автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.09
диссертация на тему:
Поэтика эпоса "Китаби-деде Коркуд" /вопросы эпического времени/

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Ализаде Маис, Ибадулла оглы
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Баку
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.09
Автореферат по филологии на тему 'Поэтика эпоса "Китаби-деде Коркуд" /вопросы эпического времени/'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Поэтика эпоса "Китаби-деде Коркуд" /вопросы эпического времени/"

АКАДЕМИЯ НАУК АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ОРДЕНА ДРУЖБЫ НАРОДОВ ИНСТИТУТ ЛИТЕРАТУРЫ ИМЕНИ НИЗАМИ

На правах рукописи

АЛИЗАДЕ МАИС ИБАДУЛЛА ОГЛЫ

ПОЭТИКА ЭПОСА «КИТАБИ-ДЕДЕ КОРКУД». /вопросы эпического времени/

10.01.09 — Фольклористика

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

БАКУ—1991

Работа выполнена в отделе фольклора Института литературы Академии наук азербайджанской республики.

Научный руководитель:

Заслуженный деятель науки Азербайджанской республики, действительный член Академии наук, доктор филологических наук, профессор Талыбзаде К. А.

Официальные оппоненты:

доктор филологических наук, профессор Велиев В. А.

доктор филологических наук, профессор Акимов М. И.

Ведущая организация — Гянджинский государственный педагогический институт им. Г. Зардаби

Защита состоится « » 1991 г. в « » часов

на заседании совета /Д. 004.14.01/ по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора филологических наук при Ордена Дружбы народов Институте литературы им. Низами АН Азербайджанской республики (адрес: Баку-37143, пр. Н. Нариманова, 31, Академгородок, Главный корпус* 5-й эта ж).

С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке АН Азербайджанской республики.

Автореферат разослан « » 1991 г.

Ученый секретарь ,

специализированного совета, / / кандидат филологических наук: ОСМАНЛЫ С. Ю.

- 3 -

ОЬЩЛЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Возвращение к прошлому на отдельных этапах культурной пволгз-ции - переосмысление в'свете новых критериев фольклорного, памятника, наскального рисунка,классической миниатюры,художественного текста - является,безусловно,настоятельной духовной потребностью,отражавшей уровень,ценностные ориентиры общества.Необходимость подобного "возвращения к истокам" объясняется,с одной сторож:,фактором жизненности классического памятника для всех времен,с другой, - она обусловлена тем,что каждое новое поколение находит в нем для себя новые и неожиданные духовные ценности.

История развития азербайджанской культуры,особенно,письменной литературы - за исключением периода разгула вульгарно-социологичес-гой идеологии в первые годы Советской власти - была неразрывно связана с фольклором.Более того,фольклорные традиции во все времена играли роль стимулирующего идейно-эстетического фактора в эволюции письменной литературы. Вот почему истинно научное изучение закономерностей отдельных этапов письменной литературы предполагает достаточную информированность и в области специфики устного народного творчества.Не случайно, в тюркологии ведущее место в качестве предмета поэтологических исследований все больше и больше занимают главы дастана "Китаби-Деде Коркуд". Многочисленные и разнохарактерные статьи и монографии,посвященные поэтике дастана,со всей очевидностью позволяют сделать вывод о неоспоримых достижениях в его исследовании. Дальнейшее изучение этого поистине бессмертного и ценнейшего памятника обнаруживает новые проблемы,требующе целенаправ-

'I. См. :Короглр Х.Огузский героический эпос.-М. ¡Наука, 197б;Чемшидов Ш, Кйтаби-Дада Горгу'д.-Бага: Ели, 1977 ;Султанлн Э.Мчгалэлэр.-Бакы:Азэр-нвир,1971;Вэлиз ев К. Дастан поетикасы.-Бакы:Маариф,19В4;Абдуллао ев'К.

Ытэллиф,есэр.охусгу.-Бакы^азычы,1985; а.О.глГп;. ьые Кмк^ ииа.уе-

1ег1п(1<? ейвЫ еяп<И1аг Ьашюхиалп Ь11- «^азНгяаЛ.иэпЬи!, 19^9.

- ц -

ленных изысканий на уровне современных научных критериев.Одной из таких проблем является эпическое время в дастане. Актуальность теми. Вопрос о времени и пространстве как важнейших «Торнах-существования материи издавна занимает научную мысль.По убеж Денни древнеримского философа Августина "...ми постоянно повторяем слова "время","времена";Произносим и слышим их,и нас понимают и мы понимаем.Нет слов яснее и употребительней и млеете с тем,напротив— с*оль ге сокровенных и требующих о&ьясневия.и1 Отношение к данным категориям,их понимание были различными в разные эпохи,но,возможно,наиболее своеобразно это отношение проявилось в сфере словесногс искусства.Исследование в этом направлении на материале ии^ов,фольклора, художественной литературы "с одной сторону,...проливает свет ка мировосприятие людей эпохи возникновения и бытования этих произведений и тем самым дает возможность лучше понять присущую той кул] турной общности структуру человеческой личности,неотъемлемым измерением которой является отношение ко времени.С другой же стороны,

анализ времени в ткани художественного произведения помогает понвт]

?

структуру этого последнего".

Проблема художественного времени,занимающая значительное пест! в советской литературоведении,в последнее время стала серьезно интересовать и азербайджанскур научную шель. Изыскания национальной филологии в этой области,а также нынешний уровень коркудоведения д лают необходимым изучение и такой интересной проблемы,как эпическо время в дастане "Китаби-Деде Коркуд".Исследование в этом направлении будет способствовать познанию образа мышления наших предков,а также даст возможность выявить,с каким этапом в эволюции тюркской эпической традиции связаны главы дастана по уровню поэтического

1. См. :Клочков Й.С.Духовная культура Вавилонии:человек,судьба,время.-М. : Наука, 1983, с Л О.

2. Гуремч А. Я. Пространственно-временной ковтиниум "Песни о Нибелу гах".В кн.¡Традиции б истории культуры.:Наухз,1978,с. 113.

мастерства.

История исследования темы. Начало изучение проблемы хронотопа в советском литературоведении относится к ЗО-м годам; Как писал один из виднейших исследователей эаой научной проблемы М.Бахтин :"Можно прямо сказать,что жанр и жанровые разновидности определяются именно хронотопом,причем в литературе ведущем началом в хронотопе является время.Хронотоп,как формально-содержательная категория,определяет /в значительной мере/ и образ человека в литературе;э^от образ всег-

т

да существенно хронотопичен". Разработанный Бахтиным в концептуально-теоретическом плане,этот вопрос впоследствии получил дальнейшее развитие в трудах Д.С.Лихачева,А.Я.Гуревича,С.Ю.Неклюдова,ученых тартусской школы.В азербайджанском литературоведении последовательные научные изыскания в этом направлении стали вестись лишь в 80-е

годы, хотя отдельные мысли в суждения относительно, проблемы времени

2

и пространства высказывались гораздо раньше.

Что касается конкретно эпоса "Китаби-Деде Корхуд",то здесь обращает на себя внимание целый ряд интересных наблюдений и суждений. В частности,еще в 1958-м году профессор А.Султанлы говорил о явлении "ахронизма" в дастане.Определенные мысли о системе времени в дастане были высказаны и впоследствии,в исследованиях Ш.Джамшидова, К.Абдуллаева,В.Велиева.ШеЕП^Йсякоркудоведческий и поэтологический опыт в достаточной степени обуславливают' возможность изучения проблемы эпического времени в "Китаби-Деде Коркуд" в поэтическом аспекте. Предмет,цель и задачи исследования. Предмет диссертации составили вопросы поэтики - одной из ведупртх и многогранных отраслей современной филологии.В ходе исследования были сопоставлены отечественные

1.Бахтин М.М.Литературно-критические статьи,-М. :Худ.лит. ,1986,с. 122.

2.См. :Линин А.М.Неримановун драмлары тзвринде м-гшаЬидвлерим.-АзэрбаЗ-чаны е;]рэнмэ Долу,1930,ЛЗ;Мэммвдов А.б^рэнилдикча езрэнилен одиб,-Азврбазчан,1982,й2,^ен0 онун:Нвсрин поетикасы.-Бакы:Елм,1990:Тэлыбов А.Театрда макан вэ заман проблеми.-Гобустан,1982,л1;Ьачызев А. Заман вэ онун мифик-поетик гавранышы.-Елм вэ Ьэлат,1985,*Ю;Иманов М»Татл ктнлери.-елтлер вэ дирилбр.-Азэрбадчан,1987,Я9;Бадалов Р.Правда и вы-' мысе героического эпоса.-Баку:Элм, 1986.« другие.

- б -

и зарубежные издания эпоса "Китаби-Деде Коркуд'ЧЦель работы состоит в исследовании системы эпического времени'в эпосе "Китаби-Деде Кор-куд" в аспекте фольклорной поэтики.В круг задач диссертации входилс выявление временных /темпоральных/ дефиниций в дастане,анализ их ш этических,функциональных особенностей в структуре смета,исследование екктягаи эпического.времени и др.

Метод исследования. В диссертации использованы важнейшие разрабо-тк по рассматриваемой проблеме,достижения современной научной мысли в области фольклорной поэтики - работы советских,в том числе азербай дяачехих.а такле турецких ученых,

3 основе исследования - сравнительно-исторический и структурЕ семиотический методы.

Научная новизна работы определяется прежде всего тем,что впервые истории коркудоведекпя в реферируемой диссертации исследована про< лема эпического времени, в контексте поэтики дастана.

В ходе исследования па примере описанного в дастане мира огу выявлена система представлений наших предков о времени;

. -Освещена роль фактора времени /и в определенной .мере фактора пространства/ в эпическом мире "Китаби-Деде Корхуд";

-В процессе анализа целого ряда эпизодов иэ дастана в аспекте рассматриваемой проблемы.категории эпического мышления по-новому комментированы многие исторические фахты,события,нашедшие отобраа ние в памятнике;

Исследование поэтических особенностей некоторых временных 4« мул позволило "вычислить" синтагму эпического времени в эпосе.Ис пользованные в работе методы исследования сделали возможными наб дения о поэтических особенностях тюркского эпического творчества /оэанов/ раннего средневековья.

Практическое значение работы заключается в возможности яспользс

ния ее положений,методики в исследованиях фольклористов,в частнс коркудоведов.в трудах по проблемам поэтики,архаических форм мыш

Результаты диссертации могут быть также использованы в процессе преподавания фольклористики на филологических факультетах вузов. Апробация работы. Диссертация выполнена в отделе. Фольклора Института

литературы имени Низами Академии наук Азербайджанской республики.

Основные положения работы изложены в статьях,опубликованных в республиканской печати,в выступлениях на научных конференциях,сессиях и семинарах.

Структура работы. Диссертация состоит из введения,двух глав.заклю-чения и списка использованной литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во "Введении" обосновывается актуальность темы.даются сведения

об истории исследования проблемы,определяются цель и задачи,методика,научная новизна,практическое значение работы.

В первой главе - "Временные дефиниции в "Китаби-Деде Коркуд":их эпически-поэтические особенности" -дается сопоставительная характеристика эпоса "Китаби-Деде Коркуд"^ в свете исследуемой проблемы,' в древнетюркском культурологическом контексте^приводятся сведения о роли категории времени в других формах творчества,ставится вопрос о дифференцированное«* понятий "эпическое время" и "время в эпосе". В первую очередь определяется установочный принцип исследования памятника , который можно рассматривать с двух позиций: б свете поэтики эпического текста и в плане ценности исторической летописи.В связи с исследуемой проблемой более актуальной признана первая позиция.При этом учитывается то обстоятельство,что."современные категории времени и пространства имеют очень мало общего с временем и пространством, воспринимавшимися и переживавшимися людьми в другие исторические эпохи".!

Согласно мифологической модели разделения мира на бинарные оппозиции, время- представляется как атрибут,созданный неким героем,демиургом после сотворения материального мира из небытия.Однако данная .модель оказывается несостоятельной применительно к тюркской мифологии,в одном из образцов которой,записанном почти на один век^раныпе, выражена следующая мысль:"Ранее всего было.сотворено время".

1,Гуревич А.Я.Категории средневековой культуры.-М.:Искусство,1984,с.45 2^адов В.В. Образцы народной литературы тюркских племен.-СПб, 1907,с:

658.

В диссертации подчеркивается;,что,несмотря на просматривающееся воздействие поэтики мифа, в отношении эпоса правильнее было бы говорить о проявлении характерных особенностей эпической традиции раннего средневековья,что особенно характерно для системы эпического врем( ни в даст^ле.Подобный подход к вопросу позволяет принять точку зрения турецкого ученого Мзгерряма 2ркина:"Главная,стержневая нить,связывающая полествование в единое целое - это социальное полотно,отдельные этюды которого можно увидеть во всех боях памятника.Этой ком позиционной целостности бо'ев "Китаби-Лсде Коркуд" не уделено надлежащего внимания". ^Внешне слабое проявление связи между главами обусловило изолированное изучение их эпически-поэтических особенностей, что имело следствием отрицание глубокого внутреннего единства между ними.Подобный подход оправдывает версию о том,что предисловие даста-иа било добавлено к тексту после создания /а может,и записи/ всех, составляв;^!х его глаг.

Первая,вторая,четвертая,восьмая главы дастана "Китаби-Деде Кор куд" начинаются выражением "однажды". Анализ этого понятия с точки зрения категории эпического времени показывает,что данное выраженк обозначающее неопределенное время,характерно для творчества древних тюрков до появления орхоно-енисейскнх памятников.Выражение "однажды направляет события в указанных главах в русло определенного времени а это,в отличие от мифов^становится одним из основных факторов.обус ламивающих включение эпоса в разряд "виутривременных" творческих актов, •

Главы "Китаби-Деде Коркуд" несут в себе .признаки такого периода творчества оэанов,когда вместо конкретных атрибутов времени,назван! определенной годы дня использовались обширные поэтические ототупле. ния.В качестве одного из примеров приводится эпизод из первой глав где посредством подобного поэтического приема описывается приход Д се хана на пиршество патриархального Баяндыр хана:

Салгум-салгуы тан Зеллери ведикиндэ

. Саггалы бозач турра^ са^радугда,

Г.иЬагтс;« 2гд1п. Ее ¿с ЕогкиЪ к! ШЪх Л. сП 4, Аикага, 1958, л, 23-26.

. 9 -

Саггалн узун тат ори банладугда Бэдеви атлар иссини кэртб оррадыгда Арлы-гаралы сечилэн чарда Кэкси кезэл габа тарлара кта докондо Бон дикитлэр,чкласунлар бир-бирино годулан чарда Алар сабаЪ Дирсо хан галхыбанн дериндэн уратуруб, Гырх дикидин 603уна алуб Бадандыр хаиич сеЬбаткнп

копир иди.

/ В тот час,когда холодные,холодные утренние ветры

повеяли,

Когда бородатыйусерый,голодный жаворонок запел, Когда длиннобородый мужчина-тат запел молятву. Когда бедуинские кони,увидя хозяина,заржали Когда стали различать, белое от 'черного, В тот час,когда па крутых горах с прекрасным склоном

'взошло солнце, Когда молодцы-беки и джигиты боролись друг с другом, Рано утром Дирсе хан поднялся в встал со своего места, Присоединил к себе своих сорок'джигитов,пришел на пир |

. Баяндур хана': 1 '

Подобное точное поэтическое.описание в дастане раннего'утра.а также назначение пиршества Баяндур ханом именно на это время связано с тем, что у дрезних огузов раннее утро^момент рождения солнпа считались

наиболее благоприятными для совершения любого дела.

Не случайно,в качестве сторон противостояния в дастане:огузы-гяуры /неверные/-выступают соответственно день-ночь или свет-мрак. Если огузы должны были претворить в жизнь какое-то важное дело,то они обязательно вставали спозаранку,и в путешествие отправлялись то--лько поутру.Примером может служить обрашение к отцу /в шестой главе дастана/ Ган Туралы,собиравшегося в дорогу для того,чтобы жениться на дочери Такура Тырабузани:

Алп эре горху адыб олур Доламач долларыны Гадир гор нее дтале дортам. /На храбррго мужа наводить страх - позор.Дороги,подобные водоворотам,я»бог даст,пройду ночыу\

I.Здесь и далее перевод приводится по следующему изданию:Бартольд В. В.Книга моего Деда-Коркуда.-М. :Науха, 1962.

Как видно,для того,чтобы отправиться в путь ночью,огузам требе валось божье соизволение,Характерно,что нападению огузы подвергзлис как это явствует из отдельных глав - в ночн.ое время.Ночь,по их пре; ставлению,время,благоприятное только для неверных.Во второй главе з ди Шеклу Мелика разоряет дом Казан хана ночью,когда хозяин находится на охоте.В третьей главе Бейрека похищают из свадебного шатра опять же ночью: "Дта лухусунда ка^ир отара гоЗулды.Наиби гылычын сцдырдц олино алдк.монум башым бедрпкик башина гурбан олсун деди.' Надиб ляраланды.шэЬид олды.-.Тан етди.кун торун,Бедрокин атасы-ана сы бахды.уорди ким,к?рдпк уеринмоз олмыт". /Среди ночного сна гяуры окружили иатер,-заместитель Бейрека обнажил меч,взял его в руки: "Пусть моя голова падет жертвой за голову Бейрека"~сказал он.Заместитель был разрублен,пал за веру... Мшовала заря,взошло солнце отец и мать Бейрека взглянули и увидели,что свадебный шатер исчез/ Дня поэтической системы "Китаби-Деде Коркуд" характерна и та) особенность: изложение одного и того же понятия,события рассказчиком и персонажами далеко не идентично,что также связано с категор! ей времени,Так,если отрезок времени между зачатием и рождением ре бенка рассказчик-повествователь 'передает формулой неопределенного времени /"через некоторое время родился у них сын"/,то героиня -Бурла.хатун,терзаясь мыслями о сыне своем Урузе,произносит следуг щие слова,обозначающие вполне конкретный период:

Торуз а;} тар гарнымда уеттрдтктм орул Он дидэндэ дтаэаз'а кэтгрдгетм орул.

/Сын мой,сын,кого я девять месяцев носила в своем тесном чрет Кого я через десять /лунных/ месяцев произвела на свет/. Проанализированный материал показывает,что для передачи рез кой смены времени в дастане используются медиальные формы "бу не Ьэлдэ"/в эту пору/,"бу кэЗ"/в это время/,"накаЬандан"/внезапно/, бунаар бу сезда икен" /в этот момент или на этом слове/ и др. ,кс рые помогают автоматически перенестись в другой событийный ряд, . сменить временной ракурс,передать скачок в развитии сюжета.Част< встречаются в "Китаби-Деде Коркуд" и специфические временные фо; мы,присушке эпическим жанрам фольклора,Например,выражения типа дедди гун.з'еддк кечэ ¿ортдылар /прошли семь дней,семь ноче^/.п

Г II -

кта.гырх кечя тод-д-уута олду /сорок дней,сорок ночей продолжалась свадьба/ в речи повествователя обращают на себя как формулы.ха'рактет ризующие события,не имеющие большого значения в масштабе эпического текста.Из подобных выражений наиболее употребительным может считаться "ат а^ары колте.озан дили чевик олур" /нога коня хрома,язык певца проворен/.После того как БаЙбура бек отправляет своих купцов в страну греков за дарами для новорожденного сына,рассказчик бесстрастно констатирует:"Ба^буранын орлу беш ^ашына кирди,беш заиындан он ;}а-шына кирди,он дашындан он беш дашына кирди"./Между те,л сыну Байбу-ры исполнилось пять лет,после пяти лет исполнилось десять лет.пос--ле десяти лет исполнилось пятнадцать лет/. По словам Ш.Джамшидова, исследовавшего эпически-поэтическое значение выражения "нога коня хрома,язык певца проворен", оно "употреблялось не только для изложения события,продолжавшегося длительное время или для того,чтобы сократить это время,но и для ускорения события в момент острой психологической коллизиии".*

Сам по себе момент физического продвижения во времени проследить 'в "Китаби-Деде Коркуд" весьма трудно. В некоторых главах для передачи продвижения во времени используются оригинальные поэтические средства.Так,в седьмой главе Газылыг Годжа на свой,весьма ■ поэтический вопрос о доме,адресованный освободившему зго из заключения Еганаю,получает следующий ответ:

Гадтабанын мазасына ¿тклт го;)дун,нэр олды,

Гара елдэ годукуну зтклг годдун.гоч олды,

Ала хеэлт'херюпг Ьалалын зтклт гоздун.асл'ан олды.

/Ты оставил свою верблюдицу беременной - родился самец, В черной ограде ты оставил свою овцу беременной - родился ■

баран,

Ты оставил свою светлоокую красавицу-кену беременной - родился лев/В ряду временных дефиниций в дастане обращают на себя внима-•ние те,синтаксис которых ближе к исторической летописи,нежели к эпи-чесхому тексту.Сражения огузов с гяурами описываются в нескольких главах следующим образом: •

1.Чэмшидов Ш.Китаби-Лэде Горгуд.-Бакы:Е1ш,1977,с. 134.

"Ол ктн чикериида олан яр дикитлзр белурди.Ол кун намордлвр сана ;]ер коз.-.лтди.Бир пдомот саваш олды.меЗдан толы бош олды.Гидамэ-ТКН бкр ГУНУ олды".

/В тот день герои-дуигитн обнаружили св.ос доблесть;

В тот день трусы высматривали скрытое место;

Настала страшная битва,поле покрылось головами,был день,подобны! дню страшного суда/.

3 диссертации высказано предполокение.что подобный стиль повествования был обусловлен тем обстоятельством,что в тот период,когда текст дастана переписывался в последний раз,актуальным был летописный синтаксис.3 реферируемой работе выделены и такие выражения,неправильная транскрипция которых в бакинских изданиях памятника привела к определенным затруднениям при изучении поэтики времени дас-;тана.В диссертации дачы возможные прочтения подобных выражений.Так, прокомментированы две возможные позиции,характеризующие слова Леде Коркуда в конце глав:

Ганы дедихим бод аранлер, Дтада маним деденлор. Очэл алды.дер кизлоди 'Фаин дта^а кимэ галды. Ьалимлм.кедимли дун да • Ахыр сон учу ©лталу дтада -

/Теперь где воспетые мною беки-герои,говорившие,весь мир мой? Кх похитила смерть,скрыла- земля,за кем остался тленный мир.7 Земная жизнь,ты приходишь и уходить,тебе сужден неизбежный конец/ быстровечность.неудерашость времени в рамках- одной человеческой жизни;вечность времени и преходя^есть,быстротечность,мимолетность жизни.

На основе конкретных примеров в реферируемой диссертации обсто ятельно анализируются обе эти позиции,выражающее один из главных и тивов дастана.

Среди множества интересных особенностей,характеризующих отноше . ние огузов ко времени,особое внимание акцентируется в работе на ог но обстоятельство: в третьей главе семья и родные Бейрека ведут от счет времени с момента их пленения и заточения в гяурскую крепосм

. Как пишет Д.Г.Гачев: "«^пос есть повествование о прошлом...Эпос

память и он рождался острым чувством времени;оно может возникнуть лишь на каком-то историческом сломе,когда бросается в глаза отличие настоящей жизни людей от жизни прошлых поколений и людям приходит в голову "посмотреть да посравнить век нынешний и век минувший".'1'

События в "Китаби-Деде Коркуд",безусловно,также являются описанием в эпической форме этапа из прошлого огузов.Из этого описания выясняется,что нынешнее время огузов /т.е. эпоха,олицетворяемая повествователем дастана/ отличается от их прошлого /эпическое прошлое в дастане/ по многим своим признакам.Для того,чтобы показать эту разницу во времени,сказитель-повествователь прибегает к следующему приему: он сравнивает прошлое и настоящее огузов:"Ол заманлар-да бвклорин алгыпы алгыш,гаррншы гаррыш иди.дуалары мтсточоб олурды'.' /В тот век благословение беков било /истинным/ благословением,их проклятье - проклятием,их молитвы бывали услышаны/.Или: "Ол эаманда бир орлан баи космоса,ган твкмэсо.ад гоз'мазларды"./8 тот век юноие не давали имени,пока он не отрубил головы,не пролил крови/.Эти выражения, играюцие в тексте роль десантного предложения,с одной стороны,, демонстрирует разницу между наетояпуш и прошлым огузов,а с другой -свидетельствуют о том,что создатель и сказитель дастана не одно и то же лицо.На разных ярусах находятся также эпическое время и по- . вествовательиое время: "От замакда орул ата созин ики едломазди, ики едлосэ.ол орулу гобул ед'лем.эзлорди"./в тот век сын слова своего отца не нарупал;если кто нарушал,такого сыкг не принимали/.По меткому замечанию философа Н.Мехтиева, "...прошлый мир огузов,изображенный в дастане,противопоставляется их настояпему миру.начина-

2

щеиу постепенно деградировать".

Этот мотив в дастане квалифицируется как исходный для выводов о времени.Структура временного фактора в поэтической системе "Кита-би-Деде Коркуда" выглядит следующем образом: -повествовательное время; -эпическое время. Повествователь наблюдает за событиями в дастане как бы из двух исходных позиций,что обуславливает два плана событийного времени:

1.Гачев Д.Г,Содержательность худэжественных форм:эпос,лирика,театр.-М.:"рогресс,19б8,С.97.

2.МеЬдилев Н.Сез пенотиндя архаик галыглар проблеми.-Гобустан,1979# Лс,с.52.

1.Повествователь наблюдает за-событиями из прошлого,т.е. из того времени,когда эти события происходили /интроспекция/;

2,Повествователь наблюдает за давно минувшими событиями из настоящего,т.е.времени повествования /ретроспекция/.

Вто-рая глава диссертации называется "Синтагма эпического вреи ни в "Китаби-Деде Коркуд".

По мнению Ю.М.Лотмана, обобщившего концептуальные суждения о сюжете /начиная от Веселовского/:"В основе понятия сюжета лежит представление о событии...Событием в тексте является перемещение персонажа через границы семантического поля ".I

При подобном подходе к фольклорным текстам,в том числе и к д тану "Китаби'-Деде Коркуд",обнаруживаются интересные факты,свиде'гз льствующие о функции времени в построении сюжета.Примером может олужить эпизод из четвертой главы,где описывается меджлис Газан х на.Вид сидящего напротив сына Уруза приводит Газана в' смущение,та как его сын никому еще не отрубил головы,не пролил ничьей крови.О ца тревожит будущее сына.^ту тревогу отца Уруз пытается рассеять • следующими словами:

А бек баба

Дэввцэ бвзедтшеэн.кешэкчэ ашун дох •Дэлэчэ беЗ-ш?йсэн,тарыча беднта э'ох 1гаарин орул атаданмы квр-ур.вкренир.зохса Аталар орулданмы окрэнур.гачан сэн мени Алуб кафир серЬодлина Чыхардын,гылннч чалуб Баш кэсдта.мэн сандэн на кердтм.на екрэнам.

/Бек отец!Ростом ты с верблюда,ума в тебе нет и сколько у верблгн ка;ростом ты с гору,мозга в тебе нет и с крупинку проса.Сыновьям видеть доблесть у отцов и поучаться или отцам учиться у сыновей?] да ты брал меня /с собой/,вывозил к границам гяуров.ударял мечом бил головыЗЧт'о я видел от тебя,чему мне было поучиться?/.

После этих слов Уруза отец забирает его с собой на границу гяурами.Если рассматривать меджлйс Газан хана и,особенно,его реп сыну как семантическое поле,то .ответ Урузе можно считать событие которое,перенося основных персонажей главы за семантическое поле водит сюжет в действие. Эта картина наблюдается во. многих главах , тана.где развитие сюжета .приводит к'тому,что из статического сос

1.Лстыан С.М.Структура художественного текста.-М.:Искусство,1970 280,282.

ния время переключается в динамическое русло.При этом,выражаясь словами В.Я.Проппа "...остановок в действии нет и быть не может.Если действие героя приостанавливается,гэто действие немедленно переймет другой герой...Раз начавшись,действие стремительно будет развиваться до конца".*

^пизоды,описание которых не представляет особой значимости в развитии основной сюжетной линии /напр.события,происходящие на пути персонажей,пейзаж и др./, преподносятся з статической форме.Статичность времени в развитии сюжета наблюдается в ходе ритуального намаза огузских героев перед сражением с гяурами.Не участвовавшие до того в событиях статические персонажи во время сражения действуют как бы за кадром и сопереживают главным героям.По-видимому,эту же цель преследует и умышленное растягивание времени повествователем. /например,обращение Уруза к дереву перед казнью во второй главе/.

В данной главе реферируемой диссертации дается сопоставительная таблица формул и предложений,фиксирующая случаи статического и динамического времени в дастане.

Большой интерес представляют в поэтической системе дэстана и противостояния -оппозиции,связанные со временем.Если одни из этих противостояний символизируют время на уровне текста /ночь-день,мрак-свет/, то другие-выступают с интересавми семантическими качествами в самой структуре образа.Так,например,если в третьей главе Бейрек, побывавший в плену у гяуров,противостоит своему прошлому обещанием, данным вызволившей его из крепости девушке-гяурке,/вернувшийся в огузский мир Бейрек для вхождения в этот мир,в первую очередь,заново восстанавливает в себе его атрибуты.ибо,согласно древним представлениям,покинувший огузский край,теряет одновременно и свое время, поэтому для предотвращения трагедии при возвращении к своему времени Бейреку.как образу,приходится восстановить свои первоначальные парадигм^,то в одиннадцатой главе ситуация с оппозицией прошлому не повторяетсягпленный Газан хан на предложение гяуров восхвалять их отвечает отказом,с гордостью ссылаясь на свое происхождение,свою

родословную: Гылычундан санарум дох

Кэндт велим, кандт квктм сымарым з'ох Оруз эрэнлври турур икэн сэни..

I. Пропп В.Я.Фольклор и действительность.-М. :Наука,197б,с.85.

/От твоего, меча у меня пут нет;своему ролу,своему корню я не иэм ню;пока остаются воины огузов.я тебя-славить не буду/,

В возвышении Газана до уровня главного героя в дастане,этот имеет немаловажное значение - Газан,как -)браз,не противостоит сво му прошлому.Что касается Бейрека.то это равновесие применительно нему в определенной мере нарушаетсяучто становится одной из причи: его трагедии. .

Не приходится доказывать рольхронотопа в эпосе.Проблема хрон' топа в "Китаби-Деде Коркуд" по своим параметрам позволяет выявить оригинальные особенности старотюркского мышления,отличающие его о его сегодняшнего уровня.По верному наблюдению Н,Мзхтиева,обобщивш го семантическое значение видения пространства в дастане:"В эпосе "Китаби-Деде Коркуд" развертыванию событий нередко предшествует в вышение шатра-палатки.Возвышение шатра,палатки в данном случае ка бы становится маркированным признаком центра,от которого исходят событийные волны эпоса.•

Символическим хронотопом орузского мира выступает в дастане "шатер,рано утром взмывающий к небу".Словосочетание "шестнадцать неоднократно встречающееся в главах применительно к отдельным гер ям,также является одним из своеобразных показателей хронотопа.Ана лиз неизученной до сих .пор проблемы "Шестнадцати лет" в свете сим волики хронотопа невольно наводии на вопрос о том,насколько соответствует реальности факт возвращения Бейрека,находившегося целых шестнадцать лет в гяурской крепости,и женитьба его на дочери Мели ка.

В диссертации высказано предположение,что к этому вопросу следует подходить с иной позиции - впического мышления.Этот временнс отрезок в шестнадцать лет напрямую связан с- хронотопом крепости.! одной из статей видный тюрколог А.Н.Гумилев передает содержание следующего древнего сюжета:" ... два друга поклялись позвать одш другого на свадьбу,но один умер,и второй,проезжая мимо кладбища,« тановил свадебный поезд,пришел на могилу и позвал умершего друга, Тот вышел,пригласил живого к оебе в могилу- и .там друзья выпили т] чарки водки.Когда же жених вышел наружу,то оказалобь.что прошло

1.Ыйхтиев Н.Место тюркских языков в системе кони'г-л^и-.еской мод-з греднзвеховой мусульманской культуры.-Сов. тюрк' * 198^

- 17 -

ридцать лет,потому что в могиле время шло быстрее.1,1

Одним из центральных,сюжетообразующих событий является пленение ейрека гяурами в свадебную ночь /в третьей главе/,после которого он роводит во вражеской крепости шестнадцать лет.Все это время он счи-ается погибшим,ибо Яланчы оглн Яланчыг приносит весть о его смерти, крепость,в которой он заточен,представляется его могилой.Невсста ¡ейрека - Бану Чичек,поверив в его смерть,соглашается выйти за Ялая-!ыга. Известие о гибели Бейрека повергает весь мир огузов в глубокую 1ечаль и в описании жизни огузов этого времени преобладают траурные рока.Следовательно,шестнадцать лет пребывания Бейрека в гяурской :сре-юсти было бы правильнее рассматривать как факт не реального,а абстрактного врзмени,показатель его потустороннего стремительного развития. После освобождения из крепости Бейрех приближается к табуну и хочет поймать коня.Тут он "...посмотрел и увидел - сюит там его морокой жеребец и ест траву.Серый жеребец тоже увидел Бейрека,узнал его, встал на обе задние ноги и заржал".Безусловно,этот факт тоже следует рассматривать как показатель эпического,а не реального временя,ибо,, выражаясь словами ОД'.Гекйая,"это - жастан,рассказ,н'о не сказка".2 3 качестве одной из исходных посылок в связи с рассматриваемым вопросом i диссертаций принято наблюдение Х.Короглу,исследовав- ■ aero проблему "хронотопа" на основе эпического творчества сибирских тюрков:"обчсЙ для жанра особенностью течения эпического времени является на фоне традиционного замедления *■ ускорение времени."33та ■ особенность характерна и для "Китаби-Дедс Коркуд",во многих главах которого гяурские крепости,представляемые -как потусторонний мир -могила,это место,где время проходит очень стремительно:например,Га-зылыг Годяа шестнадцать лет остается в гяурской крепости,в-одиннадцатой главе Газана,вошедшего в гяурскую крепость,настигает семидневный сон - "маленькая смерть".

В дастане можно также наблюдать и факты растворения временя в пространстве: "Кели-кали дурдунун тзбринэ колди"./Наконец,он доехал до своего хкята/. • Для дастаца "Китаби-Деде Коркуд" характерна отшлифованная

I,Гумилев Л.Н.Этнос и категория времени.Доклады отд.я комиссий Географического обшества СССР,т.1Х,-Л. ,1970,с. 152.

О.З.ОВкуау.эеа« Kormut Ыкау ele rinde bazi étizeltaelere dübelt aeler» Türk folkloru,Belleten,1986,No 2.S.310

З.Корэглу X.Художественные каноны и видоимение эпоса, В с13-ке:Фоль-клор:проблема историзма.- Ы.:Наука,1988,с.118,

картина поэтической системы времени в тексте,создаваемая за счет л гически точной и незаметной системы грамматических форм времени лр описании повествователем различных явлена": и событий. В качестве oí ного из примеров приводится описание во второй главе меджлиса Сал^ Газана.в котором используются следующие временные формы:

"...Салур Газан ¿ериндэн турмуш иди. Тохсан башу бан евлэрш rapa jepYH тзэринэ дикдурмттп идиДохсан дердо ала халы ипак дешзн-миш иди... МоЬбуб кафир гызлары Галын Оруз беклэринр саграг суруб эрлэр иди.Ичуб-ичуб Улаш орлы Слур Газанун алнына шорабын истис:; ; ' ды.Габа диз узорине чакди.ал'ытды..."

В этом эпизоде рассказчик строит свое повествование по отнопн к объекту описания,как бы. оперируя временем.До тех пор,пока главк: герой недвижим,события излагаются в прошедшем времени.Но как толь Газан встает на ноги,он уже становится свидетелем происходящих со тий и тут же'происходит смена времени в речи повествователя.Он пр должает свое повествование,будучи уже как бы очевидцем описываемы событий.

События,в одиннадцати главах дастана разрешающиеся счастлив конйовкой.в двенадцатой главе завершаются трагедией.При этом возн кает ряд вопросов.В реферируемой диссертации обстоятельно рассмат ваются те из них,которые непосредственно связаны с проблемой эпич кого времени:

I/ Возможно ли было закончить текст в десятой главе,либо е зя ли было добавить к дастану еще одну,тринадцатую главу?

2/ Насколько логична смерть Бейрека в сравнении с Газаном, главным героем дастана,участвующим в восьми из двенадцати огузнаь обоснован ли этот акт смерти каким-то внутренним текстом?

3/ Существует ли между главами "Китаби-Деде Коркуда" внут] няя связь]

На эти вопросы в диссертации даются ответы,которые можно ] зюмировать следующим образои:дас*ан не мог завершиться на десято! главе,ибо для целостности "Китаби-Деде Коркуда",как эпического ti ста,необходим был трагический финал.И этим трагическим персонаже! мог быть ни Газан,ни'кто другой,а именно Бейрек.Почему? На этот

в коркудоведении имеется ряд разных суждений.Hanrr..'-.¿4.причину си *ч А Аджалов усматривает и в усилении праве • «.г» о г- за»

в неприятии Арузом этого факта,вследствие чего Бойрек,женившись на дегушке из этого крыла огузов,принимает смерть.По мнению К.Абдуллае-ва,трагедия Бейрека обьясняется тем,что он дает слово девушке в крепости гяуров,но не сдерживает его : "...гибель Бейрека была неизбежной - этим самым автор выступал против безучастности,равнодушия".*

Рассмотренный фольклороведческий материал приводит к выводу, что большинстве исследователей почему-то акцентируют особое внимание на времени нахождения Бейрека в гяурской крепости.Внимательное прослеживание судьбы Бейрека дает возможность заметить.что он изначально является трагическим героем.Это - единственный персонаж в дастане, появление которого на свет описало во всех подробностях.Появившийся на свет благодаря молитвам галкногузских беков,Бейрек еще в колыбели обручается с дочерью Байбеджана,выходца из его же племени.Тем самым нарушается закон архаического родового строя-, - экзогамия. Этим актом галыногузские беки обрекают кайленного благодаря молитвам река на несчастье - женивсайся по закону экзогамии,Бёйрск подвергается самой страшной каре,присущей архаическим обществам.Причем его смерть происходит на территории не Ич огузов,а объявивших себя их врагами Таш огузов.'Л это вполне логично,ибо "переход героя из своего пространственно-временного "континяума",с которым он теснейшим образом внутренне связан,в другой пласт.пространства и времени,ему чуждый,влечет за собой неминуемую гибель".2

Суть столь пространного объяснения причины гибели Бейрека состоит в том,что эта смерть приводит к краху и само общество огузов,описанное в "Китаби-Деде Коркуд".

. "Китаби-Деде Коркуд" является памятником,символизирующем начало и конец большого исторического этапа в жизни огузов.В этой символике можно уловить мотивы начала и конца мира.В дастане,начинающемся словами "Длизко ко временам ^асула-алейхуссалама в племени * Баят родился муж по имени Коркуд ата" и завершающемся сентенцией "Судьба длинна,конец жизни смерть, в конце - разлука",объединение

Галын огузов,разделенных надвое,вовсе невозможно после смерти Бейрека,ибо после этой трагедии "будущее здесь мыслится как конец все-

1.Абдулладев К.-Бедре;]ин таледи.-Улдуз,198б,М,с. 51.

2.Гуревич А.Я.Пространственно-временной континуум "Песни о Нибелун-гах",П сб.Традиция в истории культуры.-М.,1978,с,113,

го существующего,как конец бытия / в его бывших и настоящих форма Вот почему высказывание Деде Коркуда в-последней главе дастана сл дует воспринимать как песню тревоги об исторической судьбе огузо Сам дастан "Китаби-Деде Коркуд",передавший эту тревогу последующ временам,остался в "дорогом прошлом - в тех временах".

Временная система дастана воплощает в себе взаимодействие т

типов этого прошлого :

V мифологическое время; 2/ эпическое время; 3/ повествовательное время,

В конце данной главы приводится таблица слов и выражений в

"Китаби-Деде Коркуд",связанных с понятием времени.

В "Заключении" работы обобщены наблюдения и выводы глав,качены перспективные направления в области исследования проблемы х; вотопа на материале тюркского эпоса.

По теме .диссертации опубликованы следующие статьи:

1.Модели выражения динамичного времени в "Китаби-Деде Коркуд".-В Проблемы азербайджанской терминологии,-Баку:Изд-во АПИ им. В. И.

.нина,1988,с.203-204.

2.Книга предков.-Китаблар алёминде,1986,Л4,0,Эп.л.

3.Тоска за шестнадцать лет.-Элм ве хаят,1989,Я2,0,4п.л. Вопросы художественного времени в "Китаби-Деде Коркуд". Время п вователя.-В сб-ке:Вопросы азербайджанской фольклористики»-Баку Элм,1989;0,5п.л;

5.Еще раз о судьбе Бейрека и конце огузов.В сб-ке:Фольклор и кул ■ ра.-Баку:Элм,1990;0,2 п.л.

6."Поэтика дастана" в Турции.Рецензия на книгу проф.К.Велиева.-Китаблар алеминде,1989,ИЗ,0,<< п.л.

7.Память книги:-Эдебийет ве инджесенет,1989,6 января,0,4 п.л.

1,Бахтин Ы.Ы.Литературно-критические статьи.-М. :Сов. писатель,191