автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.06
диссертация на тему: Праздник в контексте социальных изменений
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата социологических наук Карпова, Галина Геннадьевна
Введение
Глава 1. Социальная антропология праздника
1.1. Модели объяснения праздничной культуры.
1.2. Структурно-функциональный анализ праздника
Глава 2. Социокультурная динамика праздника.
2.1. Праздничная культура в изменяющемся обществе.
2.2. Роль праздника в конструировании социальной идентичности.
2.3. Приватизация политического: идеология и практики потребления на примере Международного женского дня 8 марта.
Введение диссертации2001 год, автореферат по социологии, Карпова, Галина Геннадьевна
Актуальность работы обусловлена динамичным характером преобразований в духовной жизни современного общества, необходимостью понимания природы драматических социальных переворотов на макроуровне общественных регуляций и микроуровне повседневных культурных практик. Социальные трансформации приводят к изменениям характера функционирования различных элементов культуры, переосмыслению ее символов, переопределяют способы культурного наследования и коммуникации, отношения власти в рамках культурных институтов. Праздник как важнейшая составляющая социальной истории и современности, неотъемлемый элемент социокультурной системы, служит залогом социальной гармонии и интеграции, одновременно обладая потенциалом нестабильности и беспорядка, и потому часто выступает инструментом идеологического управления. Качественные сдвиги в повседневной жизни влияют на характер будничного и праздничного времени, реформируют локальную и национальную идентичность миллионов россиян. Такое состояние духовной жизни российского общества актуализирует социальный заказ на систематизацию данных, проведение социально-антропологических исследований культурных феноменов и разработку понятия праздника в аспектах власти и потребления, социальной идентичности и социальных сетей, идеологии и тендерной политики.
Задача социологического анализа феномена праздника не только чрезвычайно актуальна, но отличается новизной и сложностью в теоретическом и практическом отношении, напрямую связана с важностью осмысления роли культурного и идеологического наследия в современном социальном развитии России. Многомерность процессов глобализации и фрагментации культуры ставит перед социологией сложную проблематику социальных изменений и социального развития. Социологическое осмысление праздника в системе культуры принимает во внимание процессы социальных изменений и вопросы осуществления задач социального управления, рассматривает взаимозависимости и непрерывные связи всех сторон данного явления. Необходимость диссертационного исследования обусловлена своевременностью анализа феномена праздника как неотъемлемого атрибута культуры и необходимого условия социальной стабильности.
Степень научной разработанности проблемы социокультурного феномена праздника определяется научной традицией в исследованиях культуры и духовной жизни общества в мировой социологии и социальной антропологии и новизной постановки аналитических задач в русле идеологии и культурной политики, социального времени, идентичности и социальных сетей. Анализ феномена праздника носит многоаспектный характер, степень разработанности его неодинакова. В западной социологии проблемы праздничной культуры рассматриваются в связи с ритуалом как институтом, гарантирующим воспроизводство социального порядка, тем самым праздник выступает инструментом социального управления (О.Конт). Теоретическое осмысление праздничной культуры применительно к традиционным обществам осуществляется в русле культурологии, этнографии и социокультурной антропологии, в частности, в трудах по эволюции культуры, где рассматриваются взаимоотношения ритуала и мифа: Э.Лич, Э.Б.Тайлор, В.Тэрнер, Дж.Фрэзер. Важный вклад в изучение ритуальной составляющей праздника вносят представители французской социологической школы, функциональной и психологической школы в английской антропологии, акцентирующие внимание на социальной роли ритуала в интеграции общества: Р.Бенедикт, А. ван Геннеп, Э.Дюркгейм, Б.Малиновский, М.Мид, М.Мосс, А.Радклифф-Браун. Теория формирования и трансформации коллективных представлений (Э.Дюркгейм) повлияла на манеру исследования символического содержания праздника М.Моссом, работы которого, в свою очередь, важны для возникновения французского структурализма, где изучается «язык», знаковая система с применением методов структурной лингвистики: Р.Барт, М.Блок, К.Леви-Стросс. В русле интерпретативной модели праздник рассматривается как особый аспект социального поведения, связанный с разрывом в повседневности, формирующий специфическую систему культурных символов: П.Бергер, Г.Блумер, К.Гирц, Э.Гоффман, Т.Лукман, Дж.Мид, А.Шюц.
В отечественной научной традиции праздник является предметом исследования в культурологии, филологии, фольклористике, этнографии, антропологии, искусствоведении. Социологическая литература по этой теме незначительна. Глубокие разработки, связанные с ролью праздника в народной культуре, осуществлены искусствоведами (А.Д.Авдеев, М.А.Некрасова, Т.С.Семенова, К.А.Макаров,
A.И.Чечетин), фольклористами и культурологами (Б.Н.Путилов, В.Я.Пропп,
B.Е.Гусев, Б.В.Асафьев, О.М.Фрейденберг), этнографами: В.П.Алексеев, А.К.Байбурин, Т.А.Бернштам, М.М.Громыко, Г.А.Левинтон, Вс.Миллер, А.Ф.Некрылова, И.М.Снегирев, А.А.Потебня, В.Я.Пропп, В.Н.Топоров,
A.С.Фаминцин, В.И.Чичеров. Комплексный подход к обсуждению праздника представлен в рамках социокультурной характеристики праздничного пространства-времени: М.Бахтин, А.Гуревич, К.Жигульский, Ю.Лосев, Н.Мизов,
B.Топоров. Особую важность в оценке праздника, а точнее, «праздничной массы» имеют исследования Э.Канетти и труды Г.Лебона, Г.Тарда, З.Фрейда по коллективной психологии.
Заметно возрос интерес к исследованию праздника в рамках марксистской методологии в Советской России. Классово-партийный подход к культуре связан с видением праздника как явления социально-педагогического, как средства идеологического воздействия на массы и личность (В.С.Аксенов, Я.П.Белоусов, Д.М.Генкин, Л.С.Лаптева, А.В.Луначарский, А.И.Мазаев, И.В.Суханов, Д.Угринович). В последнее время авторы все чаще обращаются к антропологии праздника, что находит отражение в публикациях, которые в ряде случаев содержат попытки дать современную общую теорию праздника как универсального явления культуры (С.П.Гурин, Н.Ф.Максютин, А.И.Щербинин). Осмысление праздника происходит в критической социальной теории и социологии потребления (П.Бурдье, В.Ильин, С.Ушакин), антропологии организаций (П.Романов, Х.Шварцман), в русле методологии качественных исследований в социологии и социальной антропологии: Т.С.Васильева, В.Г.Виноградский, Е.М.Ковалев, Н.Н.Козлова, О.М.Маслова, С.Михайлов, Е.Р.Ярская-Смирнова, И.Е.Штейнберг. Праздник в аспекте социального времени является предметом дискуссии отечественных социологов, занимающихся разработкой бюджета времени, свободного времени (В.Патрушев, Ю.Швецов); в качестве жизненного события в индивидуальном жизненном сценарии праздник выступает ключевым понятием для авторов, работающих в традициях социологии жизненного пути и биографических исследований: Д.Берто, М.Бургос, О.Ежов, Е.Мещеркина, Г.Элдер. Проблематика социокультурной специфичности семейных праздников и идеологии государственных праздников советской эпохи затрагивается в исследованиях зарубежных советологов и руссоведов: М.Бакли, Э.Вуд, Т.Рэндз, Д.Рэнкур-Лаферьер, Ч.Четтержи. В исследовании практик праздничной культуры в отношении Международного женского дня оказывается полезным привлечение работ по тендерному анализу социальных отношений и политики (Ю.Градскова, ЕА.Здравомыслова, И.С.Кон, А.А.Костикова, И.Н.Тартаковская, А.А.Темкина, Е.Р.Ярская-Смирнова).
Несмотря на широкий спектр исследований, которые могут рассматриваться в качестве научных оснований анализа праздника как элемента культуры, социологическая перспектива в исследованиях социокультурной динамики праздника практически не представлена. Основной объем исследований праздника связан с анализом функций и конкретных атрибутов праздника как статичного компонента культуры, не подвергающегося изменению и развитию, и не отражает проблему социальных изменений. Кроме того, требует дальнейшей проработки проблема преобразований в мировоззрении и образцах поведения в зависимости от изменений праздничной идеологии. Рассмотрение праздника в контексте социального взаимодействия в современном российском обществе становится сегодня важным объектом социологического анализа.
Методологическую и теоретическую основу диссертации представляют положения функционалистского подхода, представленные в работах Э.Дюркгейма,
Б.Малиновского, М.Мосса, Г.Спенсера, структуралистские объяснительные модели Р.Барта, К. Леви-Стросса, основные идеи интерпретативной модели К.Гирца, Э.Гоффмана, идеи социологии потребления П.Бурдье, В.Ильина, труды М.Бахтина, работы П.В.Романова и Е.Р.Ярской-Смирновой по качественной методологии, антропологии организаций и тендерным исследованиям. Эмпирическую базу исследования составили данные, полученные следующими методами: этнографические наблюдения, осуществленные под руководством и при непосредственном участии диссертанта, качественные интервью и контент-анализ российских газет.
Достоверность и обоснованность результатов работы определяются непротиворечивыми теоретическими положениями и созданием на их основе классификации праздников, обоснованием роли праздника в системе социального обмена и социальных сетей в контексте социальных изменений; комплексным использованием теоретических и прикладных методов исследования; корректным применением известных достижений социологии и социальной антропологии. Результаты проведенных эмпирических исследований соотнесены с известными экспериментальными данными других исследований.
Объект исследования - праздник в системе культурных практик и ценностно-нормативных регуляторов социального поведения. Предметом исследования выступает функциональная и идеологическая модификация праздника в изменяющемся обществе.
Целью диссертационного исследования является социологический анализ трансформации праздника в контексте социальных изменений. Для реализации поставленной цели выдвигаются следующие задачи: раскрыть смысловое содержание праздника в контексте генеалогии социального пространства-времени; исследовать теоретико-методологические традиции изучения праздника, провести анализ основных теоретических подходов и моделей объяснения праздничной культуры; проанализировать основные концепции возникновения и функционирования праздника, выделить и проанализировать наиболее существенные структурные компоненты праздника; осуществить структурно-функциональный анализ праздника; определить социальные функции праздника в современных условиях; обосновать и разработать типологию праздника по следующим основаниям: период жизненного цикла, пол, социальная группа, секуляризованность-религиозность, приватность-публичность, темпоральные и специальные характеристики; представить роль праздника в системе социального обмена, поддержании солидарности, создании и расширении социальных сетей, конструировании социальной идентичности в современных условиях; осуществить интерпретацию дара как предмета тендерных отношений; раскрыть специфику праздника в традиционной и современной культуре; дать описание трансформации функций праздника в обществе массового потребления; на эмпирическом материале продемонстрировать символический контекст поведения потребителей в контексте праздничной культуры; выявить тендерные аспекты функциональной и идеологической модификации праздника; по авторской программе провести исследование праздничной культуры в изменяющемся обществе методами организационной антропологии и контент-анализа; на эмпирическом материале осуществить социологический анализ идеологии и практик потребления на примере Международного женского дня.
Положения, выносимые на защиту: 1. Формы организации праздника выступают консервативными и национально-специфическими способами ритуального освоения социального пространства-времени. Праздник как специфическая форма ритуального действия практикуется в конкретных сообществах и воспроизводит укоренившиеся в культуре смыслы, подвергаясь модификации в контексте социальных изменений. Праздники несут особую функциональную нагрузку в переходный период жизни человека и общества, когда социальные структуры ослабевают или трансформируются. Отражая смену социальных ориентиров, праздник создает культурное оформление ценностно-нормативных регуляторов социального поведения. Функциональность праздника не исключает возможность его использования для переопределения властных отношений и дезорганизации социального порядка, фасилитации культурных изменений.
2. В контексте социальных изменений многие типы празднования продолжают сохранять консервативные элементы ритуального характера наряду со значительными культурными мутациями праздника. Праздник как феномен определенной культуры и важнейший социальный институт выступает ресурсом родоплеменной идентичности и внутригрупповой сплоченности доиндустриального общества, становится идеологическим средством производства социальной идентичности в период промышленной революции и предметом массового потребления в обществе современного типа. Индивидуализация культуры, современные воззрения на права и обязанности человека, концепции свободы личности противостоят традиционным обязательствам, связанным с праздником. Функциональными инвариантами праздника остаются мобилизация социальной солидарности, идентификация и политическая лояльность.
3. Модификация праздника в обществе массового потребления выражается в разнонаправленных тенденциях: с одной стороны, уменьшается степень формализации процедуры праздника, происходит символическая приватизация официальных праздников и становится более явным утилитарный характер празднования. С другой стороны, праздник остается инструментом регулирования социальных отношений и способом канализации групповых интересов, что проявляется в его политической ангажированности и ритуальной формализованное™. Выступая предметом экономического интереса и информационного обмена, праздник участвует в процессах глобализации, способствуя распространению культурных практик и стандартизированных моделей поведения.
4. Праздник играет роль катализатора социального обмена, создания и расширения социальных сетей, вносит вклад в конструирование социальной идентичности. Участие в празднике входит в комплекс обязанностей по поддержанию социальной солидарности, принимает форму долга перед группой - религиозного, патриотического, национального. Дар как атрибут праздничной культуры является средством конструирования социальной идентичности, способом поддержки социальных сетей и инвестирования социального капитала, является индикатором значимости для индивида каналов перераспределения ресурсов, обозначая принадлежность к определенному социальному полю через одаривание и создание образа подарка. Дар становится предметом тендерных отношений, воплощая социальные ожидания тендерного идеала и предписания мужской и женской роли. 5. Ритуалы и символы празднования Международного женского дня в России непосредственно связаны с меняющимися политическими и культурными кодами женственности. Политическая направленность праздника в дореволюционный период и первое десятилетие Советской власти определялась эмансипаторной риторикой женского движения и социалистической идеологий, будучи обусловлена необходимостью привлечения женских масс к активной политической деятельности. Сдвиги приоритетов государственной политики в отношении к женщинам как факторам политической стабильности, производства, национальной безопасности и воспроизводства населения, смена социальных условий на макроуровне, обусловленная ходом индустриализации, войной, последствиями принятия политических решений, демографическими изменениями, отражаются в модификации идеологии и практик Международного женского дня в советский период. Со второй половины пятидесятых происходит символическая приватизация праздничного пространства 8 Марта, при одновременном увеличении его масштабов, что воплощается в практиках потребления, способах освоения праздничного пространства-времени. Международный день трудящихся женщин трансформируется в «женский день»; в современный период в символическом ряду данного праздника знаки эмансипации и материнства все более вытесняются кодами приватности, интимности, подчеркивая новые акценты в образе феминности.
Научная новизна исследования определяется социально-антропологическим подходом к изучению феномена праздника в общественной жизни людей. Новизна исследования представлена следующими моментами: с современных теоретических позиций социологии и социальной антропологии осуществлен анализ концепций природы праздника, теоретических подходов и моделей объяснения праздничной культуры, раскрыто смысловое содержание праздника в контексте эволюции социального пространства-времени; обобщены различные концепции возникновения и функционирования праздника; на основе структурно-функционального анализа предложена новая модель обоснования социокультурной природы праздника; выделены и проанализированы наиболее существенные структурные компоненты праздника; определены социальные функции праздника в современных условиях; представлена авторская типология праздника по следующим основаниям: отношению к социальному времени-пространству, полу, секуляризованности-религиозности, принадлежности к социальной группе; раскрыта специфика праздника в традиционной и современной культуре; дано описание трансформации функций праздника в обществе массового потребления; на эмпирическом материале продемонстрирован символический контекст поведения потребителей в пространстве праздничной культуры; проведено авторское эмпирическое исследование и обоснована роль праздника в системе социального обмена, создании и расширении социальных сетей, конструировании социальной идентичности в контексте социальных изменений; осуществлена интерпретация дара как предмета тендерных отношений; введен в научный оборот новый эмпирический материал, на основе которого выявлены тендерные аспекты функциональной и идеологической модификации праздника; дан сравнительный анализ идеологии и практик потребления в связи с празднованием Международного женского дня.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Полученные в ходе исследования результаты имеют значение для развития перспективных направлений социологии и социальной антропологии. Данные диссертационного исследования могут быть использованы в курсах социологии культуры, социологии потребления и социальной антропологии современного общества, а также при подготовке спецкурсов по культурологической и социально-экономической проблематике. Полученные диссертантом результаты могут быть привлечены в программах гражданского образования.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Праздник в контексте социальных изменений"
Заключение
Современная эпоха характеризуется стремительными переменами быта и традиций, социальных институтов и духовной жизни. Возрастающий интерес к празднику отчетливо связан с происходящими значительными изменениями в культуре, где исчезают старые традиции, претерпевают изменения формы празднования, предпринимаются попытки обновить старые и создать новые праздники. Возникает необходимость всестороннего изучения динамики праздничной культуры с позиций ее социального значения, потребность анализа формообразующих структурных составляющих праздника и его функций в инфраструктуре социума, рассмотрения взаимосвязи идеологических, экономических, этнических, культурных процессов, определяющих в совокупности характеристики социального пространства современной России.
Праздник семантически связан со свободным временем, временем праздности, отдыха, весельем, определенным ритуалом, приемом, пиршеством, потреблением, растратами. Факторы, обосновавшие общественную потребность в празднике, имеют постоянный характер; обобщенно говоря, это - ритмические явления жизни, изменчивость отрезков времени, как в тех случаях, когда мы имеем дело с природным циклом, так и тогда, когда речь идет о времени человеческой жизнедеятельности, мифическом, легендарном или историческом, действительном. Праздник, мы определяем как синкретический пласт духовной культуры социума, действенное выражение людьми психологического состояния и умонастроения в период переживания ими важнейших переломных явлений в развитии природы, общества и в личной жизни (или имитация таких явлений) при их адекватном отображении в сознании. Праздник выступает как антитеза будням, обычной жизни, разрыв в повседневности, специфическая кратковременная форма человеческого бытия. Праздник как социальный институт, существуя, изменяясь и функционируя в обществе, является своеобразным зеркалом социальных противоречий, в нем находят свое отражение ущемление демократических форм жизни общества, забвенйе, возникновение, реставрация национальных традиций, крушение идеалов, политизация духовной жизни, разрыв между официальной идеологией, общественным сознанием и объективными реалиями действительности.
В междисциплинарном подходе к научному дискурсу праздничной культуры, ставится вопрос о том, что в социальной жизни и психике человека служит содержанием праздника и поводом для него. В результате анализа религиозно - обрядовой, трудовой, рекреативной, миросозерцательной или философско - культурной концепции природы праздника, мы приходим к выводу, что в каждом отдельном празднике, выявляя преобладание какой-либо грани миропонимания, сферы жизнедеятельности человека, нельзя однозначно привязывать его природу к этой деятельности, к этой сфере идеологии.
Согласно функциональному методу исследования различные социальные феномены должны объясняться через функции, выполняемые ими в социокультурной системе. Мы определяем следующие основные функции феномена праздника: идеологическая, обусловленная тем, что праздник вызывает сильные эмоциональные переживания и удобен для эффективной пропаганды, кроме того, повторяемость праздника как архаического элемента культуры позволяет внедрить данные эмоции и сопутсвующую пропаганду в подсознание, сделать их привычными, органическими, создать определенную матрицу эмоциональных стереотипов; инте-гративная функция, которая выражается осознанием «Я» и «Мы» в период празднования, праздник порождает коллективное чувство, опредмечивает в общем переживании связь индивида с общностью, укрепляет в нем чувство причастности, принадлежности к «Целому»; компенсаторная функция праздника, связанная с неудовлетворенными потребностями личности в будни, где играет роль угнетение психики представителей общности за длительный период монотонного течения жизни повседневности; рекреативная функция ориентированная на удовлетворение биопсихических потребностей индивида.
Для лучшего понимания природы и функций праздника, в целях определения его структуры, представляется важным определить наиболее существенные элементы, которые встречаются в праздновании в той или иной форме. Это, прежде всего процессии, шествия, коллективные действия, где главным является реализация потребностей индивида слиться с массой, стремление людей ощутить себя общностью. Постоянным атрибутом праздника являются поздравления, подарки, дары. Одним из способов смены ролей, выхода из реальности, обновления, выступают маски, ряжение, переодевание. Потребление еды и напитков, имитация идеальной жизни через опьянение, эротические элементы и вольности, символическое значение элементов огня и воды, элементы борьбы и состязания. Особую функцию в празднике выполняет смеховая культура. Представляется важным обозначить отличие в понятиях праздника, свободного времени и игры. В отличие от игры праздник предполагает выключение обыденной жизни, для него специфичны пространственные и временные ограничения. Личность выступает как субъект, владелец и потребитель свободного времени, проявляющий индивидуализм, а нередко изолированность, праздник же, как правило, является коллективным действием и переживанием. Следует заметить, что в современном обществе мы сталкиваемся с процессом разрастания сферы свободного времени и сужением сферы праздника.
С точки зрения социологического анализа наиболее существенное деление праздников связано с определением их места в социальном пространстве. Нами предложена следующая классификация праздников: по сферам деятельности (политические, экономические, религиозные, культурные, бытовые; по диапазону праздника: личностные, семейные, коллективные/групповые, местные или региональные, праздники этноса/нации, общегосударственные/общенародные, всемирные; по демографическим признакам, прежде всего, по половозрастным: женские, мужские, юношеские, детские, праздники пожилых людей. В проводимой в практических или теоретических целях классификации праздников время, на которое они приходятся, принимается во внимание как основная черта. Отсюда проистекает общее деление праздников на периодически отмечаемые и непериодические, обусловленные моментом. Каждый праздник связан с определенной ценностью для празднующей группы. Как религиозные, так и нерелигиозные праздники можно классифицировать в соответсвии с предписанным им рангом, зависящим от места, связанного с ними sacrum в системе ценностей, вокруг которой организуется жизнь празднующей группы.
Праздник выступает как явление динамическое, поэтому одной из важных задач социологического анализа праздника будет поиск тех ценностей или их изменений, которые всегда могут привести к переменам в самом праздновании. Институт праздника, подобно всякому человеческому институту, подвержен изменениям, которые являются частью общих изменений, происходящих в культуре данной группы и вытекают из следующих причин: изменения условий жизни группы, изменений ее социально-экономической структуры и политического строя либо места в общественной системе, изменений общественного сознания группы, выражающихся в изменениях ее системы ценностей. В традиционном обществе рамки жизненного выбора, продиктованные традицией узки, для человека, прошедшего опыт Модерна, призвание ассоциируется с личностным автономным решением индивида. Именно на этом этапе происходит разделение публичной и частной сфер. Типичные характеристики, присущие человеку Модерна, это абстракция, индивидуальность и приватность. В современных условиях распространяется новый ритм жизни, охватывающий быстро меняющиеся фазы производства и потребления, труда и свободного времени.
Праздник тесно связан с экономическим потреблением - праздничные пожертвования, как символические, так и действительные, праздничные дары, приемы, праздничное подаяние. Экономическое своеобразие праздника заключается также в том, что во время его проведения прекращается или значительно сокращается производительный труд празднующих людей. Одной из характерных черт нашего времени является усиление экономического значения праздника. Будучи преградой для рациональной организации производства, особенно промышленного праздники сохраняют и даже увеличивают свое значение для потребительского рынка, для торговли. В современном мире ключевой деятельностью для нового человека становится потребление. На потребительском рынке особенно успешно развивается индустрия «праздничной символики». С другой стороны средства массовой информации популяризируют картину праздников в масштабе, не имеющем прецедента в истории культуры; развитие телевидения, рекламы создало мощные средства манипуляции поведением миллионов людей. Социологические исследования позволяют сделать вывод, что праздник зачастую становится объектом потребления экономической структуры современного общества, происходит утилизация праздника за счет пролонгирования экономического пространства на праздничное время, современное общество диктует новые формы и смыслы празднования, трансформируется структура праздничной культуры, ее функции и внешнее выражение.
Праздничная культура является важным фактором конструирования социальной идентичности. Праздник играет определенную роль в процессе социализации личности, осознании ею своего места и отношения к социальным группам общества. Участие индивида в праздновании является важным доказательством его устойчивой связи с группой, отмечающей праздник, показателем усвоения человеком культурных ценностей. Это особенно актуально тогда, когда ослабевают механизмы контроля и принуждения в праздновании. В праздновании в той или иной мере проявляются элементы насилия, которые выражаются в определенных ритуальных действиях и утверждают социальный порядок с позиции племени, нации, группы.
При проведении анализа праздничного календаря становится очевидным, что каждый праздник ориентирован на подтверждение групповой принадлежности индивида к определенной профессии, религии, нации полу, субкультуре. В государствах, переживающих социально-культурные катаклизмы, особенно остро стоит вопрос о росте значения этнической идентичности в современном обществе. В области культуры - это дискурс возрождения национальных культурных традиций, обращение к традиционным праздникам и обрядам как важнейшему звену исторической памяти. По мнению автора, традиционный праздник можно с полной уверенностью отнести к начальной и одной из самых эффективных форм этнической социализации, и к одним из действенных механизмов конструирования социальной идентичности.
Акт дарения и феномен подарка выполняют особо важные функции в праздничной культуре. Подтверждая теоретические результаты, полученные в первой главе, мы приводим описание идеологий и практик потребления в праздничной культуре в современных условиях. Особое внимание, как мы считаем, заслуживает изучение такого феномена, как «социальные сети», а именно: аспекты существования праздничного подарка как элемента инвестиции в социальную сеть. Социальная идентичность формируется как через принадлежность к определенному социальному полю, благодаря одариванию членов этого поля, так и через создание образа подарка, читаемого другими как знак принадлежности к этому полю. Особый интерес вызвает гедерный аспект подарка, его влияние на конструирование тендерной идентичности. Традиционное восприятие «женского» и «мужского» влияет на потребительский выбор в праздничное время, закрепляя и тиражируя в обыденном сознании традиционные тендерные стереотипы. И, хотя современное потребительское поле мужских и женских подарков все чаще пересекается, подарочная индустрия сознательно конструирует тендерную границу в сфере праздничного потребления, привлекая дизайнерские услуги, рекламу, СМИ.
Тенденции изменения праздника к контексте современной культуры четко прослеживаются на примере идеологии и практик празднования 8 Марта. Анализ феномена празднования 8 марта, ставшего сегодня в России общенародным женским праздником, наглядно показывает направление изменений смыслов и форм празднования в современных условиях. Опираясь на результаты контент-анализа праздничных газет, приуроченных к Международному женскому дню, с 1920 по 2001 годы, интервью и исследование организационной культуры в период празднования 8 марта, мы пришли к выводу, что политический праздник постепенно приватизируется, теряя свою идеологическую окраску. Результаты исследования показывают, чт<^ концепция празднования международного женского дня непосредственно связана с изменением государственной политики в отношении женщин. Инструментальный и креативный потенциал Международного женского дня использовался большевиками в целях пропаганды целей и задач революции. Культурному и социальному раскрепощению женщины способствовала семейная политика государства, а точнее, те ее этапы, которые вошли в историю как период сексуальной революции и отмены семьи. С начала 30-х годов начинается второй этап в семейной политике. Для женщины семья остается частью предписанной ей государством роли работающей матери, неизбежным противовесом работе, эквивалентом личного времени. Несмотря на то, что со второй половины пятидесятых в публичном дискурсе 8 Марта все еще остается «смотром достижений советских женщин», на приватном и публичном уровне, в кругу семьи, на производстве Международный Женский День становится всенародным праздником, трансформируясь в «женский день» - праздник всех женщин, невзирая на возраст и статус занятости. В настоящее время празднование 8 Марта все более подчиняется законом общества массового потребления, занимая свое место в империи «праздничного бизнеса», вносящего свой вклад в создание женского образа и подчеркивающего приватность и интимность в праздновании «женского дня». Результаты этнографических наблюдений празднования 23 февраля в организациях позволяют сделать вывод, что тенденция к изменению празднования 23 февраля и 8 Марта связана не только с приватизацией политического, но и подчеркивает тендерный дисбаланс: 8 Марта воспринимается сегодня как «женский день», а 23 февраля, как День защитника Отечества, праздник «профессиональной маскулинности». Тот факт, что 23 февраля не является выходным днем, позволяет отнести его, в определенной степени, к ряду профессиональных праздников, подобно дню геолога, железнодорожника, рыбака. Автор отмечает, что образ женщины как защитницы Отечества маргинален и присутствует лишь в официальном дискурсе, а участники празднования в приватном пространстве чествуют мужчин, вне зависимости от их отношения к Вооруженным силам. Это указывает на комплементарную структуру праздников, сфокусированных на тендерных идеалах: 23 февраля и 8 Марта сегодня образуют единую систему созависимых и взаимодополняющих ритуальных практик. Анализ феномена празднования 8 Марта, ставшего сегодня в России общенародным женским праздником, наглядно демонстрирует направление изменений смыслов и форм празднования в конкретных социальных условиях.
Социологический анализ праздника выступает способом исследования социальных и культурных перемен. Зарождение, расцвет, изменение церемониала праздника, преобразование его элементов, изменение способа празднования, продвижение или упадок его по отношению к другим праздникам - все это чувствительные показатели перемен более общего характера. Они связаны с судьбою систем ценностей, с историей идей, находят свое непосредственное выражение в вызванном праздником творчестве, знаменуют структурные и функциональные преобразования той общности праздники которой мы -исследуем. Без анализа праздника, на наш взгляд, нельзя представить динамику жизни, невозможно дать описание основных жизненных фаз, непрерывно изменяющихся и составляющих неразрывное социальное и культурное целое. Может ли в современных условиях исчезнуть потребность в празднике вообще? Очевидно что не может, поскольку сохраняется дифференциация человеческого времени и потребность в публичном проявлении, почитании коллективных ценностей, связанных с этим временем необходимость идентифицировать себя с определенной социальной группой. Все данные, которыми мы ныне располагаем, свидетельствуют, что праздник находит свое место в современной культуре. Древний институт приспосабливается к современной эпохе и ее условиям.
Список научной литературыКарпова, Галина Геннадьевна, диссертация по теме "Социология культуры, духовной жизни"
1. Абельс X. Интеракция, идентичность, презентация. Введение в интерпрета-тивную социологию. СПб.: Изд - во «Алтейя». 1999. 272 с.
2. Айвазова С.Г. Русские женщины в лабиринте равноправия. М.: ЗАО «Редак-ционно-издательский комплекс Русанова», 1988. 408 с.
3. Банников K.J1. Антропология экстремальных групп. Доминантные отношения среди военнослужащих срочной службы Российской Армии // Этнографическое обозрение. 2000. № 1. С. 112 142.
4. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика, пер. с фр. М.: Изд. группа Прогресс, «Универс», 1994. Барт Р. Мифологии. М.; Изд во им. Сабашниковах, 1994.
5. Бахтин М.М. К философским основам гуманитарных наук / Бахтин М.М. Соч. в 5 т/ Ин-т мировой литературы им. М.Горького РАН. М.: Русские словари, 1997, Т. 5.
6. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. -М.: «Худ. Лит.», 1990.
7. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: «Медиум», 1995. 323 с.
8. Берниггам Т.В. Моложежь в обрядовой жизни русской общины XIX в. Л., 1988. 275 с.
9. Беспалов В.Е., Сальников Л.В. Введение в функционалистику. Свердловск, 1991. С. 47.
10. Богатырев. П.Г. Вопросы теории народного искусства. М.: «Московский рабочий», 1971.
11. Бочаров В.В. Антропологическая наука и общество // Журнал социологии и социальной антропологии. 2000. Т.З, № 1. С.121 134.
12. Бургос М. История жизни. Рассказывание и поиск себя// Вопросы социологии. T. I. 1992. №2. С. 123-130.
13. Бурдье П. Начала. M.: Socio-Logos, 1994. С. 96-116.
14. Васильева Т.С. Основы качественного исследования: обоснованная теория// Методология и методы социологических исследований (итоги работы поисковых проектов 1992-1996 г.) М.: ин-т социологии РАН, 1996, С.56-65.
15. Введение в тендерные исследования. М МГУ, 2000. 224 с.
16. Веблен Т. Теория праздничной культуры. М., 1972.
17. Виноградский В.Г. «Орудия слабых»: неформальная экономика крестьянских домохозяйств//Социолог, журн. 1999. № 3/4. С.36-49.
18. Генкин Д.М. Социально-педагогические основы массового праздника: Авто-реф. дис. докт. пед. Наук.
19. Герцен А.И. Об искусстве. -М., 1954.
20. Глебкин В.В. Ритуал в Советской культуре. М.: Янус К, 1998.
21. Градскова Ю. В. Обычная советская женщина. М.: Компания Спутник +, 1999. 156 с.
22. Турин С.П. Проблемы маргинальной антропологии. Саратов: Изд во Саратовского госуд. соц.-экон. ун - та, 1999. С 36 - 99.
23. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. III. М., 1956.
24. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М.: Канон, 1995.350 с.
25. Ежов О.Н. Онтология социального времени. Саратов: Сарат. гос. тех. ун-т, 2000.480 с.
26. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Пособие для студентов высших учебных заведений. В 2-х ч. 4.1 М.: «Аспект Пресс», 1994. С 79 - 355.
27. Жигульский К. Праздник и культура. М.: Прогресс, 1985. 336 с.
28. Здравомыслова Е.А. Женщины без работы // Все люди сестры. Бюллетень № 3. СПб, 1994.
29. Здравомыслова Е.А., Темкина A.A. Социальное конструирование тендера// Социологический журнал. 1998. №3/4. С.171-181.
30. Ильин В.Поведение потребителей. Сыктывкар: Сыктывкарский университет, 1998. 191 с.
31. Ионин JI. Г. Основания социокультурного анализа. М.: Рос.гос.гуманит.ун-т, 1996. 151 с.
32. Ионин Л.Г. Социология культуры. М.: «Логос», 1996. С.126 164.
33. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Конец XIX -начало XX вв. Зимние праздники. М., 1978.
34. Канетги Э. Масса и власть. М., Изд. Группа «Прогресс», 1997.
35. Карпова Г.Г. Праздничная культура как фактор формирования этнической идентичности// Тендер, власть, культура: социально антропологический подход. Саратов: СГТУ, 2000.
36. Карпова Г.Г.Социокультурные аспекты праздничного времени// Культура, власть, идентичность. Новые подходы в социальных науках. Саратов: «Волжский сад», 1999.
37. Козлова Н. Социально историческая антропология. М.: «Ключ - С», 1999. 192 с.
38. Козлова H.H. Сцены из частной жизни периода «застоя»: семейная переписка// Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Том II. № 3. С. 120-134.
39. Ковалев Е.М. Штейнберг И.Е. Качественные метода в полевых социологических исследованиях. М.: Логос, 1999. 384 с.
40. Коньков Р., Лепилин Я. Ленинский день: Сб. материалов для школьной и клубной работы. М.- Л., 1926.
41. Коста К. Трансформация тела в ходе фестиваля Falles св. Иосифа в Валенсии // Рубеж. 1999. № 13-14. С.113-126.
42. Культурология. XX век. Словарь. СПб.: Университетская книга, 1997. 640 с.
43. Лаптева Л.С. Функции массовых праздников// Парк и отдых: Труды/ НИИ ¡/ культуры. Вып., 2. М., 1976. С. 170 189.
44. Леви Стросс К. Первобытное мышление. М.; Республика, 1994. 384 с.
45. Леденева А. Блат и рынок: трансформация блата в постсоветском обществе.// Неформальная экономика. Россия и мир / Под ред. Т. Шанина. М.: Логос, 1999.
46. Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в древней Руси. Л.: Наука, 1994.
47. Лотман Ю.М. Беседв о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII начало XIX века). СПб.: "Искусство-СПб", 1994.
48. Луначарский A.B. О театре и драматургии: В 2т. T.I. М. ,1958.
49. Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление. М.: Наука, 1978.
50. Максютин Н.Ф. Культурологические аспекты праздника. Казань: Медицина, 1996.
51. Малиновский Б. Магия, наука и религия. М.: Изд-во «Рефл-бук», 1998.290 с.
52. Малиновский Б. Научные принципы и методы исследования культурного из-менения.//Антология исследований культуры. Санкт Петербург, Университетская книга, 1997, С. 371 - 385.
53. Маслова О.М. Качественная и количественая социология: методология и методы (по материалам круглого стола) // Социология: 4М. 1995. № 5-6. С.5-15.
54. Место массового праздника в духовной жизни социалистического общества. Сб .научных трудов. Л., 1981.
55. Мещеркина Е.Ю. Институциональный сексизм и стереотипы маскулинности// Тендерные аспекты социальной трансформации. Под ред.М.М.Малышевой. Демография и социология. Выпуск 15. М.: Институт социально-экономических проблем народонаселения. 1996. С. 196-206.
56. Мид.Дж.Г. Интернализованные другие и самость//Американская социологическая мысль: Тексты/Под ред В.И.Добренькова. М:Изд во МГУ, 1994. С.157 -170.
57. Мизов Н. Праздник как общественное явление. София. 1966.
58. Миллер В. Русская масленица и западноевропейский карнавал. М.: Наука. 1884.43 с.
59. Миллер Р. Праздники в Англии // Англия. 1982. № 3 (83). С52-61.
60. Михайлов С. Эмпирическое социологическое исследование. М., 1975.
61. Мосс М. Очерк о даре./ Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. М., «Восточная литература» РАН. 1996.
62. Наши праздники, М., 1977. С.83 223.
63. Нунан Н. Ведет ли сознательность к действию: исследование воздействия перестройки и послеперестроечного периода на женщин России // Женщины России вчера, сегодня, завтра? М.: "Россия молодая", 1994.
64. Орлов О.Л. Праздники и зрелища Древней Греции и Древнего Рима. Л., 1991. 41 с.
65. Основы тендерных исследований/Хрестоматия. М.: МЦГИ/МВШСЭН, 2000. С. 279-295.
66. Погрешаева Т.А. Самосозидание личности в свободное время. Саратов: Изд -во Поволжск. межрег. учеб. центра, 1999. 164 с.
67. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. Л.: ЛГУ. 1986.
68. Радклифф-Браун P.A. Методы этнологии и социальной антрополо-гии.//Анталогия исследований культуры. Том 1. СПб.:Университетская книга. 1997. С.603 654.
69. Ревуненкова Е.В. Ребенок в представлении батаков Северной Суматры /Этнография детства. М.: Наука, 1988.
70. Римашевская Н., Ванной Д., Малышева М. и др. Окно в русскую частную жизнь. Супружеские пары в 1996 году. М.: Akademia, 1999.272 с.
71. Романов П.В. Социальная антропология организаций. Саратов: СГТУ, 1999. 136 с.
72. Рона-Тас А. Устойчивость социальных сетей в посткоммунистической трансформации Восточной Европы./ Неформальная экономика. Россия и мир / Под ред. Т. Шанина. М.: Логос, 1999.
73. Руссо Ж.-Ж. Письма к д Алемберу. Письмо о французской музыке// История эстетики. Т.2. М.: «Сов. Россия», 1964.
74. Сакулина Н. Праздник в детском саду// Праздник в детском саду. М.,1947. С. 3 -4.
75. Сапронов П.А. Культурология/Курс лекций по теории и истории культуры. СПб.: «Союз», 1998 С.64- 121.
76. СикевичЗ.В. Национальное самосознание русских. М.: Механик, 1996.
77. Смирнова Е.Р. Шапкина Н.В. Человек в контексте культуры. Саратов.: СГУ, 1997. 79 с.
78. Снегирев И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. М., 1990 // Библиотечка в помощь клубному работнику. Вып.11- 12.
79. Современная западная социология / Под.ред. П.Монсона. СПб.: Нотабене, 1992.445 с.
80. Соколов Э.В. Культура и личность. Л., 1972.228 с.
81. Строительство коммунизма и преодоление религиозных пережитков. М.,1966.
82. Суханов И.В. Обычаи, традиции, обряды как социальные явления. Горький, 1973.
83. Тарт Г. Мнение и толпа. Психология толп. М., 1998.
84. Тартаковская И. Мужчины и женщины в легитимном дискурсе // Тендерные исследования. №4 (1), 2000. С.246-265.
85. Тартаковская И.Н. Социология пола и семьи. Самара: ИОО, 1997.
86. Топоров В.Н. Праздник / Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х томах. Т.2. М., 1994. С. 320-349.
87. Тьерсо Ж. Песни и празднества французской революции. М.: «Советская Россия», 1933.
88. Угринович Д.М. Обряды: за и против. М.: 1975. 175 с.
89. Уорнер У. Живые и мертвые. М.-СПб.: Университетская книга, 2000. 671 с.
90. Ушакин С.А. Количественный стиль: потребление в условиях символического дифицита//Социолог, журн. 1999. № 3/4. С. 187-215.
91. Фадеева О. Межсемейная сеть: механизмы взаимоподдержки в российском селе.// Неформальная экономика. Россия и мир/ Под ред. Т. Шанина. М.: Логос, 1999.
92. Femina Postsovietica. Украинская женщина в переходный период: от социальных движений к политике/Под ред. И.Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ, 1999. 335 с.
93. Хейзинга. Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня: М.: Изд гр. « Прогресс», «Прогресс-Академия», 1992,464.
94. Цехновицер О. Праздники и революция. Л., 2931.203 с.
95. Чичеров В.И. Русское народное творчество. М.: Изд-во МГУ, 1959. С.359 -416.
96. Щербинин А.И. Тоталитарная индокринация: у истоков системы. Политические праздники и игры// «Полис», 1998, № 5. С. 79 96.
97. Ярская В.Н. Время в эволюции культуры: Философские очерки. Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 1989. 152 с.
98. Ярская Смирнова Е.Р. Социокультурный анализ нетипичности. Саратов: Са-рат. гос. тех. ун-т, 1997. 272 с.
99. Baudrillard J. Consumer Society// Baudrillard J. Selected writings. Stanford, 1988.
100. Buckley M. Women and Ideology in the Soviet Union. New York, London: Harvester Wheatsheaf, 1989.
101. Chatteijee Ch. Celebrating Women: International Women's Day in the Soviet Union, 1917-1939. Indiana: Indiana University Bloomington, 1991.
102. Dictionnaire encyclopédique Quillet. V. III. Paris, 1969. P. 2483 2484.
103. Duvignaud J . Fetes et civilisation. Paris, 1973.
104. Emirbayer M., Goodwin J. Network Analysis, Culture, and the Problem of Agency // American Jornal of Sociology 6, Vol.99: 1411-1454.
105. Ernout A., Meillet A. Dictionnaire etimologique de la langue latine. Paris, 1959.
106. Gennep A.van. The Rites of Passage. London, 1960.
107. Goffinan E. The presentation of self in everyday life. New York: Doubleday, 1959.
108. Herlitz G., Kirschner В. Judisches Lexicon, Bd. II, Berlin, 1928.
109. Hogg M.A., Abrams D. Sosial Identification a sosial psychology of intergroup relations and group processes. New York: Routledge, 1988.268 p.
110. Hooke S.H. (ed.). Myth, Ritual and Kinship. Oxford, 1958.
111. Maclver R. M., Page С. H. Society. N. Y. 1949,
112. Steiner P. La sociologie de Dürkheim. Editions La Découverte. Paris, 1994. 126 P
113. Schwartzman I.A. Ethnography in Organizations. Newbury Park, London, New Delhi: Sage Publications. 1993.
114. Thines G., Lempereur A. Dictionnaire General des Sciences Humaines. Paris, 1975.
115. Toffler A. The culture consumers: A study of art affluence in America. New York: Free Press, 1967.117. http://www.acapod.ru/page.htm?action=sovet&sid=601