автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.08
диссертация на тему:
Современная русская рифма (проблемы типологии)

  • Год: 1995
  • Автор научной работы: Чертоганова, Наталья Аркадьевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Алматы
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.08
Автореферат по филологии на тему 'Современная русская рифма (проблемы типологии)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Современная русская рифма (проблемы типологии)"

П6 ОА

2 9 МАЙ 1995

АМАТЯИСШ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕНННЙ УНИВЕРСИТЕТ. ИМЕНИ ДРАЯ

На правах рупвпиеа , УКД 808,8/47/ 8Е,08

ЧЕРЮГАНОВА ИАТАЗЬЯ АРКАДЬЕВНА

Савреиенная ругевая ряфма /пробяеиы »япааогиш/

Спецяапяот 10»О1#О8*-?еори* литературы

Ав»ор«$ерат днгсер?ацяя на еопеввйи® узвнай гтапанн *андида*а $ияоаогичассаа ааук

Г

Работа выполнена на кафедре русской и зарубежной литературы Алматинског'о государственного университета имени Абая»

'Научнкй руководитель

доктор §илоаогических наук, профессор Я»$*Яельская

Официальные оппоненты

.Ведущая организация

доктор филологически* наук, профессор С»АИ.'атяЕ-кандидат филологических наук^ доцент Дхуаныипеков Ня0»

Казахский государственны!! женский педагогический институт

Защита диссертации; состоится - Ч^&'^^Л г. в <¿0

-часов на заседании специализированного совета КГ Й»05»07, по защите диссертаций на сонсхание ученой степени кандидата филологических наук при АГУ им«Абал /ДЯОЮО.пАлиаты.пр»

Ленкна.ПУ»

С диссертацией иожно ознакомиться в библиотеке АП киени Абая>

Автореферат разослан ^ * 10?5 г»

Учений секретарь ':,. : ; специализированного сосета

АЙмшева

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕИН»

В послсдаее время и полы.я критики,и стиховеды пишу» о ' рифме,отмечая её пранцг.вкалы?ие отдячяп о* кяасшчеекой: расподобзение заударного созвучия и его распространение еле* эо.нееобавденяе р«$и*пиогв авьтзривяса » аепредекаауеиыа пе* реходы о? рифмованного етнха к белому /КаГ8СПаров,Д|Санойлов,

Разные суждения о бояетике.явксйке.грвнцзтике и,особенно» ееиантияе рв$ик езидстмльстзуит о разкоплсиовастк иеезсдова'-ний самого 9бт,е«1гае Яо сих пор не определена саиае гдавпое дифференциальные призами ряфайр Н<5 раэдазеян тахха сферы лшгвистичасхого и яа'горатурвведчаског о аспектов изучения рифин „требую? гудее?аенпой доработки традяцяонние влассифиь кацайр 3?аи а объясняемся автуазъмостъ выбранной ?еын» ТЕОРБТИЧаСКУЙ ОСНОВУ ареддагаоиой работы еоставвяпт труди ВвЙи2йриунс»ого,Б»В«?смаввэс80го,!1в5|Гаепарова,А»1»НовТйеа, Б|0врра,Т»Шоу,С|Н»0впвяе8вв и В|И»Петроаа,й|В»Череиис«ной я другие яесзедоваявл,посвященные проблеиаа рифмотворчества» ЦЕЛЬЮ псеяедоваик» ягзяотск типозогйчвсйов азучеяав. рифнек»-ной системы современной поэзии» В связи с имеющейся цель» реоавтс» следуй**,«е задача: I»Создание системной рифявииой твпмогея» 2»0лределоняе етруктурних я соиантячеекях особенностей сов»-реыенных рвфи по предложенной гяэсся^инац**«

Чимо^еев В «П * Л и тис тик а рифн«»Челябинск,1981»

г

3»Ана«з «радиционних к нетрадиционных подходов поэтов к ря^ые»

^еоретвческое осыисасние редки! /"разноязычных" рифм/»

Гяевная задача.гредставяеннаи £ диссертации,подсказана мусйьп ДвСайойяава о тон.что "кеойяодкиа ноаая тнпогсгмя риф-ыи.ксгораа не сойкено сюхигсл.кас тояько стянут более очовед-

т

ни конгури еткза сяиреиенной поэзии" $ Именно в этой связи иама. предпринята пойытке.с вдиой сторона,ваявать сущность ииогсчв^етшх квасснфкка'цйй•рв$ци,и«еецмх место в стихове?-докйя;с другой,иредси&аить сввствениуо систенатизацяв по репрезеитам ркфнкчесиих «снпоиенсог«

Указанное задача а материаг исследования обусловим его методику: спйсапие материала с мрйдваритегьной статистическом обработкой я эзгыентаяи согоег&вкгехьиого анализа» Научная иовиат дисссзртадан оарейедястсп схсдув^'.ми ноиеита»-ик: ' ''

I»Создание» типологии рйфи.ввгорая в конечном счете связанна с типологической характермстияой стихотворного текста? £»?ассмотреииеы ри^ив'л позаии совремешшх н ¡игра ь хекам /коицзвтупз'Аетое .нетареогистов, альтернатив но го течение/» 3»Аивдиа«м "репцолзнчиик'' риСч8 Е работе вперене собран и ясс«ло»«н иатериая редких р«<|ы /'разявизичных*/» 11« ¡йвяо»екия:

^иаяьисе устребстао' по зг.укгъску принципу перестает бить Г/тшиум впредеялтелгн и двста-ючноК о с а -э »<; к е? клас-с&Ьиптр, ?■ связи е этяы вводится *' 0 !' П 2 Е £ С Н А Я

л па 7* Ккига о русской '¿■¿Ъх'-,"*,

ТИПОЛОГИЙ рифии.ввлвчаюцая ? аспектов /метрический ^ ф9!1йч0е*8й,иорфологичес)1нй,граи«втич9е!!йЯ,1ввсвческнЯ,сеиаий тячесяий ,*опт?кс1ИиГ>/ а довояпявцап прекиявв Видемвтея Ьког ло 25 типов ряфи»

2»7еор§?51ческ«е «снови предхагаеиой типоявгйв апрабнрувтея но ново» зипярнчее*ем интервала /рафвичвекхе систеии позтов?-азангаряпстои/а Выявяявтся изменения 8 рп$нв,сввдете«стзу*-вчас об уенхсннк ошеловай направязпаомв р«$иопар» ЗгСнст!нзе оенцсгеипе разяоазачной рг?иа гак есойого *гяна рпфм позволяет преягтавить тоорчвекуа иидЙядуазьиость ааз(-тев как а звуно-сансюгнх ассоциациях,та! « пйэтапзсйоЙ речи з цедоа»

4»Подробно дается ерагни.тел,нйя зарахторгетиеа разиаязипных ряАм наполи а конца XX йй83» "

5в0ригкнаяьная иетодвва а«825дп&пяя разпоязтпюЙ рцфиа^'кх». чавцая «ааеейфпкацивииуи характеряетяяу оеисв.пиз видов рифн ? яяея!«чйвб з ясияьэтер-

нуз программу базы данивх /БЯ/.шпраазвпз па ревеняв практ»»-чееяах задач по новии "фврн&и* «бурака « сОвраиоппих уме*

ЗЯЯХе

На?еркадбм кссяадааапая п»С1уваха рп$вн по»тов>-еоореиеш<я-ков из альманаха "День пвэзпп* 70>-80нс г«Я«в,П0Этячас!!Пх гбсрников ПАЛ8Вйтапс!1ага,Я«Са!1вй31>ва,Й»Вб8йзсеп5Вйго,!1»5родь скогй,09Сулейивиова,8я\хиадуавйаа,Й«Кваа а.др».а тзкхе представитеаей "покохеиья Нового Арбата* /псзтов'-концептуа'-лнетоа Д.Прнгова,! ^убкнатейна;поэтев'-натареа*истов 0»Се-дзковой.А,Альчух;позта азътернативного течениям В»Виииев^ свого/.веего более 30 поэтов»

Теоретическое и, практическое аиачение работы еостоит в

юи.что всесторонне описание рифиы 70i-SC'-x /частичке 90»-х/ годо» позволит более объективно оценить пкзад соврокеииах поэтоь в русскуо поэтику,определить типологический состаз рифм» Результате исследования могут бть использована в курсах "Введение г литературоведение"."Теории литератур«*„е различных спецкурсах и спецсеминарах па русской хитературе.в составлении поэтичесйик словарей»

Апробация работы осуцествляя&еь nocpe;,cvse?.: пубхк^сцив статей а' тезисоь докладов г.0 чен? диссертации,'отдельные разде-«и исследования'обсуядахясь на заседания: яафедрг русской в рарубекнай литература к сжзгодтшх конференциях про*ессорско<-лреяодаватёяьскзго состава АГУ выДбаяр

Содзргаг.аг работа отражено в Р публикациях« ... ;

Лосуавленшп цели в задачи'.,определяли структуру дкссерта'г дик в Она свсгогл из ввадеипп.трех т.пьг .заключении ^приложения и (кбмографии, которая насчитываем 277 накиеиоваикя»

■ OCHO .В'.И О Е . С S Д'Е А Я И 8 Р А В О Т Я,

Es введении поставлена•проблеаа,обоснована её аглуальг ность з»85*е«ь'степса* .»«взадмпрсдвяснц задачи, к дели, сфориулйр&ванзг ,пвлоаов*я,составлявшие «етодслогичесхуь ос»-иояу. .дкссертацик^едетавясва историография еопроса.вкработа» на обцап методкхь выполнения работы я конкретизирован объем исследуемого ыйтер5гака»

нepyofi г_даве г ^ Теоретические оеноаи систематизации русских pwfta" >-анал«акрувтся различные подходы к изучении чисяи:я ингвкстические,цатематические,статистические,эх сио

тическне,собственно сткховеяявщв я^едмгмтея коцпиейе-', ни* /сяетеиний/ иетод опрвдвяеяяв вадаив.трвв кв*«»я«нтвв

■ В И "Из истории

чвяиай.оветоятельны.й '

«ему развитии русской ряфян" м«««:' рош--

някои.предиазначенаии джятвк»*$иу\«»«к'4т;ься ;ряф» мояогяей» ■ '

Данный параграф .та«» та* как вбнарухявМт ряд «еревекна*1ВОвроевв :» Области сяс«* теиьтнзацкв в маеси$якаадн Т«врвтя^вск'*в кжу*-

кя о рифне.заюиеняие в трудах Я В»Врвеова»

вое!» без изменения в со^ремавяо? стНоввдоияв«^«'качество рйфин я способа рвфмвааияя 9 :ХХ'-,ми,,

сталя иинии по сравнен»» с, с мчг!и зре#-

нкя традиционных пр«де*а»жвШ'.^ 1 ;

интерпретировать иногйе .««¿ейЙ в етшхе »веяедия* :

десятияетий» .'•••"'•.'...

' В.-4'г £ ЧС вопросу о те^^згеся«*:*" втиечаетеа^чт'о' йМят' тис точивстигйеточкостй оказалееьотиоеятельным яязивичивни. Фактическое "созвучие" всех эяемеитввяйячввогв повтора было постепенно заменено такякя рйфкешшия форыамн созвучия,в которых отдельные звуковые элемент»,яе будучя акустячесяи тождественными,стая* називаться "»квяяаяентиимя*«

Применять ке к совреиенной русской'пв>з«я критерий "точности соз?учия",построенрй на абсоявтнои тождестве ри^муспи-хся отрез ков>так же абсурд^ как требовать "от современной драмн единства места и вреяеия*^»

"Исаченко А»В, Из наблюдений;над. навой рифмой,-^В ев: -«.Ь'Де-роои : г". Га г ;8„ 1973 .ПС-ГЛ!,

Не самим ваянии моментом л ваяв? ел то,что общепринятого осг-кыслсннп категории точности/неточности в стиховедении нет, В её понимании у исследователей существуют расхождения» Так неоднозначно реоается aonpot о том,что принимать эа злемен-уарнув единицу отоядествления а рифме фонему„её произноси' тельный вариант /звук/ или графический знак /букву/» Ряд авторов Й.Лотнек,С.Толстая,Р,Я«обссн/ рассиатривавт совладей*! в рифие на уровне звуков.а на уровне буквы - ВДириунскнй, Б»ТоиавевскийД,Исаченко* Наконец.в последние годы исследователи пытаются реветь проблему рифменной точностм8вводл понятия "графической" А«Беяьскап/,"гр&фмко-йхусткческоЙ" ри§>-мы /Б.Гонч'аров/»

С параметром точности/неточности ри$мм еаязнвая? её богатство,и даже некоторыми исследователями делаются попытки определить его ранговый яоэфициент /С»Еепелева.В»Петров/в Одийкб„яв навену нненив.этот процесс изучения математического исчислен»« точносгк неудобен ввиду усложненности методики,» также отсутствия на сегодняшний день четкого категори*-ального.аппарата в рнфиблогии»

Это относится и к традиционной терминологии о типах клауг аут /иухские.хейсхае/ рифмы* Стиховеды настолько привитии к згик дефиниция«,«то откосятся к ним по традиции с должный пониманиеыр Хотя ухе предпринимались попытки аннулировать данные псниуил после введения неравносложных ри?>м типа автора» завтра в творчестве Ная*овсксго,Сель8йнекогс0Цветаевой| В поэзии 5Qt-ux и &0-ux годов нвравносвбхные встречают-

ся редко« Далеко не асе новвветва.ворахаввие современников в поэзии !*аяко«ского оказались интересними я пряешешми

для лоеледувщих поколений русских поэтов,я старая терхнно*-явгня вернулась в ркфивзздениег

Рифменные отнешенлл модернизируются в современной русском стихе,так хах поэта» Нового ареиени свойственно ощущение исчерппнностз трвдицясниого запаса рк^м к необходимости его обновления» Kasaaeei бн,пояски иввих средств выражения cor деряаная поэзия даяхны наКтя воплощение в веряийре,однако nosTut-авангардисти ясиояьзувт комбинированные стиховые форь иы,йклвчая ряфыоваиныВ я ««рифмованный етнх в одной контексте, и яоаестие стрэив.а чередование разнотипных рифу,и ря^менг иыв Ч«пп»

Для современного сяиха в болиаяисчвв случаев характерна метрпчг^ая неоднороднее?ь ь переходы от одного размера к другому /лодпиатрячасяяа композиции/ и от епя>або>-тоиякя я тон»*9р Рятиячеекяв колебания свяэшевтел с разноударноетю0 е уовдвч*»ийеи безударных интерваловлдякиением слов» И в этей метроритмической неопредехенноств к амбивалентности' участвует аекекчеекке.еяятавеячеекке « ввуковие повторы» Лоэтоиу говоря з ряфввх no fen; пяаузулы /явнехях язя uyxf екях/.ии сделала попытку "очрвая?ь ыетрпческне неввеетоа 8 саиих !«4нмеповрпв8 рвфа /в рабочей порядке/ с поиоцвв not-йятвй яепуаьтйяаяьиоств0ярйи»ияемогв ранее в лингвистике /ОаЯзканеза/ я в зарубежном етеявведеиня /В»Верр/» Этот термин ае несет овцеязняваих коннотаций,а обозначает явление стиховедческого порядка /$енет*ческн* процесс в особой по*-зицйй в отноиенпи ударения/»

После многоаспектного исследования ВДириуиского стиховеды в основном останавливались на какоис-то одном свойстве

/!3 "Рифменные классификация в современной стиховеде1-

вин*/» Так»в работах Ирки Леаого и К.Гаепарова дается Фоне^ тйческая « фоническая характеристика ри*мы)Т1»Нинёралова . соотношение:заударных и предударныхрифк,А»Исаченко впервые «делана заявка о словесной ркфме,К»БузаубагоровоГ1 и А#7.ов*-тисом рассмотрена лексическая сторона современной рифмы с виделенкексловесннх.оснввнык.одногласних и др» Практически теи *е принципом руководствуется 1»Бедьская при создании своей частной классификации ря$и по лексическим призиаквн» Представлял теоеретнчески возможные соотношения рифим и елои ва /как части и целого/,автор внделяет тавтологические,пароь нямические»поглоцаеиые,«бсгав«ые и пр, Более подробная и разносторонне классвфвкация /не 9 параметрам/ предлохека такие Л>БельскоЙ»Чднам. во всех •&тих"ш?удиях'' "не нашлось , места рк$«ен»оЙ с?ма«У»кв,кро«е отдельных наблюдений. к. заме* . чаний» Напривер,В»И»Яириуиский отмечает,что наиболее смыслок вае.возде®с,Т8«У"име®?;рй$»ш.корневые,в.особенности граижатмс .чеса» разнсродние.другие/стиховеды не соглааавтся с этим,

, ■ ■ ■ ■

. ~Ейрму1!скв6;5,Теорий с*иха»Я»;Сов.писатель.1975,"¡евыб И, ?иф-«0|!-Б кн» :К»Еевнй|!{скусство перевода^!» ,1974 ¡Гаепаров М» 5о!-ника соере««ико1и:русс1!ой;иет6чиой рк.^«ы»^Б сб,:Поэткка и стилистика,Ь,«,Науи&*1?9Е.гЗг37|йсачеихд А» Из наблюдений над ,н4Ьой ,сйв:ма\1с РаПэ „ 1973;

.Ковтйс А-.Бузаубагаровя'К* "Новая вкфиа ъ поэзии Олхаса Сулей-менова,УИзвес?>.*:'ДН Кйэ СС?.*еер»фижолог*.1982Д'3,43г50;Бель-«каятвпзхогйй Сввреиеиной ¿К1*!«й,ьНаучние доклады внсшв! вкблн» ,5йдо^ог«ческйе язукя*!.!#Л988,Г-2,ЗгЗ;Пельская 1» К проблеме .классификации й систематизации р*1м|»Фи10«огическне

находя SMueaoïya сторону » граыматячвехв! рифие /Плотная я ХвПпоаовехв/,треть» связывает семантику jx^uonep прежде все«^ го с глубиной созвучип0нвзывая сиксюаимя гиубоние ксрнеаые рифмы /0»$едотов/» Связывая лексахоыраныатнчеехие отношения s pxij'ue с больинм или нзньшии напалпениеи рн^нн,Л»Горелвк представляет клаеея$яхацив„® soiepofl ne ввзмвхиоет* учит«*-вавтея »ах еодеряательт»г,?ак я форйалыгое пркэяахя рифмы*»

Как видим,разние еу*д«ния » фонетике,лекея*«,гр>уиатяке,и йсовеино,свиантаке свздвтеяьствупт в разноплановости

еучеетвувщях глессяфйпециЗ» Безусловно,елоянв охватить всё многообразие ри^меякыя 4тивю«н»Д ir одна!! типологической ра«терягтмко( îi асе хо есть все осиоэвняя к тому,чтобы вира*-ботать комплексную методику определения.ркфиенннх коыпонен)-твв и предетагить болев вбцув классификацию,дополненную в яеиихо<-еейаятичеекои отяоаейяхо

В JM £ 'Ksunaemta» тяпалогня";- наах составлена системна^ классификация риф» ng еледувихн параметраыгаетрический.фониь чяскнЯи'орфоаягвчгсхвЯ.грамиатнческяЙ.лекспческиЙ.сеиаитичес-яий.хентеясми^и выделена M ркфмачвсхм типов» '

*Яотиаи ?)» Структура художественного тексга.И. .1970;Ащо1оде#. ха J»Ry»/ToeUVej7ety3 encyclopedlcztiy,D.J,t,rZ.Troeia*.iy7Z Федотов Ов ?оль«лорные я литературные корня русской ря$мы» АКД«Н»,И71;Горе1я» Ï» Ря9ма в историк русской поэзии /Раз'-вятяе смысхвввгв $актора/ДКД.Смоленск,1980(

ю

Метрический аспект наиболее разработанный в рифмологии.позто-«у в принцяпиальн»:* дополнениях он не нуждается« Зато $оик» ческий.в связи с тем.что критерии точности относителен н изменчив,рассматривается нетрадиционно/во внимание не берету ся коэ$*циент точности созвучия/» V« выделяем 3 фонических типа рк<$ы: графические,фоноле гичвскйе,>&кустиче с кие, следуя концепции 1«Рехьской и,Б»Гончарова» Морфологический и грамматический аспекты в общей Члокиоети вхдяцвпт 5" типов рифм,? ток числе моноиор^емные.похиморфеннне.разноиорфеиные;однородные, разнородные /без суцестаенних изменений по сравнению с ой-щепринятой классификацией/« А лексический,семантический к контекстуальный конкретизируй; мнохество рифменных явлений, которые оставались длительное время без внимания! Так,тематические рифмы /сиишшическхе,антонимические/ не выдешдмсь раньве в особув группу.липь делались попытки обобг$ить явле4-ни« образной системы в ритмах /Б»Турчанк/ и отдельные языко--:вые процесса с точки зрения содержания,а не звуковых перекличек /НцЧереикскна/» Мы,с одной стороны.следуем принципу логикогсеуантяческоИ градация ри§м,предложенного предшественниками.видеяяп синонимические рафми /злодейство-возмездье/, . антонимические /берутьотдают/,метафорические /ночи-очи/, логико?-фразовыв /тетрад4^терзать/.с другой стороны.иу pact-виряем этот цруг ув§м*вкл»чая в семантически насыщенные рифг мы те.которые в тексте маркированщткпахрейсфе/дером-ереси. написаноЬеасЬ ottier ,пр9блен)-ЭВМ0!1оекеа*. 19-Я2 /,т,е» ри*~ мокомпоиёнты со слоговым аихам.бемвном,«ноя зычной лексикой, аСбревнатурой„кеязмковО& лекспкой /ци$рн/;остаяьиые хе отног сим к маркированной» 11а контекстуальном уровне нами учиты-

и

вается встречаемость рифм» В зависиноет» от способов сочетаь еиостн н частотности группярувк несколько видов:однократные-» /встречавшиеся I ра8/епо»торяопиеск,вариационные,Tfe, те.ЕОгг торие строятся на повторе Одного на ряфиокомпонентов/холма* хж-внииаю.холмвмиг-тумане/ф Там« мм. выделяем елвдуячив типы ряфу.оригииадьные.иш авторские /г лт:-блван/, традиционные /яорозыгрозы/.аллюзивные /штипшелв ь луковая метафора вартнкальяого контекста А^Возяеееясюго,навеянная цитатой "Савва о полку Игореве":"раетеквяе*ся uscsnn по древу",мысг ллвьммсью/»

В главе Нь'Тяпологичаскоа «аучаяя» ряфм j. русской пост(-модернистской поазияУ по предлохеипой классификация рассматривается рифмы поэтов-совреионняков /концептуалистов,метаг реалистов„альтернативного направл»яяя/,а также Отмечается новизна рифы одного из недавних првкЗвадеинб К »"Вознесенского "Длящегося нолитвословия" /1993/,

В. 11 второй глави/'Веяоторие тенденции в. поазии 70? -80гх годов"/ даяа обтц&я характеристика поэтических течений конца Ш века» . .

В последнее гремя вопрос о тоа.что собой- представляет современная русская поэзйя.неоднократно поднимается на странницах газетных я журнальных изданий» Научные изыскания ограни*-чяааптсяокак правило,анализом официозной литературы» Нехду тей.творчество Современных поэтов снегообразно,неординарно, имеет разностяяевую направленность»

Поэзия XX века постоянно демонстрировала склонность к сознательному экспериментаторству,а конец столетия практичес-аа проходит под зтим знаком» Прежде »сего это проявляется

ав всевозможных депортациях классического стиха с на уровне яекеяки,синтаксиса,рифмы,метрики.которуп можно назвать ан~ ^иметрнкой.пвтсму что порой отменены всякие измерения« I.'--Постмодернистская поэзия /центонная,визуальная,концептуг-альная.метареалистическая,альтернативная/ проявляет различные уровни бытия через многоярустнув форму» Глубинный смысл мира,соединявший,в едином фокусе,интеллектуальный,философский ряд.хснкретно-исторические реалии и звуковую,зрительную материи слова,проходит.сквозь призму перепева и пародирование /БгНекрасов-в центонизме/.эстетике косноязычия,абсурдности, клиширования /Д,Пригов,Л»Рубинптейнгв концептуалистической поэзии/.затеннеиия смысла /ыетафорнзм АДльчук/.палиндромов, анаграмм /в визуальной поэзии С »Бирюкова, в "изотопах8 АаВоз*-несенского/,анальной эстетики / в альтернативной поэзии В,Вионевского/»

Эксперименты поэтов*-иоваторов в области языка и стиля выдвигают вопрос о поэтической форме их лроизведепий.в частно:-сти о рифме/,ведь рифма как средство фонической организации стиха является одним из самых заметних его элементов/»

Изучение творчества разностняевых направлений последней трети XX.века "показало,что рассматривать их рифмы в строгой соответствий с принципами подхода к рифменным отношениям XIX века значило бы не понять сущности повой поэзииа Бо>-пер-вых.зто связано с тем,что в рифмавочной технике XX века утг-вердилс» принцип звуковой эквивалентности вместо фонологического тождества,а вогвторых,изменилась сама структура стиха»

11 £ ; "Анализ рифм поэтов-новаторов*- осуществляется исследование 450С рнфиопар наиболее ярких представителей

постмодернизма /Д,Пригов,0|Седакова,В»Вяннев«яийЛ Сопоста«-вииость по ¿окетическич.граииатическии,лексический я дро ла»-раиетрам ри$и поэтовгавангардястов с ритмами таких поэтов, как Самойлов,ПР1евятански1!„0»СулеВнеиов раскрывает близость их ритмических систем,особенно в плане установки иа неодно»-родносгь и разноприродность,в целом хо рвфии современников трвдиционнн в звуковом я обновлена в лексическом-отнояейип /например,стихотворение "Дохд» и дождики* В»Вяш1евского, образуя цепь "говорящих* рифм,наполняется дополпительннн смисло«:Доядя и доядихи Зилксь из гщ^иВо? ни и дожили До слова *Л-У что,стан «имея, едрита цивили-

зованной дерхаво - уокЛрепчаю? акцяяДорг Торги.деньга!,, А мяе до станции 'ВДИУ'» Л

Вольпинствй маркированных ри$я ияевт логический связи»Ри$-иенные ййтегранти при этом входят пусть а непрямые,но сан-, гаксичеслнз н .смыелояме отнопенил-яогда слова связаны иета^-язнкозой функцией или поэтической и«пдикацией»Подтекстовая информация возякхае? благодаря окказиональной соотнесенности рк^муп^ихся слов„а такке вовлечрнкр в число ассоциативных' свыслсв,возникавших на расстоянии слов нерифмуппнхея,но связанных с рифиу»цим«сямак,вирое слово может выступать как сравнение ¡¡г другоку:Будем жать мы долго,долго^нстроии два выеокик дома:тот йэ золота.этот из мрака,и оба аунят.как норе/0«Седакова/»0дио из еяоа макет являться определителе« к другоиу.А ей навстречу ворон черау.ЗР.ьрог.схци мудростям учений/Г.! П р к г о в / с

Исследование ри*ии Д»Т!риго8а.О,Седо*о?оЯ.В,Вирне9ского показывает взаимосвязь ри*ми с другк-ш особенностями стиля»

Рафцвйнне системы каждого из поэтов отличается своеобразш-ем»Нет двух поэтвв,в арсенале рифм которых различные тип« ркфиопвр имели бы одинаковое распространение»

В целой хе изменения в системе рифм свидетельствует об . усилении семантической направленности рнфиы на протяжении XX века» Поэтнгсовременникн основное внимание уделяет расшиг реиив рифкенного словаря за счет использования сдоь.приаоам* ваицих внимание vjco6oü коннотацией»

13 ь"Рк$мекнче эксперименты Л,Вознесенского*)- построен на анализе одного из недавних произведений поэта.в котором •втор выходит далеко зв рамки традициоиноств.оеобенм» в ' области рифменной лексякк и рифмовочной техники«

"Псалмы" /1993Го/ А»Вознесенского отличается интенсивной смысловой тенденцией в рифме,стремящейся к повышенной экспрее сии,к подчеркнутой раскованности, Клвчевым словом рифменно*-го словаря становится библейское ВОСКРЕСЕ /40 употреблений на 200 строк,вклвчая различные вариации типа ВОСКРЕСИ, ВОСКРЕШ.РСКРЕСОВО.ВОСКРГХИЙ/, Нанизывал на "стержневое" слово группу другшлД»Во8иесенскиЙ организует длинные риф*-кекние цепи,которме сталкиваются друг с другом,создавая "узорн"»

От "воскресе® расходятся звуковые * волны" „включающие «af-ряду с гласным *е*«согласняе "с*„"в".*квсвр*,в особенности * с* /иавеееле'-вое*$еее<-месте'-1стрейпев-деэс-Крези>-про?езе1-вЬзнесе-асбеста-в прессе и т»д./ Тем самым исчезает парная ркфмовха.возникает гигантский монорим« Вследствие повторения слов и сочетан*й«скрепля»П»х многие десятки строк,нагнег тается овутикость конечного рифменного созвучия« Новые

V 15

|ринципы рифмования оказывается возможным* у Возивеенског«

¡лагодаря наруненип стро^ического стереотипа» Интерес поз* ■а к суммарноf рифче,многочисленным ряфменныи образованиям :вя»ан со стремлением преодолеть привычные схемы рифмования»

Для стххд "Псадиов" характерна метрическая неоднородность-преходи от-одного размера к другому /от:*Ан4 х Ан£<от Лн я -(и и Л к/ и от сиялайо-тоники к тонике«Ркфиа .А »Вознесенского.1 ' 5удучи завмсииой от других элементов еткха.обнаруживает аиутуенилс звуко-сиисловие ассоциации» Так,звуковая форйа рифнугпнхся слов становится конструктивны« злемейтои, ■■■ íuacTsyrfiv.w в скяадмванлк образной сястемн:схверно-8 скве-' рике."рояцка-Сергяе'вскнй-в серьги»р«зи~ереси»

Приски использования А«Вознесенский сходнозвучних-слов, для извлечения семантических эффектов' разнообразии» йемйло в нолитвословии повторных и вариационных ряфи /Боргезе»- . воскресе.в прессе-воекресе-вознездьяк др|/,ереди которых ' виднее место занимает пары с комическим /каламбурным/ эф- , фектом:Есеров-эсеров«Ксерхса-Ксеро1сее»коннотат явным оттенком: отзетствовал-соотяетствуя» ' " ' * .

Установка на разнообразие рифменных конструкций свидег тедьствует о сознательном экспериментаторстве поэта» ?*$иа обнахаег многие нейтральные в обычном дзиховея употреблении Слова и снабхает ях сунсюралличительннми призвякаки,нагружает окказиоиальн«*» аттеикои /крестик-восхресе.весело-повссилк.двуперстня-персвЯг.ей/, Расс«атряваенне нами "гран-магические неправильности* выделяются на фоне грамцаткческя "правильного" словоупотребления как новые необычные единк^ цы.обращая на себя вниианке чапе ьсего ухе чисто виепней

IG

стороной /отверстой,отверсий/» Нетрадиционными моделями построения неологизмов являются :усеченкя обычного слова -чудесигиездесиг-делрессн;усеченмя посредством стихотворного переноса /анжвмбеиана/ г прессгпа//пье,презе//рватчве0 рвйс$е//дерйм,прези//дгнтского;с«овообразования типа "заумв" бересклетовом,переейвей,изменения ударения в одном из нн-тегранто» рифмопари- зате'сях м др»

В результата в поэтическом контексте устанавливается дополнительные семантические отношения,а связи с соседними словами становятся многообразными за счет использования разг нотялнид рнфн,включая маркированные /со стиховым переносом, аббревкагурой.инояаычным словом/«

Глава Зг 'Разноязычная; рифма как разновидность редкнх1'-посвяцеиа исследованию одного из типов маркированных рнфм,с подробной характеристикой и элементами сопоставительного анализа»

П-вЦредваритеяьцые занечаикя и наблюдения*!» содержит в себе обпие сведения о макаронической поэзии и разноязычной рифие, Рифмы с иноязычный интегрантом представляют ценностную категорию,сопряхеннуп с позтической память»,ииеюцую конкретные форыы проявления» Само понятие "разноязычная* рифма - инвариант,а конкретные вопяопения в тексте *■ вариамг *м» Происхождение "разноязычных* рифк связано с возиикнове«-няеи мвкароническоГ( по?зкх в Италии в 7\' веке! Это были бурлескно-пародийние пеэмк.в языке которых сочеталась лагннь с итальянскими словаки,но сиабхеннь'мк латинеглкг. корками ./*>ес$ическиР пример поэт Т**оленго ""-aldws о "псаго-пеа* TS17/« Русская .ичкароническая поэзия основана глав-

и

ним образом на пародировании речи дв'орди f "фраицуз'оивн'ва* ХПП-ХН 1в»,првпеаи5авпих к разговору французские слова и выражения» Наиболее известный образе^ к поэма й|П»Яятлева ; "Сенсации к замечания гдспохи Курдпковой за гранящей,Дан л'этранже", где встречается франкое-русская рифма» .

Иноязычная лексика в рифмах изредка использовалась рус" сними поэтами ХН-начала XX riexajnepai- et cèlera' /лат/; /А*Пуякин/,тронг Religion /неМ|//А»ТйлстЬй/,стиль? •pastilles /фр»//Ссверянин/» ' I . ■ : . - ;

В современной поэзии процесс поиска новых рифменных accof циативннх связей подобного роде. прод9~лхаётея;вербе- stèThe •

/нем»/ЛЬЯевнтансхий/,йасг Has ■ /аигл./лиБродскай/,

ритма- Ubfo /поль;ск»//Л»Сам,оЙл'ойа/в Эти рифмы вклвчапт а основном односложные и двуолохнне слова, Диапазон разног язичнух рифм расяиряет'ся:Благор6дмл!- Санг^еневьеа де буа *•_ /фр»//?гРохд«еТ8енскяГ|/,'гум'а!1аг J>«nàne 7п^льск?7/Й,|Левктан-ский/.сыя- everything ./ангя«//Е*Е'втупекхЬ/» ..

Системное описание разноязычных представлено в Ь%~ "К з а с с и ^ я к а ци я р а з ио я зич них риб» ° t Как нааи было заменено, в плане типологической характеристики разноязычные рифкы сугубо индивидуальны а представляет особув группу рифм|ред-купи Механизм еоотпсвепм ййтегрант«в разноязычных/ рифиопар имеет свои особенности ка* в содержании,так и в выражения, , т«е оформления на письме» Пкоязичная гексика а: рифио 0С8а~ нвается на разных уровнях.кахдону аз которых прясуцк сяои тенденции н закономерности»!} таблице Pi показан принцип отиокенкй рифненнйх янтегрантов.которчй »ожет расскатри" ватьсл как устойчивый классиЛикационякй признак»

Таблица I,

Днфференционнне признаки разноязычной рифмы

I ' И ~ ~ ~~П ~~

по происхождении !по графическому оформ-1по функциональной рифменных инте- 'лению ' 'значимости Гранов | м! " - ? .....................................

а/гомогенные: !а/ассимилируюцие:году-!а/метаописатсльныс: эрдегпферде/неи|г!ДУ ю ду;/кириллица/» !медитативко испсль?-нем/; !б/дкссимилирутпие: ! зупр;кйся иноязычный

б/гетерогенные: 1горег пог1 /латинский!рифменный интегран? рассыпайг р,йзра^е'иРи'1'т/' IС/интертекстувяь-

/рус»- ! !ные:в составе цитат

М_!_>

Классифицирование разноязычных рифм предусматривает соз£ дайке словарей,которые детально и существенным образом,изменят представлене о так называемых "редких" рифмах» Одним иь простейоих видов словарей является созданная нами программа базы даяних разноязычных рифы* Комплекс программы дает возе можн'ость представить записи /словарные статьи/ БД в таблицу ной виде и ври необходимости частично или полностью распеча^ тмвать на принтере» Разработанная, програмиа позволяет строжить базу данных реляционного типа и производить в ней поиск по заданному набору параметров»

Существенную роль в словаре разноязычных рифм отводится иллюстрировании,т»е» подкреплению.помеченных в словнике рпф*-ыенннх факторов * их характеристик» Они выполняет различные функции:1/давт образцы правильного,нормативного употребления иноязнчного слова,стилистического использования в рифме; 2/подтверкдапт колебания /вариативность/ в современном поэтическом словоупотреблемни;3/указц8а?!т на ненормативное или стилистически ограничевное употребление языковой сферы»

5 качестве материала исследования разноязычных рифм были ясвользов&ны стихотворения крупнейсих русских поэтов начала XX века к «асих современников 3 "Сравнятехь;.аг ггзг.-

теристикя разноязычных рифу начала конца XX века"/»

Начало и конец И века характеризуется в русской поэзия особым отношением ко всему иностранному,что во многом Ьпрег* деляется экстралингвистическимн (факторайИаДехя^кми. за прек делами литературм'.усилениек внесших экономических „политиг ческих и других связей,а также языковой ситуацией,слохйвве!^ ся в стране» >

В поэзии начала XX ге*я к разнолзичннм рифмам ойра^алис» А»Плок.З»Пр»:сов.К»!5альмоит,В»!!аяк'овсхий<С»ЧеринЙ,но. практн? ' чески они отсутствуют у новокрестьянских п'оэтовг-КП'лпева, С»Клнчкова.С»Г,сеш!на, Обследуений материал составляет 5500 общего состава ри?>м оригинальной лирихн поэтов начала столетия, такое же количество кз современная поз'зки //»Вознесен-«кого ,0» С улеПаенова.Я» Бродского, ^»Хевшан« кого/, дополнительно анализируется ркфиекний репертуар тех поэтов«которые не использовали кноязнчнув лексику в риб«ах,--АвКупнер,Блоков» !!з 10500 рифы двух периодов /Начала и конца XX веха/ на доли разноязычная приходится около 230,что составляет 2,1

Как виг.снилось.латинсхие слова в рифме естественны только на латинице как для позтои начала. У.Х веки,тая ч ко»л;а« Немецкие слова чаче оформлкптся на кириллице,ненели латинский иркфтонв Что касается английских и французских рифменннх ин-тегрантоа»то они является главнни показателей популярности того или иного языка в определенный период, Так,французский лидирует в начале века с яатинскиу. написанием.антлиПск:«?.-з конце XX веха.пркчек на кириллице» Процент днссянялирупгих англо-русских рифи в совреиеяноГ; поэзии цепкого отстает» Но в целой английские и иег.йихке интегршпи преоСаадапт по

' сравнении с началов XX века,где бо'льиув часть составляет французские иноязычные рифыокомпоненты»? настоящее время позтн часто использувт кириллицу,видоизменяя иноязычные елова'в рифмах»

Б количественном отноиении гомогенных рн£н как в поэзии начала XX века,так я конца немного,зато гетерогенных больь пииство» Среди них многие дЬят«ря»тся и варьируются» Такие ри^мн давт возможность представить яруг разноязычных рафм.' . пользующихся наибольшей популярностью у поэтов»

Нар материал показал,как в разное время используется в поэзия разноязычных пласт лексики - её фонетические и ритмяг ческйе »леиенти» Сначала ограничивается сфера языкового;»!:;, заилствования,затем она расширяется» Рифмотворчество сегод,-няшнего дня и состокт в том.что новый языковой элемент ввог : дится в систему стиха» ,

» Б замещения:резецируется проделанная работа и е? резуль*-таты» Описание современной русской рифмы по комплексной классификация даао возиохкость убедиться в практической гиа-чимости выработанной методик*! Она необходима в связи с тем, что меняется контура современного стиха» Поиски новях средств выражения находят отрахёкке в комбинированных стиховых фор- мах с чередование« разнотипных рифм.использованиеи холостых строк;ри$«еинмх цепей и других подобных явлений,свидетсхьствч-гг,их о неоднородности структуры стиха»

В прял'вяеикк. приводится словарь резко*зичних рифм с првг грвмуой (зЗУ. данных/",г/ для работы с хоквькаероу»

' Но те«е "¡вяссет.твцки опубзккаваны сгсгузске работ«: I» * вопросу о сеиантгхе заглавия поэтического сборника ?»5е®ита»ского "Реяы.е стяхк."//Тезнс^ докладов я сообщений

Каа ГПУ iiu»A6afl.m2.4»I»,c,32s-33r ; . .. •• ' «¡»"Англо-русские" рр-*ма А»£ззяссопского //. Проблем« поэта-к «i ü стиховед0нпя»ЛГУ нм»Лбал,1593,с«33:-35(г

3»3кэ0тяческ?е рнумр о с о ^^onenroît поээ:'.я//44-я г од ¡г чмгя научная конференция про^ессорскочи&подавйтольского состава аспирантов университета» Течи tu д о кл ö з г о с т ъ 3«АГ7 'им,-Абал.1993.с,49-50» " ... ' ' .

*»?;•/!"• :u:k<ï цеяи "Псилказ" Л ; " о зпос о :¡ с ^ о г'о //"tu;'о за.-- стя.-.сг впг искан«я я лпдйг;:дуг.й1;!о:ть язсателя»' Сб'фтг. тупи»: трудов ЛГУ ю.\Цл»s,IC34,с('65rôO* 5»Верткхальная метафоризацяя текста/УПроблемы иоп*.<ки « сти-

X о Р е д еI к л : С б < я а у ч f р » !,Г7 > ¡1 f А 5 а ;! t Л л :м a ï ! i. 19 3 ti » с » IС С -1С 4 (

Черепанова Наталья Аркадьевна

гг

НА31РИ ОРЫС ЗДШШВДШ ОЛЕН У1ЩСЫ /типология тсоазледг/

Диссертация цаэхргх кезеедэгх орые елш уйцаснн зерттеуге арналган. Зэрттоу иушсшца авангардист агдандердуц /ГЬигоз, Седакова, Вишневский/ сагармаларинлагы ехщ уйцастеры жуйел! типология бойынша дарастьфилады. Сонымен катар XX гасырдщ басы ызн аяшндаш ар яхлцг ела| уЙцаснгзрына салыстирмалы ведДЕ таядау жасалады.

Автор уйдаети ¡кан-жакт ззртте&ц/лингв истакалык;, ыагеиаги-каяык» стагксгиксдыц, аксмомдыц, ез1ш»к влецяену/» куп уй^ас параметряер хн ашцхаудщ кошиюкс?! /шНияк/ зцШн кйрсегслц,

Клаузула турлерх <Зо1иий?. топтерга белу кеэшде /мотрихолц«,, фоникалык» ле^шо-греглгагккалыц кэйб1р термшщердщ бхркелкх емос екендхг! шшдхалга!. Осымэн байлшшеш автор диссертацияда уйцастарща этйэге кедтхру »фотеркйлерм! /болгхлерхн/ аиидтай ту-супе таяшшс гасакш. /есхресе лексико-свмантикадык аспокг тур-тсынан/

Кбрсо?1лпеи «иполегшща 7 аднект бор: метрикалы^ фэникалщ, моефоаопшш«, граьгтшезяц*;, локешашк» оемштгкаяыц, кокспок-•ех/: Мунда кебахй 25-тай -щи ашкталган. Сокшд 1ешдз

стшшд£к ен! тодик дграоткрылган. /бугаи ар ухлдхк

уйцасяар гатади/.

Яипоясрйяяиц екпата ар Т1лд1к уйцастар ерекшо топ

курайцц. Од бааз;ал:фдш? уЕцасгы иитегранттарда; шгу тегх катаная /гадотщх, гегсяогевд!/, графкалыд безендхрхлу! жагынан /шзскй1дяшшиангхш/, текеТЕГХ функционален маццзына дарай /ыэтабзйяшзеу, »зпгертекстуглцы/ ерокаеленздх.

УйпасЧаш йи ?1дй£к лексика олачмен жаэылгаи стильях жаца-лаудын тосх;;! гана , сошке« дагар уйдасткц тепертупрын да кщейгхп огураах.

Шат т!лхнщ созаср!; бщ жуя уйцастяр аднинни езпщ!к ш-гармошк кайхлетхн кеюругз, поэтикалыд жырлаудщ озхшик си-патын аауга надайц дер бол га.

, :Ззрттелгвн дубк'-шегар дазхргх кеэецдв орнс елец уйдастары-ныц екх тендзнцияекн керсе?зд1: бхрхншхцэя, ол дэстурлхк жагын садтайдк, екЬшиден, лексиканыд "жачаруы" нэгхзхнцэ жа^а элемзнт-терд1 енгхзахи.

КАГАХУА АЖАЕ1КТКА CHSjRTOGAJÎOVA ' ШВЕЮ! EU3SIAN ШШЙ С PHOBIÏMS, О? ÏÏPOICQT) '

Xhia dissertation is âevotecï ta ths Investigation.of tbe russlan ihyme at the prescrit 3tags, Its a\itbor terrent liâtes the. rhynlns systea of vntiguard-poets (ï'riflov, Seaakcr?aj,VisîraSY9fcy) Тзу

systeraatic typology and ;.;iTes a с on très !; iy e-'joapErat ivo anaîysls of the polylingual rhyrce of the carly amï'lats 20th century, ■

Différent ajpproacfcea to the icrsatieatloa oS i)m .-rî^es (lingulatls, naUiematlcal, stable, aslorsatt«, poetlc.il рторг:?} яге analysed пегез a uorablnedCr.ysterati'ij} "й'Люй oî ^stSTmtolns Tïiyrcepalrs pnraraetera la nu&seaterl.

Coaparlnc the classification by olauoula typa Oastïlc,phone tis, liîxicel-granmrtt ical) the autbor arcsstataei, л ïwm-iaenoce-r?y of some terns. Sho atteaptefl to speolXy thu crltcrii <tf fcha rhyns systcmtlsation la tbe lerlin-serwntlo-aspoct.

The su^gested typolocy «oatalua зотчп aspeofcss^ astri-o, рЬаи-netie, Rorpholot-ical, grammatical; loxisal, sesanti« ,«enfcextoal. Altogether ¿bout twcnty--five types ûST rhyaea wer» apeeifieajoae oî thesi, a marVeâ т"Ьуже,1-з studîetl 3.« ftetnil, ■

Trem the point of ths typûlcglcal çiioraetcrîsti-os polyUin-¿u&I rb^cn repr&oont a pceuHar гЪуя« ftoup' fron

piliAï fiiv-rltifr intégrants la its oriftin ("аояоавпеоап, hàtoroge-■ ubous), in r«i-hiû exprecsloa (apslî-îilattej-, «itlssinile-tiss}, tu îwsctiori&l value la ths text (aotader«rips1ч<ц i«t?-rtc-ritun.l), '•The- loreijpa rosabulary la the ïi.vc.e t» en différent 3 e-

•srels, an a eaeh le-/el 'лаз its own shiiri^terlatî» tonr^nefes end objective lav.\<>.

The jiolylln£iir.l -Tocaliulfi^jr in *rо :,"'пукс- ir. :\r,J. г,о:3a

oï renowlng the aetrl« stylo, Ьчк it's fîsa ал ох}>,.пя1ой о:™ the ■ttliolc rrvT-Klrif- re?ertolre„ Ittryrat'-^'iirs vith a .?nm ;-.voï-d a-n of f;r«nt latoreat for eper.:,»-,oct'4 srcatlva

l'ty ¡m«î fhe obn rsetori PtIr? of f^a poeti« rspecoh v.ocvilarltics.

ЧЪз ."'toi , эопопопа ¿hou tVat nt Vas ^.-".lent et '.^e

too йгузй .Usrîars t .-nOincV^E: on t':e oio ' poser^cr

t;;c tiiiâvticralîi r; mi V." ot!-37- - i"troÎKRi»?! tî-îw оТечвпбя V

I»T.-.vwÎV"JJV" *.4,o f".il).!.1.":".