автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.08
диссертация на тему:
Синергетика - основание единства общенаучного знания

  • Год: 1989
  • Автор научной работы: Поплавский, Александр Николаевич
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.08
Автореферат по философии на тему 'Синергетика - основание единства общенаучного знания'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Синергетика - основание единства общенаучного знания"

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ имени В. И. ЛЕНИНА

Специализированный сонет Д.113.08.05

На правах рукописи

ИОИЛАВСКИЙ Александр Николаевич

УДК Г»: 1(082)

СИНЕРГЕТИКА — ОСНОВАНИЕ ЕДИНСТВА ОБЩЕНАУЧНОГО ЗНАНИЯ

Специальность — 09.00.08 — философские вопросы естествознания

А В Т О Р Е Ф Е Р А Т

диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук

Москва 1989

/7е^> е/^ ^¿е 7 о г А^// е^ ¡4. у!

Работа выполнена на кафедре марксистско-ленинском философии Кабардино-Балкарского Ордена Дружбы Народов государственного университета.

О ф и ц и а л ь н ы е о и и онен т ы:

доктор философских наук, профессор ДЕЛОКАРОВ К. X.

доктор философских на\к, профессор ДЫШЛЕВЫЙ II. И.

доктор философских наук, профессор ПЕТРУШЕНКО Л. А.

Ведущая организация: Московский ордена Трудового Красного Знамени инженерно-физическим институт.

Защита состоится «............» .............................. 19 г. в 15 часов

па заседании специализированного совета Д.113.08.05 по защите диссертации па соискание ученой степени доктора наук при Московском ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственном педагогическом институте имени В. И. Ленина но адресу: 119891 ГСП, Москва Г-435, Малая Пироговская 29, аудитория 63.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МГЦ И им. В. И. Ленина но адресу: 119841, Москиа Г-435, Малая Пироговская д. 1.

Автореферат разослан «............» .............................. 19 г.

Ученый секретарь специализированного совета

В. В. МИХАЙЛОВ

- I -

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ ПРОБЛЕМА И ЕЕ АКТУАЛЬНОСТЬ

Философско-методологический анализ развития современного научного знания занимает исключительно важное место в системе философских исследований в связи с усилением в науке роли интегратишмх процессов, формированием новых междисциплинарных направлений исследования закономерностей объективного мира, вознинновенил(на базе диалектики познания сложных систем)новых представлений о действительности. В связи с этим особую актуальность приобрела проблема взаимосвязи философии и естествознания, поставленная еще В.И.Яеня-ным.

Процессы интеграции в современной науке, основанные на принципе' материального единства мира и его развития, дали мощный толчок реализации целого ряда тенденций к единству знаний в представлениях естественных наук. Революционные изменения, внесенные в знания о материи и принципах ее структурной организации физикой, химией, космохимией, экэобиологией, кибернетикой, геологией и, неконец, синергетикой продемонстрировали проникновение идеи развития во все науки и положили начало формированию концепции развития движущейся материи как концепции развития единого целого. Проникновение в науку идеи развития осуществлялось в первую очередь с помощью диалек-тико-матери&листической философии, которая достигла уровня идеи всеобщего развития на основе выделения общего в развитии, присущего всему объективному миру, наличия всеобщей связи явлений и материального единства мира. Идея развития проникала в науку и на пути .более углубленного понимания процессов развития в естествознании. Современный этап освоения естественными науками идеи всеобщего развития, синтез получаемых результатов привел к качественно новому типу научного знания - общенаучному знанию о процессах развития.

Еще совсем недавно идея формирования общенаучных понятий и общенаучного знания не воспринималась как имеющая какое-либо значение для развития науки. Считалось, что "в подлинном смысле слова общенаучным характером обладают лишь понятия и категории марксистско-ленинской философии" а общенаучное знание объявлялось "мифическим".

Советские философы В.С.Готт, В.И.Жог, В.В.Казютинский, Н.Н.Мп-медов, Б.Я.Пахоыов, Э.П.Семенюк, А.Д.Урсул, Т.А.Урсул и др.внесги

I. Интеграционные процессы в науке //Общенаучные понятия и мтггря-влистическая диалектика. Ленинград, 1902, ЛГУ, с.5.

существенны;! оклад в придание научного статуса общенаучному знанию. Раскрывая пути к единству научного паяния, они сформулировали закономерности развертывания общенаучных форм и средств познания, синтеза знаний, происходящего в ходе реализации идеи развития в конкретных дисциплинах, ведущего к взаимосвязи естественных, общественных и технических наук. "Однако до сих пор почти нет работ, в которых проблема развития рассматривалась бы не столь широко, как в "чистой" философии и но столь узко, как при исследовании отдельных фрагментов (форм движения) материи. Речь идет о возможности изучения проблемы развития на общенаучном (и региональном) уровне. Этот ионрос до недавнего времени вообще не ставился, поскольку проблема общенаучного и регионального знания даже не обсуждалось" птае.т Т.Л.Урсул.

Актуальность данного вопроса велика и в связи с тем, что возникла новая научная дисциплина - синергетика, в которой четко прослеживается выявление общенаучных закономерностей эволюции материи, об'дкх закономерностей ее самоорганизации. Она является ярким примером интегративного научного направления.

Синергетика начала привлекать к себе внимание философов, которые в основном посвящают свои исследования определению места синергетики в системе научного знания, рассматривают ее роль в раскрытии сути самоорганизации материи, связь с практикой. Сделаны первые попытки включить синергетику в систему общенаучного знании. А работ, в которых бы исследовалась синергетика как основание единства общенаучного знания практически нет. В силу сказанного, актуальность поставленной в диссертации проблемы не вызывает сомнения.

Состояние изученности проблемы.

Выделение общенаучного уровня знания и исследование путей, механизмов, сути его интеграции, взаимоотношения с философским и кон-кретнонаучным знанием является существенным вкладом в реализацию взаимосвязи философии и естествознания, который осуществлен Н.Т.Абрамовой, И.А.Акчуриным, В.С.Готтом, В.И.Йогом, С.Т.Мелюхиным, Э.Д.Сем&нюком, А.Д.Урсулом, Г.НДедровицким, Л.Г.Антипенко, В.А.Ам-бариумяном, В.И.Аршинорым, М.Д.Ахундовым, JI. Б. Баженовым, B.C.&ipa-шенковым, В.В.Капитанским, Л.И.Мандельштамом, Л.А.Микешиной,' В.А.Лекторским, Н,Н.Моисеевым, М.А.Марковым, Б.П.Пяхомовым.Ю.В.Спч-ксьым, Г.М.Иддисом, Г.Г.Шлпхмным, В.А.фоком и др.

1>Т.А.Урсул. Принцип развития и синтез научного знании.//!';ф)го->."рен-ческоэ и методологическое значение диалектики для (.ивремгнигН пп-уки. Кишинев, №80, с.25.

- 8В работах указанных авторов были исследованы важнейшие проблемы оснований научного знания: единства научного знания как философ-ско-методологической проблемы; проблема оснований знания, объективные и субъективные основания знания как системы; обоснования, развития и происхождения знания; раскрыта структура научно-исследовательской деятельности; перспективы междисциплинарной интеграции, методологические возможности математизации научного зне.ния, к?к основы его единства; место физики, химии, биологии, математики,астрономии, кибернетики как объективных оснований единства научного знания; раскрыты историко-научные и мировоззренческие предпосылки единства научного знания, его методологические основания; показано мзс-то диалектики единства и многообразия в развитии знания, пути реконструкции единства научного энйния и определены перспективы идеала единства в современном научном познании.

Полученные результаты решении данных вопросов не претендуют на завершенность, требуют углубления и обогащения в процессе становления научного знания. Если единство научного знания нашло рассмотрение с различных точек зрения, то единство общенаучного знания стало предметом исследований лишь незначительного числа философов, таких как В.С.Готт, А.Д.Урсул, ТД.Урсул, В.И.Жог., Ь.И.Аршиноз, А.С.Манасян, Э.П.Семенюк и др. Указанные авторы внесли вклад с истолкование взаимосвязи материалистической диалектики и общенаучного знания. В их работах раскрывается диалектика развертывания теоретических форм и средств познания, исследовано отличие философского знания от общенаучных форм и средств познания. Показано,что главным для философского знания является основной философский вопрос, раскрытие сути соотношения материи и сознания, субъекта к объекта. Обосновано, что философское знание по отношению к науке в целом и ее конкретным направлениям выступает как "актуальное универсально-общенаучное знание" (А.Д.Урсул): философия проявляет свою общенаучность не только в науке, но и во всей духовной1 культуре, во всем мызлении людей, а общенаучное знание ограничено рамками науки.

Кроме того, в работах указякных авторов раскрыта, логико-гиогеологическая ограниченность общенаучного знания по сравнению с философским, таи как оно ограничено в своем проявлении и функционировании рамками, определенными сутью этапа или уровня лоьнония. Так как процесс становления общенаучного знания находится под влиянием философской методологии, то в силу ьтого проявляется в виде конкретизации определенных идей материалистической диалектики.

-ц -

Общенаучное знание можно рассматривать как результат глубокого диалектического синтеза, возникающего в процессе конкретизации определенных идей материалистической диалектики под влиянием собственного предмета общенаучного знания. В работах указанных авторов показано, что в отличие от философии, которая находится в определенной противоположности к математическому знанию, общенаучное знание имеет основательную математическую базу, которая органически вплетается в процесс становления и (функционирования общенаучного знания.

В работах рассматриваемых авторов исследуется место и роль синергетики как наиболее развитой формы общенаучного знания. Существ/ют и другие точки зрения. Многие авторы склонны к мысли, что синергетика еи\0 не до конца определила свой предмет исследования,в силу чего многие ее идеи обладают "прозрачностью" и неполнотой Действительно, определение предмета синергетики очень важно, так как оно является отправной точкой выявления общенаучной сущности синергетики. Можно сказать, что цель» синергетики является обнаружение общих закономерностей самоорганизации материи,характерных дли сложных систем различного происхождения, лричоы "синергетика описывает процессы, в которлх целое обладает такими свойствами,которых нет у его частей"

Ряд авторов, таких как Гппонов-Грехов A.B., Рабинович М.И., Кадомцев Б.Б., Рязанов А.И. считают, что раз, по их мнению, нет отпета на вопрос о том, является ли синергетика наукой, то не может Сыть поставлен вопрос и о том, можно ли ее считать фактором, интегрирующим науку

О том, чю синергетика представляет собой развивающуюся науку, имеющую предмет исследования говорит практика ее исследований в области физических, химических, биологических, кибернетических,экологических систем, что не требует дополнительного обоснования и подтверждения. В настоящее время возникла потребность начать процесс систематизации и обобщения вклада, вносимого в науку синергетикой. Не рассмотрена проблема определения роли синергетики в формировании новой картины мира как цепи саморазвивающихся процессов.

1. H.H.Моисеев. Алгоритм развития. М.Д9В7,с.12.

2. А.Ф.Кудряшов. Единство науки: основания и перспективы.-Сверд-лопск,1980,с.I17-118.

3. Синергетика и практика.//Единство научного знания.М.Д988,с.312.

4. В Л.Ног.Развитие физических понятий. М.Д987,с,.В8.

5. Гапонов-Грехов A.B., Рабинович М.И.Предигловие.//Нелинейные волны. (Сакоорганиэаи^я). M.,I9U3,c,3.

6. Нядомцев Б.Б., Рязанов А.И. Что такое синергетика?//Природа, ХЭсЗЗ j Ji S ^ с «5 •

Неисследованным моментом является поиск ответа на вопрос о том, насколько синергетика отошла от идеалов и норм классической науки, идеалов и норм классической науки (выраженной на языке современной физики), а также представления о формировании фундаментальной единой теории. Не поставлены вопросы в современных исследованиях и о том, что дает синергетика для единства общенаучного знания, и как синергетика функционирует как элемент общенаучного знания? Бзжнкы является и вопрос о том, что дает синергетика для определения пути общенаучного подхода, и что дает общенаучны? подход для развития самой синергетики. Таким образом, говоря о степени разработанности данной проблем*, следует отметить, Что большинство авторов пока рассматривает синергетику вне контекста построения общенаучного знания.

Цель и задачи исследования. Основной целью диссертационного исследования являзтся философский анализ имеющихся результатов и методов новой интегративно-синтетической междисциплинарной науки си-' нергетики как основания единства общенаучного знания* Эта цзль конкретизируется в следующих задачах:

I. Роль синергетики в формировании общенаучного знания. 2.Анализ отображения процессов самоорганизации материи средствами синергетики как конкретизации на общенаучном уровне идей всеобщего развития, материального единства мира и единства научного знания. 3. Выяснение того, что вносит синергетика в формирование новой картины мира. 4. Выявление объективных оснований (в частных дисциплинах) интегративно-синтетических функций синергетики. 5. Изучение взаимосвязи философских, математических, синергетическчх способов освоения процессов самоорганизации материи, б. Выявление того, что дает общенаучный подход, сформировавшийся з последние годы как следствие интеграции научного знания, для развития синергетики.

Новизна исследования.

1. На основе раскрытия взаимосвязи идеи всеобщего развития и единства мира и их реализации в процессе рассмотрения развития материи как единого мирового процесса, яри раскрытии природы, жизни и общества как звеньев цепи единого процесса самодвижения, самоорганизации материи, автор показывает, как философское знание, кок-кретизируясь, преображается э общенаучное знание о процессах самоорганизации материи на уровне косйохймячгеских и биолигичео.чих явлений.

2. При рассмотрении антрспйЬГо принцип* показано, что он представляет собой пример общШйучпаго знания; сфор-Шрозанноги |

процессе синтезиронани)1 философией общих, универсальных идей развития и их частнснзучних представлений, Антропный принцип получил сгое ис-тслноиаиие с точки зрения синергетики как следствие инте-гратиэно-сиктйчируюких процессов в научном знании, отражающем единство земных м космических форм самоорганизации материи,

С. При енализе категорий самооргелизадия и развитие раскрыта роль синергетики в Формировании общенаучного знания. Показано,что объечгтишме основание интегративно-синтетических (функций синергетики ктокит бьг.-ь определено на основе соответствующего реальной прпкчике наукиого исследования предмета синергетики, т.е. исходя из тоге, что пня изучает процесс» эволюции материи, осуществляемые на оспоге к^опергливных эффектов, возникающих в системах далеких от термодинамического равновесия.

4. Via основе ьнализр проявлении синсргетических эффектов в вакууме, принципа тождественности квантовых частиц одного сорта, а тек же результатов исследования сволгнии живых организмов в общей теории систем (0TCV фор>у лируется идея естественного изоморфизма, которая представляет общенаучное знание, раскрывающее суть механизма сбризовгния корреляционных связей, возникающих при взаимодействии природных систем различной сложности.

5. При обосновании возможности описания процессов самоорганизации на .языке математики, показано (при анализе натурального числе крк элементарной формы отражения в математике самодвижения материи), что общенаучное знание, представляемое синергетикой, неразрывно связеко с математическими методами и способами отображения дви?<ы:ия л развития.

6. На основе исследования возможностей отображения математикой процессов самоорганизации, показано, что наиболее оптимальным вариантом для этих целей может быть использована теоретико-множест-ренняя модель движения, предложенная в диссертации,

7. Раскрыта реализация интегрирующе-синтеэирующсй функции синергетики как основания единства общенаучного знания при рассмотрении проблем экологии и некоторых социально-экономических вопросов.

Методология исследования. Методологической базой исследования слу*мт диалектико-ма:териалистическ8я философия. Центральное место занимают труды и идеи К.Маркса, Ф.Энгельса, В.ИДенина о материи, о развитии, материальном единстве мира, единстве научного знания, их мысли о самоорганизации материи, взаимосвязи философии и споц-дкецишшн. Все исследование ведется на основе принципов всеобщего развития и материального единства мира.

- 7 -

Состав и характеристика источников.

При работе над диссертацией использована научная литература, посвященная проблемам развития, материального един стае, мира, единства нсучно го знания, закономерностям формировения об'ценг.уадего знания, проблемам самоорганизации материи с точки зрения физики, химии, кибернетики, геологии, математики, экологии, и самое глинное - синергетики, рассматриваемой квк основание единства общенаучного знания. Автор в первую очередь опирался на естественнонаучный материал, получивший всеобщее признание таких ученых как Г.Ха-кен, И.Пригожи.1!, И.Стенгеррс, И.Маркова, М.Эйгсн, Б.И.Вернадский, Ч.Викрамасингхе, Н.Бор, В.А.Гольданский, Д.Шремм, Р.Винклер, Г.Ф.Хильми, В.А.Фок, Р.Фейнман, А.Г.Пасынсний. А.Г.Писаренко, И.Б.Хриппович, Г.Никольс, Дк.фон/Нейман, К.Гедель, С.Улпм, Дк.Ко-эн, М.В.Волькенштейн, А.Ланде, А.Шимони, Л.А.Шелепи». Аптор диссертации опирался на труды известных советских философов, внесших существенный вклад в рассмотрение проблемы единства научного знания, материального единства мира, закономерностей формирования общенаучного знания и специфики взаимосвязи философии и естествознания на современном этапе, таких как В.С.Готт, В.И.Жог, В.Я.Пахо-мов, Д.А.Урсул, Т.А.Урсул, Л.Г.Антипенко, Н.Д.Кяэдков, В.И.Аряк-нов, Я.Ф.Аскин и др.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседании кгфед-ры философии Кабардино-Балкарского Ордена Дружбы Народов государственного университета, где была рекомендована к защите. Обсуждалась она также на методологическом семинаре Высокогорного геофизического института Государственного комитета по гидрометеорологии и ксн-•тролю природной среды СССР, а также на заседании сектора философских, проблем естествознания института философии и социологии Польской Академии наук (г.Вацтва) и на заседании Сосет» института Политических Наук Польской сельхозакадемии (г.Варшава). Диссертационные материалы использовались npi чтении спецкурсе» по философии на тему "Принципы самоорганизации материи", которые были прочита-■ ни я течение нескольких лет в КрвксзсиоО шеяей Бвдокзло и Варшавской сельхозакадемии. Отдельны« полояеняч диссертаций обсуждались ка всесоюзных, международных и региональных конференциях. Основные положения и нэучшз результаты оцублийоваж о книгах, бротирак и статьях общим объемом Солее 45 п.л.

Структура та боты, Диссертация состоит из введения, четырех ' глав и заключения. > '

- Б-

СОДКШШК РА ГОТЫ

Во введении определены цели и задачи диссертации, обоснована ее актуальность, новизна, охарактеризована методология исследования, подробно рассмотрено состояние изученности гфоблемы, указаны важ-нейпио идеи, высказываемые различными авторами в русле рассматриваемой темы, показана их ценность и место в современном понимании процессов формирования и движения к единству общенаучного знания.

Гл-во перзчя*'|>Иде» всеобщего развития и материального единст-ЬР 1м;:>г'. к г. к основа единства общенаучного знания^ посвящена анализу йундвментальных фактов и идей в области естествознания и синергетики, составляющих фундамент формирования общенаучных представлений и движении и развитии, а также основание единства общенаучного знания.

1-1 первом параграфе "Единство космохимичоской и биологической эволюции ютории" показано, что идеи ралгития и единства мира входят в процесс изучения тех форм движения материи, которыми занимается космология, химии, биология, астрофизика, геология. В XX ве::я были сделаны открытия, касающиеся связи живого с неживым, а гскле то, что живое вещество выступает на нашей планете как геоло-ги'ктскрл сила. Этим открытием и сопутствующим ему зарождением био-гсохимии мы обязаны В.И.Вернадскому, который обратил внимание и на то. что а геологическую истории Земли входит такой мощный фактор образования темной поверхности, как человечегкая культура.

При внимательном изучении наследил В.И.Вернадского выясняется, что представление о мертвой, косной материи не является результатом действитепьногс положения дел во Вселенной, а большей частью следствием исторической ограниченности наших знаний, и, скорее, косности, инертности человеческого ума, которая преодолевается под влиянием все новых и новых факторов, протекающих в Космосе (б большом миро Вселенной) и в нашем земном шаре. Один из таких факторов состоит в открытии природной "лаборатории", в которой происходи? синтез органических веществ. Речь идет о выявлении ра-диослектралькы« способом холодного синтеза органических соединений, ииеыцих место в межзвездном пространстве.

Эти факторы заставили по-новому взглянуть на проблему зарождения киэш: на Земле. Ч.Викракпсингхе, являющийся автором открытия холодного синтоэь в космоса столь сложного органического соединения кг.к формальдегид, полагает, что в межзвездном пространство имеются не только органические вещества, но и микроорганизмы. Несомненно, что Космос является источником и средой космохимичо-

- 9 -

ской эволюции в сторону образования биологических систем.

Тезис об общекосмической природе живого лег в основу новой отрасли знания, которая получила название экзобиологии. С точки зрения этой науки возникает уверенность в том, что биологическая эволюция является продолжением эволюции фиэико-химичэекой, содержит в себе элементы этих моментов, хотя еще предстоит раскрыть конкретные механизмы самоорганизации живого и убедиться в том, что они действительно успевают произойти за время существования Земян и Вселенной. Известные данные о вирусах поставили пород учеными вопрос, имеющий важнейшее мировоззренческое значение и играющий особую роль в формировании единства общенаучного знании: существует ли вообще какое-либо фундаментальное различие между жирым и неживым, так как самоорганизация систем, далеких от разновесия, не только определяет возникновение и эволюцию неживого, но и возникновение и существование всего живого и его эволюции. Видимо, энтропия в паре с энергией являются определяющими перэменным/. в раскрытии всего существующего вокруг нас, обеспечивают воспроизводимость процессов и явлений природы, в том числе и человека, как результата процесса самоорганизации материи. Самоорганизуется то, что может это сделать при взаимодействии .-энергии и энтропии в данных условиях, что можно определить как процесс "конкуренция" анергии и энтропии. Освоение познанием этого процесса зафиксировало его как общенаучный факт, который положен в основу возможности объединения неживого с живым на основе представлений об единой лп-, нии развития.

Таким образом, интеграция представлений о развитии о науках о земных и космических процессах дает возможность выявить на данном этапе исследования то общее, что присуща этим аспектам развития. Опираясь на идею всеобщего развития, единства кира и единства научного знания, этим делается Первый шаг в выявлении одредалек-ных элементов общенаучного знания.

. Второй параграф "Антропнчй принцип как общенаучное аыра-, аенке идзи псеобщего развития" посзяие.н демонстрации того, что данный кигсюлогическиЯ принцип фактически был ¿формулирован » рв-ьультатн синкопа и обобщения представлений о далеко отстоящих друг от .друга вех развития материк, , представляет сэбой общзнсучкос знание. Сущвстгуют различные толкования антропного прикупа. Но нас интересует то, ч^о практически еще не наядо отражения г» указанных публикациях, за исключением работ В.С.Готта, 3.И.Кога, , Д.А.Урсула - общенаучное содержания антрошюго принципа. Мы хотим

обратить внимание на следующие моменты, которые на уровне раскрытия его сути явились результатом конкретизации идей всеобщего развития, материального единства мира и единства научного знания.Процесс становления антропного принципа в среде космологов и физиков иел в исследовании диалектического "столкновения" двух основополагающих естественнонаучных принципов: принципа (постулата) однородности и изотропности Вселенной (отсутствие какой-либо ввделенности ьс Вселенной в больших масштабах) и антропного принципа, констати-ру**цсго сочетание ио Вселенной таких условий, -которые необходимы и достаточны для появления жизни.

В советской философской литературе имеется вариант трансформация ;.того принципа в принцип единства в развитии Вселенной,органической материи и интеллекта Подобное толкование антропного принципа имеет преимущество перед известными в силу того, что оно построено на подтверждении идеи всеобщего развития,зафиксированной диалектикой взаимосвязи явлений, реализуемой в процессе самоорганизации материи.

Мн считаем, что важно не только констатировать свойства вещей Вселенной, которые необходим и достаточны.для возникновения в ней наблюдателя, но и необходимо исследовать влияние космологических факторов как на ход космической эволюции, так и на возникновение жизни во Вселенной, что послужит объективным основанием фиксации антропного принципа как общенаучного выражения идеи всеобщего развития, как закладывание основ движения к единству представлений о самоорганизации Вселенной как единой системы. В данном параграфе особое внимание обращается на (возможную) связь известной СРГ-те-орскы (теоремы Людсрса-Паули) с хиральной (киральной) диссимстри-ей уолекул живого вещества. Когда подход к проблеме возникновения жизни переводится в план физического анализа, то в первую очередь земечаяг тот факт, что на биоорганическом уровне нарушена зеркаль-наг. симетрия (киральная, хиральиая): в противоположность неживой природе в биосфере используются практически только левые молекулы аминокислот и правые молекулы сахероп, но не их зеркальные изомеры. В сиете современной теории олектрослабых взаимодействий,объединяющей нь единой основе электромагнитные и слабые воздействия, фуэдоменталыши фактом ассиметрии или диссиметрии. должен, вероятно, выступать фактор нарушения комбинированной СР-метности приводящей, согласно теореме СРТ-теореме, к ассиметрии времени между

I. Ангкпенко Я.Г., Кремянскнй В.И. Об злементарной "ячейке" (клеточке) процесса управлония и самовоспроизпеденик//Информация и , управление. М.Д9В5,с.148. .

прошлым и будущим. Если в основе хиральной симетрии лежат квантово-механические закономерности, то ми имеем дело с такими факторами, • влияющими на возникновение жизни, которые отнюдь не локальны, им присущ космологический статус. Это связано с тем, что полярность вектора времени соотносится естественным- образом с космологической стрелой времени, объемлющей в своем свойстве необратимости возможные процессы самоорганизации материи (как и процессы дезорганизации). Процессы, которые стали предметом исследования современного естествознания,вообще, и синергетики,в частности, а также послужили объективной основой формулировки антропного принципа, позволяют по-новоку взглянуть на то, чт.о из себя представляет объективный мир, увидеть черты современной картины мира: далекая от равновесия масштабах от см до 10^ м ) Вселенная представляет собой

принципиально необратимый мир и самоорганизующаяся материя (весь нестабильный мир) и есть объективная реальность, в которой существует человек.

В третьем параграфе "Взаимосвязь понятий самоорганизации, развития, единства мира и единство общенаучного знания" раскрывается суть понятия самоорганизации на основе синергетики, науки, имеюцэй своей базой внутренние точки различных наук. Автор диссертации подробно анализирует различные взгляды на определение предмета скиар-гетики как междисциплинарной науки, учитывает мысль Г.Хакена о тем, что "самые разнообразные явления самоорганизации подчиняются одним и тем же принципам, и многочисленные разрозненные примеры, давно известные из литературы, подпадают под объединяющие понятия синергетики. Диапазон таких примеров необычайно широк: от морфогенеза •в биологии и некоторых аспектов функционирования мозга до флаттера крыла самолета, от'молекулярной физики до космических масштабов эволюции звезд, от электронных приборов до формирования общественного мнения, от мышечного сокращения до выпучивания конструкций" Чтобы раскрыть суть процессов эволюции материи, необходимо признать, что синергетика выявляет общие закономерности семоорганизации материи, представляет собой основание интеграции общо-научного з.чааич. Она фиксирует наличие взаимосвязей и единства в бытии, что находит свое выражение в интегративнак явлениях з познании. Соображение в познании взаимосвязей явлений, материального единства мира ведет к синтезу знаний или результатов нойненяя. Таким образом, в данной главе утвэрждяется: синергетика покляьгааот,

I, Хакен Г., Синергетика; М.Д989, с.16.

что иитогратишмс тенденции познания возникают не только под влиянием объективно существующих взаимосвязей и их отображения, и характерны для познании, но и характерны для методов познания, и определены предметом исследования, его цслями.Можно утверждать, что в раскрытие единства мира включились Все науки, и на одном из пер-внг> у.сел в этом процессе находится синергетика, реализующая на своем уровне взаимосвязь всеобщего принципа развития, материального единства мира и единства научного знания через отражение и по-нлтнз.чое освоение процессов самоорганизации материи.

Вторач глава: "Общенаучное содержание отображения в частных науках проявления сикерг'етических эффектов в природных процессах" поезяценг. обнаружении в современных естественных науках, таких как физика, биология, кибернетика, геологии, химия, астрофизика сторон и явлений, которые представляют собой предмет синергетики. Иными словами, выявляется объективная основа общих сторон и моментов самоорганизации. В конечном итоге ставится цель придать общенаучный статус некоторым идеям и понятиям, служащим для отражения этих об-щтл олеу.онтов эволюции материи.

Параграф г.ервый "Утверждение идеи развития в современной физике" посэящсн анализу возможностей отражения процессов развития на языке физических понятий. Чтобы разобраться в данном вопросе, »втер диссертации показывает тот путь, по которому в современную физику проникла идея развития.

Для этого надо ответить на вопрос: можно ли квалифицировать современную физику кок науку об истории природы, ее эволюции,развитии? Негативные ответы на данный вопрос заключаются в том, что считает, что физиьа по существу своего предмета обязана абстрагироваться ст идеи эволюции, представляя мир инвариантным на фоне всех возможных процессов, включенных в поток развития. Ото обусловлено тем, что представление о сущности физического мира строится на гаком фу»щсментальном постулате, как постулат воспроизводимости яксперямента, с которым тесно связан принцип однородности времени. Принимая этот принцип - принцип эквивалентности всех временных точек друг другу, часто делается вывод о том, что- раз физические законы действуют во всех точках одинаково, они. остаются неизменными.

Ачтору диссертации представляется, что такая позиция все же не согласуется с новейшими открытиями в области квантовых полей и,элементарных частиц. Объектами этих дисциплин являются не только воспроизводимые явления, но и невоспроизводимость уже дапнп

обнаружена на самом фундаментальном уровне физической реальности -на уровне физического вакуума. Бесспорно, что проводниками идеи развития в физику наших дней послужили две теории - теория элементарных частиц и релятивистская космология. Какие же принципы и факторы сыграли тут главную роль? Уже в рамках квантовой механики теоретики столкнулись с немаловажным затруднением, обусловленным тем, что квантовая физика вынуждена была преодолевать метафизический характер классического атомизма. В ньютоновском ученнч об атомизме можно выявить две, хотя взаимосвязанные, но все-таки разные идеи: а) идею о самотождественности, неизменности атомов как таковых; б) допущение о тождестве, инвариантности частиц одного и того же сорта, например, атомов железа. Как эти идеи преломлянг-ся_ в современной физике? Это важно для того, чтобы увидеть в чем заключена неклассичность современной физики. Поэтоку принцип абсолютной самотождественности частиц в смысле их вечной неизменности, неразрушимости оказывается несостоятельным, в то же время - непреходящее значение приобретает ■ принцип тождества частиц одного к того же сорта. В состоянии далеком от равновесия обнаруживаются совораенно новые связи, определяющие процессы самоорганизации материи, а также единства мира.

Поскольку физика элементарных частиц строится на языке квантовой теории, принцип тождественности квантовых объектов распространяется на все виды элементарных частиц, независимо от того,на кат ком расстоянии друг от друга находятся во Вселенной.

Какой же связью обеспечивается реализация квантового тоадест-ва между материальными объектами? В физике такал связь известна, и объясняется она фазовыми корреляциями волновых функций, отображающих состояние квантовых систем. Она не сводится к тому виду обычного воздействия одной системы на другую, механизм распространения которого описывается в пространстве и времени дифференциальными уравнениями. Скорее, она проявляет характер мгновенного действия, еще не понятого до конца. Но независимо от того.какой механизм скрывается за фазовыми корреляциями, вряд ли можно сомневаться в том, что он имеет фундаментальное значение и лежит в основе ряда методологических установок, так или иначе конкретизирующих принцип материального единства мира. И описание этот явления носит общенаучный характер. Кроие того, обнаружено, что корреляционные связи возникают при переходе системы в неравновесное состояние - взаимодействие частей системы осуществляется на основе когерентных связей, а при переходе системы к состоят™ равновесия

эти связи практически исчезают, трудно регистрируемы. Подобного рода связи являются цдктически предметом синергетики и их появление названо синергетичесшм аффектом. Так как и для квантовых Процессов зги связи не являются типичными, общезначимыми, кроме того, квантовая физика не предполагает наличия Подобного рода взаимодействий, то, естественно, что в этом, прежде всего,« проявляется неклассичность синергетики по сравнению с квантовой физикой. Лвгор диссертации приходит к выводу об общенаучном характере отражения в знании синсргетическик эффектов, Исследуя зболюционмуь модель Поеденной Л.А.Фридмана, Где в качестве установки на иДею »¡динстпа мира оыступает принцип (постулат! однородности и изотропности Вселенной. Ш вносится в теорию релятивистской гравитации идея дальнодсйствующей, мгновенной гармонизации удаленных точек яроегрчиства - уравнивание в каждый момент времени усредненных пкячений пространственной кривизны, хотя последняя и Изменяется с лечением времени/ причем-все зю общепринято / , río «ере

■ расширения Вселенной. !í если есть смысл говорить об пволюции Вселенной как единой систе-то он обусловлен данным космологическим постулатом. Ка специфическое квантовое дальнодействие обращали внимание ^крупиеНяие физики малого времени и, особенно, П.Эренфест. Реальность KsaJi'roForo дальнодействия подтверждена в якспериМеНТах А.Шкмони, Г.Сталпа, ее поддерживают Н.Герберт, К.БенееТйст, хотя . йзхопизма его объяснить не могут. Но ясно одно, что гфкнцигмаЛьна не- существует пределов расстоянию между двумя или более «лектройа-

подверженный! мгновенным взаимовлияниям. Такое "рас.стояние" иratéí оказаться' величиной порядка Вселенйой и ее одновременно реализуемое единство раскрывается в это«1 случае на языке, квангоям* : зарплпгерностсй.

. . Таким обрзпом,. в' Данной параграфе объединяются две идеи -> идеяг етокйзлез: и ВДея айолйЦИонного динамизмаПодтверждением этому служат основйЦе направления, разрабатываемые современной физиком? I) о Происхождении диссиметрии между частицами и античастицами в наблюдаемой" части Вселенной} 2) о допустимости сочетания эволюции Вселенной как целого, описываемого макроскопическими моделями релятивистской1 космологии с проблемой первичного рождения элементарчш" частиц, изишеймя спектра их наличного бытия? Автор пзкакнвает," что анализ rmVx вопросов, к которому привлекается, и частнссти, модель горячей Йсслйпной, склоняет к йыноду, что атомизм и динамизм суть дче общенаучные идеи', которыми Начинается'

ряд "вэаимодополнительных" (в смысле Н.Бора) понятий, таких кзк близкодейетвие и дальнодействие, обратимость и необратимость,равновесие, линейность и нелинейность, и т.д., что является конкретизацией диалектической противоречивости самоорганизации материи,.

Во втором параграфе "О двух способах описания процессов самоорганизации в квантовой физике'' отмечается, что(тьк кок фя;:т существования корреляционных связей основан на экспериментальном доказательстве, а с точки зрения квантовой физики существуют трудности в описании и объяснении этого факта) необходимо осуществить исследование возможности описания процессов спмоортенияащш материи на языке квантовой физики. Это важно для того, чтпо'к обнаружить в этом языке то, что можно использовать для описания и объяснения синергетических эффектов и "то, что для этих целей использовать нельзя. Иначе - необходимо родить задачу преемственности истодов описания и объяснения в синергетике и квантовой физике. В данном случае, мы столкнулись с ситуацией, которая в общих чертах уже имела место в истории физики на рубеже XX столетия, когда был известен ряд физических фактов, которые не поддавались описании и объяснению на языке классической физики. Был создан новый язык описания и объяснения, который представлен квантовой физикой. Так как корреляционные эффекты возникают вследствие ьзаимодейитвич систем различной природы и состояний, что несомненно требует формирования новых языковых средств описания и объяснения. ,

Автор диссертации считает, что существенные черты самоорганизации материи могут быть раскрыты на базе известного принципа дополнительности', который приобретает на уровне синергетики качественно новый смысл, и в то же время сохраняет свое методологическое. значение, еще высказанное В.ИДениным,о всееторонноотм-'описп«.-ния действительности с цель» избежания ее огрубления. Диссертант обращает внимание на дополнительность; двух- сторон;.синергетических процессов, выраженных в единстве энтропии: и -энергии.: Ч^обы-осуществить описание этой естественной вэаямодополнительностаавтор-предлагает обратиться к двум способам'описания, использующим понятия причинности и информации. .Еще-Н;'БЬр:обратил внимание-на то, что» I) в пределах квантовой-механики фжтор.необратик'&сги,к соответствующее ему возрастание энтропии'при квалтово-механичоских измерениях не выводится из второго ■ закона термодинамики в -згг, болыдеановской ("статистической'' 'или вообще тепловой) интерпретации; 2) тот же фактор не противоречит второму зако1у термодинамики» И здесь возникает вопрос: как понять необратимсстб, т его-

дищуюся ко второму закону термодинамики? Это важно для того, чтобы разобраться в сути процессов самоорганизации (их описании и объяснении) для систем,далеких от равновесия.

Необратимостью характеризуются нр только процессы распада, дезорганизации, разупорядочивания материальных систем, но и процессы самоорганизации, процессы эволюции материи. Понятие необратимости должно обладать диалектически противоречивой двойственностью и, следовательно, должна быть мера организации материальной системы, подобно тоьу, как энтропия является мерой дезорганизации. В качестве такой меры справедливо принимается информация, или, точнее то, что определяется как количество информации. Как только достигается понимание того, что при всяком квантовомеханическом измерении извлекается определенное количество информации, так становится понятнум и то, почему принцип "дополнительности переводится в плоскость двух способов описания: причинного и информационного.

. Важным является о(¡«уэнаучное содержание понятий энергия, энтропия, информация. Понятие энергии в синергетике несет в себе общенаучное содержание и не может быть сведено к простому повторению его толкования в физике. Когда была выведена известная форцу- . ла Болъимана, связывающая энергию и энтропию, то стало ясно,, что ^нтропия является информационной характеристикой системы,и теперь, в применении к информации,энтропия стала мерой количества информации, имея два содержательных смысла: как характеристика вероятности состояния системы и как характеристика максимума вероятности ((¿ольцмаиоаское количество информации).

Таким образом, физическая природа энтропии позволяет рассматривать ее как общенаучное понятие, так как ее можно равноправно использовать для описания превращений энергии й для информационны* процессов, что и нашло свое, отражение в сформулированной в данном параграфе идеи взаимодополнительности причинного (на основе традиционного классического и квантового представления силового взаимодействия) и информационного (основанного на представлении о несиловом способе взаимосвязи). Необходиио учитывать с точки зрения синергетики,что на уровнях неравновесных состояний большую роль играют информационные связи, а при приближении к равновесию « преобладают связи причинные.

В третьем' параграфе "Идея естественного итгомоттфизма как общенаучное представлигие синергетического эффекта" на основе раскрытия содержания я роли синергетического эффекта, возникающего в квантовых системах (особенно это видно на примере физического вп-

куума) формулируется идея, в которой заложены общие стороны и особенности проявления синергетического эффекта, связанного с образованием корреляционных связей в любых природных системах, в материальных системах искусственного происхождения.

Автор данный вопрос рассматривает на основе определения места взаимодействию в физической системе. В диссертации берется за основу принцип относительности к виду взаимодействия, сформулированный Б.Я.Пахомовым *. Б.Я.Пахомов отмечает, что теории должна от« ражать не только способ получения знания об объекте, но и сам объект, в его взаимодействии с другими объектами, которые имеют место в естественных условиях. Подобный подход дает возможность подойти к ответу на вопрос о том, что такое "несиловая связь".

В.А.Фок утверждая, что между микрообъектом и измерительным прибором имеется некая "несиловая связь". Назвать ее онтологическую базу он не иоГ, поэтов решился эту связь назЕать логической связью. Оказалось, что "эта связь имеет онтологическое основание, она относится к типу корреляционных (когерентных, кооперативных) связей, которые автор диссертации называет отражательными связями. Иными словами, корреляционные, когерентные эффекты (кооперативные^ взаимодействия большого числа элементов систем, позволяют впервые должнымобразом объяснить процессы самоорганизации на основе согласования силовых импульсов несиловым путей способом .

В связи с тем, что ряд авторов сомневается до сих пор в онтологических основаниях несиловых, корреляционных связей, автор диссертации показывает подробно,кок было доказано их существование В экспериментах А.Шимони. Автор показывает, что доказательство универсальности когерентных, корреляционных связей можно увидеть при рассмотрении следствий теоремы Дж.Белла, а также на основе исследований Г.Стаппа, Н.Герберта, Ж.Бенвениста. Далее.рассматри- • вается самоупорядочивание и самоорганизация физического вакуума, которые совершаются на некотором этапе эволюции Вселенной, когдя ее температура (в модели горячей Вселенной) снижается до уровня соответствующего фазощзго перехода. Мгновенно происходит самоупорядочивание вакуума: при определенных условиях "невзаимодействующие" между собой частицы, обнадеживают свойства, грубо говоря, связанные-с синхронизацией фаз пси-функций. отдельных частиц. На когерентность или корреляционные связи особое внимание обращает

1. Пахомов Б.Я. Становление современной физической картины мира. М.1985,с.206. .

2. А.Шимони,. Реальность квантового мира//В мире науки, № 3,1988^ с.22-30...

И.Пригожим в своей интерпретации существования неравновесных физических систем и неравновесных физических состояний,И чтобы интерпретировать эволюцию физической системы, необходимо рклюЧИТЬ 9 интерпретацию законы динамики и законы термодинамики. Автор диссертации показывает, что корреляционные связи, характеризующие и обменное взаимодействие, наиболее ярко проявляются при реализации принципа Паули, Квантовый принцип тождественности одинаковых частиц существенно связан с нарушением в квантовой области классического принципа непрерывности дрижения.

Обычно, пользуясь принципом тождественности,указывают т вытекающие из него эффекты корреляции волновых функций. Но, как считает автор диссертации, ({акт тождественности частиц одинакового сорта и вообще - одинаковых микрообъектов - элементарных частиц,атомов, молекул является следствием когерентных связей между ними. Это дает возможность в принципе тождества видеть нечто большее,нежели констатацию факта тождества одинаковых частиц. При более широкой сфере его приложения к классам одинаковых атомов, молекул, а помет быть и макроскопических тел, есть резон обобщить этот принцип до урсЛш общенаучной идеи естественного изоморфизма, Претендующей на то, чтобы Сыть одной ив форм естественнонаучного выражения идеи всеобщего развития, материального единства мира, а также быть основой для истолкования причин и сути синергетических аффектов в системах самой различной природы. Можно полагать, что космологический постулат однородности и изотропности Вселенной есть -следствие,квантовой в своей основе,идеи естественного изоморфизма.

В четвертом параграфе "Проявление идеи естественного изомор- . физма в биологии и геологии" показано, что в этих науках заложена необходимость рассмотрения процессов самоорганизации материи на основе идея естественного изоморфизма, которая, пожалуй не менее ярко чем в физике, находит в биологии свое воплощение. Роль корреляций в процессе эволюции биологических систем показана в трудах М.Эйгена при раскрытии им сути физического содержания редупликации и синтеза биологических макромолекул. Получить полный ответ на данный вопрос можно будет тогда, когде будет объяснен фект. поляризации живой материи на белки и нуклеиновые кислоты. Тем не менее при исследовании стьошения "ДНК - белковое окружение" на основ*» когнитивно-сйнергетичеркого подхода становится пеням, что г.брэ-эоаание биологических и предбиологическйх структур должно быть тесно увязано с процессами' отражения в этих струк-

турах свойств окружающей их среды. Это же подтверждает Изучение электромагнитной первоосновы эволюции в природе .

. Кроме того)прямым подтверждением идей естественного изоморфизма, которая автором диссертации быда выдвинута несколько лет тому назад, является общая теория систем, предметом которой является ' исследование сложных систем живого происхождения. Она представляет собой развитое учение об изменении, развитии и сохранения системы в процессе биологической эволюции. Й.А.УрМанцев пишет, что "бла--,; Годаря требованию изучать полиморфизм (различия) в единстве с изоморфизмом (сходством) как его равноправным дополнением удалось сформулировать основные принципы общей теории систем (ОТС) Благодаря исследованиям удалось подтвердить идеи, высказываемые в свое время Д.С.Бергом, и которые отрицались как противоположные идеям Ч.Дарвина. ОТС позволяет решать важнейшие проблемы эволюции биологических систем, благодаря требованию "изучать любой изоморфизм, в том числе биологический, на просто во есеибщей ейязи и взаимообусловленности?« в системе изоморфизмов, изучаемых другие науками" А это и ость путь синергетики, путь, который привел к обобщению изоморфизмов в частных науках,к- идее естественного Изоморфизма в процессе исследования оинергетических эффектов.

Идея естественного изоморфизма находит свою реализаций и в науках о процессах развития Земли и планет .СолНеУНой системы ,

Упорядоченность рельефа Земли возникает кок результат корреляционных связей космического и йнутриземного йройсхбжДеН'Ля.Осо-бенно интересны идеи, высказываемые в новой Науке - ейлш/ктельной планетологии, согласно которой первые результаты йсс.яедоАпниК плч-Нет земной группы - Марса, ВеНеры, Меркурия, Лу«ь< Покпзяли, что в структуре этих планет есть *<Ного общего с Землей* тектоническая' эволюция планет подчинена единым законам, упрайяяедиш процессами их развития. Эти планеты, Как тождественные образОйоНИя, формируют себя На оснобе корреляниошгых взяимодойстйИЙ, йозкнкащи:; друг с. другом.

Таким образом, в данном параграфе показано, ЧЮ идея естественного {Гзоиорфйзма, сформулированная как общенаучное знание, вырп-

I. Л.Г.Прищеп.Методические основы для аййЛйяя результатов воздействия на растения и животных электромагнитной энергии/проектирование комплексной электрификации* Я1Колос,1983,с.232-265. Урманпев Г. Л.Общая теория систем и Проблем биологической эро-люг1Ий//Дизлпстикп По знания сложных СйсТемтМ.,1ШЙ,пЛ77.

3. Там же, с.180. '

4. Шолпо В.И, Структура Зстй?й{ уЦоШДоЧй'ййсть или беспорядок? , М.,Ш6,с.60{ 104» 145.

жавдез общность корреляционных связей систем различной природы, находит свое реальное выражение в определенных сторонах биологической и геологической эволюции, отражаемой синергетикой.

В пятом параграфе "0 синергетическом эффекте в кибернетике" говорится, что подлинное понимание процессов самоорганизации материи должно проходить через исследование еще не изученного до конца феномена, который носит название отражение. В данном параграфе делается первая в науке попытка обнаружения синергетического эф-• фекта при взаимодействии самовоспроизводящихся автоматов. Дк.фон Нейман построил логическую модель самовоспроизведения. Из нее видно, что автоматы (определенные сорта кибернетических машин) могут воспроизводить друг друга без последующего вырождения только тог- . да, когда учитывается идея естественного изоморфизма, т.е. когда учитывается отношение "индивида ( автомата")не только к среде,но к к себе подобным. Отношение "индивцд-среда"есть отношение части . к целому, отношение "индивид-род" есть отношение элемента к классу. В фон Неймановской теории наличие последнего гарантируется некоторым метанаблюдателем. В конкретной модели идея метанаблюда-теля раскрываемся через отношение объектного языка и метаязыка. Отсюда можно вновь вернуться к живым организмам, к своего рода биологическим "автоматам", ставя вопрос о том, как реализуется идея метанаблюдетеля в естественных условиях при возникновении и самовоспроизведении живых организмов?

В поисках бтвета на данный вопрос дан анализ закона гомологических рядов Н.И.Вавилова, понятие биологической формы А.АДюби-щева, вэаимодополнительность дивергенции (Ч.Дарвина) и конверген- * ции (Л.С.Берга) на примере таксонов в микро- и макроэволюции'. Показано, что формы, входящие в таксон, могут быть связаны не только генетической связью, но и корреляционной, которая дает возможность объяснить тождественные признаки живых существ и в тех случаях, когда у них отсутствует генетическое единство. Данный результат полностью согласовывается с основными результатами исследования биологической эволюции на основе общей теории систем(ОТС), сфорьулированной на основе достижений современной биологии.

Тагам образом, в данном параграфе получен результат, суть которого заключена и том, что ив кибернетике, и при взаимодействии жнььпс самовоспроизводящихся систем осуществляется взаимосвязь,основанная на корреляционных взаимодействиях. Это является подтвержденной реализации идей естественного изоморфизма и в кибернетике.

В итоге можно сделать следующие вывода; Идея естественного

изоморфизма представляет собой общенаучное знание, отражающее суть синергетических эффектов,- имеющих место в системах различной природы, раскрывает механизм образования корреляционных связей, возникающих при взаимодействии тождественных систем различной сложности. Синергетика, предметом которой являются процессы самоорганизации-материи, возникающие при кооперативных вэаимодейстпиях мнегих элементов сложных систем в условиях удаленных от термодинамического равновесия, воплощает в своих методах интегративио-синтетичискую' Функцию философии на уровне конкретно-дисциплинарных исследований . Синергетика вносит вклад в доказательство материального единства мира, обнаруживая общие принципы и закономерности в разнообразных явлениях самоорганизации материи, отображение которых осуществляется в форме общенаучного знания. В свою очередь, идея единства научного знания, сформулированная в диалектико-материалистической философии и идея единства общенаучного знании могут быть определены в качестве методологических основ дальнейаего развития синергетики, которое фактически только началось.

Третья глава "Предпосылки отражения синергетическогз эффекта й математических понятиях" посвящена изучению возможностей отражения в математических понятиях иде1^гагдества и идеи порядка кшс важнейших сторон процесса самоорганизации материи и идеи естественного изоморфизма. Исследуется математическое обеспечение функционирования общенаучного знания, заложенные в математике возможности движения этого знания к единству, а также возможности построения математических моделей движения,самоорганизации материи.

В первом параграфе "О соотношении понятия континуума и иде>> самодвижения материи" ставится вопрос о том, возможно ли в математических понятиях (конкретно - в понятии континуума) выразить сущность движения как самодвижения материи. В качестве основы бе- " ретйя современная дискретная математика. Обращается внимание на' то, что привычные нам формы математического описания движения опираются на континуальную математику, математику непрерывных величин. Ставится вопрос'так: кок согласовать дискреткуя математику с математикой непрерывной? Посредствующим звеном между дискретной и непрерывной.математикой может быть натуральное число. Ведь от дискретного счетного множества натуральных чисел "проложен" мост к несчетному континууму, который.в математике считается конкретным выражением идеи непрерывности. И поскольку число, кек показано в. диссертации, сочетает в себе, в простейшем виде, черты дискретного и непрерывного, по крайней мере содержит в себе по-

тенцию непрерывного, можно предположить, что оно уже само по себе служит отражением в элементарной форме движения. Для того, чтобы , разобраться в сути данной идеи, необходимо проанализировать традиционные математические способы отражения движения в континууме, а также возникающие при этом парадоксы.

В данном пареграфе сопоставляется роль континуума в классическом и современном естествознании для того, чтобы найти математическое основание под неклассичность синергетики. Рассматривается точка зрения А.Флоренского о том, что если континуум не фиксирован (не имеет необходимо фиксированной мощности на канторовской шкале алефо^, то это означает, что его точки, расположенные на плоскости, могут исчезать с одной стороны ее поверхности и появляться на другой. Понятие точки двойственно. Каждую точку континуума, обозначаемую каким-либо вещественным числом, можно мыслить как предел, сходящейся к ней последовательности рациональных чисел. .. Точки, соответствующие иррациональным числам, представить иначе нельзя. Эти предельные или (по А.Флоренскому) дифференциальные процессы и делают континуум "динамической средой". Становится вполне очевидным, что математически возможны два способа описания движения: описание движения при фиксированном, "статическом" или точнее - стационарном континууме и описание движения при динамическом состоянии континуума: если пифагорейское понимание видит .в точке единицу, то по евклидовскоцу она понимается как ничто, нуль. Единица и нуль как значения точки суть пределы, но можно использовать точку и как стремящееся к этим пределам, тогда она понимается как дифференциал и притом дифференциал во двояком смысле: • либо как "дух величины возникающей", либо "как дух величины'исчезающей" (по терминологии А.Флоренского), Исчезновение точки на одной поверхности означает появление на другой, и наоборот. Таким образом, мы видим, что в понятии континуума заложена возможность отражения движения средствами математики.

Второй параграф "Парадоксы функционального описания движения" рассматривает ¿^нкциональаый вариант математического отражения движения в классическом естествознании, показана его ограниченность,, что приводит к целому ряду парадоксов. При исследовании места ыатлиатихи в синергетике, необходимо извлекать уроки из прошлого и,в силу втого,необходимо изучение причда ограниченности математических способов описания. Отмечается, что предрассудок, мешающий ряду ученых, попытаться скрыть некоторый динамизм движения в •гакой его -характеристике, как скорость, объясняется тем, что ди-

намика классической механики существенно связана с понятием силы. От действия же силы зависит непосредственно не скорость движения тела, как полагал Аристотель, а его ускорение. Поэтому даже тогда, когда скорость движения и принималась во внимание, многие исследователи доказывали, что понятие скорости не разрушает статического представления движения в таких апориях как "Стрела" Зенона (С.А. Богомолов)

Заблуждения этих исследователей и, в частности С.А.Богомолова, состоят в том, что они не всегда представляют скорость я данной точке как предельную величину, т.е. как значение производной от функции, связывающей параметр пространства с параметром времени. В самом деле, имеется точная математическая аналогия между функциональным отображением параметра времени на множество значений координаты и соответствующим функциональным отображением значений параметра времени на множество значений скорости, поскольку производная функция по данному аргументу есть тоже функция с данным аргументом. И если свести воедино эти'два соображения, возникает противоречие: первый вид отображения свидетельствует о том, что движение складывается из отдельных моментов покоя (в каждом статическом состоянии точка не к.меет скорости), а Второй вид отображения - в каждом из таких состояний материальная точка обладает мгновенной скоростью. Самый простой способ решить противоречие -объявить, что движущаяся материальная точка ничем не отличается в каждый момент от покоящейся. Мы же, со своей стороны, смело можем утверждать, что скоростная характеристика перемещающейся точки именно в силу того, что она выявляет противоречия между двумя видами функционального отображения, дает возможность почувствовать процесс перемещения не как связь состояний покоя, а как движение. Динамизм движения заключен в способе предельного перехода * т.е. в форме сходящейся (к данноку значению) последовательности, в форме сочетания потенциального и актуального. И поэтому такие, парадоксы движения, как Зеноновы апории "Дихотомия" и "Ахилес и черепаха" являются разновидностями противоречия, возникающего при функциональном описании движения. Переход от классического описания движения к квантово-механическому связан с учетом ото-Оражения невоспроизводимости, необратимости, нелинейности. Оказыг бается, что эти явления п какой-то мере можно смоделировать такими средствами, как современное исчисление предикатов и примыкающей к нему элементарной арифметики. Здесь может быть заложено на-Т. Богомолов С.А. Актуальная бесконечность. Пг.^Т923гс.30,33.

чало поиска отображения математическими средствами идеи естественного изоморфизма, о чем и говорится в третьем параграфе "Число кпк элементарная форма отображения явлений необратимости".

В четвертом параграфе "Теоретическо-множествснная модель идеи естественного изоморфизма" дается определение математической модели отображения идеи тождества и идеи порядка в естественнонаучной теории. Идея множественности (тождества, соответствия) и идея порядка объединяются или синтезируются в понятии числа. Это первый этап подготовительной работы по отображению общенаучного знания средствами математики, и, в частности, самоорганизации материи.Тот же самый синтез наблюдается в теории множеств, но здесь идея порядка не выступает как некоторая интуитивно очевидная первичная характеристика множества; она вводится аксиоматически, путем указания определенных средств, с помощью которых реализуются возможности упорядочивания или регуляции исходных множеств. В настоящее время для этого используются две аксиомы: аксиоме выбора и аксиома детерминированности. Аксиоматизация идеи порядка привела к важному открытию - открытию того факта, что на континууме могут.быть реализованы разные типы порядка. Кроме того, могут существовать разные математики, основанные на разных теориях множеств. В одной из них пыполнязтея аксиома выбора (как отмечает Г.И.Наан) теорема о вполне упорядочении и аксиома мощности континуума, в другой математике - нет. Иными.словами, . одна математика это математика упорядоченного мира, другая - не поддающаяся упорядочению. В связи с этим открытием, автор диссертации выдвигает гипотезу, согласно которой континуум представляет собой некоторую становящуюся ореду, в том смысле,' что в нем постоянно совершается переход от состояния беспорядка к некоторому типу порядка при свободном выборе одной из возможных альтернатив. Может быть, на языке математики к этому и сводится выбор одной из интерферирующих альтернатив при редукции волновой функции в квантовой физике и этим утверждается отображение в математике идеи естественного изоморфизма? Сама идея линейного континуума подвергается сомнению е свете новых топологических законов, открытых А.Гротощиком 2 и другими математиками, что неермнеино говорит п пользу выдвигаемой автором гипотезы.

В пятом параграфе "Отображение ицеи естественного изоморфизма на языке кзанч'озоЗ физики и ыатеиауяки - как выражение ее общенаучной значимости" обращается особое внимание на следующий вопрос:

1. Наел Г,И. Понятие бесконечности в математикз и космологки//Бес- -„ Зуонеччость,и.,Вселенная; №Д?69. с.55-56. „ тп.т

¿. аротендик А.0.0 неисторых вопросах гомологической алгебра.М.Д961,

достаточно ли теоретико-множественной модели для того, чтобы выразить сущность необратимых, процессов, имеющих место в квантовой механике при измерении? На основании идей, высказанных во второй главе, рассматривается апория "Дихотомия" и делается такой вывод: для описания элементов необратимости в процессах движении необходимо использовать логику предельных переходов, но последняя есть необходимое, но не достаточное условие выражения необратимости времени. Фактор необратимости времени существенно отображается тогда, когда принимается во внимание "механизм изменения порядна на континууме - в актах свободного выбора мощности континуума в иерархии але^юв. Таким образом, теоретико-множественная модель на присущем ей языке дает возможность выразить существенные моменты ст^рганиппции, зафиксированной 8 идее единства тождества к порядка. В итоге по главе можно сделать следующие выводы. Б процессе исследования математических оснований синергетических эффектов, показано, что философия-и математика имеют много общего в силу их ■ интегративных фикций, но характер лтих функций во многом различный. Интегративная функция математики вырисовывается при выявлении' ее синтезирующего потенциала, особенно ярко проявляющегося в теоретико-множественных представлениях. Интегративный процесс выступает на основе математизации синергетики, в которой,с помощью математики, удается описать разнородные системы и их взаимодействия. "Единство природы обнаруживается в "поразительной аналогичности" дифференцированных уравнений, относящихся к разным областям явлений" - писал В.И.Ленин Математическое описание синергетических эффектов убедительно говорит в пользу материального единства мира. Известный советский математик Л.АДюстерник еще двадцать лот тому назад заметил, что "многие общие математические понятия превратились в общенаучные, например, понятия алгоритма... изоморфизма... • модели"

Не только предмет исследования синергетики, но и применяемые теоретико-множественные модели самоорганизации материи сдужят. обоснованием того, что синергетика выступает как основание единства общенаучного знания.

Четвертая глава "О возможном варианте использования идеи естественного изоморфизма при анализе экологических проблем и социально-экономических процессор" посвящена использованию идеи ес-

• I. В.И.Ленин. Поли.собр.соч., Т.Т8. с.306. ?., Люстерник Л.Л.Молодость Московской школн//Успехи матем.наук, ИШ, т. вып.4(136), с ЛОГ).

тественного изоморфизма при анализе экологических проблем, а именно - возможности построения наиболее эффективной модели очищения окружающей среды и при исследовании обмена товаров. Фактически» данная глава должна ответить на ряд вопросов: I) если синергетика представляет собой основание единства научного знания, то ее методы и идеи должны способствовать решению ряда вопросов в естественных, общественных к технических науках, что составляет важную характеристику синергетики; 2) на примере анализа использования • синергетики при изучении экологических и социально-экономических проблем возможно обнаружение наиболее отчетливой связи синергетики как общенаучного знания с философией и конкретными дисциплинами{ 3) имеется возможность аргументации мысли о том, что процессы самоорганизации характерны для всех процессов, имеющих место в действительности.

В первом параграфе "Экологические проблемы с точки зрения идеи естественного изоморфизма" раскрывается возможность разобраться в сложнейших механизмах воздействия загрязненности' Окружающей природы на человека и поиск оснований для оптимального решения экологических проблем. Современная наука и практика располагает множеством данных о пагубном воздействии на природу и, как следствие, на здоровье человека трансцутации экологический среды,происходящих в результате необдуманной хозяйственной деятельности. Ситуация все сбостряется-по мере того, как локальные проблемы взаимоотношения человека и природной среда приобретают глобальный характер*

Разрушительные действия идут в направлении дегармонизации экологической среды и относятся к классам процессов., сопровождаемых неуклонным ростом энтропии. Между тем - живая оболочка Земли -биосфера миллиарды лет функционировала так, что природные процессы с ней шли в направлении обратном росту энтропии - биосфера накапливала энергетические и информационно-структурные (негэнтропийныо) ресурсы. Источник всой жизни на Земле - солнечная энергия, улавливаемая и запасаемая зелеными ресте.чипми к от них начинается трофическая связь потребителей этой энергии - всего животного мира впхоть до человека. ЧьловечеокоЕ общество изменило относительный о'ьлннс ¡между энтропийными и негэитролийьшя процессами в сторону }?ихбния аадустеизд, воцаряющихся нп Солыних площадях земной поверхности.

/ С&мические отношение человека и природы стало носить силовой г'.арьхтар. Салзвые потенциалы, поля, силовые функции (функция

- 27 .

Лагранжа, Гамильтона и т.д.) - спектр понятий, которой лежит в основе причинно-динамического описания временной эволюции физических систем. Так обстоит дело в классическом естествознании, так обстоит дело и в квантовой физике. Поэтому в данном круге представлений не находится места информационно-энтропийным, необратима* ' процессам. Сущность их до сих пор не раскрыта.

Автор показывает, что изучая простейшие информационные взаимодействия между живыми организмами, некоторые экологи пришли к вы« воду,.что от этих взаимодействий зависит равновесие экологических систем. Делается попытка доказать, что в соответствующих информационных сигналах заключены экологические коды. Высказывается мнение, что понять, описать и предсказать количественные и качественные свойства биологических систем возможно, если учитывать только энергетмеские и субстратные взаимодействия объектов Диссертант отмечает, что невозможно понять функционирование экологических обществ, основываясь лишь* на доктрине энергетических и субстратных взаимодействий. Успех не может быть» достигнут и в рамках статистической теории информации, восходящей к работам К.Шеннона, Н.Винера'. Ключ к загадкам."игры" (М.Эйген) в живой природе - не в стохастических процессах, как таковы::, а в процессах кооперативных, в которых проявляются корреляционные, несиловые связи. Ярким примером подобных связей могут быть ритмические флуктуации, которые относятся в разряд явлений, описываемых синергетикой и объясняются на основе идеи естественного изоморфизма. Исследование несиловых, информационных взаимоотношений, реализующихся в природе даст возможность решить проблему поиска альтернативы силовым давлениям на природу, всевозможным физико-химическим воздействием с их катастрофическими последствиями. Стратегия борьбы за очищение и сохранение природы может быть основана на учете, в первую очередь, сииергети-' ческих эффектов. В данном параграфе показано, что исследование экс-логических проблем возможно лишь на базе синергетики, которая способна создать оптимальную модель взаимосвязи "природа-общество",а также показано,'что именно то, что до сих пор в исследованиях экологов нет четкой связи с идеями синергетики, с идеей естественного изоморфизма, это не позволяет экологии вырваться в своих теоретических моделях вперед. .

Второй параграф "О синергетическом эффекте в процессе обмена

товаров". Вопрос,- который должен быть с самого начала, разрешен, •ТТТЛОевич. Семиотические структуры в экологии, или существует ли экологический код.//Человек и биосфера, вып.8, изд.МГУ,

пс К.Марксу, состоит в понимании механизма движения отдельных товаров, и понимании того, что заставляет товар переходить из рук одного владельца в руки другого. Хорошо известен ответ: товар заставляет двигаться единство противоположностей - потребительной стоимости и стоимости. В труде, как субстанциональном единстве К.Маркс обнаруживает самопротиворечивость, ибо труд, направленный на создание товара, выступает одновременно и как труд всеобщий (общественно необходимый) и как труд особенный (индивидуальная форма общественного труда). Движение товаров, по К.Марксу обусловлено их двойственной сущностью: тем общим, что заложено в них и называется стоимостью, и тем единичным (или особенным), что называется потребительной стоимостью. Товар в процессе обмена (движения); ^содействует на покупателя своей потребительной стоимостью, вступает в обмен на деньги или другой товар только при условии соблюдения ¡эквивалентов всеобщего общественного труда, материализованного в товаре. Имеется резон, под этим углом зрения определить алементарнуы форму движения как такового, т.е. рассматривать элементарную ячейку.семодвижения как противоречивое единство общего-всеобщего .и единичного(особенного), Такие попытки в нашей литературе ость, но они заходят в тупик начиная с того момента, когда приходится считаться с марксовым понятием "идеально положенной стоимости" или "идеально положенных денег".

Нельзя нарисовать адеквантную картину движения товаров, если <;с учитывать исторический процесс углубления и расширения обмена, когда-противоположность стоимости и потребительном стоимости приводит к раздвоению товара на товар и деньги, И тут приходится разбираться со следующим вопросом: что же В конце концов означает в представлении К.Маркса определение цены или денежной формы товаров ко»; формы идеальной? Имеет ли она значение для нашего стремления утвердить общенаучную значимость несиловых, корреляционных связей, пожимаемых как ^явление синхронизации поведения раалщдаух систем. Для этого необходимо признать, что существующее "общественное идеальнее" является "отражением отражений" и найти косто связям в природе, имеющим по своей сущности природу, близ-куя "идеальному",

Если признать, что деньги есть ничто, отображающее некоторое определенное нечто, то можно получить право на рассмотрение идеально положенной стоимости(денег) по .аналогии с таким идеальным ойъе;стом, к*к пустое множество, И тогда квалификацию идеального и хатештмке мокко использовать для представления идеального в

политэкономии. А это, в свою очередь, дает возможность определить идеальное в политэкономии через теоретико-множественную модель на.основе идеи естественного изоморфизма (тождества, соответствия). Идея естественного изоморфизма позволяет перейти от чисто математического способа выражения элементарной формы движения к элемиГ-тарной"ячейке" ("клеточке") движения и развития, выраженной на языке философских понятий и категорий, что является примером того, что дает синергетика для развития философского знания.

Таким образом, в данном параграфе установлено,что: I) то, что делает вещи товаром, заключено в их антропоморфности, т.е. в тех их свойствах, которые удовлетворяют естественные потребности человека и, что важно, позволяют жить человеку в мире культурных ценностей;2) антропоморфное тождество (равенство по качеству) предметов культуры и товаров ярко выражено тогда, когда товар превращается в рабочую силу, в товар, который создает другие товары, а отсюда следует: отражение одного товара другим опосредуется чело-' веком, что отражается в сознании лйдей, закрепляясь в понятии идеальной стоимости| 3) антропоморфное тождество является одной' из форм проявления- естественного изоморфизма.

В третьем параграфе "Роль идеи естественного изоморфизма в реализации единства общенаучного знания" автор показывает в качестве итога общую логику взаимосвязи идеи естественного изоморфизма (пронизывающей все естествознание) с математикой и основными, принципами диалектико-материалистической философии: принципом всеобщего развития и материального единства мира.

Из анализа понятия числа установлено, что в понятии числа содержится две идеи: идея тождества, соответствия и порядка, из-за чего количественные (кардинальные) и порядковые (ординальные) тронс-финитные'числа различаются между собой.как взаимосвязанные, но разные математические сущности. Поэтому число выступает как элементарная форма отражения идеи естественного изоморфизма. Автор диссертации показывает, что исследование места синергетики как основания единства общенаучного знания, позволило ответить на важный вопрос: каким образом перейти к элементарной "ячейке" ("клеточке") самоорганизации материи, представляющей собой и элементарную ячейку "развития". Возможно это сделать на языке логики и предикатов и теории множества.

В теории множеств идея порядка выражается в своем предельно чистом виде в форме известного парадокса Бурали-Форти. Достаточно предположить, что все нормальные множества поддаются полпенсу уло-

ридсчеииш линейным образом так, что получается единый порядковый тип расположения всех множеств, определяемый наибольшим порядковым числом Й , как мы все тут же будем вынуждены констатировать противоречие. Оно возникает из-за того, что имея порядковое число

1 которое будет больше © , хотя по исходному условию оно должно быть меньше. Другое дело, скажем антиномия Рассела, где противоречивое множество всех нормальных множеств вовсе не апеллирует к идее порядка. Тут важна идея соответствия, толщества, ъ-конце концов - идея естественного изоморфизма вещей. Ни одна из противоположных абстракций - ни порядок, ни тождество - не могут претендовать по отдельности на адекватное отображение развития, самоорганизации материи, в их самой простейшей форме. Только вместе они дают необходимый эффект, потому, что идея порядка соотносится с силовыми связями, а идея тождества - с корреляционньыи связями, синергетическим эффектом.

Важно понять, что мы встречаемся с новым типом противоречий, возникающих при реализации синергетического эффекта: каждый элемент подсистем, участвующих во взаимодействии, обладает противоречивой двойственностью, определяющей природу элемента подсистемы и это необходимо учитывать при исследовании образования корреляционных связей. Порядок реализуется на основе разрешения своего типа противоречий, тождество - также на основе разрешения своего типа противоречий, ноэтому, когда мы ведем речь о соотношении идеи порядке и идеи тождества (самое главное - представляем реализацию этого соотношения), то речь уже идет не об единстве противоположностей, а об единстве противоречий. Это все дает воз- • можность поставить вопрос об единстве порядка и беспорядка, 'это и составляет особенность синергетики - ее предмета, методов, исследования, получаемых результатов, в этом ее "неклассичность".

В "Заключении" подводятся итоги исследования, показано, что избранный в диссертации подход движения, исследования от всеобщего, универсального, в объективном мире и познании, к общему, характерно^- для болыпих групп явлений или структурных уровней материи, далее - к специфическому, частному, существующему лишь в определенных условиях и затем - поиск обратного пути,позволил определить, что синергетике на данном этапе ее развития может рассматриваться как основание единства общенаучного знания, что и зафиксировано во всех четырех главах диссертации.

На защиту аьтоспюя следующие положения.

-311.В раскрытие единства мира включились все науки и на первом места в это« процессе находится синергетика,реализующая на своем уровне взаимосвязь всеобщего принципа развития,материального единства мира и единства научного знания через отраженно и понятийное освоение процессов самоорганизации материи.

II.Отображение процессов самоорганлзации материи средствами синергетики показывает,что это отображение является специфической формой конкретизации идей всеобщего развития и материала- ... ного единства мира на общенаучном уровне.Быражонием этой конкретизации является принципиально новая идея естественного изоморфизма,которая основана на новом понимании принципа тождественности одинаковых частицгв противоположность существующей точке зрения,утвервдающой,что из токдеитвеиности частиц вытекают эффекты корреляции волновых функций,выдвигается мысль о том,что сам факт тождественности частиц одинакового сорта,вообще-чикрообвек-тов является следствие!.:- реализации между ними корреляционных связей.

III.Синергетика закладывает фундамент новой картины мира' как цепи самоорганизующихся процессов на основа кооперативной эволюции природы и общества.

IV.Синорго'хнка выступает кок основание единства общенаучного знания в силу пго,что оно отражает объективный мир з форме общенаучных понятии как единую линию развития,эволюции материи от ночизой природы,к природе нивой,к человеку и его интеллекту.

V.Синорготика изучает взаимодействие систем различной природы, общие закономерности процессов самоорганизации и перехода от одной структуры к другой (определенной организации системы)на основе выявления взаимотношения энергетического и нссияояого типа взаимосвязей ,отражающих •неисследованные до сих пор стороны единства мира.

VI.Синергетика ,являясь основой единства общенаучного эишим, развивается на осново сложившейся системы общенаучного знания, переводит на базо конкретизации философские понятия в ряд общенаучных, и обобщает частноиаучныо попятип,пйреводя та на об-¡ненаучный- уровень.

СПИСОК РАБОТ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

I. Специфика процессов самоорганизации природных объектов, "Эльбрус", Нальчик, 1988. (8 п.л.).

2. Сотворение или самоорганизация материи? Нальчик, "Знание", 1988 (4 п.л.).

■ 3. Отображение развития на языке философских понятий. Нальчик, Дом политического просвещения обкома КПСС. 1988. (3 п.л.).

4. Формализация и математизация в современной науке. Нальчик, КБГУ. 1978. (4.25 п.л.).

5. Идея историзма в современной физике//Человек и швятопогленд, № 7. 1987. Варшава (I п.л.) /польский язык/.

6. Ццея общекосмической природы материи//Человек и швятопогленд, № 12. 1987. Варшава. (1,5 п.л.) /польск.язык/

7. Идея самоорганизации в физике//Студия з маркистовскей филозо-фии наук природничных. т.4. 1989. Варшава. (2 п.л.)/польск.яз./

8. Особенности развития естественнонаучной теории. Депон.ИНИОЦ// Науковедение, № 3, 1985. (10,2 п.л.).

9. Отображение движения и развития в логике естественнонаучных

и философских понятий. Депон.ИНИОН К»8 34590 от 5 июля 1988 г. (II п.л.).

10. К проблеме о логике перехода от одной теории к другой.//Молодежь и общественные науки. Нальчик. КБГУ.1985 (0,3 п.л.).

11. Вопросы методики оргшмзации спецкурсов по философским вопросам физики/Дсиление мировоззренческой направленности преподавания общенаучных и специальных дисциплин. Тезисы конференции. Нальчик.1989. (0,15 п.л., в соавторстве).

12. Мировоззренческая функция идеи формирования логики научного открытия.//Усиление мировоззренческой направленности преподавания общенаучных и специальных дисциплин. Тезисы конференции. Нальчик.1989. (0,15 п.л., в соавторстве).