автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Темпоральные аспекты этногенеза

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Крашенинников, Константин Алексеевич
  • Ученая cтепень: кандидата философ. наук
  • Место защиты диссертации: Саратов
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Автореферат по философии на тему 'Темпоральные аспекты этногенеза'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Темпоральные аспекты этногенеза"

РГ6 од

/ 3 науми, чнггзйй ияолы и теишпесиой подпита

Российской Федерацпп

Сзрагонский государственный технический университет

На правах рухопие*

КРАЗЕНЮШИКОЭ Константин Алексеевич

ТКМПОРМЬШВ АСПЕКТЫ ЭТНОГВНВЗА

ОУ.ОО.П - соугзлъней фялооофзя

Автореферат

.диооортацин на оопокапзэ учэиой стапвна кандидата фялоеофакях .-пук

Саратов 1993

Работа выполнена на кафедре философии Саратовского ордена Трудового Краевого Знамен» государственного технического университета.

йаучны» руководитель - доктор философских наук, профессор Ярокая-Синрнова В.Ц.

Официальные оппоненты: доктор философских нд^к, рро-

уеооор Гаоилин В.И./

кандидат фидооофоких наук, доцент Кузнецова 6.0.

Ведущая организация! СаратовокиВ медицине кий внотитут

Запета состоится ^^______ 1993 г. в ^^.чаооа

на «аоедаыш специализированного совета Д V £д>- -7^.05* оо присужден*» ученой отепеня доктора фидооофоких наук 9 Саратовском государственном университете нн.Н.Г.Чврншювс-кого по адресу: 410601, г.Саратов, уд.Аотраханская.вЗ, СаратовокиА государственный университет, корпуо IX, ауд, *06.

С диссертацией моуно ознакомиться в читальном заде М неучноа библиот ки Саратовского государственного университета.

Автореферат разослан л 1993 г.

УчааиА секретарь

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

На современном этапе XX век характеризуется многоплановостью, ^дпредсказуемостьв я чрезвычайной динамичность«) культурно-исторических и социально-экономических процеосов. Именно эти процессы объективно подсказывает направления, в которых долгою идти философское осмысление оуяности к форм человеческого бытия и цивилизации.

Проблема культурного самоопределения, жизненного пространства-времени к социокультурного возрождения атносов становится сегодня одной из центральных в социалько-филосонз-коВ мысли, оставаяоь при этом традиционной для всей истории человеческой культуры.

Существование человека на жизненном пространстве Россия я СНГ становится сегодня как бы все более этничным. Массы ^ населения, оостояяие из индивидов, в условиях резко изменив-; внхея параметров ооциоэтнчческой среды, независимо от прея-' до суаествовавших установок на формирование и построений межэтнических отношении начинав! рассматривать лвбой феномен социальной н политической ннзни своей страны и ее непосредственного окружения исклочительно через призь/ этнич-ностп.

Актуальность предлагаемой темы определяется необходимости» философского синтеза новых подходов к осмыслению сло-живяейся в современном российском общеотвэ этнокультурной ситуация, новой оценкой темпоральных факторов, обусловивших этногенез и взаииодейотвие этносов.

Офориивзясь оао в античной философии, идея этноса я том-порвльностя этногенеза в той или яяоь мере была представлена во всех фиЛоооф-ких типах культурно-исторических апох. Однако, будучи решенной однажды, она вновьозадачивает нас своей неревонностьо, но перестает быть социальной ^ фпяоеоф-окоп проблемой.

На смену былой, оказавшейся крайне уязвимой парадигме сосуществования в "братской семье народов" закономерно приходят жесткие реалии современности, В ситуации болезненного,

. ? .

кризисного развития общества прежние пиднтико-правовие конструкции лииь продуцирувт все более явную неупорядочинность межэтнических отногаек/.й.

Россия, как в все человечество конца XX века, переливает бурный всплеск того феномена, который в зависимости от идеологической установки можно называть либа ростом национально-'етннческого самосознания, интореса к свое л этнической истории происхождению, либо вспыикой национальной агрессии, "парадом нициокалиамов". В любом случае в ходе этого процесса существует составляющая, которая заставляет обеспокоиться: с межэтнических конфликтах ухе погибли и продолвавт погибать тысячи и тысячи людой, принадлежащих к самым различным этнический общностям.

В сложившейся ситуации все пере большим количеством ло-дей, многие из которых никогда раньше и не задумывались ни о собственной этнической принадлежности, ки о национальности окрухазщнх, встали представления иных социальных групп, выступавшие реальной угрозой, а порой и настоящей бедоа, круто меняющей привычный жизненный хронотоп. Результатом межэтнических конфликтов становятся конфликты региональные, которые классифицируются конфликтологами как идеологические, этко-стереотипкые и поэтические. В этих конфликтах участвует уже не два, как первоначально, а несколько относов. Как никрг-да в послевоенной истории Европы,стоит вопрос о самом выживании, "экзистеьииальнсм" существовании целого ряда этнических обиностей.

События последнего времени все более убеждает нас в том, что, наряду с экономическим и политическим факторами все большую.весомость в определении содержания межнациональных конфликтов приобретает фактор социально-психологическиИ. Национальная принадлежность чрезвычайно много значит для лв-дей: как только задевавтея их национальные чувства, '.онтан-но возникает плохо контролируемые реакции, проявляется агрессивность, коллективная ненависть, всегда чреватая трагическими последствиями. Политические лидеры хороао это понимает, но те не менее считаются с этим отнюдь не всегда.

Современная ^сиходинамика проясняет то обстоятельство, что этническое сознание обладает огромной энергетической 4

нощыь Диалектика исторического процесса такова, что изменения, молниеносно "сказивапийёсп на жизни народов, в течение долгого времени подготавливается исподов ъ, незаметными сдвигами, происходящими на протяжении десятилетий пои действием глубоко лежавих пластов этнического сознания. В связи с этим обстоятельством этническое самосознание, трансформированное в этноцентризм (в том числе оценочный), а такие групповая этническая агрессивность становятся сейчас вижнай-оиии этнопсихологическими проблемами, требувиими общенаучной

ф11Л0СО$СКОЯ рСфЛ0КС-.П!.

В ситуации эмпирически осознанной необходимости нз» ,;з-ния этнокультурной политики во имя спасения хотя бы существующего баланса этнических отношений и одновременного отсутствия глубоко разработанной научно-теоретической базы осуществления социальной залиты естественного пространственно-временного континуума этносов реэко повышается роль научного осмысления механизмов етнического развития. Угроза глобальных кризисов межэтнической я внутри-^этничоской жизни, затра-

ггтпяпеш* ггяш? огтпЛгШ гс-тздудлКОГО Су^ОТВОЭйНИЯ, ДвЯ£?6Т Н5—

отоятельно необходимым согласование, гармонизации существующих научных представлений о механизмах осуществлении этнического поведения.

Кризис этнических и меиотнических отношений стал тз определенной отре такяе и кризисом теорий относа, национальности, утративвих способность адекватно представлять явления этнической реальности и, том болоо, прогнозировать поступательный ход этнических и межэтнических процессов оовргченности.

Вопросы етнического и эткичностн, жизненного пути в времени этноса оказывайся в центре философской гуманистической проблематики. На г шестку дня выходит в том числа проблема коррекции ряда положений традиционных подходов к категория этноса и разработка концептуальных основ твипоралвнооти этногенеза.

Степень_2азработанности_проблемы1 Литература советского периода развития российской науки об отяоео представляет собой в достаточной нэро "разведенные" по научным дисциплинам работы, не создавшие целостного ыевдисцигшшарвого предстает

ления об этносе как самостоятельной системе.

Представители советской этнографической иолы - В.П.Алексеев, Ю.В.БромЛеВ, В.Н.Козлов, внесшие неоспоримый вклад в становление и развитие этнологической проблематики, склонны рассматривать этнос как феномен в первую очередь социальный.

Диаметральной противополокностьо являетоя естественнонс-торический подход к феномену относа и к процессу этногенеза как к природному процессу, представленный в трудах Л.Н.Гумилева.

Культурологический подход свойствен работам по этнологической проблематике З.С.Маркаряна. Идет оживленная дискуссия по вопросам перспектив развития самой этнографии и соотношения этого понятия о термином "этнология".

Другое ¿облемное поле диссертационного исследования связано с темпорологией социального анализа. Здесь диссертант опирался на исследования авторов, в работах которых темпо-ральность приобретает культурно-историческое значение. Эт-» работы В.А.Канке, Н.Н.Трубникова, В.Н.Ярской.

Взгляд на томпоральность как комплексное учение о временных процессах присув работам Я.Ф.Аскина, М.Л.Ахундова, Ю.Б.Молчанова. Существенно для вскрытия семантического содержания проблем становления социального значение ^абог С.И,Замогильного, В.П.Каратаева, Б.Г.Козни»), В.Н.Мекуева, В.Б.Устьянцева, А.А.Овсянникова, Л.Г.Ротмана.

В диссертационном исследовании использованы работы зарубежных аторов, посвященные проблемам взаимодействия «нднвн-дп и социума - Дя.Горвра, Н.Мид, вопросам соцкоэтодогии -Р.Ардри, КЛореица, Н.Тинбергена, теории национального характера и этностереотипизвцив У.Янппмана, В.Хелльпаха, П.Хофштеттера, теории когнитивных способностей Дя.Марголиса. Кроме того, автором использовано классическое наследие по исследуемым проблемам: труды В.И.Вернадского, Н.О.Лосскогс, В.В.Розанова, В.С.Соловьева, Г.П.Федотова, 3.Фрейда, о.П.Флоренского.

Все более близкими становятся философские проблемы человека, его этнического бытия, темпоральности п социокультурного хронотопа.

В салу виавсиаэашого для построения алаизатиоа подала етнооа как системы и представления о механизмах стногенети-чесих изменений кообход'лмо преодолеть определеннув односторонность специализированных представлений, создав адекватняв концептуальные средства их философского синтеза.

Вс*ратие проблемной ситуации э сфере этногенеза и ее социальная оценяа позбоялпт определить и охарактеризовать этногенез каЕ биосоциальный процесс и одновременно как вадо-опецифическув форму существования человека, социокультурный втйчччокий хроиотоп, фактор формирования "дуин народа".

Обращает на себя внимание факт неразработанности темпоральной характеристика этногенеза, е1 социокультурного хро-» потопа. Иежду тем, философская интеграция кендисциплинарних. наследований времени могла бы з данном случае дополнить научные разработки по проблема» этноса, этничности, этнического сознания и этновреыенн. Тем более, что конкретные позиция этнографов в этнологов а ах полевые исследования давт оерьвз-нн.ч матери«,» д«я нналнза твипоральных, зреиашшх аспагтоа

ЗТИИЧНОСТЯ . 'и ТО обусловило Выбор Теми, НОСТашЖ&у целя «

задач диссертационного иооледования.

Уё^ •!-2г52!1Н_Нс£5232Е2!!ё2х Характеризуя степень иссзедо-яаная ¡¿.алосо^ках аспектов теипоралъпостн отиогенеза, коыю указать Ьа но рии!кнмьб в силу различных причин вопроси. Сгодилась ситуация оторванности друг от друга различных вопросов социально-филосичский интерпретации этногенеза.

ичаьндна ие^азраоотанность категория "этнический хронотоп',' "этновремя", научный статус их несправедливо занижен.

Палача ;ллосо;схэй наука з этой связи - гипзпть наиболее иО^ио темпоральные тинденцин в этногенезе я сделать их достоянием лирикой иблвстианностч. В связи о вышеизложенным основной цельв настоящего исследования являетоя общетсЛрети-ческио философский анализ процесса этногенеза и его тенпо- ' ральних ¿•»¡«икгор-лстих, л также объяснение этноса как слетами я процыса з контьлить хронотопа в виде относительно само-стпятнлыюго ««ноиена, а также его репрезентация в качестве «л^алйзи^ь.х.-.ого и с с л е; >вания.

/1»-г.л-4тири£ано ни тзирчэское отношение к тра-дициинмьи теориям, .л пазу от устаревших стереотипов, опирает-

ся на работы отечественных и зарубежных философов, психологов, этнографов, историков, социологов к культурологов. Исходя из степени разработанности проблемы и целевой установки исследования в диссертационной работе поставлены следув-дне задачи теоретико-концептуального уровня:

- разработать методологический инструментарий исследования: культурно-исторический подход, принцип взаимопроникновения приходного и социального; интеграция междисциплинарного знания; синтез темпоралиотского и этнологического подходов;

/ - де^иннцировать понятийно-категориальный аппарат теории ' этногенеза, ввести в научный оборот понятия этнического хро-иэтоли и темпоральное™ этноса;

- исследовать отруктуру и атрибутивные свойства этноса как формы существования человека;

- раскрыть дихотомию агресоия-альтрунзм на уровнях этногенеза, мех- ы внутрг-тничаских отнояений.

На^чнаяновизна диссертационного исследования в целом связана о первичной постановкой, обоснованием в решением иа теоретико-методологическом уровне комплекса представленных задач, связанных с проблемой этноса и этногенеза:

- дана попытка описания исследуемого феномена этногенеза как целостного и относительно самостоятельного - впервые в качестве специального идеализированного объекта философского исследования;

- по-новому анализируется культурный хронотоп этноса;

- предложена схема взаимодействия биологического, лавд-вафтного и социокультурного факторов в происхождении этно-системы;

- впервые найдено содержательное пересечение проблемных полей социокультурного темпоралызма и теории этногенеза;

- разработано на новом концептуальном уровне понятие времени этноса.

значение философского анализа темпоральности этногенеза выражается в возможности использования его результатов в да. нейшеи развитии концепций этногенеза и времени человека, в чтении лекционных курсов

спецкурсов по философии, этиологии, психологии, социологии я теории социальных технологий.

Апробация работы^ Основные положения н выводы диссертационного исследования докладивалксь и обсуждались на синпо-зяумчх и совепчниях: "Актуальные проблемы молодежи.- Россий-сгсс согеззнке" (Саратов, 1489), международной Ассамблеи "Молодежь и здоровье" ¡.Саратов, 1991), международной Российско-немецком симпозиуме ^Саратов, 1992), Региональном семинаре - совещании Федеральной службы занятости, секция "Профориентация" (Сзрагоа, 1993). Псзогекия дгссвртацятт аомздн-ычг* автором на творческих семинарах аспирантов СГГУ и9У0-19Э2гг). Диссертация обсуядалась на заседании кафедры культурологии Саратовского государственного технического университета.

Основное содержание диссертации изложено в трех публикациях .

Стздктцт работа^ Диссертация состоит из введения, двух . глав (четыре параграфа), заключения и библиографии.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТУ

Возведении обосновывается актуальность гс;:н изслодига-нчя, анализируется ее разработанность, расврагозтся праа-цвва роасная проблема и цели исследования.

Пе2аая_глава "Этногенез как форма суаоствованкя чвлоге--г/' посэядала изуче.чип о позиций культурно-исторического !>у£лг!Д'< процесса ятногенихичвеких изменений как биосоцтадь- , аогз феномена а в го до зреня как специфически чоловсческоЯ ' форны существования. В первом параграфе "Зтпос г т. объект ;-::г->ч::ни<1" ана.»;!ЗНру07СЯ со:: 5р'"-ы::'3 поп;'» Т"? "этнос", его разноплановость и г чварс«? "а опрел з.тошшЗ культурно-псторнчяский период, соотношение о родственными понятиями : "народ', "иацая", "племя", обосновавается необходимость комплексности в подходе к постанова©-проблем зрэ-:,ан;5 отпосз стнсгтг.сза. Лмаз> на путях неддкецпплппарннх ласхедогаг-гЬ «акздмкваФт г.он5рэ?нс~зип?тйческт1 аерзячанЗ ¡«атгичал. зоэиогна яоследу»ячв ннтвгроцзя а обобдоппг па

научных 715 >33.1. Проблемам ШГГвГраЦИП ИауЧНОГО ЗНа1ПЯ постоянно уделялось внимание в работах В.Н.Каратеева, В.С.

Степана. Вмеоте о тем "сквозными примерами" такой интеграции I к становятся междисциплинарные усилия по какой-либо отдельно \ I I взятой проблематике ^проблема времени, проблема предвидения, " | проблема сознания я т.д.). Кроме того, сама проблема может стимулировать синтез научных знаний, и именно таковой, по нашему мненив, выступает проолема этногенеза в его темпораль-иэк срезе. Ь параграфе анализируется такие поливариантнооть снятия "этногенез" в аопекте научной рефлексии.

Этническое развитие народов - это не только и не столько простой рост народонаселения, о определенной территориаль-( ной, культурной и популяционной целостности, но и воспроиз-( водство, модифицирование традиционной для данной этнической I цэлоотности модели культуры, находящейся в прямой зависимости от зтничооко* реальности, су«ц..твующей в конкретном пространственно-временном континууме. Другой граньо этногенеза выступает структура ч товеческой сущности, сложившаяся в данном этносе на рассматриваемый период истории.

Национально-этническая специфика определенной этнической общности, находящая свое проявление прежде всего в многообразии видов человеческой деятельности, для своего понимания требует н соответственного многообразия форм и методов иау-чстая, многоплановости и многомерности подходов, ото обусловлено тем набором смыслов, который вкладывается в слова ".этнос", "народ", "народность", "национальность", "нация",' "ду-ва народа" различными культурами в ходе иотории. , При этом образ времени в форме ритмичности так или иначе / присутствует во всех современных концепциях этноса и этноге-1 неза: в этнографических теориях - это ритмы социальные, исторические, в парадигме естественноисторической - ото ритмы ; биосферные,космические. Идея этноса как "дуви народа", эт-I ногеназа в роли судьбы близка многим выдающимся мыслителям -1 /от Лебона до Гумилева, казненный путь этноса предстЁ<<*т при-|родно-исторической формой этнического времени, но вмеоте с {тем в определенной мере антропоморфной, очеловеченной, экзистенциальной.

Ки-шлексный характер теорий этноса и текпорализма обеспечивает в том шел* создание адекватных концептуальных

оредотв для поодедуозэго фэдооофокого оиитэза специализированных представлений и адекватной методологии дальнейших ио-ОЛвдований структуры и атрибутивны» овойотэ этноса 9 аспекта »емпорадвэиа,

Sthoo выступает объектом иондиоцаплниарного изучения, так cas ни одна отдельно взятая наука н<? может дать полнув его аартнау. Роль фазософского анзляза » связать воедино рамич-uue "ракурсы" по принципу доводнатвльнооти. В итога прздда- , гаемого синтеза можмо получить орвдваритодьнув структурой модмь этноса.

агорой параграф "Соогиогаиаа баологнчсогогэ з ооцнокуль-туриого факторов а образовании атвиче^дого хронотопа" посэя-чей виясненио реального ооотновения факторор образования от- > иичеохого хронотопа, а таэта анализ/ механизмов отвичеокоа | идентификации.

Соотнесение указанных факторов оказывается в премии свази о их роли а становления человека, то еоть согласуется с принципом взаимопроникновения природного .и социального, и логич-

UUM npCA0TÛ2J!SSTC2 сохранить тот не принцип 3 Аунзаизнта зон-цепцни этногенеза. &еоь явно необходима объяснительная схв-на взаимодействия биологического, ландшафтного и социокуль-j турного факторов в происхождении этносистеи. Грогра$аческое а экологическое половение отничеокоа группы, например, аа-првнув воздействует на такие темпоральные характеристики этноса, как биологическая продолжительность яизни индивида и длительность продуктивного периода ого газна. Основы этнического поведения индивида, группы как ооотааляичая этногена-тнческого процесса формировались в значительной мере под влиянием а в русла общих закономерностей органической аволз-ции. отническоа поведение оказалось одним из накболеэ эмоционально окрааенных и построенных почти полностьа на Идентификационной механизме видов поведения. Вго корни не только в досоциалышх, по a s догоминядннх формах существования гавого.

/стопчииин (ытрьйаасть а идентификации стала ¿¡денно тоз) .¡•■¡стог-^ноп toanïofi нитьо. вотора • соединила витальные, со-:1яьль;!Ыв и ядаильние потребности индивида. Здесь а находи?

опое проявление глубокая историческая основа в виде присущей человеку (как в родовом, так и в индивидуальном развитии) потребности в идентификация себя и этнической группа

0 природой, ее конкретными объектами в временем втиическоа "экзистенции",/ темпоральностьл. Генеральным направлением развития большинства современных н известных науке дровнях культур является уход от типа системы о естественнопрнрод-

нсИ детерминацией в качестве главного системообразующего фактора к система с преобладанием социально-исторических факторов развития культуры. Вместе с тем природа остается "прв-сутстзуъцок" в аазнн, культуре индивида, этноса, цивилизации в качестве объективно действующего фактора их существования а развития. Учитывая указанные моменты, прадотавляется крайность») пре брекение природной, биологической основой этнич-ности в угоду абсолютизации ее социальной стороны. Исследуемый феномен этногенеза возможно опиоить в качества целостного и относительно самостоятельного, представив его на уровне теории в виде специального идеализированного объекта философского анализа.

1 Фундаментом "здания" этнической культуры является жизненный хронотоп этноса. Подобно тому,как человек немыслим 'вне времени п вместе с тем ккеет свое собствэнноз время газик а кизненио» ороогрдкотв-о, отлет го атрибутами обладает

и этнос- При этом пространство п враквнной ряд этногенеза явились определенным обобщающей фоном, на котором проявляется пероплетенве различных уровней темпоральности. Бкдв-чекие подчиненних форм времени в систему болео высокого порядка предполагает обеспеченно обаей направленности течения этновремвни. Нологнтельная тенденция заключена, с нашей точки зрения, в стремлении дополнить конкретво-научнув ар-гунеитацив философским обоснованием иеобратвмооти этнического времена через категории становления (а значит, понятна зтно-тенеза), через момент неопределенности в настоящем. Пароход к ви-зненному времени этноса - в единстве наличия и протекания, бытая и небытия.

Вто£аа_глава "Теипоральиссть втногенетвческого процесса" осуществляет сшггез тегшоралистского и этнологического

подходов, дефиницируя концептуальный аппарат теории этногенеза. В_т£еть8И_па£агЕи£е "Темпоральные продставлвн»(я в структуре тоорий этноса н этногенеза" рассматривается вопроси биосоциальной природы этиовромони в аспекта его генеза, * раскрывается дихотомия агрессия -альтруизм на уровне этногенеза. вводится в научный оборот понятие этнического хронотопа.

Взаимодействие природных и зароадагщихся социальных закономерностей создает оонову для взаимосвязи и взаимопроыик-;| йсеяияя биологического и социального времени в едином про- • цессо антропосоциоэтногенеза. Время становления этноса и социума нельзя считать, соответственно, чисто биологическим либо чисто историческим. Логично обоз», чить эту переходнув форму доисторического времени как би палеоэтновреманен. Понятие палеоэтновремени показывает взаимодействие природного времени с наиболее ранней формой исторического времени н первичным уровнем его осознания, с учетом дополнительное и этих форм аременн э обдей темпоральной структуре человеческой деятельности, '¡'ормированив специфического этноасторичзьхогч \ ритма времени, а в целом этнического хронотопа, создает пред-1 посылки разности темпов биологического и социального зреио-:!И, которые в пьриод становления человека приближены и почти из различается.

Гласными факторами этнических и межэтнических акций является факторы эмоциональной природы, чувства, темпоратмичес-дие колебания массовидных эмоциональных реакций здинат на развитие "экзистенциальных" отношений внутри этноса и отношений этноса а ымках этнокультурного хронотопа, а ого этническим окружением. л! биологические часы работа иг и на уровне одноклеточных, то такие механизмы отражения времени, как восприятие "стрелы времени", осознание темпоральности | и временности характерны только для исторического времг.и ' общественного <еловека и являются результатами функциони- ! ровьния сознания, ¿спи первый тип времени предшествует гена-! тччеекч времени истории, то второй тип возможен только в ♦ !!..-,уитол общества: б стадии становления этноса су^остьуат »ро^аауточше хил- ¿рамени - донсторичось-а время, палео-

Бремя, тесно связанные о формами становление этноса и социума.

относ конституируется г плане осознания общности - и, в I первув очередь, обвиости временной перопективы, а суцество-I ванне этноса - в борьбе за время, в которуо входит и геот,-лктичоский аспект. Лвбая форма проявления этноса есть попытка расширить собственный пространственно-временной ареил, расширить свое существование, зачастую в ущерб другом образованиям. Именно в этом и состоит сущность этнической агрессии, хотя возможен и другой вариант ее проявления: по отношении к самому себе - в виде деструкции собственного этнического поля. Вместе с тем интегральные образования "фено-ненодогичаского сознания" ъыступавт и реально действует "ва поверхности исторического процесса как источники исторической деятельности людей независимо от своего разложения на составные части... >. л некая априорная мотивация, подлежащий реализации проект, идеальноцелевое содержание, вклочав-цее и определеьнув, "внутреннее историчность" действия и • "жизненное время"*.

Основное проявление этнического чувства - чувство взаимности, в действии проявляется как активность в направлении расширения жизненного пространства-времени. Дихотомия агрессия-альтруизы может быть представлена в виде колебаний маятника меж- внутриэтннческих отношения, связанных тькьа с амплитудой колебаний отношений к собственной судьбо (от общей со всем этносом до представлявшейся в различной степени индивидуальной), а через представления о судьбе - с переживанием времени собственной жизни и времени атиоса.

диссертации "Время этноса" лосааден анализу понятия темпоральности этноса с точки зрения его внутренней "экзистенции", но в сопряженности с внешними временными ритмами этногенеза в развитии культуры. На ^нове разрабатываемой концепции времени этноса определяется про-| цессы формирования самосознания и самоназвания этноса, имев-'цие основой присучув человеку к;. природному существу и бно-

* Макардашвили М.К. Формы и содержание мыаения. Тбилиси.-1970.- С.42-13.

логическому объекту потробкооть в выделении собственного пространства - времени. Нсли понятие "этнос" отракает реаль- -инй объект, то у этого объекта наличествует свое пространство - время. Дать дефиницию этноса возмоино только через время. Культурный хронотоп этноса детерминирует его простран-? стЕпнно-врзненнуп структуру, и его атрибутивные свойства » как комплекс отновзиий носителей этнического качества является условием хода этногенеза во времени. Восприятие н перени-вание времени, в частности, биологического возраста индивида и возрасти ятноса участниками процесса,инхивидои и этнической группод в цялок тяг*» првяствмяпгсн ч«ЦИОЯЧИИМ от элементов структуры этноса, как в физиологическом, так • в онтологическом смыслах.

Растяжение, транслирование себя в пространстве и вроменя ! через этнос и этноса через себя, дает возможность говорить ' о коокичности процесса, о космическом времени этноса, и этногенез выотупает в качестве специфически человеческого опо-ооба реализации во временя гизнешюй космоплаиэтарной фупк-11 йй. Реализуется это посредством установления, упорядочения евлзгй нозду различными сторонами социоприродной действи-тольности, биологическими н социальными формами времени.

Необходим поиск содержательного пересечения проблемных попей социокультурного тоипоралйзка в теории этногенеза. В«дь ¡шчнио трансляция чоловзком себя сквозь время этноса ость саиоп?редача индивида и личности в ходе воспроизводства й становления атнокультуры. Нунно. видимо, говорить о синхрония существования этноса в ритнв рчкрокоска как част» косиопланетарных процессов, в о временя никрокоемг: локальные исторические и природные связи как раз и готовят уникальность этнической культуры. Дризнь ь многообразие в единстве взапмодеР'твувнях форм времени зтногенетических проиессов-значит,сделать ваг в определения параметров существования этнооа как пространственно-временной структуры, этнического хронотопа.

Социально-историческое время этноса оказывается няого-ввкторпыи и системным, поляфенпчным, само этническое время «сть фрагмент становления времени мирового исторического процесса, вкличаваего в себя внутренняя связь вреиеня чало-

вока со временем культуры и социума, социальной памятью. Кроме того, социально-историческая форма времени относа образует систему взаимодействия оо временен природных компонентов этноса. - геограсрическчм, биологическим, космологическим. Временные формы становяаейся социальности и отнич-ности как итоговый результат деятельности субъекта элиминируют неповторимость индивидуальных особенностей в единичной структуры индивида и содержат в себе историческое в очинённом, снятом виде.

На психологическом уровне темпорализи этногенеза предстает в форме цикличности поведенческих реакций, мвссовидных психических явлений, маятникового цикла реакций о крайними точками ^рессия" и "альтруизм", составлявцих один и тот же континуум, этнокультурный хронотоп. Именно эмоциональные проявления психики, лвбовь, симпатия является одним из факторов понимания, осознания индивидами общности этнического со-бытия, общности этновремони. Темпоральное» этноса представляет собой определеннуо форму ментальноств, касаииуюся общности временной перспективы в бессознательном. В сознании же она репрезентируется через понятие времени как обще-эткического движения во времени.

В целом „тематика этновдемени становится увязанной с обоо новакием и последувяим решением на теоретико-методологичео-ком уровне комплекса представленных задач, связанных о про«} лемой совершенствования и гуманизации этнокультурных социальных технологий, самих отнолений относов и национальностей и всей национальной политике.

^заключении подводятся итога проведенного исследования и обг-'вдаются перспективы дальнейшей разработки проблемы.

Содержание диссертации отражено в следующих работах:

1. Девиантное поведение в молодежной среде/Актуальные проблемы молодежи.- Саратов.Изд-во СГУ.- 1908.- С.54.

2. Тотемизм как фактор образования этнического самосознания и современность//Научно-теоретическое обеспечение профессиональной подготовки студентов педвуза.Вып.У.- Саратов: СГПИ.-199Э.-С.52.

16а

3. Этноо во времени и время згноса//0оыисляя пъоилсе и

настоящее.- Ульяноеок,- 1393.- С.63-64. 7

Црлл/""'.