автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Религиозная жизнь Дальнего Востока (1858-1917 гг. )

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Сердюк, Мария Борисовна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Владивосток
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Автореферат по истории на тему 'Религиозная жизнь Дальнего Востока (1858-1917 гг. )'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Религиозная жизнь Дальнего Востока (1858-1917 гг. )"

СГ>)

ад «т»

СГ;

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ИНСТИТУТ ИСТОРИИ, АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ НАРОДОВ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

На правах рукописи

СЕРДЮК Мария Борисовна

РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА (1858—1917 гг.)

Специальность 07. 00. 02 — Отечественная история

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Владивосток, 1998

Работа выполнена на кафедре отечественной истории Дальневосточного государственного университета.

Научные руководители:

доктор исторических наук, профессор Э. В. ЕРМАКОВА, кандидат философских наук, доцент С. М. ДУДАРЕНОК.

Официальные оппоненты:

доктор исторических наук, профессор И. Г. СТРЮЧЕНКО. кандидат исторических наук, доцент В. Ф. ЛОБАНОВ.

Ведущая организация:

Южно-Сахалинский государственный педагогический институт.

ю

Защита состоится «мая 1998 г. в . часов па заседании

Специализированного совета Д. 200. 31. 01. но защите диссертации на соискание ученой степени доктора наук в Институте истории, археологии н этнографии народов Дальнего Востока Дальневосточного отделения Российской Академии паук по адресу: 690600 г. Владивосток, ГСП, ул. Пушкинская, 89.

С диссертацией можно ознакомится в библиотеке Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока.

Автореферат разослан апреля 1998 г.

Ученый секретарь Специализированного совета кандидат исторических наук, старший научный сотрудник . у ^ДЛ'ЛЯМОВА

- .сг-

ОЩАЯ ХАРАКТЕЕМСШКА РАБОТЫ

Актуальность к с следования. Для современной отечественной историографии характерен переход к комплексному переосмыслению многих моментов истории страны. В значительной степени это касается роли религии и вероисповедных организаций в российской истории и культуре, роли, значение которой трудно переоценить.

В последние годы в России религия оказалась в центре общественного внимания. Благодаря переменам, произошедшим в государстве и обществе, возросло число верующих и число религиозных организаций. Наряду с возрождением традиционных церквей, происходит процесс активного восприятия обществом зарубежных религиозных течений и создание новых отечественных..Современная вероисповедная ситуация в России неоднозначна, возникают проблемы, непосредственно затрагивающие государственные интересы. Появилось понятие "духовная безопасность", то есть надежная защита духовных ценностей, норм и нравственных составляющих образа жизни россиян.* Особенно актуальными вероисповедные проблемы стали для российского Дальнего Востока из-за его приграничного положения, оторванности от традиционных религиозных центров, растущего влияния зарубежных миссий. Большинство, из действующи в Приморском, Хабаровском краях и Амурской области, конфессиональных организаций являются отделениями зарубежных протестантских и неохристианских церквей. Эта ситуация, являясь отражением геополитических интересов, не может не обращать на себя внимание.

1997 г. прошел как год повышенного общественного интереса к религиозным проблемам. Принимался закон "О свободе совести и религиозных объединениях". Одним из последствий его принятия стало обращение к истории религии в России как самих вероисповедных организаций, так и средств массовой информации и государственных органов.

Одним из важнейших вопросов современности остается веротерпимость в обществе, спокойное восприятие религиозного инакомыслия. Для этого необходима выработка гибкой и результативной государственной политики в области религии, нормализация государственно-конфессиональных отношений и, возможно, государственное

I ■ -

Яновский Р. Г. Духовно-нравственная безопасность России // Социологические исследования. - 199Ь. - $ 12. - С.39.

регулирование мэжконфессионалышх отношений. Таким образом "изучение религиозной ситуации в прошлом и настоящем, поиски решения Еоэникаюдих проблем становятся насущной потребностью общества, залогом его дальнейшего успешного развития.

С точки зрения истории важен конкретный анализ прежней вероисповедной жизни и традиций. Сегодня сфера деятельности и влияния религиозных организаций значительно расширилась, во многом напоминая дореволюционную ситуацию. Опыт Российской империи в этой области общественной жизни заслуживает большого внимания: конфессиональная жизнь различных частей страны регулировалась в зависимости от государственных интересов; при всей жесткости законов, защищавших положение государственной религии - православия, учитывалась специфика отдельных регионов. Одним из примеров гибкости вероисповедной политики служит религиозная жизнь Дальнего Востока во второй половине XIX - начале XX вв.

ИстотаогсаФня пгоблемы. История религиозных организаций на российском Дальнем Востоке не может изучаться в отрыве от истории религии в стране в целом. Общероссийская литература всегда оказывала влияние на работы местных исследователей. Начало изучению проблем религии в конце XIX - начале XX вв. было положено дореволюционными исследователями.^ В советский период ученые не только подняли широкий комплекс вероисповедной проблематики, но и выработали основополагающие концепции истории религии в России. Периодизация истории Русской православной церкви, место православия в государстве и общество, его влияние на идеологию к политику рассмотрены Н.М.Никольским и в коллективных трудах.^ Основополагающие выводы о роли в российском историческом процессе старорусского сектантства и старообрядчества изложены в трудах

^ Рункевич Г.С. Русская церковь в XIX веке. - СПб.,1901; Пруга-вин A.C. Старообрядчество во второй половине XIX в. - М.,1904; Он же. Раскол и сектантство в русской народной жизни. - М., 1905; и др.

Никольский Н.М. История русской церкви. - М. ,1985; Русски-; православие: вэхи истории. - М.,1989; Русская Православная Церковь:988 - 1988: Очерки истории. - М.,1988.

А.И.Клибанова, В.Ф..М-,1Л0Бид0г,а, В.Г.Карцова, П.Г.Рындзюнскогр.4 Проблемы возникновения и развития протестантских церквей в_Рос-сик изучались А.В.Беловым, Д.¡{.Митрохиным, А.И.Клибановым.0 Некоторые идеологические оценки утратили свое значение, но основные концептуальные полокения, исследования особенностей религиозного мировоззрения в этих трудах стали прочным основанием ' дальней!шх исследований на общероссийском и региональном уровнял. Последние; годы отмечены постоянным вниманием исследователей истории и культуре старообрядчества.6 Вероисповедные основы градовой мотивации, эффективность хозяйственной деятельности разяч." направлений христианства проанализированы в работе Т.Б.Коьаль» Обращение к этим исследованиям позволяет соотнести события на Дальнем Востоке с вероисповедной ситуацией в стране в целом, увидеть местные особенности на общероссийском фоне.

Историю религиозных организаций в Приамурском крае еозйоякс рассматривать только как неотъемлемую составляющую социально-политической и экономической истории Дальнего Востока., чтс потребовало внимательного отношения к историографии заселения и ос-вое1шя края.®

4 Клибаноз А.И. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. -М.,1378; Миловидов В.Ф. Старообрядчество в прошлом и настслча?«. - М.Д9ь9; Карцов В.Г. Религиозный раскол как Форма антифеодального протеста в истории России: Спецкурс» 4.1-2. - Калинин, 1971; Рандзюнский П.Г. Старообрядческая организация в условиях развития промышленного капитализма // ВИРА. - М., 1Э50 и др.

5 Белов А.В.Секты. Сектантство. Сектанты. - М.,1979; Митрохин Л.II Баптизм. - М. ,1974; Клибансв История религиозного сектантства в России / 60-э гг. XIX в. - 1917 г./. - М,,1965;и др.,

5 Мир старообрядчества. ВлпД-З. - М. ,1992-1993; Старообрядчество : история, культура, современность. Вып.1-6, - Д9Э4-1997; я яр.

7

Коваль Т.Е. "Тяякоэ благо": христианская этика труда. - М.,1994

8 Кабузан В.М. Дальневосточный край в ХУП ~ начале XX вв. - М., 198»; История Дальнего Востока СССР в эпоху феодализма и капитализма /ХУП - Февраль 1917 гг./. - М.,1591; Крестьянство Дальнего Востока СССР XIX - XX вв.: Очерки истории. - Владивосток, 1991; Очерки истории родного края. - Хабаровск, 1933; Очерки истории Приморья. - Владивосток, 1990.

В дальневосточной историографии истории религиозных организаций можно выделить три'перюда: дореволюционный, советский и постсоветский. Вероисповедная тематика имеет широкие междисциплинарные связи, что подтверждается обращением к ней во все пери-, оды на только историков, но и этнографов, филологов, философов, краеведов и церковных историков.

В дореволюционной историографии наибольшее внимание уделялось Русской православной церкви. Подробно отражена в ней деятельность. известнейшего дальневосточного архиепископа Иннокентия /Попова-Вениашнова/, впоследствии митрополита Московского и Коломенского. Периодика Приамурского края регулярно публиковала статьи о истории епархий, о монастырях, персоналии священнослужителей, некоторые из них позднее вышли отдельными изданиями. Эти работы были написаны православными священнослужителями или краеведами православной ориентации. Поэтому, давая хронологию и фактологию событий, они, как правило, обходили молчанием не-• лицеприятные моменты, идеализировали историю православия на Дальнем Востоке.

Истории духовных христиан посвящены статьи А.В.Кириллова и К.Литвинцева. В них показаны первые десятилетия жизни в крае молокан и духоборов. Но, написанные с ортодоксально-православных позиций, статьи носят сенсационно-обличительный характер. В ином тоне выдержана работа А.Максимова, где дана более объективная оценка роли молокан в экономической и общественной жизни Приамурья.

епархиальные ведомости. - аааь. - » Архипастыри /1840-1900/ // Благовещенские епархиальные ведомости. * 24; Львов И. Николаевский Свято-Троицкий монастырь в 1896 г. // Приамурские ведомости. - 1899. - К 273;

у 1 1

Сильницкий.А.П. Кизнь и деяния высокопреосвященного Иннокентия /Вениаминова/ // Приамурские ведомости. - 1897. - J* 194: Кириллов A.B. Материалы для истории христианской миссии на Амуре, со времени присоединения его к России до 1865 г.// Камчатские ^па^хиальн^е ведомости. - 189G. - № 1,3; Архипастыри Приам^ья

на Уссури

.. ___________________ _____ - ____, Преосвя-

щенный Иннокентий, епископ Приамурский и Благовещенски*// Камчатские епархиальные ведомости. - 1899. - й 6-7; Вачлин Г. Первая обитель на Дальнем Востоке. - Владивосток, 1903. ; Суслов А. Уссур:йский Свято-Троицкий Николаевский монастырь. -Хабаровск, 1905.; и др.

Кириллов A.B. Явление Царя царей /страничка из жизни амурских прыгунов/ // Камчатские епархиальные ведомости. - 1895. -# 1-5; Он же. Амурские прыгуны или духовные христиане // Камчатские епархиальные ведомости. - 1897. - ь, 7,10ДЗД9,20; Литвинцев К. Амурские сектанты: молокане и духоборы. - СПб., 1888.

Максимов А, С берегов Амура// С.-Петербургские ведомости. -188Ü. - Je 25.

Старообрядчеству Южно-Уссурийского края посвядена работа Г.П. Михайлова, в которой автор стремился раскрыть экономические достижения староверов и доказать необходимость их переселения.в край. Отдельные сведения о переселении, обычаях и бытовом укладе старообрядцев, краткий анализ их роли в Приамурье имеются во мцогих трудах В.К.Арсеньева.^

По вопросам деятельности протестантских обдан есть рад статей, которые лить условно можно отнести к историографии. Это работы православных священников, в которых кроме богословской критики и обличений содержится отрывочный фактологический материал и обзоры религиозной ситуации. .

Таким образом дореволюционная историография дает неполную и, зачастую, тенденциозную картину религиозной жизни края.

Второй этап изучения определяется советским периодом. Творческая активность исследователей проблем религии значительно снизилась. Изучение касалось отдельных аспектов, таких как фольклор старообрядцев, некоторые моменты истории сектантства.*^ Активное исследование дальневосточного сектантства началось в 1960-е гг. Одной из первых была работа И.В.Сосниной, посвященная критике сектантской идеологии.16 История религиозных общин в ней излагается поверхностно и изобилует неточностями.

^ Михайлов Г.П. Староверы как колонизаторы Уссурийского края // Сибирские вопросы. - 1905. - Jf 1.

Арсеньев В.К. В дебрях Уссурийского края. - М.,1950; Он же. Китайцы в Уссурийском крае. - Хабаровск, 1914; и др.

Толпегин С. Штундисты на Дальнем Востоке // Дальний Восток. - 1912. - И 85; Давыдов В. Маленький дневник // Владивостокские епархиальные ведомости. - 1911. - № 5; и др.

15 Георгиевский A.B. Русские на Дальнем Востоке, Вып.1У. - Владивосток, 1929; Он же. Вопрос об архивах и памятниках даевна» русской письменности в пределах Дальневосточного края П Записки Владивостокского отдела РГО. Т.П /XIX/. - Владивосток, 1929; Долотов А. Сектанты в Дальневосточном крае // Критика религиозного сектантства /опыт изученияселигиозного сектантст-• ва в 20-х - начале 30-х годов/. - М.,1974.

^ Соснина И.В. Правда об амурских сектантах. - Благовещенск, 1962.

Серьезным исследованием конца 60-х - начала 70-х гг.. явилась докторская диссертаций Н.М.Балалаевой и ее опубликованные статьи. Автор показала начало формирования сектантских общин /молокан, баптистов, адвентистов седьмого дня/ на Дальнем Вое-, токе, проанализировала роль сектантства в экономике края, впервые обратилась к государственно-конфессиональным отношениям. Ее работы не потеряли научной ценности и в настоящее время. Но не со всеми идеологичеекми оценками, данными с позиции атеистической критики, и разоблачения сектантства, сегодня можно согласиться.

Некоторые исследования этих лет не были опубликованы. Одни из-за идеологических причин/другие из-за прекращения работ.18 Таким образом в советской историографии вероисповедная проблематика нашла свое отражение, но прослеживается определенная односторонность изучения как результат идеологических установок.

Конец 1980-х гг. стал началом нового этапа в дальневосточной историографии истории религии. Многие исследователи обратились к вероисповедной проблематике, в которой выделяются три основных направления - история православия, история и культура старообрядчества, история религиозного сектантства.

В изучении истории Православной церкви преобладают работы-персоналии. Г.В.Прозорова, опираясь на личные /частные/ архивы, восстанавливает биографии, возвращает забытые имена православных деятелей.1® В 1997 г., году 200-летнего юбилея первого даль-

\*>......

Балалаева Н.М. История религиозного сектантства на Дальнем Востоке СССР /1859 - 1936 гг./. Автореферат диссертации на

соискание уч. степ, д.и.н. - М.,1971: Она же. Появление бап-

тизма в Приамурье // Ученые записки ХГПИ./серия историческая/. Т.21. - Хабаровск,1939.; Она ке. Адвентизм седьмого.дня в Приамурье в период империализма // Там же.; Она ке. О переселении молокан в Амурскую область // Ученые записки ХГПИ /серия историческая/. Т.16. - Хабаровск,1968.; и др.

Свиридова Л.М. Песенный репертуар дальневосточных духоборов // Рукописный фонд .отдела этнологии ИИАЭ ДВО РАН. Папка К '¡¿1: Отчет м.н.с. сектора этнографии Н.П.Дубовик за 1977 г.// Там же;

Прозорова Г.В. Первый епископ Владивостокско-Камчатской епархии Евсевий /Никольский/ // УП Арсеньевскяе чтения. - Уссурийск 1994.; Она же. О пребывании протоиерея о.Иоанна Восторгова в Приморье // Краеведческий вестник. Бып.Ш. - Владивосток,

невосточного ешскопа Иннокентия /Попова-Вениаминова/, были опубликованы статьи, продолжившие освещение его жизни и вклада в дело освоения Приамурья.20 Во Владивостоке, под руководством д.и.н. И.Г.Стрюченко, прошла юбилейная научная конференция "Иннокантьевские чтения", где, кроме биографии первого Камчатского епископа, затрагивались многие проблемы истории феской православной церкви в регионе.

Рад публикаций по истории православных храмов п Приморье принадлежит протоиерею о.А.Суржику.21 В работах известного краеведа Н.Г.Мизь восстанавливается история православных храмов и некрополей, монастырей.22 Главная ценность этих исследований * в собранном фактическом материале.

Культура старообрядчества находит свое отражение в этнографических работах. Ю.В.Аргудяева изучает семейнйй и бытовой уклад последователей этого религиозного направления.23 С 1986 г. систематическую работу по изучению традиционной культуры старообрядцев ведут сотрудники Приморского государственного краеведческого музея йм.В.К.Арсеньева. Ими собраны богатые коллекции, создана видеотека о беспоповцах ярая, опубликованы статьи. Щзей стал организатором первой научной конференции о дальневосточник старообрядцах в 1994 г.

ги Стрюченко И.Г. Святитель Иннокентий и нале время // Россия и AIP. - 1997. - № 3.; Белоглазова С.Б., Чернавская В.Н. Быть полезным Отечеству // Там же.: НМщииюв H.A. Причислен к дли? святых// Амурская газета. - 1997, - $ 1.; Он же. Святитель Иннокентий // Амурский народный дом. - 19S6. - 23,24,20.

Суржик А.Покровская церковь /У красное знамя. - 1989. - ; 8 июня.; Он же. Храмы города Владивостока // Записки СКАК. . Т.ХХУШ. - Владивосток, 1992.; и др.

Мизь Н.Г. Покровское кладбище Владивостока. Исторический очерк. - Владивосток, 1S91. и др.

23 Аргудяева Ю.В. Семья и бит старообрядцев Приморья /конец XIX - начало XX вв./ // Культура Дальнего Востока Х1Х-ХХ вв. -Владивосток, 1992.: Она же. Старообрядцы: история и современ-■ ность // Focciw и АТР. - 1993. - № 2.; и др.

Кобко В.В. Традиционная одежда старообрядцев Приморья. Каталог выставки. - Владивосток, 1994; Алтарь России. Вып.1. Старообрядчество Сибири и Дальнего Востока, история и современность: местная традиция, русские и зарубежные связи. Мат. науч.-практ. конференции 19-25 сентября 1994 г. - Владивосток, 1997.

Ведущая роль в изучении истории дальневосточного старообрядчества принадлежит В.Ф.Лобанову. В его статьях впервые подняты и рассмотрены многие проблемы: переселение в Приамурье "зарубежных" отарообрядцев, государственная политика в их отношении, взаимодействие религиозной и сельской общин.25 Исследования В.Ф.Лобанова еще не получили монографического оформления, но по постановке и решению ряда вопросов являются наиболее глубоким обращением к этой теме.

Религиозному сектантству в последние годы уделялось меньше внимания. Воцросы культурной специфики молокан, их участие в процессе культурной адаптации русских переселенцев в Приамурье поднимаются в работах Л.Е.Фетисовой.26 Особой теме - хозяйственной деятельности отдельных семей молокан и старообрядцев, внесших заметный вклад в развитие экономики края, - посвящены статьи Ю.Н.Осипова.

Фактически данными исследованиями ограничивается современная историография, носящая статейный и тезисный характе. Имеется только одна монография, посвященная истории православия на островной территории региона.2® Это первая подобная работа, выпол-.ненная в виде исторического очерка.

Анализ историографии показывает, что вероисповедная проблематика находит свое отражение в литературе, прослеживается стремление исследователей выработать новые подходы и рассмотреть не

Лобанов В.Ф. Старообрядчество на Дальнем Востоке // Очерки истории родного края. - Хабаровск, 1993; Он же. Возвращение старообрядцев /1900-1913 гг./ // Россия и АТР. - 1994, - Х- 2.; Он же. Сельский мир и конфессия у крестьян-старообрядцев Дальнего Востока /вторая пловина XIX - начало XX вв./ // Этнос и культура. - Владивосток, 1994.;-и др.

Фетисова Л.Е. Культура и быт молокан Приамурья // Русский фольклор и фольклористика Сибири. - Улан-Удэ, 1994.;тОна же. Русский народ и русская культура на восточной окраине страны // Вестник ДВО РАН. - 1995. -$ 6.

Осипов Ю.Н. Один из первых опытов фермерского хозяйства в Приморье // Вестник ДВО РАН. - 1995. - » Ь.; Он же. Еариково -выселок молокан // Красное знамя. - 1992. - 2 декабря.; Он же. Хозяйство братьев Ланкиных // Амурский маяк. - Тамбовка,1993. - К 44. ; и др.

Костанов А.И. Русская православная церковь на Сахалине и Курильских островах. Исторический очерк. - Ю.-Сахалинск, 1992.

- Н -

затронутые ранее вопросы. Конфессиональной тематике, как одному из аспектов истории Дальнего Востока, уделяется внимание практически на всех региональных научных форумах последних лет. Однако", несмотря на значительное число публикаций, полностью круг проблем еще не охвачен, только определены их контуры. Заметно наличие многих лакун: выпадают из поля зрения исследователей некоторые конфессии /например, . штундисты/, мало внимания уделяется государственной вероисповедной политике,нет пока завершенной картины становления, и деятельности даже отдельных конфессий, не говоря уже об обобщающих работах.

Цель и задачи исслаттования. Исходя из состояния историог-ра]ии темы автор ставит целью рассмотреть важнейшие аспекты деятельности конфессиональных групп русскоподданного населения юга Дальнего Востока в специфических социально-политических и экономических условиях осваеваемой территории. Задачи исследования:

- рассмотреть источники формирования и пополнения религиозных организаций в процессе русского заселения Дальнего Востока;

- раскрыть основные направления государственной политики в области религии в крае,

- показать сложную картину межконфессионального взаимодействия,

- выявить местные особенности религиозной жизни.

Объект исследования. Объект изучения - религиозные организации /группы/ образованные русскоподданным населением, переселенцами на Дальний Восток из других частей России, наиболее крупные и влиятельные в крае. Это все виды православных организаций, общикы старорусских и протестантских сектантов. Другим конфессиям уделено меньше внимания из-за сравнительно небольшого числа последователей.

Тертатотжалыше рамки исследования включают юг российского Дальнего Востока: Амурскую область, и южную часть Приморской области, входивших в состав Приамурского генерал-губернаторства /современные территории Амурской области, Приморского края и юг Хабаровского.края/. .

Хронологически г.а>«ки исследования охватывают период с 1858 по 1917 гг. Они определяются началом освоения Приамурья после его возвращения России в 1858 г. и Февральской революцией 1917 г., которая привела к коренным изменениям в вероисповедной политике и жизни государства.

Методологическая основа диссертации. В основу аналитической работы над фактическим материалом были полохени принципы историз .7а и объективности. Вся религиозная ситуация рассматривается в исторической динакше, с выявлением основных этапов, периодов и тенденций развития. Исключительно важна объективность рассмотрения теш, так как было необходимо преодолеть некоторые односторонние субъективные и догматизированные представления прежних лет. Автор стремился к беспристрастности и непредвзятости, строго придерживаясь аконфессиональной позиции.

Основные метода исследования - историко-генеткческий и сравнительно-исторический .

Ксточниковую базу диссертации составил обширный комплекс опубликованных и неопубликованных источников, часть из которых впервые вводится в научный оборот.

Первую группу источников составили законодательные акты -законы, регламентирующие деятельность и положение вероисповеданий в России. Особым видом законодательных материалов являлись циркуляры. Имея секретный характер, они могли отменять положения действующих законов, предписывая иные юридические нормы. Циркуляры уточняли и разъясняли практическое применив законов. В исследовали бы^ использованы те циркуляры, которые удалось выявить в фондах государственных учреждений, например, в фсвде 821 Департамента духовных дел инославных исповеданий Министерства внутренних дел в Российском государственном историческом архиве /РША/.

Вторую группу источников составили материалы официального делопроизводства. Это документы таких учреждений как Переселенческое управление, Комитет по заселению Дальнего Востока, Комитет министров, Святейший Синод: внутриведомственная и межведомственная переписка, журналы заседаний, отчеты и подготовительные материалы. Они отложились в соответствующих фондах РГИА, Российского государственного исторического архива Дальнего Востока /Р1ИА ДВ/, Государственного архива Амурской области /ГААСД В эту группу источников входят ежегодные губернаторские отчеты и подготовительные к ним материалы, которые отложились в фондах высших государственных учреждений в РГИА / фф.394, 1265, 1263/ и в фовдах РША ДВ. Все эти источники позволяют раскрыть ход решения различных вопросов вероисповедной политики, согласование документов между ведомствами. Материалы официального делопроиз-

водства дают представления о вероисповедном составе населения и воздействии светской власти на религиозную жизнь.

Третью группу источников составили материалы, созданные внутри церквей и религиозных организаций. Самую обширную часть этой группы представляют документы Русской православной церкви^ источники других конфессий не столь значительны. Уже в этом нашло отражение неравноправное положение в России религий: Русская православная церковь была государственной церковью, часть» государственного аппарата и внутри ее делопроизводство было прекрасно налажено. Эта источники сохранились в фонде Канцелярии Святейщего Синода в РИА, а также в весьма скромных остатках архивов дальневосточных епархий : ф.907 в РИА ДВ, фонды 4-К и 29-И в ГААО, ф. 1318 в Государственном архиве Приморского края /ТРЖ/.

Источники, сложившиеся в других конфессиях, собраны в коллекции документов Государственного архива Хабаровского края. Это немногочисленные и разрозненные материалы. Но имеются и опубликованные источники. Это комплексы .материалов съездов разных конфессий начала века. Наиболее объемны и информативны из них "Труди4 Всероссийских старообрядческих съездов Белокриницкой церкви. Эта группа источников в целом дает возможность реконструировать внутрицерковную жизнь, мекконфессионалыше отношения, взаимодействие с государственными органами. Необходимо, отметить, что многие источники этой группы носят необъективный характер из-за предвзятого отношения религиозных организаций друг к другу.

Четвертую группу источников составляют мемуары и дневники. Использовались воспоминания о посещении Дальнего Востока и впечатления о религиозной жизни края деятелей литературы и искусства Г.С.Гантимурова и В.В.Верещагина; руководителей религиозных организаций А.С.Проханова, Г.П.Винса, В.Г.Павлова. Эти материалы представляют собой взгляд на ситуацию со стороны и выступают как дополнение к другим группам источников. Наиболее значительны среди них неопубликованные дневники известного на Дальнем Востоке краеведа, общественного деятеля, публициста А.В.Кириллова. Они находятся в его личном фонде в РША. А.В.Кириллов был не только верующим человеком, но и получил духовное образование. Поэтому его записи особенно интересны, как человека прекрасно разбиравшегося в религиозных вопросах и много лет прожившего в Приамурье.

•0;м предоставляют возможность увидеть не официальную, а реальную кизнь Православной церкви в крае.

Пятую группу источников диссертации составляет периодическая печать: центральная и местная, общественно-политическая и конфессиональная. Она дает значительный объем фактов и основу для сопоставления разных сторон религиозной жизни.

При написании работы использовались полевые материалы, автора и материалы личных архивов. Последние были любезно предоставлены их владельцами: сотрудниками. Института истории ДВО РАН Г.Г.Ермак и Г.В.Прозоровой, членом Генеалогического общества и.известным краеведом В.П.Хохловым. Эти источники позволили уточнить и дополнить сведения официальных документов, прояснить отдельные, моменты истории в жизни некоторых конфессиональных групп.

Всего в работе использованы документы и материалы 20 фондов 5 центральных и 3 местных архивов. Весь комплекс опубликованных и неопубликованных источников дает возможность решить поставленные в диссертации задачи.

Научная новизна работа заключается в том, что в ней впервые в дальневосточной историографии дается картина религиозной жизни Приамурского края в период его заселения и освоения в 1858-1917 гг., раскрываются основные тенденции развития религиозной ситуации, выявляется состояние религиозности дальневосточного населения, прослеживается своеобразие государственной вероисповеднойй политики. Значительная часть источников впервые введена в научный оборот.

Структура работа. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, приложения, списка использованных источников и литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, • степень научной разработанности проблемы в историографии!, определяются цели и задачи работы, хронологические и территориальные рамкл, освещается методологическая основа, дается характеристика ксточниковой базы, определяется научная и практическая значимость исследования.

Первая глава - "Формирование и развитие селигиозинх оргаки-

99ШЙ н? юге Дальнего Востока в процессе колонизации ..драя в 1858 - 1917 гг."- начинается с обзора вероисповедной ситуации в стране в целом и обзора общероссийского законодательства в области религии.

На основании периодизации заселения края и основных этапов развития российского вероисповедного законодательства выделяются периоды становления конфессиональных организаций в Приамурье.

Уже в первый период заселения 1858 - 1882 гг. на Дальнем Востоке сложилась ситуация отражавшая поликонфессиональность Российской империи. Русские подданные принесли на эти земли все направления христианства, ислам, иудаизм. Переселенческая политика оказывала влияние на вероисповедный состав новоселов: наибольшее количество жителей принадлежало к последователям Русской православной церкви; в результате ссылки сложились общины духовных христиан и старообрядцев в первые годы заселения края. Ко, условия жизни на новых землях оказались привлекательными, и с 1800-х годов происходило добровольное переселение староверов, молокан и духоборов. Эти общины были наиболее значительными по количеству последователей и влиянию после »официальной церкви. К началу 1880-х гг. Амурская область была вторым в России, после Закавказья, центром духовного христианства.

Приверженцы Православной церкви, старообрядчества и старорусского сектантства входали в состав городского и сельского населения края. Последователи ислама, иудаизма, католицизма и лэ-теранства были сравнительно немногочисленны л вошли, за редким исключением, в состав горожан. Общины верующих этих религий формировались из военных и их семей, государственных чиновников, предпринимателей, отставных юших чинов и ссыльных.

Все конфессиональные группы стремились воссоздать на новых землях привычную церковную жизнь. Наиболее быстро сформировались традиционные структуры и наладилась религиозная жизнь в Русской православной церкви. Духовные потребности лютеран, католиков, мусульман обеспечивались военным духовенством этих религий. Старообрядцы и старорусские сектанты, как преследуемые конфессии, испытывали серьезше затруднения при организации церковной жизни и попытках открыть храмы.

В период 18ВЗ - 1905 гг. продолжилось развитие сложившихся в Приаиурье религиозных организаций. По-прежнему значительное

•влияние на этот процесс оказывала переселенческая политика: подавляющее большинство новоселов этих лет,- православные, доля старообрядцев и старорусских сектантов в переселенческом потоке становится незначительной. Переселение выходцев из южных губерний европейской части страны привело к появлению на Дальнем Востоке последователей штундазма и баптизма, поскольку эти конфессии развивались именно на юге Европейской России.

Увеличение числа верующих стало важнейшей причиной разделе^ ния единственной дальневосточной епархии Русской православной церкви - Камчатской, на две: Приаыурско-Благовещенскую и Влади-востокско-Камчатскую, Этот шаг способствовал улучшению цековного управления и удовлетворению духовных потребностей прихожан. В 1890-е гг. были основаны первые православные монастыри в Приамурье, начинает издаваться православная периодика. Продолжает складываться местная традиция почитания икон и святых, праздников. К началу И в. православная жизнь на Дальнем Востоке уже' полностью соответствует традиционным устоям церковной жизни в Центральной России.

На положение дальневосточных старообрядцев оказал влияние закон от 3 мая 1883 г. "б даровании раскольникам некоторых прав гражданских": ослабло давление на приверженцев Белокриницкой церкви и они смогли открыть на законных основаниях молитвенные дома, пригласить на постоянное жительство священников. ;

Старорусское сектантство,.оставаясь значительным явлением в религиозной и общественно-экономической жизни края, но смогло легализовать свою деятельность/ Важным источником его пополнения, как и протестантских сект, становится прозелитизм. Миссия духовных христиан была обращенана новоселов-православных, миссия баптистов - на духовных ¿христиан.

Дальневосточные города продолжал! отличаться конфессиональным многообразием. К началу XX в. в них, кроме православных храмов, были постоены и действовали католические, лютеранские, мусульманские, иудейские, армяно-григорианские, буддийские, конфуцианские, синтоистские.

Период 1906-1917 гг. наиболее событийно насыщен и неоднозначен. Вероисповедные законы 1905-1906 гг. облегчили положение почти всех религиозных организаций в Российской империи. Это оказало изменение даже на переселенческую политику: государство

• содействовало переезду в Приамурский край старообрядцев из-за гранту.

Благодаря законодательной легализации своей деятельности, в крае продолжили активное развитие протестантские деноминации. Наряду с баптизмом, с 1910 г. распространяется адвентизм седьмого дня. Протестантские общины привлекали все большее число приверженцев, развиваясь, практически, только за счет миссии.

Наиболее ярко изменения вероисповедной политики показывает церковное оформление дальневосточных религиозных групп. В этот период образовались Амурская епархия Болокриницкой старообрядческой церкви, Дальневосточное отделение Всероссийского союза бап- ' тистов, Сибирокое унионное поле, адвентистов седьмого дня. Впервые в крае открылись легальные молитвенные дома духовных христиан.

Но в предвоенный период и йо время войны возобновились, как и во всей стране, преследования протестантских общин. Они обвинялись в прогерманских настроениях и шпионаже в пользу Германии. В результате баптисты и адвентисты седьмого дня свернули свою деятельность, некоторые обданы прекратили существование.

В течении всего периода продолжалось развитие Православной церкви на Дальнем Востоке: появлялись новые храмы, монастыри, периодические издания, во Владивостокской епархии были учреждены две кафедры викарных епископов.

Во второй главе диссертации - "Межконфессиональные отношения на российском Дальнем Востоке" - раскрываются важнейшие аспекты религиозной жизни края.

Анализ взаимодействия Русской православной церкви и других религиозных организаций показал, что на протяжении всего рассматриваемого периода государственная церковь последовательно отстаивала господствующие позиции. Руководство дальневосточных епархпй внимательно отслеживало ситуацию и не позволяло другим вероисповеданиям, признанным в России, заниматься распространением своего учения даже среди аборигенов края. Когда в 18501860-е гг. в Пр1амурье били обнаружены католические миссионеры из Маньчжурской епархии римской церкви, были предприняты все мери для прекращения их деятельности на русской территории. Если не возникали проблемы такого характера, отношения между Православной церковью и общинами католиков, лютеран, мусульман, иудеев носклк добрососедские черты.

Отношение государственной церкви к старообрядцам и старорусским сектантам всегда было резко отрицательным. Православное духовенство не могло примириться с распространением этих вероисповеданий на Дальнем Востоке и вело постоянную борьбу о ними. Метода использовались самые различные: от уголовных преследований до материальной помощи бедным. После появления протестантских сект на Дальнем Востоке, именно они стали постоянным объектом внимания и преследования со стороны Русской православной церкви.

В отношениях между другими конфессиями имели место трения, если одна занималась миссией среди верующих другой. Например, молокане были весьма обеспокоены пропагандой баптистов среди духовных христиан и пытались противостоять ей.

Но мекконфессиональное противостояние наблюдалось только на уровне руководства религиозных организаций. Рядовые верующие различных религий не проявляли вражды по отношению друг к другу, межконфессиональных конфликтов и религиозной нетерпимости на этом уровне не наблюдалось.

В этой главе предпринята попытка рассмотреть религиозность дальневосточников. Для многих православных христианство дополнялось широким спектром народных верований, влияние которых было значительным. Из-за недостатка священнослужителей, храмов, трудностей жизни в осваеваемом крае происходило ослабление и, даже, частичная утрата православных традиций.

Подобная ситуация наблюдалась и в других церквах. Например, дальневосточный баптизм, вырастая ир духовного христианства, сохранял многие его черты, за что подвергался критике со стороны руководства Всероссийского союза баптистов.

В третьей главе - "Государственная политика в области религии в Пгиамурском крае" - выявляется воздействие светской власти на религиозную ситуацию в крае.

Государственная власть в период дореволюционного освоения Дальнего Востока постоянно находилась в двойственной ситуации. Во-первых, укрепление православия и Церкви в регионе рассматривалось как задача государственной важности. Православие для России - культурообразувдая религия и только через его распространение дальневосточные земли входили в сферу русской культуры. Во-вторых, властные органы были заинтересованы в переселении в Приамурье старообрядцев и старорусских сектацтов. Их способности

•водворяться в любых условиях, добиваться значительных успехов в хозяйственной деятельности, были хорошо известны властям х необходимы для развития экономики края. Учитывалось и то, что старообрядцы и духовные христиане почти не подвержены ассимиляции как другие переселенцы, например - казаки.

Русская православная церковь пользовалась всемерной поддержкой и помощью со стороны светской власти. Но, когда интересы Церкви вступали в противоречие с потребностями 'освоения края, властные органы отстаивали последние. Религиозных оппозиционеров привлекали в Приамурье предоставлением значительных свобод в отправлении культа, тем, что многие правовые ограничения здесь не практиковались и, практически, не было преследований по религиозным мотивам. Для Дальнего Востока специально создавались законодательные акты, отменявшие некоторые положения общероссийских законов. Старообрядцев и старорусских сектантов привлекали в край для совершенно сознательного использования в качество онеров освоения новых земель. Преобладание такого подхода подтверждается высказываниями государственных чиновников и действиями Переселенческого управления: с 1880-х гг. к старообряцчесда?* селам равнинной части Уссурийского края подселяла православных п староверы покидали свои селения, уходили в отдаленные районы.

Протестантское сектантство никогда не пользовалось покровительством со стороны светской власти. Более того,его распространение, особенно среди казачества, вызывало серьезные опасения « воспринималось как угроза для приграничного края. Органы государственной власти предпринимали меры для ограничения его развития в Приамурье.

Ограничивалось властями и развитие иностранных миссий на дальневосточных землях.

Заключение содержит основные выводы, полученные в результате -исследования.

На формирование и развитие религиозных организаций на Дальнем Востоке определяющее влияние оказывали переселенческая и вероисповедная политика государства. На основании этих критериев выделяются три этапа религиозной жизни края: первый с 1858 по

1882 гг. - становление.конфессиональных организаций, второй с

1883 по 1905 гг. - развитие религиозных организаций и местных религиозных традиций, третий с 1906 по начало 1917 гг. - завер-

' шение процесса оформления церковных структур для подавляющего большинства конфессий на Дальнем Востоке.

Сопоставление религиозной жизни страны и края позволяет говорить об их соответствии, как в многообразии вероисповеданий, так к в тенденциях развития. Доминирующее положение и по числу последователей, и по степени влияния зо все периода занимала Русская православная церковь. Источниками формирования и пополнения таких конфессий как официальное православие, старообрядчество и частично, старорусское сектантство были переселение и естественный прирост. Для протестантских деноминаций - прозелитизм. Общины ны мусульман, иудеев, католиков, лютеран, армяно-григориан создавались переселенцами и временнопребывающими в крае.

Государственная вероисповедная политика в Приамурском крае постоянно учитывала потребности осваеваемого края и геополитические интересы страны в .регионе. Постоянно поддерживалось укрепление позиций Православной церкви на Дальнем Востоке. И вместе с тем, учитывалась важность формирования постоянного русского населения и хозяйственного освоения края этим населением: для привлечения к переселению старообрядцев и духовных христиан разрабатывались специальные законы или изменялась практика действующих.

Благодаря гибкой политике светской власти и одновременному формированию в осваеваемом крае различных вероисповедных организаций /ни одна не могла претендовать на историческое первенство/, приверженцы которых оказывались примерно в одинаковом поло-жеипл, на Дальнем Востоке сложилась обстановка веротерпимости, что стало характерной чертой религиозной жизни.

В т:плоад?н;;и к диссертации приводятся сведения о вероисповедном составе населения, о дальневосточных епархиях и обителях. Впервые приведен полный список дальневосточных епископов с указанием времени пребывания на кафедре. А также биография некоторых религиозных деятелей, сведения о православных обществах.

Апробация Еаботча Результаты исследования докладывались на заседании ка'Тядры отечественной истории Дальневосточного госу-дарс гвенного университета в 1994 и 1995 гг. Отдельные положения р. выводы, содержащиеся в работе вошли в выступления и доклады на ряде научных конференций, в том числе на международных: "Мона-вество и монастыри на Руси в X - XX вв."/Москва, 1994/, "Старо-

обрядчество Сибири и Дальнего Востока" /Владивосток, 1994/, "Культура, наука и образование народов Дальнего Востока и стран АТР: история, опит, развитие" /Хабаровск,1995/, "Дальний Восток России в контексте мировой истории: от прошлого к будущему" /Владивосток, 1993/, "Монастыри - духовные и культурные центры России" /Москва,1996/ и др.

Практическая значимость габоты. Материалы диссертации представляют интерес для историков, так как могут бить использованы при разработке лекционных курсов по история и культуре российского Дальнего Востока, написании обобщающих трудов. Полученные результаты исследования могут использовать государственные органы, занимающиеся работой с религиозными организациями, поскольку они позволяют учитывать исторический опыт, особенно при разработке местных законов в области религии. Материалы диссертации представляют интерес и для вероисповедных организаций.

Основные положения диссертации изложены ь более чем 30 публикациях. Основными публикациями являются следующие:

1. Концессии на юге Дальнего Востока /1858-1917 гг./: постановка проблей) // Исторический опыт открытия, заселения и освоения Приамурья и Приморья в ХУП-ХХ вв. /К 350-летию начала похода В.Д.Пояркова на Амур/. - Владивосток, 1993. - С.122-124.

2. Формирование межконфессиональных отношений на юге Дальнего Востока /1858-1917 гг./ // Исторический опыт освоения восточных районов России. Тезисы докладов и сообщений мевд. науч. конференции. - Владивосток,1993. - Кн.2. - С.170-172.

3. Православные монастыри на Дальнем Востоке // Духовная культура: проблемы и тенденции развития. Всероссийская науч. конференция. Тезисы докладов. - Сыктывкар, 19Э4. - С.65-6т.

4. Формирование поликонфессионального славянского населения Дальнего Востока России /1858-1917 гг./ // УП Арсеньевские чтения. - Уссурийск, 1994. - С.63-65.

5. Религиозная ситуация в Приморье в 1894 и в 1994 годах // Третья Дальневосточная конференция молодых историков.Тезисы докладов. - Владивосток, 1994. - С. 49-51.

6. Борьба Русской православной церкви с сектантами и старообрядцами в Приамурском генерал-губернаторстве // Материалы научно

акткческой гсторико-краеведческой конференции, посвященной -летаю Хабаровского краеведческого музея: В 3 т. - Хабаровск, 1994. - С.120-122. /Съезд сведущих людей Дальнего Востока. Секция "Человек, культура, общество"./

7. К периодизации истории православных монастырей на Дальнем Востоке России // Культура дальнего Востока России и стран АТР: Восток-Запад. Вып.2. 4.1. - Владивосток, 1995. - С.93-9о.

- аа-

8. Семья и конфессия: проблемы взаимоотношений /по материалам Дальнего Востока/ // Культура, наука и образование народов дальнего Востока России и стран А.ТР: история, опыт, развитие. Мат. междунар. науч.-практ. конференции. Вып.5. - Хабаровск, 1996. - С.84-88. .

9. Религиозная ситуация в Приморье /вторая половина XIX - конец XX вв./ // Очерки история Приморья. - Владивосток, 1996. - С.1Э5-210. В соавторстве со С.М.Дударенок.

10. Флот и Русская православная церковь на Дальнем Востоке: к постановке проблемы // Российский флот на Тихом океане: история и современность. Мат. Тихоокеанской конференции, посвященной 300-летию Российского флота. - Владивосток,1996. - С.91-94.

11. Религиозные переселения на юг Дальнего Востока России // Дальний Восток в контектсте мировой истории: от прошлого к будущему. Мат. междунар. науч. конференции. - Владивосток, 1397. -

12. Переселение старообрядцев на Дальний Восток.' Проекты и их осуществление // Алтарь России. Вып.1. Старообрядчество Сибири и дальнего Востока, история и современность: местная традиция, русские и зарубежные связи. Мат. науч.-практ. конференции. -Владивосток-Большой Камень, 1997. - С.44-46.

13. Сектантство и старообротчество в Приморье /1860 - 1917/ // Краеведческий вестник. Вып.ш. - Владивосток, 1994. - 0.169-1%.

14. Становление старообрядческой Белокриницкой иерархии на российском Дальнем Востоке // Известия Российского государственного : исторического архива Дальнего Востока. Том Ш. - Владивосток, 1998. - С.127-134.