным и серьёзным в одной сфере и чувствовать себя как подросток в другой.

Культурная социализация, культурная интеграция молодежи в контексте модернизационных преобразований, осуществляемых в России, имеет свои особенности. Культурное развитие молодежи сопряжено с аккультурацией, представляющей собой синкретизацию и заимствование новых ценностей, часто черпаемых извне, формирующих при этом новую модель социального и культурного поведения, отличающаяся от прежней модели поведения.

3. Общий духовно-культурный кризис в стране отразился на ценностных ориентациях и мобилизационных ресурсах современной молодежи, что отражается на её жизненных стратегиях, формируя соответствующий тип социокультурной идентичности. Следует выделить пять самых важных жизненных ценностей молодежи, посредством которых происходит её мобилизация: здоровье, безопасность, карьера (бизнес, деньги), семья и любовь.

Нетрадиционная для отечественной образовательной системы идеология подчеркивает приоритет интеллектуального развития над нравственным, что предполагает возможность существования образования отдельно от воспитания. В связи с этим очевидна необходимость разумного формирования системы образования не только основе мирового опыта, но и с учетом российских образовательных парадигм образования и духовно-культурного воспитания.

4. Анализируя тенденции изменения качества молодежи в условиях современной России, следует отметить неблагополучное состояние генофонда (состояние здоровья детей и подростков) и негативные социальные обстоятельства, воздействующие на молодежь, выбирая при этом тех, кто менее адаптирован и приспособлен к жизненным неурядицам, что способствует возникновению социальной патологии, проявляющейся в асоциальном, девиантном поведении молодых людей.

Эти социокультурные тенденции отрицательно отражаются на общественное здоровье детей, подростков, качество жизни молодежи, формируют новый образ жизни, отрицающий традиционные ценности, сложившиеся у старших поколений. Безусловно такая ситуация порождает противоречия и конфликты между поколениями, их мировоззренческими и духовно-культурными установками.

5. Радикальное изменение традиционных каналов социализации подрастающих поколений в российском обществе, появление новых, с необходимостью ставят вопросы о смысле и существе процесса социализации, о сходстве и различии в процессах образования, обучения и воспитания подрастающих поколений.

Значимыми каналами культурной социализации российской молодежи, являются: рынок труда, институт предпринимательства, массовая культура, информатизация всех сфер жизни, виртуальное пространство, дистанционное образование, сложные процессы становления основ гражданского общества и др. Прежние каналы социализации, несмотря на свою идеологическую основу, были связаны с трудовым и нравственным воспитанием. Традиции прошлого и современные новации, сопряженные с либеральными ценностями, будучи противоречивыми, недостаточно работают на формирование целостного социокультурного образа молодого человека.

6. Рассматривая опыт духовно-культурного воспитания и развития молодежи в Чеченской Республике, непосредственно наблюдая происходящие социальные нововведения, следует признать, что идеологизация традиционных

начал в обществе имеет как положительное, так и отрицательное значение. Положительные моменты сопряжены с необходимостью осуществления минимизации асоциальных проявлений молодежи. Руководство республики обеспокоено угрозой детрадиционализации национальной культуры, составляющей основу чеченского общества.

Возрождение этнокультурных традиций чеченцев, связанные с религиозными ценностями, обычаями и традициями, этническим языком, а также использование их в идеологических и воспитательных целях позитивно влияет на чеченскую молодежь, ориентируя её патриотически, способствуя формированию этнонациональной идентичности, духовно-культурному развитию. Вместе с тем анализ опыта духовно-культурного воспитания подрастающего поколения в Чеченской Республике показывает, что в ходе вовлечения молодежи в региональные и общероссийские мероприятия происходит формирование российской социокультурной идентичности. Умелое сочетание общероссийской и регионально-этнической уровней идентичности -основа духовно-культурного и патриотического воспитания молодежи Чеченской Республики.

Теоретическое и практическое значение исследования. Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что осуществлен анализ взаимосвязи общих и особенных аспектов культурной социализации молодежи России, особенностей её духовно-культурного развития на основе социально-экономических трансформаций, происходящих в стране, оказывающих непосредственное влияние на изменение духовно-нравственной шкалы ценностей молодых людей. Все это позволяет углубить понимание инкультурационного процесса в российской реальности, преодолеть культурную расколотость общества, усилить ответственность российской молодежи за судьбу страны и её культуры.

Материалы диссертации могут быть использованы в учебных курсах по философии, культурологи, социологии и педагогики.

Практическое значение осуществленного диссертационного исследования состоит в том, что содержащиеся в ней выводы могут послужить отправной точкой при более глубоком освещении особенностей культурной социализации молодежи в современном чеченском обществе.

Апробация диссертационного исследования. Основные положения диссертационного исследования апробированы в выступлениях и докладах на межвузовских, межрегиональных, научно-практических конференциях, проходивших в г. Краснодар (Международная научно-практическая конференция «Россия и Запад: проблемы и перспективы взаимодействия». 2022 ноября 2008 года), г. Грозный (Всероссийская научно-практическая конференция «Этнопедагогика в современном обществе», посвященная году учителя. 19-21 октября 2010 г.). Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии Чеченского государственного университета 25 октября 2010 года.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и библиографии. Общий объем исследования - 176 страниц.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, определяется степень научной разработанности проблемы в философской, социологической и культурологической литературе, объект и предмет исследования, формулируются цель и задачи, элементы научной новизны и положения, выносимые на защиту, уточняется методология исследования, его теоретическая и практическая значимость, отмечается апробация работы.

В первой главе «Особенности духовно-культурного взаимодействия молодежи и общества в современной России» рассматриваются основные характеристики молодежи как социальной группы, ее ценностные ориентации, социальное здоровье, проблемы профессионального самоопределения и

социальной интеграции, а также мобилизационные ресурсы духовно-культурного развития молодежи.

В первом параграфе «Молодежь как особая социальная группа: основные характеристики, социальное здоровье, ценностные ориентации, профессиональное самоопределение» отмечено, что она характеризуется теми общественными отношениями и общественными формами, которые определяют её как самостоятельную социально- демографическую группу. Молодёжь имеет ряд особенностей, вытекающих, прежде всего из самой её объективной сущности. Социальные особенности молодёжи определяются специфической позицией, которую она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры, а также способностью не только наследовать, но и преобразовывать, сложившиеся общественные отношения.

В возрастной психологии молодость характеризуется как период формирования устойчивой системы ценностей, становление самосознания и формирования социального статуса личности. Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать огромный поток информации. В этот период развиваются критичность мышления, дается собственная оценка разным явлениям, осуществляется поиск аргументации, формируется оригинальное мышление. Вместе с тем в этом возрасте ещё сохраняются некоторые установки и стереотипы, свойственные предшествующему поколению.

Это связано с тем, что период активной деятельности сталкивается у молодого человека с ограниченным характером практической, созидательной деятельности, неполной включённости молодого человека в систему социокультурных отношений. Отсюда в поведении молодёжи удивительное сочетание противоречивых качеств и черт: стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира. Неустойчивость и противоречивость молодёжного сознания оказывают влияние на формы поведения и деятельности личности.

Молодёжное сознание определяется рядом объективных обстоятельств. Следует отметить, что в современных условиях усложнился и удлинился сам процесс социализации, и соответственно другими стали критерии социальной зрелости молодежи. Они определяются не только вступлением в самостоятельную трудовую жизнь, но и завершением образования, получением профессии, реальными политическими и гражданскими правами, материальной независимостью от родителей. Действие данных факторов не одновременно и неоднозначно в разных социальных группах, поэтому усвоение молодым человеком системы социальных ролей взрослых, культурных ценностей оказывается противоречивым. Он может быть ответственным и серьёзным в одной сфере и чувствовать себя как подросток в другой.

Нижняя возрастная граница определяется, что с 14 лет наступает физическая зрелость и человек может заниматься трудовой деятельностью (это период выбора учиться или работать). Верхняя граница определяется достижением экономической самостоятельности, профессиональной и личной стабильности (создание семьи, рождение детей).

Переходя к вопросу о ценностных ориентациях, к их межпоколенческому сопоставлению, следует сразу подчеркнуть выявленную преемственность ценностных систем поколений "отцов" и "детей". Хотя, разумеется, в них существуют и определенные различия, вытекающие из характера нынешних социально-экономических условий. В современную молодежную среду входит модель индивидуалистического утилитарного сознания западного типа. Краеугольная основа этого типа сознания — человек, «сам себя формирующий», а, следовательно, сам несущий ответственность за последствия всех своих действий.

Во втором параграфе «Особенности социокультурной интеграции молодежи» отмечается, что анализ современного российского общества свидетельствует о том, что оно стало обществом риска. Тяжелое экономическое положение страны, крушение прежнего мировоззрения и несформированность нового, отсутствие должных знаний и умений жить и работать в условиях

конкурентного и высокопроизводительного труда привело наше общество к большим трудностям и внутренним конфликтам. В этот период сложном тяжелом положении оказалось подрастающее поколение. Среди молодежи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность.

Стремление уйти от реальных проблем в иллюзорный мир способствует массовому распространению алкоголизма и наркомании среди молодёжи. По свидетельству специалистов причины их распространения в известной мере есть результат конфликта личности и общества, который особенно ярко проявляется в кризисе социализации.

Главными его атрибутами становятся неопределенность и потеря индивидом своей субъектности, выраженные в тотальной зависимости от неконтролируемого социального бытия. Непредсказуемость, охватывая в той или иной степени все слои населения, особенно болезненно отражается на физическое, интеллектуальное, культурное состояние молодежи.

Проявляющаяся во всех сферах общественной жизнедеятельности, она неизбежно становится характерной особенностью социальной интеграции молодых россиян. Все это обусловливает существование целого ряда рисков в интеграционном процессе.

Риск по-разному проявляется в тех или иных социальных группах. Однако сочетание социально-экономического, правового, политического и иных факторов, их взаимное влияние и усиление является главной детерминантой глобализации риска и втягивания в его орбиту представителей все более широких слоев молодежи. Вот почему, несмотря на значительную социальную дифференциацию в ее среде, большинство испытываемых молодыми людьми рисков оказываются общими. Включаясь в общественные отношения и идентифицируясь с ними, молодое поколение интегрируется в общество.

В третьем параграфе «Мобилизационные ресурсы духовно-культурного развития молодежи» подчеркивается, что наступившая эпоха информационных технологий (или информационной цивилизации) породила новую мировоззренческую парадигму, основывающуюся на космоантропоцентризме. Изменение мировоззренческих основ парадигмы приводит к созданию общества, основанного на информационных технологиях, коренной реорганизации традиционных производств, быта и механизмов управления. В этой ситуации традиционные ценности: знание, вера, производительный, творческий труд, опыт предшествующих поколений и нравственность теряют своих прежних смыслов.

В современном обществе, в том числе и российском, стали постепенно возникать параллельные ценности, отрицающие стереотипную парадигму: «главное — творческий труд», на смену приходит новая парадигма, согласно которой «личность должна утверждать себя только в сфере досуга и потребления». Такая парадигма нацеливает молодого человека к легким и дорогим развлечениям, поиску средств быстрой, в том числе и криминальной, добычи. Подобная мобилизация ресурсов порождает одномерного утилитарного молодого человека, нацеленного на реализацию его неуемных гедонистических потребностей.

Честный общественно-полезный труд в сознании молодежи все более вытесняется ценностями материального успеха независимо от его нравственной основы, а также досуговыми предпочтениями, нередко, не отличающимися моральной прочностью. Нельзя не согласиться с мнением специалистов, что общая тенденция в изменении отношения к труду по-прежнему связана с падением в обществе ценности честного труда в целом. Приоритет отдается не интенсивному труду с высокой творческой отдачей и профессионализмом работника, а «некоторой деятельности», направленной лишь на получение большой прибыли (любыми средствами, включая и незаконные, криминальные действия). Принцип «работа не нравится, но она нужна» преобразовался у части подростков в позицию: «где бы не работать, лишь бы хорошо платили».

Актуальнейшей проблемой для страны является ныне формирование национального достоинства (гордости) всех народов России, способствующего укреплению их единства и взаимного уважения друг к другу, нравственному их самосовершенствованию.

Быть патриотом — значит стремиться к духовному развитию своего народа, повышению уровня его психического и телесного здоровья, образованности и культуры, занятию достойного места среди других народов страны.

Нетрадиционная для отечественной образовательной системы идеология, основанная на принципе толерантности ко всему и во всем, подчеркивает приоритет интеллектуального развития над нравственным, изменяет традиционный смысл понятий «духовность», «нравственность», «добродетель», предполагает возможность существования образования отдельно от воспитания. По данным статистики научно-технический прогресс и достижение высокого уровня жизни в развитых странах при одновременном, резком снижении нравственности и христианской религиозности приводит все больший процент людей к разочарованию в жизни, потере ее смысла, нравственным отклонениям, тяжелым расстройствам психики. Изучение этого вопроса, причин такой складывающейся ситуации с духовностью, с нашей точки зрения, важнейшая исследовательская задача и требует специального рассмотрения.

Во второй главе «Духовно-культурная составляющая социализации молодежи» рассматриваются тенденции изменения качества молодежи в условиях современной России, существующие каналы духовно-культурной социализации современной российской молодежи и опыт духовно-культурного воспитания молодежи в Чеченской Республике.

В первом параграфе «Тенденции изменения качества молодежи в условиях современной России» отмечается, что за последние годы наблюдаются тенденции, сопряженные с заметным изменением качества молодого поколения. И это проявляется с постепенным уменьшением молодежной популяции в связи с деформациями в естественном движении

населения: сокращением рождаемости, увеличением детской смертности, ростом числа абортов и патологии родов, увеличением смертности среди экономически активного молодого поколения.

Заметно ухудшение медико-биологических показателей состояния здоровья молодого поколения (детей, подростков и молодежи) в связи с длительным нарушением медицинских норм питания, ростом инфекционных (включая туберкулез, венерические болезни и СПИД) заболеваний, ухудшением экологической ситуации, увеличением стрессов в обществе, сокращением профилактических осмотров детей и подростков, отсутствием пропаганды здорового образа жизни в семье, школе и СМИ.

Налицо кризис молодой семьи, проявляющийся в уменьшении брачных союзов среди молодежи до 29 лет, распаде (50 %) семей, сокращении рождаемости, бедственном положении многодетных и неполных семей, росте негативных явлений в воспитании, образовании, социализации детей в кризисных семьях, насилия над детьми в семьях.

Происходит углубление деформации в ценностных ориентациях молодежи, проявляющееся в социальной и политической апатии, падении престижа честного труда, интенсивном росте потребительских настроений в ущерб духовности.

Увеличиваются границы девиантного поведения, регистрируется рост и омоложение преступности, особенно среди несовершеннолетних и лиц женского пола, возрастает число преступных группировок, в сферу организованной преступности вовлекается все большее число детей и подростков. Увеличивается число проституток среди несовершеннолетних (в крупных городах России их насчитывается уже более 25 тысяч). Растет наркомания в молодежной среде.

Социальное сиротство приобретает контуры национальной трагедии (620 тыс. детей). По разным оценкам, число беспризорных детей и сирот в современной России колеблется от 2 до 4 млн человек (ситуация, схожая с 1924 г.). Углубляется разрыв между поколениями, падает авторитет родителей

на фоне критического отношения к их образу жизни, ценностям и взглядам. Две трети молодых россиян живут за чертой бедности, 10% нищенствуют. Падение уровня жизни всего населения, сокращение расходов на питание, отдых, образование, бытовые нужды привело к обнищанию (материальному и духовному) большой части молодежи. В связи с этим происходят негативные изменения в общественном сознании молодежи, растет число преступлений, совершаемых на почве корысти. Дифференциация в уровне жизни между различными категориями подрастающего поколения (благополучных молодых людей не более 6-8 %) достигает 15-18 раз. Разбалансированность уровня доходов и уровня потребления привела к деформации интересов не только в сфере труда, но и потребления, возник конфликт мотивов в этих сферах.

Потребительские ориентации не соответствуют трудовым ориентациям, что негативно сказывается на эффективности общественного производства. Молодые люди преимущественно включены в сферу отношений обмена и перераспределения товаров и услуг. Сокращение молодежной занятости в материальном производстве ведет к серьезному сокращению всего производства в стране.

Продолжают оставаться условия, ограничивающие возможности подрастающего поколения в получении среднего (специального) и высшего образования. Наблюдается рост числа детей и подростков, оказавшихся вне стен учебных заведений (около 3 млн человек).

Вместе с тем наряду с выраженными негативными тенденциями в качестве подрастающего поколения наблюдаются и позитивные сдвиги. Но выраженные положительные характеристики свойственны не более чем 10% молодежи в возрасте до 29 лет. Это качественно продвинутая часть молодежи еще не является гарантом эффективности для всей экономически активной части населения. Не исключено, что здоровые, образованные и профессионально подготовленные молодые люди, пригодные к интенсивному труду в XXI веке предпочтут работать и жить за рубежом.

Границы девиантного поведения и проблемы беспризорности являются важными показателями качества молодого поколения. Насильственные преступления, особенно тяжкие (умышленные убийства, тяжкие телесные повреждения, изнасилования), в том числе совершаемые подростками, молодежью, служат индикатором изменений социокультурных условий, они являются следствием отчужденных отношений, результатом обесценивания человеческой жизни и здоровья, что свидетельствует о нравственной деградации в обществе.

Во втором параграфе «Каналы культурной социализации современной российской молодежи» раскрываются основные факторы, детерминирующие процесс социализации, а также культурной социализации молодежи в России.

Существует два наиболее выраженных взгляда на понимание сущности социализации. Согласно первому из них, социализация - это процесс развития, родившегося человеческого организма в полноправную человеческую личность в ходе взаимодействия индивида с социальной, культурной средой. В этом процессе, с одной стороны, реализуются заложенные в человеке природные психобиологические задатки, с другой, они трансформируются в социально значимые свойства личности в ходе образования и воспитания и при активном участии самого человека. Согласно второму подходу в понимании социализация, она выступает, прежде всего, как саморазвитие личности в ходе ее взаимодействия с различными социальными группами, институтами, организациями. Таким образом, социализация представляет собой двусторонний процесс, включающий, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социокультурную среду, систему социальных и культурных связей. С другой стороны, это и процесс активного воспроизводства индивидом этих связей в ходе его активной практической деятельности и включения в сложную, противоречивую систему социокультурной реальности.

При рассмотрении социализации молодого поколения важнейшим периодом является либо фаза начала трудовой деятельности, либо -профессиональная подготовка к ней. Именно здесь формируется самосознание,

социальное сознание и ценностные установки, форы культурного поведения, которые определяют траекторию личностного развития на протяжении последующей жизни. Для этого этапа характерна большая роль воспитания. Поэтому практически в любом обществе социализация, протекающая на первых этапах, имеет ярко выраженный воспитательный, нравственный характер.

Отказ общества, от целенаправленного осуществления воспитательной функции через официальные институты приводит к деформации культурной социализации, доминированию в ней адаптационного, то есть приспособительного аспекта.

В первой половине 90-х гг. XX века Россия включилась в глобальное информационное пространство. Средства массовой коммуникации, включающей все виды информации, функционирующие в этом пространстве, созданном при помощи новых технологий (мультимедиа, аудиовизуальные средства, различные формы рекламы), стали важнейшим агентом интеллектуальной, культурной социализации молодежи. Они распространяют и популяризируют определенные образцы, стили и нормы поведения, моделируют и внедряют в массовое сознание образ социокультурной реальности, к которой следует стремиться.

В третьем параграфе «Опыт духовно-культурного воспитания молодежи в Чеченской Республике» анализируется молодежная политика в области культурной социализации, духовно-нравственного оздоровления и воспитания подрастающего поколения на материалах Чеченской Республики как субъекта Российской Федерации.

В ходе смены ценностных ориентиров в России нарушилось духовно-культурное единство общества, достигнутое в годы советской власти усилиями государства и многих поколений. На смену приходит общество, в котором допускаются различные векторы культурной ориентации подрастающих поколений, которым гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, уметь и

распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Эти закрепленные конституцией страны нормы нацелены на демократизацию духовно-культурной жизни российских граждан, что позволяет сохраниться мультикультурному многообразию российского общества.

В обществе меняются жизненные, культурные приоритеты молодежи, ценности старшего поколения часто игнорируются, считаются ошибочными, подвергается деформации многие составляющие традиционных культур. Все это сопряжено с негативными социокультурными процессами, протекающими в российском обществе. При этом имеет место резкое социальное расслоение, активное копирование западного образа жизни, массовой культуры. Подобная практика не приводит российскую молодежь к высотам духовного, интеллектуального и культурного развития.

Проблемы духовно-культурного воспитания и развития молодежи актуальны сегодня для всех регионов России, что требует осуществления научных исследований, разработку соответствующей концепции, а также решения практических задач. Определенный опыт в данном направлении накоплен в Чеченской Республике, в которой уделяется особое значение возрождению традиционных духовно-культурных ценностей народов, её населяющих, в том числе и чеченского народа.

Вопросам физического, культурного духовно-нравственного воспитания, образования молодежи значительное внимание уделяет Глава Чеченской Республики P.A. Кадыров. Реанимация традиционных религиозных ценностей стали основой духовно-нравственного и культурного развития молодежи Чеченской Республики. Потенциал этнических и религиозных традиций чеченского народа и других народов, проживающих в данной республике, используется для их единения, противодействия негативным социальным, политическим, радикалистским и экстремистским проявлениям. В республике осуществляется целый комплекс мероприятий, направленный на духовно-

культурное оздоровление молодежи, усиление нравственного и патриотического воспитания.

Для этих целей периодически проводятся беседы, лекции, круглые столы со школьниками, студентами, на которых обсуждаются проблемы духовности, культуры, патриотизма, подвергаются критике аморальные, преступные проявления, наносящие вред человеку, обществу, подрывающие традиционные культурные ценности.

Только в 2008 году Комитетом по молодежи при Правительстве Чеченской Республики было проведено более 500 мероприятий республиканского, регионального и общероссийского характера с участием молодёжи республики, соседних республик, Ростова-на-Дону, Москвы. В основном это были спортивные и культурно-массовые мероприятия, нацеленные на физическое развитие, духовно-нравственное воспитание молодежи, профилактику наркомании, СПИД-а.

Заметно активизировала свою деятельность Духовное управление мусульман Чеченской Республики, его сотрудники - регулярные участники республиканской программы духовно-нравственного оздоровления молодёжи. В мечетях республики читаются проповеди, молитвы, богословы объясняют людям нравственную, гуманистическую и миротворческую роль ислама, а также традиционной культуры чеченцев.

При поддержке Р. Кадырова строятся дома детского творчества, в которых дети обучаются прикладному искусству, курсам кройки и шитья, а также вокальному исполнению. Особое внимание уделяется вовлечению молодёжи в спорт, физическую культуру, культурный досуг. В 2009 году, с участием многократной чемпионки мира по фигурному катанию, а ныне депутата И. Родниной, в г. Грозный был торжественно открыт спортивный комплекс, включающий в себя дворец фигурного катания, предназначенный для детей и молодежи, плавательный бассейн, тренажерные залы.

Немало детей и молодых людей Чеченской Республики, лишенные в недавнем прошлом, соответствующих условий через образование, культуру

активно социализируются, втянуты в систему физического, духовно-культурного развития, что благотворно сказывается на преодоление различных форм молодежной девиации.

В Чеченской Республике была проведена тотальная операция по пресечению незаконного оборота наркотиков. Почти вся сеть наркоторговли разгромлена ещё полтора года назад. По оценке экспертов, это привело к значительному снижению в Чечне уровня наркомании. В Чеченской Республике два года как ведется кампания по борьбе с незаконной продажей алкоголя, наложен запрет на его торговлю возле детских садов и учебных заведений. В начале 2009 года Р. Кадыров подписал указ об ограничении времени розничной продажи алкогольной продукции на территории Чеченской Республики. Надо сказать, что руководство республики не ограничивается разовыми акциями в решении актуальной для всей России проблемы алкоголизма, здесь духовенство и общественные организации ежедневно проводят профилактическую работу среди населения, молодежи. Ими продуктивно используется весь спектр возможностей республиканских средств массовой информации и коммуникаций.

Эффективна работа правоохранительных органов Чеченской Республики по предотвращению угона автомобилей, ставшим бичом для всей страны. В результате масштабной операции здесь разгромлена вся сеть преступной группировки, специализировавшейся на угонах. Результат предвосхитил все ожидания: за один календарный год (октябрь 2007 г. - октябрь 2008 г.) в Чеченской Республике не совершено ни одного угона автомобиля.

В Чеченской Республике сильны духовно-культурные традиции семьи, поэтому сегодня нет ни одного случая рождения ребёнка вне брака, когда по России вне брака рождаются 28 % детей. В этой связи отпала надобность в содержании детских домов и приютов для сирот. В единственном доме-интернате для детей сирот и оставшихся без попечения родителей в настоящее время находятся 54 ребенка.

Приведенные факты и позитивный анализ практики духовно-культурного состояния и развития детей и молодежи в Чеченской Республике вовсе не означает, что решены все нравственные, правовые, социальные проблемы. Их достаточно много. Так, серьезной проблемой для чеченского общества, приобретшей общенациональное значение, стало умыкание девушек, невест. В связи с этим следует подчеркнуть, что некоторые молодые люди ошибочно рассматривают это преступное и антигуманное явление как архаический обычай чеченцев.

На Всемирном конгрессе чеченского народа, состоявшемся 12 октября 2010 года в Грозном, Глава Чеченской Республики Р. Кадыров подверг это явление резкой критике и призвал общество, духовенство и власть объединить усилия для его пресечения.

Процесс духовно-культурной социализации молодежи, протекающий в постконфликтной Чеченской Республике - явление специфическое, оно направлено на освоение детьми и молодежью не только этнонациональных, но и общероссийских ценностей, преодоление в их сознании «следов» бесчеловечных, антигуманных проявлений, которых им приходилось наблюдать и соприкасаться в экстремальных условиях военного времени. Успех духовно-нравственного воспитания детей, подростков и молодежи в Чеченской Республике во многом зависит от целенаправленных мер по их системной социокультурной реабилитации, что предполагает принятия соответствующей программы, поддерживаемой на федеральном уровне.

В Заключении подводятся итоги осуществленного исследования и формулируются обобщающие выводы, определяются основные направления дальнейшей работы по данной проблематике, предлагаются рекомендации для органов власти, учебным учреждениям по совершенствованию форм и методов духовно-культурного воспитания молодежи с учетом общегосударственных и региональных социокультурных особенностей и интересов.

По теме диссертации автором опубликованы работы: в периодических научных изданиях, рекомендованных ВАК 1. Халадов Х.-А.С. Каналы культурной социализации молодежи России // Электронный журнал «Гуманитарные и социальные науки. - 2010. - № 6. - 0,5 п.л.

с других научных изданиях

2. Халадов Х.-А.С. Современная молодежь Чеченской Республики. -Грозный, 2003.-2,0 пл.

3. Халадов Х.-А.С. Духовно-нравственное воспитание молодежи: необходимость разработки концепции // Газета «Столица-плюс». -2008. - 13 сентября. - 025/025 п.л. В соавторстве с В.Х. Акаевым.

4. Халадов Х.-А.С. О формировании духовно-нравственной культуры молодежи Чеченской Республики // Россия и Запад: проблемы и перспективы взаимодействия. Материалы международной научно-практической конференции. - Краснодар, 2009. - 0,5 п.л.

5. Халадов Х.-А.С. Основы нравственного воспитания детей в чеченских семьях. Пособие для родителей / Министерство образования и науки Чеченской Республики. - Грозный, 2009. - 1,0/1,0 пл. В соавторстве с A.A. Музаевым.

6. Халадов Х.-А.С. 90 лет системе образования детей Чеченской Республики / Министерство образования и науки Чеченской Республики. - Грозный, 2009. - 2,0/2,0 п.л. В соавторстве с A.A. Музаевым.

7. Халадов Х.-А.С. Опыт духовно-культурной социализации молодежи в Чеченской Республике // Научная мысль Кавказа. Приложение. 2010. -№ 4. - 0,4 пл.

Сдано в набор 19.11.2010. Подписано в печать 19.11.2010. Формат 60x84 1/16. Ризография. Печ. л. 1,0. Бумага книжно-журнальная. Тираж 100 экз. Заказ 1911/01.

Отпечатано в ЗАО «Центр универсальной полиграфии» 340006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 140, телефон 8-918-570-30-30

www.copy61.ru e-mail: info@copy61 .ru

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Халадов, Хож-Ахмед Султанович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНО-КУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МОЛОДЕЖИ И ОБЩЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.

1.1. Молодежь как особая социальная группа: основные характеристики, ценностные ориентации, социальное здоровье, профессиональное самоопределение.

1.2. Проблемы социальной интеграции молодежи.

1.3. Мобилизационные ресурсы духовно-культурного развития молодежи.

ГЛАВА II. ДУХОВНО-КУЛЬТУРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ.

2.1. Тенденции изменения качества молодежи в условиях современной России.

2.2. Каналы духовно-культурной социализации современной российской молодежи.

2.3. Опыт духовно-культурного воспитания молодежи в Чеченской

Республике.

 

Введение диссертации2010 год, автореферат по культурологии, Халадов, Хож-Ахмед Султанович

Актуальность темы исследования. В современных условиях модернизации российского государства формируются новые экономические, политические, культурные условия социализации личности, молодежи. Формирование физически, интеллектуально и духовно-культурно развитой, патриотически ориентированной молодежи - важнейшая социокультурная задача государства. С начала 90-х годов XX столетия в России произошла радикальная идеологическая, социально-политическая, духовно-культурная переориентация общества, что требует освоение новых социальных ценностей, идеалов, часто противоречащие тому, что было выработано в ходе социокультурного развития предшествующих поколений.

Общество и государство всегда нуждается в молодежи, представляющей собой активную силу, как в таком поколении, которое, включаясь, в преобразовательную деятельность, становится' участником социального, научно-технического и культурного прогресса.

Роль молодежи в современной России, возрастает, а в некоторых областях, прежде всего в экономической сфере (малое предпринимательство, освоение новых информационных технологий, деятельность в банковских структурах) значительна.

Вместе с тем, в условиях модернизации российского общества, формирующейся социально-экономической, обстановке именно молодежь является наиболее незащищенной и подверженной'различным радикальным и экстремистским идеям частью- социума, что заметно актуализирует необходимость изучения данного явления и выработку системы мер противодействия негативным, процессам, проникающим в ее среду. В связи с этим есть смысл говорить о необходимости воздействия государства на молодое поколение с целью формирования- физически, морально развитого индивида, вовлечения молодежи в политическую и социокультурную деятельность и о поддержке на государственном уровне молодежных организаций, направляющих свою деятельность в интересах России.

Выдвигая на каждой ступени исторического развития определенные требования к подрастающему поколению, общество создает условия для интеграции молодежи в социальную структуру. Это осуществляется через государственную молодежную политику.

Сохраняющиеся в российском обществе кризисные явления, актуализируют потребность в духовно-нравственном воспитании молодежи, качественном улучшении ее положения, в локализации риска в молодежной среде, в поддержке со стороны государства инициатив молодых граждан, молодежных объединений через совершенствование государственной молодежной политики.

Анализ проблем и особенностей социализации молодежи нельзя не начать с уточнения понятия «молодежь». Молодежь — это не только будущее, она «живое настоящее», и важно понять, насколько уже сегодня молодое поколение определяет содержание и характер будущего, насколько несет в себе «дух нового времени». Но- следует дать более определенное научное понятие «молодежь». Итак, молодежь — социально-демографическая группа с характерными для нее возрастными, социально-психологическими свойствами и социальными ценностями, которые обуславливаются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе1. Среди факторов социологического определения^ «молодежь» исследователями выделяются: возрастные границы и социально-психологические особенности; специфика социального статуса, ролевых функций, социокультурного поведения; процесс социализации как единство социальной адаптации молодежи и индивидуализации2.

1 Ручкин Б.А. Молодежь и становление новой России // Социс. - 1998. - № 5. - С. 32.

2 Т.Н. Горяева Социализация молодежи // Аспирант и соискатель. - 2006. - № 2. - С. 75.

Проблематика данной темы состоит в том, что появление новых и радикальное изменение традиционных каналов социализации подрастающих поколений в современном переходном обществе привели к увеличению количества молодых людей, ведущих асоциальный, аморальный образ жизни. В силу различных причин и в разной степени к ним относятся: инвалиды, алкоголики, бродяги, «профессиональные нищие», лица, отбывшие заключение в исправительно-трудовых учреждениях. В настоящий момент происходит люмпенизация и криминализация молодежи.

Актуальность данной темы, на наш взгляд, состоит в том; что в настоящее время, когда в нашей стране радикально меняются все общественные отношения и социальные институты, изучение особенностей социализации молодежи, в том числе и культурной, становится особенно востребованной и актуальной исследовательской проблемой, привлекающей внимание не только ученых, но и практических работников разного уровня — от политиков до учителей и родителей.

Степень научной разработанности проблемы. Общетеоретические аспекты социализации, молодежи изучали: Т.Н. Горяева, Д.П. Дербенев, И.М. Ильинский, A.M. Караев, А.И. Ковалева, В.Т. Лисовский, В.А. Луков, Т.Е. Петрова, Б.А. Ручкин, З.Х. Саралиева, Е.Г. Слуцкий, Е.С. Топилина, Ж.Т. Тощенко и др.

Изучением социоультурных, психологических установок юношеского возраста занимались такие известные отечественные исследования, как: Л.С. Выготский, И.С. Кон, A.B. Мудрик, К.Д. Ушинский, Э. Шпрангер и др.

Социокультурная адаптация молодежи в условиях радикальных трансформаций рассмотрены в работах: Г.Н. Самара, Д.С. Петрова

Духовно-культурные проблемы современной молодежи рассмотрены в работах, также культурной социализации рассмотрены в работах А.И. Левина, И.Н. Свинцова, Щ.И. Карпухина,

Цели и задачи исследования. Основная цель диссертационной*работы заключается в выявлении особенностей духовно-культурной социализации российской молодежи, в том числе молодежи Чеченской Республики, в условиях модернизационных процессов в России.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих взаимосвязанных задач:

- рассмотреть молодежь как особую социальную1 группу, с выявлением основных характеристик, духовно-культурных ориентаций, социального здоровья, профессионального самоопределения;

- изучить проблемы социальной интеграции молодежи;

- выявить мобилизационные ресурсы духовно-культурного развития молодежи:

- показать тенденции изменения качества молодежи в условиях современной России;

- выявить особенности культурной социализации российской молодежи и ее осуществления каналы духовно-культурной социализации современной российской молодежи;

- рассмотреть опыт духовно-культурного воспитания молодежи, в Чеченской Республике.

Объектом диссертационного исследования является молодежь как особая социальная группа, в которой процесс социализации имеет свои особенности.

Предметом исследования выступает рассмотрение духовно-нравственного воспитания как фактора социализации молодежи (на примере Чеченской Республики).

Методология» исследования. Диссертационная работа выполнена на основе компаративного; структурно-функционального методов, позволяющих наиболее полно раскрыть процесс социализации молодежи. В диссертации широко использовались индуктивный и дедуктивный методы, а также графические приемы обработки информации в виде таблиц.

Научная новизна диссертации состоит в следующем:

- рассмотрены особенности молодежи как социальной группы, проявляющиеся в ее ценностных ориентациях, социальном здоровье, проблемах профессионального самоопределения, что позволяет зафиксировать процессы социально-экономического и нравственного обновления общества;

- определены основные проблемы интеграции молодежи в. социум, которые дополняют особенности функционирования общества на современном этапе; изучены мобилизационные ресурсы духовно-культурного становления молодежи, позволяющие проанализировать нравственное состояние общества на современном этапе;

- изучены тенденции изменения качества молодежи^ в условиях современной России;

- выявлены каналы, по которым проходит духовно-культурная социализация современных российских подростков и молодых людей; рассмотрен опыт духовно-культурного воспитания молодежи в Чеченской Республике.

Положения, выносимые на' защиту. По результатам проведенного исследования на защиту выносятся следующие теоретические положения:

1. Факторы общественного прогресса, отображаясь в сознании молодых людей, влияют на их потребности, интересы, ценностные ориентации и на поведенческих установках, что, в конечном счете, сказывается на социально-культурном облике молодежи. Конкретные условия бытия молодых людей определяют особенности молодёжного сознания, диалектическое единство его структурных элементов, включающее побудительно-мотивационные сущности силы молодёжи. Внутри этого единства возникает многообразие противоречивых детерминаций, опосредующих специфику их отношений к окружающей действительности и мотивацию социальной деятельности.

2. В современных условиях усложнился и удлинился сам процесс социализации, и соответственно другими стали критерии её социальной зрелости. Они определяются не только вступлением в самостоятельную трудовую жизнь, но и завершением образования, получением профессии, реальными политическими и гражданскими правами, материальной незави симостью от родителей. Действие данных факторов неоднозначно в разных социальных группах, поэтому усвоение молодым человеком системы социальных ролей взрослых оказывается противоречивым. Он может быть ответственным и серьёзным в одной сфере и чувствовать себя как подросток в другой.

3. Рассматривая мобилизационные ресурсы духовно-культурного развития молодежи, в целом, можно констатировать, что общий духовный С кризис в стране, формировавшийся в течение многих лет, отразился на ценностных ориентациях современной молодежи. В* качестве пяти самых; важных жизненных ценностей молодежи выделяются: здоровье, безопасность, карьера (бизнес, деньги), семья и любовь. Ныне молодежь ставку делает на себя, свои способности, умение адаптироваться к жестким условиям рыночных отношений. Нетрадиционная для отечественной образовательной системы идеология, основанная на принципе толерантности > ко всему и во всем, подчеркивает приоритет интеллектуального развития над нравственным; изменяет традиционный смысл понятий "духовность", "нравственность", "добродетель"; предполагает возможность существования образования отдельно от воспитания, сложившейся системы культуры.

4. Анализируя тенденции изменения качества молодежи в условиях современной России, важно отметить, что в настоящее время получили выраженное оформление основные социально-экономические и социально-психологические (наряду с психофизиологическими) причины широкого распространения беспризорности в России. В условиях неблагополучного состояния генофонда (состояние здоровья детей и подростков) и специфики объективных условий, когда негативные социальные обстоятельства, воздействуя на молодежную популяцию и «выбирая» тех, кто менее адаптирован, менее приспособлен к жизненным неурядицам (в силу конституционных особенностей нервной системы, психических свойств, физических аномалий), в перспективе возникает выраженная социальная патология, проявляющаяся в асоциальном и антисоциальном поведении молодого поколения.

5. Появление новых и радикальное изменение традиционных каналов социализации подрастающих поколений в российском обществе с необходимостью ставят вопросы о смысле и существе процесса социализации, о сходстве и различии в процессах воспитания, образования и обучения подрастающих поколений, о современной молодежи, существенно отличающейся от молодежи предшествующего времени. Наиболее значимыми из таких каналов являются: рынок труда, институт предпринимательства, информатизация - всех сфер социальной жизни, становление основ нового типа общества как его базовых характеристик.

6. Рассматривая опыт духовно-культурного воспитания- молодежи^ в Чеченской Республике, непосредственно наблюдая происходящие социальные нововведения, отметим, что идеологизация традиционных начал в обществе имеет как положительное, так и отрицательное значение. Положительные моменты сопряжены с минимизацией асоциальных проявлений молодежи, когда отрицательные фиксируют общую тоталитарную направленность со стороны руководства, что объясняется страхом потери этнической идентификации чеченской молодежью и угрозы для детрадиционализации духовной культуры народов России.

Теоретическое и практическое значение исследования. Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что анализ духовно-культурного воспитания молодежи в России как основного фактора социализации дает представления о нравственной составляющей социума, его социально-экономического уклада, непосредственно влияющего на ценностные ориентиры молодых людей. Материалы диссертации могут быть, использованы в учебных курсах по социологии, педагогики.

Практическое значение осуществленного диссертационного исследования состоит в том, что содержащиеся в ней выводы могут послужить отправной точкой в более глубоком освещении процесса социализации молодежи в современном чеченском обществе.

Апробация диссертационного исследования; Основные положения диссертационного исследования апробированы в выступлениях и докладах на межвузовских, межрегиональных, научно-практических конференциях, проходивших в гг. Грозный; Краснодар, Ростов-на-Дону, Москва. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры Чеченского государственного университета.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и библиографии. Общий объем исследования - 170 страниц.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Особенности культурной социализации молодежи"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Поставленная в начале осуществленного исследования цель получила своего раскрытия. В ходе этого уместны следующие выводы:

- проанализировав основные характеристики понятия «молодежь», нами обнаружено, что сегодня учёные определяют молодёжь как социально-демографическую группу общества, выделяемую на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе;

- рассмотрев основные ценностные ориентации молодежи, важно отметить, что для современной российской молодежи свойственны и духовно-культурные, и сугубо прагматичные ценности. В современную молодежную среду входит модель индивидуалистического утилитарного сознания западного типа. Краеугольная основа этого типа сознания — человек, "сам себя делающий", а, следовательно, сам несущий ответственность за последствия всех своих действий;

- рассмотрев особенности социального здоровья молодежи в России, то есть, состояние индивида, группы, общества, которые соответствуют норме с точки зрения всех статусных параметров (психологического, семейного, социального, культурного, экономического, этнического), мы пришли к таким результатам: некоторые ценности могут навязываться извне, претендуя на роль внутренних идеалов. Существуют, к примеру, тендерные идеалы в общественной жизни, которые на всеобщее обозрение выставляют средства массовой информации.

- мы полагаем, что управление процессом профессионального самоопределения молодежи зависит как от изменений в сфере экономики, так и от характера принимаемых нормативно-правовых актов и проводимой молодежной политики. Необходимо сделать акцент на упорядочении этой работы, руководствуясь при этом следующими принципами: уважения к внутреннему миру представителей любого вида труда (многие деформации социальной структуры, которые сегодня имеют место, есть следствие предвзятого отношения к целому ряду профессий, прежде всего рабочих, и уровню образования); развития личности молодого человека как потенциального субъекта труда; свободного принятия решения при профессиональном самоопределении (исключив селекцию как фактор выбора профессии).

Анализируя проблемы социальной интеграции молодежи, мы пришли к выводам:

- проблемы включения подрастающего поколения в структуры общества предлагается решить в ходе модернизации общеобразовательной школы. В частности, речь идет о гибкой системе профильного обучения в старших классах (11-12 класс).

- для успешной интеграции молодого человека в общество следует предотвращать возможные социально напряженные ситуации, которые могут быть вызваны разными факторами (переходным периодом государства, реформированием социальных структур, изменением идеологического поля государства, демографическими факторами, а также включая теорию солнечной активности);

- субъектами или инициаторами использования технологий по предотвращению выступают все участники социально напряженных ситуаций (молодежь, СМИ, общество, государство, общественные организации и социальные институты). Континуум таких технологий чрезвычайно широк: от социальных инициатив, социальной терапии до принудительных мер социального контроля.

Рассматривая мобилизационные ресурсы духовно-культурного развития молодежи, в целом, можно констатировать, что общий кризис духовных ценностей в стране, ранее формировавшихся в течение многих лет, отразился на ценностных ориентациях современной молодежи. В пятерку самых важных жизненных ценностей у молодежи входят здоровье, безопасность, карьера (бизнес, деньги), семья и любовь. Ставка делается на себя, свои способности, умение адаптироваться к жестким условиям рыночных отношений. Нетрадиционная для отечественной образовательной системы идеология, основанная на принципе толерантности ко всему и во всем, подчеркивает приоритет интеллектуального развития над нравственным; изменяет традиционный смысл понятий "духовность", "нравственность", "добродетель"; предполагает возможность существования образования отдельно от воспитания.

Главным же средством восстановления духовного, нравственного, интеллектуального потенциала народа является возрождение системы духовно-нравственного воспитания.

Анализируя тенденции изменения качества молодежи в условиях современной России, отметим, что в настоящее время получили выраженное оформление основные социально-экономические и социально-психологические (наряду с психофизиологическими) причины широкого распространения беспризорности в России. Учитывая неблагополучное состояние генофонда (состояние здоровья детей и подростков) и специфику объективных условий, когда негативные социальные обстоятельства, воздействуя на молодежную популяцию и «выбирая» тех, кто менее адаптирован, менее приспособлен к жизненным неурядицам (в силу конституционных особенностей нервной системы, психических свойств, физических аномалий), не исключена в перспективе выраженная социальная патология, проявляющаяся в асоциальном и антисоциальном поведении молодого поколения.

Однако общий вывод таков: молодые россияне смотрят в недалекое будущее не без тревоги, но достаточно оптимистично. Таким образом, общество имеет в целом психологически уравновешенное поколение, ориентированное на стабильное, устойчивое развитие и созидание. Реализм современной молодежной политики требует особого учета данного фактора.

В настоящее время изменилась роль традиционных и новых каналов социализации молодежи, каждый из наиболее значимых социальных институтов, осуществляющих социализацию молодежи постсоциалистических стран, существенно изменился в условиях транзитивности: семья становится более нестабильной и малодетной, коммерциализируются все звенья системы образования, которое становится сервисноориентированной сферой деятельности, а не главной формой трансляции культуры подрастающим поколениям.

Информационное поле нового типа пронизывает все сферы социальной жизни, затрагивая социализационные процессы в различных институтах социализации. Повседневная деятельность человека постепенно заряжается «экстриализацией» из-за чрезмерного воздействия аудиовизуальных средств информации, компьютерных игр и т.п., вытесняющих свободное мышление, индивидуальность мышления, социальное общение.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать генеральный вывод, что среди новых каналов социализации молодежи наибольшее значение приобретают СМИ и Интернет. В роли мощных каналов социализации выступают аудиовизуальный мир: телевидение, реклама, игровые технологии современных СМИ, а также деятельность радикально изменившихся социальных организаций. В противовес глобальным развиваются и усиливаются региональные и локальные традиции в современной духовной культуре подрастающих поколений, что необходимо учитывать в процессе работы с молодежью.

Говоря о влиянии названных социальных факторов, необходимо отметить, что они проявляют себя через особый рефлексивный механизм социализации молодых людей. Этот механизм выступает как его внутренний диалог, своеобразная автокоммуникация, в рамках которой они анализируют, оценивают, принимают или отвергают «предлагаемые» им социальными факторами нормы, стандарты, ценности, правила. Сам этот диалог наедине с собой можно, вероятно, представить в двух планах: как мысленный разговор с другими людьми (которые как бы представляют собой социальные факторы социализации: семью, дружескую микросреду, общественные институты и организации, СМИ, трудовые и учебные коллективы и т.д.) и с различными собственными Я.

Анализируя опыт духовно-нравственного воспитания молодежи в Чеченской Республике, мы пришли к выводу, что положительные аспекты, касающиеся государственного надзора за несовершеннолетними подростками, приносят свои положительные плоды. В регионе построены спортивные клубы, боксёрские залы, детско-юношеские спортивные школы. Таким образом, практически в каждом селе построены и функционируют секции бокса, дзюдо, самбо. При прямом содействии Главы республики ежегодно проводятся десятки мероприятий, чемпионатов, турниров, первенств, подготовки к учебно-тренировочным сборам.

Однако, как было отмечено выше процесс морализирования в школах, вузах, в любых государственных учреждениях республики приобрел сложный характер. Отчасти восприятие этого процесса сопряжено с тем, что современная российская действительность в молодежной среде ориентированная на аморально-девиантный характер чужда мононациональному сообществу с высокими нравстенно-религиозными устоями.

Изучение особенностей сознания чеченской молодежи в условиях модернизации, представляет собой большой интерес. Очень часто, в обществе обсуждаются вопросы, касающиеся нравственности молодого поколения, делаются акценты на ухудшение нравов, о плохом влиянии западной культуры. Но, рассматривая подобные явления, нельзя забывать, что юношеская субкультура не является чем-то независимым, цельным и законченным. Ее содержание всегда производно от культуры взрослых и большей частью вторично по отношению к ней.

Наблюдая изменяющуюся социокультурную реальность, мы приходим к выводу, что духовно-нравственное воспитание, формирование духовной культуры должно оставаться главной составляющей в социализации молодого поколения в России. И при этом важно учитывать новые каналы, по которым проходит усвоение ценностного поля духовной культуры общества.

 

Список научной литературыХаладов, Хож-Ахмед Султанович, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. Абдулаева Э.С. Студенчество как индикатор духовного состояния общества // Северокавказский научный центр. Гуманитарные и социально-экономические науки. - Ростов-на-Дону, 2010.

2. Абдулаева Э.С. Ярычев Н.У. Синкретический характер сознания чеченской молодежи в системе традиционной культуры // Материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов. Нальчик: Издательский центр «Эльфа», 2008.

3. Азаров Ю. Трудный случай // Новый мир. — 1984. № 5.

4. Акаев В.Х., Абдулаева Э.С., Дадуев М.А. Этнополитические конфликты как следствие поиска национальной идентичности // Вестник ЧТУ. Выпуск 2. Грозный: Изд-во Чеченского госуниверситета. - 2008.

5. Акаев В.Х. Россия в контексте цивилизационных процессов и ее национальные интересы // Россия: многообразие культур и глобализация / Отв. ред. И.К. Лисеев. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2010. - С. 350-359.

6. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений 5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 267 с.

7. Белинская Е.П., Тихомандрицкая O.A. Социальная психология личности. М.: Проспект, 2001. - 573 с.

8. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Просвещение, 1986.-368 с.

9. Ю.Блохина M.B. Молодежные субкультуры в современном обществе. — Тверь, 2004.

10. П.Боголюбова JI.H., Лазебниковой А.Ю. Человек и общество. Обществознание. Учеб. для учащихся 11 кл. общеобраз. Учреждений. 4.2. М.: Просвещение, 2003. - 214 с.

11. Борисова Л.Г., Солодова Г.С. Социология личности. Новосибирск, 1997.-427 с.

12. Борытко Н.М. Теория и методика воспитания. — Волгоград, 2002.

13. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // развитие высших психических функций. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.-276 с.

14. Гвоздин. В.Н. Типы конфликтов в социальной среде. Нальчик: «Эльфа», 2001.-185 с.

15. Горяева Т.Н. Социализация молодежи // Аспирант и соискатель. -2006. №2.

16. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и социальное самоопределение молодежи. Киев: Наукова думка, 1988.

17. Головин P.A. Стратегия выживания. — М., 2008. — 79 с.

18. Гончар Г.П. Экономические основы и механизмы государственного регулирования рынка труда молодежи: Автореферат на дисс.к.э.н., Ростов-на-Дону, 2004.

19. Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г., Гусова С.А. Социальная работа с молодежью: учебник для студентов вузов / С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, С.А. Гусова. М.: Гардарики, 2008. — 204 с.

20. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М.: Айрис-пресс, 2006. -560 с.

21. Даниленко О.И. Культура общения. Л., 1989.

22. Данильян С.А. Проблемы трудоустройства молодежи // Материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых,аспирантов и студентов. — Нальчик: Издательский центр «Эльфа», 2008. 723 с.

23. Дербенев Д.П. Социальная адаптация подростков // Социальный журнал. 1997. - №1/2.

24. Добреньков В.И. Нечаев В.Я. Общество и образование. М., 2003.

25. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. -М.: Просвещение, 1987.

26. Драч Г.В., Штомпель О.М. Идея культурологии: традиция, наука, образование // Научная мысль Кавказа. 2009. - № 4. - С. 5-10.

27. Евсеева Л. А. Интересы современной молодежи. — М.: Эко, 2006. — 115 с.

28. Емчура Е. Современная молодежь и каналы ее социализации. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. -2006. №3.

29. Есин А.Б. Введение в культурологию: Основные понятия культурологии в систематическом изложении. -М., 1999.

30. Жданов Ю.А., Давидович В.Е. Сущность культуры. — Ростов н/Д: Наука-пресс, 2005. 432 с.

31. Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. М.: Просвещение, 1988.

32. Зубок Ю.А. Проблемы социального развития молодежи в условиях риска // Социологические исследования. 2003. - № 4.

33. Зб.Ибрагимова Т.В., Эхаева P.M. Специфика семейного воспитания в вайнахской народной педагогике // Материалы Всероссийской научнопрактической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов. Нальчик: Издательский центр «Эльфа», 2008.

34. Иванов В.Н., Сергеев В.К. Человек, культура, город. — М., 2002.

35. Ильинский И.М. Молодежь России перед лицом глобальных вызов на рубеже веков. М.: «Социум», 2001.

36. Иконникова С.Н. Диалог культур. — JL, 1987.

37. Иконникова С.Н. История культурологических учений. СПб., 2005.

38. Ионин Л.Г. Основания социокультурного анализа. — М., 1995.

39. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996.

40. Каган М.С. Мир общения. -М., 1993.

41. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.45 .Казначеев A.B. Стратегическая роль вузовской науки в инновационном развитии региона // Неделя инвестиций и инноваций на Ставрополье. Ставрополь, 16-20 апреля 2007. - Тверской ИННоЦентр, 2007.

42. Караев A.M. Социализация молодежи: Методологические аспекты исследования. Гуманитарные и социально-экономические науки. — 2005.-№3.

43. Кармин A.C. Культура социальных отношений. СПб., 2000.

44. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. -М., 2000.

45. Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология. -Ростов-н/Д, 2000. 306 с.

46. Киреев Х.С. К новой парадигме российской национальной политики на Северном Кавказе. М., 2005.

47. Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи: Теоретические вопросы М.: Социум, 1999. - 325 с.

48. Ковалева Т.В., Степанов С.П. Подростки смутного времени. К проблемам социализации старшеклассников // Социологические исследования. 1998. - №8.

49. Козловски П. Культура постмодерна. — М., 1997.

50. Кон И.С. Социология молодежи. В кн.: Краткий словарь по социологии М., 1988.

51. Кон. И.С. Психология ранней юности. — М.: Просвещение, 1989. — 255 с.

52. Климов Е.А. Личность, профессия и научно-практическая консультация // Молодежь и труд / Под ред. В.А. Ддова. М.: Молодая гвардия, 1970.-С. 107.

53. Кривошеева Л. Е. Роль социальных институтов в предотвращении конфликтов // Материалы научно-практической конференции «Социальные процессы в современном мире». Тверь, 2007. - 383 с.

54. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под научн. ред. проф Г.В. Драча. Изд. 8-е. Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 576 с.

55. Культурология. XX век. Антология. М., 1995.

56. Петров М.К. Язык. Знак. Культура. М., 1991.

57. Левичева В. Неформальные группы: ищем себя // Смена. 1987. - № 12.

58. Леви В. Нестандартный ребенок. М.: Знание, 1983.

59. Левикова С.А. Молодежная культура. -М., 2002.

60. Левикова С.А. Молодежная субкультура. — М., 2004.

61. Лесневская Т.И. Реклама и молодежь в контексте массовой культуры // // Гуманитарные и социально-экономические науки. — 2008. № 9. — С. 38-41.

62. Лисеев И.К. Глобализация и диалог культур // Россия: многообразие культур и глобализация / Отв. ред. И.К. Лисеев. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2010. - С. 3-12.

63. Лисовский В.Т. Социология молодежи: Учебное пособие. СПб., 1996 -141 с.

64. Лисовский В.Т., Дмитриев A.B. Личность студента. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1974.

65. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. — 2-е изд. — Л.: Медицина, 1985.

66. Манхейм Карл. Избранное: Социология культуры. М.; СПб.: Университетская книга, 2000. — 501 с.N

67. Малиновский Б. Научная теория культуры. — М., 1999.

68. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука: (логико-методол. анализ). М.: Мысль, 1983. - 284 с.

69. Маршак A.B. Особенности социальных связей социально-дезориентированной молодежи // Социологические исследования. -1998. -№12.

70. Мельбруд Е. Я, ты, мы. М.: Прогресс, 1987.

71. Михайлова Л.И. Социология культуры. — М., 2004.

72. Молодежь России: Социальное развитие / Под ред. В.И. Чупрунова. — М., 1992.

73. Моль А. Социодинамика культуры. М., 1979.

74. Мугиль Ю.В. Некоторые аспекты социального конфликта и условия его стабилизации. Социальное образование, социальная работа на селе: Материалы межвузовской научно-практической конференции. — Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2001. — 136 с.

75. Мудрик A.B. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984.

76. Наурузова Г.Р. Ценностные ориентации студентов ВУЗ-ов как средство социализации // Материалы научно-практическойконференции «Современные процессы в российской социологии, экономике, исторической науке», Кизляр, 2009. — 214 с.

77. Неновски Н. Право и ценности. М., 1987.

78. Нечаев В.Я. Социология образования. Курс лекций. М., 1998.84,Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. —1. М., 1994.

79. Павленок П.Д. Социология: Избранные работы 1991 2003 гг. / П.Д. Павленок. - М.: Издательско —торговая корпорация «Дашков и К», 2004. - 298 с.

80. Панькова И.И. Духовно-нравственное воспитание лицеиста (социально-философский анализ) // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. - № 6. - С. 28-31.

81. Петрова Т.Е. Социология студенчества в России: Этапы и закономерности становления. СПб.: «Бельведер», 2000.

82. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985.

83. Подопригора A.C. Развитие человека в глобализирующемся мире // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. - № 6. - С. 42-45.

84. Протоиерей Евгений Шестун. Православная педагогика. М., 2001.

85. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании // Соч.: в 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1981.

86. Ручкин Б.А. Молодежь и становление новой России // Социс. 1998. -№5.

87. Саралиева З.Х. Социология тендерных отношений: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004.

88. Сергеев В. Молодежь и город: лицом к лицу. — М., 2002.

89. Слуцкий Е.Г. Основы ювенологии: опыт комплексного междисциплинарного исследования. СПб.: «БИС-принт», 2002.

90. Смирнов П. К. Социализация личности в современном социуме. — М., 2005. 126 с.

91. Социология образования: Учебное пособие. — Ростов н/Д: «Феникс», 2005.-320 с.

92. Столяренко Е.В. Проблема молодежного радикализма в России // Теория и практика общественного развития. -2010. -№ 2. — С. 244248.

93. Сурков В.Ю. Основные тенденции и перспективы развития современной России. М.: Изд-во СГУ, 2007. — 49 с.

94. Теория культуры: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2008. 592 с.

95. Тощенко Ж.Т. Социологические исследования. 2006. - № 4 (264).

96. Топилина Е.С.Особенности социализации молодого поколения в современной России // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2006. - №3.

97. Университет среда социализации молодежи // Высшее образование в России. — 2006. - № 10.

98. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания // Собр. соч. — М.: Изд-во АПН РСФР, 1952. Т. 8.

99. Философия социальных и гуманитарных наук. Учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект, 2006. - 912 с.

100. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.

101. Хайек Ф. Дорога к рабству. М.: ACT: Астрель 2010. - 317 с.

102. Хрестоматия по культурологии: Учеб. Пособие / Г.В. Драч и др.; под ред. Г.В. Драча. Изд. 2-е, перераб. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. -624 с.

103. Чумаков А.Н. Массовая и элитарная культура как продукт глобализации // Россия: многообразие культур и глобализация / Отв. ред. И.К. Лисеев. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2010. - С. 306-330.

104. Чумачева P.M. Культурологичекий подход к социальному развитию ребенка // Гуманитарные и социально-экономические науки. -2006.-№9.-С. 24-30.

105. Чупров В.И. Социализация молодежи в посткоммунистической России // Социально-политический журнал. 1996. - № 6.

106. Чучин-Русов А.Е. Конвергенция культур. — М., 1997. 40 с.

107. Щепанская Т.Е. Процессы ритуализации в молодежной субкультуре // Советская этнография. — 1988. № 5.

108. Шпак Л.Л. Социокультурная адаптация в советском обществе: философские проблемы. Красноярск, 1991.

109. Шпрангер Э. Два вида психологии // Хрестоматия по истории психологии / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. М.: Изд-во МГУ, 1980.-450 с.

110. Смит Энтони. Национализм и модернизм: Критический обзор современных теорий наций и национализма. М.: Приксис, 2004. -464 с.

111. Этнические стереотипы поведения / Под ред. А.К. Байбурина. — Л.: Наука, 1985.

112. Шубкин В.Н. Начало пути: Проблемы молодежи в зеркале социологии и литературы. М.: Молодая гвардия, 1979.

113. Щепанская Т.Б. Процессы ритуализации в молодежной субкультуре // Советская этнография. 1988. - № 5.J