автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.03
диссертация на тему:
Политическая культура молодежи Великобритании

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Допконас, Андрей Вадимович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Минск
  • Код cпециальности ВАК: 23.00.03
Автореферат по политологии на тему 'Политическая культура молодежи Великобритании'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Политическая культура молодежи Великобритании"

БЕЛОРУССКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННА УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.И.ЛЕНИНА

На правах рукописи

ДОПКШАС Андрей Вадимович

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА МОЛОДЕЕМ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Специальность 23.00.03 - политическая культура и

идеология

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук'

Минск 1991

Работа выполнена в Белорусском государственном университете имени В.И.Ленина.

Научный руководитель - кандидат философских наук,

доцент ЕрмолицкиИ М.А.

Официальные оппоненты - доктор философских наук,

профессор Байчоров A.M.J

кандидат философских наук, доцент Степанов Г.И.

Ведущее высшее

учебное заведение - Институт повышения квалификации преподавателей социально-гуманитарных дисциплин при Белорусском государственном университете имени В.И.Ленина

Бащита диссертации состоится <ян.£ссе>л_ 1992 г.

в 14 часов на заседании специализированного совета К 056.03.03 в Белорусском государственном университете имени В.И.Ленина ) 220050, Минск, Ленинокий проспект 4, Белгосуниверситет, главный корпус, аудитория 206/.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Белорусского государственного университета имени В.И.Ленина.

Автореферат разослан " // " декабря 1991 г.

Ученый секретарь специализированного совета f ^ v Г.М.Пашковский

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТ1ЖА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Никогда прежде для политической науки не был характерен такой высокий уровень общественник ожиданий, как сегодня. Основная причина этого явления - значительно выросшая за последние десятилетия потребность в демократизации политической жизни человеческого общества. Новые реалии XX века, впервые всерьез поставившие на повестку дня проблему выживания человека, объективно усилили процесс политизации обществ и мировой системы до его апогея, когда политикой в глобальном масштабе стало определяться основное условие дальнейшего прогресса нашей цивилизации: ее существование. Поэтому логичны!,1 и естественным является желание людей определить свое отношение к политике и решить, как действовать в этой сфере жизни общества, которая но будучи наиважнейшей в смысла ценностных приоритетов человеческого бытия, в такой надпропорциональной степени определяет благополучие и будущее всех членов общества. Вместе с тем, подобная констатация не должна заслонять того факта, что к сфере действия политики относится такая важнейшая ценность человеческой цивилизации как демократия. Эта ценность обреталась тысячелетиями в ходе развития демократических движений, процессов и институтов, что позволяет принять как аксиому вывод о том, что оптимальной формой политической системы является ее функционирование в демократическом режима. Это также обусловило значительно возросшее внимание к политике в конце XX века. Если для профессиональных политиков первоочередной интерес представляет выработка осуществимой и эффективной политической стратегии, достижение все более высокой достоверности социального прогнозирования, то основная масса граждан задается чаща всего лишь вопросом о том, является ли их активное участие в делах государства безусловным благом и каков может быть коэффициент полезного действия такого участия. В любом случае существенным и необходимым является знание наиболее продуктивных моделей политического процесса, основных закономерностей демократического функционирования политической системы.

Переломным моментом в развитии мировой политической науки явилась постановка вопроса о человеческом измерении политики. Не.укладывавшаяся в жесткие рамки системных объяснений действительность опрокидывала формально-логические концепции политичес-

ких структур и роли политических институтов. Коренное изменение представлений о роли человека в политическом мире, по праву получившее название бихевиористской революции в политической науке, способствовало гуманизации политических исследований и фактическому прорыву этой научной дисциплины к новому уровню осмысления социальной реальности. Разработка и операционализация • новых политологических категорий - политическое поведение, политическая культура, социализация - позволили по-новому взглянуть на кризисные явления в функционировании политических систем. Мощный заряд критической мысли, направленный на осмысление культурологического аспекта политики, был одним из важнейших факторов становления теории политической культуры - сегодня она занимает прочное и важное место в структуре политологии. В течение некоторого времени было заметно, снижение интереса политологов к теория политической культуры как перспективному направлению научных разработок: новая теория не дала, да и не могла дать простого и гениального ответа на десятилетиями мучившие политологов вопросы, поскольку понимание политической культуры как абсолютного и безусловного фактора политического процесса попросту себя не оправдало. Однако, процесс перемен, начавшийся в СССР во второй половине 80-х годов, радикальные социально-политические преобразования з странах Восточной Европы, усиление конфликтности в западных системах и турбулентности политических процессов в странах "третьего мира" в очередной раз заставляют обратиться к проблемам обусловленности успешного функционирования новых структур власти особенностями политической культуры граждан. В чем залог стабильности новых политических институтов, чем определяется законность вновь установленного режима в глазах общества? Без понятия политической культуры дать объяснение этим вопросам сегодня практически невозможно.

. Практически все зарубежные и некоторые советскио исследователи политической культуры в той или иной мере участвовали в дискуссии или касались политической культуры такой страны 1сак Великобритания. И это неудивительно; политическая культура этого государства представляет собой во многом идеальный пример собственно "культурного" развития феномена. Исключительно спокойный • и стабильный,■по сравнению с другими государствами, более чем трехсотлетний период истории страны, давние я устоявшиеся традиции представительной демократии, постепенный и ровный процесс

формирования п развития национальной политической культуры не случайно побудили авторов первого крупного сравнительного исследования политических культур выделить политическую культуру Великобритании в качестве некоего эталона гражданственности, в наибольшей мере отвечающего условиям и целям демократического устройства общества.^ При всей спорности подобного утверждения нельзя не заметить, что британский случай во многом является особым. Трудно найти более подходящий пример для исследования закономерностей стабильного функционирования и развития политической культуры общества. С другой стороны, коренное изменение политического положения страны на мировой арене, резкое усиление в конце XX века социального, экономического, информационного давления на традиционные структуры и механизмы культурной преемственности существенным образом меняют социальную среду, создают предпосылки для действия новых, модернизаторских тенденций в политике и культура. Исследование такой классической, консервативной .додели развития политической культуры, опосредованной новыми реалиями нашей 'эпохи, представляет, на взгляд, особый И1. ,>ос.

Есть свои доводы и в пользу введения в наиу схему молодежной детерминанты. Особенность и, в нзв'зстном смысле, исключительность данного возрастного этапа состоит в том, что он характеризуется повышенной силой воздействия на формирование политичао-.сой культуры личности. В силу специфики-этого этапа можно предположить, что тенденции, характерные для политической культуры збщества в целом, проявляются здесь четче, сражены более ярко, сотя и в косвенной форме, и, следовательно, их легче заметить и ¡зучить. С другой стороны, молодежная тематика логически ограна-шзает исследование на вполне конкретном периоде социально-политической истории страны - последних трех десятилетий - характеризующимся становлением молодежи как субъекта политического действия, бурной динамикой социокультурных процессов в молодежной града, развитием и упадком молодежных субкультур.

Степень разработанности проблемы. Основные аспекты темы тшего исследования достаточно широко анализировались советскими обществоведами. Важными для выработки научного инструмента-

Cm.: Almond G., Verba S. The Civic Culture: Political Attitudes nnd Democracy in Five Mations. Princeton,1963.

рия исследования являются написанные с позиций своего времени труды советских ученых, занимающихся теоретическими и практическими проблемами политической культуры.* Хотя ряд авторов и обращался к рассмотрению малоденного аспекта политической культуры, в большинстве случаев это было исследование культуры советской молодежи.^ Динамика ке политических и культурных процессов в среде западной молодежи нашла свое отражение в более общем социально-историческом ракурсе.^ Непосредственное отношение к разрабатываемой теме имеют и исследования'массового сознания, процессов политической социализации в развитых странах Запада.^

Необходимой отправной точкой наших разработок стал богатый эмпирический и концептуальный материал об особенностях национа-

См.: Бурлацкий Ф.М., Галкин А. А. Современный Левиафан: Очерки политической социологии капитализма / М., 1985; Кейзеров Н.М. Политическая и правовая культура: методологические проблемы. М., 1983; Социалистическая культуш и духовный мир человека / Под ред. Е.М.Бабосова, А.Н.Елсукова. Мн., 1985; Чередниченко '„П. Культура активного политического действия. Гл., 1986; Щегорцов В.А. Политическая культура: модели и оеальность. М., 1990.

?

См.: Блинов Н.ГЛ., Ожегов Ю.П., Шереги Ф.Э. Политическая культура и молодежь. М., 1982; Комаров Е.Г. Политическая культура молодежи: проблемы формирования и развития. М., 1986; Политическая культура молодежи: вопросы теории и методологии исследования: Сб^ауч.тр. м., 1986; Политическая культура молодежи: состояние, проблемы формирования: Сб.науч.тр. М., 1987.

о

См.: Байчоров A.M. От "разбитого" поколения к контркультуре. Мн., 1982; Большаков В.В. Бунт в тупике. М., 1973; Каргало-ва М.В. Протестующее поколение. М., 1987; Каргалова М.В. Молодежь Европы в поисках выхода. I.1., 1990: Климов Ю.М. Поколение кризиса или кризис поколения? М., 1988; Мяло К.Г. Под знаменем бунта. М., IS85; Пути и перепутья "потерянного поколения" / Под ред. А.А.Галкина, Т.Т.Тимофеева. М., I985-; Розенталь Э.М. Парадоксы протеста М., 1985: Худавердян В.Ц. Бунт или политическая активность? М., 1978.

^ См.: Давидюк Г.П., Бобровский B.C. Проблемы "массовой культуры" и "массовых' коммуникаций". Мн., 1972; Дилигенский Г.Г. В поисках смысла и цели: проблемы массового сознания современного капиталистического общества. М., 1986; Мшвениерадзе В.В. Современное буржуазное политическое сознание. М., 1981; Проблемы формирования сознания прогрессивной молодежи зарубежных стран. М., 1989; Социальная психология классов: проблемы классовой психологии в современном капиталистическом обществе. ГЛ.. 1985; Шестопал Е.Б. Личность и политика. Г.1., 1988.

льной политической культуры, накопленный британскими политологами.^" Его характерно!! чертой является видимое отсутствие отдельг-ных монографических работ, непосредственно рассматривающих политическую культуру молодежи Великобритании, несмотря на то, что проблемы культуры британской молодежи довольно глубоко проработаны в широком неполитическом аспекте, презде всего в плане изучения молодежных субкультур,^

Цель и задачи исследования. Целью нашего исследования является изучение проблемы политической культуры молодежи Великобритании. Исходя из вышеуказанной цели и логики исследования, автор ставит перед собой следующие теоретические и практические задачи:

- определить методологическую основу исследования через анализ различных концепций политической культуры, выработанных как в рамках марксистской традиции, так и вне ее;

- на основе обзора исследований политической культуры Великобритании западными политологами выработать более или менее цельное представление об изучаемом явлен'¡и, его характерных чертах и тенденциях развития;

- рассмотреть политическую кушг^ру британской молодежи в социально-технологическом ракурсе, то есть с точки зрения ее непрерывного воспроизведения, усвоения и развития, анализа механизма и основных факторов процесса политической социализации в со-

Cm . : Almond G», Verba S. Tha Civic Culture; Political Attitudes and Democracy in Five Nations. Princeton,1963; Almond 3., Verba S.(eds) The Civic Culture Revisited. Boston,1980; Beer S.H. Britain Against Itself: The Political Contradictions of Collectivism. L.,1982; Gib-bins J.R. (ed.) Contemporary Political Culture: Politico in a Postmodern Ace. L.,1989; Hart V-. Distrust and Democracy: Political Distrust in Britain and America. Cambridge,1978; Jessop B. Traditionalism, Conservatism and British Political Culture. L.,197^; Kava-nagh D. British Politics: Continuities and Change. Oxford,1985; Marsh A. Protest ar.d Political Consciousness. L.,1977; Moran 11. Politics and Society in Britain« Basingstoke,1989; Norton P. The British Polity. L.,198^; Rose R. Politics in England: Change and Persistence. L.,1939.

2

Cm. : Brake M. Comparative Youth Culture: The Sociology of Youth Cultures and Youth Subcultures in America, Britain and Canada. L.,1985; Cashmore E. Ho Future: Youth and Society. L-,1984; Francis L.J. Youth in Transit: A Profile of 16-25 Year Olda. Aldershot,1982; Munghara Q., Pearson G. (eds) Working Class Youth Culture. L.,1976.

временном британском обществе;

- дать логико-исторический анализ взаимодействия политической культуры молодежи со смежными культурологическими Феноменами: политической культурой общества в целом, молодежными субкультурами;

- исследовать ряд противоречивых явлений в среде британской молодежи: расцвет и упадок "молодежных субкультур", особенности политического поведения молодых британцев, а такие тезисы о присущем молодежи радикализме, о наступлении господства новых, "постматериалистических" и "постмодернистских" ценностей в общественном сознании молодых людей;

- дать прогноз возможных тендонций развития как самой политической культуры молодежи Великобритании, так и, в более широком смысле, характеру социально-политических процессов в среде британской молодежи в ближайшем десятилетии.

Научная новизна диссертации. Научная новизна исследования заключается, прежде всего, в нетрадиционном ракурсе рассмотрения ¡.роблемы политической культуры молодежи Великобритании. Дис-иьрх'ация не замкнута на проблеме политической культуры, она нацелена на более широкую культурологическую интерпретацию социально-политических явлений в среде британской молодежи. В работо прослеживается особый авторский подход в осмыслении сущности политической культуры, ее внутреннего содержания и места в системе категорий политической науки. Как новацшшую черту работы можно характеризовать и попытку создания наряду с выявлением общих закономерностей преемственности и развития политической культуры обобщенной картины развития британских молодежных субкультур. В диссертации предпринимается попытка построения теоретической модели межгенерационной преемственности в сфере политики. Автор прослеживает и анализирует эволюцию доминирующих подходов 'в исследовании характера и содержания политической культуры Великобритании за последние тридцать лет. Наконец, в диссертации использован обширный зарубежный материал, доселе малоизвестный в отечественной политической науке, и предлагается оригинальная трактовка данных ряда социологических исследований, проводешпк британскими политологами.

Теоретическое и практическое значение диссертации. Г';зуль-- 8 - ,

тати исследования, заключающиеся в развитии и углублении понимания процессов политической социализации и закономерностей социальной активности молодежи Запада, могут быть использованы в последующих исследованиях проблематики политических процессов и прогнозировании внутриполитического развития капиталистических стран, а такие в преподавании формирующихся в нашей стране политологических дисциплин в высших учебных заведениях. Методологическая основа и используемые в работе подходы могут оказаться полезными в изучении политической культуры советской молодежи и в практической работе молодекных и соответствующих государственных организаций.

Апробация работы. Основные положения диссертации были апробированы во время научной стажировки автора на кафедре правления Лондонской школы экономики и политической науки в 1989/90 году, работа била обсуадена на докторантском семинаре кафедры. ' Автор принял участие в конференции Британской ассоциации политических исследований в г.Дарем в 1990 году, ¡.'о материалам исследования опубликованы статьи общим объемом около I п.л.

Диссертация обсуидена на заседании кафедры социально-политических теорий и политологии Белорусского государственного университета имени В.И.Ленина и рекомендована к защите.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав,.заключения и списка литературы. Объем диссертации составляет 182 машинописных листа.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении к диссертации обосновывается актуальность выбранной темы, характеризуется степень ее разработанности в отечественной и зарубежной научной литературе, определяется цель и логическое построение исследования, раскрывается научная новизна работы и практическая значимость содержащихся в ней поло-копий и выводов,

В первой главе автор обращается к рассмотрению некоторых теоретических проблем политической культуры с тем, чтобы обозначить основные отправные точки исследования практических аспектов политической культуры молодежи Великобритании. Анализируя доминирующие концепции и характерные подходы к исследованию по- 9 -

литической культуры, автор делает попытку изложить о во о нопима-ние изучаемого феномена, его внутренней структуры, содержания и места среди других категорий политической науки.

В наиболее общем выражении значение политической культуры состоит в том, что она является основой политической преемственности общества, глубинны;,1 и устойчивым феноменом, опосредованно выражающим закономерности и тенденции политической деятельности социальных субъектов. Политическая культура общества, понимаемая как способ деятельности люден в сфере политических отношений, существует во всем многообразии своих конкретно-исторических типов и форм, то есть всегда очерчена во времени и социальном пространстве. Хотя в рамках политической культуры той или иной национальной или наднациональной общности часто можно проследить конфликтное взаимодействие различных ее аспектов, в целом для доминирующего типа политической культуры данной общности - а именно такие типы являются в первую очередь объектом культурологического анализа политики - характерца функция сохранения и передачи политического наследия предыдущих поколений, консервативная тенденция подцерхки существующих политических структур. В силу этого'политической культуре внутренне присуща постепенность и ограниченность развития. Резкие качественные изменения политической культуры поэтому противоречат самой логике ее существования. Крупные социальные потрясения могут накладывать сильный отпечаток на содержание и особенности политической культуры общества, не менял при этом его основы. Однако в случае радикальной смены политического строя в обществе, когда мевду его политической системой и политической культурой возникает заметный разрыв, запас прочности политической культуры не всегда оказывается достаточным для того, чтобы противостоять целенаправленным усилиям нового режима ее модифицировать. В определенных условиях эти усилия могут достичь значительных прогрессивных результатов, но глубоко аномальный по своей сути процесс "творения" новой политической культуры всегда чреват серьезными последствиями для общества, переживающего подобный социальный эксперимент.

Политическая культура чрезвычайно многолики исходя из нашего подхода, ей вряд ли может быть дано законченное форлалг.ное описание. Объективно существующий феномен, обозначаемый тсак "но

литическая культура", в основе которого лежат наиболее общие идеи политической межгенерационной преемственности, социализации и культурного воспроизводства, достаточно сложен для того, чтобы его можно било исчерпывающа описать посредством любого количества определений. Однако*зачастую обтекаемый характер этих описаний отнюдь не означает неопределенность самого понятия. По мнению автора, в данном случае мы имеем дело с классическим противоречием между явлением и его сущностью. Рассматриваемая в этом философском ракурсе как сущность политической деятельности индивида и социальных групп, политическая культура может быть воспринята и эмпирически изучена лишь косвенным путем через совокупность своих проявлений, прежде всего - политическое поведение и политическое сознание. Это, в свою очередь, диктует необходимость очень осторожного и внимательного рассмотрения различных поведенческих: и психологических явлений ц выделения среди их многообразия основных черт и характеристик, которые могут быть отнесены к политической культуре.

13 этой с'иязц правомерно выделить несколько возможных подходив к исследованию политической культ-/рц. Довольно распространенными являлся разработки, использукяшз пола'хчгческутэ култтур-в качестве своеобразного понятийного зонтика, включая в ее соп.я-¡ешшо многие, если не все, факты политического поведения и сознания. Закономерный итог подобной трактовки очевиден: понятие лаиаотся своей уникальной сущности и практически не может быть использовано в качестве самостоятельного фактора в причинном объяснении. Другой по/1ход рассматривает политическую культуру в-качестве глубинного и устойчивого феномена и четко определяет за место среди смежных явлений общественной жизни. В рамках второго подкопа возможны варианты, различающиеся по целеполаганию исследования. Является ли изучение политической культуры своего рода самоцелью - сконструировать логичную и всесторонне разработанную теоретическую схему феномена - или же понятие политической культуры, таено увязываемое с другими аспектами политической действительности, применяется для объяснения конкретных проблем и парадоксов общественного битил? Первый вариант, на наш взгляд, одна ли осуществим, поскольку любое описание феномена как такового является неполным, во многом умозрительным, а потому не отвечающим изначально поставленным целям исследования. Второй ва-

... Ц ..

риант, возможно, излишне прагматичен, по эта прагматичность вынужденная, а посему оправданная. Этот подход в наименьшей степени отвечает дидактическим целям создания некоего образа политической культуры, но наиболее соответствует реальному месту и "способу бытия" этого феномена в политическом мире.

Рассматривая основные черты и тенденции развития политической культуры Великобритании, каковыми они представляются ученым, занимающимся этой проблематикой, автор пытается проследить логику формирования и развития доминирующих в британской политической науке взглядов и суждений по этому вопросу.

Первые попытки обращения к проблематике политической культуры являлись по сути импрессионистскими описаниями отдельных аспектов национального характера британцев.* С началом широкого использования в политических исследованиях результатов опросов общественного мнения дискуссия о характере британской политической культуры переместилась в более предметную плоскость и положила начало современной теории политической культуры.

Среди работ,в наибольшей мере предопределивших развитие концепций политической культуры Великобритании, первым по времени и по значимости, несомненно, стоит социологическое исследование политических взглядов и мнений граждан пяти государств, предпринятое в 1959 году американскими политологами Г.Ллмондом и С.Верба, которые разработали теорию "гражданской культуры" в своей ставшей всемирно известной одноименной книге. Выделяя британскую политическую культуру в качестве образца особого сочетания активистских и подданических ориентации и ценностей, Г.Алмонд и С,Верба не предлагают радикально новый подход. Наоборот, его привлекательность состояла в том, что с помощью этого подкода и на основе нового эмпирического материала были переосмыслены и систематизированы общепринятые представления о национальной политической культуре Великобритании.^ Модель гражданственности, предложенная Г.Алмондом и С.Верба, разрабатывалась в последусь

CM,: Bagehot Vf. The English Constitution. L. ,196^. Original publication 1867) Orwell <3. The Lion and tha Unicorn: Socialism cm! the English Genius. L.,19£H.

p

Cm.: Almond G., Verba S. The Civic Culture. Princeton, 1 );';*>.

г

дом и британскими политологами,х но сама формула научного поиска существенных изменений на претерпевала. Однако уже к концу 70-х годов дальнейшее использование понятия политической культуры ' в цре.'шем виде становится для британских политологов все болео про-бломатичшп: у традиционных методов, теорий и парадигм значительно снизился потенциал объяснения новых явлений общественной яиз-ни. Среди работ, стимулировгйзших переосмысление старых подходов к оценке характера политической! культуры, видное место занимает теория "тихой революции", разработанная Р.Инглхартом.^

Ка основе данных сравнительного исследования культурных изменений в шести западных странах Р.Инглхарт предпринял попытку перестроить и обновить парадигму политической культуры. Интуитивно почувствовав изменения в системе ценностей некоторых слоев населения, особенно среди молодежи, выразившиеся в перенесении преобладающего акцента с материального потребления и безопасности на большую озабоченность качеством ;;сизни, Р.Инглхарт заметил и серьезные перемены в политическом поведении и характере поддержки населением политических партий. Идеи "тихой" постматериалистической революции нашли свое отражение в исследовании британскими политологами досоле неразрабатывавшегося аспекта политической культуры страны - изучении ее потенциала протеста. Так, акцент в работах А.Марша и В.Харт на "потенциал протеста" представлял собой часть общего течения в среде британских обществоведов' в 70-е годы, отмечавших значительные изменения в политических культурах и характере политических процессов в западных странах.^ В научных кругах наметилось преобладание нового ортодоксального взгляда на политическую культуру: теперь Великобритания и Соединенные Штаты, некогда образчики стабильной демократии, все шире рассматривались как наиболее яркие примеры упадка и кризиса либеральной демократии.

Выводы А.Парша скоро заняли центральное место в анализах

Cm.: J«r,-op B. TrnditiomliM, Conborvatieni and British Political ' Culture. I,.,197'i.

2

Om. I In.jlfhsirt; R. The iUlo-nt Revolution: Changing Valuta and Poli-ticil r>t'']_..a .VicriK '.'»'"■tern Publics. Princeton,1977.

Q

v Cm.: tlarsli A. Pi-■->•■,":-t nn 1 Polil-ic.-l Conr-.cionsn?i?3. L.,1977; H^rfc V. 1)! tI nnt rnl JV'<o.nv.cyt P'llitionl Diotruat in Britain nn<l An»ric-». •

C.-i'iliri >•>, I *>?'"'.

упадки и кризиса в британском об.пастве, часто приходивших к еще менее оптимистичным заклачепшш, чем его сойстыишив. Речь шла не только оо ослаблении почтительности в Орл-гонскоп политической культуре, но и о крчхе почтительности и гражданской культуры.^ Однако одни и те ко фактические данные порой могу г ириаести к значительно отличающимся и просто полярным заключениям но исследуемому вопросу.

К примеру, британский политолог 4*.Нортон полагает, что, хотя и будучи подверженной модификациям, гражданская культура продолжает существовать. "Предметом радикальных, почти революционных изменений в прошедшее десятилетие, - шипит автор, - бича не гражданская культура, а наши представления об ovoíi культура. Гражданская культура, по мнению ч>.Нортона, может быть ослаблена, по говорить о ее разрушении явно преждевременно. Помимо нетрадиционной аргументации выводов, несомненным достоинством работы Нортона является творческое осмысление концепции гражданской 'культуры, попытка выразить радикально изменившееся иосиршшш этой культуры в новых формах.

Концепция гражданской культуры заняла прочное место в учебниках по политологии, в отсутствие серьезных соперников но праву признается доминирующей, но в области актуальных политических исследований ее позиции в значительной мере утрачены. На особое понимание характера британской политической культуры, да и ситуации, сложившейся в области ее исследований, сегодня претендует теория постмодернизма.

В исследовании Р.Топфа нот прямой разработки и онорациона-лпзации основных понятий постмодернистской концепции.^ Но "постмодернистский аспект неизбежно присутствует в данной работе . в выборо объекта исследования: сдвиги и новыо тенденции в характера политических процессов в Британии ?ü-8d-x годов. В своем же достаточно радикальном уходе от доминирующей парадигмы градцан-

T

Cm.: Beer S.H. Britain Against Itself: The- Political Con tntii c t i .Mif> of Collectivism. L.,1932.

2

Norton R. The British Polity. L.,198'"- P.33.

^ Cm.: Tcpf R. •Political Change and Politic.-,! Culture ii. Brit.-,in, 1959-37', in GiliLins J. (c-d.) Contemporary Political OuU'ir«: Politic« in a Poi,t modern Age. L.,19!iy.

ckoíí культуры 6ü-x годов и переосмыслении мотивацнонной основы изучения современной политическом культуры Р.Топф привносит традицию постмодернизма и в методологию исследования явления. По его мнению, сегодня особого внимания требуют вопросы ужо но стабильности, а перемен в системах ценностей и идеологиях, а также связанных с ними изменений в характере политического участия и поддоржки политических парт;пи Р.Топф полагает, что британская политическая культура меняется в направлении более широко распространенного, нежели у прошлого поколения, чувства политической обязанности, сопровождаемого активным участием, предпринимаемым несмотря на скептическую оценку его практичности.

В исследованиях британской политической культуры за последние тридцать лег можно отметить следующие характерные моменты. Во-первых, концепция гражданской культуры, обобщившая в научном imane общепринятые представления о политическом характера британцев, в силу своей разработанности является сегодня основной и отправной течкой самых полярных подходов к описанию и объяснению феномена. Парадигма и категории, использованные Алмондом и Верба, сегодня могут и должны подвергаться сомнению и оспариваться, но едва ли могут быть отброшены за ненадобностью. Во-вторых, во многом нетипичные условия социально-экономического развития страны в последние десятилетия, своеобразие политической среды обусловили то, что к Великобритании не всегда оказывались в полной мере применимы теории общих для Запада перемен в общественном сознании и поведении, как, к примеру, постматериалистическая концепция Р.Ипглхарта. Во всяком случае, обязательное введение определенного "поправочного коэффициента" является характерной чертой корректировки на британском материале закономерностей культурологических процессов. Наконец, очевидна и определенная самозамкнутость интерпретаций политической культуры, и немногочисленность успешных попыток последовательно применить понятие политической культуры к объяснению динамики и особенностей политической действительности. Смена акцента в изучении политической культуры с построения довольно общих логических схем на более тщательную и нетрадиционную обработку данных социологических исследований, некоторое сужение или конкретизацию полл научного анализа в прагматических целях получения "объясняющих" выводов показательна для последних работ в этой облпе-

ти и, похоже, сулит наиболее реальную отдачу.

Во второй главе непосредственный объект исследования, политическая культура молодежи в системе общественных отношений Великобритании, рассматривается в двух основных ракурса:?;. Избранная логика исследования ориентирована, во-первых, на выявление новых тенденций и изменений в механизме и социальной среде функционирования политической культуры и, во-вторых, на обнаружение необычного и нехарактерного в проявлениях политической культуры общества в политическом сознании и поведении молодежи как в пространственном (отличительные черты молодежного участия в политике в сравнении со старшим населением), так и во временном (изменение в характере политической деятельности различных поколении молодежи) измерениях.

Принципиальной для понимания политической культуры общества является категория политической социализации, выражающая способ существования культуры, механизм ее воспроизведения, передачи и развития. Исследуя политическую социализацию британской молодежи как часть единого процесса приобщения личности к ценностям, корнам и традициям культуры, определяющую устойчивость межгенерационных связой и эффективность политической преемственности в обществе, автор рассматривает 'роль и значение семьи как первичного фактора политической социализации, дает оценку потенциала политического воздействия школьного образования, влиянию молодежной среды. Особое внимание уделяется переломному в политическом становлении молодого человека этапу, связанному с окончанием школьного образования и вступлением в самостоятельную жизнь. Подробно анализируется информационная среда, а также социально-экономический и политический контекст формирования политической культуры британской молодежи.

Несмотря на значительные изменения в социальны;: условиях осуществления межгенерационной политической преемственности в британском обществе-, характер и содержание процесса политической социализации молодых британцев по-прежнему достаточно стабильны. Перераспределение относительной значимости некоторых этапов в процессе социализации - например, рост влияния средств массовой информации - не повлекло за собой существенных перемен в самой логике этого процесса. Семья и школа сохраняют за собой роль ведущих факторов в воспроизводстве и передаче общо- 16 -

национальной политической культура. Прогнозирование возможных тенденций в развитии социальной структуры британского общества не дает оснований для того, чтобы предположить сколько-либо заметное изменение характера традиционной модели политической социализации молодежи Великобритании. Как и в прошлом, модификации социализационного процесса, вероятно, сведутся к смещению акцентов внутри того или иного этапа. В частности, грядущие перемены на рынке труда могут вызвать изменение удельного веса вариантов социализации на этапе обретения молодыми людьми самостоятельного профессионального статуса.

Анализируя своеобразие и отличительные особенности молодежного измерения политического процесса в Великобритании, автор пытается обнаружить закономерности в электоральном поведении британской молодежи, исследовать традиции политического активизма и психологические параметры политического действия, а также дать оценку распространенности и масштабу аномальных форм социальной активности.

При относительно неизменном в последние десятилетия характере политической культуры населения Великобритании обращают на себя внимание сдвиги в политическом участии молодых британцев поколения "детей Тэтчер", и прежде всего новые тенденции в электоральном поведении молодых британских избирателей, для анализа которых имеются наиболее полные и достоверные данные. Эти " ■ данные свидетельствуют о том, что первая половина 80-х годов характеризовалась в Великобритании не только общим "поправением" партийных предпочтений населения в целом, но и специфически молодежными тенденциями в поддержке избирателями двух основных политических партий страны. Довольно неожиданным было обнаружение нами дуалистической, "расходящейся" модели электорального s выбора молодых британцев, а не взаимно компенсационной модели, которая логически вытекала бы из сущности двухпартийного механизма политического соперничества. Если сближение уровня, электоральной поддержки Консервативной партии молодежью 18-24 лот и стари,ими поколениями может быть удовлетворительно объяснено ростом конформизма в молодежной среде вследствие массированного идеологического воздействия "новых правых" сил в стране, а также .влияния на ориентации молодежи крупных перемен в социально-экономической структуре общества, то очевидно, что эти кон-

формистские настроения не распространяются на схему электоральной поддержки молодыми британцами Лейбористской партии. Непрерывно возраставший в 1974-1987 годах "левый уклон" британской молодежи по сравнению с остальным населением, на котором по сути дела никак но отразилось резкое падение абсолютного уровня поддержки лейбористов британцами, в том числе и молодыми, в 1983 году, говорит, что сила влияния социально-экономического статуса человека, его места в многомерной структура отношений неравенства на индивидуальный политический выбор наиболее заметна именно в среде молодежи. Постоянная и растущая предрасположенность молодежи к выбору левой альтернативы, тем более, если учесть, что почти половина молодых британских безработных обычно не участвуют в выборах, опровергает утверждения о всеобщем характере консервативной революции в среде молодых британцев и вместе с фактом усилившегося политического конформизма скорее подчеркивает объективную неоднородность молодежной среды и вытекающую из нее разнонаправленность реакции молодых британцев на одни и те же социализирующие воздействия.

Объективная социальная дифференциация молодежной среды -в первую очередь по признакам классовой принадлежности и пола предопределяет неоднородность в проявлении характерных черт национальной политической культуры в политической деятельности молодых британцев. Учет лишь наиболее заметных, своеобразных и собственно политических проявлений социальной активности британской молодежи может создать искаженное представление о реальном соотношении ключевых тенденций и ориентации в политической культуре Великобритании. Прежде всего необходимо иметь в виду, что, если политический активизм и является существенной чертой национальной политической культуры, то его сфера ограничена очень небольшим числом.непосредственных участников. Подавляющее большинство британцев, как старшего возраста, так и молодежи, предпочитают либо вообще' находиться в стороне от политики, либо ограничиться наиболее приемлемой, поскольку наименее кон-фронтационной, формой политической активности - участием в выборах общенациональных и, в меньшой стопени, местных органов власти. Обращает на себя внимание тот факт, что на степень интереса молодых британцев к политике, их предрасположенность к активному политическому участию практически не влияют демогра-

фические факторы, если не считать слабой тенденции к росту общей политической вовлеченности по мере взросления человека. Опосредуя характерные черты национальной политической культуры, именно невозрастпые факторы политической социализации - стартовые жизненные шансы, обусловленные социально-экономическим статусом личности, а также связанные с ними уровень полученного образования и ощущение человеком собствЛшой компетентности в сфере политических отношений - способствуют формированию определенного типа поведенческих ориентации.

Никакое исследование культуры британской молодели вне зависимости от избранного ракурса не может игнорировать ее ритуально-символический аспект, наиболее полно и ярко выражающий специфику возрастного этапа феномен "молодежной культуры". Значение молодежной культуры как совокупности сменяющих друг друга стиль-культур и общей логики этого процесса не ограничивается лишь возможным потенциалом ее воздействия - по-видимому, небольшим - на внешние общественные структуры и людей, непосредственно не вовлеченных в сферу этой субкультуры. Одним из свойств молодежной культуры, как предполагает автор, является способность отражения актуального психологического состояния молодежной среды и доминирующих в ней поведенческих ориентаций. Основным показателем такого "возрастного тонуса" молодежи может быть степень конформности или соответствия поведения и сознания молодых британцев общевоз-' растным тенденциям, наблюдаемым в обществе. Нон-конформистский этос, неизменно присутствующий во всех стиль-культурах британской молодежи и составляющий их сущность, наталкивает на мысль, что, если всплески активности молодежной культуры не полностью хаотичны и подчиняются каким-то закономерностям, то сила, выраженность и творческий характер стиль-культур могут свидетельствовать об удельном весе "собственно молодежной составляющей" в поведении и сознании того пли иного поколения молодых британцев. Другими словами, чем острее конфликт молодежных стиль-культур с общепринятыми нормали и традициями общества, тем сильнее осознание молодыми людьми своей возрастной общности, и тем больше оно проявляется через активное или пассивное отрицание и отчуждение во всех сферах общественной жизни, в том числе и в области политических отношений. Полная верификация данной гипотезы осложнена рядом факторов, но в любом случае не вызывает сомнений нчоб-

ходимость учета общего культурно-психологического фона при изучении динамики политических процессов в молодежной среде.

Обобщал полученные в ходе исследования данные, автор пытается сформулировать'теоретическую модель межгенерационной преемственности. В составе политической культуры общества не выделяется особой молодежной политической культуры, в общих рамках исследуемого феномена обозначается лишь проявляющееся в большей или меньшей степени в зависимости от конкретних социальных условий своеобразие его возрастных и поколенческих форм. Относительная незаданность и многовариантность этих форм олицетворяют собой достаточно сильны;! потенциал изменчивости и гибкости общенациональной политической культуры. Предлагаемая модель допускает как возможность существования поколенческих когорт, на психологические и деятельностные ориентации которых накладывают отпечаток особенности исторических, социально-экономических и других условий в их молодости, так и возможность "выпадения" поколения из традиционной модели культурного развития, проявляющееся в заметном своеобразии его ориентации в сфере политики по сравнению с другими историческими поколениями. Хотя, как показывают результаты исследования, в истории политической культуры Великобритании XX века едва ли можно найти "политические поколения", своеобразие которых выходило бы за рамки доминирующей политической культуры и ставило бы под сомнение традиционные устои политического действия.

Одним из наиболее кардинальных аспектов научного построения диссертации является вопрос о правомерности выделения молодежного измерения политической культуры и логическом наполнении понятия "политическая культура молодежи".

В политической культуре молодых британцев можно проследить все основные атрибуты общенациональной политической культуры. Сильная эмоциональная привязанность к национальным символам власти и гордость за систому государственного устройства сочетаются со здоровым скептицизмом в отношении политических институтов (кроме монархии) и политических деятелей. Дух прагматизма, умеренности и терпимости свойственен политическим ориентациям так британской молодежи, так и старших поколений. Общий консенсус относительно приемлемых способов политической деятельности, уважения ачасти закона и избегания крайностей в политических ориен-

тациях и действиях разделяется подавляющим большинством молодых британцев. Возрастные различия в распределении политических ценностей, моделях политических ориентации, несомненно, существуют,-но это отличия но качественные, а количественные. Они состоят з разной степени интенсивности проявления одних и тех же свойств. Причем, в абсолютном большинстве случаев эти различия столь незначительны (например, в политических взглядах и ценностных предпочтениях молодых британцев), что демографическому фактору часто отводится далеко не первостепенное по значимости место среди иных коррелятов социальной активности - классовых, половых, этнических и других.

В ряде случаев - распределение традиционных ориентации, потенциал протеста - своеобразие молодежного возраста становится достаточно заметным. Но даже в этих случаях неправомерно говорить о наличии качественно особой разновидности политической культуры. В первом случае высокий анти-традиционный потенциал общих ценностных предпочтений молодежи не проявляется в сколько-либо значительной мере в сфере ее политических ориентации. Отношение молодых британцев к характеру политических перемен - наиболее яркое тому свидетельство. Что жз касается потенциала политического протеста в юношеском и более зрелом возрасте, то и в этом случав вряд ли можно говорить о принципиально отличной модели политической культуры, поскольку, в первую очередь, сила и"' значение национальной политической культуры проявляется в осуществлении не предппсательной функции распределения ориентации населения на законные и "полузаконные" действия, а ограничительной функции, заключающейся, во-первых, в выведении из сферы допустимого наиболее экстремистских форм протеста и, во-вторых, в низ-комкоэффициенте реализации готовности к протесту в политическом действии.

Понятие молодежной политической культуры уязвимо и в том отношении, что не существует единой модели политической социализации британской молодежи. Относительной заданностью характеризуются социализационные процессы лишь среди социально однородных групп, 'выделяемых, прежде всего, по признакам социально-классовой принадлежности и пола. Молодежная среда, разут,1еется, такой однородностью не отличается. Более того, в социализации британской молодежи возрастной фактор не всегда является доминирующим.

Особенности политического становления вих.одцев из рабочего класса, девушек, например, в большей мере определяются закономерностями политической социализации невозрастного характера. Стереотипные же представления о собственно "молодежной" политической культуре преимущественно ассоциируются с юношами, выходцами из средних и зажиточных слоев британского общества.

Результаты исследования говорят о том, что политика не является предметом особого интереса британской молодежи, и что культурное своеобразие данного возраста наиболее ярко проявляется в других, неполитических сферах. Более правомерно вести речь' не о молодежной политической культуре,• поведении и сознании, а о молодежном этапа в становлении и воспроизводстве политической культуры общества, об общих закономерностях политической деятельности, опосредуемых в этом возрасте специфическими "молодежными" факторами.

В заключении обобщаются результаты работы и излагаются основные выводы. Накопление новых'социологических данных, касающихся молодежи, способно стимулировать дальнейшие научные изыскания по проблеме молодежи и политики. Наиболее перспективными направлениями таких исследований представляются изучение системы связей культурных явлений 'В молодежной среде, взаимодействия политических и неполитических аспектов культуры молодежи, верификация гипотезы о роли молодежной культуры как индикатора выраженности коллективной идентификации и,-культурной самобытности поколения, выявление более конкретных закономерностей и тенденций политической активности молодежи на основе струртуриро-. вания объекта научного анализа - выделения в среде молодежи активистского меньшинства, социальных подгрупп по признаку классового происхоздения и пола.

Основные положения диссертации опубликованы в следующих работах:

I. Допкюнас A.B. Участие молодежи Великобритании в борьбе за предотвращение ядерной катастрофы // Вестник Белорусского государственного университета имени В.И.Ленина / Серия 3. 1387. - J& 2. - С.54-56.

12. Допк нас A.B. Динамика политической культуры молодежи - 22 -

Великобритании П Вестник Белорусского государственного университета имени В.И.Ленина / Серия 3. - 1988. - № 3, - С.45-48.

3. Допкюнас A.B. Процессы политической социализации в современной Великобритании И Вестник Белорусского государственного университета имени В.И.Ленина / Серия 3. - 1990. - ÄI, -С.49-52. ' '

Подписано в печать 5.12.1991 . Формат 60 х 84 / 16. Усл.печ.л. А . Уч.-изд.л. . Тираж 100 экз. Заказ . Бесплатно.

Отпечатано на ротапринте БГУ имени В.И.Ленина. 220080, г.Минск, ул.Бобруйская,7.