автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.02
диссертация на тему:
Содержание и этапы развития Иранской революции 1978-1979 гг.

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Аллахвердиев, Кариб Вели-оглы
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.02
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Содержание и этапы развития Иранской революции 1978-1979 гг.'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Аллахвердиев, Кариб Вели-оглы

1978-1979 гг.

Специальность 09.00.02 - Теория научного коммунизма

Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель доктор исторических наук, доцент

МУХГАСШОВ М.М.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ . . .3

Глава I. ИРМ НАКАНУНЕ РЕВОЛЮЦИИ

§ I. Особенности экономического развития Ирана на рубеже 60-70-х годов XX века.14

§ 2. Политические предпосылки иранской революции.47

Глава П. СОЩМЬНО-КСАССОВАЯ БАЗА ИРАНСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

§ I. Движущие силы иранской революции 71

§ 2. Роль духовенства в революции . . . 104

Глава Ш. КАЧЕСТВЕННАЯ ШРМЕЯЕННОСТЬ ИРАНСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И РСОСТОЯТЕШОСТЬ ЕЕ фмьсификвди

§ I. Социальная сущность революции в Иране 109

§ 2. Несостоятельность теории "третьего исламского пути" общественного развития .137

§ 3. Народная партия Ирана (Туде) - наиболее последовательный борец за национальное и социальное освобождение иранского народа .151

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по философии, Аллахвердиев, Кариб Вели-оглы

Современная эпоха представляет собой коренной поворот в истории человечества. Содержание ее составляет переход от капитализма к социализму, начало которому положила Великая Октябрьская социалистическая революция, открывшая новую эпоху во всемирной истории человечества, ставшая самым выдающимся событием XX века. Современная эпоха представляет собой борьбу двух противоположных общественных систем. Это эпоха социалистических, национально-освободительных революций, крушения империализма, ликвидации колониальной системы. На ХХУТ съезде КПСС было отмечено: "Двадцатый век принес собой больше перемен, чем любое предшествовавшее ему столетиеп1#

Важнейшая черта революционных процессов в современном мире - неуклонное углубление взаимодействия сил национального освобождения и авангарда мировой революции в лице международного рабочего класса и его детища - социалистической системы.

В современный период совершается новый качественный сдвиг в самом национально-освободительном движении стран Азии, Африки и Латинской Америки. Борьба в настоящее время уже идет не только за национальное, но и за социальное освобождение угнетенных народов. Практика подтверждает правоту ленинского предвидения о том, что "в грядущих решающих сражениях мировой революции движение большинства населения земного шара, первоначально направленное на национальное освобождение, обратится против капитализма и империализма и, может быть, сыграет гораздо боль2 шую революционную роль, чем мы ожидаем .

1. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. M., 1981, с.79.

2. Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.44, с.38.

В наше время, особенно в 70-е годы, мировое общественное развитие насыщено революционными событиями. Именно в 70-е годы победила чилийская революция. Несмотря на то, что с помощью империализма внутренняя фашистская реакция задушила ее, чилийская революция имеет огромное значение для изучения ее опыта марксистами разных стран мира. В 70-е годы произошли революционные изменения в Юго-Восточной Азии. Вьетнамский народ одержал победу в войне против американских агрессоров, которая открыла перед страной перспективы решения задач социалистической революции.' Победила национально-демократическая революция в Лаосе, которая создала условия для подхода и перехода к социалистической революции. Патриотические силы в Кампучии свергнули кровавый полпотовский режим.

В 70-е годы победили никарагуанская революция и апрельская революция в Португалии. Победила национально-демократическая революция в Афганистане, которая открыла путь для построения общества без эксплуатации. Наконец, в 1978-1979 гг. произошла антимонархическая, антиимпериалистическая революция в Иране.

Таким образом, современный мир охвачен революционным процессом. Этот процесс охватывает все сферы общественной жизни: экономику, политику, идеологию, культуру множества стран. Кризисное противоречивое развитие капитализма как общественно-экономической формации, процессы укрепления позиций социализма в мире, победы национально-освободительных революций - все это результат поступательного революционного обновления облика планеты. Эти явления нашли свое проявление и в антимонархической и антиимпериалистической революции 1978-1979 гг. в Иране, ставшей самым значительным событием в жизни этой страны и всего средневосточного региона. Иранская революция оказала значительное влияние на обстановку в странах Среднего и Ближнего Востока, на внутреннюю политику правящих кругов этих стран, на развитие протекающих здесь социальных и политических процессов, на массовое народное движение. Вместе с тем, революционные события в Иране 1978-1979 гг. оказали также и значительное, как прямое, так и косвенное влияние на внешнюю политику многих империалистических государств, в том числе США. Это привело к активизации их подрывной деятельности как в Иране, так и в других мусульманских государствах. Исследование этих социально-политических процессов, связанных с анализом содержания иранской революции и ее последствий является актуальной задачей научного коммунизма.

Данная проблема приобретает особую актуальность в условиях заметного, все усиливающегося нажима на страны зоны национально-освободительного движения со стороны империалистических государств. Империализм использует экономические, военные, а также идеологические средства для сохранения своих позиций в освободившихся странах. Буржуазные идеологи искажают сущность революционных перемен в странах Азии и Африки. Например, иранская революция выдается как "отход назад", как "религиозные перемены", искажается ее антиимпериалистическая направленность.

Актуальность исследования этой проблемы связана и с тем, что крах монархического режима в Иране представляет собой, как отмечает известный советский ученый К.Н.Брутенц, крупную победу в национально-освободительном движении, "еще одно яркое свидетельство непобедимости народа, когда он поднимается на борьТ бу за независимость и свободу. Крушение антинародного, деспо

I. Брутенц К.Н. Освободившиеся страны в 70-е годы. М., 1979, с.122-123.

- б тического режима в Иране в то же время явилось крупнейшим поражением неоколониалистской политики империализма. Это - крах той модели развития, которую империализм настойчиво пытается навязать странам "третьего мира".

Как известно, Иран был важнейшим звеном неоколониалистской стратегии империализма, где иностранные монополии имели практически неограниченные возможности получения колоссальных прибылей и вмешательства во внутренние дела страны. Их усилиями укреплялось господство авторитарной диктатуры монарха, который проводил политику военно-политического союза с империалистическими державами. США рассматривали Иран как стратегический плацдарм, обеспечивающий военное присутствие Соединенных Штатов Америки на южных рубежах СССР. Иран был империалистическим жандармом в зоне Ближнего Востока и Персидского залива, служил своего рода "гарантом" сохранности консервативных режимов, участвовал в вооруженных акциях империализма против освободительных движений в районе Персидского залива.

Особая актуальность темы связана также с возрастанием роли ислама в конце 70-х - начале 80-х годов в социально-политической жизни ряда мусульманских стран. К исламу в той или иной степени апеллировали многие политические партии и движения в ряде развивающихся стран. Под знаменем ислама происходят и прогрессивные и реакционные события. В Иране "исламский фактор" явился знаменем антишахской революции. В то же время нельзя не отметить тот факт, что после прихода к власти консервативное шиитское духовенство под лозунгами ислама ведет антисоветские кампании, у себя в стране свертывает, ограничивает демократию: репрессиям подвергаются члены Народной партии Ирана и другие леворадикальные силы.

Иранская революция, как справедливо замечает Агаев С Л», "отличается редкой в мировой революционной практике сложностью и противоречивостью своей внутренней структуры, обусловленной как своеобразием капиталистического развития страны, так и осо-^ бенностями современной эпохи"*. И поэтому ее научное осмысление имеет огромное значение для марксистско-ленинской науки о мировом революционном процессе. Исключительно своеобразный характер и многогранные проблемы иранской революции делают необходимым их дальнейшую научную разработку.

В советской научной литературе уделяется большое внимание разработке проблем национально-освободительных революций в современном мире. Сущность национально-освободительных революций, их закономерности, соотношение национально-освободительной и социалистической революций и т.д. - все эти вопросы нашли отрар жение в трудах советских востоковедов и философов .

1. Агаев С Д. Иран в прошлом и настоящем. М., 1981, с. 261.

2. См.: Брутенц К.Н. Современные национально-освободительные революции. - М., Политиздат, 1974;Гафуров Б.Г. Актуальные проблемы современного национально-освободительного движения. Развивающиеся страны Азии и Африки. - М.: Наука, 1976 ; Зародов К.И. Социализм, мир, революция. Некоторые вопросы теории и практики международных отношений и классовой борьбы. - М.: Политиздат, 1977 ; Кауфман A.C. Вопросы теории национально-освободительных революций. - Народы Азии и Африки, 1975, № I; Примаков Е.М. Восток после краха колониальной системы. - М.: Наука, 1982 ; Ульяновский P.A. Современные проблемы Азии и Африки. - М.: Наука, 1978 ; Искендеров A.A. Национально-освободительное движение. Проблемы, закономерности, перспективы. - М.: Наука, 1970 $ Шарапова Е.Г. Методологические проблемы исследования национально-освободительного движения. - М.: МГУ, 1981 ; Цыганкова Э.Н. Содержание и этапы развития современных национально-освободительных революций. - М.: МГУ, 1973 ; ее же. Демократические. движения современности: содержание, многообразие, тенденции развития. - М.: МГУ, 1983 $Ким Г.Ф. От национального освобождения к социальному. - М.: Наука, 1982 $Левковский А.И, Социальная структура развивающихся стран. (Проблемы многоукладного, переходного общества). - М.: Мысль, 1978 $ Ли В.Ф. Проблемы социально-политического развития освободившихся стран. -Международная жизнь, 1980, & 10 : Мирский Г .И. "Третий мир": общество, власть, армия. - М.: Наука, 1976 : Симония H.A. Страны Востока: пути развития. - М.: Наука, 1975 и др.

Важное место среди исследований занимают работы, в которых анализируется роль ислама в процессах общественного развития, В указанных научных публикациях анализируется относительная устойчивость воздействия ислама на политические процессы, характер влияния ислама на политическую жизнь, неоднородность исламского движения^ В некоторых работах анализируются общие закономерности духовного развития мусульманских народов в период борьбы за национальное освобождение и после завоевания политической независимости. Рассматриваются реформаторские тецденции в трактовке философско-этических концепций ислама и критическому анализу подвергаются распространенные в странах Востока теории общественного развития, такие как "исламский путь", "исламский социализм" и др., прослеживается влияние концепций "третьего пути" развития на общее направление идейно-политической борьбы в афро-азиатских странах^.

Советские ученые-востоковеды придают большое значение анализу иранской революция, ее характера, особенностей, а также роли религии в ней. Преда всего в этом плане заслуживает внимания большая плодотворная работа советского востоковеда СЛ.Ага

См. : Примаков Е.М. Ислам и процессы общественного развития стран зарубежного Востока. - Вопросы философии, 1980, № 8, с.60 ; Ислам в истории народов Востока. - М.: Наука, 1981; Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. - М,: Наука, 1982 ; Тимофеев И. Роль ислама в общественно-политической жизни стран зарубежного Востока. - МЭ и МО, 1982, $ 5, с.51 : Андреев ЙЛ. Религия и национально-освободительная борьба в странах Востока. - Рабочий класс и современный мир, 1980, I б, с.Ш $ Васильев А. Ислам в современном мире. - Мезвдународная жизнь, 1981, $ 10, с.56 ; Ефимова Л.М. Ислам в истории и современном мире. - Новая и новейшая история, 1981, №3.

2. См.: Степанянц М.Т. Мусульманские концепции в философии и политике XIX - XX вв. - М.: Наука, 1982 } Полонская Л.Р., Вафа А.Х. Восток: идеи и идеологи. - М.: Наука, 1982 $ Ахмедов А. Социальная доктрина ислама. - М.: Политиздат, ева. В его трудах в научно-популярной форме предпринята попытка историко-социологического обобщения основных проблем общественного развития Ирана, Однако, главное внимание автор уделяет тем особенностям социальной и политической эволюции страны, которые определили своеобразное соотношение традиционных и современных элементов в автимонархической и антиимпериалистической революции в Иране1.

Ценный вклад в исследуемую диссертантом проблему вносят различные работы Р,А,Ульяновского и, в частности, его статья "Иранская революция и ее особенности", где предпринята попытка проанализировать характер самой революции, а также особенности развития страны в целом после победы вооруженного восстания в о феврале 1979 г. В ряде коллективных научных работ рассматриваются основные социальные и экономические проблемы современного Ирана, При этом большое внимание уделено именно современному о политическому развитию страны . В трудах Е.А.Дорощенко, анализируется положение и роль шиитского духовенства в общественно-политической жизни современного Ирана, разнообразные шиитские идеологические концепции, а также значение ислама в идеологии

1. См.: Агаев СЛ. Иран в прошлом и настоящем. - М.: Наука, 1981; его же. Социально-политические предпосылки падения монархии в Иране. - В кн.: Рабочий класс в мировом революционном процессе. - М.: Наука, 1981, с.46 : его же. Революционное движение и реформы в Иране. - В кн.: Революционный процесс на Востоке. История и современность. М.: Наука, 1982, с.270.

2. См.: Ульяновский Р. Иранская революция и ее особенности. -Коммунист, 1982, №10, с. 106

3. Иран. Проблемы экономического и социального развития. - М.: Наука, 1980 ; Проблемы развития стран современного Ближнего и Среднего Востока. - м.: Наука, 1981. страны в целом1.

Автором осмыслен и обобщен большой объем фактического материала, связанного с исследуемой проблемой, который в основном нашел отражение в периодических изданиях. Это статьи рукор водящих деятелей Народной партии Ирана , отдельные работы советских и зарубежных публицистов, ученых-марксистов.

Указанные научные публикации внесли значительный вклад в разработку методологических вопросов иранской революции. Однако, все это далеко не исчерпало необходимости комплексного изучения революционного процесса в Иране под углом зрения научного коммунизма. В этом плане важно раскрыть прежде всего классовые противоречия, обусловившие падение монархии, теоретически обосновать социальную сущность иранской революции, ее эволюции, перспективы подхода и перехода такого типа революций к социали

1. Дорошенко Е.А. Шиитское духовенство в современном Иране. -М.: Наука, 1975 $ ее же. Пути и формы воздействия шиитского духовенства на общественно-политическую жизнь Ирана. - В сб.: Ислам в истории народов Востока. М., Наука, 1982,с.72 ; ее же. Политические традиции шиизма и антимонархическое движение в Иране (1978-1979). - Народы Азии и Африки, 1980, JS б, с.58

2. См.: Амирнек Айин, Шаре эслам ва тамиге энгелаб. Донья, 1981, № II ;Табари Э. Дар бара-йэ барнаме-йэ джедид-э хезб-э туде-йэ Иран. Донья, 1981, № 2 ; его же. Дар кора-йэ азумун-э тарих. Назар-э кутах бе пой-э энгелаб-э Иран. Донья, 1981, II $ Киянури Н. Фешар-э дошвариха бар энгелаб-э мейхан-э ма хар руз сенгинтар мишавад. Донья, 1980, & б ; его же. Доввомин сал-э энгелаб-э шокохменди бахман, сал-э пирузи оар таутваха-йэ пейапс-йэ эмпериализм ва зирд-э энгелаб. Донья, 1981, № II: его же. Начало нового этапа в народной революции. - Проблемы мира и социализма, 1979, №4; его же. За сплочение патриотических сил. - Проблемы мира и социализма, 1981, № 7 ; его же. Народная революция в Иране. - Коммунист, 1980, ti 5 ; его же. Трудный путь иранской революции. - Проблемы мира и социализма, 1983, КЗ; Сафари X. Борьба за революционное демократическое обновление. - Проблемы мира и социализма, 1979, ft I ; Хавари А. Антиимпериалистический подъем в Иране. - Проблемы мира и социализма, 1980, № 4 ; Таоари Э. Роль религии в нашей революции. - Проблемы мира и социализма, 1982, № 12 и др. стической и т.д. При этом очень важен диалектический, конкретно-исторический подход к оценке социально-политической роли ислама в освободительном движении современного Ирана, а также выяснение с позиций марксизма-ленинизма того, именно какие классы выдвигают те или иные религиозные лозунги, чьи интересы они отражают и какие цели преследуют.

Автор, разумеется, не претендует на исчерпывающее освещение всего курса вопроса, связанного с особенностями иранской революции. Многие аспекты проблемы иранской революции нуждаются в теоретическом осмыслении и требуют дополнительного рассмотрения.

Методологической основой диссертационного исследования являются произведения классиков марксизма-ленинизма, их учение о мировом революционном процессе, а также методологические положения о национально-освободительном движении.

Принципиальные положения по проблеме революционного процесса на Востоке и его своеобразии были высказаны еще классиками марксизма-ленинизма. В.ИЛенин предвидел особенности и своеобразие будущих революционных событий на Востоке. В работе "О нашей революции" он писал: "Нашим европейским мещанам и не снится, что дальнейшие революции в неизмеримо более богатых населением и неизмеримо более отличающихся разнообразием социальных условий странах Востока будут преподносить им, несомненно, больше своеобразия, чем русская революция"-1*. В данном высказывании нам представляется новый аспект универсальности, интернациональности ленинизма.

Цель данной работы заключается в том, чтобы на основе марксистско-ленинской методологии с позиций научного коммунизма провести теоретический анализ социальной сущности иранской революции 1978-1979 гг. В рамках достижения этой цели диссертант ставит следующие задачи:

- обосновать революционные события 1978-1979 гг. в Иране как закономерное развитие иранского общества в условиях зависимого капитализма ;

- методологически проанализировать характер и особенности иранской революции;

- раскрыть социальную сущность мелкобуржуазной концепции "третьего исламского пути" развития.

В соответствии с поставленной целью в диссертации сформулированы и теоретически обоснованы следующие положения:

1. Иранская революция была подготовлена всем ходом социально-экономического и политического развития страны. Длительное господство иностранного монополистического капитала над ее экономической и политической жизнью оставило народам Ирана тяжелое наследие. Следствием усиления кризиса монархии и дальнейшего процесса усиления влияния в Иране империалистических держав были резкое ухудшение положения народных масс, рост широкого недовольства деспотическим режимом, обострение классовых, национальных и политических противоречий внутри страны. Главными противоречиями выступали: противоречие между потребностями самостоятельного хозяйственного развития и засильем империалистических монополий и противоречие между широкими слоями народа и империализмом, а также компрадорской буржуазией.

2. Несмотря на то, что иранская революция развивалась под лозунгами ислама, она носила национально-освободительный характер и представляет собой выражение классовой борьбы. Эта революция относится к буржуазному типу революции

3, Концепция "третьего исламского пути" развития носит утопический характер. Она несостоятельна ликвидировать эксплуатацию, однако имеет антимонополистическую направленность.

Результаты исследования докладывались автором на заседаниях и методологических семинарах кафедры истории и теории мирового рабочего и коммунистического движения философского факультета МГУ им, М. В Ломоносова, в выступлениях на аспирантских семинарах, в спецкурсе для студентов отделения научного коммунизма философского факультета по актуальным проблемам мирового революционного процесса и в лекторско-пропагандистской работе.

Материалы и выводы диссертации могут быть использованы для дальнейшей разработки теоретических проблем по революционному процессу в странах Азии и Африки, Результаты исследований могут быть также использованы в преподавательской работе, в чтении спецкурса по теории мирового революционного процесса, в критике мелкобуржуазных концепций "исламского пути" развития".

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Содержание и этапы развития Иранской революции 1978-1979 гг."

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современная эпоха - эпоха крутого поворота от эксплуататорского общества к социалистическому. Все стремления империализма и реакции ослабить народное движение, направленное к свободе и освобождению от эксплуатации, обречены на провал. Империализм не в состоянии остановить мировой революционный процесс, направленный на революционное обновление мира. Неуклонно растет антиимпериалистическое движение и идет процесс углубления национально-освободительного движения,

70-е годы нашего столетия полны революционных событий. Иранская революция 1978-1979 гг. явилась составной частью революционной волны, которая прокатилась в 70-е и начале 70-х годов. Несмотря на свою незавершенность, иранская революция положила начало новому этапу в истории развития страны.

Иран в последние годы развивался по капиталистическому пути, но капитализм здесь имел зависимый характер. Буржуазные отношения и современные капиталистические формы производ-. ства, активно насаждаемые монархическим режимом в период "белой революции", оказались неспособными преобразовать традиционную социальную структуру иранского общества и создать устойчивый капиталистический способ производства.

Мелкий капитал в Иране не являлся основой, на которой развивался местный крупный капитал. Капиталистические формы производства насаждались "сверху", путем перескакивания через отдельные ступени капиталистического развития. Поскольку современные формы частнохозяйственного капитала выделялись не из среды мелкокапиталистического уклада, то они были не в состоянии растворить в себе традиционные социально-экономические структуры, занимающие важное место в социально-экономической жизни страны, составить с ними органическое единство. В результате этого образовался резкий разрыв между современным и традиционным секторами. Резкий разрыв экономических укладов вызвал сильное противоборство сил, обусловленных ими. Это и явилось объективной основой революции 1978-1979 гг. в Иране.

Тесная связь Ирана с монополиями Запада превратила страну в экономическом плане в прямой придаток империализма. Значительная часть созданных крупных и средних предприятий могла функционировать лишь при условии сохранения связей с транснациональной корпорацией. Такая зависимость от ТНК промышленности и народного хозяйства в целом явилась результатом проведения империализмом политики неоколониализма.

Зависимое развитие Ирана проявлялось в политической, военной и культурной сферах. Иран проводил внешнюю политику в соответствии с интересами международного империализма, в то же время армия шахского Ирана, снаряженная при непосредственном участии и помощи западных держав, и в первую очередь США, выступала своеобразным гарантом его зависимости. Национальная культура в Иране заменялась культурой Запада. Настойчиво навязываемая международным империализмом модель общественного развития была чуждой большинству иранского народа. Значительную массу трудящихся составляли представители традиционных социально-экономических укладов. Они видели в проводимых режимом преобразованиях посягательство на веками сложившиеся национальные традиции, этику и мораль,.которые были в их сознании связаны с мусульманской религией, священны и непоколебимы.

- 164

Совокупность и единство экономических, социальных, духовных изменений в обществе, произошедших в пореформенный период, обусловили кризис монархии и необходимость замены всей общественной системы Ирана*

Монархический режим имел деспотически-репрессивный характер. Иран превратился в экономический, финансовый и военный придаток империализма, страна все в большей степени вовлекалась в систему неоколониальной политики империализма. Социально-экономическое развитие Ирана происходило в зависимости от международного империализма. Политическим и экономическим последствием проводимой шахом политики и господства империализма было увеличение масштабов ограбления иранского народа. Несмотря на быстрый рост национального дохода в связи с высокими темпами добычи нефти и быстрым ростом цен на нее, усиливалось неравенство в распределении национального продукта на душу населения, от чего жизненные условия абсолютного большинства иранцев ухудшались. Деятельность САВАК, созданной для подавления недовольства внутри страны и выполнения функций жандарма в регионе, также создала основания для роста недовольства трудящихся. Все это, сочетавшееся с коррупцией, хищениями и спекулятивными операциями, обострило противоречие между монархическим режимом и его империалистическими союзниками, с одной стороны, и народными массами - с другой. Это противоречие способствовало антиимпериалистической и антимонархической революции в Иране.

Кроме того, 70-е годы ознаменовались ростом противоречий не только внутри страны, обострялись противоречия между Ираном и империализмом. Этошражалось в усилении противоречия между потребностями дальнейшего самостоятельного развития стра

- 165 ны и засильем империализма в Иране,

Движущими силами иранской революции выступил рабочий класс, крестьянство, городская мелкая буржуазия, интеллигенция, В революции также приняли участие студенчество, духовенство и патриотически настроенные военные* В условиях отсутствия влиятельных политических партий и организаций революцию, начавшуюся как стихийный социальный протест широких народных масс, возглавило шиитское духовенство.

После победы революции начался процесс классового размежевания в рядах относительно единого национального фронта, боровшегося против монархии. На новой фазе революции каждая из классовых и социальных сил стала выражать свои интересы.

Иранская революция по социальной сущности является буржуазно-демократической. Она носит народный, антиимпериалистический, антимонархический характер. Эта революция на известном этапе своего развития имела возможность подхода и перехода к демократическому этапу. В ней замечаются антикапиталистические тенденции. Переход иранской революции к социалистической может быть только под руководством рабочего класса во главе с марксистско-ленинской партией при союзе с мировой системой социализма.

Ислам был идеологией иранской революции. На первой фазе революции он способствовал объединению в единый национальный фронт разных классов и социальных слоев, имеющих противоположные классовые интересы, против монархии. Однако после провозглашения республиканского строя, наряду с прогрессивной антиимпериалистической тенденцией под лозунгами ислама проявились и реакционные. Это антисоветизм, антикоммунизм. Это подавление левых сил, ограничение демократических прав трудящихся.

Пришедшее к власти шиитское духовенство стремится направить развитие иранского общества по якобы "третьему исламскому пути" развития. Этот путь выдвигается как альтернатива капиталистическому. Однако, наряду с государственной и кооперативной собственностью, согласно этой концепции, сохраняется частная собственность на средства производства.

Опираясь на принципы якобы "третьего исламского пути" развития, религиозно-политические круги, с одной стороны, стремятся прервать развитие капитализма в Иране, с другой -проводимые ими мероприятия способствуют развитию буржуазных отношений. Это те мероприятия, которые направлены на защиту интересов мелких производителей и сохранение частной собственности на средства производства. Таким образом, существует основа для развития капитализма в Иране. Без уничтожения частной собственности на средства производства невозможно построение справедливого бесклассового общества. Мелкобуржуазный "третий исламский путь" развития носит утопический характер. Он несостоятелен прервать развитие капитализма в Иране и уничтожить эксплуатацию человека человеком.

На современном этапе своего развития иранская революция находится на сложном и опасном перепутье. Дальнейшая ее судьба зависит от того, сумеют ли подлинно народные сила Ирана найти почву для единства действий во имя осуществления давно назревших социально-экономических преобразований, защиты независимости страны, удовлетворения элементарных нужд и стремлений трудящихся, принимавших активное участие в этой революции. Таким образом, последовательная политическая, антимонархическая и антиимпериалистическая революция не переросла в демократический этап развития и находится в кризисном состоянии.

 

Список научной литературыАллахвердиев, Кариб Вели-оглы, диссертация по теме "Теория научного социализма и коммунизма"

1. Маркс К, Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 гг. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.7, с.5-10.

2. Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.8, с.119-217.

3. Маркс К. Британское владычество в Индии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.9, с.130-139«

4. Маркс К. К критике политической экономии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.13, с.489-499.

5. Маркс К. Наброски ответа на письма В.И.Засулич. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.19, с.400-421

6. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч.-, 2-е изд., т.З, с.7-544.

7. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии. -Соч. 2-е изд., т.4, с.424-459»

8. Маркс К., Энгельс Ф. Резолюции конференции делегатов международного товарищества рабочих. Соч., 2-е изд., т.17, с.423-431 • ^

9. Энгельс Ф. Принципы коммунизма. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.4, с.322-339,

10. Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т*7, с.345-437»

11. Энгельс Ф. Развитие социализма от утопии к науке. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.19, с.185-230 .

12. Энгельс Ф. О разложении феодализма и возникновении национальных государств. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.21, с.406-416 .- 168

13. Ленин В.И. Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов? Полн.собр.соч., т.1, с. 125346.

14. Ленин В.И. Экономическое содержание народничества и критика его в книге г.Струве. Полн.собр.соч., т.1, с.351-534.

15. Ленин В.И. К характеристике экономического романтизма. -Полн.собр.соч., т.2, с.123-262.

16. Ленин В.И» От какого наследства мы отказываемся? Полн. собр.соч., т.2, с.505-550 *

17. Ленин В.И. Развитие капитализма в России. Полн.собр. соч., т.З, с.1-609*

18. Ленин В.И. Наша программа. Полн.собр.соч., т.4, с.182-186.

19. Ленин В.И. Проект программы нашей партии. Полн.собр. соч., т.4, с.213-239,

20. Ленин В.И. Что делать? Полн.собр.соч., т.6, с.1-192 .

21. Ленин В.И. Вульгарный социализм и народничество, воскрешаемые социалистами-революционерами. Полн.собр.соч., т.7, с.43-50.

22. Ленин В.И. Самодержавие и пролетариат. Полн.собр. соч., т.9, с.126-136.

23. Ленин В.И. Революция типа 1789 или 1848? Полн.собр. соч., т.9, с.380-382.

24. Ленин В.И. Третий съезд. Полн.собр.соч., т.10, с.212-219

25. Ленин В.И. Социал-демократия и временное революционное правительство. Полн.собр.соч., т.10, с.1-19 •

26. Ленин В.И. Две тактики социал-демократии в демократиче- 169 ской революции. Поли.собр.соч., т.II, с.1-131.

27. Ленин Б.И. Социализм и религия. Поли.собр.соч., т.12, с.142-147.

28. Ленин В.И. Мелкобуржуазный и пролетарский социализм. -Полн.собр.соч., т.12, с.39-48 .

29. Ленин В.И. К вопросу об общенациональной революции. -Полн.собр.соч., т.15, с.276-280.

30. Ленин В.И. 0 "природе" русской революции. Полн.собр. соч., т.17, с.9-13 •

31. Ленин В.И. Цель борьбы пролетариата в нашей революции. - Полн.собр.соч., т.17, с.370-390.

32. Ленин В.И. По поводу юбилея. Полн.собр.соч., т.20, с.161-170.1*33. Ленин В.И. Демократия и народничество в Китае. Полн. собр.соч., т.21, с.37-55.

33. Ленин В.И. Маевка революционного пролетариата. Полн. собр.соч., т.23, с.296-305.

34. Ленин В.И. Пробуждение Азии. Полн.собр.соч., т.23, с.145-146.

35. Ленин В.И. Рост капиталистического богатства. Полн. собр.соч., т.23, с.185-187.

36. Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу. Полн.собр.соч., т.24, с.113-150•

37. Ленин В.И. О праве наций на самоопределение. Полн. собр.соч., т.25, с.255-320.

38. Ленин В.И. Крах П Интернационала. Полн.собр.соч., т.26, с.211-265»

39. Ленин В.И. Империализм как высшая стадия капитализма. -Полн.собр.соч., т.27, с.301-426#- 170

40. Ленин В.И. Империализм и право наций на самоопределение. Полн.собр.соч., т.27, с.440-444.

41. Ленин В.И. Поворот в мировой политике. Полн.собр,соч., т.30, с.339-348.

42. Ленин В.И. Доклад о революции 1905 года. Полн.собр. соч., т.30, с.306-328 .

43. Ленин В.И. Империализм и раскол социализма. Полн. собр.соч., т.30, с.163-179.

44. Ленин В.И. Военная программа пролетарской революции.-Полн.собр.соч., т.30, с.131-143.

45. Ленин В.И. Итоги дискуссии о самоопределении. Полн. собр.соч., т.30, с.17-58.

46. Ленин В.И. 0 двоевластии. Полн.собр.соч., т.31, с. 145-148.

47. Ленин В.И. Государство и революция. Полн.собр.соч., т.33, с.1-120.

48. Ленин В.И. 0 "левом" ребячестве и о мелкобуржуазности.- Полн.собр.соч., т.36, с.283-314 •

49. Ленин В.И. Очередные задачи Советской власти. Полн. собр.соч., т.36, с.167-208.

50. Ленин В.И. Ценные признания Питирима Сорокина. Полн. собр.соч., т.37, с.188-197,

51. Ленин В.И. Пролетарская революция и ренегат Каутский.- Полн.собр.соч., т.37, с.235-338.

52. Ленин В.И. Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата. Полн.собр.соч., т.39, с.271-282.

53. Ленин В.И. Доклад на П Всероссийском съезде коммунистических организаций народов Востока 22 ноября 1919 года. Полн.собр.соч., т.39, с.318-331.

54. Ленин В.И. Детская болезнь "левизны" в коммунизме. -Полн.собр.соч., т.41, с.1-104 .

55. Ленин В.И. Тезисы ко П конгрессу Коммунистического Интернационала. Полн.собр.соч., т.41, с.161-211.

56. Ленин В.И. О борьбе внутри итальянской социалистической партии. Полн.собр.соч., т.41, с.411-427.

57. Ленин В.И. О продовольственном налоге. Полн.собр. соч., т.43, с.205-245.

58. Ленин В.И. Ш конгресс Коммунистического Интернационала. 22 июня 12 июля 1921 г. - Полн.собр.соч., т.44,о,1-61.

59. Ленин В.И. О значении золота теперь и после полной победы социализма, Полн.собр.соч., т.44, с.221-229.

60. Ленин В.И. К вопросу о национальностях или об "автоно-мизации". Полн.собр.соч., т.45, с.356-362.

61. Ленин В.И. О кооперации. Полн.собр.соч., т.45, с.369-377.

62. Ленин В.И. О нашей революции. (По поводу заметок Н.Суханова). Полн.собр.соч., т.45, с.378-38£ .

63. П. Официально-документальные материалы

64. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М., 1981 - 223 с.

65. О 110-й годовщине со дня рождения Владимира Ильича Ленина. Постановление ЦК КПСС от 13 декабря 1979 г. М., 1979, 16 с.

66. Черненко К.У. Речь на Пленуме ЦК КПСС 10 апреля 1984 г. Материалы Пленума ЦК КПСС 10 апреля 1984 г. 31 с.

67. Черненко К.У. Народ и партия едины. Речь на встрече с избирателями Куйбышевского избирательного округа г.Москвы- 172 2 марта 1984 г. М., 1984. - 30 с.

68. Андропов Ю.В. Шестьдесят лет СССР. М., 1983, 30с.

69. Андропов Ю.В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР. Избранные речи и статьи. М., 1983 320 с.1. Ш. К н и г и

70. Агаев СЛ. Иран в прошлом и настоящем. (Пути и формы революционного процесса). М.: Наука, 1981, - 271с.

71. Агаев СЛ. Иранская революция, США и международная безопасность. М.: Наука, 1984, - 278с.

72. Агаев СЛ. Иран рождение республики. М.: Политиздат, 1984, - 336с.

73. Агафанов В.П. Марксистско-ленинское учение о некапиталистическом пути развития. М.: Высшая школа, 1978, -304с.

74. Андреев И.А. Некапиталистический путь развития. М.: Политиздат, 1974, - 191с.

75. Актуальные проблемы идеологии национально-освободительного движения в странах Азии и Африки. М.: Наука, 1982,- 447с.

76. Ахмедов А. Социальная доктрина Ислама, М.: Политиздат, 1982, - 270с.

77. Брутенц К.Н. Освободившиеся страны в 70-е годы. М.: Политиздат, 1979, - 157с.

78. Брутенц К.Н. Современные национально-освободительные революции. М.: Политиздат, 1974, - 551с.

79. Борьба идей в современном мире, т.З (Под общ.ред.Ф.В.Константинова). М.: Политиздат, 1978 - 342 с.

80. Бади Ш.М. Городские средние слои Ирана. М.: Наука,1977, 231 с,

81. Гафуров Б.Г. Актуальные проблемы современного национально-освободительного движения. М.: Наука, 1978, -278с.

82. Дорошенко Е.А. Шиитское духовенство в современном Иране. М.: Наука, 1975, - 170с.

83. Движущие силы мирового революционного процесса. М.: Политиздат, 1981, - 192с.

84. ЗЛ5. Демин А.И. Современная иранская деревня. М.: Наука, 1977, - 280с.

85. Ерасов Б.С. Социально-культурные традиции и общественное сознание в развивающихся странах Азии и Африки.1. М.: Наука, 1982с.

86. Жбанова Ю.П. Освободившиеся страны: тенденции и перспективы развития. Киев: Высшая школа, 1979, - 149с.

87. Зародов К.И. Три революции в России и наше время.

88. Изд. 2-е исправл. и дополн. М.: Мысль, 1977, - 534 с.

89. Зародов К.И. Экономика и политика в революции, некоторые современные проблемы в свете исторической практики. М.: Мысль, 1980, - 245 с.

90. Зародов К.И. Ленинизм и современные проблемы перехода от капитализма к социализму. Изд. 2-е, переработанное и дополненное. М.: МыслЬ, 1981, - 470 с.

91. Иванов М.С. Иран в 60-70-х годах XX века. М.: Наука, 1977, - 271 с.

92. Иванов М.С. Рабочий класс современного Ирана. М.: Наука, 1969, - 254 с.

93. Иран. Очерки новейшей истории. М.: Наука, 1976, -468 с.- 174

94. Иран. История и современность. Сборник статей. М.: Наука, 1983, - 244с.

95. Иран. Проблемы экономического и социального развития в 60-70-е годы. М.: Наука, 1980, - 191 с.

96. Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. М.: Наука, 1982, - 238 с.

97. Ислам в истории народов Востока. М.: Наука, 1981, -197с.

98. Интеллигенция и социальный процесс в развивающихся странах Азии и Африки. М.: Наука, 1981, - 328 с.

99. Ким Г.Ф., Кпуфман A.C. Ленинизм и национально-освободительное движение. М.: Политиздат, 1969, - 286 с.

100. Ким Г.Ф. От национального освобождения к социальному. -М.: Наука, 1982, 296с.

101. Классы и классовая борьба в развивающихся странах. В 3-х т., (глав.ред.Тягуненко ВЛ.), т.1. М.: Мысль, 1967, - 407 с.

102. Классы и классовая борьба в развивающихся странах, в 3-х т. (глав.ред.Тягуненко ВЛ.), т.2. -М.: Мысль, 1967,- 437с.

103. Классы и классовая борьба в развивающихся странах, в 3-х т. (глав.ред.Тягуненко ВЛ.), т.2. М.: Мысль, 1968,- 431 с.

104. Ковалев A.M. Актуальные проблемы мирового революционного процесса. М.: Высшая школа, 1973, - 271 с.

105. Ковалев A.M. Содержание и закономерности мирового революционного процесса. М,: Моск.ун-т, 1974, - 212с.

106. Красин Ю.А. Диалектика революционного процесса. Методологические проблемы. -М.: Политиздат, 1979, 296с.- 175

107. Красин Ю.А. Теория социалистической революции: ленинское наследие и современность. М.: Мысль, 1977, -292с.

108. Критика современных буржуазных и ревизионистских концепций по проблемам мирового революционного процесса.- М.: Высшая школа, 1979, 343 с.

109. Красин Ю.А. Революционный процесс современности. Теоретические очерки. М.: Политиздат, 1981, - 270с.

110. Левковский А.И. Социальная структура развивающихся стран. (Проблемы многоукладности переходного общества).- М.: Мысль, 1978, 221с.

111. Левковский А.И. Мелкая буржуазия. Облик и судьба класса.- Лв.: Наука, 1978,

112. Левковский А.И. Третий мир в современном мире. М.: 1970, - 118с.

113. Ленинизм и национальный вопрос в современных условиях. Изд. 2-е. М.: Политиздат, 1974, - 597с.

114. Ленинская теория империализма и современность (под ред. Иноземцева H.H. и др.). М.: Мысль, 1977, - 453с.

115. Ленинская теория социалистической революции и современность. -М.: Политиздат, 1980, 528 с.

116. Мчедлов М.П. Религия и современность. М.: Политиздат, 1982, - 272 с.

117. Мирский Г.И. "Третий мир": общество, власть, армия. -М.: Наука, 1976, 40бс.

118. Международное рабочее движение (Справочник) ответ.ред.: Загладин В.В., Коваль. М.: Политиздат, 1984, - 463с.

119. Национальный вопрос в странах Востока: (сб.статей). -М.: Наука, 1982, 272с.- 176

120. Национально-освободительное движение составная часть Союза мировых революционных сил. - Прага: Мир и социализм, 1976, - 135с.

121. Олех Л.Г. Общее и особенное в революционном процессе современности. М.: Наука, 1982, - 167с.

122. Полонская Л.Р., Вафа А.Х. Восток: идеи и идеология. -M.s 1982, 256с.

123. Поршнев Социальная психология и история. М.: Наука, 1979, - 232 с.

124. Проблемы развития стран современного Ближнего и Среднего Востока (Ирак, Пакистан, Турция). М.: Наука, 1981, - 191с.

125. Примаков Е.М. Восток после краха колониальной системы. M.s Наука, 1982, - 208с.3*57. Революционный процесс на Востоке. История и современность. М.: Наука, 1982, - 389с.

126. Рабочее движение в освободившихся странах Азии и Северной Африки. (Особенности и тенденции). M.s Наука, 1981, - &TZ с»

127. Рабочее движение в развивающихся странах, (ред.колл. Г.Ф.Ким, А.С.Кауфман и др.). -М.: Наука, 1977, -261с.

128. Симония H.A. Об особенностях национально-освободительной, революции. M.s Наука, 1968, - 90с.

129. Симония H.A. Страны Востока: пути развития. М.: Наука, 1975, - 383с.

130. Степанянц М.Т. Мусульманские концепции в философии и политике. -М.: Наука, 1982, 248с.

131. Троцкий Е.С. Немарксистские концепции социализма и борьба за общественный прогресс в странах Азии и Африки. М.: Мысль, 1974, - 335с.

132. Ульяновский P.A. Очерки национально-освободительной борьбы. Вопросы теории и практики. М.: Наука, 1976,- 478с.

133. Ульяновский P.A. Современные проблемы Азии и Африки.- M.s Наука, 1978, 294с.

134. Цыганкова Э.Н. Содержание и этапы развития современных национально-освободительных революций. М.: Моск.ун-т, 1973, - 91с.

135. Цыганкова Э.Н. Демократические движения современности: содержание, многообразие, тенденции развития. M.s Моск.ун-т, 1983, - 216с.

136. Шарапова Е.Г. Методологические проблемы исследования национально-освободительного движения. М.: Моск.ун-т, 198I, - 199с.1У. С т а т ь и

137. Агаев СЛ. От абсолютизма к бонапартизму: история и современность. Вопросы философии, 1982, 4, с.55-63 •

138. Алиев С.М. Иранская революция 1978-1979 годов и рабочий класс. Рабочий класс и современный мир. 1980, № 5, C.I04-III,

139. Алиев С.М. Ислам и политика. Азия и Африка сегодня, 1981, № 12, с.5-9«

140. Андреев И. Религия и национально-освободительная борьба в странах Востока. Рабочий класс и современный мир, 1980, Ш 6, с.III-112 .

141. Васильев А.-Ислам в современном мире. Международная жизнь, 1981, В 10, с.56-64«- 178

142. Германович А., Медведко Л. "Возрождение ислама" или пробуждение народа? Наука и религия, 1982, № 7, с.56-59«

143. Демиченко П. Крушение абсолютизма. Коммунист, 1980, № 5, с.70-89»

144. Демиченко П. В интересах добрососедства. Правда, 9 марта, 1982, с.4 •

145. Дорошенко Е.А. Политические традиции шиизма и антимонархическое движение в Иране (1978-1979 гг.),. Народы Азиии Африки, 1980, 6, с.57-66 •

146. Ефимов Л.М. Ислам в истории и современном мире. Новая и новейшая история, 1981, $ 3, с.161-171,

147. Ерасов Б.С. Массовое сознание в развивающихся странах: содержание и динамика сдвигов. Вопросы философии, 1981, № 9, с.76-88/1

148. Искацдери Ирадж. Международная солидарность вдохновляет борьбу иранского народа. Проблемы мира и социализма, 1979, J6 3, с.50-51.

149. Иран: Народ против тирании и американского вмешательства "За рубежом", 1979, № 4 (969), с.8-10.

150. Киянури Нуреддин. Трудный путь иранской революции. Проблемы мира и социализма, 1983, 3, с.31-37.

151. Киянури Нуреддин. Начало нового этапа в народной революции. Проблемы мира и социализма, 1979, $ 4, с.71-74.

152. Киянури Нуреддин. За сплочение патриотических сил. Проблемы мира и социализма, 198I, № 7, с.17-20.

153. Киянури Нуреддин. Иранская революция: ее друзья и враги. Проблемы мира и социализма, 1981, №11, с.32-36

154. Киянури Нуреддин. Народная революция в Иране. Коммунист, 1980, № 5, с.79-89«- 179

155. Мустафа Данеш. Три года антиимпериалистической революции в Иране. "За рубежом", 1982, В 4, с.16-17.

156. Мустафабейли А. О некоторых чертах рабочего движения в Иране. Азия и Африка сегодня, 1980, № 8, с.49-50.

157. Примаков Е.М. Ислам и процессы общественного развития стран зарубежного Востока. Вопросы философии, 1980,3, с.60-71*

158. Политические сдвиги на среднем Востоке: корни, факторы; тенденции. Итоги коллективного обсуждения. Проблемы мира и социализма, 1980, № 2, с.77-82.

159. Сафари Хамид. Борьба за революционное демократическое обновление. Проблемы мира и социализма. 1979, № I,с.60-61.

160. Сафари Хамид. Мифы и реальности "Белой революции". Проблемы мира и социализма, 1976, № 9, с.75-80.

161. Табари Эхсан. Роль религии в нашей революции. Проблемы мира и социализма, 1982, № 12, с.72-78*

162. Тимофеев И. Роль ислама в общественно-политической жизни стран зарубежного Востока. Мировая экономика и международные отношения, 1982, №5, с.51-63.

163. Троцкий Е.С. Коммунистические партии стран Азии и Африки в борьбе за упрочение национальной независимости и социальный прогресс. Научный коммунизм, 1980, № I,с.95-104.

164. Ульяновский Р. Иранская революция и ее особенности. Коммунист. 1982, № 10, с.106-116 .

165. Хавари Али. Терзают партию, чтобы растерзать революции. Проблемы мира и социализма. 1984, № 3, с.66-69.

166. У. Литература на иностранных языках

167. Л. Амирнек Айин. До с ал мубарзе-йэ дехганан-э захметкеш бара-йэ зэмин. Донья, 1981, № II, с.79-103 .

168. Амирнек Айин. Шаре эслам ва тамиге энгелаб. Донья, № 12, с.63-77.

169. Барнаме-йэ хезб-э туде-йэ Иран. 1975, 34с.

170. Ганун-э асаси-йэ джомохури-йэ эслами-йэ Иран. Тегеран, 1980, 109с.

171. Киянури Нуреддин. Фешар-э дошвариха бар энгелаб-э мейхан-э ма хэрруз сенгинтар мишавад. Донья, 1980, J& 6, с.7-20 •

172. Киянури Нуреддин. Доввомин сал-э энгелаб-э шокохменди бахман, сал-э пирузи бар таутеаха-йэ пейапе-йэ эмпери-ализм вэ зидд-э энгелаб. Донья, 198I, № II, с.9-27.

173. Киянури Нуреддин. Хезб-э туде-йэ Иран дар арсае-йэ сийасет-э руз. Порсеш и насох (JS 7,8,9). 1980, 145с.

174. Пехлеви Мухаммед Реза. Бе су-йэ тамаддон-э бозорг. Тегеран, 1977, 340с.

175. Табари Эхсан. Дар кора-йэ азумун-э тарих. Назар-э кутах бе пойе-йэ энгелаб-э Иран. Донья, 1981, Jfc II, с. 28-34.

176. Табари Э. Дар бара-йэ барнаме-йэ джедид-э хезб-э туде-йэ Иран. Донья, 1981, 1Ь 2, с.26-30.

177. Wash., 1980, vol.29, N4,p.1-25. 3.15» Jazany B. Capitalism and revolution in Iran. London, 1980.151p.

178. Khomeiny Rouhollah, ayatollah.Principes politiques, philosophiques, sociaux et, religieux. P., 1979» 16^-p.