автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему: Современная семья у горских еврееев Кабардино-Балкарии
Полный текст автореферата диссертации по теме "Современная семья у горских еврееев Кабардино-Балкарии"
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ¡{ЛУК
J ДВГ Ш
ОРДЕНА ДРУдШ НАРОДОВ ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АШТОШЮГ.М il.IKilH H.H. &Ш1УХО-{ШЛАЯ
lia 1фааах рукошсн
МУРЗЛШЮВ ЮРИЙ ИСШШ
соьришаш! семья у горских евреев
KAbAPjU ШО-балкарии
Специальность 07.Ш.07 - этнография
iiB'i'OP£. J'AI
дассершим на соискание учено! сззпаик кандидата исторических наук
.'¿оск&а - 13Н.
Работа выполнена в отделе этнографам народов Кавказа Института этнологии я антропология имени Н.Н.МиклухоЧ1аклая РАН.
Научный руководитель Официальные оппоненты -
Ведущее учреждение
Защита состоится
кандидат исторических наук А.Е.Гар-Саркисякц
доктор исторических наук Л.Ф.Моногароаа, кандидат исторических наук Ш.Ф.Мукамедьяров
Кабардино-Балкарский научно-исследовательский институт истории, филологии и экономики
1994 г. в
час. на заседании сдоциализированного совета
К.002.76.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата исторических наук при Институте этнологии и антропологии им. Н.Н.Шклухо-Шкяая РАК
/117334, Москва, Ленинска?, проспект, 32-е/.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотека Института этнологии и антропологии РАН. -.
Автореферат разослан
Ученый секретарь специализированного; совета яшдидат исторических наук
1994 г.
Л.и.Остапенко
ОБЛАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность тема. Семья как важнейший социальный институт, обеспечивающлй воспроизводство этноса /благодаря внутриэткическим бракам/, передачу социально-культурных ценностей, своеобразных традиций, норм поведения, языка и т.д. новому поколению, служит объектом исследования для представителей различных общественных наук - историков, этнографов, социологов, демографов, юристов, философов, психологов, экономистов и т.д. Особую актуальность приобретает изучение современной семьи, что диктуется разнообразными процессам;: этнокультурного развития народов нашей страна, пронизывающими все сферы общения лвдей, и которые, как правило, наиболее интенсивно отражаются на семейных обычаях и обрядах. С другой стороны, в силу своей значительной консервативности, семья остается носительницей специфических этнических черт - благодаря существующей этнической памяти и передаче знаний от поколения к поколению. /Бромлвй Ю.5. Этнос и этнография. ГЛ., Наука. 1973. С.11Э, 253/. Эволюция форм семьи, соотношение традиций а инноваций в семейной обрядности /т.е. совокупности обрядов, связанных со значительными событиями в жизни семьи, таких как брак, свадьба, родины, детский и погребально-поминальный циклы/, различные аспекты семейного этикета - все эти проблемы служат предметом пристального внимания эт-. нографоз в связи с решением ряда практических задач, стоящих перед обществом /отход от устаревших и неприемлемых архаических форм а символов .поведения, и наоборот, сохранение некоторых патриархальных положительных традиций, "опривычиваниа" инноваций/ /Смирнова Я.С. Семья а семейный быт народов Северного Кавказа. Вторая половина Х1Х-ХХ в. Наука. 1.Ш. С.2Ь1-25?/.
Цели и задачи исследования. Горские еэрел как субэтнос /или этнографическая груша - территориальная часть этноса/ обладает '
локальными специфическими чертами, как то: этническое самосознание, разговорный язык, самоназвание, своеобразие материальной и духовной культуры. Лсследуя нальчикскую горско-еврейскую семью, мы стремились, с одной стороны, показать формирование новых черт в их семейном биту, а с другой - рассмотреть традиционные, воспринятые как от костного автохтонного населения, так и типичные для еврейского этноса в целом /что особенно интересно, учитывая проживание горских евреев в условиях компактного иноэтничного округлая/.
Диссертация является первой монографической работой, посвященной современной горско-еврейскоп семье Кабардино-Балкарии. Наш изучалась структура семьи - ее численный, поколенный и родственный состав, внутрисемейные отношения "/глава 1/, семекне--брачная обряд-кость -' ¿орш.брака, динамика брачного возраста, межнациональные браки, разводы, свадебные и похоронные обряды, а также обряды,связанные с рождением и воспитанием ребенка /глава IV. Такое расположение материала позволило нам проследить определенные культурно-бытовые процессы; вызвавшие трансформацию многих обычаев и обрядов семейного быта горских евреев.
Общая методика исследования, ¡методологической и теоретической основой при разработке теш послужит труды отечесгвенных этнографов, этиосоциологод, социологов, зткодомографов по проблемам брака и семьи. ' •
Источники. Основным источником для написания работы явились полевые этнографические материалы, собракиые наш и течение 1930- ' ХЭЭ'^-гг. а а-альчике; .сведения,' аолучещше от информаторов, сосг;а-мы значительную ча<гсь* собранного патеригла /отметим, что здфор-
шстузгава лица разного возраста, пола и соцаалыых групп/, '.'л лсп-мьаокади «опросника но азучаний, .если',. состандешше , в 1'./..Института. атпологяа■■& антроиодох'-ки РАЛ,
В.К.Гардановым, Я.С.Смирновой и А.Е'.Тер-Саркясянц, добавив в нкх ряд вопросов с учетом специфических чар? горско-еврейской семьи, связанных, в частности, с воспитанием детей, со свадьбой, похорон-но-помянальншж обрядами.
Сведения по численному, поколенному и родственному составу семей были нами получена при обработке статистических данных похо-зяйственных книг /результаты представлены в виде соответствующих таблиц/. Нами были использованы такие материалы отдела Архива ЗАГСа КНР по числу зарегистрированных в разные года браков, разводов, возрасту вступления в брак мужчин и женщин, разницы в брачном возрасте между супругами. Помимо этого, нами была использована имеющаяся . историко-этнографическая литература о горских евреях и документы о нальчикской гор с ко -е вр о 14 с ко й общине, отложившиеся в фондах ЦГА КБР и ЦГА Северной Осетии.
В качестве сравнительного материала цривлекались многочисленно исследования по селейно-брачноК обрядности народов Северного Кавказа и Дагестана.
Научная новизна. Нальчикская горско-еврейская община до настоящего Бремени не становилась предметом специального этнографического исследования /следует отметить, что вообще о северокавказских - нальчикских и грозненских - горских евреях сохранилось чрезвычайно мало сведений в литературе/.
В диссертации впервые предпринимается попытка исследовать современную горско-вврейскую семыо Кабардино-Балкарии, выявить изменения,' происходящие в ¿¡е1! под воздействием социально-экономических, культурных и других факторов, показать процесс возникновения новых социальных <*орм,. регулирующих и регламентирующих различные аспекты жизни данной этнической группы, в том числе и в области сокейко-брачных отношений. '
Практическая значимость темы диссертация определяется резко
возрос.!';"/, в последил© годы актере сом горских евреев /как и многих других этносов/ к различным проблемам своей истории и этнографии. Материалы диссертации могут быть использованы этнографами, историками, социологами, а также привлекаться при подготовке обобщающих работ /етнографические и этносоциологическке исследования народов Кабардино-Балкарии, написание руководств по спецкурсам и спецсеминара'»: и т.д./.
'Аггообаиия работа. Диссертация обсувдена на заседании отдела народов Кавказа Института этнологии и антропологии РАН.
Структуре работа:. Диссертация состоит аз введения, двух глав и заключения.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во "Введении" обоснована актуальность теш, сформулированы цели и задачи исследования, дана характеристика источников и историография работы.
Вопросы семейно-брачных отношений горских евреев затрагивали в своих очерках и исследованиях /а той или иной мере/ И.Я.Чарный /1870/, И.Ш.Анисиыов /1838/, А.Т.Ъаепльев /1839/, М.Беяано» /1394/, С.Ваксекберг /1913/, С.А.Авалкани /1914/, А.Ракитников /1931/, М.М.Ихалов /194,9, 1950, 1056, 1960/, Л.Х.Авшадумова /1967, 1969/, 'а также ряд авторов писавших на татском л иностранных языках -И.Вениаминов /1931/, Х.^убаев /1931/, Н.даввдов /193-У, А.Ишейгер-Лерхек&ельд Две?/, К.Ган /1892/, А.Кати /1394/, Н.Байе /1906/, А.Бпхан /1936/ и др.
Первые' сседа горских ььросв пссслились в Пальчике, судя по архгодзд докукеитак в сородине гг. XIX в.; в 1047 г.- па пра-г.с:/. г.орсгу раки ¿¡алыш; бпл основан поселок /более язвесгчшй в лигера'.'уре какелроЛсл-гя колония/, насчитывавши 72 двора, с, иасадсиаок в ж г. ".у й- и 90 кон./. ;; до сих пор горские
евреи живут отдельной колонией на территории своего поселка /вошедшего перед самой войной в состав города/, что в определенной мере предоцределлло заметную консервацию различных аспектов жизни нальчикских горских овроов /в том числе и в сомейно-брачных отношениях/. В настоящее время в Кабардино-Балкарии проживает около 6 тыс. горских евреев.
В лепной главе "Структура семьи" расашриваюгся следующие вопросы: численный, поколенный а родственный состав семьи; главенство в се.льо; внутрисемоШшо отношения.
Одним из важных показателей структуры семья является ее численный состав. Подавляющее большинство среди исследованиях нами з 1991-92 гг. 947 нальчикских горско-эврейских семей составляют семьи численностью в 4—Ь человек /4и,?)1/, представляющие собой супружескую пару, имеющую 2-3 детей, либо супрумскуа пару с 1-2 детьми, но с которой проживает одни или оба из родителей супругов /чаще мужа/. Сравнительно велик процент семой численностью в С-7 человек /22,Ъ%/. Малочисленные семи из 2-3 человек /23,9$/ - это, как правило, либо молодая супружеская вара, имеющая одного ребенка, либо пожилые супруги - пенсионеры, живущие или одна, или же с кем-либо аз своих родственников. Интересно, что среди одиночек /0,5$/ чшцз встречаются мук-чини /а основном познлого возраста/, чем женщины, Наиболее многочисленные семьи, состоящие из в и более человек /4,4$/, представляют собой чаща всего трехпоколонтге семьи /пилнно или неполные/, реже -двух- и четцрехпоколениыа.
Для'того, чтобы проследить изменения, происледшио в нальчикской горско-еврейскоЙ самьэ на цротдаонии последних десятилетий с точки зрения еу численного состава, следует уточнять, хсакова была численность семья в прошлом. С этой целью был подвергнут анализу имеющийся в нашем распоряжении ценный архианып источник под названием "Посемейный список горским евреям, проживающим в слободке при ук;чНальчик",
составленный на 1 января 1666 г., и включающий данные по 74 семьям. Полученные данные свидетельствуют о значительном распространении в то время многочисленных семей; почти половина из них /47,3$/ -.семьи в 6 и более человек, в том числе семей в 6-7 человек зафиксировано 28,4/», а в 6-9 человек - 12,1$; 6,8$ от общего числа семей включали в себя 10 и более человек. Большинство из наиболее многочисленных семей представляли собой большие неразделенные семьи, в которых совместно проживал;: родственник;! по восходящей, нисходящей и боковой линиям. Характерно полное отсутствие одиночек, а также небольшое число малочисленных семей в 2-3 человека /18,
ПоЬднее, в конце Х1Х-нач.ХХ в., судя по имеющимся у нас статистическим данным и по сообщениям наших информаторов, среди наль-члксккх горских евреев были опять распространены многочисленные семья /средняя численность семей имела тенденцию к медленному, но неуклонному росту/. Гражданская война и связаннее с нею трагические события привели к значительному уменьшению средней численности нальчикских горско-еврзйсклх семей. Во второй половине 1920-30-х гг. вновь происходит некоторое увеличекде средней численности семой /судя по статистическим данным/, а в годы войны происходят ее значительное сокращение, вызванное некоторыми объективными факторами: уходом взрослого мужского населения на Фронт, отъездом часта населения вглубь страны /Азербайджан, Средняя Азия л т.д./; в то жэ время наблюдалось, судя по нашим полевым материалам, и некоторое увеличение средней численности семей, т.к., часть семей объединилась в большие семейные коллективы но' родственному признаку для совместного ведоым хозяйства.
Ь цосломшшше а 1950-е гг. происходит резкое увеличение мислоинчсти нальчикской'горско-о;Ере55ской семьи, главным оора:т: I в скш. с переходом к вирной' казни к возвращением части ■¡гюнти; лчл-, а тал<е йеконцоь и' места постоянного проживания; рос-
Р
ту -численности семьи способствовало, помимо этого, и увеличение де-торождаемости.
В последующие годы средняя численность' семьи падает и неуклонно снижается. Причины этого явления разнообразны: распад неразделенных семей; некогорне молодые супруги покидают пределы горско-еврей-ского квартала /известного в Нальчике как "горско-еврейская колония"/ и поселяются в самом городе; в 1970-е гг., как и в целом по бывшему Союзу, происходит падение рождаемости и т.д. .
Характеризуя распределение 947 семей нальчикских горских евреев по их поколенному составу, можно отметить, что самую значительную группу, как свидетельствуют наши материалы, составляют семьи из трех поколений /5Б,4#/, которые включают в себя супружескую пару /иногда одного из супругов - овдовевшего/, их женатого сына и неженатых /незамужних/ детей, внуков /сложная полная трехпоколанная семья/. Одно-поколенные семьи /3,3«/ представляют собой стариков-родителей, дети которых живут отдельно, или же бездетных супругов. Довольно много двухпоколенных семей /,3В,6%/ - в подавляюцем большинстве это семьи из родителей и их неженатых детей. Нами зафиксировано также незначительное количество двухноколенных семей, состоявших из представителей старшего поколения /либо одного аз них/ и их внуков - в таких семьях дети старшего поколения живут вне пределов горско-еврейского квартала. Данный зид двухпоколенцой семьи наиболее часто встречается в межнациональных семьях. Се:,и»и с четырьмя поколениям! составляют нвзиачитолыш;: процент от обшего числа зафиксированных нами со,.:аН /1,7^/. Интересно, что л подавляющем большинстве случаев представителем старшего поколения является женщина /"келезэн" - старшая женщина/. Так, в одной из обследованных семей совместно проживают супруги, их двое сыновей, одии из которых женат и имеет двоих детей, а также мать хены главы семьи; в другой - супруги, их женатый сын с зоной а детьми и замумндя дочь с муке;.: и ребенком, а такяе мать главы
семьи и т.д.
,В работе рассматривается динамика изменения поколенного состава семей нальчикских горских евраав. По данным "Посемейного списка..." в 1865 г. в горско~еврейском поселке из 74 обследованных семей преобладающими были двухпоколенныо семьи /67,6$/. Значительный процент составляли трехпоколенные семьи /275?/; однопоколешшх семей зафиксировано всего 5;а четырехпоколешше- семьи отсутствовали.
Большие неразделенные семьи у горских евреев сохршшлись в пережиточной форме вплоть до 1950-х гг. Наши полевые материалы сваде-. тельствуют о том, что в 1960-х - первой половине 1980-х гг. доля трехпокбленных семей стала еще большей. Во второй половине 1980-х ~ начале 90-х гг., после того, как облегчилась процедура эмиграции /эмигрируют нальчикские горские евреи в основном в Иа;Уаиль и США/ и резко увеличился отъезд на постоянное место жительства за границу, многие семьи /не только трехпоколенше, но и че^рехпоколонныв/ стали распадаться; более шбшшошз, естественно, оказываются представители молодого и среднего поколения, которые уезжают в первую очередь, а затем, обустроившись на новом месте, заб5фаят своих старших родственников. "
Помимо аналиаа численного а поколенного состава нальчикских горско-еврейских сшей нами был обработан также статистический материал по такому важному показателя структуры семьи, каким является ее родственный состав, '
Большие, семьи у горских ёвреэв, как а у других соверокавказскнх народов представляли собой шлралоиаяькыв родственные и 'хозяйственные коллективы, которые состояла из б.1шхш%шх родственников двух, трех, а иногда четырех поколений по нисходящей и боковым линиям, характеризовались коллективной Собственностью, общим производством.и потреблением. Для обозначения большой.семьи у горских езреев дагестанским этнографом и.М.Ихияовшд предложен термин "келекд^лег" /Ихи-
лов M.M. Больиая семья и патронимия у горских евреев. Советская втнографшь М., 1950. > 1. C.lOd/.
Интересные сведения о родственном составе нальчикских горско-еврейсюгх семей содержатся в уже упоминавшемся наш "Посемейном списке..." Наиболее распространенными по родственному составу в середине XIX в. являлись семья, в которых лит родители с н&яана-тыма /незамужними/ д зтьми /47,;$/. Наименее часто встречающимися были семьи, которые представляли собой либо супружескую пару с женатыми и неженатыми детьми и одним из родителей мужа /1,4$/, либо родителей с конатымя детьми /2,7%/, Незначительна Сила в целом доля семой, состоящих au супружеской .юры /6,л%/. Довольно велико число сложных трехшжолошшх самой, включающих обоих родителе!', их обычно одного женатого сына .1 нсаенатах /незамужних/ детей, внуков /16,2^/. Интересно, что во всех случаях слохноЛ малой семьи, состоявшей из супружеской пары с неженатыми /незамуянямя/ детьми я одного из родителей куна /ù,V%f, с главой самьи проживала его мать.
île всегда мать /чаще вдова/ проживавшая с неженатыми /незамужними/ а женатыми детьма /6,7% от общего количества семой/, являлась главой семь«, .ддесь надо отметить слодущез, Если дотя били уио взрослые, то один из них /старший сын/ считался юрлдическл главой семьи, хотя основным распорядителем все!: хозяйственной деятельное?« семьи, как свидетель«гьуют наши полавыэ материалы, являлась мать« ' "(¡осемейным списком..." ' фиксировано несколько семей, в которых вместе проливали родные братья. Доля семэй, состоявших из аена-тых братьев с дотььи /А,Л/, цдьое меньше, чем доля семей, состояв-шдх аз донатых /с детьми/ а нчжонагых оратьев с другими родственниками /û,l%/, вместе с тем, анализируя данный архивный документ, модно констатировать пачлчио некоторых нитроаомдчосох »«шктквон /например, братья ¡'ахаияош, братья ^¡ардахаоша/.
Иаил иолвыи. матьрйалы сна.; jmu.cTiiy.oT о том, что ь -t'J^I-Jt-e гг.
о
на территории нальчикского горско-еврейского поселка четко прослеживалось наличие целого ряда патронимических кварталов /патронимии Пинхасовых, Ашуровых, Шабаевых.И^раимовых и др./.
В настоящее время щ>еобладающими у нальчикских горских евреев по родственному составу являются сложные полные трехпоколенные семьи, включающие обоих родителей, их женатых детей, внуков /37,8$/. Значителен процент семей, включающих родителей и их ншкенатых /незаму/. :йх/ детей /29,6$/. а также самой, в которых совместно проживают родители, иж женатые и неженатые дети, внуки /15,2$/. Семьи, , состоящие из супружеской пары с детьми, или без детей и одного из родителей мужа /чаще матери-вдсиы/, встречаются достаточно родко /4,3$/. Незначительна доля собственно супружеских пар /¿,2%/, а также семей, в которых совместно проживают родители с хенатыми детьми /2,5%/. В неполных двухпокаленных со;льях, включадщих кого-либо иа родителей и неженатых детой /2,42/, в подавляющем большинстве случаев с детьми проживает мать /как правило, разведанная/. Чаще встречаются семьи* в которых с кем-либо из родителей /отцом или матерью/ проживают его /ее/ женатые д-зти, внуки /3,4$/; и здесь больше распространены семьи, гдо представителем старшего поколения является "келезэн"./старшая женщина/. Наименоо часто встречающимися являются семьи самого различного характера по родственному составу, которые включают в себя близких /а иногда даже и дальних/ родственников мужа и жены /1,0;?/.
Вопрос о главе семьи является одним из наиболее важных вопросов внутрисемейных отношений. Изучая этот вопрос в современной нальчикской горско-овреиской семье, следует обратить внимание на тот важный факт, что в настоящее время у них, как и у многих других народов ,. принципиально изменился сам смысл понятия "глава семьи".
Раньше, в условиях существования большой патриархашюй семьи власть глави семьи - "бобо" /отца/ была практичесг-и неограниченной.
Никто из членов семьи не смел его ослушаться, он имел право наказывать или поощрять любого члена "келеюфшт" /Ихилов М.М. Большая семья и патронимия у горских евреев. // Советская этнография. М., 1950. Я 1. С.190/. После распада большой семьи на малые, нуклеар-1ше, главой семьи соответственно традиционному обычному праву становился отец семейства или старший сын /в случав смерти отца/. Если же сына в семьа не было, то такой семьей управлял кто-либо из ближайших родственников - мужчин /на адова главы семейства, ни старшая дочь не имели право возглавлять "кифлат"/.
Глава семьи был основным распорядителем всей хозяйственной деятельности семьи, а такие хозяином принадлежащего ей имущества /дом, земля, скот и т.д./; в его руках находилась и общесемейная касса. Все более или менее значительные семейные события /женитьба сына, замужество дочери, какая-либо покупкане только дорогостоящая, но и незначительная и т.д./ решались главой семьи фактически единолично.
И в настоящее время у нальчикских горских евреев главой семьи традиционно считается старший мужчина. Наша наблюдения позволяют с ' полной уверенностью говорить о том, что главенство в современной нальчикской горско-вврейской семье не только номинальное, но и фактическое. В тех немногих семьях, где главенство в семье формальное, "приобретает значение другое понятие -"лидерство в семье" /Тер-Сар-касянц А.Е. Соьременный ^'ыт аиуян Абхазии. // Кавказский этнографический сборник. Быи. уд1. !«., 19414. С.11/. Как правило, лидерами становятся представители молодого и образованного поколения, причем практически только мужчины, хотя а здесь быьаот исключения.
Наши полевые ьаториалы свидетельствуют о том, что цри определении главы семьи у нальчикских горских евроев решающую роль играют традиционные установки, а все остальные общераспространенные критерии определения главегства в семье, такие, как возраст, образование,
ум, жизненный опыт, материальный вклад в общесемейную кассу и т.д., в значительной степени нивелируются инерцией традиционных установок.
Следует отметить, что в настоящее время довольно много семей, где главой считается муж, а общесемейная касса находится у жены. Бели учесть, что раньше всеми материальными средствами, принадлежавшими семье, распоряжался единолично ее глава, то в данном случае можно говорить о раздвоений функций главенства между мужем и явной, аде более заметно подобное раздвоение проявляется в волосах, связанных с принятием кизненио важных решений, таких, как дорогостоящая покупка, перемена квартиры или места жительства и т.д. Подобного рода решония ¡финима&тся, как правило, обоими супругами совместно, а вопросы, затрагивающие в той или иной мере судьбу детей /особенно, есла они уже взрослые/, обсуждаются к? семейном совете.
Однако, даже если в семье я происходит, по гой или иной причине, смена социальных ролей, внешние признаки главенства мужчины а семье сохраняхлгсяг кена щш посторонних подчеркивает ого главенство; женщина, выходя замуж, принимает фамилию мужа; дети такае, как правило, приникают фамилию отца а т,д.
Ыожно сделать вывод, что происходящие иктивные процессы отмирания авторитарных структур семьи у горских овреов Кабардино-Балкарии и переход к ее эгалитарным структурам /что является в настоящее время характерным для многих этносов/ способствует тому, что "происходит отмпраш® института главы сыл>н в пресном его смысле", но - большинство семей "продолжает прздеркиааться этого понятия, хотя вкладывают в него нокое содержание" /дмлиьа il.Il. Раавлтяе внутренних связей в современной городской спмье русских Центральной России, // Сеыья: традиции а современность, , Институт этнологии и антропологии АН СССР. 1ээо» с.гъ/.
1пнийС'Шй мезд.у отделышми покаяниями. ь С(;;.а>в, матду супругами,
братьями и сестрами, мазду другими близкими родственниками, иными словами, внутрисемейные отношения, в значительной степени определяют характер семьи, способствуют ее нормальному функционированию, сохранению стабильности и передаче из поколения в поколение правил и установок традиционного обычного права. Собранные нами половые материалы позволяют говорить о том, что в современном семейном быту нальчикских горских евреев, наряду с активными инновационными процессами, сохраняют некоторое значение н патриархальные, сформировавшиеся на протяжении многих веков, нормы внутрисемейного и семейно-родственного этикета поведения.
Такие важные характеристики семейных отношений, какими являются половозрастное распределение ролей в семье и взаимоотношения между поколениями, в немалой степени регулировались традиционными, освященными религиозными предписаниями, нормами семейной жизни.
В прошлом у горских евреев внутрисемейные взаимоотношения регламентировались строгим соблюдением архаического обычая избегания /"шерм"/. В современной этнографической литературе выделяют четыре основные группы избегания: между самими супругами; меиду родителями и их детьми; мезду женщиной и родственниками ее муха; медду мужчиной и родственниками его жены /Смирнова Л.С. СемЬя а семейный быт народов Северного Кавказа, ?»!., Наука. С.37/.
Перечисленные формы избегания были характерны и для пальчик- ' ских горских евреев, ярадда р различной стопенн. Наиболее распространенной формой было избеганде жэнщиной родственников ее мужа.
Этот обычай стал ¡.оотапенно исчезать в 1Э20-30-е гг., хотя некоторые элементы "терм" сохранялись и в 50-60-е гг. В настоящее время данный обнчай ¡фактически совершенно исчез. Коренным образом изменилось положение ненастна и семье, что свидетельствует о принципиально псьом характере внутрисемейных отношений. Стоит отметить, что некоторые бытуюадс до настоящего времени у нальчпкск/х горских
звреев элементы "шерм" соблздаются молодыми людьми из-за уважения к представителям старшего поколения.
Наблюдается связь между традиционным .половозрастным разделением домашних обязанностей и школенным составом семьи. Так, в трехпоколенных семьях вклад мужчин в выполнение домашних работ гораздо менее весом, чем в двухпоколенных.
Исследователи выделяют четыре основные типа семьи, исходя из структуры взаимоотношений ее членов. Для семей первого типа характерно преобладание авторитарных отношений; в семьях второго типа авторитарные отношения внешне сохраняются, но в семье фактически равноправные отношения; для третьего типа характерны эгалитарные отношения при известном сохранении авторитарных структур; в семьях четвертого типа безраздельно господствуют равноправк. .э отношения. Подавляющее большинство нальчикских горскоговрейоких семей, как свидетельствуют наш полевые материалы, относятся ко второму и третьему типу /и в виде исключения к первому и четвертому/.
Ро второй глава "Брак и семейная дбоядность" рассматриваются следующие вопросы: формы брака; днышика брачного возраста; межнациональные браки; разводы; обряды, связанные с рождением и воспитанием ребенка; похоронные обряды; сг.адебная обрядность,
Сормы заключения брака у горских евреев в прошлом были довольно многочисленны: по сватовству, колыбельный сговор /лшечное обручение/, утробное обручение, умыкание без согласия девушки /насильственное похищение/, обменный Срак /заключение которого объяснялось соображениями'экономического характера/, брак уходом /"... особый тип умыкания: по существу легализированный, но он в силу традиций ... прикрывался фикцией нелегальности" /Смирнова Я,С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. Вторая половина Х1Х-1Х в. М., ¡¡аука. Г.Ш. С.2ил/, лешратный /ясслмтьба на адово б)ч.та/ и сорорат-кый /жи»итьба ни сестра уь.«?рли!* л.онц/. старевшие ан-
1А
форматоры рассказывали нам -¡да об одной форме брака - так называемом временном браке, при этом добавляя, что хотя слышала об этой от своих отцов и дедов, но сами же они не могли припомнить подобных случаев.
При всем разнообразии форм заключения брака самой распространенной формой оставался брак по сватовству.
Наши полевые материалы свидетельствуют о том, что у нальчикских горских евреев существовала внутрилосэлковая /внутриобщинная/ эндогамия, но строго она на соблюдалась, даже, напротив, довольно много заключалось браков с представителям:? горско-еврейских общин Грозного, Дербента, Хасавюрта, Кубы и т.д.
Значительную роль у горских аареев играли родственные браки. Так, широко были распространены кросскузенные /брак на дочери брата матери или дочери сестры отца/ а ортокузенные /на дочери брата отца и дочери сестры матери/ браки.
В.настоящее время из всех форм заключения брака практически сохранился только брак по сватовству. Иногда близкие друзья, имеющие малых детей, дают „руг другу слово, что когда их дети вырастут, то они сыграют "арси" /свадьбу/. Если раньше нарушение подобного сговора приводило к Бразде козду семь®®, то в настоящее время юноша и девушка, повзрослев, могут заявить о своем несогласии с авторитарным решением родителей, поскольку выбор брачного партнера в наши дни стал в основном личным делом, касающимся прежде всего самих брачащихея.
Насильственное, похищение /так же, как и символическое/, которое и раньше било не столь частым явлением среди горских евролз, в настоящее ириия приктичоски исчезло.
1'одстьенныи сраки /который, естественно, но лучшие образом сказывается на зле. ильо пацан/ до сих пор еще распространяй в определенно!' !•■ ри сридл оврео:и Нау.л за]лкеирокчно доноль-
' а
но много супружеских пар пожилого возраста, где мух и жена -двоюродные брат я сестра» Сейчас чаде женятся на троюродных сест- . pax и братьях, и это считается нормальным явлением. Иолсч утверждать, что изжил себя брак по расчету, так как материальные ценности играют определенную рол.ь в создании семьи. Однако важно подчеркнуть, что подавляющее большинство -современных браков заключается по взаимной любви. Родитати стараются, к к правило, подобрать своему сыну в кеь'у девушку с таким ае, как у него, уровнем образования и общей культуры»
Хронологические рамки зтностатистического обзора динамики брачного возраста, межнациональных браком и разводимости среди горских евреев г,Нальчика в значительной степени определяются ис-точнлковедческша возможностями. Во время оккупации Нальчика осенью 1 )42 г. республиканский Архив ЗАГСа значительно пострадал, множество архивных документов было уничтожено. Материалы по некоторым отдельным годам сохранились далеко не полностью, а но другим - отсутс-вуют вовсе. Поэтому мы воспользовались томи довоенными годовши комплектами актовых записей, которые сохранились целиком /1927, 1928 и 1936 гг./. За период с 1944 по 1931 гг., а также за 19U5 и 19Р° гг. архивный материал нами был обработан по каждому году в отдельности.
Всего наш просмотрено 2032 брачных акта. Для характеристики динамики брачного возраста важно учесть то обстоятельство, что иногда супруги регистрировали брак в ЗДГСе после нескольких лет фактической семейной жизни, ацесь можно выделить несколько существенных моментов. Первая волна так называемых "браков вдогонку" /как обозначают их в социологической литературе/ началась после войны, во второй половине сороковых годов. J 50-е - первой половине 70-х гг. так-хз встречались супружеские пары, которые, вступая в брак, имели уже детей /чаще всех'о одного ребенка/. Как правило, иго были очень молб-
дне лада /1В-20 лат/, кото; иа госле религиозного оформления брака ждали совершеннолетия /чаще невеста, а иногда - и оба будущих супруга/, чтобы официально оформить свои отношения. Со второй половины 70-х - начала 80-х гг. местные власти стали давать разрешение на снижение брачного возраста среди девушек, и в эти годы все чаще стали выходить замуж 16-17-лотниэ невесты /подобная тенденция сохраняется и в наши дни/. С середины семидесятых годов резко возрастает количество вступающих в брак лодай в возрасте от 50 до 130 лет /которые прожили в этому времени вместе, после религиозного оформления брака, по 20-30 и более лет/, что Сило связано с известным постановлением ЦК КПСС а Совета Министров СССР от 24 сентября 1974 года "О дальнейшем увеличении материальной помощи малообеспеченным семьям, имеющим детей", и население,естественно, было заинтересовано в получении пособий. В последние годы, судя по нашим полевым материалам и данным Архива ЗАГСа все брака официально регистрируются /нами отмечены лишь единичны» случаи .поел«свадебной регистрации/.
В работе рассмотр на динамика брачности нальчикских горских евреев в период с 1$г7 ¡го Ш9 гг. Намечавшийся в довоенные годы естественный рост количества Ориков бил прерван войной, а лишь к середина ьи-х гг. был восстановлен предвоенный уровень. Годы войны остро сказались на всем демографическом развитии населения нашей страны: резко деформировалась половая л возрастная структура населения, соответственно сократилась рождаемость, заметно повысилась смертность. Все это отразилось .1 на таком демографическом показателе как брачность населения. 23 Оо-е гг. число заключенных браков уменьшается, так как в эти годы начинают вступать в брак а основнса лвди, рьдиъшаося в голи ¡чыш. ¿: конца ''>0-х - начале ?0-х годов уровень орачности I осноыюм сги.;».шзаруется, а в 70-е годы начинается «мяленима, ¡и коудло.1г.к? ого рмст, продолжающийся И в ЙО-а года.
Изучая актовые заяиси о браках, мы проанализировали юс в супружеских парах с точки зрения частоты как у мука, так и у жены. Подавляющее большинство зарегистрированных браков били первичными: 1729 у мужчин /85,1#/ и 1829 у женщин /90,1/?/; что касается повторных браков, то у мужчин было 303 /14,9#/, а у женщин 203 /105?/; при этом 291 брак у мужчин и 200-у женщин были.зарегистрированы во второй раз, л 2 брака - у мужчин в четвертый раз /были заключены в предвоенные годы/. Наибольшее количество повторных браков приходится на восьмидесятые годы /1981 - 29, 1935 32, 1939 - 41/.
В целом мы набподаем неуклонный рост /как абсолютный, так и относительный/ повторных браков по десятилетиям /50-е гг. - 43, /11,1$ от общего числа зарегистрированных в эта годы браков/, 60-О гг. - 104 /24,Ы/, 70-е гг. - 166 /32,8%/, Особенно важно подчеркнуть почти совершенное исчезновение в послевоенные годы браков, заключенных в третий и четвертый раз.
Нами обработан статистический материал по динамике брачного возраста /как у мужчин, гак и у женщин/, а также по вопросу динамики возрастной разницы между супругами за период с 1927 по 1977 гг, ч 193С-1989 гг.
Начиная со второй половины 1920-х годов шел непрерывный про-цэсс в сторону увеличения среднего брачного ео^растя как у мужчин, тпк и у женщин, который протекал, однако, на совсем ргшиомерно. Так, у мужчин в первой половине 19с!0-х гг. происходит некоторое понижение среднего брачного возрасти, гланным образом, за счет увеличения браков в возрасте 19-26 лет, а также небольшого числа ранних браков. У женщин набладаатся повышение брачного возраста в 1947 -1967 гг. /что было ьизвано, но видимому, последствиями войны/, ко-< торый затем снижается, и в 1лЮ~х гг. в среднем стабилизируется', ' Ошетш и такую характерную деталь, как постоянный рост в последнее врамя числа браков, заключаемых девушка:...! возрасте 10 лет и' ыолояе.
Что касается динамики чозрастной разниш, то наиболее распространенными в течение анализируемого периода были браки, в которых мух старше жени на 1-3 года, а также на 4-6 лет. Несколько увеличилось в последние годи число браков, в которых возрастной разницы между мужем и женой на было, а также число браков с большой возрастной разницей /7-9 лет/. В то же время в последние несколько лет произошло уменьшение, а затем относительная стабилизация числа браков, в которых жена была старше мужа /исключение составил лишь 1981 г./.
Несмотря на го, что для горских евреев характерны гомогенные браки, выступающие в роли "стабилизатора" национальных традиций, в том число и свадебных, в последние годы среди них наблюдается значительный рост межнациональных браков, о чем свидетельствует их динамика.
Нами проанализированы статистические данные о межнациональных браках, в которых один из супругов - горский еврей, зарегистрированных в г,Нальчике в точение более чем 60-летнего периода /1927, 1928, 193й, 1944-1981, 19В5, 1989 гг./. Всего за эти годы было зарегистрировано' 413 межэтничег'ях браков. Учитывая, что за взятые для исследования года было заключено 2032 брака, мокно сделать вывод о том, что приблизительно каждый пятый брак, заключавшийся горским евреями, был межэтническим /20,3%/. Если рассмотреть такой показатель брачнос-ти, как количество сочетаний брачщцихся, то среди горских евреев для мужчин он составляет 23 сочетания, для женщин -.17. В 70-в0-е гг., в связи с усложнением этнической мозаичности Нальчика /за счет миграций из различных регионов страны, а также перемещения части сельского населения республики в столицу/ росла вероятность межэтническое браков; неслучайно, что именно в эти. годи наблюдается определенны!' рост количества сочетаний национальностей'вступающих в брак.
Б целом за исмодуемый период лабл.сдался стабильны!1, рост как абсолютного числа■отничоски-смеыашна браков /1950-е'гг. -
1960-е гг. - 81} 1970-О гг. - 145/, так и их удельного веса в общем числе браков - соответственно 13,7^, 16,6% и 23,92. Наиболее часто межнациональные браки заключались в 19СС> и в 19и9 г. /удельный вес юс составил соответственно 40,3% а 34,355/.
Нш«!И выделены в отде ьную группу браки горских евреев с кабардинцами и балкарцами; мы такие рассмотрели отдельно браки горских евреев с представителями восточь-»славянских народов /русскими, украинцами, белорусами/, еврейских субэтносов и этнодиспирсных групп.
1. Браки с кабардинцами и балкарцами /9,?$/; в данном случав одинаковое количество браков как у мужчин, так и у жешын /по 20/.
2. Браки с представителями восточнославянских народон /59,3%/; чаще вступали в брак мужчины ЛЬ1/, чем женщины /94/, лодадпяюидоо большинство брл.ков /как у мужчин, так и у женаик/ заключено с русскими /230/.
3. Еврейские зтногра^ичоскио группы /11,656/; чаще вступали в брак кешцины /33/, чем мужчины /15/, подаышшее большинство браков /как у мукчин, так и у кетден/ заключено с европейскими евреями /4Ь/.
4. Этнодиспврсные грушш: подавлявшее большинство браков заключено с представителями капказ' ш народов /9,4^/; я здесь женщины чаща вступали в брак /31/, <»ом мужчины /3/.
Б целом среди горских евреев, как у большинства кавказских народов, в межэтнические браки чаще встуцали мужчины /52,Л/, чем женщины /47,7$/. Число религиозно оформленных браков среди межэтнических супружеских пар крайне невелико.
За период с 1943 по 193* гг. зафиксировано 713 разводов; удельный вес их, когда один *з супругов горски 1!/мл/ оврий/ка/, а друго* - предст^вдталь иной нацпоналыюст.!, соетнс-лявт /..-»,от общего числа разводов /соответственно,, пропунт ¡м'.мод.г.' «-ти '
". -.'О • ' ■
собственно горских евреев - 10,%/.
Среди гороких евреез разводились чаще мужчины /86,5#/, чем женщины /04,2&/, наиболее высока доля разводимых - в случае, когда муж горский еврей, а жена русская /9,5$/, и наоборот - тогда муж русский, а жена - горская еврейка /&%/, Число межэтнических разводов - 209; и здесь процент разводимости у муячин выше, чем у женщин /соответственно 54,15? и 45,9??/. Учитывая, что наиболее часто разводились пары горский еврей - русская /68/ и русский - горская еврейка /43/, на их, долю приходится 53,15? от общего числа межэтнических разводов.
Проследим динамику разводов среди горских евреев по годам. В 40-е и 50-э годы разводы были крайне редки, их число колебалось от 1 до 5 /всего в эти годы зарегистрировано 3,3$ от общего за исследуемый период числа разводов/; в некоторые годы /в частности, в конце 40-х - 50-х годов/ не было отмечено вообще ни одного развода. С начала 60-х годов число расторгаемых браков стало ежегодно возрастать, но незначительно; резкий рост увеличения числа разводов, наблюдаемых во второй головане 60-х годов, связан с изменениями в законодательстве о расторгши брака. Как известно, Президиум Верховного Совета СССР указом от 1С декабря 1965 г. существенно упростил порядок расторжения брака, отменив обязательную публикация о разводе и утверждение решения народного суда вшаестоящэй судебной инстанцией /что было введено в законодательном порядка в 1944 г./, предоставив право расторгать браге по обоюдному согласию супругов народному суду /Волков А.Г. Семья - объект демографии, '.!., Мысль, 1936. С.130/. Поэтому во второй половано 60-х годов бнло зарегистрировано вдвое больше разводов, чем в первой половине /в эти годы зафиксировано 16$ от общего за исследуемый период числа разводов/.
В ?0-е годы наблюдался дольнойхк,! рост числа разводов, которых регистрировалось в пределах 20-30 в'год /32,в:«/; число ризио-
доб. зафиксированных в ЪО-е тодн, еще оолеа увеличилось, они составляли почти половину всех разводов /47,9??/, зарегистрированных в период с 1943 по 1989 гг. /в 1930 г. - 44 развода, в 1989 г. -42/.
Значительный интерес для освещения разьодимости горских евреев представляет анализ чиит зарегистрированных рам-сдов в сочетании возраста мужа и жены, Ник развод"моети у мужчин приходится на следуащи^ возрастные группы: 25-29 лет /22,6$/ и 30-34 года /20,2^/1 а у женщин почти две трети всех разводов /61,1$/ - в следующих возрастных категориях: 20-24 /21,9£/, 25-29 /Л2$/, 30-34 /17,2$/. Наименьшее число разводов как у мужчин, так и у женщин приходится на возраст моложе 20 лет /соответственно 0,5% и 2,4$/.
Анализируя данныо по разнице в возрасте между супругами на момент развода," мы видим, что число разводов, когда муж и жена одного возраста, незначительно /9£/; гораздо чаще в момент расторжения брака мужья оказываются старше жен /7Ь,6%/, чем жены мужей /15,2/5/.
Проследил динамику межэтнических разводов по десятилетиям, .гели в 40-е годы было зарегистрировано 4 развода /0,65с от общего чу\па разводов/, то в 50-е их было всего 2 /0,3$/; резкий рост числа разводов /как и общий их рост/ наблюдается ь 60-е /4,6?о/, 7и~е I* особенно в 80-е годы, когда их было ^зафиксировано больше, чем за предыдущие почти сорок лет /15
При сопоставлении данных по числу межнациональных браков за • 1940-70-в гг. и числу межэтнических разводов за этот период /годы, по которым у нас имеются наиболее полные сведения/, в работе делается вывод, что в эти годы распадался в среднем каздый 3-4 такой Срок. Каши полевые материалы, в то;/, числе непосредственные наблю-
г, егозволдпт считать основными причинами разгодои у горских {,'вреас субъективные причины: обострение откокеи/й и конфликты не-
вестки со свекровью и золоь.сами /прячем оба стороны, как правило, обвиняют в ссорах друг друга/, различного рода трудности совместного проживания супругов друг с другом /что особенно ярко проявляется в социально неоднородных семьях, в которых супруги принадлежат к разным социальным категориям/ г т.д.
После развода дети практически всегда остаются с матерью. Если же на развод заявлен;-© в суд подает жена /следует отметить, что женщины все чаще выступают в роли инициаторов разводов/, то она возвращает мужу все подаренные ей в день свадьбы дорогие вещи и драгоценности.
Изучение семойно-брачной обрядности нальчикских горски евреев позволяет выявить эпические и культурно-бытовые процессы, способствующие сохранению традиций и появлению инноваций в их семейном быту.
Брачный возраст, установленный иудейской религией, был следующим: для девушек - 12 лет и 1 день, для юношей - 13 лет и 1 день. Если невеста ужо достигла определенного возраста, то ее родители требовали от сватов, чтобы они заплатили "хублари" /кашм/. После уплаты "хублари" молодой девушке /теперь уже невесте/ надевалось кольцо в знак того,, что она обручена. Этот обряд обручения назывался "тоной", буквально небольшой платок, который повязывала на голову невеста после обручения.
На "тоное" также обговаривалось время свадьбы. Иногда оно было неопределенным, особенно в тех случаях, когда сватали млакаум дочь в семье, а старшая дочь была незамужем, поскольку сущпст^сг-зл обычай, по которому вначале должна била выйти замуж стпроая ипь. Тогда родителям жениха приходилось ждать, когда шЩот замуж старшая сестра. Ынокив довуикд никогда практически не учитывалось; родители считали сег { вну.-ио сахнм решать судьбу. свсоЛ дочоил.
Наши половце Улторл.'Слк свидетельствует о то:.?, что по.;;ш."??'>-
¡нее большинство заключаемых ныне нальчикской горско-еврейской моло- . дежью браков составляют браки по собственному выбору. Интересно, что при сговоре - начальном этапе предсвадебного цикли - в дом невесты приходят не только родители и родственники жэнаха, но и он сам. Если стороны приходя" к положительному решению, родители невесты накрывают стол и угощают гостей. Договариваются о сроках обручения и свадьбы. Дачзе свадьба про? жает но традиционному ритуалу: обручанио, само свадебное торжество /"арен"/» послесвадобные обряды. Во время обручения йенах и невоста обмениваются кольцами» Через месяц после обручения справляется свадьба! иногда временной промежуток ыезду "тоноем" и "арси" увеличивается до нескольких месяцев и даже лот ввиду каких-либо объективных причин /смерть кого-либо из родственников будущих супругов, несчастий случай, происшедший с кем л1'бо из близких родственников и т.^./. Накануне свадьбы родственники жениха прькосят навеете многочисленные подарю! -одежду, обувь, ювелирные украшения к т.д. Црвданоо невесты /мебель, посуда, постельное бельо, платья, туфяи и т.д./ описывается в "кэ~ тибо" /брачное обязательство супругов/, и в случае развода возвращается ей. Неизменным остается обряд венчания в синагоге - "намазо" /нпяду с гражданской регистрацией брака/. Если раньше свадьба продолжалась 4-5 дней, а иногда да?о больше /ото зависало от того, насколько были богаты стороны, устраивавшие свадебное торжество/, то в настоящее время ее срока сократились до 1-й дней.
Хотя свадебный ритуал нальчикских горских евреев все еще остается достаточно традиционным, мокко выделить некоторые инновациошше процессы, ставшие составной частью брачно-свадебных обычаев. Так, почта полностью исчез институт избегания /"гаерм"/» брачный выкуп сохраняется в форме "сговорнкх денег"; молодая кона практически на ■следукдаь день после свадьбы включается в хозяйственную жизнь семьи} требование целомудрия остается традиционным /обр,« выноса окровавлен-
ного платка - скглвола невинности невесты, обряд выкупа платка отцом невесты я т.д./, но нарушение традиций, кстати, крайне редкое, не влеччт за собой трагических последствий, как ранее. Отметим также значительное сужение круга одариваег-жх и одаривающих, что, впрочем, характерно для многих народов бывшего Союза /Свадебнач обрядность у народов Карачаево-Черкесии: традиционное и новое. Черкесск. 1989. С.66/.
Обычаи и обряды, связанные с периодом беременности и рождением ребенка, являются важной составной частью детского цикла традиционной бытовой культуры этноса. .Родильная: обрядность у горских евреев бытовала в более архаичной форме, чем у некоторых других кавказских народов. Беременная женщина продолжала выполнять свои домашние обязанности, много работала; ей советовали больше двигаться, чтобы ребенок вырос здоровий, иуж роженицы обязал был ухаживать за ней, оказывать ей всяческую помощь; вообще, беременная пользовалась у горсьих евреев большим уважением. Чтобы ребенок родился без физических недостатков, существовал ряд.запретов которым женщина должна была неукоснительно сл довать: не посещать похороны, не употреблять спиртные напитки л т.д.
Рождение ребенка у горских евреев■сопровождалось различны;« обрядами и действиями магического характера, помогавшими ршенице разрешиться от бремени. Когда женщина чувствовала приближение родов, в дом приглашали профессиональную повитуху /"момой"/. Рожала горская еврейка или стоя,ллтл свдя на коленях, а иногда лоха на земле. Если роды были трудными, то одну из женщин досылала на кладбище, чтобы она принесла горсть земли с могилы' нокоЬпка /какого жзнно,'указывала повитуха/. Эту землю 'смешивала с водой я давала.'роженице, Зела же и это средство не помогало, то муж роженицы приглашал синагогальных служек, которнк .читала холатвн » пяосала '13ога помочь с г?пда>?'?Ц.
Тоудкке роды 1лорскле о грей объяснял.? иис&птёлкстаам' "не-йот IX
сил"; для защиты от них применяли различные обереги. Так, когда женщина чувствовала приближение родов, одна из ее родственниц вешала на дверь комнаты, где лежала роженица, кусок бело Г: материя; считалось, что "нечистые силы" боятся белого цвета.
Если рождался мальчик, повитуха спешила поздравить отца ребенка, и тот щедро одаривал ее; на восьмой день совершался обряд обрезания /"мило"/.
Ыешцлна лежала в постели после родов,- как правило, до двух недель. После рождения мальчика она шла на омовение через 40 дней, а после рождения девочки - через 60 дней. Ребенок 40 дней не выносился из дому, чтобы с ним не сделалось "чуле" - "болезнь 40-ка". Эта болезнь, по поверью горских евреев, задевживала рост ребенка.
Рождение сына /в отличие от рождения дочери/ воспринималось с огромной радостью; отец ребенка собирал у себя дома родственников и знакомых, устраивая праздничное угощение. Естественно, что и к воспитанию детей /также как и к самому факту рождения/, родители относились дифферинцированно. Девочка уже с самого рождения презиралась отцом и братьями за то, что она имела несчастье родиться девочкой;' ее главной обязанностью было выполнение домашних дел. В соответствии с "ормами традиционного обычного орава дочь беспрекословно подчинялась воле отца и старших братьев, она даже не смела разговаривать с
¡СМИ, .
В настоящее время многие традиционные архаические обычаи и обряды, связанные с рождением и воспитанием детей ь.щоизменип«сь, а подавляющее большинство просто исчезли; особенно это касается родильных обрядов, т.к. сейчас роды происходят только в больнице. Мать с новорожденным возвращается из роддома в дом мужа. В случае рождения мальчика родители устраивают торжественный у.хин. Отец, как и раньше, ода^«г.ае'" человека, первым сообщившим ему о рождении ребенка.
фактически исчезли традиционные запреты во взаимоотношениях между родителями и детьми; так, родители отбыто могут ласкать детей а присутствии как родственников, так и посторонних людей /ранее это считалось недопустимы^/. Как свидетельствуют наши полевые материалы, обычаи избегания между родителями и детьми, и прежде не бывшие слишком строгими, так же совершенно исчезли. Большое вникание в институте воспитания детей уделяется их учебе, нравственному развитию, привитию им трудовых навыков.
Из поколения в поколение перздается у горских евреев такая прекрасная традиционная черта кавказского этикета, как уважение к старшим и родителям. Хотя бытовая сегрегация полов в настоящее время отошла в прошлое, тем но менее требования, предъявляемые к де- ' вочке, сохраняют ряд традиционных особенностей, в силу чего наблюдается сохранение некоторых архаичных правил поведения.
Общеизвестно, что наиболее консервативной частью обрядовой жизни семьи является похоронно-поминалышй цикл. Это утверждение в полной мире относится и к нальчикским горским евреям. В настоящее время многие элементы ..огребальной обрядности существенно модифицировались. Так, вместе с другими женщинами покойника оплакивают его самые близкие родственницы: мать, жена, родные сестры и т.д./как л у многих народов Кавказа, у горских евреев практически исчезли профессиональные плакальщицы/; на кладбище,женщины находятся наравне с мужчинами; нами отмечены случаи;, когда-.к покойнику не приглашают раввина / в случаэ, если жена умершего на горская еврейка/..Число поминальных дней остаетс.-: прежним: они' отмечаются на седьмой ;;он.> /"хафтум"/ после похорон, через кеся« /"сейм"/, и спустя оадгияищ-ть месяцев У'язда кеги*'/.. 1<ак и прежде,' •ло.-.ишки. соаросо^:ая?сл о.);иы;;;м угойюнлся,'.. Стоит отметить, что в -последние годы разиню* л»г.ре-;тс употреблять-спирти ;е ка'плтки па иокйнках, к'этог, занрот.строго с о-л^даетсл /раное а< добннх • запретов • по-Онло/. Лсс-псг: оссЛ';х -
ных блюд не готовится. .
Похороны, которые обычно бывают на вгорой-трстлй день, очень многоладны; покойника из квартиры выносят головой впе^е.г /всю ночь в одной комнате с умершим находится кто-либо из"его близких, чаще всего зто или родной, ила двоюродный брат/. Гроб от катафалка до места погребения несут и родственники покойного и друзья, хотя и здесь сохраняются некоторые запреты; гак, сыновья на имеют право нести гроо с телом отца. Покойного одевают чаще всего в гражданский костюм, ко иногда /чаща всего в случае, когда умерший довольно пожилой человек/ хоронят, заворачивая тело в белый саван. Раэви;: читает "кадыш" /поминальную моллтву/, после чего кто-либо из родственников заколачивает крышку гроба; при захоронении каждый старается /в том числе и женщины/ бросить в мокшу хотя бы небольшой ком ^бглди; само же захоронение производят только мужчины. Если кто-либс из закапывающих прекратил работу, то он должен положить лопату на землю /передавать ее другому из рук в руки нельзя/. И во время поминок, и в течение нескольких дней после них, лвди цраходят выразить соболезнование а оказывают семье покойного материальную домоир причем наиболее значительные денежные суммы приносят родные и близки покойного. В течение месяца после похорон мукчикы-родственники покойного не бреют бороды, а женщины не снимают траурных платков; 1 течение года родственники поко;!;:ого не имеют право посещать разляч! праздничные мероприятия»
В "Заключении" подведены итоги исследования.
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
1. Современная семья у горских евреев Кабардино-Балкарии. ...,: Чоро. 1994. - 6,5 п.л.
2. Очерк история этнографл-есксго изучения горских евреев /Ш11 - начало XX в./. Чсро. 1994. - 6 п.л.