автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Церковь в Третьем рейхе

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Гарнов, Владимир Альбертович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Церковь в Третьем рейхе'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Церковь в Третьем рейхе"

оЬ

ГАРНОВ ВЛАДИМИР АЛЬБЕРТОВИЧ

РГ6 ОД 1 8 АВГ 1998

На правах рукописи

ьС-

ЦЕРКОВЬ В ТРЕТЬЕМ РЕЙХЕ: РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ И ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ФАШИСТСКИМ РЕЖИМОМ (1933-19451 г )

Специальность 07.00.03 - всеобщая история (полая и новейшая история стран Запада)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Москва 1998

Работа выполнена ira кафедре истории мировых цивилизаций Московского городского педагогического университета.

Научный руководитель - доктор исторических наук, профессор Хаваноп I{.II.

Официальные оппоненты:

Доктор исторических наук, профессор Л.Л.Ахтамзяп. Кандидат исторических наук, доцент Шипудо Т.Н. Ведущая организация: Московский государственный oiкрыши педагогический университет.

Защита состоится в Московском Государственном ne;tai or ичсском

университете по адресу: II7005 Москва, ул.Энгельса, д.2 la.

Января 1999г. в час. На заседании диссертационном» сока а. /Д.ПЗ. 11.04/

С диссертацией можно ознакомится в библиотеке Московскою

государственного педагогического университета. /117005,Москва,

ул.Энгельса,д.21а/.

Автореферат разослан января 1999 г Г

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат исторических наук, доцент

Е.Б.Никитаева

I. Общая характеристика работы.

История второй мировой войны, породившие ее причины, опыт, вытекающие из него уроки и следствия на протяжении уходящего XX столетия продолжают оставаться в центре внимания общественности, прежде всего тех стран и народов, которые прямо или косвенно были втянуты в эту глобальную катастрофу. К числу главных участников прошлого общемирового конфликта относятся Россия и Германия.

Изучение исторического опыта Германии и России обусловлено и тем, что на рубеже XX и XXI веков все более заметно обозначается явная тенденция к сближению обоих государств., к многостороннему сотрудничеству. И здесь в процессе взаимного познания не должно быть "белых пятен".

Таким образом сама жизнь и логика текущего исторического процесса' требуют уточнения и оценки основных вопросов прошлой и настоящей немецкой истории, включая ее самые "деликатные" и спорные.

'Актуальность германской проблематики объясняется и тем, что предмет данного диссертационного исследования - роль и деятельность немецкой христианской церкви, двух ее традиционных конфессий -католицизма и протестантизма в необычайно сложных условиях господства террористического режима Гитлера.

Деятельность церкви как традиционного общественного института подвергалась апологетическим и критическим оценкам.

Более того, в ФРГ существует и такая точка зрения, что одна из ведущих партий страны - Христианско-Демокрагический Союз является следствием католического Сопротивления, поскольку модель современной христианской демократии якобы разрабатывалась в одном из очагов Сопротивления - в Крейсаузском кружке. Об этом неоднократно заявляли оставшиеся в живых основатели ХДС. Высказанная в 1987г. в литературе и в прессе1, подобная трактовка получила поддержку и со стороны некоторых историков ФРГ".

С этой точки зрения представляет научный интерес и опыт тех партий, которые ориентировались в годы Веймарской республики на христианскую идеологию.

В первую очередь это была партия Центра. В то время . с один из ее политиков, сообщник Гитлера, Ф.Папен впоследствии оказался в числе главных военных преступников. Другой лидер этой партии Г.Брюнинг вошел в историю как противник Гитлера. Духовную близость с ним испытывает сам Гельмут Коль, многолетний председатель ХДС и бывший канцлер послевоенной Германии3.

Духовный потенциал церкви, и ее деятельность, а также влияние на политические отношения в годы «Третьего рейха» и связанные с этим проблемы и противоречия, широко обсуждаются в ФРГ до последнего времени и не являлись предметом должного изучения российской историографии.

Состояние научной разработки темы. Выяснение роли немецкой церкви в годы правления Гитлера является одной из Бажных духовных проблем немецкой истории и тесно связано с так называемой коллективной ответственностью немцев за содеянные преступления и немецким Сопротивлением.

В целях изучения этой важной тематики напрашивается задача анализа политики обеих конфессий и их причастности к борьбе с Гитлером.

Проблема антифашистского Сопротивления была и остается объектом пристального внимания отечественных историков. В разные годы ее разработкой занимались A.C.Бланк, А.А.Галкин, Л.И.Гинцберг. Я.С.Драбкин, М.А.Мильштейн, Д.Е.Мельников, М.Е.Ерин. Г.Розанов, С.Воропаев и др.4. Эту проблему глубоко исследовали историки ГДР. труды которых переводились и издавались в Советском Союзе.

Наиболее известны книги К.Финкера, К.Г.Бирлата и Л.Краусхаар. К.-Х. Янке5. Советским историкам были известны и другие публикации

■ : ■ 5

немецких коллег, а ряд книг были подготовлены совместно. Среди них работы об антифашистском Сопротивлении6, а также издания по общим вопросам рабочего и молодежного движения, в которых антифашистская тема нашла достаточно широкое освещение7.

Следует однако констатировать, что как в прошлых советских изданиях I так и в изданиях ГДР в исследовании проблематики немецкого Сопротивления преобладала односторонность.

При характеристике состава участников Сопротивления акцент делался в основном на показе коммунистов и их руководящей роли в этой борьбе. В связи с этим другие участники антифашистской борьбы -представители других политических течений как бы оказывались в тени. На это обращал однажды внимание В.Брандт во время своего посещения в 1970 году музея на месте бывшего концлагеря Бухенвальд. Он призвал не забывать' и других героев и жертв — «социал-демократических, либеральных, христианских, еврейских заключенных и их страдания»8.

Что касается роли церкви и христианских участников Сопротивления, то об этом в исторических исследованиях в Советском Союзе и социалистических: страна>}существовали лишь отдельные публикации. В основном причиной были идеологические суждения, согласно которым религия, как «опиум для народа» являлась реакционным мировоззрением.

В первую очередь это относилось к католической церкви, ее главе -римскому папе. До определенного периода отношение к католицизму в нашей историографии оставалось негативным, прежде всего - по причине его антикоммунизма и антисоветизма.

Действительно, папский престол, католический епископат в целом относились снисходительно к фашизму как антиподу большевизма. В той обстановке антикоммунизм и антисоветизм христианской церкви был естественным, что во многом и обусловило двойственность церкви на Западе в отношении к такому явлению как фашизм и гитлеровский режим.

Тем не менее это не давало оснований причислять всю христианскую общественность к профашистским силам. Нельзя обходить, замалчивать ее вклад в антифашистское Сопротивление.

Из истинных христиан-антифашистов в монографии и другие публикации попадали лишь отдельные, наиболее яркие трагические фигуры. Это были отдельно взятые личности, как бы подтверждая, что появление их среди участников Сопротивления не правило, а исключение из правила. К тому же ими оказывались те деятели, которые поддерживали коммунистов или, во всяком случае, не противостояли им (Й.Россен, М.Нимеллер, Г.Пёльхау, О.Нушке и др.). Таким образом, воссоздаваемая картина движения Сопротивления не раскрывала до конца роль обеих конфессий.

Неполным являлось и освещение характера антифашистской борьбы. Негативно представлялись многие послания и демарши римских пап, обращения епископата, партии Центра. При этом в прошлых изданиях не учитывалась ситуация, в которой оказывались христианские деятели, их возможности, да и целесообразность открытых выступлений против режима, грозивших для церкви разгромом и потерей всяких легальных каналов общения с народом.

Наряду с этим недооценивались и результаты исследований западных стран и, в частности, в ФРГ. В свою очередь, эти исследования также не отличались безупречностью, они преуменьшали вклад коммунистов в антифашистскую борьбу. На фоне сотрудничества церкви с Гитлером коммунисты в Сопротивлении играли активную р^ль, сознательно шли на жертвы*.

Столь же неоднозначной и категоричной является и оценка роли в движении Сопротивления самих христианских церквей. Наряду с работами, аргументированно показывающими эту роль в позитивном плане, существуют и публикации, написанные с тенденциозных позиций. Мнение церковных иерархов сводилось к тому, что католическая церковь

видела свой главный интерес в сохранении своих структур. Но в то же время отмечается важность ее выступления в лице кардинала Галена, в защиту прав и свободы человека (1937г). Однако этот факт был отмечен папой Пием XI1 только по окончании войны10. •

Среди евангелистов также существуют неоднозначные оценки их собственной роли в этом процессе. Есть точка зрения, что их борьба против фашистского режима не носила политического характера. Однако определенную долю несогласия с этим утверждением содержит другой взгляд на протестные выступления евангелистов как на «движение Сопротивления против воли»". Тем самым, вопрос об оценке роли и места христианской церкви и ее обеих конфессий в германской историографии остается открытым.

В целом историки ФРГ достаточно продуктивно исследуют роль церкви в годы фашистской диктатуры. Нам удалось воспользоваться трудами таких авторов, > как Герхард Рингсхаузен, Клаус Готго, Конрад Репген, Хайнц Хюртен, Йоахим Куропка и др.(см. Список литературы). Однако при богатом фактическом материале заметно отсутствие единства в оценках конкретных событий и личностей, требующих в определенном смысле приведения их общей линии и характеристики позиции церкви в гитлеровском рейхе.

Таким образом различные мнения и единичные работы в России в области церковной политики в годы правления Гитлера (статья А.Бровко) предопределяет необходимость данного исследования. Его задача - внести вклад в ликвидацию, по крайней мере, одного из существующих белых пятен в истории Германии. Относящиеся к политике рейха по вопросам религии и церкви проблемы, а также научное объяснение подхода церкви и роли христианской общественности в оценке фашистского режима и участие их в движении Сопротивления предопределили творческий интерес автора.

Цель и задачи исследования. Речь вдет о выявлении роли и места церкви в Германии периода фашистской диктатуры (1933-1945гг).

В плане достижения данной цели в диссертации решаются следующие исследовательские задачи:

- сравнительный анализ церковно-христианской и национал-социалистской идеологий;

- изучение вопроса о роли религии и веры в гитлеровских планах нацификации страны;

- показ взаимоотношений фашистского режима и политического католицизма: роль партии Центра в фашизации страны и установлении фашистской диктатуры;

Выяснение позиций католической и протестантской конфессий в условиях политики идентификации веры и национал-социализма;

- ' анализ отношений католической церкви и католической общественности с Третьим рейхом, фашистскими властями и их отношение к антифашистскому движению;

- исследование форм и средств противодействия евангелической церкви и общественности фашистскому режиму, фашистской имперской церкви;

Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые в отечественной историографии:

- изучены документы и материалы папской канцелярии (Послания папы, энциклики, переписка с епископатом), германского католического епископата и синода евангелической церкви по вопросам фашизма и антифашизма, документы гитлеровского режима по вопросам религии и церкви в Третьем рейхе (конкордат, решения имперских министерств, материалы прессы);

- дается комплексный анализ проблем функционирования христианской церкви в условиях тотального, террористического режима

фашистского рейха и обобщены современные дискуссии о виновности церк- шников;

- введены в научный оборот новые документы, материалы, научные труды, опубликованные в Германии и неизвестные до сего времени российскому исследователю.

Методологическую основу исследования составил принцип историзма, требующий рассматривать и оценивать любое явление в его возникновении и развитии, в связи с другими явлениями и с учетом опыта истории, позволяющего при освещении событий принимать во внимание и их последствия.

Принцип историзма позволяет так же соотнести классовые, социально-политические и мировоззренческие интересы конкретных общественных групп с национальными интересами народов. Данный метод помогает* более четко проследить диалектику взаимодействия в треугольнике сил, каждая из которых имела антиподов и противников. Этот треугольник: фашизм — христианство - большевизм.

Основными источниками исследования явились документы церкви - энциклики, обращения, послания папы, выступления прелатов, законы фашистского рейха, указания, речи высокопоставленных деятелей, различные свидетельства участников Сопротивления и т.д. Важнейшие документы святого престола, касающиеся нашей темы, содержатся в периодически переиздаваемых «Текстах католического социального учения»12 (публикует Федеральный союз Движения католических трудящихся).

По традиции эти сборники включают в себя основополагающие материалы, начиная с энциклики Льва XIII «Рерум новарум» (1891г). Правда, в текущее 7-е издание сборника не вошли две энциклики Пия XI 1937г.: «С глубокой озабоченностью» и «Эеуш КесктрЬэп'з». одна из которых осуждала национализм, вторая - «красный тоталитаризм»13. К

началу' 90т гг. XX века обе. они, по мнению составителя, утратили актуальность.

Из документов, характеризующих позиции и деятельность церкви в годы Третьего рейха, при подготовке диссертации исследовались сборники, составленные и редактированные В.Адольфом, У.фонХелем, Д.Альбрехтом, церковным управлением евангелической церкви, объединением историков епархии Роттенбург-Штутгарт и т.д.14.

Ряд аспектов политики Третьего рейха, касающихся воспитания молодежи, нашел обоснование в собранных документах приложения к книге Х.В.Куна и П.Массинга «Политическое образование в Германии». В данной публикации получил отражение и период фашистского господства15.

Документы о деятельности католической и евангелической молодежи, ее союзов, а также политику Третьего рейха в их отношении, вошли в сборник, подготовленный К.Х.Янке и М.Буддрусом16.

В процессе работы .над темой, автор знакомился с материалами антифашистского Сопротивления17. Особо рассматривались документы руководителей покушения 20 июля 1944 года18, следствия по данному

19

делу'.

При анализе роли партии Центра и ее союзниц на рубеже 20-30-х годов использовались статистические и другие документальные данные, опубликованные в книге П.Лёше20.

Диссертанту удалось с большой пользой для исследования познакомиться с мемуарами некоторых деятелей церкви - участников Сопротивления21. Близки по жанру и этим публикациям книги о борцах против фашизма, написанные людьми, знавшими их лично. Таковы книги о фон Штауффенберге, Нимёллере, Россене и др.".

В работе использовался также фактический материал, вошедший в труды германских историков.

В целом документальная, источниковая база представляется достаточно емкой и надежной, чтобы на ее основе решить поставленные научные задачи и достаточно полно раскрыть проблематику диссертации.

Апробация исследования. Основные положения диссертации были изложены в трех публикациях общим объемом в 1,5 печатных листа. Автор выступал по теме своей диссертации на Дне науки (исторический факультет Московского городского педагогического университета) и научной конференции молодых ученых в Нижнем Новгороде. Подготовленный материал используется при чтении спецкурсов по антифашистскому Движению Сопротивления в годы второй мировой войны.

• Структура диссертаций. Диссертация состоит из введения, двух

глав, заключения и списка использованных источников и литературы. *

Основное содержание работы.

Во введений дается обоснование темы, раскрывается ее актуальность и научная новизна. Определяется предмет исследования, формулируются его цели и задачи. Здесь также охарактеризованы методологическая основа исследования, историография проблемы и используемые источники.

В первой главе «Христианская идеология и национал-социалистская политика в отношении церкви» раскрывается роль, которую церковь традиционно играла в германском обществе, и место, отводимое ей .; национал-социализмом{гитлеровском «Третьем рейхе».

Тотальный характер создаваемой фашистами политической системы предполагал подчинение всех сфер жизни Германии, всех жизненных основ нации и государства интересам своего режима. Естественно, что христианская церковь с ее духовным и нравственным

авторитетом, огромным влиянием на сознание миллионов не могла оставаться за пределами политики гитлеровского режима.

Отношение национал-социализма к христианству, к существовавшим в Германии его конфессиям было неоднозначным. Сам фюрер и другие фашистские лидерьфчитали себя верующими. Они никогда не упускали возможности использовать имя Господа Бога, если это было выгодно. Но, с другой стороны, христианство с его заповедями и моралью не вписывалось в исповедовавшиеся национал-социализмом расовые теории. Расизму чужды вдеи сострадания, помощи и защиты слабых. Напротив, они представляли серьезное препятствие на пути вынашиваемых планов захватов и аннексий. Нацисты не хотели видеть ничего общего между немцами и другими «неполноценными» народами и расами и тем более, относиться к ним как единоверцам, «братьям во Христе». Их антисемитизм не мирился с еврейским происхождением христианства. Политически фашистский режим не устраивало автономное положение церкви: протестантские, евангелические общины Германии имели свое./ самостоятельное управление, а католическая конфессия вообще подчинялась Центру, находящемуся вне пределов страны, мало знакомому лидерам фашистского рейха и не имевшего у них какого-либо доверия.

Фашистский режим в наибольшей мере устроила бы своя собственная религия, построенная на национал-социалистском, расистском, антисемитском фундаменте, чисто германская религия, своего рода «нацистское христианство». Однако он должен был считаться с реалиями, с тем, что было в немецком обществе. Сама же действительность состояла прежде всего в том, что к моменту установления гитлеровской диктатуры Германия в религиозном, каноническом смысле представляла сосуществование двух основных конфессий со следующей пропорцией: католики - 21,2 млн., протестанты -

40.9 млн"\ Именно из этих реальностей и должен был исходить фашистский режим.

Сложным и противоречивым было и отношение самой церкви и ее конфессий к фашистскому режиму. Основная часть ее клира и прихожан воспринимали фашизм как движение маргиналов, деклассированных элементов, видели его антихристианскую направленность. Однако, в годы жесточайшего экономического кризиса многие из верующих, особенно из лишившихся работы, хлеба, поддались призывам фашистской пропаганды, демонизации ею фигуры Гитлера как спасителя нации. По этим причинам немало верующих вступило в штурмовые отряды, а также и в фашистскую партию.

. Что касается церковных верхов, близких й по своим общественным интересам к правящей элите, то их позиция оказалась двойственной.

К< фашизму, как движению лавочников, маргиналов, как силе, враждебной христианству, они относились критически. Подходы национал-социализма к проблемам морали и нравственности ими отвергались. Но вместе с тем, классовый инстинкт вынуждал их считаться и с другой особенностью фашизма - его способность (в которую все больше и больше немцев верило) стабилизировать ситуацию и в экономике, и в политической сфере, навести порядок в стране. Церковникам импонировал также откровенный антикоммунизм гитлеровского режима. Христианская церковь Запада - и католическая, и протестантская ее ветви - видели в коммунизме большую опасность.

Борьба против атеистического коммунизма была для нее в прямом и переносном смысле вопросом жизни и смерти. Об этом говорил и новейший (для того времени) опыт решения религиозного вопроса в большевистской России. В этом плане постоянное, вплоть до 1933 года, усиление позиций Коммунистической партии Германии в политической жизни страны, тоже не могло не беспокоить церковный клир.

«Красное язычество» представлялось ему более опасным, чем коричневое, национал-социалистическое. Это особенно характерно было для католической церкви. Ее позиция весьма ярко предстала перед лицом общественности в годы гражданской войны в Испании (1936-1939гг.), в которую вмешались фашистские державы. Немецкий епископат поддержал это вмешательство фюрера и дуче. В своем послании Гитлеру он призвал «проявить решительность в этой борьбе»24.

Важной стороной церковной политики ¿Третьего рейха"были и его отношения с папским престолом.

Официально признанные формы контактов с Ватиканом были необходимы фашистскому режиму, чтобы обрести респектабельный, цивилизованный облик и соответствующий имидж среди других стран европейского континента. Установления нормальных отношений требовала' и задача усиления влияния фашистского режима в среде католического епископата в Германии - несмотря на поддержку им ряда политических акций правительства Гитлера сосуществовать с этой аудитори^диктаторскому режиму было непросто.

Установление нормальных отношений с Германией, независимо от характера установившегося в немецком обществе политического режима, было и в интересах папского престола. К этому времени папа имел договоры (конкордаты) с целым рядом ведущих стран Запада, которые подтверждали и усиливали легитимность деятельности католической церкви. Наиболее значительным, представлявшим наибольший интерес для Гитлера договором, были Латеранские соглашения Ватикана и Муссолини. По их подобию был составлен и конкордат Ватикана и Германии, подписанный 20 июля 1933 года.

Конкордат был высшей ступенью в развитии германо-ватиканских отношений. Гитлер гарантировал католической церкви имевшиеся права и возможности ее деятельности на территории рейха. И хотя заключением договора были довольны обе стороны, в выигрыше оказался Гитлер.

Его режим получал. международное признание. Что же касается взятых обязательств, то Гитлер вскоре от них отказался.

Еще труднее пришлось протестантской церкви. Она не имела какого-то мирового центра, способного защитить ее. И фашистский режим воспользовался этим. 28 сентября 1935 года Гитлер ввел правительственный контроль над деятельностью протестантской церкви, она подчинялась соответствующему министерству.

Серьезным конкурентом в борьбе за массы верующих для национал-социалистов были партии, представлявшие на политической арене церковь и церковные круги.

Автор имеет в виду прежде всего партию Центра, пассивная политика которой стимулировала деятельность национал-социалистов.

Правое крыло ее оказывало поддержку национал-социалистам. Такой же деятель, как фон Папен, явился прямым пособником НСДАП в установлении фашистско диктатуры. Правые использовали авторитет своей партии, а вместе с ней и церкви (ее связь которой с католическими политиками ни у кого не вызывала сомнений) для прикрытия подлинных целей нацистов, для придания их режиму респектабельного, демократического фасада.

Фон Папен вошел в состав первого кабинета Гитлера в качестве вице-канцлера. Одобрению закона о предоставлении правительству фюрера чрезвычайных полномочий («для борьбы с антигосударственными коммунистическими актами насилия») способствовал председатель партии центра Каас, выразивший готовность сотрудничать с правительством.

Гитлер придавал большое значение «единодушному» одобрению данного закона, особенно депутатами-католиками. Геринг - как министр внутренних дел. пригрозил, что если партия Центра не поддержит законопроект о чрезвычайных полномочиях, то последует немедленное увольнение из государственного аппарата чиновников католического вероисповедания, депутаты-католики будут лишены материальных благ, а

партия распущена. Напротив, Гитлер пообещал ряд уступок представителям данной фракции, церкви в целом, если онЛего поддержат.

В то же время лидеры партии Центра, отступая под натиском фашистов, находили себе оправдание в том, что их отступление и даже капитуляция вызвана стремлением смягчить, облагородить новый режим.

По сути дела это стремление оказалось фикцией, как и обещания, гарантии Гитлера - обманом. Гитлер начисто переиграл по всем статьям политиков от католицизма. Партию центра, когда она- стала, не нужна Третьему рейху^ ожидала судьба всех остальных (кроме НСДАП) партий. Спустя три с половиной года после запрета КПГ и других политических объединений 2 июля 1933 года были распущены и католические партии. Фон Папен некоторое время еще пытался изображать самостоятельность своей позиции, высказывал критические замечания по поводу отдельных сторон политики фашистского правительства, однако нацистам это не нравилось. Они все же оценили и его личные услуги, пощадив во время «ночи длинных ножей» 30 июня 1934 года (убит был только первый секретарь вице-канцлера).

Вскоре фон Палена отправили послом в Австрию, а позднее послом в Турцию, где он также старался быть полезным фашистскому рейху. Его политическая карьера как деятеля политического католицизма закончилась на Нюрнбергском процессе главных немецких военных преступников, где он восседал среди наиболее одиозных фигур Третьего рейха?

Что касается традиций партии Центра, то современный Христианско-Демократический Союз Германии бесспорно считает ее своей предшественницей, однако симпатии многих деятелей и рядовых членов ХДС принадлежат тем католическим политикам, которые группировались вокруг организаторов неудавшегося заговора 20 июля 1944 года.

Параллельно с политикой подавления церкви, ее представителей на политической сцене отцы Третьего рейхау стремились реализовать идею

создания своей собственной фашистской церкви. Об этом речь идет в третьем параграфе первой главы диссертации.

Уже в июле 1933 года рейхстаг одобрил указ о новой, имперской церкви, руководителем которой по личной рекомендации Гитлера был назначен бывший армейский капеллан Л.Мюллер. Спустя неделю национальный синод по той же рекомендации избрал Мюллера первым имперским епископом. В поддержку новой церкви были созданы общественные объединения - «Германское движение за веру», «Немецкие христиане».

Некоторое время спустя появилось богословское обоснование новой церкви, которое выдвинул профессор Э.Бергманн.

В 1934 году он опубликовал тезисы, которые должны были составить ее устои. Речь шла о том, что еврейский Ветхий завет для

г

немцев, для новой Германии якобы не подходит, что Иисус Христос был не евреем, а нордическим мучеником, отправленным на смерть евреями, и воином, который должен спасти мир от1 евреев. Новым мессией, посланным па Землю, чтобы спасти мир от евреев, объявлялся Гитлер. Фашистская свастика представлялась символом германского христианства, а германская земля, кровь, душа, искусство - его священными категориями.

Новое предлагаемое фашистским режимом родиозное направление однако не нашло ожидаемой ее создателями широкой поддержки ни в пасторской среде, ни среди верующих.

Традиционные для Германии ветви христианства - католичество и протестантство - несмотря на все жесткие ограничения, предпринимаемые режимом, продолжали существовать. К этому добавилось и другое обстоятельство: глава новой церкви Мюллер, несмотря на фанатичную преданность рейху и лично Гитлеру, абсолютного доверия у него все же не заслужил. После того, как в 1935 году решение всех вопросов, относящихся к религии. Гитлер передал в компетенцию созданного им

специального имперского ведомства, влияние первого (и последнего) епископа, представлявшего выведенный в ^Третьем рейхе'1 религиозный гибрид, стало резко снижаться.

В целом фашистский эксперимент с созданием своей собственной, имперской церкви окончился неудачей. В этой неудаче отразилась несостоятельность всей политики Третьего рейха в сфере религии.

Более того, опыт двенадцатилетней истории фашистской диктатуры в Германии еще раз подтвердил, что «отменять» складывавшиеся столетиями традиции и обычаи, административно насаждать и утверждать новые принципы и нормы духовной жизни невозможно даже при использовании тоталитарной, диктаторской власти.

Волюнтаристские попытки узурпировать историю, ставить субъективный произвол власть имущих выше объективных законов развития общества заведомо непродуктивны и ведут к поражению.

Во второй главе «Германские христиане и движение Сопротивления» рассматриваются вопросы, определявшие духовную и нравственную жизнь. В условиях гитлеровского режима две ветви христианской церкви отражали отношение клира и прихожан к фашистскому режиму, принятие и неприятие его в данной среде. Последнее обстоятельство проявлялось в контактах и связях оппозиции национал-социалистской диктатуре с наиболее значимыми силами антифашистского Сопротивления.

В современной Германии не прекращаются споры: а было ли такое движение, такая антифашистская борьба, Сопротивление? Среди историков и богословов существует и такая точка зрения, будто его вовсе не было, что малочисленные, слабо организованные, подпольно действующие организации или верхушечные заговоры - не в счет. Исходя из этой точки зрения, пишутся книги25.

Более того, немало людей рассуждают о том, что те, кто выступал против существовавшего в стране режима (не имеет значения., какого).

являются предателями, дезертирами и изменниками. Несмотря на регулярно произносимые речи современных лидеров германской нации в память о погибших участниках заговора 20 июня 1944 года, день покушения на фюрера остается «неудобным памятником и спорной датой»26.

Тем не менее другая, преобладающая часть исследователей истории Третьего рейха считает, что силы, противостоящие фашистскому режиму, в Германии были, они не бездействовали, и Сопротивление, следовательно, существовало в качестве исторического явления.

Примерно также обстоит и с оценкой участия церкви, верующих христиан в движении Сопротивления. Она также неоднозначна. Представляется, что суть спора - в содержании, которое вкладывается в данное понятие и которое оказывается неодинаковым. Как известно, всякое общественное явление может развиваться в самых разных формах. Последние зависят как от условий деятельности, так и от характерных особенностей конкретного слоя, группы населения, которые представляются данным объединением, от задач, которые оно ставит. В Германии 1933-1945гг наряду с организациями, объединявшими людей, способных ради уничтожения фашизма жертвовать всем, включая собственную жизнь, морально и технически подготовленными к борьбе в условиях подполья, существовало немало людей, в организациях не состоявших в каких-либо антифашистских акциях не участвовавших, но так и не принявших фашистский режим и остававшихся по отношению к нему в духовной, нравственной оппозиции. История свидетельствует о том. что под влиянием обстоятельств - социальных, политических, личных - ее представители становились на позиции открытого неприятия режима, противодействия ему. Однако гестапо и другим службам сыска, поднятым

•л

в Третьем рейхе на уровень основных и главных орудий утверждения фашистской диктатуры, в большинстве случаев удавалось в зародыше

подавлять проявление оппозиционных настроений, на корню уничтожить ростки антифашистских организационных образований.

В данной ситуации в лучшем положении оказалась католическая ветвь церкви. С одной стороны, она в лице своих иерархов выступала против наиболее одиозных проявлений фашистского режима, но с другой стороны позитивно оценивала его антикоммунистическую направленность. Когда правительство Германии начало уклоняться от своих обязательств, взятых по конкордату в отношении католической церкви в Германии, папа выступил с резким протестом. По настоянию епископов Бертрама, Фаульхабера, Галена и др. Папа в конце 1936 года принял решение

а

объявить в специальной энциклике об обидах, нанесенных Третьим рейхом церкви, и осудить церковную политику, осуществляемую фашистской диктатурой.

Написанная на немецком языке, энциклика «С глубокой озабоченностью» от 14 марта 1937 года резко негативно оценивала «новоязычество» национал-социализма, тоталитаризм, расовую теорию и меры, предпринимаемые фашистскими властями против религии и церкви. Но почти одновременно с этой энцикликой появилась другая - «Оеуии НеёетрШпх», направленная против коммунизма27.

Папский престол тем самым предупреждал: критикуйте фашизм, но... не очень, соблюдайте меру. Эта двусмысленность отражала линию римско-католической церкви в отношении фашизма.

Политику католической церкви в отношении фашистского режима, осуществляемую непосредственно в Германии, в достаточной мере иллюстрируегг деятельность такого прелата, как кардинал М.Фаульхабер, архиепископ Мюнхенский и Фрейзингский.

Он уверенно отстаивал интересы католицизма, хотя после установления в стране фашистской диктатуры он должен был лавировать. Неоднократно в выступлениях клирика звучал протест против насаждения

«нового язычества» фашистов, защищался отвергаемый ими Ветхий завет, выражалось сочувствие жертвам еврейских пргромов.

В то же время кардинал публично отказался поддержать призыв швейцарских коллег молиться о смерти Гитлера. У него были и личные контакты с фюрером, который в 1936 году приглашал его в свое поместье. Фюрер пытался склонить Фаульхабера на свою сторону, убедить его в общности судеб фашизма и христианства: если национал-социализму не победить большевизм, то и христианство прекратит свое существование -большевизм более опасен для церкви, нежели фашизм.

Мысль в общем-то не противоречила стратегической линии

Ватикана, но мюнхенский кардинал не поддался на эти обещания, не

связал себя никакими обязательствами. Несмотря на непрекращающиеся

28

нападки на церковь, провокации, аресты служителей и т.п. он стремился сохранил нормальные отношения с режимом, спасти церковь от расправы, сохранить возможность, хотя и ограниченную, легального общения с народом.

Позиция Фаульхабера вызывала уважение у противников фашизма. Участники заговора 20 июля 1944 года пытались вовлечь в него и мюнхенского прелата. Но тот, верный избранной линии поведения, отказался, а после неудачного покушения на Гитлера публично осудил попытку террористического акта.

Уважением в антифашистской среде пользовалось имя и другого прелата - графа фон Галена, архиепископа Мюнстерского, постоянно выступавшего с критикой политики правительства.

Как и Фаульхабер, он на деле дистанцировался от режима. Можно ли отнести это к Сопротивлению? На наш взгляд - да. Смелые выступления прелатов, а вслед за ними и представителей клира среднего и нижнего звена помогали сотням и тысячам немцев сохранить мужество, веру в справедливость и объективно способствовали распространению антифашистских настроений.

Росло число представителей католической среды, деятельность которых гитлеровской юстицией квалифицировалась как госу дарственная измена, как покушение на устои режима. За годы существования Третьего рейха в Германии были репрессированы 261 католический священник и 140 членов монастырских орденов29.

Имели место и определенные формы организации «Католическое действие» в Берлинской епархии, ряд объединений в Рурской области и на Нижнем Рейне, созданных на базе ячеек Союза католической молодежи. Католики участвовали в работе некоторых других подпольных центров, но эта работа охватывала, как правило, единицы, массового характера она не носила. .

В отличие от католической церкви, протестанты, не имевшие международного центра, достаточно признанного и авторитетного, чтобы защитить и поддержать свой клир и прихожан, в Германии должны были решать свои проблемы один на один с фашистским режимом.

По сравнению с католицизмом немецкий протестантизм менее каноничен и по своей сути более политизирован.

В представлении протестантов их политическая традиция объединяет национальную и духовную традиции, поднимая его до «христианской национально-государственной этики»30.

По своему идеологическому направлению эта церковь выражала национально-консервативные интересы и со времени ноябрьской революции в .Германии (1918г) стала оппозиционной как к самой революции, так и к Веймарской республике. Ее сторонники многое сделали для победы на президентских выборах 1925 года фельдмаршала Гинденбурга, протестанта по своему вероисповеданию.

На приход к власти национал-социалистов еваигелическая элита реагировала положительно, и даже благословила установившийся режим.

В январе 1934 года совещание высших протестантских священников во главе с епископом Л.Мюллером в своем

«принципиальном заявлении» выразили Гитлеру абсолютную поддержку. Об этом открыто говорил и Мюллер, который поставил на Передний план осуществление фашистского лозунга: «Один рейх - один народ - один вождь - одна церковь».

При всем при этом не все организации протестантской церви разделяли этот подход. Одним из лидеров антифашистского режима в евангелической среде был Карл Барт, епископ и теолог. Он и его единомышленники противопоставили вышеназванному лозунгу декларацию, принятоую 22 апреля 1934 года в Ульме.

В ней шла речь о неправомерности попыток властей ограничить церковь в ее правах, о ее праве выбора - сотрудничать с режимом или ограничиться церковными делами. Так в протестантской конфессии определились два направления: одно во главе с прогитлеровским епископйм Мюллером и второе, реформаторски-критическое, во главе с Бартом, Хайнеманом и Бонхёффером. Линит-йй водораздела между ними явилось отношение к новому режиму.

Задуманное Мюллером активное наступление на внутрицерковную оппозицию не удалось, хотя и целиком опиралось на поддержку властей третьего рейха.' 2 марта 1934 года был издан Закон о церкви, который предусматривал роспуск всех протестантских организаций и создание органов церкви лишь с разрешения имперских церковных инстанций. Несмотря на это создавались объединения Свободы Совести, которые стали центрами сплочения оппозиции официальному протестантскому руководству во главе с Мюллером.

И все же эги круги внутриконфессиональной оппозиции не выступали с политическими требованиями против режима. В немецком обществе они представляли своего рода духовную оппозицию, и лишь отдельные ее участники (Нимёллер. Боихёффер и другие) сознательно вступили на путь открытой критики режима.

Синоды (собрания) Свободы Совести принимали смелые заявления, представлявшие вызов властям „Третьего рейха'.'По их требованиям Гитлер отстранил близкого ему епископа Мюллера от должности министра по делам церкви. В адрес фюрера направлялись письма с требованием освобождения 725 священников, находившихся в концлагерях, с осуждением расизма и т.д. Евангелический епископ Вурм публично осудил эвтаназию.

Наряду с этими фактами морального вызова властям среди протестантов имели место и активные формы Сопротивления. Д.Бонхёффер, Э.Бетгге и др. проводили семинары евангелических священников и поддерживали связи с группами Сопротивления. Всего в начале войны гитлеровская юстиция выявила около 300 таких фактов, причастность к которым заканчивалась вынесением смертных приговоров.

Антифашистские акции в среде протестантов имели место преимущественно в первые годы существования „Третьего рейха? В последующие годы под воздействием репрессий со стороны карательных органов оно пошло на убыль. Официальные руководящие струюуры продолжали заверять Гитлера в своей преданности. После нападения на СССР совет Евангелической церкви «от имени немецкого народа и всех верующих протестантов» благодарил фюрера «за этот подвиг».

И тем не менее, воля к Сопротивлению росла в церковных кругах, в него вовлекались и те, кто вначале был в числе сторонников Гитлера и нового режима. Среди этой категории были деятели группы Свободы Совести (Исповедальной церкви) Карл Иммер, Пауль Шнейдер, епископ Вурм, пастор Мартин Нимёллер и др. В ответ на это гитлеровский режим ответил репрессиями.

Оппозиция гитлеровскому режиму в среде протестантов, как и в среде католиков, не имевшая своей организации, была подавлена - если не целиком, го, по крайней мере, до пределов, безопасных режиму Третьего

рейха." Для тех же. кто становился на путь неприятия нацист; :с кой диктатуры, это оборачивалось подлинной трагедией.

Суть ее много лет спустя выразил тот же М.Нимёллер: «Когда хватали коммунистов, мы молчали, потому что мы были не коммунисты. Когда арестовывали социал-демократов, мы тоже молчали, потому что не были социал-демократами. Когда забирали католиков, мы тоже сидели спокойно - это не касалось нашего брата. А когда очередь ареста дошла до нас, поднять голос в нашу защиту было уже просто некому».

В -заключении делается вывод о той роли, которую играли христианские конфессии Германии в идеолого-политическом пространстве, очерченном двумя крайними точками, двумя полюсами общественного развития - антигуманном, тоталитарном, «языческом» национал-социализме и «красным», атеистическим коммунизмом.

Официальное церковное руководство, идеологически не присоединяясь ни к тому, ни к другому, находило однако второй полюс значительно более опасным для церкви. Не одобряя антигуманных, расистских и милитаристских доктрин национал-социализма, дистанцируясь от режима'Третьего рейка" оно в то же время смотрело на него как на потенциального и возможного союзника в борьбе с коммунизмом и близкими к нему левыми силами. За кажущейся непоследовательностью церковных иерархов (попытки иметь контакты с фашистским режимом в одних слу чаях и отмежеваться от него в других) угадывалась продуманная стратегия отношений с опаснейшим и непредсказуемым субъектом мировой и внугригерманской политики. Однако значительная часть верующих, на собственном опыте распознавших все «прелести» гитлеровского режима, все более склонялась к неприятию его. становилась на путь Сопротивления ему - чаще в пассивной, значительно реже в активной формах. Эта часть христиан вошла в состав духовной оппозиции национал-социализму.

Таким образом, несмотря на ограниченный характер проявления

„ «

оппозиционности в христианскои среде, Третьему рейху не удалось превратить церковь в свою опору. Оппозиционная деятельность в религиозных кругах отбъективно играла на руку антифашистским силам, вела к усилению процессов эрозии социальной базы фашистского режима.

Участие (и даже просто причастность - прямая или косвенная) христианской церкви, ее католической и протестантской церквей в Сопротивлении фашистскому режиму сыграло немаловажную роль в ее дальнейшей судьбе. Благодаря ему церковь смогла сохранить свое лицо. Поднимая на щит имена противников фашизма из своей среды, она заносит их имена в историческую картотеку, на свои скрижали памяти в современной Германии.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

1. Современные дискуссии о взаимоотношениях церкви с режимом Гитлера - 0,3 п.л. Конф. Молодых ученых Лингвистического университета. Н.Новгород 1997.

2. Из истории Третьего рейха: фашистский режим и католики // Сборник трудов молодых ученых. - М.: МГПУ, 1998 (принято в производство) - 0,7 п.л.

3. Немецкая церковь и движение Сопротивления в «Третьем рейхе» (депонирована в ИНИОН АН РФ - 0,7п.л.)

1 Rheinischer Merkur Nr.48 vom 27. November 1987.

2 Ueberschär G.R.(Hrsg.) Der 20 Juli 1944. Bewertung und Rezeption des deutschen Widerstandes gegen das NS-Regume. Köln, 1994, s.182.

3 См. : Мазер В. Гельмут Коль. Биография. - M., 1992, с.95.

4 См.: Ерусалимский A.C. Германскийимпериализм: история и современность (исследования, публицистика). - М., 1964; Галкин A.A. Германский файлом. М., 1967; Мельников Д.Е. Заговор 20 июля 1944 года в Германии. М„ 1965; Розанов Г. Л. Германия под властью фашизма. М., 1964; Гинцберг Л.И., Драбкин Я.С. Немецкие антифашисты в борьбе против пгглеровскон диктатуры. М., 1961; МильштеннМ.А. Заговор против Гитлера (20 июля 1944 гоода). М, 1962; Бланк A.C. Коммунистическая партия Германии в борьбе против фашистской диктатуры (1933-1945). М.. 1964: Ерии М.Е. Партия Центра и установление фашистской диктатуры // Ежегодник германской

истории. 1981. М., 1983; Воропаев С.(сост.). Энциклопеди Третьего пейхз. М.. 1996 и

др.

См.: Финкер К. Заговор 20 июля 1944 года. Дело полковника Штауффенберга. М., 1976; Бирнат К.Г., ICpaycxaap JI. Организация Шульце-Бойзенз - Харнака в антифашистской борьбе. М., 1974.

6 Päizold К., Weißbecker К. Hakenkreuz und Totenkopf. Die Partei des Verbrechers. Berlin, 1982; Für ein besseres Deutschland. Protokoll der Greifswalder konferey 2 vom 28 und 29. Mai 1965 über Anteil junger deutscher Antifaschisten an der Befreiung Deutschlands vom Faschismus. Berlin 1966; Jahnke K.H. Jungkommunisten im Widerstandskampf gegen den Faschismus.

7 Geschichte der deutschen Arbeitetbewegeng. Bd. 4-5. Berlin 1966; Geschichte der deutschen Arbeiterbewegung. Chronik. Teil 11., Berlin, 1966; Geschichte der deutschen Arbeitejjugendbeweijung. 1904-1945. Berlin, 1973; Deutsche Arbeiteijugendbewegung. 1904-1945. Illustrierte Geschichte. Berlin, 1987 usw.

Brandt W. Begegnunen und Einsichten. Die Jahre 1960-1975. Hamburg 1976, s.499. ' Überschär G.R.(Hng.) Op.cit., s.9.

10 Schmädeke J., Steinbach P. (Hrsg). Der Widerstand gegen den Nationalsozialismus. München, 1985, s.245. Überschär G.R., Op.cit., s.191.

11 Überschär G.R., Op.cit., s. 191.

u Texte zur katolischen Sozialehre. Die sozialen Rundschreiben der Päpste und andere kirchliche Dokumente. 7. Erweiterte Auflage. Köln, 1989.

13 Ibid., s.8.

14 Kirche ufid Nation im Nazionalsozialismus (hrsg.v. Geschichtsverein der Diözese Rottenburg-Stuttgart). Sigmaringen, 1984; Adolph W. Geheime Aufzeichnungen aus dem nationalsozialistischen Kirchenkampf 1935-1943 (bearb.v.U.von Hehe). Veröffentlichungen der Komission für Zeitgeschichte. Reihe A: Quellen, Bd.28. Mainz, 1987; Die Denkschriften der Evangelischen Kirche in Deutschland (Hrsg. Kirchenamt der EKD. Bd. 14. Gütersloh, 1978; Albrecht D.(Hrsg). Katholische Kirche im Dritten Reich. Eine Aufsatzsammlung zum Verhältnis von Papstum, Episkopat und deutschen Katholiken zum Nationalsozialismus 19331945. Mainz, 1976 usw.

13 Kuhn H.W., Massing P. (Hrsg.) Politische Bildung in Deutschland. Entwicklung-Stand-Perspe|}iven. Opladen, 1990.

16 JahnkeK.H., Budrus M. Deutsche Jugend 1993-1945. Eine Dokumentation. Hamburg, 1989.

17 Zur Geschichte der deutschen Antifaschistischen Widerstandsbewegung 1933-1945. Eine Auswahl von Materialien, Berichten und Dokumenten. Berlin, 1957.

17 Ritter von Schramm W. Beck und Goerdeler. Gemeinschaftsdokument für den Frieden 1941-1944. München 1966.

18 Ritter von Schramm W. Beck und Goerdeler. Gemeinschaftsdokument für den Frieden 1941-1944. München 1966.

" Spiegelbild einer Verschwörung. Die Kaltenbrunner - Berichte an Bormann und Hitler über das Attentat vom 20 Juli 1944. Geheime Dokumente aus dem ehemaligen Reichssicherhcitshauptamt. hrsg. Vom Archiv Peter für historische und zeitgeschichtliche Dokumentation. Sttutgart 1966.

:o Lösche P. Kleine Geschichte der deutschen Parteien. Stuttgart-Berlin-Köln, 1993. 21 Poelchau H. Die letzten Stunden. Berlin, 1949; Poelhau H. Ordnung der Bedrängten. Berlin (W). 1963; Rossaint J.C., Zimmermann M.Widerstand gegen den Nazismus in Oberhausen. Frankfurt (Main), 1933.

" Kramarz J. Claus Graf von Staufenberg. Frankfurt (Main), 1965S Ordnung C. Martin Niemöller. Berkin, 1976; Jahnke K.H. Unbequeme Zeugen des 20. Jahrhunderts. Bd.2. Bonn. 1996.

 

Текст диссертации на тему "Церковь в Третьем рейхе"

¿/Л/Л у^/г/сР- У

Московский городской педагогический университет

Кафедра истории мировых цивилизаций

Церковь в Третьем рейхе: роль в обществе и взаимоотношения с фашистским режимом Гитлера (1933 - 1945гт)

Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Научный руководитель доктор исторических наук, профессор Е.И.Хаванов

4'

Москва 1998г.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. История второй мировой войны, породившие ее причины, опыт, вытекающие из него уроки и выводы на протяжении всей второй половины уходящего XX столетия остаются в центре внимания общественности, прежде всего тех стран, народы которых были прямо или косвенно втянуты в эту глобальную катастрофу. К числу главных участников общемирового конфликта, понесших самые тяжелые жертвы и последствия, принадлежат Россия и Германия.

Необходимость изучения исторического опыта Германии обусловлена и тем, что на рубеже XX и XXI веков все более заметно обозначается тенденция к сближению обоих государств, к многостороннему сотрудничеству. А это невозможно без обоюдного знания друг друга, и в прошлом, и на современном этапе. И здесь, в процессе взаимного познания, не должно быть "белых пятен".

Сама жизнь и логика исторического опыта требуют уточнения и оцен.ки основных вопросов жизни Германии, включая самые "деликатные" и спорные.

Актуальность германской проблематики обусловлена тем, что предметом диссертационного исследования является деятельность христианской церкви ФРГ, двух ее традиционных конфессий -католицизма и протестантизма в необычайно сложных условиях тотального, террористического режима Гитлера. Деятельность этого общественного института подвергалась как критическим, так и позитивным оценкам.

Более того, существует распространенная точка зрения, что одна из ведущих партий ФРГ - Христианско-Демократический Союз (ХДС) является политическим продуктом католического Сопротивления, поскольку сама модель современной христианской демократии, разрабатывалась в одном из очагов Сопротивления - в Крейсаузском кружке. Об этом неоднократно заявляли оставшиеся в живых основатели ХДС. Такая трактовка, высказанная в

1987г. в литературе и в прессе1, получила поддержку и со стороны историков ФРГ2.

С этой точки зрения представляет интерес опыт партий, ориентировавшихся в годы Веймарской Республики на христианскую идеологию. В первую очередь, это была партия Центра. В то время как один из ее лидеров, помогавший гитлеровцам прийти к власти, Ф.Папен впоследствии оказался в числе главных военных преступников, в Нюрнберге, другой лидер этой партии Г.Брюнинг вошел в историю как противник Гитлера. Духовную близость с ним испытывает сам Гельмут Коль, многолетний федеральный председатель ХДС и бывший канцлер послевоенной Германии3. Нравственный потенциал церкви, формы ее деятельности, влияние на политические отношения в годы «Третьего рейха», связанные с этим проблемы и противоречия, широко обсуждаются в ФРГ и не являлись предметом изучения российской историографии.

Состояние научной разработки проблемы. Выяснение роли немецкой церкви в годы правления Гитлера является одной из важных духовных проблем немецкой истории и тесно связано с так называемой коллективной ответственностью немцев за содеянные преступления и немецким Сопротивлением. В целях изучения этой важной проблематики напрашивается необходимость изучения политики обеих конфессий и их причастности к борьбе с Гитлером. Проблема антифашистского Сопротивления была и остается объектом пристального внимания отечественных историков. В разные годы ее разработкой, с преобаладающей ориентацией на Германию, занимались А.С.Ерусалимский, Д.Е.Мельников, А.С.Бланк, А.А.Галкин, Л.ИХинцберг, Я.С.Драбкин, М.А.Милыптейн, М.Е.Ерин, С.Воропаев и др.4. Эту проблему глубоко исследовали историки ГДР, труды которых переводились и издавались в Советском Союзе.

Наиболее известны книги К.Финкера, К.Г.Бирлата и ЛКраусхаар, К.-Х. Янке5, Русским историкам были известны и другие публикации немецких коллег, а 'р^ книг бьт? подготовлены совместно. Среди них работы, посвященные непосредственно антифашистскому Сопротивлению6, а также

издания по общим вопросам рабочего и молодежного движения, в которых антифашистская тема нашла достаточно широкое освещение7.

Следует однако констатировать, что как в советских изданиях, так и в изданиях ГДР при исследовании проблематики немецкого Сопротивления преобладала односторонность.

Исходя из марксистской концепции ведущей роли рабочего класса в историческом процессе авторы публикаций рассматривали события прежде всего через призму участия рабочего класса в антифашистской борьбе и понесенных им жертв. При характеристике состава участников Сопротивления акцент делался в основном на показе коммунистов и их руководящей роли в этой борьбе. В связи с этим остальные участники антифашистской борьбы как бы оказывались в тени. На это обращал однажды внимание В.Брандт во время своего посещения в 1970 году музея на месте бывшего концлагеря Бухенвальд. Он призвал не забывать и других героев и жертв - «социал-демократических,

о

либеральных, христианских, еврейских заключенных и их страдания» .

Что касается роли церкви и христианских участников Сопротивления, то об этом в исторических исследованиях в Советском Союзе и социалистических странах практически не упоминалось. Причиной были те же классовые и идеологические суждения, согласно которым религия, как «опиум народа», являлась реакционным мировоззрением. В первую очередь это относилось к католической церкви, ее главе - римскому папе. Отношение к католицизму в нашей историографии оставалось негативным, прежде всего - по причине его антикоммунизма и антисоветизма.

Действительно, папский престол, католический епископат в целом относились снисходительно к фашизму, как антиподу большевизма. Другой причиной являлась атеистическая направленность коммунистического учения, реализация которого в Советской России привела к уничтожению храмов, к террору против священнослужителей. Потому-то антикоммунизм и антисоветизм христианской церкви в той обстановке был естественным, что во многом и обусловило двойственность церкви в отношении к такому явлению как фашизм и гитлеровский режим.

Тем не менее, это не давало оснований причислять всю христианскую общественность к профашистским силам. Нельзя обходить, замалчивать ее вклад в антифашистское Сопротивление.

Из истинных христиан-антифашистов в монографии и другие публикации попадали лишь отдельные, наиболее яркие трагические фигуры. Это были отдельно взятые личности чем меньше, тем убедительнее, как бы подтверждая, что появление их среди участников Сопротивления не правило, а исключение из правила. К тому же ими оказывались те деятели, которые поддерживали коммунистов или, во всяком случае, не противостояли им

(Й.Россен, М.Нимеллер, Г.Пёльхау, О.Нушке и др.). Таким образом, !

|

воссоздаваемая картина движения Сопротивления была заранее обречена на \ неполноту и не раскрывала до конца роль обеих конфессий.

Соответствующей неполнотой отличался и характер антифашистской борьбы. Негативно представлялись практически все послания и демарши римских пап, обращения епископата, партии Центра. При этом в прошлых изданиях не учитывалась ситуация, в которой оказывались христианские деятели, их возможности, да и целесообразность открытых выступлений против режима, грозивших для церкви разгромом и потерей всяких легальных каналов общения с народом.

Тем самым, преобладание классового подхода историков - марксистов привело их к игнорированию результатов исследований западных стран и, в частности, в ФРГ. В свою очередь, эти исследования также не отличались безупречностью. Страдая односторонностью - главным образом в негативной оценке - они преуменьшали вклад коммунистов в антифашистскую борьбу. На фоне сотрудничества церкви с Гитлером коммунисты в Сопротивлении играли активную роль, сознательно шли на жертвы. Ставя перед движением цели, порой выходящие далеко за пределы антифашистских задач и петому не приемлемые для других участников, коммунисты констатировали: сознательное

Г

принижение их роли, X/) нередко приводило к фактическому занижению масштабов и умалению значения антифашистской борьбы, вплоть до прямого ее отрицания9. • /

Столь же неоднозначной и категоричной является и оценка роли в движении Сопротивления самих христианских церквей. Наряду с работами, аргументированно раскрьшак^цу^эту роль в позитивном плане, существуют и публикации, написанные с тенденциозных позиций. Мнение церковных иерархов сводилось к тому, что католическая церковь видела свой главный интерес в сохранении своих структур. Но в то же время отмечается важность ее выступления в лице кардинала Галена, в защиту прав и свободы человека (1937г). Однако этот факт был отмечен папой Пием XII только по окончании войны10.

Среди евангелистов также существуют неоднозначные оценки их собственной роли в этом процессе. Есть точка зрения, что их борьба против фашистского режима не носила политического характера. Однако определенную долю несогласия с этим утверждением содержит другой взгляд на протестные выступления евангелистов как на «движение Сопротивления против воли»11. Тем самым, вопрос об оценке роли и места христианской церкви и ее обеих конфессий в германской историографии остается открытым.

В целом историки ФРГ достаточно продуктивно исследуют роль церкви в годы фашистской диктатуры. Нам удалось воспользоваться трудами таких авторов, как Герхард Рингсхаузен, Клаус Готто, Конрад Репген, Хайнц Хюртен, Йоахим Куропка и др.(см. Список литературы). Однако при богатом фактическом материале заметно отсутствие единства в оценках конкретных событий и личностей, требующих в определенном смысле пЗтрдения их общей линии и характеристики позиции церкви в гитлеровском рейхе.

Таким образом различные мнения и отсутствие работ в России в области церковной политики в годы правления Гитлера предопределяет необходимость данного исследования, задача которого - внести вклад в ликвидацию, по крайней мере, одного из существующих белых пятен" в истории Германии. Относящиеся к политике рейха по вопросам религии и церкви проблемы, а также объяснение подхода церкви и роли христианской общественности в оценке фашистского режима и участие их в движении Сопротивления предопределили творческий интерес автора.

Цель и задачи исследования. Речь идет о выявлении роли и места церкви в Германии периода фашистской диктатуры (1933-1945гг). В плане достижения данной цели в диссертации решаются следующие исследовательские задачи:

сравнительный анализ церковно-христианскон и национал-социалистской идеологий;

- объяснение вопроса о роли религии и веры в гитлеровских планах пацификации страны;

- показ взаимоотношений фашистского режима и политического католицизма: роль партии Центра в фашизации страны и установлении фашистской диктатуры;

- освещение католической и протестантской конфессий в условиях политики идентификации веры и национал-социализма;

анализ отношений католической церкви и католической общественности с Третьим рейхом',1 фашистскими властями и их отношение к антифашистским движениям;

- исследование форм и средств противодействия евангелической церкви и общественности фашистскому режиму, фашистской имперской церкви;

- отмечается поражение гитлеровского режима в борьбе с христианскими конфессиями.

Научная новизна работы состоит в том, что в ней ©ппершые в отечеотжешюй эдотФрвшгцшфшйо

- изучены документы и материалы папской канцелярии, германского католического епископата и синода евангелической церкви по вопросам фашизма и антифашизма, документы гитлеровского режима по вопросам религии и церкви в Третьем рейхе;"

- дается комплексный анализ проблем функционирования христианской церкви в условиях тотального, террористического режима фашистского рейха;

- введены в научный оборот новые документы, материалы, научные труды, опубликованные в Германии и неизвестные до сего времени российскому исследователю.

Методологическую основу исследования составил принцип историзма, требующий рассматривать и оценивать любое явление в его возникновении и развитии, в связи с другими явлениями и с учетом опыта истории, позволяющего при освещении событий принимать во внимание и их последствия.

Принцип историзма позволяет так же соотнести классовые, социально-политические и мировоззренческие интересы конкретных общественных групп с национальными интересами народов. Данный метод помогает более четко проследить диалектику взаимодействия в треугольнике сил, каждая из которых имела антиподов и противников в двух остальных сферах. Этот треугольник: фашизм - христианство - большевизм.

Основными источниками исследования явились документы церкви -энциклики, обращения послания папы, выступления прелатов, законы фашистского рейха, указания, речи высокопоставленных деятелей, различные свидетельства участников Сопротивления и т.д. Важнейшие документы святого престола, касающиеся нашей темы, содержатся в периодически переиздаваемых «Текстах католического социального учения»12 (публикует Федеральный союз Движения католических трудящихся). По традиции эти сборники включают в себя основополагающие материалы, начиная с энциклики Льва XI11 «Рерум новарум» (1891 г). Правда, в текущее 7-е издание сборника не вошли две энциклики Пия XI 1937г.: «С глубокой озабоченностью» и «ОеуЫ Иедетр1опЪ>, одна из которых осуждала национализм, вторая -«красный тоталитаризм»13. К началу 90- гт. XX века обе они, по мнению составителя, утратили актуальность.

Из документов, характеризующих позиции и деятельность церкви в годы

Третьего рейха,'1 при подготовке диссертации исследовались сборники, б

составленные и редактированные В.Адольфом, У.фонХелем, Д.Альбрехтсм, церковным управлением евангелической церкви, объединением историков епархии Роттенбург-Штутгарт и т.д.14.

Ряд аспектов политики ^ Третьего рейха,' касающихся воспитания молодежи, нашел обоснование в документах, прилагаемых к книге Х.В.Куна и

ПМассинга «Политическое образование в Германии», где получил отражение и период фашистского господства13.

Документы, характеризующие деятельность католической и евангелической молодежи, ее союзов, а также политику Третьего рейха в их отношении, вошли в сборник, подготовленный К.Х.Янке и М.Будцрусом16.

В процессе работы над темой, автор знакомился с материалами антифашистского Сопротивления17. Особо рассматривались документы руководителей покушения 20 июля 1944 года18, следствия по данному делу19.

При анализе роли партии Центра и ее союзниц на рубеже 20-30-х годов использовались статистические и другие документальные данные, опубликованные в книге П.Лёше20.

Диссертанту удалось с большой пользой для исследования познакомиться с мемуарами некоторых деятелей церкви - участников Сопротивления21. Близки по жанру и этим публикациям книги о борцах против фашизма, написанные людьми, знавшими их лично. Таковы книги о фон Штауффенберге, Нимёллере, Россене и др.22.

В работе использовался также фактический материал, вошедший в труды германских историков.

В целом документальная, источниковая база представляется достаточно емкой и надежной, чтобы на ее основе решить поставленные научные задачи и достаточно полно раскрыть проблематику диссертации.

Апробация исследования. Основные положения диссертации были изложены в двух публикациях общим объемом в 1,5 печатных листа. Кроме того, автор выступал по теме своей работы на Дне науки (исторический факультет Московского городского педагогического университета) и научной конференции молодых ученых в Нижнем Новгороде. Подготовленный материал используется при чтении спецкурсов по антифашистскому Движению Сопротивления в годы второй мировой войны.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

1 Rheinischer Merkur Nr.48 vom 27. November 1987.

2 Ueberschär G.R.(Hrsg.) Der 20 Juli 1944. Bewertung und Rezeption des deutschen Widerstandes gegen das NS-Regume. Kö!n, 1994, s.182.

3 См.: Мазер В. Гельмут Коль. Биография. - М., 1992, с.95.

4 См.: Ерусалимский A.C. Германский империализм: история и современность (исследования, публицистика). - М., 1964; Галкин A.A. Германский фашизм. М., 1967; Мельников Д.Е. Заговор 20 июля 1944 года в Германии. М., 1965; Розанов Г.Л. Германия под властью фашизма. М., 1964; Гинцберг Л.И., Драбкин Я.С. Немецкие антифашисты в борьбе против гитлеровской диктатуры. М., 1961; Мильштейн М.А. Заговор против Гитлера (20 июля 1944 гоода). М., 1962; Бланк A.C. Коммунистическая партия Германии в борьбе против фашистской диктатуры (1933-1945). М., 1964; Ерин М.Е. Па