автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.01
диссертация на тему:
Семантика маскулинной телесности в пространстве социальных различий

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Ваньке, Александрина Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата социологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.01
450 руб.
Диссертация по социологии на тему 'Семантика маскулинной телесности в пространстве социальных различий'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Семантика маскулинной телесности в пространстве социальных различий"

На правах рукописи

Ваньке Алексаіщрина Владимировна

Семаптнка маскулипной телесности в пространстве социальных различий

Специальность 22.00.01 - Теория, методология и история социологии

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук

1 6 МАЙ ¿013

Москва-2013

005058899

Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном учреждении науки Институт социологии Российской академии наук

Научный руководитель: Рождественская Елена Юрьевна

кандидат философских наук, профессор кафедры анализа социальных институтов Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», ведущий научный сотрудник Института социологии РАН

Официальные оппоненты: Романов Павел Васильевич

доктор социологических наук, профессор кафедры социально-экономических систем и социальной политики Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Здравомыслова Елена Андреевна

кандидат социологических наук, профессор факультета политических наук и социологии Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Европейский Университет в Санкт-Петербурге»

Ведущая организация: Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего

профессионального образования «Московский государственный университет имени

М.В Ломоносова»

Защита состоится «29» мая 2013 г. в 16.00 на заседании Диссертационного

совета Д 002.011.01 в Институте социологии РАН по адресу: 117218 Москва, ул.

Кржижановского 24/35, к.5. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке

Института Социологии РАН.

Автореферат разослан «_»_2013 г.

Ученый секретарь

Диссертационного совета Д 002.011.01, кандидат философских наук

Климова Светлана Гавриловна

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Современное российское общество переживает серьезные трансформации, связанные с изменением тендерного порядка. Как утверждают исследователи, сегодня формируется новая система тендерных отношений, встроенная в экономику либерального типа, но и продолжают существовать элементы патриархальной идеологии, воспроизводятся образцы гегемонной маскулинности1. Ученые фиксируют «кризис маскулинности»2, возникающий в переходный период от советского общества к либеральному. Он характеризуется невозможностью соответствовать классическим социальным образцам традиционной мужественности, несамосохранным телесным поведением, деструктивными телесными практиками3, вредными привычками, несчастными случаями, высокой подверженностью заболеваниям, депрессивными настроениями и самоубийствами мужчин. В России мужчины в значительной степени подвержены различного рода рискам. Они имеют меньшую продолжительность жизни в сравнении с женским населением нашей страны и в сравнении с мужчинами, проживающими в странах Центральной Европы4.

В свете этих проблем особую актуальность приобретает исследование маскулинной телесности в институциональных режимах труда и приватной сфере. Оно связано с изучением стратегий отношения мужчин к своему здоровью, их сексуального и репродуктивного поведения, практик заботы и не-заботы о себе, соматической культуры. Данная тема актуальна потому, что традиционно российская культура характеризовалась исключением на протяжении долго времени телесного дискурса из публичной сферы.

В контексте российской социологии проблемы телесности рассматриваются при изучении женского, гомосексуального и инвалидного тела. Телесности

1 Здравомыслова І'.Л, Тёмкииа А.А. Половой вопрос: социальное производство сексуальности Н Тендер для «чайников». М.: Звенья, 2006.

2 Здравомыслова Н А, Тёмкина Л.Л. Кризис маскулинности в позднесоветском дискурсе // О мужеСЭДствениости. М: Новое литературное обозрение, 2002.

3 Мещеркина П.Ю. Социологические исследования маскулинности: мужской пол в публичности и приватности // Тендерное равенство: поиски решения старых проблем. М.: Международная Организация Труда, 2003.

4 Журавлева И.В., Иванова Л.Ю. Улучшит ли национальный проект «Здоровье» состояние здоровья россиян? // Россия реформирующаяся. Ежегодник. Отв. ред. М.К. Горшков. Выпуск 8. М.: Институт социологии РАН, 2009. С. 374.

3

гетеросексуальных мужчин в режимах труда и повседневности в отечественной социологии уделяется незначительное внимание. В этой связи отметим недостаточное количество отечественной теоретической литературы по рассматриваемой нами проблематике, а также отсутствие глубоких эмпирических исследований. В советский период тема телесности находилась в зоне умолчания. Однако начало девяностых отмечено интенсивной либерализацией как медийного, так и научного дискурсов по этим вопросам5, чем объясняется постепенно возрастающий интерес к данной проблематике среди ученых.

Сегодня тема телесности освещается в средствах массовой информации, но зачастую задействуется консыомеристским и медицинским дискурсивными типами. Это приводит к тому, что молодые мужчины с затруднением говорят о своей телесности, воспринимая ее фрагментарно в соответствии с потребительскими ценностями. Мужчины старшего поколения, выросшие в советской культуре «умолчания», также испытывают сложности при обсуждении этой темы. И в первом, и во втором случае мы наблюдаем «дефицит» дискурса и способов, посредством которых мужчины могли бы говорить о своей телесности. Тем не менее, появление телесных дискурсов на медийной арене, усиление их значимости и влияния на общественное сознание служит отражением трансформаций в национальной телесной культуре.

В диссертационной работе осуществляется теоретическая концептуализация по данной теме, предлагается аналитическая модель исследования маскулинной телесности в российском контексте, производится апробация аналитической модели на примере изучения телесных дискурсов, воспроизводимых мужчинами из разных институциональных и трудовых режимов.

Степень научной разработанности проблемы. Тема телесности вызывает большой интерес и получает широкое распространение в работах французских, немецких и англосаксонских теоретиков, а также изучается зарубежными эмпириками. К представителям французской традиции исследования телесности

5 Рсгткирх А. Советские культуры сексуальности // В поисках сексуальности. Под ред. Здравомысловой Е. Темкшгой А. СПб.: Дмитрий Буланин, 2002. С. 170. Кон И. Человеческие сексуальности на рубеже XXI века // В поисках сексуальности. Под ред. Здравомысловой Е., Темкиной А. СПб.: Дмитрий Буланин, 2002. С. 40-41.

4

относятся Л.Болтански, П.Бурдье, Л.Вакан, М.Мерло-Понти, М.Мосс, М.Фуко, и др.. Корпус немецкоязычных работ по данной проблеме обозначен именами Ф.Белле, К.Вульфа, Д.Кампера, Р.Келлера, М.Мойзера, С.Поршен, А.Хана, Н.Элиаса и др.. К числу англосаксонских исследователей телесности относятся Дж.Батлер, В.Вашгани, Д.Васкул, К.Волковиц, Г.Гарфинкель, И.Гофман, Дж.Мид, П.Мур, Б.Тернер. В отечественной социологии данная тема освещается в работах Д.В.Михеля, Е.Л.Омельченко, Г.А.Орловой, П.В.Романова, Е.Р.Ярской-Смирновой.

Тема маскулинности широко представлена в работах зарубежных ученых -К.Бенке, Ш.Берд, В.Зайдлера, М.Киммела, Р.Коннелла, Б.Крайс, Л.МакНэй, М.Месснера, М.Мойзера, М.Физерстоуна, Дж.Хирна и др., а также интенсивно изучается российскими социологами — Е.А.Здравомысловой, И.С.Коном, И.В.Костериной, ЕЛ.Омельченко, Л.Н.Попковой, Е.Ю.Рождественской, П.В.Романовым, И.Н.Тартаковской, А.А.Темкиной, Ж.Черновой, Е.РЛрской-Смирновой и др..

Тем не менее, в отечественной социологии проблеме маскулинной телесности до сих пор уделяется незначительное внимание, отсутствуют исследования маскулинной телесности в институциональных режимах труда и армии. Таким образом, наша диссертация представляет собой попытку изучения этого феномена и направлена на приращение знания по данной проблематике.

Объект исследования - дискурсы о маскулинной телесности.

Предмет исследования - семантика телесных дискурсов, артикулируемых мужчинами рабочими, офисными служащими и военнослужащими.

Цель исследования - произвести концептуализацию и сопоставление теоретических подходов, вывести аналитическую модель изучения маскулинной телесности в российском контексте и апробировать ее в ходе эмпирического исследования семантики телесных дискурсов мужчин из разных социально-профессиональных. сред.

В диссертационной работе решаются следующие задачи:

1) произведена концептуализация и сопоставление зарубежной и отечественной научной литературы, в которой рассматриваются вопросы телесности и маскулинности;

2) сконструирована концептуальная модель исследования маскулинной телесности в пространстве социальных различий в российском контексте;

3) выявлены преимущества и ограничения влияния тендера социолога на интерактивную ситуацию интервьюирования;

4) осмыслена позиция социолога-женщины при исследовании маскулинной телесности;

5) апробирована выведенная концептуальная модель на примере сравнения семантики телесных дискурсов мужчин рабочих профессий, офисных служащих и военнослужащих;

6) сопоставлены структуры и конфигурации телесных капиталов мужчин рабочих профессий, офисных служащих и военнослужащих.

Основная рабочая гипотеза нашего диссертационного исследования сводится к следующим положениям:

В современном российском обществе происходят трансформации маскулинной телесной культуры, которые требуют изучения и создания адаптированной к российскому контексту концептуальной модели изучения данного феномена. Предложенная в диссертационной работе аналитическая модель содержит в себе понятия «телесного дискурса», «телесного знания», «телесного капитала», «телесного габитуса», «телесных практик» и может быть использована при изучении маскулинной телесности в институциональных режимах. При изучении семантики маскулинной телесности целесообразно применять дискурсивный анализ и обоснованную теорию. В ходе исследования семантики маскулинной телесности необходимо осмысление тендерной принадлежности и социо-культурной позиции исследователя по отношению к изучаемому объекту.

Научная новизна диссертационной работы заключается в следующем:

1. В диссертации осуществлен анализ и сопоставление зарубежных подходов, используемых при исследовании телесности и маскулинности. Продемонстрированы достоинства и ограничения научных категорий.

2. Предложена аналитическая модель исследования маскулинной телесности в пространстве социальных различий в российском контексте.

3. В ходе квази-эксперимента сформулированы преимущества и ограничения влияния тендера социолога на интерактивную ситуацию интервьюирования при изучении маскулинной телесности.

4. Зафиксированы различия в семантике и категориальных связях, организующих телесные дискурсы мужчин из разных социально-профессиональных сред.

5. Выявлены различия в формах, конфигурациях, способах конвертации и девальвации телесного капитала мужчин из трех социально-профессиональных сред.

Теоретико-методологические основы исследования. Диссертация написана на базе двух теоретико-методологических направлений — социологии тела и исследований маскулинности. Используемые подходы пересекаются и образуют общую аналитическую схему, выстроенную вокруг концептов «телесный дискурс», «телесная культура», «институциональный режим», «телесное знание», «телесные схемы», «телесный капитал» и «мужской габитус».

Данные аналитические категории составляют концептуальную модель диссертации и отсылают к зарубежной исследовательской традиции, но применяются и российскими социологами. В основе диссертации лежат теории дифференцированного пространства социальных различий П.Бурдье и дисциплинарных институтов М.Фуко. Мы применяем концепты «телесного капитала» Л.Вакана и «телесного знания» Р.Келлера. Второй корпус теорий объединен понятием «мужской» и «физический габитус», которое осмысляется в направлении генетического структурализма и изучается М.Мойзером, К.Бенке, Б.Крайс и Л.МакНэй.

Отечественные исследования маскулинности и телесности служат основой для применения зарубежных аналитических моделей в российском контексте. Для нас важны работы Е.А.Здравомысловой, И.С.Кона, Д.В.Михеля, ЕЛ.Омельченко, Г.А.Орловой, Е.Ю.Рождественской, И.Н.Тартаковской, АА.Темкиной, Е.Р.Ярской-Смирновой. Значимыми являются отечественные исследования по социологии труда и здоровья.

Эмпирическая база исследования состоит из трех подвыборок. Общий объем - 56 глубинных биографических интервью с мужчинами из разных социально-профессиональных сред.

Первые две подвыборки сконструированы на основе социальных различий. Их цель - выявить семантические различия в дискурсах о теле мужчин из двух социально-профессиональных сред. Первая состоит из 20 глубинных полуструктурированных биографических интервью продолжительностью от 40 минут до двух с половиной часов с мужчинами рабочих профессий в возрасте от 20 до 55 лет из Москвы и Санкт-Петербурга6. Вторая подвыборка включает интервью с 20 мужчинами офисными служащими из Москвы и Санкт-Петербурга в возрасте от 23 до 55 лет. Трое из них были проинтервьюированы дважды в ходе квази-эксперимента по выявлению влияния тендера интервьюера на релевантность получаемых данных. Мы располагаем 23 интервью7.

Третья подвыборка - специфическая для нашего проекта - посвящена изучению телесности мужчин в экстремальном режиме дисциплинирования, в контексте военных действий. Она насчитывает 11 интервью с ветеранами Афганской войны, чей возраст находится в интервале от 43 до 48 лет8. На начальном этапе исследования нами были проведены пробные интервью с двумя респондентами из других профессиональных отраслей - социологом и фотографом на предмет их телесности.

6 Эмпирические материалы первой подвыборки собраны автором диссертации в период с сентября 2010 по апрель 2011 года.

1 Коллекция второй подвыборки начала формироваться в феврале 2010 года и пополнялась параллельно с исследованием мужчин рабочих.

" Третья подвыборка содержит материалы глубинных биографических интервью, собранных в 2009 году сотрудниками сектора исследований социальных изменений качественными методами Института Социологии РАН в рамках проекта «Историческая память как инструмент социализации и идентификации: сравнение России и Польши».

Положения, выносимые на защиту:

1. .Эпистемологическое значение приобретает изучеиие маскулинной телесности как целостного феномена, по отношению к которому в его единстве и неразделенное™ осуществляется властное регулирование. Для изучения маскулинной телесности в пространстве социальных различий российского общества целесообразно использовать аналитическую модель, образованную концептами «телесный дискурс», «телесное знание», «телесный капитал», «физический габитус» и другие.

2. Изучение маскулинной телесности в пространстве социальных различий, в разных институциональных режимах и культурных контекстах невозможно осуществлять без рефлексии о тендере интервьюера и социально-культурной позиции исследователя, занимаемой им по отношению к изучаемому объекту. Подобная рефлексия снижает риск искажения на этапе аналитических обобщений.

3. Для изучения семантики маскулинной телесности целесообразно применять аналитическую схему, сконструированную на пересечении дискурсивного анализа и обоснованной теории, которая предполагает анализ на уровне: социального действия, осуществляемого посредством тела, когнитивной компоненты, представляющей меру осмысления телесных опытов респондентом, и эмоциональной компоненты, выражающей переживания респондента, связанные с телесностью.

4. Дискурсы о теле мужчин из разных социально-профессиональных сред структурированы по-разному. Они различаются по социальным значениям и отношениям между дискурсивными категориями. Оппозиции, которые могут быть выявлены при сопоставлении телесных дискурсов мужчин из разных трудовых режимов — движение/ статика, работа тела/ работа ума, телесное истощение/ телесное удовольствие.

5. Форма, структура и способы конвертации телесного капитала мужчины в другие виды капитала зависят от его принадлежности к социально-профессиональной среде. Телесный капитал мужчин рабочих состоит из таких

элементов, как физическая сила, здоровье, профессиональные навыки, умения и сноровка. Эти же параметры составляют основу телесного капитала военнослужащих. Компоненты телесного капитала офисных служащих -внешность, здоровье, телесные атрибуты статуса, одежда, прическа, манеры поведения, стиль и знание бизнес культуры.

6. Существуют различия в способах отчуждения телесного капитала. Телесный капитал рабочего отчуждается посредством техник менеджериального управления в пользу владельца производства. Телесный капитал военнослужащего отчуждается посредством военной дисциплины, распределения времени и тел в пространстве. Отчуждение телесности офисных служащих происходит, во-первых, в процессе телесного и ментального дисциплинирования, реализуемого в рабочем пространстве, во-вторых, посредством превращения тела в знак в процессе продвижения товаров и услуг через репрезентацию и перформанс.

7. Способы инвестирования в тело и эрозия телесного капитала соотносятся с типом институционального режима, в который включен мужчина, и с его принадлежностью к социально-профессиональной среде. Телесный капитал рабочих девальвируется за счет производственных травм и заболеваний, приобретаемых в процессе труда. Тело военнослужащих изнашивается в большей степени по сравнению с рабочими во время военных действий, в ходе которых они рискуют приобрести физические и психосоматические травмы. Эрозия телесного капитала офисных служащих происходит в силу стрессов и нервных расстройств.

8. Офисные служащие в большей степени склонны осуществлять заботу о своем теле за счет потребления. Они демонстрируют рационализированную стратегию отношения к своей телесности, в то время как мужчины рабочие склонны реализовывать иррациональную стратегию отношения к своей телесности и заботы о теле.

9. Существуют различия в стратегиях производства мужского субъекта на основе комплекса телесных практик, воспроизводимых мужчинами из разных социо-профессиональных групп. Существуют различия в количестве шансов реализовывать стратегии производства «успешного» маскулинного субъекта.

Практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы в следующих перспективах. Во-первых, теоретическая часть диссертации, в которой содержится обобщение подходов к исследованию телесности и маскулинности, может быть включена в учебные курсы по тендерной социологии и социологии тела. Во-вторых, разработанные нами аналитические схемы могут быть применены в сравнительных исследованиях на подобную тематику в российском контексте.

Апробация диссертационного исследования. Диссертация обсуждалась на заседаниях сектора исследований социальных изменений качественными методами Института Социологии РАН. Ее основные положения и выводы отражены в публикациях автора, а также в выступлениях на методологическом семинаре «Гендерной программы» Европейского Университета в Санкт-Петербурге (18 апреля 2011, г. Санкт-Петербург), в докладах научных конференций и международных симпозиумов: международная конференция The World around Us: a Fresh View (April 24 2010, St. Petersburg); российско-польская конференция «Дискурсивные стратегии социальной памяти» (6 июня 2011, г. Москва); международная конференция «Трансформации маскулинности в XXI веке: глобальные вызовы, нормативные ожидания, статусные противоречия» (IIIS июля 2011, г. Москва); научно-практическая конференция аспирантов и молодых учёных «Россия в многополярном мире: проблемы и тенденции развития в условиях кризиса» (9-11 декабря 2011, г. Кременки); международный симпозиум: «Пути России. Новые языки социального описания» (23-24 марта 2012, г. Москва); ХШ Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (3-5 апреля 2012, г. Москва); международная конференция Complex Gaze at a Complex World: Challenges of comparison in social research (May 25-27 2012, St. Petersburg).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Общий объем диссертации составляет 227 страниц.

И

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, описывается степень научной разработанности проблемы, демонстрируется научная новизна, конструируется объект и предмет исследования, формулируются цели и задачи, выдвигаются основные гипотезы, освещаются теоретико-методологические основы исследования, приводятся характеристики эмпирической базы, излагаются положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретико-методологические основания исследования телесности» излагаются подходы к изучению телесности в различных культурно-национальных исследовательских традициях, обосновываются аналитические категории, выводятся исследовательские схемы.

В параграфе 1.1. «Франкоязычное пространство исследований телесности» прослеживается развитие французской социологии тела, восходящей к социальной истории, структурной антропологии, феноменологии и экзистенциальной философии. Рассматриваются подходы ЖЛе Гоффа9, Н.Трюона, К.Леви-Стросса10, М.Мосса", М.Мерло-Понти12, в которых освещаются вопросы телесности. Ключевые категории, рассматриваемые в этом параграфе - 1) «техники тела» как «традиционные способы, посредством которых люди в различных обществах пользуются своим телом»13, 2) «телесные и ментальные схемы» как структуры тела и сознания14, наряду с их коррелятами в виде схем перцепции, мышления и действия, ставшие результатом практического опыта.

Во второй части параграфа мы обращаемся к работам М.Фуко о дисциплинарных порядках, образуемых точками схождения дифференцированных рядов знания и власти. Фуко рассматривает техники упорядочивания и регулирования тела, помещенного в институциональные режимы - труда, армии,

5 Ле Гофф Ж.. Трюон Н. История тела в средние века. Пер. с фр. Е. Лебедевой. М.: «Текст», 2008.

10 Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: Академический проект, 2008.

" Мосс М. Техники тела II Общество. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. Пер. с фр. А.Б. Гофмана. М.: Университет. Книжный дом, 2011.

12 Мсрло-Понти М Феноменология восприятия. Пер. с франц. И.С. Вдовиной, СЛ. Фокина. СПб.: «Ювекга», «Наука», 1999.

11 Мосс М. Техники тела 11 Общество. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. Пер. с фр. АХ. Гофмана. М.: Университет. Книжный дом, 2011. С. 304.

14 Мсрло-Понти М. Феноменология восприятия. Пер. с франц. И.С. Вдовиной, СЛ. Фокина. СПб.: «Ювента», «Наука», 1999. С. 139.

больницы и тюрьмы". Дисциплинарный режим понимается им как порядок власти, в рамках которого по отношению к телу индивида применяются технологии с целью максимизации его полезности, а также как порядок, в рамках которого осуществляется производство знания. Широкий корпус работ Фуко посвящен вопросам истории сексуальности16, в которых он детально исследует конституирование мужского субъекта посредством техник заботы о себе.

В этом параграфе мы обращаемся к социоанализу П.Бурдье и апеллируем к его категориям габитуса, телесного экзиса и форм капитала В генетическом структурализме тело описывается через инкорпорированные схемы17, служащие результатом работы внешних надындивидуальных структур. Завершает первый параграф анализ работ современных французских социологов Л.Болтански18 и Л.Вакана19: их понятий «физического габитуса», «соматической культуры», «телесной работы» и «телесного капитала».

Параграф 1.2. обращает нас «К опыту исследований телесности в немецком языковом пространстве». В нем рассматриваются предпосылки возникновения немецкой социологии тела и ее контекстуальное обрамление, связанное с именами феноменолога Э.Гуссерля20, исторического социолога Н.Элиаса21, социального философа Д.Кампера22 и социального антрополога К.Вульфа23. Прослеживается развитие и трансформация понятий, выведенных в первом параграфе. Особое внимание уделяется немецким последователям М.Фуко, разрабатывающим концепцию телесного знания. К числу приверженцев этого направления относятся

15 Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. Пер. с франц. В. Наумова. М.: Издательство «Ad Marginem», 1999.

16 Согласно Фуко, сексуальность предстает «обширной поверхностной сетью, где стимуляция тел, интенсификация удовольствий, побуждение к дискурсу, образование знаний, усиление контроля и сопротивления сцепливаются друг с другом в соответствии с несколькими важнейшими стратегиями знания и власти». Фуко М. Воля к знанию. История сексуальности. T.1.11 Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. М.: Магистериум, Касталь, 1996. С. 208.

17 Bourdieu Р. Langage et pouvotr symbolique. Paris: Seuil, 2001. 126-127. Бурдье П. Практический смысл. Пер. с франц. А.Т. Бикбова, К.Д. Вознесенской, СЛ. Зенкииа, H.A. Шматко. СПб.: Алетейя, М.: Институт экспериментальной социологии, 2001. С. 142.

18 Boltamki L. Les usage sociaux du corps//Les Annales. 1971. Ns26(l).

" Wacquant L. Body & Soul: notebooks of an apprentice boxer. New York and Oxford: Oxford University Press, 2004.

20 Гуссерль Э. Избранные работы. Сост. В .А. Куренной. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2005. С. 449.

21 Элиас Н. Придворное общество. Исследование по социологии короля и придворной аристократии, с Введением: Социология и история. Пер. с нем. А.П. Кухтенкова, К.А. Левинсона, А.М. Перлова и др. М.: Языки славянской культуры, 2002.

21 Кампер Д. Тело. Насилие. Боль. СПб.: Издательство русской христианской гуманитарной академии, 2010.

23 Kamper D„ Wulf С. Blickwcnde. Die Sinne des Körpers im Konkurs der Geschichte П Das Schwinden der Sinne / Hrsg.: Kamper D„

WulfC. Frankfurt/M: Suhrkamp, 1984.

Р.Келлер24, М.Мойзер, Ф.Белле, С.Поршен25. В завершении приводится подход А.Хана, развивающего концепцию габитусной и телесной памяти как инкорпорированных структур мышления и телесных компетенций, приобретенных в ходе социализации, обучения и профессионализации26.

В параграфе 1.3. осмысляются «Англосаксонские подходы к исследованию телесности». В нем излагаются концепции символических интеракционистов и этнометодологов - Дж.Г.Мида, И.Гофмана, Г.Гарфинкеля и их последователей -Д.Васкула, Ф.Ваннини, П.Мур27. Ключевым для корпуса этих работ является представление о повседневной реальности как о создаваемой в ходе непрерывных взаимодействий лицом-к-лицу и коммуникативных обменов в непосредственных ситуациях здесь и сейчас. В параграфе осмысляются эксперименты Гарфинкеля по нарушению фоновых ожиданий и привычных рутиннизированных форм повседневной коммуникации28. Производится рефлексия о теле в рамках драматургического интеракционизма И.Гофмана, в фокус внимания которого попадают формы телесной репрезентации и проигрывания индивидами идентичностей29.

Вторая часть параграфа посвящена современной концептуализации телесности в англоязычной социологии, значимой фигурой для которой является Б.Тернер30. Приводятся результаты исследований о теле на работе К-Волковиц31. В завершении излагаются основные идеи концепции перформативности тела, тендера и идентичности Дж.Батлер32.

Во второй главе «Социологические контексты и методы исследования маскулинности» мы сосредотачиваемся на теориях маскулинности, обосновываем аналитическую метапозицию и выстраиваем аналитическую модель

24 Keller R., Meuser M. Wissen des Körpers - Wissen vom Körper. Körper- und wissenssoziologische Erkundungen // Körperwissen / Hrsg.: Reiner Keller und Michael Meuser. Wiesbaden: VS Verlag für Sozialwisscnschaften. 2011.

25 Böble F., Porschen S. Körperwissen und Leibliche Erkenntnis // Körperwissen / Hrsg.: R. Keller, M. Meuser. Wiesbaden: VS Verlag für Sozialwissenschaften, 2011.

M Hahn A. Körper und Gedächtnis. Wiesbaden: VS Verlag für Sozialwisscnschaften, 2010. S. 105 -106.

27 Wascul D., Vannini P. Introduction: Body in Symbolic Interaction // Body/ EmbodymenL Symbalic Intcraction and the Sociology of the Body. Ed. by Wascul D., Vannini P. Hampshire, Burlington: Ashgate Publishing Limited, 2006.

28 Гарфинкель Г. Исследование привычных оснований повседневных действий // Социологическое обозрение. 2002. Том 2. 1 С. 42.

39 Гофман И. Представления себя другим в повседневной жизни. M-: Издательство «КАНОН-прссс-Ц», 2000. С. 56.

30 Turner В. Regulating Bodies. Essays in Medical Sociology. Kcnt: Routledge, 2000.

31 Wolkowitz С Bodies al worlc. London: SAGE Publication, 2006.

32 Butler J. Bodies That Matten Onthe Discursive Limits of «Sex». New York & London: Routledge, 1993.

14

исследования маскулинной телесности в российском контексте. Вторая часть главы посвящена методическим особенностям диссертационного проекта. В завершении приводятся результаты квази-эксперимента по выявлению влияния пола интервьюера на интерактивную ситуацию интервьюирования.

Параграф 2.1. «Гендерные подходы к изучению маскулинности» представляет собой теоретический обзор. В нем описывается генезис и предметное поле мужских исследований, выделяется два аналитических направления: 1) конструктивистские и постмодернистские теории множественной маскулинности и 2) теории «мужского» габитуса, отсылающие к генетическому структурализму и постструктурализму.

Первый корпус теорий связан с именами Р.Коннелла33, М.Киммела34, М.Месснера, Ш.Берд35, В.Зайдлера36, Дж.Хирна37, М.Физерстоуна38 и др.. Общим для них является понимание маскулинности как множественной идентичности, «постоянно меняющейся совокупности значений, которые мы конструируем через наши отношения с самими собой, друг другом и с нашим миром»39. Второй корпус работ связан с именами М.Мойзера40, К.Бенке41, Б.Крайс42, Л.МакНэй43 и других. Их объединяет изучение маскулинности с помощью категории «мужского габитуса» как набора телесных и ментальных схем мышления, восприятия, оценивания и практического действия, предрасположенных функционировать на

44

манер «мужских» .

В параграфе рассматриваются контекстуальные сюжеты изучения маскулинности российскими тендерными исследователями. К их числу относятся

31 СоппеИ R.W. Masculinities. Cambridge: Polity Press. 1995.

34 Kimmel M. Globalization and its Mal(e)Contents: The Gendered Moral and Political Economy of Terrorism// International Sociology, 18; SAGE Publication, 2003.

35 Бёрд Ш. Теоретизируя маскулинности: современные тенденции в социальных науках 11 Гендерные исследования. 2006. №14.

36 Seidler V. Masculinities, bodies and emotional lives // Men and Masculinitiesra 2007. №10.

37 Hcani J. From hegemonic masculinity to the hegemony of men//Feminist Theory. 2004. №5(1).

31 Featherstone M. Body, Image and Affect in Consumption Culture 11 Body & Society. 2010. №16(1).

39 Киммел M. Маскулинность как гомофобия: страх, стыд и молчание в конструировании тендерной идентичности // Гендерные исследования. 2006. №14. С. 34-35.

Meuser М. "Doing masculinity". Zur Geschlechtslogik männlichen Gewalüiandelns // Gewaltverhältnisse. Feministische Perspektiven auf Geschlecht und Gewalt. Frankfurt a.M7 New York: Campus, 2002.

41 Behnke K., Meuser M. Gender and habitus. Fundamental securities and crisis tendencies among men // Gender in interaction:

perspectives on femininity and masculinity in ethnography in discourse / ed. by Baron В., Kotthoff H Amsterdam: Benjamins, 2002. 1 Krais B. Gender, sociological theory and Bourdieu's sociology of practice // Theory, Culture & Society. 2006. № 23(6).

43McNayL. Gender, habitus and the field. Pierre Bourdieu and the limits of reflexivity// Theory, Culture & Society. 2006. №16 (1).

44 Meuser M. Geschlecht und Männlichkeit. Soziologische Theorie und kulturelle Deutungsmuster. Wiesbaden: VS Verlag für Sozialwissenschaften, 2006.

Е.А.Здравомыслова, И.С.Кон, Е.Л.Омельченко, Л.Н.Попкова,

Е.Ю.Рождественская, П.В.Романов, И.Н.Тартаковская, А.А.Темкина, Е.Р.Ярская-Смирнова и др.. Их работы служат для нашего проекта отправной точкой при изучении российского тендерного порядка и маскулинности. Особое внимание уделяется отечественным исследованиям в области социологии труда, которые легли в основу книг и статей Л.С.Бляхмана, Т.И.Заславской, А.Г.Здравомыслова45, В.С.Магуна, Г.В.Осипова, М.Н.Руткевича, О.И.Шкаратана, В.АДдова и др.. Мы выделяем в особую группу работы в области российской социологии здоровья, связанной с именами отечественных демографов и социологов — А.И.Антонова, В.И.Антонова, М.С.Бедного, В.А.Зотина, И.В.Журавлевой, Ю.ПЛисицына, В.М.Медкова, А.Б.Синельникова, Л.С.Шиловой и др..

Параграф 2.2. «Аналитическая метапозиция и концептуальная модель исследования маскулинной телесности в российском контексте» ставит своей целью построение аналитической модели диссертационного проекта. В нем обосновывается аналитическая метапозция, на основе работ отечественных социологов проводится рефлексия об особенностях изучения маскулинной телесности в российском контексте, описываются ограничения и возможности применения зарубежных подходов. В рамках данного параграфа мы обращаемся к исследованиям телесности Д.В.Михеля, Г.А.Орловой, П.В.Романова, Е.Р.Ярской-Смирновой и других отечественных социологов, которые применяют подход М.Фуко. Мы обосновываем возможность применения генетического структурализма, этнометодологии и социологии знания для изучения маскулинной телесности в российском обществе.

В параграфе 2.3. «Методические особенности анализа маскулинной телесности в пространстве социальных различий» обосновывается целесообразность качественных методов, выбирается поле, выделяются единицы анализа, проектируется выборка и ее размер, формулируются исследовательские вопросы, описывается процедура сбора эмпирических данных. Единицей анализа в нашем случае является высказывание, имеющее отношение к теме «телесность».

115 Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Человек и его работа в СССР и после. Учеб. пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2003.

16

Общий объем выборки насчитывает 365 единиц анализа. В параграфе излагаются схемы анализа и интерпретации эмпирических материалов с использованием процедур дискурсивного анализа и обоснованной теории.

Вторая часть параграфа посвящена изложению результатов квазиэксперимента по выявлению влияния тендера интервьюера на интерактивную ситуацию интервьюирования. Мы приходим к выводу о том, что и мужчина, и женщина в роли интервьюера имеют свои преимущества и недостатки, которые могут быть минимизированы за счет: 1) профессиональности социолога, 2) степени владения искусством интервьюирования, 3) реализации тендерных проектов в команде, состоящей из женщин и мужчин, 4) двойной рефлексии о дистанции между социологом и изучаемым объектом.

Третья глава «Маскулинная телесность в пространстве социальных различий» содержит результаты эмпирического исследования телесных дискурсов мужчин из трех социально-профессиональных сред - рабочих, офисных служащих и военнослужащих.

В параграфе 3.1. «Телесность мужчин рабочих профессий» обозначаются социальные диспозиции мужчин рабочих профессий, определяются центральные категории телесного дискурса, выводятся параметры и способы конвертации телесного капитала.

Дискурс о теле мужчин рабочих профессий структурирован конфигурациями категорий «тело - работа - зарплата», «тело - старение -умирание», «тело - возраст». Рабочие говорят о теле на работе как о подвижном, физически активном, выполняющем трудовые операции. Они трудятся в дисциплинарном режиме, в рамках которого осуществляется внешнее регулирование телесности работника за счет дробления производственных циклов, разделения тел в пространстве, их взаимодействия с орудиями и механизмами труда, контроля за временем, отведенным на выполнение трудовых операций и т.д..

Телесный капитал мужчин рабочих профессий состоит из таких параметров, как физическая сила, здоровье, профессиональные навыки, умения и сноровка.

Телесный капитал рабочего отчуждается посредством техник менеджериального управления в пользу владельца производства. Телесный капитал рабочих девальвируется за счет производственных травм и заболеваний, приобретаемых в процессе труда, дефицита времени на восстановление сил организма после работы.

Немногие рабочие склоны заботиться о здоровье и осуществлять инвестиции в свою телесность. Большинство мужчин этой социо-профессиональной среды реализует деструктивные практики по отношению к своему здоровью, совмещая стратегии заботы и не-заботы о себе. Низкая заработная плата, плохое здоровье, отсутствие времени и непрестижность профессии становятся причиной того, что мужчины рабочие зачастую кодифицируют себя в качестве «неуспешных».

В параграфе 3.2. «Телесность мужчин офисных служащих» описываются социальные диспозиции офисных служащих, проводится анализ их телесного дискурса, раскрываются вопросы телесности в режиме офисного труда, описываются элементы, способы конвертации и девальвации телесного капитала.

Телесный дискурс офисных служащих образован конфигурациями категорий «тело - управление - удовольствие», «тело - инвестиции - прибыль», «тело - время». Офисные служащие описывают свое тело в пространстве офиса как статичное, выполняющее умственную работу в положении «сидя».

Офисные служащие работают в режиме нефизического труда, который требует умения распределять время на выполнение работы, расставлять приоритеты, распределять обязанности между другими людьми. Рациональные стратегии планирования и регулирования переносятся офисными служащими на управление телесными удовольствиями в приватной сфере.

Ключевыми параметрами телесного капитала офисных служащих выступают внешность, здоровье, телесные атрибуты статуса, соответствие моде, знание манер поведения и соматической бизнес культуры, которая экстернализована в руководствах и дресс-кодах. Отчуждение телесности офисных служащих осуществляется в процессе телесного и ментального

дисциплинированна, реализуемого ими по отношению к самим себе в рабочем пространстве, а также посредством превращения тела в знак, который участвует в продвижении товаров и услуг через репрезентацию, перформанс и невербальную риторику.

Телесный капитал мужчин офисных служащих подвержен рискам и эрозии, причинами которых являются стрессы и нервные расстройства. Они в большей степени склонны осуществлять заботу о своей телесности за счет потребления и имеют больше возможностей осуществлять инвестиции в тело. Мужчины офисные служащие кодифицируют себя в качестве «успешных».

В параграфе 3.3. «Маскулинная телесность в режиме экстремального дисциплинироеания» представлены результаты анализа интервью ветеранов Афганской войны. Данный сюжет позволяет осмыслить военизированное мужское тело и понять стратегии управления маскулинной телесностью в режиме экстремального дисциплинирования.

Нарративные интервью с солдатами и офицерами, проходившими службу в условиях локальной войны, насыщены телесными описаниями. Анализ этой специфической подвыборки для нашего проекта приобретает и специфическую оптику: осмысляется через категории телесной памяти и телесного восприятия.

Нарративизированная телесная память организована оппозицией жизнь/ смерть в случае участников афганской войны. Этот структурирующий элемент дополняется работой чувств восприятия - зрения, обоняния, слуха, вкуса и осязания. В параграфе описываются локусы телесной памяти: 1) естественные ранения, приобретенные в результате внешних воздействий, 2) самоинсценированные ранения, сделанные самими участниками боевых действий в связи с нежеланием принимать участие в войне, и 3) татуировки, имеющие социально-культурное происхождение, выполняющие различные коммуникативные и перформативные функции. Несмотря на разное происхождение. Все три вида локусов являются оптическими, воспринимаемыми и нестираемыми. Они активируют телесные воспоминания и служат своего рода «истиной» о прошлом.

Основу телесного капитала военнослужащих составляют телосложение, состояние здоровья, скорость реакции, способность контролировать свои эмоции, а также телесное знание, проявляющееся через вписанные техники тела, ставшие результатом боевого опыта, навыков ведения боя па разных дистанциях, стратегиях поведения с товарищами и врагами, соблюдения техник безопасности и осуществления заботы о себе со стороны мужчин. Телесный капитал военнослужащих в наибольшей степени подвержен рискам эрозии в связи с ранениями, шрамами, последующими болезнями и инвалидностью, которые служат видимыми маркерами и отсылками к военным событиям. Опыт участия в войне трансформирует маскулинную идентичность. Ветераны испытывают габитусную неуверенность и неспособны соответствовать классическим образцам гегемонной маскулинности, что приводит к эмоциональным и ментальным травмам.

В Заключении подводятся итоги и делаются выводы об эпистемологической значимости исследования маскулинной телесности, семантических различиях, структурирующих телесные дискурсы мужчин из разных социально-профессиональных сред; о формах, конфигурации, способах инвестирования, конвертации и эрозии телесного капитала; о стратегиях заботы и не-заботы и степени «габитусной уверенности» мужчины в зависимости от его принадлежности к социо-профессиональной среде.

Список публикаций автора по теме диссертации

Публикации в периодических изданиях, рекомендованных ВАК Министерством науки и образования РФ:

1. Ваньке A.B. Как можно было бы помыслить тело? К опыту исследований телесности в немецком языковом пространстве // Социологический журнал. 2011. №3. С. 164 - 172 (0,5 п.л.).

2. Ваньке A.B. Телесный дискурс мужчин рабочих профессий // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. Вып. 3 (119). С. 88 - 92 (0,6 п.л.).

Публикации по теме диссертации в других изданиях:

3. Ваньке A.B. Мужская сексуальность в дискурсе журнала Men's Health // Здоровье и интимная жизнь: социологические подходы. Под ред. Е.Здравомысловой, А.Тёмкиной. СПб: Издательство Европейского Университета в Санкт-Петербурге, 2011. С. 178 - 209 (1,6 п.л.).

4. Ваньке A.B. Искусство соблазна: приемы обольщения в исторической ретроспективе // Пушкин. 2011. №1. С. 88 - 90 (0,3 п.л.).

5. Vanke A. Bodily memory and emotional expressions of male members of the army with direct experience of war // La Camera BIu. 2010. №6. P. 115 - 129 (1,1 п.л.).

6. Ваньке A.B. Телесный капитал мужчин рабочих профессий и офисных служащих // ХГО Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. В четырех книгах. Кн. 3. Под ред. Е.Ясина. М.: НИУ ВШЭ, 2012. С. 113-122(0,6 п.л.).

7. Ваньке A.B. Мужской габитус и телесные практики офисных служащих // Способы быть мужчиной. Трансформации маскулинности в XXI веке. Под ред. И.Н.Тартаковской. М.: Фонд имени Генриха Бёлля - Издательство «Звенья», 2013. С. 192 - 203 (0,5 п.л.).

8. Ваньке A.B. Основные теоретические подходы к исследованию телесности в контексте французской социологии // Социологические этюды: сборник статей аспирантов. Под ред. З.Т.Голенковой. М: Институт социологии РАН, 2013. С. 8-21(1 п.л.).

Подписано в печать:

15.04.2013

Заказ № 8369 Тираж -100 экз. Печать трафаретная. Типография «11-й ФОРМАТ» ИНН 7726330900 115230, Москва, Варшавское ш., 36 (499) 788-78-56 www.autoreferat.ru

 

Текст диссертации на тему "Семантика маскулинной телесности в пространстве социальных различий"

Учреждение Российской Академии Наук Институт социологии РАН

На правах рукописи

04201356451

Ваньке Александрина Владимировна

Семантика маскулинной телесности в пространстве

социальных различий

Специальность 22.00.01 - Теория, методология и история социологии

Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук

Научный руководитель кандидат философских наук Рождественская Е.Ю.

Москва-2013

Оглавление

Введение.........................................................................................................................................4

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕЛЕСНОСТИ.............................................................................................................................14

1.1. Франкоязычное пространство исследований телесности.............................................15

1.1.1. От социальной истории, антропологии и феноменологии к социологии тела.... 15

1.1.2. Микрофизика власти. Тело в режимах господства и производства знания........20

1.1.3. Тело в пространстве социальных различий. К вопросу о понятиях социоанализа: габитус и телесный экзис....................................................................................................24

1.1.4. Современная французская социология тела: к категориям соматической культуры» и «телесного капитала»....................................................................................29

1.2. К опыту исследований телесности в немецком языковом пространстве...................34

1.2.1. Предпосылки возникновения и контексты развития немецкой социологии тела ...............................................................................................................................................34

1.2.2. Телесное знание. Знание тела и от тела..................................................................38

1.2.3. Телесная память и её формы. К вопросу о понятии «габитусной памяти».........39

1.3. Англосаксонские подходы к исследованию телесности..............................................42

1.3.1. Тело в концепциях символических интеракционистов и этнометодологов........42

1.3.2. Современная концептуализация телесности в англоязычной социологии..........47

Выводы первой главы.............................................................................................................52

ГЛАВА II. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ КОНТЕКСТЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МАСКУЛИННОСТИ..................................................................................................................55

2.1. Тендерные подходы к изучению маскулинности..........................................................55

2.1.1. Генезис «мужских исследований» (men's studies).................................................55

2.1.2. Теории множественной маскулинности..................................................................58

2.1.3. Теории «мужского» габитуса...................................................................................62

2.1.4. Исследования маскулинности и телесности в российском контексте.................69

2.1.5. Отечественные исследования по социологии труда и здоровья...........................76

2.2. Аналитическая метапозиция и концептуальная модель исследования маскулинной телесности в российском контексте......................................................................................84

2.3. Методические особенности анализа маскулинной телесности в пространстве социальных различий..............................................................................................................90

2.3.1. Обоснование качественных методов: выбор поля, проектирование выборки и ее размера, постановка исследовательских вопросов..........................................................91

2.3.2. Метод интервью: инструментарий и процедуры сбора эмпирических данных..97

2.3.3. Схемы анализа и интерпретации эмпирических данных......................................99

2.3.4. Позиция исследователя-женщины при изучении маскулинной телесности.....106

Выводы второй главы...........................................................................................................118

ГЛАВА III. МАСКУЛИННАЯ ТЕЛЕСНОСТЬ В ПРОСТРАНСТВЕ СОЦИАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ................................................................................................................................122

3.1. Телесность мужчин рабочих профессий......................................................................122

3.1.1. К социальным диспозициям мужчин рабочих профессий..................................122

3.1.2. Мужская телесность в дисциплинарном режиме частной стройки....................124

3.1.3. Мужская телесность в дисциплинарном режиме завода....................................129

3.1.3. Схематика сексуальной жизни и чувственность мужчин рабочих....................133

3.1.4. Телесный капитал рабочих: форма, конфигурация и способы конвертации ....138

3.1.5. Соматическая культура: практики заботы и не-заботы о себе............................141

Промежуточные выводы.......................................................................................................145

3.2. Телесность мужчин офисных служащих.....................................................................148

3.2.1. К социальным диспозициям мужчин офисных служащих..................................148

3.2.2. Маскулинная телесность в режиме офисного труда............................................150

3.2.3. Телесность мужчин офисных служащих в приватной сфере..............................160

3.2.4. Телесный капитал офисных служащих: риски и инвестирование.....................168

Промежуточные выводы.......................................................................................................170

3.3. Маскулинная телесность в режиме экстремального дисциплинирования...............174

3.3.1. Военизированное мужское тело: оппозиция жизнь/ смерть как осевая структура телесной памяти.................................................................................................................175

3.3.2. Локусы телесной памяти: телесные надписи и письмена на коже.....................181

3.3.3. Эмоциональные проявления участников боевых действий и поддержание классической маскулинности...........................................................................................185

3.3.4. Телесный капитал участников локальной войны.................................................189

Промежуточные выводы.......................................................................................................192

Выводы третьей главы..........................................................................................................195

Заключение.................................................................................................................................197

Список литературы....................................................................................................................205

Приложение 1.............................................................................................................................222

Приложение 2.............................................................................................................................225

Введение

Актуальность темы исследования. Современное российское общество переживает серьезные трансформации, связанные с изменением тендерного порядка. Как утверждают исследователи, сегодня формируется новая система тендерных отношений, встроенная в экономику либерального типа, но и продолжают существовать элементы патриархальной идеологии, воспроизводятся образцы гегемонной маскулинности1. Ученые фиксируют «кризис маскулинности»2, возникающий в переходный период от советского общества к либеральному. Он характеризуется невозможностью соответствовать классическим социальным образцам традиционной мужественности, несамосохранным телесным поведением, деструктивными телесными практиками3, вредными привычками, несчастными случаями, высокой подверженностью заболеваниям, депрессивными настроениями и самоубийствами мужчин. В России мужчины в значительной степени подвержены различного рода рискам. Они имеют меньшую продолжительность жизни в сравнении с женским населением нашей страны и в сравнении с мужчинами, проживающими в странах Центральной Европы4.

В свете этих проблем особую актуальность приобретает исследование маскулинной телесности в институциональных режимах труда и приватной сфере. Оно связано с изучением стратегий отношения мужчин к своему здоровью, их сексуального и репродуктивного поведения, практик заботы и не-заботы о себе, соматической культуры. Данная тема актуальна потому, что традиционно российская культура характеризовалась исключением на протяжении долго времени телесного дискурса из публичной сферы.

1 Здравомыслова Е А, Темкина А А Половой вопрос социальное производство сексуальности // Тендер для «чайников» М Звенья, 2006

2 Здравомыслова Е А , Темкина А А Кризис маскулинности в позднесоветском дискурсе // О муже(Ы)ственности М Новое литературное обозрение, 2002

3 Мещеркина Е Ю Социологические исследования маскулинности мужской пол в публичности и приватности // Тендерное равенство поиски решения старых проблем М Международная Организация Труда, 2003

4 Журавлева И В , Иванова Л Ю Улучшит ли национальный проект «Здоровье» состояние здоровья россиян? // Россия реформирующаяся Ежегодник Отв ред М К Горшков Выпуск 8 М Институт социологии РАН. 2009 С 374

В контексте российской социологии проблемы телесности рассматриваются при изучении женского, гомосексуального и инвалидного тела. Телесности гетеросексуальных мужчин в режимах труда и повседневности в отечественной социологии уделяется незначительное внимание. В этой связи отметим недостаточное количество отечественной теоретической литературы по рассматриваемой нами проблематике, а также отсутствие глубоких эмпирических исследований. В советский период тема телесности находилась в зоне умолчания. Однако начало девяностых отмечено интенсивной либерализацией как медийного, так и научного дискурсов по этим вопросам5, чем объясняется постепенно возрастающий интерес к данной проблематике среди ученых.

Сегодня тема телесности освещается в средствах массовой информации, но зачастую задействуется консьюмеристским и медицинским дискурсивными типами. Это приводит к тому, что молодые мужчины с затруднением говорят о своей телесности, воспринимая ее фрагментарно в соответствии с потребительскими ценностями. Мужчины старшего поколения, выросшие в советской культуре «умолчания», также испытывают сложности при обсуждении этой темы. И в первом, и во втором случае мы наблюдаем «дефицит» дискурса и способов, посредством которых мужчины могли бы говорить о своей телесности. Тем не менее, появление телесных дискурсов на медийной арене, усиление их значимости и влияния на общественное сознание служит отражением трансформаций в национальной телесной культуре.

В диссертационной работе осуществляется теоретическая концептуализация по данной теме, предлагается аналитическая модель исследования маскулинной телесности в российском контексте, производится апробация аналитической модели на примере изучения

5 Роткирх А Советские культуры сексуальности // В поисках сексуальности Под ред Здравомысловой Е Темкиной А СПб Дмитрий Буланин, 2002 С 170 Кон И Человеческие сексуальности на рубеже XXI века // В поисках сексуальности Под ред Здравомысловой Е Темкиной А СПб Дмитрий Буланин 2002 С 40-41

телесных дискурсов, воспроизводимых мужчинами из разных институциональных и трудовых режимов.

Степень научной разработанности проблемы. Тема телесности вызывает большой интерес и получает широкое распространение в работах французских, немецких и англосаксонских теоретиков, а также изучается зарубежными эмпириками. К представителям французской традиции исследования телесности относятся Л.Болтански, П.Бурдье, Л.Вакан, М.Мерло-Понти, М.Мосс, М.Фуко, и др.. Корпус немецкоязычных работ по данной проблеме обозначен именами Ф.Белле, К.Вульфа, Д.Кампера, Р.Келлера, М.Мойзера, С.Поршен, А.Хана, Н.Элиаса и др.. К числу англосаксонских исследователей телесности относятся Дж.Батлер, В.Ваннини, Д.Васкул, К.Волковиц, Г.Гарфинкель, И.Гофман, Дж.Мид, П.Мур, Б.Тернер. В отечественной социологии данная тема освещается в работах Д.В.Михеля, Е.Л.Омельченко, Г.А.Орловой, П.В.Романова, Е.Р.Ярской-Смирновой.

Тема маскулинности широко представлена в работах зарубежных ученых - К.Бенке, Ш.Берд, В.Зайдлера, М.Киммела, Р.Коннелла, Б.Крайс, Л.МакНэй, М.Месснера, М.Мойзера, М.Физерстоуна, Дж.Хирна и др., а также интенсивно изучается российскими социологами -Е.А.Здравомысловой, И.С.Коном, И.В.Костериной, Е.Л.Омельченко, Л.Н.Попковой, Е.Ю.Рождественской, П.В.Романовым, И.Н.Тартаковской, А.А.Темкиной, Ж.Черновой, Е.Р.Ярской-Смирновой и др..

Тем не менее, в отечественной социологии проблеме маскулинной телесности до сих пор уделяется незначительное внимание, отсутствуют исследования маскулинной телесности в институциональных режимах труда и армии. Таким образом, наша диссертация представляет собой попытку изучения этого феномена и направлена на приращение знания по данной проблематике.

Объект исследования - дискурсы о маскулинной телесности.

Предмет исследования - семантика телесных дискурсов, артикулируемых мужчинами рабочими, офисными служащими и военнослужащими.

Цель исследования - произвести концептуализацию и сопоставление теоретических подходов, вывести аналитическую модель изучения маскулинной телесности в российском контексте и апробировать ее в ходе эмпирического исследования семантики телесных дискурсов мужчин из разных социально-профессиональных сред.

В диссертационной работе решаются следующие задачи:

1) произведена концептуализация и сопоставление зарубежной и отечественной научной литературы, в которой рассматриваются вопросы телесности и маскулинности;

2) сконструирована концептуальная модель исследования маскулинной телесности в пространстве социальных различий в российском контексте;

3) выявлены преимущества и ограничения влияния тендера социолога на интерактивную ситуацию интервьюирования;

4) осмыслена позиция социолога-женщины при исследовании маскулинной телесности;

5) апробирована выведенная концептуальная модель на примере сравнения семантики телесных дискурсов мужчин рабочих профессий, офисных служащих и военнослужащих;

6) сопоставлены структуры и конфигурации телесных капиталов мужчин рабочих профессий, офисных служащих и военнослужащих.

Основная рабочая гипотеза нашего диссертационного исследования сводится к следующим положениям:

В современном российском обществе происходят трансформации маскулинной телесной культуры, которые требуют изучения и создания адаптированной к российскому контексту концептуальной модели изучения данного феномена. Предложенная в диссертационной работе аналитическая модель содержит в себе понятия «телесного дискурса», «телесного знания», «телесного капитала», «телесного габитуса», «телесных практик» и может быть использована при изучении маскулинной телесности в институциональных режимах. При изучении семантики маскулинной телесности целесообразно применять дискурсивный анализ и обоснованную теорию. В ходе исследования семантики маскулинной телесности

N

необходимо осмысление тендерной принадлежности и социо-культурной позиции исследователя по отношению к изучаемому объекту.

Научная новизна диссертационной работы заключается в следующем:

1. В диссертации осуществлен анализ и сопоставление зарубежных подходов, используемых при исследовании телесности и маскулинности. Продемонстрированы достоинства и ограничения научных категорий.

2. Предложена аналитическая модель исследования маскулинной телесности в пространстве социальных различий в российском контексте.

3. В ходе квази-эксперимента сформулированы преимущества и ограничения влияния тендера социолога на интерактивную ситуацию интервьюирования при изучении маскулинной телесности.

4. Зафиксированы различия в семантике и категориальных связях, организующих телесные дискурсы мужчин из разных социально-профессиональных сред.

5. Выявлены различия в формах, конфигурациях, способах конвертации и девальвации телесного капитала мужчин из трех социально-профессиональных сред.

Теоретико-методологические основы исследования. Диссертация написана на базе двух теоретико-методологических направлений -социологии тела и исследований маскулинности. Используемые подходы пересекаются и образуют общую аналитическую схему, выстроенную вокруг концептов «телесный дискурс», «телесная культура», «институциональный режим», «телесное знание», «телесные схемы», «телесный капитал» и «мужской габитус».

Данные аналитические категории составляют концептуальную модель диссертации и отсылают к зарубежной исследовательской традиции, но применяются и российскими социологами. В основе диссертации лежат теории дифференцированного пространства социальных различий П.Бурдье и дисциплинарных институтов М.Фуко. Мы применяем концепты «телесного капитала» Л.Вакана и «телесного знания» Р.Келлера. Второй корпус теорий объединен понятием «мужской» и «физический габитус», которое осмысляется в направлении генетического структурализма и изучается М.Мойзером, К.Бенке, Б.Крайс и Л.МакНэй.

Отечественные исследования маскулинности и телесности служат основой для применения зарубежных аналитических моделей в российском контексте. Для нас важны работы Е.А.Здравомысловой, И.С.Кона, Д.В.Михеля, Е.Л.Омельченко, Г.А.Орловой, Е.Ю.Рождественской, И.Н.Тартаковской, А.А.Темкиной, Е.Р.Ярской-Смирновой. Значимыми являются отечественные исследования по социологии труда и здоровья.

Эмпирическая база исследования состоит из трех подвыборок. Общий объем - 56 глубинных биографических интервью с мужчинами из разных социально-профессиональных сред.

Первые две подвыборки сконструированы на основе социальных различий. Их цель - выявить семантические различия в дискурсах о теле

мужчин из двух социально-профессиональных сред. Первая состоит из 20 гл